Взаимосвязь социальных эмоций и креативности в старшем дошкольном возрасте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.13, кандидат психологических наук Никифорова, Елена Валерьевна

  • Никифорова, Елена Валерьевна
  • кандидат психологических науккандидат психологических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ19.00.13
  • Количество страниц 188
Никифорова, Елена Валерьевна. Взаимосвязь социальных эмоций и креативности в старшем дошкольном возрасте: дис. кандидат психологических наук: 19.00.13 - Психология развития, акмеология. Москва. 1998. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат психологических наук Никифорова, Елена Валерьевна

Введение.

Глава 1. Проблема исследования эмоций в психологии

1.1. Психологическая природа эмоций.

1.2. Теории социальных эмоций.

1.3. Руководство развитием эмоциональной сферы.

Глава 2. Анализ теорий креативности

2.1. Концепции креативности, связь креативности с другими психическими процессами.

2.2. Онтогенез креативности, особенности проявления творческих способностей у ребенка.

2.3. Руководство развитием креативности.

Глава 3. Психологические методы исследования особенностей взаимосвязи социальных эмоций и креативности у детей старшего дошкольного возраста

3.1 Описание методов исследования.

3.1.1. Выявление особенностей социальных эмоций и креативности.

3.1.2. Формирование социальных эмоций в музыкально-эстетической деятельности.

3.1.3. Оценка изменений в развитии социальных эмоций и креативности.

3.2. Сравнительно-сопоставительный анализ полученных данных

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимосвязь социальных эмоций и креативности в старшем дошкольном возрасте»

Проблема эмоционального развития детей является одной из самых значимых и дискуссионных в современной психологической науке. Особенно важным представляется анализ роли эмоций в процессе социализации детей, в развитии творческого отношения к окружающему их миру.

Актуальность темы диссертации связана с тем, что проблема социализации и аккультурации детей в социальной среде, в которой они растут, в настоящее время становится все более важной и насущной как для отечественной психологической науки, так и для психолого-педагогической практики и общества в целом.

Развитые социальные эмоции и способности к креативному мышлению регулируют деятельность человека, определяют широту и характер его отношений с окружающим социумом, оптимизируют процесс его вхождения в новую действительность. Социальные переживания являются одним из ведущих механизмов социализации, играют значимую роль в развитии эмоциональной и познавательной сфер личности. Они так же представляют собой один из главных факторов в процессе формировании ценностных ориентаций и установок, индивидуального стиля деятельности и общения человека, направляют процесс аккультурации. Переживания, связанные с восприятием и познанием культуры, художественных ценностей, помогают становлению культурного самосознания ребенка, формированию у него культурной и национальной идентичности. Таким образом, социальные эмоции, которые формируются у детей в процессе развития художественной деятельности, регулируют не только формирование просоциального поведения, но и важнейших компонентов личности. Поэтому программа, в которой развитие социальных эмоций основывается на музыкально-эстетической деятельности и развивает осознанное отношение, как к нормам поведения, так и предметам культуры, дает возможность не только повысить психологическую устойчивость детей и оптимизировать становление социально адекватного поведения, но и повлиять на процесс формирования их культурной идентичности.

Не менее актуальным в настоящее время является и тот факт, что творческая деятельность формирует активное и гибкое отношение к окружающему миру, развивает не пассивное усвоение навязанных взрослым форм поведения и общения, но собственную поисковую активность детей по выработке свойственных именно им просоциальных стилей жизни. Таким образом, дети усваивают не готовую схему действия в контролируемых взрослым ситуациях, а способность адекватно и гибко решать встающие перед ними проблемы, и у детей развиваются новые, присущие именно данному ребенку, формы социально-психологической адаптации к действительности. Тот факт, что они появляются в процессе творческой деятельности и вырабатываются самими ребенком, а не задаются ему взрослым, делает эти формы поведения не только более устойчивыми, но и более результативными. Таким образом, подход, реализованный в работе, формирует не только социальные переживания, но и развивает потенциальные возможности детей, учит их учиться и самим вырабатывать адекватные стратегии поведения.

Цель исследования: изучение динамики формирования социальных эмоций и креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе развивающего обучения, построенного на основе музыкально-эстетической деятельности.

Предмет исследования: взаимосвязь между социальными эмоциями, эстетическими переживаниями и креативностью у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: социальные эмоции, эмотивность и креативность (образная и вербальная) детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: специально организованное обучение, построенное на основе эстетической деятельности и художественного творчества детей, дает возможность не только повысить уровень развития их социальных эмоций и креативности, но и усиливает взаимосвязь между данными процессами за счет формирования у детей индивидуальных эстетических переживаний, собственного отношения к культурным ценностям и нормам и активной позиции при выработке адекватной стратегии поведения в рамках определенной культуры.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности эмоционального развития (социальных эмоций и эмотивности), образной и вербальной креативности у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить динамику формирования социальных эмоций, эмотивности и креативности у детей старшего дошкольного возраста.

-3. Разработать программу развития социальных эмоций в процессе музыкально-эстетической деятельности. 4. Исследовать влияние специально организованного обучения на динамику формирования и взаимосвязь социальных эмоций и креативности.

Методологической основой исследования является положение Л.С.Выготского о переживании как основной единице социальной ситуации развития ребенка, которая определяет не только его отношение к окружающим, но и его понимание ситуации. Таким образом, по мнению Выготского, именно в переживании и осуществляется тот сплав аффекта и интеллекта, который составляет основу психики человека. Определяющим положением для проведения исследования так же было положение Г.Г.Шпета о роли внутренней формы художественного произведения и переживаний, вызываемых искусством, в формировании культурного самосознания и национальной идентичности человека, а также работы Б.М.Теплова, Н.И.Жинкина, Н.Н.Волкова и других сотрудников ГАХНа о роли переживания в формировании музыкальных способностей и творческой активности человека.

Методы исследования:

- психодиагностические методики, направленные на выявление исходного и появившегося в результате развития уровни: а) социальных эмоций на основе методики «Оцени поведение» и набора рисунков противоположного характера, например, «Рисунок самого красивого - самого некрасивого» или «Рисунок по прослушанной музыке веселого и грустного характера»; —- б) эмотивности при помощи выборочного наблюдения в процессе рассматривания и составления рассказов по картинкам с изображениями смешного и грустного, сплошного наблюдения в реальной свободной деятельности в различных ситуациях; в) креативности на основе модифицированных тестов П. Торранса, например, субтестам «Дорисовывание фигур», «Использование предмета» и других субтестов;

- формирующий эксперимент, построенный на основе экспериментальной программы развития социальных эмоций в музыкально-эстетической деятельности.

Положения, выносимые на защиту:

1. Старший дошкольный возраст является сензитавным к развитию социальных эмоций, которые формируют адекватное эмоциональное отношение к значимым для данной культуры художественным произведениям, историческим событиям, персонажам.

2. Эстетические переживания помогают развитию социальных эмоций в дошкольном возрасте, направляя процесс социализации ребенка и превращая заданные взрослым знания в личностные смыслы.

3. Усиление взаимосвязи между креативностью и социальными эмоциями помогает превращению пассивной адаптации в активную социализацию детей, приводя к появлению новых, нешаблонных способов поведения в рамках определенной культуры и с учетом индивидуальных склонностей и особенностей детей.

4. Специально организованное обучение, построенное на основе музыкально-эстетической деятельности, оказывает влияние не только на развитие социальных эмоций, но и на динамику творческих способностей.

5. Обеспечение индивидуальной вариативности в использовании получаемых знаний в процессе творческой деятельности, приводит к росту креативности, а так же росту мотивации к продуктивным видам творческой деятельности. Традиционное обучение продуктивной деятельности не способствует повышению высокого уровня креативности и переносу полученных знаний в реальную деятельность детей.

Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые исследуется влияние социальных эмоций на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Важным моментом является и то, что исследование также позволяет выявить взаимосвязь между различными сторонами эмоциональной сферы (социальные эмоции, эмотивность) и разными видами креативности (вербальной и образной), а так же рассмотреть влияние этих параметров на особенности социализации старших дошкольников. Исследование динамики становления социальных эмоций в процессе организованного обучения позволяет понять влияние социальной ситуации и индивидуального способа ее переживания детьми на формирование их отношения к окружающему миру.

Теоретическое значение работы связано с тем, что понимание взаимосвязи и взаимовлияния эмоций и креативности помогает выявить некоторые новые существенные закономерности психического развитая детей дошкольного возраста. Полученные в исследовании данные о динамике социальных эмоций расширяют и уточняют представление о факторах, влияющих на формирование новых мотивов поведения, а также о роли искусства, художественных произведений в процессе эмоционального опосредования. Полученные материалы важны и для решения ряда значимых психолого-педагогических проблем, связанных с оптимизацией процесса вхождения ребенка в мир взрослых, формирования его ценностных ориентации:, отношения в окружающей действительности. Этот процесс предполагает не только обучение ребенка, развитие комплекса знаний и умений, но и появление собственных социальных переживаний детей, а также способности нетривиально подойти к решению сложных проблем, самостоятельно выработать как адекватный способ её решения, так и адекватное отношение к ней.

Практическое значение исследования заключается в том, что разработанная программа формирования социальных эмоций, выявляя новые факторы, влияющие на процесс эмоционального опосредования, позволяет тем самым расширить сферу нашего влияния на этот процесс и на становление психики детей дошкольного возраста в целом. Результаты исследования могут быть использованы для диагностики нормативности эмоционального развития детей, причин возникающих сложностей их социальной адаптации и низкой продуктивности их деятельности. Знание о связи между уровнем развития социальных эмоций и креативностью детей поможет также точнее диагностировать и корректировать проблемы, возникающие при решении сложных, конфликтных ситуаций, при выработке индивидуального стиля деятельности и общения детей. Разработанная в диссертации программа может быть использована в практике работы детских дошкольных учреждений не только психологами, но и квалифицированными педагогами, что позволит дифференцировать формы развивающего воздействия с учетом индивидуальных особенностей и склонностей детей.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением комплекса апробированных и валидизированных методик, адекватных цели и объекту исследования, методологического аппарата психологической науки, количественным анализом эмпирического материала с использованием методов математической статистики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись:

1. в процессе экспериментальной работы автора в старших группах Государственного образовательного учреждения №1633 «Начальная школа -детский сад» и я\с № 1842 г. Москвы в качестве детского психолога;

2. в программе спецкурса и программе специализации «Диагностика психического развития ребенка», составленной диссертантом, и используемой в Московском педагогическом колледже № 15;

3. в исследовательских работах студентов МПК № 15, проведением которых руководила Никифорова Е.В.;

4. в принятом к реализации в 1998-99 гг. Министерством общего и профессионального образования РФ в рамках президентской программы «Дети России» по федеральной целевой программе «Одаренные дети» проекте «Модель работы с одаренными детьми в массовом образовательном учреждении», ответственным исполнителем которого является автор;

5. в докладах, сделанных на научно-практических конференциях в Mill У, МГЛУ, МГОПУ (1997-98гг.), в докладах студентов на научно-практических конференциях МПГУ, МГПУ по исследовательским работам, проводимым под руководством диссертанта (1995-97 гг.), в выступлениях на конференциях и методических объединениях по проблемам дошкольного воспитания в ЦОУ МКО (1995-1997 гг.);

6. в докладах и сообщениях на заседаниях кафедры детской психологии МИГУ (в 1997-98 гг.).

Структура и объем диссертации.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы из 323 наименований, в том числе 53 наименований на иностранном языке, 3-х приложений. Основное содержание диссертации изложено на 169 страницах, включая 22 диаграммы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Психология развития, акмеология», 19.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Психология развития, акмеология», Никифорова, Елена Валерьевна

Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: r 1. В дошкольном возрасте происходит активное усвоение норм и правил, которые побуждают ребенка к действию, регулируют его взаимоотношения с окружающими. Основой установления таких отношений является формирование у детей социальных эмоций, которые опосредуют отношения ребенка с обществом. Развитие социальных эмоций связано с усвоением знаний о нормах поведения, оценочных категорий и с формированием устойчивого эмоционального отношения к этим знаниям, что превращает пассивную адаптацию детей к окружающему в сознательно мотивированную деятельность. 2. Исследование показало, что старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования у детей социальных эмоций. Благодаря тому, что социальные эмоции формируют адекватное отношение к значимым для данной культуры фактам (предметам, историческим событиям, персонажам, художественным произведениям), они влияют на процесс формирования культурной идентичности, дают возможность ребенку быстрее войти в ту социальную среду, в которой он воспитывается, принять культуру и этику данного общества, то есть, регулируют и направляют процесс его социализации и аккультурации.

3. Предложенная нами методика формирования у дошкольников социальных эмоций путем включения ребёнка в активную творческую музыкально-эстетическую деятельность, оказала значительное влияние на повышение уровня развития творческих способностей детей.

4. Специально организованное обучение, основанное на эстетических переживаниях, показало результативность эмоционального опосредования и заражения «культурными, эстетическими» эмоциями, вложенными автором в его искусство, при формировании социальных эмоций, активного отношения к окружающему и становлении компенсаторной функции творчества.

5. Предложенный в работе подход к развивающим социальные эмоции занятиям показал, что активная деятельность, связанная с формированием эмоционального отношения, демонстрации детям алгоритма творческой деятельности, приводит к индивидуальной вариативности в использовании знаний, росту высокой креативности и переносу полученного опыта на другие виды деятельности, а также росту мотивации к продуктивной творческой деятельности.

6. Традиционные занятия формируют у детей главным образом стереотипные способы применения творческих приемов, оставляя в стороне эмоциональное отношение, как к процессу самой деятельности, так и к произведениям искусства. Это приводит к ослаблению связи между эмоциями и 1феативностью и снижению творческой активности у детей с потенциально высоким уровнем креативности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Никифорова, Елена Валерьевна, 1998 год

1. Агаева E.J1. Формирование у старших дошкольников представлений о логических отношениях на основе наглядного пространственного моделирования. Афтореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984

2. Аристотель. Психологические сочинения. Вып. 1. Исследования о душе / пер. с греч. Снегирева. Казань, 1885, 98 с.

3. Арнолд М.Б., Гассон Дж. Чувства и эмоции как динамические факторы интеграции личности. М.,1972. С.1-13.

4. Бескова И.А. Как возможно творческое мышление? М., 1993

5. Блонский ПЛ. Избранные психологические произведения. М., 1964

6. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. Изд-во «КСП». М., 1996

7. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как природа творчества. Изд. Ростовского Ун-та, 1983

8. Богоявленская Д.Б. Психология творчества. / Психологический журнал, №5, 1995

9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968

10. Ю.Боно Д.Э. Рождение новой идеи. М., 1976

11. П.Бреслав Г.М. Проблемы эмоциональной регуляции общения у дошкольников.// Вопросы психологии. 1984. № З.С.З-12.

12. Бреслав Г.М. Эмоциональные процессы. Рига, ЛГУ, 1984

13. Брофман В. В. Формирование наглядного опосредования в конструктивной деятельности старших дошкольников. Дисс. к. психол. наук. М.1988

14. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967.195 с.

15. Венгер Л. А. Педагогика способностей. М., 1973

16. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М., 1987

17. ВетлугинаН.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968

18. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций. / Психология эмоций; тексты. Изд. МУ, 1993

19. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во МГУ, 1976

20. Вопросы мотивации эмоций. Учебное пособие для студентов. Вып. 1. М., изд-во МГУ, 1993

21. Воропаева И.П. Коррекция эмоциональной сферы младшего школьника: Методическое пособие. М., изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993

22. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950

23. Вундт В. Основы фенологической психологии. Пб.,1912. Т.2. С.35-431, Т.З.

24. ВундтВ. Очерки психологии. М., 1912.

25. Вопросы мотивации эмощш (учебное пособие для студентов) / ред. Наенко Н.И. Изд. МУ, 1973

26. Выготский Л.С. О двух направлениях в понимании природы эмоций в зарубежной психологии. //Вопросы психологии, 1968. № 2. С. 149-152.

27. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967

28. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

29. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т.1,2, 3. М., 1982,1983

30. Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего дошкольного возраста// Вопросы психологии, 1974, № 5, с. 107-114

31. Гельгорн Э., Луфбборроу Дж. Психофизиология эмоций. М.,1985.

32. Глосковер Я. Э. Логика мифа. М., 1987

33. Годфруа Ж. Что такое психология?: 2 т. Т.1. М., Мир, 1992

34. Гоздман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.,1987. 176 с.

35. Гордеева О.В. Развитие у детей представления об амбивалентности эмоций. // Вопросы психологии. 1996. №3

36. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология. М., 1993

37. Грот Н.Я. Значение чувства в познании и деятельности человека. М., 1884

38. Грот Н.Я. Психология чувствований в ее истории и главных этапах. СПб., 1880

39. Дарвин И. Выражение эмоций у человека и животных // Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского. М., 1987

40. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Л., 1978

41. Дери Ю. Соотношение конвергентности и дивергентности мышления у детей дошкольного возраста: Дисс. канд. психол. наук. М., 1987

42. Джемс У. Психология. М., 1991

43. Джемс У. Что такое эмоция? // Психология эмоций. М., 1993

44. Диагностика и регуляция эмоциональных состояний//сб. материалов всесоюзного симпозиума. М.: БИ., 1990

45. Дмитриева С. Влияние социальных эмоций на развитие общения детей дошкольного возраста. Автореф. дис. .канд. псих. наук. М.,1997

46. Добрынин Н.Ф. Вопросы теории и истории психологии. М.,1964.

47. Додонов Б.И. Типы общей эмоциональной направленности и тенденции структурирования эмоциональной сферы // Вопросы психологии. 1972. №1.

48. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. М., 1978

49. Додонов Б.И. В мире эмоций. Киев, изд. полит, лит-ры, 1987

50. Дружинин В.Н., Хазратова Н.В. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность. / Психологический журнал, № 4,1994

51. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Изд-во Саратовского ун-та. 1990

52. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996

53. Дудецкий А.Я. Воображение. Смоленск, 1969

54. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974

55. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. М., 1986

56. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. М.Д996

57. Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает? М., 1994 58.Запорожец А.В. Избр. психологические труды: 2 т. М., 1986 59.3апорожец А.В. Роль JI.C. Выготского в разработке проблемы эмоций.//

58. Научное творчество JI.C. Выготского и современная психология. М.,1981.С.57-63.

59. Запорожец А. В., Венгер Л. А., Зинченко В, П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М.,196761 .Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, функции и структуре эмоциональных процессов у ребенка. / Вопросы психологии. №6,1974

60. Захаров А.И. как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., Проев., 1993

61. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности. М., «Знание», 1968

62. Изард Д. Эмоции человека. М. Изд-во МГУ, 1980

63. Ильенков Э.В. О воображении. / Народное образование. №3,1968

64. Кемпинский А. Психология неврозов, Варшава, 1975.

65. Кеннон В. Физиология эмоций. Л., 1927

66. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М,, 1992

67. Кистяковская М.Ю. О стимулах, вызывающих положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни. //Вопросы психологии, 1965. № 2

68. Клопаред Э. Чувства и эмоции.// Психология эмоций. М., 198471 .Ковалев А.Г. О чувствах и эмоциях.// Вопросы психологии, 1957, № 4

69. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., Л., 1979

70. Кошелева А.Д. роль социальных эмоций в становлении нравственной позиции дошкольника // Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. М., 1983

71. Коффка К. Основы психического развития. М. Л., 1934

72. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма / Общ. ред. Щебланова Е.И. М.: ИНТОР, 1995

73. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М., изд-во УРАО, 199779.Ланге Г. Эмоции. М., 1896

74. Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности. // Вопросы психологии. 1988. №4

75. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., изд-во МУ, 1971

76. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965.

77. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры / Избр. психол. произв. в 2 т., Т.1. М.,1983

78. Линдслей Д.В. Эмоции // Экспериментальная психология / Сост. С.С. Стивене. М., 1980. Вып.1. С. 629-683.

79. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976

80. Лустина Е.А. Слово и образ в процессе воображения. Дисс. канд. психол. наук. М., 1984

81. Магдаугол У. Развитие эмоций и чувств. //Психология эмоций. М., 1987

82. Матюшкин A.M. Концепция творческой одаренности. / Вопросы психологии, № 6,1989

83. Марцинковская Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в Российской психологической науке (Середина XIX начало XX века). Автореф. дис. .докт. псих. наук. М.,1994

84. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М., 1997

85. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М.,1994

86. Марцинковская Т.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов

87. Мелик-Пашаев А. А. Педагогика искусства и творческие способности. М., 1981

88. Мид М. Культура и мир детства. М.,1988

89. Митру М. Сравнительный анализ эмоционального развития дошкольников России, Греции и Кипра. Автореф. дис. .канд. псих. наук. М.,1995

90. МухинаВ.С. Детская психология. М., 1985

91. Мухина B.C. Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личност/ТМежвузовский сборник научных трудов.М.Д985

92. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981

93. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1949

94. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.- Воронеж, 1995

95. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения. Тбилиси, «Минцеба», 1972

96. Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения в коллективе // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965

97. Неверович Я.З. Роль эмоций в процессе мотивации поведения у детей // Тезисы научных сочинений советских психологов к XXI Международному психологическому конгрессу. М., 1976. С.208-211.

98. Немов Р.С. Психология. В 2-х кн. М., Проев., 1994

99. Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют? М., 1978

100. Олах А. Творческий потенциал и личностные перемены./Общественные науки за рубежом. Р. Ж. Сер. Науковедение, №4,1988

101. Овсянико-Куликовский Д.Н. Язык и искусство, СПб., 1895

102. Панов В.Г. Эмоции. Мифы. Разум. М.: Высшая школа, 1992

103. Петражинский Л.И. Введение в изучение права и нравственности. Основы эмоциональной психологии. СПб., 1908

104. Петражинский Л.И. О мотивах человеческих поступков, в особенности об этических мотивах и их разновидности. СПб., 1904

105. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969

106. Пинер Р.И. Мотивационная теория эмоций.//Психология эмоций. М., 1987

107. Платон. Собрание сочинений в 4 т./Под ред. А.Ф. Лосева. М.,1968

108. Платонов К.К. Проблема способностей. М.,1972

109. Полуянов Ю. А. Дети рисуют. М., 1988

110. Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976

111. Пономарев Я.А. Психология творчества: перспективы развития. / Психологический журнал, № 6,1994

112. Потебня А.А. Теоретическая поэтика. М.,1990

113. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / под ред. Н.Н. Поддьякова., Н. Я. Михайленко. М., 1987

114. Проблемы способностей в советской психологии / под ред. Матюшкина1. A.М. 1984

115. Психология. Словарь / под общ. редакцией А.В. петровского, М.Г. Ярошевского. М., изд. Политической лит-ры, 1990

116. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М.: Педагогика, 1983

117. Психология одаренных детей и подростков / под ред. Лейтеса Н.С. М., 1996

118. Развитие и диагностика способностей / ред. Дружинина В.Н., Шадрикова1. B.Д., М., Наука, 1991

119. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л. А. Венгера. М., 1986

120. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред. А.В. Запорожца, Я. А. Неверович. М., 1986

121. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. М., «Музыка», 1968

122. Роджерс К. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии, № 1, 1990

123. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.9 Прогр., 1979

124. Рибо Т.А. Логика чувств. СПб., 1901.

125. Рибо Т.А. Психология чувств. Пб., 1912. 703 с.

126. Рибо Т.А. Творческое воображение. СПб., 1901

127. Розет И.М. Психология фантазии: Экспериментально теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск, 1977

128. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2 Т. Т.1,2. М., 1989

129. Румянцев Н.Е. Экспериментальные данные по вопросу о развитии эстетического чувства у детей // Труды второго всероссийского съезда по педагогической психологии. СПб, 1910, с. 350-361

130. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965

131. Сартер Ж.П. Очерк теории эмоций // Психология эмоций.М., 1987. С. 120-137.

132. Селли Дж. Очерки по психологии детства. М., 1909

133. Симонов П.В. Потребностно-информационная теория эмоций //Вопросы психологии, 1982, № 6

134. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1975

135. Симонов П.В. Что такое эмоция? М., 1966

136. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. М.,1983

137. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988

138. Спиноза Б.О. О происхождении и природе аффектов.// Психология эмоций: тексты. М., 1984.

139. Страхов И.В. Психология воображения (пособие для студентов). Саратов, 1971

140. Стрелкова Л.П. Роль игры-драматизации в развитии эмоций у дошкольников 11 Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978, с. 139 -144

141. Теплов Б.М. О музыкальном переживании // к 35-летию научной деятельности Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1945

142. Теплов Б.М. Способности и одаренность // Избр. Труды: в 2 т. Т.1. М., Педагогика, 1985

143. Толстых А.В. Искусство понимать искусство: Психологический коллаж. М., Пед-ка, 1990

144. Тома Ф. Воспитание чувств. М., 1900

145. Уотсон Д. Психология. М., 1976

146. Фельдштейн Д.Й. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1985, №6, с. 26-37

147. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991.

148. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1925

149. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

150. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1975. Вып.5

151. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Перевод П.С. Гуревич. М.: Республика, 1994

152. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности. Вопросы психологии, №2, 1991,120-127

153. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. М.,1927

154. Шпет Г.Г. Внутренняя форма слова // Этюды и вариации на тему Гумбольта. М.,1927, с. 35-127

155. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М. Воронеж, 1996

156. Штерн. Психология раннего детства. М., 1922

157. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994

158. Щелбанова Е.И., Аверина И.С. Современные лонгитюдные исследования одаренности. Вопросы психологии, №., 199

159. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.,1989

160. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978

161. Эмоциональное развитие дошкольника./Под ред. А.Д. Кошелевой. М.,1985.

162. Эмоции и воображение (клинико-психологические исследования) / ред. Банщикова В.М., Короленко Ц.П. М., 1975

163. Эпикур. Собрание сочинений. М., 1955

164. Эриксон Эрик. Детство и общество / под общ. ред. Лидерса А.Г., Колесникова В.Г. Обнинск, изд-во «Принтер», 1993

165. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984

166. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. М.,1961

167. Якобсон П.М. Психология чувств. М., 1956. 238 с.

168. Якобсон П.М. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Пед-ка, 1984,142 с.

169. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / Вопросы психологии, №4, 1997

170. Ярошевский М.Г. Л.С. Выготский в поисках новой психологии. СПб, 1993

171. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985

172. Ярошевский М.Г. Идеи Б.М. Теплова о переживании // Вопросы психологии, №4,1997

173. Adler Alfred. Individual Psychology /Psychologie of 1930, ed. C; Murcheson, Clark Univ. Press, Worcester, Mass, 1930

174. Arasten A.Reza, Arasten Josphin. Creativity in the life cycle. Volume 2. Leiden, E.J. BRTLL, 1968

175. Arnheim R. The creative progress // Psychologeche Beitrage. V.6. №3-4, 1962

176. Arnold M.B. Emotion and personality. V.I. Psychological aspect. N.Y., 1960.

177. Averill J.R., Thomas-Knowls C. Emotional creativity // Strongman K.T. (ed.) International review of studies on emotion. V.I. Chichester: Wiley, 1991

178. Bandura A., Walters R. N. Social Learning and Personality Development. N. Y.} 1964

179. Barron F. Creative person and creative progress. N.L., 1969

180. Bayard-De-Volvo L. C., Feibert M. Creativety in the preschool child and its relationship to parental autoritarism 11 Percept, and Mot. Skills. V.45, №1, 1977

181. Bottenberg E.N. Phenomenological and operational characterization of factor analytically derived dimensions of emotion. Psychol. Rep., v.37, pp. 1253-1254.

182. Dalh H. The appetite hypothesis of emotions: a new Psyhoanalytich model of motivation. // Emotion and Psyhopatalogy./Ed. Bu C.E. Izard, N.Y., 1977.

183. Fromm E. Creative attityde // Creativity and its cultivation. N.Y., 1959

184. Fromm E. Escape from freedom. New York; Farrar & Rinehart, 1941

185. Freeman J., Buther H., Christie T. Creativity: a selective review of research. L., 1968

186. Garritson J. Child Arts. Integrating Curriculum Through the Arts. Addison Wesley Pub 1. Сотр., USA, 1969

187. Getzels J.W., Jacson P.W. Creativity and Intelligence. N.Y., 1963

188. Griffits R. Stady of Imagination in Early Childhood and its Faction in Mental Development. L., 1949

189. Guilford J.P. Intellectual Factors in Productive Thinking. In: Explorations in Creativity. N.-Y. 1967

190. Guilford J.P. The Analysis of Intelligence. McGraw Hill. 1971

191. Guilford J.P. The structure of Intelligence // Psychol. Bull. 1956

192. Guilford J.P. The nature of human intelligence. N.Y., 1967

193. Gutman H. The Biological Roots of Creativity. In: Explorations in Creativity. N.-Y. 1967

194. Harlow H.F., Harlow M. Learning to love. In: P.H. Mussen, J. Konger, J. Kagan (ed.) Readings in child's development and personality. N.Y., 1970

195. Haskell L. Art in early childhood years. Columbus, 1979

196. Hess R., Kroft D. Teachers of young children. N.Y., 1975

197. Horney K. The Neurotic personality of ourtime. N.Y., 1937

198. Horney K. Our inner conflicts. N.Y., 1966

199. Homey К. Our inner conflicts. N.Y., 1966

200. Khatena Ioc. Analogy and creative imagination // J. Ment. Imagery, V.7, №1, 1983

201. Klein M. Freud's two theories of sexuality // Psychologie versus metapsychology Psychoanalytic essays in memory of George S. Klein. N.Y., 1976

202. Klein J.S. Freid's two theory of sexuality. // Psychologie versus metapsychology Psychoanalytic essays in memory of George S. Klein./Ed. By M.M. Gill, P.S. Norman, N.Y., 1976

203. Koops W. Developmental psychology behind the dikes. -Amsterdam, 1990

204. Lazarus R.S Cognitive and coping processes in emotion // Cognitive views of haran motive action./Ed. by B. Weiner, N.Y., 1974

205. Lasarus P. S., Deese L., Osier S.F. The Effect of Psychological // Psychological Bulletin, № 49. -1952. P. 45-48.

206. MacKinnon D.W. Creativity in architects // Widening horizons in creativity. N.Y., 1964

207. Mednick S.A., Mednick M.T. Interpretation of the creative process // Widening horizons in creativity. N.Y., 1964

208. Mednick S.A. The associative basis of the creative process // Psychol. Review. №2, 1969

209. Moore B.S, Underwood В., Posenhan P. Affect and altruism. Develop. Psychol., 1973 № 8

210. Moreno S. Who shall survevee. N.Y., 1934

211. Olmo B. G. Retroduction: The key to creativity // J. Creat. Behav., V.ll, №3, 1977

212. Rapoport D. On the psychoanalytic theory of motivation. //Ed. Bu M.R. Iones Lincoln, 1960.

213. Rapoport D. On the psychoanalytic theory of affect. //Intern. I. Of psychoanalysis, 1953, v. 3.

214. Шсоеиг P, Imagination et metaphor // Psychology mtdfoaL V I4* №12, 1982 (Nov.)

215. Rogers C. Toward a theory of creativity, Oft beeoffiisg а реШй-. Boston, 1961

216. Schachtel E.G., Latane B. Crimecognition and the auteaemie nervous system. In: Nebraska University Press, 1964, v. 12.

217. Shapiro E. A developmental perspective on the creative process // J. of Aestetic Education. V.9, № 4? 1975 (Oct.).

218. Shigel L. A. A review of contributions to psychoanalytic theory of adolescence. Psychoanal. Study of the Child., 1951

219. Smith G., Carlsson A. Can preschool be creative? A perseptogenetic study of 4-6 years olds //Archiv fur Psychologie. V.135.№ 1. 1983

220. Terman L.M. The Measurement of Intelligence. Boston, 1937

221. Tomkins S.S. Affect, imaginary, consciousness, vv. 11: The negative affects. N.Y., Springer, 1963

222. Torrance E.P. Education and the Creative Potential. The University of Minnesota press. 1967

223. Torrance E.P. Guiding Creative Talent Englewood Cloffs, W.J.: Prentice - hoi J, 1964

224. Torrance E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965

225. Tryk H.E. Assessment in the Study of Creativity // Advances in Psychological Assessment. Calif., 1968

226. Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity -intelligence distinction // Journal of Personality. №33, 1965

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.