Творчество Александра Бека: поэтика нравственного становления личности в социально-историческом контексте тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Саркисян, Жанна Петровна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 187
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Саркисян, Жанна Петровна
Введение.
Глава 1. Раннее творчество Александра Бека в контексте отечественной литературно-художественной мысли 30-х-40-х годов XX столетия.
1.1. Александр Бек - публицист.
1.2. Повесть «Курако» как факт личной и творческой биографии.
1.2.1. История создания «Курако», или о некоторых эстетических принципах Александра Бека.
1.2.2. «Реальный» Курако и его «саморазвивающийся» образ.
1.2.3. Композиция повести как диктат духовно-нравственной цели художника.:.'.
1.2.4. Вторая повесть о Курако («События одной ночи»).
Глава 2. Великая Отечественная война в замыслах и творческих претворениях Александра Бека.
2.1. Тема войны как воплощение жизненного опыта Александра Бека и его художественная доминанта в 50-70-е годы.
2.2. Проза военных лет: нравственные истоки народного подвига.
2.3. Повесть «Волоколамское шоссе»: соотнесение частной судьбы с судьбой народа.
Ф 2.3.1. История написания повести «Волоколамское шоссе».
2.3.2. Документальная основа повести А. Бека.
2.3.3. Сюжет повести.
2.3.4. Художественные образы повести.
2.3.5. Приемы и краски авторской палитры. ф
Глава 3. Роман А.А. Бека «Новое назначение» как закономерный этап творческой эволюции писателя в 60-80-е годы.
3.1. История романа «Новое назначение» в ретроспекции и перспективе поиски названия, дискуссия вокруг публикации).
3.2. Главный герой романа - как отражение непрерывного потока жизни страны и народа.
3.3. Публицистичное и художественное в романе: опыт реконструкции эстетики переходных эпох.'.
3.4. Роман А. Бека «Новое назначение» в оценке критики.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Молодая военная проза второй половины 1990 - начала 2000-х годов: имена и тенденции2009 год, кандидат филологических наук Выговская, Наталья Сергеевна
Проза Османа Хубиева в свете формирования эпических традиций карачаевской литературы2002 год, кандидат филологических наук Шаманова, Зухра Беляловна
Формы и функции публицистичности в поздней прозе В.П. Астафьева: 1980-1990-е годы2010 год, кандидат филологических наук Малаховская, Мария Вячеславовна
Проза Бориса Васильева о фронтовиках после войны,70-80-е гг.2000 год, кандидат филологических наук Карнюшин, Владимир Анатольевич
Русская батальная проза 2000-х годов: традиции и трансформации2013 год, кандидат филологических наук Аристов, Денис Владимирович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творчество Александра Бека: поэтика нравственного становления личности в социально-историческом контексте»
Творчество Александра Бека, эволюцию его сюжетов и художественных идей нельзя назвать одной из самых актуальных проблем современного отечественного литературоведения. Для этого есть свои причины. Изучаемый нами писатель не стал автором культового романа, как Михаил Булгаков. Он не был диссидентом, активно преследуемым властью, как Александр Солженицын. А. Бек не создал итогового эпического полотна, представляющего русскую трагедию, как Михаил Шолохов. Он не пришел к популярной в последние годы религиозно-мифологической теме, как Леонид Леонов. Но лишь на первый взгляд творчество Александра Бека занимает скромное место в условном «втором ряду» русских писателей советского периода. Масштабная повесть «Волоколамское шоссе» остается классическим произведением о войне, не уступающим по глубине обобщений и эстетическим достоинствам военной прозы К. Воробьева, В. Некрасова, В. Астафьева, Ю. Бондарева. Роман «Новое назначение» - в числе лучших художественных текстов, посвященных драматической судьбе личности в контексте сталинского периода истории. Два названных произведения выдержали испытание временем, не угас интерес и к другим художественным текстам А. Бека. Многочисленные статьи писателя разных лет, его публицистическая деятельность создают необходимый фон для целостного восприятия творческого пути, который представляется нам важным для понимания основных мотивов общего пути советской литературы, не потерявшей интерес для простых читателей и литературоведов и спустя четырнадцать лет после исчезновения страны, в которой жил и писал Александр Бек.
В центре диссертационного исследования - эволюция тем, сюжетных идей, психологических оценок в творчестве А. Бека, соответствующая логике становления советского общества от пафоса эпохи Гражданской войны и первых лет социалистического строительства до кризисных ощущений, предваряющих годы так называемого застоя и трагического кризиса страны, предельно обострившегося в середине 80-х годов прошлого века. Композиционная логика диссертационного исследования подчеркивает динамику литературного пути А. Бека. В первой главе анализируются первые публикации тогда еще юного журналиста. Особое место отводится повести «Курако», которая представляет формирование эстетических принципов А. Бека, разрабатывающего производственную тему на реальном материале 30-х годов. Во второй главе на первом плане литературная деятельность писателя, стремящегося художественно зафиксировать и осмыслить нравственные проблемы, вставшие перед советским человеком в годы Великой Отечественной войны. В третьей главе нас интересует итоговое произведение А. Бека - роман «Новое назначение», ставшее самым популярным текстом изучаемого писателя в 1986-1990-х годах. Даже из краткого сообщения о сюжете диссертационной работы становится ясно, что Александр Бек причастен к развитию трех значительных жанровых форм русской литературы советского периода -производственной, военной и психологической прозы. Несомненный факт постоянного внимания к портретному, масштабному в нравственном плане присутствию героя, чей образ не размывается, а наоборот, конкретизируется в потоке исторических событий, позволяет сделать акцент на психологической доминанте художественной прозы А. Бека.
Художественное творчество Александра Бека получило должный отклик в критике, но надо отметить главную тенденцию: это публицистическая, в большинстве случаев социо-культурная, а не собственно литературоведческая реакция на произведения писателя. Мы учитываем работы и выступления Т. Бек, И. Вишневской, О. Грудцовой, Н. Путинцева, А. Адамовича,
A. Журавлевой, М. Кузнецова, И. Кузьмичева, Б. Сарнова, Н. Соколовой,
B. Сурганова, В. Хатюшина, Н. Штейна и других исследователей, решая научную проблему целостной адаптации публицистики и прозы Александра Бека как объекта современного литературоведения.
Объектом исследования стали все основные тексты Александра Бека, от ранних публицистических выступлений 20-х годов до последнего, при жизни автора не опубликованного романа «Новое назначение».
Предметом исследования мы считаем: жанровую специфику эпических текстов изучаемого писателя; эволюционное становление авторского метода и нравственного философского взгляда на мир, отраженных в сюжете основных произведений; концепцию личности, сохраняющую устойчивость производственном, военном, психологическом типе повествования и в них же проявляющую свою вариативность, соответствующую тем или иным историческим периодам.
Цель исследования - целостное рассмотрение творческого пути Александра Бека как литературного и нравственно-философского феномена русской словесности советского периода, позволяющего оценить: 1) специфику и динамику художественного мира писателя как индивидуального явления; 2) особенности художественной прозы А. Бека в контексте литературного и социально-исторического процесса 20-х - 90-х годов XX века.
Основные задачи исследования
1) Рассмотреть и оценить публицистические выступления раннего А. Бека как первый этап приобщения будущего писателя к большой словесности.
2) Описать историю творческого замысла, создания и биографического контекста основных художественных произведений А. Бека - повести «Курако», повести «Волоколамское шоссе» и романа «Новое назначение».
3) Представить основные типы жанровых форм советской литературы (производственный роман, военная проза), существенные для становления основных сюжетов в творчестве А. Бека.
4) Сделать комплексный анализ основных произведений А. Бека («Курако», «Волоколамское шоссе», «Новое назначение») литературоведческим центром каждой из трех глав диссертации.
5) Определить место документализма в художественном мире писателя, исследовать сочетание исторических фактов и литературного вымысла в сюжете основных произведений.
6) Останавливаясь на основных сюжетных ситуациях («Человек на производстве», «Человек на войне», «Человек перед лицом власти»), исследовать авторскую концепцию личности, сохраняющую определенную целостность, но и меняющуюся в зависимости от событийного пространства («завод», «война» или «сталинская иерархия»).
Актуальность диссертационного исследования определяется: 1) возросшим интересом к советской литературе и необходимостью научно обозреть ее проблемы взглядом, свободным от тех или иных тоталитарных идеологем; 2) слабой изученностью творчества А. Бека и отсутствием литературоведческих работ, целостно рассматривающих творческий путь писателя; 3) современным состоянием теории литературы с ее особым интересом к жанровым формам XX века, в том числе к производственной и военной прозе; 4) сохраняющейся популярностью последнего произведения писателя (неопубликованного при жизни романа «Новое назначение»), позволяющего скорректировать представления о творческой эволюции А. Бека.
Новизна исследования определяется: 1) научным прочтением и систематизацией публицистического наследия А. Бека, прежде всего его статей 20- годов; 2) комплексным анализом (документальная основа - сюжет -художественная образность - концепция личности) всех основных произведений в рамках одного исследования; 3) монографическим принципом изложения материала, позволяющим проследить творческую эволюцию А. Бека от первых статей до романа «Новое назначение».
Методы исследования: 1) биографический (предполагающий изучение художественных текстов в связи с событиями жизни автора, с его позицией в историческом процессе); 2) монографический (предполагающий создание научного текста, представляющего весь путь писателя в единстве жизни и произведений); 3) контекстуально-жанровый (предполагающий рассмотрение произведений в рамках жанрового становления литературного процесса); 4) филологический анализ текстов с " преимущественным вниманием к психологическому строю произведений.
Практическая значимость диссертации определяется: 1) разработкой разделов «Творчество А. Бека», «Становление производственного романа», «Военная проза», «Художественные тексты о сталинском времени» в рамках вузовского курса «История русской литературы XX века»; 2) разработкой в трех главах диссертации спецкурса, посвященного творчеству А. Бека; 3) возможностью использовать полученные результаты на специализированных уроках в гуманитарных классах средней школы.
Основные положения, выносимые на защиту
1) Эволюция словесной формы, конкретной в своем жанровом явлении, в творчестве А. Бека определяется движением от газетной публицистики к собственно художественным жанрам - к повести и роману.
2) Эволюция художественного содержания в творчестве А. Бека определяется движением от концепции героя-созидателя и героя-победителя к концепции человека, выражающего кризисные явления позднего сталинизма.
3) Основными признаками художественного метода А. Бека следует признать: общую установку на реалистическую традицию и отсутствие элементов модернистской поэтики; сохранение исторической реальности вплоть до превращения собеседника автора в героя произведения под собственным именем («Волоколамское шоссе»); становление героя в соответствии с законами своей исторической эпохи; биографизм, выражающийся в представлении практически всей жизни героя; осторожность и взвешенность авторских психологических оценок.
4) Нравственной доминантой в творчестве А. Бека становится движение к состоявшейся героической судьбе; этот героизм, лишенный отвлеченного романтизма, по-своему реализуется в трех основных личностных типах изучаемого автора — в человеке труда, в человеке войны, в человеке власти.
Апробация исследования проводилась: 1) на заседаниях кафедры литературы Ростовского государственного педагогического университета; 2) на научных конференциях, посвященных русской советской литературе периода ВОВ; 3) на школьных уроках литературы (факультативный курс) в ходе изучения советской прозы о Великой Отечественной войне.
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, двух приложений. Общий объем диссертации 186 страниц. Основное содержание работы отражено в 5 публикациях.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Проблематика и поэтика военной прозы Л.Д. Ржевского (Суражевского)2004 год, кандидат филологических наук Букарева, Наталия Юрьевна
Современная чеченская "военная" проза: историко-культурный контекст, жанровый состав, поэтика: 1990-2010 гг.2010 год, кандидат филологических наук Довлеткиреева, Лидия Махмудовна
Творчество Чермена Беджызаты в контексте развития осетинской прозы 30-х годов XX века2009 год, кандидат филологических наук Хозиева, Ида Хазбатыровна
Эпичность художественной прозы М. Шолохова 1940 - 1950-х годов о Великой Отечественной войне1999 год, кандидат филологических наук Селиванов, Виссарион Михайлович
Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова2002 год, кандидат филологических наук Абдурагимова, Минара Насрулаевна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Саркисян, Жанна Петровна
Заключение.
Завершая диссертационное исследование, посвященное творчеству Александра Бека, мы хотим представить целостную систему выводов. Пункты 1-5 обобщают итоги первой главы, пункты 6-11 - второй главы, пункты 12-16 - главы третьей.
1. Приход А. Бека в словесность, его активное'присутствие в социальной реальности 1917 - 1930-х годов представляют собой становление литературной биографии, принципиально альтернативной русскому «серебряному веку» и соответствующей историческому периоду революции, Гражданской войны и ее последствий: 17-летний юноша начинает редактировать политическую газету; поступает в партийную школу; пишет статьи на злободневные темы; участвует в сборе информации о развитии национальной промышленности, постепенно и осторожно переходя от публицистики к собственно литературе.
2. Тематическое пространство публицистики А.Бека показывает движение автора от социально-конкретного представления окружающей действительности и проблем строительства нового государства к проблемам культуры и художественной словесности: начиная со статей о повседневности, военных событиях и международном положении (Новороссийск, 1920 год), А. Бек переходит к театральным рецензиям и литературной критике (статьи о Горьком, Серафимовиче, Бахметьева), никогда не разрывая с позицией социальной и даже классовой оценки явлений искусства 20-х годов.
3. Рассматривая эстетическую форму журналистских текстов А.Бека, следует отметить процесс формирования личного публицистического стиля с закономерными элементами художественности: в статьях изучаемого автора присутствуют лозунговость, лексические повторы, точность и лаконизм фразы, не препятствующие присутствию пафоса, особой эмоциональности, которая сопутствует гражданской активности; документальные факты в статьях А. Бека представлены как образные ситуации, лишенные рационально сухости.
4. Для понимания творческого метода А. Бека характерно значительное событие его жизни 30-х годов: отправляясь в Сибирь в составе литературной бригады, работающей в рамках широкого проекта «История фабрик и заводов», журналист А. Бек, проведя много часов в беседах с участниками Кузнецстроя, начинает переводить стенограммы на язык художественной литературы, создавая повесть о доменщике М.К. Курако; интересно, что историко-публицистический потенциал материала не был утрачен, и в серии «Жизнь замечательных людей» А. Бек (совместно с Г. Григорьевым) издал биографическую книгу о Курако.
5. В первых повестях («Курако» и «События одной ночи») начинающего писателя оформляются основы его художественного метода: перед читателем - одержимый реальным делом герой, горение в процессе целеустремленного труда - его состояние духа, но эти признаки романтического характера показаны в постоянной связи с историей, в контексте социально-политической ситуации России эпохи перемен; можно обоснованно говорить о жанровой концепции документальной прозы, об авторском стремлении показать и психологию героя, и технологический процесс, поэзию таланта в единстве с прозой ежедневного труда.
6. Рассмотрение прозаических текстов о Великой Отечественной войне («Дни и ночи» К. Симонова, «Взятие Великопгумска» JI. Леонова, «Народ бессмертен» В. Гроссмана»), сопоставление их формальной структуры и сюжетного мира с эпосом А. Бека «Волоколамское шоссе» выявляют общую стратегию первых советских произведений о происходящей трагедии: верность документальной основе сюжета; специальное внимание к «пограничным ситуациям», способным отразить доминантные черты характера; сочетание публицистичности и пафоса, вполне обоснованного в условиях продолжающейся войны.
7. Как и в повестях 30-х годов, А. Бек остается верен своему главному творческому принципу, восходящему к журналистской работе, -документализму, общему соответствию художественного текста реальным событиям недавнего прошлого: сюжетной основой «Волоколамского шоссе» становятся беседы с одним из участников обороны Москвы, который превращается в героя литературного произведения, не теряя своего реального имени.
8. Основной творческий принцип А. Бека (сюжетно и стилистически выраженная документальность) способствует особой двойственности бытования «Волоколамского шоссе» в мире советской словесности: идет споры об абсолютной документальности/литературной художественности текста; о том, является ли он повестью или романом; характерна позиция первых критиков «Волоколамского шоссе», считавших, что текст представляет собой всего лишь добросовестную литературную запись слов участника событий.
9. Имплицитная цель «Волоколамского шоссе» (показать человека в трудных условиях войны, в отношении к своему долгу, раскрыть его душу в подвиге) определяет кульминационное положение событий, в которых человек проходит проверку своего характера суровой логикой трагического времени - сцена осуждения и расстрела Барамбаева, например, или сцена разжалования лейтенанта Брудного.
10.В повести «Волоколамское шоссе» нет масштабных картин военных действий, события развиваются на. небольшом участке фронта в течение одиннадцати дней, в произведении - ограниченное число персонажей, следовательно, перед нами смена повествовательных акцентов в рамках прозы, восходящей к строгой документальной основе: внимание переключается с внешнего эпоса (сражения, батальные сцены) на внутренний эпос (психологическое становление героев).
11.Авторская установка на развернутое изображение внутреннего мира определила повествовательную модель произведения - рассказ от «первого лица» комбата Момыш-Улы, чей художественный портрет, не лишенный противоречий, становится одной из главных задач А. Бека. Для прояснения идейно-эстетического замысла писателя важно, что в ходе многолетней работы над «Волоколамским шоссе» несколько ослабевают позиции силового, эмоционального волевого героя (Момыш-Улы) и симпатии оказываются на стороне генерала Панфилова -интеллектуального центра произведения.
12.История с публикацией последнего крупного произведения А. Бека (роман «Новое назначение»), написанного в 1964 году и напечатанного лишь в 1986 году, претензии к тексту и борьба с ним вдовы бывшего министра черной металлургии Тевосяна еще раз подтверждает верность писателя своему художественному методу - литературному историзму, который создает документальный фон для социально-конкретного портрета главного героя, и, вместе с тем, является непосредственным предметом изображения, существенной для автора концепцией эпохи.
13.Создавая образ Онисимова, его своеобразное жизнеописание в соотнесении с кризисной эпохой, особенно трудной для человека, причастного к власти, А. Бек стремится к максимальной полноте психологического портрета: герой показан в развитии своей карьеры, в становлении деловых и нравственных качеств, в личной жизни и домашнем укладе, в отношениях с подчиненными и руководителями самого высокого ранга.
14. Двойственность и противоречивость Онисимова, его этический максимализм, доходящий до личного аскетизма, и безусловное согласие с верховным политическим авторитететом определяют концепцию человека в романе «Новое назначение»: в образе главного героя поставлена актуальная (как для времени написания, так и для времени публикации) проблема нравственного кризиса человека системы, вступающего в практически неизбежные компромиссы с историческим злом и приближающегося к жизненному финалу без душевного согласия с миром и своей судьбой.
15.Ключевой для понимания авторского замысла становится сцена встречи Онисимова со Сталиным: художественно убедительно передана атмосфера напряженности, страха и полной неуверенности в своем будущем; Сталин выступает как роковая, никому не подчиненная сила, направляющая судьбу знакомы и незнакомых людей; при этом главные черты Онисимова как руководителя и государственного деятеля -отражение сталинского характера, иллюстрация механически точной работы административной системы, вопроизводящей принципы верховного управления на менее высоких уровнях.
16. Самый интенсивный период популярности «Нового назначения» пришелся на первые годы после публикации, на вторую половину 80-х. В критике (работы Г.Попова, В. Сурганова, А. Латыниной, А. Урбана, И. Золотусского, Н. Ивановой, П. Ульяшова, Н. Федь, Н. Хатюшина, Л. Лазарева) сделан акцент: 1) на актуальности и своевременности романа, ставящего проблему «Человек и власть»; 2) на духовно-политическом контексте как драматической основе формирования личной судьбы; 3) на «производственной» основе романа, который становится психологическим исследованием; 4) на мотиве «сшибки» с собственной совестью как основе личной трагедии.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Саркисян, Жанна Петровна, 2005 год
1. Собрание сочинений: В 4 т.- М., 1975
2. Собрание сочинений: В 4 т. М., 1993
3. Бек А. Жизнь Власа Лесовика. М.,19394. Бек А. Доменщики. М.,1946
4. Бек А. Зерно стали. М.,1950
5. Бек А. Тимофей -открытое сердце. М.,1955
6. Бек А. Счастливая рука. М.,1962
7. Бек А. На фронте и в тылу. М.,1965
8. Бек А. Мои герои. -М., 1967
9. Бек А. Почтовая проза. М., 1968
10. Бек А. В последний час. М.,1972
11. Бек А. Такова должность. М.,1973
12. Бек А. На другой день. М.,1990
13. Бек А. Страницы жизни // Вопросы литературы.- М.,1960. №3
14. Бек А. Жизнь подсказывает. М., 19'69
15. Бек А. Страницы жизни // Советские писатели. Автобиография т.4 - М., 1972
16. Бек А. Курако //Знамя М.,1934. № 5.
17. Бек А. События одной ночи // Знамя М., 1936. № 4.
18. Бек А. Счастливая рука // Знамя М.,1959. №.12.
19. Бек А. Новое назначение // Знамя- М.,1986. №.10-11.
20. Бек А. Новое назначение // М.: Советский писатель, 1988.
21. Бек А. Панфиловцы на первом рубеже (Повесть о страхе и бесстрашии) // Знамя-М.,1943.№ 5-6.
22. Бек А. Волоколамское шоссе. (Вторая повесть о панфиловцах) // Знамя.1. М.,1944. № 5-6.
23. Бек А. Несколько дней // Новый мир. М., 1960. № 2,3.
24. Бек А. Резерв генерала Панфилова // Новый мир. М.,1960. № 12
25. Бек А. Волоколамское шоссе. (Впервые отдельное издание)- // М., 1962
26. Бек А. Талант. (Жизнь Бережкова) // Новый мир. М.,1956. № 1-5.
27. Бек А. На другой день // Дружба народов.- М.,1989. № 8-9
28. Бек А. На другой день М.: «Известия», 1990.
29. Бек А. Такова должность // Новый мир. М.,1969. № 7
30. Бек А. Почтовая проза // М.: Советский писатель. 1968
31. Бек А. Роман о романе // Взгляд, Критика, Полемика, Публикации».- М., 1988
32. Статьи Бека в газете «Известия Ревкома» г. Новороссийска и политотдела 22 дивизии (1920 года):
33. Польша и Советская Россия// Четверг, 15 апреля.- № 11. -С. 1.
34. Живой труп // 18 апреля.- № 14.- СЛ.
35. Мирное предложение Англии //Вторник, 20 апреля. -№ 15.- СЛ.
36. Германия, Франция и Англия // Среда, 21 апреля. -№ 16.- СЛ.
37. Ильич (Жизнь и деятельность тов. В.И. Ленина) // Пятница, 23 апреля, -№ 18.-С. 1-2.
38. Рабочее движение на Западе // Воскресенье, 25 апреля.- № 20.- С. 1.
39. Красная армия и армия труда // Вторник, 27 апреля. -№ 21. -С. 1.
40. Кто победит // Среда, 28 апреля.-№ 22.- С. 1.
41. Еще один фронт//Пятница, 30 апреля.- № 24.- СЛ.
42. Праздник борьбы // Суббота, 1 мая.- № 25.- С. 1.
43. Праздник свободного коммунистического труда // Пятница, 7 мая.- № 29. -С. 1.
44. Киев пал! //Воскресенье, 9 мая.- 1920.-С. 1.
45. Первый съезд трудящихся // Среда, 12 мая.- 1920.- С. 1.
46. Жизнь нашей дивизии // Четверг, 13 мая.- 1920.- № 34. С. 3.
47. Павшим // Суббота, 17 апреля.- № 13.- С. 1.
48. Западный фронт и Армия Труда // Вторник, 11 мая.- № 32.- С. 1.
49. Дивизионная партийная конференция // Вторник, 18 мая.- № 38.- С. 1.
50. Готовьтесь к санитарной неделе // Суббота, 22 мая. 1920.- № 41.- С. 1.
51. Перелом //Воскресенье, 23 мая.-№ 42.- С. 1.
52. Учитесь у них //Четверг, 10 июня. 1920.- № 56.- С. 1.
53. Партийная жизнь. Наши ячейки // Вторник, 15 июня. 1920. № 60.- С. 3.
54. Жизнь нашей дивизии. Наша годовщина // Вторник, 13 июня.- № 84.- С. 3.
55. Жизнь нашей дивизии. Субботник-6-го июля //Среда, 21 июля.- № 91.-С.З.
56. Статьи А. Бека в других изданиях
57. Рабочий, который болеет душой // Правда.- М., 1924. 4 мая.
58. А.С. Серафимович (К 65-летию со дня рождения)// Известия. М., 1928.19 января.
59. Горький и его читатель // Известия .- М., 1928. 29 марта.
60. Исповедь интеллигента (О романе В. Бахметьева «Преступление Мартына» //Читатель и писатель.- М., 1928.- 23 июня.
61. Похороны «лишнего человека» (по толстым журналам) // Красная звезда. -М., 1929.- 7 июля. С. 3.
62. Библиография (О живых и «мертвеньких»; Обзор журналов «Октябрь» № 5, «Красная новь» № 5, «Новый мир» № 5, «Молодая гвардия» № 10) // Труд.- М., 1929.- 9 июля. .
63. Включим рабочую критику в движение пролетарской литературы // Литературная газета.- М., 1929.- 18 ноября.
64. Где корни рационализма? А.Бек и Л. Тоом // Литературная газета.- М.,1930. 15 июля.1. Статьи и рассказы А. Бека
65. Борьба за стальной лист //Литературная газета.- М., 1947.- 4 октября. -№43.
66. Гневное обличение //Литературная газета. 1949.- 30 марта.- С. 3.
67. Встреча в вагоне // Литературная газета.- М., 1949.- 23 апреля.- № 33.-С. 2-3.680 свищах // Литературная газета.- М., 1950.- № 6.-18 января.- С. 2.
68. Разговор о будущем // Литературная газета.- М., 1951.- № 27.- 6 марта.-С.2.
69. А.Бек Дед. рассказ // Литературная газета.- М., 1954.11 марта. (В соавт-е с Н. Лойко)
70. А.Бек Новатор и рутинеры // Литературная газета.- М., 1955.- 17 мая.-С. 1. (В соавт-е с Н.Лойко)
71. Новая веха истории ( В связи с проектом Директив хх съезда КПСС по 6-му пятилетнему плану) // Литературная газета.- М., 1956.- 17 января,- С. 1.
72. Наши творческие планы. Интернациональная дружба // Вечерняя Москва. -М., 1956.-31 октября,- С. 3.
73. А.Бек Девушка с характером, рассказ // Труд.- М., 1956.- 6 мая. (В соавт-е с Н. Лойко)
74. А.Бек О новаторах и бюрократизме // Литературная газета.- М., 1956.16 октября. (В соавт-е с Н. Лойко) .
75. Пятый главк // Литературная газета.- М., 1957.- 12 марта.- С. 2.
76. Вместе с партией // Литературная газета.- М., 1957.- 31 августа.- С.1.
77. Великий поход (В связи с 75-летием И.П. Бардина) // Литературная газета.-М., 1958.- 18 ноября.- С. 2.
78. Слово Ильича. (О языке Ленина) // Литературная газета.- М., I960,- 22апреля.- С. 2.
79. А.Бек Ленин смотрит в зал // Литературная газета,- М., I960.- 28 мая.- С. 1. (В соавт-е с Н. Лойко)
80. А.Бек Зал рукоплещет: на трибуне Н.С.Хрущев // Литературная газета.-М., I960.- 31 мая.- С. 1. (В соавт-е с.Н. Лойко).
81. Люди великого пятидесятилетия (Еще раз. о кабинете мемуаров) // Литературная газета.- М., I960.- 30 июня.- С. 1-2.
82. О книге солдата / Предисловие к роману
83. Д. Нолля «Приключения- Вернера Хольта» // Иностранная литература. 1962. №4. С. 7).
84. Штрихи (Записи военного корреспондента о К.К. Рокоссовском) // Вечерняя Москва.- М., 1961.-9 декабря.- С. 3.
85. Книга и хлеб//Московская правда.- М., 1963.- 8 сентября.- С. 3.
86. Шоссе, особо памятное // Вечерняя Москва.- М., 1963.- 25 мая.- С. 2.
87. Серго (Глава из нового романа «Мои знакомые) // Литературная газета.-М., 1964.-7 ноября.- С. 3.
88. Родные места (Глава из романа «Мои знакомые») // Труд.- М., 1965.- 6 июня.- С. 2.
89. Завидная юность Феди Панько// Литературная Россия.- М., 1966.- 26 августа.- С. 16.
90. Поворачивая колесо истории. (Подвигу панфил овцев-25 лет) // Московский комсомолец.- М., 1966.- 16 ноября.- С. 1.
91. Отечественная война (Из неопубликованных набросков к книге «Волоколамское шоссе») //Литературная Россия.- М., 1966.- 2 декабря.- № 49.- С. 15.
92. Как сие ни парадоксально. Ленинский автограф на книге //Литературная газета.- М., 1968.-№ 17.
93. Второе венчание // Литературная Россия.- М., 1969.- 16 мая.
94. Картане понадобится. //Правда.- М., 1966.- 5 декабря.- С. 3.
95. Контратака (Страничка из фронтовых дневников) // Труд.- М., 1971.- 5 декабря.- С. 3.
96. В тот декабрьский день // Вечерняя Москва.- М., 1971.- 6 декабря.- С. 3.
97. На Волоколамском шоссе ( 30-летие битвы под Москвой) // Литературная газета.- М., 1971.- 1 декабря.- № 49.- С. 3.
98. День отдыха Наркома. Рассказ // Литературная газета.- М., 1972.- 2 февраля,- С. 7.
99. Бек А. «Верю, что роман победит.» // Наука и жизнь. 1987. № 4. С. 407.
100. Статьи и публикации о А. Беке
101. Баженов Г. Дорогами жанра: как рождается очерк // Литературная учеба. -М., 1979.- №5.
102. Баренц С. На шоссе Волоколамском ( о спектакле) // Литературная газета. -М., 1966.- 10 декабря.- С. 1.
103. ОО.Басинский П. О природе очерка // Литературная учеба.- М., 1996.- № 3.
104. Бек Т. Книга, рожденная дважды (К творческой истории романа А.Бека «Талант»- «Жизнь Бережкова») // Литературная газета.- М., 1976.- № 42,20 октября.- С. 7.
105. Бек Т. Спасибо Вам всем за улыбки. Главное- не принять выкрики посткоммунистов и черной сотни за голос России // Литературная газета. -М., 1993.- 12 мая.- № 19.- С. 3.
106. ЮЗ.Бочаров А. От имени поколения // Литературная газета.- М., 1979.-№50.
107. Ю4.Бочаров А. Бесспорно подлинная жизнь // Дружба народов.- М., 1979.-№ 2-5
108. Бочаров А. Из фронтового архива: К.Симонов- воен. Корр. Газеты «КЗ», 1941г. // В мире книг.- М., 1985.- № 4.
109. Юб.Бочаров А. Литература и время. М., 1988.
110. Г. О. Винокур Биография и культура. М.: Гос. акад. худож. Наук. 1927.
111. Вирский В. Тимофей Открытое сердце // Вечерняя Москва.- М., 1959.- 3 декабря.
112. Вишневская И. Портрет А.Бека // Литературная Россия.- М., 1968.- 9 февраля.- № 7.- С. 19.
113. Ю.Войны у них в памяти нету, война у них только в крови» // Знамя. 1995. №5. С. 191
114. Ш.Грудцова О. Правда о войне (по повести «Волоколамское шоссе) // Советская Культура.- М., 1967.- 24 января.- С. 3.
115. Дирингеров А. Молодые ли это люди? // Комсомольская правда,- М., 1954.- 15 октября.
116. Дмитровский М. О художественности в публицистике // Журналистика, Алма-Ата.- 1974.- Вып.4.
117. Дудинцев В. Размышления у Останкинской башни // Литературная газета.- М., 1971.- № 29.- 14 июля.- С. 8.
118. Кищик Н. На огненной высоте (О спектакле «Мхата» «Волоколамское шоссе») // Известия.- М., 1981.- 22 декабря.- С. 6.
119. Пб.Коптяева А. Творцы жизни // Литературная газета.- М., 1948.- 20 октября.
120. Людвинская Т.Ф. Посмотрите этот фильм // Советская культура.- М., 1965.- 16 марта.-С. 1.
121. Марьямов А. Необходимое и случайное // Литературная газета.- М., 1954.-5 октября.
122. Микулин -новая повесть А.Бека (Над чем работают писатели) // Вечерняя Москва.- М., 1946.- 21 марта.
123. Мунблит Г. Записки доменщика // Литературная газета.- М., 1940.- 20марта.
124. Момыш-Улы Б. За нами Москва. Записки офицера. Алма-Ата, 1958. С. 342).121.
125. Орлов В. Молодые люди // Труд.- М., 1954.- 28 октября.
126. Перцов В. Социалистическая тема'// М., 1934.- 28 марта.
127. Пинчук А. О военной тематике в литературе // Советский воин,- М., 1993.-№2.
128. Понедельник Вл. Комбайн Гусева будет! // Литературная газета.- М., 1956.-4 февраля.- С. 2.
129. Путинцев Н. Подвиг не умирает. Премьера Центрального театра Сов.Армии по повести А.Бека // Вечерняя Москва.- М., 1966.- 10 декабря.-С. 1.
130. Рубецкая Н. Живые страницы легенды // Московская правда,- М., 1965.3 марта.- С. 3.
131. Цитриняк Г. На сцене и в зале // Литературная газета.- М., 1966.-10 декабря.- СЛ.
132. Резник О. художественная публицистика в годы войны // Новый мир.-М., 1945.-№ 11-12.
133. Симонов А. Тема войны в литературе и искусстве // Советская культура.-М., 1990.-№ 18.
134. Финк Л. В зеркале библиографии // Вопросы литературы.- М., 1986.- № 7.
135. Шевченко В. О публицистике первого периода ВОВ // Вестник МГУ. Журналистика.- 1967.- №2.
136. Щелокова Л. Эволюция русской прозы о войне. (40-80-е годы XX века) // М., 1995.1. Критика
137. Абрамов А. Лирика и эпос ВОВ. Проблематика, стиль, поэтика. 2-е изд. М.: Советский писатель, 1975.
138. Абрамов А. В огне великой войны. Проблематика. Стиль. Поэтика. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1987.
139. Александров И.А. Григорьев Г. Михаил Курако. Серия ЖЗЛ. М.: Молодая гвардия, 1958.
140. Алексеев В. Русский советский очерк. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1980.
141. Алексеев А.Т. Великая Отечественная война в художественных исканиях прозы 70-80-х гг. (Проблема героя и способы ее художественного решения): Автореф. диссертации кандидата филологических наук.- Л., 1987.
142. Адамович А. О современной военной прозе,- М.: Советский писатель, 1981.
143. Адамович А. Отвоевались!- М., 1990.
144. Адамович А. Мы- шестидесятники: эссе, публицистика. М., 1991.
145. Апухтина В.А. Советская проза на современном этапе (60-70-е годы).-М., 1984.
146. Афанасьев И.Н. Антивоенная направленность творчества В. Быкова. Автореф. диссертации кандидата филологических наук. Минск, 1990.
147. Африканов В. Человек, не похожий на человека // Литературная газета. -1989.- 15 ноября.- № 46.- С. 4.
148. Бакланов Г .Я. Время собирать камни: Статьи, портреты, 141.беседы. М.: Агентство печати «Новости», 1989. С. 93.
149. Баранов В. «В революцию дальше!» // Литературная Россия.- 1988.- 4 марта.- С. 4-5.143 .Бардин. Жизнь инженера. М.: Молодая гвардия, 1938.
150. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. // Сост. С.Г . Бочаров; текстподгот. Г.С. Бернштейн , JI.B. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева, С.Г. Бочарова.- М., Искусство, 1979.
151. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет.-М., 1975.
152. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности.- М., 1979.
153. Бек Т. Мы доживаем жизнь отцов // Собеседник.- 1989.- № 22.- С. 7.
154. Бек Т., Логинов В. К истории последних ленинских документов: Из архива писателя А.Бека, беседовавшего в 1967г. С личными секретарями Ленина// Московские новости.- 1989 .- № 17.- С. 8-9.
155. Бек Т. Путник «Волоколамского шоссе»: о книге моего отца // Литература (Приложение к газете «1 Сентября»).- 1995.- 18 мая.- С. 4.
156. Бенц Л .Я. Повести Василя Быкова: Автореф. диссертации кандидата филологических наук.-М., 1990.
157. Бонецкая Н.К. образ автора в системе художественного произведения. Автореф. диссертации кандидата филологических наук.- М., 1986.
158. Воронов В.И. Художественная концепция: Из опыта советской прозы 60-80х годов: Статьи.- М., 1984.
159. Воробьев Е. Длинное, длинное Волоколамское шоссе : К 80-летию со дня рождения А.Бека//Литературная газета.- 1983.- 16 февраля.- С. 4.
160. Всемирная история.// Мысль.-М., 1965.
161. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977.
162. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. Л., 1979.
163. Глинкин П.Е. Русская проза о Великой Отечественной войне: Автореф. диссертации кандидата филологических наук.-. 1971.
164. Глушков Н. Очерковые формы в советской литературе.- Ростов-н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1969.
165. Горловский А. Назначение человека // Литературная Россия.- 1986.19 декабря.-С. 6.
166. Горбунцов Д. С премьерой! (Новое издательство «Книжная палата» выпускает кн. А.Бека «Новое назначение») // Правда.- 1987.- 16 декабря.-С.6.
167. Гранин Д. Остров молодых // Новый мир.- 1962.- № 6.- С. 24.
168. Гроссман В. Годы войны.- М., Правда.- 1989.
169. Грудцова О.М. А.Бек. Критико-биографический очерк // М.; Советский писатель.- 1967.
170. Дедков И.А. Василь Быков. Повесть о человеке, который выстоял. М.: Сов. писатель, 1990. С. 25-26
171. Деке Пьер. Продолжение одного шедевра // Новости Парижа.- 1963.7-13 декабря.
172. Добренко Е. Метафора власти. Литература сталинской эпохи в историческом освещении.-Мюнхен, 1993.
173. Жуков С. Фронтовая печать в годы ВОВ.- М.: Изд-во МГУ, 1968.
174. Журавлева А. Писатели-прозаики в годы Великой Отечественной войны: героический пафос прозы военных лет.- М.: Просвещение, 1978.
175. Журавлева А.А. Проза периода Великой Отечественной войны.- М.,
176. Журбина Е. Искусство очерка. М.: Советский писатель, 1957. 170.3олотрубова Н.Н. Нравственные аспекты войны и мира в прозе К.Д. Воробьева: Автореф. диссертации кандидата филологических наук.- Воронеж, 1995. -23 с.
177. Игорь Золотусский «Отчет о пути» Знание. 1987. № 1. С. 24.
178. Наталья Иванова «Испытание правдой» Знамя. 1987. № 4. С. 57.
179. Иванов С. Книга о доменщиках // Труд.- 2 февраля.- 1947.
180. Иванов Д. Коробовы- рабочие люди // Октябрь.- 1975.- № 8.- С. 212-214.
181. История фабрик и заводов М., 1931.
182. История второй мировой войны 1939-1945 Воен. Изд. Мин. Обороны СССР, М., 1976.
183. История Вов 1941-45. //Воен. изд. СССР, М.: 1963.
184. История русской советской литературы,- Т.2, М.: Ан СССР, I960.- С. 48.
185. Клименко Е. Заложники истории? // Литературное обозрение.- 1990.- № 7.-С. 44-45.
186. КЛЭ под ред. А. Суркова.- М.: Советская энциклопедия, 1972.
187. Ковский В.Е. Литературный процесс 60-70х годов. (Динамика развития и проблемы изучения современной советской литературы). М., 1983.
188. Коган А. Перечитывая войну.- М.: Художественная литература, 1975.
189. Корнилов В. Памяти А.Бека: Стихи //Надежда.- 1988.- С. 140-141.- Огонек.-1987.-№ 17.-С.14.
190. Козлов И. О тех, кто выстоял // Красная звезда.- 1963.- 16 февраля.
191. Козлов И. Продолжение легенды // Литературная газета.- 1961.- 11 апреля.
192. Коннор Т.Э. Анатолий Луначарский и советская политика в области культуры. М.,1992. С. 123.
193. Косенко П. Генерал правды //Простор.- 1961.- № 12.- С. 123-125. Ш.Кузнецов М. Жизнь Бека// Вопросы литературы.- 1969.- №8.- С. 200-202.
194. Кузнецов М. Певец талантов: А. Бек» // Кузнецова М.- Советский роман.-1986.- С. 200-232.
195. Кузнецов М. Советский роман М.: 1986.
196. Кривицкий А. Кое-что о писателе и его герое.- Знамя.- 1962.- № 2.
197. Кривицкий А. Военная публицистика и фронтовые очерки.- М., 1966.
198. Критика повести А.Бека // Звезда.- № 1.- 1952.
199. Кузьмичев И. Литературные перекрестки: типология жанров, их историческая судьба.-Горький, 1983.
200. Кудрявцев В. С точки зрения металлурга: о книге А.А. Бека «Новое назначение» //Наука и жизнь.- 1988,- № 12.- С. 28-32.
201. Кульгавчук М.В. Проза К. Воробьева и В. Семина в контексте литературного процесса (к проблеме авторской позиции): Автореф. диссертации кандидата филологических наук. М.: МГУ, 1990.- С. 24
202. Курбанский В. Редактор в 17 лет: (Из биографии писателя) // Литературная Россия.- 1987.- № 49.- С. 24.
203. Курбанский В. А.Бек- журналист и редактор: (Время и судьбы).- Советская Кубань.- 1987.- 20 ноября.
204. Лазарев Л. К. Симонов: очерк жизни и творчества.- М.: Художественная литература, 1985.
205. Лазарев Л. История, отраженная в человеке (О романах А.Бека) // Октябрь.-1989.-№ 11.-С. 182-188.
206. Латынина А. Анамнез витэ министра Онисимова.- Октябрь.- 1987.- № 4.- С. 201-204.
207. Лебедева М. Русская советская литература периода ВОВ. М.: Высшая школа, 1964.
208. Лебединский Н. Бек А. Беседа писателя //Литературная газета.-М., 1971 .17 февраля.
209. Лейтес А. Советская литература на международной арене.- Новый мир.-1947.-№3.-С. 167.
210. Леонов Б. Свет подвига: героико-патриотическая тема в советской литературе. М.: Сов. Россия, 1985.
211. Литературный энциклопедический словарь/ Под общей ред.
212. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, А.Г. Бочаров и др.-М., 1987.
213. Локтев Н.Ф. Жанрово-стилистические проблемы советской литературы. Калинин, 1982.
214. Ломидзе Г.И. Нравственные истоки подвига. М., 1975.
215. Лукина М. Мы доживаем жизнь отцов. (Беседа с дочерью писателя
216. A.Бека Татьяной) // Собеседник,- 1989.- № 22.- С.7.
217. Макина М. Русский советский рассказ. Вопросы развития жанра.-Л., 1975.
218. Маслова Н. Путевой очерк: проблемы жанра.-М.: Знание, 1980.
219. Методология анализа литературного процесса: Сборник статей.- М., 1989.
220. Масловский В. Глазами очевидца // Новый мир.- 1969.- № 9.- С. 240-242.
221. Мирошкин В.Д. Нравственно-психологические аспекты современной советской прозы о войне.- М., 1990.
222. Мирошкин В.Д. Нравственно-психологические аспекты современной советской прозы о Великой Отечественной войне (К. Воробьев, Ю. Пиляр,
223. B. Семин): Автореф. диссертации кандидата филологических наук. М.: Моск. облает, педагог, ин-т им. Н.К. Крупской, 1990. - 16 с.
224. Нехаев Р.В. Проблема «Человек и война» в творчестве Ю. Бондарева.-М., 1979.215.0ляндэр Л. Документалистика о ВОВ (история развития и поэтика документальной прозы).-Л.: Свит, 1990.216.0ртенберг Д. Год 1942: рассказ- хроника.- М.: Политиздат, 1988.
225. Паустовский К. Книга скитаний // Новый мир,- 1963.- № 11.- С. 84.
226. Петракова Н.В. Военная проза К. Воробьева (проблема характера) //
227. Советская литература: традиции и новаторство. Межвузов. Сб. JI: Изд-во Ленинградского ун-та, 1986. - Вып. 3. - С. 132-143.
228. Петракова Н.В. Творческая история повести К.Д. Воробьева «Это мы, Господи!» // Проблемы жанра и стиля художественного произведения. -Владивосток, 1988.- С. 82-89.
229. Питляр И. Люди смелой и щедрой мысли // Знамя.- 1956.- №8.
230. Плоткин Л. Литература и война. ВОВ в русской советской прозе. М.;-Л. Советский писатель, 1967.
231. Плоткин Л. Писатель и эпоха: Статьи. -Л.: Советский писатель, Лениншгр. Отд. .-1981.
232. Попов Г. С точки зрения экономиста // Наука и жизнь.- 1987.- №4.- С. 54-65.
233. Прохоров Е. Искусство публицистики: размышления и разборы.- М.: Советский писатель, 1984.
234. Ради жизни на земле.- М.: Военизд, 1959.- С. 86-87.
235. Рубашкин А. И. Эребург: путь писателя.- Л.: Советский писатель, Ленингр. Отд-ие, 1990.
236. Русская советская повесть 20-30-х годов.- Л.: Наука.- 1976.
237. Русские советские писатели-прозаики. Библиографический указатель. Т. 1.-Л., 1959.
238. Саватеев В. Первые уроки времени // Литературная газета.- 1987.2 января.- С. 8-9.
239. Сараскина Л. Не мечем, а духом (Русская литёратура о войне и мире).-М.: Знание, 1989.
240. Сарнов Б. Был он ерник и затворник: 25 лет назад умер А.Бек. -Литературная газета.- 1997.- 5 ноября.- С. 12.
241. Седакова О. Войны у них в памяти нету, война у них только в крови» //1. Знамя. 1995. №5. С. 191
242. Симонов К. Об Александре Беке. Литературная Россия.- 11 января.-1963.
243. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев, С.В. Тураев- М.: «Просвещение», 1974.
244. Советские писатели. Автобиографии / Сост. Козлов.- М., 1988.
245. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.
246. Соколова Н. А.Бек, писатель и человек (Воспоминания) // Вопросы литературы.- 1995.- Вып. 5.- С. 299-312.
247. Скоморохов П. Новые встречи со старыми знакомыми // Красная звезда.-1960.- 29 сентября.
248. Станюта А. Пространство проклятого квадрата // Дружба народов. -1990.-№9.-С. 206-211.
249. Субботин В. Стрела Волоколамского шоссе //Литературная газета. -1963.-7 февраля.
250. Сурганов Вс. И вновь продолжается бой : о романе А. Бека «Новое назначение» и не только о нем //Литературное обозрение.- 1987.- № 4.1. С. 9-14.
251. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Предисл. В. Каверина. М.: Наука. 1977.
252. Ульяшов П. Оставаться собой. //Труд.- 1987.- 20 декабря.
253. Урбан А. Дела и люди : вчера и сегодня //Звезда. 1987.- № 7. С. 195-206.
254. Федорченко Ф. Народ на войне. М.; 1990.245Федь Н. О чем спор? // Наш современник.- 1988.- № 6 С. 163-164.
255. Хализев В.Е. Теория литературы .- М.: Высшая школа, 2002.
256. Хатюшин В. К чему приводит схема // Молодая гвардия.- 1989.- № 2.-С. 245-253.
257. Хотимский А.И. Герой и время / Образы исторических деятелей в современной советской прозе.- М., 1976.
258. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы.- М., 1975.
259. Цейтлин М. Почта писателя,- Литературная Россия.- 1969.- 7 марта.-С. 16.
260. Чапчахов Ф. Человек и флокены // Литературная газета.- 1987.- 4 февраля.- С. 5.
261. Чеботарев М. Страдая за людей // Сибирские огни. 1991. - № 7. - С. 280-297.
262. Черепанов М. Работа над очерком.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1964. 254.Штейн Н. Н. Курако и другие герои А.Бека // Новый мир. 1967. № 10.-С. 251-253.
263. Эренбург И. Люди, годы, жизнь,- М.: Советский писатель, 1990.
264. Явчуновский Я. Документальные жанры. Образ. Жанр. Структура произведения.- Саратов: Саратовский ун-т, 1974.
265. Янская И., Кардин В. Пределы достоверности.- М., Советский писатель, 1986.1. Сборники
266. Великая Отечественная война в современной литературе: Сб. ст. АН СССР, Институт им. A.M. Горького. М.: Наука, 1982.
267. Военная публицистика и фронтовые очерки. М.: Художественная литература, 1966.
268. Всемирная история. М.: Мысль, 1965. Т. 10. С. 139.
269. История второй мировой войны 1939-1945. М.: Воен. издат., 1976. Т. 4.
270. История Великой Отечественной войны 1941-1945. М.: Воен. издат. 1963. С. 246).
271. В тисках идеологии: Антология литературно-политических документов. 1919-1927. М., 1992. С. 41.
272. Жанрово-стилевые искания современной военной прозы Под ред. JT.M. Поляк и В.Е. Ковского.- М.: Наука, 1971.
273. Литература и публицистика. Проблемы взаимодействия Под ред. М.Б. Плюхановой.- Тарту, Тарт. ун-т, 1986.
274. Навсегда в сердце : Сб. статей и очерков / Сост. и ред. Б.А. Тарасов.-Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1973.
275. Оружием слова. Военно-патриотическая тема в советской литературе.-М.: Художественная литература, 1978.267.0т Советского Информбюро. (публицистика и очерки военных лет). В 2 т. М.: Изд-во АПН, 1984.
276. Советские писатели на фронтах ВОВ. Кн. 1, 2.- М.: Наука, 1966.
277. Фронтовые очерки о ВОВ: В 3 т. М.: Воениздат, 1957-1958.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.