Влияние древнекитайской философской мысли на современную жизнь в Китае: социально-философский дискурс тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Ли Ваньли
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 138
Оглавление диссертации кандидат наук Ли Ваньли
Введение
Глава 1. Особенности формирования философской мысли древнего Китая и ее влияние на социум
1.1. Формирование китайской интеллектуальной традиции
1.2. Социально-философское познание в трудах древнекитайских мыслителей
Глава 2. Интеллектуальный паттерн в современном Китае: преемственность и обновление
2.1. Переоценка Конфуция и восстановление традиции
2.2. Национальная идентичность и сохранение идейного наследия прошлого в условиях перемен
Глава 3. Строительство гармонического общества в современном Китае
3.1. Постановка проблемы духовно-цивилизационной трансформации китайского общества
3.2. От строительства общества Малого благоденствия (Сяо
кан) до построения общества Великого единения (Да тун)
Заключение
Библиографический список
Введение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Проблема духовно-цивилизационных трансформаций в современной китайской социальной философии2013 год, кандидат философских наук Мигунова, Ольга Владимировна
Интерпретация религиозных оснований конфуцианства в конфуцианской мысли и религиоведении Китая XX - начала XXI вв.2014 год, кандидат наук Хаймурзина, Марина Ахатовна
Роль традиций в трансформации политической системы современного Китая2019 год, кандидат наук Сущенко Максим Алексеевич
Философия образования Китая в контексте философии культуры2023 год, кандидат наук Цай Юнхун
Модернизация китайского общества: социально-философский анализ2015 год, кандидат наук Бальчиндоржиева, Оюна Баировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Влияние древнекитайской философской мысли на современную жизнь в Китае: социально-философский дискурс»
Актуальность темы исследования
Способность и готовность адекватно отвечать на цивилизационные вызовы делает проблему изучения внутренних резервов и собственной модели развития страны востребованной. Ведь несмотря на активный интерес к «китайскому чуду», системного видения успеха китайской цивилизации в конце ХХ и начале XXI веков так и не сформировалось. Отрытым остается вопрос о том, является ли предложенный в Китае путь альтернативой общему тренду вестернизации, или речь идет об успешном варианте опыта модернизации экономики. Национальная модель ориентирована на конкурентоспособность, что вполне отвечает идеям капиталистического мироустройства. В тоже время, изменения происходят на фоне оберегаемых собственных постулатов коммунистической идеологии и национальных традиций.
Интерес представляет и проблема предела притязаний собственного потенциала, основанного на поддержании социокультурных традиций. Стратегия построения «могущественного культурного государства», направленная на непрерывное повышение международного влияния китайской культуры, предполагает продвижение ценностей собственной культуры как одного из ресурсов «мягкой силы». Поэтому наряду с внешней политикой и ростом экономической мощи делается упор и на репрезентацию наследия собственной уникальной и древней культуры. В контексте актуализации культурного наследия важным моментом выступает реализация принципа единения разнородных начал Хэ се (^П!!), известного еще с эпохи Западного Чжоу и получившего свое развитие в учении Конфуция. В наше время этот принцип объединяет неомарксизм и новое конфуцианство, предполагая качественный выход в решении амбициозной проблемы построения «гармоничного общества».
Исследование системных подвижек в сознании целого народа сегодня является важным с точки зрения поиска и обоснования основ самоопределения нации. Оценка происходящих общественно значимых трансформаций связана с пониманием борьбы двух начал - различия и повторения. На фоне необходимого поддержания идеи идентичности, выражаемой через сохранение традиции, инновационный тренд предполагает включение в мировые процессы.
В некой сизигии разнородных начал заложены основы по реализации «Китайской мечты» - Чжунго мэн (ФШ^). В итоге конфуцианская идея малого процветания или среднего достатка - Сяо кан (^Ш), должна привести к появлению общества великого единения - Да тун Данные
философские концепты имеют принципиальное социальное значение, высвобождая творческий потенциал народа, объединенного общей задачей «возрождения великой нации». Ведь в своей основе конфуцианское мышление ориентировано непосредственно на достижение максимальной эффективности социума.
Понять современную ситуацию в стране можно через углубленное проникновение в китайское мировоззрение, истоки, стиль и способ мышления, интеллектуальные конструкты, заложенные в древнекитайской философии. Социально-философский подход позволяет осмыслить возникающие связи между прошлыми представлениями, существующей традицией и современностью. Требуется выяснение того, по какой причине в современном Китае целенаправленно повышается интерес к традиционным этическим представлениям, каким образом это способствует процессу модернизации и обеспечивает формирование китайской нации в новейшей истории. Поэтому необходимо рассмотреть должным образом учения прошлого, в том числе и конфуцианство. Несмотря на существующее понимание значения Конфуция для Китая, его современные рецепции выступают в качестве не архаизации современных социальных отношений, а
как актуализация традиции с потенциалом для активного современного общества. Китайская модель развития вызывает споры, вплоть до ее отрицания. Это делает тему актуальной, позволяет выяснить процессы эволюции как самой модели, так и ее взаимоотношений с базовыми принципами функционирования китайской экономики, социума и используемых стратегий. Оценивать жизненность и эффективность китайской модели можно только с учетом этой эволюции.
Изучая источники и механизмы социокультурного изменения, мы получаем объективное представление о социальной эволюции китайского общества в новом тысячелетии. На фоне многообразия культурного опыта философская рефлексия позволяет уйти от декларативных или менторских заявлений и найти ответы на вопросы связанные с поиском гармонического единства и грядущего возрождения нации.
Степень научной разработанности проблемы
Возможности к изменениям и сохранению собственных традиций, столкновение ценностных представлений и реализация жизненно важных установок привлекают к себе мыслителей, желающих понять судьбы цивилизаций. Цивилизации рождаются, развиваются, трансформируются или умирают. При этом универсалистские претензии любой из цивилизаций не гарантируют того срыва, который, согласно С. Хантингтону, ожидает надорвавшиеся общества. Гибель ожидает и статичные цивилизации, которые, как считает А. Тойнби, распадутся со скоростью тела, древесного столба или камня на ветру1.
Характерно, что именно Китаю долгое время отводилась роль застывшей цивилизации с отсталыми формами правления и такие европейские мыслители, как Д. Юм, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье, Г. Лейбниц, И. Гейдер и Г. В. Ф. Гегель, указывали на различные причины неразвитости страны. О том, что влияние идей Конфуция не породило движения мысли и не привело к появлению второго Конфуция писал И. Гердер, указывая на то,
1 Тойнби А., Хантингтон С. Как гибнут цивилизации / пер. с англ. М.: Родина, 2018. 304 с.
5
что учение стало оковами для развития общественной мысли, застопорив «свободное развитие духа»1.
Тейяр де Шарден увидел в Китае XIX века бесконечно усложненный неолит, где отсутствовало стремление к глубоким обновлениям2. Писавший с позиции европоцентризма Макс Вебер также низко оценивал способности к трансформации в Китае, где благодаря конфуцианству, как он считал, отсутствовали потребности в институциональных изменениях3.
В самом Китае позиция интеллектуалов как бы подтверждала отсутствие стремления к развитию из-за направленности мысли внутрь, а не на внешние формы. Об этом, в частности, писал философ Фэн Ю-лань в 1922 году в своем эссе «Почему в Китае нет науки», указывая на отсутствие потребности в непосредственных интеллектуальных исследованиях4.
Вместе с тем, важность понимания будущего мира, где одну из ведущих ролей отводилась Китаю, обозначил еще в конце XIX века бывший госсекретарь США Д. Хэй, писавший о том, что «Мир на земле опирается на Китай»5. Ему же принадлежала мысль о последующем влиянии Китая в последующие пять столетий. О необходимости подходить к Китаю с учетом его культуры предлагал в 1922 году известный философ Б. Рассел, призывая Запад перестать упорствовать в своих попытках переделать Китай по своему образу и подобию6. Более того, он считал, что «весь мир будет жизненно зависеть от развития китайских дел, которые вполне могут оказаться решающим фактором, к добру или злу, в течение следующих двух
" 7
столетий»7.
1 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. С. 316.
2 Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе. М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. С. 323.
3 Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм. СПб.: Владимир Даль, 2017. С. 154-155.
4 Мокир Дж. Рычаг богатства. Технологическая креативность и экономический прогресс / пер. с англ. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. С. 357; Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии. СПб.: Евразия, 1998. С. 25.
5 Гаджиев К.С. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка). М.: Экономика, 2007. С. 436.
6 Торчинов Е., Корнеев М. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 164.
7 Russell Bertrand. The Problem of China. London: George Allen & Unwin Ltd, 1923. 260 p. Р. 11.
На фоне происходящих изменений актуализировалась проблема, связанная с пониманием ценности перемен, с одной стороны, и сохранения традиций как необходимой основы поддержания идентичности, с другой. Сегодня мы отмечаем значительный интерес к изучению оснований, способствующих или препятствующих введению инноваций. Так признается, что в контексте представлений о «коллективной жизни населения» важную роль играет единая культурная ориентация, которая обеспечивает выживание и развитие социетального сообщества. Эту идею высказал Т. Парсонс, указывая на основания, сходные с религиозными представлениями1.
В духе Ж.-Ж. Руссо исследователи говорят о необходимости нахождения и ценности сохранения «гражданской религии», которая призвана на основе общих символов, ритуалов и идей объединять нацию в одно целое2.
Несомненно, что в варианте современного Китая таким родом «гражданской религии» может быть признано конфуцианство, призванное способствовать ренессансу национальной культуры. Уникальность ситуации такова, что даже сторонник либерализма Ф. Фукуяма говорит о том, что не следует недооценивать конфуцианство и его способность создавать жизнеспособные демократические институты, которые могут удовлетворять основным требованиям демократии3.
Исследователь, вслед за Ту Веймином, критикует прежнее «политическое конфуцианство», тесно связанное с императорской эпохой, и указывает на важность «личной этики конфуцианства», имеющей непреходящее значение для повседневной жизни человека. Сам Ту Веймин рассматривает конфуцианский гуманизм в качестве духовного ресурса глобальной этики4.
1 Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 21.
2 Гофман А.Б. Традиция, солидарность и социологическая теория. Избранные тексты. М.: Новый Хронограф, 2015. С. 11.
3 Фукуяма Ф. Конфуцианство и демократия [Электронный ресурс] // Гуманитарные технологии. Аналитический портал / https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3226 (Дата обращения: 12.02.19).
4 Tu Weiming. Confucian humanism as a spiritual resource for global ethics // Peace and Conflict Studies, 2009, 16 (1), p. 1-8.
Существующая дихотомия «традиционное - современное» требует диалогического подхода и выхода за рамки упрощенного противопоставления. Вместе с тем, возникает и проблема, связанная с пределами социальной трансформации. Знание пределов позволяет избежать срыва из-за нарастающих противоречий. Важную роль в этом процессе играет формирование новой идентичности, ценность которой связана с сохранением социума в условиях глобализации.
Изучающий эту проблему М. Кастельс, указывает на то, речь должна идти об особом состоянии или проективной идентичности, когда новая идентичность строится с учетом существующих традиций1. Этот аспект крайне важен для нашего исследования. Сама проблема получила свое освещение в докладе 2009 года о модернизации в мире и Китае, посвященного культурной модернизации и подготовленного группой китайских исследователей под руководством профессора Хэ Чуаньци, там прямо говорилось о том, что «устаревшее культурное наследие» необходимо защищать и рационально использовать. Также было подчеркнуто значение теории Джулиана Стюарда о многолинейности эволюции2. Был сделан вывод о том, что традиционная культура тесно связана с идентичностью народа, выступает ее важным источником для культурных индустрии и инноваций3. Это позволяет избежать эссенциального тупика и, соответственно, неминуемого кризиса, который возникает в условиях механического ретроградного движения в прошлое.
В контексте идей различия и повторения, имеющих отношение к нашему исследованию и рассматриваемых, в частности, Ж. Делезом, повторение не должно являться замещением существующего4. Так и в случае с Китаем, обращение к традиции оказывается лишь способом углубления
1 Castells Manuel. The Power of Identity, The Information Age: Economy, Society and Culture Vol. II. Wiley-Blackwell, 2010. 584 p.
2 Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / пер. с англ. М.: Весь Мир, 2011. С. 200-201, 203.
3 Там же. С. 210.
4 Делез Ж. Различие и повторение. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. С. 13.
рефлексии, внутренним ресурсом для преодоления внешнего вызова. Естественно, что происходит этот процесс в рамках сохраняемых до определенной степени метапаттернов социальной деятельности, о которых, в частности, рассуждает Г. Бейтсон1. Ведь ментальные процессы требуют воспроизводства круговых цепей или цикличности, важных для сохранения самоопределения.
Проблема актуализации идей прошлого для настоящего интересовала не одно поколение мыслителей. Рассуждения о функциональной значимости ценности прошлого имеют прикладное значение и позволяют определить не только духовные источники для современного развития общества, но и выявить, идет ли оно в направлении социокультурной модернизации. Теоретические аспекты ценностных представлений представлены трудами Т.Адорно, Н. Бердяева, М. Вебера, В. Виндельбанда, Л. Витгенштейна В.Дильтея Дж. Дьюи, Э. Дюркгейма, Н. Лосского, Х. Ортега-и-Гассета, Г. Риккерта, А. Уайтхеда, С. Франка, Э. Фромма, М. Шелера, Э. Шпрангера, К. Юнга и др. Среди современных исследователей, занимавшихся проблемами традиционных культур укажем Ян Ассмана, И. М. Ильинского, В. А. Кутырева, П. Нора, Тань Аошиана, Чжу Хуанхэ2.
Изучению китайской философии, истории и культуры посвящены труды советских и российских востоковедов-синологов Н. В. Абаева, В.М.Алексеева, Л. Н. Борох, В. Б. Бурова, Ф. С. Быкова, Л. С. Васильева, Д . Г . Дацышена, А. И. Кобзева, В. В. Малявина, А. А. Маслова, Л. С. Переломова, Е. А. Торчинова, В. Ф. Феоктистова, Ю. К. Щуцкого и др. Проблеме конкретной философской рефлексии, учитывающей многообразие
1 Бейтсон Г. Разум и природа. Необходимое единство / пер. и прим. А.И. Фета. Philosophical arkiv, Sweden, 2016. 214 с.
2 Ассман Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.; Ильинский И.М. Прошлое в настоящем. Избранное. М.: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2011. 840 с.; Кутырёв В.А. Последнее целование. Человек как традиция. СПб.: Алетейя, 2015. 312 с.; Нора Пьер. Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. 2005. № 2-3 (40-41). С. 202-208; Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. М.: Языки славянской культуры, 2004. 240 с.; Чжу Хуанхэ. Лунь чжэнцюэ дуйдай чуаньтун вэньхуа (О правильном отношении к традиционной культуре) // Цзюцзян шичжуань бао. 1996. № 2. С. 23-28.
накопленного веками опыта человечества, посвящены исследования М.Т.Степанянц1.
Проблемам места конфуцианского учения в современном Китае и особенностям модернизационных процессов в стране посвящены работы С. А. Ан, В. А. Абрамова, Н. А. Абрамовой, А. В. Аллаберт, Д. В. Кузнецова, С . А . Просекова2. На исследование темы воплощения «Китайской мечты» в современном Китае и роли Си Цзиньпина направлена работа Ю.В.Тавровского3. О роли и значении традиций в социокультурной динамике китайского этноса, который противостоит хаосу бифуркаций и нейтрализует негативное воздействие природных и социальных флуктуаций, пишет Ю. В. Иванова4.
Среди западных синологов имеют теоретическое значение работы М.Гране, Х. Крила, Р. Крюгера, М. Леве, А. Масперо, Д. Нидхэма, направленные на изучение философских, социо-культурных, исторических и современных проблем в меняющемся Китае. Интерес представляет книга М.Леонарда «О чем думают в Китае?», где рассматриваются различные воззрения современных китайских мыслителей на происходящие реформы и будущее великой страны5.
Среди работ китайских исследователей, посвященных изучению процесса развития философии науки и техники в Китае, ее исследовательских достижений, возрождения традиции и собственного опыта, отметим публикации Бао Оу, Ли Ган, Лин Дж. Й, Линь Яньмэй, Лян
1 Степанянц М.Т. Чем живут современные восточные философии [Электронный ресурс] // Институт Философии Российской Академии Наук / https://iphras.ru/page20329677.htm (Дата обращения: 18.03.19).
2 Ан С.А. Образы человека в философской культуре Китая. Барнаул: БГПУ, 2006. 231 с.; Абрамов В.А., Абрамова Н.А. Ценностный потенциал китайского «могущественного культурного государства» в проекциях глобального развития. М.: Восточная книга, 2014. 256 с.; Аллаберт А.В. Место конфуцианства в модернизации Китая (конец ХХ - начало XXI века). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2008. 228 с.; Кузнецов Д.В. Китай в зеркале общественного мнения. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. 450 с.; Просеков С.А. Социально-философский анализ модернизации современного Китая в условиях глобализации. М.: Финакадемия, 2009. 243 с.
3 Тавровский Ю.В. Си Цзиньпин. По ступеням китайской мечты. М.: Эксмо, 2015. 271 с.; Тавровский Ю.В. Си Цзиньпин. Новая эпоха. М.: Эксмо, 2018. 384 с.
4 Иванова Ю.В. Этнос: социокультурная динамика и традиции. Автореферат дисс. ... доктора философских наук: 09.00.11. Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2000.
5 Леонард М. О чем думают в Китае? / пер. с англ. М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. 222 с.
Шумина, Ту Вэймина, Янь Ши1. Особое значение исследователи придают раскрытию тезиса о «древности на службе современности» (гу вэй цзинь юн), провозглашенного еще во времена Мао Цзэдуна и ориентированного на идеи легистов. Ся Цзисун обратил внимание на такие важные для китайской философии понятия, как естественность и социальность, которые необходимо изучать2. Актуализация идей конфуцианства получила свое выражение в формировании материкового (нового) современного конфуцианства (далюй сяньдай синьжусюе),
предполагающего гармоничное соединение древних и последующих воззрений с современными представлениями в рамках действующей общественно-политической системы. Этот аспект нашел свое отражение в трудах Фан Кэли, Го Циюн, Сун Чжимин3.
Среди исследований, связанных с социально-философским осмыслением проблем преобразований и использования социального капитала отметим работы П. Бурдье, Р. Патнэма и Д. Коулмана. Непосредственное отношение к нашей работе имеют представления Р. Патнэма, которые рассматриваются применительно к китайскому социуму.
В настоящее время продолжает формироваться корпус диссертационных исследований на русском языке, затрагивающих различные аспекты взаимодействия традиции и активно происходящих процессов модернизации китайского общества. Это работы О. Б. Бальчиндоржиевой,
1 Бао Оу. Философия науки и техники в Китае: история и современность. М.: ИИЕТ РАН, 2014. 416 с.; Ли Ган. Философия информации и основы будущей китайской философии науки и техники // Вопросы философии. 2007. № 5. С. 45-57; Лин Дж. Й. Демистификация китайской экономики. М.: Мысль, 2013. 378 с.; Линь Яньмэй. Формирование культуры гармоничного социалистического общества // Проблемы Дальнего Востока. 2008, № 1. С. 131-145; Лян Шумин. В чем специфика китайской культуры // Проблемы Дальнего Востока. 2004. № 4. С. 131-141; Лян Шумин. Чжунго вэньхуа яои (Основы китайской культуры). Лян Шумин цзюань. Чжунго сяньдай сюэшу цзиндянь. Шицзячжуан: Хэбэй цзяоюй чубаньшэ, 1996, 231538; Ту Вэймин. Разные взгляды на современность: о сущности восточноазиатской модели современности // Век глобализации. 2014. № 1 (13). С. 3-12; Янь Ши. Культурная регионализация: опыт России и Китая в практиках развития социокультурного пространства. М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. 328 с.
2 Ся Цзисун. Человек и природа: Исходная точка логики диалога философий современного Китая и Запада // Россия и АТР. 2006. № 3. С. 172.
3 Фан Кэли. Сяньдайсинь жусюе юй чжунго сяньдайхуа (Современное конфуцианство и модернизация Китая). Чанчунь, 2008. С. 148-153; Го Циюн. Исследования современного конфуцианства в КНР / пер. А. Калкаевой // Проблемы Дальнего Востока. 2008. № 1. С. 119-133; Сун Чжимин. Сяньдай синь жусюэ дэ цзоу сян (Направление движения современного нового конфуцианства). Пекин: Бэйцзин шифань дасюэ чубаньшэ цзитуань, 2009.
Гэн Хайтянь, С. В. Кононова, М. А. Куратченко, Т. Н. Кучинской, В. А. Ленинцевой, Ли Юань Юань, О. В. Мигуновой, В. С. Морозовой, Е . Ц . Прушенковой, С. Н. Сорокопуда, Л. М. Степановой, Сунь Ян, М. А. Хаймурзиной, Ю. А. Хатченкова, Ху Яньли, Чжоу Юй, Цзоу Хун1.
Расширение проблемного поля предполагает активную исследовательскую работу. Важное место в этом процессе занимает систематизация представлений и вычленение узловых моментов, связанных с взаимодействием социально ориентированных духовных идей из внешнего мира и собственных паттернов.
Объектом исследования являются социально-философские воззрения Древнего Китая.
1 Бальчиндоржиева О.Б.. Модернизация китайского общества: социально-философский анализ. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11: БГУ. Улан-Удэ, 2015; Гэн Хайтянь. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая. Автореферат дисс. ... канд. полит. наук: 23.00.02: ДВФУ. Владивосток, 2011; Кононов С.В. Мифотворчество о Китае в социокультурном пространстве приграничного региона. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11: ЗабГУ. Чита, 2016; Куратченко М.А. Социокультурные основания модернизации китайского общества нового и новейшего времени. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11: НГТУ. Новосибирск, 2016; Кучинская, Т.Н. Архитектоника социокультурного пространства Китая в условиях транснационального межкультурного взаимодействия РФ и КНР: Автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.13: ЗабГУ. Чита, 2013; Ленинцева В.А. Современная праздничная культура Китая: традиции и инновации. Автореферат дисс. . канд. культурологии: 24.00.01: ЗабГГПУ. Чита, 2005; Ли Юань Юань. Социальная эволюция китайского общества: социально-философское осмысление транзитивного опыта социальных преобразований. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11: ЮРГПУ. Новочеркасск, 2014; Мигунова О.В. Проблема духовно-цивилизационных трансформаций в современной китайской социальной философии. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11: Балтийский ГТУ (ВОЕНМЕХ). СПб, 2013; Морозова В.С. Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.13: ЧитГУ. Чита, 2007; Прушенкова Е.Ц. Идеология конфуцианствакак отражение становления государственности в Китае. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11: БГУ. Улан-Удэ, 2007; Сорокопуд С.Н. Методологические возможности герменевтики для социально-философского анализабазовых концептов китайской культуры. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11: СибФУ. Красноярск, 2014; Степанова Л.М. Личность в философских традициях Китая. Автореферат дисс. . канд. филос. наук: 09.00.11: БГУ. Улан-Удэ, 2010; Сунь Ян. Исследования российской культуры в КНР в контексте современного российско-китайского диалога культур. Автореферат дисс. . канд. культурологии: 24.00.01: ЗабГУ. Чита, 2018; Тарабако К.А. Мягкая сила культуры Китая: Концептуальное содержание и практики реализации. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11: ЗабГУ. Чита, 2017; Хаймурзина М.А. Интерпретация религиозных оснований конфуцианства в конфуцианской мысли и религиоведении Китая ХХ - начала XXI вв. дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.14: АмурГУ. Благовещенск, 2014; Хатченков Ю.А. Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ): Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: М., 2004; Ху Яньли. Специфика глобализационных процессов в культуре Китая: Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 24.00.01: ДФУ. Владивосток, 2016; Чжоу Юй. Практика развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.13: ЗабГУ. Чита, 2015; Цзоу Хун. Феномен ритуала ЛИ: социально-философский анализ. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11: ЗабГГПУ. Чита, 2011.
Предмет исследования: влияние синтеза традиционных философских концепций и инновационных теорий на формирование современного китайского общества.
Цель исследования: социально-философское осмысление процессов влияния древнекитайской философской мысли на трансформацию китайского общества.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих конкретных задач:
- проанализировать традиционные представления Древнего Китая в социально-философском контексте;
- осмыслить особенности восприятия новых идей и их перевода через систему традиционных представлений;
- проанализировать проекции традиционных взглядов Конфуция на идею модернизации в современном Китае;
- выявить механизмы формирования национальной идентичности в философском наследии и его влияние на процессы модернизации китайского общества;
- определить взаимосвязь духовно-цивилизационной трансформации китайского общества и категории «социальный ресурс»;
- проанализировать роль идей «Сяо кан» и «Да тун» для обеспечения всестороннего процветания Китая и формирования общества «Китайской мечты».
Теоретико-методологическая основа исследования.
В рамках исследования нами развиваются теоретические построения Р. Патнэма о социальном капитале.
Теоретической основой диссертационного исследования послужили
работы китайских ученых, среди которых следует особо выделить таких, как
Ту Вэймин, Фан Кэли, Ли Цзэхоу и Лян Шумин, рассматривавших роль и
место философского и, в первую очередь, конфуцианского наследия в
модернизации современного Китая с опорой на традиции. Также
13
существенное значение для исследования имеют труды китайских руководителей Дэн Сяопина, Цзян Цзэминя, Си Цзиньпина и других имеющих прямое отношение к проводимой в стране политике.
В основу нашего исследования положен холистический подход, ориентирующий на поиск целостности и наиболее полно характеризующий социально-философскую установку на традиционную идею гармонического единства человека и природы. Герменевтический подход позволил выстроить методологию постижения традиции на основе раскрытия ее содержания путем понимания заключенных ней духовных основ и интерпретативного контекста в современных условиях. Сравнительно-исторический подход был использован для выявления непосредственных параллелей между традицией и современными представлениями ориентированными на достижение конкретных целей совершенствования общества и государства. Используемый также системно-структурный анализ и метод описания позволил систематизировать материал, рассмотрев заявленные в задачах аспекты в содержательном формате.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Конфуцианство как этическая доминанта модернизации современного Китая2018 год, кандидат наук Хоу Цзюэ
Историко-философская концепция китайского философа-прагматика Ху Ши: 1891-19622007 год, кандидат философских наук Киселев, Валерий Анатольевич
Идеология конфуцианства как отражение становления государственности в Китае2007 год, кандидат философских наук Прушенова, Елена Цырендашиевна
Особенности трансформации системы духовных ценностей в сфере морально-этических представлений в современном китайском обществе2006 год, кандидат философских наук Доржиева, Мария Лхамажаповна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ли Ваньли, 2020 год
Библиографический список
Исследования
1. Абрамов В. А., Абрамова Н. А. Ценностный потенциал китайского «могущественного культурного государства» в проекциях глобального развития / В. А. Абрамов, Н. А. Абрамова. - М.: Восточная книга, 2014. - 256 с.
2. Анкерсмит Ф. Нарративная логика. Семантический анализ языка историков / пер. с анл. / Ф. Анкерсмит. - М.: Идея-Пресс, 2003. - 360 с.
3. Аллаберт А. В. Место конфуцианства в модернизации Китая (конец ХХ - начало XXI века) / А. В. Аллаберт. - М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2008. - 228 с.
4. Ан С. А. Образы человека в философской культуре Китая / С. А. Ан. - Барнаул: БГПУ, 2006. - 231 с.
5. Ассман Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / пер. с нем. / Ян Ассман. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 368 с.
6. Бао Оу. Философия науки и техники в Китае: история и современность/ Бао Оу. - М.: ИИЕТ РАН, 2014. - 416 с.
7. Бейтсон Г. Разум и природа. Необходимое единство / пер. и прим. А. И. Фета / Г. Бейтсон. - Philosophical arkiv, Sweden, 2016. - 214 с.
8. Борох Л. Н. Общественная мысль Китая и социализм (начало ХХ века) / Л. Н. Борох. - М.: Главная редакция восточной литературы «Наука», 1984. - 296 с.
9. Васильев Л. С. Проблема генезиса китайской мысли (формирование основ мировоззрения и менталитета) / Л. С. Васильев. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - 309 с.
10. Васильев Л. С. Древний Китай: в 3 т. / Л. С. Васильев. - М.: Восточная литература, 1995. - Т. 3. - 679 с.
11. Вебер М. Хозяйственная этика мировых религий: Опыты сравнительной социологии религии. Конфуцианство и даосизм / М. Вебер. -СПб.: Владимир Даль, 2017. - 448 с.
12. Виноградов А. В. Китайская модель модернизации. Поиски новой идентичности / А. В. Виноградов. - М.: НОФМО, 2008. - 364 с.
13. Гаджиев К. С. Геополитические горизонты России (контуры нового миропорядка) / К. С. Гаджиев. - М.: Экономика, 2007. - 751 с.
14. Гельбрас В. Г. Китай: возрождение национальной идеи / В. Г. Гельбрас // Полития. - 2003. - № 2 (29). - С. 80 - 90.
15. Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества / И. Г. Гердер. - М..; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. - 760 с.
16. Гране М. Китайская мысль / пер. с фр. / М. Гране. - М.: Республика, 2004. - 526 с.
17. Го Мо-жо. Философы древнего Китая / пер. с кит. / Го Мо-жо. -М.: Издательство иностранной литературы, 1961. - 738 с.
18. Го Циюн. Исследования современного конфуцианства в КНР / пер. А. Калкаевой / Го Циюн // Проблемы Дальнего Востока. - 2008. - № 1. -С. 119 - 133.
19. Гофман А. Б. Традиция, солидарность и социологическая теория. Избранные тексты / А. Б. Гофман. - М.: Новый Хронограф, 2015. - 496с.
20. Гумбольдт Ф. фон. Избранные труды по языкознанию / пер. с нем. / Ф. фон Гумбольдт. - М.: Прогресс, 1984. - 502 с.
21. Делез Ж. Различие и повторение / Ж. Делез. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. - 384 с.
22. Дельнов А. А. Китай. Большой исторический путеводитель / А. А. Дельнов. - М.: Эксмо, Алгоритм, 2008. - 848 с.
23. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах / составление Ян Хин-шуна. - М.: Мысль, 1973. - Т. 1. - 363 с.
24. Древнекитайская философия. Собрание текстов в двух томах /
составление Ян Хин-шуна. - М.: Мысль, 1973. - Т. 2. - 384 с.
121
25. Древнекитайская философия. Эпоха Хань / составитель Ян Хин-шун. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 523 с.
26. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. редактор М. Л. Титаренко / М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. - М.: Восточная литература, 2006. - Т. 1. Философия. - 727 с.
27. Ильинский И. М. Прошлое в настоящем. Избранное / И. М. Ильинский. - М.: Изд-во Моск. гуманитар. ун-та, 2011. - 840 с.
28. История этических учений / под ред. А. А. Гусейнова. - М.: Гардарики, 2003. - 911 с.
29. Карелова Л. Б. Принципы буддийской и конфуцианской этики в формировании концепции корпоративной социальной ответственности в современной Японии / Л. Б. Карелова // Япония. Ежегодник. Вып. 42. - М.: Институт востоковедения РАН, 2013. - С. 89 - 100.
30. Кобзев А. И. Философия китайского неоконфуцианства / А. И. Кобзев. - М.: Восточная литература, 2002. - 606 с.
31. Кобзев А.И. Предисловие / А.И. Кобзев // От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 422 с. - С. 6 - 11.
32. Кобзев А. И. Учение о символах и числах в классической китайской философии / А. И. Кобзев. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 439 с.
33. Коллинз Р. Социология философии. Глобальная теория интеллектуального изменения / пер. с англ./ Р. Коллинз. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - 1281 с.
34. Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). Пер. с кит. и коммент. А.И. Кобзева, А. Е. Лукьянова, Л. С. Переломова, П. С. Попова при участии В. М. Майорова; Вступит, ст. Л. С. Переломов. - М.: Восточная литература, 2004. - 431 с.
35. Кроль Ю. Л. «Коррелятивное мышление» и древнекитайское
представление о «внешней причине» / Ю. Л. Кроль // IV научная
122
конференция «Общество и государство в Китае». Тезисы и доклады». - М.: Изд. «Наука». ГРВЛ, 1973. - Вып. I. - С. 22 - 34.
36. Крымов А. Г. Общественная мысль и идеологическая борьба в Китае (1900 - 1917 гг.) / А. Г. Крымов. - М.: Наука, 1972. - 367 с.
37. Крюков М. В. и др. Древние китайцы в эпоху централизованных империй / М. В. Крюков, Л. С. Переломов, М. В. Софронов, Н. Н. Чебоксаров. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. - 415 с.
38. Крюков М. В. и др. Китайский этнос в средние века (VII - XIII вв.) / М.В. Крюков, Л. С. Переломов, М. В. Софронов, Н. Н. Чебоксаров. -М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1984. -335 с.
39. Кузнецов Д. В. Китай в зеркале общественного мнения / Д. В. Кузнецов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. - 450 с.
40. Кутырев В. А. Последнее целование. Человек как традиция / В. А. Кутырев. - СПб.: Алетейя, 2015. - 312 с.
41. Лавджой А. Великая цепь бытия. История идей / пер. с англ. / А.Лавджой. - М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. - 376 с.
42. Лапина З. Г. Учение об управлении государством в средневековом Китае / З. Г. Лапина. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. - 383 с.
43. Ласло Э. Макросдвиг (К устойчивости мира курсом перемен) / Э. Ласло. - М.: Время знаний, 2011. - 208 с.
44. Латур Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. / Б. Латур. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2014. - 384 с.
45. Леонард М. О чем думают в Китае? / пер. с англ. / М. Леонардо. -М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. - 222 с.
46. Лефевр А. Производство пространства / пер. с фр. / А. Лефевр. -М.: Strelka Press, 2015. - 432 с.
47. Ли Ган. Философия информации и основы будущей китайской философии науки и техники / Ли Ган // Вопросы философии. - 2007. - № 5. -С. 45 - 57.
48. Лин Дж. Й. Демистификация китайской экономики / Й. Дж. Лин.
- М.: Мысль, 2013. - 378 с.
49. Линь Яньмэй. Формирование культуры гармоничного социалистического общества / Линь Яньмэй // Проблемы Дальнего Востока.
- 2008. - № 1. - С. 131-145.
50. Лоуэнталь Д. Прошлое - чужая страна / пер. с англ. / Д. Лоуэнталь. - СПб.: Владимир Даль, Русский Остров, 2004. - 624 с.
51. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописаниях современного общества / Н. Луман // Социо-логос / пер. с англ. - М.: Прогресс, 1991. - 480 с. - С. 194 - 216..
52. Лурье С. В. Утоптанная тропа сквозь темный лес (Бессознательное в этической картине мира) / С. В. Лурье // Общественные науки и современность. - 3016. - № 2. - С. 136 - 143.
53. Люйши Чуньцю (Весны и осени господина Люя) / пер. Г. А. Ткаченко. - М.: Мысль, 2010. - 525 с.
54. Лян Шумин. В чем специфика китайской культуры / Лян Шумин // Проблемы Дальнего Востока. - 2004. - № 4. - С. 131 - 141.
55. Ма Фэншу. Российско-китайские отношения в контексте сравнительного анализа культур / Ма Фэншу // Вестник РУДН. Серия Политология. - 2012. - № 2. - С. 5 - 28.
56. Малявин В. В. Сумерки Дао: культура Китая на пороге Нового времени / В. В. Малявин. - М.: Издательство АСТ, 2019. - 560 с.
57. Малявин В. В. Буддизм в китайской традиции (к проблеме формирования идеологического синкретизма в Китае) / В. В. Малявин // Этика и ритуал в традиционном Китае. Сборник статей. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. - С. 256 - 274.
58. Малявин В. В. Гибель древней империи / В. В. Малявин. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983. - 226 с.
59. Мартынов А. С. Конфуцианство. «Лунь юй». В 2 томах / А. С. Мартынов. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2001. - Т. 2. - 384с.
60. Мартынов А. С. Конфуцианская утопия в древности и в средневековье / А. С. Мартынов // Китайские социальные утопии. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987. - С. 10
- 57.
61. Мартынов Д. Е., Мартынова Ю. А. Осень реформатора: Канн Ю-вэй в эмиграции (1898 - 1902) / Д. Е. Мартынов, Ю. А. Мартынова // Вестник КГТУ им. А.Н. Туполева. - 2014. - № 4. С. 212 - 220.
62. Мечковская Н. Б. Язык и религия / Н. Б. Мачковская. - М.: Агентство «ФАИР», 1998. - 352 с.
63. Мокир Дж. Рычаг богатства. Технологическая креативность и экономический прогресс / пер. с англ. / Дж. Мокир. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. - 504 с.
64. Мокир Дж. Дары Афины. Исторические истоки экономики знаний / пер. с англ. / Дж. Мокир. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2012. -408с.
65. Морозова Н. В. Роль языка в политическом дискурсе КНР / Н. В. Морозова // Историческая психология и социология истории. - 2016. - № 1. -С. 72 - 85.
66. Мэн-цзы / пер. с китайского, указ. В.С. Колоколова / под. ред. Л.Н. Меньшикова / Мэн-цзы - СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999.
- 272 с.
67. Нора Пьер. Всемирное торжество памяти / Пьер Нора // Неприкосновенный запас. - 2005. - № 2-3 (40-41). - С. 202-208.
68. Нравственное государство. От теории к проекту / под общ. ред. С.С.Сулакшина / С. С. Сулакшин, В. Э. Багдасарян, М. В. Вилисов, М.С.
Нетесова, Е. Г. Пономарева, Е. С. Сазонова, В. И. Спиридонова. - М., Наука и политика, 2015. - 424 с.
69. Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010) / пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2011. - 256 с.
70. Парсонс Т. Система современных обществ / пер. с англ. / Т. Парсонс. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 269 с.
71. Парсонс Т. О социальных системах / Т. Парсонс. - М.: Академический Проект, 2002. - 832 с.
72. Патнем Р. Чтобы демократия сработала. Гражданские традиции в современной Италии / пер. с англ. / Р. Патнем. - М.: Лё Мш^теш, 1996. - 287 с.
73. Переломов Л. С. Конфуций: «Лунь юй» / пер. с кит. / Л. С. Переломов. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. -588 с.
74. Переломов Л. С. Традиционная китайская философия и ее роль в современном Китае / Переломов Л. С. // Книга правителя области Шан (Шан Цзюнь Шу). - М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1993. - С. 367 -379.
75. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая / Л. С. Переломов. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1981. - 333 с.
76. Пирс Ч. С. Избранные философскик произведения / пер. с англ. / Ч.С. Пирс. - М.: Логос, 2000. - 448 с.
77. Поршнева Е. Б. Категория дэ в буддизме и даосизме / Е. Б. Поршнева // От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1998. - 422 с. - С. 200 - 217.
78. Просеков С. А. Социально-философский анализ модернизации современного Китая в условиях глобализации / С. А. Просеков. - М.: Финакадемия, 2009. - 234 с.
79. Роули Дж. Принципы китайской живописи / пер. с англ. / Дж. Роули. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989. - 160 с.
80. Рубин В. А. Личность и власть в древнем Китае: Сборник трудов / В. А. Рубин. - М.: Издательская фирма «Восточная литература». РАН, 1999.
- 384 с.
81. Серова С. А. Китайский театр - эстетический образ мира / С.А. Серова. - М.: Восточная литература, 2005. - 167 с.
82. Спешнев Н. А. Китайцы: особенности национальной психологии / Н. А. Спешнев. - СПб.: КАРО, 2017. - 336 с.
83. Степанянц М. Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты / М. Т. Степанянц. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. - 503 с.
84. Сунь Ятсен. Избранные произведения / Сунь Ятсен. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1985. - 629 с.
85. Сыма Цань. Исторические записки: Ши цзи: В 9 т. / пер. с кит. / Сыма Цань. - М.: Восточная литература, 2010. - Т. 9. - 623 с.
86. Ся Цзисун. Человек и природа: Исходная точка логики диалога философий современного Китая и Запада / Ся Цзисун // Россия и АТР. -2006. - № 3. - С. 168 - 173.
87. Тавровский Ю. В. Си Цзиньпин. По ступеням китайской мечты / Ю. В. Тавровский. - М.: Эксмо, 2015. - 271 с.
88. Тавровский Ю. В. Си Цзиньпин. Новая эпоха / Ю. В. Тавровский.
- М.: Эксмо, 2018. - 384 с.
89. Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность / Аошуан Тань. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 240 с.
90. Тейяр де Шарден П. Феномен человека: Сб. очерков и эссе / П. Тейяр де Шарден. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - 553 с.
91. Ткаченко Г. А. Космос, музыка, ритуал: Миф и эстетика в «Люйши чуньцю» / Г. А. Ткаченко. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 284 с.
92. Тойнби А., Хантингтон С. Как гибнут цивилизации / пер. с англ. / А.Тойнби, С. Хантингтон. - М.: Родина, 2018. - 304 с.
93. Токвиль Алексис де. Демократия в Америке / пер. с франц. / А.Токвиль, де. - М.: Прогресс, 1992. - 554 с.
94. Томпсон М. Восточная философия / пер. с англ. / М. Томпсон. -М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. - 384 с.
95. Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного / Е. А. Торчинов. - СПб.: «Азбука-классика», «Петербургское Востоковедение», 2007. - 480 с.
96. Торчинов Е., Корнеев М. Хайдеггер и восточная философия: поиски взаимодополнительности культур / Е. Торчинов, М. Корнев. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 324 с.
97. Торчинов Е. А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания / Е. А. Торчинов. - СПб.: Лань, 1998. - 448 с.
98. Ту Вэймин. Разные взгляды на современность: о сущности восточноазиатской модели современности / Ту Вэмин // Век глобализации. -2014. - № 1 (13). - С. 3 - 12.
99. Ту Вэймин. Множественность модернизаций и последствия этого явления для Восточной Азии / Ту Вэймин // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Л. Харрисона и С. Хантингтона. - М.: Московская школа политических исследований, 2002. - С. 237 - 250.
100. Уткин А. И. Новый мировой порядок / А. И. Уткин. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. - 640 с.
101. Философия китайского буддизма / Пер. с кит. Е. А. Торчинов. -СПб.: Азбука-классика, 2001. - 256 с.
102. Фульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал / пер. с нем./ К. Фульф. - СПб.: Интерсоцис, 2009. - 164 с.
103. Фэн Ю-лань. Краткая история китайской философии / Фэн Ю-лань. - СПб.: Евразия, 1998. - 376 с.
104. Феоктистов И. На переломе, в поисках себя / И. Феоктистов // Хантнигтон С. Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности / пер. с англ. - М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Транзиткнига», 2004. -635 с. - С. 5-8.
105. Хаймурзина М. А. Новые тенденции в официальных трактовках религии в КНР / М. А. Хаймурзина // Религиоведение (Благовещенск). - 2017. - № 1. - С. 49 - 55.
106. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. / С. Хантингтон. - М.: Издательство АСТ, 2017. - 640 с.
107. Харрисон Лоуренс. Евреи, конфуцианцы и протестаны: культурный капитал и конец мультикультурализма / пер. с англ. / Лоуренс Харрисон. - М.: Мысль, 2014. - 286 с.
108. Чебунин А. В. История проникновения и становления буддизма в Китае / А. В. Чебунин. - Улан-Удэ: Изд.-полигр. комплекс ФГОУ ВПО ВСГАКИ, 2009. - 278 с.
109. Чжан Жуньмэй. «Западная основа и китайская функция» (сити чжунюн, Ли Цзэхоу / Чжан Жуньмэй // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2018. - Том 7. - № 1А. - С. 181 - 185.
110. Чжу Си. О сознании (Синь): Из философского наследия Чжу Си / пер. с кит. / Чжу Си. - М.: Восточная литература, 2002. - 318 с.
111. Чжэн Чжилянь. Этика и бытовая жизнь в Китае / Чжэн Чжилянь // Вопросы современной науки и практики. - 2007. - № 1(7). - С. 15 - 20.
112. Шан Бофэй. Исторические предпосылки проблемы сохранения национальной культуры в современном Китае / Шан Бофэй // Культура и цивилизация. - 2018. - Том 8. - № 1А. - С. 238 - 247.
113. Шан Ян. Книга власти / Шан Ян. - М.: Абрис, 2017. - 250 с.
129
114. Шапиро Р. Прогноз на будущее / пер. с англ. / Р. Шапиро. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. - 537 с.
115. Янь Фу. О стремительности перемен / Янь Фу // Крушинский А.А. Творчество Янь Фу и проблема его перевода. - М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1989. - С. 79 - 85.
116. Янь Ши. Культурная регионализация: опыт России и Китая в практиках развития социокультурного пространства / Янь Ши. - М.: БИБЛИО-ГЛОБУС, 2018. - 328 с.
Авторефераты диссертаций
117. Бальчиндоржиева О. Б.. Модернизация китайского общества: социально-философский анализ. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / О. Б. Бальчиндоржиева. - БГУ. Улан-Удэ, 2015.
118. Гэн Хайтянь. Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая. Автореферат дисс. ... канд. полит. наук: 23.00.02 / Гэн Хайтянь. - ДВФУ. Владивосток, 2011.
119. Иванова Ю. В. Этнос: социокультурная динамика и традиции. Автореферат дисс. ... доктора философских наук: 09.00.11 / Ю.В .Иванова. -Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М., 2000.
120. Кононов С. В. Мифотворчество о Китае в социокультурном пространстве приграничного региона. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / С. В. Кононов. - ЗабГУ. Чита, 2016.
121. Куратченко М. А. Социокультурные основания модернизации китайского общества нового и новейшего времени. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / М. А. Куратченко. - НГТУ. Новосибирск, 2016.
122. Кучинская, Т. Н. Архитектоника социокультурного пространства Китая в условиях транснационального межкультурного взаимодействия РФ и КНР: Автореферат дис. ... доктора философских наук: 09.00.13 / Т.Н. Кучинская. - ЗабГУ. Чита, 2013.
123. Ленинцева В. А. Современная праздничная культура Китая: традиции и инновации. Автореферат дисс. ... канд. культурологии: 24.00.01 /
B. А. Ленинцева. - ЗабГГПУ. Чита, 2005.
124. Ли Юань Юань. Социальная эволюция китайского общества: социально-философское осмысление транзитивного опыта социальных преобразований. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Ли Юань Юань. - ЮРГПУ. Новочеркасск, 2014.
125. Мигунова О. В. Проблема духовно-цивилизационных трансформаций в современной китайской социальной философии. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / О. В. Мигунова. -Балтийский ГТУ (ВОЕНМЕХ). СПб, 2013.
126. Морозова В. С. Динамика ценностных ориентаций модернизирующегося китайского общества. Автореферат дисс. . канд. филос. наук: 09.00.13 / В. С. Морозова. - ЧитГУ. Чита, 2007.
127. Прушенкова Е. Ц. Идеология конфуцианства как отражение становления государственности в Китае. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Е. Ц. Прушенкова: БГУ. Улан-Удэ, 2007.
128. Сорокопуд С. Н. Методологические возможности герменевтики для социально-философского анализа базовых концептов китайской культуры. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 /
C. Н. Сорокопуд. - СибФУ. Красноярск, 2014.
129. Степанова Л. М. Личность в философских традициях Китая. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Л. М. Степанова. - БГУ. Улан-Удэ, 2010.
130. Сунь Ян. Исследования российской культуры в КНР в контексте современного российско-китайского диалога культур. Автореферат дисс. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Сунь Ян. - ЗабГУ. Чита, 2018.
131. Тарабако К. А. Мягкая сила культуры Китая: Концептуальное
содержание и практики реализации. Автореферат дисс. . канд. филос. наук:
09.00.11 / К. А. Тарабако. - ЗабГУ. Чита, 2017.
131
132. Хаймурзина М. А. Интерпретация религиозных оснований конфуцианства в конфуцианской мысли и религиоведении Китая ХХ -начала XXI вв. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.14 / М. А. Хаймурзина. - Благовещенск, 2014.
133. Хатченков Ю. А. Проблемы модернизации китайского общества в XX веке: социальные трансформации (Социально-философский анализ): Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Ю. А. Хатченков. - М., 2004.
134. Ху Яньли. Специфика глобализационных процессов в культуре Китая: Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 24.00.01 / Ху Яньли. - ДФУ. Владивосток, 2016.
135. Чжоу Юй. Практика развития социокультурного пространства китайского приграничья в условиях межкультурного взаимодействия. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.13 / Чжоу Юй. - ЗабГУ. Чита, 2015.
136. Цзоу Хун. Феномен ритуала ЛИ: социально-философский анализ. Автореферат дисс. ... канд. филос. наук: 09.00.11 / Цзоу Хун. - ЗабГГПУ. Чита, 2011.
На китайском языке
137. Линь Юйтань. У гуо юй у минь (Моя страна и мой народ) / Линь Юйтань. - Сиань: Шауень шифань дасюэ чубаньшэ, 2002. - 334 с.
138. Лян Шумин. Чжунго вэньхуа яои (Основы китайской культуры). Лян Шумин цзюань. Чжунго сяньдай сюэшу цзиндянь / Лян Шумин. -Шицзячжуан: Хэбэй цзяоюй чубаньшэ, 1996. - С. 231-538.
139. Ли Цзэхоу. Хуася мэйсюэ (Китайская эстетика) / Ли Цзэхоу. -Гонконг: Саньлянь шудянь, 1988.
140. Сун Чжимин. Сяньдай синь жусюэ дэ цзоу сян (Направление движения современного нового конфуцианства) / Сун Чжимин. - Пекин: Бэйцзин шифань дасюэ чубаньшэ цзитуань, 2009.
141. Сяопин У, Цзешунь Сюй. Чжунхуа миньцзу жэньтун юй жэньтун чжунхуа миньцзу (Китайская национальная идентичность и идентичность китайской нации) / Сяопин У, Цзешунь Сюй. - Харбин: Хэйлунцзян жэ-ньминьчубаньшэ, 2009. - 211 с.
142. Тяньчжэн Шань. Цзиво жэньтун гань юй чжаньчжэн (Чувство самоидентичности и война) / Тяньчжэн Шань. - Хуньлунь чубаньшэ, 2004. -371 с.
143. Фан Кэли. Сяньдайсинь жусюе юй чжунго сяньдайхуа (Современное конфуцианство и модернизация Китая) / Фан Кэли. - Чанчунь, 2008. - 376 с.
144. Хуэй Шэнь. Дандай Чжунго чжунцзянь цзецен жэньтун яньцзю (Изучение идентичности среднего класса в современном Китае) / Хуэй Шэнь. - Бэйцзин: Чжиши чубаньшэ, 2008. - 199 с.
145. Цзэнь Лия. Zhong Hua Min Zu Jing Shen Wen Hua Lun Shu (Размышление о традиционной духовной культуре КНР) / Цзэнь Лия // Jiang Xi She Hui Ke Xue (Общество и науки). - 2003. - Nian Di 11. - Qi, 141-145 Ye.
146. Чжу Хуанхэ. Лунь чжэнцюэ дуйдай чуаньтун вэньхуа (О правильном отношении к традиционной культуре) / Чжу Хуанхэ // Цзюцзян шичжуань бао. - 1996. - № 2. - С. 23-28.
147. Юй Цзухуа, Чжао Хуэйфэн. Чжунго миньцзу цзиншэнь синь лунь (Новая трактовка китайского национального духа) / Юй Цзухуа, Чжао Хуэйфэн. - Циндао, 2005. С. 3-12.
На английском языке
148. Basham A. L. The Wonder That Was India: A Survey of the Culture of the Indian Sub-Continent before the Coming of the Muslims / A. L. Basham. -New York: Grove Press, 1959. - 702 р.
149. Bauer W. The China and the hoping fo Happiness. The Paradise. The Utopian.The Ideals / W. Bauer. - N.Y., 1973.
150. Bell Daniel A. China's new Confucianism: politics and everyday life in a changing society / Daniel A. Bell. - Princeton, N. J.; Oxford: Princeton univ. press, cop. 2008. - XVII, 240, [1] p.
151. Castells Manuel. The Power of Identity, The Information Age: Economy, Society and Culture / Castells Manuel. - Vol. II. - Wiley-Blackwell, 2010. - 584 p.
152. China's Agenda 21: White Paper on China's Population, Environment and Development in the 21st Century: adopted at the 16th Executive Meeting of the State Council of the People's Republic of China on 25 Mar. 1994. - Beijing: China Environmental Science Press, 1994. - 244 p.
153. Karyn L. Lai. An Introduction to Chinese Philosophy / Karyn L. Lai. -New York: Published in the United States of America by Cambridge University Press, 2008. - 307 p.
154. Needham J. (et al). Science and Civilization in China / J. Needham. -Volume 1. Introductory Orientations. - Cambridge: Cambridge University Press, 1954. - 374 p.
155. Putnam R. D. Social Capital in the Federal Republic of Germany and in the US / R. D. Putnam. - Civil Commitment and Civil Society. - Opladen, Leske + Budrich, 2002. - Pp. 257 - 272.
156. Russell Bertrand. The Problem of China / Bertrand Russell. - London: George Allen & Unwin Ltd, 1923. - 260 p.
157. Pye W. Lucian. Asian Power and Politics / Lucian W. Pye, with Mary W. Pye. - Cambridge, Mass.: Belknap Press of Harvard University Press, 1985. -414 p.
158. Rosemont H. Notes from the Confucian Perspective: Which Human Acts Are Moral Acts? / H. Rosemont // International Philosophy Quarterly. - N.Y., 1976. - Vol. 16. - № 1. - P. 60 - 61.
159. Tu Weiming. Confucian humanism as a spiritual resource for global ethics / Tu Weiming // Peace and Conflict Studies, 2009, 16 (1), p. 1-8.
160. Wilson А. T. Confucianism: the imperial cult / А. Т. Wilson // Encyclopedia of Edit by Lindsay Jones. - USA: Thomson Gale, 2005. - P. 1910 - 1911.
Электронные издания
161. Головачев В. Ц. «Страна Нургань» и внешняя политика династии Мин в XIV - XV вв. / В. Ц. Головачев [Электронный ресурс] // Синология.Ру. Режим доступа: http://www.synologia.rU/a/%C2%AB%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0 %BD%D0%B0_%D0%9D%D 1 %83 %D 1 %80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D 1 %8C%C2%BB (Дата обращения: 22.05.19).
162. Денисов И. Эволюция внешней политики Китая при Си Цзиньпине / И. Денисов [Электронный ресурс] // Международная жизнь / Режим доступа: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1253 (Дата обращения: 21.04.19).
163. Ин Чжао. Способы заимствования в лексике китайского языка / Ин Чжао // Диалог культур - диалог о мире и во имя мира: Материалы IX Международной студенческой научно-практической конференции (г. Комсомольск-на-Амуре, 09 апреля 2018 г.). С. 447 - 451 [Электронное издание] / Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет / Режим доступа: http://amgpgu.ru/upload/iblock/69c/ in_chzhao_sposoby_zaimstvovaniya_v_leksike_kitayskogo_yazyka.pdf (Дата обращения: 17.02.19).
164. Китайская мечта. Руководство, предложенное Си Цзиньпином
[Электронный ресурс] // Baidu / Режим доступа: https://baike.baidu.com/view/10812319.htm (Дата обращения: 10.04.19).
165. Кобзев А. И. Нидэм / А. И. Кобзев [Электронный ресурс] // Синология / Режим доступа: http://www.symlogia.ra/a/Нидэм (Дата обращения: 15.03.19).
166. Кобзев А. И. Да тун - великое единение / А. И. Кобзев
[Электронный ресурс] // ABIRus / Режим доступа:
135
https://www.abirus.ru/content/564/ 623/625/647/20280/20309/20315.html (Дата обращения: 23.03.19).
167. Ломанов А. Неоконсерватизм с китайской спецификой. Си Цзиньпин ищет в традиции новый путь развития / А. Ломанов [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. - 2017. - № 4. - С.17 - 31 / Режим доступа: https://globalaffairs.ru/number/Neokonservatizm-s-kitaiskoi-spetcifikoi-18915 (Дата обращения: 21.04.19).
168. Ломанов А. В. Китай мечтает вместе с миром / А. В. Ломанов [Электронный ресурс] // Сайт Посольства Китайской Народной Республики в Российской Федерации / Режим доступа: http://ru.chma-embassy.org/rus/zgm/t1077799.htm (Дата обращения: 12.03.19).
169. Мигунов Н. И. Современное новое конфуцианство: институциональный аспект / Н. И. Мигунов [Электронный ресурс] // Синология.Ру. Режим доступа: http://www.synologia.ru/a/ Современное%20новое%20конфуцианство:%20институциональный%20аспек т (Дата обращения: 12.02.19).
170. Регентов Д., Девятов А. Сакральная сторона китайской политики (Хуньлуань - Сяокан - Датун) / Д. Регентов, А. Девятов [Электронный песурс] // Перемены / Режим доступа: https://www.peremeny.ru/books/osminog/8604 (Дата обращения: 11.05.19).
171. Рен Цзиньтао.
(Возвращение внутреннего святого, возвращение внешнего короля: современный прорыв конфуцианства) / Рен Цзиньтао [Электронный ресурс] // Конфуций Китая: официальный сайт фонда Конфуция КНР / Режим доступа: http://www.chinakongzi.org/rw/xszj/renj iantao/201904/
t20190412_192768.htm (Дата обращения: 20.04.19).
172. Си Цзиньпин обозначил 14 принципов «социализма с китайской спецификой» [Электронный ресурс] // ТАСС / Режим доступа: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/4655331 (Дата обращения: 03.04.19).
173. Си цы чжуань («Комментарии к присоединенным изречениям») [Электронный ресурс] // Библиотека «Исследователь» / Режим доступа: http://ligis.ru/librari/3684.htm (Дата обращения: 05.02.19).
174. Слова Ванталы [Электронный ресурс] // Вики Чтение / Режим доступа: https://fil.wikireading.ru/11630 (Дата обращения: 12.03.19).
175. Соловьев Р. Путь Мао / Р. Соловьев [Электронный ресурс] // Проза.ру / Режим доступа: https://www.proza.ru/2009/11/19/595 (Дата обращения: 23.04.19).
176. Степанянц М. Т. Чем живут современные восточные философии / М. Т. Степанянц [Электронный ресурс] // Институт Философии Российской Академии Наук / Режим доступа: https://iphras.ru/page20329677.htm (Дата обращения: 18.03.19).
177. Сунь Вэйпин. Марксистская философия в современном Китае. Состояние и тенденции исследований / Сунь Вэпин [Электронное издание] // Свободная мысль / Режим доступа: http://svom.info/entry/761-marksistskaya-filosofiya-v-sovremennom-kitae-sosto/ (Дата обращения: 18.04.19).
178. Тавровский Ю. В. Чудесный Китай. Недавние путешествия в Поднебесную: география и история / Ю. В. Тавровский [Электронный ресурс] // Вики Чтение / Режим доступа: https://history.wikireading.ru/415186 (Дата обращения: 03.04.19).
179. Торопцев С. Локус культуры в китайской ментальности / С. Торопцев [Электронный ресурс] // Отечественные записки / Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/2008/3/lokus-kultury-v-kitayskoy-mentalnosti (Дата обращения: 10.03.19).
180. Фукуяма Ф. Конфуцианство и демократия / Ф. Фукуяма [Электронный ресурс] // Гуманитарные технологии. Аналитический портал / Режим доступа: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3226 (Дата обращения: 12.02.19).
181. Си Цзиньпин выступил с важной речью на заключительном
заседании 12-го Всекитайского собрания народных представителей
137
[Электронный
ресурс] // Синьхуа / Режим доступа: http://www.xinhuanet.com//2013lh/2013-03/17/c_115052635.htm (Дата обращения: 21.04.19).
182. Цзян Цин. ^^ (То, что я понимаю в конфуцианстве) / Цзян Цин [Электронный ресурс] // Конфуций Китая: официальный сайт фонда Конфуция КНР / Режим доступа: http://www.chinakongzi.org/rw/xszj/jiangqing/200709/t20070911_22182.htm (Дата обращения: 10.03.19).
183. Янь бин Ган. "^ЩШ^'Й^ШЩ (Новый вызов «деревенского конфуцианства) / Янь бин Ган [Электронный ресурс] // Конфуций Китая: официальный сайт фонда Конфуция КНР / Режим доступа: http://www.chinakongzi.org/rw/xszj/yanbinggang/201803/t20180312_174336.htm (Дата обращения: 11.03.19).
184. Chinese Value Debate: Substance or Shadow? [Электронный ресурс] // Philosophy@HKU (Сайт философского факультета Гонконгского университета) / Режим доступа: https://philosophy.hku.hk/ch/ Comparative_Philosophy.htm (Дата обращения: 18.03.19).
185. Friedman Thomas L. China NeedsIts Own Dream / Thomas L. Friedman [Электронный ресурс] // The New York Times / Режим доступа: https://www.nytimes.com/2012/10/03/opinion/friedman-china-needs-its-own-dream.html (Дата обращения: 19.04.19).
186. Jun Tang. Traslation and Buddhism in Premodern China: A contextualized overiew / Tang Jun [Электронный ресурс] // Join Translation Journal / Режим доступа: https://www.translationjournal.net/April-2017/translation-and-buddhism-in-premodern-china-a-contextualized-overview.html (Дата обращения: 14.03.19).
187. Omvedt Gail. Buddhism in India: challenging Brahmanism and caste / Gail Omvedt [Электронный ресурс] // Webshus.ru / Режим доступа: https://webshus.ru/20475 (Дата обращения: 15.03.19).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.