Трансформация идей Ф. Ницше в религиозном экзистенциализме Л. Шестова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Жильцова, Евгения Анатольевна

  • Жильцова, Евгения Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 151
Жильцова, Евгения Анатольевна. Трансформация идей Ф. Ницше в религиозном экзистенциализме Л. Шестова: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Екатеринбург. 2008. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Жильцова, Евгения Анатольевна

Введение

Глава 1. Влияние идей Ф. Ницше на становление философской концепции J1.

Шестова

1.1. «Переоценка всех ценностей» как путь к «апофеозу беспочвенности»

1.2. Образ Ф. Ницше в раннем творчестве JT. Шестова

Глава 2. От «апофеоза беспочвенности» к «безумию» библейской веры

2.1. Эстетический феноменализм Ф. Ницше и шестовский «прорыв к трансцендентному»

2.2. Образ Ницше у позднего Л. Шестова

2.3. Концептуальные персонажи JI. Шестова и Ф. Ницше: Сократ, Иов и Зара-тустра

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация идей Ф. Ницше в религиозном экзистенциализме Л. Шестова»

Актуальность темы исследования

В современной философии фигуры Ф. Ницше и Л. Шесгова оказываются востребованными в исследованиях различных направлений. Это проявляется в изменении как философской интерпретации, так и в смещении акцентов при изучении их творчества. Проблематика, связанная с определением метафизических позиций Ф. Ницше и JL Шестова, подвергается радикальному и методичному переосмыслению. Основополагающей характеристикой указанных изменений является обозначившийся в XX в. интерес к этической стороне учения Ф. Ницше и JI. Шестова.

Выбор мыслителей, чье творчество исследуется в диссертации, неслучаен. Ф. Ницше и JI. Шестов уже при жизни оказывали заметное воздействие на современников в своих странах и за рубежом. В России творчество Ницше, по замечанию Г. Ресселя, оставило «глубокий духовный след». Многие мыслители были увлечены философией Ницше, в том числе и JI. Шестов, который был членом президиума ницшеанского общества в России. Ф. Ницше и Л. Шестова объединяет не только стилистика изложения мыслей, но и тематика: Л. Шестов продолжает развивать идеи Ф. Ницше, но осуществляет это на религиозной почве.

Стремление философской мысли Ф. Ницше и Л. Шесгова к плюралистичное™, метафоричности языка выдвигает на первый план проблему интерпретации и метода исследования онтологических позиций рассматриваемых авторов. Формируется необходимость создания единого философского поля, объединяющего различные области знания: этику, антропологию, историю философии, - в рамках которого и появляется возможность создания комплексного исследования метафизических миров Ф. Ницше и Л. Шестова. Одной из удачных попыток решить эти проблемы в XX в. стала интерпретация творчества Л. Шестова в контексте европейской религиозно-философской традиции (В. Кураб-цев), затем попытка проследить становление метафизической позиции через сопоставление с отечественными мыслителями (Б. Емельянов), которые сегодня могут быть обозначены как исследования проблемы прояснения онтологических основ философии JI. Шестова, и основания которой исследуются в настоящей диссертационной работе.

В ходе исследования мы предпринимаем попытку переинтерпретации классических трактовок философии JI. Шестова и вместе с тем обозначить возможности преодоления одностороннего видения творчества JT. Шестова как философа «одной мысли». Современные исследователи подчеркивают недостаточность анализа влияния философии Ф. Ницше на становление метафизической позиции JI. Шестова, а также взаимосвязи ключевых понятий их философских конструкций. Переосмысление классических исследований, посвященных влиянию идей Ф. Ницше на философское самоопределение JI. Шестова позволит придать метафизическим мирам названных мыслителей более конкретный и весомый теоретический статус, поможет сформулировать и обосновать современную интерпретацию преломления идей Ф. Ницше в творчестве JI. Шестова и обозначить ориентацию их философских позиций на иррационализм и «философию трагедии».

В основании философских поисков исследуемых мыслителей лежит неудовлетворенность современным человеком и «страстное стремление к подлинному и возможному человеку»1. В этом смысле оба мыслителя отказываются от одностороннего рационалистического видения человека, обращаясь к иррациональным сторонам жизни, к внутреннему миру индивида. В свете современного иррационализма интенции JT. Шестова и Ф. Ницше являются сегодня особенно актуальными. В результате такого подхода открывается новое поле для рассмотрения антропологической проблематики в философии исследуемых авторов. Религиозное прочтение JI. Шестовым работ Ф. Ницше и их метафоричность высвечивают сложность анализа проблемы человека у названных мыслителей и ее «сокрытие» в рамках проблемы веры. Актуальность антропологической проблематики влечет за собой и усиление интереса к вопросам веры

1 Марков Б. Ясперс о Ницше / Б. Марков //Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. -СПб.: Владимир Даль, 2004. - С. 15. и религии в трудах Ф. Ницше и JI. Шестова. Это позволяет соединить два вектора исследования - проблему веры и человека в настоящей диссертационной работе.

Ощущается необходимость исследования оснований философского самоопределения JI. Шестова, которые своей «переоценкой всех ценностей» задает ему Ф. Ницше, что, в свою очередь, предполагает сопоставление ключевых понятий в философии названных мыслителей для выявления глубинных истоков метафизических конструкций JI. Шестова и Ф. Ницше. Анализ образа немецкого мыслителя в трудах Л. Шестова позволяет наиболее полно проследить изменение его отношения к Ф. Ницше от «философа трагедии» к «рыцарю покорности» (С. Кьеркегор). Сопоставление «переоценок ценностей» Л. Шестова и Ф. Ницше, определение его образа в работах Льва Исааковича неотделимо от анализа их концептуальных героев, которые становятся двойниками исследуемых авторов. Поэтому значительный интерес для нас представляет не только сравнение «переоценок ценностей» Ф. Ницше и Л. Шестова и изменение интерпретации работ немецкого мыслителя русским, но и рассмотрение таких концептуальных героев, как Заратустра, Иов и Сократ, что позволит прояснить метафизические миры названных авторов.

Вышеизложенное позволяет сформулировать основную гипотезу настоящего диссертационного исследования. Обращение к «переоценке всех ценностей» Ф. Ницше и ее преломление в творчестве Л. Шестова, изменение образа первого в работах последнего, а также анализ их концептуальных героев как двойников вышеназванных авторов позволяет осуществить достаточно полный анализ метафизических миров Л. Шестова и Ф. Ницше, особенности их онтоло-гий во всей их многоаспектности. Обращение к ценному опыту шестовской рефлексии над философией Ф. Ницше способствует более глубокому пониманию взглядов обоих мыслителей и выяснению значения, которым они обладали в процессе своего становления. Результаты исследования могут быть использованы также для дальнейшего прояснения специфических и сущностных особенностей такого феномена, как отечественный экзистенциализм.

Степень разработанности проблемы

Философские интенции Ф. Ницше и Л. Шестова активно обсуждаются в разнообразных формах на протяжении всего XX и начала XXI веков. Столь пристальное внимание к их творчеству объясняется ростом интереса к иррационализму в целом и к философским интенциям Ф. Ницше и JI. Шестова в частности. Столь пристальное внимание к исследуемым авторам объясняется тем, что они рассматривали проблематику, значимую при формировании мировоззренческих и ценностных ориентаций людей. В рамках исследования творчества Ф. Ницше и JL Шестова сложились определенные подходы и способы рассмотрения трансформации идей немецкого мыслителя в творчестве JI. Шестова. Эти подходы имеют, разумеется, свою конкретно-историческую форму и значение, следовательно, философский анализ не может существовать вне традиции, и та постановка проблем, которая осуществляется в нашем исследовании, во многом обязана работам всех тех философов, которые, так или иначе, занимались разработкой тематики преломления взглядов Ф. Ницше в работах отечественных мыслителей, в частности JI. Шестова. Интерес к работам Ф. Ницше для ряда авторов является традиционным; многие видели в нем пророка, богоискателя, - поэтому в отечественной философской мысли можно встретить многообразие интерпретаций его мировоззренческой конструкции.

Обращение к творчеству Ф. Ницше и J1. Шестова обусловлено тем значительным влиянием, которое они оказали на всю последующую историко-философскую традицию. Идеи немецкого мыслителя на протяжении многих десятилетий определяли интеллектуальную жизнь Европы, поэтому исследования его творчества достаточно многочисленны: М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Делез, М. Фуко, Т. Манн и ряд других мыслителей пытались детально и критично (ибо, как отмечал М. Хайдеггер, критика - это единственный путь к «истинной трактовке») рассмотреть все многообразие философских интенций Ф. Ницше. Творчество JI. Шестова, как одного из самых авторитетных российских философов, вызывало интерес не только в России (Н. Бердяев, Вл. Соловьев, С. Франк, Н. Баранова-Шестова), но и за рубежом (А. Камю, Э. Гуссерль, ). Размышления исследуемых мыслителей оказали прямое и опосредованное влияние на содержание и направление философских исканий философов XIX и XX вв.

Однако исследования, посвященные изучению влияния творчества Ф. Ницше на становление взглядов JI. Шестова, немногочисленны и характеризовать их как комплексные сложно, ибо авторы стремились акцентировать внимание на отдельных проблемах, не ставя себе целью рассмотреть эволюцию взглядов JI. Шестова и значение Ф. Ницше в их становлении и изменении. Так, Н. Баранова-Шестова основой работы, посвященной JI. Шестову, делает его жизнь, судьбу, не исследуя теоретически причины изменения его философских взглядов. Н. Бердяев стремился критически отнестись к проблеме веры и «отрицательного ее выражения» в работах Л. Шестова, а также к тому, что для Льва Исааковича не было более значимой темы, чем религия. Хотя Н. Бердяев признавал «экзистенциальную значимость» творчества Шестова и считал, что все творчество Шестова - это «философия трагедии», а Ницше - ее основа. Вл. Соловьев, который «от религии пришел к философии», исследовал темы, близкие и Шестову, и Ницше, но значительное влияние уделял теме сверхчеловека и возможности обретения человечеством бессмертия. Он противопоставлял свои идеи взглядам Ницше, критикуя «сверхчеловека» и выдвигая концепцию «че-ловекобога». Для Шестова же доминантой была Вера сама по себе, что объясняет разницу позиций мыслителей и невозможность Вл. Соловьевым осознать весь пафос «борьбы за веру» Шестова. С. Франк в своем исследовании философии Шестова не увидел в ней эволюции, придерживаясь мнения о неизменности рассмотрения проблемы веры Шестовым.

Таким образом, исследователи философии Л. Шестова выбирали отдельные грани его творчества, не стараясь исследовать ее комплексно. В научной литературе советского периода религиозная философия Л. Шестова и интерпретация им взглядов Ф. Ницше рассматривалась немногими авторами: В. Зеньковским, Л. Морева. Существенным недостатком исследований этого периода является сосредоточенность на проблеме веры и констатация влияния творчества Ф. Ницше на становление философской конструкции Л. Шестова без обоснования данного тезиса. Также отсутствует комплексное рассмотрение творчества J1. Шестова во всей его многоуровневости и многообразии.

Современные мыслители уделяют внимание не только сопоставлению основных понятий, методов философии JI. - Шестова и Ф. Ницше, но и стилистике изложения (Б. Емельянов, Ю. Синеокая, В. Курабцев), что актуально в свете сегодняшней популярности философии языка и позволяет достичь большей комплексности освещения проблемы преломления взглядов Ф. Ницше в философской позиции Л. Шестова. Однако и сегодня ряд исследователей отдает предпочтение не комплексному изучению философии JI. Шестова и влиянию на становление его позиции Ф. Ницше, а отдельным понятиям, категориям его философии (С. Н. Мареев, Е. В. Мареева, В.Г. Арсланов, В. Кувакин, Р. Грюбель, Т. Кузьмина). Анализом творчества Л. Шестова занимался и И. Евлампиев: он высказывал упрек в адрес Л. Шестова: в своей философии он на место человека ставит Бога, который «почти полностью заслонил человека». Однако заслугой работ И. Евлампиева является изучение образа Иова как воплощения философских исканий самого Л. Шестова.

Встречаются и однозначно критичные исследования работ Л. Шестова. Так, С. А. Нижников, убежденный в том, что вера «изначально должна содержать элемент знания», критикует Л. Шестова за стремление последнего к полному отрицанию разума и за то, что он не учитывал многоуровневости знания.

Заслугой современных исследований можно также считать то, что они осуществляют интерпретацию творчества Л. Шестова в контексте религиозно-философской традиции, проводя сопоставление позиции Л. Шестова с метафизическими позициями других мыслителей. Так, В. Мильдон и А. Маколкин сопоставляют философии Л. Шестова и С. Кьеркегора, отмечая их родство на почве интереса к вопросам веры, констатации ее кризиса и поиска пути нового ее обретения. Однако в большинстве современных исследований преломление идей Ф. Ницше и его влияние на становление философской конструкции Л. Шестова имеет сопутствующий характер, что не позволяет рассматривать их в качестве концептуальной основы исследования трансформации идей Ф. Ницше в религиозном экзистенциализма Л. Шестова и делает актуальной задачу осуществления данного исследования.

Анализ философской литературы показывает, что проблема преломления идей Ф. Ницше в философии Л. Шестова не обойдена вниманием отечественных и зарубежных исследователей. Тем не менее, остаются вопросы, которые требуют дальнейшего серьезного философского осмысления. Это, в первую очередь, вопрос комплексного описания мировоззренческой позиции Л. Шестова и определение роли Ф. Ницше в становлении его мировоззренческой позиции.

Объектом данного исследования являются философские взгляды представителя отечественного экзистенциализма Л. Шестова. Предметом — сравнительный анализ философских идей Л. Шестова и Ф. Ницше.

Цель исследования - показать трансформацию идей Ф. Ницше в религиозном экзистенциализме Л. Шестова. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проследить влияние ницшеанских идей на становление философской позиции Л. Шестова.

2. Сравнить идейные результаты шестовской «переоценки всех ценностей» с ницшеанской.

3. Показать трансформацию, которую претерпели философские мотивы Ф. Ницше в работах позднего Л. Шестова (по сравнению с ранним периодом его творчества).

4. Выявить принципиальные различия «основных метафизических позиций» Л. Шестова и Ф. Ницше.

5.' Установить место и роль концептуальных персонажей в творчестве исследуемых мыслителей, связь с ключевыми концептами, образуемых их философскими конструкциями.

Теоретико-методологические основания исследования

Теоретическое основание исследования составляют классические философские тексты JI. Шестова и Ф. Ницше. Существенной значимостью для данного исследования обладают работы В. Зеньковского, Ю. Синеокой, В. Ерофеева, Л. Моревой, В. Курабцева, В. Кувакина. В этих работах осуществляется попытка анализа влияния идей Ницше на философию Л. Шестова. В настоящем диссертационном исследовании существенную роль играют результаты, полученные ведущими представителями отечественной философской мысли (Б. Емельянов, Н. Мотрошилова, Т. Кузубова, И. Евлампиев), в ходе сопоставления философских конструкций Л. Шестова и других мыслителей.

Методологическую основу диссертационного исследования составляет компаративистский метод философского анализа, продемонстрировавший свою продуктивность и результативность в раскрытии историко-философской проблематики, которую настоящее диссертационное исследование продолжает.

Методологически в рамках нашего исследования мы выделяем следующие общие темы в философии Ф. Ницше и Л. Шестова: попытку «переоценки всех ценностей», высокую оценку понятия «жизни», бытия, хаоса, и различия в подходах к их исследованию у Ф. Ницше и Л. Шестова; анализ концептуальных персонажей Иова у Л. Шестова и Заратустры у Ф. Ницше, а также рассмотрение образа Сократа обоими мыслителями. Особенностью философствования Л. Шестова является «тотальная религиозность». В связи с этим, шестовская позиция в отношении Ф. Ницше не артикулируется однозначно и с достаточной четкостью, а также не отличается высоким уровнем концептуальной осмысленности. Поэтому об однозначном и едином понимании философии Ф. Ницше в трудах Л. Шестова можно говорить с определенной степенью условности. Точнее будет говорить об изменении образа Ф. Ницше и его идей в трудах Л. Шестова. Решение проблемы трансформации философских взглядов Ф. Ницше в философии Л. Шестова будет решаться путем философского анализа основных метафизических позиций обоих мыслителей.

Таким образом, методологическим основанием нашего исследования, обусловленным спецификой исследуемого предмета - выявлением трансформации ницшеанских мотивов в философии JL Шестова, - является компаративистский метод.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем показано преломление идей Ф. Ницше в философском творчестве JT. Шестова раннего и позднего периодов, а также проведен сравнительный анализ концептуальных персонажей Ф. Ницше и Л. Шестова, которые являются «двойниками» самих мыслителей.

Основные положения, определяющие новизну исследования и выносимые на защиту

1. В исследовании показано, что «переоценка всех ценностей» Ф. Ницше и «опыт адогматического мышления» раннего Л. Шестова приводят мыслителей к устранению сверхчувственного мира сущностей, законов, нравственности как фикции и утверждению феноменального мира как мира бесконечных возможностей.

2. Доказано, что исходя из ницшеанской «переоценки всех ценностей», Л. Шестов приходит к онтологии религиозно-экзистенциального типа, к трактовке феноменального мира как «хаоса предположения», Абсурда, свидетельствующего об иррациональной божественной Воле - «новой трансценденции»; если Ф. Ницше эстетизирует Волю, то Л. Шестов фактически осуществляет ее интерпретацию в теистическом духе.

3. В исследовании показано, что Ф. Ницше осуществляет «устранение этического» посредством эстетического феноменализма, Л. Шестов - посредством «абсурда веры». При этом Ф. Ницше развивает идею перехода культуры в сверхкультуру, а Л. Шестов - культурный нигилизм.

4. В работе продемонстрировано, что образ Ф. Ницше эволюционирует от «философа трагедии», олицетворяющего «беспочвенность», у раннего Л. Шестова к «рыцарю покорности» (С. Кьеркегор) у позднего Л. Шестова. Указанная эволюция обусловлена движением мысли отечественного философа от феноменализма к трансцендентализму.

5. В диссертационном исследовании были выявлены концептуальные персонажи Л. Шестова и Ф. Ницше, которые выступают как образное воплощение их философских позиций: Иов - аллегория возможности обретения «безумной веры» в абсурдном мире; Заратуст-ра и его двойники - аллегория необходимости утверждения «воли к власти» в мире, лишенном трансценденции.

Теоретическая и практическая ценность данной работы состоит в том, что в ней выявлены общие и специфические черты метафизических позиций Л. Шестова и Ф. Ницше, а также в фокусе сравнения двух философем раскрыты основные тезисы философской конструкции Л. Шестова, значимые для понимания сущности и специфики феномена его философии. Работа может быть использована:

- для исследований в области истории философии, философии религии, философской антропологии, культурологии и гносеологии (в качестве материала для исследования)

- в лекционных курсах, спецкурсах и семинарских занятиях по истории философии, философии религии, культурологии и др.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертации докладывались на теоретическом семинаре кафедры философии факультета Гуманитарного образования УГТУ-УПИ, на заседаниях кафедры Гуманитарного образования факультета экономики и менеджмента НТИ (ф) УГТУ-УПИ; отражены в тезисах конференции, посвященной 50-летию кафедры философии УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2008, Всероссийской научно-методической конференции, Магнитогорск, 2005 г., конференции «Образ России в современной научной, художественной литературе и публицистике», Омск, 2007 г., а также в Омском научном Вестнике в 2007 г., на Всероссийской научной конференции

Третьи Лойфмановские чтения», Екатеринбург, 17-18 декабря 2007 г. и в материалах XI международной конференции «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», Екатеринбург, 2008.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Жильцова, Евгения Анатольевна

Заключение.

Тема трансформации идей Ф. Ницше в философии отечественных мыслителей в целом, и JI. Шестова в частности, чрезвычайно обширна и имеет богатые перспективы. В данном исследовании были рассмотрены лишь важнейшие аспекты преломления ницшеанских воззрений в творчестве Шестова, а также общность и отличительные особенности «переоценки ценностей», онтологии и антропологии мыслителей, эволюция Шестова от ницшеанства к «философии абсурда», а также изменение образа Ницше в творчестве отечественного мыслителя. Особое внимание уделено концептуальным героям Шестова и Ницше, ибо они позволяют наиболее наглядно продемонстрировать метафизические позиции исследуемых авторов. Отметим, что в своих персонажей Шестов «вкладывает самого себя» (Н. Бердяев), трактует их по-своему. Поэтому многие концептуальные герои в его творчестве выглядят нехарактерно в силу того, что он пытался увидеть в их произведениях отражение собственных взглядов.

Воля» и «вера» становятся ключевыми понятиями в «переоценке всех ценностей» Ницше и Шестова. Начиная с общей предпосылки -неудовлетворенности современным миром и человеком, они приходят к противоположным решениям: первый - к упразднению всякой трансценденции и утверждению «воли к власти» и сверхчеловека, а второй — к «абсурду веры» и необходимости возвращения к «живому Богу». Для Шестова единственным способом спасения становится «скачок веры», прорыв к трансценденции, к ветхозаветному Богу. Путь достижения собственных целей философы видели один -возвращение к истокам. Следуя этому пути, человечество в состоянии вернуться к «Иерусалиму» (Шестов), к дионисийству (Ницше). Оба мыслителя пытались сохранить «самоценное человеческое Я», уберечь его от Необходимости, находясь в поиске способа соединения сознания с целым бытием, что и было продемонстрировано в данном исследовании.

Анализируя «переоценку ценностей» Ницше и Шестова, мы определили тот образ немецкого мыслителя, который сложился в раннем творчестве Шестова. Несмотря на противоречивость многих высказываний и взглядов раннего

Шестова, можно утверждать, что уже тогда он начал «искать Бога», что привело его к «философии трагедии». В ужасах жизни - залог будущего, утверждает уже ранний Шестов под влиянием Ницше и С. Кьеркегора. Следует отметить, что для раннего Шестова важнее поиска Бога был анализ и исследование творчества Ницше. Пафос его ранних работ заключается в попытках обосновать свое восприятие Ницше в качестве богоискателя, пророка. Стремление преодолеть усредненность и борьба с усилением рационализации жизни объединяет Шестова и Ницше. Оба мыслителя делают выбор не в пользу «Афин» или «Аполлона», а выступают за доминанту «Иерусалима», усиление роли «диони-сийского» начала.

Итогом второй части исследования становится вывод о смещении акцента в философии Шестова с фигуры Ницше в пользу проблемы веры и Бога. Образ Ницше уже не является столь значимым для него, хотя он продолжает рассматривать отдельные концепты его философии, но все чаще сопоставляет его с Лютером, отдавая предпочтение последнему. Отметим, что в зрелом творчестве Шестов переходит от исследования творчества современных ему писателей (в значительной степени) к увлечению работами религиозных деятелей прошлого, находя в их идеях «ту же правду», которую он обрел в произведениях Ницше и Достоевского.

Изменение приоритетов, поиски «истинного Бога», и возможности дерзновения ради его обретения характеризуют поздний этап философии Шестова. Тема человека, его мира и культуры становятся, таким образом, прикладными. Важнейший объект исследования поздних работ Шестова - трансцендентное, поэтому его философскую эволюцию можно характеризовать как тенденцию к фидеизму. Исследование показало, что оба мыслителя на протяжении всего творчества развивали идеи, зарождение которых приходится на их юность. В зрелом творчестве Шестов не вводит новых идей, а развивает тезисы, сформулированные ранее, постепенно приходя к доминанте трансцендентной тематики в своих мыслях и философии. Ницше же в его поздних работах подвергается критике, чего не было в ранних произведениях.

Анализ антропологической проблематики в работах Шестова и Ницше показал их стремление научить человека жить, полностью не полагаясь на разум; они призывали человека стать «законодателем ценностей». Для этого, согласно Шестову, необходимо развивать «не оглядывающееся мышление» и учиться «дерзновению» для познания Бога. Единственный путь для этого -преодолеть и отвергнуть мораль и логику, что достижимо только в минуты непреодолимого кризиса - последней трагедии и тогда человек пробуждается для истинной реальности - для Бога. Человек обречен на то, чтобы совершенствоваться; этот отказ от «всемства», согласно Ницше, зависит и определяется самим человеком, а по Шестову - возможностью «скачка веры». Но удается это не всем, ибо для большинства характерно тяготение к устойчивому. Человек, согласно мнению исследуемых мыслителей, является носителем имманентно присущего ему высшего духовного начала, которое и должен развивать, и которое противостоит обездушенной человеческой массе.

Шестов и Ницше признавали наличие двух начал в человеке: в своем фактическом состоянии человек несовершенен, но является и потенциальным носителем высшего, божественного начала. В ходе исследования мы проследили, что оба мыслителя прошли путь от недовольства современным человеком до приятия его истинной сущности, выступали за освобождение жизни и возможность творчества для человека. Ницше, отвергая возможность трансцендентного божественного начала, развивал идею облагораживания человеком самого себя, развития до стадии сверхчеловека, который способен оформить в себе хаос становления через преодоление страданий и превратить его в красоту, становясь при этом законодателем будущего. В противоположность ему, Шестов, признавая значимость божественного в человеке, строил свою антропологическую модель, исходя из первичности трансцендентного начала. Он воспринимал человека как существо, которое ищет истинного Бога. Согласно Шестову, из глубины самобытия человеку, испытавшему страдания, отчаяние и боль открывается «просвет», в котором он может обрести «живого Бога», имеет возможность прикоснуться к подлинному бытию, где законы необходимости теряют силу.

Таким образом, Шестов заменяет тезис Ницше о «вере человека в себя» «верой в живого Бога», а культ «мощи» и «власти» идеей «дерзновения». Но противоречивые во многом философские позиции схожи идеей необходимости развития индивидуального творческого начала в человеке: либо в полагании ценностей, исходящем из воли к власти, либо в процессе дерзновения во имя обретения Веры.

Путем богопознания для Шестова становится агностицизм. Он пытается соединить философию веры и философию жизни, итогом чего становится утверждение абсурда, «дерзновения». Вера для Шестова находится «по ту сторону разума и познания», она для него «экзистенциально субъективное измерение» (Н. Подорога). Вера для Шестова - это практическое приятие откровения, которое наступает после отчаяния, трагедии и страдания. Проблема веры носит у отечественного мыслителя не теоретический, а личностно-практический характер. Бог есть истина, и в верующем человеке происходит ее раскрытие: познание истины - это познание «живого Бога». Критикуя теоретическое познание истины, Шестов призывает к «дерзновению» и абсурду, что привело его к необходимости стилистического плюрализма, присущего и Ницше. К работам Ницше и Шестова нельзя подходить с позиций однозначной логики, она чаще многозначна и определяется контекстом.

Размышления Шестова и Ницше, их «переоценки ценностей» стали демонстрацией кризиса культуры, религии и всей «классической метафизики». Исследуемые мыслители ставили себе целью поиск пути его решения, выдвигая собственные оригинальные проекты бытия человека в мире, создавая образ неклассического философствования. Их предложения были восприняты их современниками и последователями, что можно проследить в философских исканиях отечественных и западноевропейских мыслителей XX века. Сопоставление метафизических позиций Ницше и Шестова вызывает интерес у представителей многих философских направлений. В качестве примера можно привести трансформацию основных идей Ницше и Шестова в философских конструкциях А. Камю.

Многие авторы характеризовали творчество Шестова как статичное (С. Франк); данное исследование ставило одной из задач продемонстрировать развитие творческой мысли отечественного автора и его переход от явного увлечения философией немецкого автора к самостоятельной «философии абсурда». Именно абсурд становится для Шестова показателем истины. Несмотря на доминанту религиозной тематики во всем творчестве Шестова, характер взглядов эволюционировал от увлечения личностью и метафизической позицией Ницше, философией Достоевского к «беспочвенной философии», а позже и к «философии абсурда». В отличие от Ницше, для Шестова самыми значимыми оставались религиозные идеи и проблема их искажения в современном мире (эта проблема волновала и Ницше, но не была доминантной в его творчестве).

Обращение к философии как к диалогу с традицией особенно характерно для Шестова, чьи работы пронизаны цитатами и ссылками на труды мыслителей разных эпох. Согласно исследуемым мыслителям, философия должна иметь дело не с терминами и логическими конструкциями, а с поступками, решениями, выборами, т.е., с самой жизнью. Противоречивость высказываний Ницше и Шестова не является для них отрицательной чертой, ибо в этом авторы видели отсутствие системности, «живую философию». Такая философия касается бытия человека, но не человека вообще, а в его неповторимости и уникальности, в его стремлении осознать свою ситуацию, жизнь, ценности и взять на себя ответственность за свою судьбу. Психология трагедии исследуемых авторов заключается в отказе от «обыденного добра» и переходе к трансцендентной силе, т.е. Богу у Шестова и к идее «воли к власти» у Ницше. Вера, трагедия и творчество у Шестова взаимосвязаны: первая рождается из второй в результате отчаяния, разочарования, и она становится результатом индивидуального творчества человека, ибо обрести ее возможно лишь самостоятельно, в результате мучительных попыток восстановить разбившееся единство мира. Вера

Шестова - это попытка создания интимного, глубинного «мира ночи», связанная со стремлением обрести самое главное - «живого Бога».

Низложение христианской традиции привело Ницше к идее имманентной реальности становления, где человек становится художником, творцом. Шестов в своей концепции мира развивал идею религиозного преображения человека. Главной ценностью для Ницше является жизнь, а Шестов пытался преодолеть разделение между небесным и земным с помощью «скачка веры», «дерзновения». Попытка соединения имманентного и трансцендентного развивается в философии Шестова посредством стремления обретения «живого Бога на земле». Ницше в рамках эстетического феноменализма развивает идею хаоса как художественного творения и возможности его «претворения в жизнь». Человек с необходимостью должен существовать на грани хаоса и жизни и пытаться наполнить второе первым. В своем стремлении к жизни (Ницше) и к Богу (Шестов) мыслители приходят к противоположным выводам: первый выступает за идею имманентизма как отсутствия сверхчувственной действительности, считая, что люди - единственная реальность, второй - за доминанту посюстороннего, трансцендентного в жизни человека. Шестову близка идея Достоевского о рождении веры из самой жизни, из иррационального дионисийского начала, ибо она является голосом стихийно-творческого начала жизни.

Ориентация на личность, существующая в противовес «всемству», характерна для творчества обоих исследуемых мыслителей. Этим они близки идеям Достоевского, чье творчество «заслонено человеком», «бесконечным человеческим миром». Благодаря Ницше и Достоевскому Шестов приходит к «философии трагедии» и критикует «философию обыденности». Отчаяние и страдание становятся исходными пунктами «философии трагедии», благодаря которым человек обретает жизнь, но не в качестве эмпирического мира, а в качестве возможности. Для Шестова жизнь связана с умением дерзнуть, совершить «скачок веры» и обрести «живого Бога». Для Ницше жизнь - это рождающие себя творения искусства, она принадлежит сфере эстетики.

Не смотря на то, что Шестова называют русским Ницше, мы утверждаем самостоятельность философской позиции отечественного мыслителя, ибо, в противовес немецкому автору, он развивал трансцендентную позицию, выступал за доминанту веры в жизни человека и отрицал возможность настоящей культуры. Поэтому метафизические позиции исследуемых мыслителей возможно только сопоставлять, выявляя их взаимосвязь, влияние идей Ницше на Шестова, но не утверждать их тождество. Возможно, настоящий трагизм и эстетизм Ницше остался Шестовым не до конца понятым в силу различия отношения философов к проблеме Бога и из-за стремления отечественного автора увидеть в Ницше то, что он хотел, а не то, что немецкий мыслитель писал.

Проведенное исследование убеждает, что оба мыслителя развивали ирра-ционалистическую ветвь философии. Своей философией Шестов и Ницше призывали признать реальность непостижимого и иррационального. Благодаря Ницше Шестов начал свою борьбу против «самоочевидностей разума», стремясь прорваться через логическую цепь умозаключений. Взгляды исследуемых мыслителей оказали значительное влияние на последующую философскую традицию. Так, творчество Ницше было значимо не только для представителей направления «философии жизни», основоположником которого он был, но также и для отечественных философов конца XIX - начала XX в.: Вл. Соловьева, Н. Бердяева, С. Франка и др. Шестов же большую часть своей философии создал под влиянием этого немецкого мыслителя. Творчество Ницше и Шестова было востребовано в трудах экзистенциальных философов. Так, К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю уделяли значительное место в своем творчестве идеям исследуемых мыслителей.

Проблема создания портрета Ницше глазами Шестова актуальна для отечественной историко-философской науки сегодня. Проблемное поле исследования включало и исследование концептуальных персонажей Шестова и Ницше, их общности и отличительных особенностей, а также рассмотрение эволюции философских взглядов Шестова под влиянием Ницше и трактовка жизни и веры исследуемыми авторами. Актуальность обращения к исследованию творчества Шестова и Ницше обусловлена и тем влиянием, которое они оказывают на современную философскую мысль. Споры об их творчестве не прекращаются, они становятся главными фигурами конференций, философских семинаров.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Жильцова, Евгения Анатольевна, 2008 год

1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода / Н. Аббаньяно // Вопросы философии. 1992. -№ 8. - С. 145- 157.

2. Асмус В. Ф. Лев Шестов и Кьеркегор. Об отношении Льва Шестова к зачинателю западноевропейского экзистенциализма / В. Ф. Асмус //Философские науки. 1972. - № 4. - С. 68 - 82.

3. Ахутин А. Примечания и комментарии / А. Ахутин // Шестов Л. Сочинения в 2-х т. М.: Наука, 1993. - Т. 2. - С. 405 - 551.

4. Баранова-Шестова Н. Жизнь Льва Шестова. По переписке и воспоминаниям современников / Н. Баранова-Шестова // Сочинения в 2-х т. Париж: La Presse Libre, 1983. Т. 1.-359 с. Т. 2.-395 с.

5. Бердяев Н. Основная идея философии Шестова / Н. Бердяев // Шестов Л. Умозрение и откровение. Париж: YMCA PRESS, 1964. С. 190 - 198.

6. Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века /Н. Бердяев // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - С. 230 - 270.

7. Бердяев Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения / Н. Бердяев. Париж: YMCA-PRESS, 1934. - 480 с.

8. Бердяева Л. Ю. Профессия: жена философа / Л. Ю. Бердяева. М.: Молодая гвардия, 2002. - 262 с.

9. Библия: Книга Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Российское библейское общество, 2002. - 926 с.

10. Бубер М. Два образа веры / М. Бубер. М.: ACT, 1999. - 590 с.

11. Вагнер Р. Фридриху Ницше /Р. Вагнер // Ницше Ф. Рождение трагедии. -М.: AdMarginem, 2001. С. 279-288.

12. Вересаев В. В. Живая жизнь: о Достоевском и Льве Толстом; Аполлон и Дионис (о Ницше) / В. В. Вересаев. М.: Политиздат, 1991. - 335 с.

13. Ветхий завет. Плач Иеремии. Экклесиаст. Песнь песней. М.: Издательство РГГУ, 1998.-344 с.

14. Визгин В. Ницше глазами Делеза / В. Визгин // Вопросы философии. -1993.-№4.-С. 47-48.

15. Вольф Р. П. О философии / Р. П. Вольф. М.: Аспект Пресс, 1996. - 415 с.

16. Воронков С. Трактат о жизни и смерти / С. Воронков. М.: Грааль, 1998. - 207 с.

17. Гаврюшин Н. К. Русская философия и религиозное сознание / Н. К. Гав-рюшин // Вопросы философии. 1994. - № 1. - С. 65 - 67.

18. Гагарин А. С. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх: от античности до Нового времени / А. С. Гагарин. Ек.: Издательство Уральского университета, 2001. - 372 с.

19. Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века / П. П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 468 с.

20. Гайденко П. П. Научная рациональность и философский разум / П. П. Гайденко. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 528 с.

21. Гайденко П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. М.: Республика, 1997. - 495 с.

22. Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. О миросозерцании Серена Киркегора / П. П. Гайденко. М.: Республика, 1997. - 209 с.

23. Галеви Д., Трубецкой, Е. Фридрих Ницше / Д. Галеви, Е. Трубецкой. М.: Алгоритм; Эксмо, 2003. - 476 с.

24. Гарин И. И. Воскрешение духа / И. И. Гарин. М.: Тера, 1992. - 638 с.

25. Геворкян А. Р. Леонтьев и Ницше / А. Р. Геворкян // Философские науки. -2005. -№ 5.-С. 67-77.

26. Геворкян А. Р. Ницше и метафизический пессимизм / А. Р. Геворкян // Вопросы философии. 2001. - № 8. - С. 157 - 165.

27. Геворкян А. Р. Проблема Диониса и Аполлона у Ф. Ницше и В. Шмакова /А. Р. Геворкян//Вопросы философии. 1999.-№ 6.-С. 121-132.

28. Герцик Е. Портреты философов (Лев Шестов и Николай Бердяев) / Е. Герцик // Наше наследие. 1989. - № 2. - С. 64 - 75.

29. Грифцов Б.А. Психология писателя / Б. А. Грифцов. — М.: Художественная литература, 1988. 462 с.

30. Гройс Б. Дионис на берегах Рейна /Б. Гройс // Ницше Ф. Рождение трагедии. М.: Ad Marginem, 2001. С. 714 - 725.

31. Громов М. Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии / М. Н. Громов // Вопросы философии. 1994. -№ 1.-С. 54-60.

32. Грюбель Р. Философия непосредственной свободы / Р. Грюбель // Ускользающий контекст. Русская философия в постсоветских условиях. Материалы конференции (Бремен, 1998). М.: Ад Маргинем, 2002. - С. 15 — 32.

33. Гуревич П. С. Гуманизм и вера / П. С. Гуревич. М.: Знание, 1990. - 63 с.

34. Гусейнов А. Философия как этика (Опыт интерпретации Ницше) /А. Гусейнов // Ф.Ницше и философия в России. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1999. С. 159 - 179.

35. Давыдов Ю. Н. Два понимания нигилизма: Достоевский и Ницше / Ю. Н. Давыдов // Вопросы литературы. 1981. - № 9. - С. 115 - 160.

36. Данто А. Ницше как философ / А. Данто. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2001. - 280 с.

37. Дворникова Е. И. Культурная идентичность в русской религиозной философии / Е. И. Дворникова // Искусство и образование. 2004. - № 1 (27). — С. 4 —21.

38. Делез Ж. Ницше и философия / Ж. Делез. М.: Ad Marginem, 2003. - 391 с.

39. Делез Ж. Тайна Ариадны / Ж. Делез // Вопросы философии. 1993. - № 4.-С. 48-53.

40. Делез Ж., Гватари, Ф. Что такое философия?/ Ж. Делез, Ф. Гватари. -СПб.: Алетейя, 1998.-288 с.

41. Достоевский Ф. М. Подросток. Произведения разных лет / Ф. М. Достоевский. М.: Слово, 1999. - 836 с.

42. Евлампиев И. Достоевский и Фридрих Ницше: на пути к новой метафизике человека / И. Евлампиев // Вопросы философии. 2002. - № 2. - С. 102-118.

43. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX XX веках / И. И. Евлампиев. - СПб: Алетейя, 2000. 4.1. - 415 с.

44. Емельянов Б. В., Любутин К. Н., Русаков, В. М., Саранчин Ю. К. История русской философии / Б. В. Емельянов, К. Н. Любутин, В. М. Русаков, Ю. К. Саранчин. -М.: Академический Проект, 2005. 736 с.

45. Ерофеев В. Философия одиночества и литературно эстетическое кредо Шестова / В. Ерофеев // Вопросы литературы. - 1975. - №10. - С. 155 -160.

46. Жигалкин С. Метафизика вечного возвращения / С. Жигалкин. М.: Издательство NOX, 1996. - 240 с.49.3еньковский В. История русской философии / В. Зеньковский. М.: Академический проект; Раритет, 2001. - 880 с.

47. Иванов Н. Б. По ту сторону истины и лжи: путь Льва Шестова /Н. Б. Иванов // Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. Л.: Издательство ленинградского университета, 1991. - С. 5-30.

48. Иванов Разумник. О смысле жизни. О. Сологубъ, Л. Андреевъ, Л. Шес-товъ / Иванов - Разумник. - СПб, 1910. - 149 с.

49. Игнатов А. Черт и сверхчеловек. Предчувствие тоталитаризма Достоевским и Ницше / А. Игнатов // Вопросы философии. 1993. - №4. - С. 35 -46

50. Ильин П. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия / П. П. Ильин. М.: Интрада, 1998. - 255 с.

51. Исупов К. П. Русская философская танатология / К. П. Исупов // Вопросы философии. 1994. - № 3. - С.106 - 114.

52. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М.: Политиздат, 1990. - 415 С.

53. Камю А. Миф о Сизифе / А. Камю. СПб.: Азбука - классика, 2005. - 256 с.

54. Кантор В. К. Антихрист, или Ожидавшийся конец европейской истории (Соловьев contra Ницше) / В. К. Кантор // Вопросы философии. 2002. — № 2. - С. 14-27.

55. Кантор В. К. Достоевский, Ницше и кризис христианства в Европе конца XIX начала XX века / В. К. Кантор // Вопросы философии. - 2002. - № 9.-С. 54-67.

56. Кантор В. К. Фрейд versus Достоевский / В. К. Кантор // Вопросы философии. 2000. - № 10. - С. 27 - 32.

57. Карасев J1. В. Вверх и вниз (Достоевский и Платонов) / JI. В. Карасев // Вопросы философии. 2000. - № 6. - С. 34 - 47.

58. Касавин И. Т. Изобретение веры. Авраам и Иов / И. Т. Касавин // Вопросы философии. 1999. - № 2. - С. 154 - 166.

59. Клюс Э. Ницше в России. Революция морального сознания / Э. Клюс. -СПб.: Академический проект, 1999. 240 с.

60. Коплстон Ф. От Фихте до Ницше / Ф. Коплстон. М.: Республика, 2004. -542 с.

61. Корнилов С. В. Русские философы / С. В. Корнилов. СПб.: Лань, 2001. -445 с.

62. Кропотов С. JI. Экономика текста в неклассической философии искусства Ницше, Батая, Фуко, Деррида / С. Л. Кропотов. Ек.: Издательство Гуманитарного университета, 1999. - 408 с.

63. Кувакин В. Религиозная философия в России: начало XX века / В. Кувакин. М.: Мысль, 1980. - 309 с.

64. Кувакин В. А. Опровержения и предположения Льва Шестова / В. А. Кувакин // Философские науки. 1990. - № 2. — С. 53-63.

65. Кузубова Т. С. Метафизические миры Достоевского и Ницше / Т. С. Ку-зубова. Ек.: Издательство Уральского государственного профессионально - педагогического университета, 2001. - 309 с.

66. Кузьмина Т. «Бог умер»: личные судьбы и соблазны секулярной культуры / Т. Кузьмина // Ф. Ницше и философия в России. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1999. С. 130 - 160.

67. Курабцев В. Альтернатива Льва Шестова / В. Курабцев // Общественные науки и современность. 1991. -№2. - С. 175 - 181.

68. Курабцев В. Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф. М. Достоевского) / В. Курабцев // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 2003. - № 4. -С. 3-17.

69. Курабцев В. Иерусалим Льва Шестова / В. Курабцев // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. 1991. - № 5. - С. 56 - 75.

70. Курабцев В. Лев Шестов и каббала / В. Курабцев // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV российского философского конгресса (М., 24 28 мая 2005 г.). - М.: Современные тетради, 2005.-С. 264-265.

71. Курабцев В. Мудрейшие из людей / В. Курабцев // Вопросы философии. -2002.-№ И.-С. 184- 195.

72. Кьеркегор С. Дневник обольстителя / С. Кьеркегор. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.-352 с.

73. Ловцкий Г. Лев Шестов по моим воспоминаниям / Г. Ловицкий // Грани. -1960.-№45.-С. 18-35.

74. Майданская И.А. О полемике Шестова и Бердяева / И. А. Майданская // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV российского философского конгресса (М., 24 28 мая 2005 г.). - М.: Современные тетради, 2005. - С. 272 - 273.

75. Маколкин А. Опыт прочтения Керкегора в России и в Советском Союзе: от Льва Шестова до Пиамы Гайденко / А. Маколкин // Вопросы философии. 2004. -№1. - С. 147- 160.

76. Малахов В. С. Русская духовность и немецкая ученость / В. С. Малахов // Вопросы философии. 1993. - № 5. - С. 111-113.

77. Манн Т. Философия Ницше в свете нашего опыта / Т. Манн //Собрание сочинений: в 10 т. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1961. Т. 10. - 696 С.

78. Мареев С., Мареева, Е., Арсланов, В. Философия XX века / С. Мареев, Е. Мареева В. Арсланов. М.: Академический проект, 2001. - 464 с.

79. Марков Б. В. Ницше в России и на Западе. От Гегеля к Ницше, революционный перелом в мышлении XIX века / Б. В. Марков. — СПб: Владимир Даль, 2002. 240 с.

80. Марков Б. В. Пути Хайдеггера к Ницше / Б. В. Марков // Хайдеггер М. Ницше. СПб: Владимир Даль, 2006. - С. 573 - 599.

81. Марков Б. В. Хайдеггер и Ницше //Homo philosophans // / Б. В. Марков // Сборник к 60-летию проф. К. А. Сергеева. Серия «Мыслители». - Вып. 12. - СПб.: Санкт-Петербургское Философское общество, 2002. - С. 205 -225.

82. Марков Б. В. Человек, государство и бог в философии Ницше / Б. В. Марков. СПб: Владимир Даль, 2005. - 788 с.

83. Марков Б. В. Ясперс о Ницше / Б. В. Марков // Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования. СПб.: Владимир Даль, 2004. -С. 5-58.

84. Мелих Ю. Утверждение и осуждение индивидуализма у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева / Ю. Мелих //Вопросы философии. 2002. -№2.-С. 97-101.

85. Мильдон В. И. Ни Афины, ни Иерусалим / В. И. Мильдон // Вопросы философии.-2002.-№3.-С. 32-41.

86. МихаЙлов М. Великий катализатор: Ницше и русский неоидеализм / М. Михайлов // Иностранная литература. 1990. - № 4. - С. 197 - 204.

87. Морева Л. М. Лев Шестов / Л. М. Морева. Л.: ЛГУ, 1991. - 86 с.91 .Некрасова, Е. Н. Живая истина: метафизика человеческого бытия в русской религиозной философии XX века / Е. Н. Некрасова. М.: Мартис, 1997.- 160 с.

88. Нижников С.А. Метафизика веры в русской философии / С. А. Нижников. М.: Издательство РУДН, 2001. - 355 с.

89. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. -М.: Культурная революция, 2005. 880 с.

90. Ницше Ф. Из наследия (осень 1887 г. март 1888 г.) / Ф. Ницше // Иностранная литература. - 1990. - № 4. - С. 186 - 196.

91. Ницше Ф. Рождение трагедии / Ф. Ницше. М.: Ad Marginem, 2001. - 736 с.

92. Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. / Ф. Ницше. М.: Рипол Классик, 1998. Т. 1.-831 с. Т. 2.-863 с.

93. Ницше. Pro et contra. СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000. - 1076 с.

94. Паршин А. Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация / А. Н. Паршин // Вопросы философии. 2002. - № 4. - С. 50 - 59.

95. Платон. Диалоги / Платон. М.: Мысль, 1989. - 607 с.

96. Подорога В. А. Мир без сознания: Проблема телесности в философии Ницше /В. А. Подорога // Проблема сознания в современной западной философии. М.: Наука, 1989. - С. 15-32.

97. Рациональность иррационального (под ред. Колосницына В.). Ек.: Издательство Уральского университета, 1991. - 280 с.

98. Рессель Г. О типологии и актуальности восприятия Ницше и Соловьева в русской философии / Г. Рассель // Вопросы философии. 2002.- № 2. С. 28-41.

99. Речь не о книгах, а о жизни. Переписка Фридриха Ницше с Готфри-дом Келлером, Георгом Брандесом и Августом Стриндбергом. Новый мир. - 1999.-№4.-С. 130- 162.

100. Риккерт Г. Философия жизни / Г. Риккерт. М.: ACT, 2000. - 240 с.

101. Русская философия XX века: национальные особенности, течения и школы, политические судьбы. Материалы III Всероссийской научной заочной конференции. — Ек.: Издательство Уральского университета, 2000.- 227 с.

102. Свасьян К. Фридрих Ницше: мученик познания / К. Свасьян // Ницше Ф. Соч. в 2 т. М.: Рипол Классик, 1998. Т. 1. - С. 5 - 46.

103. Святополк-Мирский Д. П. История русской литературы с древнейших времен по 1925 год / Д. П. Святополк-Мирский. Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2006. - 872 с.

104. Семенова С.Г. Николай Федоров и Фридрих Ницше / С. Г. Семенова //Вопросы философии. 2001. -№2. - С. 167- 184.

105. Синеокая, Ю. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше / Ю. Синеокая // Вопросы философии. 2002. - № 2. - С. 69 - 80.

106. Слотердайк П. Мыслитель на сцене. Материализм Ницше / П. Сло-тердайк // Ницше Ф. Рождение трагедии. М.: Ad Marginem, 2001. - С. 545-713.

107. Соловьев Вл. Сочинения: в 2 т./ Вл. Соловьев. М.: Мысль, 1988. Т. 1.-892 с. Т. 2.-822 с.

108. Таинственнее, чем мир. (о духовности личности). М.: Знание, 1991.-79 с.

109. Тареев М. Цель и смысл жизни / М. Тареев //Смысл жизни: антология. -М.: Прогресс-культура, 1994. Вып. 2. 591 с.

110. Фридрих Ницше и философия в России. Сборник статей. — СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 1999. -312 с.

111. Франц Н. П. Апокалиптические идеи у Фридриха Ницше и Владимира Соловьева / Н. П. Франц // Вопросы философии. 2002. - №2. - С. 42-51.

112. Фридрих Ницше и русская религиозная философия. В 2 т. Минск: Алкиона. Присцельс. 1996. Т. 1. - 422 с. Т. 2. - 468.

113. Ферстер-Ницше Е. Возникновение «Так говорил Заратустра» / Е. Ферстер-Ницше // Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Издательство Московского университета, 1990. - С.285-298.

114. Франк С. А. Сочинения / С. А. Франк. М.: Правда, 1990. - 607 с.

115. Фуко М. Ницше, генеалогия и история / М. Фуко // Философия эпохи постмодерна: Сборник переводов и рефератов. Мн.: Издательство ООО «Красико-принт», 1996. - С. 74 - 97.

116. Хайдеггер М. Кто такой Заратустра у Ницше? / М. Хайдеггер // Ницше глазами XX века. Топос. -2000. -№ 1. http://www.ehu-international.org/topos/zine/2000/1 /index.htm.

117. Хайдеггер М. Ницше / М. Хайдеггер. СПб.: Владимир Даль, 2006. -605 с.

118. Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв» / М. Хайдеггер // Вопросы философии. 1990. - №7. - С. 143 - 176.

119. Ханпира Е. Э. Античная трагедия и трагедия Античности / Е. Э. Ханпира // Вопросы философии. 2000. - № 9. - С. 102 - 113.

120. Холлингдейл Р. Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души / Р. Дж. Холлингдейл. М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. -383 с.

121. Цвейг С. Казанова, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд / С. Цвейг // Смятение чувств. М.: издательство ACT, 1999. - 608 с.

122. Цвейг С. Фридрих Ницше / С. Цвейг // Собрание сочтнений в 6 т. -Тула: Гриф, 1994. Т. 6. 639 с.

123. Шестов JI. Власть идей (Д. Мережковский. «Л. Толстой и Достоевский». Т. II) / Л. Шестов // Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматиче-ского мышления. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1991. - 832 с.

124. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (глас вопиющего в пустыне) / Л. Шестов. М.: Прогресс-Гнозис, 1992. - 230 с.

125. Шестов Л. Киркегард религиозный философ / Л. Шестов // Кьер-кегор С. Дневник обольстителя. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - С. 287 -337.

126. Шестов Л. Сочинения в 2х т. / Л. Шестов. М.: Наука, 1993. - Т.1. -668 с. Т. 2. - 560 с.

127. Шестов Л. Сочинения в 2х т. / Л. Шестов. Томск: Водолей, 1996. -Т.1.-442 с. Т. 2.-480 с.

128. Шестов Л. Философия трагедии / Л. Шестов. М.: Фолио, 2001. -480 с.

129. Шестов Л. Sola fide Только верою. Греческая и средневековая философия. Лютер и церковь / Л. Шестов. - Париж: YMCA-PRESS, 1966. -294 с.

130. Школенко Ю. А. Ценности XX века / Ю. А. Школенко. М.: Знание, 1975.-62 с.

131. Штейнберг А. Друзья моих ранних лет (1911-1928) / А. Штейнберг. Париж: Синтаксис, 1991. - 288 с.

132. Эко У. Имя Розы / У. Эко. СПб.: Симпозиум, 2000. - 605 С.

133. Ясперс К. Ницше. Введение в понимание его философствования / К. Ясперс. СПб.: Владимир Даль, 2004. - 629 с.

134. Ясперс К. Ницше и христианство / К. Ясперс. М.: Медиум, 1993. -114 с.

135. Adam A. What Nietzsche Really Said / A. Adam. Anglican Theological Review, Spring 2001. P. 45 - 57.

136. Baranoff-Chestov N. Bibliographic des oeuvres dc Leon Cheslov / N. Baranoff-Chestov. Paris: Institut d'Etudes slaves, 1975. 356 p.

137. Bayley J. Idealism and Its Critic / J. Bayley // The New York Review of Books. Vol. 14. -N. 12.-June 18, 1970. P. 28-44.

138. Makolkin A. Russian, Stalinist and Soviet re-readings of Kierkegaard: Lev Shestov and Piama Gaidenko / A. Makolkin. Canadian Slavonic Papers, Mar-Jun 2002. P. 31-35.

139. Myers E. Reason, faith and creation in the mature philosophy of Lev Schestov / E. Myers // The CSSHS Quarterly Journal. 1992. -Vol. XIV. - N 3.P. 89-92.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.