Воспитание образа телесного Я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Агарева, Мария Владимировна

  • Агарева, Мария Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 238
Агарева, Мария Владимировна. Воспитание образа телесного Я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Волгоград. 2012. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Агарева, Мария Владимировна

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы воспитания образа телесного Я детей 5-7 лет в процессе музыкальной деятельности

1.1. Сущностные характеристики образа телесного Я детей

1.2. Музыкальная деятельность как средство воспитания образа телесного Я детей 5-7 лет 53 Выводы по 1-й главе 83 Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию образа телесного Я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности

2.1. Диагностика сформированности образа телесного Я детей 5-7 лет

2.2. Процесс воспитания образа телесного Я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности 110 Выводы по 2-й главе 145 Заключение 147 Библиография 152 Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Воспитание образа телесного Я детей 5-7 лет средствами музыкальной деятельности»

Введение

Актуальность исследования. В современных условиях преобразования и инновационного развития образовательных учреждений возникает проблема организации педагогических процессов, обеспечивающих самоопределение и самопознание ребенка. Самым ранним этапом осмысления ребенком своего Я является формирование его телесного Я, на которое затем «надстраивается» образ телесного Я и другие компоненты самосознания (И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, B.C. Мухина и др.). В контексте разработки проблем личности и самосознания образ телесного Я ребенка влияет на личностные, в том числе поведенческие, и социально значимые характеристики. В таком случае образ телесного Я выступает как фрагмент мировоззрения, определяющего место ребенка в системе мироздания, природе, социуме, в культуре, и проявляется в гармонизации телесного и духовного начал. В основе таких отношений — всестороннее развитие детей.

Понимание отношений между ребенком, природой, социумом и культурой отражается в модернизации дошкольного образования и нацелено на создание условий для всестороннего развития детей, их подготовку к обучению в начальной школе. Однако, по данным В.А. Петровского и Г.И. Ягодина, в современном обществе условия воспитания таковы, что появляется высокий риск не только соматических, но и психических нарушений. Подобные нарушения откладывают отпечаток на личностном Я ребенка, воплощением которого являются его собственное тело и образ телесного Я, рисующие образ человека телесного и мира, и на интегральной миссии тела как инструмента самореализации, как «органа личности» (В.В. Зеньковский).

По данным ученых, у 85% детей отмечаются соматические нарушения, которые сводятся к отсутствию осознания ими своих физических возможностей и умений. Около 50% детей характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. Сказанное подтверждается

исследованиями В.А. Петровского и Г.И. Ягодина, которые отмечают необразованность дошкольников и первоклассников в области понимания собственных чувств и потребностей. Это означает, что дети в должной мере не знают себя, не обладают конкретными представлениями об образе телесного и духовного Я. Полученные данные В.А. Петровский и Г.И. Ягодин связывают с тем, что пути достижения физического и психического здоровья ребенка сводятся в ДОУ только к физическому воспитанию, тогда как они должны пронизывать всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных их особенностей. Психологическое неблагополучие объясняется усиленной интеллектуализацией обучения, его направленностью на обеспечение высоких показателей готовности детей к школе, в то время как их эмоциональное самочувствие на занятиях отходит на второстепенный план. Начиная уже с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом движений, что приводит к отсутствию представлений об образе телесного Я.

Результаты проведенного нами в 2008 г. исследования 89 детей в д/с №375 и №386 г. Волгограда свидетельствуют о том, что у 80% детей образ телесного Я не сформирован.

Сказанное проявляется в том, что дети не умеют строить свои поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых действий, используя соответствующие средства (произвольность). Осложняет ситуацию информация, полученная об эмоционально-личностных особенностях детей, по которым их поведение определяется как закомплексованное, застенчивое, стеснительное, робкое и скованное. Это приводит к тому, что дети затрудняются в освоении социальных норм выражения собственных чувств. Возникающий кризис 7 лет обостряет эту ситуацию и затрудняет переход к обучению ребенка в школе. При переходе от дошкольного к школьному возрасту ребенок неудовлетворен своим

положением дошкольника, переживает эмоционально-личностный дискомфорт, и, как следствие, в его поведении появляется негативная симптоматика. Это делает актуальным изучение процесса воспитания образа телесного Я в возрастной период 5—7 лет, связанный с кризисом 7 лет.

Согласно В.В. Давыдову и В.А. Петровскому, единственный путь современного воспитания, который позволит справиться с обозначенными проблемами и преодолеть соматические и психические нарушения, — поиск эффективных средств совершенствования телесно-двигательных возможностей детей, которые формируют представления об образе телесного Я и определяют развитие когнитивной, эмоциональной и личностной сфер, что имеет первостепенное значение для подготовки ребенка к школе в предшкольный период. Существенное значение для определения предметной области исследования имеют работы, затрагивающие соматический аспект содержания и процесса образования, в особенности на его начальном этапе (дошкольный и младший школьный возраст). Однако при значительном количестве научно-исследовательских работ в данной области отмечается фрагментарная разработка основ воспитания образа телесного Я в возрастном периоде 5—7 лет. Так, Р. Берне рассматривает образ тела как источник развития Я-концепции, поскольку он является ведущей составляющей образа Я ребенка. В исследованиях Г. Олпорта выделяется семь различных аспектов «самости», где телесное Я понимается как сознавание телесных ощущений — «стержень становления личности». Д.А. Леонтьев выделяет телесное, или физическое, Я в качестве первой грани Я и понимает его как переживание своего тела, воплощение Я, переживание физических дефектов, осознание здоровья или болезни. Телесное развитие детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) отражается в исследованиях С.Л. Рубинштейна, B.C. Мухиной.

Педагог Я. Корчак исследовал манипуляции ребенка собственным телом в процессе самопознания и становления своего Я. Формирование ценностного отношения ребенка к собственному телу в дошкольном возрасте

рассматривается H.A. Фоминой, Е.Е. Олейниковой. Развитию телесно-двигательных возможностей детей 5—7 лет посвящено исследование М.С. Витушкиной.

Среди отечественных ученых впервые на движение как необходимое условие жизни и деятельности детей обратил внимание И.М. Сеченов. Концепция физиологии активности H.A. Бернштейна служит основой для понимания целевой детерминации человеческого поведения, механизмов формирования двигательных навыков, уровней построения движений. В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. Ученый рассматривает физические упражнения как средство не только физического, но и интеллектуального, нравственного и эстетического развития человека.

Учитывая тот факт, что развитие телесно-двигательных возможностей детей формирует представления об образе телесного Я и позволяет преодолеть соматические и психические изменения детей, необходимо создавать специально организованную двигательную деятельность. В этой деятельности тело ребенка — особого рода объект его собственных переживаний, которые основаны на ярких психодинамических впечатлениях. Подобные впечатления в сознание ребенка привносит музыка в силу ее эмоциональной природы (Б.В. Асафьев, H.A. Ветлугина, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, О.П. Радынова, Б.М. Теплов и др.). Изучение сочетания движения с музыкой представлено в исследованиях Э. Ж.-Далькроза (о преодолении инертности тела ребенка); С. Рудневой, Э. Фиш (о постижении музыки в свободном движении); К. Орфа (о музыке как основе, соединяющей движение, пение, игру и импровизацию); С. Мальцева (о моделировании человеческих эмоций через внешнее проявление — ритмы дыхания, пульса, пластику жестов); Т.Э. Тютюнниковой (об ощущении ребенком музыки телом).

Вместе с тем в указанных исследованиях (Р. Берне, К. Кенинг, В.В. Столин, C.JI. Рубинштейн, B.C. Мухина, Д.А. Леонтьев, Г. Олпорт,

Э. Ж.-Далькроз, К. Орф, С. Руднева, Э. Фиш, С. Мальцев, Т.Э. Тютюнникова) рассматриваются лишь некоторые аспекты проблемы воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет. Этот возрастной период является очень важным, поскольку обеспечивает преемственность дошкольного, предшкольного и начального образования. Однако особенности воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности, специфика процесса его формирования не были предметом специального научного исследования.

Таким образом, анализ состояния проблемы показал, что ее актуальность обусловлена противоречиями между:

— признанием педагогической наукой и практикой необходимости развития образа телесного Я как фактора воспитания целостности личности и недостаточной теоретической разработанностью сущности образа телесного Я ребенка 5—7 лет, основ его формирования;

— потенциальными возможностями музыкального искусства в воспитании образа телесного Я детей 5—7 лет и фрагментарностью теоретических и методических разработок в этой области;

— потребностью в технологическом оснащении воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности и недостаточной разработанностью этого процесса.

Названные противоречия свидетельствуют об остроте проблемы разработки научных основ и практических путей построения педагогического процесса воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности.

На основании указанных противоречий была сформулирована тема диссертационного исследования: «Воспитание образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности».

Объект исследования — воспитание детей 5—7 лет в дошкольных образовательных учреждениях.

Предмет исследования — процесс воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности.

Цель исследования — научное обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических и методических основ воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности.

Гипотеза исследования: воспитание образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности будет происходить более эффективно, если:

— образ телесного Я ребенка как составная часть Я-концепции и «орган личности» характеризуется осознанием физических возможностей, основным условием которого выступает формирование сущностных характеристик образа телесного Я — представлений о восприятии тела, телесном Я, схеме тела, образе тела, концепции тела, что составляет сенсомоторный, психомоторный, экспрессивный и импрессивный компоненты;

— особенности музыкальной деятельности как средства воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет будут проявляться в ее эмоционально-образной и ритмической природе;

— для выявления уровня сформированности образа телесного Я детей 5— 7 лет будет использован критериальный аппарат, обеспечивающий диагностику телесно-двигательной, телесно-экспрессивной, телесно-семантической и телесно-импрессивной личностных сфер;

— содержание моделируемой технологии будет рассматриваться средствами музыкальной деятельности как определенная последовательность трех этапов — сенсомоторного (ощущение своего тела по мере расширения двигательного опыта посредством формирования дифференцированных представлений детей о движениях поз и движениях, связанных с передвижением, посредством «погружения» в различные эмоциональные состояния — через мимику, пантомимику, речь); психомоторного (овладение собственным телом на основе накопления ребенком опыта выразительных движений тела — мимики и пантомимики через способность к эмоциональной отзывчивости на музыку); сознательного (осознание образа телесного Я через музыкальные образы, что осуществляется за счет

совершенствования у детей умений рассказывать о своих представлениях о музыке с последующим телесно-двигательным ее выражением).

Цель, объект, предмет обусловили постановку следующих задач исследования:

1) определить сущностные характеристики образа телесного Я детей;

2) выявить особенности музыкальной деятельности как средства воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет;

3) разработать критериальный аппарат для диагностики сформированности образа телесного Я детей 5—7 лет;

4) разработать и экспериментально проверить технологию процесса воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

• на философском уровне — позволяющие рассмотреть тело в составе Я человека идеи о целостности человеческого организма (Л. Фейербах); феноменологический подход и отдельные методики его применения (Ф. Брентано, М. Мерло-Понти, А. Бергсон), на основе которого выделены специфические особенности разрешения проблемы сознания и тела; исследования в области философской антропологии (В. По дорога), ориентирующие на единую психическую форму внутреннего представления тела — внутренние, персонифицированные телесные схемы, в которых целое господствует над своими частями; топологический анализ телесных практик (А. Бергсон), раскрывающий телесный образ через способность человека обладать «Я-чувством», переживанием психосоматического единства; экзистенциально-феноменологическая ориентация (Ж.-П. Сартр), определившая область открытия «моего тела»; положения культурологического подхода (М.М. Бахтин, И.М. Быховская), позволяющие рассмотреть тело человека на трех уровнях: природном, социальном и культурном;

• на общенаучном уровне — определяющие роль воспитания идеи в контексте культуры (Е.В. Бондаревская); идеи личностно ориентированного образования (В.В. Сериков, В.И. Слободчиков), акцентирующего внимание на развитии личностных качеств детей; психологические теории эмоций, связывающие эмоции с потребностями и мотивами (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов); основополагающие работы о возрастных особенностях детей дошкольного и младшего школьного возраста (В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, Г.А. Урунтаева, Л.Ф. Обухова);

• на конкретно-научном уровне — служащие основанием утверждения «Я есть прежде всего выражение телесного Я» идеи телесно-чувственного направления (3. Фрейд, Барнесс Э. Мур и Бернард Д. Файн); телесно-структурного направления (Е.Т. Соколова, Г.Е. Рупчев), на основе которого разграничиваются понятия «телесный опыт», «восприятие тела», «концепция тела» и «телесное Я»; телесно-рационального направления (И.В. Журавлев, Е.С. Никитина, Ю.А. Сорокин, Д.М. Реут, А.Ш. Тхостов), определившего сферу телесности как проблему устройства сознания человека; идеи о телесном сознательном и телесном бессознательном (К. Юнг, Лари А. Хьелл, Д. Зиглер), позволяющие говорить о том, что образ телесного Я и способность управлять им находятся в области Эго-сознания, а аффективные переживания и особая неконтролируемая телесная организация — в области бессознательного; исследования в области Я-концепции (Р. Берне, И.С. Кон, В.А. Петровский, М.В. Корепанова), рассматривающие образ тела в качестве ведущей составляющей образа Я ребенка;

• на технологическом уровне — определяющие характер разрабатываемой в исследовании программы идеи о сочетании движения с музыкой (Э. Ж.-Далькроз, К. Шторк, С. Руднева, Э. Фиш, Т.Э. Тютюнникова, Г.А. Праслова).

Исследование проводилось в 2007—2012 гг. и включало три этапа.

На первом этапе (2007—2008 гг.) осуществлялся анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы по проблеме

исследования с целью определения его методологической и теоретической базы; изучался музыкально-педагогический опыт работы педагогов, связанный с музыкально-ритмическим воспитанием дошкольников. В результате проделанной работы на данном этапе были определены теоретические истоки для анализа и характеристики сущности и компонентов образа телесного Я; выявлены исходные теоретические позиции для разработки основной концепции исследования.

На втором этапе (2008—2010 гг.) разрабатывался комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровней сформированности образа телесного Я. Был проведен констатирующий эксперимент, проанализированы его результаты, на основании которых была спроектирована авторская программа «Воспитание образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности» и проведена опытно-экспериментальная работа.

На третьем этапе (2010—2012 гг.) отрабатывалась и корректировалась авторская программа «Воспитание образа телесного Я детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности», отбирался комплекс наиболее эффективных педагогических средств и анализировались их возможности для каждого этапа разработанной технологии. Обобщались, обрабатывались и интерпретировались данные исследования. Был проведен итоговый эксперимент, позволяющий констатировать эффективность разработанного нами процесса воспитания образа телесного Я. Осуществлялось формулирование основных выводов и описание результатов исследования.

В ходе исследования были использованы следующие группы методов:

• на первом этапе — теоретические (системный теоретико-методологический и сравнительно-сопоставительный анализ научной литературы), эмпирические (включенное и невключенное педагогическое наблюдение; монографическая характеристика, беседа) и праксиметрические (изучение и обобщение педагогического опыта) методы;

• на втором этапе — теоретическое моделирование, педагогический (формирующий и констатирующий) эксперимент, количественный и качественный анализ результатов деятельности детей;

• на третьем этапе — теоретические методы (сравнение, абстрагирование, обобщение) и математическая обработка исследовательских результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования являются МДОУ детский сад комбинированного вида № 375 и МДОУ детский сад №386 г. Волгограда. В эксперименте участвовало 89 детей в возрасте 5—7 лет.

Положения, выносимые на защиту:

1. Образ телесного Я ребенка как необходимый компонент развития Я-концепции и «орган личности» — это качество, составляющее телесно-чувственную основу сознания, включающее в себя ментальное представление о теле (мысли, эмоции, знания), образующее зрительную картину, в основе которой находятся образы-впечатления человека о себе. Сформированность образа телесного Я обеспечивает сформированность Я-концепции ребенка и характеризуется единством сенсомоторного (выполняет функцию дифференциации сенсорных и моторных компонентов деятельности, т.е. движения служат для регуляции, контроля или коррекции сенсорной информации), психомоторного (реализует функцию, связанную с двигательным реагированием на внешние раздражения), экспрессивного (несет информацию об эмоционально-личностных особенностях ребенка и обеспечивает функцию внешнего проявления образа телесного Я через выразительные движения мимики, пантомимики) и импрессивного (выполняет функцию, связанную с пониманием образа телесного Я) компонентов.

2. Особенности музыкальной деятельности как средства воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет проявляются в том, что она в силу эмоционально-образной и ритмической природы обладает возможностью развития телесно-двигательной личностной сферы детей на основе организации их деятельности согласно принципам полисенсорной деятельности (слышу,

чувствую, говорю, вижу, выражаю); соответствия движений характеру и образам музыки; целостности представлений об образе телесного Я и его взаимосвязи с музыкой и движением. Процессу воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет способствует ряд новообразований данного возрастного периода: соподчинение (иерархизация) мотивов, способность к децентрации, расширение эмоционально-потребностной сферы, способность к эмоциональному предвосхищению и коррекции поведения, произвольность психических процессов, формирование языка эмоций, развитие самосознания и рефлексии.

3. Критериальный аппарат для диагностики сформированности образа телесного Я детей 5—7 лет основывается на выделении основных видов движений. Это связано с тем, что представления об образе телесного Я у детей возникают в двигательном процессе от накопления двигательного опыта через развитие основных видов движений к овладению собственным телом.

Критериями сформированности образа телесного Я являются телесно-двигательные, телесно-экспрессивные, телесно-семантические, телесно-импрессивные личностные характеристики феномена телесности в совокупности. В качестве показателей телесно-двигательного критерия выступают дифференцированные движения поз, дифференцированные движения, связанные с передвижением; телесно-экспрессивного критерия — степень проявления экспрессии в мимике, степень проявления экспрессии в пантомимике, эмоциональная отзывчивость, эмпатия; телесно-семантического критерия — ассоциативно-образное видение, двигательный сюжет, эмоциональная и двигательная «устойчивость»; показатели телесно-импрессивного критерия — конгруэнтная двигательная и вербальная формы выражения, креативная двигательная и вербальная формы выражения.

4. Логика воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет развертывается как восхождение ребенка от ощущения (переживания) своего тела в процессе расширения двигательного опыта к овладению собственным телом через

целенаправленное выполнение основных видов движений, выделенных И.М. Сеченовым (движений позы, локомоции, выразительных движений, семантических движений), к осознанию образа телесного Я через музыкальные образы (как ориентировочной основы пространственного поведения ребенка).

В соответствии с этим технология процесса воспитания образа телесного Я у детей 5—7 лет средствами музыкальной деятельности включает три этапа: этап ощущения своего тела (по мере расширения двигательного опыта); этап овладения собственным телом на основе тактильно-кинестетического канала воспроизведения эмоциональной информации (которую содержит в себе музыка), выразительными движениями тела; этап осознания образа телесного Я через музыкальные образы (образ телесного Я как одна из ориентировочных основ поведения).

Цель первого этапа (сенсомоторного) — обогащение двигательного опыта ребенка. Приоритетным средством ее достижения является создание ситуации движения и ощущения ребенком своего тела. Данный опыт предполагает формирование дифференцированных представлений детей о движениях поз и движениях, связанных с передвижением, посредством «погружения» в различные эмоциональные состояния — через мимику, пантомимику, речь.

Цель второго этапа (психомоторного) — формирование у ребенка выразительных движений тела (проявляются в мимике и пантомимике), воспроизводящих эмоциональную информацию, которую содержит в себе музыка. На данном этапе доминирующим средством выступают две воспитательные ситуации, способствующие накоплению ребенком опыта выразительных движений тела через способность к эмоциональной отзывчивости на музыку: 1) создание образа телесного Я через «раскрытие» образа музыки (выразительными движениями тела в мимике и пантомимике); 2) целенаправленное и умелое выражение образа телесного Я через образ музыки (выразительными движениями тела в мимике и пантомимике).

Цель третьего этапа (сознательного) — формирование у детей опыта создания своих телесно-двигательных проектов, в которых они демонстрируют умения воплощать собственный образ телесного Я через восприятие изменений в музыке (интонационных, ладовых, динамических, фактурных и т.д.) и нахождение адекватного изменения их в пластике тела. На третьем этапе ведущим средством является воспитательная ситуация, в которой обеспечивается восприятие образа телесного Я как триединой структуры: эмоционально-экспрессивного выражения, импрессивного переживания образа, осмысления его содержания в контексте ситуации за счет умений детей рассказывать о своих представлениях о музыке с последующим телесно-двигательным ее выражением.

Научная новизна результатов исследования состоит в следующем:

— впервые образ телесного Я детей 5—7 лет обоснован как специальная цель воспитания и как качество личности, которое формируется в условиях включения детей в музыкальную деятельность, характеризуется единством сенсомоторного, психомоторного, экспрессивного и импрессивного компонентов;

— уточнены специфические возможности музыкальной деятельности в области воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет, позволяющей в музыкально-ритмической форме «открывать» свойства своего тела, что дополняет положения Э. Ж.-Далькроза, С. Рудневой, Э. Фиш, Т.Э. Тютюнниковой о непосредственном слиянии тела и Я с музыкой;

— конкретизированы критерии воспитания образа телесного Я детей 5—7 лет, которые в отличие от принятых подходов к определению критериев образа телесного Я (Д. А. Леонтьев, B.C. Мухина) учитывают содержательный аспект основных видов движений (И.М. Сеченов);

— дополнены знания о логике педагогического процесса, обеспечивающего воспитание образа телесного Я детей 5—7 лет в их собственной музыкальной деятельности, которая развертывается как восхождение ребенка от ощущения (переживания) своего тела в процессе

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Агарева, Мария Владимировна, 2012 год

Библиография

1. Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: в 2 ч. - Волгоград: Перемена, 2005. - Ч. 1. - 406 с.

2. Анисимов, В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.П. Анисимов. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 128 с.

3. Арлоу, Д. Психоанализ / Д. Арлоу // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2000. - № 2. - С.85-112.

4. Байбурин, А.К. Семиотические аспекты изучения вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры / А.К. Байбурин. -М.: Наука, 1989.-С. 63-88.

5. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979.-424 с.

6. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М. Бахтин. -М.: «Худож. лит.», 1975. - 504 с.

7. Безрогов, В.Г. Педагогическая антропология: феномен детства в воспоминаниях: Учебно-методическое пособие / В.Г. Безрогов, O.E. Кошелева, Е.Ю. Мещеркина, В.В. Нуркова / Под общ. ред. Б М. Бим-Бада. -М.: Изд-во УРАО, 2001.-192 с.

8. Бердяев, H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии) / H.A. Бердяев. -М.: Междунар. отношения, 1990. - 336 с.

9. Бережнова, Е.В. Прикладное исследование в педагогике: Монография / Е.В. Бережнова. - М. - Волгоград: Перемена, 2003. - 164 с.

10. Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание / Р. Берне. - М.: Прогресс, 1986.-420 с.

11. Берштейн, H.A. Физиология движений и активность: сборник / H.A. Берштейн. - М.: Наука, 1990. - 494 с.

12. Бернштейн, H.A. Биомеханика и физиология движений / H.A. Берштейн / Под редакцией В.П. Зинченко. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 608 с.

13. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека / В.М. Бехтерев / Под ред. A.B. Брушлинского, В. А. Кольцовой. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -416 с.

14. Биология в познании человека / А.П. Огурцов, E.H. Панов. - М.: Наука, 1989.-256 с.

15. Богачинская, Ю. С. О диалогическом подходе в воспитании // Гуманизация образования и проблемы развития личности: Сб. науч. ст. -Волгоград: Перемена, 2000. - С. 71 - 80.

16. Бодалев, A.A. Восприятие и понимание человека человеком / A.A. Бодал ев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - 200 с.

17. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968 . - 464 с.

18. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3 изд., доп. и перераб. - Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006. - 672 с.

19. Бондаревская, Е.В. Феноменологический анализ современных концепций воспитания // Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: сборник научных трудов. - Волгоград: Перемена, 2004.-С. 3-16.

20. Бондаревская, Е.В. Становление теории личностно-ориентированного воспитания // сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: в 2 ч. - Волгоград: Перемена, 2005. - Ч. 1.-С. 17-22.

21. Борытко, Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / Н.М. Борытко / Науч. ред. Н.К.Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001. -214 с.

22. Борытко, Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Н.М. Борытко / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2000. -225 с.

23. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Н.М. Борытко / Науч. ред. Н.К. Сергеев. - Волгоград: Перемена, 2001.- 181 с.

24. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов: В 2 ч. / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. -Ч. 1.-132 с.

25. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: гуманитарно-целостный подход: Учебник для студ. и магистрантов пед. вузов: В 2 ч. / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2005. -Ч. 2.- 132 с.

26. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. - М.: Мысль, 1978.-215 с.

27. Быховская, И.М. Homo somáticos: аксиология человеческого тела / И.М. Быховская. - М.: Едиториал УРСС, 2000. - 208 С.

28. Василюк, Ф.Е. Психология переживания / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во МГУ, 1984.-199 с.

29. Вирешус, А.С. Телесное воспитание въ пору до-школьнаго возраста / А.С. Вирешус. - С. Петербургу 1896. - 30 с.

30. Витушкина, М.С. Педагогическая диагностика как условие реализации технологий развития телесно-двигательных возможностей детей 5-7 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / М.С. Витушкина. -Нижний Новгород. - Нижегородский гос. архитектурно-строительный ун-т, 2006.-33 с.

31. Витгенштейн, Jl. Философские работы / Л. Витгенштейн / Часть I. Пер. с нем. / Составл., вступ. статья, примеч. М.С. Козловой / Перевод М.С. Козловой и Ю.А. Асеева. - М.: Издательство «Гнозис», 1994. - 612 с.

32. Витгенштейн, Л. Избранные работы / Л. Витгенштейн / Пер. с нем. и англ. В. Руднева. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2005. -440 с.

33. Воспитание: современные парадигмы: Монография / А.К. Быков, И.А. Липский, Л.Е. Никитина, О.Г. Прохорова и др. / Под общ. ред. З.А Багишаева и А.К. Быкова. - М.: 2006. - 160 с.

34. Воспитание музыкой: из опыта работы: Сб. ст. / сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пичарева. - М., 1991. - 200 с.

35. Вундт, В. Система философии [Текст] // Вильгельм Вундт. Психология народов. - М.: Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2002. - с. 219.

36. Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры: Под редакцией М.Г. Ярошевского / Вступительная статья М.Г. Ярошевского. -М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 512 с.

37. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. - 480 с.

38. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. -СПб.: СОЮЗ, 1997.-224 с.

39. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. -М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006. - 512 с.

40. Газарова, Е.Э. Психология телесности / Е.Э. Газарова. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. - 192 с.

41. Гогоберидзе, А.Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 428 с.

42. Григорьян, Б.Т. Философская антропология: (Критич. очерк) / Б.Т. Григорьян. - М.: Мысль, 1982. - 188 с.

43. Григорьян, Б.Т. Человек. Его положение и призвание в современном мире / Б.Т. Григорьян. - М.: Мысль, 1986. - 224 с.

44. Гуссерль, Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль / Перевод с немецкого Д.В. Скляднева. - Санкт-Петербург: «Наука» «Ювента», 1998. -315 с.

45. Декарт, Р. Избранные произведения / Р. Декарт / Перевод с французского и латинского. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1950. - 710 с.

46. Диагностическая работа в детском саду или как лучше понять ребенка: методическое пособие / J1.A. Баландина и [др.]; под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. - Изд. 3-е доп. и перер. - Ростов н/Д: «Феникс»,

2005.-288 с.

47. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. - М.: Классика - XXI,

2006. - 248 С.

48. Журавлев, И.В. Психосемиотика телесности / Под общ. ред. и с предисл. И.В. Журавлева, Е.С. Никитиной. - М.: Ком Книга, 2005. -152 с.

49. Затямина, Т.А. Музыкальная деятельность ребенка в пространстве педагогической реальности: монография / Т.А. Затямина. - Волгоград: Издательство ВГАПК РО, 2008. -172 с.

50. Затямина, Т.А. Постдипломная подготовка педагога-музыканта в системе непрерывного профессионального образования: автореф. дис. ... доктора, пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Затямина. - Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т, 2010. - 43 с.

51. Изотова, Е.И. Эмоциональная сфера ребёнка. Теория и практика / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

52. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. - Спб., 1996. - 160

с.

53. Каган, М.С. Эстетика как философская наука / М.С. Каган. - Спб., 1997.-230с.

54. Каган, М.С. Морфология искусства: Ист.-теорет. Исследование внутреннего строения мира искусств / М.С. Каган. Ч. 1, 2, 3. - Л.: «Искусство», Ленинградское отделение, 1972. - 250 с.

55. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) / М.С. Каган. - М., 1974. - 328с.

56. Каган, М.С. Культура - философия - искусство / М.С. Каган, Т.В. Холостова. - М., 1988. - 150с.

57. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

58. Кадцын, Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя / Л.М. Кадцын. - М., 1990. - 450 с.

59. Как построить свое «Я» / Под ред. В.П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1992.- 136 с.

60. Карамышева, Н. Д. Воспитание эстетических эмоций детей 5-7 лет: Дисс... канд... пед. наук: 13.00.01. / Н. Д. Карамышева. - Волгоград. - 2006. - 163 с.

61. Кенинг, К. Развитие чувств и телесный опыт. Лечебнопедагогические аспекты учения о чувствах Рудольфа Штайнера / Пер. с нем. - Калуга, «Духовное познание», 2003. - 168 с.

62. Ковалев, Г.А. Проблема общения и детерминация психического в работах советских психологов // Общение и развитие психики / Г.А. Ковалев, Л. А. Радзиховский. — М., 1986. - 190 с.

63. Кон, И.С. В поисках себя / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1984. - 335

с.

64. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978. - 367

с.

65. Кон, И.С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1967. -382 с.

66. Кон, И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива / И.С. Кон.-М.: 1988,- 270 с.

67. Корепанова, М.В. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации / М. В. Корепанова. -Волгоград: Изд-во ГИПК РО, 2006. - 144 с.

68. Корепанова, М.В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника: Монография / М.В. Корепанова. - Волгоград: Перемена, 2001.-240 с.

69. Корепанова, М.В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве: Учеб. пособие к спецкурсу / М.В. Корепанова. -Волгоград: Перемена, 2000. - 120 с.

70. Кох, И.Э. Основы сценического движения / И.Э. Кох. - Л.: Искусство, 1970. - 566 с.

71. Лабунская, В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В.А. Лабунская. - М.: Издательство Ростовского университета, 1986.-36 с.

72. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А. Лабунская. - Ростов н / Д: Феникс, 1999. - 608 с.

73. Лабунская, В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Лабунская, Ю.А. Менджерицкая, Е.Д. Бреус. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 288 с.

74. Лаврова, О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии / [Электронный ресурс] / О. В. Лаврова. - 2006. // Режим доступа: http://www.adhoc-coaching.spb.ru/pub/koncepciya_telesnosti.htm. свободный. -Загл. с экрана.

75. Лекторский, В.А. Субъект объект познание / В.А. Лекторский. - М.: Издательство «Наука», 1980. - 357 с.

76. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. -М., 1975.-304 с.

77. Лесгафт, П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / П.Ф. Лесгафт / Под редакцией М.П. Ивановой. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. - 416 с.

78. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. - Спб., 1998. - 350 с.

79. Лоуэн, А. Предательство тела / А. Лоуэн / Перевод с англ. Е. Поле. -Екатеринбург: «Деловая книга», 1999. - 326 с.

80. Лоуэн, А. Язык тела / А. Лоуэн / Перевод с англ. Н. Б. Буравовой. -Спб.: «Академический проект», 1997. - 383 с.

81. Лоуэн, А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела / А. Лоуэн / Пер: с англ. С. Кол еда. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2002. - 208 с.

82. Лохов, С.А. Феномен тела как проблема философской антропологии: автореф. дис. ... канд. философских наук: 09.00.13 / С.А. Лохов. - Москва: Московский гос. ун-т, 2003. - 24 с.

83. Лямцев, П.П. Формирование человека как личности / П.П. Лямцев. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1984. - 205 с.

84. Методика музыкального воспитания: От детского сада - к начальной школе. - Воронеж, 1998. - 130 с.

85. Медушевский, В.В. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки / В. В. Медушевский. - М.: Музыка, 1980. -155 с.

86. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В. В. Медушевский. - М., 1976. - 256 с.

87. Мерлин, B.C. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / B.C. Мерлин / Под ред. Е.А. Климова. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 544 с. - (Серия «Психологи России»).

88. Мерлин, B.C. Очерк индивидуального исследования индивидуальности / B.C. Мерлин. — М.: Педагогика, 1986. - 256 с.

89. Мерло-Понти Морис Феноменология восприятия / Морис Мерло-Понтии / Перевод с французского / Под ред. И.С. Вдовиной, C.JI. Фокина. -Санкт-Петербург: «Ювента» «Наука», 1999. - 607 с.

90. Михайлов, Ф.Т. Общественное сознание и самосознание индивида / Ф.Т. Михайлов. - М.: Наука, 1990. - 222 с.

91. Михайлов, Ф.Т. Загадка человеческого Я / Ф.Т. Михайлов. - Изд. 2-е. - М.: Политиздат, 1976. - 287 с.

92. Мухина, B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов / B.C. Мухина. — 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 456 с.

93. Мухина, B.C. Детская психология / B.C. Мухина. - М.: ООО Апрель Пресс ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. - 352 с.

94. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. - М., 1972. - 383 с.

95. Назайкинский, Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки / Е.В. Назайкинский. - М., 1980. - С. 91.

96. Никитин, В. Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент / В.Н. Никитин. - М.: Алетейа, 2000. - 624 с.

97. Никитин, В.Н. Психология телесного сознания / В.Н. Никитин. -М.: Алетейа, 1999. - 400 с.

98. Никитин, В.Н. Человеческая телесность: онтогносеологический анализ: автореф. дис. ... доктора филослфских наук: 09.00.01 / В.Н. Никитин.

- Москва: Московский гос. пед. ун-т, 2007. - 36 с.

99. Николаева, Е.И. Психология детского творчества / Е.И. Николаева.

- Спб.: Речь, 2006. - 220 с.

100. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. -Учебник. - М., Российское педагогическое агентство. - 1996. - 374 с.

101. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с.

102. Олейникова, Е.Е. Телесно-ценностное физическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе рефлексивно-метафорической двигательной игры: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.Е. Олейникова. - Майкоп: Ставропольский гос. пед. ун-т, 2007. - 26 с.

103. Оллпорт, Гордон В. Личность в психологии / Гордон В. Оллпорт. -«КСП+», М.; «Ювента», СПб. (При участии психологического центра «Ленато», СПб.), 1998. - 345 с.

104. Остроменский, В.Д. Формирование музыкального познания / В.Д. Остроменский. - Кишинев: «Штинца», 1988. - 157 с.

105. Подуровский, В.М. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности / В.М. Подуровский, Н.В. Суслова. - М.: ВЛАДОС, 2001.-320 с.

106. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д.К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К.В. Тарасова и др.; под ред. Г.М. Цыпина. - М.: «Академия», 2003.-368 с.

107. Педагогическая антропология: Учебное пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 576 с.

108. Петровский, A.B. Быть личностью / A.B. Петровский. - М.: Педагогика, 1990. - 112 с.

109. Петровский, A.B. Личность в психологии: парадигма субъектности / A.B. Петровский. - Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996. - 512 с.

110. Петровский, A.B. Что мы знаем и чего не знаем о себе? / A.B. Петровский. - М.: Педагогика, 1988. - 160 с.

111. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / Учеб. пособие для студентов и преподавателей / В.И. Петрушин. - М.:ВЛАДОС, 1997. - 384 с.

112. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия / В.И. Петрушин. -М.: Композитор, 1997. - 164 с.

ИЗ. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. - СПб.: Питер, 2003.-С. 139.

114. Пиаже, Ж. Психогенез знаний и его эпистемологическое значение // Семиотика: Антология / Сост. Ю.С. Степанов. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - С. 103 - 104.

115. По дорога, В. Феноменология тела / В. По дорога. - М., 1995. - 340

с.

116. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. - 576 с.

117. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

118. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. A.A. Бодалева, Н.В. Васиной. -СПб.: Речь, 2005.-324 с.

119. Праслова, Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Г.А. Праслова. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. - 384 с.

120. Прист, С. Теории сознания / С. Прист / Перевод с англ. Грязнова А. Ф. - М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000. - 288 с.

121. Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 408 с.

122. Психоаналитические термины и понятия: Словарь / Под ред. Барнесса Э. Мура и Бернарда Д. Файна / Перев. с англ. A.M. Боковикова, И.Б. Гриншпуна, А. Фильца. - М.: Независимая фирма «Класс», 2000. - 304 с. -(Библиотека психологии и психотерапии, вып. 79).

123. Психология. Словарь / Под общ. ред. A.B. Петровского М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

124. Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: ACT МОСКВА, 2007. - 732 с.

125. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова. - М., 1994. - С. 107.

126. Ребенок в мире культуры. Под общей ред. P.M. Чумичевой. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. - 558 с.

127. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. -М., 1994. - 189 с.

128. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии: В 2 т. Т. I / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 488 с.

129. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.

130. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2007.-713 с.

131. Руднева, С.Д. Музыкальное движение / С.Д. Руднева, Э.М. Фиш. -2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург: Издательский центр «Гуманитарная Академия», 2000. - 319 с.

132. Рупчев, Г.Е. Психологическая структура внутреннего телесного опыта при соматизации (На модели соматоформных расстройств): дис. ... канд. психологических наук: 19.00.04 / Г.Е. Рупчев. - М., 2000. - 128 с.

133. Сериков, В.В. Общая педагогика: Избр. лекции / В.В. Сериков. -Волгоград: Перемена, 2004. - 278 с.

134. Сериков, В.В. К созданию современной теории воспитания: методологический аспект // сб. науч. тр. и материалов по итогам науч. конф. Волгоград, 27-30 сент. 2004 г.: в 2 ч. - Волгоград: Перемена, 2005. - Ч. 1. - С. 29-36.

135. Сеченов, И.М. Элементы мысли / И.М. Сеченов. - СПб.: Питер, 2001,-416 с.

136. Сеченов, И.М. Избранные произведения / И.М. Сеченов / Под ред. В.М. Каганова. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1953. - 334 с.

137. Соколова, Е.Т. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях / Е.Т. Соколова, В.В. Николаева.

- М.: SvR-Аргус, 1995. - 360 с.

138. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности / Е.Т. Соколова. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 215 с.

139. Столин, В.В. Самосознание личности /В.В. Столин. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 284 с.

140. Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, B.J1. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - М.: Книжный Дом, 2003 г.

- 1312 с.

141. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей / К.В. Тарасова. - Науч.-исслед. инт-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1988. - 176 с.

142. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов.

- М.-Л.: 1947. - С. 278.

143. Тхостов, А.Ш. Психология телесности / А.Ш. Тхостов. - М.: Смысл, 2002. - 287 с.

144. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия / Т.Э. Тютюнникова. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 264 с.

145. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 336 с.

146. Ушинский, К. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / К. Ушинский. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. -576 с.

146. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. - 672 с.

147. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / Д.И. Фельдштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 208 с.

148. Фейербах, JI. Избранные философский произведения, т. 1 / J1. Фейербах. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.-667 с.

149. Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А. А. Авина. -М.: Гардарики, 2004. - 1072 с.

150. Фомина, H.A. Физическое воспитание детей дошкольного возраста на основе системы сюжетно-ролевой ритмической гимнастики: Монография / H.A. Фомина. - Волгоград: Государственное учреждение «Издатель», 2004. -210 с.

151. Фрейд, 3. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. - М.: Просвещение, 1989. - 448 с.

152. Фрейд, 3. Я и ОНО / 3. Фрейд. - М.: МПО «МЕТТЭМ», 1990. - 56

с.

153. Физиология развития ребенка / Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер; Науч.-исслед. ин-т физиологии детей и подростков Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 296 с.

154. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Редактор-составитель В.Ю. Баскаков / 2-е изд. М.: Смысл, 1997.- 159 с.

155. Хьелл Лари А, Дэниел Зиглер 3. Теории личности - Personality Theories: Основные положения, исследования и применение / Перевод с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой; Гл. ред. В. Усманов. - 3-е междунар. изд. -Спб.: Питер 2003.

156. Чамата, П.Р. К вопросу о генезисе самосознания личности // Проблемы сознания. — М., 1968. - 39 с.

157. Чумичева, P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника: Автореф. дис. ... д-ра пед. Наук / Р. Чумичева. -Ростов-на-Дону, 1995. - 45 с.

158. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. - М.: 1996. - 202 с.

159. Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани / Пер. с анг. В. Б. Ольшанского. - Ростов н / Д.: изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.

160. Шторк, К. Э. Жак-Далькроз и его система / К. Шторк. - Л.-М.: Издательство «Петроград», 1924. - 133 с.

161. Эрик, Г. Эриксон Детство и общества / Эрик Г. Эриксон. - Изд. 2-Е, перераб. и доп. / Пер. с англ. - СПб.: Ленато, ACT, Фонд «Университетская книга», 1996. - 592 с.

162. Эйзенштейн, С.М. Психологические вопросы искусства / С.М. Эйзенштейн / Под ред. Г. Я. Васина. - М.: Смысл, 2002. - 335 с.

163. Юнг, К. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее / К. Юнг / Сост. В. Зелинский, А. Руткевич. - М.: Мартис, 1995. - 309 с.

164. Юсупов, И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание / И.М. Юсупов. - Казань, 1993.- 190 с.

165. John Е. R. A Model of Consciousness,—In: Schwaitz G., Shapiro D. (eds). Consionsuess and Self-Regulation. Advances in Research. N. Y. - L., 1976, v. 1, p. 1—50. Ср.: Дубровский Д. И., Черносвитов Е. В. К анализу, структуры субъективной реальности (ценностно-смысловой аспект). - Вопросы философии, 1979, № 3, с. 57-60.

166. Fisher S., Cleveland S. Body Image and Personality. Princeton, 1958. -P. 361.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.