Традиционалистские союзы в Китае, 1890-1940-е годы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Волчкова, Елизавета Витальевна
- Специальность ВАК РФ07.00.03
- Количество страниц 259
Оглавление диссертации кандидат исторических наук Волчкова, Елизавета Витальевна
Введение
ГЛАВА I. Литература и источники по теме диссертации
ГЛАВА И. Условия возникновения традиционалистских союзов
2.1 Неформальные объединения в китайской деревне
2.2 Регион Хуайбэй: факторы милитаризации локального социума
2.2.1 Плотность населения
2.2.2 Основные сельскохозяйственные культуры и формы землевладения
2.2.3 Низкая коммерциализация региона
2.2.4 Бандитизм
2.2.5 Кризис пост-имперского периода
2.3 Эволюция деревенских военизированных объединений
ГЛАВА III. Структура, функции и внутренние нормы традиционалистских союзов
3.1 Организация и внутренние нормы традиционалистских союзов
3.2 Ритуальные практики
3.2.1 Институт наставников и ритуал вступления в общество
3.2.2 Тренировки гунфу и техники достижения неуязвимости
3.2.3 Амулетная магия
О ГЛАВА IV. Направления деятельности традиционалистских союзов и их взаимоотношения с основными политическими силами
4.1 Антибандитские выступления. Переход к конфликтам с милитаристскими властями
4.1.1 Чжили
4.1.2 Шаньдун
4.1.3 Хэнань
4.1.4 Шэньси и Цзянсу
4.1.4 Аньхой
4.1.5 Общество Небесных Врат
4.2 Традиционалистские союзы и Гоминьдан
4.3 КПК и деревенские традиционалистские союзы
4.3.1 Красные Пики и крестьянские союзы (1926-1928 годы)
4.3.2 Советские районы (1928-1937 годы)
4.3.3 Антияпонская война и второй «единый фронт» (1937-1945 годы)
4.3.4 Роспуск и полная ликвидация традиционалистских союзов (1945 -середина 1950-х годов)
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Гоминьдан и местные социально-политические структуры в Китае в годы японской агрессии, 1937-1945 гг.1998 год, кандидат исторических наук Козырев, Виталий Анатольевич
Крестьянский социум Псковского края, вторая половина XIX - первая четверть ХХ в.: Историко-этнографическое исследование1999 год, кандидат исторических наук Верняев, Игорь Иванович
История малых политических партий в Китае, 1928-1949 гг.1999 год, доктор исторических наук Иванов, Петр Михайлович
Мужские союзы в социокультурной традиции горцев Кавказа, XIX - начало XX в.1999 год, доктор исторических наук Карпов, Юрий Юрьевич
Китайские синкретические религии в ХХ в.2001 год, доктор исторических наук Тертицкий, Константин Маркович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиционалистские союзы в Китае, 1890-1940-е годы»
Диссертация посвящена одному из наиболее важных социальных явлений Китая первой половины XX века - традиционалистским союзам. Такие союзы представляли собой одну из сложившихся в то время форм общинной самообороны и организации локального социума, порожденную комплексом социальных, политических и экономических факторов, который сложился в Китае после падения империи. Наиболее масштабной в то время являлась деятельность таких союзов, как общество Красных Пик (Хунцянхуй) и общество Больших Мечей (Дадаохуй).
Традиционалистские союзы занимали особое место в общественной жизни Китая и представляли собой устойчивое социальное явление, имевшее давнюю традицию и глубокие корни в китайской культуре. Наряду с прочими неформальными деревенскими объединениями, традиционалистские союзы являлись важным механизмом поддержания стабильности и социального баланса. Местный социум прибегал к созданию такого рода обществ в периоды острой необходимости самостоятельной организации защитных действий в условиях упадка государственности, роста социальной напряженности и появления реальной угрозы его безопасности.
Традиционалистские союзы представляли собой вооруженные отряды, сформированные, как правило, из жителей одной деревни, возглавлявшиеся и финансировавшиеся местными элитами, опиравшиеся на имущие слои деревни и действовавшие как местное ополчение для защиты от бандитов и решения локальных конфликтов. Названия традиционалистских союзов обычно подчеркивали их военную направленность и варьировались в зависимости от местных традиций.
Все подобные объединения принципиально отличались от таких традиционно поощряемых властями форм местной самообороны, как наемная милиция (йй, миньтуань) и союзы ополчения нескольких деревень. Отличие состояло, прежде всего, в использовании членами традиционалистских союзов комплекса ритуальных практик, включавших в себя тренировки гунфу амулетную магию и технику достижения неуязвимости, а также в наличии «двойного» подчинения членов этих объединений гражданскому лидеру, отвечавшему за разработку стратегии действий, и наставнику, обеспечивавшему соблюдение ритуала и проводившему боевые тренировки.
Будучи как в функциональном, так и в ритуальном аспекте продуктом местного общества, с его традициями создания корпоративных объединений и обширной народной религиозной культурой, традиционалистские союзы типологически отличны от таких локальных неформальных объединений, как тайные общества (союзы типа Хунбана) и общины синкретических религий, создававшиеся по иным принципам, в иных условиях и для иных целей. Так, тайные общества связаны с традицией индивидуального побратимства, а потому частично или полностью выходят за рамки локального социума, базируясь на индивидуальных связях и идее фиктивного родства, скреплявшегося кровной клятвой. Такие псевдородственные организации были в некотором отношении параллельны клановым связям и корпоративным объединениям и исполняли их функцию для тех, кому по тем или иным причинам недоставало защиты традиционных структур: мигрантов, членов слабых кланов, людей презираемых профессий (бродячие актеры, гадатели) и для тех, кто по каким-то соображениям выбрал нелегальную деятельность (например, контрабанду, азартные игры, мошенничество или воровство). Также, совершенно отдельную традицию представляют синкретические религии и создававшиеся на их базе религиозные общины, имевшие разработанный комплекс верований, пантеон божеств и объединявшие своих последователей вне структуры местного социума вокруг какой-либо трансцендентной идеи.
Местом зарождения и наиболее активной деятельности традиционалистских союзов являются провинции Шаньдун и Хэнань, а точнее, регион на стыке провинций, охватывающий юго-запад Шаньдуна, восток Хэнани, север провинций Аньхой и Цзянсу, т.е. т.н. район Хуайбэй - часть Северо-Китайской равнины между реками Хуанхэ и Хуайхэ. В силу ряда экономических, экологических и геополитических факторов Хуайбэй представлял собой достаточно нестабильный в социальном отношении регион, население которого испытывало значительную потребность в защитных механизмах. Появление здесь традиционалистских союзов в конце XIX века было обусловлено необходимостью решения междеревенских конфликтов и защиты от нарастающей угрозы бандитизма. В республиканский период, в условиях кризиса традиционного общества и милитаризации общественной жизни Китая, такие объединения постепенно распространяются и в других регионах страны и используются против любой военной угрозы местному обществу.
О реальных масштабах этого явления в республиканском Китае можно судить по данным материалов обследований, проводившихся в конце 1920-х гг. центральными органами Гоминьдана. Так, общество Красных Пик в провинциях Хэнань, Чжили, Шаньдун и Аньхой в двадцатые годы, согласно этим подсчетам, насчитывало свыше трех миллионов последователей, из которых половина приходилась на одну только провинцию Хэнань. Около двух миллионов человек (т. е. 2/3 от общей численности) входили в общества, действовавшие в тридцати уездах пограничной местности на стыке провинций Хэнань, Шаньдун и Аньхой.
Помимо основной функции локальной защиты, традиционалистские союзы нередко оформляли движения социального протеста, разворачивавшиеся по обычным для того времени направлениям (антиналоговые выступления, выступления против политики властей и т.д.). Однако большая часть конфликтов этих объединений с властями обуславливалась характерными для периода, наступившего после падения империи, центробежными процессами в обществе и падением авторитета местной власти вообще, приведшими к определенной степени самоорганизации локального социума и появление в нем тенденции воспрепятствовать попыткам любых политических сил установить жесткий контроль на местном уровне.
Учитывая устойчивое влияние и многочисленность традиционалистских союзов, различные политические силы республиканского периода (КПК, ГМД, лидеры милитаристских группировок) боролись за установление контроля над ними, стремясь вовлечь их в свою деятельность. Степень успешности этих попыток определялась соответствием политики этих сил интересам местного общества в каждый конкретный период.
Данная работа ограничена временными рамками 1890-1940-х годов, то есть периода с момента создания общества Больших Мечей в Шаньдуне (наиболее раннего традиционалистского союза, о котором имеются упоминания в источниках) до времени спада активности рассматриваемых объединений, за которым последовали действия властей КНР по их роспуску и уничтожению, а также установление коммунистическими властями контроля над местным обществом и проведение ими радикальных социальных преобразований.
Объектом исследования диссертации, таким образом, являются традиционалистские союзы, которые рассматриваются как один из механизмов социальной адаптации локального общества, как самостоятельная структура, опирающаяся на традиции коммунальной религиозности, а также как одна из важнейших форм участия китайского крестьянства в социально-политических событиях первой половины XX века.
Актуальность темы определяется самим ходом развития синологии. В последние десятилетия в китаеведческих исследованиях наблюдается постепенный переход к изучению исторических процессов на локальном уровне, что требует анализа действовавших там сил и механизмов. Дальнейшее изучение китайского традиционного общества также требует создания типологии существовавших там социальных институтов, анализа их структуры и функций, выявления той роли, которую они играли в ходе тех или иных исторических процессов.
Степень изученности проблемы. Традиционалистские союзы стали объектом изучения еще в 1920-е годы, когда широкое распространение и активная деятельность этих организаций обусловили интерес теоретиков китайского коммунистического движения к этому явлению. Этот интерес нашел отражение в ряде статей видных партийных деятелей (в частности, Мао Цзэдуна и Ли Дачжао), анализировавших потенциальные революционные возможности таких структур. В 1920-30-х годах сбором информации о традиционалистских союзах и других неформальных вооруженных объединениях занимались также советские специалисты (A.A. Иванов, В.М. Примаков), работавшие в то время в Китае.
В 1920-х годах активистами Гоминьдана в целях изучения возможности вовлечения традиционалистских союзов в революционную деятельность и политическую борьбу в 1920-х годах был проведен ряд полевых исследований; полученные тогда результаты были опубликованы позднее в сборнике «Материалы по истории вооруженных формирований обществ и сект» [МХМУ, 1983].
Во второй половине XX в. эта тема, утратив свою политическую актуальность, стала объектом академических исследований, как на Западе, так и у нас в стране. В работах западных синологов того времени (см. работы Ж. Шено, Ф. Дэвис, Л. Бьянко, Р. Славинского) деревенские вооруженные объединения рассматривались как часть широкого спектра неформальных объединений, объединявшихся понятием «тайные общества». В июле 1965 г. в университете г. Лидс прошел конгресс, посвященный проблемам изучения «тайных обществ», по материалам которого в 1972 г. был выпущен сборник «Народные движения и тайные общества в Китае».
В дальнейшем, в западной синологии развивался и новый подход к изучению неформальных объединений республиканского периода в Китае: рассмотрение их места и функций в структуре локального социума. Наиболее значительными здесь можно назвать работы Ф. Кьюна, Э. Перри и Р. Тэкстона.
В отечественной исторической литературе в центре внимания оставался вопрос о месте традиционалистских союзов в политической культуре Китая, причем традиционалистские союзы характеризовались как один из видов «тайных обществ» и сближались с объединениями взаимопомощи типа Хунбана и общинами синкретических религий («сект») (см. [Костяева, 1995; Маслов, 1992]).
В китайской исторической литературе наиболее авторитетными работами по истории неформальных объединений в рассматриваемый период являются монографии тайваньского исследователя Дай Сюаньчжи [Дай Сюаньчжи, 1982] и китайских исследователей Цай Шаоцина и Шао Юна [Цай Шаоцин, 1987; Цай Шаоцин, 1989; Шао Юн, 1997], обобщившие обширный фактический материал, содержащийся в описаниях отдельных уездов, в краеведческих работах, а также в журнальных и газетных публикациях 1920-40-х годов.
В целом, несмотря на значительный научный интерес к традиционалистским союзам, существует только одна специальная монография по этой теме (книга Дай Сюаньчжи «Красные Пики» (1973). Многие аспекты социальных функций, характера деятельности, ритуальной практики этих объединений до сих пор изучены недостаточно. Трактовка роли традиционалистских союзов в широком социально-политическом контексте в значительной степени затруднена из-за отсутствия в китаеведении разработанной типологии неформальных объединений, существовавших на уровне локального социума.
Такое положение дел определяет научную новизну диссертации. Представляемая диссертация является первым исследованием, анализирующим место традиционалистских союзов в структуре местного общества, их ритуальных практик в контексте коммунального ритуала и их деятельности в контексте политических событий первой половины XX века.
Практическая значимость диссертации обусловлена содержащимися в ней сведениями о функционировании механизмов китайского локального социума, позволяющими провести анализ ряда социальных явлений как традиционного, так и современного Китая. Результаты исследования также могут быть использованы при чтении курса истории Китая в новейшее время, спецкурсов по социальной структуре китайского общества, истории китайского крестьянского движения и народной религиозности.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории Китая ИСАА при МГУ 25 июня 2003 г. Отдельные положения работы были отражены в четырех публикациях. Многие аспекты проведенного исследования были апробированы на «Ломоносовских чтениях» (Москва, 2001, 2003), конференции «Синьхайская революция и развитие современного общества в Китае» (КНР, 2002), на семинаре Института славяноведения и балканистики РАН (Москва, 2003).
Структура диссертации. Диссертация, имеющая общий объем 13 п.л., состоит из введения, четырех глав, заключения, приложений и библиографии, включающей 180 наименований источников и литературы на китайском, английском и русском языках.
Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК
Политика Коминтерна в Китае в 1927-1928 гг. и формирование "левого уклона" в КПК2005 год, кандидат исторических наук Чжао Цзяньбо
Деревенское самоуправление в современном Китае2011 год, кандидат исторических наук Будегечиева, Юлия Александровна
Трансформация осмысления символики празднования традиционного нового года в современном Китае. последняя четверть XX в.2003 год, кандидат исторических наук Захарова, Мария Владимировна
Конфуцианское учение в политической теории и практике КНР: 60-90-е гг. XX в.2004 год, кандидат исторических наук Мартынов, Дмитрий Евгеньевич
КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории: Первая половина XX в.2005 год, доктор исторических наук Аблова, Надежда Евгеньевна
Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Волчкова, Елизавета Витальевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный в диссертации анализ позволяет выделить традиционалистские союзы в качестве отдельной единицы в общей типологии традиционных социальных структур Китая. По своим сущностным характеристикам традиционалистские союзы принципиально отличаются как от тайных обществ типа Хунбана, так и от общин синкретических религий типа Игуаньдао.
Если объединения типа Хунбана частично или полностью выходили за рамки деревенской общины, базируясь на индивидуальных связях и идее фиктивного родства, и функционировали, главным образом, по принципу обществ экономической взаимопомощи со строгой внутренней иерархией [Murray, 1994; Haar, 1998], то традиционалистские союзы действовали чаще всего внутри локального социума и в его интересах с участием большей и наиболее стабильной его части под руководством местной элиты.
Ритуалы традиционалистских союзов, из-за которых власти нередко ставили эти объединения в один ряд с многочисленными общинами синкретических религий (рассматривавшихся ими как «еретические» учения), реально восходят скорее к коммунальным обрядовым практикам (обрядам инициации, ритуальным шествиям), чем к синкретическим религиозным учениям, объединявшим своих последователей вне структуры местного социума вокруг какой-либо трансцендентной идеи (подробнее см. [Тертицкий, 2000]).
Представленные в диссертации материалы дают все основания считать, что создание традиционалистских союзов является частью более общей модели функционирования китайского общества - создания корпоративных объединений для организации коллективных усилий в рамках локального социума в повседневных или критических ситуациях. Периодическое возникновение и распространение такого рода организаций в первой половине XX века было связано с кризисом государственности, ростом социального напряжения и появлением угрозы безопасности местного общества (гражданской войны, роста уровня бандитизма или иностранного вторжения). I
Такие объединения, как правило, носили временный характер и распускались так же быстро, как и возникали, поскольку их деятельность, востребованная в периоды социальной нестабильности, не находила применения в условиях устойчивого общественного порядка и сильной центральной власти, эффективно его обеспечивавшей. Поддержание этой деятельности требовало специальных усилий, отрывавших членов местного общества от хозяйственной жизни, и поэтому имело смысл только в условиях непосредственной угрозы. Этим же объясняется локализм таких организаций, как правило, не выходивших за рамки нескольких соседних деревень.
Функции, выполняемые этими организациями, отвечали интересам стабильной имущей части локального социума, и поэтому инициатива создания деревенских вооруженных объединений в большинстве случаев принадлежала местным элитам, имевшим наиболее сильную мотивацию для обеспечения безопасности своего имущества, достаточный авторитет и влияние в округе, чтобы мобилизовать местных жителей в этих целях, а также финансовые возможности для организационного оформления союза и покупки вооружения.
Цели и задачи традиционалистских союзов, зафиксированные в принимавшихся ими уставах и сводах правил внутренней дисциплины, состояли, как правило, в обеспечении стабильной хозяйственной жизни и безопасности локального социума.
Кризис традиционных устоев и потеря доверия к власти обусловили обращение местного общества к опыту использования соответствующих внутренних социальных механизмов, а также обращение к народной религиозной культуре, включавшей ритуальные практики (экзорцизм, медиумные и заклинательные техники, обрядовые действия), которые, аналогично социальным механизмам адаптации к проблемным ситуациям, использовались в самых разных сферах жизни для обеспечения сакральной поддержки разнообразным начинаниям. Универсальная идея соучастия всех членов общины в мистическом действе, лежавшая в основе коммунальных ритуалов и традиционно облаченная в театрализованную форму, нашла свое отражение в ритуалах традиционалистских союзов, включавших публичные демонстрации боевых искусств, апелляцию к божествам народного пантеона и медиумные практики.
Одним из источников этой традиции, очевидно, являются обряды «священного воинства» (шэнь бин), ограждавшего и защищавшего сакральное пространство общины от «темного воинства» (инь бин) злых духов посредством ритуального похода и ритуального боя. Отряды «священного воинства» создавались при храмах и обычно принимали участие в шествиях во время храмовых праздников.
В кризисный период, когда угроза местному обществу приобретала уже не сакральный, а вполне реальный характер, в деревне формировались отряды традиционалистских союзов, типологически сходные со «священным воинством». Обряды «противоборства» «священного воинства» общины с демоническими внешними силами, являвшиеся вместе с техникой достижения неуязвимости и амулетной магией элементами традиционной китайской культуры, составляли ритуальную основу сакральных и социальных функций традиционалистских союзов и таким образом скрепляли эти функции в единое целое.
Учитывая определенный структурный параллелизм концепций сакрального пространства, характерных для народной религиозности и традиционного социального устройства, можно охарактеризовать ритуальную практику традиционалистских союзов как своего рода продолжение сакральной защиты на ином уровне.
Члены традиционалистских союзов, таким образом, также действовали в функции охранителей локального пространства от агрессивного внешнего вторжения. Следуя этой логике, боевые действия (которые, в свою очередь, можно рассматривать как кульминацию практик традиционалистских союзов), вероятно, надлежит трактовать как аналог битвы «священного воинства» с вредоносным «темным» воинством демонов в состоянии коллективного транса, когда зашита нисходивших в тела воинов божеств-покровителей гарантировала их неуязвимость при условии неукоснительного соблюдения чистоты ритуала. Выполняя свою охранительную миссию под защитой «нисходивших» в их тела божеств-покровителей, члены традиционалистских союзов встречали вооруженным сопротивлением любые попытки вмешательства в жизнь деревни, которые могли расцениваться как угроза традиционной стабильности.
Объединения такого плана, с сильной военной и магической традицией и защитными функциями не случайно начинают создаваться именно в междуречье Хуайхэ и Хуанхэ, которое в силу комбинации природных, экономических, социальных и геополитических факторов являлось традиционно нестабильным регионом. Относительная бедность и экономическая отсталость этой местности, обусловленная частыми стихийными бедствиями, неразвитостью транспортной системы и экстенсивным характером землепользования, создавала предпосылки для развития социальной напряженности и роста уровня бандитизма, имевшего здесь давние традиции. Расположенный на стыке нескольких провинций, Хуайбэй традиционно достаточно слабо контролировался властями, что, с одной стороны, усугубляло нарастание криминальной активности, а с другой, стимулировало местное общество к самостоятельным мероприятиям по обеспечению безопасности. Учитывая структуру землевладения в этом регионе, где процент арендаторов был достаточно низок, а большинство крестьян имело собственное хозяйство и владело небольшими наделами земли, очевидно, что заинтересованность в таких мероприятиях разделяла значительная часть населения.
Историки, занимающиеся социальными процессами в китайской деревне, рассматривают возникновение защитных объединений в Северном Китае в рамках двух стратегий выживания (оборонительной и агрессивной) и приспособления к негативным изменениям традиционной реальности. Оборонительные действия местного общества, согласно этой концепции, являются реакцией стабильной части населения на проявление агрессивной стратегии маргинальных слоев, направленной на захват еще сохраняющихся скудных ресурсов. В целом, за этим стоит идея о том, что социальные характеристики того или иного региона создавали предпосылки для выбора моделей социального движения. На Юге страны общая для всей китайской традиции практика создания корпоративных объединений как реакции на те или иные потребности, реализовывалась в рамках кланов, а в случае необходимости противопоставить что-либо имевшимся там сильным клановым структурам для части населения, лишенной защиты этих структур (мигрантов, членов слабых кланов или объединений, занимавшихся нелегальной деятельностью), выразилась в создании организаций типа Хунбана. В Северном же Китае, в условиях слабости кланов и малочисленности моноклановых деревень, возникавшие проблемы решались совместными действиями деревенского сообщества. Основным социальным «вызовом» в рассматриваемый период, здесь, как уже отмечалось, была непосредственная угроза имуществу и безопасности членов местного общества и, в силу этого, необходимость организации оборонительных мероприятий в рамках защитной стратегии выживания.
Создание традиционалистских союзов, очевидно, явилось кульминацией процесса милитаризации локального социума, который начался еще в XIX веке, был обусловлен нарастанием социальной нестабильности и ростом агрессивных тенденций в обществе и выразился в формировании местных отрядов самообороны разного масштаба и уровня эффективности (патрулей по охране урожая, наемных отрядов миньтуань, объединений ляньчоюуанхуй и, наконец, традиционалистских союзов).
С развитием исторических процессов, характерные для республиканского периода углубление общего кризиса, внутренние войны, отсутствие у государства необходимых финансовых ресурсов, разрушение ирригационных сооружений и безвластие постепенно привели к тому, что факторы, типичные для региона Хуайбэй и способствовавшие возникновению традиционалистских союзов как механизма приспособления к этим факторам, стали действовать и в других районах страны, вызывая там появление таких же структур.
Политическая составляющая в деятельности этих союзов во многом складывалась под воздействием внешних обстоятельств. В подавляющем большинстве случаев традиционалистские союзы создавались для защиты от бандитских нападений и изначально не несли заряда оппозиционности. Переход таких объединений к выступлениям против властей, как правило, был спровоцирован неспособностью или отказом местной администрации от решительных действий по поддержанию порядка или же финансовым давлением, выходившим за рамки обычного.
Конфликт традиционалистских союзов с властями обычно развивался по нарастающей от пассивного сопротивления сборщикам налогов, обращения с петициями к уездному начальству вплоть до осады и захвата уездного центра. Среди условий разрешения конфликта, предъявлявшихся традиционалистскими союзами властям, наиболее часто встречаются требования отсрочить уплату налогов, отменить дополнительные поборы и передать полномочия по охране территории отрядам союзов. Интересно, что случаи, когда под сомнение ставилась сама прерогатива властей выносить административные решения, достаточно редки, о чем свидетельствует сам факт предъявления подобных требований. Захваты уездных центров, как правило, сопровождались расправами с непопулярными чиновниками, сожжением уездных архивов, разграблением складов, и заканчивались либо мирным соглашением с горожанами, либо успешной карательной экспедицией властей. Движение традиционалистских союзов, несмотря на свою массовость, в реальности распадалось на множество локальных очагов недовольства, что, с одной стороны, давало властям возможность при наличии воли и ресурсов относительно просто подавлять отдельные точки сопротивления, но, с другой стороны, затрудняло победу над движением в целом, так как последнее не имело единого центра и места сосредоточения сил.
Переход от локальных выступлений к восстанию и попыткам организовать альтернативную систему управления, обуславливался, очевидно, либо усилиями партийных активистов (как в уезде Цюэшань), либо эффективными действиями и личными амбициями лидера (как в случае с обществом Небесных Врат). Соответственно, формами нового государственного устройства при этом становились либо режим «революционного правительства», построенный согласно спущенным сверху партийным директивам, либо традиционная для китайского менталитета монархия.
Взаимодействие традиционалистских союзов с различными политическими силами строились в зависимости от того, насколько стратегические цели и конкретные действия этих сил совпадали или противоречили интересам местного общества. В целом, традиционалистские союзы были ориентированы на восстановление или поддержание классических консервативных норм хозяйственной, социальной и культурной жизни, и та сфера, в рамках которой они оказывались способны восстановить или поддержать эти нормы, определялись и изменялась в зависимости от внешних условий и воли лидеров данных союзов.
Конфликты с основными политическими силами Китая того времени разворачивались по следующим направлениям: противостояние попыткам любой власти повысить максимальный приемлемый уровень налогообложения; противодействие стремлению Гоминьдана осуществить модернизацию традиционных социальных и культурных устоев; оппозиция планам коммунистов, направленным на разрушение существующих в деревне форм собственности и социальных структур.
Это не исключало для традиционалистских союзов возможности тактического блокирования с одними милитаристами против других, с Гоминьданом против КПК, с коммунистами против Гоминьдана или японских оккупационных властей.
Прекращение активного внешнего вмешательства в жизнь локального социума приводило к роспуску союзов или их переформированию в легальные отряды местного ополчения. Полное исчезновение традиционалистских союзов как явления стало следствием коренной ломки деревенских институтов, пришедшейся на середину и конец пятидесятых годов, а также укрепления центральной власти, взявшей на себя функции контроля за порядком на местах. Однако неизвестно, можно ли говорить о полном отмирании традиции -глубинные социо-культурные механизмы, как правило, не исчезают, а лишь на время вытесняются в «подсознание» общества, чтобы снова начать функционировать, когда это будет необходимо.
Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Волчкова, Елизавета Витальевна, 2003 год
1. IV съезд КПК, 1930.- Стенографический отчет VI съезда КПК. М., 1930. Кн. 1-6.
2. Алексеев, 1958. -Алексеев В.М. В старом Китае. Дневник путешествия 1907 года. М., 1958.
3. Алексеев, 1910. Алексеев В.М. О некоторых главных типах китайских заклинательных изображений по народным картинам и амулетам. СПб., 1910.
4. Баранов, 1926. Баранов И.Г. Административное устройство северной Маньчжурии. Харбин, 1926.
5. Благодатов, 1979. Благодатов A.B. Записки о китайской революции, М., 1979.
6. ВК, 1962. Восточный Китай. М., 1962.
7. ВКП (б), Коминтерн и Китай, 1994. ВКП (б), Коминтерн и Китай. Документы. T.I. М., 1994.
8. ВКП (б), Коминтерн и Китай, 1996. ВКП (б), Коминтерн и Китай. Документы. Т.П. Часть I, II. М., 1996.
9. ВКП (б), Коминтерн и Китай, 1999.- ВКП (б), Коминтерн и Китай. Документы. T.III. Часть I, II. М., 1999.
10. Восстание, 1968.-Восстание Ихэтуаней. Документы и материалы. М., 1968.
11. ГэХун, 1999.-ГэХун. Баопу-цзы. СПб., 1999.
12. Ивин, 1927.- Ивин. A.A. Красные Пики (крестьянское движение в Китае). М.-Л., 1927.
13. И.Т., 1929. И.Т. Тянь-Мынь-Фуй или Общество Небесных Ворот.-Бюллетень общества Востоковедения. В., 1929. №1-2, с. 93-96.
14. Калюжная, 1978. КалюжнаяН.М. Восстание ихэтуаней (1898-1901), М., 1978.
15. Костяева, 1995. -Костяева A.C. Тайные союзы в Китае в первой четверти 20 века, М., 1995.
16. Ли Дачжао, 1965. Ли Дачжао. Общества «Красные пики» в пров. Шань-дун, Хэнань и Шэньси. - Избранные статьи и речи, М., 1965.
17. МКВ, 1928. Материалы по китайскому вопросу. 1928, №10, №11, №12.
18. Крюков, Малявин, Софронов, 1987.- Крюков М.В., Малявин В.В., Софро-нов М.В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987.
19. Маслов, 1992. МасловА.А. Тайные общества в политической культуре Китая. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук, 1992.
20. Мао Цзэдун, 1952 Мао Цзэдун. О классах китайского общества (март, 1926). - Избранные произведения. Т.1. М., 1952.
21. Мугрузин, 1994. Мугрузин A.C. Аграрно-крестьянская проблема в Китае в первой половине XX века. М., 1994.
22. НИК, 1972. Новейшая история Китая. М., 1972.
23. Описание Маньчжурии, 1897. Описание Маньчжурии. Т.1. СПб., 1897.
24. Примаков, 1967 Примаков В.М. Записки волонтера. М., 1967.
25. Резолюция, 1973. Резолюция VI съезда КПК о крестьянском движении. -Проблемы Дальнего Востока. 1973, № 2, с. 149-154.
26. Рифтин, 1980а. Рифтин Б.Л. Сюань-у. - Мифы народов мира. Т. 2. М., 1980, с. 481.
27. Рифтин, 19806.- Рифтин Б.Л. Цин-лун. Мифы народов мира. Т. 2. М., 1980, с. 622.
28. Рифтин, 1980в.-Рифтин Б.Л. Бай ху. Мифы народов мира. Т. 1. М., 1980, с. 150.
29. Спешнев, 1986. Спешнее H.A. Китайская простонародная литература. М., 1986.
30. Тертицкий, 1994.- Тертицкий K.M. Китайцы: традиционные ценности в современном мире. М., 1994.
31. Тертицкий, 2000.- Тертицкий K.M. Китайские синкретические религии в XX веке. М., 2000.
32. Толстой, 2003. Толстой Н.И. Очерки славянского язычества. М., 2003.
33. Торчинов, 1993.-Торчинов Е. А. Даосизм. СПб., 1993.
34. Хвостов, 1904. Хвостов. Описание Мукденьской провинции в южной Маньчжурии. СПб., 1904.
35. Чжуан-цзы, 1995. Чжуан-цзы, Ле-цзы (Пер. с кит., вступ. ст. и примеч. В.В. Малявина). Москва, 1995.
36. ЭГСВК, 1963. Экономическая география Северо-восточного Китая. М., 1963.
37. Яшнов, 1935.- ЯшновЕ.Е. Очерки китайского крестьянского хозяйства. Харбин, 1935.1. На западных языках:
38. Andersen, 1996. Andersen P. Taoist talismans and the history of the Tianxin tradition. - Acta Orientalia. № 57, 1996, pp. 141-152.
39. Benton, 1992. Benton G. Mountain Fires: The Red Army Three-Year War in South China, 1934-1938. Berkeley, 1992.
40. Bianko, \912.-Bianko L. Secret Societies and Peasant Self-Defence, 1921-1933. Popular movements and Secret Societies in China, 1840-1950. L.,1972, p. 213224.
41. Bianko, 2001.- Bianko L. Peasants Without a Party. Grass-roots Movements in Twentieth-Century China. N.Y., 2001.
42. Billingsley, 1988. Billingsley Ph. Bandits in Republican China. Stanford, 1988.
43. Chen Yung-fa, 1980. Chen Yung-fa. Making of a Revolution: The Communist Movement in Eastern and Central China, 1937-1945. Ph.D. diss., Stanford, 1980.
44. Chesneaux, 1970. Chesneaux J. Secret Societies in China in the Nineteenth and Twenteenth centuries. Ann Arbor, 1970.
45. Chesneaux, 1972. ChesnauxJ. Secret Societies in China's Historical Evolution. - Popular movements and Secret Societies in China, 1840-1950. L., 1972, p. 1-21.
46. Davis Fei-Ling, 1971. Davis Fei-Ling. Primitive Revolution of China. L., 1971.
47. Drexler, 1994.-DrexlerM. Daoistishe Schriftmagie. Stuttgart, 1994.
48. Eberhard, 1994.-Eberhard W. A Dictionary of Chinese Symbols. Taipei, 1994.
49. Esherick, 1987.- Esherick J.W. The Origins of the Boxer Uprising. Berkeley, 1987.
50. Geisert, 1979.- Geisert B.K., Power and Society: the Kuomindang and Local Elites in Kiangsu Province, China, 1924-1937. Ph. D. diss., Univ. of Virginia, 1979.
51. Griffin, 1971. Griffin P.P. The Chinese Communist Treatment of Counterrevolutionaries: 1924-1949. Ph.D. diss., Stanford, 1971.
52. Groot, 1982-1910. GrootJJ., de. The Religious System of China. Leiden, 18921910,6 vols.
53. Haar, 1992.- Haar B.J., ter. The White Lotus Teaching in Chinese Religious History. Leiden, 1992.
54. Haar, 1998. Haar B.J., ter. The Ritual and Mythology of the Chinese Triads: Creating an Identity. Leiden, 1998.
55. Huang Bixin, 1994. Huang Bixin. A Movement Without Vitality: Communist Revolution in Fujian, 1924-1934. Vol. 1. Ph.D. diss., Michigan State Univ., 1994.
56. Huang, 1994.- Huang Ph.C.C. Intellectuals, Lumpenproletarians, Workers and Peasants in the Communist Movement: the Case of Xingguo County, 1927-1934. Chinese Communists and Rural Society. 1927-1934. Berkeley, 1994, p. 5-28.
57. Kuhn, 1970. Kuhn Ph. Rebellion and its Enemies in Late Imperial China: Militarization and Social Structure, 1796-1864. Cambridge, 1970.
58. Murray, 1994. Murray D. The Origins of the Tiandihui. Stanford, 1994.
59. Newbold, Wilson, 1841.- Newbold, Lt. T.J. and Maj.-gen. F.W. Wilson. The Chinese Secret Triad Society of the Tian-Di Huih. - Journal of the Royal Asiatic Society of G.B. and Ireland. №6. 1841, pp. 120-158.
60. Ownby, 1994.- Ownby D. Chinese Hui and the Early Modern Social Order: Evidence from Eighteen-Century Southeast China. "Secret Societies" Reconcidered. London, 1994.
61. Paulson, 1982.- Paulson D. War and revolution in North China: the Shandong base area, 1937-1945. Ph.D. diss., Stanford, 1982.
62. Perry, 1980.- Perry E. Rebels and revolutionaries in North China, 1845-1945. Stanford, 1980.
63. Perry, 1985. Perry E. The Red Spears reconcidered. - Tai Hsuan-chih. The Red Spears, 1916-1949. Ann Arbor, 1985, p. viii- xii.
64. Polachek, 1983. Polachek J.M. The Moral Economy of the Kiangsi Soviet (1928-1934). - Journal of Asian Studies. 1983, vol. XLII, № 4, p. 805-829.
65. Resolutions, 1956.- Resolutions on the Red Spears Movement. Documents on Communism, Nationalism, and Soviet Advisers in China, 1918-1927. N.Y., 1956, p. 302-305.
66. Schipper, 1993. -SchipperK. The Taoist Body. Berkley, 1993.
67. Sheel, 1989. Sheel K. Peasant Society and Marxist Intellectual in China. Princeton, 1989.
68. Slawinski, 1972.- Slawinski R. The Red Spears in the Late 1920s'. Popular Movements and Secret Societies in China. 1840-1950. L., 1972, p. 201-211.
69. Stenz, 1924. Stenz G.M. Twenty Five Years in China, 1893-1918. Techny, 1924.
70. Strong, 1935.-StrongA.L. China's Millions. N.Y., 1935.
71. Sutton, 1990. -Sutton D.S. Ritual Drama and Moral Order: Interpreting the Gods' Festival Troupes of Southern Taiwan. Journal of Asian Studies. 1990, vol. 49, № 3, p.549-552.
72. Thaxton, 1975.- Thaxton R. Tenants in Revolution: the Tenacity of Traditional Moral. Modern China. 1975, vol.1, № 3, p. 323-57.
73. Thaxton, 1983. Thaxton R. China Turned Rightside up. L., 1983.
74. Wakeman, 1971. Wakeman F. Jr. The Fall of Imperial China. N.Y., 1975.
75. Williams, 1976. Williams C.A.S. Outlines of Chinese Symbolism and Art Motives. N.Y., 1976.1. На китайской языке:
76. Ван Гуйюань, 1991. Ван Гуйюань. Нюйу юй ушу (Шаманки и шаманское искусство). Хэбэй, 1991.
77. Ван Чжэньмин, 1963. Ван Чжэньмин. Во со цзэчу дэ Юйбэй хунцянхуй (Общество Красных Пик севера провинции Хэнань, с которым я имел дело). - Вэньши цзыляо сюаньцзи. Т. 38. Пекин, 1963, с. 190-194.
78. Ван Сюаньинь, 1983. Ван Сюаньинь. Да гэмин шици дэ Хэнань хунцянхуй (Общество Красных Пик провинции Хэнань времен великой революции). -Чжунчжоу сюэкань. 1983, №2, с. 133-137.
79. Ван Шушэнь, ¡958. Ван Шушэнь. Мачэн дэ хоянь (Пламя Мачэна). - Синь хо ляо юань (Из искры возгорится пламя). Т. 1. Пекин, 1958, с. 739-742.
80. Ван Юнжэнь, 1931.-Ван Юнжэнь. Дадаохуй (Общество Больших Мечей). -Ицзин. 1937, №25, с. 75-77.
81. Ван Шоучжун, 1982. Ван Шоучжун. Цзиньдай дэ Шаньдун (Современный Шаньдун). - Шаньдун шичжи цзыляо (Материалы по истории Шаньдуна). Т. 2. Цзинань, 1982, с. 27-50,174-179.
82. Ван Шоучжун, 1984. Ван Шоучжун. Лунь дадаохуй дэ синчжи (О сущности общества Больших Мечей). - Ци лу сюэкань. 1984, № 6, с. 79-82.
83. Вэнь Чжоу, 1927.- Вэнь Чжоу. Чжунго дэ синьцзю мими цзешэ (Старые и новые тайные объединения Китая).- Дунфан цзачжи. 1927,т. 24, № 15, с. 90-91.
84. Вэнь Хуйци, 1937. Вэнь Хуйци. Хунцянхуй (Общество Красных Пик). -Ицзин. 1937, №25, с. 77.
85. Во Юй, 1927. Во Юй. Хунцянхуй чжи нэйжун (Сущность общества Красных Пик). - Говэнь чжоубао. 1927, т. 4, № 28.
86. Гаояо, 1983. Гаояо нунминь юньдун цзинго (Ход крестьянского движения в уезде Гаояо). - Ди и цы гонэй гэмин чжаньчжэн шици дэ нунминь юньдун цзыляо (Материалы по крестьянскому движению в ходе первой революционной войны). Пекин, 1983, с. 232-240.
87. Го Индэ, 1988.- Го Индэ. Шису дэ цзили. Чжунго сицюй дэ цзунцзяо цзиншэнь (Мирское богослужение. Религиозный дух китайского театра.), Пекин, 1988.
88. Гуанцзун, 1989. Гуанцзун сянь чжи (Описание уезда Гуанцзун). - Чжунго дифанчжи минсу цзыляо хуйбянь. Хуадун цзюань (Собрание материалов о народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Восточный Китай»). Пекин, 1989, с. 529-535.
89. Гуачжоу, 1989. Гуачжоу сюйчжи (Продолжение описания уезда Гуачжоу). - Чжунго дифанчжи минсу цзыляо хуйбянь. Хуадун цзюань (Собрание материалов о народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Восточный Китай»). Пекин, 1989, с. 493-499.
90. Jly Юнхуй, 1988.- Лу Юнхуй. Хуйи фуцинь Лу Цзифу (Воспоминания о моем отце Лу Цзифу). Тунхуа вэньши цзыляо. Т. 4. Цзилинь, 1988, с. 72-74.
91. Люхэ, 1989. Люхэ сянь чжи (Описание уезда Люхэ). - Чжунго дифанчжи минсу цзыляо хуйбянь. Хуадун цзюань (Собрание материалов о народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Восточный Китай»). Пекин, 1989, с. 364-366.
92. Лю Сяньфу, 1988.- Лю Сяньфу. Дадаохуй дэ шанфа (Ритуал вступления в учение общества Больших Мечей). Тунхуа вэньши цзыляо. Т. 4. Цзилинь, 1988, с. 59.
93. Лю Яошэн, 1988.- Лю Яошэн. Чжан Шушэн цзай Шаньдун дэ цинкуан (Деятельность Чжан Шушэна в Шаньдуне). Тунхуа вэньши цзыляо. Т. 4. Цзилинь, 1988, с. 60-68.
94. Лян Ечун, 1958. -Лян Ечун. Гунся Хуанъань чэн (Осада города Хуанъань). -Синь хо ляо юань (Из искры возгорится пламя). Т.1. Пекин, 1958, с. 747-751.
95. Лян Синьмин, 1985. Лян Синьмин. Да гэмин шици дэ бэйфан нунминь ции - тяньмэньхуй (Крестьянское восстание на севере времен великой революции. Общество Небесных Врат). - Линь сянь вэньши цзыляо. Т.1, Чжэнчжоу, 1985, с. 64-89.
96. Лянь Личан, 1988. -Лянь Личан. Фуцзянь мими шэхуй (Тайные общества в Фуцзяни). Фучжоу, 1988.
97. МХМУ, 1983 Миньго хуймэнь учжуан. Чжунхуа миньго ши цзыляо цунгао (Сборник материалов и статей по истории Китайской Республики. Вооруженные общества и секты). Б.м., 1983.
98. Ма Сиша, Хань Бинфан, 1992. Ма Сиша, Хань Бинфан. Чжунго миньцзянь цзунцзяо ши (История китайских народных религий). Шанхай, 1992.
99. Мэнсянь, 1989. Мэн сянь чжи (Описание уезда Мэнсянь). - Чжунго дифанчжи минсу цзыляо хуйбянь. Чжуннань цзюань (Собрание материалово народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Центральный и Южный Китай»), Пекин, 1989, с. 92-96.
100. Синьцзин, 1989. Синьцзин сянь чжи (Описание уезда Синьцзин). - Чжунго дифанчжи минсу цзыляо хуйбянь. Хуадун цзюань (Собрание материалов о народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Восточный Китай»). Пекин, 1989, с. 349-352.
101. Сихуа, 1989. Сихуа сянь чжи (Описание уезда Сихуа (1938). - Чжунго дифанчжи минсу цзыляо хуйбянь. Чжуннань цзюань (Собрание материалов о народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Центральный и Южный Китай»). Пекин, 1989, с. 174 -178.
102. Сун ши, цз.384. Сун ши (История династии Сун). Jle чжуань. Чэнь Канбо (Жизнеописание Цуй Ючжи). Цз.384.http://www.yifan.net/yihe/novels/history/songshiytt/sshi384.html>.
103. Сун ши, цз.406. Сун ши (История династии Сун). Ле чжуань. Цуй Ючжи (Жизнеописание Чэнь Канбо). Цз.406.http://www.yifan.net/yihe/novels/history/songshiytt/sshi406.html>.
104. Сучжоу, 1989. Сучжоу сянь чжи (Описание уезда Сучжоу). - Чжунго дифанчжи минсу цзыляо хуйбянь. Хуадун цзюань (Собрание материалов о народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Восточный Китай»). Пекин, 1989, с. 368-372.
105. Сунь Сяньцзу, 1988. Сунь Сяньцзу. Ди и цы дадаохуй иши (Поражение первого выступления общества Больших Мечей). - Тунхуа вэньши цзыляо. Т. 4. Цзилинь, 1988, с. 54-58.
106. Сю'у, 1989. Сю'у сянь чжи (Описание уезда Сю'у). - Чжунго дифанчжи минсу цзыляо хуйбянь. Чжуннань цзюань (Собрание материалов о народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Центральный и Южный Китай»). Пекин, 1989, с. 97-146.
107. Сю Хушэн, 1929. Сю Хушэн. Хунцянхуй цися чжуань (Удивительные повествования об удальцах из общества Красных Пик). Шанхай, 1929.
108. Сюэ Мэнь, 1985. Сюэ Мэнъ. Танхэ цянхуй дэ лян цы канлян доучжэн (Два антиналоговых выступления общества Пик уезда Танхэ). - Хэнань вэньши цзыляо. Т. 19. Чжэнчжоу, 1985, с. 100-103.
109. Сяо Сянь, 1926. Сяо Сянь. Гаояо дичжу миньтуань вэйгун нунминь сехуй цаньша нунмин шицзянь (Инцидент в Гаояо: атака возглавляемыми землевладельцами и миньтуанями крестьянского союза и расправа над крестьянами. - Литоу сюньбао. 1926, № 1,с. 1-10.
110. Сяо Сян, 1926. Сяо Сян. Хэнань хунцянхуй бэй У Пэйфу цзюньдуй туша чжи цаньчжуан (Описание кровавой расправы войск У Пэйфу над обществом Красных Пик провинции Хэнань). - Сяндао чжоубао. №158, 1926, с. 1545-1546.
111. Сян Юньлун, 1927.- Сянь Юнълун. Хунцянхуй дэ циюань юй ци шаньхоу (Истоки движения Красных Пик и его подавление). Дунфан цзачжи. 1927, т. 24, №21, с. 35-41.
112. Тайбэй ши чжи, 1995.- Тайбэй ши чжи (Описание Тайбэя).- Чжунго дифанчжи миньсу цзыляо хуйбянь. Хуадун цзюань (Собрание материалов о народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Восточный Китай». Пекин, 1995, с. 1392-1442.
113. Тао Чжоухуй, 1996. Тао Чжоухуй. Фу чжоу (Амулеты и заклинания). Тайбэй, 1996.
114. Тун Чжэнвэнь, 1988. Тун Чжэнвэнь. Ди и цы дадаохуй дэ шицзи (Хроника первого выступления общества Больших Мечей). - Тунхуа вэньши цзыляо. Т. 4. Цзилинь,1988, с. 80-87.
115. Тяньмэньхуй, 1987. -Тяньмэньхуй цзай Шэ сянь (Общество Небесных Врат в уезде Шэсянь). Линь сянь вэньши цзыляо. Т. 3. Чжэнчжоу, 1987, с.93-109.
116. У Пинцю, 1927.- У Пинцю. Хуайхэ лююй дэ нунминь чжуанкуан (Крестьянство: ситуация в долине Хуайбэй). Дунфан цзачжи. 1927, т. 24, № 16, с. 53-54.
117. Фэнцю, 1989. Фэнцю сянь чжи (Описание уезда Фэнцю). - Чжунго дифанчжи минсу цзыляо хуйбянь. Чжуннань цзюань (Собрание материалов о народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Центральный и Южный Китай»). Пекин, 1989, с. 55-61.
118. Фэн Цзуцзин, Хоу Дэфань, 1980. Фэн Цзуцзин, Хоу Дэфань. Чжаньшэн дичжу учжуан хунцянхуй дэ доучжэн (Борьба победоносных Красных Пик -вооруженных формирований землевладельцев). - Чжэньчжоу дасюэ сюэбао. 1980, №.1, с. 48-53.
119. Хань Шаотин, 1984,- Хань Шаотин. Хэнань Тунсюй сянь, Цы сянь, Суй сянь идай Хунцянхуй ходун цзиши (Заметки о деятельности общества Красных Пик в уездах Тунсюй, Цысянь, Суйсянь провинции Хэнань). -Хэнань вэньши цзыляо. Т. 10,1984, с. 82-89.
120. Хоу Учжао, 1982.- Хоу Учжао. Тяньмэньхуй дэ шимо цзилюэ (Описание начала и конца деятельности. общества Небесных Врат. Хэнань вэньши цзыляо. Т. 11. Чжэнчжоу, 1982, с. 55-73.
121. Хуайян, 1989. Хуайян сянь чжи (Описание уезда Хуайян). - Чжунго дифанчжи минсу цзыляо хуйбянь. Чжуннань цзюань (Собрание материалов о народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Центральный и Южный Китай»). Пекин, 1989, с. 147-174.
122. Хунцян, 1927. Хунцянхуй сицзи (Описание общества Красных Пик).-Говэнь чжоубао. 1927, т. 5, № 5, с. 1-3.
123. ХШДБ, 1926. Хэнань шэн данбу. Хэнань шэн нунминь юньдун баогао (Партийный комитет провинции Хэнань. Отчет о крестьянском движении в провинции Хэнань). - Чжунго нунминь. 1926, № 8, с. 41-55.
124. Хэ Сия, 1925. -Хэ Сия. Чжунго даофэй вэньти чжи яньцзю (Исследование проблемы бандитизма в Китае). Шанхай, 1925.
125. Цай Шаоцин, 1987. Цай Шаоцин. Чжунго цзиндай хуйдан ши яньцзю. (Исследования истории тайных обществ Китая в новейшее время). Пекин, 1987.
126. Цай Шаоцин, 1989. Цай Шаоцин. Чжунго мими шэхуй ши. (История тайных обществ в Китае). Ханчжоу,1989.
127. Цзилун сяньчжи, 1995. Цзилун сянь чжи (Описание уезда Цзилун). -Чжунго дифанчжи миньсу цзыляо хуйбянь. Хуадун цзюань (Собрание материалов о народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Восточный Китай» ). Пекин, 1995, с. 1565-1630.
128. Цзиньдай Цзилинь жэньминь гэмин доучжэн ши, 1992. Цзиньдай Цзилинь жэньминь гэмин доучжэн ши (История революционной борьбы народов, населяющих провинцию Цзилинь). Чанчунь, 1992.
129. Цзун Шиляо, 1988. Цзун Шиляо. Ди и цы дадаохуй хуйи пяньдуань (Разрозненные воспоминания о первом выступлении общества Больших Мечей). - Тунхуа вэньши цзыляо. Т. 4. Цзилинь, 1988, с. 48-53.
130. ЦзюТан шу, цз.81. Цзю Тан шу (Старая история династии Тан). Ле чжуань. Вэй Тин (Жизнеописание Вэй Тина). Цз.81. -<http://www.yifan.net/yihe/novels/history/jtshjlx/jts081.1ит1>
131. Цзя Юаньсин, 1988. Цзя Юаньсин. Ди и цы дадаохуй цзяньвэнь (Сведения о первом выступлении общества Больших Мечей). - Тунхуа вэньши цзыляо. Т. 4. Цзилинь, 1988, с. 37-47.
132. Цзяннин, 1989.- Цзяннин сянь чжи (Описание уезда Цзяннин). Чжунго дифанчжи минсу цзыляо хуйбянь. Хуадун цзюань (Собрание материалов о народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Восточный Китай»). Пекин, 1989, с. 347-348.
133. ЦШНД, 1934. Цзянсу шэн нунцунь дяоча (Обследование сельского хозяйства провинции Цзянсу). Шанхай, 1934.
134. Цэн Цзинькуань, 1927. Цэн Цзинъкуанъ. Гуаншань Хэнань шэн. (Уезд Гуаншань провинции Хэнань). - Дунфан цзачжи. 1927, т. 24, № 16, с. 136137.
135. Цяньлун цзюйши, 1981. Цяньлун цзюйши. Чжунго миньцзянь чжушэнь чжуань (Описание китайских народных божеств). Тайбэй, 1981.
136. Чай Хуачжоу, 1984. Чай Хуачжоу. Лоян дицюй хунцянхуй дэ синци юй сяоме (Подъем и крах движения общества Красных Пик в районе Лояна). -Хэнань вэньши цзыляо. Т. 10. Чжэнчжоу, 1984, с. 66-81.
137. ЧДДЦ, 1995. Чжунхуа даоцзяо да цыдянь (Большой словарь китайского даосизма). Пекин, 1995.
138. Чжай Чунъи, 1982. Чжай Чунъи. Цзиньдай дэ Шаньдун (Современный Шаньдун). - Шаньдун шичжи цзыляо (Материалы по истории Шаньдуна). Т. 2. Цзинань, 1982, с. 180-191.
139. ЧжанЧэньци, 1988. Чжан Чэньци. Даохуй цзай Яовань наоши де хуйи (Воспоминания о восстании Малых Мечей в Яоване). - Шэян вэньши цзыляо. Т. 4. Шэян, 1988, с. 133-136.
140. Чжан Цзихоу, 1958. Чжан Цзихоу. Гунпо Синьцзи чэн (Взятие города Синьцзи). - Синь хо ляо юань (Из искры возгорится пламя). Т. 1. Пекин, 1958, с. 821- 826.
141. Чжан Чжунтан, 1932. Чжан Чжунтан. Игэ цуньчжуан цзичжун цзучжи дэ яньцзю (Исследование нескольких типов организаций в отдельной деревне). - Шэхуй сюэцзе. 1932, № 6, с. 240-252.
142. Чжао Чжунъе, 1964. Чжао Чжунъе. Шаньдун Ишуй дадаохуй дэ цаньань шимо (Общество Больших Мечей в Шаньдуне: начало и конец кровавых событий). - Вэньши цзыляо сюаньцзи. Т. 40. Пекин, 1964, с. 79-86.
143. Чжэн Вэйсань, 1958. Чжэнь Вэйсань. Хунсэ дэ Хуанъань (Красный Хуанъань). - Синь хо ляо юань (Из искры возгорится пламя). Т.1. Пекин, 1958, с.728-737.
144. Чжэнь Син, 1927. Чжэнь Син. Хэнань чжи хунцянхуй (Хэнаньские Красные Пики). - Говэнь чжоубао. 1927, т. 4, № 24, с. 1-2.
145. Чжэнь Кэмин, 1990. Чжэнь Кэмин. Суцянь сяодаохуй шимо (Начало и конец движения Малых Мечей в уезде Суцянь). - Синьи вэньши цзыляо. Т. 4. Синьи, 1990, с. 42-50.
146. Чжоучжуан, 1989. Чжоучжуан сянь чжи (Описание уезда Чжоучжуан). -Чжунго дифанчжи минсу цзыляо хуйбянь. Хуадун цзюань (Собрание материалов о народных обычаях из китайских описаний местностей. Том «Восточный Китай»). Пекин, 1989, с. 386-392.
147. ЧМТТ, 1936. Чжунхуа миньго тунцзи тияо (Свод статистических сведений о Китайской Республике). Шанхай, 1936.
148. ЧЧВС, 1992. -Чжунгун чжунъян вэньцзянь сюаньцзи (Сборник документов ЦК КПК). Т. 16,17. Пекин, 1992.
149. Чэнь Цихань, 1982. Чэнь Цихань, Синго дэ чуци гэминь доучжэн (Начальный этап революционной борьбы в уезде Синго). — Синхо ляоюань (Из искры возгорится пламя). Т. 2. Пекин, 1982, с. 7-17.
150. Чэнь Дуаньфэн, 1988. Чэнь Дуаньфэн. Ди и цы дадаохуй ши дэ Юй Цзинвэй (Деятельность Юй Цзинвэя во время первого выступления общества Больших Мечей). - Тунхуа вэньши цзыляо. Т. 4. Цзилинь, 1988, с.77-79.
151. Чэнь Баолян, 1996. Чэнь Баолян. Чжунго дэ шэ юй хуй (Общества и союзы в Китае). Ханчжоу, 1996.
152. Чэнь Цюньчжэ, 1983. Чэнь Цюньчжэ. Хуан Дао. - Чжунгун данши жэньу чжуань (История КПК: биографии). Т. 7. Сиань, 1983, с. 123-149.
153. Чэнь Сюэмин, 1983. Чэнь Сюэмин. Хуан Лигуй. - Чжунгун данши жэньу чжуань (История КПК: биографии). Т. 11. Сиань, 1983, с.281-293.
154. Чэнь Хуаци, 1985. Чэнъ Хуаци. Танхэ цяншэ гайкуан (Описание общества Пик в уезде Танхэ). - Хэнань вэньши цзыляо. Т. 19. Чжэнчжоу, 1985, с. 96-99.
155. Чэнь Бацзян, 1988. Чэнъ Бацзян. Яовань Сяодаохуй шимо (Начало и конец движения Малых Мечей в Яоване). - Шэян вэньши цзыляо. Т.4. Шэян, 1988, с. 130-132.
156. Шаньдун, 1957.- Шаньдун цзиньдайши цзыляо (Материалы по новейшей истории провинции Шаньдун). Т.1. Цзинань, 1957.
157. Шао Юн, 1997. -Шао Юн. Чжунго хуйдаомэнь (Общества и секты в Китае). Шанхай, 1997.
158. ШШЦ, 1982. Шаньдун шичжи цзыляо (Материалы по истории Шаньдуна). Цзинань, 1982.
159. ШШДБ, 1926. Шаньдун шэн данбу. Шаньдун шэн нунминь юньдун шикуан (Партийный комитет провинции Шаньдун. Крестьянское движение в провинции Шаньдун). - Чжунго нунминь. 1927, № 9, с. 1-19.
160. Юань ши, цз.147. Юань ши (История династии Юань). Ле чжуань. Ши Тяньни (Жизнеописание Ши Тяньни). Цз.147. -<http://www.yifan.net/yihe/novels/history/yuanssl/yuasl47.html>.
161. Янь Сянжун, 1988.- Янь Сянжун. Тунхуа сянь ди и цы дадаохуй гайшу (Описание первого выступления общества Больших Мечей в уезде Тунхуа). -Тунхуа вэньши цзыляо. Т. 4. Цзилинь, 1988, с. 30-36.
162. Яо Чжоухуй, 1996. Яо Чжоухуй. Шэньми дэ чжоуфу (Мистические амулеты и заклинания). Тайбэй, 1996.1. Периодика
163. БНИИК, 1929.- Бюллетень НИИ по Китаю, 1929, №4-5, №6, №7, №9, №10,16.18.
164. БНИИК, 1931.-Бюллетень НИИ по Китаю, 1931, №9-10.1. Шэньбао, 1927-1930,19321. Шэньцзин шибао, 1927-1928
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.