Творчество как диалог тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Немчинова, Анна Леонидовна

  • Немчинова, Анна Леонидовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2007, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 173
Немчинова, Анна Леонидовна. Творчество как диалог: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Волгоград. 2007. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Немчинова, Анна Леонидовна

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Понятие творчества в истории философии и науки

1.1. Космологический смысл творчества

1.2. Теологический смысл творчества

1.3. Антропологический смысл творчества

1.4. Креативность и деструктивность в человеческой деятельности 48 Краткие выводы

Глава 2. Диалогическая природа творчества

2.1. Творчество как субъект-объектное отношение

2.2. Творчество как субъект-субъектное отношение

2.3. Творчество как отношение всеединства 95 Краткие выводы ^

Глава 3. Креативные возможности диалогического обучения

3.1. Диалоговое взаимодействие в процессе обучения

3.2. Обмен идеями как диалог: творческий потенциал 123 3.3 Креативность диалога с компьютером 136 Краткие выводы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество как диалог»

Актуальность темы исследования. Творчество является сущностной характеристикой человека и основным культурообразующим фактором. Без творчества невозможна культура как среда обитания человека. Традиции, обычаи, моральные, юридические законы и установления, различные виды знания, а также вся материальная культура представляют собой продукты человеческого творчества. Исследование данного феномена является тем более актуальным, что современная культура по самой своей природе очень динамична, изменчива, непредсказуема в развитии.

Современные исследователи в большинстве случаев сосредоточивают внимание на анализе художественного творчества. При этом творчество выступает не столько как деятельность по созданию чего-то принципиально «нового», сколько как комбинаторика и монтаж. Таким образом, поставлены под вопрос традиционные основания творчества и, следовательно, сама возможность креативной деятельности. В этой ситуации особенно актуально осмысление антропологической константы творчества и роли субъекта в творческом процессе.

Степень разработанности проблемы. Литература, посвященная данной теме, весьма обширна, однако теоретических работ по диалогической природе творчества явно недостаточно. Помимо того сохраняется неопределенность в философской трактовке самого понятия «творчество». На сложность проблемы творчества указывает и разнообразие подходов к пониманию его природы.

Во-первых, это традиция истолкования творчества как актуализации потенций, заложенных в Космосе (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель). Человек исполняет в этом случае роль посредника и не осознает себя в качестве источника, детерминирующего цель и задачи творчества, прогнозирующего результаты творческой деятельности. Данная трактовка, преобладающая в эпоху античности, хотя и не исключает наличие цели творческой деятельности, но в качестве источника утверждает силу, не являющуюся специфически человеческой (Космос).

Во-вторых, это традиция интерпретации творчества как изначально обусловленного божественной волей (Богом). При этом библейское откровение утверждает и ценность человеческого творчества. Глубокое осмысление данного подхода представлено в трудах средневековых философов и теологов периодов патристики (Аврелий Августин) и схоластики (Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский), в Библии.

В-третьих, это традиция понимания творчества как процесса целенаправленной деятельности человека по созданию нового и преобразованию существующего. Такое представление сложилось в рамках западной теоретической мысли в эпоху Возрождения и Нового времени и получило дальнейшее осмысление в XX веке. В данном определении носителем творческой силы является «субъект-человек» (Джованни Пико делла Мирандола, Николай Кузанский, Франческо Петрарка). В нововременном контексте понимания творчества значимы идеи классиков философской мысли (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Т. Гоббс, И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, JI. Фейербах, К. Маркс).

Что касается России, то первые шаги в изучении природы творчества были сделаны русскими религиозными философами - это прежде всего B.C. Соловьев, П.А. Флоренский, C.JI. Франк, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, Н.А. Бердяев. На рубеже 60-80-х годов XX века приобрели популярность исследовательские программы, передающие проблематику творчества целиком в ведение специальных наук: психологии, логики, педагогики, искусствоведения. По мнению психолога А.Я. Пономарева1, общая теория творчества возможна только как частнонаучная теория, при этом выносятся за скобки вопросы о его происхождении либо же они отсылаются в сферу психологии (М.Г. Ярошевский, С.Л. Рубинштейн, Г.Я. Буш). В работах данных психологов и философов творчество понимается как вид

1 Цит. по: Яценко Л.В. Философские основания теории творчества и эвристики // Современные проблемы теории творчества. - М., 1992. С.27. деятельности, которому присуща некая новизна, причем новизна рассматривается в социальном аспекте: новое для сложившейся общественной системы или системы идей. Литература по философии творчества имеет преимущественно характер тематических сборников по отдельным проблемам, чаще всего по проблемам взаимоотношений научного и художественного творчества (Г.С. Батищев, Б.Ф. Ломов).

В современном контексте понимания творчества значимы идеи феноменологического направления, исследующего человеческое существование как диалоговое бытие, где трансцендирование к Другому выступает как условие всякой новизны. Э. Гуссерль привлек внимание многих ученых целым комплексом поставленных им проблем, которые породили оригинальные труды Л. Ландгребе, А. Щюца, Б. Вальденфельса, Э. Левинаса, М. Мерло-Понти и др.

Большое значение для исследования проблематики диссертации имеют работы, где проблема творчества разрабатывается в ракурсе диалогической природы творчества. В этой связи отмечаются исследования представителей философии диалога М. Бубера, М.М. Бахтина, B.C. Библера Ф. Розенцвейга, О. Розенштока-Хюсси, которые выводят исследование проблемы творчества как диалога на иной уровень и несут с собой «радикальные попытки преодоления постмодерна»1, хотя эти мыслители и не констатируют очевидной связи проблемы творчества с диалогом.

В последние десятилетия XX века интенсивно разрабатывались различные концепции обмена идеями и исследовались его конкретные формы. Эта проблематика преимущественно разрабатывалась в основном за рубежом в рамках концепций мозгового штурма (А. Осборн) и синектики (У. Дж. Гордон). Авторы этих концепций указывали на преимущества такой формы обучения, как групповое решение творческих проблем. Аналогичные отечественные исследования развивались главным образом в рамках деятельностной парадигмы и также показали, что оптимальных результатов в

1 Пигалев А.И. Призрачная реальность культуры: (Фетишизм и наглядность невидимого). - Волгоград, 2003. С.342. развитии личности учащегося можно достигнуть лишь при использовании диалоговых форм обучения (Ю.Н. Кулюткин, A.M. Матюшкин). В своих работах отечественный ученый Г.Я. Буш и американский М. Липман вполне аргументированно утверждают, что антигуманные отношения всегда были и будут антидиалогическими1.

Одной из бурно развивающихся областей в современной гуманитарной сфере являются прикладные исследования особенностей диалога при условии его протекания с помощью информационных технологий. Сегодня вопрос о применении различных информационных технологий в обучении стоит достаточно остро, а большинство исследователей разделилось на два лагеря: или «блеск», или «нищета» информационных технологий. В настоящей диссертации осуществляется попытка преодоления укоренившегося радикализма оценок, в том числе и в вопросе дистанционного обучения. Философской разработке проблемы креативности диалога с компьютером способствовали результаты исследований отечественных авторов: O.K. Тихомирова, Ю.Д. Бабаевой, А.С. Войскунского, В.П. Зинченко, Б.С. Гершунского, Е.И. Машбица, А.И. Ракитова. Из зарубежных публикаций по данной тематике необходимо упомянуть работы Б. Ништада (В. Nijstad), С. Насса (С. Nass), Дж. Муна (J. Moon), Г. Гербнера (G. Gerbner).

Существующие концепции творчества, несмотря на их разнообразие и противоречивость, в целом позволили накопить информацию об отдельных сторонах, моментах и аспектах данного феномена. Одновременно их анализ убедительно раскрывает многие их недостатки, что затрудняет понимание творчества как сотворчества, как диалогического взаимодействия.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель диссертации - анализ природы творчества и разработка концепции творчества как диалога.

Основная цель предопределила постановку и решение конкретных

1 См.: Буш Г.Я. Диалогика и творчество. - Рига, 1985.; См.: Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия//Вопросы философии. - 1995. -№ 2. С. 110-121. исследовательских задач:

- осмыслить творчество как диалогический процесс;

- раскрыть основные подходы к описанию феномена творчества в истории философии и науки;

- типологизировать множество различных смысловых оттенков творчества на основе определения исторических типов мировоззрения;

- предложить дефиницию творчества, включающую принцип всеединства и принцип диалогичности;

- установить взаимосвязь творчества, диалога и гуманизма;

- выявить креативную способность диалога, в том числе во взаимодействии человека с компьютером.

Объект исследования - феномен творчества, его сущность.

Предмет исследования - диалогическая природа творчества и пути актуализации креативных возможностей человека в процессе обучения.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Основными теоретико-методологическими принципами являются концепция всеединства русских философов (B.C. Соловьев, C.JI. Франк, Н.О. Лосский) и диалогическая философия в лице ее наиболее ярких представителей: М. Бубера, О. Розенштока-Хюсси, М.М. Бахтина, Э. Левинаса. Большое значение для диссертации имеет метапсихология Э. Фромма.

Ряд отправных положений диссертации опирается на работы Н.В. Омельченко, в частности, на идею человека как homo creans: «Человек есть микрокосм, дитя творческого бытия, поэтому он изначально является не только тварным, но и творческим существом, homo creans»1.

Общим мировоззренческим ориентиром является традиция гуманистической философии и науки.

В диссертации активно использовались принципы историко-типологического, системного и компаративного анализа.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в

1 Омельченко Н.В. Опыт философской антропологии. - Волгоград, 2005. С.99. следующем:

1) предложена интерпретация творчества как диалога;

2) представлено понимание творчества как отношения всеединства, что предполагает ориентацию человека в своих креативных действиях на единство Добра, Истины и Красоты;

3) разработана классификация смыслов творчества на основе универсальных констант, присутствующих в том или ином историческом типе мировоззрения: космоцентризм (Космос), теоцентризм (Бог), антропоцентризм (человек).

4) исследована креативная способность диалога;

5) установлена взаимосвязь творчества, диалога и гуманизма.

В результате диссертационного исследования сформулированы положения, выносимые на защиту:

1) Творчество - это отношение всеединства Я-Ты-Мы, которое образуется в пространстве диалога и предполагает ориентацию человека в своих креативных действиях на единство Добра, Истины и Красоты.

2) Понятие «творчество» имеет несколько смыслов в историко-философском контексте: 1) космологический, когда творчество представляется как процесс актуализации потенций, заложенных в Космосе; 2) теологический смысл - творчество понимается как изначально обусловленное божественной волей; 3) антропологический смысл -творчество интерпретируется как процесс целенаправленной деятельности человека по преобразованию существующего и созданию нового.

3) Диалог - это процесс, в котором Я раскрывает себя Другому и тем самым только и осуществляет себя в подлинном смысле - творит. Креативная способность диалога заключается в том, что диалог является:

- главным механизмом устранения проблемных и конфликтных ситуаций;

- механизмом самотворения и саморазвития;

- основой гражданского общества;

- гуманистической альтернативой эпохе стандартизации и глобализации.

4) Креативные возможности диалогического обучения связаны прежде всего с гуманизацией самого процесса обучения, поскольку антигуманные отношения одновременно являются и антидиалогическими.

5) Диалогическое обучение наиболее полно отвечает современным требованиям, поскольку диалог - это не только метод и средство, но и цель обучения, источник личностного опыта, фактор актуализации духовного потенциала личности.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в качестве методологической основы для дальнейшего изучения феномена творчества; для подготовки основных и специальных курсов по философской антропологии, философии культуры, философии творчества. Кроме того, полученные результаты могут способствовать реальной активизации креативных возможностей человека.

Апробация работы. Основные идеи, положения и выводы настоящего исследования были представлены в 12 публикациях, сообщениях и докладах на различных научных конференциях, в том числе на IV Международной конференции под эгидой ЮНЕСКО «Человек в современных философских концепциях» (Волгоград, 28-31 мая 2007 года); Международных молодежных научных Форумах «Ломоносов» (Москва, 2005, 2007); на ежегодных Международных научных конференциях, которые проводятся в Астраханском государственном университете (Астрахань, 2004-2007); на ежегодных конференциях профессорско-преподавательского состава Астраханского государственного технического университета (Астрахань, 1997-2007).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих десять параграфов, заключения и списка использованной литературы. Объем диссертации - 173 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Немчинова, Анна Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем заключении подводятся итоги, суммируются важнейшие положения работы, а также рассматривается перспектива дальнейшего исследования темы. Основной результат заключается в новых, эвристически продуктивных возможностях определить сущность творчества как диалогическую. Диалог оказывается важнейшим показателем изменений в культуре, а его изучение облегчает понимание последней. Становление диалога есть становление человека как личности и его культуры как творчества.

Существует различные дефиниции творчества, что обусловлено многомерностью самого понятия. Ускользание творчества от окончательных определений означает, что понятийно-логическое оформление творчества оказывается не в состоянии объять все онтологическое многообразие и всю глубину экзистенции творчества. Из всего возможного многообразия выделены три смысла к определению сущности творчества в истории философии:

I) космологический, когда творчество представляется как процесс актуализации потенций, заложенных в Космосе; 2) теологический смысл -творчество понимается как изначально обусловленное божественной волей; 3) антропологический смысл - творчество интерпретируется как процесс целенаправленной деятельности человека по преобразованию существующего и созданию нового. Данный подход является наиболее универсальным, так как представленная типология основана на выделении типов мировоззрения, задающих основную константу в ту или иную эпоху: космоцентризм (Космос), теоцентризм (Бог), антропоцентризм (человек).

Во-первых, установлено, что существующие подходы в решении проблемы творчества - космологический и теологический, содержат в своем основании объектную интерпретацию творческого процесса, что делает невозможным адекватное раскрытие сути творчества, ее истоков и содержания.

Во-вторых, для реализации указанной адекватности необходимо найти, решение, которое бы снимало ограниченность первых двух. Путь к этому решению указывает диалогическая философия, которая обрисовывает контуры решения, адекватное природе творчества. Значение философии диалога состоит в том, что она соединяет в себе концепцию личности и диалога, личность становится собой только в коммуникации с Другим, и в ней же она раскрывает свои творческие потенции.

Однако только благодаря идее всеединства русских философов о внутреннем единстве Добра, Истины и Красоты, концепция творчества как диалога обретает законченность и полноту, поскольку предоставляет путь, выводящий за пределы индивидуализма, гедонизма и ложного коллективизма: « "Чтобы всем хорошо было!" Высшее проявление идеи как всеобщего идеала, недостижимая мечта, но ради которой и следует жить, идея всечеловечества»1.

В данной работе осуществлено исследование креативной способности диалога. Выявлена необходимость диалога в акте творческой деятельности, когда творение осуществляется только в диалогическом пространстве. Само творчество не есть деятельность некоего Я, а деятельность, рождающаяся в диалоге, в отношении «между». Личность своими усилиями как бы переводит полученный новый смысл на язык своей реальности.

Мы пришли к пониманию того, что диалог - это не простой вид коммуникации, но творческая реальность, которая требует определенных усилий от входящих в нее. Диалог созидается человеком, и сам созидает человека, требует от него ответственного отношения к себе, побуждает личность сосредоточенно слушать себя и другого. Диалог - это процесс, в котором Я раскрывает себя Другому и, тем самым, только и осуществляет себя в подлинном смысле - творит.

В диалоге я обретаю себя, собираю себя воедино, но не для того, чтобы успокоиться на этом, а для того, чтобы вновь отдать себя Другому и вновь

1 Колесов B.B. Язык и ментальность. - СПб., 2004. С.77. обрести себя, но уже другого себя, измененного; измененного не случайным образом, а в соответствии с глубинным движением моей сущности согласно Универсуму, влекущему меня к совершенству. Поскольку «человек есть микрокосм, дитя творческого бытия, поэтому он изначально является не только тварным, но и творческим существом, homo creans. Его творчество есть не что иное, как продолжение творчества Космоса, как форма космического творчества»1.

В-третьих, в диссертации на основе раскрытия диалогической природы творчества дается его определение. Творчество - это отношение всеединства Я-Ты-Мы, которое образуется в пространстве диалога и предполагает ориентацию человека в своих креативных действиях на единство Добра, Истины и Красоты.

В качестве развития предложенных подходов исследуются современные концепции образования, которые нуждаются в теоретических обоснованиях педагогики, базирующихся на реализации креативных возможностей диалогового обучения, а так же анализируются существующие оценки информатизации образования и определяется место и роль компьютерных технологий в обучении.

Диалогическое обучение признается наиболее полно отвечающим требованиям современности, поскольку диалог - это не только метод и средство обучения, но и самоцель обучения, источник личностного опыта, фактор актуализации смыслообразующей, рефлексивной, критической и других функций личности. Утверждается, что далеко не всегда и не везде информационная технология - достойная и лучшая альтернатива человеку. По-видимому, на современном этапе наиболее эффективными сферами применения компьютерных технологий в обучении, будут системы, не заменяющие традиционную систему высшего образования, а дополняющие ее.

Полученные выводы дают основания для дальнейшего изучения

1 Омельченко Н.В. Опыт философской антропологии. - Волгоград, 2005. С.99. поставленной проблемы, поскольку в адекватной концепции творчества как диалога нуждаются все сферы современной информационно-коммуникативной культуры. А именно: подробное исследование диалогического взаимодействия как а) главного механизма устранения проблемных и конфликтных ситуаций; б) способа человеческого бытия; в) механизма самотворения и саморазвития; г) основы гражданского общества; д) гуманистической альтернативы эпохе стандартизации и глобализации.

Коммуникативная составляющая диктует необходимость трансформации всей культуры на началах диалога, поскольку уровень развития диалогических отношений конкретного человека, правительства, государства с другими людьми, миром, природой, космосом прямо пропорционален уровню его человечности, гуманности.

Настоящая работа является еще одним шагом в направлении создания гуманистической философской антропологии, метафизики уважения к человеку. Мировоззренческие выводы, полученные при исследовании диалогической природы творчества, могут стать основой нового подхода к человеку, гуманизации межличностных и общественных отношений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Немчинова, Анна Леонидовна, 2007 год

1. Августин Блаженный. О Граде Божием : в 4 т. (22 кн.) / Августин

2. Блаженный. М.: Изд-во Спасо - Преображенского Валаамского монастыря, 1994.-Т. 1.-394 с.

3. Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. История моих бедствий / Петр Абеляр ; сост. и аналит. ст. В. Л. Рабиновича ; ред. Д. М. Носов ; пер. с лат. М.: Республика, 1992. - 335 с.

4. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики / Жак Адамар ; под ред. И. Б. Погребысского. М. : Советское радио, 1970. - 152 с.

5. Ангелус Силезиус. Херувимский странник / Ангелус Силезиус. -СПб.: Наука, 1999.-509 с.

6. Андреев Ю. В. Цена свободы и гармонии. Несколько штрихов к портрету греческой цивилизации / Ю. В. Андреев. СПб. : Алетейя, 1999. -432 с.

7. Ансельм Кентерберийский. Монологион / Ансельм Кентерберийский // Сочинения. М.: Канон, 1995. - С. 245 - 367.

8. Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В. Апатова. М. : Институт общеобразовательной школы РАО, 1994.-231 с.

9. Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 1 / Аристотель. М. : Мысль, 1976.-552 с.

10. Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 2 / Аристотель. М. : Мысль, 1978.-678 с.

11. Аристотель. Сочинения : в 4 т. Т. 4 / Аристотель. М. : Мысль, 1983.-832 с.

12. Арсеньев Н. С. С. Л. Франк как мистик / Н. С. Арсеньев // Возрождение.-1971.-№231.-С. 41-60.

13. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации / Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский // Психологическийжурнал РАН. № 1. - 1998. - С. 89-100.

14. Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества / Г. С. Батищев. СПб. : Изд-во РХГИ, 1997.-464 с.

15. Батищев Г. С. Особенности культуры глубинного общения / Г. С. Батищев // Диалектика общения. Гносеологические и мировоззренческие проблемы. М.: Изд-во института философии АН СССР 1987. - С. 4 - 52.

16. Батищев Г. С. Философское наследие С. JI. Рубинштейна и проблематика креативности / Г. С. Батищев // Сергей Леонидович Рубинштейн : очерки, воспоминания, материалы. М., 1989. - С. 245 - 280.

17. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности / Л. М. Баткин. М.: Наука, 1989. - 272 с.

18. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение : проблемы и люди / Л. М. Баткин. М. : Российский Государственный Гуманитарный Университет, 1995.-448 с.

19. Баткин Л. М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления / Л. М. Баткин. М.: Искусство, 1990. - 415 с.

20. Баткин Л. М. Петрарка на острие собственного пера : авторское самосознание в письмах поэта / Л. М. Баткин. М. : Изд-во Российского Государственного Гуманитарного Университета, 1995. - 184 с.

21. Бахтин М. М. Проблемы творчества Достоевского / М. М. Бахтин. -Киев : Next, 1994.-512 с.

22. Бахтин М. М. Работы 20-х годов / М. М. Бахтин. Киев : Next, 1994. -384 с.

23. Белавина И. Г. Применение ЭВМ в режиме «диалога» для экспериментально-психологического изучения мышления : автореф. дис. на соиск. звания канд. психол. наук : (19.00.01); Ин-т психологии АН СССР. / Белавина И. Г. М., 1981. - 23 с.

24. Бердяев Н. А. Смысл творчества / Н. А. Бердяев // Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. - 607 с.

25. Берковский Н. Я. Романтизм в Германии / Н. Я. Берковский. СПб.:

26. Азбука классика, 2001. - 512 с.

27. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных / Э. Берн; пер. с англ. Симферополь : Реноме, 1998. - 496 с.

28. Библер В. С. Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика культуры / В. С. Библер. М.: Гнозис, 1991. - 170 с.

29. Библер В. С. Мышление как творчество / В. С. Библер. М. : Политиздат, 1975.-399 с.

30. Библер В. С. Школа диалога культур : введение в программу / В. С. Библер // Прогнозное социальное проектирование : теоретико-методологические и методические проблемы. М. : Гнозис, 1994. - С. 239 -252.

31. Библия. М.: Российское Библейское общество, 1997. - 1337 с.

32. Бицилли П. М. Место Ренессанса в истории культуры / П. М. Бицилли. СПб.: Мифрил, 1996. - 272 с.

33. Бицилли П. М. Элементы средневековой культуры / П. М. Бицилли. -СПб.: Мифрил, 1995.-272 с.

34. Богоявленская Д. Б. Метод исследования уровней интеллектуальной активности / Д. Б. Богоявленская // Вопросы психологии. 1971. - № 1. - С. 144 - 146.

35. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийар. М. : Добросвет, 2000. - 387 с.

36. Боннар А. Греческая цивилизация / А. Боннар. М. : Искусство, 1995. - 672 с.

37. Борисов Е. В. Диалог как судьба. Событие с Другим в экзистенциальной аналитике М. Хайдеггера / Е. В. Борисов // История философии. 1997.-№1.-С. 112- 132.

38. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV XVIII вв. : Т.1. Структуры повседневности : возможное и невозможное / Фернан Бродель. - М.: Прогресс, 1986. - 624 с.

39. Брушлинский А. В. Мышление и общение / А. В. Брушлинский, В.

40. А. Поликарпов. Минск : Университетское, 1990. - 212 с.

41. Бубер М. Я и Ты / М. Бубер. М.: Высшая школа, 1993. - 176 с.

42. Булгаков С. Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения / С. Н. Булгаков. М.: Республика, 1994. - 416 с.

43. Буш Г. Я. Диалогика и творчество / Г. Я. Буш. Рига : Авотс, 1985. -318 с.

44. Бушуев А. М. Диалектика творческой деятельности и развитие человека / А. М. Бушуев, Н. С. Слепцов. М. : Молодая гвардия, 1989. -197 с.

45. Бычков В. В. AESTHETICA PATRUM. Эстетика отцов Церкви. I. Апологеты. Блаженный Августин / В. В. Бычков. М. : Ладомир, 1995. - 593 с.

46. Вальденфельс Б. Мотив чужого / Б. Вальденфельс. Минск : Пропилеи, 1999. - 176с.

47. Восприятие и деятельность / под ред. проф. А. Н. Леонтьева. М. : МГУ, 1976.-320 с.

48. Вострецова Е. В. Особенности дистанционной технологии обучения студентов технических специальностей / Е. В. Вострецова // Новые образовательные технологии в вузе : сб. тезисов докладов. Екатеринбург, 2004.-С. 50-51.

49. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного : пер. с нем. / Ганс Георг Гадамер. - М.: Искусство, 1991. - 368 с.

50. Гадамер Г. Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики / Ганс Георг Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

51. Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения / Э. Гарэн. М. : Прогресс, 1986.-400 с.

52. Ге Ф. История воспитания и образования / Ф. Ге. М., 1912. - 662 с.

53. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа / Г.В.Ф. Гегель. СПб. : Наука, 1992.-448 с.

54. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования :проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. М. : Педагогика, 1987. - 264 с.

55. Гете И. В. Годы учения Вильгельма Мейстера / И. В. Гете // Собрание сочинений : в 10 т. Т. 7. М.: Художественная литература, 1978. -526 с.

56. Гете И. В. Об искусстве и литературе / И. В. Гете // Собрание сочинений : в 10 т. Т. 10. -М.: Художественная литература, 1980. 510 с.

57. Гилберт К. История эстетики / К. Гилберт, Г. Кун. СПб.: Алетейя, 2000.-653 с.

58. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков / П. Гиро. СПб. : Алетейя, 1995.-474 с.

59. Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян / П. Гиро. СПб. : Алетейя, 1995.-600 с.

60. Грановская Р. М. Интуиция и искусственный интеллект / Р. М. Грановская, И. Я. Березная. JL : Изд-во ЛГУ, 1991. - 295 с.

61. Грицанов А. А., Овчаренко В. И. Фрейд 3. / А.А. Грицанов, В.И. Овчаренко // Новейший философский словарь / 3-е изд., исправл. Мн. : Книжный Дом. 2003. - 1280 с.

62. Гуревич А. Я. Средневековый мир : культура безмолвствующего большинства / А. Я. Гуревич. М.: Искусство, 1990. - 400 с.

63. Гуссерль Э. Картезианские размышления / Э. Гуссерль. СПб. : Наука, 1998.-320 с.

64. Деррида Ж. Письма японскому другу. Фрагменты из книги «Психея. Изобретения другого» / Ж. Деррида // Вопросы философии. 1992. - №4. -С. 53 - 57.

65. Джаноццо Манетти. О достоинстве и превосходстве человека / Джаноццо Манетти // Антология мировой философии: Возрождения. Мн.: Харвест; М.: ООО Изд-во ACT, 2001. - С. 60 - 102.

66. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека / Джованни Пико делла Мирандола // Антология мировой философии:

67. Возрождения. Мн.: Харвест; М.: ООО Изд-во ACT, 2001. - 928 с.

68. Дидро Д. Эстетика и литературная критика / Дени Дидро. М. : Художественная литература, 1980. - 659 с.

69. Диксон Дж. Проектирование систем : изобретательство, анализ и принятие решений / Дж. Диксон. М.: Мир, 1969. - 440 с.

70. Дильтей В. Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации / Вильгельм Дильтей ; пер. с нем. М. И Левина. -М.; Иерусалим : Университетская книга: Gesharim, 2000. 464 с.

71. Дистервег Ф. А. Руководство к образованию немецких учителей / Ф. А. Дистервег // Пискунов А. И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / А. И. Пискунов. М., 1971. - С. 421 - 498.

72. Добиаш Рождественская О. А. Культура западноевропейского средневековья / О. А. Добиаш-Рождественская. - М.: Наука, 1977. - 352 с.

73. Домрачеев В. Г. Дистанционное обучение на базе электронной почты / В. Г. Домрачеев, А. Багдасарян // Высшее образование в России. -1995.-№2.-С. 79-87.

74. Дюби Ж. Европа в средние века / Ж. Дюби. Смоленск : Полиграмма, 1994. - 320 с.

75. Жирмунский В. М. Немецкий романтизм и современная мистика / В. М. Жирмунский. СПб.: Аксиома : Новатор, 1996.-232 с.

76. Зайцев А. И. Культурный переворот в древней Греции VIII V веков до нашей эры / А. И. Зайцев. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. - 208 с.

77. Зарубежная литература эпохи классицизма и Просвещения. М. : Интерпракс, 1994. - 380 с.

78. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании : учеб.пособ. / И. Г. Захарова. М.: Академия, 2003. - 190 с.

79. Зелинский Ф. Ф. История античной культуры / Ф. Ф. Зелинский. -СПб.: Марс, 1995.-384 с.

80. Зеньковский В. В. История русской философии : в 2 т. Т. 2. / В. В. Зеньковский. М.: Акад. Проект : Раритет, 1999. - 540 с.

81. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся / В. П. Зинченко, Е. Б Моргунов // Очерки Российской психологии. М. : ТОО Тривола, 1994.-333 с.

82. Исидор Севильский. Синонимы, или о стенании грешной души / Исидор Севильский // Памятники средневековой латинской литературы IV -VIIвеков.-М., 1998.-С. 355 -415.

83. Каган М. С. Мир общения. Проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. - 320 с.

84. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане / И. Кант // Сочинения: В 6 т. Т. 6. М.: Мысль, 1966. - С.25 - 35.

85. Кант И. Уведомление о расписании лекций на зимнее полугодие 1765/66 г. / И. Кант // Сочинения : в 6 т. Т. 2. М. : Мысль, 1964. - С. 277 -291.

86. Кессиди Ф. X. От мифа к логосу : становление античной философии / Ф. X. Кессиди. СПб.: Алетейя, 2003. - 360 с.

87. Козьякова М. И. Эстетика повседневности. Материальная культура и быт Западной Европы XV XIX вв. / М. И. Козьякова. - М. : Изд-во ГИТИС, 1996.- 176 с.

88. Колесов Д. В. О психофизиологии творчества / Д. В. Колесов, Е. Н. Соколов // Психологический журнал РАН. Том 13. - № 6. - 1992. - С. 29 -49.

89. Колобова К.М. Как жили древние греки / К.М. Колобова, ЕЛ. Озерская. Л.: Государственное учебно-педагогическое изд-во министерства просвещения РСФСР, 1959. - 359с.

90. Коменский Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский // Избранныепедагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1995. - С.164 - 446.

91. Кочеткова А. И. Психологические основы современного управления персоналом : учеб. пособ. / А. И. Кочеткова. М.: Зерцало, 1999. - 373 с.

92. Кудрявцев О. Ф. Гуманистические академии итальянского Возрождения / О. Ф. Кудрявцев // Культура Возрождения и общество / отв. ред. В. И. Рутенбург. М., 1986. - С. 71 - 77.

93. Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога : автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук : (19.00.01) ; Ин-т психологии АН СССР. / Кучинский Геннадий Михайлович. М., 1990. - 40 с.

94. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе / Ж. Лакан. -М.: Гнозис, 1995.- 102 с.

95. Лакатос И. Доказательства и опровержения : как доказываются теоремы / И. Лакатос ; пер. с англ. И. Н. Веселовского. М. : Наука, 1967. -152 с.

96. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека / Э. Левинас. СПб. : НОУ - Высшая Религиозно - философская школа, 1999. -266 с.

97. Ливен Д. Аристократия в Европе, 1815 1914 гг. / Д. Ливен. - СПб.: Академический проект, 2000. - 368 с.

98. Липман М. Обучение с целью уменьшения насилия и развития миролюбия / М. Липман // Вопросы философии. 1995. - №2. - С. 110 -121.

99. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / под ред. А. С. Дмитриева. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 639 с.

100. Личность : внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / сост. Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб. : Изд-во Института образования взрослых : Тускарора, 1996. - 175 с.

101. Ломов Б. Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения / Б. Ф. Ломов // Психологический журнал. 1980. - №5. - С. 23 - 45.

102. Лосев А. Ф. Жизненный и творческий путь Платона / А. Ф. Лосев // Платон. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1990. - С. 3 - 69.

103. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии / А. Ф. Лосев ; сост. А. А. Тахо Годи ; общ. ред. А. А. Тахо - Годи и И. И. Маханькова. - М.: Мысль, 1993. - 959 с.

104. Лосский В. Н. Догматическое богословие / В. Н. Лосский // Мистическое богословие. Киев, 1991. - 273 с.

105. Лосский Н. О. Избранное / Н. О. Лосский. М.: Правда, 1991. - 624 с.

106. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре : Быт и традиции русского дворянства (XVIII начало XIX века) / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство, 1999.-416 с.

107. Лысенко Е. Е. Игра как вид творческой деятельности : автореф. дис. на соиск. звания канд. психол. наук : (19.00.01); Ин-т психологии АН СССР. / Лысенко Е.Е. М., 1988. - 23 с.

108. Маркс К. Сочинения : в 45 т. / К. Маркс и Ф. Энгельс. 2-е изд. - М. : Политиздат, 1959. - Т. 13. - XXVI, 720 с.

109. Марков Б. В. Человек в эпоху масс медиа (символы эпохи Internet) / Б. В. Марков // Информационное общество : сборник. - М. : ООО Изд - во ACT, 2004.-507 с.

110. Матюшкин А. М. Психологические предпосылки групповых форм проблемного обучения / А. М. Матюшкин, А. Г. Петросян // В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения. М., 1981. -Вып. 4.-С. 44-45.

111. Машбиц Е. И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы / Е. И. Машбиц. М.: Знание, 1986. - 80 с.

112. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемыкомпьютеризации обучения / Е. И. Машбиц. М. : Педагогика, 1988. — 192 с.

113. Меламуд В. Э. Особенности, некоторые направления и тенденции применения информационных технологий в современном образовании / В. Э. Меламуд // Мир психологии. 2004. - № 6. - С. 242 - 255.

114. Мельниченко Я. И. Дистанционное образование и обучение в системе современного образовательного процесса / Я. И. Мельниченко // Новые образовательные технологии в вузе : сборник тезисов докладов. -Екатеринбург, 2004. С. 20 - 23.

115. Мерло Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло - Понти. -СПб.: Ювента; Наука, 1999. - 608 с.

116. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2-х т. Т. 1. А-К. / гл. ред. С. А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1991. - 671 с.

117. Мифы народов мира : энциклопедия : в 2-х т. Т.2. К-Я. / гл. ред. С.А.Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1992. - 719 с.

118. Мэмфорд Л. Техника и природа человека / Л. Мэмфорд // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - С. 225 - 239.

119. Николай Кузанский. Об ученом незнании / Николай Кузанский. -СПб.: Азбука, 2001.-320 с.

120. Омельченко Н. В. Опыт философской антропологии : монография / Н. В. Омельченко. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2005. - 216 с.

121. Ортега и - Гассет X. Избранные труды / X. Ортега - и - Гассет. - М.: Весь Мир, 1997.-704 с.

122. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М. : Наука, 1989. - 575 с.

123. Панченко А. М. Русская культура в канун петровских реформ / А. М. Панченко. Л.: Наука, 1984. - 208 с.

124. Паскаль Б. Мысли / Б. Паскаль. СПб.: Северо - Запад, 1995. - 574 с.

125. Педагогика : учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М. :

126. Высшее образование, 2007. 430 с.

127. Пейперт С. Переворот в сознании : дети, компьютеры и плодотворные идеи / С. Пейперт. М.: Педагогика, 1989. - 254 с.

128. Петрарка Ф. Канцоньере. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. Книга писем о делах повседневных. Старческие письма / Ф. Петрарка. -М.: Росад, 1996.-736 с.

129. Петров М. К. Античная культура / М. К. Петров. М. : РОССПЭН, 1997.-352с.

130. Пигалев А. И. Призрачная реальность культуры: (Фетишизм и наглядность невидимого) / А.И. Пигалев. Волгоград : Изд-во Волгогр. гос. ун-та, 2003.-354 с.

131. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 1 / Платон. М. : Мысль, 1990.-864 с.

132. Платон. Собрание сочинений : в 4 т. Т. 2 / Платон. М. : Мысль, 1993.-528 с.

133. Подосинов А. В. LINGVA LATINA : введение в латинский язык и античную культуру : в 5 ч. Ч. 3 : учеб. пособ. / А. В. Подосинов, А. И. Щавелева. М.: Прогресс, 1994. - 229 с.

134. Полный церковно славянский словарь : в 2 т. Т. 1 / сост. Священник магистр Г. Дьяченко. - Репр. воспроизведение изд. 1900 г. - М. : ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. - 608 с.

135. Пономарев А. Я. Психология творчества и педагогика / А. Я. Пономарев. М.: Педагогика, 1976.-280 с.

136. Поньон Э. Повседневная жизнь Европы в 1000 году / Э. Поньон. -М.: Молодая гвардия, 1999. 384 с.

137. Порьяз А. В. Мировая культура : Возрождение. Эпоха великих географических открытий / А. В. Порьяз. М. : OJIMA - ПРЕСС, 2001. - 560 с.

138. Приказ Минобрнауки России от «15» февраля 2005 г. №40. О реализации положений Болонской декларации в системе высшегопрофессионального образования Российской Федерации на 2005 2010 гг. — 5с.

139. Пуанкаре А. Наука и метод : пер. с франц. / А. Пуанкаре. СПб., 1970.-243 с.

140. Райх В. Предотвращение неврозов и проблема культуры / В. Райх // Зарубежный психоанализ / сост. и общая редакция В.М. Лейбина. Спб.: Питер, 2001.-512 с.

141. Ракитов А. И. Философия компьютерной революции / А. И. Ракитов. -М.: Политиздат, 1991. -286 с.

142. Раков В. М. «Европейское чудо» (Рождение новой Европы в XVI -XVIII вв.) / В. М. Раков. Пермь : Изд-во Пермского университета, 1999. -254 с.

143. Раумер К. История воспитания и учения / К. Раумер. СПб., 1878. -254 с.

144. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней : в 4 т. Т. 1. / Дж. Реале, Д. Антисери. СПб.: Петрополис, 1994. - 321 с.

145. Ревякина Н. В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV первой половины XV в. / Н. В. Ревякина. - М.: Наука, 1977. -272 с.

146. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике / П. Рикер. М.: Медиум, 1995. - 416 с.

147. Родионова Е. А. Общение как условие развития личности / Е. А. Родионова // Психология формирования и развития личности. М., 1981. - С. 36 - 67.

148. Розеншток Хюсси О. Язык рода человеческого / О. Розеншток -Хюсси. - М.; СПб.: Университетская книга, 2000. - 608 с.

149. Рубинштейн С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. -М.; Л., 1958. 276 с.

150. Руткевич A.M. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций / A.M. Руткевич. М., 1997. - 352 с.

151. Сайко Э. В. О природе и пространстве «действия» диалога / Э. В. Сайко // Социокультурное пространство диалога. М. : Наука, 1999. - С. 9 -32.

152. Сартр Ж. П. Бытие и ничто : Опыт феноменологической онтологии / Ж. - П. Сартр. - М.: Республика, 2000. - 640 с.

153. Светлов Р. В. Древняя языческая религиозность / Р. В. Светлов. -СПб.: Изд-во Высших Гуманитарных Курсов, 1993. 136 с.

154. Семенов И. Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса мышления : автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра психол. наук : (19.00.01); Ин-т психологии АН СССР. / Семенов И.Н. М., 1992. - 42 с.

155. Сколимовски К. Философия техники как философия человека / К. Сколимовски // Новая технократическая волна на Западе. М. : Прогресс, 1986.-С. 240-250.

156. Словарь философских терминов / науч. ред. проф. В. Г. Кузнецова. -М.: ИНФРА-М, 2005. -XVI, 731 с.

157. Современные проблемы теории творчества : сб. науч. статей / Под. ред. Г. Я. Буша. М.: НПО Поиск, 1992. - 120 с.

158. Соколов В. В. Средневековая философия / В. В. Соколов. М. : Мысль, 1979.-287 с.

159. Соколов М. Н. Вечный Ренессанс : лекции о морфологии культуры Возрождения / М. Н. Соколов. М.: Прогресс - Традиция, 1999. - 424 с.

160. Соколов П. А. История педагогических систем / П. А. Соколов. -СПб.: Изд-во О. В. Богдановой, 1913. 620 с.

161. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А. Ф. Лосева и А. В. Гулыги ; Примеч. С. Л. Кравца и др. М. : Мысль, 1990 -892 с.

162. Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. 2 е изд. Т. 2 / Общ. ред. и сост. А. В. Гулыги, А. Ф. Лосева; Примеч. С. Л. Кравца и др. - М.: Мысль, 1990 - 822 с.

163. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские / Г.

164. Спенсер. Минск, 1998. - 970 с.

165. Сунягин Г. Ф. Промышленный труд и культура Возрождения / Г. Ф. Сунягин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987. - 161 с.

166. Тавризян Г.М. Техника. Культура. Человек / Г. М. Тавризян. М.: Наука, 1986.- 200с.

167. Тихомиров О. К. Психология компьютеризации / О. К. Тихомиров. Киев : Выща шк., 1988. — 215 с.

168. Тихомиров О. К. Информационный век и теория Л. С. Выготского / О. К. Тихомиров // Психологический журнал РАН. № 1. - 1993. - С. 114-119.

169. Тойнби Дж. Постижение истории / Дж. Тойнби. М. : Прогресс, 1991.-732 с.

170. Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ / X. Томэ, X. Кэхеле // В 2-х т. Т. 1. М.: Прогресс, 1996. 576 с.

171. Торшина К. А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии / К. А. Торшина // Вопросы психологии. 1998. - № 4.-С. 123.

172. Уотт У. М. Влияние ислама на средневековую Европу / У. М. Уотт. -М.: Наука, 1976.-128 с.

173. Ухтомский А. А. Письма / А. А. Ухтомский // Пути в незнаемое. -М„ 1973.-С. 440-469.

174. Философия: энциклопедический словарь / под ред. А.А. Ивина. М. : Гардарики, 2006. - С. 1072.

175. Фихте И. Г. Сочинения : в 2 т. Т.2. / И. Г. Фихте. СПб. : Мифрил, 1993.-800 с.

176. Фельдштейн Д. Психологические проблемы образования и саморазвития современного человека / Д. Фельдштейн // Новости образования. 2003. - № № 13 - 14 (47). - С. 6 -15.

177. Флоренский П. А. Сочинения : в 2 т. Т. 1. Столп и утверждение истины / П. А. Флоренский. М.: Правда, 1990. - 510 с.

178. Форстер Г. Из «Атенейских фрагментов» // Литературныеманифесты западноевропейских романтиков. М., 1980. - С. 47 - 76.

179. Франк С. Л. Непостижимое / С. Л. Франк // Сочинения. М., 1990. -С. 399-427.

180. Франк С. Л. Реальность и человек / С. Л. Франк. М. : Республика,1997.-480 с.

181. Фрейд 3. «Я» и «Оно» / Зигмунд Фрейд ; сборник / Пер. с нем. -СПб : Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. 288 с.

182. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия / Зигмунд Фрейд ; пер. с нем. / Сост., послесл. и коммент. А.А. Гугнина. М.: Прогресс, 1992. -569 с.

183. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Психоаналитические теории личности. Зигмунд Фрейд и постфрейдисты / Роберт Фрейджер, Джон Фейдимен. -Спб.: Прайм-Еврознак, 2007. 155 с.

184. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Эрих Фромм ; пер. с нем. Э. Телятниковой. М.: ACT, 2004. - 505 с.

185. Фромм Э. Здоровое общество / Эрих Фромм ; пер. с англ. Т. Банкетовой. М.: ACT : ACT Москва : Хранитель, 2006. - 539 с.

186. Фромм Э. Иметь или быть? / Эрих Фромм. Киев : Ника - Центр,1998.-400 с.

187. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов : буржуазный век / Э. Фукс. М.: Республика, 1996. - 448 с.

188. Хайдеггер М. Бытие и время / Мартин Хайдеггер. М. : Ad Marginem, 1997. - 452 с.

189. Хайдеггер М. Вопрос о технике / М. Хайдеггер // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - 450 с.

190. Хайдеггер М. Время и бытие : статьи и выступления / Мартин Хайдеггер. М.: Республика, 1993. - 447 с.

191. Харденберг Ф. фон (Новалис). Гейнрих фон Офтердинген / Новалис. СПб.: Евразия, 1995. - 240 с.

192. Хейзинга И. Homo ludens / И. Хейзинга. М. : Прогресс, 1992. - 4641. С.

193. Хейзинга И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах / И. Хейзинга. М.: Наука, 1988. - 544 с.

194. Черкашина Е. Ю. Дистанционная система обучения и подготовки специалистов гуманитарных отраслей знаний / Е. Ю. Черкашина // Новые образовательные технологии в вузе : сборник тезисов докладов. -Екатеринбург, 2004. С. 14 -19.

195. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика : в 2 т. Т. 1. / Ф. Шлегель. М.: Искусство, 1983. - 479 с.

196. Штекль А. История средневековой философии / А. Штекль. СПб.: Алетейя : Университетская книга, 1996. - 320 с.

197. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде. М.: Академический проект, 2000.-222 с.

198. Эллюль Ж. Другая революция / Ж. Эллюль // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - С. 147 - 152.

199. Энгельс Ф. Происхождение семьи и частной собственности и государства : в связи с исследованиями JI. Г. Моргана / Фридрих Энгельс. -М.: Прогресс, 1979.-215 с.

200. Эррэ Т. А. История мировой культуры XVIII XX века / Т. А. Эррэ. -Чебоксары : Изд-во Чуваш, ун-та, 2000. - 196 с.

201. Юнг К. Г. Либидо, его метаморфозы и символы / Карл Юнг ; под ред. А. И. Белкина. - СПб. : Восточно - европейский институт психоанализа, 1994.-416 с.

202. Юнг К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству / Карл Юнг // Феномен духа в искусстве и науке.-М., 1992.-С. 154- 198.

203. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; пер. с нем. 2-е изд. М.: Республика, 1994. - 527 с.

204. Ясперс К. Современная техника / К. Ясперс // Новаятехнократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986. - С.119 - 147.

205. Ясперс К. Общая психопатология / К. Ясперс. Пер. с нем. М. : Практика, 1997.- 1056 с.

206. Ястребицкая А. Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке / A. JI. Ястребицкая. М.: Интерпракс, 1995. - 416 с.

207. Cobban А. В. The medieval universities : Their development and organization / A. B. Cobban. London: Methuem, 1975. - 264 p.

208. Craig T. Y. Group cohesiveness and creative performance / T. Y. Craig, J. R. Kelly // Group Dynamics : Theory, Research, and Practice. 1999. - Vol. 3. - P. 243 - 256.

209. Dennis A. R. Electronic Brainstorming : Theory, research and future directions / A. R. Dennis, M. L. Williams // Group creativity / P. B. Paulus (Ed.). -New York, 2003. P. 276 - 326.

210. Gerbner G. Toward a General Model of Communication / G. Gerbner // Audio-Visual Communication Review. 1956. - Vol. 4. - P. 156 - 189.

211. Gordon W. J. Synectics, the Development of Creative Capacity / W. J. Gordon. New York : Harper, 1961. - 180 p.

212. Jaspers K. Philosophic : Bd. 1. / K. Jaspers. Berlin : J. Springer, 1932. -340 p.

213. Kim J. Designing Towards Emotional Usability in Customer Interfaces-Trustworthiness of Online Education System Interfaces / J. Kim, J. Y. Moon // Interacting with Computers. 1997. - Vol. 10. - P. 1 - 29.

214. Kristeller P. O. Studies in Renaissance thought and letters / P. O. Kristeller. Roma : Edizioni di Storia e Letteratura, 1956. - 680 p.

215. Landgrebe L. Factizitat und, Individuation. Studien zu den Grundfragen der Phanomenologie / L. Landgrebe. Hamburg : L. Voss, 1982. - 644 p.

216. Macluhan M. Gutenberg Galaxy : The making of typographic man / M. Macluhan. Toronto : Routledge and Kegan Paul, 1962. - 294 p.

217. McLuhan M. Understanding Media / M. McLuhan. N. Y., 1964. - 2651. P

218. Nass С. Can Computer Personalities be Human Personalities? / C. Nass et al. // International Journal of Human-Computer Studies. 1995. - Vol. 43. - P. 223 - 239.

219. Nijstad B. A. Persistence of brainstorming groups : how do people know when to stop / B. A. Nijstad, W. Stroebe // Journal of Experimental Social Psychology. 1999. - Vol. 35. - P. 165 - 185.

220. Osborn A. F. Applied Imagination; Principles and Procedures of Creative Problem Solving / A. F. Osborn. - New York : Scribner, 1963. - 417 p.

221. Ricoeur P. Freud and philosophy / P. Ricoeur. London : Yale University Press, 1970. - 574 p.

222. Schutz A. Der sinnhalte Aufbau der sozialen Welt / A. Schutz. Wien : J. Springer, 1932.-286 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.