Визуализация художественной картины мира в творчестве Оскара Уайльда тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Ивлева, Алина Юрьевна

  • Ивлева, Алина Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2002, Саранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 154
Ивлева, Алина Юрьевна. Визуализация художественной картины мира в творчестве Оскара Уайльда: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2002. 154 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Ивлева, Алина Юрьевна

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I КАТЕГОРИАЛЬНОЕ ВИДЕНИЕ КАРТИНЫ МИРА 13

1. 1. Художественная картина мира как философская категория 13

1.2. Художественная картина мира как «ген» сюжета 33

1.3. Особенности художественной картины мира О.Уайльда 53 -

ГЛАВА II ЯЗЫК СИМВОЛОВ В ТВОРЧЕСТВЕ О. УАЙЛЬДА 74

2.1. Биография художника как источник толкования его творчества 74

2.2. Визуализация как метод конструирования символов в разных видах искусства 93

2.3. Символика цвета, цветка и камня в художественной картине мира О.Уайльда 109

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Визуализация художественной картины мира в творчестве Оскара Уайльда»

Актуальность темы исследования. Личность художника всегда непроста и многогранна, часто не только творческое наследие автора, но и собственно сам художник воспринимается как символ эпохи. Фигура Оскара Уайльда (1854-1900) давно стала символической как в культуре Англии, так и в культуре мира. Поэтому его творчество может быть предметом не только литературоведческого и философского, но и культуроведческого анализа, который позволяет раскрыть специфичность мировоззрения и самосознания творца, чей духовный опыт нашел воплощение в целостной и одновременно противоречивой картине мира.

Целостное и адекватное восприятие картины мира как универсальной категории и ее отдельных компонентов повлекло за собой взаимодополнение философских, этических, культурологических, религиозных, лингвистических подходов, обеспечивающих всесторонний анализ этого сложного явления. Наряду с изучением проблемы универсальной картины мира становится актуальным изучение отображения (визуализации) картины мира в произведениях искусства и ее формирование эпохой с последующей трансформацией в сознании художника. Именно эти вопросы: художественная картина мира, ее визуализация в творчестве и художник как трансформатор общехудожественной картины мира в свою индивидуальную картину мира стали ключевыми в нашем диссертационном исследовании, выполненном на материале жизни и творчества Уайльда.

Изучение индивидуальной картины мира художника становится необходимым для постижения символов эпохи, формирующих как картину мира в целом, так и художественную картину мира отдельного художника. Символ-предел, трансформируясь в символ-образ в творчестве художника, по мнению А.Белого (20), воплощает в себе основные компоненты, формирующие мировосприятие эпохи.

В основу данной работы легла теория символа Белого, предполагающая наличие двух категорий: «символ-образ» и «символ-предел». Символ-предел - это некая идея, лежащая в основе мироздания, некий глубинный смысл, формирующий бытие, в то время, как символ-образ - это наглядное, материальное воплощение смысла. Наряду с этим Белый призывает отличать символ от символического единства, нормативного понятия о ценности центральных данных религий: «Сам Символ, конечно, не символ; понятие о Символе, как и образ его, суть символы этого символа; по отношению к ним он есть воплощение» (20.75).

Многоуровневая и специфичная теория символа Белого применима к анализу творческого метода Уайльда, требующего всестороннего анализа. Некоторые его грани еще недостаточно изучены или не изучены совсем. Замалчивается явно прослеживаемая параллель творческого метода Уайльда с творческим методом живописца, порождаемая стремлением Уайльда к подробным описаниям, желанием приблизить литературное произведение к живописному полотну, что объясняет увлеченность писателя созданием деталей описания интерьера с обильным привлечением цвета. Цвет является символом-образом, отображающим художественную картину мира Уайльда, изучение которой невозможно без анализа универсальной картины мира, включающей в себя как компонент художественную картину. Состояние изученности темы. Творческая личность Уайльда давно и активно изучается как отечественными (А.А.Аникст (4), Т.В.Павлова (130), Н.Н.Пальцев (131), Т.А.Порфирьева (138), М.Г.Соколянский (162), К.И.Чуковский (208)), так и западными исследователями (К.Бексон (244), Р.Гилмор (228), Х.Джексон (236), К.Кларк (249), Ж.Монтгомери (240), Х.Пирсон (246), Ф.Харрис (232), Р.Шерорд (255) Р.Элман (225), Д.Эриксен (226)). Фигура Уайльда исследуется в двух направлениях, которые условно можно подразделить на западное и отечественное. В западном уделяется большее внимание личности Уайльда, его творчеству отводится если не второстепенная, то и не доминирующая роль (Пирсон). В отечественной традиции практикуется анализ личности и творчества писателя в литературно-философском контексте (Аникст), как правило, главенствующую позицию занимает творческое наследие автора, в то время как его личность рассматривается, в основном, с точки зрения бунта или шутовства. Тем не менее, как западных, так и отечественных исследователей интересует процесс формирования художественной картины мира автора, являющейся компонентом универсальной картины мира.

Универсальная картина мира изучалась по-разному, что объясняется многообразием истолкования этой категории. Так, для А.Я.Гуревича (59) картина мира представляет собой некую сетку координат, при помощи которой человечество воспринимает действительность и строит образ мира. М.Д.Ахундов (9) выделяет три разновидности универсальной картины мира: картина мира как система взглядов в едином пространстве и времени; мифологическая картина мира; картина мира как отображение логико-математической модели теории относительности. В.Гумбольдт (56) рассматривал картину мира как языковое мировидение, ставя знак равенства между языком и культурой народа. Идею космизма в понимании универсальной картины мира развивают В.И.Вернадский (35), Л.Н.Гумилев (57), А.Л.Чижевский (206).

Подходы к изучению универсальной картины мира можно подразделить на научные и вненаучные; последние имеют дело с художественной картиной мира, которая, безусловно, соотносится с художественным миром каждого художника. Способы отображения художественной картины мира отдельной творческой личностью, несомненно, актуальны, поскольку их изучение обеспечивает понимание того, как художественная картина мира отражает действительность и, следовательно, вписывается в универсальную картину мира. Можно выделить шесть основных направлений разработки проблемы универсальной картины мира: 1) соотношение научной и художественной картин мира (Б.С.Мейлах (120), М.В.Пац (133), В.Н.Порус (137)); 2) проецирование и отождествление картины мира с объективной реальностью (У.Коттак (238), Т.Ф.Кузнецова (92, 93), В.И.Михайловский (124), И.Хейзинга (197), Г.Н.Хон (124)); 3) место человека в создании универсальной картины мира (Тейяр де Шарден (170), К.Э.Циолковский (203)); 4) смена образов исходных абстракций, переход к историзму в эпоху техногенной цивилизации (постнеклассическая модель картины мира, предложенная В.С.Степиным (167)); 5) взаимодействие художественной и языковой картин мира (Ю.Д.Апресян (6), А.Вежбицка (33), Г.Д.Гачев (44), П.Н.Дышлевой (66), С.Г.Тер-Минасова (171), Е.С.Яковлева (215)); 6) создание индивидуальной художественной картины мира отдельным художником (А.Белый (20), Н.И.Воронина (39), В.В.Иванов (75)).

В нашей работе активно изучается один из компонентов универсальной картины мира - художественная картина мира, которая визуализирует человеческое бытие через текст художественного произведения, преломляясь в сознании художника и отображая как его собственные, так и эпохальные представления о мире. Поэтому художественная картина мира трактуется нами как «ген» сюжета, который скрепляет воедино изображаемое, обнаруживает характер персонажа, воссоздает жизненные противоречия и является реципиенту через текст. Как сюжет, так и концепт (символ) художественного произведения рассматриваются сквозь проблему визуализации художественной картины мира.

Традиционно термин «визуализация» используется в точных науках. В искусстве принято употреблять словосочетание «визуальные средства», под которыми понимают рисунок, форму, пластику. В нашей интерпретации визуализация имеет более широкое значение, включающее в себя все визуальные средства, доступные художнику для отображения художественной картины мира (цвет, звук, движение, слово).

Проблема визуализации в искусстве имеет глубокие корни: итальянский театральный художник П.Гонзаго писал о возможности «видеть» музыку. Идеи Гонзаго были развиты А.Н.Скрябиным, снабдившим партитуру своего музыкального произведения «Прометей» дополнительной строкой «цвет». Особое значение приобретает цвет в творчестве Уайльда. Он стремится внести в свои произведения как можно больше описаний, насыщенных цветом, подобно живописцу, визуализирующему художественную картину мира в зримых образах.

Переживание, по мнению В.В.Кандинского, вызванное воздействием одного из видов искусств, вызывает по ассоциации другое переживание, пересекающееся с первым. Р.Арнхейм в своей работе «Искусство и визуальное восприятие» вводит понятие «визуальная модель» (8). Каждый акт визуального восприятия ведет к созданию визуального образа, становящегося частью процесса аксиологического познания.

Визуальным средством, отображающим художественную картину мира художника в литературном произведении, является слово. Вслед за Л.С.Выготским (40) мы считаем, что художественное произведение, воздействуя на реципиента, заставляет его переживать те же чувства и эмоции, которые символически зашифрованы в нем.

Визуализацию в литературном художественном произведении мы рассматриваем на трех уровнях: описание, (включающее в себя пейзаж и интерьер), сюжет (повествование, рассказывающее об основных и второстепенных событиях всего произведения), концепт (символ), который, по мнению А.Хаузера (233), является формой непрямого изображения.

В нашей работе мы исследуем первый уровень визуализации - описание, поскольку без проникновения в него невозможно постижение последующих. Описание выполняет как функцию продвижения сюжета и предвосхищения событий, так и функцию несения адресату эстетики автора.

Итак, объектом нашего исследования являются художественная картина мира и ее визуализация в литературном художественном произведении. Предметом исследования послужила творческая личность Уайльда, ряд его текстов, где присутствуют визуализированные воплощения его художественной картины мира.

Биография Уайльда рассматривается нами как возможный источник толкования его творчества. Анализируя биографию Уайльда, мы стремились показать не только личность, эпоху и творчество, но и их взаимопроникновение друг в друга, единство и противоречия.

Основная цель исследования состоит в том, чтобы показать, как художественная картина мира, являясь компонентом универсальной картины мира, преломляясь в сознании художника, визуализируется в художественном произведении посредством символов-образов, проникновение в которые делает возможным расшифровку символа-предела, лежащего в основе формирования картины мира.

Задачи исследования: 1) рассмотреть художественную картину мира как философскую категорию; показать как художественная картина мира, являясь «геном» сюжета, влияет на содержательную сторону художественного произведения, трансформируясь в индивидуальную картину мира Уайльда;

2) рассмотреть биографию художника как источник формирования его художественной картины мира;

3) выявить особенности художественной картины мира Уайльда на материале анализа его творчества;

4) описать типы визуализации в разных видах искусства;

5) раскрыть значение цвета, цветка, камня как элементов пространства художественной картины мира Уайльда, проанализировав в связи с этим их символическое значение в данном контексте.

Теоретическое и методологическое обоснование диссертации. Символ-предел формирует, на наш взгляд, художественную картину мира, которая визуализируется в символах-образах, создаваемых отдельным художником.

Методологической основой нашей работы является герменевтика, а конкретнее - философия герменевтического круга, когда целое познается из частей, а части - из целого. Подобный подход продиктован динамикой познавательных проблем, встающих перед исследователями, формированием новых познавательных установок, осуществляемых под воздействием изменчивости культурно-исторической природы.

Воспроизведение (реконструкция) истинного смысла явилось основным методом нашего исследования. Реконструкция, по Шлейермахеру (128.160), предполагает вживание во внутреннюю суть проблемы (например, внутренний мир художника), через процедуры фиксации содержательного и символического плана текста создаются условия для эмпатии в субъективность художника и воспроизведения его творческой мысли, т.е. дешифровки символа, лежащего в основе художественной картины мира.

Вслед за Дильтеем, настаивающем на дополнении этого метода принципом историзма, мы сочли необходимым рассматривать основные проблемы нашей работы с учетом исторической реконструкции ситуации возникновения текста.

Метод герменевтической реконструкции предполагает рефлексию, обосновывающую необходимость познания для рефлексирующего через его объективации. Экзистенциальный план подразумевает распознавание за различными образами-символами разных способов бытия при проблематичности нахождения единства, воплощенного в символе-пределе.

Научная новизна диссертационного исследования определяется: - самим обращением к философской категории художественной картины мира, которая впервые рассматривается в качестве «гена» сюжета, что позволяет определить культурологический контекст эпохи и выявить основной повествовательный стержень литературного художественного произведения. Подобная трактовка художественной картины мира позволяет углубить философский смысл, присущий картине мира в целом и проявляющийся посредством творчества отдельного художника;

- впервые всесторонне анализируется эстетизм Уайльда, который рассматривается в новом аспекте: экзотику описаний мы не считаем поверхностной и избыточной, наоборот, описание с его символами-образами помогает реципиенту не только в предвосхищении событий, но и проникновении в глубинный смысл текста, так как всякое описание Уайльда несет в себе художественную картину мира автора;

- по-новому интерпретируются вопросы, связанные с биографией художника, заключающей в себе культурную память эпохи и позволяющую восстановить основные символы времени, детерминирующие мировидение художника; кроме того, в диссертационном исследовании доказывается, что биография художника верифицирует интерпретации художественной картины мира, созданной им;

- впервые проблема визуализации рассматривается с точки зрения отображения художественной картины мира в литературном художественном произведении; выявляются уровни визуализации, универсальные для любого произведения искусства;

- теория символа Белого трактуется как реконструкция символа-предела в символ-образ и впервые соотносится с творчеством Уайльда, позволяя определить доминирующие символы-образы в творчестве Уайльда: цвет, цветок, камень, что является новым в изучении творческого наследия писателя.

Положения, выносимые на защиту:

1) Художественная картина мира отдельного художника формируется на основе общехудожественной картины мира, но с присущими только ему индивидуальными особенностями, возникающими при трансформации универсальной картины мира эпохи в индивидуальную картину мира художника.

2) Визуализация художественной картины мира в литературном художественном произведении осуществляется на трех уровнях: описание, сюжет, символ.

3) Описание у Уайльда выполняет вспомогательную функцию предвосхищения событий и тем самым развития сюжета и выражает эстетику автора, лежащую в основе художественной картины мира писателя.

4) В качестве символов-образов, визуализирующих художественную картину мира Уайльда, в его текстах выступают: цвет, цветок, камень. Практическая значимость исследования. Материалы проведенного исследования могут быть использованы при чтении курса лекций по философии, истории и теории культуры и прикладной культурологии; они могут быть положены в основу спецкурсов по разделу «Эстетизм английской литературы»; некоторые выводы диссертации относительно гармонии цвета, цветов и камней могут быть использованы при разработке положений художественного оформления интерьеров, а также для развития такого оформительского направления, как эстетика сада.

Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были представлены в виде научных докладов на конференциях: «Язык, культура, коммуникация» (Саранск, МГУ, 2000); «Язык и межкультурная коммуникация в контексте изучения иностранных языков» (Саранск, МГГТИ, 2001); ряд положений диссертации обсуждался на занятиях культурологической школы в рамках программы ТЕМПУС/ТАСИС (Ижевск, 2001) и на заседаниях научно-методологического семинара при кафедре культурологии МГУ им.Н.П.Огарева; по теме диссертационного исследования опубликовано 12 работ.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ивлева, Алина Юрьевна

Выводы по 2-ой главе:

1. Художественная картина мира художника раскрывается не только в создаваемых им произведениях, но и в его биографии, которая может быть рассмотрена как источник толкования всего его творчества, т.к. она обладает исторически конкретной памятью, подразумевает наличие культурной памяти эпохи, формирующей художественную картину мира данного автора. Биография Оскара Уайльда оказывает непосредственное воздействие на творческие образы, создаваемые писателем, выполняющие роль символа жизненных событий самого художника.

2. Тщательный анализ работ критиков, посвященных жизни и творчеству Уайльда, позволяет сделать вывод о крайней противоречивости взглядов на личность этого художника и ее роль в культурном пространстве. Указанные разногласия в восприятии личности и творчества писателя дают основания предположить, что как западные (Пирсон, Шерард), так и отечественные (Аникст, Пальцев) исследователи изучают данную проблему несколько однобоко, то замалчивая достоинства творчества писателя, то уделяя недостаточное внимание личностному фактору. Подобного субъективизма можно избежать, только используя широкий культурологический подход, предполагающий попытку наложения картины мира эпохи на индивидуальную художественную картину мира художника и ее визуализацию в символах-образах.

3. Произведение искусства, воздействуя на реципиента, сознательно или бессознательно, заставляет его переживать те чувства и эмоции, которые заложены в нем автором. Такая ассоциативная трансформация прочитанного текста в осязаемое, обоняемое и слышимое является основой визуализации реципиентом художественной картины мира художника. Термин «визуализация» шире понятия «визуальные средства» и предполагает вбирание в себя всех возможных визуальных средств, доступных художнику для отображения художественной картины мира. Символ, воплощенный при помощи материальных средств (цвет, звук, движение, слово), визуализирует образ, создаваемый художником.

4. Визуализация литературного художественного произведения может быть рассмотрена на трех уровнях: описание, выполняющее функцию продвижения, развития сюжета и предвосхищения будущих событий; сюжет, несущий большую часть фактологической информации реципиенту, и концепт (идея), раскрывающий символ всего произведения искусства, заложенный автором и сформированный под воздействием художественной картины мира эпохи и художника.

5. Выбранный нами в качестве предмета исследования первый уровень визуализации художественной картины мира Уайльда - описание выполняет в произведении вспомогательную функцию, отражая эстетику автора и становясь движущей силой сюжета, несущего в себе художественную картину мира эпохи и автора и подводящего реципиента к восприятию символа всего произведения. Вопреки существования авторитетной точки зрения по вопросу «экзотики описаний» Уайльда, предполагающей, что его описания носят сугубо декоративный, а не смысловой характер, мы считаем описание важнейшим компонентом, составляющим художественную картину мира Уайльда, внимательное изучение которого позволяет проникнуть в суть его мировоззрения.

133

6. Анализ сказок, рассказов и романа «Портрет Дориана Грея» Уайльда позволяет утверждать, что доминирующими символами-образами его творчества являются цветок, камень и цвет, визуализирующие символ-предел, положенный в основу формирования художественной картины мира эпохи и автора. Все эти три символа обычно не появляются изолированно, а взаимно дополняют друг друга, что позволяет автору достигать двойной символики.

Заключение

Настоящее время - эпоха интеграции, время перехода от устоявшихся точек зрения к новым, еще ждущим своего обоснования. Взаимопроникновение характерно как для точных, так и для гуманитарных наук. Последние наиболее ярко демонстрируют процесс интеграции, что проявляется, в частности, при изучении вопросов культуры. Философия, теория культуры, этика, эстетика, лингвистика, социология, политология, история, этнография, литературоведение, культурология - все эти области человеческого знания в той или иной мере имеют отношение к изучению вопросов культуры.

Данное диссертационное исследование выполнено на стыке философии, культурологии и литературоведения, что позволяет всесторонне рассмотреть сложнейшую проблему отображения человеком картины мира. Принцип культурологической типологизации, примененный в работе, позволяет выделить собственно научную и вненаучную макрокартины мира, к последней относят религиозную, языковую и художественную картины мира. В фокусе нашего исследования были проблемы художественной картины мира, отражающей основные ценности эпохи, и визуализация художественной картины мира посредством символов-образов в литературном художественном произведении конкретного художника - величайшего теоретика «Искусства ради искусства» Оскара Уайльда.

Данные проблемы могут трактоваться по-разному. Мы в своей работе, используя метод герменевтической реконструкции и рефлексии, особое внимание уделяем практической стороне вопроса, т.е. визуализации художественной картины мира Уайльда в его литературном наследии. Наше исследование не могло обойтись без теоретизациии и всестроннего анализа точек зрения, существующих по заявленным в диссертации вопросам. Подобный теоретический обзор продиктован необходимостью отыскать наиболее рациональные взгляды на изучаемые проблемы с целью их применения в решении поставленных в исследовании задач. Так, анализируя способы визуализации художественной картины мира Уайльда, мы проследили взаимодействие различных точек зрения по такой сложнейшей проблеме, каковой является отображение картины мира. Универсальная картина мира, как показано в диссертации, складывается из научной и вненаучной, или художественной картин мира. Основная трудность в изучении художественной картины мира заключается в невозможности построения абстрактно-идеализированного конструкта художественной картины мира, поскольку она строится на основе экзистенциальных потребностей человека в самовыражении. Каждый художник уникален, художественная картина мира отдельных художников, принадлежащих к одной эпохе и даже к одной литературной школе, отличны друг от друга и требуют дальнейшего анализа.

Обсуждение вопроса о художественной картине мира имеет ценностно-мировоззренческий характер и позволяет избежать крайностей в рассмотрении противоречивых событий, явлений и личностей. Художественная картина мира предстает в виде художественного образа, который является выражением того, как художник видит окружающий мир, вот почему художественная картина мира позволяет глубже понять личность ее создателя. Отображение художественной картины мира с помощью средств, доступных художнику, названо в работе визуализацией. Хотя проблема визуализации в искусстве имеет глубокие корни, термин «визуализация» до сего времени использовался в отечественной традиции лишь в точных науках. Под визуализацией как таковой понимают и визуальные средства, и визуальные акты. В нашем исследовании разработано понятие визуализации применительно к литературному художественному произведению.

Итак, отображение (визуализация) мира у каждого художника индивидуально, однако есть и общие подходы, которые в литературном художественном произведении могут быть рассмотрены на трех уровнях: описательном (описание), повествовательном (сюжет) и концептуальном (идея, модальность произведения).

Как показано в работе, многие исследователи говорили о чрезвычайной важности описаний в творчестве Уайльда. Знаменитая «экзотика описаний» этого автора часто воспринималась как самоцель, уничтожавшая концепт всего произведения. Эстет, любующийся красотой, Уайльд, действительно, оттачивает свои описания, делая свой стиль филигранным. Тем не менее, писатель не ограничивается только репрезентацией внешней стороны предмета - в описаниях Уайльда зашифрован символ, полностью раскрываемый лишь на мета-метасемантичеком уровне.

Описания Уайльда выполняют функцию предвосхищения событий, а, следовательно, и развития сюжета. Особая роль в них принадлежит цвету, находящему свое концентрированное выражение в цветах и камнях. Использование цвета у писателя всегда апертурно, то есть оно коррелирует с эмоциональной гаммой переживаний героев. В цветовом круге Уайльда преобладают золотисто-зеленые и пурпурные тона, визуализирующие Красоту и Гармонию жизни, усиливаемую образами цветов и собирательным образом сада (особенно в сказках). Эзотерические характеристики камней, как правило, дополняют создаваемые образы.

Проанализированные нами сказки, рассказы и роман «Портрет Дориана Грея» убеждают в том, что первый уровень визуализации - описание тесно связан с двумя другими уровнями - повествовательным и концептуальным, и этот первый уровень чрезвычайно важен для Уайльда, настаивавшего на том, что в Красоте нужно видеть лишь красоту, избегая морализирования. Тем не менее Красота, воплощенная посредством экзотики описаний, помогает дешифровке концепта всего произведения. Описания становятся у Уайльда своеобразным манифестом его эстетической теории, постичь которую можно лишь по-настоящему глубоко зная его биографию. По нашему мнению, биография художника оказывает непосредственное воздействие на творчество художника, на создаваемые им образы, которые выполняют роль неких символов жизненных событий. Несомненно, описание выполняет при этом вспомогательную функцию, но умение выявить символы-образы, заключенные в нем, приблизит реципиента к дешифровке символа-предела, а следовательно, и к пониманию того, как художественная картина мира одного автора вписалась в художественную картину мира целой эпохи.

Многоаспектность исследуемой проблемы позволяет ставить новые вопросы и намечать перспективы проведенного исследования, главной из которых мы считаем анализ общенациональной картины мира Великобритании XIX-XX веков, а также взаимное влияние западной и восточной картин мира.

Использование предложенной трактовки визуализации картины мира художника поможет детализировать информацию, существующую по творчеству того или иного художника, а также определенного литературного или другого направления творчества. Выявление и дешифровка символов-образов, характерных для какого-либо художника, будет способствовать выявлению и пониманию символов эпохи.

В прикладном аспекте определенный интерес представляет, на наш взгляд, также изучение формирования символики камня у О.Уайльда. Эзотерические характеристики камней, используемых в произведениях Уайльда, нуждаются в более детальном научном осмыслении, которое, наряду с осмыслением символики цвета и цветка, может помочь выявлению специфических национальных черт англичан. Интегрированные подходы к изучению обозначенных проблем могут вывести исследование в область теории информации и психологии восприятия и, в конечном итоге, могут способствовать выявлению способов и средств создания универсальной картины мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Ивлева, Алина Юрьевна, 2002 год

1. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М.: Наука, 1977.-320 с.

2. Аксенов Ю.Г., Левидова М.Н. Цвет и линия. М.: Сов.художник, 1986.253 с.

3. Анненский И.Ф. Книга отражений. М.: Наука, 1979.- 679 с.

4. Аникст А.А. Оскар Уайльд// Уайльд Оскар. Избр. произв.: В 2 т. М.: ГИХЛ, 1960. -Т.1. -С.5-26.

5. Антропология исследования культуры. СПб: Университетская книга, 1997.-728 с.

6. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М.: Наука, 1974.-367 с.

7. Аристотель. Сочинения: В 4-х т. М.: Мысль, 1976.

8. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -390 с.

9. Ахундов М.Д. Концепции пространства и времени: Истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. 340 с.

10. Бабаков В.Г. Национальное сознание и национальная культура. М.: Б.Н., 1996.-70 с.

11. Бабенко В.Г. Драматургия современной Англии. М.: Высшая школа, 1981.-144 с.

12. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов.художник, 1981. -351 с.

13. Барахов B.C. Литературный портрет: Истоки, поэтика, жанр/АН СССР, Ин-т русской литературы (Пушкинский дом). Л.: Наука, 1985. -312 с.

14. Барт P. S/Z. М. : РЖ Культура, Изд во "Ad/Marginem", 1994. - 303 с.

15. Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. М.: Алконост, 1994.171 с.

16. Бахтин М.М. Формальный метод в литературоведении. М.: Лабиринт, 1993.-205 с.

17. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. //Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М: Худ.книга, 1986.-С. 121-190.

18. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.444 с.

19. Белый А. Мастерство Гоголя: Исследование. М.:МАЛП, 1996. -351 с.

20. Белый А. Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. -525 с.

21. Бергсон А. Собр.соч. в 4-х т. Т.1: Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. М.: Московский клуб, 1993. -325 с.

22. БердяевН.А. Самопознание: (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991.-445 с.

23. Березняк М.А. Типы и функции художественной детали в англоязычной прозе: Автореф. дис.канд.филол. наук. Одесса, 1985. -17 с.

24. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в XIX век. М.: Политиздат, 1997. -412 с.

25. Боборыкина Т.А. Драматургия О.Уайльда (к проблеме идейно-художественного своеобразия эстетизма О.Уайльда): Автореф. дис. канд.филол.наук. Л., 1981. -16 с.

26. Богатырев П.Г. Знаки в театральном искусстве// Учен.зап.Тартус. ун-та. Вып.365: Труды по знаковым системам. VII. Тарту, 1975.- С.7-37.

27. Босх И.: Шедевры мировой живописи: Вып. 2. М.: ЛТО, 1993. -64 с.

28. Булгаков С.Н. Искусство и теургия // Русская мысль. 1916. № 12. -С. 11-20.

29. Вайнштейн О. Поэтика дендизма: литература и мода. //Ин. литература. N3, 2000. -С.296-308

30. Ванечкина И.Л., Галеев Б.М. Поэма огня (Концепция светомузыкального синтеза А.И.Скрябина). Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 1981. -78 с.

31. Вартазян С.Р. От знака к образу. Ереван: Армяск. книга, 1973. -75 с.

32. Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб: Наука, 1999.157 с.

33. Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари, 1996. -416с.

34. Велик А.А. Культурология. Антропологические теории культур. М.: Русский Государст. Гуманитарный Ун-т, 1998. 241 с.

35. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. -359 с.

36. Вернадский В.И. Научная мысль как понятийное явление. М.: Наука, 1991.-270 с.

37. Визуальные методы дешифрирования. М.: Наука, 1990. 340 с.

38. Волков Н.М. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. -320 с.

39. Воронина Н.И. Огарев и музыка. Саранск: Мордовск.книж. изд-во, 1981.-176 с.

40. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. 344 с.

41. Гальперин Ф.Я. Страницы легендарных биографий. Киев: Молодь, 1986.- 188 с.

42. Гарин М. Пророки и поэты. Андрей белый и другие. М.: TERRA, 1994. -475 с.

43. Гачев Г.Д. Жизнь художественного сознания: очерки по истории образа. 4.1. М.: Искусство, 1972. -200 с.

44. Гачев Г.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.: Изд.центр «Академия», 1998. 432 с.

45. Гачев Г.Д. Образ в русской художественной культуре. М.: Искусство, 1981.-246 с.

46. Гагаев А.А., Скипетров В.П. Философия Чижевского. Саранск: Б.И., 1999. -283 с.

47. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. СПб.: Наука, 1999 349с.

48. Ген//БЭС. М.: Сов.энц., 1981.-С.290.

49. Герменевтика//Новейший философский словарь. Мн.: Изд-во В.М.Скакун, 1998.-С. 160.

50. Гете И.В. Об искусстве. М.: Искусство, 1975. -623 с.

51. Гидони Г.И. Искусство света и цвета. Л.: Издание автора, 1930. 153 с.

52. Гоникман Э.И. Философия камня (научные и эзотерические параллели). Минск: Центр нар.медицины "Сантана", 1997.- 565 с.

53. Грегори Р.И. Глаз и мозг. Психология восприятия. М.: Прогресс, 1970.139 с.

54. Григорьян А.П. Художественный стиль и структура образа. Ереван: Армян, кн., 1974.-211 с.

55. Грифцов Б.А. Психология писателя. М.: Худ.лит-ра, 1988. -462 с.

56. Гумбольдт В. Язык и философия культуры. М.: Прогресс, 1985.-451 с.

57. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, Ле-нингр.отд-ние, 1990. 278 с.

58. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: ЛГУ, 1989.- 495 с.

59. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. М.: Прогресс, 1972. -245 с.

60. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 395 с.

61. Гуревич П.С. Философия культуры. М.: Аспект- пресс, 1994. 314 с.

62. Гусев В.И. Неожиданность очевидного: Дневник современного литератора. М.: Сов.писатель, 1988. 382 с.

63. Данилова О.А. Цвет как элемент сенсорного образа в структуре англоязычного поэтического текста. Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 2000.18 с.

64. Дильтей В. Введение в науки о духе// Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20вв. Трактаты. Статьи. Эссе. М.: Наука, 1977.-С. 21-43.

65. Дьяченко А. Поэт перед кривым зеркалом//Лит.учеба. N 3. 1991,- С. 2735.

66. Дышлевой П.Н. Что такое общая картина мира. М.: Прогресс, 1984. -211 с.

67. Дышлевой П.Н., Яценко Л.В. Научная картина мира и мир культуры// Научная картина мира (Логико-гносеологический аспект): Сб.науч.трудов. Киев: Наукова думка, 1983. -С.5-37

68. Егорова Н.В., Абакумова О.Б. Семантика фитонимов и образы цветов в национальной культуре// Язык и коммуникация. Вып.2,- Сб. статей. Орел: ОГУ, 1998.- С.74-77.

69. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения. М.: Искусство, 1970.-125с.

70. Зайцев А.С. Наука о цвете и живопись. М.: Искусство, 1986.-150 с.

71. Запад и Восток: традиции и современность. М.: Знание, 1993.-240 с.

72. Зверев A.M. Дворец на острие иглы: Из художественного опыта XX века. М.: Сов.писатель, 1983,- 407 с.

73. Зурабашвили А.Д. О некоторых персонологических идеях в художественной литературе. Тбилиси: Мицниерета, 1988.-103 с.

74. Ибсен Г. Драмы. Стихотворения. Пер. с норвежского. Вступ. Ст. В.Адмони. М.: Худ лит., 1972.-815 с.

75. Иванов В. Родное и Вселенское. М.: Мыслители XX века, 1994. 427 с.

76. Иванов Вяч. Вс., Топоров В.Н. Славянские моделирующие семиотические системы (древний период). М.: Наука, 1965.- 246 с.

77. Ильин И.А. Собрание сочинений: Дневники. Письма. Документы (19031938). М.:Русская книга, 1999.-608 с.

78. История мировой культуры. Наследие Запада (курс лекций). М.: Ин-т «Открытое общество», 1998. 568 с.

79. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Изд-во «Искусство», Ле-нингр.отд., 1972. -439 с.

80. Каган М.С., Халтурина Е.Г. Проблема «Запад Восток» в культурологии: Взаимодействие художественных культур.- М.: Наука, 1992. -158 с.

81. Кайно Г. Акустические волны: Устройство, визуализация и аналоговая обработка сигналов.: Пер.с английского. М.: Мир, 1990.-656 с.

82. Казин A.JI. Гносеологическое обоснование символа Андреем Белым //Вопросы философии и социоологии. Вып 3. М.1971.- С.71-76.

83. Камни и минералы/ Авт. Текста Р.Ф.Сайз и сотрудники музея естеств. ист., Лондон. -Лондон, Нью-Йорк, Штутгарт. М: Дорлинг Киндерслт. 1996,-64 с.

84. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992.- 107 с.

85. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. СПб.: Наука, 1999.- 472 с.

86. Кафка Ф. Дневники. Харьков; М.: Фолио: «Аст», 1999.-540 с.

87. Колшанский Г.В. Объективная картина мира и познания в языке. М.: Наука, 1990.- 108 с.

88. Кондратенко Ю.А., Логинова М.В. Проблема пластичности и выразительности в искусстве. Саранск: Б.И., 2000.- 29 с.

89. Коршунов A.M. Теория отражения и творчества. М.: Высш.шк., 1971215 с.

90. Костин Б., Юматов В. Язык изобразительного искусства. М.: Знание, 1978.-110 с.

91. Красиков С.П. Легенды о цветах и самоцветах. М.: Информпечать, 1996.-512 с.

92. Кузнецова Т.Ф. Картина мира и образы культуры//Культура: теории и проблемы. Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманит. спец./ Т.В.Кузнецова, В.М.Межуев, И.О.Шайганов и др. М.: Наука, 1995.-С.135-161.

93. Кузнецова Т.Ф. Философия и проблема гуманитаризации образования. М.: Наука, 1990.- 116 с.

94. Куликова И.С. Сюрреализм в искусстве. М.: Наука, 1970.- 174 с.

95. Культурология. XX век: Антология. Аксиология или философское исследование природы ценностей. М.: Б.Н., 1996. 630 с.

96. Культура: теория и проблемы. М.: Наука, 1995.- 279 с.

97. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1998.- 190 с.

98. Крутоус В.П. Диалог через столетия. М.: Изд-во «Новый век», 1997. -176 с.

99. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1998. -416с.

100. Лангаард Г. Оскар Уайльд : Его жизнь и литературная деятельность.-2-е изд. М.: Современные проблемы, 1908,- 116 с.

101. Лапшин И. Заветные думы Скрябина. СПб.: Изд-во «Мысль», 1992.165 с.

102. Левидов A.M. Автор читатель - образ. Л.: ЛГУ, 1971.-359 с.

103. Липатов B.C. Цвет, свет, жизнь: о художниках, ясновидцах и правдолюбцах. М.: Руслана, 1994.-21 с.

104. Литература. Язык. Культура. М.: Наука, 1981. 293 с.

105. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили. СПб.: Наука, 1999.-204 с.

106. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979.352 с.

107. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976.-366 с.

108. Лосев А.Ф. Самое само: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО Прогресс, 1999.- 1024 с.

109. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.524 с.

110. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров: Человек текст - семиосфера - история/ Тартуский университет. М.: Языки рус. культуры, 1996.- 464 с.

111. Лотман Ю.М. Избранные статьи: в 3-х т. Т.1: Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992,- 480 с.

112. Лотман Ю.М. и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гно-зис, 1999. -547 с.

113. Луначарский А.В. Воспоминания и впечатления. М.: Наука, 1968. -267 с.

114. Люшер М. Цвет вашего характера./Пер. с англ. М.: «Рипол классик», «Вече», 1997,- 240 с.

115. Магия камня / Сост. Т.П.Гладышева. СПб.: «Золотой век», 1997.-558 с.

116. Мак -Кордейл Чарльз. Убранство интерьера от античности до наших дней. М.: Искусство, 1990. -245 с.

117. Мамардашвили М., Пятигорский А. Симвология: Символ и сознание// Звезда Востока. № 3. 1995. С Л 81 -205.

118. Мамчур Е.А. Проблемы социокультурной детерминации научного знания: к дискуссиям в современной постпозитивистской философии науки. М: Наука, 1987. 128 с.

119. Манн Ю. Художественная условность и время//Новый мир.-№ 1, 1963.-С.87-101.

120. Мейлах Б.С. Философия искусства и художественная картина мира// Вопросы философии.- № 7. 1983. С. 116-125.

121. Милеш Ч. Небольшой трактат о цвете// Иностр. лит. № 8. 2000. С.57-67.

122. Михайлов А.В. И.Хейзинга в истории культуры. Приложение к книге И. Хейзинга «Осень средневековья». М.: Наука, 1988,- С.429 539.

123. Михайлов А.В. Языки культуры. М.: Языки рус. культуры, 1997. 91с.

124. Михайловский В.Н., Хон Г.Н. Диалектика формирования современной научной картины мира. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989.-187 с.

125. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. М.: Искусство, 1994.-605 с.

126. Ницше Ф. Рождение трагедии //ЕССЕ HOMO// Соч. В 2-х т. Т.2.-С.728-732.

127. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Сочинения .М.; Харьков: ЗАО Изд-во Эксмо-Пресс; Изд-во «Фолио», 2000.- 1056с.

128. Образцова А.Н. Комедии Оскара Уайльда//Сообщения истории искусств АН СССР. М.,1957.- С.157-171.

129. Осокин В.Н. Ожившая статуя. М.: Мол.гвардия, 1984. 190 с.

130. Павлова Т.В. Оскар Уайльд в России (конец XIX- начало XX века): Автореф. дис. канд. филол.наук.- JL, 1986.- 21с.

131. Пальцев Н.Н. Кавалер ордена зеленой гвоздики//Уайльд О. Избранные произведения. В 2 т. T.l.-М.: Республика, 1993.- С.3-16.

132. Парандовский Ян. Алхимия слова. М.: Худ. кн., 1990.- 530 с.

133. Пац. М.В. Коммуникативный универсум языка. Дис. канд философ, наук. Саранск: МГУ, 2000.- 138 с.

134. Платон. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1 под общ ред. А.Ф.Лосева и В.Ф. Асмуса. М.: Мысль, 1968. -621 с.

135. Понамарев А.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. 302 с.

136. Понятие судьбы в контексте разных культур: Сб. ст. Проблемы сравнительного логического анализа языков/Отв. ред. Н.Д.Арутюнова. М.: Наука, 1994,-317 с.

137. Порус В.Н. Никифоров А.Л. Эволюция науки во второй половине XX века. В поисках теории развития науки. М.: Наука, 1987.- 341 с.

138. Порфирьева Т.А. Проблема автора в романе О.Уайльда «Портрет Дориана Грея»// Изв. АН СССР. Сер. лит-ры и яз. -1978.-Т.37. № 1,- С.61-67.

139. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. М.: Изд-во Моск. унта, 1965.-360 с.

140. Поспелова В.И. Картина мира в жизнедеятельности человека// Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М: Наука, 1988. — С.8-69.

141. Пропп.Я. Морфология сказки. М.: Госполитиздат, 1969.-168 с.

142. Пыляев М.И. Драгоценные камни: их свойства, местонахождение и употребление. Репринт. Воспроизведения изд. 1888 г. М.: Совмест. Сов.-австр. Предприятие «Х.Г.С.», 1990. -403 с.

143. Pare Ю. Надайкинский Е. О художественных возможностях музыки и цвета// Музыкальное искусство и наука. Вып.1. М.: Музыка, 1970. С. 4149.

144. Раушевич Б.В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980.-288 с.

145. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки по герменевтике. М.: Ин-т филос. РАН, 1995.-200 с.

146. Рильке P.M. Избранная лирика. М.: Мол.гвардия, 1977.- 79 с.

147. Русская культура и мир: Тезисы докл. науч. конф. Н.Новгород: НГУ-сент.1993.- 305 с.

148. Рыбалко В.К. Становление диалектической концепции «вещь свойство - отношение». Харьков: «Основа», 1991. -95.

149. Савкин Н.С. Социальная философия. Саранск: Изд-во Морд.ун-та, 1997,- 176 с.

150. Сагатовский В.Н. Философия как теория всеобщего и ее роль в медицинском знании. Томск: Изд-во ТГУ, 1968. 173 с.

151. Сакулин П.Н. Филология и культурология. М.: Высш. Школа, 1990. -240 с.

152. Самосознание европейской культуры в XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М.: Политиздат, 1991.-366 с.

153. Серебренников Б.А. Как происходит отражение картины мира в языке?. Роль человеческого фактора в языке: Язык и картина мира. М.: Наука, 1988. С.87-107.

154. Серов Н.В. Цвет как метафизическое обобщение// Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. Материалы межд. науч. конф. Санкт-Петербург, 18-29 окт. 1997. СПб, 1997. -С.160-168.

155. Симонов П.В. Созидающий мозг: нейробиологические основы творчества. М.: Наука, 1993. -108 с.

156. Скрябин А.А. Экономичная портативная световая аппаратура сцены. М.: Всерос. театр, о-во, 1964. 95 с.

157. Скрябин Александр Николаевич (1872-1915). М.: Музыка, 1980. -215 с.

158. Скурту Н.П. Искусство и картины мира. Кишинев.: Мтинца, 1990.-85 с.

159. Славан А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Искусство, 1991.-251 с.

160. Смирнов А.А. Из истории западноевропейской литературы. M.-JL: Худ.лит.: Ленингр. отд., 1965. -367 с.

161. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, ленингр. отд., 1972.-159с.

162. Соколянский М.Г. Оскар Уайльд: Очерк творчества. Киев, Одесса: Лыбидь, 1990.- 199 с.

163. Сократ Схоластик. Церковная история. М.: Росспэн, 1996,- 367 с.

164. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М.: Наука, 1977. 375 с.

165. Старовойтова Е.Н., Серов Н.В. Метафизика одежды в эстетике цвета// Перспективы метафизики: классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. Материалы межд. науч. конф. Санкт-Петербург, 18-29 окт. 1997. СПб, 1997.-С. 168-171.

166. Степанов Н.Н. Цвет в интерьере. Киев: Вища школа, 1985. 96 с.

167. Степин B.C. Научное познание ценностей техногенной цивилиза-ции//Вопросы философии. 1989. №10.-С.12-18.

168. Тарабукин Н.М. Михаил Александрович Врубель. М.: Искусство, 1974.-71 с.

169. Тахо-Годи А.А. Термин «символ» в древнегреческой литературе// Вопросы классической философии. № 7. 1977. С. 21-29.

170. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Пер. с фр. Н.А.Садовского. М.: Прогресс, 1965,- 296 с.

171. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово/Slovo, 2000. 624 с.

172. Тишунина Н.В. Роман О.Уайльда "Портрет Дориана Грея" и проблема "двойничества" в литературе XX века// Писатель и литературный процесс. СПб: Белгород, 1998. С. 66-74.

173. Толстой JI.H. Что такое искусство// Собр. Соч. в 22-х т. Т. 15. Статьи об искусстве и литературе. -М.: Худож. лит., 1983.-С.41-221.

174. Трубников Н.И. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1987.- 255 с.

175. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М.: Росспэн, 1997.- 440 с.

176. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. 573 с.

177. Уайльд О. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Республика, 1993.

178. Уайльд О. Избранные произведения. Пред. А.Аникста. T.l. М.: Госполитиздат, 1990.- 399 с.

179. Уайльд О. Письма Вступительная статья и комментарии Фридщтейна; составление А.Образцовой и Ю. Фридштейна // Вопросы литературы. 1995. Вып.1 С.204-263.

180. Уайльд О. Письма разных лет // Ин. лит. 1993. № 11. С. 104-130.

181. Уайльд О. Полн. Собр. Соч.: В 4-х т./Под редакцией К.И.Чуковского. СПб.: А.Ф.Маркс, 1912.

182. Уайльд О. Ренессанс английского искусства // Полн. Собр. Соч. под редакцией К.И.Чуковского в 4-х т. СПб.: А.Ф.Маркс, 1912.-Т.4.-С. 137-159 183 .Уайт JI.A. Работы по культурологии. М.: Наука, 1996 169 с.

183. Уваров JI.В. Образ. Символ. Знак. Анализ современного гносеологического символа. Минск, 1967. -378 с.

184. Унамуно М.де. Избранное в 2-х т. Л.: Худ.лит., Ленингр.отд., 1981.

185. Успенский Б.А. Избранные труды. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Гнозис, 1994. 429 с.

186. Урынсон Е.В. Дух и душа: к реконструкции архаичных представлений о человеке// Логический анализ мира, образ человека в культуре и языке. М.: Наука, 1999. С. 11-256.

187. Федоров А.А. Зарубежная литература XIX -XX вв.: Эстетика и художественное творчество. М.: Изд-во МГУ, 1989.- 252 с.

188. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в 4-х т. Т.З Русская философия. М.: Традиция, 1997.- 743 с.

189. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2-х тт. М., 1955. Т.1 -423с. Т.2 -475с.

190. Фихте И.Г. Сочинения. Работы 1792-1801гг./ Сост., ред. Вступ. Ст. и прим. П.Гайденко. М.: Науч.-изд центр «Ладомир», 1995.-655 с.

191. Флоренский П.А. Время и пространство//Социологические исследования. 1988. №1.-С.101-114.

192. Флоренский П.А. Избранные труды по искусству. М.: Изобр. искусство, 1996.-332 с.

193. Флоренский П.А. Символическое описание// Феникс. 1992. .№ 1. -С.80-94.

194. Хайдегер М. Время картины мира// Новая технократическая волна на Западе. М.: Наука, 1986. С. 101 - 147.

195. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высш.школа, 2000. 398 с.

196. Хейзинга Йохам. Осень средневековья: Исследования форм жизни и уклада в XIV и XV вв. во Франции и Нидерландах. М.: Наука, 1988.- 539 с.

197. Хогарт У. Анализ красоты: Теория искусства. Пер. с англ. Л.: Искусство. Ленинг. отд., 1987.- 252 с.

198. Ходасевич Вл. О чтении Пушкина// Современные записки. Кн.20. Париж, 1924.-С.297- 235.

199. Художественное мышление в литературе XIX XX веков: Межвуз. сб. научных трудов. Калининград: Изд-во КГУ, 1994. - 123 с.

200. Художественный образ и взаимодействие литератур. Алма-Ата: Каз. гос. ун-т, 1989. -102 с.

201. Художественно-эстетические ценности в системе культуры: Межвуз. Сб.науч.тр. Саранск: МГУ, 1990. 119 с.

202. Циолковский К.Э. Избранные труды. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1962.-535 с.

203. Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М.: Наука, 1990.-240 с.

204. Черней Е.Н., Ширяева JI.K. Цвет и фантазия. Кишенев: Милпус, 1987. 151 с.

205. Чижевксий А.Л. Вся жизнь. М.: Сов. Россия, 1974. -208 с.

206. Чуковский К.И. Люди и книги. М.: ГИХЛ, 1960.-670 с.

207. Чуковский К.И. Оскар Уайльд// Чуковский К.И. Собр. соч. в 6 т. М.: Худ.лит, 1966. -Т.З. Этюд. С.666-725.

208. Шопенгауэр А. Собр. соч. в 5-ти тт. Т.1. Мир как воля и представление. М.: Московский клуб, 1992.- 395 с.

209. Шоу Б. Автобиография. Заметки. Статьи. Письма. М.: Худ.лит. 1989. -367 с.

210. Шпенглер О. Закат Европы. Т.1. Образ и действительность. М.: Наука, 1923.- 325 с.

211. Эволюция, культура, познание. М.: Б.Н., 1996.- 167 с.

212. Энциклопедия символизма: Живопись, графика и скульптура. Литература. Музыка./ Ж. Кассу, П. Брюнель, Ф. Клодон и др. М.: Республика, 1998.- 429 с.

213. Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М., Л.: Акад наук СССР, 1961.372 с.

214. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: ГНОЗИС, 1994. 334 с.

215. Alexander S. Beauty and Other Forms of Value. L.: Longman, 1933. -217p.

216. Art for leasure// The Yale herard. Feb.4, 1994. P.6-19.

217. Artist as Critic: Critical Writings of Oscar Wilde. Chicago:Chicago Univ.Press, 1969.- 446 p.

218. Bernstain B. Class, Codes, and Control. London: Routledge and KeganPaul, 1971.-357 p.

219. Broad L. The Friendships and follies of Oscar Wilde. New York:Columbia Univ.Press, 1955.-361 p.

220. Burckhard J. Die kultur der Renaissanse in Italien. Zurich, 1860.-252 p.

221. Cassirer E. Philosophie der symbolichen Formen. Bd.l.Tuebingen,1960.-231 p.

222. Cook E. Seeing Through Words. The Scipe of Late Renaissnce Poetry. Yale Univ. Press. New Haven and London, 1986. 180 p.

223. Eco Umberto Interpretation and overinterpretation. Cambridge :cambridge Univ.Press, 1992.-337 p.

224. Ellman R. Oscar Wilde. L: Macmillan, 1987. 632 p.

225. Eriksen D.H. Oscar Wilde. Boston: G.K.Hall, 1977/-175 p.

226. Fletcher J. Decadence and the 1980. L.: Longman, 1979.-216 p.

227. Gilmour R. The Intellectual and Cultural Context of English literature. 1830 -1890. L. & N.Y.: Longman, 1998. 299 p.

228. Goffman E. The Presentation of the Self in Everyday Life. Garden City, N.Y.: Doubleday, 1959.- 251 p.

229. Gourhan A. Prehistoire de l'art occidental. P.: Abacus, 1965. 109 p.

230. Greetz C. The Interpretation of Cultures. N.Y.: Basic Books, 1973. 179 p.

231. Harris F.Oscar Wilde :His Life and Confessions. N.Y.: Hill&Wang, 1974.612 p.

232. Hauser A. Philosophie der Kunstgaeschichte. Muenchen: Max Hueber Verlag, 1958.-321 p.

233. Herwitt D. English Fiction of the Early Modern Period. London and New York, 1998,- 275 p.

234. Huizinga J. Mein Weg zur Gesche. Basel, 1947.-356 p.

235. Jackson H. The Eighteen Nineties. Brighton, 1976. 216 p.

236. Kock W.E. Seeing Sound. N.Y.: Wiley & Sons, 1971.- 119 p.

237. Kottak C.F. Cultural Anthropology. New York: Mc Graw Hill, Inc. 1991. -396 p.

238. Lamprecht K. Deutsche Geschichte. Bd. 1-12. В., 1891-1909.- Erg. -Bd. 1-3, В., 1902-1904.

239. Langer S.K. An Essay on Human Feeling. New York:. A.A.Knopf, 1967211 p.

240. Marshall S. Culture and practical Reason. Chicago: University of Chicago Press, 1976,- 315 p.

241. Marshall S. Historical metaphors and Mythical Realities. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1981. 279 p.

242. More Letters of Oscar Wilde. Ed. By Rupert Hart-Davis. Oxford; N.Y., 1985.-117 p.

243. Oscar Wilde: The critical heritage/ Ed. by Karl Beckson/ New York, 1970. -434 p.

244. Pearson H. Oscar Wilde: His Life and Wit. New York; London: Longman, 1949.-389 p.

245. Pearson H. The Life of O. Wilde. Harmods Worth, Midd: Penguin Books, I960,- 393 p.

246. Prodromou L. Reason not the Need: Shakespeare in ELT/ IATEL ISSUES. August-September 2000. P.2 -3.154

247. Ranson A. Oscar Wilde. A critical Study. L.: Longman, 1972.-125 p.

248. Ruskin Today/ Chosen and Annotated by K. Clark. Harmondsworth, 1985. -363 p.

249. Ryle V.G. Philosophical Arguments/ Oxford: Oxford Univ. Press, 1945.395 p.

250. Ryley Ch. The Flying Islands of the Night// Indiapolis Daily Journal: Ind, 1891.-P.17-41.

251. San Juan E. The Art of O.Wilde. Princeton: Univ. press, 1967. 238 p.

252. Selected Letters of Oscar Wilde. Ed. by Rupert hart-Davis. Oxford; New York, 1979. 283 p.

253. Shaw B. Unknown Letters// Edinburgh review. Vol.2. 1959. P.120-137.

254. Sherard R.H. Life of Oscar Wilde. London, 1906. -480 p.

255. Thompson J.B. Ideology and modern culture. L.: Polity Press, 1990.-273 p.

256. Trotter D. The English novel in history (1895-1920). L.,N.Y.: Routledge, 1993.-336 p.

257. Walter P. Appreciations. London: Heinemann, 1910. 261 p.

258. Weber M. Theorie der Stufen und Richtungen religiser Weltablehnung// Weber М/ Gesammelte Aufsatze zur Religionssoziologie. Bd. I. Tuebingen, 1920,- 559 p.

259. Wheeler M. English Fiction of the Victorian Period. 1830-1890. Longman: L.&N.Y., 1994.-292 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.