Время, пространство и герой в сказках К.И. Чуковского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Квак Хэ Ми
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 153
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Квак Хэ Ми
Введение.
Глава 1. ТРАДИЦИИ ИЗОБРАЖЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА, ВРЕМЕНИ И ГЕРОЯ В ФОЛЬКЛОРНОЙ И АВТОРСКОЙ СКАЗКАХ.
1.1 Основные характеристики пространства, времени и героя в фольклорной сказке.
1.2 Влияние авторского начала на хронотоп и героя в литературной сказке.
1.3 Принципы создания хронотопа и героя в сказочном творчестве К.Чуковского.
Глава 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВА И ГЕРОЯ В СКАЗКАХ К. ЧУКОВСКОГО.
2.1 Хронотоп Петербурга в сказках «Крокодил» и «Мойдодыр».
2.2 Хронотоп Африки в сказках Чуковского
2.3 Трансформация образа Айболита в сказочном хронотопе.
2.4 Автор как герой в системе персонажей.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика современной русской литературной сказки2023 год, кандидат наук Кабанова Наталия Григорьевна
Сказочный эпос К. Чуковского: Стилевое выражение автор. позиции1997 год, кандидат филологических наук Кузьмина, Маргарита Юрьевна
Русская литературная сказка XX века: История, классификация, поэтика2001 год, доктор филологических наук Овчинникова, Любовь Владимировна
Модификации жанра авторской сказки в современной чешской литературе2011 год, кандидат филологических наук Королькова, Полина Владимировна
Сказочный цикл Вениамина Каверина "Ночной Сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году": проблематика и поэтика2007 год, кандидат филологических наук Ровенко, Надежда Вилениновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Время, пространство и герой в сказках К.И. Чуковского»
Стремление проследить развитие хронотопа в сказочных произведениях писателя, проанализировать роль героев в фомировании пространства и времени сказок определяет актуальность нашего исследования.
Художественное пространство, время и герой в литературном тексте наиболее ёмко отражают мироощущение людей определенной эпохи, служат конструктивными принципами построения произведения. В литературоведении данные понятия являются одними из важнейших характеристик произведения как художественно-временной модели мира автора. Взаимодействие пространства и времени формирует образ героя и тот, в свою очередь, начинает оказывать мощное воздействие на организацию сказочного хронотопа.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые выявлены формы организации пространства и времени в стихотворных сказках К. Чуковского, определено влияние авторского начала на хронотоп и формирование образов героев стихотворных сказок писателя. Кроме того, сказки Чуковского впервые рассматриваются с точки зрения противопоставленности и сопоставленности двух основных пространств, в которых разворачивается действие, - пространства Петербурга и Африки. Также в работы особое внимание уделено анализу влияния культурных кодов городского пространства на творчество Чуковского и выявлены источники интереса писателя к африканской теме.
Объектом исследования является литературно-критическое творчество Чуковского и стихотворные сказки для детей, такие как «Крокодил», «Айболит», «Бармалей», «Мойдодыр», «Одолеем Бармалея!»
Предметом диссертационного исследования является проблема взаимовлияния художественного пространства, времени и героя в сказках К. Чуковского как особая структура, отражающая специфику авторской модели мира.
Цель работы - выявить особенности художественного мира сказок К. ' Чуковского в аспекте пространственно-временных отношений и определить особенности функционирования героев в сказочном хронотопе.
Цель конкретизируется следующими задачами:
- изучить теоретические аспекты проблемы художественного пространства и времени в литературоведении с целью выявления основных подходов, понятий и принципов исследования художественного пространства и времени в сказках К.И. Чуковского;
- исследовать пространственную организацию художественного мира сказок К.И. Чуковского и ее функции, особенно выделив образы Петербурга и Африки в сказках Чуковского;
- рассмотреть основные типы художественного времени в сказках К.И. Чуковского и его функции, выявить устойчивые временные оппозиции;
- выявить связь пространственно-временных особенностей сказочных текстов и социально-исторических реалий современной автору действительности;
- проанализировать эволюцию и функции героев сказок К. Чуковского в условиях изменяющегося сказочного хронотопа.
В рамках, сравнительно-исторического и биографического методов анализа, которые необходимы для решения поставленных в диссертации задач, мы ориентировались на наиболее значимые теоретические работы по фольклористике В.П. Аникина, Н.М. Ведерниковой, Е.М. Мелетинского, Э.В. Померанцевой, В.Я. Проппа и собственно литературоведческие работы по литературной сказке Л.Ю.Брауде, H.H. Большаковой, Г.А. Комлевой, М.Н. Липовецкого, И.П. Лупановой, Д.Н. Медриш, B.C. Непомнящего, Л.В. Овчининниковой, С.В.Сапожкова, О.В. Сорокотенко.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют труды М.М. Бахтина, А.Б. Есина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, Е.М. Неелова, В. Н. Топорова и др., посвященные проблемам хронотопа и героя в литературном и фольклорном произведении, а также работы, в которых рассматриваются различные аспекты жизни и творчества К. Чуковского (И. Н. Арзамасцевой, М. Дрозда, К.В. Иванова, Т.С. Карловой, A.A. Кочеткова, М.Ю. Кузьминой, В. Лейбсона, И. Лукьяновой, И.П. Лупановой, М.С. Петровского, Ю. Тынянова, Е.Г. Эткинда, и др.)
Положения, выносимые на защиту:
- Литературно-критические взгляды Чуковского во многом определяют проблемно-тематическую направленность и художественную структуру его сказок;
- Элементы городского фольклора оказывают непосредственное влияние на структуру и ритмику сказок Чуковского;
- Петербургская и африканская темы получают непосредственное развитие в пространственно-временной организации сказок;
- Усиление и расширение авторского начала в хронотопе сказок об Айболите способствует формированию нового сказочного пространства, получившего у Чуковского название «Айболития»;
- Образ Айболита претерпевает эволюцию, превращаясь из пародийного персонажа в «Бармалее» в личность героическую, утверждающую нравственно-патриотические ценности в сказке «Одолеем Бармалея»;
- В структуре сказок автор присутствует не только в качестве рассказчика, но и персонажа.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе работы выводы позволяют расширить представление о творческом наследии К.И. Чуковского, выявляя непосредственную связь между фактами биографии, литературно-критическими и детскими произведениями автора.
Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования материалов и выводов исследования в учебном процессе при разработке лекционных курсов и проведении практических занятий по истории русской детской литературы и включения их в учебные пособия для студентов-филологов и учащихся общеобразовательных учреждений гуманитарного профиля.
Апробация работы. Основные положения и результаты исследования были представлены в докладах на Всероссийской научной конференции «Шешуковские чтения», при обсуждении диссертации на аспирантском семинаре кафедры русской литературы и журналистики XX и XXI вв. МПГУ. По теме исследования опубликовано 5 работ, 3 из которых вышли в журналах, рекомендованных ВАК РФ.
Структура работы определяется проблематикой и поставленными задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Ономастическое пространство русских народных и авторских сказок2008 год, кандидат филологических наук Горбачева, Ольга Геннадьевна
Сказочная традиция в русской литературе XIX века2003 год, доктор филологических наук Шустов, Михаил Парфенович
Литературная сказка В. П. Крапивина: Жанровое своеобразие и поэтика1998 год, кандидат филологических наук Богатырева, Наталья Юрьевна
Русская литературная сказка XVIII - начала XIX в.: Понятие, истоки, типология1996 год, кандидат филологических наук Герлован, Ольга Константиновна
Английская литературная сказка эпохи постмодернизма2011 год, кандидат филологических наук Викторова, Наталья Александровна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Квак Хэ Ми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творчество К.И. Чуковского, несомненно, послужило основой для создания нового типа литературной сказки. Новаторство сказок писателя заключалось не только во введении в детскую литературу реалий современного мира, в частности, городского пространства, но и в создании совершенно особого типа хронотопа детской стихотворной сказки, характеризующегося постоянной динамикой, вихревым действием, вовлечением новых, необычных героев. Несмотря на кажущуюся изолированность пространства каждой сказки, постоянная перекличка мотивов, общность героев, переходящих из произведения в произведение, позволяет рассматривать многие сказки Чуковского как единый цикл, хронотоп которого постоянно расширяется, нарушая тем самым классические каноны фольклорной и литературной сказки того времени.
Пространство, время и герои сказочных произведений писателя находятся в очень тесной взаимосвязи, оказывая взаимное влияние друг на друга, составляя неразрывное целое. С целью раскрыть механизм этой зависимости в диссертации нами выделены основные черты хронотопа, героя и форм выражения авторской позиции, которые возникли в процессе развития литературной сказки из устного народного творчества, с учетом традиций ее пространственно-временной организации. С другой стороны, на процесс формирования авторской позиции в текстах сказок не могли не оказать влияние тенденции «Серебряного века» русской литературы. Абсолютная свобода творческой фантазии, которую отстаивали художники русского эстетического возрождения рубежа веков, нашла свое отражение и в литературной сказке Чуковского в виде хаотичного перемещения пространственно-временных пластов, что позволяет героям сказок в один миг перенестись из Петрограда в Африку.
Появление петербургского (петроградского) и африканского пространства в творчестве Чуковского так же находится в русле художественных открытий, сделанных русской литературой в процессе освоения петербургской и африканской (а в большей степени египетской) тем, возникших в XIX веке. Совокупность культурно-исторических и литературных влияний сформировало художественный мир Чуковского -сказочника.
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
1 .Основываясь на работах H.H. Большаковой, Л.Ю. Брауде, И.П. Лупановой, М.Н. Липовецкого, Е.М. Неелова, C.B. Сапожкова и др., в диссертации выделены основные черты жанра литературной сказки, влияющие на особенности хронотопа сказочного повествования и определяющие типические черты героев в авторской сказке:
- использование традиций фольклорной сказки;
- явно выраженная позиция автора или рассказчика, часто выступающих в одном лице;
- свободное сочетание элементов действительности и вымысла;
- наличие игрового начала;
- отражение мировоззрения и эстетики своего времени.
2. Сказки и стихи Чуковского совершили настоящий переворот в детской литературе, изменили подходы и устоявшиеся принципы создания текстов для детей, стали ориентиром для последующих поколений детских писателей. В игровое сказочное пространство органично вписывается пространство города, с его быстрым ритмом жизни, сутолокой улиц, мимолетностью, быстротечностью впечатлений. Богатство русской народной поэзии, английского фольклора с его тяготением к нонсенсу и парадоксу, сочетаются с низовыми жанрами «массовой» городской культуры: рыночная литература, цирк, романс, кинематограф.
3. Сказки Чуковского характеризуются своеобразием синтеза элементов фольклора и литературы, что выражается во вплетении в сказочную канву элементов фольклорных жанров, мотивов или образов. В системе фольклорно-литературных взаимосвязей литературная сказка отличается такой жанровой особенностью, которая содержит в себе возможность сочетать традиционные элементы и художественно-новаторское авторское исполнение, где автор выступает в качестве основного синтезирующего фактора.
4. Чуковский, вслед за Некрасовым и другими любимыми им писателями, постепенно превратился в петербургского литератора. Петербургская тема, захватившая Чуковского еще при чтении классиков и, так же как и их, неотступно влекущая будущего писателя своей непреодолимой двойственностью, драматическими противоречиями между великим замыслом и результатом, стала одним из лейтмотивов его творчества.
5. Художественный мир сказок Чуковского включает в себя образы Петрограда и Африки, причем Африка - пространство-метафора, в которой претворен тот же Петербург. Появление данного локуса в произведениях для детей отражает модную тенденцию конца XIX - начала XX веков, когда в русском обществе необычайно усилился интерес к африканской, а в большей степени к египетской теме. Африку Чуковского нельзя назвать «географической реальностью», она существует лишь в творческом воображении поэта, хотя и является реальной точкой, указанной на карте. Африка в сказках Чуковского представлена, с одной стороны, как сказочное мирное, с другой - экзотическое дикое нецивилизованное пространство.
6. В своих сказках Чуковский во многом продолжает традицию классической русской литературы, согласно которой Петербург воспринимается как пространство, где образное единство реального и фантастического оказывается устойчивым свойством.
7. Образ Айболита из опереточного персонажа в «Бармалее» в военной сказке поднимается почти до эпических высот, ибо именно этот персонаж возглавляет борьбу «добрых зверей» против «злых» и главного своего врага -Бармалея, который в этом произведении становится символом «вселенского зла» - фашизма. А сама сказка становится не только фактическим, но и логическим завершением цикла о докторе Айболите. Усиление авторского начала в хронотопе сказок о добром докторе способствовало его постепенному расширению и, как следствие, формированию нового сказочного пространства, приближенного к реалиям времени.
8. Во многих своих произведениях Чуковский выступает не только как автор или рассказчик, но и как персонаж. Категория автора играет значимую роль в сюжетно-композиционном построении текста, является его стилеобразующим началом.
9. Чуковский становится не только героем собственных текстов, но и героем художественных иллюстраций к сказкам. Благодаря иллюстрации присутствие автора рядом со своими героями становится более очевидным. Появление автора, как в произведении, так и в иллюстрации открывает границы сказочного мира навстречу действительности и наглядно утверждает идею единства сосуществования сказочного и реального миров.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Квак Хэ Ми, 2012 год
1. Материалы исследования
2. Чуковский К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 1. М., 2001.
3. Чуковский К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 2. М., 2001.
4. Чуковский К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 5. М., 2001.
5. Чуковский К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 6. М., 2002.
6. Чуковский К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 7. М., 2003.
7. Чуковский К И. Собр. соч. В 15 т. Т8. М., 2004.
8. Чуковский К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 9. М., 2004.
9. Чуковский К И. Собр. соч. В 15 т. Т 10. М., 2005.
10. Чуковский К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 12. М., 2006.
11. Чуковский К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 13. -М., 2007. 11 .Чуковский К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 14. М., 2008. П.Чуковский К. И. Собр. соч. В 15 т. Т 15. -М., 2009.
12. Чуковский К.И. Дневник (1901-1929) / Подгот. текста и коммент. Е.Ц. Чуковской. Вступ. ст. В.А. Каверина. М., 1991; Дневник (1930-1969). -М., 1994.
13. ХА.Чуковский К.И. От двух до пяти. СПб., 2000.
14. Чукоккала. Рукописный альманах Корнея Чуковского. Первое полное издание / Предисл. и пояснения К. Чуковского. Сост., подгот. текста и предисл. Е. Чуковской. - М., 2000. 16.Чуковский К.И. Н.С. Гумилев: pro et contra / Сост., вступ. Ст. и прим.
15. Ю.В. Зобнина. СПб., 1995. 17.Чуковский К.И. Маршак // Жизнь и творчество Маршака. - М.,1975. 18.Чуковский К.И. Стихотворения / Сост., вступ. статья и примеч. М.С.Петровского. - СПб.: Академический проект, 2002.
16. Научные и документальные источники
17. Азадовский М.К. Русские сказочники // Литература и фольклор. Л., 1938.
18. Аксаков КС. Собрание сочинений. -М., 1961.
19. Алексеева М.И. Детские журналы советской России 1920-х годов как тип издания.: Автореф. дисс. канд. филолог, наук. -М., 1968.
20. Алешина Л.С. Стернин Г.Ю. Образы и люди серебряного века. М., 2005.
21. Аникин В.П. Русская народная сказка. М., 1977.
22. Аникин В. П. Русские писатели и сказка // Сказки русских писателей. — М., 1985.
23. Аникин В. П. Теория фольклора. М., 1996.
24. Антуфъева Е.Г. Творчество Л. Пантелеева и проблемы развития советской прозы для детей (герои и жанр).:Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 1991.
25. Анциферов Н. Душа Петербурга. Л., 1990.
26. Арзамасцева И.Н. Детская литература. Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. М., 2005.
27. Арзамасцева И.Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900-1930 -х годов.: Дисс. .док. филолог, наук. -М., 2006.
28. Баруздин С. О Корнее Чуковском // Заметки о детской литературе. М., 1975.31 .Бахтин В.А. Литературная сказка в научном осмыслении последнего двадцатилетия // Сб. фольклор народов РСФСР. Уфа, 1979.
29. Бахтина В.А. Пространственные представления в волшебной сказке // фольклор //Сб. фольклор народов РСФСР. Вып. 1. (БГУ). Уфа, 1974.
30. Бахтина В.А. Время в волшебной сказке // Проблемы фольклора, М., 1975.
31. Бахтина В.А. Об активности героя русской волшебной сказки // Сб. фольклор народов РСФСР. Вып. 3 (БГУ). - Уфа, 1976.
32. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности. Роман воспитания и его значение в истории реализма // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
33. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. -М., 1986.
34. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. -М., 1986.
35. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
36. Бегак Б. Дети смеются: Очерки о юморе в детской литературе. М., 1973.
37. Бегак Б. Ребенок-победитель. О веселой детской книге / Детская литература. 1967. №7.
38. Бегак Б. Сложная простота. -М., 1980.
39. Бегак Б. Искусство и дидактика // Детская и юношеская литература. Критико-библиогр. бюллетень, 1936. -№ 7.
40. Бегак Б. Неиссякаемый родник: Детская литература и народное творчество. М., 1973.
41. Безродный М. Ключи сказки // Литературное обозрение. 1987. - № 9.
42. Бенаволенская Н.П. Образ Петербурга в русской литературе XIX века (Методическое пособие). СПб., 2003.
43. Берман Д.А. Корней Иванович Чуковский: Библиограф, указатель. М., 1999.
44. Боброва О.Б. Дневник К.И. Чуковского в историко-литературном контексте.: Автореф. дисс. . канд. филолог, наук. Волгоград, 2007.
45. Богатырева Н.Ю. Литературная сказка В.П. Крапивина: Жанровоесвоеобразие и поэтика.: Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 1998.
46. Богданов К. А. О крокодилах в России. Очерки из истории заимствований и зкзотизмов. М., 2006.
47. Большакова Н. Н. Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде.: Дисс. канд. филол. наук. Смоленск, 2007 - С. 39. -222 с
48. Борьба за сказку. Из архива К. Чуковского // Детская литература, М., 1988, № 5.
49. Бочаров В.Г. О художественных мирах. М., 1985.
50. Брауде Л.Ю. Скандинавская литературная сказка. -М., 1979.
51. Брауде Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Известия. АН СССР.-1977.-Т. 36.-№3.
52. Былое В.М. Русские исторические песни, сказки и предания Петровской эпохи.-М., 1952. 200с.
53. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М., 1975.
54. Виктор Солкин. «Египетский Петербург»: египетские и египтизирующие памятники на берегах Невы. 2008. // Ьйр://ую1ог8о1кт.1Ь^оигпа1. сот/122585.html
55. Владимирский А.Г. Герой и время в советской детской прозе 20-30-х годов (к вопросу формирования эстетического идеала).: Дисс. .канд. филолог, наук. Ташкент, 1984.
56. Воспоминания о Корнее Чуковском. Сост. К.И. Лозовская, З.С. Паперный, К.Ц. Чуковская. -М., 1983.
57. Вундт В. Фантазия как основа искусства: Пер. с нем./ Под ред. А. П. Нечаева.-М., 2010.
58. Гальченко О.С. Литературная сказка в раннем творчестве А.М. Ремизова.: Дисс. . канд. филолог, наук. Петрозаводск, 2005.
59. Гаспаров Б.М. Мой до дыр // Новое литературное обозрение. 1992. - № 1.
60. Гаспаров Б.М., Паперно И.А. «Крокодил» К.И. Чуковского: креконструкции ритмико-семантических аллюзий // Тезисы I Всесоюзной (III) конференции «Творчество A.A. Блока и русская литература XX века»). Тарту, 1975.
61. Гацак В.М. Сказочник и его текст (к развитию экспериментального направления в фольклористике) // Проблемы фольклора. М., 1975.
62. Герасимова Н.М. Пространственно-временые формулы русской волшебной сказки // Русский фольклор. JL, 1978.
63. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. JL, 1979.
64. Гистер М. А. Русская литературная сказка XVIII века: История, поэтика, источники.: Дисс. . канд. филолог, наук. -М., 2005.
65. Глоцер В.И. Он "Великий Умываьник, Знаменитый Мойдодыр" // Жизнь и творчество К. Чуковского. М., 1978.
66. Голубева Е.В. Национально-культурная специфика картины мира в калмыцком языке.: Автореф. дисс. . канд. филол. наук. М., 2006. - С. 6.
67. Горбачева О.Г. Ономастическое пространство русских народных и авторских сказок.: Автореф. дисс. .канд. филолог, наук. Орел, 2008.
68. Горький М. О детской литературе, детском и юношеском чтении. М., 1989.
69. Горячева М.О. Проблема пространства в художественном мире А. Чехова.: Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 1992.
70. Грудцова О. Корней Иванович Чуковский // Вопросы литературы. -1971.-№ 10.
71. Гумилев Н. С. Николай Гумилев. Озеро Чад. -М., 1995.
72. Гумилев Н.С. Африканская охота. Новеллы. Рассказы. Очерки. СПб., 2000.
73. Давидсон А.Б. Мир Гумилева, поэта, путешественника, воина. М., 2008.
74. Дацн Г.Л. Русская народная игрушка. М., 1981.
75. Даеидсон А. Николай Гумилев. Поэт, путешественник, воин. Смоленск, 2001.
76. Даншова И.Ф. Литературная сказка A.M. Ремизова: 1900-1920-е годы.: Дисс. .канд. филолог, наук. СПб., 2008.
77. Демидов Д.Г. Пространство фольклорного действия и места литературных событий // Язык русского фольклора: Межвуз. Сб. — Петрозаводск, 1985.
78. Детский сборник: Статьи по детской литературе и антропологии детства / Сост.: Е.В. Кулешов, И.А. Антипова. М., 2003.
79. Дилакторская О.Г. Петербургская повесть Достоевского. СПб., 1999. -С. 303.
80. Должеико JT.B. Савина JI.H. Развитие концепции детства в русской литературе и критике XIX века: Учеб. пособие к спец. дет. лит., -Волгорад: Перемена, 2001.
81. Дрозда М. Корней Чуковский литературный критик // ACTA UNI VERS ITATIS CAROLINE - PHILOLOGIA 2-4, SLAVICA PRAGENSIA, XII. 1970.
82. Дроздова Г.Ю. Стиль сказочной прозы A.M. Ремизова.: Дисс. . канд. филолог, наук. М., 2001.
83. Еремеев С.Н. Русская литературная сказка первой половины XIX века: структурно-повествовательный аспект.: Дисс. .канд. филолог, наук. -Мичуринск, 2002.
84. Еремкин A.B. Поэтика мордовской литературной сказки. Дисс. .канд. филолог, наук. М., 1995.
85. Есин А.Б. Время и пространство // Есин А.Б. Литературоведение. Культурология: Избран, труды. Вступ. ст. Е.В. Авериной, сост. и примеч. С.Я. Долининой. М., 2003.
86. Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака. М., 1975.
87. Зворыгина О.И. Эволюция языка и стиля русской литературной сказки
88. Зуева Т. В. Категория чудесного в современном повествовательном фольклоре детей// Проблемы интерпретации художественного произведения. М., 1985. 93 .Зуева Т.В. Сказки A.C. Пушкина. -М. 1989.
89. Зыонг Ван Чи. Типы склонения существительных и субъективных форм в современном русском литературном языке: на материале текстов для детей К.И. Чуковского.: Автореф. дисс . канд. филолог, наук. Тамбов, 2007.
90. Иванов Вяч. Вс. Категория времени в искусстве и культуре XX века//Избранные труды по семиотике и истории культуры. Т.4: Знаковые системы культуры, искусства и науки. М., 2007.
91. Иванова Е. В. Литературная критика в газетах и журналах начала XX века // Критика начала XX века. М., 2002
92. Иванова Е. В. Годы неизвестности Чуковского-критика // Чуковский К.И. Соб. соч.: В 15 т. Т. 7, М., 2003.
93. Ивич А. Сказки и «заповеди» Корнея Чуковского // Воспитаниепоколений: О советской литературе для детей. М., 1969.
94. Изотова Г.Н. Русская литературная стихотворная сказка конца XIX-начала XX веков. Автореф. дисс. . канд. филолог, наук. Орлов, 2006.
95. Капица Ф.С. Колядич Т.М. Русский детский фольклор. М., 2002.
96. Карлова Т.С. Корней Чуковский журналист и литературный критик. -Казань, 1989.
97. КерлотХ.Э. Словарь символов. -М., 1994.
98. Ковалева Т. В. Эволюция русской поэзии для детей: стиховедческий аспект.: Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 2006.
99. Коган Г. Полотняный завод Переделкино // Знамя. Октябрь, 2000.
100. Комлева Г.А. Пространственный мир литературной сказки: Исследование на материале повести-сказки Е.Шварца «Обыкновенное чудо»// Проблемы детской литературы. Петрозаводск. 1992.
101. Кондаков И.В. «Лепые нелепицы» Корнея Чуковского: текст, контекст, интертекст»// Общественные науки и современность. Культура, 2003
102. Коротких A.B. Детские образы в юмористической прозе Саши Черного, А. Аверченко и Тэффи.: Дисс. .канд. филолог, наук. М., 2002.-236с.
103. Костюхина М. С. Игрушка в детской литературе. СПб., 2007.
104. Кочеткова A.A. К.И. Чуковский литературный критик 1900-1910-х годов.: Дисс. . канд. филолог, наук, - Саратов, 2004.
105. Крупская Н.К О «Крокодиле» К. Чуковского // Книги детям. 1928. -№2.
106. Кузнецова H.H. Имена прилагательные, определяющие возраст и внешность человека в русских народных сказках.: Дисс. .канд. филолог, наук. М., 1997.
107. Кузьмина М.Ю. Страшное в сказках К. Чуковского // Проблемы детской литературы и фольклор. Петрозаводск, 1995.
108. Кузьмина М.Ю. Сказочный эпос К. Чуковского: Стилевое выражение автор, позиции.: Дисс. . канд. филолог, наук.-Петрозаводск, 1997.
109. Кудряцева Т.А. Книга для тех, кто не любит читать. СПб., 2006.
110. Кхерибиш М. Лексикографическое описание русских народных сказок в учебных целях: Автореф. дисс. . .канд. филолог, наук. М., 2007.
111. Лейбсон Вл. Поэтика сказок Чуковского // Детская литература, 1960. -М., 1961.
112. Дедовская И.В. Детские образы-типы в русских волшебных и новеллистических сказках.: Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 2008.
113. Лекманов O.A. Обыкновеннейший Крокодил! // Лекманов O.A. Книга об акмеизме и другие работы. Томск, 2000.
114. Ленинград-Петербург: Штрихи биографий. Мемуары. Легенды (1987-2007).-СПб., 2008.
115. Леонова Т.Г. Русская литературная сказка XIX века в ее отношении к народной сказке: (Поэтическая система жанра в историческом развитии). -Томск, 1982.
116. Липовецкий М.Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х годов). Свердловск, 1992.
117. Липовецкий М.Н. Утопия свободной марионетки// Веселые человечки советского детства. НЛО, 2008.
118. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Глав. ред. и сост. А.Н. Николюкин. ИНИОН РАН. М., 2003.
119. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.
120. Лихачев Д.С. Эпическое время былин. -М., 1995.
121. Лойтер С.М. Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору. Петрозаводск, 2005.
122. Лойтер С.М. Русская детская литература XX века и детский фольклор: Проблемы взаимодействия. Автореф. дисс. . докт. филолог, наук. -Петрозаводск, 2002.
123. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города//История и типология русской культуры. СПб., 2002.
124. Лукьянова ИВ. Корней Чуковский. М., 2006.
125. Лупанова И.П. Полвека: Сов. дет. литература 1917-1967. Очерки. — М., 1969.
126. Лупанова И.П. Русская народная сказка в творчестве писателей XIX века Петрозаводск, 1959.
127. Ляпина Л.Е. «Петербургский ребенок» в поэзии / Мир Петербурга в русской поэзии: очерки исторической поэтики. СПб., 2010.
128. Малаховская А.Н. Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX -XX вв. СПб., 2006.
129. Матвеева A.C. Стиль сказочной прозы Лидии Чарской.: Дисс. .канд. филолог, наук. М., 2004.
130. Маршак С.Я. Воспитание словом. -М., 1961.
131. Мацкин А. Итоги и уроки (Читая дневники К.Ч.) // Вопросы литературы. 1995. вып.6.
132. Маяковский В.В. Полн.собр.соч. в 13 т. 3-е изд. -М., 1955.
133. Медриш Д.Н. Литература и фольклорная традиция: Вопросы поэтики. -Саратов, 1980.
134. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М. 2006.
135. Минералова И.Г. Детская литература: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2002.
136. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века. Поэтика символизма. М., 1999.
137. Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. СПб., 2000.
138. Михалков C.B. Всё начинается с детства. М., 1998.
139. Мурин Д.Н. Русская литература XIX века. Петербургский комментарий: Учебное пособие для профильных гуманитарных и общеобразовательных классов. СПб., 2004.
140. Н.К. Крупская о детской литературе и детском чтении. Избранное / Вступ. ст. и коммент. Н.Б. Медведевой М., 1979.
141. Недува Э.Ш. Творчество H.H. Носова и его роль в развитии жанров юмористической прозы для детей.: Дисс. канд. филолог, наук. М., 1981.
142. Неёлов Е.М. Переступая возрастные границы.(Заметки о «взрослом» содержании сказок К.И.Чуковского) // Проблемы детской литературы. -Петрозаводск. 1976.
143. Неёлова А.Е. Повесть-сказка в русской детской литературе 60-х годов XX века.: Дисс. .канд. филолог, наук. Петрозаводск, 2004. 249с.
144. Неклюдов С.Ю. Героическое детство в эпосах Востока и Запада // Историко-филологические исследования: Сб. ст. памяти академика Н.И. Конрада.-М., 1974.
145. Неклюдов С.Ю. Статические и динамические начала в пространственно-временной организации повествовательного фольклора // Типологические исследования по фольклору: Сб. ст. памяти В.Я. Проппа (1895-1970)-М., 1975.
146. Никифоров А.И. Сказка и сказочник / А.И. Никифоров; Сост., вступ.ст., Е.А. Костюхина. М., 2008.
147. Новик Е.С. Система персонажей русской волшебной сказки // Типологические исследования по фольклору. -М., 1975.
148. Обатнин Г. Иванов-мистик (Оккультные мотивы в поэзии и прозе Вячеслава Иванова (1907-1919)). М., 2000.
149. Обухова М.А. К.И. Чуковский и С.Я Маршак в контексте биографий и автобиографической прозы.: Дисс. .канд. филолог, наук. Саратов, 2007.
150. Овчинникова JI.B. Литературная сказка XX в. Мир-Герой-Автор. -Южно-Сахалинск, 2000.
151. Овчинникова Л.В. Русская литературная сказка XX века. История, классификация, поэтика. -М., 2003.
152. Павлютенкова И.В. Сказка: философско-культурологический анализ.: Дисс. .канд. философских наук. Ростов-на-Дону, 2003.
153. Панова Л.Г. Русский Египет. Александрийская поэтика Михаила Кузмина. М., 2006.
154. Петербургский сборник. Существует ли Петербургский текст? Под ред. В.М. Марковица, В. Шмида. Изд. СПб., 2005.
155. Петренко Д.И. Лингвистический витализм метапоэтики К.И. Чуковского.: Автореф. дисс. . канд. филолог, наук. Волгоград, 2011.
156. Петровский М.С. Корней Чуковский. Критико-биографический очерк. -М., 1960.
157. Петровский М.С. Книга о Корнее Чуковском. М., 1966.
158. Петровский М.С. Крокодил в Петрограде // Книги нашего детства. -СПб., 2006. С.9-94.
159. Петровский М.С. Поэт Корней Чуковский //Чуковский К.И. Стихотворения. СПб., 2002.
160. Петровский М.С. В Африку бегом // Новый мир. -2011. № 1.
161. Платт Кевин М.Ф. Доктор Дулиттл и доктор Айболит на приеме в отделении травмы.// Веселые человечки: культурные герои советского детства. НЛО, 2008.
162. Померанцева Э.В. Русская народная сказка. -М., 1983.
163. Померанцева Э.В. Русская устная проза. М., 1985.
164. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки./ Науч. ред., текстологический ком. И.В.Пешкова. Изд. Лабиринт. - М., 2000.
165. Пропп В.Я. Русская сказка.// Собр. трудов В.Я Проппа. Науч. ред. ком. Ю.С. Рассказова. М., 2000.
166. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1986.
167. Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки. М., 2003.
168. Путилова Е. Эстафета поколений // О литературе для детей. Вып. 7. -Л., 1962.
169. Рассадин Ст. Искусство быть самим собой. // Детская литература. Сб. ст.-М., 1967.
170. Репин И.Е. Чуковский К.И. Переписка. 1906-1929. М., 2006.
171. Рогачев В.А. Проблемы становления и развития русской советской детской поэзии 20-х годов: Жанрово-стилевые аспекты. Свердловск, 1990.
172. Розанов В.В. Собр. соч. в 30-ти томах: Возрождающийся Египет / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. Т. 14. М., 2002.
173. Розанов В.В. Собр. соч. в 30-ти томах: На фундаменте прошлого (Статьи и очерки 1913-1915 гг.) / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М., 2007.
174. Розанов В.В. Собр. соч. в 30-ти томах: Семейный вопрос в России / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М., 2004.
175. Русские детские писатели XX века. Библиогр. словарь / Под ред; A.B. Терновского.-М., 1998.
176. Русские писатели XX века. Библиограф, словарь / Под ред. П.А. Николаева. М., 2000.
177. Сатуновский Я. Корнеева строфа // Детская литература. 1995. - № 1— 2.
178. Сапожков C.B. Жанровое своеобразие сказок A.C. Пушкина 1830-х годов. Проблема цикла.: Дисс. .канд. филолог.наук. -М.,1987.
179. Сафарханова E.H., Старыгина H.H. Детская сказка Н.С. Лескова // Проблемы детской литературы и фольклор. Петрозаводск, 1995.
180. Сетин Ф.И. Возникновение русской детской литературы и основные этапы ее развития.: Дисс. .докт. филолог, наук . -М., 1977.
181. Сивоконь С.И. Чуковский и дети. М., 1983.
182. Сивоконь С.И. Уроки детских классиков: Очерки / Оформл. В. Тогобицкого. М., 1990.
183. Скуратовская Л.И. Основные жанры детской литературы в историко-литературном процессе Англии XIX -начала XX века.: Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 1992.
184. Смирнова В.В. О детях и для детей. М., 1967.
185. Сорокотенко О.В. Литературная сказка: сопоставительный и типологический аспекты.: Автореф. дисс. .канд. филолог, наук. -Одесса, 1996.
186. Сухбаатарыи Монхтуяа. Номинация персонажей русских и монгольских волшебных сказок.: Дисс. канд. филолог, наук. -М., 2001.
187. Тадевосян Т.В. Мифологема героя в поэтическом творчестве Н.С. Гумилева.: Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 2008.
188. Топоров В.К Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Топоров В.Н. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. М., 1995.
189. Туманова С.Р. Проблема художественного времени в лирике А.Т. Твардовского.: Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 1990.
190. Тынянов Ю. Корней Чуковский // Воспоминания о Корнее Чуковском. -М., 1983.
191. Фонберг Е.М. Русская героическая сказка. Дисс. .канд. филолог, наук. -М., 1945.386.
192. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. 2-е изд., испр. и доп. - М., 1998.
193. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2002.
194. Чернявская Я.А., Розанов И.И. Русская советская детская литература / Под ред. В.В. Гниломедова. Минск, 1984.
195. Чудаков А.П. Слово вещь - мир. От Пушкина до Толстого. - М., 1992.
196. Шалыгина О.В. Египет Розанова и Египет А. Белого // Наследие В.В. Розанова и современность: Материалы Международной научной конференции. -М., 2009.
197. Шаталов С.Е. Художественный мир И.С. Тургенева. -М., 1979.
198. Шилов JI. Корней Чуковский на эстраде и в радиостудии.// Мастеракрасноречия. М., 1991.
199. Шкловский В. Б. Старое и новое: Книга статей о детской литературе. — М., 1985.
200. Штейнер Е. Авангард и построение нового человека. Искусство советской детской книги 1920-х годов. М., 2002.
201. Шустов М.П. Сказочная традиция в русской литературе XIX века.: Автореф. дисс. .докт. филолог, наук. Нижний Новгород, 2003.
202. Щёкотов Ю.Л. Советская детская проза 20-х годов о революции и гражданской войне (к проблеме становления творческого метода).: Дисс. .канд. пед. наук. Мичуринск, 1979.
203. Эбин Ф.Е. Поэзия для детей в предреволюционные годы / 1900-1917 гг.: Дисс. .канд. пед. наук. -М., 1945.
204. Элъзон М.Д. Когда и о ком написан «Тараканище»? // Звезда. 2005. № 9.
205. Эткинд A.M. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века.-М., 1996.
206. Эткинд Е. Мастер поэтического портрета (О стихотворных переводах С. Маршака для детей) // О литературе для детей. Вып. 7. JL, 1962.
207. Эткинд Е. Поэзия и перевод. M.-JL, 1963.
208. Памятники архитектуры пригородов Ленинграда. Ленинград. 1983.
209. Якимов П. Художественное время в сказках и былинах // Литература. -2002.-№43.
210. Ярмыил Ю.Ф. О жанре мечты и фантазии // Радуга. 1972. -№ 11.
211. Rosemary Jackson Fantasy: The literature of subversion. London, Methuen, 1981.
212. Lauren G. Leighton. Homeage to Kornei Chukovsky. Russian Review, Vol.31, №.1 (Jan, 1972), C.38-48.219. www.chukfamily.ru
213. Иллюстрация В. Конашевича к сказке «Бибигон» в сборнике «Чудо-дерево», Детгиз, 1957.
214. Но ты не верь своим гла*ам, — Он не индюк. На землю к нам Сюда спустился он тайком И притворился индюком. Он злой колдун, он чародей! Он может превращать людей В мышей, в лягушек, в пауков. И в ящериц, и в червяков!
215. Ну что ты! — сказал я.— Он совсем не колдун. Самый обыкновенный индюк! Бибигмн покачал головой:
216. Нот какой он бесстрашный герой маленький мой Бибигон!
217. Приключения Бибигона» Рис. Дмитрий, Римма и Ира Санджиевы Калмыцкое книжное из-во, Элиста. 1981.
218. КОРИ-ЬИ ЧУ К О ВС К111 ЧПТЛКТЪ ЛЕК ДНО Щаржъ Г. Псттера вь газ, «Утро России1. К. И ЧУКОНОК
219. К п рр 11 юту ра х уд. Т| «он* попек:! го изъ группы «У|)«< Ш ПЙТ'Ъ Ж*КШН ЧС-лов Ь»л" Л о шила Андреева аъ по* т товкЬ п\ш благой екдошюмъ учн< тЬт мйгсн-р !1 игл д|ч;.!« г н прцгйвь. 111а ь «С аут Будка»).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.