Триадические учения в русской религиозной философии конца XIX- начала XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Мищенко Анна Вадимовна

  • Мищенко Анна Вадимовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 193
Мищенко Анна Вадимовна. Триадические учения в русской религиозной философии конца XIX- начала XX вв.: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет». 2015. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Мищенко Анна Вадимовна

Введение

ГЛАВА 1. Теоретические основания для триадического познавательного

метода в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв

§ 1. Триадичные учения в мировой философии

§ 2. Триадичность как специфическая черта русской религиозной философии

конца XIX - начала XX вв

§ 3. Триадичность философии всеединства В.С. Соловьева

§ 4. Панентеистические учения Л.П. Карсавина и С.Л. Франка

§ 5. Триадическая диалектика А.Ф. Лосева

ГЛАВА 2. Русская религиозная философия конца XIX - начала XX вв. о

Троице как инструменте для изучения непознаваемого

§ 1. Божественное Триединство как синоним Истины и онтологическая

сущность (по работам П.А. Флоренского)

§ 2. Софийная триадология С.Н. Булгакова

§ 3. Три эпохи откровения Божественной Троичности в философском

учении Н.А. Бердяева

§ 4. Интуитивизм и познание идеального в

философии Н.О. Лосского

§ 5. Принцип триадичности в исторической

перспективе

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Триадические учения в русской религиозной философии конца XIX- начала XX вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. В современной науке представление о мире как едином целом, образуемом единством материального и духовного начал, позволяет ученым синтезировать различные аспекты бытия, что в свою очередь приводит к необходимости применения в исследованиях междисциплинарного подхода, к включению в научно-исследовательский процесс метафизического компонента. В науке возникает необходимость разработки универсального метода познания многомерной реальности и создания определенной знаковой системы для её описания. Данные задачи, с нашей точки зрения, могут быть решены посредством применения диалектической триады, в трактовке русских религиозных философов конца XIX - начала XX вв. основывающейся на целостности и всеобщности мира, многообразных внутренних и глубинных связях универсума.

Все виды человеческого познания основаны на триадичных актах, поэтому триадическое философское конструирование выступает логичным и эффективным механизмом познания. Отметим, что тройственная природа познания в современной философии проявляется в том, что действительное объективное познание определяется верой в существование самого предмета, оформлением его зримых атрибутов и реализацией воображаемой сущности предмета в актуальной реальности. Внутренняя связь составляющих универсума не может познаваться только рациональными методами, поскольку они подразумевают изучение внешней стороны связи предметов, не отражая внутреннего, истинного содержания изучаемых вещей. Следовательно, для философии рационального мышления недостаточно. Мы полагаем, задача современного научного познания состоит, прежде всего, в истинной организации знания и, как следствие, в истинной организации

действительности, чему, мы убеждены, должна служить диалектическая триада.

Триадичное познание имеет длительную историю и восходит к древнейшей восточной философии с ее основополагающим триединством «Небо - Земля - Человек», изучение которого включает в себя рассмотрение взаимообусловленного существования духовного и материального миров. Проблеме познания взаимосвязи идеального и реального посвящены триадические учения русских религиозных философов конца XIX - начала XX вв. В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, которые, с нашей точки зрения, придали новое значение концепту «диалектическая триада», так как использовали его как основу не диалектического, а, прежде всего, органического мышления.

Мы полагаем, что познание мира на основе гегелевского диалектического противоречия не отражает такой аспект, как многоуровневость реальности. Понятие «диалектическая триада» в трактовке русских философов шире философской формулы «тезис - антитезис - синтез» и требует дальнейшего изучения. Основаниями для данной гипотезы в рамках настоящего диссертационного исследования являются триадические учения, предложенные В.С. Соловьевым, П.А. Флоренским, С.Н. Булгаковым, Л.П. Карсавиным, С.Л. Франком, Н.А. Бердяевым, А.Ф. Лосевым, Н.О. Лосским, которые не только доказали несовершенство логики линейной триадичности, но и использовали триаду как универсальную формулу бытия и развития, некую объединяющую схему, способную продемонстрировать взаимосвязь идеального и реального, выявить метафизические глубинные связи между составляющими универсума.

Степень научной разработанности проблемы. В мировой философии существуют многочисленные триадичные учения, суть которых состоит в утверждении упорядочивающей и основополагающей роли числа «три» в

диалектике, богословии, геометрии, физике и психологии. Проблеме триадичности посвящены работы Л. Алабина, Р.Г. Баранцева, Д.К. Бернарда, Н.К. Бонецкой, Е.П. Борзовой, Р. Генона, А.Н. Голубева, протоиерея О. Давыденкова, А.И. Дмитриева, А.А. Дякиной, Г. Елисеева, В. Микушевича, В.В. Налимова, П.Я. Сергиенко, И. Студницина, М. Френча, А.Р. Фокина1. Исследования А.В. Вознюк, С.Н. Гринченко, К.М. Кантор, М. Курочкиной, И.А. Ланцева, А.А. Овсейцева, О.Н. Опрятной, Г.С. Померанца, Е.Л. и Т.Т. Якушевских2 основаны на триадичности как основополагающем принципе

1 Алабин Л. Троица и троичность / Л. Алабин // Природа и человек (Свет), 2002. № 6. С. 62-63; Баранцев Р.Г. Системная триада - структурная ячейка синтеза // Системные исследования. Ежегодник 1988. М., 1989. С 193-210; Баранцев Р.Г. Тринитарный критерий целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11751, 05.01.2005. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02260063.htm (дата обращения: 20.02.2014); Баранцев Р.Г. Тринитарный архетип единства // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11115, 05.04.2004. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001a/00160076.htm (дата обращения: 20.02.2014); Баранцев Р.Г. Принцип неопределённости-дополнительности-совместности в тринитарной методологии // Научные труды РИМЭ. Рига, 2001. Вып.5. С.91-95; Баранцев Р.Г. О тринитарной методологии // Между физикой и метафизикой: наука и философия. СПб, 1998. С.51-61; Баранцев Р.Г. Универсальная семантика триадических структур в науке-искусстве-религии // Языки науки - языки искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С.61-65; Бернард Д.К. Единство и триединство, 100-300 гг. н.э.: учение о Боге в древ. Христиан. Рукописях / Бернард Д.К. М.: Благая Весть, 1996. 175 с.; Бонецкая Н.К. Тайна Триединства / Н.К. Бонецкая // Вопросы философии, 2003. № 11. С. 112-116; Борзова Е.П. Триадология, СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПб ГУКИ), 2007. 672 с.; Генон Р. Великая Триада / Р. Генон // Волшеб. Гора, 1995. № 3. С. 208-232; Голубев А.Н. Феномен триединства: универсальная доминанта? : (О «магическом» числе 3) / А.Н. Голубев // Полигносиз, 1999. № 3. С. 131-134; Протоиерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. 624 с.; Дмитриев А.И. Триедиство: Опыт анализа европ. Цивилизации как культ.-ист. процесса: Курс лекций по теории и истории культуры Европы и России / А.И. Дмитриев. Кемерово: Изд-во Кемеровского обл. ин-та усовершенствования учителей, 2001. 461 с.; Дякина А.А. Триада «Бог-Человек-Мир» в «Освобождении Толстого» И. Бунина и в «Свете Невечернем» С. Булгакова / А.А. Дякина // И.А. Бунин в диалоге эпох, Воронеж, 2002. С. 125-128; Елисеев Г. Споры о троичной сущности Божества в средневековом русском богословии и влияние на них апокрифических сочинений / Г. Елисеев // Русское Средневековье: Общество и Церковь. М., 1997. Вып. 1. С. 4-27; Микушевич В. Триединство / В. Микушевич // Акад. тетр., 1996. № 3. С. 56-62; Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М.; Прогресс-Традиция, 2000. 344 с.; Сергиенко П.Я. Триалектическая концепция Мироздания // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11108, 01.04.2004 . [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001a/00160075.htm (дата обращения: 30.05.2014); Студницин И. Через трехмерный образ бытия / Студницин // Наука и религия, 2003. № 5; Френч М. Трансцендентность и троичность / М. Френч // Вопросы философии, 2003. № 11. С. 117-134; Фокин А.Р. Рациональные методы обоснования Божественной Троичности в западной и восточной патристике // Философия религии: Альманах. Выпуск III. Восточная литература. М., 2011. С. 95 - 115; Фокин А.Р. Триадология Мария Викторина // Альфа и Омега, № 23, 2000. 18 с.; Фокин А.Р. Тринитарное учение Августина в свете православной триадологии IV века // Материалы международной богословско-философской конференции «Пресвятая Троица», М., 2002. 26 с.

2 Вознюк А.В. Универсальная модель бытия // «Академия тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ. 18040, 22.05.2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261120.htm (дата обращения: 20.07.2014); Гринченко С.Н. Имеет ли решение задача перманентной оценки вклада ученого в науку? // Управление большими системами / Сборник трудов. Специальный выпуск 44 - Наукометрия и экспертиза в управлении наукой / [под ред. Д.А. Новикова, А.И. Орлова, П.Ю. Чеботарева]. М.: ИПУ РАН, 2013. С. 280-291; И.А. Гринченко С.Н. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы). М.: ИПИРАН, 2007. 456 с.; Кантор К.М. Три духовных потенции // Вопросы

познания мира и способе осмысления идеальной реальности. Диалектическая триада «интуиция - рефлексия - понимание» подробно изучена в диссертационном исследовании Т.М. Артемьева1.

Нам представляется очевидной универсальность принципа триадичного познания в современной науке. Общие проблемы моделирования иерархических многоуровневых систем в современных социокультурологических теориях сегодня рассматриваются именно триадически. Об этом пишет автор работы «Метаэволюция. Система неживой, живой и социально-технологической природы» С.Н. Гринченко. Согласно его теории, можно выделить три части мироздания - неживую, живую и личностно-социально-производственную природу. В своем докладе на Втором Международном семинаре по биокосмологии «Триадичность в кибернетической модели Мироздания» С.Н. Гринченко заявляет, что триадичность лежит в основе системы мироздания, универсума, природы и пр., поскольку эта система представлена тремя, и только тремя, подсистемами. Он также выделяет триадичную систему связи субэлементов универсума внутри супра-системы «Биосфера Земли», три типа «вне-супра-системных структур» и др. Опираясь на триадическую

социокультурологическую теорию П.А. Сорокина , который теоретически обосновал параллельное триадическое (триединое) существование трех суперсистем - Чувственной и Идеациональной и Интегральной, К.С.

философии. 2002, №12. C. 50-54; М. Курочкина. Тринитарное мышление и современность. - М.: Фантом Пресс, 2000. - 175 с.;; Овсейцев А.А. Триединство законов диалектики. (Триада триад) // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14727, 29.02.2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261084.htm (дата обращения: 30.07.2014); Опрятная О.Н. Противоречия современной практики социального управления и тринитарный подход к их интерпретации // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.12205, 24.06.2005. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02260073.htm (дата обращения: 25.08.2014); Померанц Г.С. Троица Рублёва и тринитарное мышление // Выход из транса. М., 1995. С. 316-337; Якушевский Е.Л., Якушевская Т.Т. Принцип Троицы в теологии и современном естествознании. «Академия Тринитаризма», М., Эл № 776567. публ. 11294, 22.06.2004. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001a/00160098.htm (дата обращения: 20.07.2014).

1 Артемьев Т.М. Интуиция и рефлексия в понимании : дисс. ... канд. филос. наук. Санкт-Петербург, 2014.

2 Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Питирим Александрович Сорокин; пер. с англ., вст. статья и комментарии В.В. Сапова. М., 2006. 1176 с.; Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Директ-Медиа, 2007. 416 с.

Хруцкий1 выделяет в социо-культурной среде циклические и динамические изменения, имеющие сугубо триадическую природу.

В современном естествознании появляются понятия, не поддающиеся рациональному осмыслению. Это означает неизбежность нового витка развития современной физики, опирающейся как на физику, так и на метафизику. Современная наука осознала необходимость разработки определенных метасхем, позволяющих познать, описать и систематизировать изучаемый материал. Так, И.А. Ланцев и К.С. Хруцкий занимаются исследованием возможностей триадических физических моделей обосновать сложные физические и метафизические процессы, в частности, возникновение первоначала.

Сложность и объективная недоказуемость определенных понятий, аксиологическая направленность философского мышления, а также некоторые геополитические факторы способствовали созданию уникальной русской религиозной философии, которая, как нам представляется, несмотря на отсутствие системности и определенную разрозненность философских концепций, своей основной целью видела рассмотрение бытия как всеединства духовного, природного и социального. Русские философы конца XIX - начала XX вв. пришли к заключению о том, что объяснить идеальное рационально невозможно. Они опирались не на логику, а на глубокий духовный опыт православного Востока, что неизбежно отразилось на их отношении к католицизму и европейской философии. Глубокий анализ творчества представителей русской религиозной философии дан в монографии И.И. Евлампиева «История русской метафизики в XIX - XX вв.

1 Хруцкий К.С. Триадический биокосмологический подход к вопросам развития науки в России // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.19256, 14.07.2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261133.htm (дата обращения: 20.08.2014); Хруцкий К.С. К созданию триадической универсальной космологии // Идеи и идеалы. №3(13). T.1, 2012. С. 65-73.

2 Ланцев И.А., Хруцкий К.С. Новая физика и философия Аристотеля // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.19264, 16.07.2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001d/00162328.htm (дата обращения: 20.08.2014).

Русская философия в поисках абсолюта»1 и его статье «Религиозность

Л

русской философии как проблема» , а также в статье А.И. Матвеевой «Национальные особенности русского самосознания: социально-

-5

философский анализ» . Концептуальное систематизированное изложение взглядов русских мыслителей указанного периода дано в монографии М.А. Маслина4. Вопросу становления русской религиозной философии посвящена статья А.В. Черняева5 и монография Н.К. Гаврюшина6. Вопросам перспектив русского культурно-философского ренессанса конца XIX - начала XX вв. посвящены работы С.С. Хоружего, В.А. Кувакина, И.В. Кондакова . Раскрытию проблемы нравственной личности в русской философии

о

посвящена работа О.Д. Мачкариной . Большое значение для решения поставленных в данном диссертационном исследовании задач имеют работы о русской национальной идее, среди которых труды Е.В. Барабанова, А.Г. Гулыги, О.Т. Ермишина, В.В. Лазарева 9. Антонов К.М., Счастливцева Е.А., Усачев А.В., Филатова М.И. посвятили русской религиозной философии свои диссертационные исследования10.

1 Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта: в 2-х т. СПб.: Алетейя, 2000.

2 Евлампиев И.И. Религиозность русской философии как проблема / И.И. Евлампиев // Вопросы философии, 2012. № 1. С. 117 -129.

3 Матвеева А.И. Национальные особенности русского самосознания: социально-философский анализ / А.И. Матвеева // Теория и практика общественного развития, 2011. № 4. - С. 62.

4 Маслин М.А. История русской философии. М.: КДУ, 2008. 640 с.

5 Черняев А.В. Русское богословие: в поисках собственной парадигмы / А.В. Черняев // Вопросы философии, 2013. № 8. С. 129 - 139.

6 Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2011. 672 с.

7 Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи ХХ века // Вопросы философии. № 11. 1994. - С. 5262; Кувакин В.А. Религиозная философия в России. ХХ век. М.: Мысль, 1980. 309 с.; Кондаков И.В. Культура России. М.: КДУ, 2008. 357 с.

8 Мачкарина О.Д. Проблема оснований человеческой природы и нравственной личности в философии И. Канта и русской философии второй половины XIX века. / О.Д. Мачкарина // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета, 2010. Т. 13. № 2. С. 355-363.

9 Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности / Е.В. Барабанов // Вопросы философии. 1991. № 8. С. 102 - 116; Гулыга А.Г. Русская идея и ее творцы / А.В. Гулыга. М.: Соратник, 1995. 306 с.; Ермишин О.Т. Историко-философская традиция в русской и западной философии / О.Т. Ермишин // Философские науки. 2004. № 6. С. 85 - 104; Лазарев В.В. О целостности русской идеи // История философии № 2. М.: ИФ РАН, 1998. С. 36 - 55; Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Осмысление фихтеанства русскими философами конца XIX - начала XX века. М.: ИФ РАН, 2006. 221 с.

10 Антонов К.М. Философия религии в русской метафизике XIX- начала XX века : автореф. дис. ... докт. филос. наук. М, 2008; Счастливцева Е.А. Феноменологическая традиция в русской философии конца XIX -

Как нам представляется, глубокий мировоззренческий кризис в России конца XIX - начала XX вв., в том числе и кризис веры, а также необходимость поиска нравственного ориентира и идеала определили специфику русской философии с её особым толкованием роли личности в мире. Ввиду особенностей национальной ментальности принцип триадической целостности служил для русских религиозных мыслителей основой теоретических построений в области аксиологии, антропологии и гносеологии. Русская философия конца XIX - начала XX вв. называется религиозной именно по причине того, что в христианстве, как отмечает П.Е. Бойко в своей статье «Диалектические основы философии истории А.Ф. Лосева»1, русские мыслители видели максимальную разумность и смысловую полноту бытия. В русской религиозной философии большое внимание уделяется концепту «Святая Троица», данный концепт рассматривается отечественными мыслителями конца XIX - начала XX вв. как матрица, образец для создания всего сущего на земле. Бог присутствует в окружающих нас вещах до, во время и после их существования. Различение трех божественных ипостасей - это символ начала познания. Сама триада -это некая объединяющая метасхема, что объясняет широкое применение триад в науке и общественной жизни. Триединства организуют Природу, являясь принципом целостности всего сущего, обеспечивая его развитие, внутренне и внешнее состояние.

Мы полагаем, что становление России как государства, занимающего промежуточное положение между Востоком и Западом, способствовало многостороннему геософскому обоснованию трехэлементной структуры познания, представленной в работах русских мыслителей XIX - XX вв.

первой половины ХХ века (историко-философский анализ) : дисс. ... докт. филос. наук. М., 2012; Усачев А.В. Проблема онтологического статуса религиозного компонента русской философии конца XIX - первой половины XX в. : дисс. ... докт. филос. наук. Тула, 2008; Филатова М.И. Идея истины как антиномии в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. : дисс. ... канд. филос. наук. Курск, 2012.

1 Бойко П.Е. Диалектические основы философии истории А.В. Лосева. [Электронный ресурс] URL: http://korfo.kubsu.ru/totum/rus/022003/boyko.html (дата обращения: 15.11.2014).

Антагонизм Востока и Запада, закономерно приближающихся к условиям единства и гармоничному началу, представлен в исследовании Е.Г. Хилтухиной «Философия всеединства - философия Евразии»1. Историко-культурный контекст моделирования отношений всеединства между Востоком и Западом изложен в работах А.А. Маслова , В.М. Камнева , М. Билалова4. Парадоксальная гармония метафизической философии Востока и новые теории современного естествознания, рассматривающего сознание как особый духовный атрибут мироздания, рассмотрена С.Р. Аблеевым5. Сравнительный анализ русских и европейских внутренних сущностных характеристик приведен в монографии В.К. Кантора6.

Гипотеза о существовании третьего мира, третьего звена между физическим и идеальным мирами, базируется на том основании, что понятие «число» может быть не только математической, но и философской категорией и подразумевать под собой концепт «реальность». Эта идея высказывалась А.Ф. Лосевым, К. Поппером и А.М. Анисовым, автором монографии «Темпоральный универсум и его познание» (2000). В этой связи философской методологической основой для познания мира посредством триадичности могут служить работы великих русских мыслителей конца XIX - начала XX вв. В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского. Их

1 Хилтухина Е.Г. Философия всеединства - философия Евразии. Глобализация в социально-философском измерении. Сборник материалов конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 92-109.

2 Маслов А.А. Восток-Запад: история и конфликты в современном мире. - М.: РУДН, 2008. - 180 с.; Классические тексты Дзэн (перевод, исследование, комментарии). Ростов-на-Дону, 2004. 479 с.; Загадки, тайны и коды «Дао дэ Цзина». М.: Феникс, 2005. 267 с.

3 Камнев В.М. Россия и Запад в историческом процессе: взгляд И. Киреевского // Новая Европа. Международное обозрение культуры и религии, 1999. № 12.; Камнев В.М. Россия как культурно-исторический тип и феномен // Христианство и русская литература. Сборник статей. Спб.: Наука, 1999.

4 Билалов М. Социокультурная обусловленность познания в специфике познавательной культуры. [Электронный ресурс] URL: http://www.congress2013.dialog21.ru/Doklady/bylalov.htm (дата обращения: 20.11.2014).

5 Аблеев С.Р. Универсум сознания: философские проблемы сознания в евразийском антропокосмизме. М.: Амрита-Русь, 2010. 448 с.

6 Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ) / В.К. Кантор. М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. 704 с.

труды и в наши дни представляют глубочайший потенциал для развития гуманитарной и естественнонаучной отраслей знания в области изучения тринитарного мышления и триадических концепций в гносеологии.

В исследовании философских учений В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского еще не утвердилась законченная традиция в интерпретации их диалектических концепций и гносеологических идей. Однако при этом нельзя не отметить глубину исследования их научного творчества, посвященного триадической диалектике, аксиологическому тринитарному мышлению, историософии, религиозной антропологии, онто-гносеологии и философии символизма. Среди исследователей, посвятивших изучению творчества вышеперечисленных религиозных мыслителей свои диссертации, следует выделить Андрюшкова А.А., Брусенцову Н.В., Глазкрицкую С.С., Графову Е.С., Кравцову О.Б., Петракова А.А., Пономарева Н.В., Филатову М.И., Черносвитову И.А., Шамрину О.П.1.

Для понимания влияния творчества В.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского на современное триадическое познание универсума большую помощь диссертанту оказали публикации исследователей, изучающих триадические концепции русских религиозных мыслителей конца XIX -начала XX вв. в контексте современной науки. Эстетика всеединства потенциальной и актуальной действительности в мышлении В.С. Соловьева

1 Андрюшков А.А. Философская антропология П.А. Флоренского : культ и культура в антроподицее : дисс.... канд. филос. наук. М., 2007 ; Брусенцова Н.В. Концепция «культурологичности» Л.П. Карсавина : дисс. ... канд. филос. наук. М., 2001 ; Глазкрицкая С.С. Интуитивизм в западно-европейской и русской традициях : А. Бергсон и Н.О. Лосский : дисс. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002 ; Графова Е.С. Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева : философско-антропологический анализ : дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2005 ; Кравцова О.Б. Научные и метафизические основания философии истории Л.П. Карсавина : дисс. ... канд. филос. наук. М., 2003 ; Петраков А.А. Проблема символа в русской философии XX века: П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, С.Н. Булгаков, А. Белый : дисс. ... канд. филос. наук. М., 2006 ; Пономарев Н.В. Религиозно-философская антропология П.А. Флоренского в контексте мистико-символической православной традиции : дисс. ... канд. филос. наук. М., 2004; Черносвитова И.А. Соотношение веры и знания в русской религиозной философии начала XX века : С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев : дисс. ... канд. филос. наук. Белгород, 2006;. Шамрина О.П. Познание в филофском наследии П.А. Флоренского и А.Ф. Лосева : Антропный принцип : дисс. ... канд. филос. наук. Мурманск, 2011.

1 9

подробно исследована Н.А. Корминым и В.В. Лазаревым . Обзор основных положений философии П.А. Флоренского в области классической логики и антиномизма представлен С.М. Половинкиным . Идеи П.А. Флоренского и

A.Ф. Лосева о бытийности личности исследованы С.И. Дудником, Е.П. Борзовой, О.Д. Мачкариной4. В работе Борзовой Е.П. и Мачкариной О.Д.5 изучена роль П.А. Флоренского в изменении модели научной рациональности и переходе к новой, современной науке. Идею культа космической Софии как символа женского начала в триадической философии

B.С. Соловьева, П.А. Флоренского, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского в своей статье затрагивает Лян Кунь6. Этике ответственности Н.О.

7 Я

Лосского посвящена работа С.И. Дудника и И.Д. Осипова . Н.К. Бонецкая рассматривает философию В.С. Соловьева и Н.А. Бердяева с позиции герменевтики и литературной критики. Современной рефлексии триадической философии Л.П. Карсавина посвящена статья Ю.Б. Мелих и

C.С. Хоружего9.

Как представляется, довольно небольшое количество исследований посвящено проблеме изучения триадичных учений в русской религиозной философии несмотря на то, что триадичность - одна из отличительных особенностей отечественной познающей мысли. Так, на данный момент

1 Кормин Н.А. Философская эстетика Владимира Соловьева. - Часть I: Святая гармония. М.: ИФ РАН, 2001. 187 с.; Кормин Н.А. Философская эстетика Владимира Соловьева. - Часть II: Онтологические предпосылки. М.: ИФ РАН, 2004. 216 с.

2 Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Шеллинг и Вл. Соловьев. М.: ИФ РАН, 2000. 166 с.

3 Половинкин С.М. П.А. Флоренский: Логос против хаоса. М.: Знание, 1989. 64 с.

4 Дудник С.И., Борзова Е.П., Мачкарина О.Д. Познание как бытийность личности в трудах П.А. Флоренского и А.Ф. Лосева // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета, 2012. Т. 15. № 3. С. 645-650.

5 Борзова Е.П., Мачкарина О.Д. Проблема рационального в творческом наследии П.А. Флоренского // Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета, 2012. Т. 15. № 1. С. 657 -

661.

6 Лян Кунь. Идейные основания культа женственности в русской традиции // Вопросы философии, 2013. № 2. С. 128-136.

7 Дудник С.И., Осипов И.Д. Этика ответственности Н.О. Лосского // Вестник МГТУ, 2012. Т. 15. № 3. С. 651-656.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Мищенко Анна Вадимовна, 2015 год

БИБЛИОГРАФИЯ Список использованных работ на русском языке

1. Аблеев С.Р. Универсум сознания: философские проблемы сознания в евразийском антропокосмизме. - М.: Амрита-Русь, 2010. - 448 с.

2. Августин А. Творения: науч.-популяр. изд.: в 4-х т. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 2000.

3. Августин А. О свободе воли. Перевод Ермаковой М.Е. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.ru/HRISTIAN/AWRELIJ/swoboda.txt_with-big-pictures.html (дата обращения: 2.11.2014).

4. Августин А. Исповедь. Книга 13. [Электронный ресурс]. URL: http://www.golden-ship.ru/knigi/3/avgustin_ispoved.Ы:т#й 13 (дата обращения: 2.11.2014).

5. Агафонов В.А. Структура деятельности и Св. Троица // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.18368, 12.12.2013. (дата обращения: 20.08.2014).

6. Алабин Л. Троица и троичность / Л. Алабин // Природа и человек (Свет). - 2002. - № 6. - С. 62-63.

7. Алексеев С. Тейхмюллер, Густав-Август // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. - СПб., 1890-1907.

8. Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике XIX - начала XX века: автореф. дис. ... докт. филос. наук. - М., 2008. - 32 с.

9. Асмус В.Ф. Античная философия. - М.: Высш. шк., 1999. - 400 с.

10. Аристотель. Метафизика / Пер. А.В. Кубицкого. - М.;Л.,1934.

11. Акимов О.Е. Донаучные формы: мифы и философия. 1996. - 429 с.

12. Андрюшков А.А. Философская антропология П.А. Флоренского : культ и культура в антроподицее : автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 2007. -25 с.

13. Антипова А.М. Единая интонология и триадичность мышления // «Академические тетради», № 13, М.: Независимая академия эстетики и свободных искусств, 2009.

14. Артемьев Т.М. Интуиция и рефлексия в понимании : дисс. ... канд. филос. наук. Санкт-Петербург, 2014. - 174 с.

15. Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности / Е.В. Барабанов // Вопросы философии. 1991. № 8. - С. 102 - 116.

16. Баранцев Р.Г. Тринитарный критерий целостности // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11751, 05.01.2005. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02260063.htm (дата обращения: 20.02.2014).

17. Баранцев Р.Г. Системная триада - структурная ячейка синтеза // Системные исследования. Ежегодник 1988. М., 1989, с.193-210.

18. Баранцев Р.Г. Тринитарный архетип единства // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11115, 05.04.2004. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001a/00160076.htm (дата обращения: 20.02.2014).

19. Баранцев Р.Г. Принцип неопределённости-дополнительности-совместности в тринитарной методологии // Научные труды РИМЭ. Рига, 2001. Вып.5. С.91-95.

20. Баранцев Р.Г. О тринитарной методологии // Между физикой и метафизикой: наука и философия. СПб, 1998. - С.51-61.

21. Баранцев Р.Г. Универсальная семантика триадических структур в науке-искусстве-религии // Языки науки - языки искусства. М.: Прогресс-Традиция, 2000. С.61-65.

22. Бёме Я. О тройственной жизни человека. - М.: ARC, 2011. - 440 с.

23. Бёме Я. Christosophia, или Путь ко Христу. - СПб.: A-cad, 1994. - 224 с.

24. Бердяев Н.А. Два типа миросозерцания // Вопросы философии и психологии. - М., 1916. - Кн. 131. - С. 302-315.

25. Бердяев Н.А. Новые книги о Якове Бёме // Путь, 1929. - № 18. - С. 116121.

26. Бердяев Н.А. Философия свободы. - М., 1911. - 280 с.

27. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. -252 с.

28. Бердяев Н.А. Восток и Запад // Путь. Париж, 1930. - № 23. - С. 97-110.

29. Бердяев Н.А. Смысл творчества (Опыт оправдания человека). - М., 1916. - 358 с.

30. БернардД.К. Единство и триединство, 100-300 гг. н.э.: учение о Боге в древ. Христиан. Рукописях / Бернард Д.К. - М.: Благая Весть, 1996. - 175 с.

31. Билалов М. Социокультурная обусловленность познания в специфике познавательной культуры. [Электронный ресурс] URL: http://www.congress2013.dialog21.ru/Doklady/bylalov.htm (дата обращения 20.11.2014).

32. Бойко П.Е. Диалектические основы философии истории А.В. Лосева. [Электронный ресурс] URL: http://korfo.kubsu.ru/totum/rus/022003/boyko.html (дата обращения: 15.11.2014).

33. Бонецкая Н.К. Тайна Триединства / Н.К. Бонецкая // Вопросы философии. - 2003. - № 11. - С. 112-116.

34. Борзова Е.П. Триадология. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПб ГУКИ), 2007. - 672 с.

35. Бруно Д. Изгнание торжествующего зверя; О принципе, начале и едином. - Минск: Харвест, 1999. - 478 с.

36. Брусенцова Н.В. Концепция «культурологичности» Л.П. Карсавина : дисс. ... канд. филос. наук. М., 2001. - 255 с.

37. Булгаков С.Н. Главы о Троичности // Православная мысль. - Париж, 1928. - № 1. - С. 31-89.

38. Булгаков С.Н. Купина неопалимая. Опыт догматического истолкования некоторых черт в православном почитании Богоматери. -Париж, 1927. - 288 с.

39. Булгаков С.Н. Православие. - М.: Терра, 1991. - 416 с.

40. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 с.

41. Бурмистров С.Л. Брахман и история: историко-философские концепции современной веданты. 2007. - С. 32.

42. Вознюк А.В. Универсальная модель бытия // «Академия тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ. 18040, 22.05.2013. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261120.htm (дата обращения: 20.07.2014).

43. Гаврюшин Н.К. Русское богословие. Очерки и портреты. - Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария, 2011. - 672 с.

44. Гайденко П.П. История греческой философии в её связи с наукой. -М.: Книжный дом «Либроком», 2009. - 264 с.

45. Галуев Г.А. Математическая логика и теория алгоритмов. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 65 с.

46. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. Т. 4. - М.: Издательство социально-экономической литературы, 1959. - 437 с.

47. Генон Р. Великая Триада / Рене Генон; Пер. с франц. Т. Любимовой. М.:Беловодье, 2010. - 224 с.

48. Глазкрицкая С.С. Интуитивизм в западно-европейской и русской традициях : А. Бергсон и Н.О. Лосский : автореф. дисс. ... канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002. - 19 с.

49. Прот. Владимир Глиндский. Основы христианской православной веры. - Zaria Publ., London, Ontario - Canada.

50. Графова Е.С. Двойственная природа человека в философии В.С. Соловьева : философско-антропологический анализ : дисс. ... канд. филос. наук. СПб., 2005. - 158 с.

51. Гринченко С.Н. Имеет ли решение задача перманентной оценки вклада ученого в науку? // Управление большими системами / Сборник трудов. Специальный выпуск 44 - Наукометрия и экспертиза в управлении наукой / [под ред. Д.А. Новикова, А.И. Орлова, П.Ю. Чеботарева]. М.: ИПУ РАН, 2013. - С. 280-291.

52. Гринченко С.Н. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы). М.: ИПИРАН, 2007. - 456 с.

53. Гринченко С.Н. Социальная метаэволюция человечества как последовательность шагов формирования механизмов его системной памяти. Электронный журнал «Исследовано в России», 2001 - С. 1652-1681. [Электронный ресурс] URL: http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2001/145.pdf . (дата обращения: 21.05.2014).

54. Гоббс Т. Сочинения в 2-х т. Т.1 / Сост., ред. изд., авт. вступ. ст. и примеч. В.В. Соколов. М.: Мысль, 1989.

55. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. - М.: Высш. шк., 1980. - 364 с.

56. Гулыга А. В. Кант. - М.: Молодая гвардия, 1977. - 304 с.

57. Гулыга А.Г. Русская идея и ее творцы / А.В. Гулыга. М.: Соратник, 1995. - 306 с.

58. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: введ. в феноменол. Философию. - СПб.: Владимир Даль: Фонд «Ун-т», 2004. - 398 с.

59. Протоиерей Олег Давыденков. Догматическое богословие. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013. - 624 с.

60. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. СПб. 1992.

61. Декарт Р. Сочинения в 2-х т. - М.: Мысль, 1989.

62. Дмитриев А.И. Триедиство: Опыт анализа европ. Цивилизации как культ.-ист. процесса: Курс лекций по теории и истории культуры Европы и России / А.И. Дмитриев. - Кемерово: Изд-во Кемеровского обл. ин-та усовершенствования учителей, 2001. - 461 с.

63. Дубров А.П., Пушкин В.Н. Парапсихология и современное естествознание. - М.: Совминко, 1990. - 280 с.

64. Дудник С.И. К проблеме единства научного знания. Очерки по философии и культуре. К 60-летию Ю.Н. Солонина. Серия «Мыслители», выпуск 5. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С. 4856.

65. Дякина А.А. Триада «Бог-Человек-Мир» в «Освобождении Толстого» И. Бунина и в «Свете Невечернем» С. Булгакова / А.А. Дякина // И.А. Бунин в диалоге эпох. - Воронеж, 2002. - С. 125-128.

66. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть I. - Спб.: Алетейя, 2000. - 415 с.

67. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX-XX веках. Русская философия в поисках абсолюта. Часть II. - Спб.: Алетейя, 2000. - 413 с.

68. Евлампиев И.И. Метафизика личности Л. Карсавина и окончательное преодоление «атомистической» модели человека. [Электронный ресурс] URL: http://tomb-raider6 .narod.ru/lib/pp/perspektivy_metafiziki/metafizika_lichno sti_l ._karsavina. ht ml (дата обращения: 03.05.2014).

69. Евлампиев И.И. Религиозность русской философии как проблема / И.И. Евлампиев // Вопросы философии. - 2012. - № 1. - С. 117 -129.

70. Ермичев А.А. Суждения Н.А. Бердяева о «русском культурном ренессансе» и настоящее значение этого термина. Studia culturae. Выпуск 2. Альманах кафедры философии культуры и культурологи и Центра изучения культуры философского факультета Санкт-Петербургского государственного

университета. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. - С. 9-24.

71. Ермишин О.Т. Историко-философская традиция в русской и западной философии / О.Т. Ермишин // Философские науки. 2004. № 6. - С. 85 - 104.

72. Ермолин А.В. Генезис филокатолицизма в русской религиозной философии / А. В. Ермолин // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 1 - Том I (Гуманитарные науки). - С. 305-307.

73. Замалеев А.Ф. Курс лекций по истории русской философии. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. - 238 с.

74. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х т. Л.: Эго, 1991.

75. Камнев В.М. Россия и Запад в историческом процессе: взгляд И. Киреевского // Новая Европа. Международное обозрение культуры и религии. - 1999. - № 12.

76. Камнев В.М. Россия как культурно-исторический тип и феномен // Христианство и русская литература. Сборник статей. - Спб.: Наука, 1999.

77. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Чоро, 1994. - 740 с.

78. Кантор К.М. Три духовных потенции // Вопросы философии. 2002, №12, с. 50-54.

79. Кантор В.К. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ) / В.К. Кантор. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. - 704 с.

80. Карсавин Л.П. Апологетический этюд // Путь, 1926. - №3. - С. 29-45.

81. Карсавин Л.П. Избранное. Ин-т обществ. мысли. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. - 917 с.

82. Карсавин Л.П. Религиозно-философские сочинения. - М.: Ренессанс, 1992. - 325 с.

83. Карсавин Л.П. Пролегомены к учению о личности // Путь, 1928. - № 12. 1928. - С. 32-47.

84. Карсавин Л.П. Путь православия // София. Путь духовной культуры и религиозной философии / Под ред. Н.А. Бердяева. - Берлин: Обелиск, 1923. -С. 47-62.

85. Киященко Л.П. Философия трансдисциплинарности / Л.П. Киященко, В.И. Моисеев; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФРАН, 2009. - 205 с.

86. Ковальчук М.В., Нарайкин О.С., Яцишина Е.Б. Конвергенция наук и технологий - новый этап научно-технического развития / М.В. Ковальчук, О.С. Нарайкин, Е.Б. Яцишина // Вопросы философии. - 2013. - № 3. - С. 3 -12.

87. Коган Л.А. Историософия Н.Ф. Федорова // История философии № 6. -М.: ИФ РАН, 2000. - С. 69 - 85.

88. Кондаков И.В. Культура России. - М.: КДУ, 2008. - 357 с.

89. Кормин Н.А. Философская эстетика Владимира Соловьева. - Часть I: Святая гармония. - М.: ИФ РАН, 2001. -187 с.

90. Кормин Н.А. Философская эстетика Владимира Соловьева. - Часть II: Онтологические предпосылки. - М.: ИФ РАН, 2004. - 216 с.

91. Кравцова О.Б. Научные и метафизические основания философии истории Л.П. Карсавина : дисс. ... канд. филос. наук. М., 2003. - 142 с.

92. Кричевский А.В. Абсолютный дух сквозь лики триединства: Сравнительный анализ философско-теологических концепций Гегеля и позднего Шеллинга [Текст] / А.В. Кричевский; Рос. акад. наук, Ин-т философии. - М.: ИФ РАН, 2011. - 237 с.

93. Кувакин В.А. Религиозная философия в России. ХХ век. - М.: Мысль, 1980. - 309 с.

94. Николай Кузанский. Сочинения в 2-х томах. Т. 1: Перевод/Общ. ред. и вступит, статья 3. А. Тажуризиной. - М.: Мысль, 1979. - 488 с.

95. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия. - М.: Высш. шк., 2003. - 437 с.

96. Курочкина М. Тринитарное мышление и современность. - М.: Фантом Пресс, 2000. - 175 с.

97. Лазарев В.В. О целостности русской идеи // История философии № 2. -М.: ИФ РАН, 1998. - С. 36 - 55.

98. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Осмысление фихтеанства русскими философами конца XIX - начала XX века. - М.: ИФ РАН, 2006. - 221 с.

99. Лазарев В.В. Этическая мысль в Германии и России. Шеллинг и Вл. Соловьев. - М.: ИФ РАН, 2000. - 166 с.

100. Ланцев И.А., Хруцкий К.С. Новая физика и философия Аристотеля // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.19264, 16.07.2014. [Электронный ресурс] URL: http: //www.trinitas .ru/rus/doc/0016/001d/00162328.htm (дата обращения: 20.08.2014).

101. Лао Цзы. Дао Дэ Цзын: учение о Пути и Благой Силе с параллелями из Библии и Бхагавад Гиты. - 2-е изд. - М.: КСП+, 1999. - 333 с.

102. Лисеев И.К. Философские идеи В.И. Вернадского и современная научная картина мира (к 150-летию В.И.Вернадского) / И.К. Лисеев // Вопросы философии. 2013. - № 11. - С. 174 - 185.

103. Лосев А.Ф. Античная философия истории. - 1-ое полн. изд., испр. -СПб.: Алетейя, 2001. - 258 с.

104. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. Дополнение к «Диалектике мифа». - М.: Мысль, 2001. - 558 с.

105. Лосев А.Ф. История античной эстетики: Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. Кн. 2. - М.: Искусство,1994. - 604 с.

106. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века: В 2-х кн. -М.: Искусство, 1998.

107. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Аристотель и поздняя классика. Том IV. - М.: АСТ, 2000. - 880 с.

108. Лосев А.Ф. Личность и абсолют. - М.: Мысль, 1999. - 719 с.

109. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. - М.: Мысль, 1994. - 919 с.

110. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: Мысль, 1993. - 960 с.

111. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. - М.: Мысль, 1995. - 228 с.

112. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. - М.: Политиздат, 1991.

- 525 с.

113. Лосев А.Ф. Философия имени. - М.: Академический проект, 2009. -300 с.

114. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1982. - 623 с.

115. Лосский Н.О. Вл. Соловьёв и его приемники в русской религиозной философии // Путь, 1926. - № 2.- С. 13-25.

116. Лосский Н.О. Идея бессмертия души как проблема теории знания // Вопросы философии и психологии. - М., 1910. - Кн. 104 (VI). - С. 488-503.

117. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.

118. Лосский Н.О. Интуитивная философия Бергсона. 3-е изд. - СПб.: Учитель, 1922. -111 с.

119. Лосский Н.О. Мир как органическое целое. - М.: Изд. Г.А. Лемана С.И. Сахарова, 1917. - 175 с.

120. Лосский Н.О. Свобода воли. - Париж: YMCA-PRESS, 1928. - 181 с.

121. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция.

- М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1999. - 408 с.

122. Лосский Н.О. Характер русского народа. - Франкфурт-на-Майне: Посев, 1957. - 151 с.

123. Лян Кунь. Идейные основания культа женственности в русской традиции / Лян Кунь // Вопросы философии. - 2013. - № 2. - С. 128-136.

124. Малышко А.А., Борзова Е.П., Мачкарина О.Д, Кравцов В.А. Проблема рационального в творческом наследии П.А. Флоренского. / А.А. Малышко,

Е.П. Борзова, О.Д. Мачкарина, В.А. Кравцов // Вестник МГТУ. - 2012. - Т. 15. - № 1. - С. 657-661.

125. Мамлеев Ю.В. Судьба бытия: за пределами индуизма и буддизма. - М.: Эннеагон, 2006. - 272 с.

126. Маслин М.А. История русской философии. - М.: КДУ, 2008. - 640 с.

127. Маслов А.А. Восток-Запад: история и конфликты в современном мире. - М.: РУДН, 2008. - 180 с.; Классические тексты Дзэн (перевод, исследование, комментарии). - Ростов-на-Дону, 2004. - 479 с.

128. Маслов А.А. Загадки, тайны и коды «Дао дэ Цзина». - М.: Феникс, 2005. - 267 с.

129. Матвеева А.И. Национальные особенности русского самосознания: социально-философский анализ / А.И. Матвеева // Теория и практика общественного развития. - 2011. - № 4. - С. 62.

130. Материалисты Древней Греции. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - 240 с.

131. Мачкарина О.Д. Проблема оснований человеческой природы и нравственной личности в философии И. Канта и русской философии второй половины XIX века. / О.Д. Мачкарина // Вестник МГТУ. - 2010. - Т. 13. - №

2. - С. 355-363.

132. Медведева О.А. Тоска по природе блага как начало теологии («Платоновская теология» Прокла). Универсум платоновской мысли: Неоплатонизм и христианство. Апологии Сократа. - СПб., 2001. - С. 42-50.

133. Мелих Ю.Б., Хоружий С.С. Философия Карсавина в Серебряном веке и в наши дни / Ю.Б. Мелих, С.С. Хоружий // Вопросы философии. - 2013. - № 4. - С. 76-88.

134. Мень А. История религии: в поисках пути, истины и жизни: в 7 т. - М.: Exlibris: Слово, 1991.

135. Микушевич В. Триединство / В. Микушевич // Акад. тетр. - 1996. - №

3. - С. 56-62.

136. Пико делла Мирандола. О сущем и едином. Пер. О.Ф. Кудрявцева по изданию: Giovanni Pico della Mirandola. De hominis dignitate. Heptaplus. De Ente et Uno. Firenze, 1942, pp. 386-441.

137. Мищенко А.В. Всеединство универсума в античной философии / А.В. Мищенко // Мысль. Философские исследования: межвузовский сборник научных трудов. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2013. - № 5. - С. 122-126.

138. Мищенко А.В. История философских учений о Троице А.В. Мищенко // Мысль. Философские исследования: межвузовский сборник научных трудов. - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. - № 1. - С. 244-256.

139. Мищенко А.В. О соборности как понятии духовном, религиозном и философском / А.В. Мищенко // Научный журнал «Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета». - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2011. - № 2 (14). - С. 319-324.

140. Мищенко А.В. Религиозно-философское осмысление «Троицы» А. Рублёва / А.В. Мищенко // Научный журнал «Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета». - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2010. - № 2 (13). - С. 394-398.

141. Мищенко А.В. Тринитарный универсум / А.В. Мищенко // Научный журнал «Вестник МГТУ. Труды Мурманского государственного технического университета». - Мурманск: Изд-во МГТУ, 2014. - № 4 (27). -С. 740-747.

142. Мищенко А.В. Эволюция идей С.Л. Франка / А.В. Мищенко // Мысль. Философские исследования: межвузовский сборник научных трудов. -Мурманск: Изд-во МГТУ, 2011. - № 3. - С. 37-41.

143. Морина Л.Г. П. Флоренский о диалектике как единственно христианском пути к истине. Русская культура на пороге третьего тысячелетия: Христианство и культура. - Вологда: «Легия». - 2001. - 300 с. Материалы конференции «Русская культура на пороге третьего тысячелетия: проблемы сохранения и развития».

144. Налимов В.В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. - М.; Прогресс-Традиция, 2000. - 344 с.

145. Несмелов В.И. Наука о человеке: в 2-х т. - Казань: Заря-Тан, 1994.

146. Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. - М.: Мысль, 1997.

147. Овсейцев А.А. Мышление индивида и общественное познание // «Академия тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ. 18093, 07.07.2013. [Электронный ресурс] URL: http: //www.trinitas .ru/rus/doc/0016/001 d/00162144.htm (дата обращения: 07.06.2014).

148. Овсейцев А.А. Типы научной рациональности: Мышление - Познание - Методология // «Академия тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ. 18116, 28.07.2013. [Электронный ресурс] URL: http: //www.trinitas .ru/rus/doc/0016/001d/00162149.htm (дата обращения: 09.06.2014).

149. Овсейцев А.А. Триединство законов диалектики. (Триада триад) // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.14727, 29.02.2008. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261084.htm (дата обращения: 30.07.2014).

150. Опрятная О.Н. Противоречия современной практики социального управления и тринитарный подход к их интерпретации // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.12205, 24.06.2005. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02260073.htm (дата обращения: 25.08.2014).

151. Парменид. О природе // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / отв. ред. И. Д. Рожанский. - М.: Наука, 1989.

152. Перевезенцев С.В. Практикум по истории западноевропейской философии: античность. Средневековье. Эпоха Возрождения. - М.: Учеб. лит., 1997. - 475 с.

153. Перевезенцев С.В. Павел Александрович Флоренский. [Электронный ресурс] URL : http://brisknews.ru/studentu-2/kursy/pavel-aleksandrovich-florenskii-_58154/ (дата обращения: 20.02.2014).

154. Петраков А.А. Проблема символа в русской философии XX века: П.А. Флоренский, А.Ф. Лосев, С.Н. Булгаков, А. Белый : дисс. ... канд. филос. наук. М., 2006. - 162 с.

155. Платон. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 6 / Пер. с греч. В.Н. Карпова. Санкт-Петербург, 1863.

156. Платон. Диалоги. Сост., ред. изд. и авт. вступ. ст. А.Ф. Лосев; Авт. примеч. А.А.Тахо-Годи; Пер. с древнегреч. С.Я. Шейнман-Тонштейн. - М.: Мысль, 1998. - 605 с.

157. Плотин. Космогония: пер. с англ. - М.: REFL-BOOK, 1995. - 293 с.

158. Плотин. Пятая эннеада. Пер. Тараса Сидаша. - СПб.: Издательство Олега Абышко, Университетская книга, 2010. - 296 с.

159. Половинкин С.М. П.А. Флоренский: Логос против хаоса. - М.: Знание, 1989. - 64 с.

160. Пономарев Н.В. Религиозно-философская антропология П.А. Флоренского в контексте мистико-символической православной традиции : автореф. дисс. ... канд. филос. наук. М., 2004. - 22 с.

161. Померанц Г.С., Миркина З.А. Великие религии мира. - СПб.: Унив. кн.; М.: ПЕР СЭ, 2001. - 278 с.

162. Померанц Г.С. Троица Рублёва и тринитарное мышление // Выход из транса. М., 1995, с. 316-337.

163. Петерсон Н.П. Н.Ф. Федоров и его книга «Философия общего дела» в противоположность учению Л.Н. Толстого «о непротивлении» и другим идеям нашего времени. - Верный: Типография Семиречен, 1912. - 162 с.

164. Поппер К. Открытое общество и его враги. Том 1. Чары Платона. - М.: Культур. инициатива, 1992. - 394 с.

165. Поппер К. Что такое диалектика? // Вопросы философии. - 1995. - №1.

- С. 118 -138.

166. Преп. Иоанн Дамаскин. De fide orth. I, 13, PG 94, 853; русский пер.: I, 183.

167. Прокл. Платоновская теология. / Пер. с древнегреч., сост., статья, примечания, указатели, словарь Л.Ю. Лукомского. - СПб.: РХГИ; Летний сад, 2001. - 624 с.

168. Протопопов И.А. Понятие ничто и принцип негативности в гегелевском абсолютном идеализме: дисс. ... докт. филос. наук. СПБ, 2014. 428 с.

169. Раушенбах Б.В. Логика троичности. Вопросы философии. - 1993.- №3.

- С. 63 - 70.

170. Русская религиозная антропология. Т. 1: Антология / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшин. - М.: Московская духовная академия, 1997.

- 527 с.

171. Радхакришнан С. Индийская философия: в 2-х т. - М.: Изд-во иностр. лит., 1956.

172. Розин В.М. Предпосылки и особенности античной культуры. - М.: ИФ РАН, 2004. - С. 146-167.

173. Семенюта Н.Ф. Математика гармонии: коды гармонических пропорций, гармонические пропорции в науке и технике // «Академия Тринитаризма», М., Эл. № 77- 6567, публ. 16841, 26.09.2011, с. 11. -http: //www.trinitas .ru/rus/doc/0232/009a/02321229.htm. (дата обращения: 03.02.2015).

174. Сергиенко П.Я. О гармонии параметров «радикального» и «сакрального» треугольников //«Академия Тринитаризма», М., Эл. № 776567, публ. 18755, 07.04.2014. [Электронный ресурс] URL:

http: //www.trinitas .ru/rus/doc/0016/001 d/00162287.htm (дата обращения: 30.05.2014).

175. Сергиенко П.Я. «Сакральный» треугольник как математический символ Святой Троицы // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.19168, 02.07.2014 [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001d/00162322.htm (дата обращения: 30.05.2014).

176. Сергиенко П.Я. Триалектическая концепция Мироздания // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11108, 01.04.2004 . [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001a/00160075.htm (дата обращения: 30.05.2014).

177. Сидорова Е.Г. Международный проект Российской Императорской Академии наук по изучению трактата Васубандху «Энциклопедия буддийской канонической философии» («Абхидхармакоша») / Е. Г. Сидорова // Вопросы философии. - 2007. - N 11. - С. 143-153.

178. Соловьев В.С. Исторические дела философии // Вопросы философии. -1988. - № 8. - С. 118-125.

179. Соловьев В.С. Оправдание добра / Отв. ред. О. А. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, Алгоритм, 2012. - 656 с.

180. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. М., Мысль, 1988.

181. Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве. - Спб.: Художественная литература. 1994. - 528 с.

182. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М.: Директ-Медиа, 2007. - 416 с.

183. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / Питирим Александрович Сорокин; пер. с англ., вст. статья и комментарии В.В. Сапова. М., 2006. - 1176 с.

184. Спиноза Б. Этика. - М.: АСТ; Минск: Харвест, 2001. - 334 с.

185. Студницин И. Через трехмерный образ бытия / Студницин // Наука и религия. - 2003. - № 5.

186. Счастливцева Е.А. Феноменологическая традиция в русской философии конца XIX - первой половины ХХ века (историко-философский анализ) : дисс. ... докт. филос. наук. М., 2012. - 266 с.

187. Типы религиозной мысли в России. [Собрание сочинений. Т. III] Париж: УМСЛ-РгеББ, 1989. - 714 с.

188. Торчинов Е.А. Даосизм: Опыт историко-религиозного описания. -СПб.: Лань, 1998. - 445 с.

189. Трубецкой С.Н. Учение о логосе в его истории. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2000.

190. Усачев А.В. Проблема онтологического статуса религиозного компонента русской философии конца XIX - первой половины XX в. : дисс. ... докт. филос. наук. Тула, 2008. - 398 с.

191. Филатова М.И. Идея истины как антиномии в русской религиозной философии конца XIX - начала XX вв. : дисс. ... канд. Филос. наук. Курск, 2012. - 185 с.

192. Философия природы в античности и в Средние века / Общ. ред. П.П. Гайденко, В.В. Петров. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 608 с.

193. Фихте И.Г. Сочинения в 2-х т. Т. 1. - СПб.: Мифрил, 1993.

194. Флоренский П.А. Иконостас // Богословские труды. - М.: Изд. Московской Патриархии, 1912. - Вып. 9. - С. 83-148.

195. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. - М.: Правда. 1990. -827 с.

196. Флоренский П.А. Мнимости в геометрии. - М.: Лазурь. 1991. - 96 с.

197. Флоровский Г.В. Тварь и тварность. // Православная мысль. Т. 1. -Париж. 1928.

198. Фокин А.Р. Рациональные методы обоснования Божественной Троичности в западной и восточной патристике // Философия религии: Альманах. Выпуск III. Восточная литература. - М., 2011. - С. 95 - 115.

199. Фома Аквинский. Сумма против язычников. Книга 1. Перевод, вступит. статья и комментарии Т.Ю. Бородай. - Долгопрудный: Вестком, 2000. - 463 с.

200. Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992. - 511 с.

201. Франк С.Л. Предмет знания об основах и пределах отвлеченного знания; Душа человека: опыт введ. в филос. Психологию. - СПб.: Наука, 1995. - 655 с.

202. Франк С.Л. Сочинения. - М.: Правда, 1990. - 607 с.

203. Френч М. Трансцендентность и троичность / М. Френч // Вопросы философии. - 2003. - № 11. - С. 117-134.

204. Хаустова Н.М. Проблема личности, ее развития и воспитания в философско-педагогическом наследии С.Л. Франка // Вестник ПСТГУ IV, 2011. - № 1 (20). - С. 91-97.

205. Хилтухина Е.Г. Глобализация в социально-философском измерении. Сборник материалов конференции. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 92-109.

206. Хоружий С.С. Трансформация славянофильской идеи ХХ века // Вопросы философии. № 11. 1994. - С. 52-62.

207. Хруцкий К.С. Триадический биокосмологический подход к вопросам развития науки в России // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 776567, публ.19256, 14.07.2014. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0226/002a/02261133.htm (дата обращения: 20.08.2014).

208. Черносвитова И.А. Соотношение веры и знания в русской религиозной философии начала XX века : С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев : дисс. ... канд. филос. наук. Белгород, 2006. - 19 с.

209. Черняев А.В. Русское богословие: в поисках собственной парадигмы / А.В. Черняев // Вопросы философии. - 2013. - № 8. - С. 129 - 139.

210. Чокроборти О. Мне сказал знаток, поэтому я знаю: передача знания (prama) через свидетельство в классической индийской и в современной западной эпистемологии / О. Чокроборти; пер. с англ. С. Д. Серебряного // Вопросы философии. - 2007. - № 2. - С. 20-34.

211. Шамрина О.П. Познание в филофском наследии П.А. Флоренского и А.Ф. Лосева : Антропный принцип : дисс. ... канд. филос. наук. Мурманск, 2011. - 191 с.

212. Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения в 2 т. Т. 1.- М.: Мысль, 1987. - 637 с.

213. Экхарт И. Духовные проповеди и рассуждения. - СПб.: Азбука, 2000.215 с.

214. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация» под ред. И.Т. Касавина. 2009. - 1248 с.

215. Яковенко Б.В.: [сборник статей]. Ин-т философии РАН, некоммер.науч. фонд «Ин-т развития им. Г.П. Щедровицкого»; под ред. А.А. Ермичева.- М.: РОССПЭН, 2012.- 550 с.

216. Якушевский Е.Л., Якушевская Т.Т. Принцип Троицы в теологии и современном естествознании. «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567. публ. 11294, 22.06.2004. [Электронный ресурс] URL: http://www.trinitas.ru/rus/doc/0016/001a/00160098.htm (дата обращения: 20.07.2014).

217. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. - М.: Полит-издат, 1991. - 527 с.

Список использованных работ на английском языке

218. Bibliotheca Trinitariorum. International Bibliography of Trinitarian Literature. Ed. By E. Schadel. Mbnchen e.a., 1984, v.1, 624 p., 1988, v.2, 594 p.

219. Samuel Alexander. Space, Time and Deity: The Gifford Lectures at Glasgow, 1916-1918, p. 350.

220. Ernst Mach. The Analysis of Sensations (1897). Dover Edition, 1959.

221. Ralph Barton Perry. The Ego-Centric Predicament. Journal of Philosophy, Psychology, and Scientific Methods 7. 1910, p. 5-14.

223. Brad Vezina. Universals and particulars: Aristotle's Ontological Theory and Criticism of the Platonic Forms. Undergraduate review, 3, 101-103. 2007. Available at http://vc.bridgew.edu/undergrad_rev/vol3/issl/16. (дата обращения: 11.08.2014).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.