Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению: На примере этнических мигрантов и коренного населения Саратовской области тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.05, кандидат психологических наук Смотрова, Татьяна Николаевна
- Специальность ВАК РФ19.00.05
- Количество страниц 169
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Смотрова, Татьяна Николаевна
Введение.
Глава 1. Теоретические подходы к исследованию ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению.
1.1 Определение ценностей и ценностных ориентаций.
1.2 Ценности как регуляторы деятельности и поведения.
1.2.1 Место и роль ценностей в жизнедеятельности личности.
1.2.2 Формирование и изменение ценностных ориентаций.
1.2.3 Культурная обусловленность ценностей.
1.2.4 Классификации ценностей.
1.3 Взаимосвязь ценностей и девиации.
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению.
2.1 Описание выборки и методов исследования ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению.
2.2 Анализ ценностных предпочтений выходцев из Северного Кавказа и Закавказья.
2.2.1 Исследование личностных ценностно-мотивационных типов.
2.2.2 Выявление ценностных ориентаций (декларируемых и скрытых).
2.2.3 Сравнительный анализ структуры декларируемых и скрытых ценностей.
2.2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностно-мотивационных типов.
2.3 Изучение психологической предрасположенности представителей различных этносов к нарушению норм и правил.
2.4 Анализ взаимосвязи ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению.
Общие результаты и выводы исследования.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Взаимосвязь склонности к ненормативному речевому поведению и ценностных ориентаций личности2009 год, кандидат психологических наук Пацыба, Вадим Игоревич
Экономическое поведение мигрантов в современной России: на материалах Южного Федерального округа2013 год, кандидат социологических наук Жапуева, Ляна Ахмедовна
Народы Закавказья в поликультурном пространстве Республики Мордовия2012 год, доктор исторических наук Шевцова, Анна Александровна
Ценности толерантности и терпимости принимающего сообщества в условиях миграционной подвижности населения Юга России2006 год, кандидат социологических наук Левченко, Иван Николаевич
Особенности ценностных ориентаций и социальных установок подростков, склонных к девиантному поведению2012 год, кандидат психологических наук Ощепков, Алексей Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению: На примере этнических мигрантов и коренного населения Саратовской области»
Проблема ценностных ориентаций личности занимает одно из центральных мест в философии, социологии, психологии. Многие авторы, изучавшие проблематику ценностей и ценностных ориентаций с точки зрения их места и роли в жизнедеятельности человека, указывают на их социальную природу и функцию регуляции поведения и деятельности.
Интерес к регулятивной функции ценностей особую значимость приобретает в период кардинальных перемен, сутью которых является переустройство всей системы общественных отношений. Современный этап развития российского общества характеризуется социальным расслоением, обострением межнациональных конфликтов, ростом преступности, внедрением в массовое сознание культа силы и насилия, эгоизма и эгоцентризма. Пропаганда духовных ценностей западного образа жизни изменила духовную атмосферу российского общества, оказав существенное влияние на массовое сознание и общественное мнение различных групп населения.
Актуальность настоящего исследования, посвященного изучению взаимосвязи ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению у населения современной России, задается двумя феноменами социально-психологического и социокультурного характера.
Первый - обусловлен общественной трансформацией российского государства и ценностных ориентаций его населения. На фоне проводимых в России социально-экономических и политических реформ внедряемые в массовое сознание западные аксиологические модели, как социально одобряемые поведенческие стандарты, накладываются на традиционные ценности россиян и принимают подчас отрицательные формы. В результате происходит нивелирование традиционных нравственных ориентиров, типичным для большинства граждан становится появление различных типов отклонения в поведении, наблюдается увеличение масштабов криминализации населения.
Второй феномен связан с усилением миграционных процессов. Из бывших союзных республик на территорию России переселяются как этнические русские, так и представители других этносов. Негативные оценки и порой враждебное отношение к ним со стороны коренного населения довольно часто отражают общее депрессивное состояние общественного сознания и соответствующие представления, образы и стереотипы. Считается, что мигранты и без того усугубляют сложную социально-психологическую ситуацию в регионах их вселения, обостряют социальную конкуренцию на рынках труда и жилья. Среди имеющихся мифологем распространены представления о мигрантах, как о людях, легко вовлекающихся в теневую экономику и криминальный бизнес.
Обеспокоенность общества ростом безработицы и инфляции, продолжающимся снижением жизненного уровня большей части населения, особенно в малых провинциальных российских городах и селах, вызывает известный синдром поиска «козла отпущения» чаще всего среди представителей других этнических групп. При этом нередко называются выходцы из Северного Кавказа и Закавказья или так называемые «лица кавказской национальности»: чеченцы, армяне, азербайджанцы и др.
В связи с усилением кавказофобии, которую сильно стимулировал чеченский конфликт, в сознании россиян широко распространилось представление о «лицах кавказской национальности» - выходцах из Кавказа, проживающих на территории России, как о людях, с преступной сущностью. Наличие подобных представлений и обвинений неминуемо приводит к росту межэтнической напряженности и интолерантности в местном сообществе, что проявляется во взаимных обидах, столкновениях и претензиях между русскими и «кавказцами» в процессе межэтнического взаимодействия.
Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и склонности к деви-антному поведению на примере этнических мигрантов из Северного Кавказа и Закавказья, а также коренного русского населения Саратовской области, позволит нам ответить на вопрос, имеются ли различия в степени предрасположенности к нарушению социальных норм между представителями разных этнических групп.
Степень разработанности проблемы. Проблема ценностных ориентаций изучается различными областями научного знания (философией, социологией, психологией) и характеризуется множественностью подходов к ее рассмотрению.
В отечественной социально-философской литературе ценности изучали О.М. Бакурадзе, Е.В. Боголюбова, В.А. Василенко, О.Г. Дробницкий, М.С.Каган, Р.Г. Кетхудов, И.С. Нарский, В.П. Тугаринов и др., которые отождествляли ценность с понятиями «благо», «идеал», «оценка», «значимость», относя ее к субъективной, объективной и двойственной категории.
В зарубежной социальной психологии ценностные ориентации чаще всего рассматриваются в качестве социальной установки. Эти взгляды разделяют Ф.Знанецкий, Р. Лапьер, Т. Олпорт, Т. Парсонс, У. Томас. К ним присоединяются отечественные ученые А.Г. Здравомыслов, В.В. Давыдов, Д.Н. Узнадзе,
B.А.Ядов, Как систему личностных смыслов определяют ценности А.Г. Асмо-лов, А.Н. Леонтьев, В. Франкл, Э. Фромм. С системой отношений и направленностью личности отождествляют ценностные ориентации М.И. Бобнева, Л.И.Божович, С.С. Бубнова, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.Б. Ольшанский,
C.Л.Рубинштейн и др.
Возросший в последние годы интерес к проблеме ценностных ориентаций связан, прежде всего, с их динамикой, обусловленной кардинальными переменами практически всех сфер жизни нашего общества. Это фундаментальные исследования динамики ценностных ориентаций населения реформируемой России, проведенные под руководством Н.И.Лапина и исследование базовых ценностей россиян в рамках проекта «Томская инициатива» 2001-2002 года (И.Г. Дубов, Е.Ш. Курбангалеева, Л.М. Смирнов и др.). Достаточно много работ посвящено изучению различных аспектов ценностных ориентаций (тендерных, экономических, профессиональных) у представителей самых разных социальных групп (Е.А. Гришина, H.A. Журавлева, С.О. Зуева, И.М. Ильинский, В.Г. Калашников, JI.B. Карпушина, A.A. Козлов, В.И. Кузнецов, A.A. Мальцев, И.В.Попова, М.С. Яницкий и др.).
Среди факторов обусловливающих содержание и динамику ценностных ори-ентаций личности наиболее значимыми признают потребностно-личностные (А. Маслоу, В.А. Петровский, М.С. Яницкий, С. Шварц и У. Билски,), социальные (Э.А. Арутюнян, А.Г. Здравомыслов), экономические (Р.Инглехарт, Х.Клагес) и культурные (Ф.Клакхон, Ф.Стродбек, Г.Триандис и др) детерминанты.
В определенной мере с проблемой ценностей и ценностных ориентаций соприкасаются социально-психологические исследования межэтнических отношений, этнической идентичности и толерантности, в том числе и в контексте миграционных процессов. В этой связи при построении теоретических оснований данной диссертационной работы особое значение имели работы В.В. Гриценко, Н.М. Лебедевой, Л.И. Науменко, Г.У. Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, В.Н. Павленко, В.Ю. Хотинец, а также исследования мигрантов из Кавказа в России Г.С. Витковской, Д. Полетаева, Г.А. Пядухова.
Поскольку в диссертационной работе рассматривается взаимосвязь ценностных ориентаций со склонностью к девиантному поведению, то для автора серьезное значение имели исследования, посвященные изучению девиантного поведения. К их числу относятся ставшие классическими исследования Э.Дюркгейма, Р.Мертона, Т.Селлина, а также аналитические и эмпирические работы Е.В.Змановской, Ю.А.Клейберга, В.Д.Менделевича и др.
Таким образом, анализ литературы по проблеме демонстрирует внушительный потенциал научной информации по разработке тематики ценностных ориентаций.
Вместе с тем следует отметить, что в науке нет специальных исследований, посвященных проблеме взаимосвязи содержания ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению. С учетом актуальности и недостаточной разработанности данной проблемы была выбрана тема исследования.
Цель исследования. Целью данного диссертационного исследования является изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и склонности (предрасположенности) к девиантному поведению у этнических мигрантов и коренных жителей.
Объектом исследования выступили жители Саратовской области, принадлежащие к четырем этническим группам. Три из них представлены мигрантами из Кавказского региона, четвертая - русским местным населением. Общий объем выборки составил 263 человека.
Предметом исследования являлась взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению в условиях трансформации российского общества.
Основная гипотеза исследования: склонность к девиантному поведению как у этнических мигрантов, так и у коренного населения в современных социально-экономических условиях взаимосвязана с определенными ценностными ориентациями.
Частные гипотезы:
1. В современном российском обществе ориентация на коллективистские ценности будет сочетаться с более низким уровнем склонности к девиантному поведению, ориентация на индивидуалистические ценности, напротив, будет связана с более высокими показателями склонности к нарушению социальных норм и правил.
2. Между этническими мигрантами и коренным населением не будет значимых различий в степени предрасположенности к девиантному поведению.
3. Различия в структуре ценностных ориентаций выходцев из Кавказа и русских в большей степени будут выражены на декларируемом, нежели на скрытом уровне, определяющем реальное поведение.
Задачи исследования:
1. Провести анализ теоретических подходов к изучаемой проблеме и выделить теоретические и методологические основания для эмпирического исследования взаимосвязи ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению.
2. Выявить ценностные ориентации этнических мигрантов и коренных жителей на декларируемом и скрытом уровнях и провести их сравнительный анализ.
3. Определить степень предрасположенности к девиантному поведению респондентов, принадлежащих к разным этносам.
4. Изучить взаимосвязь ценностных ориентаций и степень склонности к девиантному поведению, а именно - вычленить совокупность ценностей, ориентация на которые связана со склонностью либо устойчивостью человека к нарушению социальных норм и правил.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена работами отечественных и зарубежных специалистов в области социальной и кросс-культурной психологии. Базовыми концептуальными основаниями диссертации послужили:
- системный подход, обоснованный в трудах Б.Г. Ананьева,
A.В.Брушлинского, Б.Ф. Ломова, а также в диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.А. Ядова;
- социокультурный подход, изложенный в общетеоретических трудах М. Вебера, У. Миллера и Т. Селлина, Т. Парсонса, в теориях аномии Э.Дюркгейма и Р. Мертона;
- кросс-культурный подход и разработанные в его рамках теории культурной обусловленности ценностных ориентаций Ф. Клакхона и Ф. Стродбека, концепции культурных синдромов Г. Триандиса и Дж. Ховстеда, теория цен-ностно-мотивационных типов С. Шварца и У. Билски;
- концепции девиантного поведения Е.В. Змановской, Ю.А. Клейберга,
B.Д. Менделевича.
Важное значение при построении теоретических оснований диссертационного исследования имели также работы, выполненные в отечественной социальной психологии (B.C. Агеев, Г.М. Андреева, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, J1.B. Ключникова, В.П. Позняков, И.Р. Сушков, П.Н. Шихирев, Е.В.Шорохова и др.), этнопсихологии (В.В. Гриценко, Н.И. Иванова, Н.М.Лебедева, Л.И.Науменко, В.Н. Павленко, E.H. Резников, С В. Рыжова, Г У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, В.Ю. Хотинец,), этносоциологии (Ю.В.Арутюнян, Л.М. Дро-бижева, B.C. Попков, М.В. Савва, A.A. Сусоколов и др.) и этнологии (С.А.Арутюнов, В.А. Тишков и др).
Методы исследования. В качестве методов исследования были использованы общенаучные принципы познания социальных явлений, теоретический анализ литературных источников, обобщение и интерпретация научных данных. В эмпирическом исследовании основным методом получения данных являлся опрос, в ходе которого применялись социально-психологические методики, предназначенные для изучения ценностных ориентаций и склонности к деви-антному поведению. Для изучения структуры ценностных ориентаций на декларируемом уровне мы воспользовались методикой ранжирования ценностных ориентаций, разработанной Н.М.Лебедевой, на скрытом уровне - модификацию краткого варианта Цветового теста отношений. Для изучения ценностно-мотивационных типов личности был использован опросник С.Шварца.
Изучение уровня предрасположенности к девиантному поведению осуществлялось с помощью модифицированного варианта шкалы склонности к нарушению социальных норм и правил А.Н.Орла, опросника Г.Н. Малюченко на выявление степени интроекции наркогенной субкультуры и авторского опросника.
Математико-статистическая обработка данных. Полученные результаты эмпирического исследования обрабатывались с помощью методов описательной статистики. Достоверность различий между группами респондентов У определялась с помощью критерия согласия Пирсона (х ). Для подсчета статистической значимости средних величин применялся t- критерий Стьюдента (ts). Достоверность ранговых различий ценностных структур проверялась методом ранговой корреляции Спирмена.
Данные исследования были также подвергнуты корреляционному и факторному анализу. Корреляционный анализ был выполнен с помощью метода линейной корреляции Спирмена. Факторный анализ осуществлялся по методу главных компонент путем вращения корреляционной матрицы по типу уапшах. При обработке данных использовался статистический пакет 81аизиса 5.1.
Эмпирическую базу исследования составил социально-психологический опрос представителей трех этносов из Кавказского региона, проживающих и имеющих крупные диаспоры на территории Саратовской области: азербайджанцы, армяне и чеченцы, а также представители русского этноса - коренные жители области. Выборка представителей четырех исследуемых групп уравновешена по основным социально-демографическим показателям: полу, возрасту, типу поселения. Общее число опрошенных составило 263 человека. Из них 67 человек азербайджанцев, 71 - армян, 58 - чеченцев и 67 - русских.
Исследование проводилось в населенных пунктах, отличающихся компактным и дисперсным поселением выходцев из Кавказа: в г.Аркадак и селах Софьино, Натальино Аркадакского района, г.Балашов и селах Пинеровка, Тростянка Балашовского района, селах Святославка, Краснознаменское Самойлов-ского района, городах Калининск и Романовка. Социально-психологический опрос осуществлялся в ходе полевых экспедиций в течение 2002-2003 гг.
Основные научные результаты, их новизна. Проведено кросс-культурное исследование ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению представителей различных этнических групп, проживающих на территории Поволжского региона (Саратовской области), в результате которого:
- впервые проведено сравнительное изучение ценностных ориентаций на декларируемом и скрытом уровнях у представителей исследуемых этносов;
- обнаружено отсутствие зависимости между показателями склонности к девиантному поведению и этнической принадлежностью респондентов;
- выявлена взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к нарушению норм и правил поведения;
- эмпирическим путем установлено содержание ценностей, ориентация на которые предрасполагает к девиантному поведению, или сдерживает от него в конкретных социально-экономических условиях.
Теоретическая значимость исследования. В настоящее время отсутствуют работы, в которых бы изучалась взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению. В своем исследовании мы акцентируем внимание на выявлении характера взаимосвязи как отдельных ценностей, так и совокупности ценностных ориентаций со склонностью к девиантному поведению.
Практическая значимость. Результаты и выводы настоящего исследования могут быть использованы в следующих областях практики:
- при подготовке рекомендаций по формированию национальной и миграционной политики Российской Федерации на региональном и государственном уровнях;
- при разработке программ психологической поддержки мигрантов и профилактики девиантного поведения;
- при разработке тренингов и коррекционных программ отклоняющегося поведения у малолетних правонарушителей;
- при разработке превентивных мер и реализации мероприятий, направленных на борьбу с распространением наркотиков и наркомании;
- при разработке воспитательно-образовательных программ учреждениями образования разных уровней;
- выводы исследования могут быть включены в соответствующие разделы курсов по социальной и этнической психологии.
Положения, выносимые на защиту:
1. Ценностное сознание этнических мигрантов и коренных жителей представлено системами декларируемых и скрытых ценностей. Между структурами ценностей представителей исследуемых групп существуют как сходства, так и различия. Различия более выражены на декларируемом уровне и связаны с повышенной значимостью для этнических мигрантов ценностей, выступающих показателями усиления этнической и личностной идентичности в процессе адаптации к новым условиям жизни. В меньшей степени различия проявляются на скрытом, частично неосознаваемом уровне, что связано с тенденцией изменения ценностного сознания представителей всех этнических групп под влиянием единых общественно-политических и экономических условий существования в сторону унификации ценностей.
2. Отсутствуют значимые различия в степени склонности к девиантному поведению между этническими мигрантами и коренными жителями. Одна треть представителей всех исследуемых групп, независимо от этнической дифференциации, демонстрирует устойчивость к нарушению социальных норм и правил, в то время как остальное большинство либо не имеет четко выраженной позиции по отношению к соблюдению социальных норм и правил, либо склонно к их нарушению.
3. В современных условиях существует взаимосвязь между склонностью к девиантному поведению и системой ценностных ориентаций, в которой сочетаются одновременное предпочтение ценностей «богатство», «независимость» и отвержение ценностей «жить по совести», «знания, образование»; ориентация на индивидуалистические ценности самовозвышения (власть, гедонизм, достижения, стимулирование) и отрицание мотиваций коллективизма (конформность, традиция, благосклонность, универсализм).
Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивается обширной теоретической базой, представленной работами зарубежных и отечественных специалистов; использованием апробированных и валидизирован-ных методик; репрезентативной выборкой; корректным применением матема-тико-статистического аппарата при обработке и анализе эмпирических данных.
Апробация работы. Результаты и выводы исследования излагались и обсуждались на научных конгрессах: IV конгресс этнографов и антропологов России, 20-23 сентября 2001г. (Нальчик), V конгресс этнографов и антропологов России, 9-12 июня 2003 г. (Омск); Международных научно-практических конференциях: «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» 18-20 сентября 2003 г. (Балашов), «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений» 2324 октября 2003 г. (Кострома), «Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья» 13-15 ноября 2003г. (Казань), «Образование и религия в предотвращении экстремизма в современном мире» 9-11 декабря 2003г. (Воронеж), «Индивидуальные исследования в МИОНах: проблемы и перспективы» 2-3 марта 2004 г. (Московская область, УМЦ «Голицино»), «Психология системного функционирования личности» 28-30 июня 2004г. (Саратов), «Ментальность российской провинции в настоящем и будущем» 1-2 июля 2004г. (Самара), «Проблемы морально-нравственного развития личности» 4-9 октября 2004г. (Кемерово). Материалы исследования включены в информационную базу Балашовского филиала Саратовского государственного университета в форме научных публикаций, а также учебно-методических материалов по дисциплинам «Социальная психология», «Этнопсихология», «Психология девиантного поведения».
Основные положения диссертационного исследования отражены в девяти публикациях автора общим объемом более 2,0 п.л.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная психология», 19.00.05 шифр ВАК
Пространственное поведение детей и подростков в полиэтничных коллективах2011 год, кандидат исторических наук Феденок, Юлия Николаевна
Психология ценностных ориентаций этнофоров Северного Кавказа: на материале исследования народов Карачаево-Черкесии2008 год, доктор психологических наук Накохова, Рида Рашидовна
Социально-психологическая адаптация вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья в России2002 год, доктор психологических наук Гриценко, Валентина Васильевна
Этническая миграция в контексте межкультурных взаимодействий2009 год, кандидат философских наук Шуменко, Марина Анатольевна
Формирование нравственных ценностей как фактор преодоления девиантного поведения подростков2009 год, кандидат педагогических наук Бондарева, Эльвира Михайловна
Заключение диссертации по теме «Социальная психология», Смотрова, Татьяна Николаевна
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ
С помощью выбранного автором социально-психологического подхода достигнута основная цель диссертационного исследования: выявлена взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению этнических мигрантов из Северного Кавказа и Закавказья и коренного населения Саратовской области.
В ходе реализации основной цели исследования были решены намеченные в данной работе задачи и получены следующие результаты.
1. Выявлены структуры ценностных ориентаций этнических мигрантов из Северного Кавказа и Закавказья и коренного населения на декларируемом и скрытом уровнях. Между структурами ценностей этнических мигрантов и русских местных жителей существуют как сходства, так и различия. а) На декларируемом уровне:
- вершину ценностных структур представителей всех этнических групп занимают базовые общечеловеческие ценности «крепкая семья» и «здоровье», а также ценностно-мотивационные типы безопасность и благожелательность',
- выходцы из Кавказа более высоко, по сравнению с местным населением, оценивают значимость для себя таких ориентаций, как «уважение близких», «жить со своим народом», ценность традиции, что обусловлено актуализацией значимости этнических связей в ситуации инокультурного окружения;
- выходцы из Кавказа обнаруживают более выраженную, по сравнению с русскими, ориентацию на индивидуалистические ценности самовозвышения -власть, достижение, гедонизм, которые служат показателем усиления личностной идентичности как ведущего фактора, обеспечивающего адаптацию к изменившимся условиям существования и социальной нестабильности. В то же время в ценностных структурах этнических мигрантов также как и русских, эти ценности занимают последние ранговые позиции. б) На скрытом уровне нивелируются различия между отдельными ценностями этнических мигрантов и русских:
- для всех мигрантов на скрытом уровне повышается значимость ценностей «знания, образование» и «интересная работа», для русских их значимость, напротив, снижается;
- обнаружена тенденция подсознательного повышения значимости ценности «богатство» и снижения значимости понятия «совесть», характерная как для выходцев из Кавказа, так и для русских. в) при внутригрупповых и межгрупповых сравнениях структур декларируемых и скрытых ценностей обнаружено:
- внутригрупповые рассогласования между структурами декларируемых и скрытых ценностей более выражены у русских и чеченцев; менее противоречиво ценностное сознание азербайджанцев и армян;
- межгрупповые различия ценностных структур более выражены на декларируемом уровне и связаны с повышенной значимостью для этнических мигрантов ценностей, выступающих показателями усиления этнической и личностной идентичности в процессе адаптации к новым условиям жизни. В меньшей степени различия проявляются на скрытом, частично неосознаваемом уровне, что обусловлено, с одной стороны, заложенной на глубинных пластах подсознания ориентацией на общечеловеческие ценности, с другой - связано с тенденцией изменения ценностного сознания представителей всех этнических групп под влиянием единых общественно-политических и социально-экономических условий существования в сторону унификации ценностей.
2. Выявлены значения степени предрасположенности к девиантному поведению этнических мигрантов и коренного населения, различий между которыми не обнаружено. В то же время в каждой этнической группе получена высокая доля лиц, имеющих средние и высокие показатели склонности к девиантному поведению, что свидетельствует о неустойчивости большинства населения к соблюдению социальных норм и правил, независимо от этнической принадлежности. Выходцы из Кавказа обнаруживают более четкую дифференциацию позиций в оценках установок, определяющих отношение к социальным нормам и правилам, в отличие от коренных жителей, позиции которых характеризуются большей неопределенностью.
3. Выявлена взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиант-ному поведению. Склонность к девиантному поведению связана с системой ценностных ориентаций, содержание которой представлено одновременным предпочтением ценностей «богатство», «независимость» и отвержением ценностей «жить по совести» и «знания, образование», ориентацией на индивидуалистические ценности самовозвышения (власть, гедонизм, достижения, стимулирование) и отрицанием мотиваций коллективизма (конформность, традиция, благосклонность, универсализм). Устойчивость к нарушению социальных норм и правил связана с системой ценностных ориентаций, включающей в себя те же показатели, но с противоположными знаками.
Результаты сравнительного изучения ценностных ориентаций и степени выраженности установок, отражающих склонность к девиантному поведению у этнических мигрантов, в нашем случае выходцев из Кавказа, и коренных жителей Саратовской области дают основания для ответа на вопрос, является ли сознание первых более предрасположенным к нарушению социальных норм и правил. Наш ответ - нет, не более чем сознание коренных жителей - представителей русского этноса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате эмпирического исследования, выполненного в предложенной автором социально-психологической парадигме изучения взаимосвязи ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению на примере этнических мигрантов из Северного Кавказа и Закавказья, проживающих на территории Саратовской области и последующего теоретического осмысления его результатов можно подвести общие итоги.
Данное исследование предлагает свой взгляд на проблему девиантного поведения выходцев из Кавказа в России, суть которого сводится к следующему.
Усиление этнических миграционных потоков из бывших союзных республик на территорию России после распада СССР вызвано явлениями социально-политического и социально-экономического порядка.
В условиях системного кризиса последних лет опыт большинства граждан, как из числа коренных жителей, так и этнических мигрантов, построен на стратегии выживания. Населению приходится выживать и приспосабливаться к ситуации, в которой государство постепенно снимает с себя полномочия регуляции в социальной сфере жизни, предлагая каждому жителю страны, заботиться о самом себе в меру собственных сил; экономические и политические преобразования противоречат существующим в массовом сознании традиционным культурным образцам сознания и поведения, а современная российская демократия все больше становится правом власть имущих, превращаясь на практике во вседозволенность и право сильного. В этих условиях для большинства граждан перестает быть типичной ориентация на социально одобряемое, ориентированное на моральные нормы поведение, т.к. в сложившейся ситуации она, по существу, не соответствует стратегии выживания. И тогда у населения повышается готовность к поиску и использованию любых доступных, в том числе и ненормативных способов удовлетворения насущных потребностей.
Данное обстоятельство делает представителей указанных этносов в равной степени подверженными негативному воздействию условий, сложившихся в результате преобразований различных сфер жизни, и обусловливающих повышение склонности к проявлению девиантности, которая сама по себе становится скорее нормой, чем отклонением. Находясь в среде, постоянно актуализирующей в сознании установки на нарушение норм и правил, и приобретая опыт, свидетельствующий не только о целесообразности, но и жизненной необходимости таких нарушений, люди в конечном итоге будут все более активно реализовывать девиантные способы поведения на практике.
Для этнических мигрантов проблема выживания, обеспечения благосостояния осложняется рядом обстоятельств и ситуаций, связанных с их адаптацией к новой социокультурной среде и в еще большей степени предрасполагающих к девиациям.
В условиях, когда большинство доводов свидетельствуют в пользу нарушения норм и правил, т.е. ориентации в современных условиях на систему нарождающихся новых норм и стандартов, пожалуй, единственным и самым важным аргументом «за» или «против» таких ориентаций становится внутренний голос - голос совести, голос ответственности перед личными и общественными ценностями.
Но если учитывать тот факт, что на скрытом уровне понятие «жить по совести» оценивается крайне низко, занимая последнюю позицию в ценностных структурах большинства респондентов, независимо от их этнической принадлежности, то существующую ситуацию можно описать как кризисную. Стремление к богатству, материальному благополучию и невозможность достижения его социально приемлемыми способами (действуя «по совести»), указывает на общую высокую склонность к нарушению социальных норм и правил. Богатство, которое призвано служить достижению каких-то важных целей, становится для многих самоцелью. Обозначенная проблема заслуживает пристального внимания государственной власти, тех ее представителей, кто занимается разработкой и реализацией экономических программ движения к демократическому, либеральному обществу. Стремление делать людей богатыми в отрыве от нравственного воспитания автоматически не приведет к развитию общества.
На наш взгляд, в коллективистских культурах, к которым принадлежат представители всех исследуемых нами этнических групп, в том числе и русские, нет такого уважения к закону, как в культурах индивидуалистических. Вековыми регуляторами поведения в коллективистических культурах были и остаются моральные нормы, а отнюдь не законы. Роль закона как регулятора поведения в коллективистических культурах вторична. Последствия прозападного курса, навязывание либеральных ценностей Запада - ценностей изначально не присущих культурам коллективистского толка - ведет к размыванию и распаду традиционных культурных ценностей, к трансформации норм и правил, исчезновению привычных регуляторов поведения и, как следствие, - к девиациям.
Выход из создавшейся ситуации, нам видится, в возврате к традиционным культурным ценностям и ориентации на внутренние регуляторы поведения, что должно стать центральной линией в воспитании новых поколений.
Говоря о дальнейших перспективах исследования в данном направлении, можно обозначить два следующих аспекта. Во-первых, выявленная взаимосвязь ценностных ориентаций и склонности к девиантному поведению должна быть проверена на как можно большем количестве этнических и социальных групп, что позволит изучить ее этнокультурную и социально-статусную специфику, определить степень ее универсальности и прогностичности. Во-вторых, выявленные взаимосвязи ценностных ориентаций и социальных установок, определяющих склонность к девиантному поведению, не могут характеризоваться как прямые и однозначные. Поэтому в перспективе важно изучить влияние конкретных социально-психологических факторов на взаимосвязь ценностных ориентаций и поведенческих установок, ситуационную обусловленность этой связи и ее воплощение в реальное поведение.
Таким образом, на наш взгляд, данное исследовательское направление перспективно с теоретической и практической точек зрения, и требует своего дальнейшего развития.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Смотрова, Татьяна Николаевна, 2005 год
1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. - М., Изд-во МГУ, 1990. - 240с.
2. Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М., Изд-во МГУ, 1983. -144 с.
3. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности// Психол. Журн. 1984. -Т.5. - №5. - С. 63-70.
4. Алексеев А. Адаптация и безопасность: опыт вынужденных переселенцев и принимающего общества в Тверской области / А.Алексеев, С.Панарин; Под ред. Г.Витковской и С.Панарина // Миграция и безопасность в России. М.: Ин-тердиалект+, 2000. 194 с.
5. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977. - 256 с.
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания JL: Изд-во ЛГУ, 1968. - 338 с.
7. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., Аспект Пресс, 1997.
8. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект -Пресс, 1996. - 376 с.
9. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1990. -358 с.
10. Арутюнян Э. А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности // Образ жизни и ценностные ориентации личности. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1979. - С. 49-61.
11. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск.ун-та, 1979. -150с.
12. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв.ред. Рябов A.B., Курбангалеева Е.Ш. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003 - 448с.
13. Бакурадзе О.М. Истина и ценность// Вопросы философии. 1966. - №7. - С.45-48.
14. Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества // Полис. 2000.- № 6. - С. 51-65.
15. Белинская Е.П., Тихомандрицкая O.A. Социальная психология личности. -М„ 2001.-301 с.
16. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 315 с.
17. Боголюбова Е.В. Ценность и оценка// Исторический материализм как наука/ Под ред. Е.В.Шороховой. М.: Наука, 1974. - С. 133-146.
18. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464с.
19. Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М., 1995.
20. Бубнова С.С. Системный подход к исследованию психологии индивидуальности. М.: Янус-К, 2002. - 52 с.
21. Василенко В.А. Ценность и ценностное отношение// Проблема ценности в Философии. M.-JL: Знание, 1966. - С.46-47.
22. Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. / Сост., общ. Ред. И по-слесл. Ю.Н.Давыдова; Предисловие П.П.Гайденко М., Прогресс, 1990. - 808с.
23. Витковская Г.С. Вынужденная миграция и мигрантофобия в России. // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г.Витковской и А.Малашенко; Моск. Центр Карнеги. -М., 1999. С. 151-192
24. Гаврилюк В.В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. 2002-№1.-С. 96-105.
25. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. С-Пб, 1994.
26. Гончаров Н.В. Ценностные ориентации в системе противоправного поведения подростка. Автореф. дис. .канд. социол. наук. М., 1998. - 24 с.
27. Гордон Л.А. Потребности и интересы.// Советская педагогика. 1939. -№ 8-9
28. Гриценко В.В. Вынужденные переселенцы и наркогенная субкультура: мифы и реальность / В.В.Гриценко. Балашов: Изд-во «Николаев», 2002. -120 с.
29. Гриценко B.B. Русские среди русских: проблемы адаптации вынужденных мигрантов и беженцев из ближнего зарубежья в России: Монография. -М.: ИЭА РАН, 1999. 189 с.
30. Гриценко В.В. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2002. - 252 с.
31. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. М., 1989. С. 107
32. Дейнека О.С. Человек в экономике // Психология: Учебник / Под ред. А.А.Крылова. М: Проспект, 1998. - С. 547-562.
33. Денисова Г.С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса. Ростов-на-Дону. 2003. - 352с.
34. Динамика ценностей населения реформируемой России / Отв. ред. Н.И.Лапин и А.А.Беляева. Эдиториал УРСС, М., 1996. - С.47-54.
35. Добренькое В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2000. - 497 с
36. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. - 272с.
37. Донцов А.И. О ценностных отношениях личности // Сов.педагогика. -1974. -№5.-С. 70
38. Дробижева Л.М. Этническое и историческое самосознание народов СССР на рубеже последнего десятилетия XX в.//Духовная культура и этническое самосознание. Вып. 2. -М., 1991. 315 с.
39. Дробницкий О.Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности и марксистская философия. М.: Политиздат, 1967. - С. 18.
40. Дубов И.Г. Ценности и поведение: анализ взаимосвязи.//Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. -М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. С. 182-204.
41. Дюргкейм Э. Социология. М., 1995. - 368 с.
42. Дюркгейм Э. Социология и теория познания // История психологии: Тексты. М.: Изд-во МГУ, 1992. - С. 272-296.
43. Дюркгейм Э. Социология. Её предмет, метод, предназначение. 1995. -С.286
44. Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения. // Социол. исслед. -1991. -№2. С.106-114.
45. Дятлов В.И. Кавазцы в Иркутске: конфликтогенная диаспора. // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г.Витковской и А.Малашенко; Моск. Центр Карнеги. М., 1999. - С.113-136
46. Елизаров В.В. Ценностные ориентации неблагополучных семей // Социол. исслед. 1995. - №7. - С.23-27.
47. Журавлев А.Л. Предмет и структура социальной психологии // Социальная психология. М., 2002. - 315 с.
48. Здравомыслов Л.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986. - С. 120
49. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения). М., 2003. - 288 с.
50. Зотова О. И. Бобнева М.И. Ценностные ориентации и механизм социальной регуляции поведения // Методологические проблемы социальной психологии/ Под ред. Е.В.Шороховой. М.: Наука,1975. - С.247.
51. Зуева С.О. Ценностные ориентации как фактор профессионального самоопределения учащихся педагогического лицея. Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Иркутск, 2000. - 19 с.
52. Ионин Г.Л. Основания социокультурного анализа. М., 1996 - 189 с.
53. Кавказ Россия: миграция легальная и нелегальная / Ред. А.Искандерян -Ереван, КИСМИ, 2004 - 160с.
54. Калашников В.Г. Динамика взаимосвязи самосознания, профессиональной направленности и ценностных ориентаций студентов педагогического вуза. На материале факультета начальных классов. Автореф. дисс. . .канд. психол. наук. -М., 1998.-22 с.
55. Капитонов Э.А. Социология XX века. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996 г. - 512с.
56. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000. - 264 с.
57. Карпушина Л.В. Структура жизненных ценностей различных социальных групп студентов вузов. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Самара, 2003. -20 с.
58. Кетхудов Р. Г. Путь к духовности: ценности подлинные и мнимые // Философские науки. 1978. - №5. - С. 71
59. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов.-М., 2001.-160с.
60. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. 2-е изд., доп. М.,: Ви-та-Пресс 1997. 140 с.
61. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа // Психологический журнал. 1994. - Том 14. - №4. - С. 130-13
62. Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации (80-90 годы) // Социол. исслед. 1995. - №1. - С.59-72.
63. Козлов A.A., Гришина Е.А., Ильинский И.М. Ценностные ориентации молодежи // Молодежь России: тенденции, перспективы. М.: Молодая гвардия, 1993.-С. 167-189.
64. Костенко Н.В. Ценности и символы в массовой коммуникации. Киев: Наук, думка, 1993 - 158 с.
65. Кросс-культурное исследование // Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., изд-во Питер, 2001. - 394 с.
66. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000. - 326 с.
67. Крысъко В.Г., Деркач A.A. Этнопсихология. 4.1. Теория и методология. -М., 1992.- 142 с.
68. Кузнецов А.Г. Ценностные ориентации современной молодежи. Саратов: СВШ МВД РФ, 1995,- 138с.
69. Кузнецов В.И. Эволюция ценностных ориентаций российской молодежи в условиях социальной трансформации общества. Автореф. дисс. .докт. со-циол. Наук. М., 2000. - 44с.
70. Лазурский А. Ф. Классификация личностей. Л., 1924. - 260 с.
71. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социол. исслед. 1996. - №5. - С.5-9.
72. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России // Социол. исслед. 1993,-№9,- С. 17-28.
73. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции в современной России // Социол. исслед. 1994. - №5. - С. 3-8.
74. Лебедева Н.М. Базовые ценности русской культуры на рубеже XXI века. //Психологический журнал. Т.21. - № 3. - 2000. - С. 73-87.
75. Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Учеб. Пособие М., Старый сад, 1998. - 316с.
76. Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от посисков самоуважения к поискам смысла. // Психологический журнал. -1999 Т.20 - №3.
77. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
78. Лебедева Н.М. Ценностно-мотивационная структура личности в русской культуре.// Психологический журнал. 2001. - Т.22 - №3 - С. 26-36.
79. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
80. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х тт.- Т.2. -М.: Педагогика, 1983. 320с.
81. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992,- 18с.
82. Леонтьев ДА. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.:Смысл, 2003. - 487 с.
83. Леонтьев ДА. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопр. философии.-1996. №4. - С. 15-26.
84. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984
85. Лотар Л.О. О ценностях и ценностных ориентациях в системе идейно-воспитательной работы ССНМ // Молодежь в условиях радикальных перемен современного общества. М., 1990. - С. 148-155.
86. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., Изд. Посев, 1957 - 260с.
87. Малашенко А.В. Ксенофобии в постсоветском обществе. // Нетерпимость в России: старые и новые фобии / Под ред. Г.Витковской и А.Малашенко; Моск. Центр Карнеги. М., 1999. - С.6-19.
88. Мальцев А. А. Трансформация ценностей военнослужащих в переходном российском обществе. Пермь, 1997. - 263с.
89. Малюченко Г.Н. Профилактика наркомании в образовательнойсреде: проблемно-ориентированный подход. Уч. пособие / Г.Н.Малюченко. Балашов: Изд-во БГПИ, 2001.- 154 с.
90. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 2001. - С. 77
91. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: Учебн. пособ. М.: МЕДпресс, 2001. - 432с.
92. Митина О.В. Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. -М.: Учебно-методический коллектор «Психология». 2001. 169 с.
93. Мулдашева А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межэтническом взаимодействии. Автореф. дисс. канд. псих.наук. М., 1991. - 24 с.
94. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Лениздат,1960. - 182с
95. Нарский И.С. Диалектическое противоречие и логика познания. М.: Наука, 1969.-246 с.
96. Наумова Н.Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения М. 1988. - С.129-134
97. Науменко Л.Н. Этническая идентичность. Проблемы трансформаций в постсоветский период / Л.И.Науменко // Журн. Прикл. психол. 1999. - №1. -С. 14-26.
98. Национальные меньшинства. / Под ред. В.И.Мукомеля // Центр этнопо-литических и региональных исследований. М.,2003. - 292с.
99. Общая психодиагностика. Учеб. Пособие / Под ред. А.А.Бодалева и В.В.Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С. 221-227.
100. Ольшанский В.Б. Личности и социальные ценности // Социология в СССР / Гл. ред. социально-эконом. Л-ры. М.: Мысль, 1966. - Т.1. - С.470-530
101. Осипкин А.А Современные социокультурные процесы и девиантное поведение молодых россиян. Автореф.дис. .канд.социол.наук. М., 2001. - 25 с
102. Павленко В.Н., Таглин С.А. Этнопсихология. Учебное пособие. Киев, 1999.
103. Пальцев А.И. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей (на примере субэтноса сибиряков): Монография,- Новосибирск: Сибирское таможенное управление,2001. -140с
104. Патяева Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1983. - С. 23-33.
105. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности М., 1992, - 224 с.
106. Попков В.Д. Конфликтность групп этнических мигрантов и ее влияние на процесс социокультурной адаптации // Социальный конфликт. 1997. - №1. -С. 3-23.
107. Попков В.Д. Феномен этнических диаспор. М. 2003, - 337с.
108. Попова И.В. Тенденции изменений ценностных ориентаций старшеклассников в условиях реформ 1990-1993гг. (на примере Костром, обл.) Дисс. .канд социол. наук. -М., 1994. 157с.
109. Пригожим И. Порядок и хаос. М., 1988. - 315 с.
110. Психологические механизмы регуляции социального поведения // Под ред. Бобневой М.И. и Шороховой Е.В. М., Наука 1979. - 330 с.
111. Пядухов Г.А. Этнические группы мигрантов: тенденции притока, стратегии поведения. Пенза, 2003.- 394 с.
112. Рисмен Д. Некоторые типы характера и общество // Социологические исследования. 1993. -№5,7. - С. 144-151.
113. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер с англ. -М.: 1994
114. Российская социологическая энциклопедия / РАН; Ин-т сц.-политич. Ис-след.; общ. ред. Г.В.Осипова. М.: Изд. группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. -672с.
115. Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -416с. С.365
116. Рыжова C.B. Психологическая составляющая этнонационализма (опыт эмпирического исследования. Этническая психология и общество. - М.: Старый сад,1997.-С.173-182.
117. Савва М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). Краснодар, изд-во КубГУ, 1997. - 172 с.
118. Садовский В.Н. Основание общей теории систем. М., 1974. - 324 с.
119. Свенцицкий A.JI. Социальная психология: Учебник. М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 336 с.
120. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 349 с.
121. Смелзер Н. Социология. М., Феникс, 1994. - 688 с.
122. Смирнов П.И. Социология личности: Уч. Пособие. СПб.: Соц. общ-во им. М.М.Ковалевского, 2001. - 380 с.
123. Смотрова Т.Н. Профессиональная самоактуализация как способ преодоления жизненных кризисов // Развитие самоценных форм активности учащихся. Балашов, 1998. - С.36-37
124. Соколов A.B., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // Социол. исслед. 2003,- №1.- С.115-123.
125. Солдатова Г. У. Межэтническая напряженность как объект этнопсихологии // Этническая психология и общество. М., 1997,- С. 44-53.
126. Солдатова Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998. - 387 с.
127. Сонин В.А. Шпионский Л.В. Классики мировой психологии. СПб., 2001
128. Социальная и культурная дистанции. Опыт многонациональной России / Под ред. Дробижевой JIM. М., изд-во ин-та социологии РАН. 1998. - 386 с.
129. Социально-психологическая динамика в условиях экономических изменений. Отв.ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Шорохова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 295 с.
130. Социально-психологические исследования межнациональных отношений. / Под ред. Шихирева П.Н. М„ РАН, 1993. - 488 с.
131. Социальные отклонения / Под ред В.Н.Кудрявцева. М., 1989. - 324с.
132. Стефаиенко Т. Г. Этнопсихология. М., 1999 - 115 с.
133. Стефаиенко Т.Г., Шлягина Е.И., Ениколопов С.Н. Методы этнопсихологического исследования. М., изд-во МГУ, 1993. - 79 с.
134. Суптеля A.B., Ерина С.И. Исследование нормативно-ценностных ориен-таций россиян и их отношения к деньгам в период формирования российского общества.// Социальная психология XXI столетия Т.З / Под ред. В.В.Козлова,-Ярославль, 2002. С. 178-180
135. Сурина И.Л. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. -М., 1999. С.15.
136. Сусоколов A.A. Непосредственное межэтническое общение и установки на межличностные контакты // Советская этнография. 1972. - N 5. - С. 73-78.
137. Сусоколов A.A. Структурные факторы самоорганизации этноса // Расы и народы. Вып.20. М., 1990. - С. 5-40.
138. Сухарев А.В. Введение в этнофункциональную психологию и психотерапию. Учебное пособие. - М.: ГАСК, 2002. - 240с.
139. Табунас A.A. Роль ценностей в регуляции поведения индивида // Социологические исследования жизненного пути молодежи. Вильнюс, 1988. - С. 14-28
140. Тимофеева М. Некоторые этнопсихологические аспекты психотерапии / М.Тимофеева // Журн. Прикл. Психол. 1999. - №1. - С.14-26
141. Тихомандрицкая O.A., Дубовская ЕМ. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотива-ционно-потребностной сферы. (Методические аспекты) // Вопросы психологии- 1999.-№3.
142. Тишков В.А. Культурная мозаика и этническая политика в России //Межкультурный диалог: Лекции по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия /Под ред. М.Ю. Мартыновой, В.А.Тишкова, Н.М.Лебедевой. М, 2003.
143. Тишков В.А. Новые подходы в теории и практике межнациональных отношений // Советская этнография. 1989, № 5.
144. Тишков В.А. Этнология и политика. М., Наука, 2001. - 239 с.
145. Трофимова Н.М., Поленякина Е.В. Формирование ценностных ориентаций учащихся начальных классов в условиях школьной жизни: Учебно-методическое пособие. Воронеж: Воронежский гос.пед.ун-т, 2001. - 73с.
146. Тугаринов В.П. Марксистская философия и проблема ценности // Проблема ценности в философии. М.-Л.: Знание, 1966 - С. 16-24
147. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л.: Лениздат, 1960.
148. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме Л.:Лениздат,1968. -С.11
149. Узнадзе Д.H. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. - 416с.
150. Фетискин Н.П., Миронова Т.Н. Социально-психологическая диагностика личности и группы: Психодиагностический практикум. Кострома, 2001.
151. Философская энциклопедия / Гл.ред. Ф.В.Константинов. М., «Сов. энциклопедия», - Т.4. - 592 с. с илл.
152. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
153. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
154. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
155. Фромм Э. Бегство от свободы. М.,1990.
156. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.
157. Ценности в кризисном социуме (заседание «круглого стола» в Институте психологии АН СССР)// Психол. журн. 1991,- Т.12. - №6. - С. 154-167.
158. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменяющегося общества / Под ред. Л.М.Дробижевой, РАН, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. М., 1994. - 236с.
159. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. -М., 1982. -394 с.
160. Шестопалова Л.Ф., Перевозная ТА. Ценностно-смысловая сфера личности со специфическими расстройствами и склонностью к противоправному поведению. \ Психологический журнал Т.24 - №3. - 2003. - С.66-72.
161. Шихирев П.П. Современная социальная психология в Западной Европе. Проблемы методологии и теории. М., Наука, 1985. - 175 с.
162. Шихирев П.П. Современная социальная психология США. М., Наука, 1979.-229 с.
163. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. М., 2000.
164. Шледер Б. Структура ценностных ориентаций. Эмпирическое исследование. //Иностранная психология. Том 2, -№2(4). 1994.-С. 47-57
165. Щепанъский Я. Элементарные понятия социологии. М.:Прогресс, 1969
166. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г.В. Осипова. М., РАН. Ин-т соц.-политич. исслед.,1995. - 938с.
167. Эфендиев А.Г. Ценности //Основы социологии.4.1 М.,1994
168. Ядов В А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Е.В.Шороховой. -М.: Наука, 1975. С.89-105.
169. Яницкий hi.С. Ценностная структура массового сознания современной России. // Политико-психологические проблемы исследования массового сознания/ Под ред. Е.Б.Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2002. - 203с.
170. Яницкий Ы.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000 - 180 с.
171. Allport G. W. The historical background of modern social psychology // Handbook of Social Psychology. N.Y., 1959.
172. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in Contct: Studies in Cross-Cultural Interaction / Oxford, Pergamon. 1982.
173. Bogardus E.S. Social Distance. Ohio, 1959.
174. Cochrane R. Mental illness in England, in Scotland and in Scots living in England // The Social Psychiatri. 1980. V.15. P.9-15.
175. Hofstede G. Value system in forty countries // Explications in cross-cultural psychology / J. Deregowsky, S. Dzuirawiec, R. Annis (Eds.). Lisse, Netherlands: Swets and Zeitlinger. pp. 389-407.
176. Hofstede G. Culture's Consequences: International Differences in Work-related Values. Beverly Hills, CA: Sage. 1984.
177. Inglehart R. The Silent Revolution. Changing Values and Political Styles Among Western Publics. Princeton Universiti Press. 1977.
178. Klakhohn F., Stodtbeck F. Variation in value orientation. Evanston, IL: Row Peterson, 1961.
179. Parsons T. The social system. Glencol, Ilinois, 1952.
180. Rokeach, M. The nature of human values. New York, 1973.
181. Schwartz, S. H. Universale in the structure and content of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries. In M. P. Zanna (Ed.), Advances in experimental social psychology, Orlando, FL: Academic ,1992, Vol.25, pp. 1-65.
182. Schwartz, S.H. Are there universal aspects in the structure and contents of human values? Journal of Social Issues, 1994 50, 19-45.
183. Schwartz, S.H. & Bilsky, W. Towards a psychological structure of human values. Journal of Personality and Social Psycology, 1987, 53,550-562.
184. Schwartz, S.H. & Bilsky, W. Toward a theory of the universal structure and content of values: Extentions and cross-cultural replications. Journal of Personality and Social Psychology, 1990, 58, 878-891.
185. Triandis, H. C. Culture and Social Behavior. New York: McGraw- Hill, Inc., 1994.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.