Взгляды Армана де Ришелье на государство и право тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Городилина, Екатерина Арутюновна

  • Городилина, Екатерина Арутюновна
  • кандидат юридических науккандидат юридических наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ12.00.01
  • Количество страниц 209
Городилина, Екатерина Арутюновна. Взгляды Армана де Ришелье на государство и право: дис. кандидат юридических наук: 12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. Москва. 2001. 209 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Городилина, Екатерина Арутюновна

Введение.

Глава I.

Политическая деятельность Ришелье и его основные работы по вопросам государства и права.

1.1 Краткая биография.

1.2 Основные источники политических взглядов Ришелье.

Глава П.

Сущность и структура социального сообщества в политической концепции Ришелье.

2.1 Взгляды Ришелье на сущность общества и государства.

2.2 Социальная стратификация. Статус и роль различных сословий.

Глава ГО. ф Государственное устройство. Основные направления внутренней и внешней политики.

3.1 Форма правления и органы власти.

3.2 Право, законодательство и судебная система.

3.3 Экономическая политика и налогообложение.

3.4 Международное право и внешняя политика.

3.5 Авторитарный характер государственной власти. Соотношение частного и публичного интереса.

4 Глава IV.

Государство, вера и нравственность.

4.1 Политика и мораль.

4.2 Государство и Церковь.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взгляды Армана де Ришелье на государство и право»

Актуальность темы. Можно отметить, что при рассмотрении различных политических и правовых учений основное внимание уделяется обычно доктринам философов и юристов; взгляды на государство и право политических деятелей изучены в меньшей степени. Политические идеи Ришелье представляют немалый интерес как концепция a posteriori, автором которой является человек, восемнадцать лет управлявший государством. Также Ришелье относится к числу основных представителей французской политической и правовой мысли XVII века, недостаточно подробно рассмотренной в отечественной науке.

Взгляды Ришелье представляют интерес и как одна из доктрин этатизма и авторитарного режима - явлений, изучение которых представляется достаточно актуальным в настоящее время. Анализ политической концепции Ришелье может способствовать более четкому разграничению авторитарного и тоталитарного режимов, которое не всегда проводится в работах, посвященных вопросам теории государства и права. Отождествление этих двух режимов представляется неточным, так как речь идет о принципиально разных политико-правовых явлениях.

В связи с вышеизложенным представляется актуальным изучение взглядов Армана де Ришелье на государство и право.

Цель исследования. Целью настоящего исследования является рассмотрение его политической концепции на основании анализа различных источников с учетом философских, политических и теологических школ и течений, оказавших влияние на формирование мировоззрения и позиции Ришелье.

Степень разработанности темы. Политическая деятельность Ришелье всегда была предметом пристального изучения европейскими исследователями; однако его идеи о государстве и праве изучены в меньшей степени. И хотя политическая концепция кардинала вызывала неизменный интерес, главным образом отдельные ее аспекты рассматривались в трудах, посвященных его политической деятельности и реформам. Количество специальных исследований, посвященных политической доктрине Ришелье, невелико. В них, как правило, делается акцент на отдельных положениях его концепции (главным образом -касающихся государственной власти и принципа государственного блага и интереса), что не дает целостного представления о ней и приводит к искажению смысла некоторых принципов, выдвигаемых Ришелье.

После смерти Ришелье его политические идеи стали одним из главных аргументов оппозиции в борьбе против деспотизма королевской власти. В предисловии к изданию "Политического завещания" 1947г., JI. Андре отмечал, что публикация одного из произведений кардинала ("Journal qu'il a fait durant le grand orage de la cour") могла способствовать дискредитации государственной власти периода регентства Анны Австрийской. Здесь же он указывает, что во время правления Людовика XIV любая похвала в адрес Ришелье служила в то же время упреком правящему монарху.1

Политическое завещание" становится символом протеста против религиозных преследований и религиозной нетерпимости, бывших результатом политики Людовика XIV. Издание "Завещания" во Франции в период его правления было невозможно; работа Ришелье попадает в число книг, запрещенных к публикации. Особенную опасность представители власти видели еще и в том, что автором "Завещания" был именно Ришелье, чье имя в общественном сознании отождествлялось с Францией, со справедливой монархией, с самой идеей государства. Можно сказать, что авторитет и

1 Testament politique du cardinal de Richelieu. Edition critique publiée avec une introduction et des notes par Louis André et une préface de Léon Noël. Paris, 1947. p. 71 популярность Ришелье во Франции после его смерти стали сильнее, чем при жизни.

Кардинала, восемнадцать лет руководившего внутренней и внешней политикой государства, невозможно было объявить мятежником и "врагом монархии". Людовику XIV было крайне важно не допустить распространения "Завещания" во Франции: понимая, что при сравнении его политической программы с концепцией Ришелье победит, безусловно, покойный министр, король во что бы то ни стало стремился скрыть резкое расхождение идей кардинала с собственными действиями.

В связи с указанными обстоятельствами, "Завещание" в конце XVII - начале XVIII вв. издавалось в Голландии протестантской оппозицией. В Амстердаме в то время печатались и иные произведения различных авторов, направленные против политики Людовика XIV.

В XVIII веке интерес к политическим идеям Ришелье был весьма высок, в том числе со стороны французских просветителей и энциклопедистов. При этом взгляды кардинала получали главным образом негативную оценку с их стороны. Прежде всего, это было связано с отрицательным отношением к тому государственному устройству, которое Ришелье считал наилучшим.

О. Руйе, называя кардинала вдохновителем и теоретиком абсолютизма, резко критиковал его идеи о государственной власти; при этом "Политическое завещание" было названо "скверной грудой исписанных бумаг".2 Заодно Руйе высказывал свое неодобрительное отношение к тому, что Монтескье цитирует Ришелье в своих работах.3 "Завещание" вновь было признано опасной книгой.

2 A. Rouillé d'Orfeuil. L'Alambic des lois, ou Observation de l'Ami des François. Sur l'homme et sur les loi Hispaan. Paris, 1773. pp. 101-102

3 Ibid. p. 101

Отношение энциклопедистов к идеям Ришелье о государстве и праве содержится в "Литературной переписке". По мнению Дидро, Гримма, Рейналя и других, Ришелье не обладал "просвещенностью", так как был сторонником абсолютизма; "его репутация и память никогда никому не будут дороги".4 Ожесточенная критика взглядов кардинала, равно как и настойчивые попытки доказать несостоятельность его идей, позволяют предположить, что концепция Ришелье представлялась энциклопедистам серьезным контраргументом их собственной позиции.

По вопросам содержания "Политического завещания" и трактовки его отдельных положений возникали споры между Вольтером и Монтескье. Последний, не соглашаясь со взглядами Ришелье, называет, тем не менее, "Политическое завещание" одним из лучших произведений этого жанра.5 Вольтер, напротив, стремился доказать, что идеи, содержащиеся в "Завещании" (кому бы оно ни принадлежало), не заслуживают никакого внимания. Однако сам Вольтер посвятил критике этого произведения сорок лет жизни - что, несомненно, доказывает то, что оно было не столь незначительным.

При всем негативном отношении Вольтера к концепции Ришелье, его понимание отдельных идей кардинала является более верным, чем у Монтескье. Так, Монтескье считал, что Ришелье был против использования на государственной службе лиц недворянского происхождения.6 Вольтер, справедливо упрекая Монтескье в неверном цитировании и искажении смысла ряда мест "Завещания", указывал на то, что Ришелье говорил полностью

4 Correspondance littéraire, philosophique et critique par Grimm, Diderot, Raynal, Meister etc., T. VI. Paris, 1878. p. 150

5 Ch. Montesquieu. Cahiers (1716 - 1755). Textes recuillis et présentés par Bernard Grasset. Paris, 1941. p. 156

8 Ch. Montesquieu. De l'esprit des lois. T. 1-2. Leyde, 1749. pp. 26 - 27 противоположное. Одновременно Вольтер критиковал мнение кардинала, предлагавшего использовать на государственной службе лиц "низкого сословия"; подход Ришелье к этому вопросу он называл экстравагантностью и "гнусным о советом".

С одной стороны, очевидно, что критика французских мыслителей XVIII века в адрес идей Ришелье вызвана прежде всего их негативным отношением к абсолютной монархии. Но гораздо больший интерес представляет другой факт: и во второй половине XVII, и в XVIII веке концепция Ришелье вызывала отрицательную реакцию прежде всего со стороны кругов, весьма лояльно настроенных по отношению к существующей власти. Возможно, эта - скрытая -причина критики идей Ришелье мыслителями XVIII века не менее важна, чем уже упомянутая - явная. Следует в связи с этим отметить, что в XIX веке сторонники либерального режима, напротив, достаточно высоко оценивали идеи кардинала о государстве.

Интересен и тот факт, что в 1941 году Ф. Гримм, ученый на службе национал-социалистического режима в Германии, публикует в Париже свою работу, посвященную критике взглядов Ришелье на международные отношения.9 В годы второй мировой войны появляются и работы французских исследователей (Каню, Байи и др.), где особый акцент делается на внешней политике и идеях Ришелье, касающихся международных отношений, недопустимости гегемонии отдельных государств и внешней экспансии, необходимости сопротивления таким явлениям. В октябре 1944 года JL Андре на заседании Академии моральных и политических наук делает доклад о необходимости издания "Политического завещания", которое и было опубликовано в 1947 году.

7 Voltaire. Supplément au Siecle de Louis XIV. Oeuvres, t. XV, p. 139; Commentaire sur l'Esprit des lois. Oeuvres, t. IX, p. 414

8 Ibidem.

9 F. Grimm. Le testament politique de Richelieu. Paris, 1941

Возвращаясь к вопросам изучения политической концепции Ришелье в течение последних двух веков, можно отметить, что работы ученых XIX века содержат различные оценки взглядов кардинала на государство и право, часто противоречивые и зависящие от политических убеждений их авторов.

Одна из первых работ, содержащих анализ взглядов Ришелье на роль общественных групп в государстве (особенно - третьего сословия) и их правовой статус принадлежит О. Тьерри.10 С его точки зрения, как политика, проводимая кардиналом, так и его теоретические работы имели одной из основных целей утверждение гражданского единства и равенства.11 При этом, отмечая надклассовый характер государственной власти, к которому стремился Ришелье, Тьерри не уделяет достаточного внимания дифференциации социума и тому, как кардинал видел сочетание надклассового государства с классовым обществом. Игнорируя подход Ришелье к образованию и составу социальной элиты, Тьерри пишет, что он считал необходимым не только обретение государством надклассового характера, но и, видимо, образование однородной структуры социума - или, по меньшей мере, обретение третьим сословием господствующего положения.12 Такая оценка не соответствует действительному подходу Ришелье к вопросам общественного устройства и роли различных сословий.

Интересны работы другого исследователя, Кайе, посвященные главным образом вопросам административного управления, где наряду с анализом политики Ришелье рассматриваются и некоторые его идеи о государстве.13 Кайе также приходит к выводу, что кардинал был сторонником гражданского единства и равенства, но не связывает это с господством третьего сословия, отмечая, что в качестве элиты Ришелье видел дворянство.

10 О. Тьерри. Опыт происхождения и успехов третьего сословия. В кн.: Избранные сочинения. M., 1937.

11 Там же, с. 144

12 Там же, с. 145, 150.

13 Caillet Jules. De l'administration en France sous le ministère du cardinal de Richelieu. Paris, 1857.

Анализируя взгляды кардинала, касающиеся системы административного управления, иерархии, полномочий и взаимоотношений различных органов государственного аппарата, Кайе, как и Тьерри, отмечает надклассовый характер государственной власти, идеи централизации государства и государственного блага как основы внутренней и внешней политики.

Наиболее крупные исследования второй половины XIX века, рассматривающие не только практическую деятельность, но и взгляды Ришелье на государство и право, принадлежат Ж. д'Авенелю и Г. Аното.

Д'Авенель уделяет внимание в основном принципу "raison d'Etat" -государственного и общественного блага и интереса. Его отношение резко отрицательно: "чтобы создать новое положение во Франции, Ришелье создал ужасное мистическое существо - государство".14 Raison d'Etat Авенель понимает как формулу произвола, считая, что она неизбежно должна была соединяться с другой формулой: цель оправдывает средства. Ришелье, с его точки зрения, -идеолог тирании.15

В сущности, взгляды Авенеля во многом совпадают со взглядами представителей аристократии первой половины XVII века: он выступает против централизации государства, усиления государственной власти, лишения знати ряда привилегий. При этом выводы Авенеля об основных принципах концепции Ришелье, которыми являются идеи централизации, единства, гражданского равенства, во многом совпадают с выводами Кайе - с той разницей, что Авенель считает эти положения губительными; их реализация, с его точки зрения, привела впоследствии к революции. "Становясь абсолютной, монархия превращается в уравнительную, так как герцог, пэр, епископ, президент парламента имели прав не больше, чем последний из крестьян".16 Обвиняя Ришелье, Авенель даже проводит

14 Avenel G., vicomte d\ Richelieu et la monarchie absolue. Paris, 1884-1895 (4 vol.) T. I, p. 292

15 Ibidem., p. 234

16 Ibidem., p. 237

I 7 аналогию между его взглядами и идеями Робеспьера. Подобное сравнение, как и мнение о том, что политика и идеи кардинала обусловили буржуазную революцию, представляются не имеющими веских оснований.

Г. Аното, автор одного из наиболее значительных исследований, посвященных жизни Ришелье, его политической деятельности и положению Франции в первой половине XVII века, рассматривает взгляды кардинала на государство и право в одном из разделов четвертого тома.18 Его оценка полностью противоположна той, что дает д'Авенель. Аното, как и большинство исследователей, называет в качестве основных положений концепции Ришелье принципы национального единства, централизации государства, строгой иерархии органов государственного аппарата, подчинения провинций центру, а также повышение политической роли третьего сословия. По мнению Аното, как политика, так и теоретическая концепция Ришелье во многом способствовали возникновению нового типа государства и носили прогрессивный характер.

Работы, появившиеся в XX веке, воспроизводят большинство выводов, сделанных предыдущими исследователями. Однако имеются и существенные отличия.

Ж. Каню отмечает, что концепция Ришелье предусматривала определенные различия между статусом дворянства и иных сословий.19 Буассонад, рассматривая взгляды кардинала на положение народа, уделяет внимание и вопросам безработицы в концепции Ришелье. Другой французский историк XX века, Ж. Пажес, почти не касается в своих работах теоретических взглядов Ришелье,

17 Ibidem., p. 235

18 Hanotaux G. et La Force, duc de. Histoire du cardinal de Richelieu. Paris, 1893-1947 (6 vol.) TIV, liv. 3 pp. 297-377

19 Canu J. Louis XIII et Richelieu. Paris, 1945. p. 275

20 Boissonade P. Le socialisme d'Etat, L'industrie et les classes industrielles en France pendant les deux premiers siècles de l'ère moderne (1453-1661). Paris, 1927. pp. 158, 309 отмечая лишь, что основным нововведением кардинала является принцип "raison d'Etat", однако его содержание фактически не анализируется.21

Наибольший интерес представляет работа Э. Тюо, посвященная взглядам Ришелье на государство и право и политической мысли этатизма первой половины XVII века. Ришелье рассматривается как один из крупных представителей этатистского течения и теоретиков авторитарного государства. Тюо дает анализ наиболее существенных черт авторитарного режима, отмечая также, что авторитаризм является одним из необходимых элементов этатизма.

В работе рассматриваются взгляды Ришелье на государство и общество; автор также стремится раскрыть различные значения понятия "raison d'Etat", что не предпринималось предшествующими исследователями.24 В то же время недостаток исследования заключается в неверной оценке взглядов кардинала на соотношение политики и морали и причин утверждения Ришелье свободы вероисповедания. Указанные ошибки связаны с игнорированием теологической позиции Ришелье и тем, что автор делает априорные выводы о подходе кардинала к вопросам морали, не анализируя в достаточной мере этический и нравственный аспекты его концепции. Тем не менее, несмотря на односторонний подход и недостаточный анализ основных источников идей самого Ришелье, которые нередко подменяются идеями различных сторонников его политики и авторов памфлетов в защиту правительства, работа Тюо представляет большую ценность для дальнейшего рассмотрения проблемы и содержит новый подход в исследовании ряда вопросов, связанных как с изучением политической концепции Ришелье, так и этатистского течения в целом.

21 G. Pagès. La monarchie d'ancien régime en France. Paris, 1946. p. 112

22 E. Thuau. Raison d'Etat et pensée politique à l'époque de Richelieu. Paris, 2000

23 Ibidem., pp. 361-366

24 Ibid., pp. 388-404

25 Ibid., pp. 351-359

В отечественной научной литературе количество работ, посвященных Ришелье, невелико. Главным образом, его политическая деятельность рассматривается в исследованиях, посвященных западноевропейской истории Нового времени. Нередко даются общие оценки взглядов Ришелье, однако без проведения их анализа; перечисляются основные положения концепции Ришелье: политическое единство государства, установление внутреннего порядка, "raison d'Etat" (в значении только государственного блага). Н. И. Кареев отмечает стремление Ришелье к созданию светского государства; также он полагает, что кардинал отделил принцип государственного блага от общественного благосостояния.26

О существовании политической доктрины кардинала упоминали и советские историки; однако собственно взглядам Ришелье на государство и право была посвящена лишь работа JI. П. Калуцкой. К сожалению, исследование имеет ряд существенных недостатков (впрочем, можно отметить, что многие из них неизбежны для работы того периода). Прежде всего, автор часто акцентирует внимание на исторических событиях, описание которых подменяет анализ политических взглядов Ришелье и составляет большую часть работы. Отсутствует подробное рассмотрение ряда существенных вопросов, либо же они рассмотрены весьма поверхностно: в том числе, это касается взглядов Ришелье на право и законодательство, функции государственной власти, принципы формирования государственного аппарата и т. п. Идеологизированный подход автора приводит к искажению некоторых цитат, неверной оценке ряда положений, выдвигаемых Ришелье, предрешенностью выводов. Нельзя согласиться с выводами автора о классовом характере государства в концепции Ришелье, о совпадении его позиции

26 Кареев H. И. История Западной Европы в Новое время. СПб., 1904. T. И, с. 400-401

27 Калуцкая Л. П. Политические идеи кардинала Ришелье. Дисс. иссл. на соиск. уч. ст. канд. истории, наук. Харьков, 1951 по вопросу соотношения политики и морали с подходом Макиавелли. Ошибочным является и вывод о стремлении кардинала к формированию бюрократического аппарата из представителей "noblesse de robe" ("дворянства мантии"). Ришелье придерживался противоположного мнения, полагая, что пожалование дворянства государственным служащим из числа третьего сословия является порочной практикой. Но, вместе с тем, работа JI. П. Калуцкой представляет несомненный интерес как первое отечественное исследование на эту тему.

Весьма интересным представляется исследование другого советского

9Я автора, Л. Л. Альбиной. Хотя работа посвящена вопросам источниковедения и историографии, в ней уделяется внимание также и политическим взглядам Ришелье и достаточно подробно рассматриваются его идеи о государственной экономике и финансах. Также результаты исследования представляют несомненную ценность при рассмотрении источников политической концепции Ришелье и отношения к ней различных философов и ученых.

Научная новизна исследования, В юридической науке деятельность Ришелье рассматривается, как правило, в связи с историей государства и права Западной Европы первой половины XVII века.29 Настоящее исследование представляет собой первую попытку комплексного исследования взглядов Ришелье на государство и право с точки зрения юридической науки.

Теоретико-методологические основы. Исследование проведено в соответствии с такими основными научными принципами истории правовых учений, как историзм, документализм, всесторонность и объективность анализа, критичность в оценке материала. В работе использованы важнейшие

28 Альбина Л. Л. "Политическое завещание" Ришелье в источниковедении и историографии Франции XVII - XX вв. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. историч. наук. Ленинград, 1969

29 См., напр.: В. Г. Графский. Всеобщая история права и государства. М„ 2000. с. 296-297 общетеоретические методы формально-логического, диалектического, системного, сравнительно-исторического исследования. Автор пользовался методологическими разработками ведущих представителей отечественной теоретико-правовой науки и истории правовых учений.

Научно-практическая ценность исследования состоит в том, что рассмотрение взглядов Ришелье на государство и право дает возможность глубже понять особенности развития правовой и политической мысли во Франции, а также особенности этатизма Нового времени. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении лекций, в проведении учебных семинаров по курсам истории правовых и политических учений и философии права.

Структура работы. В концепции Ришелье представляется возможным выделить три наиболее существенных элемента: 1) социально-политический, включающий в себя вопросы сущности общества и государства, их соотношения; роль и статус различных общественных групп в государстве; вопросы формирования общественного сознания (в том числе - правосознания) и влияния государства в этой сфере. 2) государственно-правовой, к которому относятся вопросы государственного устройства, функций государства, характера государственной власти и способов ее осуществления, системы органов государства, статуса и обязанностей главы государства и должностных лиц; также вопросы права, законодательства и судебной системы. 3) третий элемент включает в себя вопросы соотношения политики и морали, государства и Церкви, прав граждан в религиозной сфере.

В соответствии с этим построена и структура диссертации.

В первой главе рассматриваются основные этапы жизни и деятельности Ришелье, его работы и источники взглядов на государство и право.

Вторая глава посвящена взглядам кардинала на общество и государство, структуру социума и ее значение, права и обязанности различных сословий.

В третьей главе рассмотрены идеи Ришелье о государственной власти, государственном устройстве, праве, законодательстве и международных отношениях.

Четвертая глава содержит анализ взглядов Ришелье на соотношение политики и морали; также на вопросы религии, свободы вероисповедания, отношений между Церковью и государством.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Городилина, Екатерина Арутюновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Взгляды Ришелье на государство, право и политику представляют собой цельную и непротиворечивую концепцию, являющуюся одной из наиболее интересных среди этатистских теорий XVII века.

Называя государственный интерес основным принципом, определяющим действия представителей власти, Ришелье вместе с тем сохраняет жесткую связь

332 Testament politique, part. I, ch. Il, sec. VI

333 Codex Iuris Canonici (1983), 368 - 374 ; Lumen Gentium, 18-29. Также: H. de Lubac. Les Eglises particulières dans l'Eglise universelle. - Paris, 1971.; Л. Джероза. Каноническое право.-M., 1996 - с. 347-351

334 Л. Джероза. Каноническое право. - с. 349 между политикой и моралью, обосновывая, в отличие от некоторых других мыслителей, возможность ее соблюдения без ущерба интересам государства не посредством зависимости политического успеха от следования моральной норме, а при помощи разума и христианской антропологии.

Концепция Ришелье свободна от политического и правового идеализма, то есть попыток создания модели "совершенного" государства, общества, монарха, законов. Кардинал исходит, напротив, из отрицания возможности такого совершенства и из необходимости реалистичного подхода с учетом конкретных обстоятельств.

Важное значение Ришелье придает социальной сфере, уровню развития общественного сознания и общественных отношений, которые признаются основой государства и права. Отмечается и значение психологического элемента в формировании государственной системы и права, особенно - социальной психологии.

Государству придается характер надклассового образования, когда власть не принадлежит какому-либо классу или сословию, а распространяется в равной степени на все социальные группы, равно подвластные государству, ни одна из которых не имеет привилегий в вопросах подчинения власти и закону.

Государство в концепции Ришелье можно было бы определить как надклассовую власть в классовом обществе. Нельзя согласиться с мнением советских исследователей, утверждавших, что государство кардинал рассматривал как инструмент, используемый высшими социальными группами для подавления "эксплуатируемых народных масс". Ришелье считает необходимым сохранение четкой социальной дифференциации, но высшие общественные слои подчинены государству точно так же, как и остальные. Низшие социальные группы обязаны повиновением не другим сословиям, а государству.

Достаточно своеобразны для своего времени взгляды Ришелье на право и законодательство, где одними из первостепенных кардинал считал социальный и психологический элементы. Действие - и эффективность законов во многом зависят, с его точки зрения, от их восприятия общественным сознанием, соответствия существующим общественным отношениям, а также от психологического восприятия и отношения к конкретным правовым нормам тех, кому они адресованы.

Иные принципы лежат в основе международного права; по всей видимости, здесь кардинал не считал вышеуказанные элементы имеющими большое значение. Международные отношения должны строиться на основе божественного и естественного права и вытекающих из них этических требований; непосредственным источником норм международного права являются договоры. Фактической гарантией соблюдения этих норм Ришелье видел установление равновесия сил и применение в случае необходимости коллективных санкций к нарушителям. Можно отметить, что впоследствии это положение концепции кардинала было реализовано на практике.

Другим важным аспектом как политической деятельности Ришелье, так и его взглядов на государство и право все исследователи признают создание централизованного государства на основе национального единства. Кардинала нередко называют создателем французской нации.

Принцип национального единства в концепции Ришелье является основным фактором, позволяющим совместить гармонию социальных интересов с наличием отдельного интереса каждой общественной группы.

Целостности государства, по мнению Ришелье, должно также способствовать устранение оппозиционных партий и подчинение всех корпоративных интересов общегосударственному. При этом исключается конфликт между государством и личностью, так как здесь кардинал не видит причин для столкновения и противоречия интересов. Ришелье исходит из признания свободы личности как элемента богоподобия человека, религиозной свободы и свободы частной жизни при жестком ограничении политических прав.

В целом, идеи кардинала являются достаточно редкой "чистой" концепцией авторитарной власти государства, свободной как от признания за представительными органами права ограничения королевской власти, так и от элементов деспотизма.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Городилина, Екатерина Арутюновна, 2001 год

1. Августин, Аврелий. О граде Божьем, (разн. изд.)

2. Азаркин H. М. Монтескье. М., 1975

3. Альбина Л. Л. "Политическое завещание" Ришелье в источниковедении и историографии Франции XVII XX вв. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. историч. наук. Ленинград, 1969

4. Аристотель. Политика (разн. изд.)

5. Бедуелл Г. История Церкви. М., 1996

6. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры. СПб, 1995

7. Борисов Ю. В. Дипломатия Людовика XIV. М., 1991

8. Вайнштейн О. Л. Историография средних веков. М.-Л., 1940

9. Гордон Л. С. Неизвестный публицист XVIII в. Опостен Руйе. В кн.: "Французский ежегодник. Статьи и материалы по истории Франции. 1964." М., 1965, с. 5-34

10. Ю.Графский В. Г. Всеобщая история права и государства. М., 2000.

11. Джероза Л. Каноническое право. М., 1996

12. Документы II Ватиканского собора. (Лат. ориг.: Librería Editrice Vaticana, Cittá del Vaticano, 1993. Русск. пер.: 1 изд.: Брюссель, 1992; II изд.: М., 1998)

13. История Европы. Т. 3. От средневековья к новому времени. М., "Наука", 1993

14. История средних веков. Под ред. 3. В. Удальцовой и С. П. Карпова. ТТ. I II. -М., 1990-1991

15. Калуцкая Л. П. Политические идеи кардинала Ришелье. Дисс. иссл. на соиск. уч. ст. канд. историч. наук. Харьков, 1951

16. Кареев Н. И. История Западной Европы в Новое время. СПб., 1904. T. II

17. Кнехт Р. Дж. Ришелье. Ростов-на-Дону, 1997.

18. Косминский Е. А. Историография средних веков. М., 1964

19. Лозинский С. Г. История Папства. -М., 1986.

20. Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей. T. I II - М., 2000

21. Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л., 1955

22. Люблинская А. Д. Ришелье в исторической литературе XIX XX в. - "Вопросы истории", 1946, N 10

23. Люблинская А. Д. Франция в начале XVII века (1610 1620). - Л., 1959

24. Люблинская А. Д. Французский абсолютизм в первой половине XVII в. М.-Л., 1965

25. Майка Ю. Социальное учение католической Церкви. Рим-Люблин, 1994

26. Макиавелли Н. Государь, (разн. изд.)

27. Маритен Ж. Знание и мудрость. М., 1999

28. Маркса Энгельса архив. Хронологические выписки. T. VIII (хронологические выписки Маркса),

29. Монтескье Ш. Л. О духе законов. М., 1999.

30. Поршнев Б. Ф. Народные восстания во Франции перед Фрондой. 1623 1648. -М.-Л., 1948

31. Тьерри О. Опыт происхождения и успехов третьего сословия. В кн.: Избранные сочинения, 1937.

32. Хаксли О. Серое преосвященство. М., 2000

33. Черкасов П. П. Кардинал Ришелье. М., 1990.

34. Чичерин Б. Н. Политические мыслители. СПб, 1999

35. Юркович И. Каноническое право о Народе Божием и браке. М., 2000

36. Avenel G., vicomte d\ Richelieu et la monarchie absolue. Paris, 1884-1895 (4 vol.)

37. Bailli A. Richelieu. Paris, 1934

38. Batiffol L. Le Louvre sous Henri IV et Louis XIII. Paris, 1930

39. Batiffol L. Les faux Mémoires du cardinal de Richelieu. "Revue des deux Mondes", 1921. p. 880

40. Batiffol L. Richelieu et le roi Louis XIII. Paris, 1934 41 .Belloc H. Richelieu. - London, 1930.

41. Bénichou P. Morales du Grand Siècle. Paris, 1948

42. Berjin J. L'ascension de Richelieu. Paris, 1994

43. Berjin J. Pouvoir et fortune de Richelieu. Paris, 1985

44. Blet P. Le clergé de France et la monarchie (1615 1666). - Paris, 1958

45. Bloch M. Apologie pour l'Histoire ou Métier d'Historien. Paris, 1961

46. Bodin J. Les six livres de la République. Paris, 1576

47. Boissonade P. Le socialisme d'Etat. L'industrie et les classes industrielles en France pendant les deux premiers siècles de l'ère moderne (1453-1661). Paris, 1927.

48. Bonnefon P. La société française du XVII siècle. Paris, 1911

49. Bordonove G. Richelieu tel qu'en lui-même. Paris, 199751 .Bouchet F. Le mouvment libéral en France au XVII siècle. Lille, 1908

50. Caillet J. De l'administration en France sous le ministère du cardinal de Richelieu. Paris, 1857.

51. Canu J. Louis XIII et Richelieu. Paris, 1945.

52. Carmona M. Marie de Medicis. Paris, 1981.

53. Carmona M. Richelieu. Paris, 1983

54. Chevallier J.-J. Les grandes oevres politiques de Machiavel à nos jours. Paris, 1949

55. Clamageran J.-J. Histoire de l'impôt en France. (3 vol.) Paris, 1868 - T. II

56. Codex Iuris Canonici (1983)

57. Correspondance littéraire, philosophique et critique par Grimm, Diderot, Raynal, Meister etc., T. VI. Paris, 1878.

58. Deloche M. Autour de la plume du cardinal de Richelieu. Paris, 1920

59. Deloche M. Les Vraies Mémoires du cardinal de Richelieu. « Revue des questions historiques », t. 109, 1928, N 3-4

60. Duby G. et Mandrou R. Histoire de la civilisation française. T. II. Paris, 1961

61. Erlanger Ph. Richelieu. Paris, 1985

62. Esmonin E. A propos du testament politique. "Revue d'histoire moderne et contemporaine" T. V, 1958, pp. 74 - 77

63. Febvre L. Combats pour l'histoire. Paris, 1953

64. Fidao Justiniani J.-E. Richelieu. Précepteur de la nation française. Paris, 1936

65. Foncemagne E.-L. Lettre sur le Testament politique du cardinal de Richelieu. Paris, 1764

66. Garrison J. L'Edit de Nantes et sa révocation. Paris, 1985

67. Garuti A. Il Papa Patriarca d'Occidente. Bologna, 1990

68. Glasson E. Le Parlement de Paris, son rôle politique depuis Charles VII jusqu'à la Révolution. Paris, 1901. (2 vol.) T. I

69. Griffet H. Traitté des différantes sortes de preuves qui servent à établir la vérité de l'histoire. Liège, 1769

70. Grimm F. Le testament politique de Richelieu. Paris, 1941

71. Griselle E. Louis XIII et Richelieu. Lettres et pièces diplomatiques. Paris, 1911

72. Griselle E. Profils de Jésuites au XVII siècle. Paris, 1911-1912

73. Hanotaux G. et La Force, duc de. Histoire du cardinal de Richelieu. Paris, 1893-1947 (6 vol.)

74. Harsin P. Les doctrines monétaires et financières en France du XVI au XVII siècle. -Paris, 1928

75. Hauser H. La pensée et l'action économiques du cardinal de Richelieu. Paris, 1944

76. Lavisse, Histoire de France, VI, 2

77. Leclerc J. La vie du cardinal de Richelieu. Cologne, 1695

78. Lubac H. de. Catholicisme Les aspects sociaux du dogme. - Paris, 1952

79. Lubac H. de. Les Eglises particulières dans l'Eglise universelle. Paris, 1971

80. Machon L. Apologie pour Machiavel. (Bibliothèque nationale, fonde français, Nr 19046-19047).

81. Martin H. Histoire de France. Paris, 1862. - T. XIII

82. Mélon J.-F. Essai politique sur le commerce. Paris, 1734

83. Mongrédien G. La journée des Dupes. Paris, 1961

84. Montesquieu Ch. Cahiers (1716 1755). Textes recuillis et présentés par Bernard Grasset. - Paris, 1941.

85. Montesquieu Ch. De l'esprit des lois. T. 1-2. Leyde, 1749.

86. Morgues, M. de. Les deux faces de la vie et de la mort de Marie de Médicis, reine de France. Anvers, 1643

87. Mousnier R. La vénalité des offices sous Henri IV et Louis XIII. Rouen, 1945

88. Mousnier R. Le testament politique de Richelieu. (A propos d'un livre récent). -"Revue historique", v. 201, 1949, pp. 55-71

89. Naveau J.-B. Le financier citoyen. Paris, 1757.

90. Normand Ch. La Bourgeoisie française au XVII siècle. Paris, 1908

91. Pagès G. La monarchie d'ancien régime en France. Paris, 1946.

92. Rapports et notices sur l'édition des Mémoires du cardinal de Richelieu. (3 vol.) -Paris, 1905-1921

93. Retz, F. P. de Gondi, cardinal de. Mémoires. Paris, 1992

94. Ribadeneyra P. de. Princeps christianus, adversus Machiavellum caeterosque huius temporis politicos, 1599.

95. Richelieu Armand Jean du Plessis, cardinal de. Instruction du Chrestien,1619

96. Richelieu Armand Jean du Plessis, cardinal de. Les principaux points de la foi de l'Eglise catholique défendus contre l'écrit adressé au roi par les quatre ministres de Charenton. Poitiers, 1617

97. Richelieu Armand Jean du Plessis, cardinal de. Lettres, instructions diplomatiques et papiers d'Etat. Recueillis et publiés par M. Avenel. Paris, 1853-1877 (8 vol).

98. Richelieu Armand Jean du Plessis, cardinal de. Maximes d'Etat et fragments politiques du cardinal de Richelieu, publiées par G. Hanotaux Paris, 1880

99. Richelieu Armand Jean du Plessis, cardinal de. Mémoires ( 10 vol.) Paris, 1907 -1931

100. Richelieu Armand Jean du Plessis, cardinal de. Mémoires. Paris, 1837-1838. — TT. VII, VIII, IX

101. Richelieu Armand Jean du Plessis, cardinal de. Méthode pour convertir ceux qui se sont séparés de l'Eglise. Paris, 1651

102. Richelieu Armand Jean du Plessis, cardinal de. Testament politique du cardinal de Richelieu. Edition critique publiée avec une introduction et des notes par Louis André et une préface de Léon Noël. Paris, 1947.

103. Richelieu Armand Jean du Plessis, cardinal de. Testament politique. -Amsterdam, 1700

104. Rouillé A. d'Orfeuil. L'Alambic des lois, ou Observation de l'Ami des François. Sur l'homme et sur les loi Hispaan. Paris, 1773.

105. Saint Aulaire, comte de. Richelieu. Paris, 1932

106. Santarelli A. Tractatus de haeresi, schismate, apostasia, sollicitatione in sacramento poenitentiae et de potestate Summi Pontificis in his delictis puniendis. — Rome., 1625.

107. Sée H. Les idées politiques en France au XVII siècle. Paris, 1935

108. Silhon J. de. Panégyrique du cardinal de Richelieu. Paris, 1629

109. Thuau E. Raison d'Etat et pensée politique à l'époque de Richelieu. Paris, 2000

110. Touchard J. Histoire des idées politiques. (2 vol.) Paris, 1959

111. Vaux de Foletier F. Le Siège de La Rochelle. Paris, 1931

112. Voltaire. Commentaire sur l'Esprit des lois. Oeuvres, t. IX

113. Voltaire. Oeuvres, T. XXIII Des mensonges imprimés et du testament politique du cardinal de Richelieu.

114. Voltaire. Oeuvres, T. XXIII Des mensonges imprimés et du testament politique du cardinal de Richelieu.

115. Voltaire. Oeuvres., T. XXII, pp. 25 8-261, "Conseils à un journaliste".

116. Voltaire. Supplément au Siecle de Louis XIV. Oeuvres, t. XV

117. Weil S. Ecrits historiques et politiques. Paris, 1960.

118. Willard G. et C. Formation de la nation française. Paris, 1955

119. Zeller G. Le principe d'équilibre dans la politique internationale avant 1789. -Revue historique, 1947, pp. 180-216

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.