Религиозный фактор в политическом контексте противодействия терроризму тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат наук Ахмедова, Кульсум Байтаевна

  • Ахмедова, Кульсум Байтаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 148
Ахмедова, Кульсум Байтаевна. Религиозный фактор в политическом контексте противодействия терроризму: дис. кандидат наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Ростов-на-Дону. 2014. 148 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ахмедова, Кульсум Байтаевна

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретический анализ основных подходов изучения религиозного политического экстремизма и терроризма

1.1 Проблема религиозного политического экстремизма и терроризма в отечественных и зарубежных исследованиях

1.2 Содержание и критерии использования понятия «политический экстремизм, использующий ислам»

Выводы к первой главе

Глава 2. Основные идеологии политического экстремизма, использующие

ислам

2.1 Ваххабизм и салафизм как идеологии политического экстремизма

2.2Малоизученные аспекты политического экстремизма, использующего ислам

2.2.1 Махдизм в контексте политического экстремизма

2.2.2. К вопросу о суфизме как умеренном направлении в исламе

Выводы ко второй главе

Глава 3. Механизмы религиозного фактора в политическом контексте противодействию терроризму

3.1 Эмпирический анализ основных механизмов использования религиозного фактора в политическом контексте противодействия терроризму

3.2 Рекомендации по улучшению мер противодействия терроризму с учетом религиозного фактора

Выводы к третьей главе

Заключение и выводы

Библиография

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Религиозный фактор в политическом контексте противодействия терроризму»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы исследования. Политический экстремизм на современном этапе приобретает религиозный характер, свидетельством чему является нарастающее использование религии в идеологиях террористических организаций и групп. Экспансия экстремистских идеологий, использующих ислам, на Северный Кавказ в конце XX—начале XXI веков привела к необходимости разработки и усовершенствования мер по идеологической борьбе с экстремизмом и терроризмом. В связи с этим, особо актуальным стало исследование религиозного фактора в политическом контексте противодействия терроризму.

Большое значение идеологическому компоненту придается в мерах по противодействию терроризму, изложенных в ряде законодательных актов, таких как Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года, Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 5 октября 2009 года, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и других. 1 В данных документах среди основных направлений по предупреждению терроризма выделяется создание системы противодействия идеологии терроризма.

Анализ факторов, порождающих политический экстремизм, приобретает особое значение в условиях эпохи глобализации, так как сущность современного терроризма невозможно объяснить исходя только из концепций прошлых эпох. В условиях глобализации политический экстремизм и терроризм стали наиболее

1 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации // Российская газета, 20 октября 2009 г. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

4

опасными явлениями в связи с их стремительным распространением путем использования также стремительно развивающихся информационных технологий. Распространяясь глобально, политический экстремизм продемонстрировал способность легко и быстро адаптироваться к региональным условиям.

Данное явление происходит, как указывает В.Н. Рябцев (2012), в русле усилившихся кризисных явлений в мировой системе, отражающихся на региональном уровне.2 Применяя данную концепцию глокализации к проблеме экспансии терроризма, необходимо изучать те географические регионы, которые оказались под угрозой террористической активности.

Трансляция политического экстремизма привела к углублению межэтнических и межконфессиональных конфликтов, обострившихся на Северном Кавказе после распада Советского Союза и, до сих пор, не нашедших приемлемого решения. Как отмечает Р.Ф. Патеев (2006), политизация ислама оказалась наиболее выраженной на Северном Кавказе, с одной стороны, в силу религиозной безграмотности населения, которое оказалось уязвимым к влиянию экстремистских идеологий под видом ислама, и, с другой стороны, неспособности традиционного мусульманского духовенства оказать противодействие данному влиянию.3

Экстремистские идеологии, манипулирующие религиозными убеждениями верующих, были положены в основу создания незаконных вооруженных формирований, использующих террористические методы борьбы. Радикализация молодежи в Чеченской республике во время и после военных действий также связана с влиянием экстремистских идеологий. В связи с этим, представляется крайне важным выработка адекватных мер противостояния, а также социально-

2 Рябцев В.Н. Моделирование геополитических процессов в мировых регионах в условия глокализации и его структурные уровни //Инженерный вестник Дона. -2012. -№ 4 (Том 1) [Электронный журнал]. http://ivdon.rU/magazine/archive/n4tlv20l2/1193

3Патеев Р.Ф. Политические аспекты мусульманского образования в России: история и современность.: Дисс. ... канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 2006.168 с.

политического и культурно-идеологического предупреждения, преодоления и искоренения терроризма и экстремизма.

Степень научной разработанности темы исследования. В противовес теории секуляризации, доминировавшей в период после Второй Мировой войны и вплоть до конца 1970-х годов, религия все больше становится вовлеченной в социальные и политические процессы. Некоторые из поздних исследований определили религиозный фактор как основную политическую силу.4 Несмотря на многочисленные исследования данной проблемы в смежных науках, ни религиоведение, ни политические науки до сих пор не предложили исчерпывающего объяснения религиозного фактора в политических процессах.

В связи с этим, следует особо исследовать вопрос о религиозном факторе политического экстремизма, который в современной научной литературе главным образом связывается с исламом, так как именно эта религия наиболее часто используется террористическими организациями для идеологического обоснования своих действий.

Современные отечественные исследования, изучающие проблему политического экстремизма, связанного с исламом, проведены в таких направлениях как роль исламского фактора в системе государственной безопасности5 , законодательное регулирование противодействия религиозно-политическому экстремизму. 6 Другие исследования посвящены анализу концепции джихада в исламе. 7 Ряд работ рассматривают террористические идеологии в контексте межэтнических конфликтов, соотношения этнического и

4 Huntington S.P. (1996). The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York: Simon & Schuster.

5 Герейханов Г.П. Государственно-исламские отношения в России и пограничная безопасность: социально-философский аспект. Монография М.: Пограничная академия ФСБ России, 2005.

6Ханбабаев K.M. О некоторых путях повышения эффективности противодействия экстремизму, терроризму на Северном Кавказе // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Том II. / Под редакцией А.-Н.З.Дибирова, М.Я.Яхьяева, А.М.Муртазалиева, К.М.Ханбабаева. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2008. С. 131-136.

7Патеев Р.Ф. Политические аспекты мусульманского образования в России: история и современность.: Дисс. ... канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 2006.168 с.

религиозного факторов. 8 Следует выделить исследования, изучающие политические аспекты и идеологические функции ислама9, а также внешние и внутренние факторы радикализации ислама в Российской Федерации 10 . Геополитические процессы на Юге России, национальные и региональные аспекты безопасности изучаются В.Н. Коноваловым, И.П. Чернобровкиным и другими учеными факультета социологии и политологии Южного федерального университета.11

Большое число современных исследований посвящено изучению

социальных и культурно-экзистенциальных основ и предпосылок религиозного

экстремизма. 12 При этом значительно меньше исследований, имеющих

прикладное значение и направленных на разработку эффективных мер по

противодействию терроризму. Среди политологических исследований

выделяются работы, изучающие возможности международного взаимодействия

1 ^

для преодоления исламского радикализма. В основном, проблема

8 Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев K.M. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М.: Наука, 2007. Улезко Э.В. Противодействие экстремизму в этнорелигиозной сфере : проблемы и перспективы эволюции государственной политики (региональный аспект).: Автореферат дисс. ... канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 2009. 23 с. Шарафутдинова Э.Ф. Чеченский конфликт: этноконфессиональный аспект / Отв. ред И.П. Добаев. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008.

9 Добаев И.П., Анисимова H.A., Гаджибеков Р.Г. Векторы политизации и радикализации ислама в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 3. С.151-161. Добаев И.П. Радикальные идеологии в исламе: история и современность // Ислам в России: Взгляд из регионов. / Науч. ред. А.В.Малашенко.М.: Аспект-Пресс, 2007. С. 35-64. Баширов, Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России М.: Изд-во РАГС, 2008. 243 с.

10 Умаров Д.В. Терроризм на Северном Кавказе: влияние экзогенного фактора. М. - Ростов-на-Дону, 2013. Гаджибеков Р.Г. Внутренние факторы влияния на процессы политизации и радикализации ислама в Российской Федерации.: Автореферат дисс. ... канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 2013. 22 с.

11 Коновалов В.Н., Чернобровкин И.П. Миротворческие стратегии: критический анализ. // Политические технологии, 2009. URL http://www.politex.info/content/view/576/. Дата обращения 15 сентября 2013 г.

12 Гурский В. В. Религиозный экстремизм как форма социальных отношений: на примере российского общества.: Автореферат дисс.... канд. филос. наук. Челябинск, 2012. 25 с. Римский А. В. Культурно-экзистенциальные трансформации религиозного экстремизма: автореферат дис.... канд. филос. наук. Тула, 2012. 26 с. Ахромеева Ю. В. Социокультурные основы религиозного экстремизма.: Автореферат дисс.... канд. филос. наук. Воронеж, 2009. 19 с. Микрюков В. О. Религиозный фактор в современном терроре: социально-философский анализ: Автореферат дисс.... канд. филос. наук: М., 2009. 24 с. Муминов А. И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: социально-философский анализ.: Автореферат дисс.... канд. филос. наук. Москва, 2007.19 с.

13 Цуркан А. А. Исламский радикализм: анализ подходов и возможностей взаимодействия России и США.: Автореферат дисс. ... канд. полит, наук. Москва , 2012. 42 с. Дмитриев И.А. Современные тенденции противодействия международному терроризму.: Автореферат дисс. ... канд.полит. наук. М., 2012. 25 с. Васецова

противодействия терроризму изучается в ее юридических аспектах, таких как уголовно-правовые и криминологические.14

Современные зарубежные исследования роли религиозного фактора в терроризме и противодействии терроризму остаются все также противоречивыми. Большинство новейших исследований подтверждает, что террористические группы, использующие религиозный фактор, совершают наиболее жестокие террористические акты и не склонны к переговорам.15

Есть также исследования, считающие, что религиозный фактор в терроризме используется политическими силами как орудие давления в международных отношениях, и этим объясняющие стремительное распространение религиозного экстремизма через страны и регионы.16

Растет число исследований, посвященных изучению роли интернет-пропаганды в распространении идеологий экстремизма, использующего ислам, которые заключают, что террористы успешно адаптировали интернет для достижения своих целей, и попытки противодействия данному явлению пока остаются безуспешными. 17 Особое внимание в современных исследованиях терроризма посвящается изучению эффективности мер по противодействию терроризму. Так, подвергается критике некорректное и неадекватное

Е.С. Роль международный институтов в политическом противодействии современному терроризму.: Автореферат дисс.... канд. полит, наук. М., 2012. 25 с.

14 Поминов С. Н. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма.: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 22 с. Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия.: Дисс. ... доктора юрид. наук. М., 2006. 469 с. Косорукова Е.В. Религиозный и молодежный экстремизм как негативные явления в современной России. Казань: КЮИ МВД России, 2012. 206 с.

15 Bowen, D. & Payne, J. (2009). How Religious is "Islamic" Religious Terrorism? // International Studies Association. 1 -39.

16 Grim, B. (2013). Cross-National Influences on Social Hostilities Involving Religion and Government Restrictions on Religion // Review of Faith & International Affairs. 11 (3). 3-9.

17 Weimann, G. (2011). Cyber-Fatwas and Terrorism II Studies in Conflict and Terrorism. 34. 765-781.

использование религиозной риторики в законодательных актах по противодействию терроризму.18

С другой стороны, есть исследования, которые утверждают, что религиозный фактор оказывает значительно меньшее влияние на процессы радикализации, ведущие к экстремизму и терроризму, чем ему придается в мерах по борьбе с терроризмом. 19 Результаты исследования, посвященного обзору западной литературы по данной проблеме, приводят к выводу, что, несмотря на распространение терроризма, использующего ислам, в западных странах, роль религиозного фактора остается неоднозначной и требует дальнейшего исследования.20

Следует выделить исследования, анализирующие философские концепции экстремизма и терроризма, которые сосредоточены на изучении данной проблемы с точки зрения морали.21 Данный аспект является крайне важным для понимания того, почему те или иные слои общества поддерживают, либо осуждают терроризм. Для того, чтобы лишить террористов возможности оправдания своих действий, необходимо знать факторы и механизмы их воздействия на общественное сознание.

Несмотря на большое число современных исследований проблемы политического экстремизма в философии, истории, социологии, политологии, юриспруденции, эти исследования недостаточны, так как часто носят дискуссионный характер. Некоторые исследования фрагментарны и содержат

18 Hardy, K. (2011). Hijacking Public Discourse: Religious Motive in the Australian Definition of a Terrorist Act // UNSW Law Journal. 34 (1). 333-350. Huq, A. (2011). The Signaling Function of Religious Speech in Domestic Counterterrorism // Texas Law Review. University of Texas. 833-900.

19 Aly, A. & Striegner, J. (2012). Examining the Role of Religion in Radicalization to Violent Extremism // Studies in Conflict and Terrorism, 35 (12). 849-862.

20 Mellen, C. (2012). When Hany Met Salafi: Literature Review of Homegrown Jihadi Terrorism // Journal of Applied Security Research. 7 (2). 239-252.

21 Held, V. (2008). How Terrorism Is Wrong: Morality and Political Violence. Oxford: Oxford University Press. Scheffler, S. (2006). "Is Terrorism Morally Distinctive?" Journal of Political Philosophy 14:1-17.

субъективистские толкования, не подкрепленные ни теоретическими ссылками, ни практическими результатами.

В исследуемой литературе по данной проблеме существует большой разброс подходов и концепций, не позволяющий адекватно трактовать ее сущность и способы решения. Также до сих пор не выработано общепринятого определения экстремизма и терроризма, что негативно отражается на исследовании данной проблемы и формулировании практических выводов. Поэтому анализ существующих подходов и разработка единой концепции настоящей проблемы является актуальной задачей политических наук.

Цель исследования: анализ религиозного фактора в политическом контексте противодействия терроризму.

Задачи исследования:

1. Изучить и систематизировать основные подходы и направления исследования религиозного фактора в политическом экстремизме и терроризме в отечественных и зарубежных исследованиях.

2. На основе теоретического анализа выделить понятийный аппарат и определить методы исследования.

3. Провести анализ основных идеологий политического экстремизма, использующих ислам, и распространенных на Ближнем Востоке и на Северном Кавказе. Дать характеристику террористических групп, применяющих данные идеологии.

4. Выявить механизмы манипулирования религиозной идентичностью террористическими группами, использующими ислам.

5. Провести сравнительный анализ динамики формирования и распространения сети террористических групп, использующих ислам, в Афганистане, Ираке и на Северном Кавказе.

6. На основе полученных результатов разработать практические рекомендации по усовершенствованию мер по идеологическому противодействию политическому экстремизму и терроризму с учетом религиозного фактора.

Объект исследования: религиозный фактор в политическом контексте противодействия терроризму.

Предмет исследования: механизмы использования религиозного фактора в терроризме и противодействии терроризму в политическом контексте.

Теоретический анализ данной проблемы позволяет сформулировать следующую гипотезу: эффективность мер по противодействию терроризму зависит от учета религиозного фактора, который может включать такие основные механизмы, как религиозная идентичность, идеологии политического экстремизма, основанные на исламе, и распространение данных идеологий через сетеобразование террористических групп.

Теоретико-методологической основой исследования являются: политологические подходы к проблеме религиозного фактора в политическом контексте противодействия терроризму, разработанные отечественными и зарубежными исследователями;

• традиционные диалектические принципы: конкретно-исторический подход (при исследовании истоков, причин, условий воздействия религиозного фактора на эффективность мер по борьбе с терроризмом);

• принцип единства исторического и логического (для демонстрации реальных этапов формирования террористических сетей, использующих религиозный фактор, и теоретической логики данного процесса).

Комплекс методов исследования представлен следующими группами:

• анализ теоретических источников по проблеме исследования, с использованием категориального аппарата и принципов политологии;

общенаучные методы: анализ и синтез, обобщение и абстрагирование, сопоставление и сравнение;

контент-анализ групповой идентичности и идеологий террористических

групп, использующих ислам;

метод моделирования террористических сетей;

методы качественного анализа полученных результатов посредством применения компьютерной программы ATLAS.ti (7 версия); методы количественного анализа результатов исследования с применением статистической программы SPSS (13 версия).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что: изучены и систематизированы основные подходы и направления исследования религиозного фактора в политическом экстремизме и терроризме с применением конкретно-исторического подхода и принципа научной объективности в противовес субъективной теологической концепции, идеализирующей роль религиозного фактора;

на основе теоретического анализа предложено рабочее определение понятия «политический экстремизм, использующий ислам»;

проведен критический анализ основных идеологий политического экстремизма, использующих ислам, таких как ваххабизм и салафизм. Впервые в русскоязычной литературе представлен анализ махдизма как идеологии политического экстремизма и описание террористических групп, использующих данную идеологию;

впервые приведены факты использования суфизма как идеологии политического экстремизма на Ближнем Востоке, подвергающие сомнению его традиционное толкование как умеренного направления в исламе. Впервые в русскоязычной политологической литературе проведен эмпирический анализ более ста террористических групп из трех регионов мира;

• на основе данного анализа выявлены основные механизмы манипулирования религиозной идентичностью террористическими группами, такие как религиозное название группы, религиозный имидж лидера группы, провозглашение религиозных целей группы и оправдание способов их достижения;

• впервые проведен сравнительный анализ динамики формирования и распространения сети террористических групп, использующих ислам в Афганистане, Ираке и на Северном Кавказе; определены входящие и исходящие пути трансляции политического экстремизма, использующего ислам, на Северном Кавказе;

• на основе полученных данных разработаны рекомендации по усовершенствованию мер по идеологическому противодействию терроризму с учетом религиозного фактора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Политический экстремизм на современном этапе приобретает религиозный характер, в связи с чем отмечается нарастающее использование религии в идеологиях террористических организаций и групп, чьи цели трансформируются из региональных в глобальные. Террористы используют религиозный фактор для морального оправдания террористических действий с целью получения общественной поддержки, которая затем используется как орудие давления на правительство и достижения политических целей. В связи с этим, эффективность мер по противодействию терроризму будет зависеть от того, насколько эти меры лишают террористов морального оправдания.

2. Политический экстремизм, использующий ислам - это комплекс идеологий, пропагандирующих и оправдывающих насилие, направленное как против существующих легитимных органов власти: гражданских и военных, так и

против мирного населения, с целью принуждения общества принять радикальные религиозные формы государственного и общественного правления и радикальный религиозный стиль жизни во всех сферах общества.

3. К основным идеологиям политического экстремизма, использующего ислам, относятся ваххабизм, салафизм и махдизм. Данные идеологии направлены на моральное оправдание использования террористических методов борьбы, как дозволенных религией, перекладывая, таким образом, ответственность за насилие с самих террористов на религию, которую никто из верующих оспаривать не будет. Моральное оправдание ведет к формированию мотивации к террористической деятельности. Противодействие данному процессу рационализации будет способствовать предотвращению радикализации умеренных верующих.

4. Религиозная идентичность является одним из основных компонентов религиозного фактора, используемого террористами. Механизмы манипулирования религиозной идентичностью включают религиозное название группы, религиозный имидж группы, религиозные цели группы и способы достижения этих целей.

5. Распространение сферы своего влияния террористы осуществляют через создание глобального сообщества или сетеобразования. Предотвращение сетеобразования террористических групп является важным механизмом противодействия терроризму и должно осуществляться с учетом таких признаков, как динамика формирования и функционирования террористической сети, взаимоотношения между террористическими группами, особенности групповой идеологии.

6. Противодействие терроризму должно включать стратегию, основанную на учете и использовании религиозного фактора. Данная стратегия должна включать постоянно развивающийся и адаптирующийся набор критериев,

позволяющий различать истинно умеренных мусульман и поддерживать их. Основным критерием, отличающим умеренных мусульман от радикально настроенных, является их отношение к применению насилия. Необходимо создание сетей умеренных мусульман и обеспечение им условий для распространения своих взглядов.

Теоретическое значение исследования заключается в расширении и углублении знаний об идеологиях терроризма и политического экстремизма, использующих ислам. Проведенный в работе систематический и углубленный анализ новейших исследований по данной проблеме, в сопоставлении с результатами, полученными в данном исследовании, дает возможность уточнить представления о роли религиозного фактора в политическом контексте противодействия терроризму. Полученные в исследовании данные являются весомым вкладом в разработку теории политического экстремизма и терроризма в отечественной политологии и способствуют созданию целостного представления о роли религиозного фактора в противодействии терроризму.

Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого применения полученных в исследовании результатов и выводов в разработке мер по предупреждению и противодействию терроризму. Результаты исследования могут быть использованы для усовершенствования процесса подготовки специалистов образовательных учреждений и профессиональных структур по борьбе с экстремизмом и терроризмом, а также в политической практике.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены анализом обширного числа библиографических источников, от самых ранних до новейших, тщательной методологической проработкой изучаемых категорий, использованием комплекса методов,

адекватных предмету, целям и гипотезе исследования, корректным применением методов количественного и качественного анализа результатов исследования.

Организация исследования: На первом этапе (2011-2012 гг.) проведен анализ научной литературы по проблеме исследования с целью проверки ее актуальности и определения рабочей гипотезы, задач, объекта и предмета исследования, разработан понятийный аппарат исследования, определены методы исследования. На втором этапе (2012-2014 гг.) проведены сбор материала и качественный анализ полученных данных, уточнение и систематизация результатов исследования, оформлен текст диссертации, сформулированы основные выводы.

Апробация исследования. Основные положения и выводы диссертации изложены в 11 публикациях, включая четыре статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК. Общий объем публикаций составляет 4,2 п.л., в том числе авторских — 3,6 п.л. Результаты исследования доложены и обсуждены на региональных и международных научно-практических конференциях.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, библиографического списка, включающего 143 наименования, из них 69 источников - на русском языке и 74 источника - на английском языке. Текст диссертационного исследования представлен на 148 страницах, содержит четыре таблицы и восемь рисунков.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА.

1.1 Проблема религиозного политического экстремизма и терроризма в отечественных и зарубежных исследованиях.

Экстремизм и терроризм существовали задолго до появления самих этих терминов. Истоки терроризма уходят своими корнями в древние века. Одно из первых упоминаний о терроризме связано с актами, совершенными в I в. до н.э. еврейской политической группировкой зелотов (буквально «ревнителей»), боровшихся методами террора против римлян за автономию Фессалонии. В I в. н.э. в римской Иудее появилась первая из известных террористических организаций национально-религиозного толка - «сикарии» (от слова «сика» - короткий кинжал),

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ахмедова, Кульсум Байтаевна, 2014 год

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Акаев В.Х. Ислам в Чеченской Республике. М.: Логос, 2008.

2. Акаев В.Х. Суфизм в контексте арабо-мусульманской культуры.: Дисс. ... доктора филос. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 390 с.

3. Алиев А.К., Арухов З.С., Ханбабаев K.M. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. М.: Наука, 2007.

4. Аникина A.B. Религиозность современной студенческой молодежи (на примере Нижегородской области).: Автореферат дисс. ... канд. социол. наук. Нижний Новгород, 2008. 26 с.

5. Анисимова H.A. Сетевые структуры террористов на Северном Кавказе: причины формирования и стратегии противодействия.: Автореферат дисс. ...канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2013. 32 с.

6. Арцыбашев И.Г. Ценностное содержание религиозной толерантности и веротерпимости: российский опыт.: Автореферат дисс. ...канд. филос. наук. Екатеринбург, 2008. 25 с.

7. Ахромеева Ю. В. Социокультурные основы религиозного экстремизма.: Автореферат дисс.... канд. философ, наук. Воронеж , 2009. 19 с.

8. Баширов, Л.А. Ислам в контексте этнополитических процессов в современной России М.: Изд-во РАГС, 2008. 243 с.

9. Бекбосынова С.С. Исламский фактор и терроризм в современном мире. Политологический анализ.: Автореферат дисс. ... канд. полит, наук. М., 2007. 28 с.

Ю.Белая Е.В. Феномен терроризма в современном обществе.: Дисс. ... канд. социол. наук. М., 2005. 153 с.

11 .Бурковская В.А. Криминальный религиозный экстремизм: уголовно-правовые и криминологические основы противодействия.: Дисс. ... доктора юрид. наук. М., 2006. 469 с.

12.Буртный К.П. Современный политический терроризм. М.: Автор, 2003. 151 с.

13.Васецова Е.С. Роль международный институтов в политическом противодействии современному терроризму.: Автореферат дисс. ... канд. полит, наук. М., 2012. 25 с.

14.Василенко В.И . Терроризм как социально-политический феномен / Под общ. ред. А.А.Прохожева. М.: Изд-во РАГС, 2002. 220 с.

15.Гаджибеков Р.Г. Внутренние факторы влияния на процессы политизации и радикализации ислама в Российской Федерации.: Автореферат дисс. ... канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 2013. 22 с.

16.Герейханов Т.П. Государственно-исламские отношения в России и пограничная безопасность: социально-философский аспект. Монография М.: Пограничная академия ФСБ России, 2005.

17.Гурский В. В. Религиозный экстремизм как форма социальных отношений: на примере российского общества.: Автореферат дисс. ... канд. философ, наук. Челябинск , 2012. 25 с.

18.Дмитриев И.А. Современные тенденции противодействия международному терроризму.: Автореферат дисс. ... канд.полит. наук. М., 2012. 25 с.

19.Добаев И.П. Радикальные идеологии в исламе: история и современность // Ислам в России: Взгляд из регионов. / Науч. ред. A.B. Малашенко. М.: Аспект-Пресс, 2007. С. 35-64.

20.Добаев И.П. Современный терроризм: региональное измерение / отв. ред. Ю.Г.Волков. Ростов-на-Дону, 2009.

21.Добаев И.П. Терроризм и антитеррористическая деятельность на Юге России. Москва — Ростов-на-Дону: Социально-гуманитарные знания, 2011. 160 с.

22.Добаев И.П., Анисимова H.A., Гаджибеков Р.Г. Векторы политизации и радикализации ислама в Российской Федерации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2013. № 3. С. 151-161.

23.Егупов A.B. Исламский радикализм на постсоветском пространстве: идеологические и организационные аспекты.: Дисс. ... канд. полит, наук. Краснодар, 2005. 193 с.

24.Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных судами Российской Федерации террористическими. // Российская газета. 15 февраля 2014.

25.Игнатенко A.A. Ислам и политика. М.: Институт религии и политики, 2004.

26.Кадиева А. М. Религиозный экстремизм: сущность, причины, пути преодоления.: Автореферат дисс. ... канд. философ, наук. Махачкала, 2008. 22 с.

27.Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. Краткая история. М.; СПб.: Диля, 2004.

28.Коновалов В.Н., Чернобровкин И.П. Миротворческие стратегии: критический анализ. // Политические технологии, 2009. URL http://www.politex.info/content/view/576/. Дата обращения 15 сентября 2013 г.

29.Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации // Российская газета, 20 октября 2009 г.

30.Косов Г.В. Политическая концепция ислама: проблемы цивилизационного и политического анализа. Ставрополь: Возрождение, 2008. 219 с.

31 .Косорукова Е.В. Религиозный и молодежный экстремизм как негативные явления в современной России. Казань: КЮИ МВД России, 2012.206 с.

32.Левин З.И. Реформа в исламе: быть или не быть?: опыт системного и социокультурного исследования. М.: Крафт, 2005. 230 с.

33.Малашенко A.B. Ислам для России. М., 2007.

34.Малашенко A.B. Исламская альтернатива и исламский проект. М., 2006.

35.Микрюков В. О. Религиозный фактор в современном терроре: социально-философский анализ: Автореферат дисс. ... канд. философ, наук: М., 2009. 24 с.

36.Мирзаханов Д.Г. Особенности политизации исламской общины Дагестана на современном этапе.: Автореферат дисс. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2005. 20 с.

37.Муминов А. И. Религиозный экстремизм как угроза современному обществу: социально-философский анализ.: Автореферат дисс. ... канд. философ, наук. Москва, 2007. 19 с.

38.Назиров Д. Проблемы терроризма, религиозного экстремизма и пути их преодоления.: Автореферат дисс. ... доктора филос. наук. Душанбе, 2009. 51 с.

39.Нечволодов А. Сказания о русской земле ... Репр. изд. Кн.4. М., 1992. С.128-141.

40.Патеев Р.Ф. Политические аспекты мусульманского образования в России: история и современность.: Дисс. ... канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 2006. 168 с.

41.Пащенко И.В. Террористическая война на Северном Кавказе // Вестник ЮНЦ РАН. Ростов-на-Дону, 2009. Т.5. № 3. С.29-32.

42.Пластун В.Н. Деятельность экстремистских сил и организаций в странах Востока. Новосибирск: ИД «Сова», 2005.476 с.

43.Плужников E.H. Религиозный экстремизм в современной России: проблемы теоретической интерпретации и политической практики.: Дисс. канд.полит. наук. М., 2010. 166 с.

44.Поминов С. Н. Организация деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия проявлениям религиозного экстремизма.: Автореферат дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 22 с.

45.Преступники и преступления с древности до наших дней. Гангстеры, разбойники, бандиты: Энциклопедия / Сост. Д.А.Мамичев. Донецк, 1997. С.27.

46.Рахматулина Н. Г. Религиозный экстремизм: проблемы, пути противодействия. / Науч. ред. Г.И. Чечель. Ставрополь: Сервисшкола, 2010. 158 с.

47.Резникова A.B. Структурные и динамические характеристики современного религиозного экстремизма: роль «исламского» фактора в Северокавказском регионе.: Дисс. ... канд. социол. наук. Ростов-на-Дону, 2005. 160 с.

48.Религиоведение. Энциклопедический словарь. М.: Академический проект, 2006. С. 863.

49.Римский А. В. Культурно-экзистенциальные трансформации религиозного экстремизма: автореферат дис.... канд. философ, наук. Тула, 2012. 26 с.

50.Рябцев В.Н. Моделирование геополитических процессов в мировых регионах в условия глокализации и его структурные уровни // Инженерный вестник Дона, 2012. №4 (Том 1) [Электронный журнал]. http://ivdon.ru/magazine/archive/n4t 1у2012/1193.

51.Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX-

XX веков. М., 1982.248 с.

52.Сухов A.B. Радикализация исламского движения в Центральной Азии и на Северном Кавказе: сравнительно-политологический анализ (на материалах

Киргизской Республики и Республики Дагестан).: Автореферат дисс. ... канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 2008. 28 с.

53.Сущий С.Я. Террористическое подполье на востоке Северного Кавказа (Чечня, Дагестан, Ингушетия). Ростов н/Д, 2010.

54.Сюкияйнен JI.P. Ислам и терроризм: союзники или противники // Терроризм и религия / Науч. ред. В.Н.Кудрявцев, сост. Л.В.Брятова. М.:Наука, 2005. С. 109-119.

55.Терроризм: история и современность / Кофман Б.М. и др. Казань, 2002. 730 с.

56.Требин М.П. Терроризм в XXI веке. Минск: Харвест, 2004. 816 с.

57.Улезко Э.В. Противодействие экстремизму в этнорелигиозной сфере : проблемы и перспективы эволюции государственной политики (региональный аспект).: Автореферат дисс. ... канд. полит, наук. Ростов-на-Дону, 2009. 23 с.

58.Умаров Д.В. Терроризм на Северном Кавказе: влияние экзогенного фактора. М. - Ростов-на-Дону, 2013

59.Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».

60.Федоров Е.В. Люди императорского Рима. М.: МГУ, 1990. С.67-70.

61.Ханбабаев K.M. Законодательное регулирование противодействия религиозно-политическому экстремизму и терроризму в России // Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2007. С.58-66.

62.Ханбабаев K.M. О некоторых путях повышения эффективности противодействия экстремизму, терроризму на Северном Кавказе // Актуальные проблемы противодействия национальному и политическому

экстремизму: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Том II. / Под редакцией А.-Н.З.Дибирова, МЛ.Яхьева, А.М.Муртазалиева, К.М.Ханбабаева. Махачкала: Изд-во «Лотос», 2008. С.131-136.

63.Хоффман Б. Терроризм: взгляд изнутри // Пер. с англ. Е.Сажина. М.: Ультра, 2003. 264 с.

64.Цуркан А. А. Исламский радикализм: анализ подходов и возможностей взаимодействия России и США.: Автореферат дисс. ... канд. полит, наук. М., 2012.42 с.

65.Чернобровкин И.П. Этнонациональный конфликт: природа, типы и социальный контроль. Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского университета, 2003.192 с.

бб.Шарафутдинова Э.Ф. Чеченский конфликт: этноконфессиональный аспект / Отв. ред И.П. Добаев. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2008.

67.Эмануилов Р.Я. Терроризм и экстремизм под флагом веры: религия и политическое насилие, проблемы соотношения. М.: Наука, 2010. 298 с.

68.Ярлыкапов A.A. «Народный ислам» и мусульманская молодежь Центрального и Северо-Западного Кавказа // Этнографическое обозрение, №2, 2006. С.59-74.

69.Яхьяев М.Я. Религиозно-политический экстремизм: сущность, причины, формы проявления, пути преодоления. М.: Парнас, 2011.295 с.

70.Abbasi and Chen, (2005). Identification and Comparison: Applying Authorship Analysis to Extremist-Group Web Forum Messages (IEEE Computer Society, September/October 2005): 67-75.

71.Abdul-Zahra, Q & Murphy, B. (2009). Iraq Arrests Female Suicide Bomber Recruiter. // Associated Press. URL: http:/www.huffingtonpost.com/2009/02/03 (дата обращения: 30.11.2012).

72.Abou El Fadl. Kh. (2005). The Great Theft: Wrestling Islam from the Extremists. San Francisco: Harper. P. 52-79.

73.AH, R.F. (2008). Sufi Insurgent Groups in Iraq. // Terrorism Monitor, 6: 2. URL: http:/www.jamestown.org (дата обращения: 12.05.2011).

74.А1у, A. & Striegner, J. (2012). Examining the Role of Religion in Radicalization to Violent Extremism // Studies in Conflict and Terrorism, 35 (12). 849-862.

75.Bauhn, P. (1989). Ethical Aspects of Political Terrorism: The Sacrificing of the Innocent, Lund: Lund University Press.

76.Benjamin D. & Simon S. (2002). The Age of Sacred Terror. New York: Random House. 560 p.

77.Bergesen A.J. & Lizardo O. (2004). International Terrorism and the World-System // Sociological Theory, 22:1, March 2004.

78.Bowen, D. & Payne, J. (2009). How Religious is "Islamic" Religious Terrorism? // International Studies Association. 1-39.

79.Brooks, S. & Wohlforth W. (2002). American Primacy in Perspective // Foreign Affairs, 81:20-33.

80.Carley, K. (2004). Estimating Vulnerabilities in Large Covert Networks. In Proceedings of the 2004. International Symposium on Command and Control Research and Technology, San Diego, CA.

81.Carter, M.P. (1989), "The French Revolution: 'Jacobin Terror'", in Rapoport and Alexander, eds., 133-51.

82.Chase-Dunn C., Kawano Y., and Brewer B.D. (2000). Trade Globalization since 1795: Waves of Integration in the World-System // American Sociological Review, 65:77-95.

83.Chenoweth, E. and Lowham E. (2007). On Classifying Terrorism: A Potential Contribution of Cluster Analysis for Academics and Policymakers. Defense and Security Analysis 23, no. 4: 345-357.

84.Coady, C.A.J., (1985). The Morality of Terrorism, Philosophy, 60: 47-69.

85.Corlett, J.A. (2003). Terrorism: A Philosophical Analysis, Dordrecht: Kluwer.

86.Cornel, S.E. (2001). Small Nations and Great Powers: A Study of Ethno-political Conflict in the Caucasus, Richmond, VA: Gurzon Press.

87.Crenshaw, M. (2001). Why America? The Globalization of Civil War // Current History, December: 425-432.

88.Esfandiari G. (2005). Iran: President says light surrendered him during UN speech. Radio Free Europe/Radio Liberty, 29 November 2005. www.rferl,org/featuresarticlepri.htm.

89.Ezzati A. (1986). The concept of martyrdom in Islam // Al-Serat, Vol. 12.

90.Fotion, N., (1981). The Burdens of Terrorism, in Leiser, Burton M., ed., Values in Conflict, New York: Macmillan, 463-70.

91.Frank, D.J., Hironaka A., & Schofer E. (2000). The Nation-State and the Natural Environment over the Twentieth Century // American Sociological Review, 65:96-116.

92.Gewirth, A. (1981). Are There Any Absolute Rights? // The Philosophical Quarterly, 31: 1-16.

93.Gilbert, P. (1994). Terrorism, Security and Nationality: An Introductory Study in Applied Political Philosophy, London and New York: Routledge.

94.Global Terrorism Database, National Consortium for Study of Terrorism and Responses to Terrorism, University of Maryland. URL: www.start.umd.edu (дата обращения: 14.04.2011)

95.Govier, Т., (2002). A Delicate Balance: What Philosophy Can Tell Us about Terrorism, Cambridge, Mass.: Westview Press.

96.Grim, B. (2013). Cross-National Influences on Social Hostilities Involving Religion and Government Restrictions on Religion // Review of Faith & International Affairs. 11 (3). 3-9.

97.Gurr, T.R. (1990). Terrorism in Democracies: Its Social and Political Bases / In Origins of Terrorism, 9th edition. Ed. by W.Reich. Princeton, NJ: Princeton University Press. P. 86-102.

98.Hahn, G. (2007). Russia's Islamic Threat. New Haven, CT, and London, UK: Yale University Press.

99.Halm, H. (2007). The Shi'ites: A Short History. Markus Wiener Pub.

100. Hamid T. (2007). Development of a Jihadi's Mind // Current Trends in Islamist Ideology. Ed. by Fradkin H., Haqqani H., Brown E. Vol. 5. P. 11-25.

101. Haqqani H. (2007). Afghanistan's Islamist Groups. // Current Trends in Islamist Ideology. Ed. by Fradkin H., Haqqani H., & Brown E. Hudson Institute Inc. Vol. 5. P. 70-82.

102. Hardy, K. (2011). Hijacking Public Discourse: Religious Motive in the Australian Definition of a Terrorist Act // UNSW Law Journal. 34 (1). 333-350.

103. Held, V. (2008). How Terrorism Is Wrong: Morality and Political Violence. Oxford: Oxford University Press.

104. Hoffman S. (2002). Clash of Globalizations // Foreign Affairs, 81:104-15.

105. Huntington S.P. (1996). The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order. New York: Simon & Schuster.

106. Huq, A. (2011). The Signaling Function of Religious Speech in Domestic Counterterrorism // Texas Law Review. University of Texas. 833-900.

107. Jenkins, B.M. (2001). Terrorism and Beyond: A 21st Century Perspective // Studies in Conflict and Terrorism, 24:321-27.

108. Kabbani, M. H. (2004). Classical Islam and the Naqshbandi Sufi Tradition. Islamic Supreme Council of America. P. 557.

109. Keath, L. (2005). Woman Suicide Bomber Marks Possible New Insurgent Tactic in Iraq // Associated Press.

110. Khalil, L. (2007). New Sufi Group Joins the Iraqi Insurgency // Terrorism Focus, Volume 4, Issue 2.

111. Kugle, S. A. (2007). Sufis and saints' bodies: Mysticism, Corporeality and Sacred Power in Islam. University of North Carolina Press. P. 143.

112. Lalani, A. (2000). Early Shi'i Thought: The Teachings of Imam Muhammad Al-Baqir. I.B.Tauris.

113. Laoust, H. (1979). Ibn Abd al-Wahhab. In the Encyclopedia of Islam. E.J.Brill, Leiden, Vol.3.

114. Latora V., Marchiori M. (2004). How the science of complex networks can help developing strategies against terrorism. Chaos, Solitons & Fractals, Volume 20, Issue 1, P. 69-75.

115. Leiken R.S. & Brooke S. The moderate Muslim Brotherhood // Foreign Affairs, March-April, 2007. P. 107-121.

116. Mellen, C. (2012). When Harry Met Salafi: Literature Review of Homegrown Jihadi Terrorism // Journal of Applied Security Research. 7 (2). 239252.

117. Momen, M. (1985). An Introduction to Shi'i Islam: The History and Doctrines of Twelwer Shi'ism. Yale University Press.

118. Moosa, M. (1988). Extremist Shi'ites: The Ghulat Sects. Syracuse University Press.

119. Nasr, V. (2006). The Shia Revival: How Conflicts Within Islam Will Shape the Future. New York: Norton. P. 69-196.

120. Nathanson, S. (2010). Terrorism and the Ethics of War, Cambridge: Cambridge University Press.

121. Networks and Netwars: The Future of Terror, Crime, and Militancy (2001). John Arquilla and David Ronfeldt, Eds.

122. Paz R. (2007a). A Global Jihadi Umbrella for Strategy and Ideology: The Covenant of the Supreme Council of Jihad Groups. // Global Research in International Affairs Center, The Project for the Research of Islamist Movements. Vol. 5, No 1.

123. Paz R. (2007b). Catch as much as you can: Hasan al-Qaed (Abu Yahya al-Libi) on Jihadi Terrorism against Muslims in Muslim Countries. // Global Research in International Affairs Center, The Project for the Research of Islamist Movements. Vol. 5, No 2.

124. Paz R. (2007c). Reading their lips: The credibility of jihadi web sites as 'soft power' in the war of the minds. // Global Research in International Affairs Center, The Project for the Research of Islamist Movements. Vol. 5, No 5.

125. Primoratz, I. ed. (2004). Terrorism: The Philosophical Issues, Basingstoke and New York: Palgrave Macmillan.

126. Rabasa A., Benard Ch., Schwartz A.H., & Sickle P. (2007). Building Moderate Muslim Networks. RAND, Center for Middle East Public Policy. http://www.rand.org

127. Rabasa, A., et al (2004). The Muslim World After 9/11, Santa Monica, Calif.: RAND Corporation, MG-246-AF, 2004. http://www.rand.org (дата обращения 16.03.2010).

128. Rapoport, D.C., and Alexander, Y., eds. (1989) The Morality of Terrorism: Religious and Secular Justifications, 2nd edn., New York: Columbia University Press.

129. Rashid A. (2000). Taliban: Militant Islam, Oil and Fundamentalism in Central Asia. Yale University Press, New Haven.

130. Ressler S. (2006). Social Network Analysis as an Approach to Combat Terrorism: Past, Present, and Future Research. Homeland Security Affairs, Volume 2, No. 2. http://www.hsaj.org

131. Rogerson, В. (2007). The Heirs of Muhammad: Islam's First Century and the Origins of the Sunni Shia Split. Overlook Press.

132. Roggio, В. (2012). Abu Yahya al-Libi killed in the latest drone strike, US Officials say // The Long War Journal. URL:

http://www.longwarjournal.org/archives/2012/06/abu_yahya_al_libi (дата обращения: 20.06.2012).

133. Sageman M. (2004). Understanding Terror Networks. Philadelphia: University of Pennsylvania Press.

134. Satloff R. (2004). The Battle of Ideas in the War on Terror, Washington, D.C.: Washington Institute for Near East Policy.

135. Scheffler, S. (2006). Is Terrorism Morally Distinctive? // Journal of Political Philosophy 14: 1-17.

136. Shepard W. (1996). Sayyid Kutb and Islamic Activism: A Translation and Critical Analysis of Social Justice in Islam. Leiden, EJ. Brill 1996.

137. Sindhi A.M. (1980). King Faisal and Pan-Islamism / In W.L.Beling (ed) King Faisal and the Modernization of Saudi Arabia. London.

138. Solomon H. (2006). Global security in an Age of Religious Extremism. // Global Research in International Affairs Center, The Project for the Research of Islamist Movements, www.e-prism.org. Date accessed: 25 September 2006.

139. Sosis R. & Alcorta C.S. (2003). Militants and Martyrs: Evolutionary Perspectives on Religion and Terrorism / In Natural Security: A Darvinian Approach to a Dangerous World. Eds R. Sagarin & T.Taylor. University of California Press.

140. Trotsky, L., (1961, 1920). Terrorism and Communism: A Reply to Karl Kautsky, Ann Arbor, Mich.: The University of Michigan Press.

141. Wald K.D., Silverman A.L., & Fridy K. (2005). Making Sense of Religion in political life // Annual Review of Political Science, 8: 121-143.

142. Walzer, M. (1973). Political Action: The Problem of Dirty Hands // Philosophy and Public Affairs 2: 160-80.

143. Weimann, G. (2011). Cyber-Fatwas and Terrorism // Studies in Conflict and Terrorism. 34. 765-781.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.