Транскультурный проект исламского терроризма: философско-антропологическое измерение тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат наук Медведев Виталий Николаевич

  • Медведев Виталий Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 138
Медведев Виталий Николаевич. Транскультурный проект исламского терроризма: философско-антропологическое измерение: дис. кандидат наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2021. 138 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Медведев Виталий Николаевич

Оглавление

Стр.

Введение

Глава 1. Человек в сетях глобального терроризма: постимпериалистические сценарии

1.1. Мировоззренческие установки и технологии манипуляции в 16 террористических сообществах

1.2. Антисистемная идеология глобального (транснационального) 32 исламского терроризма

1.3. Антисистемная глобализация и антропология религиозно- 54 политического терроризма

Глава 2. Ислам и терроризм: не западные сценарии цивилизационной глобализации

2.1. Культурно-идеологические проекты в исламе как альтернатива 70 вызовам глобализации

2.2. «Исламизация» Европы и радикализация ислама: антисистемы 85 в культуре модерна

2.3. Исторические особенности взаимоотношения политики и 101 религии в российском исламе

Заключение

Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Транскультурный проект исламского терроризма: философско-антропологическое измерение»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Переступив порог XXI столетия можно констатировать, что терроризм по-прежнему остаётся постоянным фактором общественной жизни человеческой цивилизации, а также объектом изучения различных научных отраслей: юриспруденции, психологии, истории, философии и других. Таким образом проблема терроризма и террористического насилия как атрибута современной эпохи остается по-прежнему актуальной, учитывая тот факт, что в наши дни терроризм приобрел глобальный характер.

В нашем исследовании мы обращаемся к религиозному терроризму. Деятельность современных международных террористических организаций исламистского толка подобных «Аль-Каиде», «Талибану», «ИГИЛ»1 приобрела невиданный в новейшей истории масштаб. Террористические сети и ячейки транснационального глобального исламского терроризма получили ресурсы для осуществления терактов практически в любой точке земного шара.

Появление на мировой авансцене международной террористической организации «ИГИЛ» ознаменовало собой возникновение невиданной по своим масштабам и возможностям организации, которая по своим характеристикам переросла все известные религиозные секты и приобрела черты глобальной антиситемы нового типа. К сказанному следует добавить тот факт, что данная организация сумела заполучить в свое распоряжение как огромные технические ресурсы, так и привлечь в свои ряды огромное число сторонников, причем не только из числа этническим мусульман, но и представителей западной культуры. Данное обстоятельство свидетельствует об актуальности философско-антропологического исследования феномена исламского терроризма.

1 Решением Верховного суда РФ от 29.12.2014 г. «Исламское государство» признано террористической организацией, деятельность которой в РФ запрещена.

Кроме того, современный исламский мир не является единым в выборе своих жизненных стратегий и путей взаимоотношения с внешним миром. В современном исламе реализуются различные культурно-идеологические проекты, каждый из которых имеет свои характерные особенности, проявляющиеся в их идеологии и культурно-исторических практиках и оказывает влияние на экзистенциальный выбор и жизненные стратегии их приверженцев. Крах концепции мультикультурализма и усиление процессов транскультурации как генеральной линии развития современных культур и цивилизаций актуализирует рассмотрение исламского терроризма в качестве транскультурного проекта.

Степень научной разработанности проблемы. Анализ мировоззренческих установок участников террористических сообществ заставил нас обратиться к исследованиям в области психологии. В числе наиболее крупных работ, посвященных исследованию различных аспектов психологии терроризма следует отметить, прежде всего, работы отечественных исследователей Ю.М. Антоняна2, Д.В. Ольшанскокого3. В работах Ю.М. Антоняна представлена типология мотивов терроризма, и характеристика личности террористов. Мотивация и личность террористов рассматриваются в монографии отечественного психолога Д.В. Ольшанского. Автор отмечает, что террористическое насилие имеет сложную мотивацию, связанную со сложной структурой террористической деятельности.

2 Антонян. Ю.М. Психология убийства / Ю.М. Антонян. - М.: Юристъ, 1997. - 301, [2] с.; Антонян, Ю.М. Терроризм [Текст]: криминологическое и уголовно-правовое исследование / Ю. М. Антонян. - Москва: Щит-М., 1998. - 305 с.; Антонян, Ю.М. Исследование Апокалипса. - М.: Логос, 2005. - 264 с.; Антонян, Ю.М. Множественные убийства: природа и причины: монография / Ю.М. Антонян. - М.: Логос, 2012. - 208 с.; Антонян, Ю.М. Мессии, лжемессии, толпа: монография / Ю.М. Антонян. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 207 с.; Антонян, Ю.М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди: монография / Ю.М. Антонян. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 311 с.

3 Ольшанский, Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. - СПб. [и др.]: Питер, 2001. - 363 с.; Ольшанский, Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. - СПб.: Питер, 2002. - 286 с.

Исследованию мотивации вступления в террористические организации посвящена работа отечественных ученых А.Ш. Тхостова и К.Г. Сурнова4. Авторы делают упор на социально-психологические факторы (бедность, необразованность, безработица, отсутствие жизненных перспектив и пр.) мотивации людей, становящихся членами террористических организаций. Рассмотрению психологических и социально-психологических детерминант терроризма, связанных с мотивацией поведения террористов-смертников, посвящена статья В.А. Соснина5.

Отдельного рассмотрения требует проблема влияния религиозных категорий и ментальных установок соответствующей религиозно-культурной среды на мировоззренческие установки и стереотипы поведения террористов-смертников. Один из частных аспектов данной проблематики -проблема воздействия религиозного фатализма на сознание террористов-смертников, мотивированных идеологией исламского терроризма - был рассмотрен в статье отечественного исследователя Чудинова С.И.6

О присутствии разрушительного начала в природе человека писали такие философы и психологи как И. Кант, З. Фрейд, Э. Берн, Э. Фромм и др. Особый интерес для нас представляет работа Э. Фромма «Анатомия

" 7

человеческой деструктивности»7.

Социально-философскому анализу современных антисистемных движений, политическим аспектам тактики и стратегии антисистемных движений посвящены работы Максимова М.А.8 Исследованию современного радикального исламизма с позиций учения Л.Н. Гумилёва об антисистемах

4Тхостов, А.Ш., Сурнов, К.Г. Мотивация террориста. // Национальный психологический журнал. - №1(2) сентябрь 2007. - С. 27-32.

5 Соснин В.А. Современный терроризм и проблема мотивации террористов-смертников // Национальный психологический журнал. - 2010. - №2(4). - С. 52-55.

6 Чудинов, С.И. Фатализм мусульманского мировоззрения в преломлении сознания террориста-смертника // Религиоведение. №4. - 2009. - С. 144-155.

7Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод / Авт. вступ. ст. П.С. Гуревич. - М.: Республика, 1994. - 447 с.

8Максимов М.А. Социально-философский анализ современных антисистемных движений: Автореф... дис. кан. филос. наук. - Москва: 2009. - 25 с.; Максимов М.А. Политические аспекты стратегии и тактики современного антисистемного движения // Полис. Политические исследования. - №4. - 2008. - С. 140-147.

посвящена работа Сулимова С.И., Черниговских И.В., Разиньковой Л.С., Федяй И.В., Кузнецова А.А.9

Исследованию антропологии терроризма посвящены работы отечественных авторов Гожева К.М.10, Михайлова Г.П., Карелина В.М.11, Римского В.П., Борисова С.Н. В монографии коллектива белгородских философов «Человек террористический: методология исследования, культурно-антропологические парадигмы, повседневность, региональные угрозы»12 обосновывается эвристическое преимущество культурно-антропологического подхода к исследованию феномена терроризма. Философско-антропологический анализ «новых войн» и терроризма проводится в работе белгородских исследователей А.В. Артюха и А.В. Борисовского13.

Особый интерес у нас вызвали работы в области методологии антропологических исследований к числу которых следует отнести, прежде всего работы белгородских ученых В.П. Римского и С.Н. Борисова, посвятивших свои исследования методологическим проблемам культурной антропологии терроризма14. В работах белгородских ученых исследуется

9 Сулимов С.И., Черниговских И.В., Разинькова Л.С. Антисистемные основы радикального исламизма // Исторические, философские, политическиеиюридическиенауки, культурологияиискусствоведение. Вопросытеорииипрактики. - №7-2(69). - 2016. - С. 175-181; Сулимов С.И. Феномен антисистемности: социально-философский аспект // Манускрипт. - Т.12. -№3. - 2019. - С. 88-93; Федяй И.В., Кузнецов А.А. Исламский радикализм в контексте теории антисистем Л.Н. Гумилева: к вопросу о концептуальных подходах // Евразийский юридический журнал. 7(110). 2017. - С. 347-350 и др.

10 Гожев К.М. Терроризм: антропология и метафизика (историко-философский аспект) // Естественно-гуманитарные исследования. - №2(12). - 2016. - С. 50-62.

11 Михайлов Г.П., Карелин В.М. Тотальная война и террористическая угроза в свете фундаментальной антропологии // Образование и право. - №12. - 2017. - С. 48-50.

12 Человек террористический: методология исследования, культурно-антропологические парадигмы, повседневность, региональные угрозы: коллективная монография / [С.Н. Борисов и др.]; под ред. В. П. Римского; Белгородский гос. ун-т. - Белгород: Белгородский гос. ун-т, 2008. -222 с.

13 Артюх А.В., Борисовский А.В. «Новые войны» и проблема терроризма. Философско-антропологический анализ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 44 (3). - С. 521.

14 Человек террористический: методология исследования, культурно-антропологические парадигмы, повседневность, региональные угрозы: коллективная монография / [С.Н. Борисов и др.]; под ред. В. П. Римского; Белгородский гос. ун-т. - Белгород: Белгородский гос. ун-т, 2008. -222 с.; Римский В.П., Борисов С.Н. Методологические проблемы культурной антропологии терроризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/314243470.

мифо-архетипическая и религиозно-этническая, культурно-антропологическая и глобализационная специфика современных и постсовременных форм терроризма, отмечается обусловленность их специфики не только и не столько переменами о области политики, но и сакрально-культурными кризисами и ментально-антропологическими поворотами в сознании современного человека.

Проблема определения соотношения между идейными течениями в современном исламе традиционализмом, исламизмом, модернизмом были рассмотрены в работах Игнатенко А.А., Резника С.В.15

Внушительное количество число работ, посвященных исследованию проблемы терроризма указывает на актуальность и исследовательскую востребованность данного объекта рассмотрения. Однако следует отметить тот факт, что имеющиеся публикации по теме нашего исследования имеют статейный формат, носят реферативный характер, ограничиваясь описанием отдельных феноменов без помещения их в проблемно-исследовательский контекст. Соответственно, очевидна необходимость в специальном, целостном философско-антропологическом анализе феномена исламского терроризма как транскультурного проекта.

Объект диссертационного исследования: культурно-идеологические проекты в современном исламе.

Предмет исследования: транскультурный проект исламского терроризма в философско-антропологическом измерении.

Цель диссертационной работы: философско-антропологический анализ транскультурного проекта исламского терроризма.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач исследования:

15Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира. / Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). -М., 2001. - С. 7-20; Резник С. В. Идеологемы и концепты войны и мира в исламе.Монография / под ред. В. П. Римского; Белгородский гос. ун-т. Белгород, 2008. -167 с.

- выявить мировоззренческие установки и технологии манипуляции в террористических сообществах;

- отметить особенности идеологии современного глобального (транснационального) исламского терроризма;

- исследовать антисистемный характер транскультурного проекта исламского терроризма;

- реконструировать культурно-идеологические проекты в исламе как альтернативу вызовам глобализации;

- выявить действие глобальной антисистемы в лице международного исламского терроризма в культуре модерна;

- исследовать исторические особенности взаимоотношения политики и религии в российском исламе.

Теоретические и методологические основы исследования. Теоретической базой диссертации стал широкий спектр трудов, относящихся к основным аспектам рассмотрения феномена исламского терроризма. Мы опирались на отдельные работы как отечественных (Ю.М. Антоняна, Д.В. Ольшанского, В.И. Букреева, К.М. Гожева, Т.В. Излученко, Г.П. Михайлова, В.М. Карелина, И.В. Пащенко, В.П. Римского, С.Н. Борисова, С.И. Чудинова), так и зарубежных (Ж. Бодрийяра, П. Боянича, М. Вайса, Фатали М. Мохаддама, М. Сейджмана, В. Страда) исследователей посвященные вопросам психологии, антропологии и метафизики терроризма. При анализе антисистемного характера идеологии современного исламского терроризма и характеристике современных глобальных антиситем мы основывались на работах отечественных исследователей таких как Л.Н. Гумилёв, В.В. Аверьянов, А.А. Данилов, В.П. Римский, М.А. Максимов, С.И. Сулимов, И.В. Черниговских, М.П. Корявцев, А.М. Тараненко, И.В. Федяй, С.В. Филонов. При реконструкции культурно-идеологических проектов в современном исламе мы обращались к работам отечественного исламоведа А.А. Игнатенко. При выявлении основных характеристик транскультурного проекта исламского терроризма мы прежде всего опирались на работы М.Н.

Эпштейна, В. Вельша, М.В. Тлостановой, И.А. Мальковской, О.В. Курбачёвой, в которых всесторонне рассмотрены понятия транскультуры и транскультурации.

Методологический инструментарий исследования обусловлен сложным междисциплинарным характером объекта и предмета диссертационной работы, что определило единый комплекс методологических подходов и принципов: культурно-цивилизационный, диалектический, деятельный и сравнительно-исторический, с опорой на которые проводилось научное исследование. Свое рассмотрение мы основывали на принципах единства исторического и логического, социокультурной и исторической обусловленности культурно -антропологических практик народов культурно-цивилизационного ареала ислама.

В целом, в зависимости от рассматриваемого аспекта феномена исламского терроризма, а также локальных исследовательских задач, нами корректируется методологический инструментарий диссертационной работы, одновременно сохраняя целостность и единство исследовательского повествования. Синтез обозначенных принципов и методов позволил осуществить интегральное исследование транскультурного проекта исламского терроризма в философско-антропологическом измерении.

Научная новизна исследования конкретизируется в следующих аспектах:

1. Выявлены основные мировоззренческие установки и технологии манипуляции в террористических сообществах, позволившие выделить мотивы религиозного терроризма, которые характеризуют его как деструктивную деятельность, имеющую направленность как во вне (на других), так и вовнутрь (на себя).

2. Отмечены особенности идеологии современного глобального (транснационального) исламского терроризма на примере международной террористической организации «ИГИЛ», свидетельствующие о том, что

последняя не вписывается в рамки идеологии обычной религиозной секты и носит антисистемный характер.

3. Исследован антисистемный характер транскультурного проекта исламского терроризма с опорой на пассионарную теорию этногенеза Л.Н. Гумилева и термин «антисистема», что позволило выявить его квазирелигиозную и антисистемную природу.

4. Реконструированы культурно-идеологические проекты в исламе, что позволило выделить специфические черты транскультурного проекта исламского терроризма, характеризующие его как культурно -цивилизационное маргинальное образование, ведущее к деструкции.

5. Глобальная антисистема международного исламского стала одной из основных причин радикализации ислама в современной Европе, основными характерными чертами которой являются: антисистемная направленность идеологии и практики против вестернизированной культуры; существование в форме квази-религиозного и квази-политического образования; отрицательная идентичность («идентичность вируса»), смысл существования которой заключается в разрушении более сложных систем.

6. Исследованы исторические особенности взаимоотношения политики и религии в российском исламе, что позволило выявить основные версии и конфигурации ислама в России: традиционная (чеченский, дагестанский, татарский и др.) и нетрадиционная (ваххабизм, салафизм, исламизм), которые связаны как с факторами и особенностями религиозно-политического традиционализма, так и экстремизма, и терроризма в России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Проведенный анализ мировоззренческих установок участников террористических сообществ позволил выделить мотивы религиозного терроризма: стимулом религиозного терроризма может выступать как убежденность членов террористических организаций в обладании высшей религиозной истиной, так и стремление к возвеличиванию и утверждению своей религии; идеология современных террористических организаций

исламистского толка носит апокалиптический характер. Выделенные мотивы религиозного терроризма характеризуют его как деструктивную деятельность, которая может быть направлена как во вне (на других), так и вовнутрь (на себя).

2. Особенностями идеологии современного исламского терроризма являются следующие: транснациональный характер современного международного терроризма исламистского толка; агрессивное неприятие духовных ценностей вестернизированного мира; приоритет насильственных методов, включая террористические акты для достижения своих политических целей; широкое использование исламской символики и буквалистское понимание первоисточников исламского вероучения (Корана и Сунны) для утверждения собственной легитимности в среде консервативных мусульман; широкое применение принципа такфир (обвинение в неверии) по отношению к своим идеологическим оппонентам, служащее основанием для легитимации насилия по отношению к мусульманам, не придерживающимся идеологии терроризма; истолкование концепции джихада исключительно как вооруженной борьбы за дело веры и как шестого основного столпа веры; идеологическая эксплуатация образа «нового мира» (исламского государства, халифата); активная пропаганда и вовлечение в террористическую деятельность неофитов из числа молодежи (причем не только из числам этнических мусульман).

3. Выявлена квазирелигиозная и антисистемная природа исламского религиозно-политического терроризма и исламистских движений радикального толка, которая ведет к разрушению традиционного исламского культурно-цивилизационного типа. Обращение к антропологии религиозно-политического терроризма позволило выявить специфические черты исламского международного религиозно-политического терроризма: транснациональный характер; использование религиозной риторики для придания осмысленности совершаемой террористами деструктивной

деятельности, легитимация несистемного насилия; стремление оправдать насилие традиционной религиозной догматикой.

4. Характерными чертами транскультурного проекта исламского терроризма, отличающими его от традиционалистского и либерального культурно-идеологических проектов ислама, являются отказ от мирных, парламентских способов решения своих политических проблем; жесткое неприятие идеи возможности мирного диалога между религией ислама и другими религиозными конфессиями; отрицание признания полноценными верующими мусульман, проживающих на территории не мусульманских стран; использование идеи исламского универсализма для вовлечения в свои ряды новых адептов из числа не мусульман; антисистемный характер идеологии и практики исламского терроризма. Все это характеризует транскультурный проект исламского терроризма как антисистемное и деструктивное маргинальное новообразование.

5. Радикализация ислама в современной Европе связана с действием глобальной антисистемы международного исламского терроризма, основными характерными чертами которой являются: направленность идеологии и практики современных антисистем против вестернизированных культур; возникновение и существование в форме квази-религиозного образования, отличного от классического ислама и использующего религию для реализации своих политических целей; формирование отрицательной идентичности («идентичность вируса»), смысл существования которой заключается в разрушении сложных систем.

6. В современной России реализуются два вектора и конфигурации развития исламских проектов: 1. традиционный ислам, характеризующийся отказом от каких бы то ни было преобразований ислама, как в сторону его либерализации, так и в сторону «салафизма»; стремлением традиционного исламского духовенства к мирному диалогу со светским государством и сохранению местных обычаев; 2. нетрадиционный ислам (ваххабизм, салафизм, исламизм), подпитываемый подрывной деятельностью

иностранных государств и международных террористических организаций, являющийся одним из главных факторов распространения идеологии религиозно-политического экстремизма и терроризма, создающей предпосылки для возникновения межрелигиозных и межконфессиональных конфликтов.

Теоретическое и научно-практическое значение исследования

определяется актуальностью философско-антропологического исследования феномена исламского терроризма. Значение диссертационного исследования состоит в том, что полученные результаты важны для более углубленного и конструктивного понимания исламского вероучения, в частности социальной концепции ислама. Выводы и положения диссертационной работы намечают перспективы новых исследований исторического прошлого и современного состояния ислама, способствуют пониманию особенностей и характера отношений ислама и политики, роли и места ислама в современном мире, а также позволят моделировать процессы как в глобальном мировом масштабе, так и в контексте России.

Материалы исследования могут быть использованы при разработке содержания базовых и специальных курсов философского, религиоведческого и теологического циклов. Содержательные моменты исследования могут найти применение в политических технологиях, в управленческой деятельности властных структур как на федеральном, так и на региональном уровне.

Личный вклад автора заключается в анализе и систематизации основных мировоззренческих установок и технологий манипуляции в террористических сообществах; выявлении особенностей идеологии современного глобального (транснационального) исламского терроризма; реконструкции культурно-идеологических проектов в исламе как альтернативы вызовам глобализации. В научный оборот введено новое понимание исламского терроризма как транскультурного проекта, в котором

раскрывается специфика философского-культурологического понимания феномена терроризма.

Личный вклад автора также состоит в актуализации темы, формировании источниковой базы, разработке методологического инструментария, обосновании теоретической и научно-практической значимости работы, а также подготовке публикаций, отражающих ход и результаты исследования философско-антропологического анализа феномена исламского терроризма как транскультурного проекта.

Апробация работы. Материалы и результаты диссертационного исследования получили апробацию в форме докладов и сообщений на научно-практических конференциях различного уровня: Всероссийская научно-практическая конференция «Профилактика и противодействие идеологии религиозно-политического терроризма и экстремизма в современной России: проблемы и перспективы» (Белгород, 2017); Межвузовский круглый стол «Актуальные проблемы философии, политики и права» (Ростов-на-Дону, 2018); Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «Профилактика религиозного экстремизма: ценностно-мировоззренческие аспекты», посвящённая 100-летию Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева и 20-летию кафедры теологии, религиоведения и культурных аспектов национальной безопасности (г. Орёл, 2019); IX Международная научная конференция «Социология религии в обществе позднего модерна: межконфессиональные, межинституциональные, межкультурные аспекты» (Белгород, 2019); Международная научная конференция «Что такое сообщество? Социальная герменевтика, власть и медиа» (Белгород, 2019); Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Традиционные культуры народов мира: история, интерпретация, восприятие» (Белгород, 2021).

Положения и выводы диссертационной работы в разное время использовались в преподавании дисциплин социально-гуманитарного цикла

в ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет».

По теме диссертационной работы опубликовано 7 научных работ, в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки России, а также 1 статья в журнале, входящем в базы данных Web of Science и Scopus.

Диссертационная работа обсуждена на заседании кафедры философии и теологии ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» и рекомендована к защите.

Структура диссертационной работы определена общей концепцией исследования, а также логикой решения поставленной цели и задач. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав по три параграфа, заключения и библиографического списка.

ГЛАВА 1. Человек в сетях глобального терроризма: постимпериалистические сценарии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Медведев Виталий Николаевич, 2021 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аверьянов, В.В. Русская цивилизация против антисистем [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://izborsk-club.ru/14417#a4

2. Акопов, С.В. Конструирование российской идентичности: принципы транскультурности и критической универсальности // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. 2012. Вып. 12. - С. 341-355.

3. Антонян, Ю.М. Психология убийства / Ю.М. Антонян. - М.: Юристъ, 1997. - 301,[2] с.

4. Антонян, Ю.М. Мотивация терроризма. Личность террориста / Антонян Ю.М. Терроризм. М., 1998. С. 231-274.

5. Антонян, Ю.М. Терроризм [Текст]: криминологическое и уголовно-правовое исследование / Ю. М. Антонян. - Москва: Щит-М., 1998. - 305 с.

6. Антонян, Ю.М. Исследование Апокалипса. - М.: Логос, 2005. - 264

с.

7. Антонян, Ю.М. Множественные убийства: природа и причины: монография / Ю.М. Антонян. - М.: Логос, 2012. - 208 с.

8. Антонян, Ю.М. Мессии, лжемессии, толпа: монография / Ю.М. Антонян. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 207 с.

9. Антонян, Ю.М. Теория человеческой агрессии. Почему жестоки люди: монография / Ю.М. Антонян. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2015. - 311 с.

10. Артюх, А.В. Феномены насилия и терроризма в культуре: философско-антропологический контекст взаимополагания: Автореф... дис. кан. филос. наук. - Белгород: 2013. - 22 с.

11. Артюх, А.В., Борисовский А.В. «Новые войны» и проблема терроризма. Философско-антропологический анализ // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 44 (3). - С. 519-523.

12. Бат-Йеор (Жизель Литман) Зимми: христиане и евреи под властью ислама. - Fairleigh Dickinson University Press, 1985. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.litmir.me/br/?b=12810&p=1

13. Бодрийяр, Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было / Ж. Бодрийяр; [пер. с фр. А. Качалова]. - М.: РИПОЛ классик, 2016. - 224 с.

14. Боянич, Петар Насилие и мессианизм / П. Боянич; пер. с фр. О. Волчек. - Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый, 2018. - 222 с.

15. Буайе, П. Объясняя религию. Природа религиозного мышления. Пер. с фр. - М.: Альпина нон-фикшн, 2017 - 496 с.

16. Букреев, В.И. Человек агрессивный: истоки международного терроризма: Учебное пособие: Электронный ресурс / В.И. Букреев; В.И. Букреев. - 2-е изд., стереотип. - Москва: Флинта: НОУ ВПО МПСИ, 2011. -336 с.

17. Вайс, М. Исламское государство: Армия террора / Майкл Вайс, Хасан Хасан; Пер. с англ. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 345 с.

18. Вельш, В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. - №. 1. - Москва, 1992. - С. 109-136.

19. Винограй, Э.Г., Плосконосова, Е.А. Технологии диагностики и функциональной реструктуризации антисистем в современном российском обществе // Экономика и предпринимательство. №9(110). 2019. С. 255-259.

20. Гожев, К.М. Терроризм: антропология и метафизика (историко-философский аспект) // Естественно-гуманитарные исследования. - №2(12). -2016. - С. 50-62.

21. Грачев, С.И. Характеристика транснационального терроризма как одного из видов международного терроризма // Международные отношения. Политология. Регионоведение. Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2008, № 1. - С. 194-197.

22. Гумилёв, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. - М.: АСТ, 2004. - 575 с.

23. Гумилёв, Л.Н. Этносфера: история людей и история природы / Л.Н. Гумилев. - М.: Прогресс: Изд. фирма «Пангея», 1993. - 543, [1] с.

24. Гурин, С. П. Проблемы маргинальной антропологии / С. П. Гурин; Под науч. ред. Н. И. Петрова; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации. Сарат. гос. соц.-экон. ун-т. - Саратов: Изд. центр Сарат. гос. соц.-экон. ун-та, 1999. - 181 с.

25. Данилов, А.А. Культурологическая основа антисистемных движений XX в. // Материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. Молодежь XXI века: образование, наука, инновации. (Новосибирск, 22-24 ноября 2017 г.). В 2-х частях. Под редакцией Н.Е. Лукьянова. Новосибирск: Издательство: Новосибирский государственный педагогический университет, 2017. - С. 119-121.

26. Добаев, И.П. Северный Кавказ: традиционализм и радикализм в современном исламе // Мировая экономика и международные отношения. -2001. - № 6. - С. 21-30.

27. Дроздов, Б.В. Интеграция и глобализация (размышления о путях мирового развития) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.rema44 .ru/about/persons/drozdov/papers/int_glob.html

28. Евроислам как диалогическая стратегия современности (к философскому вопросу о диалоге культур) = EuroislamasaDialogicStrategyofModernity

(tothePhilosophicalQuestionabouttheDialogueofCulture): философская

монография / Под общей редакцией З.К. Шаукеновой. - Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2013 - 162 с.

29. Елишев, С.О. Тоталитарные религиозные секты и деструктивные культы как антисистемные организации // Вопросы политологии. Т. 10. №5(57). 2020. С. 1416-1433.

30. Зиновьев, А.А. Фактор понимания. - М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. -

528 с.

31. Игнатенко, А.А. Халифы без халифата. Исламские неправительственные религиозно-политические организации на Ближнем Востоке: история, идеология, деятельность. М.: «Наука», 1988. - 205 с.

32. Игнатенко, А.А. Самоопределение исламского мира. // Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока, на Кавказе и в Центральной Азии). - М., 2001. -420 с.

33. Излученко, Т.В. Методология исторической антропологии в исследовании исламского радикализма (на примере «Исламского движения Узбекистана») // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2017. Т. 22. С. 255-266.

34. Ишков, Ю.В., Кончина Т.О., Шмотова М.С. Психология женщин молодого возраста, совершивших террористический акт на территории России // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2017. № 2 (64). С. 123-132.

35. Карпов, Г.А. Великобритания: демография против мигрантов и мультикультурализма // Современная Европа. №2(58). 2014. - С. 106-120.

36. Кепель, Ж. Джихад: Экспансия и закат исламизма / Пер. с фр. В.Ф. Денисова. - М.: «Ладомир», 2004. - 468 с.

37. Коротина, О.А. Война как антропологический феномен: запрет и нарушение запрета // Общество: философия, история, культура. 2019. № 3. С. 32-39.

38. Корявцев, М.П. Философия антисистем. Опыт приложения теории этногенеза [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://web.archive.Org/web/20040528142549/http:/antisys.narod.ru/antisys.html#1 1

39. Курбачёва, О.В. Транскультурация и мультикультурализм: перспективы и вызовы межкультурного диалога // Философия и социальные науки. - №3. - 2015. - С. 51-54.

40. Кузнецов, А.А. Новая суннитская идентичность как идеологическая основа для проявлений радикальных исламских движений // Исламоведение.

- 2016. - Т. 7. № 4. - С. 5-15.

41. Левяш, И.Я. Терроринтерн: lex talionis или знак глобальной беды // Свободная мысль. 2015. №5(1653). С. 109-126.

42. Лысак, И.В. Философско-антропологический анализ деструктивной деятельности современного человека. Ростов-на-Дону - Таганрог: Изд-во СКНЦ ВШ, Изд-во ТРТУ, 2004. - 160 с.

43. Льюис, Б. Последнее наступление ислама? // Россия в глобальной политике. 2007. Том 5. №5. С. 162-172.

44. Льюис, Б. Последнее наступление ислама? // Россия в глобальной политике. 2007, №5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://globalaffairs.ru/articles/poslednee-nastuplenie-islama/

45. Ляхов, Е.Г. Терроризм и межгосударственные отношения. - М.: Междунар. отношения, 1991. - 212 с.

46. Максимов, М.А. Социально-философский анализ современных антисистемных движений: Автореф... дис. кан. филос. наук. - Москва: 2009.

- 25 с.

47. Максимов, М.А. Политические аспекты стратегии и тактики современного антисистемного движения // Полис. Политические исследования. - №4. - 2008. - С. 140-147.

48. Малашенко, А. Исламская альтернатива и исламистский проект. -М.: Издательство «Весь Мир», 2006. - 221 с.

49. Малашенко, А.В. Ислам в России: религия и политика // Исламоведение. 2010. №3. - С. 67-85.

50. Малашенко, А.В. «Возможен ли особый российский ислам.О тенденциях к унификации и солидаризации, обещающих неоднозначные последствия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ng.ru/ng_religii/2018-12-18/13_456_islam.html

51. Мальковская, И.А. Знак коммуникации: Дискурсивные матрицы / И.А. Мальковская. - М.: УРСС, 2004 (Тип. ООО Рохос). - 238, [1] с.; 21 см. -(Коммуникативная парадигма).

52. Мальковская, И.А. Глобализация и транскультурный вызов незападного мира [Текст] / И. А. Мальковская // СОЦИС. - 2005. - № 12(260).

- С. 3-12.

53. Медведев В.Н. Идеология глобального (транснационального) терроризма (на примере международной террористической организации «Исламское государство») // Вестник Национального антитеррористического комитета. № 1 (18). 2018. - С.

54. Мечеть имени Гете Как в Берлине появилась либеральная мечеть и как ислам пытаются примирить с европейскими ценностями. Репортаж «Медузы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://meduza.io/feature/2017/09/05/mechet-imeni-gete

55. Мещерякова, Э.И., Молчанова Е.П., Паршиков А.А., Ларионова А.В., Влах Н.И. Использование эвристик маргинальности в психокоррекционной работе с осужденными за экстремизм / Сборник материалов V Сибирского психологического форума Антропологическая психология в XXI веке: проблемы и перспективы (3-5 октября 2013 г.). Томск, 2013. -С. 151-156.

56. Мирзаханов, Д. Г. Политический ислам в современной России: историография проблемы // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 4. - С. 474-478. DOI: 10.18500/1818-96012016-16-4-474-478.

57. Миронова, О.А. Религиозный и этнорелигиозный терроризм как один из видов современных угроз национальной безопасности государства // Общество: политика, экономика, право. - 2015. - №4. - С. 29-31.

58. Михайлов, Г.П., Карелин В.М. Тотальная война и террористическая угроза в свете фундаментальной антропологии // Образование и право. - №12.

- 2017. - С. 48-50.

59. Мохаддам, Фатали М. Терроризм с точки зрения террористов: что они переживают и думают, и почему обращаются к насилию [Текст] / Фатали М. Мохаддам; [пер. В.А. Сосин]. - Москва: Форум, 2011. - 286 с.

60. Мухетдинов, Д., Бородай, С. Ислам в Европе: учеб. пособ. / Дамир Мухетдинов, Сергей Бородай. - Москва: ИД «Медина», 2016. - 240 с.

61. Наумкин, В.В. Ислам как коллективный игрок? // Международные процессы, 2006. Т. 4, № 1 (10), январь-февраль. С. 41-54.

62. Наумкин, В. Фехтование цивилизаций [Текст]: заметки на полях лекции Бернарда Льюиса / Виталий Наумкин // Россия и мусульманский мир. - 2008. - N 2 (188). - С. 173-184.

63. Новикова, Г.В. Сильная стратегия слабых Террор в конце ХХ века // Полис. Политические исследования. - 2000. - №. 1. - С. 169-172.

64. Ольшанский, Д.В. Психология терроризма / Д.В. Ольшанский. -СПб.: Питер, 2002. - 286 с.

65. Ольшанский, Д.В. Психология масс / Д.В. Ольшанский. - СПб. [и др.]: Питер, 2001. - 363 с.

66. Основные положения социальной программы российских мусульман / Совет муфтиев России. - М.: Духов. упр. мусульман Европ. части России, 2001. - 43 с.

67. Основы профайлинга, использование метода выявления лиц, вынашивающих преступные замыслы, для обеспечения безопасности на транспорте: учебно-методическое пособие / В.М. Статный, В.А. Юренкова, Н.Н. Бухаров [и др.]. - М.: ДГСК МВД России, 2013. - 160 с.

68. Пассионарная концепция и перспективы биогеохимии. / Глава 4. Антисистемы. - Суздаль-Владимир: КАЛЕЙДОСКОП, 2015. - С. 41-52.

69. Пащенко, И.В. Феномен «женского суицидального терроризма» на Северном Кавказе: генезис и трансформация // Новое прошлое / TheNewPast. 2018. № 3. С. 90-102.

70. Путилин, Б.Г. Террористический интернационал. - М.: Кучково поле, 2005. - 320 с.

71. Резник, С. В. Идеологемы и концепты войны и мира в исламе. Монография / под ред. В. П. Римского; Белгородский гос. ун-т. Белгород, 2008. - 167 с.

72. Резник, С.В., Кутоманов С.А., Мизаев В.Н. Исламский терроризм как транскультурный проект. // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «Философия. Социология. Право». -№ 14(85). Выпуск 13. - Белгород, 2010. - С. 299-306.

73. Римский, В.П., Борисов С.Н. Методологические проблемы культурной антропологии терроризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/314243470.

74. Самохина, Н.Н., Гутова С.Г. Идеология экстремизма и терроризма как форма деструктивного поведения: философский анализ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики.Тамбов: Грамота, 2016. № 12(74): в 3-х ч. Ч. 2. C. 145-149.

75. Саррацин, Т. Германия: самоликвидация: пер. с нем. / Тило Саррацин. - М.: Рид Групп, 2012 - 400 с. - (Political animal. «Политическое животное»).

76. Сейджман M. Сетевые структуры терроризма. M.: Идея-Пресс, 2008. - 216 с.

77. Солтамурадов М.Д. Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа / Отв. ред. И.П. Добаев. - Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, ЮФУ, 2008. - 148 с.

78. Соснин, В.А. Современный терроризм и проблема мотивации террористов-смертников // Национальный психологический журнал. - 2010. -№2(4). - С. 52-55.

79. Страда, Витторио. Россия как судьба [Текст] / Витторио Страда. -Москва: Три квадрата, 2013. - 534, [1] с.

80. Страда, В. Этика террора. От Федора Достоевского до Томаса Манна / Витторио Страда; [пер. с итал. К. Янович-Страда]. - М.: Политическая энциклопедия, 2014. - 254 с.

81. Сулимов, С.И.Антисистемы как явление духовной жизни общества / тезисы доклада на L Отчетной научной конференции преподавателей и сотрудников за 2011 г. Воронеж, 27-29 марта 2012 г. - Воронеж: Издательство: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2012 - С. 19-23.

82. Сулимов, С. И., Черниговских, И. В. Антисистема и контркультура // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики Тамбов: Грамота, 2012. № 8 (22): в 2-х ч. Ч. I. С. 194-198.

83. Сулимов, С.И. Антисистема в Китае: движение «Белого Лотоса» / Статья в сборнике статей «Духовнаяжизньобщества и человека: история и современность». Международный сборник научных статей. Министерство образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО Воронежский государственный университет инженерных технологий, Донецкий национальный технический университет, Восточно-украинский национальный университет. Воронеж: Издательство: Воронежский государственный университет инженерных технологий, 2012. - 168 с. - С. 119-129.

84. Сулимов, С.И., Черенков, Р.А. О социальной структуре антисистем // Вестник Волгоградского государственного униерситета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. Издательство: Волгоградский государственный университет (Волгоград). №1(19). 2013. С. 36-40.

85. Сулимов, С.И., Черниговских, И.В., Кукарников, Д.Г. Антисистема и псевдоморфоз в историческом процессе (на примере средневековых Чехии и Польши) // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Издательство: Адыгейский государственный университет, Общество с

ограниченной ответственностью "Наука и образование" (Краснодар№5(1). 2014. С. 214-224.

86. Сулимов, С.И., Черниговских, И.В., В поисках Бога: теистические антисистемы в мировой истории. Монография / С.И., Сулимов, И.В., Черниговских. Huntsville: Издательство: AltasperaPublishing&LiteraryAgencyInc, 2014. 415 с.

87. Сулимов, С.И., Черниговских, И.В. Антисистемный потенциал современности // PROCEEDINGSOFVORONEZHSTATEUNIVERSITY. SERIES: PHILOSOPHY. №3(13). 2014. С. 136-143.

88. Сулимов, С., Черниговских, И. Антисистема и псевдоморфоз в Леванте // Россия и мусульманский мир. М.: Издательство: Институт научной информации по общественным наукам РАН. №5(275). 2015. С. 150-168.

89. Сулимов С.И., Черниговских И.В., Разинькова Л.С. Антисистемные основы радикального исламизма // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - №7-2(69). - 2016. - С. 175-181.

90. Сулимов, С.И. Христианство как фактор культурной экспансии: между прозелитизмом и антисистемой / Статья в сборнике трудов по материалам Международной научной конференции «Субъективное и объективное в историческом процессе». Донецк, 21 апреля 2017 г. Донецк: Издательство: Донецкий национальный технический университет, 2017. - С. 322-333.

91. Сулимов, С.И. Особенности хилиастических антисистем (на примере движения «Белого лотоса») // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №1(87). 2018. С. 82-87.

92. Сулимов, С.И. Антисистемы Нового Света // Вестник научной сессии факультета философии и психологии. / [отв. ред. Ю. А. Бубнов]; Воронежский государственный университет. - Вып. 18. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2018. - 196 с. - С. 95-100.

93. Сулимов, С.И., Черниговских, И.В., Черенков, Р.А. Антисистемность и терроризм: проблема взаимосвязи // Наука. Искусство. Культура. Выпуск 3 (23). 2019. С. 115-126.

94. Сулимов, С.И. Межкультурные взаимодействия в формировании антисистем: опыт социально-философского исследования: монография / С. И. Сулимов; Воронежский государственный университет. - Воронеж: Издательский дом ВГУ, 2019. - 284 с.

95. Сулимов, С.И. Феномен антисистемности: социально-философский аспект // Манускрипт. - Т.12. - №3. - 2019. - С. 88-93.

96. Сулимов, С.И.Антропологический аспект антисистемы: Маздак и Хун Сю-Цюань // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. Т. 44. №1. 2019. С. 7892.

97. Сулимов, С. И., Плотникова А. В., Черных, В. Д. Антисистема как социальный феномен (на примере богомильской ереси) // Манускрипт. - Т. 12. - №5. - 2019. - С. 131-135.

98. Сулимов, С. И., Черниговских, И. В. Радикальная интеллигенция: антисистема в России // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. №4(26). 2019. С. 62-74.

99. Теория антисистем Л.Н. Гумилёва [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://forum.17marta.ru/index.php?topic=4456.0

100. Тараненко, А.М. Антисистемы в биологических и цивилизационных механизмах упадка и выхода из него / Статья в сборнике трудов конференции Государственная идеология и современная Россия. Материалы Всероссийской научно-общественной конференции. Москва, 28 марта 2014 г. М.: Наука и политика, 2014. 280 с. + электр. часть (281-1155 с.) - С. 149-155.

101. Терроризм в исторической ретроспективе и современных условиях: монография / [В.Ю. Бельский и др.]; Под ред. В.Ю. Бельского, А.И. Сацуты. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 479 с.

102. Тлостанова М.В. Транскультурация как новая эпистема эпохи глобализации // Вестник РУДН. Сер. Философия. 2006. №2(12). С. 5-16.

103. Тлостанова, М. В. Транскультурация как модель социокультурной динамики и проблема множественной идентификации // Вопросы социальной теории. - 2011. - Т.1. - С. 126-149.

104. Трухачёв, Вадим Франция споткнулась о несовместимость ценностей [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://vz-ru.turbopages.org/vz.ru/s/opinions/2020/10/30/1067851.html?promo=navbar&utm _referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com&utm_campaign=dbr

105. Тхостов, А.Ш., Сурнов, К.Г. Мотивация террориста. // Национальный психологический журнал. - №1(2) сентябрь 2007. - С. 27-32.

106. Усама ас-Саййид Махмуд аль-Азхари «Явная истина в ответ тем, кто играет с религией и прикрывается ею, экстремистским течениям (от «Братьев-Мусульман» до ИГИЛ) с точки зрения исламских ученых»(перевод с арабского) - Казань, 2015. -100 с.

107. Устинкин, С.В., Вагапов, Р.Н. Исламские организации в политическом процессе современной России // Власть. 2010. 11. - С.105-108.

108. Федяй И.В., Кузнецов А.А. Исламский радикализм в контексте теории антисистем Л.Н. Гумилева: к вопросу о концептуальных подходах // Евразийский юридический журнал. 7(110). 2017. - С. 347-350.

109. Федяй, И.В. Проблема межкультурных коммуникаций в контексте теории антисистем Л. Н. Гумилева / Научные труды Калужского государственного университета им. К.Э Циолковского. Материалы докладов гуманитарных секций региональной университетской научно-практической конференции. Сер. Гуманитарные науки. 2018. - 632 с. - С. 133-142.

110. Федяй, И.В. Методология исторического процесса в контексте мировоззренческого противостояния // Вестник Калужского университета. №4(45). 2019. С. 7-11.

111. Феномен евроислама в поликультурном пространстве Германии: опыт аналитической компаравистики. // Евроислам как диалогическая

стратегия современности (к философскому вопросу о диалоге культур) = Euroislam as a Dialogic Strategy of Modernity (to the Philosophical Question about the Dialogue of Culture): философская монография. / Под общей редакцией З.К. Шаукеновой. - Алматы: Институт философии, политологии и религиоведения КН МОН РК, 2013. - 162 с.

112. Филонов, С.В. Футуристические проекты и антисистема. // Баландинские чтения. Т. 9. №1. 2014. С. 373-375.

113. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности: Перевод / Авт. вступ. ст. П.С. Гуревич. - М.: Республика, 1994. - 447 с.

114. Хакимов, Р. Где наша Мекка? (Манифест Евроислама). - Казань: Магариф, 2003.

115. Хайдаров, Ф.А. «Ислам традиционный и вымышленный: научно-популярное издание». - М.: Красногорская тип., 2013. - 35 с.

116. Ханбабаев, К.М. Религиозно-политический экстремизм и терроризм в современной России (сущность, специфика проявления, профилактика) // Исламоведение. 2010. № 1. - С. 57-72.

117. Хоружий, С.С. Как читать Жирара // Фонарь Диогена: человек в многообразии практик. 2016. Т. 2. № 2. - С. 17-59.

118. Человек террористический: Методология исследования, культурно-антропологические парадигмы, повседневность, региональные угрозы: Коллективная монография / Под ред. В.П. Римского; Рец.: В.П. Бабинцев, Н.В. Поддубный; БелГУ. - Белгород: БелГУ, 2008. - 224 с.

119. Четверикова, О.Н. Ислам в современной Европе: стратегия «добровольного гетто» против политики интеграции / О.Н. Четверикова // Россия ХХ1. - 2005. - №1. - С. 54-87; №2. - С.52-93.

120. Чудинов, С.И. Фатализм мусульманского мировоззрения в преломлении сознания террориста-смертника // Религиоведение. №4. - 2009. - С. 144-155.

121. Цуркан, А.А. Европа: исламский радикализм vs. модернизация религии // Современная Европа. №2(58). 2014. - С. 131-142.

122. Шпенглер, О.Закат Европы. Очерки мифологии мировой истории. 2. Всемирно-исторические перспективы. - М.: Мысль, 1998. - 606 с.

123. Экстремизм и его причины / под ред. Ю.М. Антоняна. - М.: Логос, 2010. - 288 с.

124. Эпштейн, М.Н. Транскультура и трансценденция // Только уникальное глобально: Личность и Управление. Культура и Образование. СПб.: СПбГУКИ, 2007. С. 90-102.

125. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. 352 с.

126. Этнорелигиозный терроризм / Ю.М. Антонян, Г.И. Белокуров, А.К. Боковиков и др.; Под ред. Ю.М. Антоняна. М.: Аспект Пресс, 2006. -318 с.

127. Якупов, Марат Новое лицо Иблиса - «либеральный ислам» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://islamdag.ru/analitika/46650

128. Berry E.E., Epstein М.М (1999) Transcultural Experiments: Russian and American Models of Creative Communication. N.-Y.: St. Martin's Press, 348.

129. Bongar, B. M., Brown, L. M., Beutler, L. E., Breckenridge, J. N., & Zimbardo, P. G. (Eds.). (2007). Psychology of terrorism (1st ed.). Oxford; New York: Oxford University Press, 512. doi: 10.1177/17506352080010030803

130. Horgan, J. (2005). The Psychology of Terrorism. doi: 10.4324/9780203496961

131. Merari, A. (1990). The readiness to kill and die: Suicidal terrorism in the Middle East. In W. Reich (Ed.), Origins of Terrorism: Psychologies, Ideologies, Theologies, States of Mind. Washington, DC: Baltimore; London: Woodrow Wilson Center Press; distributed by the Johns Hopkins University Press,192-207.

132. Sarrazin T. (2012) Germany: self-destruction. / Thilo Sarrazin. - M. Reid Group, 399.

133. Welsch W. (1998) Transkulturalität. Zwischen Globalisierung und Partikularisierung // Interkulturalität - Grundprobleme der Kulturbegegnung. -Mainz: Mainzer Universitätsgesprache Sommersemester, 301.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.