Взаимоотношения местных органов власти и поволжских епархий Русской Православной Церкви накануне и в годы Великой Отечественной войны, 1939 - 1945 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Макаров, Иван Вячеславович

  • Макаров, Иван Вячеславович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2002, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 217
Макаров, Иван Вячеславович. Взаимоотношения местных органов власти и поволжских епархий Русской Православной Церкви накануне и в годы Великой Отечественной войны, 1939 - 1945 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Нижний Новгород. 2002. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Макаров, Иван Вячеславович

Введение.Э

Глава I. Историография и источники.

1.1. Историография проблемы.

1.2. Характеристика и анализ источников.

Глава П. Проблемы взаимоотношений Русской Православной

Церкви и власти на местах накануне и в период Великой Отечественной войны.

2.1. Государственно-церковная политика на местах в конце 30-х годов и рост религиозности населения накануне войны.

2.2. Специфика открытия православных храмов в 1941-1943 годах.

2.3. Взаимоотношения Русской Православной Церкви с местной властью в 1944-1945 годах.

Глава 1П. Патриотическая позиция Русской Православной Церкви и её помощь фронту и тылу в годы Великой Отечественной войны.

3.1. Патриотическая позиция Московской Патриархии в 1941-1945-годах.

3.2. Воссоздание православных традиций и церковной организации на территории Поволжья.

3.3. Материальная помощь поволжских епархий фронту и тылу в годы Великой Отечественной войны.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимоотношения местных органов власти и поволжских епархий Русской Православной Церкви накануне и в годы Великой Отечественной войны, 1939 - 1945 гг.»

Актуальность темы исследования

В последние десятилетия вопросы взаимоотношения советского государства и Русской Православной Церкви накануне и в годы Великой Отечественной войны стали предметом повышенного интереса как со стороны отечественных исследователей, так и общества в целом. Данный процесс связан с развитием конструктивных взаимоотношений между государством и церковью, а также обращении большинства населения к её духовно-историческому опыту.

Для отечественной исторической науки данная проблема представляет большую научно-практическую значимость. Во-первых, её изучение позволяет ликвидировать пробелы в истории Великой Отечественной войны и государственно-церковных отношений в XX веке. Во-вторых, объективно оценить роль Русской Православной Церкви в годы войны, как одного из источников победы над фашизмом. Наиболее продуктивным способом её исследования стало обращение к деятельности конкретных епархий в военное время. В частности, интерес вызывают те из них, что не входили в зону оккупации. Поскольку антицерковная политика на их территории последовательно проводилась как в предвоенные годы, так и в период войны. В этой связи представляется актуальным рассмотрение как специфики взаимодействия церкви и власти на местах, так и внутрицерковной жизни верующих на территории тыловых регионов. Всесторонний анализ этих вопросов позволит выявить те морально-нравственные факторы, которые могут способствовать объединению современного российского общества.

Хронологические рамки исследования обусловлены характером взаимоотношений церкви и власти на местах в предвоенное и военное время. Нижняя грань определяется тем, что государственная политика по отношению к церкви в конце 30-х годов претерпела некоторые изменения. Так, с 1939 года советская власть отходит от практики массовых репрессий против священнослужителей, а направляет свою деятельность на ликвидацию ещё действующих приходов и усиление антирелигиозной пропаганды. Между тем, ни опубликованные, ни архивные источники не позволяют выявить специальные нормативные акты по данному вопросу. Поэтому нижняя хронологическая грань установлена на основе анализа источников и литературы по исследуемой проблеме. Верхняя грань обуславливается окончанием периода Великой Отечественной войны.

Территориальные рамки исследования определяются изучением государственно-церковных взаимоотношений в Поволжье накануне и в годы Великой Отечественной войны. Данный процесс рассматривается на примере Астраханской, Горьковской, Саратовской, Ярославской областей, а также Марийской и Чувашской автономных республик. Эти территории объединены диссертантом на основе индивидуального выбора архивного материала по указанной теме и соответствуют географическому принципу. В качестве сравнения привлечены материалы по центральному району России, в частности, Кировская, Владимирская области и Мордовская АССР.

Цель и задачи исследования

Целью диссертации является исследование взаимоотношений местных органов власти и поволжских епархий Русской Православной Церкви накануне и в годы Великой Отечественной войны.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

-выявить, определить состав и содержание источников, классифицировать, систематизировать и проанализировать их по исследуемой проблеме, > изучить состояние её научной разработки;

-проанализировать отношение местных органов советской власти к церковной жизни в тылу; показать основные этапы во взаимоотношениях церкви и власти на местах в годы войны и выяснить результаты религиозной политики на местном уровне;

- выделить основные характерные черты патриотической позиции Московской Патриархии, проявленные ею в годы Великой Отечественной войны;

- воссоздать объективную картину возрождения православных традиций и церковной организации в тылу;

-дать оценку материальным взносам в помощь Родине со стороны поволжских епархий; указать имена тех священнослужителей, которые явились вдохновителями этого процесса на местах; отразить точные суммы сборов, производимых верующими в военный период, выделить основные этапы, причины и результаты этой деятельности.

Объектом исследования служат государственно-церковные взаимоотношения в 1939-1945 гг. на примере тех епархий Русской Православной Церкви, которые в годы Великой Отечественной войны относились к тыловым.

Предметом исследования являются взаимоотношения местных органов власти и поволжских епархий Русской Православной Церкви накануне и в годы Великой Отечественной войны.

Методологическую основу диссертации составили принципы историзма и объективности. Принцип историзма включает в себя понимание развития как смены ряда этапов, каждый из которых рассматривается относительно завершённым. Эти этапы оцениваются как смена различных состояний одной и той же системы, что позволяет выявить целостность изучаемого явления. Кроме того, данный принцип требует конкретного и всестороннего изучения событий и их влияния на общий ход истории. Принцип объективности требует признания познаваемости материальных систем. Кроме того, необходимо учитывать все факторы, влияющие на ход рассматриваемого процесса, а также устранения субъективных установок самого автора.

Диссертантом были использованы следующие методы исследования: проблемно-хронологический, логический, статистический, а также метод устной истории. Научные принципы и методы исследования предоставили автору возможность объективно и всесторонне исследовать указанную проблему.

Научная новизна исследования определяется рядом факторов.

Во-первых, это новый регион исследования. В работе изучаются государственно-церковные отношения на территории поволжских епархий в предвоенные и военные годы на примере Горьковской, Ярославской, Астраханской, Саратовской областей, а также Марийской и Чувашской автономных республик. Приводятся новые материалы по Кировской, Владимирской областям и Мордовской АССР. Подавляющее большинство документов в данном исследовании используются впервые.

Диссертантом дана отличная от предыдущих исследований оценка патриотической деятельности Русской Православной Церкви в годы войны. Автором указывается, что данная деятельность помогла церкви значительно укрепить свои социальные и идеологические позиции в советском государстве в изучаемый период.

В диссертации анализируются новые данные, которые отображают:

- количество поданных ходатайств об открытии церквей;

- суммы материальных перечислений от отдельных епархий;

- количественный, возрастной и образовательный состав духовенства;

- число действующих церквей на указанных территориях к концу войны.

Особое место отводится изучению взаимоотношений государства и церкви на основе анализа личностных позиций как местной администрации, так и священнослужителей тыловых регионов.

Практическая значимость диссертации связана с тем, что её результаты могут быть использованы в общих курсах лекций по истории Русской Православной Церкви в XX веке, специальных курсах и семинарах, посвященных углублённому изучению истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в частности, деятельности тыловых епархий в указанный период. Материалы исследования также могут быть привлечены для составления лекций по краеведению.

Апробация исследования

Основные положения исследования отражены в семи научных публикациях, которые докладывались на международных и региональных научных конференциях в г. Арзамасе (1999 г.); в Нижнем Новгороде (2000-2001 гг.). Диссертация обсуждались на кафедре современной истории России Нижегородского государственного педагогического университета.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Макаров, Иван Вячеславович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершая всё вышесказанное, можно указать на растущий интерес многих авторов к проблемам существования Русской Православной Церкви в 30-40-е годы XX века. Изучение таких вопросов, как патриотическое служение церкви и религиозность советского населения в годы войны, стало для отечественных исследователей не только научной, но и общественно значимой задачей. Между тем, региональная проработка данной тематики до сегодняшнего дня остаётся недостаточной. Поэтому результаты теоретического исследования тесно увязываются с практическими итогами диссертации.

Государственно-церковные отношения накануне и в годы Великой Отечественной войны оценивается нами как сложное и многофакторное явление. Его основу составило возрождение Русской Православной Церкви в рамках советского государства. Этому способствовал рост религиозности населения, охвативший территории центрального и поволжского регионов ещё в канун войны.

В период с 1939 по 1941 год государство отходит от практики массовых репрессий по отношению к церкви, а верующие всё твёрже отстаивают собственные религиозные убеждения. Это время характеризуется не только полным неприятием атеистической пропаганды в стране, но и стремлением многих людей приобщиться к православному образу жизни. Важно отметить, что в данном общественном явлении принимали участие не только верующие, но и коммунисты и комсомольцы. Таким образом, отрытая поддержка церкви в эти годы была сознательной позицией большинства советского населения, обоснованность которой подтвердили трагические годы войны.

Положение Русской Православной Церкви в конце 30-х - начале 40-х годов определила тот исторический фон, на котором развернулась патриотическая деятельность тыловых епархий в военное время. Следует указать, что государственно-церковная политика в эти годы имела ряд специфических особенностей.

Местными властями в указанный период осуществлялась планомерная политика изживания религии из быта людей. При этом помимо идеологического, во взаимоотношении верующих и местной администрации большую роль приобретает материально-экономический аспект. Например, практика включения церковных строений и имущества в хозяйственную жизнь районов приносила большую финансовую выгоду как руководству, так и рядовым гражданам. С целью закрытия храмов районными властями был пущен в ход целый комплекс методов от административно-бюрократических до силовых. Несмотря на это, в отдельных регионах сохранялась церковная жизнь. Те приходы, которые ещё не были закрыты к началу 40-х годов, регулярно посещались жителями области. В предвоенные годы отмечались частые случаи венчания, крещения и заочного отпевания умерших.

Ситуация в решении вопросов государственной церковной политики на местах к середине 1943 года практически не изменилась. Лишь некоторые тыловые епархии располагали единичными действующими храмами. Такое положение заставляло верующих совершать службы самим без священнослужителей, опираясь лишь на помощь церковного совета. Местные власти в это время сознательно препятствовали регистрации тех священников, которые были готовы возобновить пастырскую деятельность.

Высшие иерархи Русской Православной Церкви с первых дней Великой Отечественной войны чётко определили свою патриотическую позицию по отношению к борьбе советского народа с немецким агрессором. Эта линия основывалась как на внутриполитическом курсе Московской Патриархии, так и на непреходящих христианских ценностях, таких как любовь к ближнему, воспринимаемая как любовь к народу в целом, подвижничество, ненависть к захватчикам. Последний аспект связан с отношением к фашизму как к неоязыческой идеологии, глубоко антихристианской по своему духу. Кроме этого, церковные иерархи понимали, что большая часть советского населения готова вернуться в лоно церкви, или просто разделить многие православные идеи.

В годы войны Московская Патриархия умело использовала экстремальную для советского режима ситуацию с целью усиления своих позиций в обществе. Осуществляя как материальную, так и идеологическую помощь государству, церковь значительно укрепила свой авторитет в глазах советских граждан. Это явилось одной из причин изменения правительственного курса по отношению к религии. После 1943 года Русская Православная Церковь начинает реализовывать собственную программу, направленную на восстановление себя как социального института.

Неоценимую роль в этом процессе сыграло возобновление издания «Журнала Московской Патриархии», материалы которого отражали сущностные взгляды церковного руководства на духовное состояние русского народа в период Великой Отечественной войны. Важным проявлением идеологической самостоятельности Московской Патриархии стала публикация материалов, подчёркивающих историческое значение деятельности церкви в создании русской государственности.

Период с 1944 по 1945 год характеризуется наибольшей активностью со стороны верующих. Это было связано с тем, что данная группа населения получила надежду на реализацию своих конституционных прав и активно этого требовало.

Важным материалом, доказывающим процесс усиления религиозного сознания в годы Великой Отечественной войны, стали потоки письменных обращений в различные инстанции органов советской власти по вопросу функционирования храмов. Подавляющий процент подобных просьб оставался без удовлетворения. Несмотря на это, местная власть вынуждена была пойти на незначительные уступки верующим, тщательно «дозируя» открытие церквей. Необходимо отметить и тот факт, что среди местной власти в годы войны наблюдалось неоднозначное отношение к деятельности церковных приходов. После официального изменения религиозной политики характер государственно-церковных отношений на местах стал полностью зависеть от взглядов местного руководства. Некоторые чиновники из числа центральной и районной администрации стали более корректно и одобрительно относиться к деятельности Русской Православной Церкви: поддерживать различные требования верующих, обращаться к ним за благотворительной помощью. К сожалению, большинство из них придерживались иных убеждений. Они оценивали возобновление церковной жизни как временное явление, а поэтому позволяли в отношении Русской Православной Церкви на местах любые действия, часто резко противоречащие как директивам вышестоящих органов власти, так и действующему законодательству.

Местная власть использовала деятельность церковных приходов и религиозные порывы верующих с целью получения регулярных денежных сборов, порой имевших характер вымогательства. Наиболее распространённым явлением подобного рода в годы Великой Отечественной войны стало завышенное обложение налогами священнослужителей и церковных советов. Зачастую они завышались безо всяких на то оснований. Повсеместно финансовые органы требовали налоги даже за тот период времени, когда приходы были закрыты, а в некоторых случаях облагались и взносы верующих в помощь фронту и тылу. Такая практика была, по существу, одним из способов государственно-церковного регулирования и использовалась местной властью с целью максимального ограничения количества вновь открываемых храмов.

Подобная церковная политика на местах приводила к серьёзным отрицательным последствиям. В тыловых регионах по-прежнему существовало противостояние между верующими и атеистически настроенным руководством. Нежелание местных органов власти должным образом решать религиозные вопросы способствовало распространению деятельности незарегистрированных священников и тех людей, кто осмеливался совершать богослужения, не имея священнического сана. Непонимание важности церковных проблем приводило к затруднению деятельности церковных общин, что в свою очередь сказывалось на процессе сбора патриотических поступлений в помощь Родине.

Таким образом, антицерковная деятельность власти на местах оставалась, по-существу, неизменной на протяжении как предвоенных, так и военных лет.

Можно утверждать, что если бы не деятельность местных уполномоченных по делам Русской Православной Церкви, то права верующих ещё больше ущемлялись, а количество открытых церквей в центральных и поволжских областях и республиках к концу 1945 года было бы гораздо меньшим, чем это было осуществлено в действительности.

На территории рассмотренных нами регионов за годы войны функционировали от семи до пятидесяти приходов. В ряде автономных республик церкви начали открываться лишь с 1944 года. Несомненно, что такое ограниченное число действующих храмов не могло удовлетворить духовные потребности верующих.

В годы войны имели место массовые богослужения, крестные ходы в дни церковных праздников, крещение как детей и подростков, так и взрослых людей, ношение крестиков молодёжью. Характерной особенностью военных лет стало стремление верующих восстановить традиционную церковную жизнь, одними из главных атрибутов которой были колокольный звон и почитание икон. В сельской местности посещение храмов стало неотъемлемой частью рабочих будней многих жителей сёл и деревень. Следует отметить особую значимость проповедей священников, призывавших к укреплению трудовой дисциплины на производстве, а также нравственных и церковных ценностей в семье.

Приобщение к церкви служило средством объединения людей, что являлось одной из форм патриотической деятельности Русской Православной Церкви военные годы. Важно отметить, что она не просто утешала или разделяла человеческое горе, но и ориентировала людей на скорую мирную жизнь.

В течение военных лет церкви удалось во многом восстановить как былые позиции в обществе, так и собственную структуру. Были сделаны важные изменения в области управления церковными приходами; в тылу стали появляться духовные образовательные учреждения. Важно отметить, что за скорейшее привлечение православных ценностей в жизнь общества выступили не только духовенство и верующие, но и миряне, многие из которых были представителями культуры и государственными чиновниками.

Патриотические призывы Московской Патриархии были воплощены священнослужителями в конкретных делах. Прежде всего это были материальные пожертвования, проповеди и специальные литургии.

Несмотря на финансовое и идеологическое давление местных властей, православное духовенство развернуло широкомасштабную патриотическую деятельность по сбору средств на нужды фронта и тыла. Архивные источники позволяют судить как о личностях тех священнослужителей, кто возглавил эту работу в различных епархиях, так и о денежных суммах, собранных по отдельным тыловым областям и республикам. Кроме этого, действующие приходы оказывали шефскую помощь госпиталям, сиротам войны, семьям фронтовиков, которая подчас нигде не учитывалась. Материальные перечисления, сделанные Русской Православной Церковью за годы войны, облегчали участь тех, кто работал в тылу или сражался на передовой.

Духовный вклад Русской Православной Церкви в годы войны поистине велик. Все её усилия были направлены на укрепление нравственно-гражданского самосознания людей.

В целом же деятельность тыловых епархий в период Великой Отечественной войны не только способствовала укреплению единства фронта и тыла, но и стирала идеологические границы между верующими и атеистически настроенной частью советского общества.

В качестве рекомендации по практическому применению данного исследования можно предложить его использование в образовательных программах по патриотическому воспитанию молодёжи. Тем более, что

-16716 февраля 2001 года российским правительством была принята государственная программа по патриотическому воспитанию граждан РФ на 2001-2005 годы. Она предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, общественных и религиозных организаций, а потому государственным структурам и епархиям следует учитывать это в своей работе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Макаров, Иван Вячеславович, 2002 год

1. ИСТОЧНИКИ Неопубликованные документы

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).

3. Фонд 6991 Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР:

4. Оп. 1: д. 9-11, д. 27, д. 29, д. 34, д. 35, д. 37-43, д. 45, д. 46, д. 48-50;

5. Огг2: д. 12, д. 13, д. 16, д. 17, д. 20, д. 22.

6. Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ)

7. Фонд 17 Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС:1. Оп. 125: д. 313, д. 506;

8. Фонд: 89 Емельян Ярославский:1. Оп. 4: д. 94, д. 178.

9. Центральный Государственный архив республики Мордовия (ЦГА РМ) Фонд р-228 Совет Министров Мордовской АССР:1. Оп. 3: д. 112, д. 113.

10. Государственный архив Нижегородской области (ГAHO).

11. Фонд 3074 Исполнительный комитет Горьковского областного Совета депутатов трудящихся:

12. Оп. 1: д. 1170-1172, д. 1769, д. 2400, д. 2418, д. 2419, д. 2422, д. 2436, д. 2441, д. 2502, д. 2517, д. 2732, д. 2742, д. 2764, д. 3065, д. 3066, д. 3228, д. 3403;

13. Фонд 5899 Фонд уполномоченных Совета по религиозным культам при Совете Министров СССР:

14. Оп. 1: д. 156, д. 159, д. 162, д. 164-166, д. 173, д. 175, д. 177, д. 179.

15. Фонд 3177 Горьковский областной финансовый отдел:1. Оп. 1: д. 26.

16. Фонд 2592 Финансовый отдел Ждановского районного совета депутатов трудящихся г. Горького:

17. Он. 2: д. 27, д. 28, д. 58.

18. Фонд 3112 Горьковское книжное издательство. «Делопроизводство»:1. Оп. 2: д. 54.

19. Государственный общественно-политический архив Нижегородской области (ГОПАНО).

20. Фонд 3 Горьковский областной комитет ВКП(б):1. Оп. 1: д. 2434.

21. Сталинская Конституция. Сборник материалов. Горьковское областное издательство, 1937, 410 с.

22. О порядке проведения подоходного налога с рабочих, служащих, и другого населения, не занятого сельским хозяйством. Инструкция народного комиссариата финансов Союза ССР от 23 декабря 1939 г. № 709/240. М.: Госфиниздат, 1939, 31 с.1. Сборники документов

23. Алексий, Патриарх Московский и Всея Руси. Слова и речи. Издательство Московской Патриархии, М., 1948, 246 с.

24. Богословские труды. Юбилейный сборник. К 120-летию со дня рождения Святейшего Патриарха Алексия I. К 80-летию восстановления Патриаршества. Русская Православная Церковь. Издательство Московской Патриархии. М., 1998, 388 с.

25. Митрополит Николай. Слова, речи, послания (1941-1946). Т. 1. Издательство Московской Патриархии. М., 1947, 200 с.

26. Религиозные организации в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. / составитель Одинцов М.И. РАГС. М., 1995, 221 с.

27. Письмо благочинного города Горького протоиерея Александра Архангельского И.В.Сталину 25 декабря 1942 года // Забвению не подлежит. Страницы нижегородской истории (1941-1945 годы). Книга 3. Н.Новгород, 1995. С. 315-316.

28. Из сообщения управления НКВД по Горьковской области в обком ВКП(б) об изготовлении и распространении церковных крестиков 28 января 1943 года // Там же. С. 510-511.

29. Правда о религии в России. Московская Патриархия. М., 1942, 457 с.

30. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991 гг.). Материалы и документы по истории отношений между государством и церковью. Издательство «Пропилеи». М., 1995, 399 с.

31. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война. Сборник церковных документов. Издательство Московской Патриархии. М., 1943, 100 с.

32. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 19171941 гг. Документы и фотоматериалы. М., 1996, 400 с.

33. Сборника документов и материалов юбилейного архиерейского собора Русской Православной Церкви. Москва, 13-16 августа 2000 г. Нижний Новгород, 2001, 285 с.1. Периодическая печать

34. Вызвало среди верующих волну радостных переживаний. Переписка Патриарха Алексия с главой Совета по делам Русской Православной Церкви при СНК СССР Г.Г. Карповым // Источник, 1998, № 2. С. 54-57.

35. Журнал Московской Патриархии. 1943-1945 годы.4. Известия. 1943-1945 годы

36. Александров В.И. Подоходный налог с населения. М.: Госфиниздат, 1946, 80 с.

37. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. 398 с.

38. Балевиц З.В. Православная церковь Латвии по сенью святости 1941-1944 гг. Рига, 1967. 92 с.

39. Бессонов М.Н. Православие в наши дни. М.: Политиздат, 1992. 301 с.

40. Богданович Л.А. С Божьей помощью. Эхо войны. Саранск, 1999. 480 с.

41. Бондаренко В.Д. Современное православие: тенденции эволюции. Симферополь, 1989. 70 с.

42. БоффаДж. История Советского союза. В 2-х томах. Т. 2. М.: Международные отношения, 1994. 632 с.

43. Браславский Л.Ю. Православные храмы Чувашии. Чебоксары. 1995.

44. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992. 320 с.

45. Варичев Е.С. Православная церковь. История и социальная сущность. М.: Из-во Советская Россия, 1982. 190 с.

46. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике советского государства в 1943-1948 гг. М., 2001, 214 с.

47. ВертА. Россия в войне 1941-1945 гг. М., Прогресс, 1967.

48. Голиков А., Фомин С. Кровью убелённые. Мученики и исповедники Северо-Запада России и Прибалтики (1940-1955). Мартиролог православных священнослужителей и церковнослужителей Латвии, репрессированных в 19401952 гг. М„ 1999. 221 с.

49. Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия 20-80-е гг. XX столетия. М., 1988. 83 с.

50. Гордиенко Н.С., Носович В.И., Харахоркин Л.Р. Современное православие и его идеология. М., 1963. 175 с.

51. Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга I. Тверь: Булат, 1992. 236 с.

52. Дмитрук К.Е. Свастика на сутанах. М., 1976. 192 с.

53. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Мюнхен, 1962. 200 с.

54. История Великой Отечественной войны Советского Союза: в 6-и томах. Т. 5. М., 1960-1965.

55. История Русская Православная Церковь от восстановления Патриаршества до наших дней. Т. 1, 1917-1970. СПб., 1997. 1020 с.

56. Источники победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М., 1985. 194 с.

57. Карпов Г.Г. О роли Русской Православной Церкви в Советском Союзе. М., 1946.

58. Карповскш Е.А. Мы атеисты. Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1983. 127 с.

59. Карташев A.B. Очерки по истории Русской церкви. В 2-х томах. М., 1997.

60. Кашеваров А.Н. Государство и Церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви. 1917-1945. СПб., 1995. 138 с.

61. Козлов НД. Морально-политический фактор Великой Победы. Л., 1985. 180 с.

62. Колесник, Фуров В.Г. Гражданственность и религиозная вера. Киев, 1985. 165 с.

63. Кондакова Н.И. Духовная жизнь России и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. М„ 1996. 229 с.

64. Кондакова Н.И. Идеологическая победа над фашизмом. М., 1982. 220 с.

65. Копанща М.М. Современные социальные концепции русского православия. Харьков, 1988. 142 с.

66. Корнилов A.A. Преображение России. О православном возрождении на оккупированных территориях СССР (1941-1944 гг.). Монография. Н.Новгород, 2000. 193 с.

67. Красная Патриархия. Волки в овечьей шкуре. Богородничный центр. М., 1993. 271 с.

68. Куроедов В.А. Религия и церковь в советском обществе. М., 1984. 190 с.

69. Куфакова Н.Д., Немировская Л.З. Вопросы войны и мира в русском православном богословии. М., 1989. 75 с.

70. Лещинский А.Н. Время новых подходов. О советских государственно-церковных отношениях. М.: Об-во «Знание» РСФСР, 1990. 79 с.

71. Лившиц Г.М. Очерки по истории атеизма в СССР: 20-30-е годы. Минск, 1985. 315 с.

72. Малиновкин С. И. От религии к атеизму. Из истории атеистического движения в Горьковской области. Горький, 1987. 94 с.

73. Митрополит Иоанн. Одоление смуты. Слово к русскому народу. СПб., 1995. 346 с.

74. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. СПб., 1994. 385 с.

75. Митрополит Иоанн. Очерки русского самосознания. СПб., 1994. 356 с.

76. Митрополит Иоанн. Очерки христианской государственности. СПб., 1995. 248 с.

77. Никольский И.М. История Русской церкви. 4-е издание. Политиздат. М., 1988. 445 с.

78. Новейшая история отечества. Учебник для вузов. Т. 2. М., 1998. 446 с.

79. Одинцов М.И. Государство и церковь в России. XX век. Луч. М., 1994, 125 с.

80. Павлов A.B. Война. Религия. Армия. М.: Воениздат, 1986. 156 с.

81. Паюсов КА. Разум против религии. М.: Воениздат, 1986. 126 с.

82. Плечёв Г.И. Социальная основа преодоления религиозности (опыт социально-логического изучения). Чебоксары: Чувашское книжное изд-во, 1977. 128 с.

83. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М., Изд-во «Республика», 1996. 510 с.

84. Путь к спасению. Саранск, 1994. 128 с.

85. Райна П.К. За Веру и Отечество: очерки. Л., 1990. С. 64.

86. Регелъсон Л. Трагедия русской церкви. М., 1996. 492 с.

87. Россия перед вторым пришествием. М., 1993. 381 с.

88. Русская Православная Церковь 988-1988 гг. Изд-во Московской Патриархии. М., 1988. 111 с.

89. Сафронова A.C. Атеистическое воспитание колхозного крестьянства. Йошкар-Ола, 1973. 178 с.

90. Смирнова Л., Званцева Т. Церкви Нижнего Новгорода, уничтоженные и уцелевшие. Н. Новгород, 1991. 94 с.

91. Степанов В. (Русак) Свидетельство обвинения: в 3-х томах. М., 1993.

92. Филаделъф, иеромонах. Заступница Усердная. М., 1992. 437 с.

93. Цыпин В., протоирей. История Русской Православной Церкви. 1917-1990. М„ 1994. 255 с.

94. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 годах). Крутицкое Патриаршее Подволье. Общество любителей истории. М., 1999. 399 с.

95. Якунин В.Н. За веру и отечество. М., 1995. 170 с.1. Ш. СТАТЬИ

96. Алексеев В.А. Неожиданный диалог. О встрече Сталина с руководством Православной Церкви // Агитатор, 1989, № 6. С. 41-44.

97. АлексеевМ. Где истоки нашей победы? // Русь державная. 2001, №6. С. 3-4.

98. Анохина Л.А., Шмелева М.Н. Религиозно-бытовые пережитки у колхозного крестьянства и пути их преодоления (по материалом Калининской, Костромской и Ярославской областей) // Вопросы преодоления религиозных пережитков в СССР. М., 1966. С. 98-108.

99. Бенедиктов М.А., Бенедиктова М.Е. Архивы МВД-НКВД о гонениях на церковь // Историческая наука и архивы. Тезисы докладов на научно-практической конференции 19-20 октября 1993 года. Н.Новгород: Нижполиграф, 1993. С. 163-165.

100. Бессонов М.Н. Фашизм и религия // Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Материалы «Круглого стола», посвящённого 50-летию Победы. 13 апреля 1995 г. М., 1995. С. 63-73.

101. Васильева О. С именем Дмитрия Донского // Журнал Московской Патриархии, 1990, № 5. С. 45-50.

102. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в 1927-1943 гг. // Вопросы истории, 1994, № 4. С. 36-46.

103. Васильева О.Ю., Кнышевский /7. Тайная вечеря // Ленинградская панорама, 1991, № 6-7.

104. Виноградов И. В огненном кольце // Московский церковный вестник. 2001, № 10. С. 3-4.

105. Вылцан М.А. Приказ и проповедь: способы мобилизации ресурсов деревни в годы войны // Отечественная история, 1995, № 3. С. 47-53.

106. Гордун С. Русская Православная Церковь в период с 1943 по 1970 г. // Журнал Московской Патриархии, 1993, № 1. С. 34-44, № 2. С. 11-24.

107. Груздева В.В. Русская религиозно-философская традиция о метафизике истории и о метаисторическом смысле войны // Homo belli человек войны в микроистории и истории повседневности: Россия и Европа XVIII-XX веков. Н. Новгород, 2000.

108. Гусев Г. Величие и несломленность. Русская Православная Церковь годы Великой Отечественной войны //Наш современник, 2000, № 5. С. 212-215.

109. Гущина A.B. Деятельность Совета по делам Русская Православная Церковь при СНК СССР по расширению и укреплению сети церквей в 1943-1945 гг. // Великая Отечественная война глазами молодых. М., 1996. С. 133-146.

110. Добрынин М. Пятидесятилетие епископального служения Святейшего Патриарха Алексия // Журнал Московской Патриархии, 1963, №5. С. 64-74.

111. Иванов Ю.А. Местные власти и церковь в 1922-1941 годах (по материалам архивов Ивановской области) // Отечественные архивы, 1996, № 4. С. 90-94.

112. Кожевников В.П. Характер русского народа в годы Великой Отечественной войны // Великая Отечественная война: вопросы истории. Материалы международной научно-методической конференции 18-20 апреля 2000 г. Нижний Новгород, 2000. С. 334-337.

113. Комиссарова Э.Я. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны // Религия и церковь в культурно-историческом развитии русского севера. Т.1. Киров, 1996. С. 386-390.

114. Кондаков С. Битва за Россию продолжается // Молодая гвардия, 1994, № 9. С. 136-142.

115. Кондауров СЛ. Идея патриотизма в творчестве митрополита Иоанна // Третьи Иоанновские чтения памяти Выскопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Самара, 1999.

116. Кононеико В. Память блокады // Наука и религия, 1998, № 5, С. 9-11.

117. Королёв С.П. Православие и Великая Отечественная война 1941-1945 гг. // Молодая гвардия, 1990, № 5. С. 204-208.

118. Костин Б. За други своя // Журнал Московской Патриархии, 1993, № 12, С. 24-37.

119. Кудрина Т.А. Духовный потенциал Великой Победы // Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Материалы «Круглого стола», посвященного 50-летию Победы. 13 апреля 1995 г. М., 1995. С. 143-152.

120. Леонов Н.С. Война и вера // Русский дом. 2001, №6. С. 4-5; Сергеев Н.И. Фашизм путь в бездну // Там же. С. 8-9.

121. Макаров И.В. Горьковская епархия в годы Великой Отечественной войны // Интеллигенция России на пороге XXI века. Материалы научно-практической конференции 10-11 декабря 1999г. Часть 1. Н.Новгород, 1999, С. 253-256.

122. Макаров И.В. Православие и современная Россия: к проблеме конкуренции идеологий в обществе // Гуманизм и духовность в образовании. Н. Новгород, 2001, С. 23-24.

123. Макаров И. В. Православный патриотизм и религиозное возрождение в годы Великой Отечественной войны // V Нижегородская сессия молодых учёных. Гуманитарные науки. Сборник трудов. Н. Новгород, 2001, С. 31.

124. Миклин А.Н. Деятельность Русская Православная Церковь и Истинно-Православной Церкви в годы войны // Война в памяти народной: Кировская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Материалы и документы. Киров, 1995. С. 20-22.

125. Миронов Б. Народ-богоносец или народ-атеист? Как россияне верили в Бога накануне 1917 года // Родина, 2001, № 3. С. 52-58.

126. Митрофанова A.B.K вопросу о патриотическом воспитании граждан Российской Федерации // Великая Отечественная война: вопросы истории. Материалы международной научно-методической конференции 18-20 апреля 2000 г. Нижний Новгород, 2000. С. 359-364.

127. Мошков В., Добролюбова Л.М. Русская Православная Церковь и Великая Отечественная война // Горьковская область в Великой Отечественной войне: взгляд через 50 лет. Материалы научно-практической конференции. Н. Новгород, 1995. С. 208-212.

128. Николаева И. Имени Дмитрия Донского // Наука и религия, 1990, №5. С. 38-39.

129. Овсянников В. Подвиг церкви был многогранен // Религиозные организации Советского Союза в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Материалы «Круглого стола», посвященного 50-летию Победы. 13 апреля 1995 г. М„ 1995. С. 110-111.

130. Одинцов М.И. Другого раза не было // Наука и религия, 1989, № 2. С. 8-9.

131. Одинцов М.И. Путь длиною в семь десятилетий, от конфронтации к сотрудничеству, на пути к свободе совести // Перестройка: гласность, демократия, социализм. М., 1989. С. 29-72.

132. Одинцов М.И. Хождение по мукам // Наука и религия, 1990, № 5-8.

133. Пасха 1942 года // Наука и религия, 1995, № 4, С. 2-4.

134. Перелыгин А.И. Русская Православная Церковь на Орловщине в годы Великой Отечественной войны // Отечественная история, 1995, № 4. С. 126-136.

135. ПерчиковЮ.А. «Иврата адовы не одолеют её.» // Нижегородский альманах. Вып. 1. Н. Новгород, 1997.

136. Перчиков Ю.А. Из истории Русской Православной Церкви накануне и в годы Великой Отечественной войны // Религия и церковь в культурно-историческом развитии русского севера. Т.1. Киров, 1996. С. 383-386.

137. Перчиков Ю.А., Макаров И.В. Власть и Русская Православная Церковь в 1941-1945 гг. // Великая Отечественная война: вопросы истории. Н. Новгород, 2000. С. 220-223.

138. Протоиерей Василий Швец. В годы войны // Николо-Шартомский Благовестник, 2001, № 3. С. 110.

139. Рогов А.И. В день Георгия Победоносца / Беседы историка Рогова А.И. с обозревателем «Слова» Алексеем Тимофеевым // Слово, 1993, № 7-8.

140. Самусъ В.Н. Помощь Русской Православной Церкви фронту (По материалам Горьковской области) // Горьковская область в Великой Отечественной войне: взгляд через 50 лет. Материалы научно-практической конференции. Н. Новгород, 1995. С. 192-194.

141. Смирнов Г.М. Об истоках русского национального (патриотического) самосознания // История и гражданственность. Материалы международной научно-практической конференции 29-30 марта 1996 г. СПб, 1996. С. 7-9.

142. Сперанская A.B. Процесс религиозного возрождения на Урале в годы Великой Отечественной войны // Культурное наследие Российской провинции: история и современность. К 400-летию Верхотурья. Екатеринбург, 1998.

143. Томашевский A.A. Патриотизм сердцевина государственности и истории народа России // Гражданство и общество. Н. Новгород, 1996. С. 47-59.

144. Трофимов С. Связной партизанского отряда // Журнал Московской Патриархии, 1985, № 5.

145. Тюрин Ю. Патриарх Сергий // Советский патриот, 1992, № 8. С. 9.

146. Уткин В.П. Идеологическая работа в период Великой Отечественной войны // Вопросы истории, 1985, № 4. С. 67-77.

147. Фанченков В. Участие Русской Православной Церкви в победе Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. // Журнал Московской Патриархии, 1975, № 4. С. 53-56.

148. Федоров В.Д. Патриотизм в условиях войны и мира // Великая Отечественная война: вопросы истории. Материалы международной научно-методической конференции 18-20 апреля 2000 г. Нижний Новгород, 2000. С. 332-334.

149. Храмкова E.JI. Духовный облик россиян в годы Великой Отечественной войны в современной историографии // Третьи Иоанновские чтения памяти Выскопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Самара, 1999.

150. Хюртен Т. Церковная политика Третьего Рейха // Вопросы философии. 2001, №5. С. 50-56.

151. Цимбаев Н.И. Русская Православная Церковь в годы испытаний (19001941) //Вопросы философии. 2001, № 5, с. 33-41.

152. Цыпин В., протоирей. Патриотическое служение Русской Православной Церкви в Великую Отечественную войну // Новая и новейшая истории, 1995, №2. С. 41-64.

153. Чернов М.И. Русская Православная Церковь: прошлое и настоящее // Советская педагогика, 1988, № 6. С. 121-122.

154. Чумаченко Т.А. Новая религиозная политика Советского правительства: положение в уральской деревне в 1940-е гг. // Летопись уральских деревень. Екатеринбург, 1995. С. 209-213.

155. Шапошников JI.E. Православие и патриотизм // Homo belli человек войны в микроистории и истории повседневности: Россия и Европа XVIII-XX веков. Н. Новгород, 2000. С. 28-32.

156. Шкаровский М.В. Возрождение религиозного сознания крестьян Северо-Запада России в годы Великой Отечественной войны // Северо-Запад в аграрной истории России. Калининград, 1995. С. 118-123.

157. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в 1943-1957 годах // Вопросы истории, 1995, № 8. С. 36-57.

158. Якунин В.Н. Велик Бог земли русской // Военно-исторический журнал, 1995, № 1. С. 37-41.

159. Якунин В.Н. Духовная битва // Третьи Иоанновские чтения памяти Выскопреосвященнейшего Иоанна, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. Самара, 1999. С. 64-73.

160. Якунин В.Н. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны // Московский журнал, 1995, № 1. С. 14-21, № 2. С. 15-20, № 7. С. 41-46, № 9. С. 31-39, № 11. С. 24-28.

161. Якунин В.Н. Самарская Епархия в годы Великой Отечественной войны // Духовный собеседник, 1995, № 2. С. 13-15.

162. Якунин Г.П. В служении культу (Московская Патриархия и культ личности Сталина) // На пути к свободе совести: перестройка, гласность, демократия, социализм. М., 1989.

163. Якушин Н Дух поднимали! Церковь и война, священники на войне // Экономика и жизнь, 2000, апрель, № 17. С. 12.

164. Яшин В.В. Патриотизм и миротворчество важнейшие направления в социальном служении Русской Православной Церкви // Православие и социальное служение. Н. Новгород, 1997. С. 134-137.1.. ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

165. Белкин А.И. Государственно-церковные отношения в Мордовии в 20-х -начале 60-х годов XX века (на материалах русского православия). Дис. канд. ист. наук. Саранск, 1995, 230 с.

166. Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь в политике Советского государства 1943-1948 гг. Дис. докт. ист. наук. М., 1998. 281 с.

167. Горбатов A.B. Церковно-государственные взаимоотношения в Кемеровской области (1943-1969 гг.). Дис. канд. ист. наук. 1996. 171 с.

168. Гущина A.B. Эволюция отношений государства и Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Дис. канд. ист. наук. М., 1996. 140 с.

169. Козлов Н.Д. Моральный потенциал народа и массовое общественное сознание в годы Великой Отечественной войны. Дис. докт. ист. наук. СПб. 1996. 455 с.

170. Лисавцев Э.И. Эволюция политической ориентации Русской Православной Церкви (критика буржуазно-клерикальной фальсификации). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. докт. философ, наук. М., 1977. 41 с.

171. Одинцов М.И. Критика концепции «христианского социализма» Русской Православной Церкви. Дис. канд. философ, наук. М., 1987. 199 с.

172. Чумаченко Т. А. Советское государство и Русская Православная Церковь: история взаимоотношений (40-е первая половина 50-х гг). Дис. канд. ист. наук. М., 1994. 175 с.

173. Шгшон И.Я. Отношение Советского государства и Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Дис. докт. ист. наук. М„ 1995. 427 с.

174. Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь и религиозная политика советского государства в 1939-1964 гг. Дис. докт. ист. наук. СПб., 1996. 508 с.

175. Якунин В.Н. Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви и изменение государственно-церковных отношений в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Дис. канд. ист. наук. Самара, 1998. 193 с.1. V. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

176. Великая Отечественная война, 1941-1945: события, люди, документы: краткий исторический справочник / Под ред. Андрианова В.И. и др. М.: Политиздат, 1990. 463 с.

177. Великая Отечественная война 1941-1945. Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. 1985. 831 с.

178. Государство и церковь. Указатель литературы за 1917-1987 гг. (Составитель Е.М. Дьяконова и М. Селиверстова). Пермь, 1988. 116 с.

179. За Христа пострадавшие: гонения на Русскую Православную Церковь. 1917-1956 гг. Биографический справочник. Книга 1. М.: Изд-во Свято-Тихоновского православного богословского института, 1997. 697 с.

180. Храмкова Е.Л. Тыл России в годы Великой Отечественной войны 19411945 гг. Библиографический указатель литературы. Самара. 2000. 194 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.