Творческий путь В. Г. Теплякова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Петренко, Евгений Викторович
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 203
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Петренко, Евгений Викторович
Введение.
Глава I. Биография В.Г. Теплякова как научная проблема.
Глава II. Творческий путь В.Г. Теплякова. Жанры и поэтические формы.
§ 1. Источниковедческая база описания творчества В.Г. Теплякова.
§ 2. Поэтическое наследие В.Г. Теплякова (1822—1828 гг.).
§ 3. Поэтическое наследие В.Г. Теплякова (1829—1835 гг.).
Глава III. Своеобразие творческого мышления В.Г. Теплякова.
Принципы циклизации.
§ 1. Поэтические сборники.
§ 2. Странствие как принцип организации цикла. «Фракийские элегии» и «Письма из Болгарии».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэзия П. А. Плетнева в литературном процессе первой трети XIX века2000 год, кандидат филологических наук Белехова, Светлана Павловна
Литературная позиция Е.А. Баратынского 1820 - первой половины 1830-х годов2005 год, кандидат филологических наук Хитрова, Дарья Михайловна
Философско-эстетическое своеобразие элегий Альфонса де Ламартина в контексте художественных исканий романтизма2006 год, кандидат филологических наук Богомолова, Екатерина Сергеевна
Система жанров в лирике декабристов2006 год, доктор филологических наук Ложкова, Татьяна Анатольевна
Поэзия А.А. Дельвига в контексте литературного развития 1810 - 1830-х годов: Традиции и новаторство2004 год, доктор филологических наук Жаткин, Дмитрий Николаевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Творческий путь В. Г. Теплякова»
Творчество Виктора Григорьевича Теплякова редко становилось предметом специального внимания исследователей, но обращение к его поэзии и прозе мы находим в целом ряде работ, посвященных русской литературе первой трети XIX в. Однако при том большом интересе, которое испытывают к пушкинскому времени наша научная общественность и широкие читательские массы можно сказать, что творчество Теплякова просто обойдено молчанием, в то время как сам А.С. Пушкин высказался о его творчестве вполне определенно положительно. Это значит, что и научной общественности следует уделить творчеству Теплякова гораздо больше внимания.
В основном историков литературы интересовала романтическая биография Теплякова, что вылилось в создании целого ряда биографических очерков разной степени основательности и авторитетности. Однако авторов всех этих работ проблемы творчества Теплякова интересовали в самую последнюю очередь1. С другой стороны, исследователей привлекала не только личность Теплякова, но и его отношения с литераторами того времени, в частности с А.С. Пушкиным, В.Ф. Одоевским, О.М. Сомовым и
1 Тепляков А.Г. Воспоминания о В.Г. Теплякове // Отечественные записки. 1843. Т. XXVIII. № 4. Отд. VIII. С. 74-103; Греч Н.И. Парижские письма с заметками о Дании, Германии, Голландии, Бельгии. СПб., 1847. С. 574575; Грен А.А. А.С. Пушкин // Общезанимательный вестник. 1857. № 6. С. 221-225; Грен А.А. А.С. Пушкин [продолжение] // Петербургский вестник. 1861. № 14. С. 310-314; Бычков Ф.А. В.Г. Тепляков (1804-1842). Биографический очерк // Исторический вестник. 1887. № 7. С. 5-23; Быков П. В.Г. Тепляков II Нива. 1888. № 41. С. 1016-1018; Из бумаг В.Г. Теплякова / Вступит, заметки и примеч. А.Ф. Шидловского // Русская старина. 1896. № 1-4, 10; Вацуро В.Э. В.Г. Тепляков If Поэты 1820-1830-х годов: В 2 т. Л., 1972. С. 593-598; Вацуро В.Э. К биографии В.Г. Теплякова // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1989. Т. XI. С. 192-211. другими2. Авторы биографических очерков получали материалы в основном от родственников Теплякова, поэтому, разумеется, их работы мало отличаются друг от друга. Первый биограф В.Г. Теплякова родной брат пио сателя Алексей Тепляков в свои «Воспоминания о В.Г. Теплякове» включает большое количество писем Теплякова. На их основе он и выстраивает биографию брата. Выбор именно такого подхода к подаче материала обусловлен осознанием А.Г. Тепляковым автобиографического характера творчества Теплякова, а письма демонстрируют это наиболее отчетливо. «Воспоминания о В.Г. Теплякове» вызвали целый ряд очерков о Теплякове, принадлежащих перу других авторов. Материал, излагаемый в них, зачастую повторяет уже известные факты, опубликованные А.Г. Тепляковым.
Популярность личности Теплякова вызвала, впрочем, и создание не только не вполне объективных, но и совсем неправдоподобных мемуаров. Так, в 1857 г. в «Общезанимательном вестнике» появляется статья А.Е. Грена, в которой говорится о знакомстве Теплякова с Пушкиным и их
2 Тамамшев АЛ. Неизданные письма В.Г. Теплякова к князю В.Ф. Одоевскому // Пушкин и его современники. Пг., 1918. Вып. XXIX-XXX; Фрей-делъ Е.В. Пушкин в дневнике и письмах В.Г. Теплякова // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1969. Т. 6; Вацуро В.Э. «Северные цветы». История альманаха Пушкина - Дельвига. М., 1978. С. 190, 270 и др.
3 Алексей Григорьевич Тепляков был сам не чужд литературе, о чем свидетельствует, в частности, очерк «Абрис», обнаруженный нами в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинский Дом): (9275 (3) LIII6. 18. JI. 10-11 об. Статья «Абрис», одно из немногих свидетельств творчества А.Г. Теплякова, не была, по всей видимости, нигде напечатана. Однако рассказ А.Г. Теплякова «Институтка», написанный в Твери, был опубликован в «Литературных приложениях к Русскому инвалиду» (1837. 18 декабря. № 51). Правда, автор остался не совсем доволен публикацией, и уже на страницах журнала внес в текст ряд поправок и дополнений (9275 (3). LIII б. 18. Л. 6-8). Очерк «Абрис», изображающий, вероятно, тверские губернские выборы, мы публикуем в Приложении. Кроме того, А.Г. Тепляков выступил в качестве издателя поэтического сборника своего брата 1832 г. и был автором предисловия к нему. встречах в Кишиневе в 1821 г. Там же приводится сфабрикованный дневник Теплякова4. Этот факт, не соответствующий действительности, впоследствии был использован П.И. Бартеневым в статье «Пушкин в южной России»5.
Статья, посвященная жизни Теплякова, была включена в состав «Русского биографического словаря»6. Во втором издании биобиблиографического словаря «Русские писатели. XIX век» также помещен очерк у жизни и творчества Теплякова . Существует повесть о Теплякове, написанная С.С. Тхоржевским и названная «Странник»8. Свою повесть С.С. Тхоржевский строит на материалах переписки Теплякова, его путевых дневников, «Писем из Болгарии», однако нигде не указывает источник цитирования. При всей ценности этой документальной повести (в ней приведены ряд очень интересных документов, проливающих свет на некоторые факты жизни Теплякова) необходимо все же признать, что повесть имеет по большей части только литературно-просветительское значение и объективно едва ли может быть использована даже в качестве вспомогательного материала при построении научный биографии Теплякова. Порой факты, приводимые автором биографии, противоречат материалам переписки Теплякова.
4 Грен А.А. А.С. Пушкин // Общезанимательный вестник. 1857. № 6. С. 222.
5 Бартенев П. Пушкин в южной России // Русский архив. 1866. Стлб. 1148— 1149. Новые данные о А.Е. Грене с попыткой пересмотреть некоторые оценки его деятельности см.: Алътшуллер М.Г. Записки Пушкина и Баратынского в публикациях А.Е. Грена // Временник Пушкинской комиссии. Выпуск 26. СПб., 1995.
6 Л<ернер> Н. Тепляков Виктор Григорьевич // Русский биографический словарь. Т. «Суворов - Ткачев». СПб., 1912. С. 479.
7 Виницкий И.Ю. Тепляков Виктор Григорьевич // Русские писатели, XIX век. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. М-Я. М., 1996. Ч. 2. о
Тхоржевский С. Странник // Тхоржевский С. Портреты пером. М., 1986. С. 9-112.
Наиболее авторитетная с научной точки зрения биография Теплякова представлена в статье В.Э. Вацуро «К биографии В.Г. Теплякова». Впервые в литературе исследователь полностью восстанавливает жизнь Теплякова с 1823 по 1827 гг., вводя в научный оборот целый ряд архивных материалов. Однако и эта ценная работа В.Э. Вацуро не может заменить собой полную, охватывающую всю жизнь научную и концептуальную биографию Теплякова.
Недостаточное внимание к творчеству Теплякова объясняется, прежде всего, принадлежностью его к поэтам «второго ряда». Исследователи Теплякова никогда не считали его выдающимся или оригинальным поэтом, сам же он был также весьма скромного мнения о своем творчестве и уровне своего таланта. Кроме того, слабую изученность темы можно объяснить еще и тем, что произведения Теплякова, опубликованные при жизни, в дальнейшем не переиздавались не только в полном объеме отдельными книгами, но даже избранные тексты были крайне незначительны в численном отношении, чтобы создать определенное впечатление о творчестве писателя. Имеется два прижизненных стихотворных сборника Теплякова, вышедших соответственно в 1832 г.9 и в 1836 г.10 и книга эпистолярной прозы «Письма из Болгарии», увидевшая свет в 1833 г.11 В состав различных антологий произведения Теплякова стали включаться только с 1919 г., когда Ю.Н. Верховский, составляя антологию «Поэты пушкинской поры», как и многие другие следовавшие за ним публикаторы, включил в нее лишь несколько стихотворений Теплякова. Публикация в составе книги стихотворений Теплякова объясняется общей целью, которою ставил перед собой Ю.Н. Верховский: он стремился представить поэзию пушкинской поры «как нечто многообразное и во многообразии цельное и еди
9 Тепляков В. Стихотворения. М., 1832.
10 Тепляков В. Стихотворения. СПб., 1836.
11 Тепляков В. Письма из Болгарии. СПб., 1833. ное», «обозреть ее в проявлениях великих и мелких» . Выбор произведений и расположение их в книге составитель антологии объяснял «принципом поэтики», то есть совокупностью художественных методов и технических приемов, системы, теоретически обосновывающей искусство поэзии. Кроме того, стихотворения должны были представлять итог поэтического, творческого самоопределения художника слова. Исходя из этого, Ю.Н. Верховский включил в антологию всего три произведения Теплякова, относящиеся к самому последнему периоду его творчества: «Одиночество», «Любовь и ненависть» и «Четвертую фракийскую элегию» - «Гебеджин-ские развалины». Выбор именно этих произведений не случаен. Как известно, Пушкин в своей рецензии на стихотворный сборник Теплякова 1836 г. отметил их как лучшие произведения. Но эволюция творчества поэта была, таким образом, закрыта от глаз читателя и исследователя.
В антологию «Поэты пушкинской поры», составленную в 1972 г. — 1 ^
Н.Л. Степановым , вошло уже восемь поэтических текстов Теплякова. Это стихотворения «Надпись к фонтану», «Кавказ», «Менада», «Любовь и ненависть», «Два ангела», «Одиночество» и три элегии из цикла «Фракийские элегии»: «Отплытие», «Томис», «Гебеджинские развалины». В том же 1972 г. в антологии «Поэты 1820-1830-х годов» («Библиотека поэта». Большая серия) В.Э. Вацуро отобрал для публикации 14 стихотворений Теплякова и целиком поэтический цикл «Фракийские элегии», - произведения, датируемые 1823-1836 гг. Стихотворения, вошедшие в сборник, позволяют составить представление об эволюции Теплякова-поэта, включить его в контекст поэзии пушкинской эпохи14. Кроме того, в этом издании В.Э. Вацуро впервые ввел в научный оборот вторую часть поэмы Теплякова «Бонифаций», относящуюся к 1823 г. Источником этой публикации стал
12 Верховский Ю.Н. Поэты пушкинской поры // Поэты пушкинской поры. М., 1919. С. 23.
13 Поэты пушкинской поры. М., 1972. автограф Теплякова, хранящийся в Рукописном отделе ИР ЛИ РАН (Пушкинский дом). До настоящего времени это издание является самым авторитетным и полным собранием поэтических текстов Теплякова, осуществленных после его смерти.
Эпистолярная проза Теплякова никогда не переиздавалась в полном объеме. И только один раз в сборнике «Проза русских поэтов» было пере
15 издано одно пятое письмо из книги «Письма из Болгарии» .
Составители всех этих разных изданий ставили перед собой определенные цели, так что им пришлось ограничиваться задачами «избранного». Конечно, для публикации выбирались только наиболее «значительные» и наиболее «значимые с эстетической точки зрения» стихотворные и прозаические тексты Теплякова (как, например, «Фракийские элегии»). Однако «значительность» и «значимость» этих текстов определяли публикаторы. Но чем пятое письмо из Болгарии значительнее остальных, сказать достаточно трудно, как, впрочем, и про стихотворные тексты Теплякова.
Невнимание к литературной деятельности Теплякова отмечалось уже в начале XX в. В частности, Ш. Беридзе писал именно об этом, назвав свою работу о Теплякове «Один из забытых»16. Вместе с тем можно отметить ряд устойчивых тем, которые вызывают интерес в связи с творчеством Теплякова.
Во-первых, к поэтической деятельности Теплякова исследователи постоянно обращаются при описании истории русской поэзии XIX в. Так, Л.Я. Гинзбург в своей фундаментальной книге «О лирике» называет Теплякова «учеником больших мастеров» и рассматривает его творчество в
14 Поэты 1820-1830-х годов: В 2 т. Л., 1972. Т. 1. С. 598-688.
15 Проза русских поэтов / Сост., подг. текстов и примеч. А.Л. Осповата. М., 1982.
16 Беридзе Ш. Один из забытых. Жизнь и творчество Виктора Григорьевича Теплякова. 1804-1842. (Из истории русского байронизма). Тифлис, 1920. контексте развития русской поэзии первой половины XIX в. в главе «Про
1 7 блема личности» . Стихи Теплякова, как и произведения многих других его современников, соединяют в себе, по мнению Л.Я. Гинзбург, два направления, господствовавшие в русской поэзии 1830-х гг., — «рефлектирующее» («Одиночество») и «демоническое» («Два ангела»).
Во-вторых, творчество Теплякова становилось предметом исследования также и при изучении истории связей русской литературы XIX в. со славянскими литературами. Исследователи рассматривали проблему этих творческих связей на примере книги эпистолярной прозы Теплякова
Письма из Болгарии». Этому посвящена статья А.Н. Бруханского «Пись 8 ма из Болгарии В.Г. Теплякова» , в которой выясняются обстоятельства путешествия Теплякова в Болгарию и то, как оно отразилось в его творчестве. В статье приводятся необходимые сведения из биографии Теплякова, история создания и публикации «Писем». Интерес автора статьи прежде всего привлекают особенности отношения Теплякова к Болгарии, изменение его взглядов на эту страну по мере знакомства с ней в ходе путешествия, оценка книги Теплякова современниками. В работе также прослеживается дальнейшая творческая судьба Теплякова после выхода в свет «Писем из Болгарии».
В.Э. Вацуро в «Письмах из Болгарии» и в путешествии Теплякова интересует другой аспект. В своей статье «Болгарские темы и мотивы в русской литературе 1820-1840-х годов»19 он рассматривает внимание Теплякова к средневековой истории Болгарии, отразившийся в «Письмах», как общую тенденцию русской литературы начала XIX в. Размышления Теп
17 Гинзбург Л. О лирике. М., 1997. С. 143-144.
1 Я
Бруханский А.Н. «Письма из Болгарии» В.Г. Теплякова // Из истории русско-славянских литературных связей XIX в. М.; Д., 1963. С. 312-323.
19 Вацуро В.Э. Болгарские темы и мотивы в русской литературе 1820-1840-х годов // Русско-болгарские фольклорные и литературные связи: В 2 т Л., 1976. Т. 1.С. 245. лякова в «Письмах из Болгарии» о месте нахождения древней болгарской столицы, как показывает В.Э. Вацуро, были очень популярным вопросом, занимавшим многих современников Теплякова. Решение этого вопроса приобретало, как пишет исследователь, «широкий смысл», так как «это был вопрос об исторической топографии военных, политических и куль
20 турных контактов Болгарии и России» . Эту тему поднимал не только Тепляков, но и И.П. Липранди, Ю.И. Венелин, А.Ф. Вельтман, Н.А. Полевой. В.Э. Вацуро раскрывает также смысл полемики между И.П. Липранди и Тепляковым о происхождении гебеджинских развалин.
Наконец, следует указать, что исследователи, занимающиеся проблемой циклоообразования в русской лирике и подходящие к ней с разных исследовательских позиций, одинаково обращаются к «Фракийским элегиям» Теплякова как переходному этапу от романтической поэмы к лиричел 1 скому циклу. Эта проблематика отразилась в публикациях И.В. Фоменко и М.Н. Дарвина22.
Как видим, до сих пор изучение Теплякова сводилось к освещению лишь отдельных, частных проблем его биографии и литературного наследия. Монографической работы, которая была бы посвящена описанию жизни и творчества Теплякова в целом, в литературоведческой науке в настоящее время не существует. Это и обуславливает научную новизну и актуальность настоящего исследования. В представляемой диссертации сделана попытка описания творческого пути Теплякова, начиная с самых ранних поэтических опытов. Впервые в научный оборот нами вводятся никогда ранее не публиковавшиеся поэтические тексты Теплякова, черновики
20 Там же. С. 250.
21 Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла. Тверь, 1984. С. 14; Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992. С. 48-50.
22 Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирических произведений. Кемерово, 1997. С. 19; Дарвин М.Н. Формула подражания («Фракийские второй части поэмы «Бонифаций», хранящиеся в Рукописном отделе ИР-ЛИ РАН (Пушкинский дом), материалы из Государственного архива Тверской области. Все это дает возможность представить литературное творчество Теплякова в максимально полном на настоящее время объеме.
В связи с тем, что в отечественном литературоведении еще не сделано целостного описания биографии и творческого пути Теплякова, целью нашей работы является научное описание биографии и творчества писателя. Задача исследования состоит, таким образом, в том, чтобы представить целостную картину литературной деятельности Теплякова на фоне развития русской поэзии первой трети XIX в. Все это позволит не только выявить своеобразие творческого пути Теплякова, но и дополнить наши представления о литературной жизни 1820-1830-х гг.
Означенная проблематика определила структуру диссертации: работа состоит из Введения, трех глав и Заключения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Творчество Ю.Н. Верховского в историко-культурном контексте первой трети XX века2006 год, кандидат филологических наук Звонова, Светлана Александровна
Стихотворное послание 1810-х - начала 1820-х гг. в контексте русской и французской поэтических традиций2011 год, кандидат филологических наук Богданович, Елена Владимировна
Творчество Ф. Н. Глинки в контексте православной традиции русской литературы первой половины XIX в.2002 год, доктор филологических наук Зверев, Виталий Прохорович
Жанрово-стилистические традиции в лирике М. Ю. Лермонтова: Послание, элегия, эпиграмма2002 год, кандидат филологических наук Нилова, Анна Юрьевна
Байроническая модификация элегии в русской поэзии первой половины XIX века2011 год, кандидат филологических наук Толстогузова, Елена Вадимовна
Заключение диссертации по теме «Русская литература», Петренко, Евгений Викторович
Заключение
Итак, в настоящей диссертации мы рассмотрели творческий путь В.Г. Теплякова. Литературная деятельность этого яркого и самобытного поэта, долгое время лишенная должного внимания читателей и исследователей (хотя к нему и обращались при описании историко-литературного процесса первой трети XIX в.), - одна из интереснейшей страниц поэзии пушкинского эпохи. Бесспорно, поэзия Теплякова уступает поэтическому наследию многих его литераторов-современников. Между тем нельзя умалять и значения Теплякова в истории русской литературы.
Нам было интересно представить как можно более полную картину жизни и творчества Теплякова, поэтому необходимым явилось описание его биографии. И уже в этой части исследования обнаруживается оригинальность Теплякова. Воспринявший традицию романтической литературы в изображении героя-одиночки, странника, разлученного с родиной, Тепляков воплощал ее в своем художественном творчестве. Одновременно и сама его биография может служить примером следования этому литературному образцу: Тепляков провел беспокойную, скитальческую жизнь, путешествуя по миру, и в его творчестве можно найти эпиграф практически к каждому ее этапу. Это необычное совпадение, органичный синтез литературы и реальности, как можно судить, был результатом сознательной установки Теплякова, проецировавшего литературу и литературные образцы в свою собственную жизнь.
Ориентация Теплякова на существующую литературную традицию отразилась и на его творчестве. Особенно ярко это ощущается в ранний период. Человек декабристской поры, Тепляков начинает свой путь в литературе сразу же большой формой - поэмой «Бонифаций» (1823), начало которой, насыщенное характерными «словами-сигналами», отсылает читателя к декабристской литературе, к аллюзионной гражданской поэзии.
Дружеское «Послание к моему сослуживцу», адресованное Тепляковым своему сослуживцу по Павлоградскому гусарскому полку П.П. Каверину, создавалось под влиянием стихотворений Батюшкова «Мои пенаты» и «К Жуковскому». Влияние поэзии Батюшкова на Теплякова, делавшего в то время только первые шаги в литературу, очень сильно. Это же можно сказать и про антологическую поэзию Теплякова («Ариадна», «Ганимед»), и про его опыты в жанре элегии. Тепляков следует элегической традиции, сложившейся в 1810-1820-е гг. Главной разновидностью элегий для Теплякова стала «унылая» элегия, основным содержанием которых является сожаление об утраченной любви, молодости. Как можно видеть, в начале творческого пути Тепляков следует литературным образцам, сложившимся в 1800-е гг. Это уже пройденный для литературы его времени этап, почему художественная ценность данных произведений объективно не велика. Однако для творческого самоопределения поэта данный период имеет очень большое значение, так как он позволил поэту в скором времени перейти к новым художественным веяниям и освоить современные требования литературного процесса. Сама ориентация на Батюшкова весьма значима: от Батюшкова шла прямая линия к литературе высокого романтизма.
В стихах конца 1820-х - начала 1830-х гг. влияние поэзии Батюшкова на Теплякова весьма заметно снижается. В своих поэтических опытах этого времени Тепляков опирается в основном на лирику молодого Пушкина. Это выразилось как в непосредственном цитировании пушкинских текстов, так и в использовании реминисценций из них. Однако в стихах Теплякова этого периода уже начинает прослеживаться тяготение к поэтической системе послепушкинской эпохи. Поиски Тепляковым своего собственного поэтического лица выразились в усилении в его стихотворениях субъективного начала, что особенно четко ощущается в вакхической поэзии Теплякова, и в стихах, посвященных теме демона. Эти стихи своей «демонической» тематикой, наравне с любовной лирикой, оказываются очень близки к Лермонтову. Однако особенности воплощения демонической темы в этих стихотворениях Теплякова объясняют низкий читательский интерес к ним.
Творческая эволюция Теплякова прослеживается и в истории его поэтических сборников. Как известно, издание первого сборника Теплякова взял на себя его брат Алексей Григорьевич. Им было написано предисловие к нему, он же, по всей видимости, зная все обстоятельства жизни Теплякова и особенности его творчества, продумывал структуру книги, так как сам Тепляков не слишком усердно заботился об издании первого сборника своих стихотворений. Сборник представлял читателю лирическую биографию поэта.
Второй сборник стихотворений Теплякова вышел в 1836 г. Тепляков придавал ему очень большое значение, поэтому и работу по компановке и композиции книги выполнял сам. В книге выделялось два раздела. В первом разделе было помещено главное произведение Теплякова - «Фракийские элегии». Объединение самостоятельных стихотворений, связанных между собой сквозной темой путешествия, как мы видели, было принципиальной позицией Теплякова, говорящее о своеобразии его творческого мышления. Тепляков в виде цикла оформляет не только «Фракийские элегии», но и «Письма из Болгарии». Оба эти произведения описывают путешествие автора по Болгарии. Тепляков придавал большое значение их единству, поэтому в примечаниях к «Фракийским элегиям» включил большие прозаические отрывки из «Писем из Болгарии».
Говоря об историко-философской концепции Теплякова, которую он формулирует во «Фракийских элегиях» и «Письмах из Болгарии», мы можем судить об историзме Теплякова, о его отношении к проблеме взаимоотношений мира и человека. В своих представлениях об историческом развитии общества Тепляков придерживается природоморфной циклической концепции истории, согласно которой человечество развивается в соответствии с природными циклами. В ходе анализа мы установили, что Тепляков трактует историю как бесконечный круговорот, каждую цивилизацию в развитии которого ждет неизбежная гибель. Историческое пространство, попадающее в сферу авторской рефлексии, охватывает большой период времени - от античности до современности. В таком подходе ощущается знакомство Теплякова с воззрениями французского историка Гердера, взглядами на мир и на человека Н.М. Карамзина и других.
Фракийские элегии» - важный шаг в эволюции Теплякова. Лирический цикл как новая художественная форма только начинает формироваться в 1820-1830-х гг., и обращение Теплякова к этому новому для русской литературы жанру свидетельствует о своеобразии и самостоятельности его творческой индивидуальности. Несмотря на очевидное влияние Пушкина, ощущаемое во «Фракийских элегиях», именно жанровое своеобразие их позволяет говорить об оригинальности Теплякова-поэта.
В работе мы сосредоточили свое внимание только на поэтическом и прозаическом наследии Теплякова. Однако несомненный интерес для дальнейших исследований представляют его опыты в создании этнографического очерка. В личном архиве Теплякова хранится масса материалов, не связанных с его художественным творчеством, но имеющих не меньшую ценность. В них Тепляков выступает как талантливый этнограф, историк, что, безусловно, открывает другую грань его разносторонней личности. Дальнейшие перспективы имеет также изучение и публикация путевых дневников Теплякова, которые он вел в ходе своих путешествий. Это, в свою очередь, позволит существенным образом обогатить сведения о жизни Теплякова, дополнить его биографию новыми подробностями; а, с другой стороны, дневники дадут возможность расширить наше представление о Теплякове-прозаике.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Петренко, Евгений Викторович, 2002 год
1. Батюшков К.Н, Стихотворения. М., 1987.
2. Заявление Н.Л. Римской-Корсаковой в уездную земскую управу // ГА-ТО. Ф. 111. On. 1. Ед. хр. 1.
3. Письмо Брянцевского ВИКа С.Н. Римскому-Корсакову // ГАТО. Ф. Ф-272. On. 1. Ед. хр. 2.
4. Прошение Тверского Вагоностроительного завода в губсовхоз // ГАТО. Ф. Ф-854. On. 1. Д. 42.
5. Дело по предложению г-на граданского губернатора о растлении помещиком Виктором Тепляковым дворовую девку Анну Владимирову // ГАТО. Ф. 466. On. 1. Ед. хр. 2312.
6. Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. М.; Л., 1966.
7. Козлов И.И. Собрание стихотворений: В 2 ч. СПб., 1833. Ч. 2.
8. Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец. М., 1980.
9. Объявление о продаже имения Дорошиха // Тверские губернские ведомости. 1880. № 35, 87, 88.
10. Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым. Т.Н. СПб., 1896 (письмо от 8 августа 1844 г).
11. Письмо О.М. Сомова к В.Г. Теплякову от 26 августа 1830 г. // Русский архив. 1904. Кн. 3.
12. Письмо В.Г. Теплякова к Р.С. Эдлинг//Литературное наследство. 1952. Т. 58.
13. Плетнев П.А. Стихотворения. Тверь, 1998.
14. Поэты начала XIX века. Л., 1961.
15. Поэты 1820—1830-х годов: В 2 т. Л., 1972. Т. 1.
16. Поэты пушкинской поры. М., 1972.
17. Приказ об отставке В.Г. Теплякова//Русский инвалид. 11 марта. № 61.51 .Проза русских поэтов. М., 1982.
18. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений в 16 т. М.; Л., 1937-1949.
19. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 т. Т. 19 (дополнительный). Рукою Пушкина. М., 1999.
20. Тамамшев А.А Неизданные письма В.Г. Теплякова к князю В.Ф. Одоевскому // Пушкин и его современники. Пг., 1918. Вып. 29-30.
21. Тамамшев А.А. Письма графини Р.С. Эдлинг к В.Г. Теплякову // Русский библиофил. 1916. № 5.
22. Тверские поэты, современники Пушкина. Тверь, 1999.
23. Тепляков А.Г. Институтка // Литературные прибавления к «Русскому инвалиду». 1837. 18 декабря. № 51.
24. Тепляков В.Г. Ариадна//Новости литературы. 1824. № 22.
25. Тепляков В.Г. Одиночество, Оправдание // Комета Белы. Альманах на 1833 год. СПб., 1833.
26. Тепляков В.Г. Отплытие. Элегия // Литератуные листки (Одесса). 1834. № 4-5.
27. Тепляков В.Г. Безнадежность //Литературная газета. 1830. № 23.
28. Тепляков В.Г. Вотще меня ты хочешь подружить // Невский альманах на 1826 год. СПб., 1825.
29. Тепляков В.Г. Галатея // Литературные листки (Одесса). 1833. № 16.
30. Тепляков В.Г. Генералу К*** (Станцы) // Одесский вестник. 1831. № 7.
31. Тепляков В.Г. Два ангела // Комета Белы. Альманах на 1834 год. СПб., 1834.
32. Тепляков В.Г. Два ангела // Литературные листки (Одесса). 1833. № 24.
33. Тепляков В.Г. 26 августа 1828, Татарская песня, Томис, Щелчок // Одесский альманах на 1831 год. Одесса, 1831.
34. Тепляков В.Г. Кавказ // Московский телеграф. 1829. №11.
35. Тепляков В.Г. Любовь и ненависть // Московский наблюдатель. Апрель. Кн. 2
36. Тепляков В.Г. Моя старушка, Два ангела // Подарок бедным. Альманах на 1834 год. Одесса, 1834.
37. Тепляков В.Г. Новое чувство // Славянин. 1827. № 55.
38. Тепляков В.Г. Жестокий призрак, The blue stockings //Северные цветы на 1832 год. СПб., 1831.
39. Тепляков В.Г. Зораида к шиповнику//Благонамеренный. 1824. № 5.
40. Тепляков В.Г. Письма из Болгарии. М., 1833.
41. Тепляков В.Г. Письмо русского путешественника из Варны // Литературная газета. 1830. № 6.
42. Тепляков В.Г Письмо второе из Варны // Там же. № 29.
43. Тепляков В.Г Письмо III из Турции, Первая Фракий1ская элегия. Отплытие, Соременное благополучие, Румелийская песня // Северные цветы на 1831 год. СПб., 1830.
44. Тепляков В.Г. Последний вечер в *** //Литературная газета. 1830. №. 21.
45. Тепляков В.Г. Стихотворения. М., 1832.
46. Тепляков В.Г. Стихотворения. СПб., 1836.
47. Тепляков В.Г. Странники // Северные цветы на 1830 год. СПб., 1829.
48. Тепляков В.Г. Четыре времени жизни // Литературная газета. 1830. № 13.
49. Шидловский А.Ф. Из бумаг В.Г. Теплякова //Русская старина. 1896. №№ 1-4, 10.
50. Шидловский А.Ф. Графиня Р.С. Эдлинг в письмах к В.Г. Теплякову // Русская старина. 1896. № 8.
51. Шишков А.А. К Эмилию // Поэты 1820-1830-х годов: В 2 ь. Л., 1972. Т. 1.
52. Виницкий И.Ю. Тепляков Виктор Григорьевич // Русские писатели. XIX век. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. Ч. 2. М-Я. М., 1996.
53. Лернер Н. Тепляков В.Г. // Русский биографический словарь. Т. «Суворов-Ткачев». СПб., 1912.
54. Фонды и коллекции Рукописного отдела: Краткий справочник. СПб., 1996.1.I
55. Абрамович С.Л. Пушкин. Последний год: Хроника, янв. 1836-янв. 1837. М., 1991. №9.
56. Алексеев М.П. Чарлз Роберт Метьюрин и русская литература // Алексеев М.П. Английская литература: Очерки и исследования. Л., 1991.91 .Алексеев М.П. Ч.Р. Метьюрин и его «Мельмот Скиталец» // Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец. М., 1983.
57. Афанасьев В.В. Посох странника (Виктор Григорьевич Тепляков. 18041842) // Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. М., 1988.
58. Бабаев Э.Г. ТвоРчество А.С. Пушкина. М., 1988.
59. Базанов В. Ученая республика. М.; Л., 1964.
60. Бартенев П. Пушкин в южной России // Русский архив. 1866.
61. Баскаков В.Н. Рукописные собрания и коллекции Пушкинского дома. Л, 1989.
62. Белехова С.П. Поэзия П.А. Плетнева в литературном процессе первой трети XIX века: Автореферат дисс. канд. филол. наук. Тверь, 2000.
63. Беридзе Ш. Один из забытых. Жизнь и творчество Виктора Григорьевича Теплякова. 1804-1842. (Из истории русского байронизма). Тифлис, 1920.
64. Библиотека для чтения. 1837. Т. 20. Ч. 1; Ч. 2.
65. Бонди С. О Пушкине: Статьи и исследования. М., 1978.
66. Бочаров С.Г. «Свобода» и «счастье» в поэзии Пушкина // Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина: Очерки. М., 1974.
67. Благой Д. Д. Душа в заветной лире: Очерки жизни и творчества Пушкина. М., 1979.
68. Благой Д.Д. Мастерство Пушкина. М., 1955
69. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. 1813-1826. М.; J1, 1950.
70. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. 1826-1830. М., 1967.
71. Бруханский А. «Письма из Болгарии» В.Г. Теплякова // Из истории русско-болгарских литературных связей XIX века. М.; Л., 1963.
72. Бутузова-Зюзина А. Друг Пушкина из Дорошихи // Калининская правда. 1990. 5 июля.
73. Быков П. В.Г. Тепляков // Нива. 1888. № 41.
74. Быков П. В.Г. Тепляков // Тверские губернские ведомости. 1888. № 93.
75. Бычков Ф.А. В.Г. Тепляков. Биографический очерк // Исторический вестник. 1887. № 7.
76. Вацуро В.Э. Болгарские темы и мотивы в русской литературе 1820— 1840-х годов // Русско-болгарские фольклорные и литературные связи: В 2тЛ., 1976. Т. 1.
77. Вацуро В.Э. Дельвиг литератор // Дельвиг А.А. Сочинения. Л., 1986.
78. Вацуро В.Э. К биографии В.Г. Теплякова // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1989. Т. IX.
79. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. «Элегическая школа». СПб., 1994.
80. Вацуро В.Э. Примечания // Поэты 1820-1830-х годов: В 2 т. Л., 1972. Т. 1.
81. Вацуро В.Э. «Северные цветы»: История альманаха Дельвига -Пушкина. М., 1978.
82. Вацуро В.Э. В.Г. Тепляков. Биографический очерк // Поэты 18201830-х годов: в 2 т. Л., 1972. Т. 1.
83. Верховский Ю.Н. Поэты пушкинской поры // Поэты пушкинской поры. М„ 1919.
84. Виноградов В.В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.
85. Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.
86. Гинзбург Л. Русская поэзия 1820-1830-х годов // Русские поэты 1820-1839-х годов.
87. Городецкий Б. Лирика Пушкина. М.; Л., 1962.
88. Гофман В. Литературное дело Рылеева // Рылеев К. Полное собрание стихотворений. Л., 1934.
89. Грен А.А. А.С. Пушкин // Общезанимательный вестник. 1857. № 6.
90. Грен А.А. А.С. Пушкин Продолжение. //Петербургский вестник. 1861. № 14.
91. Грехнев В.А. Дружеское послание пушкинской поры как жанр // Болдинские чтения. Горький, 1978.
92. Греч Н.И. Парижские письма с заметками о Дании, Германии, Голландии, Бельгии. СПб., 1847.
93. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1959.
94. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.; Л., 1965.
95. Дарвин М.Н. Проблема циклизации в изучении лирики. Кемерово, 1983.
96. Дарвин М.Н. Формула подражания («Фракийские элегии» В.Г. Теплякова в оценке А.С. Пушкина) // Сибирская пушкинистика сегодня. Новосибирск, 2000.
97. Дарвин М.Н. Художественная циклизация лирических произведений. Кемерово, 1997.
98. Дмитриева Е.Е. Каверин Петр Павлович // Онегинская энциклопедия. М., 1999. Т. 1 А-К.
99. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1975.
100. Измайлов Н.В. «Роман на Кавказских водах» (Невыполненный замысел Пушкина) // Пушкин и его современники. Вып. 37. JI., 1928.
101. Жирмунский В.М. Байрон и Пушкин. JI., 1978.
102. Жуйкова Р.Г. Портретные рисунки Пушкина. Каталог атрибуций. СПб., 1996.
103. Исторические формы и пути циклизации в лирике и прозе. Кемерово, 1982.
104. Кибальник С.А. Русская антологическая поэзия первой трети XIX века. Л., 1990. С. 5.
105. Коган А.С. Типы объединения лирических стихотворений в условиях перехода от жанрового к внежанровому мышлению. На материале русской поэзии первой половины XIX века. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Киев, 1988.
106. Кошелев В. Константин Батюшков: странствия и страсти. М., 1987.
107. Кошелев В.А. Творческий путь К.Н. Батюшкова. Л., 1986.
108. Лернер Н. Об одном стихотворении В.Г. Теплякова (библиографическая справка) // Записки Императорского Одесского общества истории и древностей. 1902. Т. XXIV.
109. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина. 1799-1826 / сост. М.А. Цявловский. М., 1991.
110. Летопись жизни и творчества А.С. Пушкина: В 4 т. / Сост. М.А. Цявловский, Н.А. Тархова. М., 1999.146. «Литературная газета» А.А. Дельвига и А.С. Пушкина. 1830. № 1-13. М., 1988.
111. Стихотворения Виктора Теплякова // Литературные прибавления к Русскому Инвалиду. 1837. № 3.
112. Лотман Ю. М. Александр Сергеевич Пушкин, Биография писателя. Л., 1982.
113. Лотман Ю.М. В школе поэтического искусства. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М., 1988.
114. Лотман Ю.М. К структуре диалогического текста в поэмах Пушкина (проблема авторских примечаний к тексту) // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Таллинн, 1992. Т. 2.
115. Лотман Ю.М. Поэты начала XIX века // Поэты начала XIX века. Л., 1961.
116. Лотман Ю. М. Пушкин: Очерк творчества // Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995.
117. Маймин Е. А. О русском романтизме. М., 1975.
118. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. М., 1981.
119. Магогоненко Г.П. Творчество А.С. Пушкина в 1830-е годы (1833— 1836). Л., 1982.
120. Мальчукова Т.Г. Жанр послания в лирике А.С. Пушкина. Петрозаводск, 1987.
121. Мандрыкина Л.А., Цявловская Т.Г. Распространение вольнолюбивых стихов Пушкина Кавериным и Щербининым // Литературное наследство. Т. 60. Кн. 2. М., 1956.
122. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.
123. Медведева И. Пушкинская элегия 1820-х годов и «Демон» // Пушкин. Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1941. Т. 6.
124. Мейлах Б. Пушкин и его эпоха. М., 1958.
125. Меркурьев И.К., Дарвин М.Н. К вопросу о художественной функции примечаний в цикле «Песен западных славян» А.С. Пушкина // Исторические формы и пути циклизации в поэзии и прозе. Кемерово, 1982.
126. Метьюрин Ч.Р. Мельмот Скиталец. М., 1980.
127. Московский наблюдатель. 1836. Ч. 6.
128. Николаев С.И. К интерпретации притчи А.П. Сумарокова «Коловратность» // Русская литература. 1982. № 1.
129. Нольман М.А. От «Демона» Пушкина к «Демону» Некрасова // К истории русского романтизма. М., 1973.
130. Осповат А.Л. Примечания // Проза русских поэтов. М., 1982.
131. Отечественные записки. 1821. Ч. 5. № 9.
132. Отчет о разных памятниках древности, открытых и приобретенных в некоторых местах Болгарии и Румелии. Представлен е<его> с<ветлости> г<осподину> новоросиийскому и бессарабскому генерал-губернаттору М.С. Воронцову В.Г. Тепляковым. Одесса, 1829.
133. Очерки по истории русской журналистики и критики. Л., 1950.
134. Поэтическая фразеология Пушкина. М., 1969.
135. Поэты 1820-1830-х годов: В 2 т. Л., 1972. Т. 1.
136. Проблемы историзма в русской литературе. Конец XVIII начало XIX в. Л., 1981.
137. Проза русских поэтов / Сост., подг. текстов и примеч. А.Л. Осповата. М., 1982.
138. Проскурин О. Поэзия Пушкина, или активный палимпсест. М., 1999.
139. Пушкин и его время. Вып. 1. Л., 1962.
140. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 16 т. М.; Л., 1937-1949.
141. Реизов В.Г. Понятие свободы у Пушкина // Реизов В.Г. Из истории европейских литератур. Л., 1970.
142. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Кн. В.Ф. Одоевский. Т. I. Ч. I.
143. Слонимский А. Мастерство Пушкина. М., 1959.
144. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.
145. Степанов Н.Л. Лирика пушкинской поры // Поэты пушкинской поры. М., 1972.
146. Стихотворения Пушкина 1820-1830 годов. Л., 1974.
147. Стихотворения Виктора Теплякова. М., 1832 // Телескоп. 1832. № 9.
148. Строганов М.В. Примечания // Тверские поэты, современники Пушкина / Сост., подготовка текстов и примечания М.В. Строганова. Тверь, 1999.
149. Строганов М.В. Человек в русской литературе первой половины XIX века. Тверь, 2001.
150. Строганов М.В. Человек в художественном мире Пушкина. Тверь, 1990.
151. Сурат И. Пушкин: биография и лирика. М., 1999.
152. Сурат И. «Жил на свете рыцарь бедный.». М., 1990.
153. Тепляков А.Г. Воспоминания о В.Г. Теплякове // Отечественные записки. 1843. Т. 28.
154. Тепляков А.Г. Институтка // Литературные прибавления к Русскому инвалиду. 1837. 18 декабря. №51.
155. Тойбин И.М. Вопросы историзма и художественная система Пушкина 1830-х годов // Пушкин. Исследования и материалы. Т. VI.
156. Тойбин И.М. Творчество Пушкина и вопросы историзма. Воронеж, 1976.
157. Томашевский Б.В. Пушкин: В 2 т. М., 1990. Т. 2.
158. Томашевский Б.В. Пушкин: Работы разных лет. М., 1990
159. Тхоржевский С. Странник // Тхоржевский С. Портреты пером. М., 1986.
160. Тынянов Ю. Проблема стихотворного языка. М., 1965.
161. Тынянов Ю.Н. Пушкин и его современники. М., 1969.
162. Фоменко И.В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.
163. Фоменко И.В. Поэтика лирического цикла. Тверь, 1984.
164. Фрейдель Е.В. Пушкин в дневнике и письмах В.Г. Теплякова // Пушкин. Исследования и материалы. Л., 1969. Т. VI.
165. Фридман Н.В. Романтизм в творчестве Пушкина. М., 1980.
166. Черейский JI.A. Пушкин и его окружение. Л., 1988.
167. Черейский Л.А. Пушкин и Тверской край. М., 1985.
168. Чернявский М. Генеалогия господ дворян, внесенных в родословную книгу Тверской губернии с 1787 по 1869 год.
169. Щербачев Ю.Н. Приятели Пушкина Михаил Андреевич Щербинин Петр Павлович Каверин. М., 1913.
170. Эфрос A.M. Рисунки поэта. М., 1833.
171. L. R. .у. Poesie de m-r Victor Tepliakow // Journal d'Odessa. 1832. № 68.
172. Millot. Histoire litteraire des Troubadours. Paris, 1774. Т. II.
173. Simonde de Sismondi J.C.L. De la litterature du midi de PEurope. 2-nd ed. Paris, 1819. T.I.
174. Papon. Histoire generale de Provence. Paris. 1778. Т. II.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.