Война как социальный феномен в русской религиозной философии начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Боброва, Ирина Анатольевна

  • Боброва, Ирина Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Чита
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 170
Боброва, Ирина Анатольевна. Война как социальный феномен в русской религиозной философии начала XX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Чита. 2007. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Боброва, Ирина Анатольевна

Введение.

Глава I. Социально-философские проблемы войны в истории западно-европейской и русской мысли.

§1. Философские подходы к раскрытию сущности войны.

§2. Западноевропейская социально-философская мысль о войне краткий обзор).

§3. Военная проблематика в русской социально-философской мысли

XVIII-XIX веков.

Глава II. Осмысление феномена войны в русской религиозной философии начала XX века.

§ 1. Антиномизм в понимании войны в русской религиозной философии начала XX века.

§2. Русские религиозные философы начала XX века о значении войны в судьбе России.

§3. Социальное и нравственное осмысление войны в творчестве Ф.А. Степуна (на примере художественно-философского произведения

Из писем прапорщика - артиллериста»).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Война как социальный феномен в русской религиозной философии начала XX века»

Актуальность темы исследования

Война - это экстремальное явление общественной жизни, великая трагедия общества, феномен духовно-культурной сферы жизни человечества. Война - явление, имеющее конкретно-исторические предпосылки, условия, реальные начала и пределы своего развития, функции в общественной практике, в цивилизационном процессе. Хотя война как социально-политическое явление имеет исторически преходящий характер, тем не менее весь период истории человечества (народов, перешедших к государственности) сопряжен с явлением войны.

В новый век и в новое тысячелетие человечество, к сожалению, вступило не с идеей вечного мира и торжества общечеловеческих ценностей, а с новой волной ненависти, насилия и войн. В интеллектуальном плане становится все более необходимым глубокий и реалистический взгляд на войну, на ее место и роль в жизни людей и мировой истории.

Социально-философское исследование феномена войны предполагает решение следующих проблемных вопросов: сущность войны как особого социально-политического явления; война и ее генезис; место войны в ряду цивилизационных явлений и ее роль в истории; основные типы и виды войны в различные исторические эпохи; роль войны в формировании государственности; глубинные закономерности и тенденции изменения сущности войны; возможности ее устранения; проблема участия человека в войне и экономическое обеспечение войн и др.

Поэтому задача построения современной философии войны представляется чрезвычайно актуальной. Ее решение требует использования как собственных исторических традиций, так и привлечения данных таких сравнительно новых дисциплин, как геополитика, глобалистика, конфликтология и т.д.

Исследование феномена войны в достаточно полной мере может быть осуществлено путем обращения к учениям выдающихся русских религиозных мыслителей начала XX века, т.к. в них сильна тенденция глубокого исследования социально-философских вопросов, в том числе и проблемы войны, таких ее аспектов как природа войны, ее особенности и закономерности, ее возникновение и эволюция и ее роль в истории развития цивилизаций.

Несомненно также, что полноценный анализ феномена войны невозможен без ее обоснованной моральной оценки. Именно нравственный аспект является одним из стержневых в философии войны, раскрывает внутренний смысл этого социального явления, т.к. все социальные действия человека отражают его определенную нравственную позицию.

Тема данного исследования актуальна и в плане современного изучения проблем войны и мира, поиска путей окончательного исключения возможности войны из жизни общества. В этом смысле русские религиозные философы сформулировали ценные идеи и подходы, способные помочь человечеству решить эту много веков не решаемую проблему.

Все сказанное свидетельствует об актуальности исследования самобытного идейно-теоретического наследия русских религиозных философов и конкретно - их размышлений о войне как социального феномена, существенно влияющего на жизнь общества и индивидуума.

Степень разработанности проблемы

Понимание войны как особого состояния общества получило отражение в работах западно-европейских мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля, Цицерона, Августина Аврелия, Э. Роттердамского, Ж.Ж. Руссо, Г. Гроция, Т. Гоббса, Ш.Л. Монтескье, И. Канта, И.Г. Фихте, Г.В.Ф. Гегеля, К. Клаузевица и Др.

Значение агрессивности в войне, механизмы ее возникновения и проявления в психической, биологической, социальной составляющей личности и общества рассмотрены в трудах Е.О. Вильсона, К. Лоренца, Ф. Ницше, 3. Фрейда и др.

Морально-нравственная составляющая феномена войны исследована современными учеными Р.Г. Апресяном, Д.А. Волкогоновым, А.А. Гусейновым, Э.А. Поздняковым, А.А. Скворцовым и другими.

Серьезный вклад в более глубокое понимание войны внесло исследование, объединившее специалистов из Бельгии, Китая, России и США Б. Коппитерса, Н. Фоушина, Р. Апресяна1 и др., в котором представляется и развивается теория справедливой войны. Данная работа интересна как теоретико-методологической постановкой проблемы и ее широким охватом, так и попыткой оценить место нравственного ограничения войны (а возможно, и достичь такого ограничения) в международных отношениях в обозримом будущем.

Правовые проблемы войны нашли разработку у таких авторов, как Э.И. Александров, А.Г. Григорьев, А.А. Гурвич, Ю.М. Колосов, В.А. Соколов и др.

Проблемы отношения религии к войне излагаются в трудах М. Вебера, К.А. Гаджиева, Ю.И. Семенова, П.А. Сорокина, а также у представителей православной церкви А. Меня, Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и др.

Собственное видение Первой мировой войны отражается в публикациях российской эмиграции 20 - 40-х гг. Авторы Н.Н. Головин, А.К. Баиов, А.А. Керсновский, A.JI. Мариюшкин, Е.Э. Меснер рассматривают в первую очередь военно-теоретические вопросы и проблематику, связанную с местом армии в

1 См.: Нравственные ограничения войны: Проблемы и примеры / Под общей редакцией Б. Коппитерса, Н, Фоушина, Р. Апресяна. - М.: Гардарики, 2002. обществе. Опыт Великой Отечественной войны отражен в трудах военачальников и полководцев A.M. Василевского, Г.К. Жукова, К.К. Рокоссовского, И.С. Конева и др. Философское осмысление проблемы войны и мира в современных условиях находит отражение в трудах философов-военных И.С. Даниленко, П.В. Петрия, С.А. Тюшкевича, А.И. Хмары и др.

Вторая мировая война и ее итоги заставили радикально пересмотреть причины происхождения войны и ее роль в историческом процессе. В 50-60-х годах XX века в этом направлении работали зарубежные философы, политологи и социологи, в частности, Р. Арон, Э. Брайтман, Д. Бедерман, Р. Нибур, М. Колкинс, У. Хоккинг, Д. Элтинг. Сложность самого феномена войны обусловила методологическое разнообразие их исследовательской деятельности и ее результатов.

Проблемы поиска мира, концепция «мирного существования держав с различным общественным строем» получили освещение в трудах философов И.С. Андреевой, В.Ф. Асмуса, А.В. Гулыги, Т.И. Ойзермана.

В 90-е годы большое число военных конфликтов разной интенсивности не только в странах третьего мира, но и на территории Европы послужили толчком для значительного расширении философского поля в изучении феномена войны. Необходимо отметить концепции Э. Тоффлера, С. Хантингтона, Ф. Фукуямы, а также отечественных исследователей К.С. Гаджиева, А.Г. Дугина, Н.С. Розова, В.М. Сергеева, О.Ю. Сумина, В.В. Серебрянникова, А.И. Уткина.

В публикациях зарубежных исследователей последних 10-20 лет показывается разнообразие подходов к анализу природы, происхождения и динамики войн в мировой истории, безопасности, механизмов смены мирового лидерства, связи мобилизации военной силы с экономическими и культурными факторами. Эти публикации затрагивают такие темы, как природа войны (С. Браун, Р. Коллинз), социальная антропология войны (JI.

Кили, М. Харрис, К. и М. Эмберы), современная война и принципы геополитики (Р. Глоссоп, П. Диль и Г. Гоэрти, Р. Коллинз, Дж. Тернер, А. Стинчкомб, Э. Хобсбаум), геополитика и марксизм (Р. Блэкберн, Д. Додни), геополитика в контексте миросистем и цивилизаций (Э. Кик, М. Мелко, Дж. Тернер), всеобщие войны и долгие циклы мировой политики (Дж. Арриги, Дж. Модельски, К. Раслер и В. Томпсон)1.

По проблемам войны в социальной ситуации нашего времени выходят солидные монографии и проводятся дискуссии. Здесь можно назвать Р.Г. Апресяна, А.А. Гусейнова, В.К. Кантора, М.И. Кошелева, Э.А. Позднякова.

В словарях и энциклопедиях проблема войны часто рассматривается в рамках западноевропейской философии. Если и обращаются к традиции русской философии войны, то только в виде анализа проблемы войны с позиций культурно-нравственной позиции, характерной для B.C. Соловьева.

Долгий период значительная часть отечественного духовного наследия для широкого читателя была недоступна. В последнее время издаются труды отечественных мыслителей, в которых рассматривается широкий круг социально-философских проблем. Появились серьезные исследования русской религиозно-идеалистической философии рубежа веков. К таковым можно отнести работы И.И. Евлампиева, Б.В. Емельянова, А.А. Ермичева, А.Ф. Замалеева, В.К. Кантора, В.А. Кувакина, А.А. Королькова, С.Н. Пушкина, С.Г. Семеновой, А.А. Федорова, JI.E. Шапошникова, и др. Вместе с тем, ряд важных и актуальных проблем творческого наследия отечественных мыслителей остается малоизученным и нуждается в обстоятельном исследовании, одной из таких проблем является осмысление феномена войны.

Каждый из русских религиозных философов так или иначе касался вопросов войны. Но у них нет ни одного труда, специально посвященного

1 См.: Война и геополитика. 3-й выпуск Альманаха «Время мира» - Под ред. Н.С. Розова. - Новосибирск, НГУ, 2003. войне. Их идеи о социальных и нравственных проблемах войны органично входят в контекст размышлений о бытии человека в современном мире (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин), в разработки христианской политики (С.Н. Булгаков, Ф.А. Степун), при анализе кризиса правосознания (И.А. Ильин) и т.д.

В последние годы проводились диссертационные исследования различных сторон творчества русских религиозных философов начала XX века. Рассмотрены: проблемы ненасилия и справедливости; проведен анализ патриотизма как духовной ценности общества; добра и зла; нравственных качеств и добродетелей воинов; «смысла войны» и т.д. Это работы M.JI. Буровой, Е.Е. Гришновой, С.Г. Кисилева, Н.В. Плетневой, А.А. Скворцова, Д.А. Сысуева, С.П. Сытина, Е.А. Цвыка и др. В имеющейся литературе достаточно подробно представлено развитие военного искусства, проанализированы проблемы «человека в войне», экономического обеспечения войн.

Несмотря на весьма значительное количество литературы о феномене войны как зарубежных, так и российских авторов, необходимо отметить: во-первых, при всех усилиях современных ученых отечественная философия войны только начинает развиваться, во-вторых, нет целостного социально-философского анализа феномена войны в творчестве религиозных философов начала XX века.

Объект исследования - русская религиозная философия начала XX века.

Предмет исследования - война как социальный феномен в русской религиозной философии начала XX века.

Целью диссертационного исследования является выявление особенностей войны как социального феномена, получивших отражение в русской религиозной философии начала XX века.

Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:

1. Рассмотреть основные подходы к сущности и содержанию понятия «война» в современной социально-философской мысли.

2. Провести анализ социально-философских концепций и сущности войны в истории западно-европейской философской мысли.

3. Раскрыть социальные аспекты войны в русской философии XVIII -XIX веков.

4. Показать антиномизм понимания феномена войны в русской религиозной философии начала XX века;

5. Опираясь на труды русских религиозных философов, выявить роль войны в судьбе России.

6. Выявить особенности социального и нравственного осмысления войны на материале художественно-философского произведения Ф.А. Степуна «Из писем прапорщика-артиллериста».

Теоретико-методологическая база диссертации

Использованы труды историков русской философии (В.В. Зеньковского, И.О. Лосского), работы исследователей в области социальной философии (С.Э. Крапивенского, К.Х. Момджяна, Н.В. Мотрошиловой, Н.С. Розова, а также Ю. Хабермаса), работы современных исследователей русской философии (П.С. Гуревича, И.И. Евлампиева, Б.В. Емельянова, В.К. Кантора, А.А. Федорова, Л.Е. Шапошникова), политологии (Э.А. Позднякова), политической философии (А.К. Гаджиева), социологии (В.В. Серебрянникова, П.А. Сорокина), этики (А.А. Гусейнова, Р.Г. Апресяна) и др.

Основой для понимания русскими мыслителями сущности войны послужили труды отечественных философов XVIII - XIX веков М.В. Ломоносова, П.Я. Чаадаева, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, Н.Ф. Федорова, B.C. Соловьева. Кроме того, использовались работы представителей русского военного Зарубежья Н.Н. Головина, А.К. Баиова, А.А. Керсновского, A.JI. Мариюшкина, Е.Э. Меснера и ДР

В качестве методологической основы в настоящем исследовании применялись социально-философский и диалектический подход для выявления содержания феномена войны и ее роли в обществе. При изложении материала использовался проблемно-тематический подход, позволивший выявить разнообразие в определении сущности войны русскими религиозными мыслителями начала XX века.

При изучении трудов Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Ф.А. Степуна, JI.A. Тихомирова, Е.Н.Трубецкого, Г.П. Федотова, C.JI. Франка, В.Ф. Эрна были использованы методы системности и целостности, применялся сравнительно-сопоставительный анализ, осуществлялось совмещение исторического и проблемно-тематического подходов. Специфичным для избранной темы, оказавшей влияние на методы исследования, явился тот факт, что русская философия войны как целостная концепция не разработана. Поэтому при работе над источниками применялись метод философского синтеза.

Научная новизна данного исследования заключается в следующем:

1. Рассмотрены основные подходы к определению содержания понятия войны в современной социально-философской мысли.

2.Проведен анализ социально-философских концепций западноевропейской философской мысли, раскрывающих сущность войны.

3. Раскрыты социальные аспекты войны в русской философии XVIII -XIX веков.

4. Показан антиномизм понимания феномена войны в русской религиозной философии начала XX века.

5. Определена роль войны в судьбе России, представленной в трудах русских религиозных философов начала XX века.

6. Показаны особенности социального и нравственного осмысления войны на материале художественно-философского произведения Ф.А. Степуна «Из писем прапорщика-артиллериста».

Теоретическая и практическая значимость полученных результатов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы, сделанные в работе, могут служить научной основой для дальнейшего исследования феномена войны как социального явления для разработки проблем по социально-философской, историко-философской, социологической и этической мысли. Материалы работы представляют интерес для изучения данного феномена на современном этапе в процессах глобализации, а также для дальнейшего исследования социально-философских воззрений русских философов.

Содержание и основные выводы диссертации направлены на социальное познание феномена войны в обществе и способствует его более глубокому осмыслению.

Материалы, представленные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при разработке раздела по курсу социальной философии, истории русской философии, а также могут быть положены в основу теоретического курса по истории русской этической мысли, обществознанию, политологии, элективных курсов в вузах и факультативных занятий в средних школах. Теоретические положения работы были использованы диссертантом при разработке и проведении факультативов.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что положения и выводы, сделанные в диссертации, могут служить основой для дальнейшего исследования феномена войны как социального явления в социальнофилософской, историко-философской, социологической и этической мысли. Материалы работы представляют интерес для дальнейшего исследования социально-философских воззрений русских мыслителей.

Содержание и основные выводы диссертации могут способствовать более глубокому пониманию феномена войны в условиях глобализации.

Материалы, представленные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при разработке разделов по курсам социальной философии, истории русской философии, этики, истории этики, а также могут быть положены в основу теоретического курса по истории русской этической мысли, обществознанию, политологии, элективных курсов в вузах и факультативных занятий в средних школах.

Положения, выносимые на защиту:

1. История западно-европейской и русской философии доказывает, что проблема войны как социального феномена занимала и занимает в ней большое место, демонстрируя различные подходы и различное понимание. Последовательность исторического развития идеи войны является отражением последовательности этапов исторического развития философской мысли. Феномен войны является выражением социальных отношений, взятых в их совокупности.

2. Русские религиозные философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Ф.А. Степун, JI.A. Тихомиров, Е.Н.Трубецкой, Г.П. Федотов, C.JI. Франк, В.Ф. Эрн подошли к рассмотрению войны с позиций нравственно-религиозного измерения, как явлению духовному, как «духовному недугу человечества». Подход к феномену войны предстает логичным в рамках их концепций, поскольку анализ войны велся ими по религиозному принципу.

3. Русскими философами начала XX века были концептуализированы социальные характеристики войны. Ценностью видения данного явления является вскрытие глубинных истоков войны как отражения кризиса культуры

13 и как следствие - отражения кризиса цивилизации. Понимание социального феномена войны представлено ими в виде антиномий.

4. Исследование произведения Ф.А. Степуна «Из писем прапорщика-артиллериста» способствует уяснению сложнейших историко-культурных явлений, связанных с войной; помогает найти ответы на вопросы о формах и способах воздействия культурных установок общества на субъективное восприятие и толкование войны ее участниками и современниками, о том, как опыт участия в войне трансформировался в коллективный опыт военного времени.

Апробация работы. Основные положения данной работы отражены в 9 статьях, излагались автором на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005), на международной научно-практической конференции «Трансграничье в изменяющемся мире: Россия - Китай - Монголия» (2006), региональных и вузовских научных конференциях («Филологическое образование в ВУЗе и школе: традиции и перспективы», Чита, 2004; «Взаимовлияние языка и культур», Чита 2005); на заседаниях семинара аспирантов кафедры философии ЗабГГПУ.

Структура диссертации

Диссертационное исследование включает введение, две главы (шесть параграфов), заключение, библиографию.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Боброва, Ирина Анатольевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Самим фактом своего противоречивого существования война поставлена в центр философской проблематики, затрагивает вопросы аксиологии, социальной онтологии и гносеологии, этики. Проблема войны является «сквозной» для социальной философии, актуальна в любой период человеческой истории, несомненна ее актуальность и в настоящий момент - в свете происходящих в мире и в нашей стране процессов. Решение таких фундаментальных проблем человеческого бытия как проблема добра и зла, свободы и необходимости, общественного развития и прогресса и других невозможно без глубокого и всестороннего осмысления этого социального явления.

Мы выяснили, что война представляет собой социо-культурный и социально-психологический феномен. Она есть неизбежный результат самого жизнеустройства и жизненного уклада людей. Поэтому, чтобы правильно понять сущность войны и найти соответствующие пути и средства ее предотвращения, необходимо брать во внимание как все атрибуты природы человека, так и комплекс социальных, социо-культурных, экономических, территориально-географических, политических и иных факторов существования человеческих сообществ.

Смешение войны с другими социальными явлениями означает неверное их понимание, невозможность выработать к ним правильное отношение, определять необходимые средства и способы ее ведения или предотвращения.

Нами был предпринят анализ социально-исторических и теоретических предпосылок формирования философии войны в контексте социально-философской проблематики в западно-европейской и русской философской мысли, представлен краткий обзор развития военной философской мысли. Предпринятый обзор не является совершенно новым, но он был необходим для более глубокого понимания феномена войны.

Развитие идеи войны отражает определенные этапы развития философской мысли. История и война - неразделимые понятия, поэтому осмысление развития идеи войны должно базироваться на осмыслении исторического процесса, учитывая все его фазы. Нельзя понять войны, не поняв эпохи, - эта идея Клаузевица стала аксиомой современного социально-философского мышления.

Рассмотрев взгляды крупнейших русских мыслителей XIX века (П.Я. Чаадаева, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, Н.Я. Данилевского, К.Н. Леонтьева, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова) на смысл боевых действий и армии, мы видим, что основы философии войны ими уже были созданы. Все философы считают, войны не исчезнут, пока человек подвержен греху. Они воспринимали войну как явление социального и духовного порядка.

Безусловно, важным являлось для нас знание и понимание того, как мыслили это явление русские религиозные философы, какую оценку и теоретические обоснования оно получило в их трудах. С началом Первой мировой войны оформилось выдвинутое B.C. Соловьевым понимание войны как духовного конфликта, результата столкновения различных культур, различных духовных начал. Философы Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Е.Н. Трубецкой, Л.А. Тихомиров, И.А. Ильин Ф.А. Степун, Е.Н. Трубецкой, С.Л. Франк и другие рассматривают войну как духовный недуг человечества. Смысл войны, считали они, можно познать только на религиозной основе. С общенравственной позиции философы осуждали войну, с точки зрения исторической целесообразности - ее оправдывали. Судьба России и всего человечества рассматривалась через призму отношений Востока и Запада: в победе над Германией в Первой мировой войне, в победе над ее культурой философы видели мессианское предназначение России.

Вклад русских религиозных философов в развитие отечественной философии войны заключается в том, что они заострили и попытались решить одну из важнейших проблем человеческого бытия. Вопрос о войне принадлежит к числу тех вопросов, которые не поддаются окончательному решению, несмотря на кажущуюся простоту. Это тот вопрос, который не допускает абсолютного решения, а только относительное, в чем вся его мучительность и трудность.

Нами были выявлены особенности понимания войны русскими религиозными философами. В качестве таковых являются: поиск влияния Первой мировой войны и геополитики в целом на общие выводы и теоретические рассуждения о войне, выявление духовно-нравственных оснований войны, обращение к религиозным принципам объяснения мира и общества, рассмотрение феномена войны на фоне и в контексте проблемы выбора пути развития России, совокупным следствием чего стали морализирование проблемы в рамках антиномических противопоставлений, идеализация причин войны, наличие мессианской составляющей.

Решение проблемы, как сделать войны более гуманными, они видели в воспитании души солдата в христианской дробродетели. Настоящий христианин никогда не применит насилия больше, чем это необходимо, ибо он знает, что насилие неправедно. Но отечественные мыслители, осознавая и признавая неправедность силы, настаивают на ее применении, если речь идет о защите Отечества и христианских святынь. В тоже время они понимают, что человек, отвечающий «мечом» на агрессивность врага, не может выйти из духовного равновесия. Поэтому религиозно-нравственное очищение они видят как средство, способное примирить душу человека, применившего силу против зла, с собой и с верховными законами.

Всегда ли неизбежна война? Говоря словами JI.A. Тихомирова, когда война может быть избегнута без пожертвования правдой, без пожертвования великой идеей, она должна быть избегаема. Средствами избежать военные конфликты могут быть международные соглашения, третейские суды, но их

156 действие ограниченно, признают философы. Идею вечного мира они называют невозможной мечтой.

Философы конца XIX века верили в великое будущее России. Можно сказать, с небольшими оговорками, что их предсказания сбылись в XX веке, когда Россия стала одной из передовых стран в мире.

Многие аспекты войны и мира, над которыми работали религиозные философы, действительно актуальны и сейчас, не потеряли своего значения. Думается, что интересные, порой спорные идеи русских религиозных философов начала XX века, имеющие социальное значение и которые долгое время оставались невостребованными, могут дать толчок к переосмыслению феномена войны в сложившейся ситуации в мире.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Боброва, Ирина Анатольевна, 2007 год

1. Абушенко, В.Л. Степун Ф.А. Текст. // Всемирная энциклопедия: Философия, - М.: ACT, Минск: Харвест. Современный литератор, 2001, С.1020 - 1021.

2. Августин, Блаженный. О граде Божием. Книги I XIII. Текст. / Блаженный Августин / Творения. Т.З СПб., Киев: Алетейя, УЦИММ -Пресс, 1998.-Т. 3.-595 с.

3. Алексеев, П.В. Философская концепция С.Л. Франка. Текст. // С.Л. Франк. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992- С.5-12.

4. Аристов, Р.В. Воинский идеал Древней Руси Текст.: автореф. дис. канд. филос. наук / Р.В. Аристов Тула, ТГПУ, 2004. - 20 с.

5. Аристотель. Сочинения: в 4-х т. Текст. / Аристотель. М.: Мысль, 1984.-Т.4.-830 с.

6. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории Текст. / Аристотель. Минск: Литература, 1998. 205с.

7. Баранов Н.П. Война Текст. // Всемирная энциклопедия: Философия, -М.: ACT, Минск: Харвест. Современный литератор, 2001, С.175-178.

8. Бердяев, Н.А. Русская идея Текст. / Н.А. Бердяев. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. - 832с.

9. Бердяев, Н.А. Философия неравенства Текст. / Н.А. Бердяев М.: ИМА-пресс, 1990.-288с.

10. Бердяев, Н.А. о русской философии Текст. / Сост. Б.В. Емельянов, А.И. Новиков 4.1. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. - 288 с.

11. Бердяев Н.А. Судьба России. Самопознание Текст. / Н.А. Бердяев-Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1997. 544 с.

12. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр. электронный ресурс. Режим доступа: http: antropologia/spbu/ru/ru/texts/baudrill/index.html

13. Бернюкевич, Т.В. Русский космизм: Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский Текст.: учеб. пособие / Т.В. Бернюкевич -Чита: Изд-во ЗабГПУ ,2007.-111 с.

14. Бугера, В.Е. Социальная сущность и роль философии Ницше Текст. / В.Е. Бугера М.: КомКнига, 2005. - 168 с.

15. Булгаков, С.Н. Героизм и подвижничество Текст. / С. Н. Булгаков. М.: Русская книга, 1992. - 529 с.

16. Булгаков, С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения Текст. / С.Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. 666 с.

17. Булгаков, С.Н. Размышление о войне. Труды по социологии и теологии Текст./С.Н. Булгаков.-М., 1997.-Т.2.- 825 с.

18. Булгаков, С.Н.: pro et contra. Личность и творчество Булгакова в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. Текст.: сост. И.И. Евлампиев. СПб.: РХГИ - (Русский путь), 2003, - Т. 1. -1000с.

19. Буржуазная философия XX века Текст. / Л. Н. Митрохин, Т.И. Ойзерман [и др.]. М.: Изд-во политической литературы, 1974. - 335 с.

20. Веденский, Г. Э. Небесные покровители русского воинства Текст. / Г.Э. Веденский СПб.: Изд-во «Аврора», Калининград: Изд-во «Янтарный СКАЗ», 2005.- 64 с.

21. Военная мысль в России. Творчество русской военной эмиграции Текст. М.: Военный университет. Русский путь, 1999. - 636с.

22. Военный энциклопедический словарь /Институт военной истории // редакц. комиссия под рук. С.Ф. Ахромеева/ М. Воениздат, 1986. - 863с.

23. Война и геополитика. 3-й выпуск Альманаха «Время мира» Текст.: под ред. Н.С. Розова. Новосибирск, НГУ, 2003. - 571 с.

24. Война и мир в ранней истории человечества: В 2 т. / Текст. М.: Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии, 1994. Т.1. С. 48 57.

25. Война Текст. // Краткий политический словарь/ В.П. Абаренков, Т.Е. Абова, А.Г. Аверкин и др. М.: Политиздат, 1989. - С.84-86.

26. Вопросы теоретического наследия И. Канта Текст. / под ред. Д.М.Гринишина, J1.A. Калинникова. Калининград: Кн. Изд-во, 1975. -192 с.

27. Гегель, Г.В.Ф. Философия права Текст. / Г.В.Ф. Гегель М.: Мысль, 1990.-524 с.

28. Гаджиев, К.С. Политическая философия Текст. / К.С. Гаджиев М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 1999. - 606с.

29. Гаджиев, К.С. Размышления о тотализации войны: политико-философский аспект Текст. /К.С. Гаджиев //Вопросы философии. -2007. С. 3-22.

30. Галактионов, А.А. Русская философия XI XIX веков Текст. / А.А. Галактионов П.Ф. Никандров - Ленинград, Изд-во «Наука» Ленинградское отделение, 1970.- 651 с.

31. Головин, Н.Н. Военные усилия России в Мировой войне / Н.Н. Головин. М.: Кучково поле, 2001. 440 с.

32. Грицанов, А.А. Макиавелли Н. Текст. // Всемирная энциклопедия. Философия. М.: Act, Мн.: Харвест, современный литератор, 2001. - С. 593 - 594

33. Гоббс, Т. Избранные произведения в двух томах / Т. Гоббс М.: «Мысль», 1964. - Т.1.-583 с.

34. Гроций, Г. О праве войны и мира Текст. / Г. Гроций М.: Госюриздат, 1956. - 868 с.

35. Громов, М.Н. Русская философская мысль X-XVII веков Текст.: учеб. пособие / М.Н. Громов, Н.С. Козлов. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

36. Гулыга, А.В. Немецкая классическая философия Текст. / А.В. Гулыга. М.: Мысль, 1986. 334 с.

37. Гуревич, П.С. Философская антропология Текст.: учеб. Пособие для вузов / П.С. Гуревич М.: NOTA BENE, 2001. - 456 с.

38. Гусейнов, А.А. Великие моралисты Текст. / А.А. Гусейнов М.: Республика, 1995.-351 с.

39. Гусейнов, А.А. Ненасилие как правда жизни Текст.: // Опыт ненасилия в XX столетии. Подольск: Изд-во «Аслан», 1996. - С. 236-264.

40. Гусейнов, А.А. Этика Текст.: Учебник / Р.Г. Апресян, А.А. Гусейнов -М.: Гардарика, 1998. 472с.

41. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому Текст. / Н.Я. Данилевский- М.: -Известия, 2003. 607с.

42. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя Текст. / Ф.М. Достоевский // Полное собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1981. - Т.22. - 408 с.

43. Дробницкий, О.Г. Понятие морали Текст. / О.Г. Дробницкий М.: Наука, 1974.-388 с.

44. Дугин, А.Г. Философия войны Текст. / А.Г. Дугин. М.: Яуза: Эксмо,2004.

45. Евлампиев, И.И. История русской философии Текст.: учеб. пособие для вузов. М.: Высш. шк., 2002. - 584 с.

46. Ермичев, А.А. Ф.А. Степун: Христианское видение России Текст. / Степун Ф.А. // Чаемная Россия СПб.: РХГИ, 1999. - С.446-467.

47. Замалеев, А.Ф. «Слышать голос Христа и голос истории» (о социальной философии Г.П. Федотова) Текст. // О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1994. С. 5-12.

48. Зеньковский, В.В. Русские мыслители и Европа Текст. М.: Республика, 1997.-368 с.

49. Зотов, А.Ф. Современная западная философия Текст. / А.Ф. Зотов М.: Высшая школа, 2001. - 784 с.

50. Ивахненко, Е.Н. Кантова философия мира: между рациональным проектом и императивным запретомТекст. / Е.Н. Ивахненко // Философские науки. М., 2005. -№12. С.25 43.

51. Ильин, И.А. Собрание сочинений Текст. / И.А. Ильин // Собр. соч.: в 10 т.- М.: Русская книга, 1993. Т. 1. - 400 с.

52. Ильин, И.А. Собрание сочинений Текст. / И.А. Ильин // Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1994. - Т.З. - 592 с.

53. Ильин, И.А. Собрание сочинений Текст. / И.А. Ильин // Собр.соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1994. - Т. 4. - 624 с.

54. Ильин, И.А. Основное нравственное противоречие войны Текст. / И.А. Ильин // Собр. соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1995. - Т.5. - С. 7-30.

55. Ильин, И.А. О сопротивлении злу силою Текст. / И.А. Ильин // Собр.соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1995. - Т.5. -608 с.

56. Ильин, И.А. Собрание сочинений Текст. / И.А. Ильин // Собр.соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1998. - Т.7. - 608 с.

57. Ильин, И.А. Государственный смысл Белой армии Текст. / И.А. Ильин // Собр.соч.: в 10 т. -М.: Русская книга, 1999. Т.9-10. - С.281-300.

58. Ильин, И.А. Духовный смысл войны Текст. / И.А. Ильин // Собр.соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1999. - Т.9-10. - С.7-38.

59. Ильин, И.А. Собрание сочинений: Мир перед пропастью. Политика, хозяйство и культура в коммунистическом государстве /И.А. Ильин. - М.: Русская книга, 2001. - 528 с.

60. Ильин, И.А. О России. М.: Студия «Тритэ» - «Российский архив», 1991.-32 с.

61. Ильин, И.А. Почему «не надо продолжать войну войну» Текст. / И.А. Ильин // Собр.соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1999. - Т.9-10. - С.114-131.

62. Ильин, И.А. Родина и мы Текст. / И.А. Ильин // Собр.соч.: в 10 т. М.: Русская книга, 1999. - Т.9-10. - С.255-275.

63. Ильин, И.А. Религиозный смысл философии Текст. / И.А. Ильин. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - 694 с.

64. Ильин И.А. и современная Россия Текст.: сб. статей. М.: ВЗФЭИ, 2001. -94 с.

65. История диалектики. Немецкая классическая философия. Текст. / руков. авт. коллектива Т.И. Ойзерман. М.: Мысль, 1978. - 364 с.

66. Кальсховен, Ф. Ограничение методов и средств ведения войны Текст. / Ф. Кальсховен. М.: Междун. комитет Красного Креста, 1994. - 231 с.

67. Кант, И. К вечному миру Текст. /И. Кант // Собр. соч.: в 6 т. М.: Мысль, 1966. - Т 6. - С.

68. Кантор, В.К. Ф.А. Степун: русский философ в эпоху безумия разума Текст. / Степун Ф.А. // Сочинения. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РООПЭН), 2000. - 1000с. С.З - 33.

69. Карсавин, Л.П. Философия истории Текст. /Л.П. Карсавин СПб.: АО Комплект, 1993.-351 с.

70. Кириевский, И.В. Избранные статьи Текст. / И.В. Кириевский М.: Современник, 1984. - 383 с.

71. Кисилев, С.Г., М.А. Маслин Н.Я. Данилевский о будущем российской Цивилизации Текст // Данилевский Н.Я. Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому. М.: -Известия, 2003. - С.7-24.

72. Кисилев, С.Г. Проблема «смысла войны» в русской религиозной философии начала XX века Текст.: автореф. дис. канд. филос. наук /

73. С.Г. Кисилев. М.: Военно-политическая орденов Ленина и Октябрьской Революции, Краснознаменной академии имени В.И. Ленина, 1990, 34 с.

74. Клаузевиц, К. О войне / К. Клаузевиц // в 2 т. М.: ООО «Изд-во ACT»; Terra Fantastica, 2002. - T.l. - 558 с.

75. Корольков, А. А. Пророчества Константина ЛеонтьеваТекст. / А.А. Корольков СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1991. - 200 с.

76. Косолапов, Н. Рецензия. Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры / Под общей ред. Б. Коппитерса, Н. Фоушина, Р. Апресяна. М.: Гардарики, 2002. /Н. Косолапов // Pro et Contra/ -М.: Московский Центр Карнеги, 2003. Т.8, №1. - С. 152-160.

77. Корчмит-Матюшев, В.И. Предназначение войны Текст. / В.И. Корчмит-Матюшев. М.: Слово, 2000. - 179 с.

78. Кошелев, В.А. Парадоксы Хомякова. // Хомяков А.С. Сочинения в 2-х т. Работы по историософии М. Московский философский фонд. Изд-во «медиум», 1994. - Т. 1. - С.3-14.

79. Кошелев, М.И. Социальный экстремум: философско-социологический анализ Текст. / М.И. Кошелев М.: Горизонт, 2000. - 200 с.

80. Кувакин, В.А. Мыслители России: Избранные лекции по истории русской Философии Текст. / В.А. Кувакин М.: Российской гуманистическое общество, 2005. -476 с.

81. Лазарев, B.C. Чаадаев / B.C. Лазарев М.: Юридические науки, 1986. -112с.

82. Ленин, В.И. Война и революция Текст. / В.И. Ленин // Поли. собр. соч. -М.: Госуд. изд-во полит, литературы, 1962. Т.32. - С. 77-102.

83. Леонтьев, К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика. Духовная проза (1872-18910 / К.Н. Леонтьев М.: Республика, 1996. - 799 с.

84. Локк, Дж. Сочинения / Дж. Локк // Собр. соч.: в 3-х т. М.: Мысль, 1988. -Т.3.-668 с.

85. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время Текст. / А.Ф. Лосев М.: Прогресс, 1990-720с.

86. Лосский, И.О. История русской философии Текст. / И.О. Лосский М.: Высш.шк., 1991.-559с.

87. Макиавелли, Н. Избранные сочинения Текст. / Н.Макиавелли. М.: Худож. лит., 1982. - 503 с.

88. Международное право. Ведение боевых действий. Сборник Гаагских конвенций и иных соглашений Текст. М.: Междун. комитет Красного креста, - 1995. - 224 с.

89. Мир/Peace: Альтернативы войне от античности до конца второй мировой войны. Антология Текст. М.: Наука, 1993. - 286 с.

90. Миротворчество в России: церковь, политика, мыслители Текст. / Ин-т российской истории; отв. ред. Е.Л. Рудницкая. М.: Наука, 2003. - 503 с.

91. Мотрошилова, Н.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность Текст. // Вопросы философии. М., 2004. -№11. С.3-18.

92. Моторошилова, Н.В. Работы разных лет: избранные статьи и эссе Текст. /Н.В. Мотрошилова -М.: «Феноменология-Герменевтика», 2005. -576 с.

93. Нравственные ограничения войны: проблемы и примеры» Текст. // под общей ред. Б. Коппитерса, Н. Фоушина, Р. Апресяна. М.: Гардарики, 2002-407 с.

94. Ницше, Ф. Сочинения Текст. / Ф. Ницше // Соч.: в 2т. М.: Мысль, 1996.-Т.2.-829 с.

95. Образцов, И.В. Военная социология: проблема исторического пути и методология Текст. // Социс. М., 1993. № 12. С.4-19.

96. Опыт ненасилия в XX столетии Текст.: под ред. Р.Г. Апресяна М.:

97. Изд-во «Аслан», 1996. 288 с.

98. О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья Текст. -М.: Наука, 1990 528с.

99. Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. Текст. / Платон М.: Мысль», 1999. - 656с.

100. Платон. Диалоги Текст. / Платон М.: Мысль, 1986. - 607 с.

101. Платон (Левшин; митрополит Московский). «Из глубины воззвах к тебе, Господи» М.: Паломник; Русский двор, 1996,

102. Повесть временных лет. СПб.: Азбука, Книжный клуб «Терра», 1997. - с.

103. Поздняков, Э.А. Политика и нравственность Текст. / Э.А. Поздняков М.: Издательская группа «Прогресс» - «Культура», 1995. - 112 с.

104. Половинкин, С.М. Философ на войне Текст. //Степун Ф.А. (Н. Лугин). Из писем прапорщика-артиллериста. Томск: «Водолей», 2000, -192с. С.191 -192.

105. Пропп, В.Я. Русский героический эпос Текст. 2-е изд. М., 1958.

106. Румянцева, Т.Г. Ницше Ф. Текст. // Всемирная энциклопедия. Философия. М.: Act, Минск.: Харвест, современный литератор, 2001. -С. 701 -703.

107. Семенова С.Г. Н.Ф. Федоров и его философское наследие Текст. // Н.Ф. Федоров. М.: «Мысль», 1982. - С.5-50.

108. Серебрянников, В.В. Социология войны Текст. / В.В. Серебрянников. -М.: Научный мир, 1997.-398 с.

109. Скворцов, А.А. Война и мир Текст. // Этика: Энциклопедический словарь / Под редакцией Р.Г. Апресяна и А.А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. - С. 68-72.

110. Скворцов, А.А. Нравственные проблемы войны в русской религиозной философии XX века Текст.: автореф. дис. канд. филос. Наук / А.А. Скворцов. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2002. - 25 с.

111. Смолин, М.Б. От Бога все его труды Текст. // Тени прошлого. Воспоминания. М.: Изд-во журнала «Москва», 2000. - 720 с.

112. Соловьев, B.C. Избранное Текст. / B.C. Соловьев. М.: Сов. Россия, 1990.-496 с.

113. Соловьев, B.C. Оправдание добра. Нравственная философия Текст. / B.C. Соловьев // Соч.: в 2т.- М.: Мысль, 1990. Т.1. - С.47-549.

114. Соловьев, B.C. Три разговора Текст. / B.C. Соловьев М.: Захаров, 2000,-191 с.

115. Сорокин, П.А. Заметки социолога. Социологическая публицистикаТекст. П.А. Сорокин СПб.: Алетейя, 2000. - 300 с.

116. Сорокин, П. Человек. Цивилизация. Общество Текст. / П. Сорокин М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

117. Сорокин, П. Причины войны и условия мира Текст. / П. Сорокин // Социс. 1993. №12. - 140-148.

118. Степун, Ф.А. Бывшее и несбывшееся Текст. / Ф.А. Степун СПб-Летейся, 2000.-651с.

119. Степун, Ф.А. (Н.Лугин). Из писем прапорщика-артиллериста Текст. / Ф.А. Степун Томск: «Водолей», 2000. - 192 с.

120. Степун, Ф.А. Сочинения Текст. / Ф.А. Степун М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2000. - 1000 с.

121. Степун, Ф.А. Наемная Россия Текст. / Ф.А. Степун СПб.: РХГИ, 1999. - 480с.

122. Татарникова, С.Н. Проблема войны и мира в творчестве М.В. Ломоносова Текст. / С.Н. Татарникова // Вестник Моск. Ун-та. Сер.7, Философия, 1989, №3, С. 36 42.

123. Тацит, К. История Текст. / К. Тацит М.: ООО «Изд-во ACT»; Харьков «Фолио», 2001.-400 с.

124. Тихомиров, JI.А. Апология веры и монархии Текст. / Л.А. Тихомиров -М.: Изд-во журнала «Москва», 1999 480 с.

125. Тихомиров, Л.А. Что такое Отечество? Текст. / Л.А. Тихомиров // Апология веры и монархии. М.: Изд-во журнала «Москва», 1999480 с. С. 19-42.

126. Тихомиров, Л.А. О смысле войны Текст. /Л.А. Тихомиров // Апология веры и монархии. М.: Изд-во журнала «Москва», 1999 - С.410-424.

127. Тихомиров, Л.А. Армия и политика (Московские ведомости» . 1912 год. №207, 6 сентября) Текст. / Л.А. Тихомиров // Церковный собор, единоличная власть. - М., «Москва», 2003- С. 485-487.

128. Трубецкой, Е.Н. Смысл жизни Текст. / Е.Н. Трубецкой М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2000,- 656 с.

129. Умберто, Э. Пять эссе на темы этики Текст. /Э. Умберто. СПб.: Симпозиум, 2002. - 158 с.

130. Уткин, А.И. Глобализация: процесс и осмысление Текст. / А.И. Уткин. М.: Логос, 2002. - 254 с.

131. Утченко, С.Л. Трактат Цицерона «Об обязанностях» и образ идеального Гражданина// Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: «Наука», 1974. - С.159-174.

132. Федоров, Н.Ф. Сочинения Текст. / Н.Ф. Федоров // Собр. соч.: в 4 т. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. Т.2. - 544 с.

133. Федоров Н.Ф. Сочинения Текст. / Н.Ф. Федоров -М.: «Мысль», 1982. -711 с.

134. Федотов, Г.П. «Абеляр» и статьи 1911- 1925 гг. Текст. / Г.П. Федотов // Собр.соч.: в 12 т. М.: Мартис, 1996. -Т.1.-349 с.

135. Федотов, Г.П. О святости, интеллигенции и большевизме: Избранные статьи Текст. / Г.П. Федотов. СПб: Изд-во С.-Петербургского университета, 1994. - 152 с.

136. Философия войны Текст.: под общ. ред. Григорьева А.Б.- М.: Изд.Центр «АНКИЛ-ВОИН», «Российский военный сборник», 1995. -240с.

137. Философия Фихте в России Текст. СПб.: РХГИ, 2000. - 368 с.

138. Философия освобождения: Материалы заседания Философ. Клуба Текст. М.: ИД «Мегапир», 2005. - 288 с.

139. Франк, С.Л. Свет во тьме Текст. -/ С.Л. Франк -М.: Изд-во «Факториал», 1998. -256 с.

140. Франк, С.Л. О поисках смысла войны Текст. / С.Л. Франк Непрочитанное.- М.: «Московская школа политических исследований», 2001.-592с.

141. Франк, С.Л. Духовные основы общества Текст. / С.Л. Франк М.: Республика, 1992 - 511 с.

142. Франк, С.Л. Крушение кумиров Текст. / С.Л. Франк // Сочинения. -М.: Правда, 1990. С.111-185.

143. Франк, С.Л. Мертвые молчат Текст. / С.Л. Франк // Сочинения. М.: Правда, 1990. - С.577-582.

144. Флоровский, Г.В. Из прошлого русской мысли / Г.в. Флорофский. М.: «Аграф», 1998.-432 с.

145. Фурманов, Л.Г. Сочинение И.Канта «К вечному миру» и современность Текст. / Л.Г. Фурманов // Вестник Московского университета. М., 1974. -№2. С.

146. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций Текст. / С. Хантингтон.: М.: «АСТ», 2002.

147. Хомяков, А.С. Сочинения. Работы по историософии / А.С. Хомяков // Соч.: в 2 т. М.: Московский философский фонд. Изд-во «медиум», 1994. -Т.1.-590 с.

148. Хочешь мира, победи мятежвойну! Творческое наследие Е.Н. Месснера Текст. М.: Военный университет, Русский путь, 2005. - 696с.

149. Шапошников, JI.E. История русской религиозной философии Текст.: учеб. пособие для вузов / А.А. Федоров, Л.Е. Шапошников М.: Высшая школа, 2006. - 447 с.

150. Швейцер, А. Возникновение учения о благоговении перед жизнью и его значение для нашей культуры Текст. // Великие моралисты М.: Республика, 1995. - С. 334-342.

151. Шеррер, Ю. Владимир Францевич Эрн. Вступ. Статья. // Эрн В.М.Сочинения. М.: «Правда», 1991. С. 3-8.

152. Эразм Роттердамский. Жалоба мира Текст. / Эразм Роттердамский // Трактаты о вечном мире. М.: Соцэкгиз, 1963 - 462 с.

153. Эразм Роттердамский. Философские произведения /Эразм Роттердамский. // М.: Изд-во «Наука», М.: 1986. - 702с.

154. Эрн, В.Ф. Сочинения Текст. /В.Ф. Эрн-М.: «Правда», 1991.- 576 с.

155. Эрн, В.Ф.: pro et contra Текст. / Сост. А.А. Ермичев СПб.: РХГА, 2006. - 1064с.

156. Цезарь Гай Юлий. Записки о Галльской войне Текст. / Гай Юлий Цезарь.- М.: Научно-издат. центр «Ладомир» 2002. -752 с.

157. Цицерон, М.Т. Избранные произведения Текст. / Марк Туллий Цицерон. М.: «Худож. лит.», 1975. - 456 с.

158. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях Текст. / Цицерон. -М.: «Наука», 1974. -248с.

159. Юм, Д. Трактат о человеческой природе Текст. / Д. Юм. Минск: ООО «Поппури», 1998. - 720 с.

160. Habermas, J. Nach dem Krieg: Die Wiedergeburt Europas / J. Habermas -электронный ресурс. Режим доступа: http:www/ faz/net/s/Rub 117C53 5CDF41415BB243B181B8B60AE

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.