Проблема кризиса гуманистической культуры в русской экзистенциальной философии первой половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Лебедев, Алексей Юрьевич

  • Лебедев, Алексей Юрьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Тверь
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 184
Лебедев, Алексей Юрьевич. Проблема кризиса гуманистической культуры в русской экзистенциальной философии первой половины XX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Тверь. 2003. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лебедев, Алексей Юрьевич

Введение.

Глава I. Человек как творец культуры.

1.1. Культурное творчество как неудача в философии Н.А. Бердяева.,.

1.2. Культурное творчество в философии Д.С. Мережковского.

1.3. Творческий акт как восстание против необходимости и разума в философии Л. Шестова.

Глава II. Кризис гуманистической культуры и перспективы его преодоления.

2.1. Трагедия гуманистической культуры и задача ее христианского обновления в философии Н.А. Бердяева.

2.2. Д.С. Мережковский: кризис гуманистической культуры и перспектива становления Царства Духа.

2.3. Генеалогия европейской гуманистической культуры Л. Шестова:

Афины и Иерусалим.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема кризиса гуманистической культуры в русской экзистенциальной философии первой половины XX века»

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Проблема кризиса постренессансной гуманистической культуры принадлежит к числу центральных в философском наследии таких ведущих представителей русской экзистенциальной философии как Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский, Л. И. Шестов. Русская философия XIX - XX вв. всегда отличалась особой чувствительностью ее представителей к историософской и культурфилософской проблематике. Русских авторов неизменно привлекало рассмотрение историко-культурного процесса в его гуманистическом измерении, смысловой значимости для человека. При этом характерно, что рефлексивный анализ историко-культурного развития Европы был для них своеобразной отправной точкой поиска смысла русской истории. Европейский опыт представал неким мыслительным зеркалом, в образах которого русские философы улавливали отправной пункт поиска собственной национальной самотождественности.

Актуальность темы исследования. Во-первых, концепция кризиса гуманистической культуры Нового времени, представленная в сочинениях таких ведущих представителей русской экзистенциальной философии как Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский, JI. И. Шестов, раскрывает многие важные грани этого процесса, приведшего в XX - начале XXI вв. к серьезным социальным и культурным потрясениям. Унаследовав ренессансную гуманистическую установку, западная культура Нового времени пришла к стандартизации жизнедеятельности личности, созданию спектра средств регламентации, приведших к рождению человека массы. Атомизированный человек массы, тишенный творческих потенций, стал опорой тоталитарных движений и партий, создаваемых ими политических режимов. Дегуманизация культуры и общественной жизни были важной предпосылкой многочисленных революционных потрясений и войн новейшего периода истории, породившего раз-гачные варианты технического и военного отчуждения, давшего небывалые по масштабу всплески терроризма, угрожающие сегодня всему мировому сообществу.

Во-вторых, предложенный представителями русской экзистенциальной философии анализ кризиса постренессансной гуманистической культуры дает возможность глубже понять историю новейшего периода развития России. В их концепциях высвечиваются те характеристики, которые специфичны для кризиса гуманистической культуры в условиях России рубежа XIX - начала XX вв., а также в период коммунистической диктатуры до Второй мировой войны.

В-третьих, теоретический анализ проблемы кризиса новоевропейской гуманистической, содержащийся в работах представителей русской экзистенциальной философии, не утратил своей актуальности и в современную эпоху, характеризуемую многими западными теоретиками как постмодерную. Мозаичное и игровое сознание современности так или иначе порождает вопрос о возможности обретения ценностных установок, способных служить смысловыми ориентирами жизнедеятельности человека. Различные варианты подхода к нему, сложившиеся в русской экзистенциальной философии конца XIX - начала XX вв., обладают значимостью и сегодня. Они важны для разработки позитивного взгляда на перспективы развития общества и культуры на Западе и в современной России на посткоммунистическом витке ее развития.

Степень разработанности проблемы. Первые варианты рассмотрения русских экзистенциальных концепций кризиса гуманистической культуры Нового времени сложились вскоре после их создания в среде отечественных 1второв, вынужденных эмигрировать на Запад после большевистской рево-1юции. В ряду авторов, впервые заговоривших о концепциях кризиса постренессансной гуманистической культуры, созданных Н.А. Бердяевым, Д.С. Бережковским, Л. И. Шестовым и др. теоретиками экзистенциальной ориентации, следует прежде всего назвать имена В.В. Зеньковского1, Н.О. Лосско-го2, С.А. Левицкого3, Ф.А. Степуна4. Уже в произведениях этих авторов акцентируется позитивная значимость разработки русскими экзистенциальными мыслителями проблемы кризиса гуманистической культуры, хотя данная тема не становится предметом самостоятельного историко-философского анализа.

В советскую эпоху, в силу очевидных идеологических причин, рассмотрение русскими экзистенциальными мыслителями проблемы кризиса новоевропейской гуманистической культуры становится предметом профессионального изучения лишь в 60-80-е гг. Именно тогда появляются первые историко-философские работы В.Ф. Асмуса, Ю.Н. Давыдова, В.А. Кувакина, Н.С. Семенкина и др. авторов, в той или иной мере затрагивающие этот вопрос5.

1 Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х Т. Л., 1991. Т.2, 4.2. С. 54-92.

2 Лосский Н.О. История русской философии. М.,1991. С. 298-319;414-415; 429-435.

3 Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли: В 2-х Т. М, 1996.Т.2. С. 271-277; 353-377; 394-402.

1 Степун Ф.А. Портреты. СПб, 1999. С. 277-293; Степун Ф.А. Бывшее и не-:бывшееся. СПб., 1994. Асмус В.Ф. Экзистенциальная философия: ее замыслы и результат (Лев Пестов как ее адепт и критик) // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978; Давыдов Ю.Н. Бегство от свободы. М., 1978; Сувакин В.А. Религиозная философия в России: нач. XX в. М.: Мысль, 1980; 1!еменкин Н.С. Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей софиологов. М., 1986.

В эпоху перестройки и на этапе посткоммунистического развития страны очевидно радикальное изменение исследовательского интереса к концепциям русских экзистенциальных мыслителей, сопряженных с рассмотрением кризиса гуманистической культуры Нового времени, выявлением значимости этого процесса для российской истории. При этом очевидно сближение парадигмы рассмотрения наследия Н.А. Бердяева, Д.С. Мережковского, JI. И. Шестова и др. русских экзистенциальных мыслителей, предлагаемое отечественными авторами и зарубежными исследователями.

Характерно, что в зарубежной историко-философской науке воззрения русских экзистенциальных мыслителей, сопряженные с выявлением истоков и отличительных черт созданных ими концепций кризиса постренессансной гуманистической культуры, были предметом оживленного обсуждения буквально со времени их появления. Все дело в том, что русские экзистенциальные мыслители, оказавшиеся в послереволюционной эмиграции, активно взаимодействовали с западными коллегами, обсуждая этот вопрос и предлагали стратегии его интерпретации, которые получали широкую популярность. В данной связи достаточно вспомнить, например, о контактах. Бердяева с Э. Мунье и Ж. Маритеном или М. Бубера с Шестовым.

В работах А. Валицкого, Г. JL Клайна, Д. Лоури, О. Клемана, Ф. Нучо, Б.Г. Розенталь, Д. Эди и других зарубежных авторов рассмотрены различные аспекты видения проблемы кризиса новоевропейской гуманистической культуры русскими экзистенциальными мыслителями на фоне социокультурной ситуации XX в., реалий новейшей истории России и Запада1.

1 Clemant О. Berdiaev. Paris, 1991; Kline G.L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago, 1968; Lowrie D. Rebellious Prophet: A Life of N. Berdyaev. New York, 1960; Nucho F. Berdyaev's Philosophy: The Existential Paradox of Freedom and Necessity. Garden City, 1966; Rosental B. G. Introduction // Nietzsche and Soviet Culture. Ally and Adversary. Ed. by B.G. Rosental.

В русле схожей исследовательской стратегии некоторые важные черты концепций кризиса постренессансной гуманистической культуры, созданных русскими экзистенциальными философами, стали предметом изучения в трудах П.П. Гайденко, Р.А. Гальцевой, Б.Л. Губмана, М.А. Колерова, Н.В. Мот-рошиловой, Л.И. Новиковой, И.И. Семаевой, И.Н. Сиземской, С.С. Хоружего и др. авторов1. Однако до сих пор ни в отечественной, ни в зарубежной историко-философской литературе не представлено целостного типологического анализа тех концепций кризиса гуманистической культуры Нового времени, которые были созданы крупнейшими представителями русской экзистенциальной философии первой половины XX века.

Теоретическая неразработанность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы исследования, объектом которого явилось философское наследие таких ведущих представителей русской экзистенциальной философии как Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский и Л.И. Шестов, а предметом - разработанные ими концепции кризиса гуманистической культуры Нового времени.

Cambridge, 1994.; Russian Philosophy. Ed. by J.M. Edie. Chicago, 1965; Walicki A. A History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford, California, 1979.

1 Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М., 1997; Мотрошилова Н.В. Экзистенциализм // История философии: Запад — Россия - Восток. В 4-х Т. Т. 4. М., 2000; Гальцева Р.А. Очерки русской уто-шческой мысли XX века. М., 1992; Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь, 1997. Колеров М.А. Не мир, но меч. СПб., 1996. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. МД997; Семае-за И.В. Традиции исихазма в русской религиозной философии первой по лозины 20 в. М., 1993; Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб, 1994.

Цель и задачи исследования. Целью исследования является историко-философский анализ интерпретации проблемы кризиса гуманистической культуры Нового времени в русской экзистенциальной философии первой половины XX в. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить специфику видения культурного творчества как перманентной неудачи, предложенную Н.А. Бердяевым;

- раскрыть философские основания истолкования Д.С. Мережковским процесса культурного творчества;

- выявить особенности понимания Л.И. Шестовым культурного творчества как восстания против необходимости и разума;

- исследовать эволюцию воззрений Н.А. Бердяева на проблему кризиса постренессансной гуманистической культуры;

- проанализировать развитие концепции кризиса новоевропейской гуманистической культуры Д.С. Мережковского;

- изучить генеалогическую интерпретацию кризиса гуманистической культуры Нового времени Л.И. Шестова.

Источниками исследования являются произведения Н.А. Бердяева, Д.С. Мережковского, Л. И. Шестова, в которых представлены их воззрения на проблему кризиса новоевропейской гуманистической культуры. К числу источников следует отнести также произведения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, B.C. Соловьева, Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Унамуно, М. Хайдег-гера и др. отечественных и зарубежных философов, в поле идей которых формировалось творчество названных мыслителей. Сочинения В.В. Зеньков-ского, Н.О. Лосского, С.А. Левицкого, Ф.А. Степуна, которые содержат важные сведения о жизни и сочинениях этих авторов, также являются интегральной частью источниковедческой базы диссертации.

Методологические основы диссертации определяются целью и задачами исследования, особенностями изучаемых философских концепций. Она базируется на герменевтической стратегии интерпретации изученного материала. В контексте работы использованы генетический, сравнительный, структурный, структурно-функциональный и иные методы научого анализа. Так, например, генетический метод позволил выявить ветхозаветные истоки концепции культурного творчества Шестова, сравнительный метод выявил свою эвристическую значимость при сопоставлении концепций кризиса гуманистической культуры Бердяева, Ницше и Соловьева.

Структура и основное содержание диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Общий объем диссертации - страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Лебедев, Алексей Юрьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ проблемы, проведенный в диссертации, позволяет сформули-ювать следующие выводы:

1. Экзистенциальные интерпретации кризиса гуманистической культу->ы, сложившиеся в сочинениях Н.А. Бердяева, Д.С. Мережковского, Л. И. Пестова и иных русских авторов первой половины XX в., во многом опира-отся на полемику славянофилов и западников, Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева. Одновременно их трудно понять вне контекста щейного наследия европейских романтиков и Ф.В. Шеллинга, Г.Т. Бокля , Ф. 'изо, Д.С. Милля, А. Шопенгауэра и в особенности Ф. Ницше. Оказавшись в миграции, русские мыслители-экзистенциалисты не только увидели и осоз-[али новые реалии кризиса гуманистической культуры, но и попытались пе-еосмыслить ранее сложившиеся подходы к этой группе феноменов в ключе, редложенном новейшими версиями философии жизни, европейским экзи-тенциализмом, персонализмом и другими направлениями антропологиче-кой мысли.

Специфической особенностью русской экзистенциальной мысли в ее одходе к проблеме кризиса гуманистической культуры является религиоз-о-нравственный характер идей, выдвигаемых ее представителями. Именно с гой платформы ими ведется генеалогический анализ истории западной и усской культурных традиций. Сам способ генеалогического видения истопи, предложенный ими, во многом сложился под воздействием идейного аследия Ф. Ницше. В этом наблюдается определенное родство методологи-зских установок теоретиков русского и западноевропейского экзистенциа-язма. Отправляясь от собственного видения современной ситуации кризиса фопейской гуманистической культуры, русские авторы обращаются к по-;ку его исторических корней, чтобы затем предложить некоторое критиче-сое понимание целостности культурно-исторического процесса в свете ре-1гиозно-нравственных ценностей.

Сам способ критической деконструкции традиции, предлагаемый русскими авторами, носит подчеркнуто антисистемный характер. «Вычитывание» смыслового содержания прошлого сквозь призму настоящего ведется в слюче поиска определенных бинарных оппозиций, позволяющих дать оценку разнонаправленных тенденций культурно-исторического развития. Бердяев, гапример, использует для характеристики кризиса европейской гуманисти-шской культуры шпенглерианскую оппозицию культуры и цивилизации, об-гаруживая симптомы этого противостояния через различные полярные символически выраженные феномены. Для Мережковского этот процесс рисуется под знаком противостояния языческого и христианского начал культуры, а Пестов видит его в перспективе полярности Афин и Иерусалима. Вне зависимости от способа фиксации кризиса гуманистической культуры в аппарате •инарных оппозиций, русские философы фиксируют те реальные феномены, юторые сопряжены с утратой человеком личностного начала в массовом |бществе. Триумф стандартизации и отчуждения видится им своеобразной латой за неумеренное самовозвеличение человека, стремящегося начиная с енессансной поры к безудержному покорению мира и отринувшему религи-зные ценности. Итогом кризиса гуманизма оказывается в финальной ин-танции не только атомизированный индивид культуры позднекапиталисти-еского Запада, но и нарождение фашистской и коммунистической разно-идностей тоталитаризма, что тоже не ушло от внимания русских мыслите-ей-экзистенциалистов. Таким образом, поиск смыслового содержания исто-ии, истоков кризиса гуманистической культуры ведется русскими философами-экзистенциалистами в генеалогическом ключе, но находит свою куль-инацию в выводах, предполагающих возможность возрождения гуманизма ишь на пути его синтеза с религией, что во многом совпадает с направлени-vi мысли Г. Марселя, К. Ясперса, М. Бубера и других западных философов тгропологической ориентации.

Предлагая в собственном ключе рассмотрение содержания и смысла феномена кризиса гуманистической культуры, представители русской экзистенциальной философии акцентировали важность соединения признания денности личности с совокупностью универсальных ценностей, чья целост-юсть была утрачена в Новое время и представлялась им подлежащей висста-ювлению как необходимая для полноценной самореализации творческих юзможностей человека. В отличие от своих западных коллег-жзистенциалистов, русские приверженцы этого направления более склонны с глобальным эсхатологическим конструкциям, венчающим их видение па-юрамы кризиса гуманистической культуры.

2. Обращаясь к проблеме кризиса постренессансной гуманистической :ультуры, Н.А. Бердяев рассматривает ее в свете собственных общетеорети-[еских представлений о природе культурно-исторического творчества как [ерманентной неудаче. При этом, его концепция формируется под влиянием [дей И. Канта, С. Кьеркегора, романтиков, К. Маркса, Ф. Ницше и традиции шлософии жизни, экзистенциализма и персонализма. Она также теснейшим бразом связана с наследием Ф. М. Достоевского, JI.H. Толстого и B.C. Со-овьева и других представителей русской религиозной философии. Как и ругие представители русской экзистенциальной философии, Бердяев попы-ался выявить антропологические основания возможной дегуманизации ультуры. Экзистенциальный субъект, в его интерпретации, лишен каких-ибо сущностных определений и наделен даром свободы, обусловливающим го способность к творчеству, постоянному самопревосхождению на пути к абсолюту. Бердяев считал, что культура всегда предполагает неудачу замыс-а созидающего ее субъекта: избираемые им ценностные ориентиры никогда е могут найти полного воплощения в результате его творчества. Интерпре-щия взаимосвязи культуры и творчества, созданная Бердяевым еще в доре-элюциооный период, эволюционирует в духе персоналистической этики юрчества в период его эмиграции.

В эмиграции Бердяев находит новые нюансы темы взаимосвязи творчества и культуры, осваивая идеи католического персонализма, философской штропологии М. Шелера, экзистенциализма М. Хайдеггера, К. Ясперса, Ж.-1. Сартра и др. Критикуя онтологическое мышление как препятствие на пути эсознания безосновности свободы и творчества, Бердяев утверждает связь юякого подлинного философского теоретизирования с нравственным опытом. Разрабатывая собственный вариант этики творчества, русский философ угвергает трансцендентализм и системное теоретизирование в сфере этики сак несущие умерщвление экзистенциального содержания нравственного >пыта. Этика творчества предполагает перманентное стремлению человека к южественному сверх-добру. Ее императив призывает личность «в свободном [ творческом акте соучаствовать в Божьем деле», борясь со злом. В свете [мператива этики творчества, опирающегося на эсхатологическую установ-:у, культурно-исторический процесс предстает как сфера непрекращающейся юрьбы добра и зла, где в финальной инстанции восторжествует творческое [ачало, ведущее к триумфу сверх-добра.

3. Концепции кризиса гуманистической культуры Нового времени воз-икла в произведениях Д.С. Мережковского в непосредственной связи с рас-мотрением им проблемы культурно-исторического творчества. Ее ядро скла-ывается уже в дореволюционный период деятельности Мережковского под лиянием идей Пушкина, Ницше, Соловьева, Толстого, Достоевского и др. ыслителей. Человек предстал в ней в ракурсе полярного единства плотского духовно-личностного начал, выступая как свободное и творческое сущест-э. Не только жизнь каждого человека, но и историко-культурный процесс в его елостности окрашены, в силу этой полярности, противоречием между покло-знием ценностям материального характера и высшим духовным ориентирам, оотношение плоти и духа, по Мережковскому, стало предметом фундамен-шьного осмысления двух полярных авторов - Толстого и Достоевского. Ме-гжковский не принимал позиции Толстого, который усматривал в телесности нечто негативное, подлежащее преодолению путем усилий человеческого духа. Ему был ближе Достоевский, который верил в мощь человеческой субъективности, составляющей ее ядро способности волеизъявления. Мережковский обра-гил внимание на внутренний диалог, полифонию голосов героев Достоевского. Эдновременно он интерпретировал постоянное стремление человека к абсолюту, констатированное Достоевским, как фундаментальный источник творчества.

В эмиграции усиливаются философско-теологические моменты миросозерцания Мережковского, его внимание к христологической интерпретации культурного творчества. В свете его обращения к корпусу идей либе-)альной теологии, Бергсона, Унамуно и др. авторов эта проблема получает ювое звучание. Урок евангельского предания Мережковский видел в утверждении пафоса человеческой свободы, являющей собою корень культурного ворчества. Мережковский предложил весьма нетрадиционное истолкование >браза Христа, ведущее к обновленческому видению смысла культурно-[сторического процесса и роли в нем человеческого творчества.

4. Генеалогия европейской культурной традиции J1. И. Шестова бази->уется на платформе антропологических оснований его концепции. В ее юрмате им был создан интересный вариант рассмотрения проблемы творче-тва как порождения человеческой свободы. В российский и эмигрантский ериоды в произведениях Шестова присутствует определенная констант-ость избираемых им тем и идейной стратегии. Искания Шестова отмечены лиянием наследия М. Лютера, Б. Паскаля, И. Канта, С. Кьеркегора, Ф. Ниц-ie, JI. Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и других авторов. Существенным юментом является и то, что Шестов не следует в фарватере философствова-ия, который был проложен B.C. Соловьевым и разделялся большинством усских философов экзистенциальной ориентации. Экзистенциальная фило-офия Шестова утверждает значимость человеческой субъективности и сво-оды. Прибегая к подчеркнуто антисистемному способу теоретизирования, 1естов критиковал классический европейский рационализмом, диссонирующий с трагическим чувством жизни. Он утверждал, что вера, питаемая эиблейским наследием, ведет к осознанию ограниченности разума и значимости божественного произвола, который санкционирует возможность чуда, 1 вместе с ними и человеческую свободу. Абсурд и вера низвергают диктат юзнания и этики во имя утверждения всемогущества Бога.

Шестов предложил критику онтологических схем классической запад-юй философии, апеллируя к ветхозаветным представлениям о неизречимо-;ти божественной реальности. Это роднит его построения с наследием М. 5убера, Ф. Розенцвейга и Э. Левинаса. Однако в отличие от этих еврейских шторов, Шестов утверждал радикальную несовместимость религиозной веры I этического долженствования. Здесь он разошелся и с B.C. Соловьевым и >усскими экзистенциальными мыслителями. Движение от Гегеля к Иову -гуть к принятию веры, чуда, абсурда реальности и свободы. Стремясь к кри-ике тотализирующего мышления, разнообразных онтологических и этиче-:ких схем, Шестов хотел защитить и утвердить человеческую свободу и ворчество. Негативной чертой его построений стал разрыв между человече-ким творчеством и этикой. Неприятие общезначимых моральных ориенти-юв и представлений о благе обернулось обреченностью индивида на одино-ество собственных усилий изменить культурный мир.

5. . Испытав значительное влияние философии Ф. Ницше и B.C. Со-овьева, Бердяев предложил весьма оригинальное видение истоков и резуль-атов кризиса гуманистической культуры. В основных своих чертах оно сло-силось еще до его эмиграции из России, но продолжало приобретать допол-ительные нюансы в зарубежный период его деятельности. Историческое ристианство, по Бердяеву, отнюдь не во всем сумело воплотить в жизнь за-еты Христа. И поэтому Ренессанс интерпретировался им как справедливая еакция на теократические притязания средневекового католицизма реализо-ать Царство Божие на земле. Гуманизм понимался Бердяевым как общая ду-овно-ценностная установка, жизненная стратегия, которая после появления з культуре итальянского Ренессанса раскрывается и в иных социокультурных феноменах глобального масштаба. Бердяев констатировал, что, в силу утраты религиозных корней и неудач исторического христианства, постренессанс-тя гуманистическая культура создала способы жизнедеятельности и ценностные установки, породившие человека массы, у которого атрофирована способность к творчеству. До эмиграции Бердяев, разработал развернутую про-рамму синтеза христианства и гуманизма как основы нового религиозного юзнания.

Познакомившись в эмиграции с творчеством Э. Мунье5 Ж. Маритена, ). Шпенглера, М. Шелера, М. Хайдеггера и др. западных философов, он ви-(оизменил свое понимание кризиса гуманистической культуры и создал об-ювленную персоналистическую платформу его преодоления, питаемую ожиданием наступления эры Св. Духа. В произведениях Бердяева эмигранткой поры усиливается эсхатологический компонент его воззрений. Активно отрудничая в этот период с французскими персоналистами, Бердяев не хо-ел рисовать конкретные социальные утопии будущего. «Активная» эсхато-огия интерпретировалась им как эффективное средство преодоления объек-ивации и утопизма в социальной жизни, культуре, призванное открыть го-изонты становления Церкви Духа, эры конкретного единения христианства : гуманизма.

6. Разработав собственный вариант генеалогического анализа истоков ризиса новоевропейской гуманистической культуры под влиянием идей 1ицше, Мережковский одновременно интерпретировал его наследие в духе (илософии всеединства Соловьева. Еще в доэмигрантский период сформи-овалось его понимание историко-культурного процесса в перспективе неис-оренимого противоборства в нем языческого и христианского начал. Опира-сь на идеи А.И. Герцена, Дж. С. Милля, М. Бакунина и др. авторов, Мереж-овский усматривал реальные симптомы кризиса постренессансной гумани-гической культуры в рождении усредненного человека массы, начисто лишенного стремления к духовным ценностям и способности к творчеству. «Последние люди» Ницше в его работах интерпретируются как представ-тяющие мещанское миропонимание, знаменующее эру триумфа «грядущего Кама». Однако в отличие от немецкого философа, Мережковский полагал юзможным синтезировать христианство и гуманизм, возвещая близость эпо-си Св. Духа. Определяющую роль в обеспечении торжества дела религиоз-юй общественности в предреволюционные годы Мережковский отводил >оссии и русской интеллигенции.

В период эмиграции в творчестве Мережковского доминируют пессимистические и апокалипсические умонастроения, эсхатологизм, трагическое [увство вселенской катастрофы. Довольно значительную роль в эмигрант-кий период начинает играть обращение Мережковского к идеям А. Бергсо-ta, М. де Унамуно, О. Шпенглера и др. крупных западных теоретиков первой юловины минувшего столетия. Неспособность Европы, современного ему !апада обрести духовный фундамент собственного возрождения представляюсь ему причиной неумолимо надвигающейся катастрофы. Утверждая бли-ость заката европейской культуры, русский автор не оставлял надежды на шнальное торжество Царства Св. Духа, призванного сплотить человечество единое целое на основе высших религиозных ценностей, свободного совме-тного культурного творчества людей, которые осознали подлинный смысл чения Христа.

7. В концепции генеалогии европейской культурно-исторической тра-иции Шестова достаточно последовательно проводится линия теоретиче-кого антигуманизма. Теоретический антигуманизм Шестова в определенной гепени созвучен построениям М. Хайдеггера: анализ метафизических Корей гуманистического миросозерцания роднит этих двух теоретиков, испы-шших значительное влияние ницшеанской генеалогии европейской куль-фной традиции. Если Ницше и Хайдеггер вели свою критику метафизиче-еой традиции с платформы возвеличения изначального эллинского миросозерцания, то Шестов, напротив, разрабатывает свою генеалогическую интерпретацию европейской мыслительной традиции, идеализируя ветхозаветное зидение мира и места в нем человека. Гуманизм и прогрессистское видение зстории Нового времени рассматривались им в качестве итога пагубного гриумфа линии рационализма над религиозным началом европейской культурной традиции - Афин над Иерусалимом. Порабощение человеческой субъективности, отчуждение личности продуктами, попавшей в ловушку ус-iexoB разума, научно-технического овладения миром рисовались Шестову трагическим итогом этого процесса.

У истоков гуманистического миросозерцания Ренессанса и Нового !ремени Шестов обнаруживает таких классиков греческой мысли как Парме-гид, Сократ, Платон и Аристотель. Созданное ими рационально-шлософского видение мира и опирающиеся на него этические программамы ггкровенно контрастировало с библейским миросозерцанием, создавая то [ротивостояние Афин и Иерусалима, которое ясно узрел, как представляется Цестову, Тертуллиан. Шестов полагал, что основу линии компромисса Афин : Иерусалима заложил еще Августин. Шестов был солидарен с Э. Жильсо-ом, который, как ему представлялось, верно показал, что христианская фи-ософия средневековья, руководствуясь задачей создания синтеза путей веры разума фактически капитулировала перед Афинами. Лишь П. Дамиани, Д. !кот и У.Оккам были, по Шестову, близки к осознанию значимости линии [ерусалима. Ренессанс и Новое время ознаменовались полным триумфом .фин - рационализма, гуманизма и прогрессистского историзма. Шестов по-агал, что свидетельством тому является наследие Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. 'ейбница, И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля. Критическая оппозиция Афинам была редставлена лишь М. Лютером и Б. Паскалем. Среди родственных собст-гнному миропониманию авторов, критически относившихся к рационали-гической парадигме мысли и поклонению науке, гуманистической установ-; и историцистски-оптимистическим схемам социокультурного развития,

Шестов называл таких мыслителей как Кьеркегор, Ницше и Достоевский. Критикуя гуманистическую культуру Нового времени, Шестов парадоксальным образом пытался утвердить экзистенциальную парадигму мировидения, рожденную в контексте именно этой эпохи и выражавшую дух ее кризисных штений.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лебедев, Алексей Юрьевич, 2003 год

1. Августин Аврелий. О граде Божием: В 4-х Т. М.: Изд-во Спассо-Преобр. Валаам, мон., 1994. Т.1.-394 С.; Т.2.-336 С.; Т.3.-281 С.; Т.4.-404 С.

2. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От B.C. Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990.- 154 С.

3. Асмус В.Ф. Экзистенциальная философия: ее замыслы и результат (Лев Шестов как ее адепт и критик) // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978. С. 232 - 254.

4. Ахутин А.В. Одинокий мыслитель // Шестов Л. Сочинения в 2-х Т. Т. 1. М., 1993. С. 3-14.

5. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987. 348 С.

6. Бахтин. М.М Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. 318 С.

7. Белый А. Из воспоминаний о русских философах// Минувшее. Ист. Аль-манах.9. М.:Открытое общество: Феникс, 1992.-510 С.

8. Бельчевичен С.П. Проблема взаимосвязи культуры и религии в философии Д.С. Мережковского. Тверь: ТвГУ, 1999. 130 С.

9. Бердяев Н.А. Борьба за идеализм // Мир Божий. 1901. С. 1-26. Ю.Бердяев Н.А. Бунт и покорность в психологии масс// Интеллигенция.

10. Власть. Народ (Антология). М.: Наука, 1993. С.117-124. П.Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М.: Канон +, 1998.- 400 С.

11. Бердяев Н.А. Духовные основы русской революции: Опыты 1917-1918гг. СПб.: РХГИ, 1999.-432 С.

12. Бердяев Н.А. Евразийцы// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993. С.292-300.

13. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.220 С.

14. Бердяев Н.А. Кризис интеллекта и миссия интеллигенции// Интеллигенция. Власть. Народ (Антология). М.: Наука, 1993. С.281-285.

15. Бердяев Н.А. Критика исторического материализма // Мир Божий. Октябрь. 1903 .-С. 1-30.

16. Бердяев Н.А. Ф. Ланге и критическая философия в ее отношении к социализму // Мир Божий. Июль. 1900. С. 224-254.

17. Бердяев Н.А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.- 383 С.

18. Бердяев Н.А. О русской философии: В 2-х Ч. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991.4.1.- 234 С.Ч.2.-240 С.

19. Бердяев Н.А. О фанатизме, ортодоксии и истине // Человек. 1997.№3. С. 67-75.

20. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. тр. М.: Флинта, 1999.-312 С.

21. Бердяев Н.А. Проблема истории и эсхатология// Очерк русской философии истории: Антология. М.:ИФ РАН, 1996.- С.291-312.

22. Бердяев Н.А. Pro et contra.Антология: В 2 кн. СПб.: РХГИ, 1994. Кн.1. -572 С.

23. Бердяев Н.А. Пути гуманизма// Здравый смысл. 1997.№3. С. 64 -72.

24. Бердяев Н.А. Русская идея. Судьба России: Основные проблемы русской мысли 19 в. и начала 20 в. М.: Сварог и К.,1997. 541 С.

25. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья: Сб. М.: Наука, 1990.-С. 43-271.

26. Бердяев Н.А. Самопознание. М.: Мысль, 1991.-318 С.

27. Бердяев Н.А. Собр. соч.: в 4-х Т. PARIS: IMCA-PRESS, 1989-1991.Т.1.-425 С.; Т.2. 452 С.; Т.З. - 713 С.; Т.4. - 598 С.

28. Бердяев Н.А. Сочинения /Сост. Гулыга А.В. М.: Раритет, 1994.-416 С.$0. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990.- 174 С.

29. Бердяев Н.А. Субъективизм и индивидуализм в общественной философии. Критический этюд о К.Н. Михайловском. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1901. 479 С.

30. Бердяев Н.А. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности. М.: изд-во МГУ, 1990.- 240 С.

31. Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда// Интеллигенция. Власть. Народ (Антология). М.: Наука, 1993. С. 125-140.

32. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М.: ИМКА-ПРЕСС, 1990.- 288 С. >5. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. 4801. С.

33. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989.607 с.

34. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 х Т. М.: Искусство, 1994. Т.1 - 542 С. Т.2. - 510 С.

35. Бердяев Н.А. Царство Христа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.382 С.

36. Бердяев Н.А. Человек. Микрокосм и макрокосм// Русский космизм. Антология философской мысли. М.: Педагогика-пресс, 1993. С. 166-184. Ю.Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев// Россия между Европой и

37. Азией: Евразийский соблазн. М.: Наука, 1993.- С.301-307. Н.Бердяев Н.А. Этическая проблема в свете философского идеализма // Проблемы идеализма. СПб., 1902. С. 91-136.

38. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М.: Луч, 1993. -252 с.

39. Блок А. Собр. соч. М.- Л: Литера, 1962. Т.6. 274 С.

40. Булгаков С.Н. Апокалиптика и философия истории// Очерк русской философии истории: Антология. М.: ИФ РАН, 1996. С.256-263.

41. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997. 589 С.

42. Вехи. Из глубины. М.: Правда, 1991. 606 С.

43. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. М. .-Республика, 1997.-496 С.

44. Гальцева Р.А. Очерки русской утопической мысли XX века. М.: Наука, 1992.-204 С.

45. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. -703 С.

46. Губман Б.Л. Россия и Европа в философии русской истории. Тверь:

47. Изд-во ТГУ, 1997. 111 С. >1. Губман Б.Л. Современная католическая философия: человек и история.

48. Дмитриева Н.К., Моисеева А.П. Философ свободного духа: Н. Бердяев:жизнь и творчество. М.: Высшая школа, 1993.- 269 С. )6. Доля В.Е. Иллюзия духовности: О превратном характере религиозного мировоззрения. Львов: Вища шк., 1985. 224 С.

49. Дымерская Л. Т. Манн и Н. Бердяев о духовно-исторических истоках-болыиевизма и национал-социализма // Вопросы философии. 2001. №5. С.62-74.

50. Евлампиев И.И. История русской метафизики в XIX XX вв. Русская философия в поисках абсолюта: В 2 Ч. СПб.: «Алетейя», 2000. - 828 С.

51. Ермичев А.А. Три свободы Н. Бердяева. М.: Знание, 1990. 63 С.

52. Зандер Л.А. Бог и мир: Миросозерцание отца С. Булгакова: В 2- х Т.

53. PARIS: IMCA-PRESS, 1948. Т. 1. 479 с.; Т. 2. - 381 с. 61. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л.: ЭГО,1991. Т.1.

54. Ч.1.- 220 е.; Т.2. 4.2. 279 е.; Т.2.Ч. 1. - 254 е.; Т.2.Ч.2. - 268 с.

55. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа/ Сост. П.В. Алексеева. М.: Республика, 1997. 368 С.

56. Зериов Н.М. Русское религиозное возрождение 20 века/ пер. с англ. PARIS: YMCA-PRESS, 1991.-368 С.

57. Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М.: Наука, 1993. -334 С.

58. Колеров М.А. Не мир, но меч. СПб.: Алетейя, 1996. 375 С.

59. Коплстон Ф.Ч. История средневековой философии. М.: Энигма, 1997. -500 С.

60. Костиков В.В. Не будем проклинать изгнанье.: Пути и судьбы русской эмиграции. М.: Международные отношения, 1990. 426 С.

61. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 205 С.

62. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: начало XX в. М.: Мысль, 1980. 309 С.

63. Лебедев В.Э. Философия истории и метаистории. Екатеринбург: Б.и., 1997.-180 С.

64. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философской и общественной мысли: В 2-х Т. М.: Канон, 1996,- Т.1.-496 С. Т.2.- 512.

65. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: Мысль, 1989. -204 С.

66. Лосев А.Ф. Вл. Соловьев. М.: Мысль.1994.- 230 С.

67. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: 1990.-225 С.

68. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высшая школа, 1991559 С.

69. Люкс Л. К вопросу об истории идейного развития «первой русской эмиграции» // Вопросы философии. 1992.№ 9.С.160-164.

70. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.: Мысль, 1979,- 431 с.

71. Маритен Ж. Философ в мире / пер. с фр. Б.Л. Губмана. М.: Высшая школа, 1994.-192 С.г9. Мережковский Д.С. Антихрист (Петр и Алексей) // Собр. Соч. : В 4-х Т.

72. Т. 2. М., 1990. С. 319-759. !0. Мережковский Д.С. Атлантида-Европа: Тайна трех. М.: Русская книга, 1992.-413 С.

73. Мережковский. Д.С. Вечные спутники // Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. С. 487-520. 12. Мережковский Д.С. Воскресшие боги (Леонардо да Винчи) ) // Собр.

74. Соч. : В 4-х Т. Т. 1. М., 1990. С. 309 591. Т. 2. М., 1990. С. 7 - 318. 53. Мережковский Д.С. Грядущий Хам // Мережковский Д.С. Больная Роения. Л., 1991.С. 13 - 45.

75. Мережковский Д.С. Жанна Д' Арк. М.: Международный центр Рерихов, 1995.- 111 С.

76. М., 1991. С. 172-178. 39. Мережковский Д.С. Рождение богов. Тутанкамон на Крите// Собр. Соч.: В 4-х Т. Т. 4. М., 1990. С. 261- 368.

77. Мережковский Д.С. Смерть богов (Юлиан Отступник) // Собр. Соч. : В 4-х Т. Т. 1. М., 1990. С. 27 308.

78. Мережковский Д.С. Теперь или никогда // Мережковский Д.С. Больная Росиия. Л., 1991. С. 46-72.

79. Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский // Д.С. Мережковский. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М.: Республика, 1995. 485 С.

80. Морева Л.М. Лев Шестов. Ленинград: ЛГУ, 1991. 85 С.

81. Мотрошилова Н.В. Экзистенциализм // История философии: Запад -Россия Восток. В 4-х Т. Т. 4. М., 2000. С. 230-242.

82. Мотрошилова Н.В.Николай Бердяев // История философии: Запад Россия-Восток. В 4-х Т. Т. 3. М., 1998. С. 333 - 348.

83. Мунье Э. Что такое персонализм? М., 1994. 126 С.

84. Мюллер Л. Понять Россию: историко-культурные исследования. Пер. с нем. М.: «Прогресс-Традиция», 2000. 432 С.

85. Неретина С.С. Бердяев и Флоренский: о смысле исторического// Вопросы философии. 1991 №З.С. 67-83.

86. Ницше Ф. Сочинения: В 2-х Т.М.: Мысль, 1990.- Т.1.-831 С. Т.2.-829 С.

87. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.:ИЧП «Изд-во Магистр», 1997. 328 С.

88. О России и русской философской культуре: философы русского послеоктябрьского зарубежья: Сб. М.: Наука, 1990. 528 С.

89. Пайпс Р. Русская революция: В 3 ч. Пер. с англ. М.: РОССПЭН, 1994. 4.1.-398 С.; 4.2. 584 С.

90. Параллели: (Россия Восток - Запад): Альманах филос. компаративистики. М.: Б.и.,1991. Вып.1.- 165 С. Вып.2.- 182 С.

91. Паршин А.Н. Русская религиозная мысль: возрождение или консервация // Вопросы философии. 2002. №4. С.50.59.

92. Поляков Л. Мессия XX века. (Судьба России sub specie Николая Бердяева) //Параллели. М.: Б.и., 1991.Вып.1. С. 66-90., 1992.-427 С.

93. Раев М.И. Россия за рубежом: история культуры русской эмиграции. 1919-1939/ пер. с англ. М.: Прогресс-Академия, 1994.-294 С.

94. Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн: Антология. М.: Наука, 1993.-367 С.

95. Русская идея: В кругу писателей и мыслителей русского зарубежья; В 2 х Т. М.: Искусство, 1994. Т. 1. - 539 с.Т.2. - 647 С.

96. Русская идея. М.: Республика, 1992. 494 С.

97. Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть XX в. М.: РОССПЭН, 1997.-748 С.

98. И. Семаева И.В. Традиция исихазма в русской религиозной философии первой половины 20 в. М.: МПГУ, 1993. 205 С.

99. Семенкин Н.С. Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей софиологов. М.: Политиздат, 1986. 172 С.

100. Смирнов И.П. От марксизма к идеализму: М.И. Туган-Барановский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев. М.: Рус. книгоизд. товарищества, 1995.-284 С.

101. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М.: Высшая школа, 1984.-448 С.

102. Соловьев B.C. Соч.: В 2-х Т. М.: Мысль.1988. Т.1.- 894 С.; Т.2. -824 С.

103. Соловьев B.C. Соч.: В 2-х Т. М.'Правда. 1988.Т.1.- 687С.; Т.2. -735 С.

104. Степун Ф.А. Встречи. М.: Аграф, 1998.-256 С.

105. Степун Ф.А. Портреты. СПб, 1999. С. 277-293.

106. Степун Ф.А. Бывшее и несбывшееся. СПб., 1994. 429 С.

107. Унамуно М. О трагическом чувстве жизни. М.,1997. 414 С.

108. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 т. СПб.: София, 1991.Т.1. -350 С.Т.2. -348 С.

109. Философы России XIX XX столетий. Биографии, идеи, труды.2-е изд. М. :МГУ., 1995.-221 С.

110. Хайдеггер М. Время картины мира // Время и бытие. М., 1993. С. 41-62.

111. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Але-тейа, 1994.-445 С.

112. Хоружий С.С. Ницше и Соловьев в кризисе европейского человека // Вопросы философии.2002. №2. С.52-68.

113. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избранные произведения. М., 1994. С. 1- 128.

114. Шестов JI. Апофеоз беспочвенности // Избранные сочинения. М.: Ренессанс, 1993. С. 327-475.

115. Шестов JI. Афины и Иерусалим И Шестов JI. Сочинения: В 2-х Т. М., 1993. Т. 1.С. 317-664.

116. Шестов Л. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше // Избранные сочинения. М.: Ренессанс, 1993. С. 39 158.

117. Шестов Л. Достоевский и. Ницше (философия трагедии)// Избранные сочинения. М.: Ренессанс, 1993. С. 159 326.

118. Шестов Л. Киргегард и экзистенциальная философия. М.,1992. 301 С.

119. Шестов Л. На весах Иова // Шестов Л. Сочинения: В 2-х Т. М., 1993. Т. 2. С. 5-404.

120. Шестов Л. Potestas clavium (власть ключей) // Шестов Л. Сочинения: В 2-х Т. М., 1993. Т. 1.С. 15-312.

121. Ясперс К. Ницше и христианство. М.: Мир, 1994. 114 С.

122. Clemant О. Berdiaev. Paris, 1991.-256 P.

123. Kline G.L. Religious and Anti-Religious Thought in Russia. Chicago, 1968. -320 P.

124. Levinas E. Totality and Infinity. An Essay on Exteriority. Pittsburgh, 1998. -314 P.

125. Lowrie D. Rebellious Prophet: A Life of N. Berdyaev. New York, 1960. -280 P.

126. Nucho F. Berdyaev's Philosophy: The Existential Paradox of Freedom and Necessity. Garden City, 1966. 195 P.

127. Nietzsche and Soviet Culture / Ed. By B.G. Rosenthal. New York, 1994. -421 P.

128. Rosenzweig F. The Star of Redemption.Notre Dame, L., 1985. 445 P.

129. Russian Philosophy, Ed. by J.M. Edie, Chicago, 1965. 427 P.

130. Tsambassis A. Berdyaev's Personalistic Philosophy. "Personalist". Los Angeles, 1965, vol.46, №3. P. 125-135.

131. Walicki A. A History of Russian Thought: from the Enlightenment to Marxism. Stanford, California, 1979. 315 P.roc;. :'■'•i,/.1. БПБЛНО'Ш:^' .

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.