Византийская концепция взаимоотношений Церкви и государства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Новиков, Олег Алексеевич
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 176
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Новиков, Олег Алексеевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА L. f - I '
ПОНЯТИЕ «ВИЗАНТИЗМ» И ЕГО ОСОБЕННОСТИ КАК СИСТЕМЫ ЦЕРКОВНО - ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
§ 1. Понятие «византизм».
§ 2. Особенности византизма как системы церковно-государственных отношений.
ГЛАВА II.
ОСОБЕННОСТИ ВИЗАНТИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ «СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ»
§ 1. Особенности византийской государственности.
§ 2. Правовые основы концепции «симфонии властей».
ГЛАВА IIL.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «СИМФОНИИ
ВЛАСТЕЙ».
§ 1. Зарождение концепции «симфонии властей». «Симфония» императора Юстиниана.
§ 2. Эволюция церковно-государственных отношений в VII-середине
IX веках.
§ 3. Эпоха IX-XV веков - завершающий период формирования византизма как особого синтеза Церкви и государства.
§ 4. Развитие концепции «симфонии властей» в Русском государстве в
X-XVII вв.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Эволюция церковно-государственных отношений в Византии в законодательстве императоров IV - начала X в.2007 год, кандидат юридических наук Костогрызова, Любовь Юрьевна
Государственная защита православной веры и церковной организации в России: X - XVII вв.2004 год, кандидат юридических наук Салтыкова, Светлана Александровна
Проблема отношений христианской церкви и государства в Византии в освещении отечественной византинистики второй половины XIX - начала XX вв.2011 год, кандидат исторических наук Блиев, Владимир Русланович
Теория "симфонии" церкви и государства в религиозной мысли Древней Руси XI-XVI веков2011 год, кандидат философских наук Кожаев, Михаил Михайлович
Государственно-церковные отношения: политологический анализ2006 год, доктор политических наук Логинов, Андрей Викторович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Византийская концепция взаимоотношений Церкви и государства»
Актуальность темы исследования.
Обращение к истокам государственно-правовой традиции всегда является актуальным и позволяет проанализировать основные принципы формирования той или иной правовой системы. Необходимо отметить, что византийское наследие является, пожалуй, одним из важнейших факторов, которые обусловили своеобразие русской государственности.
При обосновании актуальности темы работы следует учитывать три аспекта:
- Поскольку Россия в известной степени является наследницей Византийской империи в идеолого-политической сфере, то для осознания современного состояния России представляется важным раскрытие этого исторического опыта.
- В настоящее время мировая цивилизация стоит на «перепутье», и в результате возникает вопрос использования каждым государством своего исторического опыта, в том числе и в сфере государственного строительства.
- Поскольку составной частью русской традиции является опыт Византийской цивилизации, то появляется необходимость обращения к этому опыту. Однако его осмысление нельзя представить без изучения церковно-государственных отношений в Византийской империи, их теории и практики реализации, так как в истории Византии государство было тесно связано с Церковью и религией. Важное место здесь занимает византийская концепция взаимоотношений Церкви* и государства, которая получила название концепции «симфонии властей». При этом следует иметь в виду, что Россия является многонациональным и многоконфессиональным государством, и на основе изучения взаимодействия Церкви и государства в Византийской империи — также многонациональном государстве, можно выработать общие рекомендации по вопросам взаимодействия государства^ с религиозными институтами. Содержание концепции «симфонии властей» заключается в обосновании необходимости взаимодействия Церкви и государства. Она нашла- свое наиболее полное отражение в «Исагоге» — византийском законодательном памятнике IX века, которая сравнивает Церковь и государство с телом и душой. В настоящее время концепция «симфонии властей» упоминается в «Социальной концепции Русской I
Православной Церкви».
Степень научной разработанности темы и источниковедческая база работы.
Литературу, посвященную исследуемой теме, можно разделить на три части:
1) — Литература исторического и историко-правового характера;
2) — Литература философского и историко-философского плана;
3) — Иная литература.
К первому виду можно отнести произведения таких дореволюционных авторов, как А.П. Лебедев, В.В. Болотов, И.И. Соколов, Н.А. Скабаланович, В.Е. Вальденберг, В.М. Грибовский и др. Они посвящены различным аспектам взаимодействия Церкви и государства в Византийской- империи. А.П. Лебедев детально рассматривал проблему церковно-государственных отношений в Византии. Работы Н.А. Скабалановича посвящены историко-юридическим аспектам церковно-государственных отношений. Однако в своем исследовании русский византинист охватил только XI век. Нельзя здесь не упомянуть и работы русского византиниста Ф.И. Успенского, в которых содержатся выводы, касающиеся различных сфер жизни Византии. Многие идеи этих авторов и в настоящее время не утратили своей актуальности.
Следующую группу литературы по этой теме составляют произведения русских мыслителей XIX века. Хотя многие их работы посвящены общим проблемам византийской истории, но, в этих исследованиях нельзя было обойти и вопросы церковно-государственных отношений в Византии. Это труды Вл.С. Соловьева, И.А. Ильина, К.Н. Леонтьева. Многие свои труды посвятил Церкви и государству, русский мыслитель, идеолог «творческого традиционализма» JI.A. Тихомиров. Среди произведений, посвященных исследованию развития концепции «симфонии властей» в Византии и в России можно назвать сочинения» такого историка Церкви, как А.В. Карташев, а также произведения Г.В. Флоровского.
Среди зарубежных ученых, затрагивавших отдельные аспекты избранной темы работы, можно отметить греческих исследователей С. Ламброса, К. Папарригопуло, Г.Г. Пицакиса, а также французского исследователя Г. Дагрона. Здесь также можно выделить работы английских историков С. Рансимена и А.Дж. Тойнби, а также труды Ф. Дворника. Большим вкладом в развитие мировой византинистики стали также работы румынского ученого Н. Иорги. г
В советский период, несмотря на то, что проблема церковно-государственных отношений в Византии оказалась вне внимания исследователей, тем не- менее отдельные вопросы этих взаимоотношений рассматривались в трудах по истории Византии Г.Г. Литаврина, А.П. Каждана, М.А. Поляковской, С.С. Аверинцева, Е.Э. Липшиц, И.П. Медведева и др.
Что же касается современного освещения исследуемой проблемы в отечественной науке, то здесь можно отметить ряд переизданных работ А. Шмемана, И. Мейендорфа и др., впервые увидевших свет на Западе, а также исследования А. Дворкина, А. Николина, И.С. Чичурова, И.П. Медведева. Здесь можно выделить также «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», посвященные социальной роли РПЦ в настоящее время и вопросам, касающимся важнейших сторон жизни общества. «Концепция» не только обогащает многовековой опыт Православия, но и, наряду с литературой, являющейся комментарием к ней, способна направить в сторону лучшего понимания многих вопросов прошлого и настоящего, в том числе и византийской концепции «симфонии властей», для которой нашлось место как в самой «Концепции», так и в комментариях к ней.
Таким образом, несмотря на возросший научный интерес к исследуемой теме, проблему церковно-государственных отношений в Византии нельзя считать в достаточной степени изученной. Кроме того, проблема непосредственно византийской концепции взаимодействия Церкви, и государства, которая, получила- название концепции «симфонии властей», вообще: не рассматривалась в современной юридической науке: И; настоящая работа стремится-в определенной степени восполнить этот пробел.
Источниковедческую базу работы* представляют собой законодательные: памятники Византии; исторические произведения византийских писателей и сочинения* Отцов Восточной Церкви, касающиеся исследуемой темы. Говоря о законодательных памятниках, необходимо упомянуть Новеллы; Юстиниана, в особенности VI Новеллу, дающую1 определение и толкование концепции «симфонии властей»; введения к таким памятникам юридической мысли империи, как Эклога' - законодательный, сборник Иконоборческой эпохи; Эпанагога, или Исагога, - правовой памятник периода Македонской' династии (867-1057 гг.); который дает несколько-видоизмененное определение «симфонии», а также некоторые иные Новеллы византийских императоров.
Среди сочинений византийских историков и писателей здесь можно назвать Евсевия Кесарийского (IV век), Прокопия Кесарийского (VI век),. Кекавмена, М. Пселла (XI век), Г. Акрополита и Н. Хониата (XIII век). Кроме того, это произведения Отцов Церкви, таких как Иоанн Златоуст, М. Исповедник и др., под влиянием трудов которых во многом и формировалась концепция «симфонии священства и царства».
Целью диссертационного исследования является воссоздание научно - теоретической картины процесса возникновения и исторической эволюции концепции «симфонии: властей» как самостоятельного явления и главного элемента византизма. Особое внимание уделяется ее отражению в законодательстве Византии. При этом исторические рамки служат своеобразным «фоном» для изучения этой концепции.
Задачи диссертационного исследования:
- анализ концепции «симфонии властей» как центрального элемента феномена «византизм»;
- выявление специфики византийской государственности;
- анализ особенностей церковно-государственных отношений в Византии, и их отражения в правовых памятниках определенного периода;
- рассмотрение1 эволюции концепции в каждом из периодов византийской истории;
- изучение влияния, которое оказала византийская традиция церковно-государственных отношений на. развитие России и в частности русского права;
Объектом исследования являются церковно-государственные отношения в Византийской империи и России и их отражение в научной' литературе.
С этих позиций предметом изучения выступает концепция^ «симфонии властей» как научно - теоретическая форма отражения соотношения Церкви и государства в Византии в IV - XV веках и в России в X - XVII веках.
Хронологические рамки. Исследование охватывает весь период истории Византии, начиная с IV века и по 1453 год, а также историю России вплоть до конца XVII века. Этот временной отрезок, включающий в себя весь период византийской истории, взят потому, что с IV века принято традиционно начинать историю Византийской империи. При этом имеет значение факт принятия христианства в качестве государственной религии империи. Он позволяет отделить историю языческого Рима от истории христианской Византии. Вместе с тем, концепция «симфонии1 властей» эволюционировала на протяжении всей истории Византийской империи, и для лучшего понимания ее необходимо изучать в процессе эволюции. Концепция «симфонии» властей» была воспринята Русью вместе с принятием христианства. Изучение ее развития в России, позволяет увидеть особенности «концепции», которые при обращении только к истории
Византии остаются нерассмотренными. Ограничение XVII веком в истории России объясняется тем, что, начиная с эпохи Петра I, концепция «симфонии властей» фактически прекращает свое существование, так как Церковь начинает играть служебную роль по отношению к государству.
Методологическаяоснова диссертации;
В диссертационном исследовании' был взят за основу диалектический подход, в , соответствии с которым концепция^ «симфонии властей», будучи центральным элементом византийской государственно-правовой8 традиции, рассматривается в ее эволюции.
Автор применил также конкретно-исторический метод, который позволяет акцентировать внимание на уникальности византийского культурно-правового феномена, именуемого в научном дискурсе «византизм», и его основных элементов. Кроме того, применялся также сравнительно-правовой метод, позволяющий выявить изменения' в; определенных институтах, происходящие в различные временные промежутки, и системный метод, использование которого' позволяет рассматривать церковно-государственные отношения- как чацть у у государственной традиции Византии.
Научная новизна исследования заключается, в том, что впервые в отечественной юридической науке проводится научно-теоретическое воссоздание византийской концепции «симфонии властей» как центрального элемента понятия «византизм».
Проблема концепции «симфонии властей» как важной части византийской государственно-правовой модели, а: также вопросы взаимоотношений Церкви и государства4; в Византии в настоящее время не: получили достаточно целостного освещения в отечественной юридической науке. Почти все имеющиеся исследования принадлежат авторству русских-дореволюционных ученых, поэтому новое освещение данной темы, становится необходимым в связи с новыми геополитическими, правовыми, культурными и иными реалиями, изменившимися в XXI веке по сравнению с началом ХХ-го. Кроме того, необходимо более глубокое проникновение во внутренний смысл и связь фактов, идей и т.д.
В работе анализируется содержание концепции «симфонии властей», которая является важной частью феномена «византизм». На протяжении всей истории Византии концепция, «симфонии- властей» эволюционировала. Ее окончательное становление относится к IX веку, а свое наиболее полное выражение она получила в законодательстве византийских императоров Македонской династии (867-1056 гг.). Отступление императоров от концепции «симфонии» приводило к кризису общество и государство, так как в Византийской империи под влиянием этой идеи постепенно сформировался идеал государства, власти, устройства мира. В работе отмечается, что Россия, восприняв христианство из Византийской империи, вместе с тем унаследовала и эту концепцию; В настоящее время перед Россией стоит проблема консолидации общества, основой для которой должны стать принципы, выработанные в процессе развития русской государственности.
Положения, выносимые на защиту:
1. Византийская концепция взаимоотношений Церкви и государства, получившая название концепции «симфонии властей», представляет собой центральный элемент феномена «византизм» как комплекса особенностей отражающих специфику византийской государственно-правовой модели.
2: Центральная идея концепции «симфонии властей» заключается в том, что Церковь давала государству определенную систему ценностей, которыми государство должно было руководствоваться в своей деятельности. При этом христианские предписания определяли нормы позитивного права.
3. В' византийской традиции «симфония» означала не просто гармонию между двумя властями или двумя сообществами, - Церковью и государством, а имелось в виду стремление к внутренней сплоченности одного сообщества.
4. Византийское общество воспринимало концепцию «симфонии властей» как определенный идеал.
5. Византийская концепция «симфонии властей» постепенно эволюционировала и представляла собой отражение идей и принципов, которые разделялись, византийским обществом. Отступление власти от декларируемых принципов приводило к кризису общество и государство.
6. В Византии под влиянием, этой идеи вырабатывается нравственный идеал государства, власти, устройства мира, который был воспринят и другими государствами. Свое выражение концепция «симфонии властей» находила в законодательстве Византийской империи.
7. Поскольку концепция «симфонии властей» являлась важной' частью византийской государственно-правовой'модели, то Россия, восприняв христианство из Византии, вместе с тем унаследовала и эту концепцию. Под византийским влиянием формировались также и мировоззренческие основы русского общества.
8. В настоящее время в России ощущается необходимость идей, способствующих консолидации общества. При этом консолидация не может выступать в качестве определенной самоцели и должна происходить по мере осознания обществом необходимости использования своего исторического наследия, основанного на принципах, выработанных в процессе формирования и развития своей государственно-правовой традиции.
Научная ^практическая значимость работы.
Результаты работы могут быть использованы:
- при исследованиях в сфере церковно-государственных отношений, а также истории Византии и других государств, на развитие которых оказала влияние византийская традиция;
- для междисциплинарных исследований в сфере теоретических аспектов современного цивилизационного развития и его перспектив;
- в качестве дополнения к лекционным курсам и учебным пособиям по проблемам византийской истории и истории государств, на развитие которых оказала влияние Византийская империя.
Кроме того, исторический опыт Византийской империи может быть использован в законотворческой деятельности в процессе выработки модели взаимоотношений между государством и религиозными организациями в условиях современной России.
Апробация работы. Основные положения исследования получили одобрение на заседании кафедры теории и истории государства и права Воронежского государственного университета, рекомендованы к защите, и нашли свое отражение в ряде публикаций автора (общий объем 3,7 п.л.).
Положения диссертации были внедрены в учебный процесс в Воронежском филиале Российской академии государственной службы при Президенте РФ и в практическую деятельность Межконфессионального Совета при Воронежской областной Думе. Важнейшие положения диссертации, аргументы и выводы излагались на всероссийских и международных научно-практических конференциях. В их числе: Всероссийская научно-практическая конференция «Правосудие: история, теория, практика» (Воронеж, 1 ноября 2006г.), Международная научно -практическая конференция «Запад-Россия-Восток»: параллели правовых культур (Елец, 18-19 мая 2007г.).
Структура работы связана с изложением материала, согласно рассматриваемым проблемам.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического описания.
Как писал испанский философ Ортега - и - Гассет: «Историческое знание - первейшее средство сохранения и продления стареющей цивилизации, и не потому, что дает рецепты ввиду новых жизненных осложнений — жизнь не повторяется — но потому, что не дает перепевать . ошибки прошлого»1.
Вопрос о Византийском наследии России должен считаться вопросом правильного исторического выбора, а значит, и ее развития как самодостаточного культурного «мира».
1 Ортега - и - Гассет. X. Избранные труды. - М., 2000. - С. 94.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Взаимоотношения государства и церкви в России: проблемы типологии и периодизации в аспекте воплощения идеи теократии2009 год, кандидат юридических наук Коробова, Екатерина Геннадьевна
Византийская культурная традиция в русском самосознании2003 год, доктор культурологии Скотникова, Галина Викторовна
Кодификация канонического права в период раннего средневековья (IV–XI вв.)2011 год, доктор исторических наук Митрофанов, Андрей Юрьевич
Религиозный аспект византизма и русская национальная духовность2000 год, кандидат философских наук Чернова, Ирина Борисовна
Роль социально-политических учений Византии в развитии государственных концепций Московской Руси2006 год, кандидат политических наук Кажаров, Альберт Хатуевич
Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Новиков, Олег Алексеевич
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Концепция «симфонии властей» сформировалась в важной сфере жизни византийской цивилизации - «мире» церковно-государственных отношений. Она представляет собой сложное историческое явление, которое стало отражением общественного мнения византийской империи. В различные исторические периоды концепция служила основой византийской государственности, постепенно эволюционировала, и к XV веку оказалась подготовленной для ее окончательного восприятия Россией.
Необходимо отметить, что влияние на формирование политической идеологии и процессы государственного строительства в соседних с империей государствах - Сербии, Болгарии и Руси эта идея стала оказывать с IX-X веков1. Однако ее восприятие именно Русским государством в полной мере - как универсальной доктрины, произошло уже после гибели Византии.
Истоки концепции «симфонии властей» лежат в христианском учении. С ним, в свою очередь, связана Ветхозаветная история. Церковь, согласно этим представлениям, имеет не только особую сущность, важная ее составляющая - историческое служение в «мире», в процессе которого она неизбежно вступает во взаимодействие с государством. Государство, с точки зрения Церкви, и эта точка зрения в основе своей не менялась с раннехристианской эпохи (это мнение Русской Православной Церкви, выраженное в ее социальной концепции), - сложное явление, «которое появилось в результате неисповедимого Промысла». Отношение же государства к Церкви изменялось в процессе исторического развития. Вообще, христианству принадлежит особое место в истории, и как религиозная система оно предполагает особый способ восприятия окружающего мира2. Так, например, согласно этой точке зрения считается, что в Древнем Израиле существовала вначале подлинная теократия, то есть
1 Здесь можно вспомнить войны с Византией болгарского царя Симеона в X веке, который провозгласил себя «царем болгар и греков». В то же время официальная идеология Византии говорила о том, что право на такой титул имеет только правитель христианской ойкумены, - император «ромеев».
2 Кривушин И.В. Ранневнзантийская церковная историография. - СПб., 1998. - С. 6.
Богоправление: Согласно Ветхому Завету, появление государства: стало реакцией на несовершенство мира: с целью воспрепятствования; еще большему греху человека: «И сказал Господь Самуилу: послушай голос народа во всем, что они говорят тебе; не тебя» они отвергали,, но' отвергали Меня, чтоб Я- не царствовал над ними. Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви им права,царя, ■ который будет царствовать над ними» (1 Царств, 8 - 7, 9)1. Как: писал русский: мыслитель Н.М. Алексеев: «Библейские предания изображают еврейский. народ. живущий в формах теократического строя»2. И;, согласно» христианским представлениям «нет власти не от Бога», ибо- «отдавайте кесарево кесарю, а Божие - Богу» (Мф. 22:21). .
Идеологией; воспринявшей христианские: воззрения на отношения; государства и Церкви; стала!византийская! концепция* «симфонии; властей»;' Она повествует о гармонии в отношениях «царства: и священства». На Западе эта; идея; подверглась определенным; искажениям, что выразилось сначала: в усилении; светской? власти папского престола. Реакцией: на такую ситуацию, стал протестантизм, а затем и либеральная доктрина, все более: воспринимаемая в настоящее: время как абсолют и вытесняющая^ Церковь, христианство; из: сферы, человеческого бытия; Это происходит через отделение государства-: от; Церкви;, видоизменение самого христианского учения; в результате превращения его в философскую систему, вторичную по отношению к идеологии либерализма. •
Если говорить о возникновении концепции «симфонии», то его предпосылкой: стало принятие христианства, как: государственной религии всей: Римской империи: (а вместе" с тем и неизбежное восприятие христианских: представлений: о природе1 власти, государства: и Церкви). Так: или?иначе,.в= основе взаимоотношений Церкви и империи после торжества христианства в Риме (IV век) лежали, с одной стороны - христианское
1 О социальной концепции русского Православия. -М., 2002. - С. 260.
2 Бычков С. Русская Церковь и императорская власть (Очерки по истории Православной российской Церкви 1900-1917 гг.)Т. 1.-М., 1998.-С. 10. вероучение, а с другой— синтез языческих воззрений на государство. То есть, в; сущности, две формы теократии - Богоправления; В IV веке соединились универсальная идея христианства и универсальная идея Римской империи. Государство, поняв, важность и социальную ценность новой религии, попыталось поставить ее под свой контроль, и, поэтому процесс постепенной выработки теории, на основе которой должно было- осуществляться их взаимодействие, не мог не протекать на. первых порах весьма болезненно. Однако достижением IV-V веков стал компромисс между Церковью и государством, на основе которого в дальнейшем должна была строиться концепция «симфонии властей».
В истории этих взаимоотношений следует учитывать тот факт, что Церковь и • государство; изначально являются иноприродными явлениями. Если с точки зрения государства в. то время, Церковь необходимо было использовать «наравне» с империей для достижения на земле христианских идеалов, а они (Церковь и государство) одинаково ценны сами по себе, то, по . мнению Церкви, государство - такой же предмет «земного» мира, как и все остальные, хотя и очень важный. Поэтому оно «ценно» в той мере,, в . какой: служит христианству. Это различие взглядов и проявилось в первоначальном варианте «симфонии властей», которая нашла свое отражение в VI-й Новелле императора Юстиниана (527-565 гг.): «Есть два величайших блага - дары милости Всевышнего людям - священство и царство. Каждое из этих благ, дарованных людям, установлено Богом, имеет свое собственное назначение. ,Но, исходя из одного и того же начала, оно и проявляется- в единении, в совместной деятельности. Священство ведает делами божественными, небесными. Царство — человеческими, земными. Но в то же время царство всемерно печется о хранении церковных догматов и чести священства. А священство вместе с царством направляет всю жизнь общества по путям, угодным Богу»1. Важно также отметить, что эта концепция была действующей на протяжении всей истории Византии, и ее можно назвать,
1 Шмеман А. Исторический путь Православия. - Киев, 2003. - С. 205. пожалуй, самым ярким воплощением византизма как особого культурно-исторического явления:
Церковь, как в эпоху Юстиниана, так и в любое другое время, всегда ощущала свой особый характер1. Истоки этого ощущения лежат в представлениях о Церкви, как о реальности, установленной Свыше; в то-время как государство, в сущности, является таким же элементом «мира», как и многое другое. Противоречие концепции «симфонии властей» заключалось в том, что империя, которая' еще не могла' в полной" мере отказаться от представлений об особом характере государства, ставила знак равенства» между собой и Церковью — компромисс, вполне объяснимый и временный, хотя- и провозглашенный (как и все в империи Юстиниана) на «вечные времена».
Недостатки этого принципа проявились* позже, — в эпоху расселения-славян на территории Византии и экспансии арабов на Востоке. Та эпоха потребовала концентрации всех сил государства и новая, - Исаврийская династия (VIII век) попыталась^ «включить» Церковь, в систему государственной организации. Это достигалось с помощью борьбы против икон и» монастырей, которая; в сущности, была борьбой за подчинение Церкви. Опыт персидской войны* в начале VII века показал, что государство часто могло использовать ее в своих целях. В это время оно, во имя единства империи пошло на введение ереси монофелитства, как компромисса-между Православием и монофизитством. Однако неудача этого опыта показала то, что Православие стало своеобразным внутренним «стержнем» империи, второй натурой «ромеев», и даже концепция «идеального» государства в сравнении с этой идеей' теряла свою прежнюю значимость. Поддержку иконоборчеству долгое время оказывали азиатские области Византии, где необходимость консолидации страны ощущалась в большей степени из-за
1 Бобров В.В. Социализирующая роль Русской Православной Церкви. - Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук / В.В. Бобров. - Саранск, 2005. непрекращавшихся войн и мусульманских набегов, а Запад (в том числе и Рим) оставался Православным.
Укрепление Православия в 843 году выразилось в новой «редакции» «симфонии властей»: «Мирская власть и священство относятся между собою, как тело и душа, необходимы для государственного устройства точно так же, как тело и душа в живом человеке. В связи и согласии их состоит благоденствие государства»1. При этом, вероятно, излишним было бы л говорить о том, что душа для человека Средневековья была намного важнее . То есть, была признана фактически «двойственная сущность» Церкви, а значит, за ней, с одной стороны, признавалось «право голоса» в «делах мира», а с другой, — исключительную сферу ее ведения составляли вопросы вероучения. Хотя этот идеал и подвергался определенным искажениям, тем не менее, влияние христианских воззрений прослеживается в законодательстве эпохи так называемой Македонской династии (867-1057 гг.), которое было направлено на защиту «убогих» от «сильных», то есть мелкого крестьянского землепользования от притязаний «динатов» -крупных землевладельцев и «властелей» - «сельской аристократии».
Новые явления в эпоху династии Комнинов (1081-1185 гг.): торговая экспансия итальянских городов и покровительство земельной аристократии со стороны государства, наряду с явлением «старым» - злоупотреблениями бюрократического аппарата, обнаружили несоответствие между идеалами и действительностью древней империи. Не замедлил проявиться и духовный кризис в обществе, приведший в 1204 году к взятию Константинополя Крестоносцами и падению Восточной империи. Здесь необходимо также отметить постепенное приобретение Православием в Византии национального характера с сохранением универсалистских традиций.
Попытку построения государства на новых - национальных традициях, представляет собой период 1205 - 1261 гг. - время так называемой Никейской
1 Там же. - С. 276.
2 «Дух бодр, плоть же немощна», - физическая составляющая также важна, но она ценна постольку, поскольку служит Спасению души, ибо: «лучше тебе увечному войти в Царство Божие, чем ввергнуться в геенну». империи. Последние века существования Византийской империи (XIV-XV) представляют собой эпоху «кристаллизации» концепции «симфонии властей», как своеобразного «ядра» византизма, в форме которого она была подготовлена для восприятия родственными культурными «мирами».
Говоря о важности исследуемой темы, необходимо отметить то, что на первый взгляд, в современном мире проблема концепции «симфонии властей» может носить не иначе как некий абстрактный характер, так как отношения двух столь разнородных субъектов можно назвать лишь соперничеством. А в настоящее время подобного соперничества не существует, так как Церковь отделена от государства. Однако такая точка зрения представляется неверной. Сам термин «симфония» означает союз двух властей. В особенности это применимо по отношению к Византийской империи. Это государство унаследовало римскую государственную традицию, которая к IV веку уже изжила себя. Поэтому византийское государство нуждалось, в поддержке, которую и оказала ему Церковь. Говоря современным языком, его опорой стали «традиционные ценности», которые представлялись и поддерживались Церковью. И то, насколько государство следовало им в своей повседневной практике и служило критерием претворения в жизнь концепции «симфонии». И если, например, современная Россия является светским государством, то она вовсе не обязательно должна быть государством «антирелигиозным», так как под влиянием религии в значительной степени формировалась культурная традиция, составной частью которой является государственно-правовая традиция. При этом, здесь имеет значение также приверженность общества религиозным идеалам.
С другой стороны, настоящее время стало эпохой так называемого «мировоззренческого кризиса». В частности, существует мнение о том, что не стоит искать какую бы то ни было истину, а каждый вполне может сформулировать ее для себя сам, ориентируясь, правда, на некие общие стандарты. Противоречие подобного подхода состоит в том, что он говорит как раз об «истинности» такого положения вещей. При этом, часто не признается легитимность религиозного мировоззрения, и, в частности, в конфликт входит светское и религиозное понимание прав человека. Первое говорит о них как об определенной* догме, некой «сверх-идеологии». Согласно же религиозному пониманию, эта категория может считаться только производной от свободы человеческой личности. Современный мировоззренческий кризис получает свое выражение в нескольких плоскостях. В частности, с одной стороны он тесно связан с экспансией одного культурно - исторического типа - западного, и: является выражением его кризиса. Но, с другой стороны, - объектами этой экспансии являются-иные культуры, и усвоение ими западных ценностей далеко не всегда происходит безболезненно.
В результате появляется необходимость в использовании своего опыта, - опыта своей и, по возможности, родственных культур. В-случае с Россией родственной цивилизацией по отношению к ней выступает византийская, многие традиции» которой были унаследованы Россией. А --главным содержанием этой цивилизации, византизма вообще, стала концепция» «симфонии властей», которая представляла его идеологическую.основу. Поэтому возникает необходимость ее всестороннего изучения. И, наиболее целесообразно было бы изучать концепцию «симфонии властей» в ее исторической эволюции, так как это позволяет рассмотреть ее гораздо-полнее. Изучение же истоков этой идеи, и ее воплощения в жизнь, невозможно без обращения к византийским правовым памятникам разных эпох.
Здесь нельзя обойти вниманием дальнейшие судьбы /концепции* «симфонии». Обращение лишь к опыту Византии не позволяет этого сделать, так как ограничивает рамки исследования серединой XV века. А изучение развития этой идеи в России может способствовать ее лучшему пониманию, так как она унаследовала многие византийские традиции. Причем обращение к русской истории стоило бы ограничить концом XVII века, так как после этого концепция «симфонии» фактически прекращает свое существование в
России; ибо государство^ уже опирается не на идеологические основания;, которые представляет «священство», а только в основном на свой авторитет, и т.д. Это положение является, с одной стороны, продолжением тенденций, которые берут свое начало в, предыдущую эпоху, а с другой, они же во- -многом w определяют пути дальнейшего развития России на многие годы вперед. Кроме того,.по мнению, в частности, русского философа и правоведа Е.В. Спекторского, христианство может и должно «давать оцениваюшие принципы» для правовой культуры1.
Как уже говорилось, выше, настоящее время стало эпохой мировоззренческого- кризиса. Он проявляется в различных сферах. И' если говорить о европейской, — западной культуре, то можно отметить определенные противоречия, связанные с ее развитием. Так, например, с одной стороны, - основу европейской культуры составляет христианская традиция. Однако; еще английский историк А. Дж. Тойнби; определял О западную цивилизацию- как «постхристианскую» . Таким 9бразом, по мнению И.А. Ильина «разум разъедает основы христианства»3. Правда, стоит отметить, что все.признаваемые в настоящее время- права человека-так или, иначе- связаны именно с распространением либеральных доктрин, на-христианском Западе. Однако,, появление этих идей - результат определенных исторических процессов, в. отдельном регионе мира, и-опыт неевропейских цивилизации при этом не мог учитываться. Более того, развитие их и превратило Запад в «постхристианский мир», хотя исторически, культурная традиция неотделима' от религиозной, которая-составляла его основу4.
И если- говорить о русской культуре, то ее основа' заключается, прежде всего, в Православной традиции, (отсюда и важность взаимодействия РПЦ и
1 Русская философия права. Антология. - СПб., 1999. - С. 357.
2 Тойнби А.Дж. Постижение истории. - M., 2002. - С. 544.
3 Ильин И.А. Собрание сочинений. Мир перед пропастью. Ч. III. Аналитические записки и публицистика (1928-1941).-М„ 2001.-С. 317.
4 Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. IV. Политическая мысль в России 2-я пол. XIX -XX в. -М., 1997.-С. 182. государственных структур в условиях современной России1). И, в частности, по мнению, Русской Православной Церкви, выраженного в «Социальной концепции РПЦ», - «духовной и культурной экспансии, чреватой тотальной унификацией, необходимо противопоставить совместные усилия Церкви, государственных структур. общества. ради утверждения в мире Л культурного обмена, соединенного с защитой самобытности наций. » . Это означает, что Россия должна использовать опыт Восточно-христианской о цивилизационной общности ; при этом под общностью необходимо понимать общность культурно-историческую, - то есть нельзя исключить из нее и Византию4.
Византийскую идею» невозможно представить без влияния христианства. Это давало византийской государственности прочный фундамент, основываясь на котором, Византия решала сложные вопросы, которые часто ставила перед ней история.
Церпицкая О.Л. Взаимодействие Русской Православной Церкви и российского государства в мировом сообществе. - СПб., 2006. - С. 21.
2 О социальной концепции русского Православия. - М., 2002. - С. 390.
3 Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. - Cambridge, 1981. - P. 261-278.
4 Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. - М., 2002. - С. 185-187.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Новиков, Олег Алексеевич, 2008 год
1. Аверинцев С.С. Другой Рим / С.С. Аверинцев. СПб. : Амфора, 2005. - 367 с.
2. Азаревич Д. История Византии. Т.1. 4.1. / Д. Азаревич. -Ярославль : Типография Фальк, 1876. 351 XV. с.
3. Аллар. П. Христианство и Римская империя / П.Аллар. — СПб. : Синодальная типография, 1898.-291 III. с.
4. Анна Комнина. Алексиада / Анна Комнина. Пер. с греческого Я.Н. Любарского. - СПб. : Алетейя, 1996. - 703 с.
5. Антология мировой политической мысли: в 5 т. Т. 4 : Политическая мысль в России : 2-я половина XIX-XX веков М. : Мысль, 1997.-829 с.
6. Артамонов. М.И. История Хазар / М.И. Артамонов. СПб. : Филологический ф-т СПбГУ, 2002. - 560 с.
7. Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Эфесский и Флорентийская уния / Архимандрит Амвросий (Погодин). М. : СИРИН, 1994.-434 с.
8. Башкиров Д.Л. Переводная литература Древней Руси второй половины XIV начала XVI веков: Пособие для студентов / Д.Л. Башкиров. — М. : Изд-во МГУ, 2001.-140 с.
9. Бибиков. М.В. Историческая литература Византии / М.В. Бибиков. СПб. : Алетейя, 1998. - 318 с.
10. Бобров В.В. Социализирующая роль Русской Православной Церкви. Автореферат на соискание ученой степени кандидата философских наук / В.В. Бобров. - Саранск, 2005.
11. Болотов ВiB. Лекции?по истории Древней Церкви; В;4-х;т.,Т. IV. История Церкви в период Вселенских соборов. История богословской мысли / В.В. Болотов -М. : 1994.-600, XIX. с.
12. Бычков G.: Русская- Церковь и императорская власть. (Очерки? по. истории-Православной; Российской: Церкви- 1900-1917 годов.) Т. 1. / С. Бычков. М. : ВЛАДОС, 1998. - 318 с.
13. Вальденберг В.Е. Древнерусские учения о пределах царской-власти / В. Вальденберг Петроград .: Типография А. Бенке, 1916. - 43-1 с:.
14. Васильев А.А. История Византийской империи.* Время до крестовых походов (до 1081 г.) / А.А. Васильев СПб. : Алетейя, 1998, — 490? с. ;
15. Ващева И.Ю. Евсевий- Кесарийский и становление раннесредневекового'историзма / И-Ю:- Ващева СПб; Алетейя, 2006; — 272 с:, • " ''•'■•■/
16. Византия между Западом и Востоком. Опыт исторической характеристики7 Отв. ред. Г.Г. Литаврин . СПб: : Алетейя;. 1999; - 534 с.
17. Византизм и славянство. Великий? спор; М. : ЭКСМО - ПРЕСС, 2001.-736 с. . - /18; Геллер. М.А. История российской империи. В двух томах. Том 1. / М.А. Геллер. М.: МИК, 2001. - 512 с. .
18. Герцберг Г.Ф. История Византии / Г.Ф. Герцберг. М. : Типолитография В.Рихтер, 1897. - 674 с.
19. Голубинский Е.Е. История Русской Церкви Т. 1. Период Первый, Киевский или Домонгольский: Первая половина-тома / Е.Е. Голубинский. -М.: Университетская типография, 1901. 968 с.
20. Греков Г.Д. Киевская Русь / Г.Д. Греков. М. : Гос. изд-во политической литературы, 1953. — 568 с.
21. Грибовский В.М: Народ и власть в Византийском государстве (Опыт историко-догматического исследования) / В.М. Грибовский. СПб. : Типография Меркушева, 1897. -411 XXII. с.
22. Григорий Палама Беседы в 3-х т. Кн. 1 / Григорий Палама. — Пер. вступ. ст. и комм. А.И. Сидорова. — ,М. : Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993. — 262 с.
23. Грыжанкова М.Ю. Социально-философская концепция раннего византинизма: дис. д. филос. наук,/ М.Ю. Грыжанкова. — Саранск, 2003. — 329 с.
24. Гумилев JI.A. Древняя Русь и великая степь / JI.A. Гумилев. М. : Рольф, 2001.-768 с.
25. Дворкин. А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви / А. Дворкин. Нижний Новгород : Изд-во Братства во имя св. князя Александра Невского, 2005. - 924*с.
26. Дворник Ф. Славяне в европейской истории и цивилизации / Ф. Дворник. Пер. И.И. Соколовой при участии И.А. Аржанцевой* и- С.С. Никольского. Под общ. ред. И.И. Соколовой. — М. : Языки славянской культуры, 2001. 800 с. . .- а
27. Димитрий, Архимандрит., Михаил Керуларий. Патриарх Константинопольский / Архимандрит Димитрий. Киев. 1854. - 131 ,с. Изд. конволют.
28. Древне-Славянская Кормчая. XIV титулов без толкований. Том I. / Под ред. В. Н. Бенешевича СПб. : Типография Императорской Академии Наук, 1906.- 840 с.
29. Дьяконов. М. Очерки общественного и государственного строя Древней Руси / М. Дьяконов. СПб. : Издание Юридического книжного склада «Право», 1910. - 522 с.
30. Ертов И. История Византийско-Римской или Константинопольской- империи; выбранная из * Всеобщей истории. Ч. 1. / И: Ертов. — Спб.,: Типография X. Гинце, 1837. 334 с.
31. Живов В.М. Разыскания в области истории и предыстории русской культуры / В.М- Живов. М:.: Языки славянской культуры, 2002. - 760 е.
32. Замалеев А.Ф. История русской культуры / А.Ф. Замалеев. — Спб. : Издательство С.-Петербургского университета,, 2005.,—262 с.
33. Зелинский; Ф.Ф. Римская империя / Ф.Ф. Зелинский. СПб. : Алетейя, 1999. -448 с.
34. Зимин А.А. Правда русская / А.А. Зимин. — М. : Древнехранилище, 1999.-424 с.38; Иловайский, Д:И; Становление Руси / Д.И;Иловайский. — М. : Астрель, 2003.-860 с. ' fy39: Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин.—М. : ACT, 2004.-586, 6. с. .
35. Ильин. И.А. Кризис безбожия / И.А. Ильин. М. : Даръ, 2005. -496 с. г
36. Ильин И.А. Собрание сочинений. Мир. перед пропастью; Ч. III. . Аналитические записки и публицистика: (1928-1941) / И.А. Ильин. М. : Русская книга, 2001. - 592 с.
37. Иоанн Митрополит. Русская симфония / Иоанн- [Митрополит]; — Спб.: Царское дело, 2001.— 495 с.
38. Иоанн Кантакузин. Беседы с папским легатом. Диалог с иудеем и др. соч. / Иоанн Кантакузин. Пер. с греч. и комм. Г.М. Прохорова. — СПб. : Алетейя, 1997. - 317 с.
39. История государства и права СССР (сборник документов) Ч. 1. М. : Юридическая литература, 1968. - 504 с.
40. Каждая А.П; Аграрные отношения в Византии XIII-XIV bb. / А.П. Каждан.-М; : Наука, 1952. 244 с.
41. Каждан А.П. Византийская культура (X-XIII вв.) / А.П. Каждан. — СПб.: Алетейя, 2000. 280 с.
42. Каждан А.П. Никита Хониат и его время / Подгот. изд. Я.Н. Любарского, Н.А. Белозеровой, Е.Н. Гордеевой. Предисл. Я.Н. Любарского. — СПб. : «Дмитрий Буланин», 2005. — 544 с.
43. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ) / В.К. Кантор. -М. : РОССПЭН, 2001. 704 с.
44. Каптерев Н.О. Характер отношений России к Православному Востоку в XVI-XVII столетиях / Н.О. Каптерев. Сергиев Посад : Издание книжного магазина М.С. Елова, 1914. - 497 с.
45. Карташев А.В. Собрание сочинений : в 2-х т. Т. 1. Очерки по истории русской церкви / А.В. Карташев. М. : ТЕРРА, 1992. - 534 с.
46. Карташев А.В. Собрание сочинений : в 2-х т. Т.2. Очерки по истории русской Церкви / А.В. Карташев. М. : ТЕРРА, 1992, - 569 с.
47. Карташев А.В. Вселенские соборы. / А.В. Карташев СПб. : Библиополис, 2002. - 560 с.
48. Кекавмен. Советы и рассказы / Кекавмен. Поучение византийского полководца XI века. Подг. текста, введение, перевод с греч., комм. Г.Г. Литаврина. - СПб. : Алетейя, 2003. - 711 с.ч
49. Ключевский В.О. О государственности в России / В.О. Ключевский. — М.: Мысль, 2003. 606 с.
50. Ключевский В.О. Православие в России / В.О. Ключевский. — М. : Мысль, 2000.-621 2.гс.
51. Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность / Н.Ф. Котляр. — СПб.: Алетейя, 1998. 443 с.
52. Кривушин И.В. Ранневизантийская церковная историография / И.В. Кривушин. СПб. : Алетейя, 1998. - 256 с.
53. Кулаковский Ю.А. История- Византии. Т.1. (395-518) / Ю.А. Кулаковский. Киев : Типо-Литография «С.В. Кульженко», 1910. - 534 с.
54. Кулаковский Ю.А. История Византии. Т.2. (518-602) / Ю.А. Кулаковский. — Киев : Типо-Литография «С.В. Кульженко», 1910. 512 с.
55. Кулаковский Ю.А. История Византии. Т.З. (602-717) / Ю.А. Кулаковский. — Киев : Типо-Литография «С.В. Кульженко», 1910. — 431 с.
56. Лебедев А.П. История Греко Восточной Церкви под властью турок: От падения Константинополя (в 1453 году) до настоящего времени: В 2 кн.: Кн. II. / А.П. Лебедев. - СПб. : «Издательство Олега Абышко», 2004. — 384 с.
57. Лебедев А.П. История разделения Церквей / А. П. Лебедев. СПб. : Алетейя, 1999.-308 с.
58. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории византийско-восточной Церкви в IX, X и XI веках. От конца иконоборческих споров в 842 г., до начала крестовых походов 1096 г. / А.П. Лебедев. - СПб. : Алетейя; 1998. — 306 с.
59. Лев Диакон. История / Лев Диакон М. : Наука, 1988. - 239 с.
60. Леонтьев К.Н. Храм и Церковь / К.Н. Леонтьев. М. : ACT, 2003.636 с.
61. Липшиц Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридический этюд / Е. Э. Липшиц. — Л. : Наука, 1981. 247 с.
62. Липшиц Е.Э. Очерки истории византийского общества и культуры. VIII первая половина IX века /Е.Э. Липшиц. - М. - Л. : Изд-во Академии Наук СССР, 1961.-482 с.
63. Литаврин Г.Г. Византийское общество и государство в X-XI веке. Проблемы истории одного столетия : 976-1081 гг / Г.Г. Литаврин. М. : Наука, 1977.-309 с.
64. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы / Г.Г. Литаврин. М. : Наука, 1974.- 188 с.
65. Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX нач. XII вв.) / Г.Г. Литаврин. - СПб. : Алетейя, 2000. - 398 с.
66. Лихачев Д.С. Избранное: Великое наследие: Заметки о русских / Д.С. Лихачев. СПб. : LOGOS, 1997. - 560 с.
67. Лосский Н.О. История русской философии / Н.О. Лосский. — М. : Сварог и К, 2000. 496 с.
68. Любавский М.К. Очерк истории Литовско — Русского государства до Люблинской Унии включительно / М.К. Любавский. СПб. : Наука, 2004. -310с.
69. Максим Исповедник. Творения. В 2-х кн. Книга 1. Богословские и аскетические трактаты / Максим Исповедник. — Пер. с древнегреческого, вступительная статья А. И. Сидорова. М. : Мартис, 1993. - 254 с.
70. Марк Аврелий. Наедине с собой / Марк Аврелий. Пер. с греч., прим. С. Роговина - М. : Алетейа, Новый Акрополь, 2000. — 224 с.
71. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV-XV вв. / И.П. Медведев. М. : Наука, 1988. - 253 с.
72. Медведев И.П. Правовая культура Византийской империи / И.П. Медведев. СПб.: Алетейя, 2001. - 576 с.
73. Мейендорф И. Византийское богословие: Исторические направления и вероучение / И. Мейендорф. М. : Когелет, 2001. - 432 с.
74. Мейендорф И. Византия и Московская Русь. Очерк по истории церковных и культурных связей в XIV веке / И. Мейендорф. Paris : YMCA-PRESS, 1990.-442 с.
75. Мейендорф И. История Церкви и восточно-христианская мистика / И. Мейендорф. -М. : Ин-т ДИ-ДИК, 2000. 576 с.
76. Милюков П.Н. Очерки по истории Русской культуры. Ч. 2. / П.Н. Милюков. Спб.: Типография И.Н. Скороходова, 1905. - 402 VIII. с.
77. Михаил (Иеромонах). Законодательство Римско-Византийских императоров о внешних правах и преимуществах Церкви (от 313 до 565 года) / Михаил (Иеромонах). Казань : 1901. - 258 с.
78. Наумов Е.П. Господствующий класс и государственная власть в Сербии XIII XV вв. / Е.П. Наумов. - М. : Наука, 1975. - 336 с.
79. Никифор-Вриенний. Исторические записки1/ Никифор Вриенний. М:: Посев, 1992. - 198 с.
80. Николин А.Церковь и государство: История правовых отношений / Николин А. — М.: Издание Сретенского монастыря, 1997. 537 с.
81. О социальной концепции русского Православия / Под общ. ред. М.П: Мчедлова. М. : Республика, 2002. - 399 с.'
82. Павлов А.С. Курс Церковного права / А.С. Павлов. Свято-Троицева Сергиева Лавра; 1902. - 539 VI. с.
83. Панарин А.С. Православная цивилизация в глобальном' мире / А.С. Панарин. М. : Алгоритм, 2002. -.496 с: г
84. Петров И.В. Государство и право• Древней Руси / И.П.Петров. — СПб.: Издательство-Михайлова, 2003. 413 с.
85. Победоносцев К.П. Великая ложь, нашего времени / К.П. Победоносцев. -М. : Русская книга; 1993. 640 с.
86. Покровский И.А. История- римского права / И:А. Покровский* — Петроград : Издание юридического книжного склада «Право», 1918. — 430 с.
87. Полный Православный богословский энциклопедический словарь : в 2-х т. Т. Г. СПб. : Изд-во П.П.Сойкина; 1905. - 1119 с.95: Поляковская М.А. Портреты' византийских интеллектуалов / М.А. Поляковская. — СПб. : Алетейя, 1998. 349 с.
88. Приселков! М'.Д. Очерки по Церковно политической историю Киевской Руси X-XII вв. / М.Д. Приселков. - СПб. : Наука, 2003. - 245х.
89. Прокопий Кесарийский. Война с Персами. Война с вандалами. Тайная история / Прокопий Кесарийский. Пер. и комм. А. А.Чекаловой. — СПб.: Алетейя, 1998.-541 с.171 •
90. Прохоров Г.М. Повесть, о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы / Г.М. Прохоров. Л.: Наука, 1998. — 240 с.
91. Пселл. М. Хронография. Краткая история / М. Пселл. Пер., статья; примечания Я.Н. Любарского: - Пер. Д.А.Черноглазова, Д.Р. Абдарахмановой. - СПб. : Алетейя, 2003. - 397 с.
92. Пустарнаков В.Ф. Философская мысль в Древней Руси; / В.Ф: Пустарнаков.— М. : Круг, 2005.- 366 с.
93. Раннефеодальные государства на Балканах VI -XII вв. / Отв. ред.: Г.Г. Литаврин. -М. : Наука, 1985. -363 с.
94. Рапов О.В; Русская; Церковь в IX- первой трети XII в. Принятие Христианства / О.В. Рапов. — М. : Русская Панорама, 1998. 416 с.
95. Рудаков А. История христианской Православной; Церкви / А. Рудаков.- СПб. : 1856.-216 с. ^ .
96. Русская^ философия права; Антология. СПб. : Алетейя,. 1999: — 437 с. . '' ' ' ■ ;■•
97. Сборник памятников по истории Церковного права, преимущественно Русской Церкви до эпохи Петра Великого / Сост.: В.IT. Бенешевич. Петроград, 1915. - 250 с.
98. Сергеевич В.И. Лекции? и исследования: по древней истории русского права / В.И Сергеевич.- М. : Зерцало, 2004. 488 с.
99. Сидоров, А.И. Иоанн Грамматик Кесарийский (к характеристике византийской философии в VI. в.) / А.И. Сидоров // Византийский временник: сб. науч. тр. М, 1988. - С. 81-99.
100. Скрышшков Р.Г. Государство и церковь на Руси: XIV-XVII вв. Подвижники русской церкви / Р.Г. Скрынников. Новосибирск : Наука, 1991. -397 с.
101. Скрынников Р.Г. Крест и корона / Р.Г. Скрынников. СПб. : Искусство СПБ, 2000. - 463 с.
102. Ш.Смирнов Е. История христианской Церкви / Е. Смирнов. — Петроград: Труд, 1915. 460 с.
103. Смирнова Э.С. Культура Древней Руси / Э.С. Смирнова. JI. : Просвещение, 1967. — 302 с.
104. Соколов И.И. О византинизме в церковно-историческом отношении / И.И. Соколов. СПб. : Издательство Олега Абышко, 2003. — 272 с.
105. Сократ Схоластик. Церковная история / Сократ Схоластик. — М. : РОССПЭН, 1996.-368 с.
106. Соловьев С.М. Древняя Россия / С.М. Соловьев. М. : Высшая школа, 2004. - 328 с.
107. Соловьев С.М. История России (с древнейших времен). В пятнадцати книгах. Кн. 1 (тома 1-2) / С.М. Соловьев. М. : - Изд-во социально-экономической литературы, 1962. - 810 с.
108. Соловьев С.М. Об истории древней России / С.М. Соловьев. М. : Просвещение, 1992. - 544 с.
109. Степаненко В.П. Византия В Международных отношениях на Ближнем Востоке (1071-1176 гг.) / В.П. Степаненко. — Свердловск : Изд-во Урал, ун-та, 1988. 240 с.
110. Стоглав (Собор бывший в Москве при государе царе и великом князе Иване Васильевиче). — СПб.: Типография Императорской академии наук, 1863. 312 с.
111. Судебники Иоанна III и Иоанна IV 1497 и 1550 гг. Харьков: Типография и ЛитографияМ. Зильберги С-вья, 1915.-51 с.
112. Тальберг Н. История Русской Церкви / Н. Тальберг. М.: Куликово Поле, 1991. - 543 с.из:' ' ., ':.'■:.
113. Терновский Ф. Изучение Византийской-: истории и ее. тенденциозное приложение в. Древней. Руси / Ф. Терновский; — Киев.: Университетская типография, 1876; — 300 с.
114. Тихомиров JI.A. Монархическая государственность Г JLA. Тихомиров; Калуга : ТУП Облиздат, 1998. - 671 с.
115. Тихомиров JI.A. Христианство и политика / JT.А. Тихомиров. — Калуга : ГУП Облиздат, 1999. 615 с. ;
116. Тихомиров М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией / М.Н; Тихомиров. М. : Наука, 1969. - 374 с.
117. Тойнби А.Дж. Постижение истории / А. Дж. Тойнби. Сборник. — Пер. с англ. Е. Д. Жаркова: - М: : Айрис-пресс, 2002.- 640 с.
118. Успенский Ф;И. Восточный Вопрос / М. : Мысль, 1997. - 829 с,2.С. : . ;
119. Успенский Ф.И; История Византийской империи. Т. 3. Период Македонской династии (867-1057) / Ф.И. Успенский. М. : Астрель, 2002. -800 с:
120. Успенский Ф.И: История Византийской империи: Т. 4. Отдел VI: Комнины. Отдел VII. Расчленение империи / Ф:И: Успенский. М; : Астрель, 2002.- 496 с.
121. Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 5. Отдел VIII. Ласкари и Палеологи / Ф;И. Успенский. М. : Астрель, 2002. - 560 с.
122. Уставы. I. Великого Князя Владимира Киевского и Всея Руси. II; Правда Русская; Великого Князя Ярослава Владимировича; III. Судебник Царя Иоанна Васильевича со сводом. IV. Уложение Царя Алексея
123. Михайловича со сводом новоуказных статей. М.: Привилегированная Типография Кряжева и Мея, 1808. - 310 29. с.
124. Федотов Г.П. Собрание сочинений в 12 т. Т. 10 : Русская религиозность. Часть 1. Христианство Киевской Руси. X XIII вв. / Г.П. Федотов. -М. : Мартис, 2001. - 398 с.
125. Феодорит. Церковная история / Феодорит. -М. : РОССПЭН, 1993. 240 с.
126. Феофилакт Симокатта. История / Феофилакт Симокатта. — М. : Арктос — Вита — пресс, 1992. 272 с.
127. Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. М. : Наука, 2000. - 376 с.
128. Флоровский Г.В. Восточные отцы Церкви / Г.В. Флоровский. — М. : ACT, 2003. 633,7. с.
129. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. В 8 т. Т.1. / Г.В: Флоровский. — Париж : 1937.-601 с.
130. Флоровский. Г.В. Христианство и цивилизация. Избранные труды по богословию и философии / Г.В. Флоровский. — СПб. : 2005. 862 р.
131. Хомяков А.С. Сочинения богословские / А.С. Хомяков. СПб. : Наука, 1995.-480 с.
132. Хониат Никита. История со времени царствования Иоанна Комнина : в 2-х т. Т. 1. / Никита Хониат. Рязань : Александрия, 2003. - 454 с.
133. Христианство в странах Восточной, Юго-восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. Рос. Академия наук, Институт славяноведения / Отв. ред. Б.Н. Флоря. — М. : Языки славянской культуры, 2002. 480 с.
134. Церпицкая O.JI. Взаимодействие Русской Православной Церкви и российского государства в мировом сообществе / O.JI. Церпицкая. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 174 с.
135. Чемеринская В.В. Влияние византийского права на древнерусское и российское законодательство X-XVII вв. (опыт сравнительного анализа): дис. канд. юрид. наук /В.В. Чемеринская. -М., 2003. 186 с.
136. Чичуров И.С. Политическая идеология средневековья (Византия и Русь) / И.С. Чичуров. М. : Наука, 1991. - 176 с.
137. Шапошник В.В. Церковно-государственные отношения в'России в 30-80-е годы XVI века / В.В. Шапошник. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. - 569 с.
138. Шестаков С.П. Лекции по* истории Византии. Т.1. / С.П. Терновский. — Казань : Издательство1 книжного магазина М.А. Голубева, 1915.-437 с.
139. Шмеман А. Исторический путь Православия / А. Шмеман. Киев : Пролог, 2003.-414 с.
140. Шмитт К. Политическая теология / К. Шмит. Сборник. - Пер. с нем., закл. ст. и сост. А. Филиппова. - М. : Канон - Пресс - Ц, 2000. - 336 с.
141. Шукуров P.M. Великие Комнины и Восток (1204-1461) / P.M. Шукуров. СПб.: Алетейя, 2001. - 448 с.
142. Щапов Я.Н. Княжеские Уставы и Церковь в Древней Руси / Я.Н. Щапов. М. : Наука, 1972. - 338 с.
143. Эклога : Византийский законодательный свод VIII в. / Е.Э. Липшиц, пер., вступ. ст. и комм. - М. : Наука, 1965. - 225 с.
144. Экономцев.И.Н. Православие, Византия, Россия / И.Н. Экономцев. М.: Христианская литература, 1992. - 233 с.
145. Василев Васил Ат. История на България : кратък очерк / Васил Ат. Василев. София : Издателство на Българската академия1 на науките, 1981. -182 с.
146. Dagron G. Г Empire romain d' Orient au IV-eme siecle et les tradition politiques de Г hellenisme: le temoignage de Tremistios // Travaux et memories. T. III. 1968. P. 1-242.
147. Документа и материалы за историята на Българския народ. София : Издателство на Българската академия на науките, 1963. — 561 с.
148. Guilland. R. Resherches sur Les Institutions Byzantines / R. Guilland. -Berlin : Akademie -Verlag, 1967. 607 p.
149. Iorga. N. Histoire de la Byzantine. L. III. L'Empire de Penetration Latine (1081-1453) / N. Iorga. Bucarest, 1934. - 363 p.
150. История на България. Т. 3. Втора Българска държава. София : Издателство на Българската академия на науките, 1982. 525 с.
151. Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia / J. Meyendorff . -Cambriadge, 1981.-578 p.
152. Ostrogorsky G. Geschichte des byzantinischen Staates / G. Ostrogorsky. Munchen, 1975.-251 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.