Творческое саморазвитие участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.05, кандидат наук Каримов, Марат Аглямович
- Специальность ВАК РФ13.00.05
- Количество страниц 213
Оглавление диссертации кандидат наук Каримов, Марат Аглямович
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ УЧАСТНИКОВ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО
ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО
ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА
1.1. Творческое саморазвитие участников художественной деятельности
1.2 Формирующие возможности башкирского народного танцевального
искусства
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТВОРЧЕСКОМУ САМОРАЗВИТИЮ УЧАСТНИКОВ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ НАРОДНОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ИСКУССТВА
2.1. Организационно-педагогические условия и социокультурная модель творческого саморазвития участников хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства
2.2. Ход и результаты экспериментальной работы
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива2012 год, кандидат педагогических наук Мочалов, Денис Владимирович
Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива2010 год, кандидат педагогических наук Марченко, Сергей Евгеньевич
Социально-культурные условия формирования творческой активности младших школьников в самодеятельных хореографических коллективах2014 год, кандидат наук Патрикеева, Светлана Анатольевна
Педагогические условия формирования пластической культуры участников самодеятельных хореографических студий2014 год, кандидат наук Догудовский, Владимир Владимирович
Танец в истории культуры народов Сибири2009 год, доктор искусствоведения Буксикова, Ольга Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческое саморазвитие участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Вектор и динамика развития человека определяется взаимодействием противоречивых процессов цивилизационных и культурных изменений. Цивилизационные изменения способствуют эволюции человека преимущественно как экономического субъекта. Культурные изменения предполагают сохранение и развитие человека как субъекта культуры. Баланс цивилизационных и культурных изменений человека обеспечивается их соразмерностью, нарушение которой осложняет развитие и проводит к личностным деформациям. Творческое саморазвитие интегрирует компоненты структуры и обеспечивает целостность человека в ходе социокультурной эволюции.
Диалектика цивилизационной и культурной эволюции требует динамичного соотношения, поддерживающего ускоряющийся темп развития человека. Цивилизационные трансформации интенсивны, масштабны, поражают воображение достигнутыми результатами и вызывают тревогу своей неоднозначностью и возможными последствиями. Порождение цивилизации — глобализм заключает в себе не только плоды технологических прорывов, интенсификацию межкультурных коммуникаций, универсализацию социально-культурных практик, но и обедняет культуру, препятствуя ее содержательному разнообразию и ограничивая формы проявления.
На фоне цивилизационных прорывов культура более консервативна и призвана поддерживать динамическое равновесие устойчивости и изменчивости общественной эволюции. Культура является хранительницей и носительницей традиционных (сакральных) ценностей, которые обусловливают аксиологическую основу мировосприятия и миропонимания человека. Если цивилизационная среда оказывает вероятностное воздействие на человека (то активизируя, то подавляя саморазвитие), то культура в своих классических и
народных образцах придает индивидуальному развитию динамику и смысл. Это порождает стремление преодолеть дискомфорт и актуализировать пространство творческого саморазвития человека.
Этнокультура интегрирует художественную культуру, в том числе народное хореографическое искусство, которое расцвечивает палитру культурного наследия народов мира собственными красками и служит презентации достижений народа в культурном строительстве.
Субъект цивилизации и культуры выступает интегрирующим началом социокультурных процессов и одухотворяет новейшие технологические достижения духовным основанием культуры, в пространстве которой он осуществляет воссоздание себя в творчестве. Человек одновременно является субъектом доминирующих в мире процессов глобализации и регионализации. Глобализация универсализирует культуру и задает вектор творческого саморазвития человека. Регионализация сохраняет самобытность культуры и потенциал творческого саморазвития народов, которые к ней принадлежат.
Творчество преобразует культурную составляющую человека и способствует повороту от личности как социального проекта к личности как самопроекту. Результатом творческого саморазвития оказывается когнитивная сложность и усиление потенциала межкультурных коммуникаций.
Субъект культуры является объектом цивилизации. Субъект цивилизации оказывается объектом культурного воздействия. Человек одновременно находится в состоянии подчинения и консенсуса. Творческое саморазвитие обеспечивает доминирование субъективности в противоречивом механизме взаимодействия объективации и субъективации, который запускается интеграцией в социокультурное пространство.
Саморазвивающаяся творческая личность - это открытая
индивидуальность, которая обладает аналитическим, интуитивным и духовным
интеллектом. Такая личность диалогична, ориентирована на партнерство и
достижение устойчивого интерсубъективного сотрудничества. Диалогическое
4
мышление креативно, культурообразующе и не является широко распространенным. Данный тип мышления формируется и является результатом творческого саморазвития.
Хореографическое искусство относится к личностно-креативному типу культуры. В этом типе присутствует достаточно широкий нелинейный спектр, так как траектория развития культурного пространства обусловливается преимущественно свободным целеполаганием субъектов, воплощенном в акте творчества. Действие этого фактора умножается свободой творческого выбора и способностью осуществлять этот выбор. Творческий процесс подчиняется субъективной воле выбирающего.
Народный танец как феномен этнокультуры инициирует творческое саморазвитие участников самодеятельного хореографического коллектива. Вместе с тем , практика свидетельствует о недостаточном внимании к вопросам творческого саморазвития в хореографических коллективах, в художественной деятельности которых доминируют постановочные занятия и подготовка к выступлениям, носящим рекламно-отчетный характер.
Степень научной разработанности проблемы. Проблема творческого саморазвития междисциплинарна и многоаспектна. Различны подходы к ее решению, нашедшие отражение в исследованиях философов, психологов и педагогов.
Теоретические основы творчества, его природа и компоненты, сущностные и смысловые характеристики, становление творческой личности и ее проявления раскрыты в работах А.Л.Галина, Т.В.Виноградова, Г.А.Давыдова, А.М.Коршунова, А.Ф.Лосева, В.Ф.Овчинникова, Л.Н.Столович и др.
Психологический анализ творчества и творческого процесса осуществлен в исследованиях А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, М.А.Котляревской, Я.А.Пономарева, Б.М.Теплова и др.
Отдельные вопросы художественного творчества отражена Р.Р.Гарифуллиным, О.И.Никифоровой, П.М.Якобсон и др.
Проблематике педагогического творчества, творческому саморазвитию и развитию творческих способностей детей, организации творческого процесса уделено много внимания в исследованиях В.И.Андреева, В.И.Загвязинского, В.А.Кан - Калика, Н.Д.Никандрова и др.
Творческий потенциал социально-культурной деятельности раскрыт М.А.Ариарским, А.Д.Жарковым, А.П.Марковым, В.Е.Новаторовым, ВЛ.Суртаевым, П.П.Тереховым и др.
Различные аспекты творческого развития личности в социально — культурной деятельности нашли отражение в диссертациях А.Н.Заусалина [2006], О.А.Калимуллиной [2009], О.В.Опариной [2009], Р.И.Турхановой [2006] и др.
Хореографическое искусство в контексте философской проблематики изучено В.В.Вансловым, А.Л.Волынским, Т.М.Дубских, Г.П.Менчиковым и др.
Теория и практика танцевального искусства разработана Л.Д.Блоком, В.М.Богдановым - Березовским, Л.И.Бочаровым, Р.В.Захаровым, И.В.Лифиц, Л.В.Лопуховым, И.В.Смирновым, Ю.Е.Соколовским, Н.А.Карташовой,
B.И.Панферовым, Г.Франио, А.В.Ширяевым и др.
Методика преподавания хореографии рассмотрена в работах Ю.Б.Абдокова, О.В.Беликовой, Г.Ф.Богданова, И.Г.Генслер, Г.П.Гусева, А.К.Кульбековой, Е.В.Николаевой Б.Б.Мануйлова, П.А.Пестова, Т.В.Пуртовой М.В.Судаковой, Е.Н.Фокиной и др.
Вопросы творческой деятельности народных хореографических коллективов отражены Ф.А.Гаскаровым, И.А.Моисеевым и др.
Влиянию самодеятельных хореографических коллективов на развитие личности его участников посвящены диссертационные исследования А.Н.Брусницыной [2007], М.Л.Дюкова [2009], Л.А.Каюмова [2010],
C.Е.Марченко [2010], Д.В.Мочалова [2012], Э.А.Широкой [2005] и др.
Этнопедагогический аспект танцевального искусства раскрыт Л.И.Нагаевым, В.Е.Стариковым, Ю.Е.Соколовской, Г.Х.Тагировым, Т.С.Ткаченко, В.И.Уральской и др.
Несмотря на столь пристальное внимание к проблеме творчества и творческого развития личности данная проблематика не рассматривалась и не имела прецедентов изучения на уровне влияния социокультурных практик. В частности, недостаточно разработанными остаются проблемы, связанные с теоретическим осмыслением творческого саморазвития участников хореографических коллективов на основе народного танцевального искусства.
На основании проанализированных источников, обобщения практического опыта деятельности самодеятельных хореографических коллективов по творческому саморазвитию его участников были выявлены противоречия между:
тенденциями в современном искусстве, обусловливающими унификацию, и потребностью личности в сохранении творческого своеобразия на основе приобщения к национальной танцевальной культуре;
- потребностью хореографических коллективов в участниках, способных творчески саморазвиваться, и недостаточной разработанностью учебно -методических рекомендаций по творческому саморазвитию участников народного танцевального коллектива;
существующим педагогическим потенциалом национального танцевального искусства и недостаточным его использованием в творческом саморазвитии участников самодеятельного хореграфического коллектива.
Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования и позволили сформулировать его проблему: каковы организационно — педагогические условия и социокультурная модель творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства?
Исходя из этого, была определена тема: Творческое саморазвитие участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить организационно - педагогические условия и социокультурную модель творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства.
Объект исследования: процесс творческого саморазвития участников профессионального хореографического коллектива.
Предмет исследования: организационно - педагогические условия творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства.
Гипотеза исследования: творческое саморазвитие участников
самодеятельного хореографического коллектива на основе народного
танцевального искусства будет эффективным, если:
раскрыт потенциал самодеятельного хореографического коллектива в
творческом саморазвитии его участников;
определены формирующие возможности башкирского народного
танцевального искусства;
выявлена специфика творческого саморазвития участников
самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танца;
определены и обоснованы организационно — педагогические условия
творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического
коллектива на основе народного танцевального искусства (творческое
саморазвитие участников самодеятельного танцевального коллектива
осуществляется на занятиях в хореографических кружках; в целях творческого
саморазвития активно используются игровые сюжеты башкирских народных
танцев; осуществляется мобилизация способностей к творческому
8
саморазвитию участников самодеятельного хореографического коллектива в ходе создания художественного образа языком танца; творческое саморазвитие участников хореографического коллектива обеспечивается средствами усвоения музыкально — ритмической и импровизационной культуры; организация развивающего пространства танцевально — творческого коллектива способствует творческому саморазвитию его участников);
разработана и апробирована социокультурная модель творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства.
Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач.
1. Осуществить теоретический анализ проблемы творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства.
2. Обосновать педагогический потенциал самодеятельного народного танцевального ансамбля в творческом саморазвитии его участников.
3. Раскрыть формирующие возможности башкирского народного танца.
4. Выявить специфику творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танца.
5. Теоретически обосновать и экспериментально апробировать организационно - педагогические условия и социокультурную модель творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства.
Методологическую основу исследования составили диалектическая теория познания (А.А.Гусейнов, К.А.Шварцман, А.К.Судаков и др.), теории (само)развития (А.П.Белик, С.Т.Мелюхин, А.М.Миклин, В.Н.Подольский, Л.А.Петрушенко, Э.Г.Юдин и др.), системный подход (А.Н.Аверьянов, В.Г.Афанасьев, Е.Н.Елисеев, В.П.Кузьмин, В.Н.Садовский и др.), психологические теории личности, деятельности и творчества (Б.Г.Ананьев,
В.А.Андреев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.Ш.Масленникова,
A.В.Петровский, С.Л.Рубинштейн и др.).
Теоретической основой исследования явились научные теории развития личности (К.А.Абульханова — Славская, Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, Л.Ю.Сироткин, Д.И.Фельдштейн, В.А.Ядов и др.), теории творческого развития и саморазвития (А.В.Брушлинский, Н.В.Гончаренко, Г.А.Давыдова, В.Ф.Овчинников, Л.Н.Столович, Я.И.Пономарев и др.), теории социально-культурной деятельности (Б.С.Алишев, Т.И.Бакланова, Е.И.Григорьева, Ю.Д.Красильников, Н.Ф.Максютин, Р.Г.Салахутдинов,
B.М.Рябков и др.), теории личности как субъекта социально-культурной деятельности (Г.М.Бирженюк, Р.С.Гарифуллина, Л.С.Жаркова, Б.Г.Мосалев Д.В.Шамсутдинова и др.); теоретические подходы к развитию личности средствами хореографического искусства (М.С.Боголюбская, Л.А.Каюмова, И.Н.Мордовина, В.Н.Нилов, Н.И.Тарасов, Т.А.Устинова и др.).
Методы исследования: теоретические (изучение философской, психологической, педагогической и специальной литературы, нормативной документации по теме исследования, анализ, синтез, сравнение, педагогическое моделирование, обобщение); эмпирические (педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, анкетирование, тестирование, различные виды опросов и экспертных оценок, констатирующий и формирующий эксперимент); статистические (статистическая обработка полученных данных, качественный и количественный анализ результатов исследования).
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе подготовительных групп Башкирского хореографического колледжа им. Р.Нуреева (г.Уфа).
Этапы исследования. Исследование осуществлялось с 2000 по 2013 год и проходило три этапа.
На первом (поисково - аналитическом) этапе (2000 — 2005 гг.)
изучалось современное состояние проблемы творческого (само)развития
10
участников хореографического коллектива, проводился анализ философской, психологической, педагогической и научно — методической литературы, обобщался практический опыт самодеятельных хореографических коллективов, определялась тема и исходные параметры исследования, его гипотеза, методологические и теоретические основы, экспериментальная база, разрабатывалась программа и методики исследования.
На втором (организационно - экспериментальном) этапе (2005 — 2011 гг.) проводился констатирующий и формирующий эксперимент, в ходе которого уточнялась и конкретизировалась гипотеза исследования, проверялись и корректировались педагогические условия творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танца.
На третьем (обобщающим) этапе (2011 — 2013 гг.) осуществлялось теоретическое обобщение, систематизация, статистическая обработка результатов эксперимента, проверка их достоверности, формулировались и конкретизировались выводы, уточнялись отдельные теоретические положения, осуществлялась научная и литературная редакция текста диссертации, внедрялись в практику результаты исследования.
Научная новизна исследования заключается в следующем.
1. Уточнено понятие «творческое саморазвитие», которое определяется как духовная деятельность человека, инициированная цивилизационным и культурным пространством и направленная на изменение внутренних представлений о себе, воспроизведение и формирование себя как личности определенного типа, на поиск креативных форм деятельности и усвоение базовых компетенций, на достижение нового качества личности (доминанту которой составляет творческая направленность) и результата деятельности, который отличается новизной.
2. Раскрыт педагогический потенциал самодеятельного
хореографического коллектива в творческом саморазвитии его участников,
11
активизирующий присвоение традиционно сложившихся элементов национальной танцевальной культуры, дающий импульс к комплексному освоению мира культуры и открывающему возможности межкультурных коммуникаций, основанием которых является сотворчество культур и творческое саморазвитие их субъектов.
3. Выявлены и обоснованы организационно - педагогические условия творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства.
4. Разработана и экспериментально апробирована социокультурная модель творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства, имеющая следующую структуру: целевой компонент, определяющий цель и задачи исследования; теоретико - методологический компонент, содержащий в себе общие и частные принципы, организационно - педагогические условия творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического коллектива; содержательный компонент, включающий в себя основные направления педагогической работы; процессуальный компонент, представляющий собой совокупность форм и методов воспитательной работы по творческому саморазвитию участников самодеятельных танцевальных коллективов; диагностико — результативный компонент, предполагающий выделение критериев (когнитивный, эмоционально - эмпатийный, мотивационно — ценностный, деятельностный) и уровней (репродуктивный, ситуативный, творческий) творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно
вносит определенный вклад в теорию и методику социально — культурной
деятельности. Полученные результаты обогащают научные представления о
творческом саморазвитии участников самодеятельного хореографического
12
коллектива. В ходе исследования раскрыт педагогический потенциал самодеятельного хореографического коллектива в творческом саморазвитии его участников; определены формирующие возможности башкирского народного танцевального искусства; выявлена специфика творческого саморазвития участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танца; уточнены смыслообразующие характеристики понятия «творческое саморазвитие» применительно к участникам самодеятельного хореографического коллектива. Доказано, что пространство самодеятельного хореографического коллектива обеспечивает творческое саморазвитие его участников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты имеют значительные перспективы использования для построения моделей творческого саморазвития участников самодеятельных художественных коллективов. Основные результаты исследования могут быть использованы в ходе организации творческой деятельности в условиях работы досуговых центров, центров дополнительного образования и других образовательно - воспитательных учреждений различного типа. Полученные результаты обеспечивают педагогов научно — обоснованными выводами и рекомендациями по творческому саморазвитию участников самодеятельного танцевального коллектива. Опубликованное автором учебно - методические пособия и монография широко используются педагогами - хореографами в практике преподавания, при разработке спецкурсов, методических рекомендаций, программ по творческому саморазвитию участников самодеятельного хореографического коллектива. Выводы и основные положения диссертации используются руководителями самодеятельных хореографических коллективов в работе с их участниками и в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов - хореографов.
Обоснованность и достоверность результатов исследования
обеспечена целостностью методологических позиций, непротиворечивостью
13
исходных теоретических положений, комплексным применением апробированного исследовательского и аналитического аппарата; обусловлена использованием совокупности теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету исследования, экспериментальным подтверждением гипотезы исследования, воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью выборок, качественным и количественным анализом полученных данных, обработкой результатов исследования статистическими методами, опорой на многолетний личный педагогический опыт работы соискателя в качестве преподавателя хореографии и руководителя хореографического коллектива.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения, полученные результаты, выводы и рекомендации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии, кафедры социально - культурной деятельности, кафедры народного танца ФГБОУ ВПО «Казанский государственный университет культуры и искусств» (г.Казань, 2005 - 2013 гг.), на международных конкурсах [г.Римини (Италия), 2012, г.Барселона (Испания), 2012], всероссийских научно
- практических конференциях (г.Уфа, 2012 и т.д.), республиканских семинарах
- практикумах для руководителей детских танцевальных коллективов народного танца (г.Уфа, 2012 и т.д.) а также нашли отражение в опубликованных статьях, учебно - методических пособиях, монографии и учебно — методических комплексах. По теме исследования опубликовано 7 работ, в том числе два учебно - методических пособия, монография и три работы в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства образования и наука Российской Федерации. Результаты исследования внедрены в деятельность образцового хореографического ансамбля «Солнышко» (г.Стерлитамак), народного ансамбля танца «Виктория» (г.Нефтекамск), ансамбля танца школы
- интерната им. Рами Гарипова (г.Уфа), школы — студии при ГААНТ им. Файзи
Гаскарова (г.Уфа), подготовительной студии при БХК им. Р.Нуреева (г.Уфа),
14
танцевального коллектива ДДТ им. В.М.Комарова (г.Уфа), а также в учебный процесс Башкирского хореографического колледжа им. Р.Нуреева (г.Уфа), о чем свидетельствуют акты о внедрении.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Творческое саморазвитие участников самодеятельного хореографического коллектива - это имеющая индивидуальную природу деятельность по целеориентированному изменению субъекта художественного процесса, которая направлена на поиск творческого начала и достижение мастерства на основе импровизации; результат которой обладает признаками новизны и создает основу для самовоспитания творческих способностей, актуализирующихся в искусстве народного танца и обеспечивающих сотворчество.
2. Творческое саморазвитие участников самодеятельного хореографического коллектива на основе народного танцевального искусства отличается специфическими признаками:
- творческое саморазвитие осуществляется в культурообразующем пространстве народного хореографического коллектива, определяющего синтез физического развития и стремления к постижению духовной сущности танцевального искусства;
доминантой творческого саморазвития становится народная танцевальная культура, которая ориентирует на постижение художественных образов и образцов, освоение аксиологического пространства национальной культуры и способствует идентификации, интеграции с национальной культурной средой, усвоению определенного стиля мышления, соответствующих ценностей и норм;
- творческое саморазвитие происходит в процессе освоения музыкально - ритмического разнообразия народного танца;
творческое саморазвитие определяют способности участников танцевального коллектива к импровизации, которая обогащает язык танца и усиливает художественную выразительность образа;
- творческое саморазвитие обусловливается присвоением национальных образцов, получивших художественное выражение и осмысление в танце, знаков, кодов и символов культуры, фольклорных образов, создающих мир народного танца;
- творческое саморазвитие осуществляется через ролевую игру, сюжет которой основан на народных традициях и выражен языком танца.
3. Системообразующий характер искусства танца обусловливает потенциал самодеятельного хореографического коллектива в творческом саморазвитии его участников, который составляет: интеграция музыки, ритмики и движения, оптимизация аудиовизуальных и двигательных форм освоения социокультурного пространства, присвоение содержания и форм народной танцевальной культуры, обеспечение открытости миру культуры и способности вести межкультурный диалог языком танца.
4. Формирующие возможности башкирского народного танцевального искусства определяются: содержанием в танце национальных образов, знаков, кодов и символов; половозрастной дифференциацией; сложившейся веками моделью восприятия окружающего мира и человека; сочетанием сольных, дуэтных и хороводных танцев; единством легкости и ритмичности, торжественности и сосредоточенности, основанных на импровизации; эпичностью и психологичностью народного танца; пластичностью и разнообразием мизансцен; синтетическим и игровым характером башкирского танца.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности», 13.00.05 шифр ВАК
Взаимосвязь традиционных и инновационных методов в профессиональной подготовке руководителей детских хореографических коллективов2006 год, кандидат педагогических наук Тарасенко, Татьяна Викторовна
Феномен алтайского танца: истоки и современность2021 год, кандидат наук Шинжина Айана Ивановна
История развития самодеятельного искусства в северных районах Красноярского края в середине 60 – первой половине 80-х гг. XX в.2021 год, кандидат наук Селиванова Анастасия Алексеевна
Хореография в музыкально-театральной культуре Воронежского края: история становления и развития (1917-1991 гг.)2021 год, кандидат наук Паничева Анастасия Константиновна
Хореография в музыкально-театральной культуре Воронежского края: история становления и развития (1917-1991 гг.)2021 год, кандидат наук Паничева Анастасия Константиновна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Каримов, Марат Аглямович, 2013 год
Список использованной литературы
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В.И.Андреев. - Казань: Изд-во Казан, ун- та, 1988. - 237 с.
2. Андронников, И. Несколько слов об Игоре Моисееве / И. Андронников // Совет, балет. - 1983. - № 2. - С. 31-32.
3. Ариарский, М.А. Социально - культурная деятельность как предмет научного исследования / М.А. Ариарский. - СПб.: Арт — студия, 2008. 244 с.
4. Аршинов, В.И. Синергетическое знание: между сетью и принципами/ В.И. Аршинов, В.Э. Войцехович // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. - М.: Прогресс - Традиция, 2000. - С. 107 - 121.
5. Балет: энциклопедия / под ред. Ю.Н. Григоровича. — М.: Советская энциклопедия, 1981.-623 с.
6. Барановский, В.Н. Генезис и функции категории самодвижения / В.Н.Барановский. - Киев: Вища школа, 1985. - 136 с.
7. Баррон, Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя / Ф. Баррон // Вопросы психологии. - 1990. - №2. - С. 153-159.
8. Барышникова, Т. Азбука хореографии / Т. Барышникова. - М.: Рольф, 1999.-272 с.
9. Батракова, С.Н. Методологические основы педагогического процесса: учебное пособие / С.Н. Батракова. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 2001. — 96 с.
10. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. — М.: Искусство, 1986.-444 с.
11. Башкирские свадебные обряды. Сост. М.А. Бурангулов // Научный архив, БФАН СССР, ф. 3. оп. 12. д. 215-а, Л. 1-2.
12. Башкирско-русский словарь. М., 1958. - 633 с.
13. Белобрыкииа, O.A. Маленькие волшебники или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы / O.A. Белобрыкина. -Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993. - 62с.
14. Бережная, М.С. Основные направления и перспективы социокультурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества / М.С. Бережная. - М.: ИХО РАО, Научные фонды, 2006. - 144 с.
15. Б л ажина, В. Осенняя ярмарка / В. Блажина // Педсовет. - 2004. -№7. -С. 12-15.
16. Блок, JLД. Классический танец. История и современность/ Л.Д. Блок. - М.: Искусство, 1987. — 556 с.
17. Боголюбская, М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания М.С. Боголюбская. — М.: ВНМЦ НТИ и КПР, 1986. - 128 с.
18. Брусницына, А.Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе учреждений дополнительного образования детей: личностно - деятельностный подход: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.05 / А.Н. Брусницына. - М., 2007. - 25 с.
19. Брушлинский, A.B. Избранные психологические труды / A.B. Брушлинский. - М.: Ин-т психологии РАН, 2006. — 621 с.
20. Буева, Л.П. Человек: деятельность и общение / Л.П. Буева. - М.: Мысль, 1978.-216 с.
21. Бухвостова, Л.В., Мастерство хореографа / Л.В.Бухвостова, С.А. Щекотихина. - Орел, 2004. - 295с.
22. Бухвостова, J1.B. Фольклорный материал при создании сценического танца // Образование и общество, 2004, № 1 (24). - С. 108 - 111.
23. Ваганова, А.Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» / А.Я. Ваганова. - СПб.: Лань, 2000.- 192 с.
24. Волкова, М.В. Интеграция технологий обучения и воспитания в формировании личности школьников / М.В. Волкова. - М.: Изд-во МГТУ им. М.А. Шолохова, 2007. - 620 с.
25. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования. — М.: Институт практической психологии, 1997.- 136 с.
26. Воронович, Б.А. Категория деятельности в историческом материализме / Б.А. Воронович, Ю.К. Плетников. - М.: Знание, 1975. - 64 с.
27. Выготский, Л.С. Психология искусства / Под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987г. - 344с.
28. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.
29. Гавришина, И.Н. Типы и формы аргументации (на материале политического дискурса) / И.Н. Гавришина // Смысл текста в процессе коммуникации: сб. науч. тр. / З.К. Бурнацева (отв. ред). - М.: ПГИИЯ им. М.Тореза, 1990. - С. 11 - 26.
30. Галин, А.Л. Личность и творчество: психол. Этюды / А.Л. Галин. -Новосибирск: Кн. Изд-во, 1989. — 126 с.
31. Гарифуллин P.P. Психология художественного творчества: учебное пособие. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004. - 138 с.
32. Гаскаров, Ф. А. Башкирские танцы / Ф. А. Гаскаров. - 2-е изд. — Уфа: Башк. Кн. Изд-во, 1978. - 182 с.
33. Генслер, И.Г. Методика преподавания характерного танца: учебное пособие. - СПб: Академия русского балета А .Я. Вагановой, 2011. - 64 с.
34. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка: учебное пособие для вузов искусств и культуры / Г.П. Гусев. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003- 208 с.
35. Гусев, Г.П. Методика преподавания народного танца: Танцевальные движения и комбинации на середине зала / Г.П. Гусев. - М.: ВЛАДОС, 2004. -208 с.
36. Давыдова, Г.А. Творчество и диалектика / Г.А. Давыдова. — М.: Наука, 1976.- 175 с.
37. Демин, М.В. Природа деятельности / М.В. Демин. М.: Изд — во Моск. Ун-та, 1984.- 168 с.
38. Детские подвижные игры народов СССР / Под ред. Т.Н. Осокиной. -М.: Просвещение, 1989.-239 с.
39. Диалектика живой природы / Под ред. Н.П. Дубинина, Г.В. Платонова. - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 360 с.
40. Донцов, А.И. Психология коллектива / А.И. Донцов. - М.: Изд-во МГУ, 1984.-208 с.
41. Дополнительное образование детей : учебное пособие для студ. ВУЗов / под ред. O.E. Лебедева. - М. Владос, 2003. — 256 с.
42. Дубских, Т.М. О некоторых проблемах обучения народно-сценическому танцу / Т.М. Дубских // Музыкальное и худ-ное образование
детей и юношества: межвуз. сб. науч. тр. Урал. Гос. пед. ун-т. — Екатеринбург, 2009.-С. 36-40.
43. Дубских, Т.М. Историко-генетические закономерности развития танцевального искусства: лекция для студентов ЧГАКИ / Т.М. Дубских. — Челябинск, 2002 - 19 с.
44. Дункан, А. Моя жизнь. Моя Россия / перевод Ю. Яковлева. - М.: Политиздат, 1992. - 397 с.
45. Дюков, М.Л. Технологии социально—культурной деятельности как фактор развития творческих способностей участников самодеятельного театрального коллектива: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.05 / М.Л. Дюков. - Тамбов, 2009. - 24 с.
46. Жарков, А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств / А.Д. Жарков. - М.: Изд. дом МГУКИ, 2007. - 480 с.
47. Загвязинский, В.И. Педагогическое творчество учителя/В.И.Загвязинский. - М: Педагогика, 1987. - 159 с.
48. Заусалин, А.Н. Формирование художественно-творческих способностей детей младшего школьного возраста в клубах по месту жительства: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.05 / А.Н. Заусалин. — Тамбов, 2006. - 24 с.
49. Захаров, Р.В. Артист балета - художник творящий образ / Р.В. Захаров // Балет. - 1996. -№86. - С. 12-14.
50. Захаров, Р.В. Сочинение танца: Страницы педагогического опыта-2-е изд. /Р.В. Захаров. -М.: Искусство, 1989.-235 с.
51. Захаров, Р.В. Записки балетмейстера / Р. В. Захаров. — М.: Искусство 1976.-351 с.
52. Захаров, Р.В. Слово о танце / Р.В. Захаров. — М.: Молодая гвардия, 1979.-159 с.
53. Захарова, И.Ю. Музыка и танцы [Текст] /И.Ю. Захарова // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып.4. — 101с.
54. Ивлева, Л.Д. Методика педагогического руководства любительским коллективом: учебное пособие / Л.Д. Ивлева. - Челябинск, 2004 — 58с.
55. Исупов, К.Г. В поисках сущности игры / К.Г. Исупов // Философ, науки.- 1977.-№6.-С. 154-158.
56. Исупов, К.Г. Второе рождение проблемы « Игра и искусство» / К.Г. Исупов//Философ науки - 1974.-№5-С. 145-148.
57. Кабурнеева, Е.О. Педагогические традиции хореографического образования в России (на примере Москоской государственной академии хореографии) / Е.О. Кабурнеева // Вестник Московского университета МВД России. 2010. - № 7. - С. 14 - 16.
58. Кабурнеева, Е.О. Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / Е.О. Кабурнеева.-М., 2011.-21 с.
59. Каган, М.С. Человеческая деятельность / М.С. Каган. -М.: Политиздат, 1974. - 328 с.
60. Калимуллина, О.А. Развитие творческого потенциала подростков средствами музыкально-эстетических практик: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.05 / О.А. Калимуллина. - Казань, 2009. - 23 с.
61. Кан-Калик, В.А. Педагогическое творчество/В.А.Кан -Калик, Н.Д. Никандров. - М: Педагогика, 1990. - 144 с.
62. Каримов, М.А. Танец - творчество, развитие, воспитание: учебно-методическое пособие для педагогов средних специальных и высших учебных заведений по хореографии / М.А.Каримов. - Уфа: РУМЦ МК РБ, 2012. - 88 с.
63. Каримов, М.А. Обучение и творческое воспитание профессионального танцовщика ансамбля народного танца (на базе народно-сценического отделения хореографического колледжа им. Р. Нуреева, г. Уфа) / М.А. Каримов. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013.-96 с.
64. Каримов, М.А., Силкин П.А. Урок классического танца - фундамент в овладении элементами народно-сценического танца. Вестник АРБ им. А .Я. Вагановой. №28 (2) 2012.-383 с.
65. Карташова, H.A. Воспитание танцем. Заметки балетмейстера / H.A. Карташова. - Челябинск, 1976. - 112с.
66. Каюмов, JI.A. Формирование культуры межнациональных отношений у подростков средствами хореографического искусства: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / JI.A. Каюмов. - Казань, 2010. -21 с.
67. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. -М.: МГУКИ, 2001. - 136 с.
68. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004. - 539 с.
69. Комарова, Т.С. Коллективное творчество детей: учебное пособие / Т.С. Комарова. -М.: Российское педагогическое агентство, 1998 - 106 с.
70. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество / А.М.Коршунов. -М.: Политиздат, 1971.-255 с.
71. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников: учебно-методическое пособие / О.П. Котикова. - Минск, 1999. — 156 с.
72. Котляревская, М.А. Приобщение к творчеству / М.А. Котляревская. -Новосибирск: Новосибирское книжное изд., 1987. - 128с.
73. Кудрявцев, В. Креативный потенциал ребенка [Электронные ресурсы] /В. Кудрявцев // Интернет-доклад. — http://vtk.interro/ru.
74. Кузеев, Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир / Р.Г. Кузеев. -Уфа, 1957.-344 с.
75. Культурно-досуговая деятельность / Под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижова. - М.: МГУК, 1998, - 461 с.
76. Лебединский Л.Н. Башкирские песни и наигрыши / Л.Н. Лебединский. - М. - Л., 1965. -1-9.
77. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность: учебное пособие для студентов высших пед. учебное заведений / Н.С. Лейтес. - М.: Академия, 2000. - 320 с.
78. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -T.II. - М.: Педагогика, 1983. - 320 с.
79. Лепехин И.И. Дневные записки путешествия по разным провинциям Российского государства в 1770 году. / И.И. Лепехин. — Спб.,1802. - 264 с.
80. Лифиц, И.В. Ритмика: учебное пособие для студентов высших пед. учебное заведений / И.В. Лифиц. — М.: Академия, 1999. - 224с.
81. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1999. - 350 с.
82. Лопухов Л.В., Ширяев A.B., Бочаров Л.И. Основы характерного танца. 4-е изд. — СПб: «Издательство Планета Музыки»: Издательство «Лань», 2010.-344 с.
83. Лосев, А.Ф. Диалектика творческого акта (Краткий очерк) /А.Ф. Лосев // В кн.: Контекст. Литературно-творческие исследования. — М.: Наука, 1982. - С. 51-73.
84. Лубовский, Д. Диагностика креативности: современное состояние и перспективы развития / Д. Лубовский // Психологическая наука и образование. - 2004. - №3. — С.82-85.
85. Лурия, А.Р. Язык и сознание / А.Р. Лурия. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979.-319 с.
86. Макаренко, A.C. Пед. соч: В 8-ми т. Т.4 / A.C. Макаренко. — М.: Педагогика, 1984 - 400 с.
87. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность / Н.Ф. Максютин. -Казань: Медицина, 1995. - 140 с.
88. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / А.П. Марков, Г.М. Барженюк. - СПб.: Наука, 2007. - 124 с.
89. Марченко, С.Е. Роль педагога-хореографа в эстетическом воспитании подростков / С.Е.Марченко//Омский научный вестник. 2010. -№5(91).-С. 132-134. 368 с.
90. Марченко, С.Е. Формирование эстетической культуры подростков в условиях самодеятельного хореографического коллектива: автореф. дис. ...канд. пед. наук / С.Е. Марченко. - Барнаул, 2010. - 20 с.
91. Мелик-Паташев, A.A. Проблемы детской художественной одаренности /A.A. Мелик-Паташев. // Одаренный ребенок. - 2003. — №5. -234 с.
92. Мерлин, B.C. Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция / B.C. Мерлин // Психология индивидуальных
различий/Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2000. — 776 с.
93. Месерер, A.M. Танец. Мысль. Время / A.M. Месерер. -М.: Искусство, 1990. - 565 с.
94. Миклин, A.M. Категория развития в марксистской диалектики / A.M. Миклин, В.В. Подольский. - М.: Мысль, 1980. - 166 с.
95. Мингажетдинов, М.Х. Этногенетические мотивы в башкирских сказках // Археология и этнография Башкирии. - Уфа, 1971. т. 4, — 302 с.
96. Моисеев, И. «Гастроль, длинною в жизнь. Я вспоминаю...» 1998 — 2 издание, -М. «Согласие» - 146 с.
97. Моисеев, И. Голос дружбы и взаимопонимания / И. Моисеев // Совет. Балет.- 1983.- № 5. - 26 с.
98. Мордовина, И.Н. Хореографическое искусство России конца XX — начала XXI в.: тенденции развития. Курс, лекций: учебное пособие / И.Н. Мордовина. Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2010. — 150 с.
99. Мосалев, Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Г. Мосалев. - М.: Изд-во МГУК, 1995. - 96 с.
100. Мохоря, Е.П. Диалектика сохранения и изменения / Е.П. Мохоря. -Кишинев: Штиинца, 1986. - 163 с.
101. Мочалов, Д.В. Формирование культуры художественного творчества участников самодеятельного хореографического коллектива: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Казань, 2012. — 22 с.
102. Нагаева, J1. И. Башкирская народная хореография / Нагаева JI. И. — Уфа: Башк. Изд-во « Китап», 1995. - 139 с.
103. Нагаева, JI. И. Танцы восточных башкир / Л. И. Нагаева. АН СССР. Башк. Филиал. Ин-т истории, языка и лит.- М.: Наука, 1981. — 126 с.
104. Науменко, Г. Веселая ярмарка / Г. Науменко // Молодежная эстрада. - 1999. - №4. - С. 77-92.
105. Низамеева, A.M. Социокультурное пространство вуза как фактор развития информационной компетентности студенческой молодежи / A.M. Низамеева. - Казань: «Ихлас», 2011. - 218 с.
106. Низамеева, A.M. Социокультурное пространство развития информационной компетентности студенческой молодежи: автореф. дис. ... канд. пед. наук / A.M. Низамеева. — Казань, 2011. - 18 с.
107. Никифорова, О.И. Исследования по психологии художественного творчества / О. И. Никифорова. - М.: Изд. МГУ, 1972. - 154 с.
108. Новая философская энциклопедия. Т. 1. / под ред. М.С. Ковалека. — М.: Мысль, 2000.-722с.
109. Новая философская энциклопедия. Т. 4. / под ред. М.С. Ковалека. -М.: Мысль, 2201.- 606 с.
110. Овчинников, В.Ф. Структура творческой деятельности // Ежегодник философского общества СССР. -М.: Наука, 1984. - С. 167-191.-353 с.
Ш.Опарина, О.В. Формирование креативной личности средствами хореографии в сфере досуга: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.05 / О.В. Опарина. - Казань, 2009. - 24 с.
112. Осипов, П.Н. Стимулирование самовоспитания учащихся / П.Н. Осипов. - Казань: Карпол, 1997. - 216 с.
113. Основы возрастной педагогики: учебное пособие для ВУЗов / Под ред. A.C. Белкина. -М.: Академия, 2000. - 188 с.
114. Останина, С.А. Педагогические условия формирования творческого стиля художественно-эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии / С.А.Останина // Молодой ученый. — 2011.- Т.2. - №4. - С. 110-112.
115. Останина, С.А. Формирование творческого стиля деятельности школьников в процессе художественно-эстетического образования / С.А. Останина // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. - 2009. - Т. 15. - №2. - С. 438^42.
116. Останина, С.А. Формирование творческого стиля художественно — эстетической деятельности школьников в образовательном пространстве гимназии: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.01 / С.А. Останина. -Петрозаводск, 2011. - 16 с.
117. Панферов, В.И. Основы композиции танца: экспериментальный учебник для студентов вузов, колледжей и училищ культуры и искусства / В.И. Панферов. - Челябинск, 2001. - 120 с.
118. Паршук, С.М. Роль хореографии в гармоничном развитии младших школьников / С.М. Паршук, А.О. Драган//Успехи современного естествознания. -2011. —№8.-С. 185- 186.
119. Педагогические ресурсы досуга. - Казань: Медицина, 1996. 140 с.
120. Плеханов, Г.В. Письма без адреса (1899-1900 гг.)// Искусство и литература. / Г.В. Плеханов. - М.,1948. - 165 с.
121. Пономарев,Я.И. Психология творчества и педагогика/ Я.И. Пономарев. -М.: Педагогика, 1976. - 303 с.
122. Психологические исследования творческой деятельности / под ред. O.K. Тихомирова. -М: Наука, 1975.-278 с.
123. Пузыни, Т.Г. Уроки свободного творчества / Т.Г. Пузыни // Свободное воспитание: отечественные традиции и инновации. — 2003. - №3. -97 с.
124. Пуртова, Т.В. Учите детей танцевать / Т.В. Пуртова, А.И. Беликова, О.В. Креветная. - М.: Искусство, 2003. - 205 с.
125. Путешествие Ибн-Фадлана на Волгу // Перевод и комментарии под ред. Акад. И.Ю. Крачковского. АН СССР, М. - Л., 1939, - 257 с.
126. Разумный, В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы / В.А. Разумный. - М: Мысль, 1969. - 190 с.
127. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - М.: Бахрах, 2000. - 672 с.
128. Резерв успеха — творчество / под ред. Г. Нойнера, В. Калвейта, X. Клейна: пер. с нем. - М.: Педагогика, 1989 - 120 с.
129. Роль искусства в развитии способностей школьников/ (Р.Г. Рабинович, Е.П. Крупник, B.C. Собкин и др.); под ред. Е.К. Чухман. - М.: Педагогика, 1985. - 142 с.
130. Рубинштейн, С.Л. Принципы и пути развития психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. -М.: Изд. Академии наук СССР - 1959 - 352 с.
131. Руденко, С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки / С.И. Руденко - М. - Л., 1955.- 13-14. - 286 с.
132. Салахутдинов, Р.Г. Социально-культурное творчество / Р.Г. Салахутдинов. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1997. - 87 с.
133. Сборник. Искусство и дети / Редактор-составитель В. Шестаков. -М.: Искусство, 1979.-261 с.
134. Семенов, И.Н. Исследование мышления в решении творческих задач: автореф. дисс. ...канд. психол. наук / И.Н. Семенов. - М.: 1980. — 45 с.
135. Силкин, П.А. Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца (на примере Академии Русского балета им. А .Я. Вагановой): дис. ...канд. пед. наук. - СПб., 2008. - 153 с.
136. Сироткин, Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание, учебно-методическое пособие / Л.Ю.Сироткин, А.Н. Хузиахметов. — Казань: Изд-во «Матбугат йорты», 1999. - 212 с.
137. Сироткин, Л.Ю. Теория и практика формирования социально устойчивой личности учащихся: автореф. дис. ...д-р пед. наук / Л.Ю. Сироткин. -Казань, 1993.-39 с.
138. Скудина, Т.С. Балет - 2-е изд. / Т. С. Скудина. - М.: Музгиз, 1963. -
64 с.
139. Смирнов, И.В. Искусство балетмейстера: учебное пособие для студ. культ-просвет, фак. вузов культуры и искусств / И.В. Смирнов. — М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
140. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / Под ред. Е.И. Григорьевой. - Тамбов, 2002. - 504 с.
141. Соколов-Каминский, A.A. Пляска / А.А.Соколов-Каминский // Народный танец: проблемы изучения: сб. науч. тр. Всеросс. НИИ искусствознания. - М., 1991.-211 с.
142. Соколов, A.B. Общая теория социальной коммуникации: учебное пособие / А.В.Соколов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. - 461 с.
143. Стариков В.Е. Удмуртские народные танцы/ В.Е.Стариков — Ижевск, 1981.- 117 с.
144. Столович, JI.H. Жизнь - Творчество - человек: Функции художественной деятельности / Л.Н. Столович. - М.: Политиздат, 1985. — 415 с.
145. Сулейменова, Э.Д. Понятие смысла в современной лингвистике / Э.Д. Сулейменова. - Алма-Ата: Мектеп. 1989. - 160 с.
146. Суртаев, В.Я. Игра как социокультурный феномен. — 2-е изд. испр. и доп. / В.Я. Суртаев. - СПб, 2005. - 272 с.
147. Тагиров, Г.Х. 100 татарских фольклорных танцев/Г.Х. Тагиров — Казань, 1988.- 155 с.
148. Тагиров, Г. X. Татарские танцы / Г. X. Тагиров; послесл. Ю. Виноградова. - Казань: Татар, кн. изд-во, 1984. -264 с.
149. Тарасов, Н.И. Классический танец /Н.И. Тарасов - 3-е изд. — СПб.: Лань, 2005.-496 с.
150. Тарасова E.H. Нравственное воспитание подростков средствами искусства в детских творческих объединениях: автореф. дис. ...канд. пед. наук: 13.00.05 / E.H. Тарасова. - Казань, 2008. - 20 с.
151. Теплов, Б.М. Психофизиология индивидуальных различий. Избр. психолог, труды / под ред. М.Г. Ярошевского. - М.: Издат. Московского психолого-социального ин- та. - Воронеж: Изд. НПО «Модек», 2003. - 640 с.
152. Ткаченко, Т.С. Народный танец: учебное пособие: для театр, и хореогр. учеб. заведений / Т.С. Ткаченко. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1967. -681 с.
153. Триодин, В.Е. Социально-культурная деятельность в условиях кризиса и его преодоления / В.Е.Триодин. - СПб.: Концерт, 2010. - 244 с.
154. Турханова, Р.И. Игровая досуговая деятельность как средство творческого развития личности; дис. ...канд.пед. наук: 13.00.05/Р.И. Турханова. -СПб., 2006.- 185 с.
155. Уральская, В.И. Народная хореография / В.И. Уральская, Ю.Е. Соколовский. - М.: Искусство, 1972. - 72 с.
156. Урок у станка: метод, рекомендации по народно-сценическому танцу: для студентов II курса и слушателей ФПК / сост. H.H. Вдовенко; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Челябинск, 1989. — 17 с.
157. Ушакова, Ю.В. Весело и просто (элементы образной хореографии как средство релаксации детей) / Ю.В. Ушакова // Начальное образование — 2005.-№1.-с. 48-50.
158. Федорова, JI.JI. Стратегия и тактика речевого общения в диалоге информирующего типа / JI.JI. Федорова // Культура, общение, текст / Отв. ред. Е.Ф. Тарасов. - М.: Наука, 1989. - С. 82-93.
159. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 6-е изд. перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1991.— 560 с.
160. Франио, Г. Методическое пособие по ритмике / Г. Франио, И. Лифиц. -М.: Музыка, 1995 - 122 с.
161. Харченко, В.К. Переносное значение слов / В.К. Харченко. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1989. - 143 с.
162. Художественное творчество и ребенок: монография, / Под ред. H.A. Ветлугиной. -М.: Педагогика, 1972. - 286 с.
163. Цапок, В.А. Творчество (Филос. аспект проблемы) / В.А. Цапок. -Кишинев: Штиинца, 1989. - 148 с.
164. Череднякова, А.Б. Имидж педагога-хореографа и проблемы его формирования / А.Б. Череднякова. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 166 с.
165. Шакуров, Р.Х. Эмоции. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) / Р.Х. Шакуров. - Казань: Центр инновационных технологий, 2001.-180 с.
166. Шамина, Л. Вперед, со Станиславским! / Л. Шамина // Советский балет, - 1991.- №5.- с.54-56.
167. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга / Д.В.Шамсутдинова. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2001. - 245 с.
168. Широкая, Э.А. Личностное развитие учащихся начального профессионального образования средствами хореографического искусства: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Э.А. Широкая. - Краснодар, 2005. - 185 с.
169. Шитова С.Н. Народная одежда башкир. Археология и этнография Башкирии. Т. III. - 1969. - 228 с.
170. Шумилин А.Т. Проблемы теории творчества / А.Т. Шумилин. — М.: Высшая школа, 1984. - 143 с.
171. Эндрюс, Т. Магия танца: ваше тело как инструмент силы / Т. Эндрюс. - М.: REFL- book; Киев: Ваклер, 1996. - 247 с.
172. Юдина, Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/ Е.И. Юдина. - М.: Аквариум, 1997. - 270 с.
173. Якобсон, П.М. Психология художественного творчества/ П.М. Якобсон. -М.: Знание, 1971. -47 с.
174. Янаева, H.H. Хореография: учебник для начальной хор-ой школы / H.H. Янаева. - М.: Релиз, 2004.- 340 с.
Электронные издания
175. Гладченкова, Н.Н. культурно-информационное пространство образовательного учреждения как среда становления нравственного опыта личности: дис. канд. пед. наук: [Электронные ресурс] / Н.Н. Гладченкова. — М., 2003. - Режим доступа: http://rspu.edu.ru.
176. Иванова, В.В. Дистанционное образование в философском контексте. [Электронные ресурс]. - Режим доступа: http://www.ostu.ru.
177. Сапотницкий, А.Я. Академические сети — новое информационно-интеллектуальное пространство: тез. докл. [Электронный ресурс]. — Ростов н/Д., 1995. - Режим доступа: http://www.math.rsu.ru/ovtrri/sap.html.
178. Щиголева, Н.В. Структура культурно-образовательного пространства [Электронный ресурс]. —Режим доступа: http://www.oim.ru/reader@nomer=319.asp
179. Russian Sociology on the Move / Ed. By V.A. Mansurov. - Moscow: RSS.,2010.
180. Sergey A. Kravchenko. The Dynamics of the Sociological Imagination (A Report for the XVII World Congress of Sociology)
181. http://www.metodolog.ru/00425/00425.html
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.