Ценностно-смысловое поле современных журналов для подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Стебловская, Софья Борисовна
- Специальность ВАК РФ10.01.10
- Количество страниц 239
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Стебловская, Софья Борисовна
Введение.
Глава первая. Ценность в социокультурной парадигме.
1.1 Ценность как научная категория.
1.2 Двухуровневая природа ценности: общечеловеческий инвариант и результат социокультурной среды.
1.3 Российский менталитет в контексте ценностного подхода.
Глава вторая. Журналы для подростков как фактор ценностного становления личности '
2.1 Социально-психологические особенности подростковой аудитории.
2.2 Аксиологически нормативная модель журнала для подростков.
2.3 Современные журналы для подростков: социокультурный контекст и типология.ч
Глава третья. Ценностно-смысловая структура подростковых журналов
3.1 Программа контент-аналитического исследования журналов.
3.2 Тематическое поле журналов.
3.3 Ценностная структура журналов.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Социально-психологические особенности ценностей современных подростков2013 год, кандидат наук Буреломова, Анастасия Сергеевна
Ценностные основания самореализации личности: социально-философский анализ2006 год, кандидат философских наук Южакова, Надежда Витальевна
Аксиология медиатекста в российской культуре: репрезентация ценностей в журналистике начала ХХI в.2010 год, доктор филологических наук Ерофеева, Ирина Викторовна
Духовное лидерство в социокультурном пространстве современной России2009 год, доктор культурологии Зубанова, Людмила Борисовна
Специфика социализации подростков современного крупного города: вхождение в рок-культуру2002 год, кандидат социологических наук Гончарова, Наталия Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ценностно-смысловое поле современных журналов для подростков»
Нынешний этап человеческой истории характеризуется определенными тенденциями, которые только начинают получать соответствующее осмысление в гуманитарных дисциплинах. Так, например, не вызывает сомнения тот факт, что совершенствование технической сферы небывало возросло по сравнению со всеми предыдущими эпохами. Материально-технологическая составляющая современной цивилизации достигла определенного экстремума. Речь идет о «динамике социальной и культурной мобильности, территориальных передвижениях, потоках информации, свободно пересекающих географические, политические, социальные границы и управляемых лишь универсальными правовыми установлениями и обобщенными обменными средствами».1
Сегодня общим местом стало декларирование того, что в сфере коммуникации и информации произошел настоящий прорыв: впервые в .истории произошло резкое увеличение числа людей, имеющих беспрепятственный и неограниченный доступ к огромным блокам информации. Все эти факторы — сокращение расстояний, облегчение процесса сообщения с внешним миром, ускорение социальных процессов, свободный доступ к информации - квалифицируются многими как высшие достижения цивилизации.
Вместе с тем, именно сейчас как никогда актуально звучат слова классика социологии Э. Дюркгейма: «Совсем не доказано, что цивилизация нравственная вещь». С такой постановкой вопроса тесно связана сама проблематика прогресса, часто выступающего в смысловой связке с развитием цивилизации. «Прогресс - рискованное дело и двусмысленное понятие. Во
1 Дубин Б. В. Европа - «виртуальная» и «другая» // Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. - М.: Новое издательство, 2004. - С. 264.
2 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. - М.: Канон, 1996. - С 56. сущной потребности своего рода «новой аскезы»1 говорили Й. Хейзинга, Э. Фромм, А. Швейцер, К. Ясперс, В. Франкл и другие. Ради сохранения человеческой цивилизации по мысли философов, озабоченных девальвацией традиционной морали, требуется обращение к традиционным ценностям, под которым понимаются ценности, выработанные и отфильтрованные человечеством. Необходимо пристальное внимание к «символическому капиталу или капиталу ценностей, что в просторечии называется моральным капиталом».2
В закон техно-гуманитарного баланса можно добавить положение об информагрюнной перенасыщенности, соотносимой с материально-технологической составляющей культуры - «.состояние. современного мира можно описать посредством понятия информационного перепроизводО ства». Но, упоминая об информационном многообразии и ставшем беспроблемным доступе к информации, нельзя не сказать о «стремительном разрушении тех моделей, которые отвечали за корректную интерпретацию информации в прежних культурных системах».4 Чем выше избыток идущей извне общей информации. тем выше I хаотичность социального поведения, связанного с неспособностью выстроить систему приоритетов и иерархию ценностей».5 Преобладание дескриптивной (описывающей) информации над прескриптивной (мотивирующей и объясняющей) становится одной из причин появления феномена «мозаичной» культуры. Сознание современного человека, погруженное в контекст «мозаичной» культуры6, собранной из разрозненных информационных бло
1 Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня // Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: ACT, 2004.-С. 513-515.
2 Панарин А.С. Ротация символического капитала как глобальный политический фактор // Культурное наследие как основа национальной идентичности. Первые панаринские чтения (27 мая 2004г. Государственный исторический музей, Москва, Красная площадь) -М.: ГАСК, 2005. - С. 7.
3 Панарин А.С. Реванш Истории. Российская стратегическая инициатива в XXI веке. - М.: Изд-во Русский мир, 2005. - С 21-22.
4 Дугин А.С. Обществоведение для граждан новой России. —'М.: Евразийской движение, 2007. С. 637.
5 Панарин А.С. Указ соч. - С. 21-22.
6 Так определил состояние современного общества социолог культуры А. Моль. См: Моль А. Социодинамика культуры - М.: Прогресс, 1974. ков, не связанных целостностью и общей структурой, зачастую остается неспособно самостоятельно оценить бесконечно потребляемую информацию.
В старые времена крестьянин, шкипер или ремесленник находил в целостности своего знания духовную схему, которой он проверял жизнь и мироздание. . Сегодня средний житель Запада информирован обо всем понемногу. . Такое пестрое и в то же время поверхностное знание, такой духовный горизонт, слишком широк для глаза, невооруженного критической оптикой.».1 Такое положение может быть представлено как ценностная дезориентация.
Неудивительно, что поэтому одной из самых острых проблем современности является идентификационный кризис, или кризис идентичности, напрямую связанный как с ценностной дезориентацией, так и с ценностным релятивизмом. Ведь можно утверждать, что идентификация основывается во многом на определенных ценностях. Это явление является объектом серьезной общественной и научной рефлексии, и представлено в эксплицитном виде огромного количества культурологических, социологических и философских теорий.
Кризис идентичности является следствием той еще не до конца проявившей себя эпохи, которую исследователи пытаются хотя бы отчасти определить терминами, уже вошедшими в научный оборот и в бытовой обиход. «Информационное общество», «глобализация», «цивилизация высоких скоростей», «постмодерн», для которого характерны такие объективные процессы развития коммуникаций, при которых коренным образом меняются принципы пространственности и темпоральности. «После времени-материи. наступает время-свет виртуальной реальности, вязкой и изменяющей саму природу длительности, вызывающей тем самым искажение
1 Хейзинга Й. Указ. соч. - С.386-388. времени и ускорение всех реальностей: вещей, существ, социокультурных явлений.»1
Явление утраты идентичности может быть описано как «социокультурный феномен, оформившийся в контексте культуры постмодерна и заключающийся в разрушении условий возможности целостного восприятии л субъектом себя как аутотождественной личности». Причем это явление оценивается в общественной мысли по-разному: сохранение культурной идентичности не всеми течениями осознается как ценность.
Однако наряду с апологетическим направлением общественной мысли, которое рассматривает происходящее в позитивных, или по меньшей степени, нейтральных категориях, существует традиция критического осмысления характеристик формирующейся на наших глазах эпохи. По мнению исследователей, критически оценивающих происходящее, «показала свою несостоятельность идеологема "цивилизации средств, а не целей", которой недавно так гордились западноевропейские интеллектуалы. . И только сейчас постепенно возвращается понимание того, что без руководства непреходящими ценностями, без подчинения им идейных и материальных инструментов человечество не выживет».3 Обращение к традиционным ценностям, их новое смысловое наполнение, поиски соответствия их современным реалиям может стать одним из залогов преодоления идентификационного кризиса.
Под традиционными ценностями предлагается понимать (в том числе и в контексте данной работы) тот свод ценностей и норм, которые появились как результат переломной эпохи, изменившей облик мировой культуры и создавшей «человека такого типа, который сохранился и по сей день». 4 Речь идет о так называемом Осевом времени - до конца не объясненном культур
1 Вирильо П. Низвержение в пустоту // Из книги П. Вирильо «Информационная бомба. Стратегия обмана». Перевод с фр.И. Окуневой. // Кризис сознания. — М.: Алгоритм, 2009. -С. 241.
2 Можейко И.А. Идентификации кризис. // Новейший философский словарь. Электронная библиотекаш\у\У.§итеглпГо
3 Щелов-Коведяев Ф.В. Культурная природа мирового кризиса // Журнал «Россия в гло- i бальной политике». № б ноябрь-декабрь 2009. - С. 56.
4 Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: Политиздат, 1991. - С. 32. ном и религиозном феномене синхронного возникновения в разных частях тогдашней ойкумены сходных духовных установок. Именно тогда человек впервые получил четкие представления о добре и зле, совести, морали, человечности, сострадании, э/салости к ближнему, личности, индивидуальной ответственности, которые внятны современному человеку. Именно эти ценности, пожалуй, и modicho обозначать как действительно общечеловеческие (без всяких кавычек), учитывая, тем не менее, вариативность и разную степень их проявленности в разных культурах.
Одной из характеристик нынешнего социокультурного кризиса является смешение аксиологических систем, идеологических и культурных элементов. Возникает феномен культурного «коллажа», когда разноуровневые аксиологические системы, то есть ценности предстают в качестве равноправных, а, следовательно, нарушается принцип иерархии - фундаментальное свойство нормального сознания и мышления, которое работает на дихотомиях — ценности-антиценности. В ценностном коллаже все одинаково ценно (равноправно), аксиологически гомогенно, значит, по-настоящему, не ценно ничего.
В итоге в сфере самоидентификации мы сталкиваемся с ситуацией, когда «человек, особенно молодой, оказывается неспособным четко зафиксировать свою позицию по отношению к плюральным аксиологиям, а, следовательно, не может зафиксировать самотождественность своего сознания и себя как личности».1
Это справедливо не только в отношении ценностного самоопределения отдельных людей, но и в отношении целых стран, в том числе и России.
Кризис идентичности, связанный в первую очередь с ценностной дезориентацией, более чем актуален для России на нынешнем этапе ее развития. Помимо всеобщего кризиса идентичности, в той или иной степени свойственного всему миру, российский кризис идентичности осложняется оче
Можейко И.А. Идентификации кризис. // Новейший философский словарь. Электронная библиотека www gumer.info редным разрывом исторической преемственности. Исследователи эмпирически фиксируют, что «переживаемый российским обществом кризис, является, в первую очередь, кризисом субъектности».1
Советский ценностный код отвергнут, а изначальный код, сформулированный в дореволюционный период, в значительной степени деформирован и забыт. «Ни в одной стране мира не происходило столь стремительного и бесповоротного разрушения традиционного общества, как в России в XX веке; особенно это касается самих основ национальной жизни. И нынешние поколения русских едва ли не столь же далеки от своих культурных корней, как современные греки от великой Древней Греции».2
За те двадцать лет, что прошли с момента крушения СССР, нашему обществу не удалось ни выработать новый ценностный кодекс, ни всецело реабилитировать традиционный.
Внутренние этнические скрепы оказались слишком слабыми, чтобы на руинах суперэтнической империи смогло полноценно сформироваться национальное государство. . Налицо отсутствие или недостаточная мотивация для исторического цивилизационного творчества. . Наблюдается этничез екая усталость.».
В итоге сегодня общим местом стало постулирование того, что в нашем обществе имеют место девальвация нравственных ценностей, деформаг^ия национального и гражданского сознания, отход от традиционной системы морали, забвение национальных традиций, помноженные на разрушение традиционного сознания, носящее, как считают многие необратимый характер.
В огромной степени утрата традиционного ценностного кода, в том числе и в его национальной версии свойственна подростковой и молодежной субкультуре. Отсутствие этнокультурной самоидентификации у молоде
1 Вызов Л.Г. Социокультурная трансформация российского общества и перспективы формирования неоконсервативной субъектности // Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. Рябов А.В., Курбангалеева Е. Ш. — М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. - С. 46.
2 Там же. - С. 75.
3 Там же. - С. 75. жи (к которой с точки зрения единства субкультурных кодов можно причислить и подростков) отмечают практически все исследователи социологических параметров молодежи.1 «Интериоризация норм и ценностей, проходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на советской, либо на западной модели воспитания, в любом случае - вненациональной».2
Кроме того, на ценностный статус современных подростков и молодежи влияют также общее кризисное состояние российской культуры, ее стремительная «коммерциализация», отсутствие единой системы гуманитарного образования, а также общий системный кризис, из которого еще не вышло наше общество.3 На уровне досуговой самореализации исследователи выделяют преимущественно развлекательно-рекреативную направленность, вес-тернизацию — вытеснение ценностей национальной культуры усредненными схематизированными образцами массовой культуры, приоритет потребительских ориентаций над креативными.4
И это в то время как Россия обладает собственным уникальным национальным символическим капиталом, своим особым культурным ценностно-смысловым полем, получившим выражение в истории общественной мысли, литературе, философии, в особой транскрипции христианства - православии. Думается, что при формулировании нового ценностного свода, одинаково чуткого как к вызовам современности, так и к традиционным национальным ценностям, уместно апеллировать именно к национальному культурному капиталу, в том числе и ценностному.
Не зря ведь один из выдающихся отечественных исследователей аксиологии Г. П. Выжлецов подчеркивал национальный характер аксиологии,
1 См.: Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи. - Ростов н/Д., 2001.; Суртаев В.Я. Молодежная культура. - СПб., 1999; Левикова С.И. Молодежная субкультура. - М., 2004.
2 Социология молодежи: учебник / под ред. д-ра социол . наук, проф., чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова - М.: Гардарики, 2007. - С. 192.
3 Суртаев В.Я. Молодежная культура — СПб., ПИТЕР, 1999.
4 Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др.'Социология моложеди. - Р н/ Д., 2001. - С. 166-169. роль менталитета, обреченность попыток эксплуатации чужеродных аксиологических систем, необходимость поисков своего ценностного сознания.1
Справедливость такого прочтения национального сознания как особого ценностного модуса, находит свое подтверждение в новейших исследовани ях этносоциологии и. психологии. Практикующие психологи, работающие в русле традиционной национальной модели воспитания2, фиксируют большое количество психических расстройств разной степени выраженности у детей, в чьем воспитании задействованы элементы, идущие вразрез с традиционными нормами. Речь идет о:
- ранней сексуализации, проводимой через «сексуальное просветительство»;
- нетрадиционных межпоколенческих отношениях;
- слишком пристальном внимании к теме материального благополучия, не присущей русскому культурному ценностно-смысловому полю;
- чрезмерной эксплуатации понятиями успеха и лидерства как важнейшими жизненными категориями;
- снятии системы любых запретов;
- объявлении элементарного стыда рудиментом;
- утверждении альтернативных моделей сексуального поведения нормой;
- переводе целомудрия в разряд комплексов;
- бравировании своей посредственностью.
Многое из перечисленного противостоит ценностям любой традиционной культуры, но в случае с отечественным ценностно-смысловым полем, можно говорить о некоторых положениях, на которые особенно болезненно реагирует национальная ценностная матрица. В частности, это относится к пониманию успешности человека как материальной состоятельности, и рав
1 Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: Санкт-Петербургский Гос. Университет, 1996.-С. 3-4.
2 Речь идет об исследованиях и работах известных психологов TJI. Шишовой, И.Я. Медведевой, В.В. Абраменковой, на которые мы будем неоднократно ссылаться в данной работе. нению на «посредственность», при котором за норму принимается установка «быть как все».
В создавшейся ситуации медийное поле, адресованное подросткам, могло бы взять на себя функции ответственного формирования ценностного и нравственного сознания у подрастающего поколения. Однако подростково-молодежное медийное поле является лишь частью так называемой молодежной субкультуры, по мнению многих исследователей целенаправленной разработанной и оформленной, в 60-е годы XX века, и одним из главных принципов работы которой выступает ослабление межпоколенческих связей, разжигание конфликта «отцов и детей», погружение в глобалистский «общечеловеческий» культурный контекст, пропаганда ранней сексуализации.1 Эти принципы коренным образом противоречат традиционным принципам воспитания, которое исходило из совсем иных оснований.
Формирование нравственного начала, ценностно выстроенного мировоззрения у детей и подростков традиционно рассматривались как приоритетное направление общего воспитательного процесса. Через воспитание, образование как часть социализации ребенок получает первые представления о мире, человеке, должном и недолжном. Издания для юношества были важным ресурсом социализации и икультурации детей из высших слове общества в дореволюционный период российской истории, и всего детского сообщества — в советский период
Наиболее полная реализация журналами своих потенциальных возможностей в сфере воспитания личности могла бы рассматриваться как вклад в дело формирования ценностных, мировоззренчесих, гражданских и культурных позиций у подростков. Степень соответствия контента журналов для подростков национальным задачам укрепления ценностно-нравственных качеств подрастающего поколения видится критерием аксиологической доброкачественности изданий.
1 Маркова Н.Е. Культуринтервенция. Электронная библиотека: www.gumer.info. Монография вскрывает социокультурные предпосылки формирования кодов современной молодежной субкультуры.
К сожалению, приходится констатировать, что современные журналы для подростков исходят из установок, прямо противоположных традиционной качественной воспитательной модели.
Ценностная единоразовая экспертиза журналов, а в идеале - постоянный мониторинг их контена позволили бы выявить их ценностный модус. Поэтому эмпирическое выявление зазора между реально транслируемым ценностно-смысловым полем журналов и должным, аксиологически нормативным, то есть базирующемся на традиционных цённостях, выступает в качестве требующей исследования научной проблемы.
Степень разработанности проблемы
Проблема ценностей в журналистике рассматривается в качестве предмета теоретико-методологического осмысления в работах таких исследователей, как Л.Г. Свитич, Г.В. Лазутина, М.Л. Князева, В.А. Сидоров, С.С. Силь-ченко, К.Р. Нигматуллина. На сегодняшний день аксиология журналистики представляет активно формирующуюся научную дисциплину - в частности, исследователи Санкт-Петербургского университета выпустили коллективную монографию «Аксиология журналистики», представляющую собой первую попытку систематизации понятий этой науки.
Что касается изданий для подростков и молодежи, то в основном исследовались те ценностные ориентации, которые относительно легко поддаются наблюдению, описанию и фиксации. В частности, исследователь детских и молодежных СМИ И.А. Руденко многократно обращала внимание научного сообщества на то, что этот сегмент изданий, который должен являться оплотом нравственности, сегодня обращен к самым низменным потребностям и инстинктам молодежи.
Однако пока не осмыслена в должной степени проблема комплексного соотнесения эмпирически фиксируемых ценностных ориентаций с традиционным нормативным ценностно-смысловым полем. Нет работ, поэтапно сопоставляющих социокультурные потребности подростков с теми ценностно-содержательными характеристиками, которые издания транслируют своим читателям.
Объект исследования - общероссийские универсально-тематические подростковые журналы общероссийского охвата.
Предмет исследования - ценностно-смысловое поле современных журналов для подростков.1
Цель исследования - основываясь на социокультурных и психологических концепциях, проанализировать ценностно-смысловое поле современных журналов для подростков и исследовать, насколько оно соответствует тем ценностям, которые веками маркировалось отечественной культурой как аксиологически нормативные.
В соответствии с целью исследования сформулированы задачи:
- проанализировать категорию ценности в разных гуманитарных науках - философии, социологии, культурологи и очертить сходство и указать на различия; при этом выделить трактовку этой категории в социокультурном контексте;
- рассмотреть ценности в качестве феномена с двусоставной природой: как общечеловеческие инварианты и как специфические характеристики, присущие каждой культуре, которые имеют собственное внутреннее ранжирование ценностей, собственное ценностно-смысловое поле;
- зафиксировать особенности ценностно-смыслового поля, которое сложилось в рамках отечественного социокультурного устройства;
- обосновать необходимость транслирования в журналах для подростков ценностно-смыслового поля отечественной культуры;
- описать особенности подростков как сегмента аудитории с позиций возрастной психологии и потребностей этого возраста;
- в соответствии с объективными потребностями указанного возраста в социализации, инкультурации, ориентировании на традиционные половые
1 Понятие «ценностно-смыслового поля» частично соотносится с термином «аксиосфера», введенным философом М.С. Каганом для обозначения ценностной составляющей культурных феноменов. отношения и модель семьи предложить аксиологически нормативную модель журнала для подростков, которая максимально полно удовлетворяла бы объективные потребности этой возрастной группы;
- составить программу и разработать кодификатор для контент-анализа, исходящий из обоснованных в исследовании потребностей;
- проанализировать журналы разных типов (подписные и розничные — качественные и массовые соответственно) с точки зрения их тематики и ценностной структуры при помощи социологического метода контент-анализа, а также используя метод качественного анализа журнальных текстов;
- выявить основные тенденции в ценностно-смысловом поле журналов и сопоставить зафиксированные черты их аксиосферы с аксиологически качественной моделью журналов для подростков, на основе чего разработать конструктивные предложения по развитию журналов данного типа.
Эмпирическую базу исследования составили публикации подростковых журналов. В выборку контент-анализа попали январские номера за 2010 г. журналов «Маруся», «BRAVO», «I love you» и «Лиза girl», а также декабрьский номер за 2009 г. журнала «Бумеранг». В общей сложности было проанализировано методом контент-анализа 506 материалов, из них 269 с проявленными ценностями.
Выбор данных журналов обусловлен тем, что это универсально-тематические издания, распространяемые по всей территории России. Однако, они отличаются друг от друга тем, что три из них - «BRAVO», «I love you», и «Лиза girl» - имеют достаточно большие тиражи (около 200.000 экз.), входят в систему розничной продажи и позиционируют себя как ведущие издания для подростков, о чем и сообщают в своей концепции. Два других издания - «Маруся» и «Бумеранг» — гораздо меньше известны, имеют небольшие тиражи и распространяются через подписку. «I love you», «Лиза girl» и «Маруся» адресованы девочкам, a «BRAVO» и «Бумеранг» -мальчикам.
Теоретико-методологические основания исследования
Теоретическая база исследования сложилась в результате изучения работ по теории журналистики, возрастной психологии, философии, социологии, теории и истории культуры, педагогики.
Особенную роль для формулирования исходных положений сыграли труды философов, занимающихся аксиологией культуры - Г.П. Выжлецова, М.С. Кагана; культурологов П. Сорокина, Й. Хейзинги, Э. Фромма, К. Леви-Стросса, Ж. Бодрийяра, А.С. ГГанарина; теоретиков традиционной педагогики К.Д. Ушинского, И.А. Ильина, Н.И. Пирогова; психологов, опирающихся в своих исследованиях на положения традиционной педагогики - В.В. Абра-менковой, Б.З. Драпкина, И.Я. Медведевой, Т.Д. Шишовой; специалистов по социологии, психолингвистике и этнопсихологии — И.Д. Фомичевой, Н.Е. Марковой, А. Вежбицкой, О.А. Платонова, К. Касьяновой, И. Б.Чубайса.
Изучены также труды исследователей детских и подростковых СМИ, в частности, И.А. Руденко. Большую роль при написании диссертации сыграли теоретические разработки Л.Г. Свитич и М.Л. Князевой.
Для решения теоретических задач диссертантом используются такие методы, как системный анализ, социально-психологический и культурологический анализ, сравнительный метод, теоретическое осмысление, философский синтез. Все эти методы в совокупности позволяют получить выводы непротиворечивого характера.
Для решения задач эмпирического характера в диссертации применены социологический метод контент-анализа, традиционный анализ содержания, сопоставление, наблюдение, систематизация.
Научная новизна диссертации состоит в том, что: 1. Данная работа, обращаясь к противоречивой и неоднозначной области смыслов и ценностей, является попыткой внести вклад в теоретически оформляющуюся научную дисциплину - аксиологию журналистики.
2. Выявлена степень несоответствия ценностно-смыслового поля современных журналов для подростков традиционным ценностям отечественной культуры и обозначены пути решения этой проблемы.
3. Разработана теоретическая модель аксиологически нормативного, качественного журнала для подростков, который в принципах своей работы исходил бы из объективных потребностей данной возрастной группы.
4. Составлен кодификатор, состоящий из ценностных дихотомий, с помощью которого эмпирически зафиксировано ценностно-смысловое поле современных журналов для подростков.
5. Проведено поэтапное соотнесение эмпирически зафиксированного ценностно-смыслового поля современных журналов для подростков с аксиосферой отечественной культуры.
Теоретическое значение диссертации обусловлено тем, что она:
- разрабатывает понятие ценностно-смыслового поля, и тем самым вносит свой вклад в активно развивающуюся новую научную дисциплину — аксиологию журналистики;
- обосновывает важность транслирования нормативного (традиционного) ценностно-смыслового поля на подрастающее поколение для последующего формирования целостно развитой в нравственном и психологическом смысле личности.
Практическое значение работы состоит в том, что ее положения и выводы могут быть использованы при создании журналов, альтернативных по своим аксиологическим характеристикам ныне существующим. Теоретический и фактический материал, осмысленный диссертантом, может оказаться полезным при подготовке журналистских кадров.
Апробация. Отдельные положения работы и результаты исследования докладывались на ежегодных научно-практических конференциях «Ломоносов 2009», «Ломоносов 2010», «Журналистика в 2009 году: Трансформация систем СМИ в современном мире. Материалы Международной научно-практической конференции». Положения работы были опубликованы в виде тезисов в соответствующих сборниках, а также в статье «Методологические основы исследования аксиологического поля журналов для подростков». («Вестн. Моек ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2010, № 1.).
Положения, выносимые на защиту: 1. В современной теории журналистики большое внимание уделяется вопросам технологического развития, коммуникативистики, и это справедливо в условиях формирующегося информационного общества. Однако часто за рамками теоретического осмысления остаются проблемы, связанные со смысловым наполнением журналистского творчества. Именно поэтому центральным концептом диссертации выступает введенное автором понятие ценностно-смыслового поля, понимаемого как совокупность транслируемых изданием ценностей и их содержательно-смыслового наполнения, поведенческих паттернов, культурных реакций, представлений о должном.
2. Нынешняя ситуация характеризуется непреодоленным социокультурным кризисом, связанным, в том числе, и с ценностной дезориентацией россиян. Поэтому важно, с каким типом ценностно-смыслового поля имеет дело подрастающее поколение, формирование какого типа человека стоит на повестке дня - равнодушного к своей стране, ее истории и традициям, без четких ценностно-нравственных координат, психически разбалансированного, с девиациями, принимаемыми за норму, нацеленного на чрезмерное потребительство. Или же - человека, мышление и поведение которого обусловлено четкими ценностными координатами. Вопрос о ценностно-смысловом поле, транслирующем определенные типы коммуникативных стратегий, поведенческих реакций и ценностных иерархий может считаться вопросом национальной безопасности.
3. Сейчас, несмотря на все возрастающую роль Интернета в жизни общества в целом, и подрастающего поколения в частности, печатные издания, в том числе и журналы, остаются достаточно важным ресурсом социализации. Поэтому актуальным оказывается исследование степени качественности ценностно-смыслового поля данного медиасегмента, а в идеале - его постоянный мониторинг и экспертирование. Под качественностью в данном случае предлагается понимать степень соотнесенности реально транслируемого ценностно-смыслового поля с базовыми ценностями отечественной культуры, сопряженными с социокультурной динамикой.
4. Результаты проделанной работы (в том числе социологического исследования контента журналов) позволяют говорить о высокой степени несоответствия, в первую очередь, коммерческих журналов, ценностно-смысловому полю отечественной культуры, которое является вариацией общечеловеческих ценностей, о явном нарушении баланса. Даже подписные издания (типа журнала «Маруся), показавшие достаточно высокий уровень аксиологической качественности, не используют в полной мере весь свой потенциал.
5. Ценностно-смысловое поле современных журналов для подростков, за небольшим исключением, может считаться дополнительным фактором риска в процессе ценностного формирования личности подростка. В целом тот тип аксиосферы, который продуцируют современные издания, не может позитивно повлиять на преодоление ценностной дезориентации в подростко вой и молодежной среде.
Данное исследование может быть охарактеризовано как попытка работать в русле новой научной дисциплины, только начинающей получать теоретическое обоснование - аксиологии журналистики. Проблема ценностей в журналистике получала свое научно-методологическое развитие в работах таких исследователей, как Л.Г. Свитич, Г.В. Лазутина, В.А. Сидоров. В 2009 году коллективом исследователей Санкт-Петербургского Государственного Университета была предпринята попытка свести весь комплекс наработанных в теории журналистики представлений о ценностях воедино. Коллективная монография, появившаяся в результате работы, стала первой систематизированной попыткой теоретического обоснования нового научного направления.
Под аксиологией журналистики предлагается понимать «научную дисциплину, изучающую журналистику как источник и ретранслятор ценностей общества во всем их предметно-смысловом многообразии.»1.
В нашем случае можно утверждать, что предметом изучения стали журналы для подростков как источник и ретранслятор определенных ценностей, образующих ценностно-смысловое поле. Зафиксированное ценностно-смысловое поле, в свою очередь, подвергается соотнесению с традиционным русским ценностно-смысловым полем.
Думается, что подобного рода исследование может быть полезно, в первую очередь попыткой выстраивания аксиологически доброкачественной модели изданий для подростков. Создание альтернативных существующим многотиражных изданий может считаться частью проекта национальной важности по ценностному переориентированию молодого поколения.
1 Сидоров В.А., Ильченко С.С., Нигматуллина К.Р. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины / под общ. ред. В.А. Сидорова. - СПб.: Роза мира, 2009. - С. 10.
20
Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК
Трансформация политических идеалов на российском телеэкране2009 год, кандидат политических наук Нигматуллина, Камилла Ренатовна
Аксиологические основания теории связей с общественностью в условиях глобализации2011 год, доктор философских наук Осипова, Елена Анатольевна
Государственная информационная политика в продвижении семейных ценностей в современной России2013 год, кандидат политических наук Тучкова, Валерия Владимировна
Политические идеалы на российском телевидении: факторы и механизмы трансформации2011 год, кандидат политических наук Нигматуллина, Камилла Ренатовна
Воспроизводство культурных ценностей в системе современного российского образования2012 год, кандидат философских наук Гохгалтер, Мария Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Журналистика», Стебловская, Софья Борисовна
Выводы по третьей главе
Мы провели контент-анализ современных журналов для подростков на соответствие их традиционным ценностям, выработанным в ценностно-смысловом поле русской культуры.
Подводя итог, можно сказать, что, к сожалению, тематически универсальные журналы, даже подписные, не реализуют полностью потенциальные возможности, присущие этому сегменту прессы. Все журналы характеризует высокая погруженность в глобалистский шоу-бизнес контекст, идентичный современной молодежной культуре, полное отсутствие установок на форми
1 Для русского языка, обуславливающего культурное сознание, помещение этого слова в такой контекст граничит с кощунством - в отличие от английского языка, в котором слово «icon» лишено культурного и религиозного «бэкграунда», и в своем первом и непосредственном смысле означает «маленький знак или картинку на экране компьютера». (Longman Dictionary of Contemporary English. - P. 704.) Речь идет не просто транслитерации иностранного слова, а о наложении разноуровневых смыслов. Обозначение словом «иконка», которое стало нормативным, различных изображений, может быть расценено как небезобидное. Так, например, журналы предлагают скачать «иконки», изображающие котят, женские обнаженные фигуры, неприличные картинки и слова и т.д.
2 Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. — М.; Жуковский: «Канон-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — С. 257.
3 Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня // Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. — М.: ACT, 2004. - С 407. рование общенациональной идентичности, которая является содержанием социально-организационной функции СМИ. Практически не встречается позитивных упоминаний о традициях, истории, культуре, как своей страны, так и классической мировой культуры; мало уделяется вниманию формированию ценностного модуса, созвучного традиционному прочтению; практически не затрагиваются темы, способные повысить культурный модус читателей. Если социализация более или менее полно отражена в контенте, то есть, имеет определенное число упоминаний, то инкультурация является наименее работающей часть контента.
Общей для всех журналов характеристикой выступает также полное игнорирование возможности формирования установки на традиционную семейную модель, сохранение добрачного целомудрия.
Коммерческие издания имеют большое число упоминаний о сексе как норме подростковой эюизни, необходимости знать, чем отличаются друг от друга разные способы этого подросткового времяпрепровождения (то есть, ликбез); присутствуют установки, прививающие нормальное отношение к альтернативной сексуальной ориентации. Подписные издания отличаются полным отсутствием секспросветовской компоненты, и больше внимания уделяют ценностной ориентации на позитивное отношение к родителям, привитие чувства благодарности и признательности. Но в целом, контент их тоже может быть охарактеризован как испытывающий серьезный дефицит смыслов и ценностей в сфере традиционного полового воспитания.
Можно констатировать, что современные журналы для подростков практически оставляют в стороне такие важные элементы воспитания подростков, как развитие ценностного модуса, формирование нравственного начала, которые всегда отличали юношескую журналистику. Некоторые тенденции качественной просветительской журналистики присутствуют в подписных изданиях (например, «Бумеранг»), но коммерческие издания в своей деятельности полностью порывают с традициями аксиологически качественной традиционной юношеской журналистики.
Явное превалирование материалов с «негативными» ценностями видно из общей таблицы по категориям.
Категория Социализация +инкультурация Ориентированность на получение новых знаний Полоролевая компонента
Общий процент материалов с "позитивными" ценностями 46,5 34,5 47,0
Общий процент материалов с "негативными" ценностями 53,5 65,5 53,0
На первый взгляд, «разрыв» между материалами с «негативными» ценностями и материалами, в которых задействованы «позитивные» ценности, небольшой. Но, во-первых, даже небольшой перевес «негативных» ценностей в журналах, обращенных к формирующимся подросткам, недопустим. А, во-вторых, необходимо учитывать, что такой результат обеспечен аксио-логически качественными подписными журналами, и едва ли возможно говорить о едином аксиологически гомогенном ценностно-смысловом поле журналов для подростков.
204
Заключение
Сегодня в области общественных и научных дискуссий особенно заметно проявляет себя факт мировоззренческих размежеваний по поводу оценки объективно происходящих процессов.
Утрата этнокультурной идентификации, размывание национальных культур и глобализация, утрата традиционными ценностями своих позиций в восприятии общества, новые нормы в социальном устройстве - все это выступает в качестве предмета для оживленных споров. Причем линия разлома проходит именно по аксиологической составляющей перечисленных социокультурных феноменов. Теоретические и практические споры в этой сфере — одна из вариаций противостояния всей культурной истории — между прогрес-систски ориентированной установкой и традиционной, «почвеннической».1
Следует избегать обеих крайностей - и агрессивного прогрессисткого прозелитизма, глухого к импульсам аутентичного наследия, и изолированной позиции традиционализма, смыкающейся с фундаментализмом, враждебным по отношению к малейшим социодинамическим колебаниям. Необходимо искать некий баланс между этими двумя тенденциями, учитывая, что пренебрежение ценностно-смысловым наследием, которое веками вырабатывало и хранило в рамках отечественной культуры необычайное богатство механизмов культурной и психологической регуляции жизни социума, чревато срывом жизнедеятельности социокультурного организма.
Балансировка между социокультурной динамикой и традиционным наследием с безусловным приматом последнего — сложная и ответственная задача, от успешного решения которой во многом зависит преодоление ны
1 Культуролог П.С. Гуревич обозначает эти тенденции как «фундаменталистскую» и «модернистскую» культурные установки, «.желание сохранить корни и истоки постоянно наталкивается на демиургическую природу человека. Культура как ее органопроекция фиксирует оба эти стремления. В результате возникает сложная драматургия культурного творчества. . В культуре постоянно присутствуют обе эти тенденции - сохранить истоки и в то же время расширить сферу культурного созидания». - Гуревич П.С. Культурология: Элементарный курс: Учеб. Пособие. — М.: Гардарики, 2004. — С. 160-161. нешнего- социокультурного кризиса, характеризующего нынешний этап исторического пути России.
Одним из путей преодоления нынешней ценностной дезориентации (и связанного с ней кризиса идентичности) может считаться создание аксиоло-гически качественного ценностно-смыслового поля; транслируемого через, СМИ. Ведь уже общим местом стало то утверждение, что в современном информационном обществе школа и родители часто не в силах решающим образом повлиять на подрастающее поколение - все возрастающая роль в формировании ценностного статуса детей и подростков переходит СМИ и Интернету. Соответственно, то ценностно-смысловое поле, которое они продуцируют и транслируют, может, бесспорно, считаться одним из главных (если не главным) ресурсов ценностно-нравственного формирования большинства современных детей.
Поэтому изучение ценностно-смыслового поля современных журналов для подростков, выступающих как часть общего подростково-молодежного медийного пространства, может считаться важной теоретической задачей, требующей продолжения исследований.
Центральным моментом анализа ценностно-смыслового поля современных журналов для подростков выступает поэтапное соотнесение эмпирически зафиксированного поля с традиционным ценностно-смысловым полем отечественной культуры. Важной часть выступает анализ того, насколько сбалансированы компоненты современной социодинамической составляющей контента и базовые культурные ценности.
В соответствии с этой целью были поставлены и решены обозначенные во введении задачи.
1. Автор, основываясь на теоретико-методологических разработках Л.Г. Свитич, вводит термин «ценностно-смысловое поле», который предлагается понимать как всю совокупность транслируемых неким культурным феноменом ценностей и их содержательно смыслового наполнения, установок, коммуникативных стратегий, поведенческих реакций, моделей социального взаимодействия и паттернов культурного восприятия.
Отчасти предлагаемый термин соответствует термину «аксиосфера», введенному философом М.С. Каганом. Однако, термин «ценностно-смысловое поле» несколько расширяет теоретико-методологическое поле применения, так как помимо собственно ценностей, затрагивает сложную и неоднозначную область смыслового наполнения ценностей, их интерпретации.
2. Проведен анализ смыслового наполнения научной категории «ценность» в разных дисциплинах социогуманитарного знания. Социокультурное прочтение ценности как отфильтрованных временем и легитимизированных определенным социокультурным устройством механизмов регулирования жизнедеятельности, было выделено как наиболее предпочтительное для данной работы.
3. Через призму социокультурного подхода была проанализирована двусоставная природа ценности как феномена культуротворческой деятельности человека. Ей оказались в равной степени присущи и константы, и социокультурные вариации, разрабатываемые в разных культурах по-разному, сообразно стоящим перед социокультурным организмом задачам.
4. Было показано, что социокультурному организму российской цивилизации присуще оригинальное ранжирование ценностей, своя иерархия, и свое смысловое наполнение ценностей. Так, в русле отечественной культуры, иерархически более высокими считались ценности коллективизма (общинно-сти), щедрости, совести, внутреннего совершенствования, духовного возрастания, трудолюбия, милосердия, добротолюбия. Ценности, которые в определенной культуре маркируются как фундаментальные, главные, в значительной степени влияют на менталитет людей, понимаемый как запускаемые культурой, часто неосознаваемые самим человеком, механизмы реагирования.
5. Были приведены основывающиеся на современных данных этносо-циологов и психологов доказательства того, что грубое пренебрежение свойственным определенной культуре ценностно-смысловым полем, может приводить не только к сбоям в- функционировании всего социокультурного организма, но и к психическому неблагополучию разной степени тяжести.
6. Опираясь на теоретические положения возрастной психологии, было показано, что особенно уязвимыми с точки зрения последствий социокультурной травмы, являются подростки как возрастная группа, находящаяся в активной фазе формирования ценностных и мировоззренческих позиций. Активное взаимодействие с ценностно-смысловым полем, сильно противостоящим традиционно нормативному ценностно-смысловому полю отечественной культуры, чревато повышением процента девиаций (отклонений) в поведении.
7. Основываясь на полученных в ходе социально-психологического и культурологического анализа данных, была обоснована актуальность соотнесения ценностно-смыслового поля современных журналов для подростков, как частного проявления общих тенденций медиа, с основными параметрами традиционного для отечественной культуры ценностно-смыслового поля.
8. Была выведена аксиологически нормативная модель журнала для подростков, максимально полно учитывающая психологические и социокультурные потребности данной возрастной группы, а именно - потребность в социализации, ориентацию на традиционно нормативные полоролевые и межпоколенческие отношения (с учетом социодинамики), установку на примат внутреннего развития, образования, целостного мировоззренческого, в том числе, и ценностного, становления. Также очень важной составляющей аксиологически нормативной модели выступает категория инкультурации. Под ней имеется в виду установка на привитие неравнодушного позитивного отношения к отечественным истории, языку, традициям, культуре, а также ядерным ценностям, - всему, что составляет оригинальность и аутентичность конкретной культуры. Именно эти установки традиционно рассматривались педагогикой и системой воспитания как главные задачи. Отечественные юношеские СМИ работали всецело в парадигме традиционного воспитания и были важнейшей частью печатной социализации и инкультурации.
10. Логическим и смысловым продолжением теоретической части работы стало эмпирическое исследование, состоящее в соотнесении реального ценностно-смыслового поля журналов для подростков с аксиологически нормативной теоретической моделью, основывающейся на традиционном ценностно-смысловом поле отечественной культуры. Главными выводами этой работы стали следующие положения.
Типологически журналы можно разделить на более и менее соответствующие аксиологически нормативной модели издания для подростков. Причем более аксиологически качественное ценностно-смысловое поле транслируют подростковые издания, распространяющиеся через подписку или через офис редакции. Эти журналы издаются небольшими тиражами, нигде не помещают рекламы своего издания, сами не печатают рекламы, и поэтому не имеют средств на вход в сеть розничной продажи. Эти издания не знакомы широкой публике. Вместе с тем, именно эти журналы (в нашем случае речь идет о журналах «Маруся» и «Бумеранг») способны оказать достаточно позитивное влияние на формирующийся ценностный статус подростков. Их характеризует нормативная стилистика, бережное отношение к родному языку, более широкое тематическое поле, высокий статус интеллектуальности, широкого кругозора, образования, профессионального становления, большое число положительных упоминаний школы. В роли героев для подражания в этих изданиях (особенно в журнале «Маруся») часто выступают обычные подростки, а не «звезды». Эти издания отличает отсутствие сексуального просветительства, выдаваемого сегодня многими детскими правозащитниками за одно из главных прав ребенка.
В то время как более аксиологически качественные издания остаются выключенными из широкого массового обращения к подросткам, наиболее популярными по опросам социологов продолжают оставаться коммерческие массовые журналы, транслирующее иной тип ценностно-смыслового поля. Речь идет о подростковых журналах с большими тиражами, распространяющихся через сети розничной продажи («Лиза girl», «I love you», «BRAVO»). Именно эти издания сегодня являются неподконтрольным родителям источником ценностного формирования детей. Коммерческие журналы, многие из которых принадлежат зарубежным медиахолдингам, в значительно большей степени ориентируют ребенка на потребление как жизненную позицию (согласно психологической концепции Э. Фромма — «иметь» как бытийный модус).
Мало внимания в них уделяется образованию, развитию способностей, и т.д. Часты уничижительные высказывания о родителях и учителях, что способствует еще большему разрыву межпоколенческих отношений, основывающихся на авторитете взрослого, пусть и номинальном. Многие издания (особенно «BRAVO») отличает использование большого числа заимствований, жаргонизмов, слэнговых выражений, граничащих с блатной лексикой («музло», «бабло», «фуфел»), что не только не способствует языковой ин-культурации подростков, но и способно повлечь за собой различные девиации (отклонения).
И, наконец, все без исключения коммерческие издания очень активно проводят в жизнь принцип сексуального просвещения, выдавая его за норму нынешнего воспитания. Не отрицая необходимости деликатного введения подростка в эту интимную область человеческой жизни, все же необходимо отметить, что оно не должно сопровождаться пренебрежением к социокультурным нормам. А многое из того, что коммерческими журналами рассматривается как неотъемлимая часть современной «нормальной» жизни, противоречит исходным позициям традиционной культуры. Именно так можно расценить чрезмерное манипулирование интересом к сексу, естественным для этого возраста, провоцирование раннего начала половой жизни, ориентацию на случайные связи как норму жизни современных людей, упоминание деторождения только в контексте предохранения, отношение к аборту как абсолютной и несомненной норме современного мира. Многое из пропагандируемого современными изданиями для подростков и молодежи под видом «нормы» до сих пор в классической возрастной психологии и психиатрии (не говоря уже о педагогике) считается, разными формами девиаций. Это и промискуитет (беспорядочные половые отношения), и раннее начало • половой жизни, и чрезмерная «зацикленность» на сексе.
Опираясь на результаты исследования, можно сделать общий вывод: несмотря на существенную разницу в типе ценностно-смыслового поля подписных и массовых журналов, их совокупное ценностно-смысловое поле можно описать как испытывающее серьезный дефицит ценностей и смыслов. Можно констатировать, что они не полностью реализуют функции целостного развития подростков. Даже в более качественных журналах обнаружено отсутствие ориентации на создание семьи, воспитание детей, взгляд на семью как совместную жизнь и т.д. Весьма сильно проявлена установка на чрезмерное потребительство.
Наименее работающей категорией по данным контент-анализа оказалась категория инкультурации. Полностью отсутствуют упоминания^ явлений классической культуры, событий, связанных с историй страны, ее традициями. Зато проявилась высокая степень погруженности в культурный гло-балисткий контекст. Создается некое совокупное общекультурное массовое пространство, с присущими ему кодами, противостоящее не только национальной культуре, но и к любой традиционной культуре вообще.
Совокупное ценностно-смысловое поле универсально-тематических журналов для подростков можно описать как результирующую потребительской идеологии и глобалистского культурного контекста, глухого по отношению к отечественной культуре и ее ценностно-смысловому полю. Баланс между социодинимическими изменениями и традиционными константами оказывается сильно нарушен в пользу первого.
Можно с уверенность сказать, что описанный тип ценностно-смыслового поля, присущий современным коммерческим изданиям, не может положительно повлиять на ценностно-нравственное формирование подростка, на преодоление ценностной дезориентации, на его этнокультурную идентификацию, на повышение культурного и интеллектуального статуса. Поэтому и транслирование такого рода ценностно-смыслового поля, являющегося общим для большинства коммерческих СМИ, может быть описано как фактор дополнительной ценностной дезориентации, противоречащий задачам национальной безопасности.
Задачами первостепенной важности в деле ценностного и мировоззренческого формирования подрастающего поколения, могут быть названы следующие факторы:
- постоянный мониторинг уже существующих изданий и экспертирова-ние их ценностно-смыслового поля;
- государственная помощь аксиологически качественным журналам, основанная на осознании того, что качественному СМИ, не помещающему рекламы, сложно выжить;
- создание при поддержке государства общего для всей молодежи ценностно-смыслового поля, альтернативного уже существующему полю, к которому относится большая часть адресованных молодежи СМИ;
- четкое осознание того, что должен соблюдаться баланс между традиционными константами и явлениями, обусловленными социальной динамикой.
Эта задача не кажется невыполнимой, учитывая огромный потенциал российской культуры, устойчивость ценностных и ментальных структур, а также — традицию отечественной юношеской журналистики, обладающей высоким аксиологическим статусом.
212
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Стебловская, Софья Борисовна, 2010 год
1. Аверинцев С.С. Унижение и достоинство человека // Поэтика ранневизан-тийской литературы. — М.: CODA, 1997.
2. Балдицын П.В. Творчество Марка Твена и национальный характер американской литературы. М.: Изд-во «ВК», 2004.
3. Бердяев Н.А. Судьба России. // Русская идея. Судьба России. М.: ООО «Издательство В. Шевчук», 2000.
4. Бердяев Н. Философия неравенства. Письмо пятое. О консерватизме. Электронная библиотека www.lib.ru
5. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. (Два философских введения в двадцать первый век). М.: Издательство политической литературы, 1991.
6. Бауман 3. Текучая современность. С.-Пб.: ПИТЕР, 2008.
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979
8. Бурлака Д. К. Мышление и откровение. С.-Пб: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2007.
9. Вебер М. Избранное: образ общества. -М., 1994.
10. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Санкт-Петербургский Гос. университет, 1996
11. Генисаретский О.И. Упражнение в сути дела. М.: Русский мир, 1993
12. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977.
13. Гладкова А.Н. Русская культурная семантика: Эмоции, ценности, жизненные установки. — М.: Языки славянской культуры, 2010.
14. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (Социологический анализ). М.: Изд-во «Российская политическая энциклопедия», 2000.
15. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. СПб.: РЕЧЬ, 2007.
16. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Терра Книжный клуб, 2008.
17. Драбкин Б.З. Семейная психотерапия (метод психотерапии материнской любовью). М.: ДеЛи принт, 2005.
18. Дружинин. В.Н. Психология семьи. М.:ПИТЕР, 2008.
19. Дубин Б. В. Европа — «виртуальная» и «другая» // Интеллектуальные группы и символические формы: Очерки социологии современной культуры. М.: Новое издательство, 2004.л
20. Дугин А. Г. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить пространством. -М.: АРКТОГЕЯ-Центр, 2000.
21. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996
22. Иванов Вяч. И. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994.
23. Ильин И. А. Путь духовного обновления / Сост. Ю.Т. Лисицы. — М.: Русская книга — XXI век, 2006.
24. Иванов-Разумник. В.И. История русской общественной мысли в 3 тт. -М.: Республика, 1997. Т. I.
25. Каган М. С. Метаморфозы бытия и небытия. Онтология в системно-синергетическом осмыслении. СПб.: Logos, 2006.
26. Каган М.С. Философская теория ценности. — СПб.: Петрополис, 1997.
27. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994.
28. Киреевский И.В. Критика и эстетика / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. В. Манна. М.: Наука, 1979.
29. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России. — СПб.: Общество памяти игумении Таисии, 2006.
30. Князева М. Кризис. Черная культура. Светлый человек. М.: Изд-во Академии Науки и Искусства XXI века «Норма», 1999. - 32 с.
31. Кураев А., диакон. Странная любовь филокатоликов // Вызовы экуменизма. М.: Грифон, 2008.
32. Кэмпбелл Дж. Тысячеликий герой. М.: Ваклер, Рефл-бук, ACT, 1997.
33. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / пер с фр. под общ ред. В.А. Бабинцева. -Екатеринбург.: У-Фактория, 2005
34. Лебон Г. Психология народов и масс. / Пер с фр. М.: ТЕРРА — Книжный клуб, 2008.
35. Леви-Стросс К. Колдун и его магия. // Структурная антропология / Пер. с фр. Вяч. Вс. Иванова. М.: Академический проект, 2008.
36. Лотман Ю.М. Феномен культуры // Избр. Статьи в 3 тт. Таллин, 1992. — Т. 1.
37. Лурье С. В. Историческая этнология. — М: Аспект Пресс (программа «Высшее образование»), 1998.
38. Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Лениздат, 1981.
39. Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ В. Николаева. М.; Жуковский: «Канон-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2003.
40. Межуев В.М. Идея культуры. Очерки по философии культуры. М.: Прогресс-Традиция, 2006.41*. Мид М. Культура и мир детства. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
41. Митрополит Иерофей (Влахос). Православная психотерапия. Святоотече-кий курс врачевания души. Свято-Троицкая Лавра, 2005.
42. Моль А. Социодинамика культуры М.: Прогресс, 1974.
43. Назаретян А.П. Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. М.: URSS, 2008.
44. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории. Синергетика-Психология-Прогнозирование. -М.: Мир, 2004.
45. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Избранные труды. М.: Изд-во «Весь мир», 2000.
46. Панарин А.С. Реванш Истории. Российская стратегическая инициатива в XXI веке. М.: Изд-во Русский мир, ОАО Московские учебники, 2005.
47. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 2000.
48. Песков A.M. «Русская идея» и «русская душа»: Очерки русской историософии. -М.: О.Г.И.,2007.
49. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979.
50. Прп. Нил Сорский. Устав о скитской жизни. Свято-Троицкая Лавра, 1991.
51. Рашкофф Д. Медиавирус. М.: УльтраКультура, 2003.
52. Рормозер Г. Кризис либерализма / Пер с нем. Френкина А.А. М.: ИФ-РАН, 1996.
53. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.: Изд-во МГУ, 2000.
54. Соколов В.М. Российская ментальность и исторические пути Отечества. Записки социолога. М.: Изд-во РАГС, 2007. С. 64-65.
55. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество / Пер. с англ. С.А. Сидоренко, А.Ю. Согомонов. -М.: Политиздат, 1992.
56. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994.
57. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002.
58. Ухтомский А.А. Интуиция совести. СПб.: Петербургский писатель, 1996.
59. Ушинский К.Д. Избранные произведения. Серия «Антология гуманной педагогики». — М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998.
60. Фельдштейн Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. М.: Педагогика, 1982.
61. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. Человек в решении жизненных проблем. М.: Русский Хронограф, 2006.
62. Флоренский П. Из богословского наследия // Богословские труды М.: Издательство Московской Патриархии, 1977.
63. Франкл. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
64. Фромм Э. Иметь или быть // Иметь или быть. Ради любви к жизни. — М.: Айрис-пресс, 2004.
65. Фромм Э. Человек для себя // Бегство от свободы. Человек для себя. -М.Изд-во ACT, 2005.
66. Хайдеггер. Время и бытие. — М.: Республика, 1993.
67. Хейзинга Й. В тени завтрашнего дня // Homo Ludens. В тени завтрашнего дня.-М.: ACT, 2004.
68. Хомяков А.С. О старом и новом / Под ред. Егорова Б.Ф. М.: Наука, 1988.
69. Шаповалов В.Ф. Истоки и смысл российской цивилизации. М., 2003.
70. Шелер М. Формализм в этикеи материальная этика ценностей // Избранные произведения. Пер с немецкого. -М.: Гнозис, 1994.
71. Шишова Т. J1. Чтобы ребенок не был трудным. М. Лепта, 2005.
72. Юнг К.Г. Понятие коллективного бессознательного // Структура психики и архетипы. — М.: Академический проект, 2007.
73. Яннарас X. Вера Церкви. Введение в православное богословие. — М.: Центр по изучению религий, 1992.
74. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Политиздат, 1991 Статьи в сборниках, коллективные монографии
75. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности// Другой Рим. СПб.: Амфора, 2005.
76. Актуальные проблемы обеспечения культурно-информационной безопасности населения московского мегаполиса. Комплексное исследование / Руководители проекта Я.Н. Засурский, В.В. Сергеев // Научное издание. — М.:Изд-во МГУ, 2008.
77. Ахиезер А., Клямкин И., Яковенко И. История России: конец или новое начало? М.: Новое издательство, 2008.
78. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении. М.: Издательство иностранной литературы, 1961.
79. Бодрийяр Ж. Фантомы современности. Тени молчаливого большинства, или конец социального. Перевод Н. Суслова. // Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2008.
80. Вирильо П. Низвержение в пустоту // Из книги П. Вирильо «Информационная бомба. Стратегия обмана». Перевод с фр.И. Окуневой. // Кризис сознания. -М.: Алгоритм, 2009.
81. Зализняк А.А., Левонтина И.Б., Шмелев А.Д. Ключевые идеи русской языковой картины мира. М.: Языки славянских культур, 2005.
82. Иванов-Разумник В.И. Что такое интеллигенция. // История русской общественной мысли в 3 тт. М.: Республика, 1997. Т. I
83. Ильин И.А. Идея ранга // Наши задачи. Статьи 1948-1954 гг. Том первый М.: Айрис Пресс, 2008.
84. Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России / Под ред. В.В. Ильина. М.: Изд-во МГУ, 1996.
85. Ильин В.В., Ахиезер А.С. Российская цивилизация: Содержание,:границы, возможности / Под ред. Проф. В.В. Ильина. М.: Изд-во МГУ, 2000.
86. Иншакова Н.Г. Типология журнальной периодики в современных исследованиях // Трансформация систем СМИ в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции 9-11 февраля 2010г. М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010.
87. Князева M.JL Человек в информационном пространстве: культурный модус личности //Анализ систем на пороге XXI века. Материалы международной конференции в 4 тт. — М.: Изд-во МГУ. Том 2.
88. Кондаков И.В. Глобалитет России (к постановке проблемы) // Современные трансформации российской культуры. Под ред. Кондакова И.В. М.: Наука, 2005.
89. Кондаков И.В. Гуманитарная культурология // Культурология XX в. Энциклопедия. Электронная библиотека ww.velikanov.ru
90. Кудинова А.Н.Особенности ценностных установок журналов YES! и Cosmopolitan // Трансформация систем СМИ в современном мире. Материалы международной научно-практической конференции 9-11 февраля 2010г. — М.: Ф-т журналистики МГУ, 2010.
91. Логинов А.В. Государство — религия этнос (вопросы методологии) // Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / Ред. кол.: М.П. Мчедлов, Ю.А. Гаврилов, В.В. Горбунов и др. - М.: Изд-во «Культурная революция», 2007.
92. Медведева И.Я. Наследники Свидригайлова // «Кто соблазнит малых сих.». СМИ против детей. Статьи разных лет. Клин, Изд-во «Христианская жизнь», 2006.
93. Момджян К. Об одном многократно упоминаемом процессе. // Сумерки глобализации. Настольная книга антиглобалиста. Автор-составитель. А. Аш-керов. М.:АСТ Ермак, 2004.
94. Морозов Е.Ф. Понятие единого православия // Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания / Ред кол.: М.П. Мчедлов, Ю.А. Гаврилов , В.В. Горбунов и др. М.: Культурная революция, 2007.
95. Нарочницкая Н.А. Освобождение от мифоф // Русский мир СПб.: Але-тейя, 2007.
96. Панарин А.С. Глобализация как вызов жизненному миру //Сумерки глобализации. Настольная книга антиглобалиста. Автор-составитель. А. Ашке-ров. М.:АСТ Ермак, 2004.
97. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология XX век. Антология.- М., 1995
98. Секацкий А. Ноев ковчег и челнок Люцифера // Изыскания. СПб-М.: Лимбус Пресс, 2009.
99. Секацкий А. Упаковка аффектов // Изыскания. СПб: Лимбус Пресс, 2009.
100. Сидоров В.А., Ильченко С.С., Нигматуллина К.Р. Аксиология журналистики: опыт становления новой дисциплины / под общ. ред. В.А. Сидорова. — СПб.: Роза мира, 2009.
101. Толерантность. Сборник / Общ. ред. проф. М.П. Мчедлова. — М.: Республика, 2004.
102. Шейкин А.Г. Структурализм //'Культурология. XX век. Энциклопедия. Электронная библиотека www.velikanov.ru
103. Статьи научных, литературных и общественно-политических изданий
104. Арутюнов С.А., Чебоксаров И.Н. Этнические процессы и информация // Природа, 1972. № 7.
105. Базовые ценности россиян. Круглый стол ВЦИОМ и журнал «Апология» // Апология № 7, 2005.
106. Золотухина Д. X изучает Y и воспитывает Z. Что думают социологи о поколении 16-25-летних//Русский репортер № 12 (140), 1-8 апреля 2010.
107. Константинов А. Поколение быстрых кнопок. Дети, родившиеся в нулевых, становятся многозадачными и нетерпеливыми. // Русский репортер. 25 марта -1 апреля 2010.
108. Лармин О.В. Ницше и европейский нигилизм XX столетия // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №6. 2003.
109. Маслов Н.В. Основы русской педагогики. Журнал «Глинские чтения». Сентябрь-октябрь. 2007
110. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви // Информационный бюллетень ОВЦС МП. 2000. №8.
111. Разгулов Владимир. «Солдатики? Ура!». Бумеранг, декабрь 2009.
112. Толоконцева Е. Займемся любовью. Почему некоторые молодежные журналы ударились в порнографию? // Газета «Трибуна» от 27.07.2006.
113. Щелов-Коведяев Ф.В. Культурная природа мирового кризиса // Журнал «Россия в глобальной политике». № 6 ноябрь-декабрь 2009.
114. Справочники, энциклопедии, словари
115. Ахиезер А.С. Цивилизационная специфика российского общества // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь под ред. Мчедлова М.П. М., изд-во Республика, 2001.
116. Баграмов Э.А. Евразийство // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь под ред. Мчедлова М.П. -М., изд-во Республика, 2001.
117. Губин В.Д. Жизненный мир // Культурология XX век. Энциклопедия. Электронная библиотека www.velikanov.ru
118. Губман Б.Л. Ценности // Культурология. XX век. Энциклопедия. Электронная библиотека www.velikanov.ru
119. Гусейнов А.А. Этос глобальный // Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь / Ред. кол.: Мчедлов М.П. и др. -М.: Республика, 2001.
120. Лапин Н.И. Социокультурный подход // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь под ред. Мчедлова М.П. М., изд-во Республика, 2001.
121. Можейко И А. Идентификации кризис. // Новейший философский словарь. Электронная библиотека www.gumer.info
122. Мчедлова М.М. Менталитет // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь под ред. Мчедлова М.П. — М., изд-во Республика, 2001.
123. Мчедлова М.М. Идентичность общероссийская // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь под ред. Мчедлова М.П. М., изд-во Республика, 2001.
124. Мчедлов М.П. Цивилизация российская // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь под ред. Мчедлова М.П. М., изд-во Республика, 2001.
125. Николаев В.Г. Клахкон // Культурология. XX век. Энциклопедия. Электронная библиотека www.velikanov.ru
126. Попов В. Д. Психология глубинная //Российская цивилиза-ция:этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь под ред. Мчедлова М.П. М., изд-во Республика, 2001.
127. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь / Ред. кол.: Мчедлов М.П. и др.; Авт. кол.: Андреев A.JI. и др. — М.: Республика, 2001. 544 с.
128. Руднев В.П. Гипотеза лингвистической относительности. Энциклопедический словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты М.: Аграф, 2003
129. Руднев В. Принцип дополнительности // Энциклопедический словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. — М.: Аграф, 2003.
130. Степанов Ю. С. Совесть // Константы: словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2004.
131. Тихонова Н.Е. Рыночные реформы и ментальность россиян // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. Энциклопедический словарь под ред. Мчедлова М.П. — М., изд-во Республика, 2001.
132. Хализев В.Е. Ухтомский А.А. // Культурология. XX. Век. Энциклопедия. Электронная библиотека www.velikanov.rn
133. Церковнославянский словарь. Протоиерей А. Свирелин. М.: Изд-во ДАРЪ, 2006.
134. Шабага А.В. Осевое время // Культурология XX век. Энциклопедия. Электронная библиотека: www.velikanov.ru
135. Шабага А.В. Сорокин Питирим // Культурология XX век. Энциклопедия. Электронная библиотека www.velikanov.ru
136. Longman Dictionary of Contemporary English.1. Учебные пособия
137. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. — М.: ПЕР СЭ.
138. Вежбицкая А. Понимание культуры через посредство ключевых слов // Культура и этнос. Учебное пособие / JI.B. Щеглова, Н.Б. Шипулина, Н.Р. Суродина- Волгоград: Перемена, 2002.
139. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология молодежи. Р н/ Д., 2001.
140. Гачев Г. Д. Космо-Психо-Логос. Национальные образы мира. М.: Академический проект, 2007.
141. Гуревич П.С. Культурология: Элементарный курс: Учеб. Пособие. М.: Гардарики, 2004.-336с.
142. Дугин А.С. Обществоведение для граждан новой России. М.: Евразийской движение, 2007.
143. Ерасов Б.С. Цивилизация: слово, термин, теория // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Сост., ред. и вступ. Ст. Б.С. Ерасов. — М.: Аспект-Пресс, 1999.
144. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2000
145. Кохановский В., Яковлев В. История философии. М.: Феникс, 2008 Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. — М.: ПЕР СЭ, 2002.
146. Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
147. Ничипоров Б. В. Введение в христианскую психологию. — М.: Школа-Пресс, 1994. С. 85.
148. Панарин А.С. Философия истории. -М.: Гардарики, 1999.
149. Першина J1.A. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов — М.Академический Проект, 2005.
150. Садохина А.П., Грушевицкая Т.Г. Основы этнологии. М.: Юнити, 2003.
151. Свитич Л.Г. Социология журналистики (Методология, методы, направления и результаты исследований): Учеб. Пособие. М.: ВК, 2010. — 342 с.
152. Социология молодежи: учебник / под ред д-ра социол . наук, проф., чл.-корр. РАН В.Н. Кузнецова М.: Гардарики, 2007.
153. Спиркин А.Г. Философия. Электронная библиотека www.gumer.info
154. Суртаев В .Я. Молодежная культура СПб.: ПИТЕР, 1999.
155. Теория культуры. Под редакцией С.Н. Иконниковой, В.П. Большакова. -М.: ПИТЕР.
156. Типология периодической печати: Учеб. Пособие для студентов вызов. Под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект-Пресс, 2009.
157. Фомичева И.Д. Социология СМИ. М.: Аспект-Пресс, 2007.
158. Чеснокова В.Ф. Язык социологии. Курс лекций. М.: О.Г.И., 2010
159. Шкондин М.В. Периодическая печать: системные основы типологии //1. Интернет-ресурсы
160. Абушенко В.Л. Ценность // Новейший философский словарь. Электронный источник: newphilosophic.ru
161. Абушенко В.Л. Ценностные ориентации // Новейший философский словарь. Электронный источник: newphilosophic.ru
162. Генисаретский О. Культурно-антропологическая перспектива. Интернет-ресурс old.russ.ru. Хрестоматия нового российского самосознания
163. Журналы для подростков: битва крутизна и интеллекта. Источник: http://planetashkol.ru/articles/19995/
164. Касьянова К. От этноса к нации: русский долгострой». Интернет-ресурс old.russ.ru. Хрестоматия нового российского самосознания.
165. Кле М. Психология подростка. Электронная библиотека http://www.gumer.info.
166. Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Электронная библиотека: http://www.krotov.info/acts/05/antolog/kleman
167. Культурология. XX век. Энциклопедия. Электронная библиотека www.velikanov.ru
168. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре. — www.lib.ru
169. Маркова Н.Е. Культуринтервенция. Электронная библиотека: www, gumer.info
170. Мировоззренческие парадигмы молодежи www.konservatizm.org
171. Молодежь как целевая аудитория в Интернете: сегменты и подходы. Источник: http://bd.fom.m/report/map/pokolenie21/pr r210410
172. Новейший философский словарь. Электронная библиотека www.gumer.info
173. Официальный сайт издателя журналов BRAVO и I love you медиа-холдинга «Бауэр Медиа»: www.bauermedia.ru
174. Официальная группа журнала I love you в социальной сети «Вконтакте»: http://vkontakte.ru/club6487840
175. Седакова О. Посредственность как социальная опасность. Источник: http://sedakova.narod.ru/artc/a8.htm
176. Устрялов Н.В. политическая доктрина славянофильства. Электронная библиотека www.lib.ru
177. Шестун Е., протоиерей. Православная педагогика как педагогика русской цивилизации. Источник:http://www.samara.orthodoxy.ru/Shkola/Pedagog.html. 180.Электронная версия журнала «Лиза girl»: http://www.burda.ru/Magazine/Girl.aspx
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.