Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 19.00.01, кандидат психологических наук Топоев, Валерий Степанович
- Специальность ВАК РФ19.00.01
- Количество страниц 127
Оглавление диссертации кандидат психологических наук Топоев, Валерий Степанович
Введение.
Глава 1. Психологическая природа религиозно-шаманского сознания личности
1.1. Изучение религиозно-шаманского сознания в психологии.
1.2. Психологические аспекты проявления религиозно-шаманского сознания личности.
1.3. Психологические условия формирования религиозно-шаманского сознания личности.
Глава 2. Мотивация и религиозно-шаманское сознание личности
2.1. Методологические принципы изучения мотивации в психологии
2.2. Теоретический анализ проблемы мотивации в современной психологии 2.3. Мотивация как фактор религиозно-шаманского сознания ^ личности.
2.4. Изучение влияния мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности.
Глава 3. Экспериментальное исследование влияния мотивационного фактора на формирование религиозно- шаманского сознания личности I 3.1. Организация и методы исследования.
3.2. Экспериментальное исследование влияния доминирующих мотивов формирующих религиозно-шаманское сознание личности
3.3. Экспериментальное исследование изменение мотивационной сисф темы религиозно-шаманского сознания личности
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Психологические функции шаманизма в современных социальных и политических процессах1998 год, кандидат психологических наук Ондар, Татьяна Алексеевна
Возрождение и трансформации традиционных верований и практик тувинцев в постсоветский период: основные проблемы2007 год, кандидат исторических наук Пименова, Ксения Викторовна
"Мир невидимых" по традиционным воззрениям хакасов: Духи Среднего Мира в хакасских традиционных представлениях XIX - ХХ вв.2002 год, кандидат исторических наук Бурнаков, Венарий Алексеевич
Шаманизм у бурят Тункинской долины: Вторая половина XIX-XX вв.2003 год, кандидат исторических наук Шагланова, Ольга Андреевна
Культурно-историческая преемственность традиций шаманизма в Агинском бурятском автономном округе, 1991-2001 гг.2001 год, кандидат исторических наук Будажапов, Зоригто Цыбенович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности»
Актуальность исследования. Современный этап развития нашего общества в России отмечен стремлением народов сохранить и развивать свою этнокультурную самобытность. Актуализировалось историческое и религиозное сознание народов России, идут процессы их духовного возрождения, характеризующиеся пристальным вниманием к своему прошлому, к традиционным системам ценностей, формам общения и быта, национальной культуре.
В условиях системного кризиса российского общества происходит возрастание психологической роли религии, что отвечает определенным потребностям общества. Указанные процессы имеют место и в современной Республике Хакасия.
В истории человечества смена тысячелетий, стык веков никогда не проходил без социальных, природных катастроф, межэтнических конфликтов, войны, расширения пограничных состояний в психике человека, резкий рюст деструктивного поведения: аддиктивного (уход от настоящих эмоций становится привычкой), антисоциального (вызов обществу или внутренняя пустота), суицидного (отказ от жизни), конформистского (лицо превращается в маску), фанатического (идея подменяет жизнь), нарцистического (ставка на лидера) аути-стического, а главное потеря духовности (Ц. П.Короленко, Г.А.Донских 1990, Р.Д Санжаева 1997).
Человек, как высшее существо на Земле, стремится компенсировать потерю душевных качеств поисками гармонии. Это приводит к поведенческим изменениям, к преобразованию своего внутреннего "Я", т.е. к трансформации личности - процессу, где основной его характеристикой является категория мотивации" (Р.Д.Санжаева, 1997). "Проблемы мотивации невозможно решать без анализа социальных норм, ценностей, без анализа общественных условий, противоречий общества, места личности в нем " (В.Г.Леонтьев, 1992, с. 7).
Так как исторически для хакасского этноса существенной составляющей его духовной жизни наряду с христианством является шаманизм, одной из главных функций которого выступает регулирование поведения людей. В связи с этим вытекает необходимость исследования личности и деятельность шамана .
В данном исследовании предпринимается попытка рассмотрения влияния мотивационных факторов на формирование религиозно-шаманского сознания в современном функционировании института шаманизма среди коренного населения Республики Хакасия.
В наши дни для определенной части населения в экзистенциальных ситуациях сохраняется роль шамана в качестве посредника между членами группы и миром духов, в существование которого люди верят, он влияет на отношения и поведение людей, выступает хранителем веры и идеалов, их толкователем, миротворцем и лекарем, защитником рода (племени) от враждебных внешних сил.
Стихийный процесс возрождения шаманизма дополняется активными усилиями представителей хакасской интеллигенции, ученых деятелей по его пропаганде в массах и приданию ему неких институциональных форм. Зарегистрированы две религиозные организации: Центр хакасского шаманизма, Местная религиозная организация традиционной религии хакасского народа "Хан тигир".
В настоящее время происходящая в отечественной психологической науке смена парадигмальных и методологических оснований и подходов выдвинула, в качестве наиболее актуальных, изучение таких проблем, которые длительное время скрывались или оставались просто не замеченными психологами и считались по идеологическим соображениям не существующими вообще. К их числу относятся и проблемы древних духовных систем, сохранившиеся в архаичных традициях определенных этносов, которые в отечественной науке преимущественно изучались этнографами, религиоведами и историками. Среди подобных явлений заметное место занимает шаманизм, исторически укорененный в социальной и духовной жизни хакасов, как и в ряде других народов Сая-но-Алтайского нагорья, регионов Сибири, Севера и Дальнего Востока. Шаманизм все более заметно влияет на социально-психологическую атмосферу в республике Хакасия и это влияние имеет как отрицательное так и положительные стороны. В то же время отношение государственных структур и общества к этому явлению неоднозначны и противоречивы, поскольку неясны его причины, масштабы, социально-психологическая роль и последствия.
Необходимость исследования условий формирования религиозно-шаманского сознания обусловлена не только научными, но и социальными проблемами: во-первых, потребностью более глубокого познания сущности и направленности духовных процессов, происходящих на современном этапе в хакасском обществе: все больше людей обращаются к древним и архаичным формам знания, проявляющимся в религиозных представлениях, мифах, а также в национальных ритуалах, обрядах и обычаях из потребности социального познания, а не только из религиозных мотивов; во-вторых, возрождением национального самосознания в современной этносоциальной, этнополитической ситуации Хакасии, при этом механизмы этнической идентификации выполняют интегрирующую роль; в-третьих, слабо поставленной системой психотерапевтической службы, которая не в состоянии полностью удовлетворить потребности населения на фоне кризисных явлений. Существующий дефицит психотерапевтической помощи заполняется целителями, знахарями, шаманами и т.д.
Признание значимости научного исследования в области формирования религиозно-шаманского сознания личности, вместе с тем научная и методологическая неразработаннасть его формирования под влиянием мотивационного фактора обусловили выбор темы диссертационного исследования "Влияние мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности".
Объектом исследования является религиозно-шаманское сознание личности. Изучение объекта осуществлялось на основе деятельности 40 действующих хакасских шаманов.
Предметом исследования являются мотивационные факторы, влияющие на формирование религиозно-шаманского сознания.
Цель. Целью нашей работы является выявление психологических средств и механизмов формирования религиозно-шаманского сознания личности и на основе этого выявить её доминирующие мотивы.
Гипотеза исследования:
В основу исследования были положены следующие допущения гипотезы:
1 .Дифференциация религиозно-шаманского сознания является следствием этнокультурной традиции, влияния внешних и внутренних факторов на формирование мотивационных систем религиозно-шаманского сознания личности;
2. Существует прямая и обратная связь между религиозно-шаманским сознанием и мотивационными факторами;
3. Допускаем целенаправленное формирование религиозно-шаманского сознания путем постепенной замены отрицательной мотивации на положительную, исходя из общественных потребностей;
Задачи исследования. В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить психические особенности религиозно-шаманского сознания личности.
2. Исследовать мотивацию как фактор формирования религиозно-шаманского сознания личности.
3. Разработать программу эмпирического исследования влияния мотива-ционного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности.
4. Выявить психологические средства и механизмы формирования религиозно-шаманского сознания личности.
5. Выявить эффективность воздействия мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности.
Методологическая база исследования. Методологическую базу исследования составили принципы: единство исторического и логического, социального и психологического, эмпирического и теоретического в постижении сущности социально-психологических явлений (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, С.Л.Рубинштейн); единства теории и практики (Б.М.Кедров, К.К.Платонов, Г.П.Щедровицкий), системного подхода к изучению психологических феноменов (Б.Г.Ананьев, А.Г.Асмолов, В.М.Бехтерев, П.П.Блонский, Б.Ф.Ломов).
Для психологического изучения религиозно-шаманского сознания методологической предпосылкой является система психологических, философских и социологических знаний, раскрывающих природу данного феномена, обобщенно представленная в психологии религии. В своей работе автор опирается на труды и идеи видных философов, разрабатывавших проблемы общественного сознания и бессознательного.
Для решения поставленных задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования. Выбор методик определялся, с одной стороны, задачами исследования, с другой стороны, предметом и объектом исследования. В комплекс методик входили личностные опросники, специальные тесты для измерения уровня различных типов мотивации, среди этих методик были проективные методы (психографический тест В.Г. Леонтьева) и методика определения доминирующего мотива, разработанная и апробированная М.Н. Чарко-вой.
Также были использованы: экспертная оценка, теоретический анализ психологической, этнологической, исторической, философской и религиоведческой литературы, публикаций в отечественных и зарубежных изданиях, республиканской (местной) печати на хакасском и русском языках, сбор психологических данных в полевых условиях, наблюдение, индивидуальная беседа, анкетирование по методике, разработанной автором. Психологические исследования проводились в период с 1997 по 2000 год на территории Республики Хакасия.
Научная обоснованность и достоверность выводов исследования обеспечивалась теоретико-методологической проработанностью проблемы, реализацией комплекса методик исследования с привлечением апробированных психологических методов, применением методов математической статистики.
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования составили:
1. Интервью, анкетирование действующих шаманов Хакасии (40 человек).
2. Выборка населения Хакасии, подвергнутая анкетному опросу, составила в общем 380 человек, из них по национальности - 299 хакасов, 71 русских, 10 человек других национальностей, по полу - 147 мужчин, 233 женщины.
Научная новизна.
1. В диссертации впервые обоснована специфика психологического подхода к анализу влияния мотивационного фактора на формирование религиозно-шаманского сознания личности.
2.Условием формирования религиозно-шаманского сознания личности выступает система традиционных верований, ценностей, мировоззренческих, политических и нравственных установок, стереотипов поведения и культовых действий, а также социально-экономические потребности.
3. Предложенная в диссертации схема анализа мотивационных механизмов на уровне индивидуально-личностной психологии, позволяет выявить и определить взаимосвязь между мотивационными факторами и религиозно-шаманским сознанием
Практическая значимость. На основе психологического анализа проявления религиозно-шаманского сознания и механизмов его формирования в современных условиях можно решать стратегические и управленческие задачи в сфере национального и культурного строительства, межнациональных и государственно-церковных отношений.
Материалы диссертации, разработанные и апробированные автором методики, и категориальный аппарат исследования влияния мотивационных факторов на формирование религиозно-шаманского сознания личности могут быть использованы для дальнейшего углубленного изучения современного шаманизма как психологического феномена, а также в учебных программах по ак-меологии, этнопсихологии, религиоведению и культурологии, в системе психологических служб и консультаций.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования были представлены: 1) на научно-практической конференции: "Дни тюркской письменности" (г.Туран РТ, ИГИРТ 21-24 июня 2000); 2) Международной научной конференции "Проблемы кочевых цивилизаций центральной Азии" (Улан-Удэ, 28 июня по 2 июля 2000 г.). Материалы исследования использовались в лекциях для учителей и воспитателей, проходящих переподготовку и повышение квалификации в ХРИПК и ПРО, а также для студентов психолого-педагогического факультета ХГУ.
Результаты исследования отражены в 5 публикациях.
Положения выносимые на защиту:
1.Сознание шамана отличается от сознания адептов шаманизма качест -венно и структурно;
2. Каждому структурному типу сознания личности соответствует определённая мотивационная система;
3. Формирование религиозно-шаманского сознания личности является следствием этнокультурной традиции, но вместе с тем его формирование идет под влиянием внешних и внутренних факторов;
4. Существует прямая и обратная связь между религиозно-шаманским сознанием и мотивационными факторами, формирующие его.
5. Существует возможность формирования религиозно-шаманского сознания через коррецию доминирующих мотивов, исходя из потребностей общества.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, за ключения, библиографии, включающего 202 наименования отечественных ра бот и 26 зарубежных авторов, десяти приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая психология, психология личности, история психологии», 19.00.01 шифр ВАК
Культурно-исторические основания музыкального наследия хакасов2005 год, кандидат культурологии Бурнакова, Лариса Юрьевна
Шаманизм в социокультурной традиции бурят2006 год, кандидат философских наук Баиров, Андрей Семенович
Культовые места Баргузинской долины в контексте этнокультурной истории Байкальского региона2004 год, кандидат исторических наук Гомбоев, Баир Цыремпилович
Якутский шаманизм в контексте архаичных символических систем: мифология и ритуал2009 год, кандидат исторических наук Слепцов, Евгений Петрович
Элементы шаманизма в индоиранской этнокультурной традиции2002 год, кандидат исторических наук Запорожченко, Андрей Владимирович
Заключение диссертации по теме «Общая психология, психология личности, история психологии», Топоев, Валерий Степанович
3. Результаты исследования показали, что возможно целенаправленное формирование религиозно-шаманского сознания путем постепенной замены негативной мотивации на позитивную, исходя из общественных потребностей.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были решены поставленные задачи: а) изучили психологические особенности религиозно-шаманского сознания личности; б) исследовали мотивацию, как фактор формирования религиозно-шаманского сознания личности; в) разработали программу эмпирического исследования влияния мотива ционных факторов на формирование религиозно-шаманского сознания; г) выявили психологические средства и механизмы формирования рели гиозно-шаманского сознания личности; д) выявили эффективность воздействия мотивационного фактора на фор мирование религиозно-шаманского сознания личности.
На основе изучения религиозно-шаманского сознания личности, мы уточняем её содержание и соотношение с социальной средой, раскрываем условия формирования религиозно-шаманского сознания личности.
Нами выявлены мотивационные факторы оказывающие влияние на формирование религиозно-шаманского сознания.
Изучение проявлений религиозно-шаманского сознания личности дало возможность подтвердить, что шаманская деятельность имеет мотивационную направленность.
Полученные выводы по результатам исследовательской работы подтверждают выдвинутую гипотезу, позволяют считать основные задачи исследования выполненными и свидетельствуют о теоретической новизне и практической значимости диссертации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы и результаты эмпирического исследования влияния мотивационных факторов на формирование религиозно-шаманского сознания позволяют сделать следующие выводы:
1. Проведенное нами исследование показало, что шаманские верования и ритуально-обрядовая практика постепенно становятся все более заметным фактором общественной жизни республики, а также неотъемлемой частью психологии коренного населения современной Хакасии. В настоящее время в республике Хакасия наблюдаются тенденции нового переосмысления древнего значения шаманизма как опыта переживания своего бытия, как опыта социального познания, которое находит отклик в глубинном бессознательном этноса.
2. Религиозно-шаманское сознание в современных условиях Хакасии как психологическое явление раскрывается в ключе национальной и культурно-исторической парадигмы, представляя в своем содержании базисные ценности культуры, социальный опыт многих поколений, бессознательные механизмы поведения людей и мн. др. Как мировоззренческая целостная система, не имеющая письменного закрепления, она включает в себя концепцию представлений о мире, основанную на мифологическом миропонимании. Также анимистическое понимание природы сказывается и на поклонении духам-хозяевам лесов и гор, рек и озер, а также деревьев и родовых мест. Все это безусловно влияет на формирование мотивационного ядра современного шамана. Несмотря на свою, на первый взгляд, упрощенность и незатейливость, эта "примитивная" философия утверждает экологический, природный баланс во взаимоотношениях человека и среды его обитания, где никто не имеет права возвышаться над остальными - все являются равными членами - частицами космоса, Вселенной.
3. Процесс влияния шаманских традиций на формирование религиозно-шаманского сознания индивида связан с формированием в нем типических черт на основе выработанных в процессе исторического развития этносом, племенем, родом того мировоззрения и религиозных представлений о мире, которые закреплены в шаманизме на протяжении многих тысячелетий.
По нашим наблюдениям в настоящее время процесс возрождения шаманизма развивается в двух направлениях: а) происходит возрождение традиционного хакасского шаманизма, возвращаются к ритуальной практике сохранившиеся шаманы и потомки шаманских родов; б) возникают, главным образом в среде интеллигенции, группы людей, тяготеющих к шаманизму, представляющему собой попытку соединения традиционных шаманских верований и психотехник с достижениями современной науки, эзотерическими знаниями, парапсихологией и т.д.
На основе анализа и сопоставления различных подходов к изучению религиозно-шаманского сознания, мы уточняем его содержание и его соотношение с природой индивида, с его социальной группой, а также комплекс ритуально-обрядовых действий, центральной фигурой которых является шаман. При таком подходе раскрываются условия формирования религиозно-шаманского сознания, выражающий его практическую, деятельную (обрядовую и ритуальную стороны).
Мотивационные факторы, влияющие на формирование сознания рассматриваются через призму общественных потребностей и специфических запросов хакасского общества. При этом особое внимание уделяется компенсаторной функции, которая на психологическом уровне выступает как страховочная, врачевательная и психотерапевтическая функции.
Таким образом, шаманизм как знаково-символическая система по своей сущности, содержанию и социальным функциям оказывает существенное влияние на разные уровни общественного сознания. В современных условиях он выступает одной из форм психологической защиты, психотерапии и целитель-ства на основе традиционной народной медицины для определенных социальных групп хакасов. В связи с этим возникает необходимость глубокого изучения условий и средств формирования социально направленных доминирующих мотивов личности.
В диссертации обоснована специфика психологического подхода к анализу шаманизма, который - в отличие от этнологического и религиоведческого -состоит, по нашему мнению, в изучении психологических функций хакасского шаманизма, в раскрытии психологических механизмов его воздействия на людей. В результате проведенных исследований было выявлено, что с изменением мотивационных факторов религиозно-шаманского сознания возникают изменения направленности деятельности шамана. Существует прямая и обратная связи между религиозно-шаманским сознанием и мотивационным ядром шамана.
Необходимость исследования современного состояния и психологических аспектов религиозно-шаманского сознания личности обусловлена не только внутринаучными, но и социальными проблемами: во-первых, потребностью более глубокого познания сущности и направленности духовных процессов, происходящих на современном этапе в хакасском обществе: все больше людей обращаются к древним и архаичным формам знания, проявляющимся в религиозных представлениях, мифах, а также в национальных ритуалах, обрядах и обычаях из потребности социального познания, а не только из религиозных мотивов; во-вторых, возрождением национального самосознания в современной этнополитической ситуации Хакасии, при этом механизмы этнической идентификации выполняют интегрирующую роль; в-третьих, слабо поставленной системой психотерапевтической службы, которая не в состоянии полностью удовлетворять потребности населения на фоне кризисных явлений. Существующий дефицит психотерапевтической помощи заполняется целителями, знахарями, шаманами и т.д.
Все это делает актуальным научное исследование состояния хакасского шаманизма, его общественной роли, влияния на общественное сознание. Подобное исследование отвечает потребностям государственного строительства в Республике Хакасия, которое должно опираться не только на общепризнанные демократические принципы и нормы, но и на вековой духовный опыт хакасского этноса, учитывать процессы, имеющие место в сфере общественной психологии.
Изучение разнообразных проявлений религиозно-шаманского сознания дало возможность увидеть, что это есть особая направленность личности в виде шаманской деятельности во всем её многобразии.
Анализ основных направлений изучения мотивации в зарубежной и отечественной психологии, позволяет сделать выводы о том, что вопросы формирования религиозно-шаманского сознания с позиции психологии мотивации не рассматривались.
Результаты диссертационного исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Дифференциация религиозно-шаманского сознания является следствием этнокультурной традиции, влияния внешних и внутренних факторов на формирование мотивационных систем религиозно-шаманского сознания личности.
2. Изучение психологической природы религиозно-шаманского сознания и влияния мотивационного фактора на его формирование показало, что между ними имеется прямая и обратная связь.
Список литературы диссертационного исследования кандидат психологических наук Топоев, Валерий Степанович, 2000 год
1. Адрианов А.В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 году Записки Русского Географического общества (по общей географии). Т. 11. -СПб., 1888.- 381 с.
2. Алексеев Н.А. Традиционные религиозные верования тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1992. - 239 с.
3. Алексеев Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1984.-233 с.
4. Алхазишвили А. А. Специфика потребности у человека // Проблемы формирования социогенных потребностей.-Тбилиси, 1974.-С. 5-8.
5. Алхазишвили А. А. Специфика человеческих потребностей и функциональная тенденция организма // Проблемы формирования социогенных потребностей.-Тбилиси, 1981.-С. 8-12.
6. Ананьев Б. Г. Ощущения и потребности // Ученые записки ЛГУ.-1979.-№ 244,- С. 62.
7. Анохин П. К. Электроэнцефалографический анализ условного рефлекса.-М, 1958.
8. Андреева Г. М. Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная | социальная психология на Западе (теоретическое направление).-М., 1978.-271 с.
9. Анцыферова Л. И. Принцип связи психики и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии.-М,, 1969,- С. 57-117.
10. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности.-М.: Мысль. 1976.-157 с.
11. Асеев В. Г. Проблемы мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. -М., 1974.-С. 123-124.
12. Асеев В. Г. Значимость и временная стратегия поведения // Психол. журн.-1981.-Т. 2, № 6.-С. 28-37.
13. Асмолов А. Г. Деятельность и установка.-М.: Изд-во МГУ, 1979.-151 с.
14. Артемова Е.Ю. Психология субъективной семантики. М.: МГУ, 1980. -128с.
15. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы психологического анализа. -М.: МГУ, 1990. 367 с.
16. Асмолов А.Г., Кузнецов И.М., Шлягина Е.И. Психологическая служба и задачи этнопсихологии //Психологическая наука и практика. Новосибирск, 1987.
17. Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуаль-ность//Психологические проблемы индивидуальности. М., 1984.
18. Асмолов А.Г., Шлягина Е.И. Этнопсихология методологическая основа психологической службы межнациональных отношений//Проблема комплексного изучения межэтнических отношений в СССР. - М.: МГУ, 1989.
19. Баканов Е. М., Иванников В. А. О природе побуждения // Вопр. психоло-гии.-1983.-№4.-С. 146-154.
20. Банзаров Д. Черная вера или шаманство у монголов. СПб., 1891. - С. 1-46.
21. Басилов В.Н. Среднеазиатское шаманство: Доклад на IX международном конгрессе антропологических и этнографических наук. М., 1973.
22. Басилов В.Н. Некоторые проблемы исследования домусульманских культов в Средней Азии // Атеизм и современность. М., 1974.
23. Басилов В.Н. Пережитки шаманства у туркмен човдуров// Домусульман-ские верования и обряды у народов Средней Азии. - М.: Наука, 1975.
24. Басилов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1984. - 208 с.
25. Басилов В.Н. Шаманство как ранняя форма мистицизма//Вопросы научного атеизма: Вып. 38: Мистицизм: проблемы, анализа и крити-ки/Акад.обществ.наук при ЦК КПСС. Ин-т науч. атеизма; Редкол.: В.И.Гараджа (отв. ред.). М.: Мысль, 1989. - С. 94-108.
26. Басилов В.Н. Что такое шаманство? // ЭО, 1997. № 5. С.3-16.
27. Беляев-Сергеев М. Опытъ установки понят1я "шаманизмъ". Прибавлешя къ Иркутскимъ Епарх1альнымъ Въдомостямъ. Ноябрь 1 № 21, 1907. - С.499.
28. Бирюков Д. А. К вопросу о природе ориентировочной реакции. В сб.: "Ориентировочный рефлекс и ориентировочно-исследовательская деятельность". М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.
29. Блонский П.П. Психологические очерки. М., 1927.
30. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М., "Прос -вещение", 1964.
31. Божович Л. И. Психологические закономерности формирования (личности в онтогенезе//Вопр. психологии.-1976.-N6. -С. 45-53.
32. Богораз В.Г. К психологии шаманства у народов северо-восточной Азии // ЭО.-М„ 1910, кн.1-2, С.1-26.
33. Борунков Ю.Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971.
34. Букин В.Р. Социальная психология и религия//Проблемы общественной психологии. М.: Мысль, 1965. - 470 с.
35. Бутонаев В.Я. Хакасы//Материалы к серии « Народы Советского Союза» Выпуск III, М. 1990, С.93.
36. Вайнштейн С.И. Шаманы и шаманство//Атеистические чтения. М.: Изд-во политической литературы. Вып.З. 1969. - С. 31-42.
37. Вайнштейн С.В. Мир кочевников Центра Азии. М., 1991. - 296 с.
38. Валуева М.Н. Психофизиологические исследования одной из форм (мотивации у человека//Вопр. психологии.-1970.-N4-C. 127-131.
39. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности//Вопр. психологии. 1984.-N5.-C. 125-131.
40. Вдовин И.С. О шаманах и их социальной роли в обществе. Заключительная статья//Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. (По материалам второй пол. XIX нач. ХХв.). - Л.: Наука, 1981.- 284 с.
41. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология.-М., 1982.-336С.
42. Величковский Б.М., Зинченко В.П. Методологические проблемы современной когнитивной психологии //Вопр. психологии.-1979.-N7.-С. 67-79.
43. Вилюнас В. К. Теория деятельности и проблемы мотивации//А.Н. Леонтьев и современная психология.-М.,1983.-С.191-200.
44. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.-М, изд-во. МГУ, 1980.-С.283.
45. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации.-М., изд-во. МГУ, 1986.-С.208.
46. Виташевский Н.А. Материалы для изучения шаманства у якутов. ЗВСОРГО по этнографии, 1890, т.П, вып.2.
47. Вундт В. Очерки психологии. СПб., 1897.
48. Вундт В. Проблемы психологии народов. М.: Космос, 1912.
49. Выготский JI.C. Избранные психологические исследования.-М, 1956.,-520.
50. Выготский Л.С. Собр. соч.:В 6 т.-М., 1983.-Т. 1,2,5.
51. Галданова Г.Р. Традиционные ценности бурят и современность //Доклады и тезисы международного симпозиума "Бурят монголы накануне III тысяча-летия: опыт кочевой цивилизации, Россия-Восток-Запад в судьбе народа", 24-28 августа, 1997, С. 70-71.
52. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий. "Психологическая наука в СССР", т. I. М., изд-во АПН РСФСР, 1959.
53. Гинзбург М. Р. К проблеме мотивационных компонентов интеллектуальной инициативы// Вопр. психологии.-1976.-№4.-С. 128-132.
54. Григулевич И.Р. Пророки "новой истины". М.:Изд. полит, лит-ры, 1983.
55. Грот Н. Понятие души и психической энергии в психологии Вопросы философии и психологии., т.37,38. М., 1897.
56. Гроф С. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993. - 504 с.
57. Джидарьян И. А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности // Теоретические проблемы психологии личности .-М.: Наука, 1974.-С. 146-169.
58. Дзенискевич Г.И. Шаман-психотерапевт//Шаман и Вселенная. СПб, 1997. -С. 51-61.
59. Добрынин Н. Ф. Проблема активности личности и общественной значимости в психологии // Вопросы психологии личности / Под ред. Е. И. Игнатова.- М., I960,- С. 87.
60. Добрынин Н. Ф. Проблема значимости в психологии // Сборник материал-лов совещания по психологии 1955.-М., Изд-во АПН РСФСР, 1957.
61. Додонов Б. И. Эмоция как ценность.- М., 1978.- 271 с.
62. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопр. психологии.- 1984,- № 4,- С. 126-130.
63. Додонов Б. И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопр. психологии,- 1973,- № 5,- с. 18-29.
64. Дэвлет М.А. Шаманский бубен лечит//Сила духа. 1997, № 2, 21-22. С.34-37
65. Елфимова Н. В. Пути исследования мотивации когнитивной психологии: сравнительный анализ // Вопр. психологии.- 1985.- № 5,- С. 162-168.
66. Заброда Э.П. Проблема неосознанного в религиозной психологии. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.ф.н. Киев, 1970.
67. Зеленин Д.К. Идеология сибирского шаманизма. Изв. АН СССР, отд. обществ. наук. М-Л., 1935, № 8. - С. 709-743.
68. Ильин Е. П. О сущности и структуре мотива // Психолого-педагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: Тез. докл. конф.-Новосибирск, 1985,- С. 25-26.
69. Имедадзе И. В. Полимотивация и принцип соответствия мотива и деятельности II Проблема формирования социогенных потребностей.-Тбилиси, 1981.-С. 31-39.
70. Имедадзе И. В. Проблема полимотивации поведения // Вопр. психологии.-1984,-№ 6,- С. 87-94.
71. Имедадзе И. В. Потребность и установка // Психол. журн.- 1984.-Г. 5.-№ 3.-С. 35-45.
72. История религии А.Ельчанинов, В.Эрн, П.Флоренский, С.Булгаков. (Репринтное воспроизведение издания 1909 года). М.: Центр "Руник", 1991. -249 с.
73. Карелин В.К. О действии камлания на кама/Доклад в Томском отделении Императорского Русского Технического общества 25 февраля 1909 года // Сибирская газета, 1909, № 50.
74. Катанов Н.Ф. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карага-сов//Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В.В.Радловым СПб., 1907. - Т.9.
75. Катанов Н.Ф. О погребальных обрядах у тюркских племен с древнейших времен до наших дней. ИОИАЭ, т. XII, вып. 2. Казань, 1894. - 235 с.
76. Катанов Н.Ф. Письма из Сибири и Восточного Туркестана// Зап. имп. Акад.наук. СПб., 1893. - Т.53, № 8.
77. Кикнадзе Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание,- М.: Мысль, 11968.150 с.
78. Ковалев В. И. К проблеме мотивов // Психол. журн.- 1981,- Т. 2.-lNoL-C.29-44.
79. Ковалев В. И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки // Психол. журн. 1982.- Т. 3.-№ 6.- С. 35-44.
80. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности.- М.: Наука, 1980,- 255 с.
81. Ковалев Г.А. Воздействие как психологическая категория// Психология воздействия. М.: изд. АПН СССР, 1989. -С. 4
82. Котлобай JI.A. Шаманство как социо-культурный феномен народной культуры. Автор, соиск. уч. ст. к. филос. н. М., 1995. - 17 с.
83. Кривошапкин М. Шаманство с физиологической точки зрения. — Светоч, 1861, № 8. С. 1-26 (или в ж.: Наше время, 1863, № 43).
84. Ксенофонтов Г.В. Культ сумасшествия в урало-алтайском шаманизме/К вопросу об "умирающем и воскресающем боге". Предисловие А.П.Окладникова/ Иркутск, 1929. - 19 с.
85. Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурят и тунгусов. Изд.2, допол. и перераб., с предисл. С.А.Токарева. М., 1930. - С .126
86. Ланге Н. Н. Психологические исследования. Одесса, 1893
87. Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности // Психология,- М., 1962,- С. 362-383.
88. Леонтьев А. Н. Потребности и мотивы деятельности: Конспект лекций.- М.: Изд-воМГУ, 1971.
89. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы, эмоции.- М., 1971.
90. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975,- 304
91. Леонтьев В. Г. Стимулы познавательной потребности // Проблемы формирования духовных потребностей школьников / Под ред. Ю. В. Шарова.- Новосибирск, 1976,- С. 86-99.
92. Леонтьев В. Г., Макаренко А. А. Психофизиологическая характеристика и ее влияние на профессиональную направленность личности // Формирование духовных потребностей учащейся молодежи / Под ред. В. Г. Леонтьева,- Новосибирск, 1979,- С. 96-116.
93. Леонтьев В. Г., Жмыриков А. Н. Адаптация человека к новой деятельности как условие формирования профессиональной направленности // Условия формирования профессиональной направленности молодежи / Под ред. В. Г. Леонтьева.- Новосибирск, 1982.- С. 6-26.
94. Леонтьев В. Г. Профессиональная направленность как фактор повышения производительности труда // Роль трудовых коллективов в повышении эффективности производства: Тез. докл. науч.- практ. конф.- Новосибирск, 1984- С. 45-48.
95. Леонтьев В. Г. Закономерности проявления содержательных и динамических характеристик мотивации // Психологические закономерности формирования мотиваций учебной деятельности / Под ред. А. К. Марковой.
96. M., 1986,- С. 206-228,- Деп. в ОЦНИ 26.06.86,- № 148- 86,- Информационный сборник № 6.
97. Леонтьев В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности. Новосибирск: НГПИД992 С.:6
98. Ломов Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психол. журн.-1981.-Т. 2.-№5.-С. 12.
99. Ли А.Г. Разработка способов управления состоянием мозга для повышения эффективности восприятия стимулов малой интенсивности и создания систем управления в биологических и медицинских системах. М., 1995.
100. Малов С.Е. Памятники древне-тюркской письменности. М.-Л., 1951.
101. Манжигеев И.А. Шаманизм и шаманство//В сб. О некоторых религиозных культах и их сущности. Улан-Удэ, 1961. - С. 4-29.
102. Марищук В. Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте.- М.: Просвещение, 1984.- 191с.
103. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте,- М., 1983,- 96 с.
104. Маркова А. К. Мотивация учебной деятельности.- М., 1978.- С. 5.
105. Маркова А. К. Проблема формирование мотивации учебной деятельности // Сов. педагогика,- 1979.- № 11,- С. 65.
106. Маркова А. К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопр. психологии,- 1980,- № 5.- С. 48-57.
107. Маркова А. К. Мотивация учебной деятельности школьника // Вопр. психологии.- 1978,- № 3,- С. 138-141.
108. Маркой А.С. Психология целительства или оккультной медицины. М., 1990.
109. Матюхина М. В. Мотивы учения учащихся с разным уровнем успеваемости // Мотивация учения.- Волгоград, 1976.- С. 5-15.
110. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников.- М., 1984.-144с.
111. Матюшкин A. M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психологии,- 1982,- № 4.- С. 5-17.
112. Махмутов М. И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся,- Казань, 1983.
113. Медведев О.А. Магия целительства. СПб.: Комплект, 1996.
114. Мерлин В. С. Лекции по психологии мотивов человека.- Пермь, ,1971.-120с.
115. Миллер Г.Ф. История Сибири. Т.1. М., 1937. - 607 с.
116. Мильман В.Э. Рабочая мотивация и удовлетворение трудом//Психол. журн,- 1985.-Т. 6.-№ 5.-С.62-72.
117. Мильман В.Э. Динамическая структура мотива, цели и плана//Х1Х Всесоюзный симпозиум по кибернетике: Целеполагание и модели поведения. М., 1981.-Т. З.-С. 89-94.
118. Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельно-сти//Вопр. психол.-1987.- № 5,- С. 129-138.
119. Минделл Эмили. Психотерапия как духовная практика/Пер. с англ. М.: Независ, фирма "Класс". 1997. - 102 с.
120. Михайловский В.М. Шаманство/Сравнительно-этнографические очерки. Вып.1. М., 1892. - 116 с.
121. Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: наука 1987, С.165.
122. Михайлова В.П. Мотивация деятельности и структура личости//Под. ред. В.Г. Леонтьева.- Новосибирск, 1980.-С. 37-44.
123. Моргун В.Ф., Кулагина И.Ю. Некоторые проблемы полимотивации учебной деятельности//Новое в психологии.-М., 1976.-Вып. 2.-С. 73-81.
124. Моргун В.Ф. Типология мотивов учебной деятельности// Исследование мотивационной сферы личности//Под, ред. В. Г. Леонтьева,- Новосибирск, 1984.-С. 47-52.
125. Москвичев С. Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях.-Киев, 1975.-С. 32-33.
126. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психолии//Ученые записки ЛГУ.-1957.- № 244. -С. 4.
127. Надирашвили Ш.А. Понятие установки в общей и социальной психологии.-Тбилиси: Мецниереба, 1974.-170 с.
128. Надиравшвили Ш.А. О взаимосвязи психологии установки и психологии деятельности//Актуальные проблемы истории и теории психологии,- Ереван, 1976.
129. Надирашвили Ш. А. Установка и деятельность.-Тбилиси: Мецниереба, 1987
130. Надирашвили Ш. А. Фиксированная установка и перцептивно-моторная активность //Эксперементальные исследования по психологии установки.-Тбилиси, 1971.-Т.5.
131. Надирашвили Ш. А. О формировании и смене социальных установок лич-ности/УВопр. психологии. -1978. -N З.-С. 32-39.
132. Немов Р. С., Синягин Ю. В. Мотивация достижения, уровень притязаний и эффективность групповой деятельности //Психол. журн,-1987.-Т. 8.-№1.-С. 46-54.
133. Никиреев Е.М. Исследование устойчивости и переключаемое™ внимания при решении задач в заданном темпе. В сб.: "Экспериментальное исследование внимания". "Уч. зап. МГПИ им. В.И. Ленина", 1970.
134. Норакидзе В.Г. Свойства личности и фиксированная установка." Тбилиси, 1966,- 190с.
135. Нюттен Ж. Мотивация // Экспериментальная психология/ Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже,- М., 1975.-Вып. 5,- С. 15-10.
136. Обуховский К. Психология влечений человека.-М.,1972.
137. Ондар Т.А. Психологические функции шаманизма в современных соци- i альных и политических условиях Тывы // Диссертация на соискание уч. степени кпех. н. 1998, С .64.
138. Орлов Ю.М. Психология врачевания. М.: Имирит-Гольфстрим, 1997.
139. Орлов Ю.М., Макаров А.В. Мотивационные особенности индивидуального стиля учебной деятельности и удовлетворенность учением //Психологическая наука и практика: Тез. конф.- Новосибирск, 1987.- С. 4.
140. Павлов И.П. Избранные труды.-М.: АПН РСФСР. 1951.-С 365.
141. Петровский А.В. История советской психологии. М., "Просвещение", 1967.
142. Петровский В.А. К построению модели развития личности в пе-(реходном возрасте// Проблемы мотивации общественно полезной деятельности школьников.-М., 1984,- С. 36-45.
143. Петренко В.Ф. Психосемантические исследования мотивации//Вопр. психологии,- 1983.-№ 3.- С. 29-39.
144. Платонова Т.А. Экспериментальное исследование процесса порождения познавательной мотивации: Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М., 1980.23 с.I
145. Платонов К.К., Шингаров Г.Х. Эмоции, чувства и воля как формы отражения действительности// Ленинская теория отражения и современность.- i София, 1969.-С 172-188.
146. Прангишвили А.С.Установка и деятельность//Вопр. психологии.-1972.-№1. ^
147. Прангишвили А.С., Герсамия Е.А. О некоторых интерпретациях «Эффекта
148. Узнадзе" современной когнитивной психологии//Психол. журн.-|1980.-Т. 1,№ 1.-С. 30-44. |
149. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, i 1971.- 352 с. |
150. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1966. - 216 с.
151. Потапов Л.П. К изучению шаманизма у народов Саяно-Алтайского нагорья //Филология и история монгольских народов: Памяти акад. Б.Я.Владимирцова. М., 1958.
152. Потапов Л.П. Некоторые аспекты изучения сибирского шаманства (Доклад на IX Международном конгрессе антропологических и этнографических наук). М., 1973.
153. Потапов JI.П. Алтайский шаманизм. Л., 1991.
154. Потапов Л.П. Исторические корни алтайского шаманизма// Краткое содержание докладов сессии Института этнографии АН СССР. Л., 1980.
155. Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера (вторая половина XIX нач. XX вв). - Л.: Наука, Ленингр. отделение. 1976.
156. Ребеко Т.А. Динамика творческой мотивации//Психол. журн. -I1987.-T.8.-№ 1.-С. 136-140.
157. Роговин М.С. Предмет и теоретические основы когнитивной психологии/Зарубежные исследования по психологии познания.-М., 1977,- С.62-125.
158. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
159. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., Г959.-354 с.
160. Савилов В.Б., Ли А.Г. Зависимость особых состояний сознания от профиля функциональной ассиметрии мозга// Парапсихология в СССР. 1991-n.l.
161. Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл, Тув. кн. изд. 1971. -482 с.
162. Серебрякова Е.А .Уверенность в себе и условия её формирования// Авто-реф. дис. канд. психол. наук.-М., 1987.,-С. 61-71.
163. Ситникова Е.Е. К вопросу о норме и патологии в оценке личности шама-на//Вопросы этнокультурной истории Сибири. Томск, 1980.
164. Смоляк А.В. Шаман: личность, функции, мировоззрение: (Народы Нижнего Амура).- М.:Наука,1991. 280 с.
165. Соколов Е.Н. Ориентировочный рефлекс, его структура и механизмы. В сб.: "Ориентировочный рефлекс и ориентировочно- исследовательская деятельность". М., Изд-во АПН РСФСР, 1958.
166. Степанский В.И. О мотивации достижения успеха и избегания неудчи //Вопр. психологии.-1981.-№ 6.-С. 59-74.
167. Судаков К.В. Биологические мотивации. М., 1971.
168. Сухобская Г.С. Потребности, цели и мотивы в структуре деятельно-сти//Мотивация познавательной деятельности. JL, 1972.-С.8.
169. Сухова О.Н., Авилова И.К. Шаманизм : опыт сравнения отечественных и зарубежных исследований//Материалы Международной конференции "Шаманизм как религия: генезис, реконструкция, традиции". Якутск, 1522 августа, 1992. - С. 31-32.
170. Таксами Ч.М. Шаман и Вселенная // Шаман и Вселенная/Отв. ред. Ч.М.Таксами, В.П.Дьяконова/. Спб,1997. - С. 6-16.
171. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892.
172. Теоретическая и прикладная социальная психология. М: Мысль., 1988. -251 с.
173. Телегина Э.Д. Мотивы и задачи интеллектуальной деятельности //Исскуственный интеллект и психология.-М.: Наука, 1976.-С. 41-95.
174. Телегина Э.Д., Волкова Т.Г. Мотивации и процессы целеобразования //Психологические механизмы целеобразования.-М.,1977.
175. Теплов Б.М. Психология. М., Учпедгиз, 1957.
176. Тихомиров O.K., Богданова Т.Г. Исследование структурирующей функции мотивов/Психол. журн.- 1983.-Т. 4.-№ 6.-С. 54-61.
177. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. М.:Наука, 1964. -401с.
178. Токарский А.А. Мерячение и болезнь судорожных подергиваний. М., 1890.
179. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Центр "Петербургское Востоковедение", 1997.- 384 с.
180. Трусов В. П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980,- 144 с.
181. Угринович Д.М. Введение в религоведение //Под ред. И.Н. Яблокова. Изд. 2-е, доп., М.: Мысль, 1985, С.99
182. Угринович Д.М. Психология религии. М.: Издательство политической литературы. 1986. - 352 с.
183. Узнадзе Д.Н. Основные положения теории установки //Экспериментальные основы психологии установки.- Тбилиси, 1961.
184. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М.: Наука, 1966.-i450c.
185. Уледов А.К. Структура общественного сознания. Теоретико-социологические исследования.- М., 1968.
186. Ушинский К.Д. Сбор, соч., т. 8. М., Изд-во АПН РСФСР, 1952.
187. Фазуйлова А.А. Принятия мотива личности/Психол. журн.-.1985.-Т. 6.-№4.-С. 87-96.
188. Файдыш Е.К. Измененные состояния сознания. М., 1993. - 136 с.
189. Харнер М. Путь шамана или шаманская практика: руководство по обретению силы и целительству. М.: ИЧП "Палантир", 1994. - 110 с.
190. Чхартишвили Ш.Н. Потребность и установка//Вопр. психологии. -1966.-№5.
191. Щербаков А.И. Практикум по общей психологии. М., 1979.-С.19-33.
192. Широкогоров С.М. Опыт исследования основ шаманства у тунгусов // Ученые записки историко-филологического факультета. Вып.1 Владивосток, 1919.
193. Шорохова Е.В. Социальная детерминация //Психологические проблемы социальной регуляции поведения М., 1976. С.20-21
194. Шпет Г. Введение в этническую психологию. М.: Гос. академия худ. наук. Вып.1, 1927.
195. Штернберг Л.Я. Первобытная религия. Л., 1936. - 571 с.
196. Щукин Н.С. Шаманство у народов Северной Азии/Б-ка для чтения. СПб., 1848, т. 91. - С. 25-44; 1849, т. 92.
197. Элиаде М. Космос и история. М.: Прогресс, 1987. - 312 с.
198. Этническая психология и общество. М.: Старый сад, 1997. - 466 с.
199. Юнг К. Архетипы и символы. М. Ренессанс, 1991. - 290 с.
200. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М.: Издательская группа " "
201. Прогресс", "Универс", 1994. 336 с.
202. Юнг К. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994.- 256 с.
203. Юнг К. О современных мифах. М.: Практика, 1994. - 252 с. 201.Яблоков И.Н, Основы религоведения - М.: Высшая школа, 1998. - С.57
204. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. -СПб., 1891. 308 с.
205. Allport F.H. The nature of Personality: Selected Papers. Combridge, 1950.
206. Allport F.H. Social Psychology. Boston: Houghton, 1924. 453 p
207. Atkinson J.W. The Achievement Motive and Recall of Interrupted and Com pleted Tasks//J. Exp. Psych., 1958, vol. 46.
208. Atkinson J.W. An Introduction to Motivation. Princeton, N. Y., 1964.
209. Atkinson J.W. Motivational determinants of risk- taking behavior//Psychological1. Review, 1957. 64.
210. Cattell R.B. Personality and Motivation: Structure and Measurement. Yonkers, N.Y., 1957.
211. Galperin P.J. "Stagers in the Development of Mental Acts" in "A Handbook of Contemporary Soviet Psychology". Ed. by M. Cole and I. Maizman. Basic Books, inc., N.Y. -L., 1969.
212. Fraiss P. Psychologie du temps. Paris, 1967.
213. Fraud S. Pulsions et destins de pulsions. Metapsychologie. N. Y., 1946. P. 18
214. GuilfordJ. Personality. N. Y„ 1959.
215. Kabilnizkaja S. Die experimentelle Herausbildung der Aufmerksamfeit. Jin "Pro-bieme der Ausbildung Geistiger Handlungen", Hersusg. j. Lompsher. Berlin, 1972.
216. Kabilnizkaja S. Formatione sperimentale delFatenzione. Boll, di Psicol. Applic.1972, No. 109-111.
217. Heckhausen H. Selbstdewertung nach erwartungswidrigem flLeistungsverlauf: Einflub von Motiv. Kausalattribution und Zielsetzung // Zeitschtift fur Entwick-lungspsychologie und Padagogische Psychologie, 1978. S. 210.
218. Hoppe F. Eflog und Misserfolg / Psychologische Forschung, 1930. Bd. 14.
219. Hull C. L. Principles of Behavior. New. York: London, 1943
220. Lewin K. Vorbemerkungen uber die psychischen Krate und Energie und uber die Struktur der Seele // Psychhologische Forschung, 1926. Bd. 7.
221. Lewin К Versatz, Wille und Bedurfnis. Berlin, 1926.
222. Le Ny I. F. Apprentissage et Activites psychologiques. Paris, 1968.
223. Lissner K. Die Entspannung von Bedurfnissen durch Ersatzhandlungen Pscholo-gische, 1933. Bd. 18. Heft 3-4.
224. Madsen К. B. Theories of Motivation. (A Compsrsive Study of Aodern Theories of Motivation) Kent State Uni Pres. N. Y., 1968.
225. Maslow A. Motivation and Personality. N. Y., 1954. P. 200.
226. Me Clelland D. C. The Achieving Society. Prinseton: Van Nostrang,
227. Merphy G. Social motivation // Handbook of Social Psychology. G. indzey(ed.) Cambridge (Mass.), 1959.
228. Nuttion J. Orogonness et de vellopements des motifs // La Mativation. mposium de I/Association de psychologie scientifique de langue francaise. ris, 1959.
229. Wilkinson R. Evoked response and reaction time. "Attention and •erformance", I.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.