Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 20.02.02, кандидат педагогических наук Набиуллин, Ленар Габбасович

  • Набиуллин, Ленар Габбасович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ20.02.02
  • Количество страниц 189
Набиуллин, Ленар Габбасович. Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков: дис. кандидат педагогических наук: 20.02.02 - Военная педагогика и военная психология. Санкт-Петербург. 2000. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Набиуллин, Ленар Габбасович

Введение.3

Раздел 1. Теоретические основы анализа воспитательной направленности воинских ритуалов в армиях различных государств.,17

Раздел 2.Сущность и основные функции воинских рщуалов, особенности их реализации в конкретно-исторических условиях.60

Раздел 3. Роль воинских ритуалов в условиях формирования новых ценностных ориентации как основы государственно-патриотического и воинского воспитания российских военных моряков. . 93

Раздел 4. Пути и средства повышения эффективности воинских ритуалов в процессе формирования морально-боевых качеств российских военных моряков.125

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Военная педагогика и военная психология», 20.02.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитательная роль воинских ритуалов в формировании морально-боевых качеств российских военных моряков»

Вся военная история России является ярким свидетельством того, что во все времена героизм, мужество защитников Отечества, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства, а служба з Вооруженных Силах всегда считалась в народе делом почетным, поднимающим в сознании молодых людей волну патриотического энтузиазма и романтической жажды подвига.

Еще А.С. Макаренко обратил внимание на то, что «. подростки тянутся к армии, инстинктивно чувствуют в воинской жизни необычайное, интересное, настоящее. Он хорошо понимал значение героики, романтики в деле воспитания подрастающего поколения» 1.

В каждодневном приобщении к сдержанной красоте воинских ритуалов зарождалась истинная романтика, жажда подвига. В современных условиях, в период проведения в армии и на флоте глубоких преобразований, связанных с военной реформой, переосмыслением и переоценкой духовно-нравственных ориентиров, в сознании личного состава Вооруженных Сил, воинские ритуалы, как неотъемлемая часть нашей жизни, выступают как важный фактор формирования морально-боевых качеств российских воинов.

Актуальность исследования проблемы как фактора формирования морально-боевых качеств российских воинов подтверждается следующими причинами: во-первых: эта проблема является частью решения более широкой воспитательной задачи, изложенной в положениях Конституции РФ, военной присяги, требованиях приказов МО РФ № 226 от 6 июля 1995 г., № 235 от 3 июля 1995 г. «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» и Директивы ГК ВМФ ДФ -40 от 26 июля 1999 го

1 См.: Карнеев Г.К. Воинские и патриотические ритуалы. - М.: Изд. ДОСААФ, 1989. - С. 1. да «О совершенствовании системы воспитательной работы в Военно-Морском Флоте», суть которой заключается в том, чтобы. «целью воспитания личного состава Военно-Морского Флота считать формирование и развитие у каждого военнослужащего качеств гражданина-патриота, военного профессионала, нравственного и законопослушного защитника своего Отечества., . воспитание верности Военной присяге, . развитие воли и мужества, чести и достоинства, других необходимш военному моряку морально-нравственных качеств.1

Во-вторых, проблема воинских ритуалов тесно переплетается с необходимостью повышения идейной стойкости, формирования высоких морально-психологических качеств российских воинов. Ситуация, сложившаяся в обществе в силу происшедших радикальных изменений в общественно-политической жизни страны, реализация планов военной реформы во многом зависит и от степени сознательного, активного участия военнослужащих в их осуществлении. А так как личный состав Вооруженных Сил - это прежде всего люди молодого возраста, то и военная служба в свою очередь оказываю! решающее значение на процесс его самоутверждения как активно-деятельной личности современного типа. Известный русский философ И.А. Ильин писал: «Каждый воин, независимо от своего высшего или низшего ранга, должен носить в душе сознание государственной цели и ее волевое и эмоциональное «приятие» и далее . «он должен верить в духовную правоту своей Род ины, своего государства и своего жизненного дела и черпать свой мотив и свою решимость в государственной цели и в воле к ней»2

В условиях воинской службы и боевых действий романтические устремления, которые возникают под влиянием ритуалов, побуждают воинов к высоконравственным поступкам, действиям, к подвигам. Еще в Древней Греции юно

1 См.: Директива ГК ВМФ № ДФ-40 «О совершенствовании системы воспитательной работы в Военно-Морском Флоте». - М., 26 июля 1999 г.

2 См.: Ильин Й.А. Путь духовного обновления//Собрание сочинений . В 10 тт. - Т. 10. - «Русская книга»,

1993. ша, принимающий гражданство, произносил клятву: «Буду оборонять святилище и священные обряды и почитать святыни моей Родины». Подобное этому мы находим и у римлян, например, у Цицерона: «Здесь моя вера, здесь мой род, здесь след моих отцов; я не могу выговорить, какой восторг охватывает мое сердце и мое чувство.».1

В-третьих, эта проблема тесно связана с проблемой становления новой системы военно-профессиональных ценностей реформируемых Вооруженных Сил в связи с формированием и возрождением общекультурных ценностей нашего народа, распространением в нашем обществе идеологии национально-государственного возрождения. Это, в свою очередь, требует постоянного совершенствования средств и способов военно-патриотического сознания молодежи, а также повышения ее общественного морального сознания под воздействием воинских ритуалов, поскольку воинские ритуалы здесь выступают в роли социально-психологического механизма, преобразовывающего эмоциональную тягу молодых людей к воинской деятельности в осознанную необходимость формирования у них высоких морально-психологических и боевых качеств. (См. Приложение № 1).

В-четвертых, исследование проблемы воинских ритуалов обусловлено потребностями непрекращающегося идеологического противостояния с сфере духовных ценностей российской молодежи, а также необходимостью разоблачения использования воинских ритуалов для идеологической обработки военнослужащих других государств, в первую очередь, США, других стран НАТО, проявляющих особенно в последнее время, в ходе так называемых «миротворческих операций» на территориях других государств^ агрессивную политику подавления стремления других народов к свободе и независимости, избавления от диктата и дискриминации в политике и экономике. Имперская

1 См.: Во имя Росрик. Российское государство, армия и воинское воспитание. // Учебное пособие. - М.: МОРФ, 1999. - С. 236. политика руководства США, других западных стран, призывы и лозунги различных профашистских и других организаций у нас в стране и за рубежом, всячески рекламируют свою авантюристическую деятельность, широко используя при этом западные воинские ритуалы прошлых и настоящих несправедливых захватнических войн и локальных военных конфликтов.

Анализ педагогического воздействия воинских ритуалов необходим, поэтому для всестороннего разоблачения попыток реакционных сил, их спекуляций на психологической тяге молодежи к воинским ритуалам вообще.

В-пятых, в обстановке происходящих изменений социально-политических, экономических и духовных основ общества, которые в полной мере отражаются на изменениях в системе индивидуальных ценностей и ценностных ориентациях в Вооруженных Силах. в воинском воспитании определенное место занимает религия и церковь, так как «. В мировой истории религия всегда была тесно связана с воспитанием, это обусловлено ее огромным влиянием на развитие общества, на мировоззрение, культуру и нравственность человека».1 «Религиозные идеи7 ценности, установки, культовая деятельность выступают в качестве регуляторов поведения людей».2

Поэтому обрядовые, культовые религиозные действия (освещение оружия (кортика) в церкви, панихиды по погибшим воинам и молебны, освещение корабля при спуске, напутствие молодым офицерам и молодым воинам, принявшим клятву на верность Родине и др.) в настоящее время являются органической частью воинских ритуалов^ широко практикуемых во многих частях и подразделениях российской армии и флота.

Поэтому, на наш взгляд, назрела острая необходимость обобщить, привести в систему все многообразие воинских ритуалов, сложившихся в армии и на флоте, т.к. на кораблях и в частях флота складываются и создаются новые воен

1 См.: Во имя России. Российское государство, армия и воинское воспитание. М.: МО РФ.// Учебное пособие, 1999. -С. 197.

2 Там же. - С. 199. но-морские ритуалы, которые еще не приобрели всеобъемлющий и устойчивый характер. К сожалению, еще мало литературы, обобщающей опыт их создания и внедрения, вследствие чего проявляется незнание и неумение использовать их в воспитательной работе и педагогической деятельности.

В ВВУЗах, готовящих офицеров, эти вопросы не изучаются ни в одной дисциплине, не разрабатываются практические рекомендации по их использо= ванию в войсках. Поэтому давно назрела необходимость описать воинскую ритуальность в соответствующей научной военно-педагогической литературе более глубоко и подробно с учетом изменений в духовно-нравственной сфере нашего общества в условиях реформирования Вооруженных Сил.

Степень научной разработанности проблемы:

Воинские ритуалы исследовались и исследуются в настоящее время специалистами в различных отраслях знаний. В дооктябрьский период этой проблеме уделялось недостаточное внимание, вследствие чего были произведены лишь отдельные попытки описания и обобщения некоторых ритуалов армии и флота.1

Надо отметить, что в то время авторы не раскрывали социальной природы воинских ритуалов, давали ненаучную их трактовку, и лишь впоследствии проблема ритуалов получила определенное освещение в трудах таких ученых, как: А.К. Алиев, З.К. Антипина, И.Э. Батурин, Ю.В. Бромлей, А.И. Гомонов, И.Ф. Дроздов, Н.М. Закович, И.И. Исмаилов, П.П. Кампарс, В.И. Новиков, В.Д. Пла

1 См.: Бондаренко Г.А. Правила обучения в игре на барабане. - СПб., - М.: Бернард, 1878.; Бутовский Н.Я. Наш офицерский корпус, его Жизнь, развитие и воспитание. - СПб,1912.; Борзаковский П К. О праздниках в честь проливших кровь за Россию. - Одесса. Типография Нигчек, 1916,; Березовский М.В. Правила для парадов и церемоний. 1915; Венценосцев - М. Знамя - воинская святыня. - СПб, 1913.; Висковатов А.В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. 2-е издание. - СПб, 1899-1914.; ЛисицкийН.М. Руководство для офицеров, заведующих музыкальными командами жалонер-сигналистами и знаменосцами. -СПб. Тип. Гренко и Фюсно, 1899.; Морозов H.A. Воспитание офицеров и генералов как основа побед и поражений. - Вильнюс; Эл.тип, «Русский почин», 1909; Книга «Устав морской «О всем, что касается доброго управления флотом на море. Печатанный повелением его Величества Петра Великого. - СПб, 1720. Россия; Военные уставы и наставления. Сборник кавалерийских и конно-артиллерийских сигналов и драгунских барабанных боев. - СПб, 1854; Российские армии и флот. Устройство, бьщ служба. - СПб, 1907; Свод правил для морских команд относительно производства парадов, торжественных встреч и парадов войск на погребении. -СПб. Тип. Морского ведомства, 1887; Ушаков А. А. Гимнастика и строевое обучение. - М., тип. И, Сытина и хов, B.C. Саламонов, Н.С. Сарсенбаев, Ю.М. Сафронов, М.Б. Садыков, Н.С. Солнцев, И.В. Суханов, А.И. Фарафонов и другие1, где дается общий теоретический анализ сущности и природы такого явления, как ритуал, его социальной роли и форм проявления в жизни общества.

Впоследствии проблема воинских ритуалов нашла свое отражение в трудах таких советских военных исследователей, как: Д.А. Вол кою но в, Г. И. Датчиков. А.С. Миловидов, В.П. Новиков, В.В. Серебренников, Г.В. Средин, Н.Д. Табунов, С.А. Тюшкевич, Н.М. Хмара, НА. Чалдымов, М.И. Ясюков и другие. Большой вклад в разработку проблемы внесли отечественные педагоги и психологи: К.Д. Ушинский, Б.Д. Парыгин, И.П. Павлов, В.М. Доброштан, B.C. Jly-кашов, В.И. Бегун, А.Н. Печников, В.В. Шаронов и другие.

Проблема воинских ритуалов исследована в определенном смысле в работах: С.П. Арутюняна, JI.A. Бублика, А.Д. Глоточкина, Ю.И. Зверева, Н.Ф. Козьмина, В.И. Коновалова и др.2

К°, 1890; Ульянов И.И. Клятвенное обещание б окопах. - Петроград, 1915.

1 См.: Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в коммунистическом воспитании трудящихся. Автореф. дисс. канд. фил. наук. - Махачкала, 1986; Антипина З.К. Место ритуалов в системе традиций и обычаев и его роль в формировании коммунистического мировоззрения. Автореф. дисс. канд. фил. наук. - Иркутск, 1972; Батурин И.Э. Роль новых традиций в коммунистическом воспитании молодежи. Автореф. дисс. каид. фил. наук. - Таллин. 1968; Бромлей Ю.В. Новая обрядность - важный компонент советского образа жизни. /Сборник. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР. - М.: Наука, 1981; Гомонов А.К. Традиции в системе общественных отношений. Автореф. дисс. канд. фил. наук. = М., 1970; Головин М.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. - М.: Мысль, 1975; Дроздов И.Ф. Традиции и их роль в коммунистическом воспитании, Автореф. дисс. каид. фил. наук. ~М., 1966; Исмаилова К.И. Развитие общесоветских традиций народов СССР. Автореф. дисс. канд. фил. наук. - М, 1966; Новиков В.И. Формирование нравственных традиций и привычек в советском обществе. Автореф. дисс. канд. фил. наук. - Пермь, 1966; Плахов В.Д. Традиции и общество * М.: Мысль, 1972; Саламоиов B.C. Обычаи и традиции горцев. - Орджоникидзе, 1968;.Сарсенбаев Н И. Обычаи, традиции и общественная жизнь. - Алма-Ата, 1974; Сафронов Ю Н Общественное мнение и религиозные традиции. - М.: Мысль, 1970; Солнцев H.B. Роль прогрессивных традиций в коммунистическом воспитании. ^ Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1977; Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемствен* ность поколений. - М.: Политиздат, 1976; Фарафонов А.И. Революционные традиции и их роль в коммунистическом воспитании и повышен™ творческой активности советских людей в строительстве коммунизма. Автореф. дисс. канд. фил. наук. - Киев, 1964. См.: Арутютюнян С.Г. Методологические основы военно-патриотического воспитания допризывной молодежи. Автореф. дисс. канд. фил. наук. -М., 1983, Бублик Л. А. воспитание советских воинов на революционных, боевых и трудовых традициях. -М.: В ПА, 1974, Глоточкин А. Д. Общественное мнение, групповые настроения, традиции в воинском коллективе и пути влияния на них. -М.: ВПА, 1971, Зверев Ю.И. Воспитание советских моряков на революционных, боевых и трудовых традициях. =М.: ВПА, 1981, Козьмин А.Ф. Социально-политический анализ боевых традиций защиты социализма. Автореф. дисс. докт. фил. наук. -Л., 1980, Коновалов Л И. Социалистические традиции и воспитание воина-патриота. //Коммунист Вооруженных Сил, 1981, №210, С. 13-21.

В исследовании собственно отдельно воинских ритуалов выделяется следующая группа авторов. Так, некоторые проблемы возникновения и эстетики воинских ритуалов впервые раскрыты в диссертации и монографии Г. А. Ашев а. Доктор философских наук Л В. Рощин дает анализ взаимосвязи воинских ритуалов й их роль в эстетическом воспитании и традиций. Ирирода воинских ритуалов и их роль в эстетическом воспитании и воинском быту раскрыта в трудах доктора философских наук Н А. Костикова. Определенный научный вклад в исследование взаимосвязи воинских ритуалов и воинской символики составляет диссертация и отдельные работы Р.В. Бобкова. Идейно-эмоциональное воздействие воинских ритуалов на формирование личности советского воина исследовано в диссертации И.В. Серебрякова.

История и развитие воинских ритуалов раскрыта в монографии В.Д. Серых. В совместной работе А.С. Миловидова, Н.Е. Сапегина, А.С. Симонова исследована структура воинских ритуалов и их роль в героико-патриотическом воспитании.

Вопрос влияния воинских и патриотических ритуалов на воспитание допризывной молодежи и их подготовку к военной службе рассмотрен Г.С. Кар-нёевым.

В диссертации кандидата философских наук В.Д. Каравдашова исследована проблема воинских ритуалов как фактора формирования высоких морально-политических и боевых качеств советских воинов, в том числе моряков Военно-Морского Флота и курсантов ВМУЗов.

К сожалению, в дальнейшем проблема воинских ритуалов в прямой постановке не исследовалась, а лишь косвенным образом была затронута в диссертациях Ю.К. Усынина и A.M. Цыбульки, исследующих проблемы становления системы военно-профессиональных ценностей и ценностных ориентации офицеров современной российской армии в условиях реформы Вооруженных Сил.1

1 См.: Ашев Г.А. Эстетическая сущность воинских ритуалов. Дисс. канд. фил. наук - М,1971.; Бобков

Важное место среди источников диссертации занимают законодательные акты Российской Федерации, определяющие статут воинских ритуалов в современных российских Вооруженных Силах.1

В Общевоинских уставах, Корабельном уставе ВМФ, приказах и директивах МО РФ, ГК ВМФ, наставлениях и инструкциях определеныконкретные— правила и порядок проведения воинских ритуалов. Но, несмотря на наличие ряда этих документов, исследований по проблеме воинских ритуалов, их воспитательное воздействие на формирование высоких нравственных и морально-боевых качеств российских воинов, изучено пока недостаточно.

В вышеперечисленной литературе недостаточно четко определена классификация воинских ритуалов, неполно разработана проблема воспитательного воздействия через воинские ритуалы на личность воинов и раскрыта природа наших ритуалов.

Р.В. Советские воинские ритуалы и воинская символика как средство военно-патриотического воспитания личного состава Вооруженных Сил СССР. Дисс. канд фил. наук - Носибирск, 1981; Рощин Л.В. Методологические вопросы формирования и развития традиций советских Вооруженных Сил. Дисс. канд фил. наук.- М., 1970; Костиков H. А. Воинские ритуалы. - Киев. КВВМПУ, 1970; Серебряков И.В. Идейно-эмоциональное воздействие воинских ритуалов на формирование личности советского воина. Дисс. канд. фил. наук - М. ,1986; Серых В.Д Воинские ритуалы. - М.: Воениздат, 1986; Миловидов А.С., Сапегин Н Е., Симонов А С. и др. Патриотическое сознание: сущность и формирование - Новосибирск: Наука. 1985; Карнеев Г С. Воинские и патриотические ритуалы. - М. Изд. ДОСААФ, 1989; Карандашов В.Д Воинские ритуалы как фактор формирования высоких морально-политических и боевых качеств советских воинов. Дисс. канд. фил. наук. - М.: ВПА, 1989; Усынин Ю.И. Ценностные ориентации офицеров современной российской армии. Дисс. канд. фил. наук. - Саратов: С1 ТУ, 1998; Цыбулька A M. Проблемы становления системы военно-профессиональных ценностей в условиях реформы Вооруженных Сил России. Дисс. канд фил. наук. - СПб, 1998.

1 См.: Приказы МО РФ № 37 от 15.01.93 г. «О создании Центральной комиссии МО РФ по подготовке проектов Положения о флагах и воинской символике ВС РФ». - № 84 от 19.03. 94 г.; «О штандарте (флаге) Президента РФ». - Ш 123 от 27.03.95 г.; «О наградах МО РФ» - № 433 от 19.12.95 г.; «О введении годовых праздников флотов и дней моряка-подводника, инженера-механика, морской пехоты, авиации ВМФ» - № 88 от 28.02.96 г.; «О зачислении военнослужащих в списки в/частей, вузов навечно, почетными солдатами, курсантами» - № 123 от 21.03.96 г.; «Об учреждении нагрудных знаков «командир корабля», «За дальний поход». - № 283 от 31.07.96 г.; «О мерах по выполнению в ВС РФ Федерального Закона»; «О днях воинской славы (победных днях) России». - № 280 от 7.08.96 г.; «Об упорядочении вопросов, связанных с награждением личного состава ВС РФ государственными наградами и нагрудными знаками МО РФ». - № 155 от 25.04.97 г.; «О военном геральдическом знаке-эмблеме ВС РФ». - № 56 от 18.02.97 г.; «О почетной грамоте Правительства РФ и грамотах МО РФ» - № 444 от 2.12.97 г.; «О погребениях погибших военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, уволенных с в/службы». - № 581 от 26.12.98 г.; «Об учреждении Вымпела МО РФ за мужество, воинскую доблесть и высокую боевую выучку» - № 59 от 12.02.99 г.; «Об учреждении памятного знака МО РФ».

Не рассматривается место и роль религиозных культовых обрядов и ритуалов, проводящихся в современных условиях в частях и подразделениях армии и флота, как составной части воинских ритуалов, и их воздействие на формирование нравственно-духовных качеств защитников Отечества. Не до конца продумана систематизация воинских ритуалов. С целью повышения качества и эффективности воспитательной работы система воинских ритуалов в общевоинских уставах и быта воинов требует дальнейшего развития и внедрения новых воинских ритуалов.

Все эти факторы и определили основные направления и задачи исследования.

Объектом исследования выступают воинские и военно-морские ритуалы во всем многообразии их форм и факторов педагогического воздействия.

Предметом исследования является воспитательное воздействие воинских ритуалов на формирование у российских воинов высоких морально-психологических и боевых качеств. Дело в том, что в современной научной и военно-педагогической литературе нет ни одной научной работы, в которой бы в прямой постановке исследовалась проблема формирования высоких нравственных и морально-боевых качеств российских воинов.

Ввиду актуальности и недостаточной разработанности данной проблемы автор избрал ее в качестве диссертационного исследования.

Основная цель диссертации состоит в том, чтобы:

- исследовать сущность, структуру и функции воинских ритуалов как специфического фактора формирования высоких морально-психологических и боевых качеств;

- определить степень их педагогического воздействия на определение и становление в сознании воинов новых ценностных ориентации, и военно-профессиональных ценностей в условиях реформы Вооруженных Сил России;

Эта цель предполагает решение следующих задач:

- изучение и обобщение теоретического материала, посвященного проблемам воинских ритуалов как социального явления, выяснение их сущности и уточнение понятий «воинский ритуал», «ритуальность воинская» и их соотношение с понятиями «обряд», «церемония», «обычай»;

- анализ структуры воинских ритуалов, их гносеологической природы; показ их мобилизующих возможностей, мотивов и целей в воспитательной деятельности;

- определение путей и средств повышения воспитательной роли воинских ритуалов в процессе формирования высоких морально-психологических и боевых качеств российских воинов.

Гипотеза исследования заключается в:

- раскрытии и показе мировоззренческого характера воздействия воинских ритуалов на сознание и духовный мир личности воина; выявлении роли воинских ритуалов как генератора социально-активных чувств, настроений, побуждений, стремлений к практической деятельности личного состава российских Вооруженных Сил;

Научная новизна диссертации состоит:

- в выборе направления и постановке проблемы исследования;

- в уточнении понятия «воинский ритуал» и классификации воинских ритуалов применительно к всестороннему воспитанию военнослужащих;

- в рассмотрении, наряду с уже устоявшимися воинскими ритуалами, новых ритуалов, формирующих высокие духовно-нравственные качества воинов в процессе становления системы военно-профессиональных ценностей и ценностных ориентаций в условиях реформы Вооруженных Сил России;

- в вовлечении в научный оборот нового фактического материала, подтверждающего необходимость, целесообразность использования воинских ритуалов, в том числе и новых, как средства воспитания российских воинов;

- в использовании новых требований и подходов в совершенствовании системы воспитательной работы.

Основные научные результаты, выносимые на защиту:

- исследование основных конкретно-исторических форм воинских ритуалов.

- анализ объективных предпосылок и субъективных истоков возникновения воинских ритуалов и специфики их проявления в служебной деятельности российских воинов;

- выработка практических рекомендаций командирам, воспитателям, преподавательскому составу вузов по повышению роли воинских ритуалов в воспитательной работе по формированию у воинов высоких морально-психологических и боевых качеств.

Практическая значимость исследования заключается:

- в исследовании воспитательного воздействия воинских ритуалов на фор= мирование высоких морально-психологических и боевых качеств российских воинов;

- в обобщении и анализе имеющегося опыта воспитательной работы, существующей системы воспитания посредством воинских ритуалов и формирование морально-психологических и боевых качеств российских воинов;

- в разработке некоторых практических рекомендаций по повышению воспитательной роли воинских ритуалов как важного фактора формирования высоких морально-психологических и боевых качеств личного состава;

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены системным подходом к описанию и изучению объекта исследования; комплексным характером методики исследования; логикой проведения исследования в соответствии с целями и задачами; апробацией результатов исследования в практической деятельности и в теоретических разработках.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в период подготовки и проведения воинских ритуалов в ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского, ВМИИ, при разработке «Методики по организации и проведению воспитательной работы в военно-морских учебных заведениях МО РФ».

МЕТОДОЛОГ ИЧЕСКАЯ ОСНОВА И ИСТОЧНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретической и методологической основой диссертации являются Конституция РФ, законы РФ, произведения военных деятелей, видных ученых-теоретиков, их взгляды на войну, мир, армию, приказы и директивы МО РФ и ПС ВМФ.

Диссертант в своем исследовании использовал важнейшую военно-философскую, военно-педагогическую литературу, а также исследования и труды военных психологов, социологов, юристов, политологов.

При исследований широко изучен и обобщен опыт использования в истории России военно-морских ритуалов выдающимися русскими флотоводцами Ф.Ф. Ушаковым, JI.H. Сенявиным, М.П. Лазаревым, В.А Корниловым, В.И. Истоминым, П.С. Нахимовым, С.О. Макаровым, Г.И. Бутаковым и др. Диссертантом критически изучен опыт внедрения и культивирования воинских ритуалов армий и флотов США и других стран НАТО. При этом использовались материалы Центрального государственного архива Российской Армии (ЦТ АР А), Российского государственного архива Военно-Морского Флота (РГА ВМФ), текущих архивов воинских частей и военных училищ (институтов). Использовались и анализировались публикации центральной и региональной печати, материалы исторических документов, военно-мемуарные источники, данные социологических исследований, публицистическая и художественная литература. Теоретические выводы и практические рекомендации рассматривались в связи с требованиями МО РФ, ГК ВМФ к практике воспитательной работы с российскими воинами.

В качестве эмпирической основы диссертационной работы по вопросам российских воинских ритуалов использовшшсь материалы, собранные и обобщенные автором в результате многолетней службы в Туркестанском военном округе, Северной группе войск, Одесском военном округе, на Черноморском флоте, в Военно-морском инженерном училище (институте).

Диссертант был организатором и участником многих воинских ритуалов, таких как:

- принятие военной присяги, военных и военно-морских парадов; встреч молодого пополнения; проводов воинов в запас, проводов и в стреч кораблей с дальнего похода и боевой службы, вручение Боевого знамени, вымпела Министра обороны СССР за мужество и воинскую доблесть, государственных наград; вручение боевого оружия; освящение морских кортиков, панихид по погибшим российским воинам, молебнов о памяти российских адмиралов и др.

Апробация работы Основные положения диссертации апробированы:

- в шести научных публикациях общим объемом 2,3 печатных листа:

- в выступлениях на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и заседаниях кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского и ВМИИ;

- в процессе организации учебно-воспитательного процесса, проведения лекционных и семинарских занятий с курсантами ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского и ВМИИ;

- в докладах, выступлениях, лекциях перед курсантами, мичманами и офицерами ВВМИУ им. Ф.Э. Дзержинского, личным составом частей и подразделений Туркестанского военного округа, Северной группы войск, Одесского военного округа, Черноморского флота.

Характер материала и логика решения исследовательских задач определили структуру диссертации, состоящую из введения, четырех разделов и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Военная педагогика и военная психология», 20.02.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Военная педагогика и военная психология», Набиуллин, Ленар Габбасович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воспитание личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется на основе положений и требований, изложенных в Конституции РФ, указах Президента и постановлениях Правительства Российской Федерации, общевоинских уставах Вооруженных Сил РФ и Военной присяге, приказах и директивах Министра обороны РФ и Главнокомандующего Военно-Морским Флотом РФ.

Исходя из требований и положений руководящих документов, рекомендаций военно-педагогической науки, воспитание военнослужащих можно рассматривать как целостную педагогическую систему, сущностью которой является совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих собой единый целостный непрерывный процесс формирования и развития личности военнослужащих и побуждение их к самосовершенствованию всех тех качеств, которые необходимы для успешного выполнения задач, стоящих перед армией и флотом в период реформирования.

В современных условиях, когда происходит смена мотивации воинской службы у всех категорий военнослужащих, нарастает прагматизм, не подкрепленный патриотическими убеждениями, проблема воинского воспитания личного состава, формирование у него высоких морально-психологических и боевых качеств приобретает особо важное значение.

Проведенное исследование проблемы зарождения и становления воинских ритуалов показывает, что Наиболее оптимальной первичной социальной ячейкой для этого был и остается воинский коллектив.

Так, если в постоктябрьский период советская система воспитания органически соответствовала политическому и экономическому устройству того общества, то благодаря этому она и обладала достаточно высокой эффективностью. Основным ее принципом, как известно, являлся коллективизм, который провозглашал абсолютное преобладание общественных интересов над личными. Государственные институты в первую очередь стояли на страже интересов общества и коллектива, стремились максимально подчинить человека интересам государства. На это был направлена и вся система воспитания.

Новая же Концепция воспитания, опираясь на известные и традиционные для наших Вооруженных Сил формы и методы воспитания, в том числе и воинские ритуалы, должна установить между ними новые приоритеты и логические связи и тем самым создать новый механизм воспитательной работы, соответствующий изменившимся в обществе условиям.

Суть же изменений в обществе зафиксирована в Конституции РФ, где говорится:

- в статье 2. Человек и его свободы являются важной ценностью;

- в статье 7. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий^ обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

- в статье 13. В Российской Федерации устанавливается идеологическое многообразие.

Таким образом, мы видим, что принципиальное отличие новой политической системы от советской состоит в том, что она не ограничивает человека едиными идеологическими стандартами и признает его права на индивидуальность.

Если ранее в качестве важнейших условий формирования воинских ритуалов, повышения их мобилизующей и воспитательной роли выступали планомерная боевая и политическая подготовка в армии и на флоте, установившаяся постоянная организационно-штабная структура, благоустроенный воинский быт, то распад СССР, образование национальных армий бывших союзных республик, формально входящих в состав СНГ, возникшая национальная рознь вместо дружбы народов СССР, отсутствие планомерной боевой учебы, должного финансирования - все это не могло не повлиять на морально-психологическое состояние личного состава и его боевые качества.

Хотя в руководящих документах Министерства обороны РФ и определены основные пути и средства патриотического сознания, верности воинскому долгу, но действуют они лишь в Вооруженных Силах. Главный объект - общество, общественное сознание отдается на откуп совсем другим идеям и представлениям, которые формируют у граждан, членов нашего общества, в том числе и у воинов, психологию наемников, цинизм, поклонение культу насилия. На первое место выходят сугубо материальные мотивы, а сознание своей причастности и ответственности за защиту Родину становятся все более размытыми, второстепенными в системе морально-нравственных ценностей военнослужащих.

Идет активный процесс разрушения коллективистских основ воинской службы, исстари присущий русской, советской армии.

Происходит также и утрата таких социальных и нравственных ценностей, как: чувство гордости за свою страну, принадлежность и ее Вооруженным Силам; убежденность в справедливости социально-экономических и духовных основ государства; приверженность таким морально-этическим убеждениям, как: честь, воинский долг, мужество, совпадение личных интересов с интересами государств и обществ в целом.

Особо это коснулось офицерского корпуса Вооруженных Сил, который переживает, как и все общество в целом, кризис ценностей. Крах тоталитаризма повлек за собой утрату ценностей и идеалов, его составляющих прежде внутренний мир людей. Внешне как бы легкий отказ от прежних традиционных ценностей, эйфория с ним связанная, обернулись для всех военнослужащих мучительной переоценкой ценностей. Новые ценности: свобода, рыночная экономика, демократия, равные возможности, правовое государство и т.д. - пока связаны в сознании людей с такими негативными явлениями, как (демократия - это коррупция, криминализация, рынок - это бедность, беспредел цен, правовое государство - это вседозволенность, самоуправство чиновников всех рангов, равные возможности - это закон сильного, культ силы и денег, у кого они есть). В общественном сознании образовался духовный вакуум, бездуховность, безнравственность. А духовные и социальные ценности - это система координат, определяющая мотивы, поступки, деятельность людей, в том числе и военнослужащих РФ.

Однако, несмотря на негативные тенденции, имеющиеся в нашем обществе, воинские ритуалы играли и играют существенную роль в воинском воспитании, оказывая опосредованное влияние и на развитие гражданской ритуальности, так как Вооруженные Силы - это часть нашего общества, и не было и нет более почетной профессии, чем защитник своей Родины. Это подтверждено многовековой историей России.

Говоря о престижности профессии офицера, военного вообще, А. Герцен писал: «. Военные были более независимы и держались более достойно, чем трусливые и пресмыкающиеся чиновники. И не материальное положение было главной причиной поступления на службу, а суть этой профессии, ее ритуалы и традиции»1.

Воздействие воинских ритуалов на сознание воинов весьма специфично. Своеобразие этого воздействия заключается в том, что они как элемент героико-патриотического воспитания отражают всю героическую историю нашей Родины в конкретно-чувственной форме, закрепляют и развивают моральные устои строящегося нового демократического общества в нашем государстве и формируют в соответствии с этим в новых исторических условиях высокие морально-психологические и боевые качества воинов, необходимые им для защиты своего Отечества.

Как мы уже ранее выявили, специфика воинских ритуалов наиболее полно проявляется в таких, присущих им функциях, как:

-героико-патриотическая, общественно-организующая, служебная, эстетическая, коммуниктивная, адаптивная, интегративная, регулятивная, гедонистическая, гносеологическая, аксиологическая, утилитарная, эмоциояальяо-исихологическая, эвристическая, социально-культурная, когнитивно-сигнификативная.

Для наиболее целенаправленного и эффективного использования этих функций в практической деятельности командирам и офицерам-воспитателям необходимо знание сущности основных воинских ритуалов, условий и принципов их формирования, а также важнейших форм и методов их реализации.

1 См.: Смыслов О. Отечество никогда за деньги не защищаем.//Армейский сборник. - М., 1996. - № 2.

В Военно-морском инженерном институте сложилась система воинских традиций и военно-морских ритуалов, которые командиры и офицеры-воспитатели используют для привития высоких морально-психологических и боевых качеств будущим корабельным специалистам. Это: участие в 750-летии Александра Невского - установление памятника на берегу Чудского озера; создание роты Гвардейского флотского экипажа, участие в фестивале военно-патриотических клубов Европы в Булонь-сень-Мюре (Франция), в поездке на Бородино в связи с 180-летием Отечественной войны 1812 года; посещение Пе-реяславль-Залесского в связи с 300-летием создания Петром I Российского Флота; ритуал встречи курсантов с выпускниками, встречи выпускников через 10, 15, 20, 25 лет после выпуска, встречи с героями-моряками, проведение еженедельно «Часа устава» с торжественным подъемом Андреевского флага и прохождением торжественным маршем и другие.

Опыт практической работы приводит к выводу о том, что при использовании в воспитательной работе воинских ритуалов не всегда учитываются качественные изменения, происходящие в Вооруженных Силах, недооценивается их важность и эффективность.

Отдельные командиры, офицеры-воспитатели недооценивают их в героико-патриотическом воспитании, не используют всего арсенала методов и средств для повышения их роли в жизни воинского коллектива, мало привлекают к ним ветеранов, участников афганской и чеченской войн.

Успех героико-патриотического воспитания личного состава на воинских ритуалах зависит от выполнения целого ряда требований к его осуществлению:

- во-первых, необходима соответствующая государственная политика, выражающая приоритет национально-государственных интересов над любыми другими, то есть четко сформулированная общенациональная система ценностей, которая бы поддерживалась и проводилась в жизнь государством и могла бы стать основой воспитания Вооруженных Сил РФ;

- во-вторых, эффективность воинского воспитания возможна лишь при наличии высокого морального авторитета руководителей-офицеров, их высокой профессиональной квалификации;

- в-третьих, необходим комплексный подход к решению идейно-воспитательных задач, умение в каждой конкретной ситуации делать упор на определенной форме воздействия на людей;

- в-четвергых, совершенствование процесса героико-натриотического воспитания на воинских ритуалах требует учитывать все качественные изменения, происшедшие в нашем обществе за последние годы, в том числе и религиозный фактор, который нельзя и недооценивать, но и переоценивать, так как часть «верующих» путает ставшие модными церковные обряды и ритуалы с суеверием, мистикой и т.д.

В целях научной организации работы по изучению, пропаганде и использованию воинских ритуалов, а также всемерного повышения их роли и эффективности в героико-патриотическом воспитании российских воинов мы считаем целесообразным следующее:

1) закрепить в общевоинских уставах следующие воинские ритуалы, имеющие практическое применение в частях и на кораблях ВМФ: представление своему коллективу молодых офицеров, мичманов, старшин и матросов по прибытии на место службы; передача боевой техники, оружия и боевых постов увольняемыми в запас молодым воинам, посвящение в ракетчики, кагерщики, подводники и т.д. по специальностям;

2) с целью научного обоснования формирования и развития российских воинских ритуалов, а также повышения эффективности этих процессов, необходимо при Главном управлении воспитательной работы в ВС РФ, Управлениях BP видов и родов войск, в округах и флотах создать общественные советы с широким привлечением ветеранов и представителей частей для систематизации опыта и внедрения в жизнь новых ритуалов;

3) для обобщения практики применения воинских ритуалов необходимо систематически публиковать в периодической печати лучшие разработки сценариев и режиссуры российской воинской ритуальности с привлечением к этой работе специалистов из области литературы и искусства, в том числе и в военной области;

4) учитывая роль и значение воинской символики в ритуалах. Предусмотреть в каждой воинской части и выше внештатной должности гералдмейстера для улучшения эстетичности и красоты воинских знаков, эмблем, символов, применяемых при проведении воинских ритуалов;

5) привлечь внимание поэтов и композиторов к созданию новых строевых песен для каждого вида, рода войск, воинской специальности, учитывая их роль и значение при проведении воинских ритуалов;

6) восстановить в программах военных вузов по учебной дисциплине «Организация воспитательной работы в ВМФ» тему «Воспитание воинов на pe-v волюционнЫх, героических и боевых традициях», для обучения курсантов теории и практике героико-патриотической работы на основе воинских ритуалов.

Основные положения работы могут быть использованы в учебно-воспитательной работе с личным составом частей и кораблей, проведении цикла лекций по героико-патриотическому, нравственному и эстетическому воспитанию, умелому использованию памятников, мемориалов в воинских ритуалах как средство воспитания воинов.

В современных условиях, когда угроза новой войны имеет место в виде различных региональных войн и конфликтов, в том числе и на территории нашего государства, роль героико-патриотического воспитания особо возрастает. И только идеи патриотизма, как никакие другие, способны сегодня отразить интересы большинства народа, наиболее здоровой части нашего, далекого от стабильности общества, способны сыграть роль сплачивающего, централизующего I

160 фактора в критический период нашего развития, позволяет нашей стране выйти обновленной из тягчайших испытаний нашего «смутного» времени.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Набиуллин, Ленар Габбасович, 2000 год

1. Аверин Л.И., Субботин Ю.П. Начальная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание в общеобразовательной школе. М.: ДОСААФ. -1976. - 87 с.

2. Антипина З.Г. Место ритуала в системе традиций и его роль в формировании коммунистического мировоззрения. Автореф. дисс. канд. филос. Наук. Иркутск. - 1972.

3. Алексеев П.В. Наука и мировоззрение. М.: Политиздат. - 1983. - 367 с.

4. Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М.: Политиздат. - 1975. - 387 с.

5. Ашев Г.А. Воинские ритуалы. М.: ВПА. - 1977. - 128 с.

6. Баграмян И.Х. Боевые традиции Советских Вооруженных Сил могучее средство патриотического воспитания советского народа. - М.: Знание. -1963. - 64 с.

7. Барабанщиков А.В., Глоточкин А.Д., Феденко Н.П., Шелег В.В. Проблемы психологии воинского коллектива. М.: Воениздат. - 1973. - 302 с.

8. Барсуков ИИ. Социальное общение как фактор повышения эффективности деятельности воинских коллективов. М.: ВПА. - 1980. - 36 с.

9. Бельков В. Память о погибших защитниках Отечества главная традиция флота.//Военно-Морской Флот России: его настоящее и будущее. - М. -1955. - 96-98 с.

10. Бобков Р.В. Советские воинские ритуалы и воинская символика как средство военно-патриотического воспитания личного состава. Новосибирск. -1981,- 17 с.

11. Большая Советская Энциклопедия. 3-е издание. М.: Советская энциклопедия. - 1973. - Т. 14. - 578 с.

12. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинг. - 1998.289 с.

13. Бойко В.И., Бобков Р.В., Бублик ЛИ. Патриотическое сознание: сущность и формирование. Новосибирск: Наука. Сиб. Отделение. - 1985. - 254 с.

14. Борисенков В.И. Ратные и трудовые подвиги комсомольцев в годы Великой Отечественной войны. М.: Знание. - 1978. - 64 с.

15. Борев М.Б. Эстетика. -М.: Политиздат. 1981. - 399 с.

16. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. СПб. - Т. 36. - 858 с.

17. Бражниченко Н.А., Халиуллин Ю.М. К основам педагогики высшей школы. СПб. - 1994. - 22-31 е.; 84-89 с.

18. Брудный В.И. Обряды вчера и сегодня. М.: Политиздат. - 19968.142 с.

19. Бурда С. В зеркале человеческих душ.//Армейский сборник. 1998. -№ 6. - 15-17 с.

20. Бублик JI.A. Воспитание советских воинов на революционных, трудовых и боевых традициях. М.: ВПА. - 1974. - 60 с.

21. Бушин В. Его зовут Генералом (страницы жизни Ф. Энгельса). М.: Воениздат. - 1978. - 334 с.

22. Васютин Ю.С., Серый В.Л. Военно-патриотическое воспитание как составная часть коммунистического воспитания трудящихся. М.: ВПА. - 1977. -34 с.

23. Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. М.: Мысль. - 1984,- 172 с.

24. Вересаев В.В. К художественному оформлению быта (об обрядах старых и новых). ПСС. - Т. 8. - Часть П. - 213-215 с.

25. Висковатов А.В. Историческое описание одежды и вооружения российских войск. 1899-1914 гг. 2-е изд. - СПб. - 1915. - 4-27 с.

26. Власова В.В. Традиции как социально-философская катего-рия.//Вопросы философии. 1980. - № 4. - 30-37 с.

27. Власова В.В. Традиции в мире духовных ценностей. М.: Политиздат. - 1977.-78, 85-102 с.

28. Война и армия. Философско-социологический очерк./ Под ред. Д.А. Волкогонова, А.С. Миловидова, С.А. Тюшкевича. М.: Воениздат. - 1977. -415 с.

29. Военно-психологические взгляды русских военных деятелей XYII1-XX веков.-М.: МО, 1992.

30. Военно-патриотическое воспитание советской молодежи./ Под ред. Г.В. Средина. М.: Воениздат. - 1983. - 224 с.

31. Военная педагогика (учебное пособие для высших военно-политических училищ). Коллектив авторов. (Под ред. A.M. Данченко, М.Ф. Вы-дрина). М.: Воениздат. - 1973. -368 с.

32. Военная психология. М. - 1977. - 322 с.

33. Военно-дипломатическая миссия в Средиземном море//Морской сборник. 1999, -№ 2. -33 с.

34. Великая Отечественная война Советского Союза. Краткая история. 2-е изд. - М.: Политиздат. - 1970. - 631 с.

35. Волкогонов Д.А. Этика советского офицера. М.: Воениздат. - 1973.232 с.

36. Волкогонов Д.А. Воинская этика. М.: Воениздат. - 1976. - 320 с.

37. Воловик В.И. Преемственность поколений и традиций социалистического общества//Преемственность поколений как социологическая проблема. -ML: Мысль. 1973. - 235 с.

38. Во имя России. Российское государство, армия и военное воспитание./Группа авторов. М.: Изд. «Русь-РКБ». - 1999 (под общей редакцией Кулакова В. Учебное пособие для офицеров и мичманов).

39. Гегель. Эстетика. Соч. - Т. 2. - М. - 1030. - 14-15 с.

40. Гегель. Феноменология духа. Соч. - Т. 4. - М. -1939. - 242 с.

41. Герои и подвиги. Кн. 6. М.: Воениздат. - 1978. - 179 с.

42. Гидиринский В.И. Личность воина социалистической армии (Философско-типологический анализ). М.: ВПА. - 1977. - 167 с.

43. Глоточкин А.Д. Общественное мнение, групповые настроения, традиции в воинском коллективе и пути влияния на них. М.: ВПА. - 1971. - 34 с.

44. Гологвин Т.Г., Мирский Р.Я. Традиции советского патриотизма. М.: Мысль. - 1975. - 200 с.

45. Говоров В. Воспитание молодежи наш главный фронт/Юриентир. -1998. - № 5. - 5-7 с.

46. Горбатов Б. О воинской чести, о воинской славе. М.: Воениздат. -1971 -47 с.

47. Губанов Н.И. Отечество и патриотизм. М.: Госполитиздат. - 1960.144 с.

48. Гребенкин Н.А., Молчанов В.Ф., Надручев В.И., Смориго Н.И. Советская Армия школа дружбы и братства. - М.: Воениздат. - 1982. - 160 с.

49. Гренадерские и пехотные полки. 2-е изд. - СПб. - 1909. - 63 с.

50. Гроссе Э. Происхождение искусства. М. - 1899. - 219-222 с.

51. Дерюгин Ю.И., Ефимов Н.Н. Есть такие традиции. М.: Знание. -1981.-62 с.

52. Джеймс В. Научные основы психологии. СПб. - 1902. - 370 с.

53. Дмитриев Д. Когда за королеву пьют сидя./Юриентир. 1996. - № 6. -44-46 с.

54. Драгомиров М.И. Избранные труды. М.: Воениздат. - 1956. - 45-53 с.

55. Драгун B.C. Рассказывает геральдика. М.: Наука. - 1977. - 205 с.

56. Доброштан В.М. История и теория культуры. СПб. - 1005. - 30, 42 е., 90-94 с, 213-215 с.

57. Доброштан В.М. Мировоззренческая культура офицерского корпуса России. СПб. - 1997. - 13 е., 30 е., 37 е., 62-63 с.

58. Дроздов И.Ф. Традиции и их роль в коммунистическом воспитании. -М. 1972. - 126 с.

59. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности.//Социология в СССР. М. - 1965. - Т. 2.

60. Ельченко Ю.Н. Новому человеку новые образы. - М.: Политиздат. -1976. - 78 с.

61. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М.: АПН. - 19978. - Т. 1. -383 е.; Т. 2. - 301 с.

62. Жарковский Е.Э. Люди и песни. М.: Советский композитор. - 1976.152 с.

63. Иванов И.П. Мировоззренческие проблемы эволюции природы и становление человеческого мира. Киев. - 1977. - 325 с.

64. Идеологические альтернативы. Киев, - 1989.

65. Исторический очерк о регалиях и знаках отличия русской армии. СП. - 1899. - Кн. 2.

66. Исмайлов И.З. Воспитание трудящихся в духе революционных, боевых и трудовых традиций. Баку.: Азерб. Госиздат. - 1978. - 78 с.

67. Калашкин М.И. Идейное воспитание советских воинов. М.: Воениз-дат. - 1967. - 78 с.

68. Кампарс П.П., Закович.М.М. Советская гражданская обрядность. М.: Мысль. - 1967. - 14, 56, 220-224 с.

69. Карандашов В.Д. Воинские ритуалы как фактор формирования высоких морально-политических и боевых качеств советских воинов. Автореф. дисс. -канд. фил. наук. М.: ВПА. - 1989.

70. Карандашов В.Д. Социальная коммуникация как фактор формирования ценностных ориентаций военнослужащих. СПб. - 1993.

71. Караманчев В. Пролетарская символика . (Авторизов. Перевоз с болгарского). М.: Прогресс. - 1978. - 108 с.

72. Карнеев Г.С. Воинские и патриотические ритуалы. М.: ДОСААФ. -1989.-5 с.

73. Карпович С. Солдаты, чей удел умереть.//Ориентир. 1996. - № 2. -34-36 с.

74. Квятковский В. День защитников Отечества праздник всенародный/Морской сборник. - 1999. - № 2. - 20-23 с.

75. Кива А. Национальная идея обруч России.//Ориентир. - М. - 1996. -№ 12. - 33 с.

76. Коваль А.В. Социалистический патриотизм как фактор формирования социальной активности советских воинов. Киев. - 1982. - 19 с.

77. Коупленд А. Психология и солдат. М. - 1960. - 17-18, 30, 133 с.

78. Коммунистическое воспитание молодежи на героических традициях советского народа в годы Великой Отечественной войны. Смоленск. - 19977. -96 с.

79. Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. М. 1998.

80. Костиков Н.А. Эстетика воинских ритуалов. Киев: КВВМПУ. - 1970.-45 с.

81. Костиков Н.А. Культура воинского быта социалистической армии. -М.: ВПА. 1985. - 196 с.

82. Корнилов А. Твердыня на берегах Невы.//Морской сборник. 1999. -№2.-11-16 с.

83. Куроедов В. Военно-Морской Флот и национальные интересы Рос-сии.//Военная мысль. 1999. - № 3. - 21-28 с.

84. Кузнецов О. Концепция военной геральдики Вооруженных Сил РФ. //Военная мысль 1999. - № 3. - 68-75 с.

85. Кривицкий А. Традиции русского офицерства. М.: Воениздат. - НКО.- 1945. 105 с.

86. Кудайбергенов Б.К., Иванов О.Е., Сапронов П.Л. Культура современных праздников и обрядов. Элиста. Калмыцкое книжн. Издательство. - 1986. -72 с.

87. Кун Г. Искусство первобытных народов. M.-JI. - 1933. - 23 с.

88. Левинтон Г.А. К вопросу о функциях словесных компонентов обряда. Фольклор и этнография. Обряды и обрядовый фольклор. Л.: Лениздат. - 1974.- 162-170 с.

89. Левкович В. Л. Обычаи и ритуалы как общественные явления. Автореф. дисс. канд. фил. наук. М. 1970. - 22 с.

90. Лихачев Д.С. Помните о чести и российской истории /ТКрасная звезда.- 1966. 28 ноября 4 с.

91. Лихачев Д.С. Нельзя уйти от самих себя. М.: Новое время. - 1994.120 с.

92. Ленин В.И. Детская болезнь «левизны» в коммунизме//ПСС. Т. 41,27 с.

93. Ленин В.И. Речь на заседании Пленума Моссовета МК РКП(б) и МГСПС. Т. 42. - 4 с.

94. Ленин В.И. IH Интернационал и его место в истории.//ПСС. Т. 38.301 с.95^ Лоскутов А Севастопольские мальчики.//Морской сборник^ 1999. 4. 90-93 с.

95. Луначарский А.В. Наука, религия и искусство.

96. Лутовников В. Патриотизм и его формирование в обществе и Вооруженных Силах.// Военная мысль. 1990.- № 4. - 62-70 с.

97. Лямзин М. Русские полководцы о воинском воспитании.//Ориентир. -1996. № 12. - 43-46 с.

98. Макаренко А.С. О коммунистическом воспитании. Избранные педагогические произведения. М.: Мысль. - 1962. - 351 с.

99. Макаренко А.С. Сочинения. Т. 5. - М.: изд. АПН РСФСР. - 1957.

100. Макаров С.О. Мир не вечен. СПб.: Элмор. - 1997.

101. Макиавелли Н. О военном искусстве. М.: Госвоениздат. - 1939.140 с.

102. ЮЗ.Маркс К. и Энгельс Ф. Из ранних произведений. М. - 1956.

103. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 17. - 347 с.

104. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.1. -159 с.

105. Мгимов Ю. Основные направления морально-психологического облика военнослужащих США в рамках концепции «Силы XXI века», т М.: Зарубежное военное обозрение. 1998. - № 12.

106. Минер В. В ком дух велик, в том сила нерушима. Принятие присяги в русской армии./Юриентир. 1998. - № 3. - 36-37 с.

107. Минер В. В ком дух велик, в том сила нерушима. К торжественному маршу/Юриентир. 1998. - № 4. - 32-33 с.

108. Минер В. В ком дух велик, в том сила нерушима. Отдавали комплимент . ружьем и шпагой.//Ориентир. 1998. - № 5. - 38-40 с.

109. Минер В.В ком дух велик, в том сила нерушима. Как день начнешь, так его и закончишь. //Ориентир. 1998. - № 9. - 36-38 с. 95

110. Минер В. В ком дух велик, в том сила нерушима. Не жалея живота своего. //Ориенгир^- 1998. № 10,- 42-41 с.

111. Минер В. В ком дух велик, в том сила нерушима. Не штрафовать бесчестным наказанием. //Ориентир. 1999. - №1. - 38-39 с.

112. Минер В. В ком дух велик, в том сила нерушима.//Ориенгир. 1999. -№ 2. - 38-39 с.

113. Миловидов А.С. Коммунистическая нравственность и военно-патриотическое воспитание. М.: Знание. - 1979. - 64 с.

114. На службе Отечеству. Об истории Российского государства и его Вооруженных Сил, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. -М. 1998. - 115-116 с.

115. Нечкина М.В. Исторические традиции русского военного героизма. -Казань: Воениздат-НКО. 1942. - 21 с.

116. Новиков В.П. Воспитание на традициях. М.: Воениздат, - 1979. - 180с.

117. Новые народные обряды. Сборник статей. - Краснодар. - 1966.-96 с.

118. Носков Ю. Вера рождает верность. Юриентир. 1995. - № 9. - 7074 с.

119. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. -М.: Воениздат. 1994. - 5-6 с.

120. Морская пехота никогда не отступает.//Красная звезда. 1999. 25 ноября.

121. О совершенствовании системы воспитательной работы в ВМФ (Директивы ГК ВМФ № ДФ-40 от 26 июля 1999 г.)

122. Ражнов Г. СС в пунических символах (Матеоиалы научно1. J. V Л. Jпрактической конференции «Вторая мировая война: история и современность»). //Сборник статей. 1999. - Выпуск 2. - 57-59 с.

123. Памяти героев <<Комсомольца>>//Морской сборник. 1994. -№ 4.-31с.

124. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий П. //Ориентир. 1996. -№6.-1 с.

125. Панюков Н. По законам гвардии./Юриентир. 1996. - № 5. - 24-29 е.

126. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль. - 19971. - 348 с.

127. Пеньков Е.М. Социальные нормы регуляторы поведения личности. -М: Мысль. - 1972.-211 с.

128. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М. - 1953.107 с.

129. П шаре в К. Солдат-полководец. М. - 1946. - 53 с.

130. Платон. Избранные диалоги. М.: Художественная литература. -1965. - 207 с.

131. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5-ти тт. М.: Политиздат,- 1956. - Т. 1. - 507-701 с.

132. Попов В., Пятаков С. Общество имеет ту молодежь, которую вырастило и воспитало.//Красная звезда. 1993, 11 ноября.

133. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука. - 1979. -153 с.

134. Преемственность поколений как социологическая работа. М.: Мысль. - 1973. - 296 с.

135. Пузик В.М., Авсеенко В.И., Бельков О.А. Социалистический образ жизни и обороноспособность сгоаны. М.: Воениздат. - 1965. - 142 с.1. А А

136. Приладышев В., Курчанов С. Человеческий фактор по-английски.//Ориентир. 1995. - № 2. - 40-43 с.

137. Рассказов С. Долг, патриотизм, Родина./ТМорской сборник. 1998. -№ 11.-52-54 с.

138. Раш К.Б. Во славу Отечества. Офицер в обществе: долг, честь, подвижничество. М.: Патриот. - 1990. - 13 с.

139. Революционные и боевые традиции могучее средство воспитания воинов. - М.: ЦДСА. - 1965. - 63 с.

140. Рощин JI.B. Философско-социологические вопросы военно-патриотического воспитания трудящихся. М.: ВПА. - 1982. - 198 с.

141. Рощин Л.В. Методология военно-патриотического воспитания . Военно-патриотическое воспитание советской молодежи. М.: Воениздат. - 1963. -8-28 с.

142. Рощин Л.В. Символы ратной славы. М.: ДОСААФ. - 1984. - 127 с.

143. Руднев В.Л. Праздники, обряды, традиции в трудовом коллективе. -М.: Профиздат. 1984. - 156 с.

144. Саренбаев Н.С. Обычаи и традиции в общественной жизни. Алма-Ата. - 1974. - 368 с.

145. Серых В.Д. Воинские ритуалы. М.: Воениздат. - 1981. - 160 с.

146. Серых В.Д. Воинские ритуалы. -М.: Воениздат. 1986. - 256 с.

147. Серебряков И.В. Идейно-эмоциональное воздействие военных ритуалов на формирование личности советских воинов. Дисс. канд фил. наук. М. -1986.

148. Саламонов B.C. Обычаи и традиции горцев. Орджоникидзе. - 1968.

149. Сафронов Ю.Н. Общественное мнение и религиозные традиции. М.: Мысль. - 1970.

150. Сотников Ю.Л. Воспитание нравственных ориентиров в военных гимназиях России второй половины XIX века. Люберцы. - 1997.

151. Солнцев Н.В. Роль прогрессивных традиций в коммунистическом воспитании,-Новосибирск: Наука. Сиб. отдел. 1977.

152. Сергеев В. Бундесвер и неонацизм.//Зарубежное военное обозрение. -1998,№4.-15-18с.

153. Смыслов О. Символы отваги и мужества.//Армейский сборник. -1996. -№ 5 . 83-85 с.

154. Смыслов О. Отечество никогда за деньги не защищали.//Армейский сборник. 1996. - № 2. - 27 с.

155. Словарь по этике. М.: Политиздат. - 1983. - 354-355 с.

156. Советская военная энциклопедия. М.: Воениздат. - 1976. - Т. 1. - 497с.

157. Соболева Н., Артамонов В. Символы России. М.: Панорама. - 1993. - 5-7 с.

158. Социологический словарь. Минск. - 1991.

159. Социалистические традиции, праздники, обряды важное средство коммунистического воспитания. - Ташкент: Узбекистан. - 1986. - 158 с.

160. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат. - 1979. - 216 с.

161. Сухомлинский В.А. О воспитании. М.: Политиздат. - 1980. - 270 с.

162. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия. -1979. - 335 с.

163. Сталин И.В. О Великой Отечественной войне. М. - 1946. - 36 с.

164. Толстой J1.H. Война и мир.//Собр. Соч. Т. 1. - М.: Госполитиздат. -1957. - 149-152 с.

165. Традициям славы верны. Сборник статей./Под редакцией А.Д. Сол-датенкова и Г.С. Десницкого. -М.:ДОСААФ. 1974. - 172 с.

166. Бриэр. Символ и ритуал. М.: Наука. - 1983. - 277 с.

167. Улядов А.К. Духовная жизнь общества: Проблемы методологических исследований. М.: Мысль. - 1980.- 271 с.

168. Энгельс Ф. Ратное строевое учение.//Маркс К. и Энгельс Ф.- Соч. 2-е издание^-Т. 15. -280, 282 с.

169. Усов В. Пути формирования морального фактора в современных условиях. //Военная мысль. 1994. - № 5. - 53-60 с.

170. Ушинский К.Д. Собр. Соч. Т. 2. -17 с.

171. Ушинский К. Д. Собр. Соч. Т. 2. - 19 с.

172. Ушинский К. Д. Собр. Соч. Т. 8. - 117 с.

173. Усынин Ю.К. Ценностные ориентации офицеров современной российской армии. Саратов.: Изд. СГТУ. - 1988. - 3, 76 с.

174. Усынин Ю.К. Социодинамика ценностных ориентаций офицеров российской армии. Автореф. дисс. докт. соц. наук.: Саратов. 1999.

175. Филатов А.Н. О новых и старых обрядах. М.: Профиздат. - 1967.112 с.

176. Чанышев А.Н. Начало философии. М. - 1982. - 184 с.

177. Чернышевский Н.Г. Политика. ПСС, - Т. 6. - М. - Госиздат. - 1949. 316-318 с.

178. Халиуллин Ю.М. Духовные основы культуры офицера, Преподавателя высшей школы. //Материалы межвузовской научно-практической конференции. СПб. - 1995. - 11-12 с.

179. Халиуллин Ю.М. Ценностная ориентация выпускников ВВМУЗов.//Морской сборник. 1994. - № 10. - 49-51 с.

180. Цыбулька A.M. Проблемы становления системы военно-профессиональных ценностей в условиях реформы Вооруженных Сил России. -Дисс. канд. фил. наук. СПБ. - 1998.

181. Шигин В. Корфу двести лет спустя.//Морской сборник. - 1999. -№2.-83-88 с.

182. Штукатуров И. О новой концепции воспитательной рабо-ты.//Морской сборник. 1966. - № 12. - 54-57 с.

183. Шворина Т. Воинские ритуалы Петра I. М.: Госполитиздат. - 1940.

184. Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. Кн.1. 2-ое изд. исправленное и дополненное. М.: Воениздат. - 1968. - 384 е., - 402-405 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.