Влияние новых технологий на формообразование в дизайне одежды: на примере светодизайна костюма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Васильева, Татьяна Сергеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.06
- Количество страниц 210
Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Васильева, Татьяна Сергеевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. ВЛИЯНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
И МАТЕРИАЛОВ НА ФОРМООБРАЗОВАНИЕ КОСТЮМА
1.1. Этапы эстетического освоения новых технологий в дизайне костюма.
1.2. Генезис современных технологий производства одежды и материалов.
1.3. Инновации в технологиях создания одежды.
1.3.1. Фабрицевтика.
1.3.2. Биомиметика.
1.3.3. Интегральная одежда.
1.3.4. Умная одежда.
1.3.5. Светящаяся одежда.
Выводы по I главе.
ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ СВЕТОДИЗАЙНА КОСТЮМА.
2.1. Роль света в жизни человека.
2.2. Развитие световых технологий.
2.3. Новые технологии светодизайна.
2.3.1. Электролюминисценция.
2.3.2. Лазер.
2.3.3. Светодиод или светоизлучающий диод.
2.3.4. Оптическое волокно.
2.3.5. Голография.
2.3.6. Светящиеся краски.
2.3.7. Светоотражающая лента.
Выводы по II главе.
ГЛАВА III. ПРИЁМЫ СВЕТОДИЗАЙНА КОСТЮМА.ЮЗ
3.1. Новые направления, повлиявшие на приёмы в светодизайне костюма.
3.2. Светоэлементы, дающие полезный эффект.
3.2.1. Светоэлементы с навигационными функциями.
3.2.2. Светоэлементы с информационными функциями.
3.3. Светоэлементы, образующие пространственные системы.
3.3.1. Линейные композиции.
3.3.2. Фронтальные композиции (собранные в отдельные группы).
3.3.3. Объёмные композиции.
3.4. Светоэлементы, образующие динамические системы.
3.5. Светоэлементы, образующие статические системы.
3.6. Художественные приёмы, используемые в светодизайне костюма.
Выводы по III главе.
ГЛАВА IV. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
РАЗВИТИЯ СВЕТОКОСТЮМА
4.1. Методические подходы к проектированию светокостюма.
4.2. Методическая апробация приёмов светодизайна костюма.
4.3. Перспективы развития светодизайна одежды.
Выводы по IV главе.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Дизайн костюма как средство формирования имиджа: теория, методология, практика2012 год, доктор искусствоведения Упине, Анастасия Михайловна
Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму: На материале художественного проектирования школьной одежды2002 год, кандидат педагогических наук Торшина, Ирина Борисовна
Совершенствование методов трансформативного формообразования в дизайне костюма2013 год, кандидат технических наук Манцевич, Александра Юрьевна
Концептуальное направление в дизайне одежды XX - начала XXI веков2010 год, кандидат искусствоведения Плешкова, Ирина Сергеевна
Бионические принципы формообразования костюма2006 год, доктор технических наук Белько, Татьяна Васильевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние новых технологий на формообразование в дизайне одежды: на примере светодизайна костюма»
Актуальность исследования
Конец XX — начало XXI вв. во всём мире характеризуется бурным развитием технологий во всех сферах производства потребительских товаров. С одной стороны, этот феномен объясняется особенностями развития научно-технического прогресса, с другой - стремлением к бережному использованию природных ресурсов, в том числе и углеводородов. И, в-третьих, повышение качества жизни людей и внедрение новых технологий порой опережает смену креативных направлений и динамику эстетических предпочтений. В силу специфики деятельности и личных качеств не всем дизайнерам удаётся творчески осваивать и применять при разработке продукции возможности новых технологий. Наибольшую сложность для технологических инноваций представляет работа с традиционным костюмом, связанным с региональными и национальными и социо-культурными особенностями.
Большинство исследований в области дизайна этой группы изделий посвящено стилистическим характеристикам костюма и специфике феномена моды. Но, как показывает практика, всё большее влияние на облик как повседневной, так и специальной одежды оказывают технологические новации. К началу XXI века в российском искусствознании появились работы, отмеченные пониманием места и роли технологий в развитии дизайна костюма. К ним можно отнести исследования Э.Ю. Амосовой, A.M. Андриевского, И.Н. Савельевой и В.В. Семёновой. Однако по-прежнему отмечается нехватка литературы подобного рода, не проведена полная систематизация и типологизация основных направлений развития технологии в дизайне костюма, не отмечена их диалектическая и практическая взаимосвязь.
Настоящая диссертационная работа посвящена исследованию инновационных технологий и материалов, а также динамики развития технологических тенденций и композиционно-художественных приёмов, оказывающих существенное влияние на формообразование костюма.
Выявленные в исследовании приёмы могут широко применяться в промышленном производстве повседневных и эксклюзивных изделий, а также использоваться в процессе обучения профильных специалистов отрасли.
Цели и задачи исследования
Цель диссертации - формирование научной базы, создающей основу для исследования влияния новых технологий на формообразование в дизайне одежды на примере светодизайна костюма. Для достижения этой цели в диссертации необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ и дать общую оценку развитию технологий в дизайне одежды в конце XX - начале XXI вв.
2. Выявить основные направления, по которым движется прогресс технологий в данной области.
3. На примере работ известных дизайнеров костюма и передовых дизайнерских фирм продемонстрировать интеграцию технологических новшеств с морфологией современного костюма.
4. Систематизировать приёмы использования световозвращающих, светоотражающих тканей, светодиодов и т.п., описать технологические приёмы, способствующие совершенствованию эстетических и эргономических качеств, повышению комфортности, а также безопасности повседневной и специальной одежды.
5. Создать базу данных, включающую варианты композиционно-художественного решения, демонстрирующую возможности конструктивно-технологических приёмов, а также определяющую перспективы использования светодизайна при разработке элементов костюма.
6. Оптимизировать тематику и совершенствовать методику заданий, выполняемых студентами в процессе обучения приёмам светодизайна костюма.
Объект исследования
Инновационные технологии и новые материалы, применяемые при разработке светодизайна повседневного и эксклюзивного костюма.
Предмет исследования
Методики и приёмы формообразования, используемые при создании произведений дизайна с использованием светотехнологий.
Временные границы исследования
Историко-временные границы исследования охватывают обширный период с первых попыток использования эффекта биолюминесценции в костюме (IV в. до н.э.) и вплоть до конца XXI в. При этом особый акцент делается на первом десятилетии текущего столетия (2000-2011 гг.) - периоде бурного развития светотехнологий и их активного внедрения в разработку светодизайна костюма.
Гипотеза исследования
Гипотеза данного исследования состоит в том, что сфера использования технологий и приёмов светодизайна костюма будет активно расширяться в будущем. Реализация данной гипотезы связана с экстенсивным развитием рынка светокостюма. Её осуществление базируется на сравнительном анализе прогресса инновационных технологий, захватывающем последние 150 лет. В равной мере актуализации гипотезы способствуют как тезис дизайна постиндустриального общества "форма следует за эмоцией", так и чисто эргономические аргументы, связанные с повышенной различимостью светящегося костюма в тёмное время суток и насущной необходимостью повышения уровня безопасности работников спецслужб и пешеходов в тёмное время суток.
Отдельная гипотеза, содержащаяся в диссертации, опирается на нормативный прогноз использования IT и светотехнологий в дизайне костюма на отрезке до конца XXI века. Достоверность данной гипотезы связана не только с алгоритмом и закономерностями научно-технического 6 прогресса в области светотехнологий, но и с заинтересованной позицией проектировщиков, а также с конъюнктурой, которая складывается на мировых экономических рынках и активным воздействием рекламы на сознание потребителей.
Методы исследования
Исследование строится на системном подходе к изучению эмпирического материала, с учётом взаимосвязи его компонентов и включает следующие методы: историко-логический, раскрывающий историю предмета -светодизайна костюма, показывающий его конкретное развитие во всем многообразии технологических проявлений, демонстрирующий последовательную смену различных состояний. Объективная логика построения предмета исследования - светодизайна костюма - позволила выявить его общую линию и основные тенденции развития, опирающуюся на опережающее развитие светотехнических технологий; статистический, позволивший благодаря совокупности взаимосвязанных приёмов исследования объектов светодизайна костюма получить необходимые количественные характеристики и выявить общие закономерности, проявившиеся в расширенном использовании светотехнических технологий и эргономических исследований при разработке специальной и повседневной одежды;
- системный анализ и синтез — важнейший метод реализации системного подхода в исследовании светодизайна костюма. Благодаря мысленному расчленению предмета светодизайна костюма на части удалось придать процессу исследования управляемый характер и в последствии исследовать фрагменты костюма как части целого. Со своей стороны, синтез как метод позволил в дальнейшем мысленно соединить в единое целое составные части процесса разработки светодизайна костюма, расчлененные в ходе анализа;
- предвидения - метод, позволивший спрогнозировать тенденции развития светодизайна костюма, опираясь на объективное знание о достижениях современной светотехнической науки и связанных с ней технологий и нормативное предвидение тенденций развития моды в области дизайна костюма.
Научная новизна исследования
В данной научной работе впервые рассмотрены приёмы формообразования в дизайне костюма, логически связанные с инновациями в области светотехнологий.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. Впервые введено в искусствоведческий оборот и раскрыто содержание понятия «светодизайн костюма» как самостоятельной области проектной деятельности, основанной на синтезе технологии, дизайна и эргономики, а также определены характеристики термина «светокостюм».
2. Проведен всесторонний анализ развития инновационных технологий светодизайна костюма в ХХ-ХХ1 вв., прослежено его влияние на формирование актуальных тенденций в формообразовании одежды.
3. Систематизированы и классифицированы направления в развитии светодизайна костюма на современном этапе.
4. Определены теоретические представления, связанные с учётом технологических новаций в дизайнерском проектировании одежды; произведена систематизация базовых направлений технологических разработок в дизайне костюма.
5. Наглядно продемонстрирован процесс эволюции облика костюма, вызванный активным использованием технологических инноваций.
6. На апробированных образцах показан ресурс функционально-технологических возможностей приёмов светодизайна костюма.
7. Осуществлена попытка определения перспектив использования приёмов светодизайна при разработке и производстве элементов костюма в XXI веке.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Научная база, создавшая основу для исследования особенностей формообразования костюма с использованием светотехнологий.
2. Понятие «светодизайн костюма» как самостоятельная область проектной деятельности, основанная на синтезе технологии, дизайна и эргономики.
3. Принцип опережающего развития технологических достижений в сопоставлении с процессом дизайнерской разработки костюма.
4. Практический инструментарий дизайнера, помогающий в создании новых композиционно-художественных решений и приёмов светодизайна костюма и по-новому представляющий эргономические особенности взаимодействия одежды с телом человека и окружающей средой.
5. Курс обучения навыкам проектирования костюма, основанный на использовании инструментария дизайнера, способствующий решению практических задач проектирования костюма и развитию творческого воображения студентов.
6. Нормативный прогноз динамики развития и использования приёмов светодизайна костюма, основанный на достижениях светотехнической науки и связанный с практическим внедрением инновационных технологий.
Теоретическая и практическая значимость работы
Диссертационное исследование обобщило существующий исторический и теоретический опыт в области светодизайна костюма. Это позволило сформировать полноценную научную базу и положить её в основу исследований особенностей формообразования костюма с использованием светотехнологий.
Приведенный в диссертационной работе исторический обзор развития новых технологий и прогрессивных материалов параллельно с демонстрацией их влияния на формирование облика костюма может быть использован в практических и образовательных целях, а также для дальнейших теоретических построений. В целом исследование призвано способствовать совершенствованию дизайнерской практики, повышению качества и эстетического уровня конечного продукта творчества дизайнера — облика современного костюма.
Данное диссертационное исследование открывает дорогу новому творческому направлению в дизайне костюма - «светодизайну», активно использующему инновационные светотехнологии. В рамках данного направления в диссертации выдвинута научная гипотеза опережающего влияния технологий на формообразование и модернизацию облика костюма. В исследовании систематизированы разнообразные творческие приёмы, способствующие развитию и совершенствованию дизайна костюма с применением светотехнических технологий. Результаты исследования позволят повысить квалификацию профессиональных разработчиков, а также поднять уровень теоретической и практической подготовки будущих специалистов в области светодизайна костюма, что в итоге положительно скажется на дизайнерском качестве изделий.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные научные выводы диссертации были изложены автором на всероссийских и межвузовских конференциях:
1. Васильева Т. С. Инновационные технологии как фактор формообразования в дизайне костюма // Доклад на Научно-практической конференции "Современный дизайн и проблемы высшей школы дизайна" / НОУ «Национальный институт дизайна». - Москва, 2011.
2. Васильева Т.С. Светодизайн в спортивной одежде // Доклад на Четырнадцатой Всероссийской конференция главных художников и главных дизайнеров Российских городов "Город - дизайн - спорт". - Сочи, 2011.
3. Васильева Т.С. Бытовая культура и дизайн // Доклад на третьей научной конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей "Молодежь в науке и культуре XXI века", 2.11.2004. / ЧГАКИ. - Челябинск,
2004.
4. Васильева Т. С. Дизайн и реклама в контексте культуры повседневности // Доклад на четвертой научной конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей "Молодежь в науке и культуре XXI века", 2.11.2005. / ЧГАКИ. - Челябинск, 2005.
5. Васильева Т.С. Проблемы восприятия цветового круга Шугаева студенческой аудиторией // Доклад на VIII межвузовской научно-методической конференции "Проблемы гармонизации мироотношения" 8.02.2005 / ЧГИ. - Челябинск, 2005.
Результаты исследования включены в программы практических занятий по курсу «Проектирование костюма» на кафедре дизайна Национального института дизайна и были использованы при разработке ряда учебных проектов под руководством Васильевой Т.С. в 2007-2011 уч. годах:
6. Урих И., Курушева Е. Коллекция "Выход в свет" // Международный конкурс молодых дизайнеров одежды "Экзерсис". - Москва, ВВЦ, сентябрь, 2008. - Диплом I степени в номинации "Маленькое платье".
7. Бурова Н. Униформа для стюардесс авиакомпании "Аэрофлот", 2010.
8. Суркова Н. Коллекция трансформирующейся одежды для отдыха на природе "Custom made" // Международный конкурс молодых дизайнеров одежды "Экзерсис". - Москва, ВВЦ, сентябрь 2011. - Диплом I степени в номинации "Молодежная одежда", золотая медаль ВВЦ.
Структура и объём диссертационной работы
Структура и объём диссертационной работы вытекают из сформулированных целей и задач и демонстрируют выбранные принципы их последовательного решения. Диссертация состоит из введения, четырёх глав и заключения общим объёмом 211 страниц, включая текст, библиографию, содержащую 151 наименование, список публикаций, примеры учебных работ студентов соискателя, а также графические приложения, содержащие таблицы и иллюстративный материал.
Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК
Разработка теоретических концепций формообразования авангардного костюма в системе дизайнерского проектирования2007 год, доктор технических наук Затулий, Альбина Игоревна
Этнокультурные традиции национального костюма в дизайне современной китайской одежды2010 год, кандидат искусствоведения Ли Су
Автоматизация эскизного проектирования костюма на основе формализованного анализа и синтеза композиционной структуры2008 год, кандидат технических наук Фот, Жанна Андреевна
Разработка метода комплексного проектирования силуэтной формы женской одежды2013 год, кандидат технических наук Черняева, Алеся Александровна
Система символов в дизайне современного костюма: теория, методология, практика2013 год, доктор искусствоведения Макарова, Татьяна Львовна
Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Васильева, Татьяна Сергеевна
ВЫВОДЫ И ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Благодаря проделанной работе достигнута основная цель диссертации -сформирована научная база, создавшая основу для исследования влияния новых технологий на формообразование в дизайне одежды на примере светодизайна костюма.
Проведённое исследование показало, что стремительное повышение качества жизни людей, рост жизненных стандартов и внедрение новых технологий не всегда синхронны смене эстетических предпочтений.
Итогом разностороннего и глубокого исследования стало получение ряда значимых научных результатов:
1. Проведён анализ и дана общая оценка развития технологий в дизайне костюма в конце XX - начале XXI вв.
2. Выявлены основные направления, по которым движется прогресс технологий в области дизайна костюма.
3. Установлен факт опережающего влияния инновационных технологий на дизайн костюма, что имеет важное значение в построении маркетинговых стратегий фирм-производителей одежды.
4. На примере работ известных дизайнеров костюма и передовых дизайнерских фирм продемонстрирована успешная интеграция технологических новшеств с морфологией современного костюма.
5. Определено понятие «светодизайн костюма», заключающееся в проектно-художественном осмыслении светотехнологий, используемых в процессе разработки новых элементов костюма.
6. Определены способы использования световозвращающих, светоотражающих тканей, светодиодов и т.п., описаны композиционные и технологические приёмы, способствующие повышению комфортности, безопасности повседневной и специальной одежды.
7. Построена матрица, демонстрирующая способы активного формирования облика современного костюма с использованием приёмов светодизайна; создана таблица, позволяющая выбрать приемлемое функционально-техническое решение элементов костюма с применением световых технологий; выстроена диаграмма, демонстрирующая перспективы использования приёмов светодизайна на период до 2100 года, которые в совокупности представляют собой расширенную базу данных для проектировщиков.
8. Разработан и прошёл апробацию цикл заданий, предназначенных для обучения студентов приёмам светодизайна костюма.
Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Васильева, Татьяна Сергеевна, 2011 год
1. Русско-язычные издания
2. Алиева Н. 3. Зрительные иллюзии: не верь глазам своим / Н. 3. Алиева. -Ростов-н/Д: Феникс. 2007. 334 е.: ил.
3. Алиева Н. 3. Физика цвета и психология зрительного восприятия Текст.: учеб. пособие для вузов / Н. 3. Алиева. М.: Академия, 2008. 208с.
4. Амосова Э.Ю. Влияние инновационных технологий и материалов на формирование модных тенденций в развитии костюма Текст.: дис. канд. техн. наук: 17.00.06: защищена 22.12.2010 / Амосова Элеонора Юрьевна. -М., 2010. 198 с.
5. Арнхейм Р. Визуальное мышление // Хрестоматия по общей психологии. М.: МГУ. 1981.-стр. 97-107.
6. Аронов В.Р. Современная теория дизайна / Проблемы дизайна 5: Сб.статей // Сост. и отв. ред. В.Р. Аронов. - 2009. - С. 7-26.
7. Базилевский A.A. Технология и формообразование в проектной культуре дизайна (влияние технологии на морфологию промышленных изделий) Текст. : дис. канд. искусствоведения: 17.00.06 / Базилевский Александр Андреевич. М., 2006. - 191 с.
8. Базилевский А. А., Барышева В. Е. Дизайн. Технология. Форма Текст. / A.A. Базилевский, В.Е. Барышева. М.: Архитектура - С, 2010. - 248 е.: ил.
9. Беляева E.JI. Дизайн в визуальной среде современного города / Е.Л.Беляева // Техническая эстетика. 1980. - № 6.
10. Беляева-Экземплярская С.Н. Моделирование одежды по законам зрительного восприятия. М.: Академия моды, 1996. - 116с.
11. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств Текст.: проблема эволюции стиля в новом искусстве / Генрих Вельфлин М.: В. Шевчук, 2002. - 344 с. ил.
12. Вильгельм М., Мэтиеон Д. Аватар. Секретный доклад о биологии и истории Пандоры Текст. / перевод с англ. О. Ратниковой. СПб.: Азбука, 2010.-224 е.: ил.
13. Выготский JI.C. Психология искусства. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. -574с.
14. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения Текст. / А.Б. Гофман. 3-е изд., доп. М. и др.: Питер, 2004. - 208 с.
15. Гусев Н.М., Макаревич В.Г. Световая архитектура. М: Стройиздат, 1973.-248 с.
16. Дагган Дж. Г. Величайшее шоу мира: взгляд на современные показы мод в их связи с искусством перформанса Текст. / пер. Г. Шульги Текст. // Теория моды. 2006-2007. - №2. - С.31-59.
17. Денисюк Ю. Н., Суханов В.И. Голограмма с записью в трехмерной среде как наиболее совершенная форма изображения // Успехи физических наук. 1970.-№6.
18. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. М.: Мастерство; Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2001. - 184 е.: ил.
19. Захаржевская Р.В. История костюма. От античности до современности Текст. / Р. В. Захаржевская. 3-е изд., доп. - М.: РИПОЛ классик, 2007. -288 е.: ил.
20. Кантор K.M. Красота и польза. Социологические вопросы материально-художественной культуры / K.M. Кантор. М.: 1967. - 280 с.
21. Келер В., Лукхардт В. Свет в архитектуре. Свет и цвет как средства архитектурной выразительности / Пер. с нем. архитектора Калиша В.Г. -М.: Госстройиздат, 1961. 182с.
22. Кирсанова P.M. Костюм в русской художественной культуре XVIII-первой половины XX вв. М.: "Большая Российская Энциклопедия", 1995.-383 с.
23. Коськов М.А., Музалевская Ю.Е. Костюм. Основы теории: моногр. Текст. / М.А. Коськов, Ю.Е. Музалевская. Спб.: ЛГУ им. A.C. Пушкина, 2011.-224 с.
24. Куинн Б. Хусейн Чалаян. Мода и технология / Б. Куинн // Теория моды: Одежда Тело - Культура. 2009. - № 11. Издатель: Новое литературное обозрение. - 368 с.
25. Лаврентьев А.Н. Производственный костюм и мода / Художник, вещь, мода: Сб. статей // Сост. М. Л. Бодрова, А.Н. Лаврентьев. М., Советский художник, 1988. - 368 е., ил. - С.63-75.
26. Линч К. Образ города / пер. с англ. В. Л. Глазычева; сост. А. В. Иконников; под ред. А. В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982. - 328 е., ил.
27. Мерцалова М.Н. Костюм разных времён и народов. Том 1. М.: Академия моды, 1993. - 339с.
28. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов: В 4-х т. Т.2. -издание 2-е, с дополнениями и изменениями. М.: Академия Моды, 1996. - 432 е., ил.
29. Михайлов С. М. Дизайн современного города: комплексная организация предметно-пространственной среды (теоретико-методологическая концепция) Текст. : дис. док. искусствоведения: 17.00.06 / Михайлов Сергей Михайлович М., 2011. - 362 с.
30. Назаров Ю.В. Постсоветский дизайн (1987-2000). Проблемы, тенденции, перспективы, региональные особенности Текст. / Ю.В. Назаров. М.: «Союз Дизайнеров России», 2002. - 416 е., ил.
31. Нарбони Р. Освещение западного фасада Собора Парижской Богоматери/ Р. Нарбони // Светотехника. 2004. - № 3 - С. 12-15.
32. Нарбони Р. Освещение парка "Клиши-Батиньоли" в Париже / Р. Нарбони/ пер. с англ. О. В. Кирпиченковой // Светотехника. 2008. - № 5. - С. 2831.
33. О'Махоуни М. Техноткани / М. О'Махоуни // Теория моды: Одежда
34. Тело Культура. 2009. - № 11. Издатель: Новое литературное обозрение. -368 с.
35. Петушкова Г. И. Проектирование костюма. М.: Академия, 2004. 416с.
36. Подуфалова Т.Н. Разработка образно-знаковой системы в проектировании костюма на основе комплексного анализа английской молодежной моды Текст.: дис. канд. техн. наук: 17.00.06 / Подуфалова Татьяна Николаевна- М., 2008. 196 с.
37. Рашид К. Размышления о дизайне / Проблемы дизайна 5: Сборник статей // Сост. и отв. ред. В.Р. Аронов. - 2009. - с. 180-199.
38. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники / В.Ф. Рунге.: Учеб. пособие. Издание в двух книгах. Книга 1. М.: Архитектура - С, 2006. -368 е., ил.
39. Савельева И.Н. Художественное проектирование спецодежды с применением металлизированных текстильных материалов Текст.: дис. канд. техн. наук: 17.00.06 / Савельева Ирина Николаевна М., 1974.
40. Савельева И.Н. Художественное проектирование спецодежды для рабочих горячих цехов (основы теории и практики). М.: Легпромбытиздат, 1988г. 208с., ил.
41. Саймондс Д. Ландшафт и архитектура. М.: Лит. по строит. , 1965. -190с., ил.
42. Семёнова В.В. Теоретические и методологические основы дизайна кожгалантерейных изделий (модульное проектирование) Текст. : дис. док. техн. наук: 17.00.06 / Семёнова Виктория Викторовна М., 2009. -305 с.
43. Семёнова В.В. Дизайн и развитие новых технологий (тезисы)/ В.В.Семёнова, A.A. Баделин /В сб.: Дни науки 2005: всероссийская научно-техн.конференция студентов и аспирантов - СПб.: СПГУТД, 2005.-С.156.
44. Сидоренко В.Ф. Третья культура / В.Ф. Сидоренко // Дизайн в Общеобразовательной системе. М.: ВНИИТЭ, 1994.
45. Спенсер К. Выбери свой стиль. М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. 160с.
46. Советский энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. A.M. Прохоров, издание 4, М. Изд-во «Советская энциклопедия», 1987. - 1600 е.: ил.
47. Современная энциклопедия Аванта +. Мода и стиль Текст. / Глав. ред. В.А. Володин. М.: Аванта +, 2002. - 480с.: ил.
48. Фаррен Э., Хатчисон Э. Тело, киборги и новые технологии: как меняется природа одежды / Э. Фаррен, Э. Хатчисон // Теория моды: Одежда -Тело Культура. 2009. - № 11. Издатель: Новое литературное обозрение. - 368 с.
49. Ходьков Ю.Л. Эргономика для дизайнеров: Учебное пособие / Под общей редакцией к.ю.н. С.А. Сурмилова. Спб.: Невский институт управления и дизайна, 2011. - 163 е., илл.
50. Щепетков Н.И. Световой дизайн города: учебное пособие для вузов/ Н.И.Щепетков М.: Архитектура-С , 2006. - 320 с.
51. Щепетков Н.И. Формирование световой среды вечернего города Текст.: дис. док. арх.: 18.00.01 / Щепетков, Николай Иванович М.: 2004. 272 с.1. Иностранная литература
52. Being Human: Human-Computer Interaction in the Year 2020 edited by: Richard Harper, Tom Rodden, Yvonne Rogers, Abigail Sellen Microsoft Corporation, 2008. 98 p.: il.
53. Besse N., Riboreau В., Nemoz G. Textiles techniques et fonctionnels matériaux du XXIème siècle / Editeur: IAC Editions, 2010. 120 p.: il.
54. Braddock Clarke S. E. O'Mahony M., Techno Textiles 2: Revolutionary Fabrics for Fashion and Design / Thames & Hudson, 2006. 208 p.
55. Braddock S. E. O'Mahony M. Techno Textiles: Revolutionary Fabrics for Fashion and Design / Thames & Hudson, 1999. 192 p.: il.
56. Clarke S. Textile Design / Laurence King Publishers, 2011. 224 p.: il.
57. Colchester C. Textiles Today: A Global Survey of Trends and Traditions /
58. Thames & Hudson, 2007. 208 p.: il.
59. Grinyer C. Smart Design. Products that change our lives / Roto Vision SA, 2001.- 159 p.: il.
60. Hall of fame. Design for a better quality of life / edited by Peter Zee // Essen: red dot edition, 2007. 272 p.: il.
61. Hart A., North S., Davis R., Davis L. Historical fashion in detail: the 17th and 18th centuries / Victoria & Albert Museum, 2003. 224 p.: il.
62. Hollander A. Seeing through clothes / University of California Press, 1993. -504 p.: il.
63. Lee S. Fashioning the Future: Tomorrow's Wardrobe / Thames & Hudson, 2005.-208 p.: il.
64. Lights. Leuchten. Lampes / edited by Matthias Dietz // FrankfTaschen, 1993. 160 p.: il.
65. McQuaid M. Extreme Textiles: Designing for High Performance / Thames & Hudson, 2005.-224 p.: il.
66. Osgood C. E. Method and Theory in Experimental Psychology, ch. 5. N.Y., 1953.-p. 193-212.
67. Pakhchyan S. Fashioning Technology: A DIY Intro to Smart Crafting / Craft: Projects / O'Reilly Media, 2008. 240 p.: il.
68. Quinn B. Textile Designers at the Cutting Edge / Laurence King Publishers,2009.-320 p.: il.
69. Quinn B. Textile Futures (fashion, design and technology) / Berg Publishers,2010.-320 p.: il.
70. Rashid K. Digipop / Taschen, 2005. 272 p.: il.
71. Seymour S. Fashionable Technology: The Intersection of Design, Fashion, Science, and Technology / Springer Vienna Architecture, 2009. 249 p.: il.
72. Spilker K.D. Takeda S.S., Contro Moda / Scira editore, 2007. 213 p.: il.
73. Walker H. Less is More: Minimalism in Fashion / Merrell, 2011. 192 p.: il.1. Интернет-ресурсы
74. Андриевский A.M. Одежда Хамелеон (Chameleon) Электронный ресурс. / А. М. Андриевский // Рынок лёгкой промышленности. 2009. - № 67. -Режим доступа: http://rustm.net/catalog/article/1535.html (дата обращения: 01.09.2010).
75. Анни П. Год настоящих прорывов. URL: www.compress.ru/Archive/CP/2006/1/7.
76. Ах, это сладкое слово «нано»! «Умные» ткани и hi-tech технологии в дизайне одежды». URL: http://shop.gidpogorodu.ru/articles/378AX (дата обращения: 01.09.2010).
77. Бондаренко С., Бондаренко М. Джинсы с экраном элемент одежды будущего? URL: http://www.3dnews.ru/news/nastraivaemiedzhinsi (дата обращения: 30.11.2010).
78. Бондаренко С., Бондаренко М. Футболка-часы поможет не забыть о времени. URL:http://www.3dnews.ru/news/futbolkachasipomozhetnezabitovremeni (дата обращения: 30.11.2010).
79. Бондаренко С., Бондаренко М., Одежда, которая согревает. URL: http://www.3dnews.ru/news/odezhdakotorayasogrevaet (дата обращения: 30.11.2010).
80. Борн Д. "Галактическое платье" из шёлка и 24000 LED. URL: http://www.3dnews.ru/news/galakticheskoeplateizshshlkai24000led (дата обращения: 30.11.2010).
81. Википедия. Свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipedia.org/wik.
82. Герасименко А. Платье будущего от Swarovski. URL: http://www.3dnews.ru/news/platebudushegootswarovski (дата обращения: 14.09.2010).
83. Гибкий экран, сотканный из оптоволокна. URL: http://www.ural.ru/news/techno/news-17247.html.
84. Заболотских Е. "Умная одежда" атакует человечество. URL: http://www.hifinews.ru/article/details/1349.htm.
85. Иноземцева Е. Спецодежда из светоотражающих тканей для дорожных рабочих. URL: http://uniforma.nestormedia.com/index.pl? act=PRODUCT&id=l (дата обращения: 18.02.2009).
86. История развития и совершенствования приборов учета электроэнергии. URL: http://elektroas.ru/istoriya-razvitiya-i-sovershenstvovaniya-priborov-ucheta-elektroenergii (дата обращения: 17.02.2011).
87. Мартен Н. Спортивная история. Современный стиль жизни. URL: http://www.sport-moda.ru (дата обращения: 01.05.2011).
88. Одежда для спортсменов нового поколения. URL: http://www.3dnews.ru/news/odezhdadlyasportsmenovnovogopokoleniya (дата обращения: 24.04.2009).
89. Одежда превращается. в телевизор. URL: http://nano-ortal.ru/feed? ELEMENTID=10588 (дата обращения: 19.08.2011).
90. Орлова М. Экстремальные платья от Hussein Chalayan. URL:http ://www. fashionate .ru/ featured/ ekstremalnyie-platya-hussein-chalayan (дата обращения: 27.02.2011).
91. Прогноз от IBM: ведущие IT на ближайшие пять лет. URL: http://www.nanonewsnet.ru.
92. Ресницы-светлячки от веселых японцев. URL: http://www.novate.ru/blogs/251009/13274 (дата обращения: 9.03.2011).
93. Рубашка, которая сама закатывает рукава. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/newsid1460000/1460132.stm (дата обращения: 30.02.2009).
94. Свет в жизни человека. URL: http://www.mosvet.ru.
95. Свидиненко В., Свидененко Ю. "Умная одежда" не за горами. URL: http://www.nanonewsnet.ru/articles/2007/umnaya-odezhda-ne-za-gorami (дата обращения: 16.04.2009).
96. Свидиненко Ю. Г. Нанотехнологии в текстиле. Современные достижения Электронный ресурс. / Свидиненко Ю. Г. // Рынок легкой промышленности. 2005. - №42. - Режим доступа: http://www.rustm.net/catalog/article/232.html (дата обращения: 16.04.2009).
97. Талан А. Одежда, чувствующая тело. URL: http://www.3dnews.ru/news/odezhdachuvstvuushayatelo (дата обращения:2404.2009).96. "Умная одежда" атакует человечество. URL: http://www.hifinews.ru/article/details/1349.htm (дата обращения: 30.03.2011).
98. Умная одежда сама настраивается на погоду. URL: http://www.membrana.ru/articles/technic/2002/01/15/145700.html (дата обращения: 24.04.2009).
99. Ученые из США научились делать батарейки из ткани. URL: http://rian.ru/science/20100122/205780126.html (дата обращения: 12.04.2011).
100. Шатунова О. М. Подробно об использовании световозвращающих материалов. URL: http://gai.vitebsk.by/article (дата обращения:1005.2010).100. 5 важнейших изобретений 50-х годов. URL: http://www.hwp.ru.
101. ЗМ официальный сайт. URL: http://solutions.3mrussia.ru (дата обращения: 08.04.2011).102. 3XDRY официальный сайт. URL: http://www.3xdry.com (дата обращения: 5.05.2011).
102. Adidas официальный сайт. URL: http://www.adidas.com (дата обращения: 10.04.2011).
103. Airborne LED Video Dress Hussein Chalayan официальный сайт. URL: http://waldemeyer.com/projects/fashion/airborne-led-video-dress-hussein-chalayan (дата обращения: 08.04.2011).
104. Anke Loh официальный сайт. URL: http://www.ankeloh.com.
105. Apple официальный сайт. URL: http://www.apple.com.
106. Betabrand официальный сайт. URL: http://betabrand.com/bike-to-work.html (дата обращения: 08.04.2011).
107. Central Saint Martins официальный сайт. URL: http ://www. сsm. arts. ас .uk/csmlondonstudio.htm.
108. Comme des Garçons официальный сайт. URL: http://www.comme-des-garcons.com
109. Cutecircute официальный сайт. URL: http://www.cutecircuit.com.
110. Future Technologies. URL: http://www.nttdocomo.com/technologies/future/index.html.
111. Gareth Pugh официальный сайт. URL: http://www.garethpugh.net.
112. Grado Zero Espace официальный сайт. URL: http://www.gzespace.com.
113. Gartner официальный сайт. URL: http://www.gartner.com/technology/home.jsp.
114. Hussein Chalayan официальный сайт. URL: http ://www.husseinchalayan.com.
115. IBM официальный сайт. URL: www.ibm.com
116. IllumiNITE официальный сайт. URL: http://illuminite.com/technology (дата обращения: 3.05.2011).
117. Issey Miyake официальный сайт. URL: http://www.isseymiyake.com
118. Koizumi официальный сайт. URL: http://www.koizumi-designcompe.com/english
119. Leemyungsu официальный сайт. URL: http://www.leemyungsu.com/works.html (дата обращения: 10.04.2011).
120. LumiGram официальный сайт. URL: http://www.lumigram.com.
121. Luminex официальный сайт. URL: http://www.luminex.ru.
122. Martin Margiela официальный сайт. URL: http://www.martinmargiela.com.
123. MIT Massachusetts Institute of Technology. URL: http://web.mit.edu/
124. Moritz Waldemeyer официальный сайт. URL: http ://www. waldemeyer.com.
125. Moulin Rouge официальный сайт. URL: http://www.moulinrouge.fr.
126. NanoTex официальный сайт. URL: http://www.nanotex.ru.
127. Night-Gear официальный сайт. URL: http://www.night-gear.com (дата обращения: 3.05.2011).
128. Novate официальный сайт. URL: http://www.novate-it.co.uk.
129. PDD официальный сайт. URL: http://www.pdd.co.uk (дата обращения: 6.05.2011).
130. Philips официальный сайт. URL: http://www.philips.com (дата обращения: 9.01.2011).
131. Readings Laser and Swarovski Crystal Dress - Hussein Chalayan http://waldemeyer.com/projects/fashion/readings-laser-swarovski-crystal-dress-hussein-chalayan (дата обращения: 8.04.2011).
132. Retro-reflective clothing and safety on roads. URL: http://www.cyberglow.co.uk (дата обращения: 12.11.2009).
133. Royal College of Art (RCA) официальный сайт. URL: http://www.rca.ac.uk/
134. Saucony официальный сайт. URL: http://www.saucony.com (дата обращения: 3.05.2011).
135. Scout официальный сайт. URL: http://www.scout-schulranzen.de (дата обращения: 08.04.2011).
136. Sony официальный сайт. URL: http://www.sony.ru.
137. Soomipark официальный сайт. URL: http://www.soomipark.com (дата обращения: 10.04.2011).
138. Stella McCartney официальный сайт. URL: http://www.stellamccartney.com.
139. Ten Cate Protect официальный сайт. URL: http://www.tencateprotect.ru (дата обращения: 10.04.2011).
140. The Climate Dress by DIFFUS официальный сайт. URL: http://www.diffus.dk/pollutiondress/intro.htm (дата обращения: 10.04.2011).
141. Turn signal biking jacket официальный сайт. URL: http://www.instmctables.com/id/turn-signal-biking-jacket/step8/program-your-jacket (дата обращения: 8.04.2011).
142. Wikipedia официальный сайт. URL: http://www.wikipedia.org
143. Willy Bogner официальный сайт. URL: http://www.bogner.com.
144. Yohji Yamamoto официальный сайт. URL: http://www.yohjiyamamoto.co.jp.1. Видеоиздания
145. Аватар Видеозапись. / реж. Джеймс Камерон; в ролях: С. Уортингтон, 3. Салдана, С. Уивер, М. Родригес; Lightstorm Entertainment, 20th Century Fox. США. - 2009.
146. Гламур высоких технологий высокая мода и высокие технологии уже объединились Видеозапись. / репортаж Антона Войцеховского; материалы 1 канала. - М.: 1 канал, новости. Передача вышла в свет 12.09.2009.
147. Джонни Мнемоник Видеозапись. / реж. Роберт Лонго; в ролях: К. Ривз, Д. Мейер, Д. Лунгрен, Т. Китано, А. Ти; TriStar Pictures. Канада, США.- 1995.
148. Матрица Видеозапись. / реж. братья Вачовски; в ролях: К. Ривз, Л. Фишборн, К.-Э. Мосс, X. Уивинг; Warner Bros., Village Roadshow Pictures.- США, Австралия. 1999.
149. Трон Видеозапись. / реж. Стивен Лисбергер; в ролях: Д. Бриджес, Д. Уорнер, Б. Бокслейтнер; Walt Disney Pictures, Lisberger, Kushner. США, 1982.
150. Трон. Наследие Видеозапись. / реж. Джозеф Косински; в ролях: Д. Бриджес, О. Уайлд; М. Шин; Walt Disney Pictures. США. - 2010.1. ПУБЛИКАЦИИ
151. Основное содержание диссертационного исследования отражено в 5 публикациях автора (общий объем 1,58 п.л.; авторский вклад 0,94 п.л.).
152. Публикации в рецензируемых журналах, утвержденных ВАК
153. Министерства образования и науки РФ для публикации основных результатов диссертационных исследований:
154. Васильева Т.С., Назаров Ю.В. Светодизайн одежды / Т.С. Васильева, Ю.В. Назаров // Светотехника. 2011. - №4. - С. 42-46 (0,36 п.л./0,18 п.л.).
155. Васильева Т.С., Назаров Ю.В. Сигнальные особенности элементов костюма как фактор безопасности потребителей / Т.С. Васильева, Ю.В. Назаров // Дизайн и технологии. 2011. - №22 (64). - С. 18-28 (0,62 п.л./0,31 п.л.).
156. Васильева Т.С., Назаров Ю.В. Генезис современных технологий производства одежды и материалов / Т.С. Васильева, Ю.В. Назаров // Технология текстильной промышленности. 2011. - №4 (333). С. 108-112 (0,3 п.л./0,15 п.л.).
157. Научные публикации в других изданиях:
158. Васильева Т.С. Светодизайн в спортивной одежде / Т.С. Васильева //
159. Четырнадцатая Всероссийская конференция главных художников и главныхдизайнеров Российских городов. Город дизайн - спорт. - Сочи, май, 2011. 1791. С. 33-35 (0,18 П.Л.).
160. Научные публикации, имеющие опосредованное отношение к темеисследования:
161. Васильева Т.С. Бытовая культура и дизайн / Т.С. Васильева // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы третьей научной конференции молодых ученых, аспирантов и соискателей 2.11.2004 /ЧГАКИ. -Челябинск, 2004. С. 37-38 (0,12 п.л.).
162. Участие во Всероссийских и Международных конкурсах и выставках:
163. Васильева Т.С. Коллекция мужской одежды «Наполненная пустота» (Тибет) / Региональный тур VI Всероссийского конкурса дизайнеров одежды «Экзерсис». Челябинск, 2001. - Диплом I степени.
164. Васильева Т.С. Коллекция мужской одежды «Наполненная пустота» (Тибет) / VIII конкурс профессиональных художников-модельеров им. Надежды Ламановой. Москва, Дом моды Вячеслава Зайцева, 2001.
165. Васильева Т.С. Коллекция молодежной одежды «500 коктейлей с Martini» / V художественная выставка-ярмарка «Мода нового времени» из цикла «Российский стиль». Москва, ВВЦ, 2002.
166. Васильева Т.С. Коллекция молодежной одежды «500 коктейлей с
167. Martini» / X Российский конкурс «Текстильный салон 2002». - Иваново, 2002.
168. Васильева Т.С. Коллекция "Окно в Европу" / Региональный тур VIII Всероссийский конкурс дизайнеров одежды «Экзерсис». Челябинск, 2003. -Диплом I степени.
169. Васильева Т.С. Коллекция "Окно в Европу" / VI выставка "Мода вне времени" из цикла "Российский стиль". Москва, ВВЦ, павильон "Культура", 2003.
170. Васильева Т.С. Коллекция мужской одежды «Джек Воробей» / Региональный тур Международного конкурса Благотворительного Фонда «Русский силуэт». Челябинск, 2003. - Диплом I степени.
171. Васильева Т.С. Коллекция мужской одежды «Джек Воробей» / Профессиональный конкурс молодых дизайнеров одежды на III специализированной выставке «Малый бизнес и индустрия моды: прет-а-порте на Покровке». Москва, 2004. - Диплом II степени.
172. XXIV Международный конкурс молодых дизайнеров одежды "Экзерсис", Национальный институт дизайна, кафедра дизайна костюма, руководитель Васильева Т.С. Москва, ВВЦ, сентябрь 2008. - Золотая медаль ВВЦ за научно-технические достижения.
173. Всероссийская выставка-конкурс «Лучшая работа года в области дизайна» «Дизайн-2008», кафедра дизайна костюма, руководитель Васильева Т.С. Москва, ЦДХ, декабрь 2008. - Диплом лауреата в номинации «Дизайн костюма».
174. Дипломные и курсовые проекты лауреаты выставок и конкурсов, выполненные в мастерской дизайна костюма Национального института дизайна под руководством Васильевой Т.С.:
175. Якунина А., Левшина Л. Коллекция молодежной одежды «Шум дождя» // XXIV Международный конкурс молодых дизайнеров одежды "Экзерсис". Москва, ВВЦ, сентябрь 2008. - Диплом II степени в номинации "Молодежная одежда".
176. Долгинова Д. Коллекция мужской одежды «Уроки ботаники» // XI Международный фестиваль моды «Бархатные сезоны в Сочи». Сочи, 2008. -Лауреат смотра-конкурса дизайнерских школ ВУЗов России, диплом II степени в номинации «Casual».
177. Суркова Н. Коллекция «Фитоиней» // XXXII Международный конкурс молодых дизайнеров одежды «Экзерсис». Москва, ВВЦ, февраль 2009. - Гран-при в номинации «Молодежная одежда», золотая медаль «Лауреат ВВЦ».
178. Урих И. Коллекция «Animal ART» // XXXIII Международный конкурс молодых дизайнеров одежды «Экзерсис-2009», Гран-при в номинации «Молодежная одежда», золотая медаль «Лауреат ВВЦ». Москва, ВВЦ, сентябрь 2009.
179. Якунина А., Левшина Л. Коллекция «Soft frame» // Международныйконкурс молодых дизайнеров одежды "Экзерсис". Москва, ВВЦ, февраль 2011. - Диплом II степени в номинации "Молодежная одежда".
180. Азарьева А. Коллекция для беременных «Ожидание» / Международный конкурс молодых дизайнеров одежды "Экзерсис". Москва, ВВЦ, февраль 2011. - Диплом III степени в номинации "Молодежная одежда".
181. Астапова Д., Хажнагоева Р. Коллекция «Вращение» / Международный конкурс молодых дизайнеров одежды "Экзерсис". Москва, ВВЦ, февраль 2011. - Диплом II степени в номинации "Маленькое платье".
182. Бурова Н. Одежда для жаркого лета «Бил^е # 5» / Международный конкурс молодых дизайнеров одежды "Экзерсис". Москва, ВВЦ, сентябрь 2011. - Диплом III степени в номинации "Молодежная одежда".
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.