Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Ядохина, Елена Ивановна

  • Ядохина, Елена Ивановна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 171
Ядохина, Елена Ивановна. Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Москва. 2005. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Ядохина, Елена Ивановна

Введение.

Глава первая.

A.M. Васнецов о природе и сущности искусства

§ 1. Мировоззренческие позиции.

§ 2. Эстетические взгляды

Глава вторая.

Темы и образы: реализация творческих идей в художественной практике Васнецова.

§ 1. Пейзажная живопись.

§ 2. Графика.

§ 3. Театрально-декорационное искусство

§ 4. Декоративно-прикладное искусство и архитектурные проекты.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество А.М. Васнецова в синтезе теории и художественной практики»

Актуальность темы исследования. Традиции и новации в искусстве, поиски путей создания нового искусства, синтез искусств, поиск художественного выражения духовной гармонии личности, самосознание творческой личности и ценностных ориентаций определяли художественное сознание кон. XIX - нач. XX в. Эпоха конца XIX - начала XX столетия -яркая, самобытная и переломная в истории искусства России.

Сложнейший онтологический, культурно-религиозный и социальный кризис на рубеже XX в. затронул все стороны человеческого существования. Проблема взаимоотношения человека и окружающего его мира, творческой личности и современной действительности была крайне актуальна, требовала решения. Поиск выхода из сложившегося кризиса разные мыслители, художники, теоретики видели по-разному, что нашло яркое отражение в многообразных исследованиях. Это было время, с одной стороны, многих и неизбежных утрат в искусстве, а, с другой стороны, время создания новых художественных ценностей.

Поиск духовной гармонии личности и окружающего ее мира, стремление к «духовности» в искусстве кон. XIX - нач. XX в. -отличительная черта этого времени.

Художники, поэты, мыслители ощущали потребность рассмотреть эстетические проблемы и судьбу искусства в контексте с онтологическими, культурно-религиозными и социальными проблемами человека, существование его в окружающем мире, во Вселенной.

Многие разноплановые художники, крупнейшие мастера русского искусства в начале XX в. обратились к теоретическим обоснованиям дальнейшего развития искусства, отстаивая свои эстетические воззрения и установки на него, как это сделали А.Н. Бенуа, A.M. Васнецов, М.А. Волошин, И.Э. Грабарь, Н.К. Рерих, К.Ф. Юон, представляющие различные течения и направления искусства XX столетия, а также художники русского авангарда - В.В. Кандинский, К.С. Малевич, М.В. Матюшин, П. Филонов, Н.Н. Пунин1 и другие, теоретически обосновавшие беспредметное искусство, как необходимую основу для дальнейшего развития всех пространственных искусств. К слову, эти же процессы происходили и в других видах искусства. Достаточно назвать К.С. Станиславского в театре, А.Н. Скрябина - в музыке.

Столь разнообразные эстетические программы и установки, заявленные художниками-теоретиками искусства, не только определяли современное им искусство, но и делали заявки на будущее его развитие.

Достойное место среди самобытных и интереснейших мыслителей, теоретиков искусства нач. XX в. занимает и творческое наследие А. Васнецова.

В данной работе не ставится цель рассмотреть труды других художников-теоретиков искусства, а четко ограничивается круг исследования теоретическими трудами А. Васнецова, мировоззренческие и эстетические идеи которого, изложенные в неопубликованной рукописи «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. 1914-1932 гг.», в книге «Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи», в серии статей и т.д., нашли яркое воплощение в созданных им художественных образах.

Свое мироощущение, миросозерцание, концепцию бытия, свои представления о человеке и жизни, о добре и зле, красоте и истине, о прошлом и будущем человечества и искусства во многом определило

1 Бенуа А.Н. Критические и художественные статьи по вопросам искусства в журналах «Мир искусства», «Аполлон». Бенуа А. История живописи в XIX веке. Русская живопись. Вып. 2. — СПб., 1902. - 285 с. Васнецов A.M. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи. - M.: Изд. И. Кнебеля, 1908. - 133 с. Васнецов A.M. Происхождение красоты // Вопросы теории и психологии творчества. Т. 8. - Харьков: Научная мысль, 1923. - С. 1-63.- 282 с. Кандинский В.В. Художественные статьи в журналах «Новости дня», «Мир искусства», «Аполлон», «Речь». Кандинский В.В. О Духовном в искусстве (1910), автобиографическая книга Ступени (1919) и другие. Издание альманаха «Синий всадник». Лисицкий Э. Супрематический сказ про два квадрата (Уновис, Витебск; Берлин, 1922). Малевич К.С. От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм (1916). Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. Статьи, манифесты, теоретические сочинения (1913-1929). Матюшин М.В. Статьи. Опыт художника новой меры (1926). Закономерность цветовых сочетаний и др. Пунин H.H. Первый цикл лекций по современному искусству (1920). Юон К.Ф. Статьи. Природа и жизнь в искусстве. Театр художника. Театрально-декорационное искусство и др. // Юон К.Ф. Об искусстве: в 2-х т. - M.: Советский художник, 1959.-383(1) е.;-284 (2) с. своеобразие эстетического мышления Васнецова и его художественного творчества.

Васнецов был одним из организаторов и создателей «Союза русских художников», одного из многочисленных тогда возникших объединений, которое определяло во многом и общий эстетический характер эпохи, так и будущее развитие путей русского реалистического искусства.

Проблема творческой личности в искусстве, места творца в художественном процессе остается актуальной в практике искусства. В настоящей работе творческая личность Васнецова рассматривается как субъект искусства этого времени, его мировосприятие, переживания, сомнения, эстетические воззрения на искусство, которые обогатили сложное, многогранное и насыщенное эстетическое содержание эпохи конца XIX -нач. XX столетия.

Теоретические воззрения Васнецова известны в истории искусствознания по его книге «Художество», изданной в 1908 г. в России, а затем переизданной в 1909 г. в Вене, по предложению немецкого издателя К. Китайбля.

В ней были обозначены актуальные проблемы искусства начала XX в.: о природе искусства, его целях, месте и значению в жизни людей; проблемы художественного образа и символа в искусстве, проблема красоты, роль и значение творца в художественном процессе, способах и методах создания произведений искусства, другие вопросы, которые требовали разрешения в нач. XX в. и остаются актуальными и современными в настоящее время. Васнецов изложил достаточно четкие свои мировоззренческие и эстетические взгляды на жизнь и искусство, представляющие интерес для современного исследования.

Вся практика существования человечества показывает актуальность проблемы прекрасного, красоты в искусстве, которая реально существует. Мыслители каждой эпохи решали ее по-разному. Васнецов изложил свои теоретические взгляды на проблему красоты в искусстве и в действительности в статье «Происхождение красоты», написанной в 1915 г., но в связи с событиями I мировой войны и революции в России опубликованной лишь в 1923 г., в Харькове.

Большое внимание и значение в этом теоретическом исследовании Васнецов уделял сознанию человека, его роли в эстетическом восприятии произведений искусства, считал, что только развитому сознанию человека раскрываются глубины произведений, сущность образной мысли творца. Поэтому ключевое, значимое место в жизни человека он отводил эстетике. Проблему эстетического воспитания и развития нации в начале XX в. он считал наиважнейшей.

В данном исследовании содержится анализ теоретических положений, установок, позиций, высказанных Васнецовым в научных трудах, статьях, письмах, которые подтверждают его взгляды на искусство, как художника-реалиста.

Помимо указанных (книги «Художество» и статьи «Происхождение красоты») существует неопубликованная, неизвестная рукопись A.M. Васнецова, которая бережно хранилась в семье потомков художника (сына художника Всеволода и его супруги Екатерины Васнецовых), переданная в дар Государственной Третьяковской галерее (Мемориальному музею-квартире A.M. Васнецова) по завещанию в 1997 г. Двухтомная рукопись «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания» охватывает период с 1914 по 1932 г.

Рукопись состоит из двух объемных тетрадей: включает более 1200 страниц мелко исписанных автором фиолетовыми чернилами, и с вклеенными в них печатными материалами. Из всего огромного объема рукописи к настоящему времени опубликованы лишь несколько страниц в статье «Противостояние Аполлинария Васнецова» в журнале «Наше о наследие» (всего девять страниц).

2 Васнецова Е.К., Ядохина Е.И. Противостояние Аполлинария Васнецова // «Наше наследие», 1995, № 35-36, с. 80-89.

Обстоятельный анализ этой неопубликованной рукописи, впервые вводимой в научный оборот, и составляет центральную задачу диссертации.

Целью написания двухтомного труда, как отмечал сам художник в предисловии, была попытка «изложить в стройной системе мировоззрение»3. В рукописи Васнецов попытался осмыслить волнующие его проблемы: философские, религиозные, эстетические; выразил свои взгляды на искусство (теорию красоты, теорию формы); затронул вопросы о человеке и жизни, личности и общества, государственного устройства, о добре и зле, счастье и другие. На протяжении 18 лет он вел записи, многие из которых потаенные: здесь и беглые замечания, и глубокие наблюдения и размышления о жизни, и попытки осмыслить историю и сущность русского. Васнецов тяжело переживал события в России после революции, видя уходящую Россию, которую он знал и любил, дал оценку происходящим событиям сер. 1920-х -нач. 1930-х гг.

Между тем, в этом труде особенно ярко проявился талант Васнецова как ученого-теоретика, по-новому открылся и масштаб самой личности художника. Рукопись позволяет создать более объективную картину развития русского искусства кон. ХГХ — нач. XX столетия, восстановить историческую справедливость, отдать должное Васнецову, внесшему существенный вклад в его развитие.

Васнецов опирался на достижения мировой философской, эстетической мысли, но при этом дал свой анализ картины мира, внес в духовную жизнь человечества собственные теоретические открытия, свое неповторимое понимание мира и личности.

Взгляды Васнецова и как теоретика искусства, и одновременно как художника представляют историческую ценность.

Идеи, мысли художника, его позиция и концепция нашли яркое проявление в его произведениях, как отражение самостоятельного поиска

3 Васнецов A.M. Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. 1914-1932 гг. -Архив мемориального музея-квартиры А.М.Васнецова, инв. №1073-1074, т. 1, л. 5. Далее: Странствование. путей развития искусства, дающего новый, образный материал о действительности кон. XIX - нач. XX в.

Поиск путей выхода из сложившегося культурно-религиозного кризиса рубежа веков Васнецов видел в поиске Бога, в религиозном сознании человека, в обретении правды-истины, которая возможна лишь в познании Бога, в этом предназначение человека.

Васнецов отстаивал гуманистические идеалы, утверждая, что человек, его личность — высшая ценность во Вселенной. Добро, Красота, Истина, Справедливость - вот те идеалы и ценности, которые приведут, по Васнецову, человечество к Богу.

Утверждение художником этического и эстетического начал в искусстве: претворение вечных тем, таких, как любовь к Родине, к национальной природе, национальным традициям и раритетам, и их интерпретация в системе созданных им художественных образах, обогатило искусство кон. XIX - нач. XX в.

В диссертации обозначена проблема соотношения видов искусств (пространственного и временного), впервые рассмотренная в исследовании на конкретном материале: книжные иллюстрации, исполненные Васнецовым к произведениям русской классики (сочинениям А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова), к собственным литературным произведениям, что значительно углубляет изучение художественного наследия Васнецова.

Степень научной разработанности проблемы. Литературу, раскрывающую различные аспекты проблематики, можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся монументальные труды и исследования, посвященные истории русского искусства кон. XIX - нач. XX в., где отражены проблемы синтеза искусства, духовные искания крупнейших художников рубежа веков, проблемы стиля и художественных направлений в искусстве нач. XX в., а также специальные исследования жанров изобразительного искусства; труды по истории сценографии и театральнодекорационному искусству рубежа веков. Ценные сведения для настоящего исследования были почерпнуты в трудах Богемской К.Г., Гозенпуда А.А., Лобанова В.М., Манина B.C., Мальцевой Ф.С., Подобедовой О.И., Сарабья-нова Д.В., Стернина Г.Ю., Сыркиной Ф.Я., Федорова-Давыдова А.А.4

Вторая группа включает мемуары, статьи, письма выступления, интервью современников Васнецова, в которых раскрывается характер эпохи, дается оценка творчеству Васнецова, характеристика его личности, что представляет непосредственный интерес для исследования. Воспоминания Бенуа А.Н., Нестерова М.В., Грабаря Н.Э., ЮонаК.Ф. и других.

Третья группа охватывает непосредственно круг исследований, посвященных творчеству А. Васнецова. Существует только одна персональная монография о его жизни и творчестве - книга JI.A. Беспаловой5 «Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933» (1983). Монография не утратила своей научной ценности, но теоретические аспекты творчества Васнецова в ней не рассматривались, только упоминалась книга «Художество». Тема мало изучена и исследована. Несмотря на недостаточную разработку темы, нельзя не отметить существующие статьи и диссертации, в которых затронуты те или иные аспекты творчества Васнецова: работы Васнецовой Е.К., Векслера А.Г., Горюновой Л.Б., Козлова В.Ф., Малышевой Т.В., Шмидта И.А.6

Все перечисленные труды касаются, однако, только художественного наследия А. Васнецова как живописца, графика, автора эскизов декораций и т.д.

4 Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. - М.: Галактика, 1992. - 336 с. Гозенпуд А.А. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917. - M.: Музыка, 1975. - 368 с. Подобедова О.И. О природе книжной иллюстрации. - М.: Советский художник, 1973. - 335 с. Манин B.C. Русский пейзаж. - M.: Белый город, 2001. - 630 с. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX - начала XX века. - M.: Галарт, 2001. - 301 с. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. - М.: Искусство, 1970. -292 с.

5 Беспалова Л.А. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933. - М.: Искусство, 1983. - 228 с.

6 Векслер А.Г. A.M. Васнецов - художник-исследователь прошлого Москвы // Москва в творчестве A.M. Васнецова. Сборник. - M.: Московский рабочий, 1986. - С. 36-56. - 271 с. Горюнова Л.Б. Творчество A.M. Васнецова как отражение национально-культурного сознания рубежа XIX-XX веков. Дис. .канд. культурологических наук. - Киров, 2004. - 175 с.

Теоретические взгляды художника до настоящего времени не были предметом специального рассмотрения, что и позволяет говорить об актуальности данной работы.

Цель исследования - раскрыть творческую личность Васнецова как теоретика искусства, рассмотреть его художественное наследие как синтез теории и практики искусства.

Задачи исследования:

- Реконструировать взгляды Васнецова на природу и искусство как целостную эстетическую концепцию, которая является вкладом в теорию искусства начала XX в.

- Выявить теоретические установки, положения, мировоззренческие и эстетические идеи и взгляды Васнецова, рассмотреть их реализацию в художественной практике Васнецова.

- Определить этические и эстетические начала искусства в круге вечных тем и их интерпретацию в художественных образах, созданных Васнецовым.

Объект исследования - теоретические воззрения Васнецова и их проявление в различных видах изобразительного искусства - живописи и графики, театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования - научные труды Васнецова по теории искусства, художественное наследие Васнецова.

Методологической основой исследования являются принципы диалектической логики, герменевтические исследования, историко-искусствоведческие и творческо-психологические исследования.

Методы исследования обусловлены спецификой поставленных задач и целью исследования. В качестве основных использовались: метод реконструкции, гносеологический и аксиологический анализы, искусствоведческий анализ произведений, включение элементов биографического метода исследования и элементов герменевтического метода в искусствоведческое исследование. В целом, к изучению данной темы потребовался комплексный подход.

Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые в полном объеме исследуются теоретические воззрения Васнецова, его целостная эстетическая концепция на искусство и жизнь, с использованием неопубликованного источника — рукописи Васнецова «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания», которая впервые вводится в научный оборот, что позволило:

- показать по-новому сам масштаб личности Васнецова, его многогранность таланта, его вклад как теоретика, мыслителя в историю русского искусства конца XIX - начала XX в.;

- рассмотреть живописца как модель универсальной творческой личности в искусстве рубежа веков с позиции ценностного самоопределения художника относительно времени.

- проанализировать наследие Васнецова в синтезе его теории и художественной практики искусства.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что ее положение и теоретические выводы могут быть использованы в исследовании истории отечественного искусства конца XIX - начала XX в., в курсах теории и истории искусства, в творческой деятельности научных сотрудников музеев и архивов, в культурно-просветительской деятельности.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры гуманитарных наук Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма и рекомендована к защите. Основные положения диссертации опубликованы в печатных работах. Ее результаты апробированы в выступлениях на конференциях: в г. Кирове, на Международном конгрессе соотечественников (1993), Кировский областной художественный музей им. братьев В.М. и A.M. Васнецовых; в Российском культурном центре, на творческом семинаре музейных специалистов в Г.Будапеште (1998); в г.Саратове, на VIII Боголюбовских чтениях (2002)

Саратовского художественного музея им. А.Н. Радищева; на научно-практической конференции Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма (2005). Материалы исследования использовались в цикле лекций «Васнецовских вечеров» в культурно-просветительской деятельности Мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова (2003-2005); в монографии «Мемориальный музей-квартира A.M. Васнецова. Путеводитель. - М.: ОАО Московские учебники, 2004. — 207 с. (в соавторстве Ядохина Е.И., Кудрявцева JI.C.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, источников, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Ядохина, Елена Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развернутый анализ теоретического наследия А. Васнецова, прежде всего его неопубликованной рукописи «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания», до сего дня не привлекавшей внимание исследователей и не введенной в научный оборот, позволяет сделать следующие выводы.

А. Васнецов выступает как автор целостной эстетической концепции, в которой сформулировано его понимание природы, функций и специфики искусства:

1. А. Васнецов полагает, что из божественного замысла возникает мир и собственно природа. Библейские идеи творения мира и сотворения человека «по образу и подобию», участие в сотворении мира Софии Премудрости Божией - легли в основу креативной интерпретации искусства, которую Васнецов разделял и понимал ее как осознание мира и человека в качестве произведений искусства, а Бога почитал высшим художником, «создателем форм» бытия. Сотворение мира рассматривалось как акт творческого процесса. Мир, созданный богом, прекрасен. Идея красоты рассматривалась как всеобъемлющий фактор в искусстве и в жизни.

2. Художник утверждал, что:

- В искусстве искание красоты и выражение ее в художественных образах является руководящей идеей для художника-творца, стремящегося к раскрытию истины.

- Искусство - одна из форм существования. Художник перерабатывает собственные впечатления бытия, создавая художественную концепцию, стремится к решению общечеловеческих проблем, к осознанию мира.

- Цель искусства - дарить людям радость и эстетическое наслаждение. Художник стремится создать прекрасные произведения искусства. Прекрасное - непременное качество истинного произведения искусства. Чувство красоты выявляется только в акте эстетического восприятия произведения искусства зрителем, которое дарит радость и эстетическое наслаждение, и возводит «дух» реципиента на новый духовный уровень бытия. - Художник осваивает мир и его явления по законам красоты, неизбежно оценивает их с позиции гуманистических идеалов — достижение счастья человека на земле, стремление к высшим идеалам — Красоты, Любви, Добра, Милосердия, Блага. Искусство возвращает человеку целостность мира и явлений, воссоздавая жизнь в ее целостности в своих произведениях, тем самым углубляет реальный опыт человека.

3. Особое место в творческом процессе А. Васнецов отводил художнику, его личности, писал «об особой миссии художника» в творческом процессе. Огромное значение при создании образов имеет личность художника, его интеллект. Личность художника запечатлевается в художественном образе. Чем талантливее, ярче личность, тем значительнее ее творение. Самобытность художника обусловлена мироощущением, творческой индивидуальностью, историческим и национальным опытом.

4. Вопрос творчества — центральный в эстетической концепции А. Васнецова. Творчество понималось им, как открытие нового, усовершенствованного в работе (в искусстве, литературе, музыке), где в полной мере проявляется гений и талант мастера. Творчество - как великое счастье, переживание, доступное немногим людям на земле. Творчество — как процесс сотворчества, происходящего в душе художника, наделенного даром от Бога, и умение выразить свои чувства, духовные переживания в произведении. Это великий дар видения мира душой художника, создание им новых форм в искусстве, и открытие их для зрителя.

5. Творческие идеи А. Васнецова реализовывались в созданных им художественных образах в различных пластических видах искусства (в изобразительном искусстве: живописи и графике, в театрально-декорационном, декоративно-прикладном искусстве) на обширном и разнообразном материале.

В произведениях искусства Васнецов запечатлел целостный образ многоликого мира, показав созерцательное видение его красоты, в котором нашел отзвук и духовный мир художника.

Эстетические ориентиры, направленные на созидание и искание красоты, духовности искусства, обращение к национальным истокам и взаимодействие их с этическими началами Добра, Истины, Блага как немеркнущих ценностей человечества определили выбор художником вечных тем: любви к Родине, природе, национальным раритетам, в целом к национальной тематике, что нашло яркое воплощение и оригинальную интерпретацию в художественных образах.

6. Круг основных тем творчества А. Васнецова - это тема природы и окружающего человека мира, Вселенной; тема возвышенного и грандиозного, тема неба, тема Родины; тема странничества, тема старой Москвы и древнерусских городов и другие.

Васнецов утверждал, что вся жизнь человека сводится к выражению себя поступками, годами деятельности и мышлением. Жизнь и творчество художника - это подтверждение его верности гуманистическим, нравственным и эстетическим идеалам.

Реконструкция теоретических воззрений А. Васнецова позволяет создать более полную картину развития русского искусства конца XIX -начала XX столетия, восстановить историческую справедливость, отдать должное художнику, внесшему существенный вклад в его развитие.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Ядохина, Елена Ивановна, 2005 год

1. Васнецов A.M. Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. Рукопись в 2-х т. 1238 с. Неопубликованный источник. — Архив мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова, о.ф. № Ю73-1074.

2. Васнецов, A.M. Художество. Опыт анализа понятий, определяющих искусство живописи / A.M. Васнецов. — М.: Издание И. Кнебель, 1908. -133 с.

3. Васнецов, A.M. Происхождение красоты / A.M. Васнецов под ред., вступ. ст. Б.А. Лезина. // Вопросы теории и психологии творчества. — Харьков: Научная мысль, 1923, т. 8, С. 1-63.

4. Личный фонд A.M. Васнецова ф. 11, ед. хр. 1287 - Отдел рукописей Государственной Третьяковской галереи.

5. Каталоги персональных выставок A.M. Васнецова

6. Васнецов, A.M. 1856-1933 Каталог выставки картин, этюдов, рисунков, иллюстраций, автолитографий и архитектуры академика живописи Аполлинария Васнецова за 50 лет художественной деятельности. / A.M. Васнецов-М., 1929.-16 с.

7. Васнецов, A.M. 1856-1933. Каталог посмертной выставки произведений A.M. Васнецова в Государственной Третьяковской галерее 24.415.5.1933. /A.M. Васнецов; Вступ. ст., К. Юона. 22 с.

8. Васнецов, A.M. Каталог выставки. 1856-1933 /A.M. Васнецов; вступ.ст., Л.Беспаловой. М., 1950. - 86 е.: ил.

9. Васнецов, A.M. Каталог выставки произведений к столетию со дня рождения. 1856-1933 / A.M. Васнецов; Вступ.ст. Л.Беспаловой. М., 1956.-44 е.: ил.

10. Васнецов, В.М. 1848-1926. Васнецов, A.M. 1856-1933. Каталог. Живопись, рисунок, акварель. /В.М.Васнецов, A.M. Васнецов Киров, 1978.-С. 16-27.: ил.

11. Опубликованные литературные произведения А.М. Васнецова

12. Васнецов, A.M. Святки в селе. Песни и игры (с рисунками автора) / A.M. Васнецов //Живописное обозрение. 1885. - № 3. - С.42-43; - № 4. -С. 62-63; -№ 6.-С. 93-94;-№ 8.-С. 120-122;-№ 9.-С. 138-140; -№ 13.-С. 195.

13. Васнецов, A.M. Из поездки на Урал. Путевые очерки (с рисунками автора) / A.M. Васнецов // Царь-колокол. 1892. - № 2. - С. 34-36.

14. Васнецов, A.M. Сельский иконописец (с рисунками автора) / A.M. Васнецов //Артист. 1894. -№ 36. - С. 17-38.

15. Васнецов, A.M. Поездка к Эльбрусу. Из дневника художника (с рисунками автора) / A.M. Васнецов // Детский отдых. 1897. - № 8. - С. 55-69;-№9.-С. 19-39; № 10.-С. 25-33.

16. Васнецов, A.M. Автобиографическая записка /A.M. Васнецов // В мире искусств. Киев, 1908. - № 8-10. - С. 8-14.

17. Васнецов, A.M. Об иконописи Храма Алексея митрополита на Николоямской улице /A.M. Васнецов // Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников императорского Московского археологического общества. М., 1908. — 2 т. - С. 61-62.

18. Васнецов, A.M. Облик старой Москвы / A.M. Васнецов // В книге: История русского искусства. Под ред. И.Э. Грабаря. М., 1910. - т. 2. -С. 225-250.

19. Васнецов, A.M. Древняя Москва / A.M. Васнецов // Экскурсионный вестник, 1914. - кн. 2. - С. 51-72.

20. Васнецов, A.M. Кремль при Иване Калите / A.M. Васнецов // В кн.: A.M. Васнецов к столетию со дня рождения. Труды музея истории и реконструкции Москвы. Вып. 7. М., 1957. - С. 150-166.

21. Васнецов, A.M. Древнее Симеизское кладбище в Крыму (с рисунками автора) / A.M. Васнецов. // Древности. Труды императорского Московского археологического общества М., 1914. - Т. 24. - С. 324-328.

22. Васнецов, A.M. Заревое кольцо во время полного солнечного затмения / A.M. Васнецов //Известия русского астрономического общества 1914.- Пг., 1915. № 12. - С. 189-196.

23. Васнецов, A.M. Дедушкино бюро / A.M. Васнецов // Сполохи. Альманах.- М., 1916. кн. 10. - С. 45-68.

24. Васнецов, A.M. Грозы и дети. (Серия рассказов с рисунками автора) / A.M. Васнецов //Нива. 1917. - № 28. - С. 424-425; - № 29. - С. 443-445; -№30.-С. 458-459.

25. Васнецов, A.M. Черемисские гусли. Воспоминания о К.К. Первухине / A.M. Васнецов // Известия Московского литературно-художественного кружка-М., 1917.-Вып. 17-18.-С. 15-17.

26. Васнецов, A.M. Способы передвижения по улицам Москвы в XVII-XVIII веках. Пути и средства сообщение Москвы Каталог-путеводитель по Коммунальному музею. / A.M. Васнецов - М., 1929. - С. 105-109.

27. Васнецов, A.M. Лесной торг в старой Москве. Старая Москва. Статьи по истории Москвы в XVII-XVIII вв. / A.M. Васнецов // Труды общества изучения Московской области. Вып. 5, сб. 1 -М., 1929. - С. 152-160.

28. Неопубликованные литературные произведения

29. Васнецов A.M. Путевые впечатления. (1878-1912). — Архив мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова, инв. № 1049, л. 1-73.

30. Васнецов A.M. Легенда. (1883). Архив мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова, инв. № 1035, л. 1-28.

31. Васнецов A.M. Колокольня (Тоска). (1916-1917). Архив мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова, инв. № 1046, л. 1-56.

32. Васнецов A.M. Наводнение. — Архив мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова, инв. № 1036, л. 1-89.

33. Васнецов A.M. Облака. Впечатления и наблюдения художника. (1911).-Архив мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова, инв. № 1037, л. 1-32.

34. Васнецов A.M. Пробуждение души. (1914). Архив мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова, инв. № 1038, л. 1-53.

35. Васнецов A.M. Мое увлечение астрономией. В Московском обществе любителей астрономии. (20 октября 1929). — Архив мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова, инв. № 1060, л. 1-15.

36. Васнецов A.M. Соломинка, уголек и пузырек (по мотивам русской народной сказки. Архив мемориального музея-квартиры A.M. Васнецова, инв. № 1040, л. 1-4.

37. Исследования, книги, альбомы

38. Бенуа, А. История живописи в XIX веке. Русская живопись / А. Бенуа. — СПб.: Знание, 1902. 285 с.

39. Беспалова, JI.A. Аполлинарий Михайлович Васнецов. 1856-1933 / Л.А. Беспалова. М.: Искусство, 1983. — 229 с.

40. Богемская, К.Г. Пейзаж. Страницы истории /К.Г. Богемская. М.: Галактика, 1992. 336 с.: ил. - ISBN 5-269-00053-9.

41. Боулт, Дж. Художники русского театра. 1880-1930 / Дж. Боулт. — М.: Искусство, 1991. 200 с. - ISBN 5-210-00232-2.

42. Борев, Ю.Б. Художественные направления в искусстве XX века / Ю.Б. Борев. Киев: Мистецтво, 1986. - 134 с.

43. Борисова, Е.А., Стернин, Г.Ю. Русский модерн / Е.А. Борисова, Г.Ю. Стернин. М.: Галарт, 1994. - 360 с. - ISBN 5-269-00905-6.

44. Бычков, В.В. Русская средневековая эстетика. XI-XVII века / В.В. Бычков. М.: Мысль, 1995. - 637 с.

45. Бюхер, К. Работа и ритм / К. Бюхер. М.: Новая Москва, 1923. - 326 с.

46. Великая утопия. Русский и советский авангард. 1915-1932. Каталог выставок. -М.: Бентелли, Берн, Галарт, 1993. 831 с.

47. Вельфлин, Г. Основные понятия истории искусств : Проблема эволюции стиля в новом искусстве / Г. Вельфлин. СПб.: Мифрил, 1994. - 426 с. — ISBN 5-86457-009-5.

48. Верман, К. История искусства всех времен и народов: в 3 т. / К. Верман.- М.: ООО ACT, СПб.: Полигон, 2003. 1-3 т. - 943 (1) е., 242 (2) е., 944 (3) с. - ISBN 5-17-007888-9.

49. Виппер, Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер.- 2-е изд. М.: В.Шевчук, 2004. - 368 с. ISBN 5-94232-029-2.

50. Волков, Н. Цвет в живописи / Н. Волков. М.: Искусство, 1984. - 320 с.

51. Волкова, Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е.В. Волкова. М.: Искусство, 1988. - 239 с.

52. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. М.: Искусство, 1966. - 576 с.

53. Васнецов, A.M. В кн.: Мастера искусств об искусстве / A.M. Васнецов. -М.: Искусство, 1970. 7 т. - С. 123-138.

54. Васнецов, Аполлинарий. К столетию со дня рождения / Аполлинарий Васнецов // Труды музея истории и реконструкции Москвы. Вып. 7. -М.: Московский рабочий, 1957. 168 е.: ил.

55. Васнецов, Аполлинарий. Альбом / авт.сост. Е.К. Васнецова, И.М. Шмидт.- М.: Изобразительное искусство, 1980. 167 е.: ил.

56. Васнецов, Аполлинарий, Альбом / авт. текста В. Филиппов. М.: Белый город, 2001. - 64 е.: ил.- ISBN 5-7793-0259-6.

57. Васнецов, Всеволод. Страницы прошлого. Воспоминания о художниках братьях Васнецовых / Всеволод Васнецов. Л.: Художник РСФСР, 1976.- 196 с.

58. Верещагина, А. Художник. Время. История. Очерки русской исторической живописи XVII начала XX века / А. Верещагина. - Л.: Искусство, 1973.-130 е.: ил.

59. Грабарь, И.Э. Письма. 1891-1917 / И.Э. Грабарь. М.: Наука, 1974. -468 с.

60. Грабарь, И.Э. Письма. 1917-1941 /И.Э. Грабарь. М.: Наука, 1977. -423 с.

61. Гозенпуд, А.А. Русский оперный театр XIX века: в 3-х т. / А.А. Гозенпуд. -Л.: Музыка, 1969-1973.

62. Гозенпуд, А.А. Русский оперный театр между двух революций. 1905-1917/А.А. Гозенпуд.-М.: Музыка, 1975.-368 с.

63. Дмитриева, Н.Д. Краткая история искусств: в 2 т. / Н.Д. Дмитриева. -М.: Искусство, 1996. 535 (1) е., 535 (2) е.: ил. - ISBN 5-210-01304-9.

64. Дмитриева, Н.Д. Московское Училище живописи, ваяния, зодчества / Н.Д. Дмитриева. М.: Искусство, 1951. - 152 е.: ил.

65. Зедльмайр, Г. Искусство и истина: о теории и методе истории искусства / Г. Зедльмайр. М.: Искусствознание, 1999. - 366 с.

66. Кантор, A.M. Предмет и среда в живописи: Проблема взаимоотношений предметного мира и пространственной среды / A.M. Кантор. М.: Советский художник, 1981. - 127 с.

67. Лапшин, В.П. Союз русских художников / В.П. Лапшин. Л.: Художник РСФСР, 1974.-420 с.

68. Лапшин, В.П. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 году / В.П. Лапшин. М.: Советский художник, 1983. - 495 с.

69. Лобанов, В.М. Кануны. Из художественной жизни Москвы в предреволюционные годы / В.М. Лобанов. М.: Советский художник, 1968. -296 с.

70. Лосский, Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики / Н.О. Лосский. М.: Прогресс-традиция, 1998. - 412 с. - ISBN 5-89493011-1.

71. Лосский, Н.О. Ценность и бытие: Бог и царство Божие как основа ценностей / Н.О. Лосский. Paris: Ymca press, 1931. - 135 с.

72. Лотман, Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 1988. - 702 с. - ISBN 5-210-01523-8.

73. Мальцева, Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. Очерки. Вып. 2 / Ф.С. Мальцева. М.: Искусство, 1959. - 301 е.: ил.

74. Манин, B.C. Русский пейзаж / B.C. Манин. М.: Белый город, 2001. -631 е.: ил. - ISBN 5-7793-0293-6.

75. Минченков, Я.Д. Воспоминания о передвижниках / Я.Д. Минченков. -Изд. 5-е. Л.: Художник РСФСР, 1964. - 365 с.

76. Москва в творчестве A.M. Васнецова: сборник / авт. сост. Е.К. Васнецова. М.: Московский рабочий, 1986. - 272 е.: ил.

77. Недошивин, Г.А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства / Г.А. Недошивин. М.: Советский художник, 1972. -343 с.

78. Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века / М.Г. Неклюдова. - М.: Искусство, 1991. - 395 е.: ил.-ISBN 5-210-0049-4.

79. Нестеров, М.В. Из писем /М.В. Нестеров. — JL: Искусство, 1968. 451 с.

80. Новицкий, А.П. История русского искусства с древнейших времен: в 2-х т. / А.П. Новицкий. М.: В.Н. Линд, 1903. - Т. 2. - 533 с.

81. Пастон, Э. Абрамцево. Искусство и жизнь / Э. Пастон. М.: Изд. дом Искусство, -2003. - 430 с.: ил. - ISBN 5-85200-309-3.

82. Пейзаж. Страницы истории. Альбом // авт. сост. К.Г. Богемская. М.: Галактика, 1992. - 336 е.: ил. - ISBN 5-269-00053-9.

83. Повести древней Руси / предисл. О.В. Творогова. М.: Балуев, 2002. -400 с. - ISBN 5-9289-002-3.

84. Подобедова, О.И. О природе книжной иллюстрации / О.И. Подобедова. М.: Советский художник, 1973. - 336 е.: ил.

85. Пожарская, М.Н. Русские сезоны в Париже. Эскизы декораций и костюмов. 1908-1929/М.Н. Пожарская. -М.: Искусство, 1998.-291 е.: ил.

86. Поленов, В.Д., Поленова, Е.Д. Хроника семьи художников / В.Д. Поленов, Е.Д. Поленова. М.: Искусство, 1964. - 838 с.

87. Прахов, Н.А. Страницы прошлого. Очерки воспоминания о художниках / Н.А. Прахов // под общ. ред. В.М. Лобанова. - Киев, Мистецтво, 1958.-308 с.

88. Русская художественная культура конца XIX начала XX века (18951907): сборник статей . в 2 кн. - М.: Наука, 1968-1969, - 442 с.

89. Русская художественная культура второй половины XIX в. Диалог с эпохой: в 2-х кн. М.: Наука, 1996, - 334 с. - ISBN 5-02-011223-2.

90. Русские философы (конец XIX середина XX века): Антология: в 2-х кн. // Сост.: А.Л. Доброхотов, Б.С. Неволин, Л.Г. Филонова. - М.: Книжная палата, 1993. - 368 (1) е., 424 (2) с. - ISBN 5-7-0408-9.

91. Сахарова, Е.В., Поленов, В.Д. Письма, дневники, воспоминания / Е.В. Сахарова, В.Д. Поленов. Изд. 2-е. - М. - Л., 1950, - 506 с.

92. Сарабьянов, Д. История русского искусства конца XIX начала XX века / Д. Сарабьянов. - М.: Галарт, 2001. - 301 е.: ил. - ISBN 5-269-00981-7, -ISBN 5-7805-0694-9.

93. Стасов, В.В. Избранные сочинения: в 3-х т. / В.В. Стасов // Сост. П.Т. Щипунов. М.: Искусство, 1952.

94. Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже ХЕХ-ХХ веков / Г.Ю. Стернин. М.: Искусство, 1970. - 293 с.

95. Стернин, Г.Ю. Художественная жизнь России середины XIX в. / Г.Ю. Стернин. М.: Искусство, 1991. - 207 с. - ISBN 5-210-00249-7.

96. Сидоров, А.А. Книга и жизнь /А.А. Сидоров. М.: Книга, 1972. - 230 с.

97. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории аксиологии / Л.Н. Столович. М.: Республика. 1994. - 463 с. - ISBN 5-250-02291-Х.

98. Сыркина, Ф.Я., Костина, Е.М. Русское театрально-декорационное искусство / Ф.Я. Сыркина, Е.М. Костина. М.: Искусство, 1978. - 245 е.: ил.

99. Типология русского реализма второй половины XIX в. М.: Паука, 1979.-352 с.

100. Флоренский, П. Избранные труды по искусству / П. Флоренский. М.: Изобразительное искусство, 1996. - 332 с. - ISBN 5-85200-113-9.

101. Федоров-Давыдов, А.А. Русский пейзаж конца XIX начала XX века. Очерки. / А.А. Федоров-Давыдов. - М.: Искусство, 1974. - 208 с.

102. Федоров-Давыдов, А.А. Русский пейзаж XVIII начала XX века // Сост. сб. Т.В. Моисеева / А.А. Федоров-Давыдов. - М.: Советский художник, 1986.-304 е.: ил.

103. Филимонов, С.Б. Историко-краеведческие материалы фонда общества изучения Московской губернии (области) ротапринт. / С.Б. Филимонов. -М., 1976.-С. 16-18, 50.

104. Шаляпин, Ф.И. Литературное наследство. Письма: в 2-х т. / Ф.И. Шаляпин. -М.: Искусство, 1957-1958.

105. Шмидт, И. A.M. Васнецов. Альбом / И. Шмидт. М.: Изобразительное искусство, 1961. - 9 е.: ил.

106. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. М.: Ренессанс, 1991. - 304 с.

107. Юон, К.Ф. Об искусстве: в 2-х т. // сост. Глушкина А.С. / К.Ф. Юон. -М.: Советский художник, 1959. Т. 2. - 384 с.

108. Wasnetzoff A. Pictures of old Moscow. «The studio», London, june, 1912. -P. 273-279.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.