Развитие ритмопластики у дошкольников в условиях дополнительного образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Нечаева, Татьяна Борисовна

  • Нечаева, Татьяна Борисовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 163
Нечаева, Татьяна Борисовна. Развитие ритмопластики у дошкольников в условиях дополнительного образования: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Екатеринбург. 2015. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Нечаева, Татьяна Борисовна

Оглавление

Введение

Глава I. Теоретические основы развития ритмопластики

у детей в условиях дополнительного образования

1.1. Развитие ритмопластики у детей как актуальная проблема 15 теории и методики дошкольного образования

1.2. Социокультурный подход как теоретико-методологическая 32 основа развития ритмопластики у детей

1.3. Обоснование модели развития ритмопластики у детей 47 в условиях дополнительного образования

Глава И. Опытно-поисковая работа по развитию

ритмопластики у детей в условиях дополнительного образования

2.1. Исходно-установочный этап опытно-поисковой работы

по развитию ритмопластики у дошкольников

2.2. Реализация методики развития ритмопластики у детей 88 от полутора до семи лет в группах развития школы искусств

2.3. Результаты диагностического исследования развития 121 ритмопластики у дошкольников

Заключение

Библиографический список

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие ритмопластики у дошкольников в условиях дополнительного образования»

Введение

Актуальность исследования. Актуальным направлением современной российской образовательной политики является привлечение ресурсов художественной деятельности в целях развития личностных качеств ребенка. Особую роль в этом процессе играют учреждения дополнительного образования — детские школы искусств, где в группах раннего эстетического развития занимаются дети от полутора до семи лет. Значительным развивающим потенциалом в работе с дошкольниками обладают занятия ритмикой, связанные с моторно-мышечными, пространственными, тактильными, зрительными ощущениями, что является базой для разностороннего личностного развития ребенка. Однако педагоги ритмики зачастую ограничиваются задачами развития танцевально-двигательных способностей детей и редко используют этот ресурс для развития ритмопластики как способности к естественному, выразительному движению при передаче эмоционально-образного содержания музыки и проявления внутреннего мира во взаимодействии с окружающими.

В дошкольной педагогике понятие «ритмопластика» не имеет на сегодняшний день однозначного толкования. Исследования, связанные с ритмопластическим развитием детей (А.И. Буренина, Е.А. Голова, В.Т. Кудрявцев, Г.В. Пахомов, A.M. Петрова, Н.Г. Саркисова), акцентируют в этом процессе активизацию творческой и познавательной активности ребенка, его эмоциональной отзывчивости, реализацию потребности в движении и музыкально-игровом взаимодействии с окружающими. В то же время обобщенное понимание ритмопластики как музыкальной способности, интегрирующей мотор-но-двигательные, эмоционально-образные, креативные, коммуникативные проявления ребенка, находится на недостаточном уровне теоретического осмысления.

Понятие «ритмопластика» было введено в начале XX века Э.Ж.-Далькрозом, который основывался на художественных феноменах своего времени («выразительная гимнастика» Ф. Дельсарта, пластический танец

А. Дункан и ее последовательниц Э.И. Рабенек, ДА. Алексеевой), что позволило ему трактовать человеческое тело как инструмент эмоционального самовыражения. В педагогической системе Э.Ж.-Далькроза сформировалось понимание ритмопластики как способности выражать эмоционально-образное содержание музыки через двигательное моделирование музыкального ритма и музыкальной формы в целом.

В начале XX века эта идея получила распространение в отечественных школах ритмики для детей С.Волконского, И.Е. Кулагиной, С. Рудневой, ассоциации ритмистов при Московском отделе народного образования Т.С. Ба-баджан, Ю.А. Двоскиной, H.A. Метлова, М.А. Румер, в зарубежных системах музыкально-ритмического воспитания: эвритмии Р. Штейнера, элементарного музицирования К. Орф, относительной сольмизации 3. Кодаи. Современные педагоги дополнили систему музыкально-ритмического воспитания авторскими методиками ритмики для дошкольников (Т.В. Бырченко, H.A. Вет-лугина, Е.В. Конорова, И.В. Лифиц, Г.С. Ригина, Г.С. Франио), художественного движения (Н.Г. Тагильцева, О.В. Межецкая), ритмического самовыражения (А.Ф. Яфальян), творческого музицирования (Т.Э. Тютюнникова), музыкальной театрализации (К.В. Тарасова) и т.д.

В то же время отечественная система музыкально-ритмического воспитания, как и аналогичные зарубежные методики (Э. Жак-Далькроза, 3. Кодаи, К. Орфа), направлена в основном на развитие у детей специфических музыкальных представлений, на освоение закономерностей музыкальной формы через «пластическое интонирование» (H.A. Вендрова) элементов музыкального языка. Понимание ритмопластического развития как процесса, связанного с разносторонним личностным развитием ребенка, до сих пор не получило методологического обоснования и методического обеспечения.

В последнее десятилетие в педагогике искусства укрепляются позиции социокультурного подхода, акцентирующего значение художественного переживания и художественно-практической деятельности в становлении человека как субъекта культуры (М.С. Бережная, Е.П. Кабкова, Л.П. Печко,

Л.Г. Савенкова, Л.И. Уколова). В контексте социокультурного подхода ритмопластика выступает как способность личности к взаимодействию с социальным окружением через принятые в нем эталоны - значения движений. Особую актуальность социокультурный аспект ритмопластического развития личности приобретает в современных условиях сокращения двигательной активности человека, замещения живого движения виртуальным моделированием с помощью компьютерных технологий. Всплеск интереса к данной проблеме в педагогической практике породил большое количество новых терминов, характеризующих ее различные аспекты: «двигательная пластика», «телесно-эстетическая культура» (Т.В. Бакшева), «телесно-двигательная пластичность» (JI.H. Сляднева), «артпластика» (C.B. Дмитриев), «пластикод-рама» (В.Н. Никитина), «сомаэстетика» (Р. Шустерман) и др.

Разработка социокультурного аспекта развития ритмопластики у детей неизбежно приводит к определению роли родителей в этом процессе. Исследователи социокультурного подхода в образовании: Е.В. Бондаревская, А.П. Валицкая, В.П. Зинченко, А.П. Тряпицына - выделяют среди его характеристик отношение к педагогу и родителям как «посредникам между ребенком и культурой, способным оказать поддержку в его самоопределении в мире культурных ценностей». Пластическое поведение родителей и педагогов как значимых взрослых играет важную роль в освоении ребенком норм поведения, соответствующих данному обществу и данной социальной группе, дает ориентиры в идентификации себя с определенными культурными традициями. В условиях дополнительного образования организация на занятиях ритмикой совместной деятельности детей и родителей под руководством педагога усиливает социокультурную составляющую ритмопластического развития и позволяет на практике реализовать идею музыкального воспитания дошкольников как разностороннего личностно-развивающего процесса.

Современные исследователи уделяют большое внимание изучению возможностей личностного развития ребенка дошкольного возраста в совместной с родителями художественно-практической деятельности (Е.И. Конради,

Л.В. Матвеева, Л.Г. Павлова, А.Н. Острогорский, В.Я. Стоюнин и др.) Активное участие родителей в социально-личностном развитии ребенка актуализируется в свете положений «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года», Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Однако возможности развития ритмопластики у дошкольников в совместной с родителями деятельности под руководством педагога недостаточно изучены и реализованы в практике дополнительного образования.

Следовательно, обнаруживаются противоречия между: - социальной потребностью в модернизации дошкольного образования, связанной с направленностью художественно-эстетической деятельности на развитие личностных качеств ребенка, и недостаточным решением этой проблемы в системе дополнительного образования;

- потребностью развития ритмопластики у детей как способности, интегрирующей различные личностные качества, и недостаточным уровнем теоретического осмысления данной проблемы;

- возможностью развития ритмопластики у детей в совместной деятельности с родителями под руководством педагога в группах раннего эстетического развития школ искусств и отсутствием методических разработок по организации и педагогическому сопровождению этого процесса.

Из противоречий вытекает проблема исследования: каковы теоретические и методические основания развития ритмопластики у детей дошкольного возраста в условиях дополнительного образования?

Выявленные противоречия привели к формулировке темы исследования: «Развитие ритмопластики у дошкольников в условиях дополнительного образования».

Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и проверить в опытно-поисковой работе методику развития ритмопластики у дошкольников в условиях дополнительного образования.

В исследовании введено ограничение: практическая реализация идеи

исследования рассматривается на примере групп развития детской школы искусств.

Объект исследования - образовательный процесс в группах развития детской школы искусств.

Предмет исследования - методика развития ритмопластики у детей от полутора до семи лет на занятиях ритмикой.

Гипотеза исследования. Развитие ритмопластики у детей от полутора до семи лет на занятиях ритмикой в группах развития школы искусств предполагает:

1) понимание ритмопластики как интегративной музыкальной способности, которая обеспечивает ребенку ритмичность, координированность, естественность движений под музыку, их выразительность при передаче эмоционально-образного содержания музыки, возможность творческого самовыражения и позитивного взаимодействия с участниками музыкально-ритмической деятельности;

2) создание и реализацию модели развития ритмопластики у детей в условиях школы искусств, содержащей взаимосвязанные компоненты (ценностно-целевой, теоретико-методологический, организационно-деятельностный и результативно-оценочный) и базирующейся на социокультурном подходе, что предполагает организацию на занятиях совместной с родителями деятельности детей под руководством педагога на принципах учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, природосообразности, культуросооб-разности, ценностной ориентации, педагогической поддержки детей со стороны значимых взрослых;

3) разработку методики развития ритмопластики у детей, основанную на поэтапном освоении и развитии движений в соответствии с особенностям и возможностям детей различных возрастных групп (ориентировочный - от полутора до трех лет, репрезентативный - от трех до пяти лет, импровизационно-продуктивный - от пяти до семи лет) и включающую совокупность методов, соотносящихся с выделенными этапами (от методов имитации и по-

втора движений к методам музыкальной драматизации, пластического интонирования, импровизации и эмоционально-ритмической подстройки в коллективной музыкально-ритмической деятельности).

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования определены следующие задачи.

1. На основе анализа психолого-педагогической, культурологической, искусствоведческой литературы раскрыть содержание понятия «ритмопластика», выявить его характеристики применительно к детям дошкольного возраста.

2. Обосновать целесообразность социокультурного подхода к развитию ритмопластики у дошкольников.

3. Спроектировать модель развития ритмопластики у детей в группах развития детской школы искусств.

3. Разработать методику развития ритмопластики у детей от полутора до семи лет и опытно-поисковым путем проверить ее результативность.

Теоретико-методологической основой исследования явились культурологические и искусствоведческие исследования развития ритмопластики как компонента общей культуры личности (Т.В. Бакшеева, И.Э. Быховская, М.Н. Жиленко, М.Н. Сляднева, В.М. Пасютинская); положения музыкальной психологии о роли слухомоторных и двигательных ощущений в восприятии образно-смыслового содержания музыки (Б.М. Асафьев, Л.А. Готсдинер, Е.В. Назайкинский, В.В. Медушевский, Е.А. Ручьевская, Б.М. Теплов), положения художественной педагогики о развивающем значении музыкального движения (А.И. Буренина, В.И. Петрушин, Т.Э. Тютюнникова, М.И. Чистякова, Б.П. Юсов); теории педагогического взаимодействия (Л.В. Байбородова, Е.В. Коротаева, Г.Г. Кравцов); положения социокультурного подхода о роли родителей в культурном становлении ребенка (М.С. Бережная, Е.В. Бондарев-ская, А.П. Валицкая, В.П. Зинченко), идеи значимости художественного воспитания ребенка в семье (Е.И. Замошина, Л.М. Кашапова, Л.В. Матвеева, А.Е. Мосин); отечественная концепция (Н.Г. Александрова, Т.В. Бырченко,

Т.А. Вендрова, И.Э. Кулагина, С.Руднева, Э.Фиш, Г.С. Франио) и зарубежные методики (Э. Жак-Далькроз, 3. Кодаи, К. Орф) музыкально-ритмического воспитания детей.

В ходе исследования использовались следующие методы: теоретические— изучение и анализ философской, культурологической, психолого-педагогической, искусствоведческой, музыкально-педагогической литературы по исследуемой проблеме; экспериментальные — опытно-поисковая работа, методы математической обработки результатов исследования; эмпирические — включенное наблюдение, творческие задания, анализ музыкально-ритмической деятельности детей и родителей.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась в группах развития МАОУК ДОД ЕДШИ № 4 «АртСозвездие» г. Екатеринбурга. В исследовании приняли участие 105 детей и 103 родителя.

Этапы исследования.

Первый этап исследования (2006 - 2007) заключался в изучении и анализе литературы по проблеме исследования, обобщении и осмыслении личного опыта преподавания в группах развития школы искусств, в выявлении возможности организации взаимодействия педагога, детей и родителей на занятиях ритмикой.

На втором этапе исследования (2007—2014) разработана модель развития ритмопластики с учетом особенностей детей разных возрастных групп: от полутора до трех лет, от трех до пяти лет, от пяти до семи лет. Определены и обоснованы критерии, уровневые характеристики развития ритмопластики у дошкольников на каждом из выделенных этапов образовательного процесса, разработана методика развития ритмопластики у детей, проведена ее апробация.

Третий этап исследования (2014—2015) состоял в систематизации и обобщении полученных результатов, уточнении теоретических положений, формулировании выводов, разработки рекомендаций по практической реализации методики развития ритмопластики у детей в условиях дополнительно-

го образования.

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, применением теоретических и эмпирических методов, адекватных задачам исследования, успешным внедрением результатов опытно-поисковой работы в практику педагогической деятельности.

Научная новизна:

1. Раскрыто значение развития ритмопластики как интегративной музыкальной способности, обеспечивающей ребенку естественность, коорди-нированность, выразительность движений при передаче эмоционально-образного содержания музыки и проявления своего внутреннего мира в музыкально-двигательном самовыражении и взаимодействии с окружающими.

2. Разработана модель развития ритмопластики у детей в условиях школы искусств, структура которой представлена взаимосвязанными компонентами: ценностно-целевым (определяющим ориентацию на социокультурные ценности в достижении образовательной цели: отношение к ребенку как ценности, объединяющей семью и учреждение дополнительного образования, и как к субъекту, самоопределяющемуся в мире культуры при поддержке педагогов и родителей), теоретико-методологическим (выдвигающим в качестве базисного социокультурный подход, что обеспечивает на занятиях совместную с родителями деятельность детей под руководством педагога на принципах учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, приро-досообразности, культуросообразности, ценностной ориентации, педагогической поддержки детей со стороны значимых взрослых), организационно-деятельностным (включающим этапы развития ритмопластики у детей и соотносящиеся с ними методы, формы, дидактические и творческие задания) и результативно-оценочным (представляющим диагностический инструментарий и анализ полученных результатов).

3. Разработана и апробирована методика развития ритмопластики у детей от полутора до семи лет, реализуемая в три этапа в соответствии с осою

бенностями и возможностями детей различных возрастных групп: ориентировочный (от полутора до трех лет), репрезентативный (от трех до пяти лет), импровизационно-продуктивный (от пяти до семи лет). Задача ориентировочного этапа - освоение подражательного движения (на основе партерной гимнастики, игр и танцев детского фольклора) - решается с помощью методов тактильного взаимодействия, практического показа и имитации движений. Задача репрезентативного этапа - освоение изобразительного движения (передача в движении образов окружающего мира, персонажей программных музыкальных произведений) - решается с помощью методов музыкальной драматизации, пластического интонирования и моделирования элементов музыкальной формы. Задача импровизационно-продуктивного этапа - освоение выразительного движения (в творческих заданиях, коллективных импровизациях на игровые сюжеты) - решается с помощью методов пластической интерпретации образного содержания музыки, импровизации и эмоционально-ритмической подстройки в коллективной музыкально-ритмической деятельности.

Теоретическая значимость.

1. Уточнено понятие «ритмопластика», определяемое как интегративная музыкальная способность, которая применительно к детям дошкольного возраста характеризуется: ритмичностью, координированностью, естественностью движений под музыку, их выразительностью при передаче эмоционально-образного содержания музыки, творческими проявлениями в музыкально-двигательном самовыражении, эмоционально-ритмической согласованностью движений ребенка с другими участниками музыкально-ритмической деятельности.

2. Обоснована целесообразность социокультурного подхода к развитию ритмопластики у дошкольников в детской школе искусств, опираясь на который педагог организует совместную деятельность детей и родителей, что обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка, необходимое для раскрепощенности и свободы двигательного аппарата; педагогическую под-

держку со стороны значимых взрослых, способствующую активному освоению музыкальных закономерностей через движение; ситуацию успеха, стимулирующую творческие проявления в музыкально-двигательном самовыражении; ценностные ориентиры через примеры позитивного взаимодействия на основе эмпатии в коллективной музыкально-ритмической деятельности.

3. Обоснован диагностический инструментарий для оценки уровня развития ритмопластики у детей. Выявлены критерии и показатели развития ритмопластики (моторно-двигательный, обеспечивающий ритмичность и свободу движений; эмоционально-образный, позволяющий выражать через движение внутренний мир и эмоциональное содержание музыкальных образов; креативный, связанный с творческими проявлениями в музыкальном движении; коммуникативный, обеспечивающий позитивное взаимодействие участников коллективной музыкально-ритмической деятельности), разработаны их уровневые характеристики у дошкольников разных возрастных групп.

Практическая значимость.

Внедрена в практику авторская методика «Танцуем вместе с мамой», доказана ее эффективность, в рамках занятий разработаны оригинальные игровые комплексы для детей разных возрастных групп, диагностические задания, подобран наглядный материал и репертуар музыкальных произведений для различных форм совместной творческой деятельности детей и родителей (групповые занятия, концертные выступления, участие в конкурсах и фестивалях, творческих проектах), разработаны методические рекомендации для родителей и педагогов дополнительного образования.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Ритмопластика — это интегративная музыкальная способность ребенка к естественным, координированным, выразительным движениям при передаче эмоционально-образного содержания музыки и проявления внутреннего мира ребенка в музыкально-двигательном самовыражении и взаимо-

действии с окружающими.

2. Модель развития ритмопластики у детей в условиях школы искусств отражает в единстве: ценностно-целевую установку (отношение к ребенку как ценности, объединяющей семью и учреждение дополнительного образования, и как к субъекту, самоопределяющемуся в мире культуры при поддержке педагогов и родителей), социокультурный подход (с опорой на который организуется педагогом совместная с родителями деятельность детей на принципах учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, приро-досообразности, культуросообразности, ценностной ориентации, педагогической поддержки детей со стороны значимых взрослых), этапы развития ритмопластики у детей от полутора до семи лет и соотносящиеся с ними методы, формы, дидактические и творческие задания, диагностический инструментарий (критерии, показатели, уровневые характеристики), позволяющий осуществлять мониторинг и анализировать результаты развития ритмопластики у детей на каждом возрастном этапе.

3. Методика развития ритмопластики у детей от полутора до семи лет включает последовательно реализуемые этапы с соответствующими им методами:

I этап - ориентировочный (от полутора до трех лет), задачей которого является освоение подражательного движения методами тактильного взаимодействия, практического показа и имитации движений (на основе партерной гимнастики, игр и танцев детского фольклора);

II этап - репрезентативный (от трех до пяти лет), направленный на освоение изобразительного движения методами музыкальной драматизации, пластического интонирования и моделирования элементов музыкальной формы (при передаче в движении образов окружающего мира, персонажей программных музыкальных произведений);

III этап - импровизационно-продуктивный (от пяти до семи лет), связанный с задачей освоения выразительного движения методами пластической интерпретации образного содержания музыки, импровизации и эмоциональ-

но-ритмической подстройки в коллективной музыкально-ритмической деятельности (в творческих заданиях, коллективных импровизациях на игровые сюжеты).

Апробация результатов исследования осуществлялись в условиях образовательного процесса МАОУК ДОД ЕДШИ № 4 «АртСозвездие» г. Екатеринбурга. Основные положения исследования обсуждались на научно-практических конференциях: международных (Екатеринбург: 2006, 2007, 2014; Челябинск: 2009, 2011), всероссийских (Екатеринбург: 2011, 2012,

2013), межрегиональных (Новый Уренгой, Салехард: 2010; Екатеринбург,

2014).

Структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Список литературы включает 258 работ отечественных и зарубежных авторов.

Глава I. Теоретические основы развития ритмопластики у детей в условиях дополнительного образования 1.1. Развитие ритмопластики у детей как актуальная проблема теории и методики дошкольного образования

Термин «ритмопластика» употребляется достаточно часто в практике дошкольного образования, хотя не имеет на сегодняшний день однозначного толкования. Занятия по ритмопластическому развитию детей в различных дошкольных образовательных организациях отличаются по названию: ритмопластическая гимнастика, ритмическая гимнастика, ритмическая пластика, ритмопластика и т.п. Сам процесс развития ритмопластики у детей рассматривается как многомерный, объединяющий в себе различные задачи по развитию личности ребенка: укрепления физического здоровья детей, гармонизации эмоциональной сферы, развития подвижности и гибкости мыслительных процессов, творческого потенциала, эмоциональности, музыкальности.

Неоднозначность и разноплановость подходов к трактовке понятия «ритмопластика» в педагогической теории и практике связаны с историей возникновения и становления этого понятия, интегрированного в различные сферы гуманитарного знания: философию культуры, искусствоведение, психологию и педагогику искусства, теоретические основы арттерапии и художественного исполнительства.

В искусствоведческих исследованиях термин «ритмопластика» объединяет содержание различных средств художественной выразительности, относящихся и к временным, и к пространственным видам искусства, на основе возникающих при их восприятии эмоционально-телесных ощущений.

Понятия «пластика», «пластичность» происходят от греческого «рЬвйке», что означает «лепной», «скульптурный». В древнегреческой культуре термин «пластика» рассматривался как синоним лепки и использовался для характеристики пространственных, визуальных видов искусства: архитектуры, скульптуры, живописи, декоративно-прикладного искусства. Со

времен античности сложилась традиция называть эти виды искусства пластическими, а термин «пластичность» соотносить с характеристикой художественных свойств произведений пространственных видов искусства: рельефность, выпуклость, гармоничность форм, изящество и выразительность линий.

В то же время термины «пластичность», «пластическая выразительность» связаны не только с характеристикой статических свойств предметов (силуэтный рисунок объемов, конструктивно-пространственная структура), но и с характеристикой ритмов этих объемов, линий, форм, динамики и гармонии их соотношений. Под воздействием пластического начала рождаются сложные художественные ассоциации, связанные с разнообразными и индивидуально переживаемыми эмоционально-телесными ощущениями («скрытая телесность», по выражению Ю.Н. Холопова). Поэтому термин «пластическая выразительность», сложившийся в искусствоведении, - синестетичный по своей природе, насыщенный пространственными, зрительными, двигательными ассоциациями. В искусствоведческих исследованиях термин «пластическая выразительность» объединяет содержание различных средств художественной выразительности, относящихся и к временным, и к пространственным видам искусства, на основе возникающих при их восприятии эмоционально-телесных ощущений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Нечаева, Татьяна Борисовна, 2015 год

Библиографический список

1. Абдуллина, O.A. Личностно-ориентированная технология обучения [Текст] : проблемы и поиски / O.A. Абдуллина, A.A. Плигин // Наука и школа.-1998.-№ 4. - С. 34-36.

2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе [Текст] / В.В. Абраменкова. // Мир психологии. - 1996.- №3.- С. 129- 156.

3. Алексеев, H.A. Личностно-ориентированное обучение: Вопросы теории и практики [Текст] / H.A. Алексеев. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 1997.-215 с.

4. Алексеев, Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. Рассуждения о судьбах народной песни [Текст] / Э.Е. Алексеев. - М.: Сов. композитор, 1988.- 183 с.

5. Алиев, Ю.Б. Методика музыкального воспитания от детского сада к начальной школе [Текст] / Ю.Б. Алиев. - Воронеж: НПО Модэк, 1998 - 247 с.

6. Алябьева, ЕА Психогимнастика в начальной школе [Текст] : метод, материалы в помощь психологам и педагогам /ЕА Алябьева. - М.: Сфера, 2003. -88 с.

7. Амонашвили, III А Размышления о гуманной педагогике [Текст] / ША Амонашвили. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996 - 496 с.

8. Ананьев, Б.Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. -М.: [б.и.], 1960.-486 с.

9. Ананьев, Б.Г. Формирование одаренности: Склонность и одаренность [Текст] /Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 1996. - 275с

10. Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] : Учеб. для высших шк. / Г.М. Андреева. - М.: Аспект - Пресс, 1997. - 239 с.

11. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] : Кн. для учителя / Н.П. Аникеева. -М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

12. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл. - М., 1990 - 58 с.

13. Арисменди, AJ1 Дошкольное музыкальное воспитание [Текст] / А.Л. Арисменди.- М.:ВЛАДОС, 1989. - 158 с.

14. Арбо Т. Орхезография, или трактат о танце в форме диалога [Текст] / Пер. с нем. П. Райгородского // Музыкальная Академия. Вып. 2., 1999. - С. 119126.

15. Арнольдов, А.И. Живой мир социальной педагогики: в поддержку актуальной науки [Текст] / АИ. Арнольдов. М.: МГУКИ, 1999. - 132 с.

16. Арутюнян, Э.А. Микросреда и трансформация общественных ценностей в ценностную ориентацию личности [Текст] /Э.А. Арутюнян. - Ереван, 1979. -268 с.

17. Асафьев, Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] : Кн. первая и вторая / Б.В. Асафьев. - М.: Музыка. - Кн. 1., 1971 - 143 с.

18. Асафьев, Б.В. Путеводитель по концертам [Текст] : Словарь наиболее употребительных терминов и понятий / Б.В. Асафьев. - М.: Музыка, 1978. -57 с.

19. Асафьев, Б.В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания [Текст] / Сост., вст. ст. и коммент. А.Н. Дмитриева. - Л.: Музыка, - 1974. - 296 с.

20. Бабаджан, Т. Ритмопластическое воспитание в дошкольных учреждениях. Пособие для руководителей. [Текст] / Т. Бабаджан, Ю.Двоскина, Н. Метлов, М. Румер - М.: Работник Просвещения. 1930. - 126с.

21. Байбородова Л.В. Теория, методика и практика взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: монография. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского,2007 - 319 с.

22. Бакланова, Т.И. Народная художественная культура [Текст] : прогр. курса для аспирантов и соискателей / Т.И. Бакланова. - М.: МГУКИ, 2003. - 26 с.

23. Бакшеева, Т.В. Двигательно-пластическая подготовка специалистов в области физической культуры [Текст ]: дис. ...канд. пед. наук /Т.В. Бакшеева: -М. 2005.- 156с.

24. Банфи, А Философия искусства [Текст] / А. Банфи; предисл. K.M. Долгова; пер. с итал. ГМ. Смирнова - М.: Искусство, 1989. - 384 с.

25. Барцхайм, Н. Из практики элементарного музыкального и двигательного воспитания. Пение - танцы - музицирование [Текст] / Н. Барцхайм, У. Май-ер; пер. с нем. В.А. Жилина. - Мюнхен, 1975. Рукопись. - 43 с.

26. Барышникова, Т. К. Азбука хореографии Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий [Текст] / Т. К. Барышникова - СПб.: «РЕСПЕКС». -256с.

27. Баткин, JI.M. Тип культуры как историческая целостность [Текст] / JI.M. Баткин // Вопросы философии. - 1969. - № 9. - С. 7 - 14.

28. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст] : исслед. разных лет / М.М. Бахтин. - М.: Худ. литература, 1975. - 502 с.

29. Безрукова, B.C. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике [Текст] / B.C. Безрукова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б.и.], 1994. - 84 с.

30. Безрукова, JI.B. Формирование ценностного отношения к окружающему миру у старших дошкольников [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук. / J1.B. Безрукова - Екатеринбург: [б.и.], 1999. - 22 с.

31. Бекина, С.И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6 - 7 лет) [Текст] : из опыта работы муз. руководителей дет. садов / сост. С.И. Бекина, Т.П. Ломова, E.H. Соколова. - М.: Просвещение, 1983. - 288 с.

32. Бережная, М.С. Социокультурная адаптация личности в общеобразовательном процессе [Текст] / М.С. Бережная // Проблемы и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества: Коллективная монография. - М.: Компания Спутник+, 2006. -С. 5-14.

33. Бернштейн, H.A. О ловкости и ее развитии. М.: ФиС, 1991.- 288с.

34. Бернштейн, H.A. Физиология движений и активности [Текст] : Сб. / H.A. Бернштейн; под ред. О.Г. Газенко. - М.: Наука, 1990. - 494 с.

35. Бестужев-Лада, И.В. Школа XXI века: размышления о будущем [Текст] / И.В. Бестужев-Лада //М.: Педагогика. - 1990. - № 8. - С. 103 -113.

36. Блок, Л.Д. Классический танец [Текст] / Л.Д. Блок Вступ. ст. В. М. Гаев-ского. - М.: Искусство, 1987. — 556 е.: ил., [28] л.

37. Божович, Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л.И. Божович // Вопросы психологии. - 1979. - № 2. - С. 47 - 56.

38. Бондаревская, Е. В. Педагогические основы межкультурного общения [Текст]: Учеб. пособие/ Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко; Ростов, гос. пед. ун-т, Приднестр. гос. ун-т. -Тирасполь: Полиграфист, 2000. - 78 с.

39. Борев, Ю.Б. Эстетика [Текст] / Ю.Б. Борев. - 4-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988.- 496 с.

40. Боровик, Т. Звуки, ритмы и слова [Текст] /Т. Боровик. - Минск, 199946 с.

41. Бочаров Б. Пластика аристократа [Текст] / Б. Бочаров // Будь здоров! № 1/195, сентябрь 2009. - с. 76-81.

42. Бочкарев, Л Психология музыкальной деятельности [Текст] / Л. Бочкарев. - М.: Ин-т психологии РАН, 1997. - 352 с.

43. Бреслав, Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех [Текст] / Г.Э. Бреслав. - СПб.: АО «Сфера», 2000. - 184 с.

44. Буренина, А.И. Ритмическая пластика для дошкольников [Текст] / А.И. Буренина. - СПб., 1994.

45. Буренина, А.И. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А.И. Буренина. - СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220с.

46. Бурно, М. Терапия творческим самовыражением [Текст] : Акад. проект./ М. Бурно - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - 364 с.

47. Бырченко, Т. Хрестоматия по сольфеджио и ритмике. [Текст] : Т. Бырчен-ко, Г. Франио-М., 1991.- 174 с.

48. Быховская И.М. Аксиология телесности и здоровье: сопряженность в культурологическом измерении [Текст] / И.М. Быховская // Психология телесности между душой и телом. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2007. - С. 53-67.

49. Быховская И.М. Телесность как социокультурный феномен [Текст] / И.М. Быховская // Культурология. XX век. Словарь. - СПб.: -1998 466с.

50. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. [Текст] / А.Я. Ваганова. - Д.: Искусство, 1980.-191с.

51. Валицкая, А.П. Культуротворческая школа: концепция и модель образовательного процесса/ А.П. Валицкая // Педагогика. - 1998. - №4. - С.12-18.

52. Валицкая, А.П. Современные стратегии образования/ А.П. Валицкая // Педагогика. - 1997.- №2. - С. 3-8.

53. Васильева - Рождественская, М.В. Историко-бытовой танец [Текст]: учеб. Пособие. - 2-е изд., пересмотр./ М.В. Васильева - Рождественская -М.: Искусство, 1987. - 382с.

54. Велиева, С.В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста [Текст] : Учебно-методическое пособие / сост. С.В. Велиева. - СПб: Речь, 2005.-240 с.

55. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве [Текст] / Г. Вельфлин - M.-JL: Academia, 1930. -289 с.

56. Венгер, JI.A. Программа «Развитие» [Текст] : Основные положения / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, E.JI. Агаева [и др.]. - М.: Новая школа, 1994. -64 с.

57. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. От рождения до 6 лет [Текст] : кн. для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Н.Б. Венгер, Э.Г. Пилютина, [и др.]; под ред. Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. -144 с.

58. Вендрова, Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн [Текст] / Т. Вендрова // Искусство в школе. - 1997. - № 1. - С. 61-65.

59. Вендрова, Т. Пластическое интонирование музыки в методике Вероники Коэн [Текст] / Т. Вендрова // Искусство в школе. - 1997. №2. - С. 64-67.

60. Ветлугина, H.A. Методика музыкального воспитания в детском саду [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. вузов. - М.: Просвещение, 1983. -255 с.

61. Ветлугина H.A. Музыкальное развитие ребенка. [Текст] / - М.: Просвещение, 1984. -415с.

62. Ветлугина H.A. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкольное воспитание» [Текст] / H.A. Ветлугина, A.B. Кенеман М.: Просвещение, 1983. - 255с.

63. Видмер, М. Музыка и танец как родственные искусства педагогики, ориентированной на игру [Текст] / М. Видмер; пер. с нем. В. Жилина. - Зальцбург, 1992.-22 с.

64. Водовозова, E.H. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста : книга для воспитателей / E.H. Водовозова. - 6-е изд., испр. и доп. - СПб., 1907 - 376 с.

65. Волков, Т.Н. Этнопедагогика [Текст] / Г.Н. Волков. - М.: Академия, 2000. - 167 с.

66. Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика. - М.: Речь, 2001. - 84 с.

67. Воронина, H.A. Историко-бытовой танец [Текст] / И.А Воронина. - М.: Искусство, 1980. - 128с

68. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.

69. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. -СПб.: Союз, 1997.-224 с.

70. Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1988. С. 205 - 209.

71. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1991. - 536 с.

72. Галлеев, Б.М. Содружество чувств и синтез искусств [Текст] / Б.М. Галле-ев. - М.: Знание, 1982. - 250 с.

73. Гальперин, П.Я. Формирование умственных действий [Текст] : хрестоматия по общей психологии / П.Я. Гальперин. - М.: Изд. Московского университета, 1981.-С. 78-87.

74. Галянт, И.Г. Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / И.Г. Галянт, 2006. - 186 с.

75. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье [Текст] / В.И. Гарбузов. - СПб.: АО «Сфера», 1994. - 160 с.

76. Галигузова, Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст] / Л.Н. Галигузова. -М.: Просвещение, 1992. - 143 с.

77. Гармаева Т.В. Особенность эмоциональной сферы и самосознание в контексте становления личности дошкольника // Психолог в детском саду. -2004.-№2.-С. 3-15.

78. Герасимова, И. Философское понимание танца [Текст] / И. Герасимова // Вопросы философии. - 1998. - № 5. - С. 50 - 64.

79. Гегель, Г.В.Ф. Эстетика [Текст] : В 4 т. / Г.В.Ф. Гегель - Т. 2; перевод с нем.; под ред. М. Лифшица. - М.: Искусство, 1969. - 326 с.

80. Генезис сенсорных способностей [Текст] / под ред. Л. Венгера; науч,-исслед. ин-т дошк. воспитания; АПН СССР. - М.: «Педагогика», 1976. - 256 с.

81. Герцман, Е.В. Античное музыкальное мышление [Текст] : Исследование / Е.В. Герцман. - Л.: Музыка, 1986. - 258 с.

82. Глате, Б. Ритмика для детей [Текст] : упражнения для музыкально-ритмического воспитания / Б. Глате; пер. с нем. В.А. Жилина. - \Volfenbattel, 1977. Рукопись. - 124 с.

83. Голейзовский, К.Я. Образы русской народной хореографии. [Текст] / К.Я Голейзовский - М.: Искусство, 1964. - 368с.

84. Голова, Е.В. Воспитание ритмопластики у детей младшего школьного возраста средствами гимнастики [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Голова. - М., 2007. - 23 с.

85. Готсдинер, A.J1. Музыкальная психология [Текст] / A.JI. Готсдинер. - М.: Музыка, 1993. - 158 с.

86. Горшкова, Е.В. От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет. [Текст] : Пособие для музыкальных руководителей ДОУ / Е.В. Горшкова - М.: Издательство «Гном и Д», 2004. - 144 с.

87. Гошовский, В. У истоков народной музыки славян [Текст] / В. Гошовский. -М.: Сов. композитор, 1971. - 178 с.

88. Гринер, В. Ритм в искусстве актера [Текст] / В. Гринер - М., 1966. - 174 с.

89. Давыдов, В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте // Вопросы психологии. 1992. - № 2. - С. 22-32.

90. Детский фольклор [Текст] / сост. М.Ю. Новицкая, И.Н. Райкова. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 124 с.

91. Детство [Текст]: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина [и др.]. - СПб., 2000. - 244 с.

92. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников [Текст] : Пособие для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада, [из опыта работы]. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.

93. Дмитриева, Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе [Текст] : Учеб. для учащихся пед. училищ / Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. -М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

94. Дмитриев, C.B. Ментальная сфера сознания, семантика тела, артпластика в спортивной и художественной деятельности [Текст] / C.B. Дмитриев // Теория и практика физической культуры. -2007. - №11. - С. 2-12.

95. Доман, Г. Гармоничное развитие ребенка: Как развить умственные и физические способности ребёнка [Текст] / Г. Доман - М.: Аквариум, 1996. -441 с.

96. Доронова, Т.Н. Программа «Радуга» [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон // Дошк. воспитание. -1990. -№ 10. - С. 10 - 14.

97. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития [Текст] : Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, А.Е. Жичкина, С.И. Мусиенко. - М.: Линка-Пресс, 2001. - 224 с.

98. Добровольская, Г.Н. Танец, пантомима, балет [Текст] / Г.Н. Добровольская.-М., 1975.-382 с.

99. Друскин, М.Д. Очерки по истории танцевальной музыки [Текст] / М.Д. Друскин. - Л.: Изд. Ленинградской филармонии. 1936. - 56с.

100. Дункан, А . Моя жизнь [Текст] — М.: Контракт-ТМТ, 1992. — 192 с.

101. Ермолаева Л.В. Психологические методы развития навыков общения и эмоциональных состояний дошкольника // Дошкольное воспитание. - 1995. -№9.-С. 21-28.

102. Жак-Далькроз, Э. Ритм. [Текст] / Э. Жак-Далькроз. - М.: Классика - XXI, 2001. -247 с.

103. Жаров, Л.В. Двадцатилетний опыт изучения проблемы человеческой телесности (взгляд врача и философа)/ Л.В.Жаров - Ростов н/Д., 2001. - 235с.

104. Жиленко, М.Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве [Текст] : автореф. дис. ... канд. культурологи / М.Н. Жиленко. -М., 2000.-23 с.

105. Замошина, Е.И. Семья как фактор формирования музыкальных интересов младших школьников [Текст] : автореф. дис. . канд. пед. наук / Е.И. Замошина; НИИ ХВ АПН СССР. М.: [б. и.], 1985. - 16 с.

106. Запорожец, A.B. Об эмоциях и их развитии у ребенка. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста [Текст] / A.B. Запорожец. - М.: Педагогика, 1996. - 247 с.

107. Запорожец, A.B. Основные проблемы онтогенеза психики [Текст] / A.B. Запорожец // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. -М.: Просвещение, 1988.-С. 395-401.

108. Запорожец A.B. Психология действия. [Текст] / A.B. Запорожец // - М.: Изд-во НПО «МОДЭК», 200- 736с.

109. Запорожец, A.B. Развитие произвольных движений. [Текст] / A.B. Запорожец - М.: Из-во АПН РСФСР, 1960. - 429с.

110. Захаров, Р.В. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. [Текст] / Р.В.Захаров - М.: Искусство, 1983 -237с.

111. Зацепина, М.Б. Народные праздники в детском саду [Текст] : Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей /М.Б. Зацепина, Т.В. Антонова; под ред. Т.С. Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 152 с.

112. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст] / В.В. Зеньковский. - М.: Школа-Пресс, 1996. - 336 с.

113. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] : Учеб. для студ. высш. учеб. заведений /

A.Н. Зимина. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 128 с.

114. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. - СПб.: Речь, 2001. - 400 с.

115. Зинченко В.П. Психология на качелях между душой и телом // Психология телесности между душой и телом. - М.: ACT, 2005.

116. Зинченко, В. П. , Моргунов, Е. Б. Человек развивающийся [Текст] /

B. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. Очерки российской психологии. — М.: Три-вола, 1994. — 304 с.

117. Ильин, Е. Двигательная память или память на движения: синонимы? [Текст]/ Е. Ильин // Вопросы психологии, № 4. - М., 1990. - 73-78 с.

118. Истоки [Текст] : Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т.И. Алиева, Е.П. Арнаутова [и др.]; отв. ред. Л.Е. Корнишова. - [2-е изд., испр. и доп.] - М.: Карапуз, 2001. - 303 с.

119. Истомина, С.М. Педагогическая импровизация как условие включения детей 6-7 лет в процесс музыкального творчества [Текст] : автореферат дисс. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005. - 22 с.

120. Кабкова, Е. П. Мир искусства и мир детства: интеграция в современном художественном образовании детей Коллективная монография [Текст] / Е.А. Ермолинская, Е. П. Кабкова, JI. Г. Савенкова, Е. А. Чумичева. - М. : Русское слово, 2010. - С. 49-80.

121. Кавтарадзе, Д.Н. Общение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе. - М.: Флинт, 1998. - 282 с.

122. Каган, М.С. Начала эстетики [Текст] / М.С. Каган. - М.: Искусство, 1964. -210с.

123. Казанский, O.A. Педагогика как любовь [Текст] : Учеб. пособие / O.A. Казанский. -М.: Рос. пед. агентство, 1996. - 134 с.

124. Каневский, В. Б. Звуки скажут больше, чем слова [Текст] / В.Б. Каневский // Искусство в школе. - 1997. - № 1. - С. 43 - 45.

125. Кашапова, JI.M. Роль семьи и школы в этномузыкальном образовании детей [Текст] /JI.M. Кашапова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2004. - № 9. - С. 34-40

126. Кирнарская, Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности [Текст] / Д.К. Кирнарская. - М.: Таланты - XXI век, 2004. -496 с.

127. Киященко, Н.И. От эстетического опыта к эстетической культуре [Текст] / Н.И. Киященко // Эстетическая культура. - М.: ИФРАН, 1996. - С. 18 - 26.

128. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. - М.: Педагогика, 1988. -362 с.

129. Комарова Т.С. Красота - Радость - Творчество [Текст] : Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет. / Т.С. Комарова, A.B. Антонова, М.Б. Зацепина. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 128 с.

130. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Я.А. Коменский; под ред. A.A. Красновского. - М.: Учпедгиз, 1955. - 651 с.

131. Конорова, Е. Ритмика. Программа для средних специальных музыкальных школ. [Текст]/ Е. Конорова - М., 1972. -24 с.

132. Конради, Е. Исповедь матери [Текст] / Е. Конради С-Петербург. Тип.

A.M. Котомина. 1876. -672 с.

133. Коренева Т.Ф. Музыкальные ритмопластические спектакли для детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста [Текст] : Учеб. - Метод. пособие: В 2 ч./ Т.Ф. Коренева - М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

134. Королева, Э.А. Ранние формы танца [Текст] / Э.А. Королева - Кишинев: Штиница, 1977.-216с.

135. Коротаева, Е.В. Педагогические взаимодействия и технологии [Текст] : монографическое исследование / Е.В. Коротаева; Мин-во образования и науки; Урал. гос. пед. ун-т. - М.: Academia, 2007. - 256 с.

136. Коротаева, Е. В. Педагогическое взаимодействие: опыт проблемного анализа [Текст] : монография / Е. В. Коротаева ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург : [б. и.], 2008. - 276 с. : ил.

137. Костина, Э.П. Камертон [Текст] : Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста / Э.П. Костина. - М.: Просвещение, 2004. - 223 с.

138. Коэн, В. Метод музыкальных зеркал. Двигательные аналогии музыкального восприятия [Текст] / В. Коэн // Искусство в школе. - 1995. -№ 4. - С. 14 -16.

139. Кравцов, Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе [Текст] / Г.Г. Кравцов// - М.: Знание, 1987. - 80с.

140. Красовская, В.М. Западноевропейский балетный театр [Текст] /

B.М. Красовская - М., 1979. - 269 с.

141. Красовская, В.М. Статьи о балете. [Текст] / В.М. Красовская -Л.: Искусство, 1967.-340с.

142. Кряжева, Н.Л. Развитие эмоционального мира детей [Текст] / Н.Л. Кряжева. - Ярославль: «Академия развития», 1996. - 208 с.

143. Кудрявцев В.Т. О развивающей педагогике оздоровления [Текст] / В.Т. Кудрявцев // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2014. - №6. - С.64-73.

144. Кулагина, И. Видимая музыка (музыка и движение). К 110-летию JI.H. Алексеевой [Текст] / И. Кулагина // Музыка и время. 2001, №1. - С. 4854.

145. Куприна, Н.Г. Народная педагогика в современном дошкольном воспитании: [Текст] : учебное пособие для.студ. пед. вузов факультетов дошкольного воспитания [допущено УМО] / Н.Г. Куприна. - М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный ин-т, 2008. - 86 с.

146. Куприна, Н.Г. Развитие общения у детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности [Текст] : учебно-методическое пособие / Н.Г. Куприна; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург: [б.и.], 2004. - 109 с.

147. Куприна Н.Г. Социокультурный подход как стратегическое направление художественного образования [Текст] / Н.Г. Куприна, A.B. Святцева // Дискуссия. - 2012. - № 2. - С. 14-19.

148. Куприна, Н.Г. Экология музыкально-звуковой сферы современного ребенка [Текст] : монография / Н.Г. Куприна. - М.: Academia, 2007. - 448 с.

149. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - В 2 т.; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1983. - 304 с.

150. Леонтьев, А.Н. О некоторых психологических вопросах сознательности учения [Текст]: хрестоматия по педагогической психологии / А.Н. Леонтьев. - М., 1995.

151. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] / А.Н. Леонтьев. - 4-е изд. -М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.

152. Леонтьева, О.Т. Карл Орф [Текст] / О.Т. Леонтьева. - М.: Музыка, 1984. -84 с.

153. Лисина, М.И. Пути влияния семьи и детского учреждения на становление личности дошкольника [Текст] / М.И. Лисина// Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. - М.: Прогресс, 1979.-С. 43-54.

154. Лифиц, И.В. Ритмика [Текст] / И.В. Лифиц. - М.: Академия, 1999. - 142 с.

155. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций [Текст] : учеб. пособие для вузов и слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации и переподготовки науч.-пед. кадров / Б.Т. Лихачев. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат., 2003. - 607 с.

156. Лоуэн, А. Радость [Текст] /А. Лоуэн. - Минск: Попурри, 1999.-246 с.

157. Лоуэн, А. Терапия, которая работает с телом [Текст] / А. Лоуэн. - СПб.: Речь, 2000. - 272 с.

158. Луговская, А. Ритмические упражнения игры и пляски [Текст] / А. Лугов-ская. - М.: Советский композитор, 1991.

159. Малкина-Пых, И.Г. Телесная терапия [Текст] : справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. - М.: ЭКСМО, 2007. - 752 с.

160. Маркова, С. В. Формирование пластической культуры студентов-режиссеров театрализованных представлений и праздников в условиях высшего художественно-педагогического образования [Текст] / С. В. Маркова. Дис.... канд. пед. наук: - Краснодар, 2004. - 176 с.

161. Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу; пер. с англ. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

162. Маслоу, А. По направлению к психологии бытия. Религия, ценности и пик-переживания [Текст] / А. Маслоу; пер. с англ. - М: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 272 с.

163. Матвеева, Л.В. Теория и практика музыкального образования ребенка в семье [Текст] : монография / Л.В. Матвеева; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - Екатеринбург, 2007. - 216 с.

164. Материалы социологических исследований в сфере начального художественного образования Свердловской области [Текст] / составители Н.Г. Та-гильцева, О.Ф. Антипина, Н.Г. Куприна, Н.Ю Перевышина; ОГУК «Свердловский обл. метод, центр по художественному образованию. - Екатеринбург, 2008. - 72 с.

165. Медушевский, В.В. Интонационная форма музыки [Текст] : Исследование / В.В. Медушевский. - М.: Издательское объединение «Композитор», 1993. -262 с.

166. Межецкая, О.В. Основные положения методики развития двигательно-координационных способностей детей на начальном этапе обучения игре на фортепиано [Текст] / О.В. Межецкая // Вестник Тюменского государственного университета №9/2012. - с. 128-133.

167. Мелик-Пашаев, А. Педагогика искусства и творческие способности [Текст] / А. Мелик-Пашаев. - М.: Знание, 1981. - 96 с.

168. Мелик-Пашаев, А. Трансформация детской игры в художественное творчество [Текст] / А. Мелик-Пашаер, 3. Новлянская // Искусство в школе. -1994.-№2.-С. 9- 15.

169. Мельников, М.Н. Русский детский фольклор [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. институтов / М.Н. Мельников. - М.: Просвещение, 1987. - 240 с.

170. Мониторинг в детском саду [Текст]: научно-методическое пособие /соответствует ФГТ к структуре ООП дошк. обр. - СПб: Издательство «Детство-пресс», 2011. - 592 с.

171. Музыкальное воспитание дошкольников [Текст] : пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада / О.П. Радынова, А.И. Катинене, M.J1. Палавандишвили [и др.]; под ред. О.П. Радыновой. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1994. - 223 с.

172. Музыкальные игры и пляски в детском саду [Текст] : Пособие для муз. руководителей детского сада. /Сост. Е.Е.Каява, Л.Н.Кондрашова, С.Д.Руднева. - Л.: Учпедгиз, 1963. -399 с.

173. Мухамедрахимов, Р.Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие / Р.Ж. Мухамедрахимов - СПб. СПбГУ. 2003. - 288 с.

174. Мухина, B.C. Детская психология [Текст] : учеб. для студ. пед. ин-тов. -М.: Апрель - Пресс; ЭКСМО - Пресс, 2000. - 352 с.

175. Назайкинский, E.B. О психологии музыкального восприятия [Текст] / Е.В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 382 с.

176. Немов, P.C. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / P.C. Немов. - Кн. 3. Психодиагностика. - М.: Владос, 2003.-640 с.

177. Немеровский, А. Пластическая выразительность актера [Текст] / А. Неме-ровский. - М.: Искусство, 1976. - 144 с.

178. Никитин, В.Н. Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика. /

B. Никитин // Современ. и эстрадные танцы. -2004. - № 1. - С. 26.

179. Никитин В.Н. Энциклопедия тела: психология, психотерапия, педагогика, театр, танец, спорт, менеджмент [Текст] / В.Н. Никитин. - Алетейа, 2000. -624 с.

180. Новицкая, М. Программа «Наследие» [Текст] / М. Новицкая, Е. Соловьева, JI. Царенко // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 5. - С. 8 - 11.

181. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. [Текст] / X. Ортега-и-Гассет Перевод:

C.Л.Воробьев, A.M. Гелескул, Б.В.Дубинин - М., 2001. - 347 с.

182. Основы сценического движения [Текст] / Под ред. И.Э. Коха. - М.: Просвещение, 1976. -224 с.

183. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М.В. Осорина. - СПб.: Изд-во «Питер», 1999. - 288 с.

184. Острогорский А.Н. Избранные педагогические произведения. М.: Педагогика, 1985.-352 с.

185. Пасютинская, В. Волшебный мир танца [Текст] / В. Пасютинская - М: Просвещение, 1985. -223 с.

186. Пахомова Г.В. Пластико-ритмическая гимнастика: Методические рекомендации [Текст] / Г.В. Пахомова — М.: Российский Республиканский совет ВДФСО профсоюзов, 1990. - 25с.

187. Педагогический словарь [Текст] : для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / под ред. Г.М. Коджаспировой, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.

188. Песталоцци Иоганн Генрих [Текст] : избранные педагогические произведения в 2-х т. / ред и ввод. ч. А П. Пинкевича. - Т. 1. - М.: Учпедгиз, 1936. -350 с.

189. Петров A.M. Мозг и движение. [Текст] / A.M. Петров - М.: ВПК, 1997. -64 с.

190. Петрушин, В.И. Музыкальная психотерапия: Теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Петрушин. - М.: BJIA-ДОС, 2000. - 176 с.

191. Печко, Л.П. Основные характеристики эстетико-педагогической среды школы, урока, класса [Текст] / Л.П. Печко // Эстетическая среда и развитие культуры личности (в школе и педвузе). - Вып. 2. - Межвузовский сборник научных трудов / Институт художественного образования Российской академии образования; Луганский гос. пед. ун-т им. Т. Шевченко. - М.-Луганск, 2000. -С. 45-58.

192. Пиаже, Ж. Избр. психолог, труды [Текст] / Ж. Пиаже; вст. ст. В.А. Лекторского. -М.: Межд. пед. академия, 1994. - 680 с.

193. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - СПб.: Союз, 1997.-256 с.

194. Погорелов, С.Т. Теория и практика социокультурного подхода в системе образования Свердловской области. Перспективы развития проекта «Урал. Человек. Истоки». [Текст]/ С.Т. Погорелов //Социокультурный подход в современном образовании: опыт реализации регионального образовательного проекта «Урал. Человек. Истоки». Материалы науч.-практич. конф. 25 апреля 2007 года / Институт развития регионального образования Свердловской области. - Екатеринбург, 2007. - С. 7 - 17.

195. Покровский, Е. Детские игры [Текст] : историческое наследие / Е. Покровский. - СПб, 1994.- 186 с.

196. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б.Ф. Ломова [и др.] - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

197. Психология телесности между душой и телом [Текст]/ ред. - сост. В.П. Зинченко, Т.С. Леви. - М.: ACT МОСКВА, 2007. - 732с.

198. Развитие личности ребенка от года до трех [Текст] / сост. В.Н. Ильина. -Ек атеринбург: У-Фактория, 2006. - 432 с.

199. Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть: Рус. дет. игровой фольклор [Текст] : Кн. для учителя и учащихся / сост. М.Ю. Новицкая, Г.М. Науменко. - М. Просвещение, 1995. - 224 с.

200. Рассохина, В. Н.Г.Александрова и ритмика Ж.-Э. Далькроза в нашей стране [Текст] / В. Рассохина // Из прошлого советской культуры. - М.: Советский композитор, 1982. - С. 238-270.

201. Ригина Г.С. Уроки музыки в начальных классах [Текст] : Из опыта работы в первом и втором классах /Г.С. Ригина; под ред. Л.Б. Занкова. - М.: Просвещение, 1979.- 160 с.

202. Роджерс, K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / K.P. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.

203. Ромм В. Человеческая стойка // Балет. - 2005. - № 4. - с. 40-43.

204. Рубинштейн, СЛ. Основы общей психологии [Текст] / СЛ. Рубинштейн. -СПб: Питер ком., 1999. - 720 с.

205. Руднева, С. Ритмика. Музыкальное движение. [Текст] / С. Руднева, Э. Фиш. - М.: Просвещение, 1972. - 334с.

206. Рузавин, Г.И. Моделирование/ Г.И. Рузавин// Философский словарь/ под ред. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001. - 560с.

207. Ручьевская, Е. А. Работы разных лет. В 2 томах. Том 1. Статьи. Заметки. Воспоминания [Текст] - С.Пб: Композитор, 2011. - 488 стр.

208. Савенкова Л.Г. Особенности интегрированного обучения [Текст] / Л.Г. Савенкова //Эффективные системы взаимодействия предметов гуманитарного цикла в практике образовательных учреждений: Сб. науч. статей; ред.- сост. Е.П. Кабкова. - М.: ИХО РАО; Тольятти: ТГУ, 2005. - С. 23 - 34.

209. Саркисова Н.Г. Ритмическая гимнастика в общефизической и профессиональной подготовке студентов // Проблема физического воспитания учащейся молодежи: Сб. научн. тр.- Карачаевск, 199, 123 - 34.

210. Силберг, Дж. Развивающие игры для двухлетних детей [Текст] / Дж.Силберг, пер.с англ. Е.А. Гендель. - Минск: ООО «Попурри», 2005. -240 с.

211. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. [Текст] / пер.с немецкого под ред. J1.A. Баренбойма. - Л.: Музыка, 1970. - 160с.

212. Сляднева, М.Н. Телесная пластика в теории биомеханики и физического воспитания [Текст] : дис. доктора пед. наук. / М.Н. Сляднева. - 2005. -416 с.

213. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности [Текст] / Е.Т. Соколова - М.,1989.-215с.

214. Столович, Л.Н. Искусство и игра [Текст] / Л.Н. Столович. - М.: Знание,

1987.- 63с.

215. Столович, Л.Н. Жизнь - творчество - человек: Функции художественной деятельности. [Текст] / Л.Н. Столович. - М.: Знание, 1985. - 415с.

216. Струнина, E.H. Пластичность как форма реализации культуры личности [Текст] : Дис. ... канд. филос. наук /E.H. Струнина. - Н. Новгород, 2004. -178 с.

217. Стоюнин В.Я. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Сост. Г.Г. Савенюк. - М.: Педагогика, 1991 - 368 с.

218. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. [Текст] / В.А. Сухомлинский. М.: Педагогика, 1979. - 347с.

219. Тагильцева, Н.Г. Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников [Текст] : Дис. ... доктора, пед. наук / Н.Г. Тагильцева. - М., 2002 - 330с.

220. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей /К.В. Тарасова. - М.,

1988.- 176 с.

221. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теп-лов // Б.М. Теплов / отв. ред. Э.А. Голубева; РАН Ин-т психологии. - М.: Наука, 2003.-282 с.

222. Ткаченко, Т.С. Народный танец. [Текст] : Учебное пособие. Изд. 2-е. / Т.С. Ткаченко - М.: Искусство, 1967. - 655с.

223. Торшилова, Е.М. Шалун, или Мир дому твоему [Текст] : программа и методика эстетического развития дошкольников / Е.М. Торшилова. - М.: ИХО РАО, 1998.- 186 с.

224. Тряпицина А.П., Писарева С.А. Современные методологические подходы к исследованию педагогического образования/ А.П. Тряпицина, С.А. Писарева // Человек и образование №3 (40) 2014, - С. 4-12.

225. Тхвостов А.Ш. Телесность человека в контексте культурно-исторического подхода [Текст] / А.Ш. Тхвостов //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, №4, 2002. - С.34 - 40.

226. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи... Творческое музицирование, импровизация и законы бытия [Текст] : монография / Т.Э. Тютюнникова. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 264 с.

227. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева - М.: Академия, 2001. - 336с.

228. Фельденкрайз, М. Искусство движения. Уроки мастера [Текст] / Пер. с англ. А. Заславской. —М.\ Изд-во Эксмо, 2003. — 352 с.

229. Фокин, М.М. Против течения [Текст] : 2-е изд, доп. и испр. / М.М. Фокин - Л.: Искусство, 1962. - 639 с.

230. Фортунатова, В. А. Человек в мире культуры. [Текст] : Учебное пособие / В.А. Фортунатова. -Н. Новгород: НГПУ, 1998. - 97с.

231. Франио, Г.С. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей [Текст] : Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. / Г.С. Франио - М.: Советский композитор, 1989. - 104 с.

232. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике [Текст] / сост. В. Баскаков. - М.: НПО Психотехника, 1992. - 282 с.

233. Цареградская, T.B. На танцплощадке три века назад [Текст] / Т.В. Царе-градская - М.: Знание, 1991.-63 с:

234. Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / М.И. Чистякова; под. ред. М.И. Буянова. - М.: Просвещение, 1990. - 128 с.

235. Чумичева, P.M. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника [Текст] / P.M. Чумичева. - Ростов н/Д: РГПУ, 1995. - 272 с.

236. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 1994. - 240 с.

237. Штайнер, Р. Искусство эвритмии [Текст] / Р. Штайнер. - М.: Парсифаль, 1996.-362 с.

238. Шустерман, Р. Мыслить через тело: гуманитарное образование [Текст] / Р. Шустерман; пер. с англ Д.Г.Лахзути //Вопросы философии. - 2006. - №6. -С. 52-67 (Философия, культура, общество).

239. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского [Текст] / Б.Д. Эльконин. - М.: Триво-ла, 1994.-168 с.

240. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Б.Д. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

241. Эльконин, Д.Б. Избранные психол. труды: проблемы возрастной и педагогической психологии [Текст] / Б.Д. Эльконин; под ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Межд. пед. академия, 1995. -221 с.

242. Эльяш, Н.И. Образы танца[Текст] /Н.И. Эльяш - М.: Знание, 1970. - 240с.

243. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] : пособие для воспитателей детского сада / A.B. Запорожец, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелева [и др..]; под ред. А.Д. Кошелевой. - М., 1985.

244. Эндрюс, Т. Магия танца [Текст] / Т.Эндрюс, пер. с англ. - М.: REFL-book, Валкер, 1996. - 256с.

245. Эриксон, Э.Г. Детство и общество [Текст] / пер. с англ. A.A. Алексеева. -2-е изд. - СПб.: Летний сад, 2000. - 416 с.

246. Эстетическая культура [Текст] / отв. ред. И.А. Коников. - М.: ИХО РАО, 1996-116 с.

247. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство» [Текст] / Б. П. Юсов. - М.: Компания «Спутник +», 2004- 253 с.

248. Яновская, В. Ритмика. [Текст] / В. Яновская - М., 1973. -248 с.

249. Яфальян, А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / А. Ф. Яфальян. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 381 с.

250. Buck Persy С. Psychologi for Musizians. London. Oxford Universiti Press, 1966.

251. Haselbach В/ Improvisation, Dance, Movement/ Schott, 1981.

252. Heilbut P. Spass am Klavierspielen. Schule für Kinder aus Grund und Fruherziehungskursen. Barenreiter Kassel-Basel-London-New York, 1982.

253. Kodaly, Zoltan «Wege zur Musik», Budapest, Corvina Kiado 1983.

254. Keller W. Ludi Musici. Sprachspiele. Boppard\Rhein, 1970.

255. Klöppel R., Vliex S. Helfen durh Rhythmik (lcindergarten, hört, schule) Herder Freiburg. - Basel - Wein, 1996. - 192 p.

256. Orff-Schulwerk. Mainz, 1950.

257. Orff-Jahrbuch, 1962: Orff-Institut an der Akademie «Mozarteum» Salzburg Jahrburg 1963. Mainz, 1962.

258. SachC. World History of Dance N. Y., 1937. -316p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.