Влияние конфессиональной принадлежности на социально-экономические предпочтения и поведение религиозных респондентов: на примере Украины тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.01, кандидат экономических наук Снеговая, Мария Владиславовна
- Специальность ВАК РФ08.00.01
- Количество страниц 193
Оглавление диссертации кандидат экономических наук Снеговая, Мария Владиславовна
Введение
Современное состояние проблемы
1.1 Используемые понятия
1) Культура
2) Институты
3) Религия
1.2 Научная разработанность проблемы
1) Западные работы
2) Отечественные работы
3) Обсуждение
2. Методы исследования
2.1 Эмпирические базы данных
2.2 Методики исследования
2.3 Выбор эмпирических переменных
3. Отличия в ценностных предпочтениях и поведении католиков и православных
3.1 Некоторые межстрановые сопоставления
3.2 Отличия в социально-экономических предпочтениях в рамках православной и католической традиций
3.2.1 Догматические отличия
3.2.2 Институциональные и организационные отличия
3.2.3 Выводы из анализа расхождений в католичестве и православии и их связь с факторами из Типологии Грондоны
3.3.1 Православные и католические церкви Украины
3.3.2 Специфика региональных различий в Украине 85 3.5 Регрессионный анализ по Украине
3.5.1 Описание выборки и формулировка регрессионной модели
3.5.2 Ценностные предпочтения религиозных групп
3.5.3 Поведенческие характеристики респондентов по принадлежности к религиозной конфессии в Украине
3.6 Выводы из результатов регрессионного анализа по Украине
3.7 Регрессионный анализ по разным странам-Кипр и Испания
3.7.1 Религиозная принадлежность и ценностные предпочтения (Кипр и Испания)
3.7.2 Религиозная принадлежность и поведенческие характеристики (Кипр и Испания)
3.8 Выводы из результатов регрессионного анализа по
Кипру и Испании
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК
Римско-католическая и Евангелическо-лютеранская церкви в России: сравнительный анализ взаимоотношений с государством и обществом: XVIII - начало XX вв.2005 год, доктор исторических наук Лиценбергер, Ольга Андреевна
Проблемы веротерпимости в Северо-Западном крае Российской империи: 1863-1914 гг.2013 год, доктор исторических наук Бендин, Александр Юрьевич
История взаимодействия Русской православной церкви с экуменическим движением: конец XIX – начало XXI в.2013 год, доктор исторических наук Ливцов, Виктор Анатольевич
Западно-христианские вероисповедания и общество в России XVIII в.2011 год, доктор исторических наук Андреев, Александр Николаевич
История католических общин в Туркестане: вторая половина XIX века - 1917 год2004 год, кандидат исторических наук Лисицкая, Ольга Витальевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние конфессиональной принадлежности на социально-экономические предпочтения и поведение религиозных респондентов: на примере Украины»
Рынки и государства — не изолированные области, существующие во взаимоисключающих сферах жизни. Поэтому мы должны обнаружить некоторую комбинацию рыночных и нерыночных структур в любом обществе. Возможностей гораздо больше, чем мы ожидаем, если мы не позволяем нашему уму попасться в ловушку узко ограниченного интеллектуального горизонта». (Ostrom, 1993.-Р.393)
Разумеется, экономика действительно состоит из технологий, действий, рынков, финансовых институтов и заводов — все они реальны и материальны. Но в глубине, на самом элементарном уровне, управляют ими и стоят за этим управлением представления. Они формируют и собирают воедино экономику на макроуровне. Они являются ДНК экономики.» (Arthur, 1995.-Р.20-21)
Лицемерие, - писал историк Джон Люкакс, - это цемент, скрепляющий цивилизацию воедино". Нормы отражают высшие устремления общества, а не его сложную реальную жизнь. Если влиятельные люди признают, что есть известные стандарты поведения, то тем самым они ограничивают собственную власть, пусть даже не непосредственно, и подают обществу сигнал: «Вот к чему мы стремимся»». (Закария, 2004.-С.55)
Взаимодействие между культурой и разнообразными областями общественного развития — вопрос, привлекающий к себе все большее внимание исследователей из области политических наук, социологии, социальной психологии, антропологии, истории, экономики и т.д. Расходясь во множестве аспектов, связанных с возможностями и методами измерения культурного фактора, его ролью и масштабом влияния, ученые, как правило, сходятся относительно факта наличия самого поля исследования - взаимовлияния культуры и социально-экономических аспектов развития общества. Экономика, наука, дольше всех оказывавшая сопротивление использованию культурного фактора в качестве одной из объясняющих переменных, сегодня рассматривает эту проблематику через призму институционального подхода, используя понятия институты», «культура», «ментальные модели». (до определенной степени взаимозаменам их).
Одна из причин, заставляющих обратить особенное внимание на изучение культурных и институциональных аспектов развития, состоит в растущей важности, которую играет этот фактор в истории России; Невозможно стать развитой страной;. не; изменив коренным образом инерционную институциональную систему. Нельзя стать развитой страной, не обеспечив защиту прав граждан и защиту права; частной собственности, как важнейшего из них; Для экономического развития любой страны деформацияшнституциональной системы становится рано или поздно непреодолимым препятствием; Как показали результаты исследований Липсета, обратившего в 1959» году внимание на связь между экономическим развитием и характером политических институтов, взаимосвязи долгосрочных тенденций» социально-экономического и; политического развития менее жестки; чем представлялось. В западных странах устойчивые демократии формируются при; уровнях душевого ВВП более низких, чем в странах догоняющего развития. В богатых ресурсами странах при высоких уровнях душевого ВВП.сохраняются традиционные монархии или авторитарные режимы (Гайдар, 2005.-С.621-622). То есть взаимосвязь политических институтов с экономическими может корректироваться культурными факторами; определяющими нелинейный характер связи.
Данная работа ставит задачу исследования; воздействия! культурно-специфичных факторов на развитие регионов мира, в том числе России; Эта задача является; довольно сложной, поскольку методологически трудно выявить отдельно культурные элементы, влияющие на эволюцию социума;
Среди всего многообразия «культуры», мы сконцентрируемся на роли религии; являющейся одним из наиболее просто измеримых и значимых по оказываемому воздействию факторов. Влияние разнообразных религиозных конфессий на мировоззрение и социально-экономические установки верующих -один из наиболее интересных для изучения вопросов. Хотя основатель этой области исследований, Макс Вебер, создал свою классическую работу
Протестантская этика и дух капитализма» (1905) более века назад, в экономической литературе исследованиям религиозного фактора до конца XX века уделялось мало внимания. Возможно это связано с некоторым «материалистическим» подходом, априори свойственным экономистам, и трудностями измерения влияния религии на социально-экономические аспекты развития. Одной из наименее исследованных в данной области является взаимосвязь православия с развитием стран. Научные работы в рассматриваемой области анализируют по преимуществу влияние католических и протестантских религий на социально-экономические аспекты развития. Одной из причин этого является отсутствие достаточного количества данных по рассматриваемой тематике (как на кросс-страновом, так и на индивидуальном уровнях).
Однако, вопрос изучения влияния православной конфессии на социально-экономические установки россиян, а вслед за этим на экономическое развитие страны представляется чрезвычайно актуальным. Приведем несколько доказательств в подтверждение этого тезиса.
Во-первых, при анализе развития России многими исследователями прослеживается наличие некоторой культурной инерции, препятствующей росту эффективности, накоплению капитала и усвоению более экономически эффективных западных ценностей как в отдельных отраслях, так и в экономике в целом. Так, Р.Нуреев характеризует российскую экономическую ментальность,как коммунальную, общинную, рассматривающую человека как часть целого, где важную роль играют процессы реципрокации и редистрибуции (Нуреев, 2001.-С.220-221). Возникает вопрос, в чем причины указанного сопротивления развитию: является ли оно особой национальной чертой, или общей для большинства отсталых стран характеристикой, каковы его специфика и пути преодоления?
Во-вторых, общественное влияние Русской Православной Церкви (РПЦ) в постсоветской России непрерывно возрастает. Отчасти этот феномен обусловлен тем, что «православие» в современном российском обществе выступает важнейшим фактором гражданской идентичности. Кроме того, свою роль сыграло б и исчезновение неформального запрета на «отправление религиозных культов» Советского периода. Можно наблюдать всплеск популярности православия, проявляющийся в резком увеличении числа прихожан в церквях. По данным Левада-Центра, в 2007 году 66% россиян считали себя православными против 44% в 1996 году. В 2007 году 8% опрошенных ходили в церковь регулярно против 5% в 1996 году.1 По данным опроса ФОМ 9-10 января 2010 года, 67% россиян доверяют Русской православной церкви, по сравнению с 54% в июне 1997 года.2 Рост числа прихожан создает проблемы, связанные с ограниченным числом православных храмов в России. Во время праздников снаружи церквей можно наблюдать толпы верующих, которые не могут войти в храм из-за отсутствия места. По заявлению руководителя синодального Информационного отдела РПЦ Владимира Легойда, в Москве один действующий храм приходится на 40 тысяч этнически православных жителей, При существующем положении, когда священник вынужден исповедовать 100 или 50 человек подряд, серьезная пастырская работа невозможна.3 Таким образом, возрастание роли православия, как религии, и Русской Православной Церкви как института, в российском обществе представляется актуальным явлением, заслуживающим тщательного анализа со стороны различных социальных наук.
В-третьих, интересной задачей представляется анализ причин меньшей успешности социально-экономической и политической трансформации православных стран после краха СССР (Болгария, Румыния, Македония, Сербия, Беларусь, Грузия, Молдова, РФ, Украина, Черногория) по сравнению со странами других христианских конфессии (Литва, Латвия, Чехия, Эстония и др.). Разнообразные факторы могут оказывать влияние на эту закономерность (например, географический фактор, общая история), но в данной работе основное внимание будет уделено роли религиозного фактора, как одной из возможных причин этого отставания.
1 Религия и церковь. Левада-Центр, 2008. // www.levada.ru/religion.html
2 База данных ФОМ. Доверие Русской православной церкви.
3 Православной Церкви не хватает храмов.
В-четвертых, увеличиваются попытки использования религиозного фактора в идеологических целях. Примеры включают добавление в школьную программу курса «Основы православной культуры», осуществленное Минобрнауки с участием представителей РПЦ; попытки ввести законодательный запрет на аборты под давлением РПЦ.4 Еще одним примером является документ «Нравственная основа модернизации», подготовленный 13 февраля 2010 года Национальным Институтом Развития Современной Идеологии к заседанию партийных клубов «Единой России». В главе «Православие, как нравственная основа модернизации»5 этого документа обосновывается объективная необходимость государственной идеологии, и необходимость для модернизации опираться на «.прочное духовно-нравственное основание. В России в его основе лежит этика Православия, неотъемлемую часть которой составляют ценности патриотизма, соборности, служения общему благу».
Оговоримся, что указанная формулировка изначально содержит в себе глубокое противоречие, связанное с тем, что целям модернизации эмпирически соответствует секуляризация общества, а не, наоборот, встраивание религиозной идеологии в государственную риторику. Как отмечает известный социолог религии Питер Бергер: «.Не меньший интерес представляет провал попыток воспроизвести традиционную принудительную поддержку религии со стороны государства в условиях модернизации. Современные Испания и Израиль могут служить интересными примерами таких попыток, причем в обоих случаях можно с уверенностью сказать, что эти попытки находятся в стадии провала. Мы считаем, что единственная возможность их успешного осуществления состоит в обращении вспять процесса модернизации, что будет означать возврат этих стран к состоянию доиндустриальных государств - цель, настолько близкая к неосуществимости, насколько это возможно в царстве истории. Движущие силы
4 Протоиерей Дмитрий Смирнов: женщины, которые делают аборты, надо сажать в тюрьму за убийство, а женщинам, которые думают о том, чтобы сделать аборт, нужно рекомендовать «не быть хуже Гиммлера и Геббельса, которые не убивали собственных детей». //(ЮБЫо^ку Б., 2011)
5 Нравственная основа модернизации.- Национальный Институт Развития Современной Идеологии. 8 этого процесса не содержат в себе ничего таинственного. Они коренятся в процессе рационализации, запущенном модернизацией (то есть установлением сначала капиталистического, а затем индустриального социально-экономического строя) в обществе в целом и в политических институтах в частности. Вышеупомянутая «освобожденная территория» секуляризованных сфер общества занимает настолько «ключевое место» внутри и вокруг капиталистически-индустриального общества, что всякая попытка их «отвоевания» под знаменем религиозно-политического традиционализма ставит под вопрос дальнейшее функционирование экономики. Современное индустриальное общество требует обширного научно-технического персонала, обучение и текущая социальная организация которого предполагает высокий уровень рационализации не только на уровне инфраструктуры, но и на уровне сознания. Всякие попытки традиционалистской «реконкисты» угрожают, таким образом, подорвать рациональные основания современного общества». (Berger, 1967.-Р.127-154) В другой статье, Питер Бергер прямо характеризует современные попытки огосударствления церкви или воцерковления власти «религиозным фундаментализмом»: «В Индии идеология хиндутвы имела сходные цели, как и влиятельные группы внутри российского православия, призывающие к «монолитному единству церкви и государства» <фраза, часто использующаяся высокими чиновниками Московского Патриархата - М.С.>. Все эти случаи можно охарактеризовать термином фундаментализм». (Berger, 2008) Поскольку попытки традиционалистской «реконкисты» предпринимаются сегодня в России достаточно часто, целесообразно проанализировать потенциальные результаты, к которым они могут привести.
Цель данного диссертационного исследования состоит в изучении взаимосвязи религиозной принадлежности с экономическими предпочтениями и соответствующим экономическим и политическим поведением представителей двух конфессиональных групп - православных и католиков. Объектом исследования выступают предпочтения и поведенческие характеристики православных верующих в сравнении с католиками. Предметом исследования 9 является связь социально-экономических предпочтений и поведенческих характеристик респондентов с их религиозной принадлежностью.
Задачи исследования включают в себя: 1. Теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к изучению роли религиозного фактора в социально-экономическом развитии регионов. 2. Разработку инструментария эмпирического исследования социально-экономических предпочтений и соответствующего им поведения. 3.Анализ корреляционной связи религиозной принадлежности с социально-экономическими взглядами представителей двух конфессий на внутристрановом уровне (Украина) на данных Всемирного Исследования Ценностей (World Values Survey, WVS). 4. Выявление направления причинной связи между религией и социально-экономическими предпочтениями индивидов путем анализа предпочтений респондентов, чья религиозность была сформирована с детства (предполагается, что в этом случае выбор конфессии предшествовал формированию ценностных предпочтений индивидов). Решение этой задачи позволяет сформировать группы эндогенных и экзогенных переменных модели. 5. Выявление различий между влиянием австро-венгерского прошлого респондентов и их конфессиональной принадлежностью на основе анализа предпочтений респондентов из католических регионов (сравнение католиков и православных, живущих только в этих регионах). 6. Отнесение выявленных различий в социально-экономических предпочтениях и поведенческих характеристиках православных и католических* респондентов в зависимости от их религиозной принадлежности к продуктивным/непродуктивным ценностным предпочтениям по типологии Грондона.
Общая гипотеза исследования состоит в наличии связи социальноэкономических предпочтений и соответствующего им экономического и политического поведения индивидов с их религиозной принадлежностью православие и католицизм). Частные гипотезы: 1. Принадлежность к православной и католической конфессии, наряду с индивидуальными характеристиками, определяет тип социально-экономических предпочтений. 2. ю
Различия типов предпочтения могут быть классифицированы по типологии Грондона как экономически продуктивные и непродуктивные. 3. Указанные различия влияют на особенности экономического и политического поведения респондента.
Из-за специфики выбранной области исследований, работа носит междисциплинарный характер и проводится на стыке нескольких социальных наук, что предъявляет дополнительные требования к методологии, используемой в работе. Основной метод исследования - эконометрический анализ (метод наименьших квадратов, порядковая (ординарный пробит) и бинарная регрессия (пробит)).
Современное состояние проблемы
Влияние культурного фактора на развитие экономик стран мира не подвергается сомнению ни одной из областей социальных наук, но оценка роли и значения культурных факторов в мировой экономике чрезвычайно сложная задача.6
Для самого понятие «культура» даже в экономических словарях, не говоря уже о словарях смежных дисциплин, приводится огромное множество определений. А для анализа роли какого-либо фактора необходимо, прежде всего, отдавать себе отчет, что именно он собой представляет. Кроме того, в современной экономической науке существует целая разветвленная сеть подходов к исследованию роли культурного фактора в русле институциональной экономики. Альтернативные попытки предпринимаются также в макроэкономике, экономике развития, политической экономике и микроэкономике.
Фактически, любые направления экономической мысли стремятся в той или иной степени учесть этот многомерный и неисчерпаемый фактор.
Похожие диссертационные работы по специальности «Экономическая теория», 08.00.01 шифр ВАК
Правовое положение Римско-католической и Евангелическо-лютеранской церквей в России XVI - первой половины XIX вв.: историко-правовое исследование2011 год, кандидат юридических наук Миненко, Сергей Васильевич
Проблема создания Киевского патриархата в украинской греко-католической церкви в XX столетии2006 год, кандидат исторических наук Петрушко, Владислав Игоревич
Католицизм и общество в России XVIII в.2004 год, кандидат исторических наук Андреев, Александр Николаевич
Вероисповедная политика самодержавия в Западном крае: 1830-18552009 год, кандидат исторических наук Вибе, Ирина Николаевна
Проблема экуменизма в контексте взаимоотношений Русской Православной и Римско-католической Церквей в конце 1950-х - начале 2000-х гг.2006 год, кандидат исторических наук Филонов, Владимир Иванович
Заключение диссертации по теме «Экономическая теория», Снеговая, Мария Владиславовна
3.8 Выводы из результатов регрессионного анализа по Кипру и Испании
Мы делаем несколько выводов из регрессионного анализа, приведенных в Приложениях 5-9 (Таблицы 19-51):
1. Отношение к власти. Как отмечалось выше, православие легитимизирует иерархию и делает акцент на более авторитарной организации общества, по контрасту с продемократической ориентацией современной католической церкви. Поэтому, как в случае Украины, так и на выборке развитых стран, католики, по сравнению с православными, активнее поддерживают демократию и уверены в том, что демократия представляет собой наиболее оптимальную форму правления (Таблицы 19-26). Для развитых стран эти эффекты более значимы для воцерковленных респондентов. По типологии Грондона поддержка демократии характерна для более прогрессивных культур; тогда как предпочтения православных респондентов более типичны для противящихся прогрессу культур.
Как видно из Таблицы 50-51, ценностные предпочтения респондентов трансформируются в активную поддержку православными респондентами партий, выступающих за рост перераспределения, что подтверждает сделанные выше выводы (эффект для католиков - не ярко выраженный).
2. Отношение к труду. Менее активный акцент на важности труда в православии по сравнению с католицизмом выражается в более активной поддержке трудовых ценностей, частной собственности и конкуренции католиками относительно православных (Таблицы 28-39). Эти эффекты более ярко выражены для воцерковленных респондентов.
3. Мировоззрение. Католические респонденты также демонстрируют более сильную поддержку прогресса, положительного видения будущего и стремления изменить мир (Таблицы 41-46), в противоположность православным киприотам. Предпочтения католиков характеризуют культуры, ориентированные на прогресс в соответствии с типологией Грондона.
Таким образом, православные, и католики; демонстрируют отличающиеся: социально-экономические предпочтения; которые проявляются; различном отношении к: демократии; экономическому развитию т желаемым'» уровням перераспределения; в экономике. Результаты,, полученные: для выборки по развитым странам (Кипр и Испания) совпадают с результатами регрессионного анализа;выборки по регионам; Украины. Таким;образом,.выводы, сделанные для украинского случая; оказываются достаточно устойчивыми и воспроизводятся на данных по Кипру и Испании.
Наши; результаты: совпадают с выводами;, к которым приходят авторы других работ в данной; области: Так выводы Kraznozhon (2007), Minarik (2011), касающиеся? негативной: корреляции между . православием; и показателями экономического и институционального- развития; на. страновом уровне совпадают с нашими; выводами об отнесении; индивидуальных предпочтений; православных респондентов; к типу экономически-непродуктивных культур по? типологии Мариано Грондона (по рассмотренным ценностным категориям)' и относительно менее высоких уровнях дохода православных респондентов. Отметим; сходство с результатами Skinner (2002, 2009) О' низких значениях православных, стран; по показателям институциональной открытости, в сравнении: с католическими. Также наши: результаты о прорыночной и про-демократическойг ориентации католических респондентов совпадают с выводами: Guiso, Sapienza,. Zingales "(2003) касающимися прорыночной ориентации католиков, (высокие уровни; доверия;, поддержка конкуренции;, частной собственности, экономических стимулов (неравенства)) и. данными
Ghiswick (1983) о высоких уровнях доходах католических респондентов. «
На межстрановой выборке по Кипру и Испании отметим; отсутствие ярко выраженного влияния посещения церкви на предпочтения респондентов.
Посещения церкви в одних случаях увеличивает размер коэффициента при переменной конфессиональной принадлежности, в других случаях уменьшает его,, в- третьих — изменяет направление знака: Эти результаты согласуются, с данными Guiso, Sapienza;. Zingales (2003), по данным которых эффект
117 посещения церкви также не оказывает однонаправленного эффекта на предпочтения респондентов. К сходным выводам приходят Кпаск, Keefer (1997), в своем исследовании социального капитала показавшие, что участие в формальных группах не оказывает выраженного эффекта на показатели доверия или экономические результаты респондентов.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.