Язык художественного текста как объект философского анализа: на материале творчества В.В. Набокова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Черкунова, Евгения Викторовна

  • Черкунова, Евгения Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 140
Черкунова, Евгения Викторовна. Язык художественного текста как объект философского анализа: на материале творчества В.В. Набокова: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Москва. 2009. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Черкунова, Евгения Викторовна

ВведениеЗ

Глава I Филое ение языка художвенных произведений В.В.Набокова

1.1 Язык, филфия языка, художвенный те: ение данных понятий как задающих проблемное поле ледования

1.2 Значение филого анализа языка художвенных произведений В.В.Набокова для гуманитарного познания

1.3 Литературно-филие взгляды В.В.Набокова

Глава II Проза В.В.Набокова в контеевременных лингвофилих направлений

2.1 Филфия имени в теах птеля

2.2 Идеи диалогичой филфии и произведения В.В.Набокова

2.3 Понимание языковой лични птеля в контее герменевтичой филфии и пмодернизма

2.4 Деятельннаящнь языка

2.5 По идеального языка

2.6 Язык как игровое прраво

2.7 Алфавитныймволизм и пижение вей реальни через знаки языка

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Язык художественного текста как объект философского анализа: на материале творчества В.В. Набокова»

Актуальность темы исследования. Актуальность и значимость данного исследования определяется, в первую очередь, ролью и местом философии языка в философии и культуре в целом. Так, с точки зрения крупнейших современных философов, в западной философии XX века «язык стал общим (а иногда и единственным) предметом устремлений почти для всех школ и дисциплин» (К.-О. Апель). В то же время в современных отечественных философских исследованиях проблематика языка занимает очень скромное место, и можно с полным основанием утверждать, что «лингвистический поворот», осуществленный в западной философии, почти не коснулся отечественной философии.

Дополнительный импульс философские исследования языка получают при обращении к художественным текстам. Сама специфика подобного рода текстов (образность, метафоричность, полисемантичность) позволяет, с одной стороны, расширить границы исследования философии языка, с другой, - осмыслить лингвистические феномены с новых точек зрения, позволяя погрузить их в такую проблематику, как обсуждение возможности существования идеального языка, трактовки языка как игрового пространства, соотношения языка и действительности, языка и сознания, особенностей языковой картины мира, сущности слова и буквенных знаков и т.п. Современная философия языка в целом выявляет тенденцию к постижению роли языка в универсуме, к созданию интегративного образа языка и переосмыслению его роли в познании мира и человека. Важно отметить, что в XX веке, в связи с развитием науки, происходит переворот в социокультурном познании, оформляется философия языка как отдельная исследовательская область, меняется взгляд на природу знания и сознания, а, следовательно, и на языковые процессы, на сущность мира деятельности человека. «Бытие духа человека» (Г.Гадамер) — языки, тексты, символы, знаковые системы вообще, - начинает осмысливаться с новых позиций синтеза, универсализма, полисемантичности, вариативности, нелинейности. Размываются границы наук, меняются формы и методы познания, при этом особое внимание уделяется принципу бессознательного, интуитивного в мышлении, по-новому разрабатываются и осмысливаются понятия «архетипа», «концепта», «реальности». В научных и философских представлениях эпохи «действительный мир» перестает занимать главенствующее положение, а в поэтике все большую роль начинает играть семантика возможных миров (ирреальные модальности — фантастика, сны), в то время как действительность осмысливается как «совокупность языковых игр» (Л.Витгенштейн). Речь начинает пониматься не как рефлексия над реальностью, но как взаимодействие с ней, как «форма жизни». Современный образ мира предполагает тесное переплетение вымысла и реальности, а наиболее фундаментальная оппозиция «текст — действительный мир» характеризуется смещением границ в ней в сторону первичности сознания, вымысла, иллюзии.

Осмысление языковых явлений в данной атмосфере получает новое развитие, а именно, особый статус получает художественно воспроизведенная реальность, литература, которая становится объектом изучения не только филологии, но также философии языка, культурологии, метапоэтики, лингвопоэтики, теоретической поэтики, семиотики, лингвистической и философской прагматики. В связи с этим, особое значение приобретает философский анализ языка в художественных текстах, так как он помогает раскрыть те смыслы, которые могут быть недоступны при других видах исследования. Философский анализ позволяет рассмотреть не только отдельные моменты «жизни» языка в тексте (сфера концептов, символов, метафор, именований и др.), но также представить язык как мир, космос, постигаемый чутким и внимательным сознанием.

Именно в таком статусе предстает язык в произведениях В.В.Набокова, которым свойственны такие качества, как семиотизация действительности, доминирующая роль языка и сознания, ориентация на лингвопоэтическое и философско-игровое восприятие мира. Все это позволяет многим современным исследователям говорить об особой актуальности произведений Набокова, образующих единую «семантическую вселенную» (А.Долинин).

Само по себе литературное произведение во все исторические эпохи привлекало к себе внимание мыслителей (филологов, философов, лингвистов). Но в наше время вопрос о его природе, о понимании его как особого духовного феномена, о статусе языка в нем особенно актуален, так как благодаря таким направлениям, как постструктурализм и постмодернизм, произошло существенное изменение привычных представлений о художественном произведении и его прочтении, что привело к потере многих критериев ценности и художественности литературного текста, обращению к общим проблемам познания без учета специфики художественного слова. Хотя у Набокова обнаруживается много общего с идеями постмодернизма (относительный характер восприятия мира, значимость художественного мышления, познание действительности в форме литературного дискурса, концепция языка-демиурга), все же назвать его «чистым» постмодернистом, на мой взгляд, нельзя, так как личность автора, художественно выверенное отношение к реальности, стремление к точности и ясности языковых форм имеют огромное значение в его творчестве. В связи с этим, исследование художественно-философской роли языка в текстах Набокова является одной из важнейших задач современной философии языка и объектом изучения данной диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. Проблемы, связанные с языком, постоянно присутствуют в тематике философских исследований. В философии языка исследуются его отдельные характеристики: знаковые, коммуникативные, логические и др. Художественно-символическая, философская сущность языка раскрывается в процессе анализа художественных текстов, что обогащает философию языка новыми смыслами и значениями. Огромный вклад в понимание сущности языка в процессе интерпретации художественного текста внесли такие русские мыслители, как С.С.Аверинцев, С.Н.Булгаков, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев,

A.А.Потебня, П.А.Флоренский, А.С.Хомяков, Г.Г.Шпет, а также русская школа символизма (А.Белый, О.Мандельштам). Среди зарубежных исследователей можно назвать В.В.Гумбольдта, М.Хайдеггера, Г.Г.Гадамера, Р.Барта, М.Фуко.

Если говорить о набоковедении, то его становление приходится на 1960-е годы, когда после публикации «Лолиты» к писателю приходит мировая слава, а в литературоведении рождается потребность изучить с позиций современной филологии творчество русского эмигранта, получившего американское гражданство. Выделенные русской эмигрантской критикой организующие начала набоковского творчества — проблемно-содержательные и формально-эстетические - заложили фундамент современной интерпретации произведений писателя, его философско-эстетической позиции. 1

Необходимым звеном, соединившим литературоведение Запада с критикой Русского Зарубежья, стала эстетическая концепция

B.Ф.Ходасевича. Его анализ технического мастерства писателя в статье «О Сирине» (1937) положил начало традиции «имманентного анализа набоковских произведений» (Г.Р.Романова).

В 1960-1970-е годы созданы существенные для понимания стиля Набокова монографии таких исследователей, как Пейдж Стегнер (Stegner 1966), Карл Проффер (Proffer 1968, 1974), Альфред Аппель (Appel, 1970), Джулия Бадер (Bader, 1972), Джесси Локрантц (Lokrantz, 1973), Джейн Грейсон (Grayson, 1977). Эти авторы обращают внимание на формальную сторону набоковского письма, подчеркивая стремление писателя к совершенству формы.

1 Романова Г.Р. Философско-эстетическая система Владимира Набокова и ее художественная реализация: период американской эмиграции. - Владивосток, 2007.

В 1980-е годы исследовательская традиция нашла плодотворное продолжение в трудах западноевропейского ученого П.Тамми. В своем фундаментальном труде «Проблемы поэтики В.В. Набокова» он высказал блестящую идею о том, что набоковский роман выявляет коренные различия между двумя ракурсами зрения — ракурсом персонажа и ракурсом автора; о противоборстве «между попыткой героя распорядиться ходом своей жизни» и «высшим порядком, который навязан автором».2

В 1990-е годы французский исследователь Морис Кутюрье (Couturier 1992, 1995, 2001) разовьет эту идею и назовет ее «тиранией автора».

К этим же теориям восходит и интерпретация Эрика Наймана (2000), рассматривающего герменевтические установки набоковского текста.

Со второй половины 1980-х годов активно складывается российское набоковедение. Отечественные литературоведы Н.Анастасьев, О.Дарк, А.Долинин, В.Ерофеев, Я.Маркович, А.Мулярчик писали о гуманистическом и трагическом содержании набоковской прозы, а их оппоненты О.Михайлов, Д.Урков, П.Кузнецов, И.Есаулов настаивали на формальном характере его произведений.

Преимущественное внимание литературоведов направлено также на изучение метафизического и философского содержания набоковских текстов, с которым соотносится игровой характер письма произведений писателя, более не рассматриваемый как самодостаточная реальность. Труды Александра Пятигорского, Эллен Пайфер, Сергея Давыдова, Б.Бойда, Д.Бартона Джонсона значительно расширили горизонты набоковедения, задав тон так называемой «глобальной интерпретации». В данной области выделяются такие аспекты, как Набоков и потусторонность (В.Е.Александров), метафизика Набокова (А.Г.Югай), Набоков в контексте философии русского постмодернизма (М.Н.Липовецкий), философское осмысление творчества и бытия Набоковым (Л.Н.Рягузова). Магдалена

2 Tammi, Pekka. Problems of Nabokov's Poetics: a Narratological Analysis. - Helsinki, 1985. - p. 136

Медарич в статье «Владимир Набоков и роман XX столетия» (1990) констатировала, что весь художественный универсум писателя и все возможные стилистические приемы, используемые в конкретном тексте, суть не что иное, как проявление одного «общего организационного принципа онтологического характера»,3 тем самым подчеркнув философичность прозы Набокова.

Философские проблемы языка в текстах писателя исследованы в гораздо меньшей степени и значительно уступают по объему чисто лингвистическим и литературоведческим работам. Однако лингвофилософские идеи Набокова освещены в большей или меньшей мере в работах таких отечественных исследователей, как Л.Н.Рягузова, Г.Р.Романова, М.Н.Липовецкий, Э.В.Пиванова, А.В.Зайко, Ю.Д.Апресян, а также зарубежных -В.Е.Александров, П.Мейер, Д.Бартон Джонсон, С.Паркер, П.Тамми. Данная ситуация позволила заметить Л.Н.Рягузовой, что на сегодняшний день «ощущается недостаток в исследованиях творчества Набокова в современной системе понятий - культурологии, метапоэтики и философии языка».4

В значительной степени в данной диссертационной работе мы учитываем взгляды М.Хайдеггера на сущность и природу поэтического языка как проводника в мир истины.

В обосновании поставленной проблемы большую помощь оказали работы отечественных и зарубежных философов, лингвистов и литературоведов, рассматривающих вопросы философии языка и гуманитарного познания в целом: А.А.Потебня, А.Ф.Лосев, П.А.Флоренский, Ю.Д.Апресян, М.Ю.Лотман, М.М.Бахтин, Л.А.Микешина, Г.Маргвелашвили, В.Гумбольдт, Г.Г.Гадамер, Р.Барт, Ж.-П.Сартр.

3 Медарич М. Владимир Набоков и роман XX столетия // Набоков В.В. Pro et Contra. - СПб.: РХГИ, 1997. Т. I. — с.473

4 Рягузова Л.Н. Концептуализированная сфера «творчество» в художественной системе В.В.Набокова. — Краснодар: Куб. гос. ун-т, 2000. - с. 4

Однако вопрос о философской сущности языка в художественных текстах Набокова разработан еще недостаточно полно, что и побудило нас обратиться к данной проблеме.

Целью данной диссертационной работы является исследование художественных текстов В.В.Набокова сквозь призму философии языка.

В соответствии с поставленной целью в ходе нашего исследования предполагается решение следующих задач: ввести основные понятия, задающие проблемное поле исследования, такие, как «язык», «философия языка», «художественный текст», «художественное творчество»;

- обосновать сам выбор художественного творчества В.Набокова в качестве объекта исследования;

- выявить концепции и подходы в философии языка, адекватные для анализа выраженных в художественных произведениях В.Набокова взглядов на сущность языка;

- дать анализ литературно-философских взглядов В.В.Набокова и определить основные составляющие его художественного мира; определить значение философского рассмотрения языка в художественных текстах В.В.Набокова для гуманитарного познания.

Основное положение, выносимое на защиту: язык является объектом философской рефлексии В.В.Набокова, и его языковая картина мира коррелирует со многими положениями экзистенциально-герменевтической философии языка.

Теоретико-методологической основой исследования является экзистенциально-герменевтическое направление в философии языка. Также были учтены современные методологические подходы к гуманитарному исследованию: диалектический метод как способ обнаружения противоречивости бытия языка в произведениях Набокова, герменевтический метод (анализ текстов Набокова с целью выявления их философского содержания), принцип единства исторического, литературоведческого, лингвистического, логического и философского анализов, сопоставительный метод для выявления интеллектуальных пересечений языкового мира Набокова и многих направлений экзистенциально-герменевтической философии языка.

Теоретической базой исследования также послужили идеи и концептуальные положения многих отечественных и зарубежных философов, лингвистов и литературоведов, рассматривающих вопросы философии языка и гуманитарного познания в целом: А.А.Потебня, А.Ф.Лосев, П.А.Флоренский, Ю.Д.Апресян, М.Ю.Лотман, М.М.Бахтин, Л.А.Микешина, Г.Маргвелашвили, В.Гумбольдт, М.Хайдеггер, Г.Г.Гадамер, Р.Барт, Ж.-П.Сартр, М.Фуко, К.Апель.

Научная новизна диссертационной работы в целом определяется поставленной в ней проблемой, задана целью, задачами и значимостью их решения для научного и философского познания и образования и состоит в следующем:

• обоснована плодотворность рассмотрения художественных произведений В.Набокова с точки зрения философии языка, выявлены «узловые» ракурсы такого рассмотрения, показано, что язык - один из главных «персонажей» произведений В.Набокова, а рефлексия над языком - одна из отличительных черт творчества В.Набокова;

• показано, что наиболее адекватными для анализа художественного творчества писателя являются идеи, сложившиеся в рамках экзистенциально-герменевтического направления в философии языка;

• на основе анализа художественных произведений В.Набокова обоснован тезис о наличии у него своеобразной собственной концепции философии языка, представлена ее целостная картина как состоящая из следующих взаимодействующих и пересекающихся «сегментов»: идей философии имени; диалогической философии; герменевтической философии и постмодернизма; подчеркивания деятельностной сущности языка; поиска идеального языка; осмысления языка как игрового пространства; выявления роли алфавитного символизма; языковых знаков для постижения высшей реальности;

• раскрыто значение философского исследования языка художественного текста не только для философии языка, но и для философии текста и для самой философии в целом (познание мира через текст, обнаружение новых уровней реальности через язык — метафизической, игровой, иллюзорной, раскрытие экзистенциальной сущности бытия через языковые знаки).

• выявлены особенности языковой личности писателя, имеющие значение для концепции данной работы;

• Введены в научный оборот иностранные источники в оригинальном авторском переводе (произведения самого В.Набокова, а также критические работы, посвященные его творчеству, Д.Бартона Джонсона, С.Паркера, С.Блэкуэлла).

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы как методологическая основа при разработке проблем истории философии, философии языка, философии текста, философии гуманитарных наук, литературоведения, лингвистики, культурологии, теории перевода и коммуникации.

Практическое значение работы. Результаты диссертационной работы могут быть использованы в дальнейшей разработке проблем языка в научной и образовательной деятельности, что поможет лучше понять природу этих сфер и их взаимосвязь. Положения и выводы, полученные в диссертационной работе, применимы в преподавании философии языка, философии текста, философии гуманитарных наук, многих филологических дисциплин, теории перевода и коммуникации, в работе научно-практических семинаров вузов.

Апробация исследования проводилась в виде научных докладов на конференциях в Институте философии РАН (март 2007 г.), в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» (январь 2008), в Московском педагогическом государственном университете март 2008 и 2009 гг.), а также в виде выступлений на научных семинарах по философии и проведении научно-практического семинара со студентами-филологами пятого курса по теме данной диссертации (апрель 2009 г.). Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры философии Московского педагогического государственного университета. За это время по теме диссертации было опубликовано 4 статьи и 1 публикация с тезисами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Черкунова, Евгения Викторовна

Заключение

Язык является особым всепроникающим и фундаментальным компонентом художественного творчества. Осуществляя мыслеоформляющую, коммуникативную, смыслообразующую, художественную, философско-символическую функции, он предстает как основное условие глубинной интерпретации текста и познания внутреннего мира автора. Смысл слова в художественном произведении никогда не ограничен его прямым номинативно-предметным значением, но наполняется новыми, иными смыслами и оттенками, что позволяет раскрыть глубинные свойства языка, максимально использовать его богатейший потенциал. Именно поэтому обращение философии к языку художественных текстов является плодотворным для развития не только философии языка, но и филологии, лингвистики, текстологии, культурологии. Многозначность,

полисемантичность, образность, эмоциональная выразительность,

метафоризация, способность нести в себе разнообразные философские смыслы - все это свойства художественного слова, которые лишь подтверждают необходимость и актуальность языковой интерпретации. Эта языковая интерпретация может осуществляться как читателем, так и самим автором - и в последнем случае мы можем говорить о так называемой языковой рефлексии, когда писатель не только использует языковые знаки для передачи смысла, но также рефлексирует над ними, переосмысляет лингвистические правила, термины, понятия и тем самым творит свою философию языка. Именно таким писателем и предстает В.Набоков, который выступает аналитиком и философствующим «обозревателем» своего собственного языка. Звук, буква, слово, предложение — все у писателя подвержено строгому и выверенному анализу в целях создания идеального художественного языка, который бы смог передать тончайшие смысловые оттенки, игру и полет мысли автора, его сложный внутренний мир. Отношение Набокова к искусству слова можно соотнести с высказыванием Л.Витгенштейна о том, что понимание литературного произведения - это не

«душевный процесс», а действие по правилу.238 То есть сам Набоков стремился к созданию таких словоупотреблений в своих произведениях, которые бы привели к точному и верному пониманию смысла, к максимальному раскрытию возможностей языка (игровых, описательных, эстетических, смыслотворческих, философско-символических). Основная задача художественного произведения — это преобразование слова в Слово, «которое принадлежит самой вещи, так что сама вещь приобретает

голос в этом слове» - и с этой задачей блестяще справился Набоков, представив слово не просто как знак, но как «дом бытия» и духа, как средоточие смысла и художественный микрокосм.

Именно через это представление и открывается связь писателя с учениями многих философов, излагавших свои взгляды о языке: А.А.Потебня,

A.Ф.Лосев, П.А.Флоренский — с ними Набоков связан философией имени, взглядом на имя как воплощение сущности вещи и истины бытия;

B.Гумбольдт близок писателю через концепцию энергийности языка, его безграничного творческого потенциала; М.Хайдеггер писал о высшей стадии развития языка - языке поэзии, литературы, - и Набоков также считал поэтический язык проводником в мир истины и вершиной творческого гения; философы-диалогисты говорили о диалогичности языка и сознания и Набоков вслед за ними также утверждает взаимонаправленность творческого процесса, его устремленность на восприятие другой личностью; Л.Витгенштейн создал концепцию «языковых игр», через которую можно рассмотреть и разнообразные игры словами, и типы словоупотреблений Набокова; и, наконец, мысль Р.Барта о том, что текст и жизнь — это одно целое также находит свои параллели в произведениях писателя. Конечно, Набоков прямо нигде не формулирует в своих трудах (в том числе и критико-литературных) взглядов на связь с данными философами, но само созданное

238 Витгенштейн Л. Философские работы. - М., 1994.

239 Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М.: Прогресс, 1960.

им языковое пространство указывает на внутреннее родство с идеями различных лингвофилософских учений.

В результате нами были выделены общие черты, объединяющие лингвофилософскую концепцию писателя с экзистенциально-герменевтическим направлением в философии языка и с некоторыми идеями постмодернизма.

В процессе исследования были выявлены существенные и глубинные проблемы языка, раскрывающиеся при философской интерпретации художественных текстов В.В.Набокова: язык и сознание, язык и реальность, язык как игровая деятельность, возможность существования идеального языка, язык как способ постижения истины, формы инобытия языка. Новый взгляд на данные актуальные проблемы возможен через призму творческого, художественного языка, который способен расширить горизонты исследования философии.

Язык предстает в произведениях Набокова как самостоятельный универсум, как пространство смыслов и уникальная среда, которая творит новые смыслы и является постоянным объектом рефлексии автора. Те качества и свойства языка, которые остаются незамеченными при многих видах анализа, раскрываются в процессе философского осмысления данного феномена, так как это позволяет представить язык как законченное произведение искусства, как целостное явление, в котором важны не только знаки сами по себе, их структура и функции, но также их философско-символическое наполнение. Подобное восприятие и исследование языка является важным в развитии многих гуманитарных дисциплин и представляет огромную значимость для трудов филологов, философов, лингвистов, культурологов. Философский аспект языка, связанный с проблемой перевода с одного языка на другой и также освещенный частично в нашей работе, на сегодняшний день является особенно актуальным и может внести свой вклад в исследования специалистов по межкультурной коммуникации, в работу переводчиков.

В заключение мы заметим, что все отношение Набокова к языку можно выразить в одной фразе из его романа "Speak, Memory", вобравшей в себя суть философии языка писателя: "How small the cosmos (a kangaroo's pouch would hold it), how paltry and puny in comparison to human consciousness, to a single individual recollection, and its expression in words!"(«Как же мал космос (он бы вполне уместился в сумку кенгуру), как ничтожен, в сравнении с человеческим сознанием, с единственным индивидуальным воспоминанием и его выражением в словах:!»). 240

240 Цит по: Parker S.J. Understanding Vladimir Nabokov. - USA, 1987. - p. 153

Список основной литературы

1. Аверин Б. Гений тотального воспоминания // Звезда. — 1999 - №4. -с.158-163.

2. Агафонов Е.А. Контекстуально-игровой и коммуникативный подходы в философии языка. Дис.канд.филос.наук. - М., 2006. - 129с.

3. Агуреева Е.В. Языковое моделирование пространства в романах В.В.Набокова. Дис.канд.филол.наук. — Кемерово, 2006. — 176с.

4. Александров В.Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика. - СПб: Алетейя, 1999. - 320с.

5. Алефиренко Н.Ф. Поэтическая энергия слова. Синергетика языка, сознания и культуры. - М.: Academia, 2002. — 394с.

6. Анастасьев Н.А. Владимир Набоков. Одинокий король. - М.: Центрполиграф, 2002. - 525с.

7. Андреев Ю.А. Оценка современного произведения // Анализ литературного произведения. - JL: Наука, 1976. — с.89-109.

8. Антипов Г.А. Текст как явление культуры. - Новосибирск: Наука, 1989. - 197с.

9. Античные теории языка и стиля (антология текстов). — СПб: Алетейя, 1996.-362с.

10. Апель К. Трансформация философии. - М.: Логос, 2001 - 344с.

11. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Интегральное описание языка и системная лексикография. Т.2. — М.: Языки русской культуры, 1995. — 767с.

12. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. - М.: Языки русской культуры. -1999.-896с.

13. Арьев А. И сны, и явь // Звезда. - № 4. - 1999. - с.204-214.

14. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. — М., 1997. - с.267-279.

15. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. - М.: Прогресс, 1989. -615с.

16. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. — М.: Художественная литература, 1986. - 541с.

17. Бахтин М.М. Собр. соч. в 7 тт. Т.5. -М.: Русские словари, 1996 — 731с.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1986. -445с.

19. Белый А. Магия слов // Белый А. Философия от античности до современности [электронный ресурс] /Direct Media — М.: Berlin, 2001. -CD-ROM. -с.131-142

20. Белый А. Мысль и язык (философия А.А.Потебни) // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Книга 2. - М.: Мусагетъ, 1910. - с.240-259.

21. Белый А. Символизм и философия культуры // Белый А. Философия от античности до современности [электронный ресурс] /Direct Media — М.: Berlin, 2001. - CD-ROM.

22. Белый А. Потебня А.А.Мысль и язык (философия языка А.А.Потебни) // Логос. Международный ежегодник по философии культуры. Кн.2. -М.,1910.-с. 240-258.

23. Берберова Н. Набоков и его «Лолита»// В.В.Набоков. Pro et Contra. -СПб.: изд-во РХГИ, 1997. - с.284-308.

24. Беседа Владимира Набокова с Пьером Домергом // Звезда. - №11. — 1996. — с.56-64.

25. Битов А. Одноклассники. К 90-летию О.В.Волкова и В.В.Набокова// Новый мир. - 1990-№5. - с.224-242.

26. Битов А. Ясность бессмертия // Новый мир. - 1990. - № 5. - с.230-242.

27. Бишоп М. Набоков в Корнельском университете // Звезда. - № 4. - 1999. -с.152-156.

28. Бло Ж. Набоков. - СПб.: Блиц, 2000. - 239с.

29. Богданова И.А. Эволюция героя и функционирование имени в контексте мифо-ритуальных аналогий // Принципы и методы исследования в

филологии. Конец XX века: Сб.статей научно-методического семинара "TEXTUS". Вып.6. - СПб. - Ставрополь, 2001. - с.251-253

30. Бойд Б. Владимир Набоков: русские годы. Биография. - СПб.: Симпозиум, 2001. - 695с.

31. Борухов Б.Л. Онтология художественного текста // Художественный текст: онтология и интерпретация. Сб.статей. — Саратов: СГПИ им.К.А.Федина, 1992. - с.4-15.

32. Бубер М. Я и Ты. - М.: Наука, 1982. - 336с.

33. Будагов Р.А. Язык — реальность — язык. — М.: Наука, 1983. — 262с.

34. Букс Н. Эшафот в хрустальном дворце. - М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 199с.

35. Булгаков С.Н. Философия имени. - СПб.: Наука, 1998. - 446с.

36. Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры. - М.: Современник, 1980.-334с.

37. Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблема понимания. - М.: Наука, 1986.- 134с.

38. Васильев Л.М. Современная лингвистическая семантика. — М.: Высшая школа, 1990.- 175с.

39. Вахрушев В. О словесных играх Владимира Набокова // Дон. - 1997. -№10. - с.243-252.

40. Вежбицкая А. Понимание культур через посредство ключевых слов. — М.: Язык славянской культуры, 2001. - 287с.

41. Виноградов В.В. О языке художественной прозы. - М.: Наука, 1980. -360с.

42. Виролайнен М.Н. Англоязычие Набокова как феномен русской словесности // Revue des Etudes Slaves. Paris, 2000. V. 72. № 3-4. - P. 505512.

43. Виролайнен М.Н. Мимикрия речи («Евгений Онегин» А.С.Пушкина и «Ада» В.В.Набокова) // М.Виролайнен. Речь и молчание: Сюжеты и мифы русской словесности. - СПб.: Амфора, 2003. - С. 385-415

44. Виролайнен М.Н.Уход из речи, или Утрата как обретение // Парадоксы русской литературы: Сб. статей. СПб.: Инапресс, 2001. - С. 105-116

45. Витгенштейн JI. Избранные работы. - М.: Гнозис,1994. — 440 с.

46. Витгенштейн JI. Логико-философский трактат с параллельным философско-семиотическим комментарием // Логос. — Вып.8 — с.68-87.

47. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. — М.: Гнозис, 1994. — 612с.

48. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991 - 367с.

49. Гадамер Г.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1960. - 704с.

50. Гайденко П.П. Искусство и бытие: М.Хайдеггер о сущности художественного произведения // Философия, религия, культура: Критический анализ современной буржуазной философии. — М.: Наука, 1982.- 188-212.

51. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. — М.: Республика, 1997. -495с.

52. Гаспаров М.Л. Художественный мир писателя. Тезаурус формальный и тезаурус функциональный // Проблемы структурной линвистики. - М., 1988. - с.125-137.

53. Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов Л.Витгенштейна. -М.: Изд-во Московского университета, 1985. - 172с.

54. Грякалов А. А. Письмо и событие. Эстетическая топография современности. - СПб.: Наука, 2004. - 484с.

55. Гумбольдт В. О различии в строении человеческого языка и его влиянии на духовное развитие человеческого рода // Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. Часть I. — М., 1960. С. 85-105

56. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. - М.: Прогресс, 1984.-397с.

57. Гумбольдт В. фон. Язык и философия культуры. — М.: Прогресс, 1985. — 450с.

58. Гурболикова О.А. Тайна Владимира Набокова. Процесс осмысления: Библиографические очерки. - М.: РГБ, 1995. — 249с.

59. Серл Д. Открывая сознание заново. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 256с.

60. Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М., 1989. - 312с.

61. Демидов Д.Б. Феномены человеческого бытия. — Минск: Эконом-пресс, 1999.

62. Деррида Ж. Письмо и различие. - М.: АкадемПроект, 2000. — 494с.

63. Дильтей В. Собрание сочинений в шести томах. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2000.

64. Долинин А. Доклады Владимира Набокова в Берлинском литературном кружке (из рукописных материалов 20-х годов) // Звезда. - № 4. - 1999. -с.7-12.

65. Долинин А. Истинная жизнь писателя Сирина: Работы о Набокове. -СПб., 2004. - 400с.

66. Донских В.А. Происхождение языка как философская проблема. -Новосибирск: Наука, 1980. - 286с.

67. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиоссоциопсихологии. — М.: Наука, 1984. -268с.

68. Забияко А.А. Синэстезия: метаморфозы художественной образности. Научное издание. — Благовещенск, 2004.

69. Задорнова В.Я. Восприятие и интерпретация художественного текста: Учебное пособие. -М.: Высшая школа, 1984. — 152с.

70. Зайко А.В. Языковые игры: социально-философский смысл. Дис. канд.филос.наук. - СПб, 2005. - 170с.

71. Зайцева З.Н. Мартин Хайдеггер: язык и время // М.Хайдеггер: Разговор на проселочной дороге. - М.: Высшая школа, 1991. - с. 159-177.

72. Заманская В.В. Русская литература первой трети XX века: Проблема экзистенциального сознания. — Екатеринбург: МГПИ, 1996. — 409с.

73. Зарубежная эстетика и теория литературы XIX - XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. - М., 1987. - 51 Ос.

74. Зверев A.M. Набоков. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 453с.

75. Злочевская А.В. Художественный мир Владимира Набокова и русская литература XIX века. - М.: Изд-во МГУ, 2002. - 186с.

76. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. - М.: Изд-во РУДН, 2003.

77. Иванов В.В. Заветы символизма // Три века русской метапоэтики: Легитимация дискурса. Антология в 4-х тт. Т.2. — Ставрополь: СГУ, 2004. - 883с.

78. Иванов В.В. Семантика возможных миров и филология // Проблемы структурной лингвистики. — М., 1982.

79. Из интервью Бернару Пиво на французском телевидении. 1975 // Звезда.

• № 4. - 1999. — с.48-55.

80. Ильин И.П. Постмодернизм: Словарь терминов. - М.: INTRADA, 2001. -384с.

81. Интервью Альфреду Аппелю, сентябрь 1966 // В.Набоков. Собр.соч. американского периода. — СПБ.: Симпозиум, 1997. — с.589-621.

82. Интервью с Анн Герен, 1959г. // Набоков о Набокове и прочем. Интервью, рецензии, эссе. — М.: Независимая газета, 2002. — с.82-83.

83. Эстетика Иммануила Канта и современность. — М.: Знание, 1991 - 61с.

84. Карасев Л. Вещество литературы. — М.: Языки славянской литературы, 2001.-400с.

85. Караулов Ю.Н. Ассоциативный анализ: новый подход к интерпретации художественного текста // Материалы IX Конгресса МАПРЯЛ. -Братислава, 1999. - с.151-186.

86. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Наука, 1987. -261с.

87. Киктев М.С. Хлебниковская «Азбука» в контексте революции и гражданской войны // Хлебниковские чтения. Материалы конференции 27-29 ноября 1990 г. - СПб., 1991.- с. 15-40

88. Ковтун А. К вопросу о методе Владимира Набокова в эссе «Лекции по русской литературе» // Проблемы и методы исследования в филологии: конец XX века. Сб.статей научно-методического семинара "Textus". Вып.6 - СПб. - Ставрополь: СГУ, 2001. - с.545-549.

89. Козлова М.С. Философия и язык: Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX в. - М.: Мысль, 1972. — 254с.

90. Конев В.А., Лехциер К.Л. Знак: игра и современность. Сб.статей. -Самара, 2002

91. Конюхова Т.В. Прочтение текста: социально-философский анализ. Дис.канд.филос.н. - Томск, 2005. - 145с.

92. Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог, роман // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 1995. - № 1. - с.97-124.

93. Крымский набоковский научный сборник. Вып. 1-2. — Симферополь, 2001.-209с.

94. Кузнецов В.П. Герменевтика и гуманитарное познание. - М.: МГУ, 1991.- 191с.

95. Кузьмина С.Ф. В поисках традиции: Пушкин — Мандельштам — Набоков. - Минск, 2000. - 173с.

96. Куссе X. Семиотические концепции имяславия и философии имени// Исследования по истории русской мысли. - М., 2007. - 624с.

97. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам»// От Я к Другому: сборник переводов по проблемам интерсубъективности, коммуникации, диалога. - Минск, 1997.

98. Лакан, Жак. Функция и поле речи языка в психоанализе. — М.:Гнозис, 1995.- 101с.

99. Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры, 1998. — 824с.

100. Левинтон Г.А. Набоков. Конференция в Таллинне // Звезда. - № 4. -1999. - с.229-235.

101. Линецкий В. «Анти-Бахтин» - лучшая книга о Владимире Набокове. -СПб.: Типография им. Котлякова, 1994. - 216с.

102. Липовецкий М.Н. Русский постмодернизм (Очерки исторической поэтики): Монография. — Екатеринбург, УГПУ, 1997. — 317с.

103. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: Антология. — М., 1997. - с.280-287.

104. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. — СПб., 1999.-192с.

105. Логический анализ языка, языки пространств. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 448с.

106. Лосев А.Ф. Бытие. Имя. Космос. - М.: Мысль, 1993. - 958с.

107. Лосев А.Ф. Конспект лекций по эстетике Нового времени; классицизм. // Литературная учеба. - Книга 4. — 1990. — с. 139-150.

108. Лосев А.Ф. Философия имени. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 269с.

109. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст — семиосфера -история. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 464с.

110. Лотман Ю.М. Литературоведение должно быть наукой // Лотман Ю.М. О русской литературе. - СПб., 1997. - с.756-765.

111. Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. - СПб.: Искусство, 2001. - 848с.

112. М.М.Бахтин как философ. - М.: Наука, 1992. - 256с.

113. Макаров М.П. Основы теории дискурса. - М.: Гнозис, 2003. - 277с.

114. Маликова М., Трезьяк Д. Сквозняк из прошлого // Звезда. - № 4. - 1999. - с.81-92.

115. Мандельштам О. Соч.: В 2 т. Т.1. - М.: Художественная литература, 1990.-637с.

116. Маргвелашвили Г. Труды. - Тбилиси, 1999. т.5. - 363с.

117. Марков B.JI. О свободе в поэзии: Статьи, эссе, разное. - СПб.: Изд-во Чернышева, 1994. - 366с.

118. Медарич М. Владимир Набоков и роман XX столетия // Набоков В.В. Pro et Contra. - СПб.: РХГИ, 1997. Т.1. - с.454-475.

119. Мейер П. Найдите, что спрятал матрос: «Бледный огонь» Владимира Набокова. - М.: Новое литературное обозрение, 2007. - 311с.

120. Микешина JI.A. Философия науки: Учебное пособие. — М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2006. — 439с.

121. Минералов Ю.И. Философия литературного творчества // Синтез в русской и мировой художественной культуре. - М., 2002. — с.4-10.

122. Миронова И.Б. Символика древних славянских букв // Кирилло-Мефодиевские чтения. — Самара, 1991.

123. Митганг Г. Владимир Набоков // Звезда. - № 4. - 1999. - с.55-57

124. Михайлов А. Литература и философия языка // Логос. - № 8. - 1996. — с.52-69.

125. Млечко А.В. Игра, метатекст, трикстер: Пародия в «русских» романах В.В.Набокова. - Волгоград: ВГУ, 2000. - 188с.

126. Морошкин М.О. О фамильных именах у нынешних европейских народов. - СПб., 1867. - 38с.

127. Мулярчик А.С. Русская проза Владимира Набокова. — М.: изд-во Московского университета, 1997. — 144с.

128. Набоков В. Письма к Глебу Струве. Публикация Е.Б.Белодубровского// Звезда. - № 4. - 1999. - с.23-43.

129. Набоков В. Подлинная жизнь Себастьяна Найта // Набоков В. Bend Sinister: Романы. - СПб.: Северо-Запад, 1993. - 525с.

130. Набоков В. Рассказы. Приглашение на казнь. Роман. Эссе, интервью, рецензии. -М.: Книга, 1989. - 528с.

131. Набоков В. Собр.соч. американского периода: в 5 тт. — СПб.: Симпозиум, 1997. - Т.1 - 605с., т.2 - 670с., т.З - 700с., т.4 - 666с., т.5 -698с.

132. Набоков В. Собр.соч. русского периода в 5 тт. - СПб.: Симпозиум, 1999. Т.1 - 832с., т.2 - 784с., т.З - 848с., т.4 - 784с., т.5 - 832с.

133. Набоков В.В. Бледный огонь: Роман, рассказы. — Свердловск: Независимое изд. предприятие, 1991. — 350с.

134. Набоков В.В. Дар: Роман. -М., 1990. -347с.

135. Набоков В.В. Искусство литературы и здравый смысл// В.Набоков. Лекции по зарубежной литературе. — М.: Независимая газета, 1998. — с.465-476

136. Набоков В.В. Комментарии к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» // http: // alarmablin.ru / nabokovroman.php

137. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. - СПб.: Независимая газета 2000.-512с.

138. Набоков В.В. Лекции по русской литературе. - М.: Независимая газета, 1999.-440с.

139. Набоков В.В. Лолита // Собр.соч. в 4-х тт. Т.5 (доп.). - М.: Правда, 1992. -334с.

140. Набоков В.В. Лолита. Ада, или Эротиада. - М.: ACT, 2005. - 870с.

141. Набоков В.В. Машенька. Лолита. - Волгоград: Ниж.- Волж. кн. изд-во, 1990.-398с.

142. Набоков В.В. Машенька: Романы. -М.: Эксмо-Пресс, 1999. - 702с.

143. Набоков В.В. О хороших читателях и хороших писателях// Набоков В.В Лекции по зарубежной литературе. М.: Независимая газета, 2000. — с.23-29

144. Набоков В.В. Память, говори// Собр.соч. в 5 тт. - СПб.: Симпозиум, 1999, т.5. - с.698с.

145. Набоков В.В. Смех и мечты // Звезда - 1996. - №11. - с.42-44.

146. Набоков В.В. Смотри на арлекинов! // Собр.соч. в 5тт. Т.5. - СПб.: Симпозиум, 1999. — 698с.

147. Набоков В.В. Собр. соч. в 4тт. - М.: Правда, 1990. Т.1 - 416с., т.2 -448с., т.З - 480с., т.4 - 480с.

148. Набоков о Набокове и прочем. Интервью, рецензии, эссе. — М.: Независимая газета, 2002. — 704с.

149. Набокова В. Предисловие к сборнику: Набоков В. «Стихи» (1979) // В.В.Набоков. Pro et Contra. - СПб.: изд-во РХГИ, 1997. - с.348-349.

150. Набоковский вестник. Петербургские чтения. К 100-летию со дня рождения В.В.Набокова. Вып.4. - СПб.: Дорн, 1999. - 206с.

151. Набоковский сборник. Искусство как прием. - Калининград: изд-во КГУ, 2001.-169с.

152. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. - М.: Прогресс, 1993. - 262с.

153. Неваленная Т.А. Поэтика имени в творчестве В.В.Набокова. Дис.канд.филол.н. - Благовещенск, 2006. - 157с.

154. Олтер Р. Эротиада Набокова // Классик без ретуши. — М., 2000

155. Ортега-и-Гассет X. Избранное. - М.: Весь мир, 1997. — 700с.

156. Парамонов Б. Египтянин Набоков // Звезда. - № 4. - 1999. — с.214-219.

157. Петров М.К. Язык, знак, культура. - М.: Наука, 1991. - 328с.

158. Ливанова Э.В. Лингвистические основы гармонии и гармонической организации художественного текста в метапоэтике В.Набокова. Дис. канд.фил.наук. - Ставрополь, 2007. - 233с.

159. Письма В.В.Набокова к Гессенам. Публикация, вступительная заметка и примечания В.Ю.Гессена // Звезда. - № 4. - 1999. - с.42-46.

160. Платон. Собр.соч. в 4-х тт. Т.1. - М.: Мысль, 1990. - 860с.

161. Подорога В.А.Выражение и смысл. - М.: Ad Marginem, 1995. - 426с.

162. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. - М.: Изд-во МГУ, 1965. -360с.

163. ПотебняА.А. Слово и миф. - М.: Правда, 1989. - 623с.

164. Пурин А. Набоков и Евтерпа // Новый мир. - № 2. - 1993. - с.224-241.

165. Рахманкулова Н.Ф. Роль языка как средства общения и фактора формирования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 95с.

166. Розеншток-Хюсси О. Речь и действительность. — М.: Лабиринт, 1994. -210с.

167. Романова Г.Р. Философско-эстетическая система Владимира Набокова и ее художественная реализация: период американской эмиграции. Дис.д.филол.н. - Владивосток, 2007. - 422с.

168. Руднев В.П. Морфология реальности: Исследование по «философии текста». — М.: Гнозис, 1996. - 207с.

169. Руднев В.П. Прочь от реальности: исследования по философии текста. — М.: Аграф, 2000. - 429с.

170. Рягузова Л.Н. Концептуализированная сфера «творчество» в художественной системе В.В.Набокова. - Краснодар, 2000. - 184с.

171. Рягузова Л.Н. Система эстетических и теоретико-литературных понятий В.В.Набокова: понятийно-терминологический словарь. - Краснодар: Куб.гос.ун-т, 2001. - 140с.

172. Рягузова Л.Н. Субстанциально-мифологические представления как элементы поэтического мира В.Набокова. — Краснодар: КГУ, 2006. — 91с.

173. Сартр Ж.-П. Что такое литература? - СПб: Алетейя, 2000. - 466с.

174. Семенова С. Два полюса русского экзистенциального сознания. Проза Георгия Иванова и Владимира Набокова-Сирина // Новый мир. - 1999 -№9.-с. 183-205.

175. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. - М.: Прогресс, 1993. - 655с.

176. Серл Д. Открывая сознание заново. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 256с.

177. Смирнов И.П. Философия в «Отчаянии» // Звезда. - № 4. - 1999. - с. 173184.

178. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. - М.: Наука, 1977. - 256с.

179. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языка. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. - М.: Наука, 1985. — 335с.

180. Сулименко Н.Е. О соотношении стилистических и эстетических качеств слова в тексте // Семантические и эстетические модификации слов в тексте. Межвузовский сборник научных трудов. — Л., 1988. — с. 10-27

181. Тинякова Е.А. Философский аспект рассмотрения языка. — Курск: КГПУ, 1999.-205с.

182. Три интервью с Владимиром Набоковым // Иностранная литература -1995-№11.-с.233-248.

183. Тынянов Ю.Н. История литературы. Критика. — СПб.: Азбука-классика, 2001.-504с.

184. Уортман Р. Воспоминания о Владимире Набокове // Звезда. - № 4. — 1999. - с.156-158.

185. Уфимцева А.А. Типы словесных знаков. - М.: Едиториал УРСС, 2004. -208с.

186. Философия Мартина Хайдеггера и современность. - М.: Наука, 1991. -253с.

187. Философия языка: в границах и вне границ. Международная серия монографий. Т.1. - Харьков: «Око», 1993. - 192с.; Т.2. - Харьков «Око», 1994.- 176с.

188. Флоренский П.А. Имена. - М.: Эксмо-Пресс, 1998. - 909с.

189. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии // Трубецкова Е.Г. Изменение концепции пространства в контексте романа «Мастер и Маргарита»: синергетический подход// Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. — с.270

190. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: ПравдаД990. - 490с.

191. Флоренский П.А. У водоразделов мысли // Флоренский П.А. Собр. соч. в 2-х тт. Т.2. - М.: Прогресс, 1990. - 446с.

192. Флоренский П.А. Имена // Опыты: Литературно-философский сборник. -М., 1990. - с.351-412.

193. Фонякова О.И. Имя собственное в художественном тексте. — Л., 1990. — 104с.

194. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. - М.: Эксмо, 2006. - 959с.Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. — М.: Прогресс, 1977. — 488с.

195. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. - СПб: Наука, 2000. - 377с.

196. Хайдеггер М. Путь к языку// Хайдеггер М. Время и бытие. - М.: Республика, 1993. - с.259-273.

197. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. - М.: Гнозис, 1993. -464с.

198. Хасин Г. Театр личной тайны. Русские романы В.Набокова. — М., СПб.: Летний Сад, 2001. - 188с.

199. Хейзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: Прогресс-Академия, 1992. - 464с.

200. Ходасевич В. О Сирине // Ходасевич В. Колеблемый треножник. — М.: Советский писатель, 1991. - с.458-462.

201. Художественный текст и языковая система. Сб. научных трудов. -Тверь: ТГУ, 1996.-74с.

202. Художественный текст: онтология и интерпретация. Сб.статей. -Саратов: СГПИ им.К.А.Федина, 1992. - 163с.

203. Чаковская М.С. Текст как сообщение и воздействие. - М.: Высшая школа, 1986.- 128с.

204. Чернейко Л.О. Лингво-философский анализ абстрактного имени. — М.: МГУ, 1997.-320с.

205. Чикинева Т.В. Языковая система как предмет философского анализа: онтологический и гносеологический аспекты. Дис.канд.филос.н. -Самара, 2006. - 178с.

206. Чичерин А.В. Сила поэтического слова. Статьи. Воспоминания. — М., 1985.-319с.

207. Шеллинг В.Ф. Философия искусства. — СПб.: Алетейя, 1996. — 495с.

208. Шлейермахер Ф.Д. Речи о религии к образованным людям, ее презирающим. Монологи. - СПб: Алетейя, 1994. — 333с.

209. Шпет Г.Г. Мысль и слово. - М.: РОССПЭН, 2005. - 686с.

210. Шраер М. Набоков: темы и вариации. - СПб.: Академпроект, 2000. — 374с.

211. Шубинский В. Имя короля Земблы // Звезда. - № 4. - 1999. - с.195-198.

212. Шульман М. Набоков, писатель (монография-эссе) // Постскриптум. Вып.6. - 1998. - http://nabokov.gatchina 3000.ru

213. Щерба JI.В. Избранные работы по языкознанию и фонетике. — Л.: Наука, 1958.-520с.

214. Югай А.Г. Идея «вечного возвращения» и метафизика В.Набокова. Дис. канд.филос.н. - М., 1996. - 104с.

215. Юрченко B.C. Бог, человек, слово. Лингво-философский очерк. — Саратов, 1991.-33с.

216. Юрченко B.C. Философия языка и философия языкознания. Лингвофилософские очерки. -М.: КомКнига, 2005. - 368с.

217. Язык и наука конца XX века. Сб.статей. - М.: РГГУ, 1995. - 432с.

218. Ямпольский М. О близком (Очерки немиметического зрения). - М.: Новое литературное обозрение, 2001. - 240с.

Список справочной литературы

1. ЛЭС. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — 685с.

2. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-тт. Т.2. - М.: Советская энциклопедия, 1992.— 719с.

3. Новая философская энциклопедия. - М.: Мысль, 2001, т.4. — 606с.

4. Словарь лингвистических терминов. — М.: Едиториал УРСС, 2004. — 576с.

5. Современный философский словарь. -М.: АкадемПроект, 2004. - 861с.

6. Энциклопедический словарь И.А.Андреевского. — СПб.: Брокгауз и Ефрон, 1890. Т.2.-946с.

Список иностранных источников

1. Barton Johnson D. Worlds in Regression: Some Novels of Vladimir Nabokov. -Ardis: Ann Arbor, 1985. - 223p.

2. Barton Johnson D. The Alpha and Omega of Nabokov's Prison-House of Language. Alphabetic Iconicism in "Invitation to a Beheading"// Russian Literature (Amsterdam), 1978. - № 6. - p.347-363.

3. Blackwell S.H. Nabokov, Mach and Monism. // Grayson Jane and others. Nabokov's World. Volume 1: The shape of Nabokov's world. - New-York: Palgrave, 2002.-p.121-131.

4. Connolly W.J. Nabokov and His Fiction. New Perspectives. - Cambridge: University Press, 1999. - 250p.

5. Eco Umberto. The Aesthetics of Chaosmos: The Middle Ages of James Joyce. - Cambridge, Harvard UP, 1989. - 96p.

6. Field A. The Life and Art of Vladimir Nabokov. - New-York: Queen Ann Press, 1987.-417p.

7. Grayson Jane and others. Nabokov's World. Volume 1: The shape of Nabokov's world. - New-York: Palgrave, 2002. - 237p.

8. Green, Geoffrey. An Infinity of Sensation and Thought within a Finite Existence: Nabokov's Fiction of Memory // Humanities in Society 3 (1980). — p. 377-384.

9. Holquist, M. Dialogism: Bakhtin and His World. — New-York and London.: Routledge, 1990.-204 p.

10. Kermode, Frank. Aesthetic Bliss. II Encounter 14 (June 1960). - p. 81-86.

11. Merrill, Robert. Nabokov and Fictional Artifice // Modern Fiction Studies 25 (1979).-p. 439-62.

12. Mitchell, Charles. Mythic Seriousness in Lolita // Texas Studies in Literature and Language 5 (1963). - p.329-43.

13.Nabokov V.V. Strong Opinions. Volume 2. - New-York: Mc Graw-Hill, 1973-241p.

14. Nakata, Akiko. An Agent Narrating: Nabokov's 'A Slice of Life'// Nanzan tanki daigaku kiyo [Journal of Nanzan Junior College] 24 (Jan. 1997) - p.89-108.

15. Parker S.J. Understanding Vladimir Nabokov. - USA: University of South Carolina, 1987. - 160p.

16. Rydel Ch. Nabokov's Who is Who: A Complete Guide to Characters and Proper Names in the Works of Vladimir Nabokov. — London, 1986.

17. Tammi P. Russian Subtexts in Nabokov's Fiction. Four Essays. - Tampere: University Press, 1999. - 187p.

18. Tammi, Pekka. Problems of Nabokov's Poetics: a Narratological Analysis. -Helsinki, 1985. - 390p.

19. Wood M. The Magician's Doubts. Nabokov and the Risk of Fiction. - London: Pimlico, 1994.-252p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.