Церковно-приходские школы Оренбургской епархии, 1864 - 1917 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Осипов, Олег Викторович
- Специальность ВАК РФ07.00.02
- Количество страниц 250
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Осипов, Олег Викторович
Введение.
Глава 1. Состояние религиозно-нравственного воспитания населения
Оренбургской епархии во второй половине XIX - начале XX века.
§ 1 Структура православной церкви и религиозно-нравственное воспитание населения епархии.
§ 2 Образовательная деятельность русской православной церкви в
Оренбургской епархии.
Глава 2.Становление системы церковно-приходских школ, их роль в системе начального образования населения епархии.
§ 1 Зарождение и развитие церковно-приходских школ в
Оренбургской епархии.
§ 2 Программы обучения и организация учебно-воспитательной работы в школах.
Глава 3.Преподавательский состав церковно-приходских школ.
§ 1 Образовательный ценз учителей и система их подготовки.
§ 2 Социально-экономическое положение педагогического состава церковно-приходских школ.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Деятельность Русской православной церкви по духовному воспитанию населения Оренбургской епархии во второй половине XIX - начале XX вв.2006 год, кандидат исторических наук Андреева, Юлия Сергеевна
Социально-гуманитарная деятельность прихода Русской православной церкви в конце XIX - начале XX веков: По материалам Самарской епархии2002 год, кандидат исторических наук Филиппов, Сергей Анатольевич
Церковно-приходские школы Урала в 1884-1917 гг.2013 год, кандидат наук Ефремова, Ульяна Павловна
Церковно-приходские школы и школы грамоты Забайкальской области, 1884-1917 гг.2000 год, кандидат исторических наук Басалаев, Анатолий Егорович
Церковно-приходская школа Западной Сибири конца XIX-начала XX вв.: По материалам Томской Епархии2004 год, кандидат исторических наук Гизей, Юлия Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Церковно-приходские школы Оренбургской епархии, 1864 - 1917 гг.»
Актуальность темы. Развитие просвещения является важнейшим показателем культурного прогресса любого общества. Поэтому весьма важно изучить и объективно оценить все аспекты этого развития. История церковноприходских школ не рассматривалась как целостная система. За годы советской власти в нашей стране термин «церковно-приходские школы» стал олицетворением отсталости и примитивизма в обучении. Впрочем, следует отметить, что подобной уничижительной критике подвергалась вся система народного образования дореволюционной России. Русская православная церковь, потерявшая связь с народным образованием после 1917 года, занятая в первую очередь сохранением своих основных устоев, и не пыталась сопротивляться.
В настоящее время, когда в обществе и государстве намечаются тенденции стабилизации внутриполитической жизни, люди обращаются к прошлому, пытаясь осмыслить и использовать собственный опыт, в том числе из истории народного образования, в поисках оптимальных путей сочетания образовательного и воспитательного процесса, нравственных ориентиров у подрастающего поколения XXI века. Этой темой стали интересоваться специалисты различных областей знаний: философы, историки, педагоги, культурологи. Вопросы развития дореволюционного образования в России стали востребованы обществом. Государственные структуры демонстрируют неразрывную связь с историческим прошлым, а религиозно-нравственные постулаты декларируют в качестве моральных норм. Это явно просматривается в средствах массовой информации. Возрождается практика воскресных православных школ и лицеев, укрепляется связь армии и церкви, ведущие политики страны демонстративно присутствуют на богослужениях, главы ^ религиозных конфессий стали играть заметную роль в политике.
Поэтому изучение истории церковно-приходских школ Оренбургской епархии представляется актуальным. Этот тип школ являлся наиболее распространенным, наряду с казачьими, на территории обширного Оренбургского края. Они играли важную роль в культурном развитии региона в конце XIX - начале XX века и стали неотъемлемой частью историко-культурного процесса. История становления, анализ их деятельности представляют научно-практический интерес с точки зрения истории культуры, педагогики, культуроведения. Политические и социально-экономические преобразования в стране, произошедшие в последние годы, предоставили современным российским историкам возможность на основе архивных документов объективно и непредвзято рассматривать исторические и историко-культурные процессы развития дореволюционной России.
Распространение христианства на территории Южного Урала связано с освоением и заселением обширного региона русскими переселенцами и относится ко второй четверти XVIII века. Одновременно с этим процессом, происходит проникновение и распространение православной духовной литературы и просвещения. Актуальность изучения деятельности церковноприходских школ Оренбургской епархии обусловлена необходимостью изучения их непосредственного влияния на формирование мировоззрения тех поколений.
Изучение истории церковно-приходских школ продиктовано необходимостью изучения просвещения в целом как сложной социальной подсистемы общества. Возможность рассмотрения этой проблемы предоставляется с помощью целого ряда научных направлений, ориентированных на изучение просвещения в различных аспектах: историографии и источниковедения истории просвещения Южного Урала, истории просвещения России. С этой точки зрения предложенная нами тема актуальна для исследования и представляет вполне оправданный интерес.
Церковно-приходские школы Оренбургского края являлись одним из объектов культуры Южного Урала, научная разработка которых сегодня представляется актуальной проблемой. Оренбуржье располагало своими особенностями социально-экономического развития, которые состояли в наличии большого числа жителей, свободных от крепостной зависимости -казачества и крестьянства, относительно низкой плотности населения, сложных взаимоотношениях с аборигенным населением, являвшимся постоянным источником военной опасности для русских переселенцев, значительно более поздним промышленным освоением края (по сравнению со Средним Уралом). Эти обстоятельства нашли отражение и в развитии просвещения. Изучение исторических аспектов организации и развития сети церковно-приходских школ Оренбургской епархии и деятельность их на ниве просвещения имеет большое значение в выявлении культурного уровня развития региона.
История развития и распространения церковных начальных школ на территории Оренбургского края в конце XIX - начале XX века, их деятельность в системе начального образования требуют внимательного рассмотрения и тщательного изучения.
Объектом исследования являются церковно-приходские школы Оренбургской епархии. Для более полного понимания просветительской роли русской православной церкви в рамках Оренбургской епархии в работе приводятся сравнительные сведения по истории развития церковного просвещения, как в целом России, так и Южного Урала. ^
Предметом исследования настоящей работы являются условия зарождения и основные направления развития церковно-приходских школ Оренбургской епархии, организация учебно-воспитательного процесса в них, качественный и количественный состав преподавательского персонала.
Целью настоящего исследования является: определение путей, методов и средств организации церковно-приходских школ Оренбургской епархии с 1864 по 1917 год, особенности учебно-воспитательного процесса, их роль и значение в массовом образовании населения, выявление исторического опыта для использования в современной школе, в плане сочетания образовательного и нравственно-воспитательного процессов.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
1 .Исследовать содержание и направленность православного религиозно-нравственного воспитания населения епархии.
2.Проанализировать процесс становления церковно-приходских школ в Оренбургской епархии как отражение государственной политики в области начального образования.
3.Определить эволюцию церковно-приходских школ в конце XIX - начале XX века, их роль и значение в общей системе начального обучения России.
4.Показать роль личностного фактора в процессе создания и функционирования церковно-приходских школ, количественный и качественный анализ преподавательского состава школ ведомства православного исповедания в Оренбургской епархии.
5.Выявить положительные и отрицательные стороны церковно-приходских школ Оренбургской епархии, возможность использования исторического опыта их функционирования.
Территориальные рамки исследования очерчиваются пределами Оренбургской епархии, в которую входила Оренбургская губерния в составе уездов: Оренбургского, Орского, Троицкого, Верхнеуральского, Челябинского; Тургайская область и до 1908 года - Уральская область. Специфика Оренбургского края заключалась в его пограничном положении, обширности территории и низкой плотности населения, удаленности от центра, наличии большого количества казачьего населения, военизированном управлении, достаточно позднем введении земского управления (1913 год), отсутствии разветвленной инфраструктуры, массовой миграции крестьянского населения из западных губерний (только с 1881 по 1900 год численность населения края увеличилась на 82%), достаточно позднем (по сравнению со Средним Уралом) промышленным освоением Южного Урала.
Хронологические рамки исследования определены объектом, предметом, целью работы и охватывают период с момента появления собственно церковноприходских школ (1864 год) и до 1917 года, когда они были запрещены и прекратили свое функционирование в связи с изменением общественно-политического строя в стране.
Историография темы. В различное время к теме церковного начального образования обращались и обращаются специалисты различных областей знаний: служители церкви, работники сферы народного образования, историки, педагоги. Фундаментальные труды по истории русской церкви появляются во второй половине XIX века. Среди них работы петербургского митрополита Макария, И.Знаменского, H.H. Дурново и другие, содержащие определенные сведения по истории Оренбургско-Уфимской епархии и учебных заведений ведомства православного вероисповедания. Несомненное достоинство вышеуказанных работ церковных историков состоит в обобщении большого исторического и фактографического материала. Однако это явное достоинство, с точки зрения современной исторической науки, соседствует с отсутствием критической оценки описываемых событий церковной истории1.
Критическая оценка некоторых аспектов деятельности русской православной церкви, анализ трудностей и недостатков в постановке духовно-учебного дела, сравнительный анализ реформ духовной школы присущи исследованиям П.В.Знаменского . Они содержат ценные статистические сведения и богатый фактологический материал о российских епархиях, включая Оренбургскую.
Определенный интерес представляет работа В.В. Благонамеренного, публиковавшаяся отдельными частями в Оренбургских губернских ведомостях в течение 1851 года, посвященная развитию духовного образования в крае. Участие духовенства в начальном образовании населения, деятельность отдельных приходов представлены в ней в качестве единичных примеров. Основная часть работы посвящена духовным училищам и семинариям3.
Разносторонний материал по истории образования российских епархий, церквей и монастырей, духовных учебных заведений, по программам преподавания в них и по другим вопросам церковной истории содержит труд профессора Казанской духовной академии И.М.Покровского «Русские епархии в XVI - XIX вв., их открытие, состав и пределы». В монографии имеется материал по Оренбургской епархии, ее деятельности в сфере духовного просвещения населения4. К подобного рода трудам относятся работы И.Л. Преображенского и С.Г. Рункевича5.
Своеобразным манифестом церковно-школьного строительства явилась работа С.А.Рачинского, известного в 70-е годы теоретика и практика организации церковно-приходских школ, многие идеи которого были воплощены в жизнь обер-прокурором Святейшего Синода К.П. Победоносцевым6. Выпускник Московского университета, преподававший в нем же, защитивший докторскую диссертацию по ботанике, покинувший его в знак протеста и несогласия с администрацией в 1866 году, уезжает в свое родовое имение Татево Вельского уезда Смоленской губернии, где полностью посвящает себя школьной педагогической деятельности. Еще в период своей деятельности в Московском университете он сблизился с братьями Кириевскими, А.С.Хомяковым, С.П. Шевыревым, дружил с П.И. Чайковским. Его высоко ценили Л.Н.Толстой и Ф.Лист. За долгую педагогическую деятельность С.А.Рачинский создал собственную систему начального обучения и воспитания крестьянских детей, на основе православных идеалов и ценностей7.
Работы Ф.В.Благовидова, С.И.Миропольского, М.Н.Побединского, посвященные истории возникновения и деятельности церковно-приходских школ в целом на территории России, являются своеобразными историческими очерками их образования и функционирования, но без анализа реального вклада в развитие начального образования населения страны и статистического материала. Роль православного духовенства, взявшего на себя функции руководителей и преподавателей, оценивается однозначно, как положительная8.
В конце XIX - начале XX века продолжается публикация работ, в прямой или косвенной мере относящихся к теме нашего исследования. Знаковым событием явилось опубликование статьи обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева (деятельность которого связана с укреплением роли церкви в жизни государства), посвященной концептуальным основам народного просвещения. Им обосновывается необходимость сочетания образования с религиозно-нравственным воспитанием9. В указанный период публикуются работы, обосновывавшие приоритетность в начальном образовании церковноприходских школ, их тесную взаимосвязь с традициями русской жизни. К их числу относятся труды протоиерея П. Смирнова, Н. Горбова, С.Н. Южакова, B.C. Маркова10. В 1896 году публикуется первый историко-статистический очерк, посвященный церковно-школьному строительству, позволяющий определить место и роль Оренбургской епархии в этом процессе на фоне
11 прочих территориально-административных церковных образований .
Начинается публикация очерков и работ священнослужителей епархии, описывающих основные этапы становления церковно-приходских школ непосредственно в Оренбургской епархии. Работы носят описательный характер, без обозначения тенденций и причинно-следственных связей, но при этом изобилуют цифровым и фактологическим материалом. К их числу относятся очерки Н.Полетаева, В.Покровского, С.Никольского, вышедшие как отдельными изданиями, так и в периодической печати12. Несомненной их заслугой является попытка представить процесс церковно-школьного строительства как закономерный этап массового начального образования населения епархии. К числу работ светских исследователей проблем народного образования Тургайской области относится обширная монография А.Е. Алекторова, написанная в форме летописи, содержащая достаточно большое
13 количество фактов, событий и персоналий . В указанных работах отмечались основные трудности и препятствия на пути зарождения и становления церковно-приходских школ Оренбургской епархии, но не всегда объективно оценивалась деятельность священнослужителей: завышались их успехи и умалчивались недостатки.
В 1900-1902 году Н.М. Чернавским, выпускником Казанской духовной академии, членом Оренбургской архивной комиссии, была написана и опубликована монография «Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем», за которую он был удостоен степенью магистра богословия. Обстоятельным образом в труде Николая Михайловича сделан подробный обзор важнейших событий церковной жизни Оренбургской епархии, вопросов развития духовного образования, первых шагов начального обучения в крае, участия в этом процессе духовенства. Значительная часть работы посвящена жизнеописаниям светских и духовных руководителей края. В книге представлен большой справочный материал14. Выпуск книги вызвал широкий общественный резонанс как в местной, так и в центральной прессе.
Отмечали место и роль церковно-приходских школ в истории просвещения России C.B. Рождественский, В.В. Григорьев, A.C. Пругавин, Г.А. Фальборк, В.Н. Чарнолуский. Их характеристики данного типа школ весьма благосклонные и уважительные, отмечается, как правило, необходимость и востребованность населением подобного типа учебных заведений, особенно на окраинах империи15. Анализу материальных и практических возможностей православных приходов как средоточия церковной жизни (в том числе в вопросах образования), на основе многочисленных материалов периодической печати 50-70-х годов XIX века, посвящено исследование A.A. Папкова16.
Меняется однозначно положительное отношение к церковно-приходским школам в 1906-1907 годах, что подтверждается работами А.Ф.Петрищева, В.П. Вахтерева, в которых отмечается положительная роль православной церкви в развитии и становлении начального образования в России, но критикуется чрезмерная перегруженность школьных программ дисциплинами церковного характера17.
В 1909 году к 25-летию официального открытия церковно-приходских школ вышел первый обобщающий труд «Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909)»18. Ценность его в том, что в нем подробно рассматриваются проблемы зарождения и развития сети церковно-приходских школ и школ грамоты, трудности и успехи их функционирования. Это было официальное издание училищного совета при Синоде. Помимо описания деятельности высшей церковной власти, очерк снабжен содержательным и подробным статистическим материалом по всем епархиям, включая Оренбургскую. Приведенные данные позволяют определить место и роль вышеуказанного типа учебных заведений в российском начальном образовании.
В это же время вышла из печати работа И.П.Кречетовича, посвященная крестьянским реформам в Оренбургском крае, которая содержит материал не только о развитии крестьянских хозяйств, переселенческой политике, но и о просветительских и образовательных шагах местных и центральных властей, причем приоритет в обучении населения отдается светским школам. Школы духовного ведомства упоминаются, но без указания количества школ и обучаемых в них детей19. Увеличивается количество работ и публикаций, указывающих на негативную роль церковно-приходских школ в системе образования государства, критикующих их примитивизм, косность, чрезмерное увлечение религиозными предметами. В монографиях Н.Сперанского,
20
Н.П.Малиновского, Н.В. Чехова указывается, что церковные школы пользовались приоритетным государственным финансированием, но не обеспечивали по качеству и количеству достаточного уровня начального образования.
Следует отметить, что даже в годы Первой мировой войны появляются исследования, относящиеся к истории образования в России, повествующие об участии в этом процессе русской православной церкви. Это труды церковного богослова Е.Е.Голубинского и бывшего министра народного просвещения в 1914-1915 гг. П.Н.Игнатьева21. Причем, если первый однозначно положительно оценивает вклад церковно-приходских школ в повышение уровня образования населения, то второй отмечает, что этот тип школ выполнил свое историческое предназначение в конце XIX века и должен в начале XX века уступить место земско-министерской школе. Подобного мнения придерживается в своей работе В. Нарекая22.
Все рассмотренные труды имеют известную ценность с точки зрения истории русской православной церкви как составной и неотъемлемой части истории России. История распространения начального образования на территории Оренбургского края, Уральской и Тургайской областей освещается в них в контексте общероссийской церковной истории.
Период дореволюционной истории России характеризуется делением на «светскую» и «духовную» историю, развивавшиеся параллельно и в определенной степени независимо друг от друга. Начиная с 80-х годов XIX века, в среде российской интеллигенции под влиянием либеральных идей сформировалось и укрепилось критическое отношение к церкви, ее роли в обществе. Большинство трудов светских историков в оценке образовательной деятельности русской православной церкви, в отличие от церковных, более критичны, а иногда и резко негативны. Представители православного духовенства, авторы трудов по просветительской деятельности церкви, напротив, крайне субъективны в оценках вклада церковно-приходских школ в начальном образовании населения, отмечая только их достижения, трудности и замалчивая недостатки. Тем не менее, и те и другие сходились во мнении, что
1 А пальма первенства в организации системы начальных школ принадлежала церкви.
На протяжении советского периода отечественной истории интерес исследователей к образовательной деятельности русской православной церкви не исчезал. В 20-30е годы XX века появился ряд работ, посвященных различным сторонам ее жизни и деятельности. Исследователи того периода подходили к освещению данных проблем с классовой, партийной позиции, которая предусматривала только негативные аспекты в любой религиозной конфессии.
В 1924 г. была опубликована работа Н.М. Лукина «Церковь и государство»23, в которой автор усмотрел лишь отрицательные моменты в деятельности православной церкви, отметил её участие в развитии образования, но только с целью сохранения самодержавия. В 1926 году свет увидела
24 небольшая публикация Б. П. Кандидова , в которой он критически оценивал роль и место православной церкви в истории дореволюционной России. В работе С. А. Каменева «Церковь и просвещение в России», вышедшей в 1930 году25, автор с различной степенью подробности рассмотрел типы учебных заведений в дореволюционной стране, коснулся системы преподавания в них, упомянув и школы ведомства православного исповедания. Но к анализу их деятельности исследователь подошел, как и многие другие, весьма предвзято и субъективно, делая акцент на недостатках. Наиболее значительной работой этого периода является трехтомный труд E.H. Медынского (непосредственно к теме нашего исследования относится 3 том), посвященный истории педагогики. Автор расценивал расцвет церковно-школьного строительства как «педагогическую реакцию» с единой, нарастающей линией школьных контрреформ26.
В 1931 г. вышла в свет монография Н. М. Никольского «История русской церкви»27, в определенном смысле не потерявшая своего значения и в наше время. Монография снабжена ценным статистическим и фактографическим материалом о разных сторонах жизни православной церкви России в целом и отдельных епархиях в частности. В отношении школ ведомства православного исповедания автор, к сожалению, ограничивается лишь весьма критическим замечанием, бездоказательно отметив ненужность таковых для населения. В аналогичном плане освещена роль вышеуказанных школ в работе, вышедшей в
28
1938 г., бывшего ленинградского митрополита Н. Ф. Платонова . Как и другие авторы, он подчеркнул факт обучения большого количества учащихся в церковно-приходских школах, однако, выразил мнение, что они использовались церковью для того, чтобы удержать трудящихся от революции. Работа интересна тем, что содержит ценный фактографический и статистический материал, и тем, что написана одним из бывших иерархов русской
29 православной церкви. В работе «Борьба церкви против народа» Ф. Олещук также негативно оценивал роль церковно-приходских школ, призванных, по его мнению, пропагандировать среди населения идеи верности самодержавию, религии.
В последующие годы вышел ряд работ, в которых исследователями были опубликованы довольно интересные фактографические данные, статистика средних и начальных учебных заведений в целом по России и регионам, включая школы ведомства православного исповедания. Ценность их в том, что они дают возможность проанализировать динамику развития начального образования, определить место школ епархий в образовательном процессе. В
30 этом плане интересна статья А.Г. Рашина, опубликованная в 1951 году . Она позволяет судить о популярности церковно-приходских школ в различных российских регионах. То же следует сказать о монографии H.A. Константинова и В.П. Струминского «Очерки по истории народного образования в России» (1953)31. Хотя этот труд считался наиболее объективным до 80-х годов XX в. в определении уровня начального образования дореволюционной России, поскольку рассматривал процесс его развития не с точки зрения деятельности правительственных организаций, а как результат борьбы за школу передовой общественности, авторы не смогли избавиться от предвзятости в оценке работы церковно-приходской школы. В своей монографии «Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР» М.М. Персиц отметил наличие в российских епархиях церковно-приходских школ, не заслуживавших, по его мнению, положительной оценки32.
В 60-е годы продолжил работу по изучению истории русской православной церкви Е. Ф. Грекулов. В 1962 году вышла небольшая по объему монография под характерным названием - «Православная церковь - враг просвещения»33. В ней проанализировано участие церкви и духовенства в учебном процессе российских учебных заведений разного типа, включая и церковно-приходские школы. Объективная оценка роли и места церковных школ в системе начального образования, к сожалению, отсутствует. Показательным можно считать наличие типологии церковно-приходских школ, статистических характеристик числа школ министерства народного просвещения и Святейшего Синода, количество учащихся в них, финансирование из государственной казны.
В 1964 году опубликована монография И. М Богданова34, в которой кратко рассматривались вопросы состояния грамотности и образования в дореволюционной России и СССР. В ней присутствует статистический материал, анализирующий состояние грамотности в России, согласно переписи 1897 года. Прослеживаются изменения в уровне грамотности к 1916 году. Отмечается низкий её уровень в Оренбургской губернии (22%) по сравнению с Европейской частью России (30%). Какого-либо анализа деятельности церковно-приходских школ в данной работе не производится, лишь упоминается о них в общей системе образования дореволюционной России.
О церковно-приходских школах Российской империи рассказывает небольшой раздел коллективной монографии «Церковь в истории России (IX век - 1917 год). Критические очерки» (1967). В ней присутствует статистика по вышеуказанным школам во всероссийском масштабе, без детализации по епархиям. К сожалению, авторы не избежали негативной оценки роли и места церковно-приходских школ в системе российского начального образования. В 1968 году увидел свет сборник статей «Деятели Октября о религии и церкви», в котором содержатся негативные характеристики как в адрес православной церкви, так и в адрес церковно-приходских школ. Аналогичные характеристики содержатся в сборнике «Избранные атеистические произведения» (1970). Судя по всему, видные коммунистические деятели Советского Союза не могли поступиться принципами в объективной оценке деятельности школ ведомства православного исповедания35.
В 70-80-е годы появился ряд исследований, посвященных истории начального образования и просвещения в дореволюционной России. Наиболее интересной, относящейся к нашей теме, является работа H.H. Кузьмина, посвященная учительским семинариям. Автор избежал негативных оценок, раскрыл роль и значение этих учебных заведений для подготовки учительских кадров36.
В работе Ф. Ф. Шамакова (1975) рассматривается деятельность школ различного типа, включая и ведомство православного исповедания, но без оценки их значения. Данные учебные заведения упоминаются в небольшом по объему исследовании Г. Е. Жураковского (1978), где даётся история образования, но роль церковно-приходских школ грамоты не определена. A.B. Ососков в своей работе (1972) рассматривает систему начального образования в дореволюционной России за 1861-1917 годы, но уклон делает на министерско-земские школы, лишь касаясь церковно-приходских школ и то в негативном плане37.
Коллективная монография «Русское православие: вехи истории», вышедшая в 1989 году, содержит материал о церковно-приходских школах, приводит общероссийскую статистику, виды финансового обеспечения. Эта работа, в отличие от предыдущих, менее тенденциозно оценивает деятельность русской
•з О православной церкви в образовательной сфере .
Значительный интерес представляет ряд работ Э.Д. Днепрова , посвященных истории школы досоветского периода, в которых акцент делается на историографические и методологические проблемы развития педагогической мысли. Церковно-приходские школы в его трудах представлены как тупиковое направление начального образования.
К сожалению, нами не обнаружено региональных исследований уральских историков, посвященных прямо или косвенно теме нашего исследования, за исключением нескольких работ Н.М. Чернавского40 с 20-х по 80-е годы XX века.
Таким образом, за годы советской власти система начальных школ ведомства православного исповедания исследователями подвергалась огульной критике. Настоящих исследований, беспристрастных анализов не произведено, тем не менее, некоторые из авторов признавали первенство православной церкви в деле народного образования, отмечали широкую сеть церковноприходских школ и большое количество учащихся в них.
С начала 90-х годов XX века общественно-политическая обстановка в России изменилась, что дало возможность историкам более объективно подойти к оценке всех аспектов деятельности православной церкви в России, в том числе и в области образования. Появляются монографии, публикуются труды ученых, изданные после 1917 года в западных странах, в которых начальное церковное образование получает заслуженную оценку, рассматривается в контексте культурно-исторического развития российского государства. К таковым относится исследования М. Р. Зезиной, JI. В. Кошман, В. С. Шульгина,
A.B. Карташева, П. Н Милюкова, Д. В. Поспеловского, A.M. Цирульникова, С.Ю.Трохачева, А.Ю. Полунова, С. В. Римского, М.М. Громыко41.
Начинает проявляться живейший интерес к деятельности русской православной церкви Оренбургской епархии историков-исследователей Южного Урала. Пионерами комплексного изучения проблем начального образования Южного Урала являются А.И. Конюченко, H.H. Алеврас, по Челябинску - В.С.Боже, которые в многочисленных публикациях, основываясь на архивных материалах, подробно анализируют деятельность различных типов начальных школ, состояние духовенства, религиозно-нравственного воспитания населения Оренбургской епархии, отмечая при этом как их достоинства, так и недостатки42. Проблемы развития церковно-приходских школ освещают исследователи истории Оренбургского казачьего войска. К их числу относятся труды А.П.Абрамовского, А.А.Абрамовского, В.С.Кобзова43,
B.А.Кузнецова44, В.Ф.Мамонова45, которые отдают должное этому типу начальных школ в начальном образовании и религиозно-нравственном воспитании населения Оренбургского края в целом и казачества в частности. Проблемы среднего образования и общественных движений учащейся молодежи рассматривал В.Я.Рушанин46.
В настоящее время в периодической печати продолжается изучение различных аспектов образовательной деятельности русской православной церкви, даются объективные оценки системы церковно-приходских школ47.
Следует отметить, что тема нашего исследования является «белым пятном» в истории народного образования. Нет ни одного научного труда, монографии, напрямую относящихся к теме нашего исследования, а имеющиеся источники не раскрывают всей системы организации учебно-воспитательного процесса в школах данного типа. Ни один из авторов не сделал попытки раскрыть и проанализировать организацию учебного процесса в комплексе, нет освещения целостного содержания преподаваемых предметов, исторической ретроспективы развития системы церковно-школьного строительства, особенностей каждой, в том числе Оренбургской епархии. Неоднозначное, противоречивое отношение проявляется в критике перегруженности программ предметами религиозного цикла, которые были стержнем церковно-приходской школы. В настоящее время к роли православной церкви в организации школьного дела в России, да и к предметам религиозного плана, отношение изменилось. Стало очевидным, что систему воспитания детей и юношества можно строить и на основе православных ^ религиозно-нравственных императивов при отсутствии других ориентиров. Для этого в обществе предпринимаются некоторые попытки. Обращение в исследовании к истории церковно-приходских школ является одной из таких попыток. До настоящего времени история народного образования, в том числе и церковного, на территории Оренбургского края ни одним исследователем не раскрыта в полном объеме (с учетом всех типов школ) и нуждается в разработке.
Методология и методы исследования. Понятие «образование» многогранно, применительно ко всем аспектам жизнедеятельности человека, однако, его изучение правомерно лишь в контексте исторического развития общества, поэтому в работе использовались конкретные методы исторического исследования на основе принципов научного познания (объективности, детерминизма, развития и историзма). Задача изучения возникновения и распространения начального церковного образования на территории Оренбургской епархии на протяжении обширного отрезка времени обусловила необходимость активного применения хронологического метода, который продиктовал необходимость анализа рассматриваемых процессов по периодам, отдельным направлениям.
Анализ роли русской православной церкви в распространении сети своих школ в Оренбургской епархии потребовал сравнения с аналогичными процессами, происходившими в других типах начальных школ, с целью выяснения общих и индивидуальных особенностей. Это сделало закономерным применение синхронного и проблемно-исторического методов, которые позволили подчеркнуть взаимосвязь между мероприятиями правительства и Святейшего Синода в отношении образовательного развития школ других ведомств, проводимых в одно и то же время, сопоставить их, отметить общие и индивидуальные аспекты этого развития.
Наряду с вышеназванными методами в настоящем исследовании применялись библиографические методы: аналитический - разыскание, отбор, библиографическое описание, аннотирование и реферирование; синтетический, позволивший обобщить собранный материал, дать ему научную организацию.
Источниковая база диссертации. В исследовании использованы источники следующих видов: законодательные акты, материалы текущего делопроизводства, историко-статистические описания, периодическая печать, монографии, научные статьи, мемуарная литература.
Актовые источники представлены важнейшими законодательными актами, включающими в себя законы, указы, распоряжения, повеления, положения, инструкции и другие документы, которые определяют характер школьной и просветительской деятельности русской православной церкви, дают картину возникновения и развития школ ведомства православного исповедания, содержания образования, методики преподавания отдельных предметов.
Важное, значение для раскрытия темы исследования имеют дореволюционные нормативные акты, относящиеся к деятельности церковно-приходских школ и школ грамоты, сосредоточенные A.C. Пругавиным в специальном сборнике «Законы и справочные сведения по начальному образованию» (1898). Кроме того «Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания», составленный Д.И.Тихомировым (1903), «Сборник узаконений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания», составленный Ф.Федотовым (1907). При этом учитывалось, что сами по себе нормативные акты не могут дать целостного представления о факте организации и распространении школ ведомства православного исповедания на территории Оренбургской епархии в конце XIX - начале XX вв., что они нуждаются в активном их дополнении делопроизводственными материалами.
Документы делопроизводства церковных учреждений центрального и местного уровня представлены в диссертации нормативными актами (указы, инструкции, отношения и др.), документами коллегиального обсуждения (протоколы, журналы и т.п.), служебной перепиской.
Политику русской православной церкви в области ее духовно-просветительской деятельности характеризуют важнейшие указы Святейшего Правительствующего Синода. Указ Синода от 13 июня 1884 г. утвердил положение о церковно-приходских школах, в котором указывается цель их открытия, оговариваются источники средств на содержание, демонстрируется программа обучения, перечисляются обязанности преподавателя и другие направления деятельности этих школ. Кроме того, целый ряд документов свидетельствует о формировании церковных и монастырских библиотек, об открытии и преобразовании церковных начальных учебных заведений, содержании в них воспитанников, финансировании, регламентации преподавательской деятельности и прочем.
В процессе работы над темой диссертационного исследования нами обращалось особое внимание на дела центральных и областных государственных и церковных учреждений, в которых отражалась работа школ, формирование и комплектование их библиотек, деятельность священноцерковнослужителей, а также на документы учета населения и учащихся церковно-приходских школ.
Основу диссертационного исследования составили материалы, выявленные автором из фондов Российского Государственного исторического архива (РГИА), Объединенного Государственного архива Челябинской области (ОГАЧО), Государственного архива Оренбургской области (ГАОО). В комплексе с вышеназванными источниками архивные материалы позволили составить целостную картину открытия и работы ведомства православного исповедания Южного Урала в обозначенный период.
Указанные хронологические рамки диссертации потребовали от автора детального изучения различных фондов и видов документов, отразивших изменения, происходившие в системе управления Российского государства. Приведенные в исследовании документы содержат материалы о провозглашении самостоятельной Оренбургской епархии, учреждении епархиального училищного совета с уездными отделениями на местах, системе религиозно-нравственного воспитания населения, открытии церковно-приходских школ в благочиннических округах, их материальном обеспечении, данные о преподавательском составе, успеваемости учащихся, комплектовании школ и другие сведения, позволяющие воссоздать картину деятельности вышеуказанных школ, охарактеризовать их состояние, показать деятельность преподавателей и учеников. Это, в конечном итоге, позволило определить значение школ ведомства православного исповедания в жизни населения.
Документы делопроизводства явились ценным источником при работе над темой. Наиболее важную и интересную информацию о развитии школьного дела в Оренбургской епархии предоставляют документы в фондах №№796, 797, 803 (РГИА); №№И-33, И-35, И-36, Р-874 (ОГАЧО), №№172, 173, 174 (ГАОО). Они содержат указы Святейшего Синода, отчеты и рапорты по Оренбургской епархии о состоянии учебных заведений, сводные данные о сети церковноприходских школ Южного Урала, религиозно-нравственном состоянии населения епархии, о деятельности духовенства.
Большой интерес представляют учетные листки учителей и школьные листки церковных школ епархии (РГИА, Ф.803), послужные списки (ГАОО, Ф.199), клировые ведомости (ГАОО, Ф.173; ОГАЧО, Ф.И-226), которые дают сведения о преподавательском составе, социальном происхождении учителей, их образовательном уровне, возрасте, материальном достатке, продвижении по службе в своем ведомстве или о переходе в другое, наградах. Анализ вышеуказанных данных позволяет охарактеризовать преподавательский состав церковно-приходских школ Оренбургской епархии конца XIX - начала XX вв.
Статистические источники содержат разносторонний материал о времени открытия церковно-приходских школ, формах и способах их материального обеспечения, ведомости текущей успеваемости учащихся, переводных и выпускных экзаменах и др. (РГИА, Ф.803.0п.16. Д. 166-175, 2270 и ГАОО, Ф.173,Оп.5, Д.10911 - 10922). Большую группу составляют источники, извлеченные из документов делопроизводства различных органов управления (РГИА, Ф.733, 796). Огромный массив статистического материала содержится в ежегодниках «Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи», издаваемых под редакцией В.И. Фармаковского и Е.П Ковалевского в начале XX века, в историко-статистическом очерке «Десятилетие церковной школы за время с 1883 по 1893 гг.», в приложениях к «Историческому очерку развития церковных школ (1884-1909 гг.)».
В группу статистических источников входят также «Алфавитные статистические списки селений Оренбургской губернии», издаваемые с 1869 по 1892 год, «Адрес-календарь и справочные книжки Оренбургской губернии», ежегодно выпускаемые Оренбургским статистическим комитетом, «Карманный справочник. Весь Челябинск», изданный в 1909 году. Большой массив материалов находится в многотомном исследовании «Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 год», 28 том которой посвященный Оренбургской губернии вышел в 1904 году. Все эти публикации содержат интересный статистический материал о численности духовенства, школ ведомства православного исповедания, составе педагогических кадров, количестве учащихся в них, численности населения, количестве вообще учебных заведений различного типа и учащихся в Оренбургской епархии. Отметим, что все документы дают представление о персональном составе различных учреждений Южного Урала, истории церквей и монастырей, церковно-приходских школ и др., имея при этом все свойственные правительственной статистике недостатки.
Кроме вышеуказанных документов, использовались ежегодные журналы епархиального Михаил - Архангельского братства, курировавшего инородческие церковно-приходские школы, помогавшего им, равно как и учащимся церковно-приходских школ, материальными средствами, учебными пособиями и др. Именно об этом сообщает статистический материал, отраженный в данных журналах.
Определенную ценность представляют также статистические сведения, содержащиеся в ежегодных отчетах общества «Попечения о начальном образовании» города Челябинска, «Общества взаимного вспомоществования об учащих и учивших Оренбургской губернии». В них представлены списки попечителей различных уровней, размеры пожертвований, направленные на поддержание деятельности школ различных ведомств.
Важны в этом отношении ежегодные отчеты Оренбургских архиереев Святейшему Синоду о состоянии епархии (РГИА, Ф.796. Оп.442.) Здесь содержится статистический материал по церковно-приходским школам и школам грамоты по России в целом и по каждой епархии в отдельности. В определенной степени это дало возможность проанализировать состояние школьного дела по различным регионам, включая Южный Урал. Здесь же содержатся сведения о состоянии обучения ремеслу и труду учеников и учениц, сельских работах, наличии пришкольных участков, школьных пасек, обеспеченности школ собственными зданиями и др. Естественно, что в отчетах существует определенная предвзятость в отношении школ ведомства православного исповедания.
Кроме того, весьма ценные материалы по школам ведомства православного исповедания, включая Оренбургскую епархию, по всему комплексу их деятельности почерпнуты автором из сборника «Статистические сведения о церковных школах Российской империи со времени издания. Высочайше утвержденных 13 июня 1884 г. правил о школах церковноприходских» (1909 год).
В настоящем исследовании использовались также энциклопедические издания, издававшиеся в различные годы48. Они содержат публикации материалов связанных с духовной школой в целом и церковно-приходскими в частности.
Оренбургские епархиальные ведомости», «Екатеринбургские епархиальные ведомости» относятся к церковным изданиям регионального уровня, Оренбургские начали издаваться с 1873 года, Екатеринбургские - с 1888 года. В официальной их части размещались указы и распоряжения правительства, Святейшего Синода и местной епархиальной администрации.
Неофициальная часть епархиальных ведомостей содержала в себе богатые, нередко уникальные материалы, касающиеся абсолютно всех сторон епархиальной жизни: истории церквей и монастырей, духовных учебных заведений, включая церковно-приходские школы и школы грамоты, биографии местных архиереев, личный состав духовенства, его перемещение по службе, награждения от правительства, Св. Синода и епархиального ведомства и др. Важно то, что здесь публиковались ежегодные отчеты Оренбургского епархиального училищного совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты епархии, причем самого подробного плана. Кроме того, здесь публиковался довольно пространный материал о строительстве и функционировании церковно-приходских школ и школ грамоты, имена попечителей и меценатов, очерки отдельных населенных пунктов и др. Можно с сожалением констатировать, что, несмотря на ценность сведений вышеуказанных источников, все же им свойственна определенная доля субъективизма.
В дореволюционной России выпускались десятки изданий церковной тематики, которые издавали Святейший Синод, российские духовные академии, администрации российских епархий. Они публиковали не только статьи религиозного характера, но и материалы по истории православной церкви. В конце XIX - начале XX вв. издавалось также немало педагогических специализированных газет и журналов (как местных, так и центральных), проходил ряд публикаций по церковно-школьному строительству, в том числе в Оренбургской епархии. Центральные и местные периодические издания составили большую группу источников по истории Оренбургской епархии, школ ведомства православного исповедания. Материалы такой тематики публиковались на страницах газет и журналов: «Церковно-общественный вестник», «Церковные ведомости», «Церковно-приходская школа», «Народное образование», «Учительский вестник», «Русская школа», «Учитель и школа», «Оренбургский листок» и проч.
Письма и дневники стали еще одним из видов источников, использованных в работе. Уместно выделить в этом плане письма учителей церковноприходских школ и школ грамоты епархиальному наблюдателю школ (или в епархиальный училищный совет) по самым различным вопросам, особенно по вопросам выплаты жалования или бытовым условиям. Они встречаются в материалах архивов журнала «Народное образование» и Училищного совета при Синоде (РГИА, Ф.813, Ф. 803. Оп.12), особенно много их опубликовано в «Оренбургских епархиальных ведомостях».
Ценными являются записи епархиальных наблюдателей церковноприходских школ, которые сопровождали оренбургских архиереев во время их традиционных ревизий церквей епархии в качестве секретарей. Интересны дневниковые записи епархиальных наблюдателей протоиерея Н. Полетаева, Г.Рыбакова, М. Немечека, А. Холмогорцева. В них даны не только точные характеристики положения обозреваемых церквей и монастырей, подведомственного духовенства, но и описывается состояние церковноприходских школ и школ грамоты, учебного процесса, характеризуется уровень преподавания в них. Естественно, что иногда дневниковые записи носили налет предвзятости и приукрашивали состояние дел, однако, содержание их важно для исследователя.
Значение вышеперечисленных источников для исследования данной темы определяется целым рядом важных замечаний, оценок конкретных сюжетов. Источники, содержащие известную долю субъективности, все же, вкупе с другими, позволяют воссоздать картину деятельности школ ведомства православного исповедания в Оренбургской епархии.
Кроме того, в сочетании со сведениями, введенными в научный оборот предшествующими исследователями, приведенные источники дают солидную и надежную базу для решения поставленных задач.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней в систематизированном виде исследуется процесс зарождения и развития церковно-приходских школ Оренбургской епархии, выявляется общее ¿f особенное в этом процессе. Предпринята попытка реабилитации, объективной оценки системы массового религиозно-нравственного воспитания в сочетании с просвещением, показаны возможности использования форм и методов обучения, воспитания молодежи на основе христианских идеалов и ценностей.
4L—
Сформулирована и выстроена концепция эволюции распространения начального образования на базе церковно-приходских школ и школ грамоты в Оренбургской епархии, оценено их значение в культурном развитии региона, изучен опыт патриотического воспитания детей на христианской основе, накопленный церковно-приходскими школами и школами грамоты, наряду с казачьими, в меньшей степени - министерскими.
Практическая значимость диссертации определяется необходимостью объективной оценки развития начального образования в школах ведомства православного исповедания как России в целом, так и Южного Урала в частности на фоне критериев духовного возрождения страны. Фактический материал и выводы диссертации могут быть использованы другими исследователями в области истории культуры, образования и просвещения в России, а также при разработке общих и специальных курсов по истории начального образования, истории педагогики, истории культуры, религиоведению. Они могут быть полезны для организации учебно-воспитательного процесса в современной школе. цг
Необходимо отметить, что обостренное внимание к реформе образования в нашей стране есть серьезный симптом, свидетельствующий о социальной направленности проводимых реформ в государстве. Тем более востребованным является исторический опыт различных систем образования. Во-первых, сочетающих получение образования с формированием мировоззрения. Во-вторых, способных помочь систематизации мировоззренческих установок, с точки зрения моральных и нравственных императивов. В-третьих, способствующих возрождению религиозной традиции в жизни российского общества, с точки зрения воспитания гражданственности и патриотизма.
Апробация темы. Тема диссертации разработана и выполнена в соответствие с планом научных исследований Челябинского государственного университета на кафедре истории и теории культуры и искусства. По теме диссертационного исследования опубликовано 8 работ.
1 .Исторический опыт участия духовенства в деле нравственного воспитания и народного образования // Научно-практическая межвузовская конференция «Задачи нравственно-патриотического воспитания студентов и учащейся молодежи в современной России». Челябинск. ЮУрГУ. 2000.С.48-51.
2.Роль Оренбургской епархии в становлении начального образования на Южном Урале // Научный сборник Челябинского танкового института. № 3. Челябинск. 2000.С.50-55.
3.Положение о церковно-приходских школах и их реализация в Оренбургской епархии // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «История Отечества на рубеже веков: опыт, проблемы, пути, решения». Оренбург. 2001.Ч.1.С.221-224.
4.Зарождение церковно-приходских школ Оренбургской епархии // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Россия на пути реформ: подводя итоги 20 столетия». Уральский Социально-экономический институт академии труда и социальных отношений. Челябинск. 2001.С.48-50. 5.Использование духовного потенциала церкви в деле патриотического и нравственного воспитания молодежи // Всероссийская научно-практическая
28 конференция «Изменяющаяся Россия: проблемы безопасности и пограничной политики». ЮУрГУ. Челябинск. 2001.С.67-72. б.Первые церковно-приходские школы Челябинского уезда // Научно-краеведческая конференция «Челябинск в прошлом и настоящем». Челябинск. 2001.С.100-104.
7.Организация учебно-воспитательной работы в церковно-приходских школах Оренбургской епархии (вторая половина XIX - начала XX века) // Научный сборник Челябинского танкового института. № 5. Челябинск. 2002.С.50-64. 8.Личный фонд Н.М.Чернавского о церковно-школьном строительстве в Оренбургской епархии // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Археология Южного Урала: археологическая служба и историческая наука». Уфа.2002.Ч.1.С.61-72.
Структура диссертации определяется задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. Расположение глав соответствует этапам развития сети церковноприходских школ Оренбургской епархии, а так же основным направлениям, разделам церковно-школьного строительства этого типа школ.
Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК
Деятельность Русской православной церкви в области начального народного образования во второй половине XIX - начале XX вв.: По материалам Ярославской и Костромской губерний2003 год, кандидат исторических наук Веденский, Евгений Сергеевич
Социальная деятельность Русской православной церкви на Урале во второй половине XIX - начале XX в.2011 год, доктор исторических наук Власова, Анна Владимировна
Политика Русской Православной церкви в области образования и ее реализация в деятельности епархий Центрального Черноземья. 1884-1914 гг.2004 год, кандидат исторических наук Козлов, Константин Викторович
Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Казахстане: вторая половина XIX - начало XX вв.2011 год, доктор исторических наук Лысенко, Юлия Александровна
Церковноприходские школы и школы грамоты Восточной Сибири в 1884 - 1917 гг.: На материалах Иркутской и Енисейской епархий2002 год, кандидат исторических наук Наумова, Надежда Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Осипов, Олег Викторович, 2002 год
1. Опубликованные документы и законы.
2. Всеподданнейшие отчеты обер-прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1884-1901 гг. СПб.1885-1902 гг.
3. Доклад об итогах командировки начальника главного управления казачьих войск генерал-лейтенанта Щербов-Нефедовича в 1902 году в Оренбургское казачье войско. СПб. 1902.
4. Законы и справочные сведения по начальному народному образованию / Сост. Пругавин А.С.СПб.1898.
5. Инструкция уездным отделениям Оренбургского епархиального училищного совета. //Оренбургские епархиальные ведомости. 1891. №4. С.23-24.
6. Настольная книга по народному образованию /Сост. Фальборк Г.А., Чернолуский В.Н. В 3-х томах, Т.2-3. СПб.1901.
7. Однодневная перепись начальных школ в империи, произведенная 18 января 1911 года. Вып.VII. Часть I. Оренбургский учебный округ. Оренбург. 1912.
8. Полное собрание законов Российской империи. Собр.-1,2,3.
9. Правила и программы для церковно-приходских школ и школ грамоты. Изд.З-е, исправленное. СПб. 1898.
10. Программы учебных предметов для церковно-приходских школ, утвержденные Святейшим Синодом. СПб. 1886,
11. Сборник законоположений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания /Сост. Тихомиров Д.И. Изд. 4-е, испр. и допол. СПб. 1903.
12. Сборник узаконений и распоряжений о церковных школах ведомства православного исповедания / Сост. Федотов Ф. СПб. 1907.
13. Свод законов Российской империи 1857 г.
14. Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства. Пг. 1918.
15. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1909 год. СПб. 1910.
16. Справочная книжка Оренбургского края на 1872 г. Оренбургский губернский статистический комитет. Оренбург. 1873.
17. Стенографический отчет Государственной Думы IV созыва, сессия IV, заседание 59. 18.06.1916 СПб. 1916.
18. Циркуляры по Духовно-учебному ведомству. Т. 1-3.СПб. 1888-1916.1.. Энциклопедические издания и статистические материалы
19. Алфавитный статистический список селений Челябинского уезда Оренбургской губернии. Т.5. Оренбург. 1869.
20. Заметки по статистике начального образования в России (статистические сведения) / Под ред. Ольденбурга Ф.Ф. СПб. 1898.
21. Карманный справочник. Весь Челябинск. Челябинск. 1909.
22. Каталог ( Русские официальные и ведомственные издания XIX- начала XX вв). Т.1. СПб. 1995.
23. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 r.T.XXVIII. / Под ред. Тройницкого H.A. СПб. 1904.
24. Полный православный энциклопедический словарь. Т.1. М., 1992.
25. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах / Гл. ред. Давыдов В.В. Т.2. М.1998.
26. Россия: энциклопедический словарь. Ленинград. 1991.
27. Сводная таблица к вопросу о дальнейшем развитии народной школы / Сост. Куломзин А.Н. СПб. 1908.
28. Статистические сведения о церковных школах Российской империи со времени издания Высочайше утвержденных 13 июня 1884 г правил о школах церковно-приходских. СПб. 1909
29. Статистические сведения по начальному образованию в Российской империи. Вып.1-4./Под ред. Фармаковского В.И. и Ковалевского Е.П. СПб. 1900-1903.
30. Челябинское губернское статистическое бюро. Статистический сборник. Челябинск. 1923.
31. Энциклопедический словарь / Под ред. Брокгауз Ф.А. и Ефрон И.А. Т.40. СПб. 1897.
32. Энциклопедический словарь русского библиографического институтаГранат. Изд. 7-е. Т.50. Ленинград. 1933. 15.Энциклопедия. Челябинск.2001.1.I. Периодическая печать.
33. Екатеринбургские епархиальные ведомости. 1888-1903.
34. Журнал Московской патриархии, 1993,2000-2001.
35. Народное образование, 1903
36. Оренбургские епархиальные ведомости, 1873-1917.
37. Оренбургский листок, 1899.
38. Оренбургский церковно-общественный вестник, 1917.
39. Русская школа, 1895,1910-1912.8. Троицкая газета, 1916.
40. Учитель и школа, 1914-1915.
41. Учительский вестник, 1914-1915.
42. Церковно-общественный вестник, 1884-1886, 1912-1914.
43. Церковно-приходская школа, 1889-1892,1901-1907.
44. Церковно-школьный листок Оренбургской епархии, 1916-1917.
45. Абрамов Я.В. Наши воскресные школы, их прошлое и настоящее. СПб. 1900.
46. Абрамовский A.A., Абрамовский А.П., Кобзов B.C. Реформы 60-70-х годов XIX века и их влияние на школьное строительство в Оренбургском казачьем войске // Оренбургское казачье войско: Страницы истории XIX XX вв.: Сб. науч. тр. Челябинск. 1999.
47. Абрамовский А.П., Кобзов B.C. Во славу государства Российского. Начальное образование и военная подготовка в Оренбургском казачьем войске. Челябинск. 1994.
48. Абрамовский А.П., Кобзов B.C. Управление станичными и поселковыми школами в Оренбургском казачьем войске в XIX веке // Оренбургское казачье войско: воинская служба и общественная жизнь. Сб. науч. тр. ЧГУ. Челябинск. 1997.
49. Абрамовский А.П., Кобзов B.C. Церковь и приход Кундравинской станицы.// Оренбургское казачье войско: Религиозно-нравственная культура: Сб. науч.тр./ Под ред. А.П. Абрамовского. Челябинск,2001.
50. Алабовский М.И. Церковно-приходские школы и всеобщее обучение. Киев. 1909.
51. Алеврас H.H. История Урала/ Под ред. В.Ф.Мамонова. 4.1. Челябинск.2000.
52. Алеврас H.H., Конюченко А.И. Начальное образование на Южном Урале в конце XVIII начале XX века// Народное образование на Урале в конце XVIII - начале XX века. Сб. науч. тр. Свердловск. 1990.
53. Алекторов А.Е. Очерк народного образования В Тургайской области, летопись 1744-1898. Вып. I-III. Оренбург. 1900.
54. Баканов В.П. Испытание Магниткой. Магнитогорск.2001.
55. Баканов В.П. Роль церкви в обучении грамоте населения казачьих поселков Оренбургского казачьего войска// Исторические чтения.2.Материалы науч. конф. Челябинск. 1996.
56. Белофост И.Г. Церковно-приходские школы Тамбовской губернии //Вестник ТГУ. История. Вып. 1.Тамбов. 1998.
57. Благовидов Ф. Деятельность русского духовенства в отношении к народному образованию в царствование Александра П.Казань. 1891.
58. Благонамеренный В.В. Краткий исторический взгляд на развитие духовного образования в Оренбургском крае// Оренбургские губернские ведомости. 1851 .№22-26.
59. Богданов И.М. Грамотность и образование в дореволюционной России и СССР.М. 1964.
60. Боже B.C. Дореволюционный Челябинск: страницы истории: Челябинску-250/ Упр. по делам культуры и искусства г. Челябинска, Центр историко-культурного наследия. Челябинск. 1996.
61. Боже B.C. Оренбургская епархия: (200 лет со дня образования) // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область. Челябинск. 1999.
62. Боже B.C. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала XX века// Челябинск неизвестный. Челябинск. 1996.
63. Боже B.C. Уровень образованности и моральный облик духовенства Оренбургского края в конце XVIII начале XX века// Оренбургское казачье войско: Религиозно-нравственная культура / Под ред. А.П. Абрамовского Челябинск.2001.
64. Ботнер В.Д. Становление системы народного образования на Южном Урале// Вестник ЧГПУ. Исторические науки.№1.Челябинск. 1997.
65. Вахтерев В.П. Спорные вопросы образования. М.1907.
66. Вежлев A.M. Учительские съезды и курсы во второй половине XIX века. М.1958.
67. Воскресные и праздничные (внебогослужебные) собеседования как особый вид церковно-народной проповеди. Воронеж. 1880.
68. Гаврилов Д.В. Грамотность и образовательный уровень населения Урала// Уральский исторический вестник.№2.1995.
69. Галигузов И.Ф. Народы Южного Урала: история и культура. Магнитогорск.2000.
70. Геркулов Е.Ф. Православная церковь враг просвещения. М.1962.
71. Гехт И.А. Народное образование на Южном Урале в 1917-1919 гг.//Вестник ЧГУ. Серия 1.История.№2.Челябинск. 1991.
72. Гидиринский В.И. Русская идея и армия (философско-исторический анализ). М. 1997.
73. Гиляров-Платонов Н.П. Сборник сочинений. Т.2. М.,1986.
74. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т.1-2.М.1916.
75. Горбов Н. Задачи русской народной школы. М. 1887.
76. Григорьев В.В. Исторический очерк русской школы. М. 1900.
77. Громыко М.М., Буганов A.B. О воззрениях русского народа. М.2000.
78. Деятели Октября о религии и церкви. М. 1970.
79. Днепров Э.Д. Историографические и методологические проблемы изучения истории отечественной школы и педогогики.М.1989.
80. Днепров Э.Д. Народное образование и педагогическая мысль России кануна и начала империализма. М. 1980.
81. Днепров Э.Д. Школы и педагогическая мысль России периода двух буржуазно-демократических революций. М.1984.
82. Дурново H.H. Девятисотлетие русской иерархии. 988-1888. Епархии и архиереи. М.,1888.
83. Знаменский П.В. Духовные школы в России до реформы 1808 года. Казань, 1881.
84. Золотарев С.Н. Очерк по истории учительского объединения в России. СПб.1915.
85. Игнатьев П.Н. Очерк о русской школе. Прага. 1919.
86. Избранные атеистические произведения. М.1970.
87. Иоанн (Экономцев) игумен. Десятилетие возрождения православного образования в России// Альма матер. Вестник высшей школы.№ 1.2001.
88. Исторический очерк развития церковных школ за истекшее двадцатипятилетие (1884-1909).СПб.1909.
89. История дореволюционной России: в дневниках и воспоминаниях: Аннотированый указатель книг и публикаций в журналах/ Под ред. Зайончковского П.А.Т.З.Ч.2. М.1979.
90. История казачества России: Т.1-3. Екатеринбург-Челябинск. 1995.
91. Каменев С.А. Церковь и просвещение в России. М. 1930.
92. Кандидов Б.П. Церковь и 1905 год. М.1926.
93. Каптерев П.Ф. История русской педагогики. СПб. 1909.
94. Карташов A.B. Очерки по истории русской церкви. Т.1-2.М.1993.
95. Ковалевский С.Г. Народное образование на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году. СПб. 1897.
96. Константинов H.A., Струминский В.П. Очерки по истории народного образования в России. М.1953.
97. Конюченко А.И. Особенности церковно-административного устройства Оренбургской епархии (вторая половина XIX началоХХ вв)// Россия и Восток: проблемы взаимодействия. Межд. научн. конф.Ч.2.1995.
98. Конюченко А.И. Религиозно-нравственная характеристика православного населения Оренбургской епархии (вторая половина XIX начало ХХвв)// Вестник ЧелГУ. Серия история.№1.Челябинск. 1998
99. Конюченко А.И. Русское православное духовенство во второй половине XIX -ХХвв// Социально-политические институты провинциальной России (XVI-начало ХХвв). Челябинск. 1993.
100. Конюченко А.И. Учительство Южного Урала периода капитализма// Проблемы социально-политической истории Урала XIX XX вв. Межвузовский науч. сб. Челябинск. 1991.
101. Кречетович И.П. Крестьянская реформа в Оренбургском крае. М. 1911.
102. Кривощеков А.И. Далматовский монастырь как оплот русского владычества и православия в Исетском крае и его достопримечательности // Вестник Оренбургского учебного округа. 1914.
103. Кузнецов В. А. Религиозно-нравственное воспитание Оренбургского казачества // Оренбургское казачье войско: Религиозно-нравственная культура/ Под ред. А.П. Абрамовского. Челябинск.2001.
104. Кузьмин H.H. Учительские семинарии в России и их место в системе подготовки учителей. Курган. 1970.
105. Лукин Н.М. Церковь и государство. М.1924.
106. Макарий, митрополит. История русской церкви. Т.1-12, СПб.,1857-1882;
107. Малиновский Н.П. Очерк по истории начальной школы. СПб. 1913.;
108. Мамонов В.Ф. История казачества Азиатской России: в 3 т. / Под ред. В.В. Алексеева. Екатеринбург. 1995.
109. Марков B.C. Историческое значение церковно-приходских школ для православной церкви. М. 1899.
110. Медынский E.H. История педагогики в связи с экономическим развитием общества. В 3-х томах. Т.Ш. Русская педагогика. М. 1929.
111. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.1995.
112. Миронов Б.Н. Грамотность в России 1797-1897 ¡Получение новой исторической информации с помощью методов ретроспективного прогнозирования // История СССР.1985.№4.
113. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империализма (XVIII -начало XX вв). В 2 т, изд. 2-е испр. СПб. 2000.
114. Мироносицкий П.П. Рачинский С.А. и церковная школа.СПб.1910.
115. Миропольский С.И. Дидактические очерки. Обучение в народной школе. СПб. 1890
116. Миропольский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ея возникновения на Руси до настоящего времени. СПб. 1895;
117. Нарекая В. Народное просвещение. Пг.1917.
118. Никольский Н.М. История русской церкви. М. 1931.
119. Папков A.A. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя. СПб. 1902.
120. Персиц М.М. Отделение церкви от государства и школы от церкви в СССР. М.1958.
121. Петрищев А.Ф. Церковь и школа. СПб. 1906.
122. Платонов Н.Ф. Православная церковь в борьбе с революционным движением в России (1900-1917 гг) .М.1938.
123. Побединский М. Старинные духовные школы (1746-1890). Томск. 1896.
124. Победоносцев К.П. Народное просвещение.// Московский сборник. 1896.№5.
125. Покровский В. Десятилетие (1885-1895) церковно-приходских школ Оренбургской епархии. (Историко-статистический очерк). Оренбург. 1896.
126. Покровский И.М. Русские епархии в XVI-XIX вв. Т.1,2.КазаньД897.
127. Полетаев H. Начальное образование. Школы грамоты. Оренбург. 1890.
128. Полунов А.Ю. Под властью обер-прокурора. Государство и церковь в эпоху Александра III (Серия «Первая монография», под ред. Бордюгова Г.А.). М. 1996.
129. Полунов А.Ю. Церковная школа для народа в конце XIX века // Журнал Московской патриархии. 1993. №6.
130. Поспеловский Д.В. Православная церковь в истории Руси, России, СССР.
131. Преображенский И.Л. Отечественная церковь по статистическим данным с 1840/1841 по 1890/91 гг. СПб.1897.
132. Проблемы религиозного образования в России: традиции и новый опыт / Сб. статей. Под ред. Трохачева С.Ю. СПб. 1997.
133. Пругавин A.C. Запросы народа и обязанности интеллигенции. СПб. 1895.
134. Рачинский С.А. Заметки о сельских школах. СПб. 1883.
135. Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в XIX и начале XX века.// Исторические записки Вып.37.М.1951.
136. Римский C.B. Российская церковь в эпоху великих реформ. М. 1999.
137. Рождественский К. Слово правды о церковной школе и о заслугах духовенства по народному образованию. Рыбинск. 1906.
138. Рождественский C.B. Очерки по истории систем народного просвещения в России XVIII XIX вв. Т. 1.СПб. 1902.
139. Рункевич С.Г. Русская церковь в XIX веке. СПб. 1901.
140. Русское православие: вехи истории. М.1989.
141. Рушанин В.Я. Молодежное движение в России: региональный аспект (1861-1904). Челябинск. 1998.
142. Рушанин В.Я., Конев Л.М., Чуприн В.В. Из истории среднего образования на Урале (1861-1917). Магнитогорск. 1994.
143. Смирнов П. (протоиерей) Народное образование и церковно-приходская школа. СПб. 1899.
144. СмоличИ.К. История Русской Церкви. 1700-1917гг.Ч.1.М., 1996.
145. Соловьев B.C. Любовь к народу и русский религиозный идеал. М.,1983.
146. Сперанский H. Борьба за школу. Из прошлого и настоящего на Западе и в России. СПб. 1910.
147. Стеклов М.Е. Школьный апостол (С.А. Рачинский)// Педагогика. 1998.№5.
148. Титов Ф.И. Критико-библиографический обзор новейших трудов по истории церкви. Вып. 2.Киев. 1913.
149. Трошин А. Отношение к церковным народным школам Государственной Думы Третьего созыва. Спб.1913.
150. Учебное пособие для казачьих воскресных школ/ В.Ф.Мамонов, К.Г. Коваленко, В.И. Косяков и др. Оренбург, Челябинск. 1992.
151. Фальборк Г.А. Всеобщее образование в России. М. 1908.
152. Фальборк Г.А., Чарнолуский В.Н. Настольная книга по народному образованию. Т. 1,2. СПб. 1901.
153. Федоров В.А. Крестьянские школы грамотности в России в XIX веке// Педагогика. № 10. 2000.
154. Церковные школы в Российской империи (1894-1903).СПб.1904.
155. Церковные школы Российской империи к 1909 году. СПб. 1910.
156. Церковь в истории России (IX в. 1917 г.). Критические очерки. М. 1967.
157. Цирульников A.M. Организация образования в сельской местности России (Исторический очерк). М. 1993.
158. Чарнолуский В.Н. Спутник народного учителя и деятеля народного образования. СПб. 1908.
159. Чернавский Н.М. Краткий библиографический обзор литературы о местном крае // Сб. материалов по истории Челябинской округи. Челябинск. 1927.
160. Чернавский Н.М. Оренбургская епархия в прошлом ея и настоящем. Вып.2.//Труды Оренбургской ученой архивной комиссии, вып.Х. Оренбург. 1900-1902.
161. Чернавский Н.М. Сжатый очерк развития города Челябинска// Материалы к прошлому города Челябинска. Челябинск. 1926.222
162. Чехов Н.В. Народное образование в России с 60-х годов XIX века. СПб. 1912.
163. Шамаков Ф.Ф. Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск. 1975.
164. Эвенчик C.JI. Победоносцев и дворянско-крепостническая линия самодержавия в пореформенной России // Ученые записки МГПУ им. В.И.Ленина. 1969. №309.
165. Южаков С.Н. Вопросы просвещения. СПб. 1898.
166. James W. Cunningham The movement for church Renewal in Russia, 19051906. New York, 1981.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.