Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Жамсаев, Михаил Батожапович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 128
Оглавление диссертации кандидат философских наук Жамсаев, Михаил Батожапович
Оглавление.
Введение.
Глава 1: «Формирование политической культуры Китая».
§1 «Религиозные, этические и социальные истоки формирования политической культуры Китая».
§2 «Политические и экономические условия формирования политической культуры Китая».
§3«Синтез конфуцианства и легизма как теоретическая основа формирования политической культуры Китая».
Глава 2: «Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре императорского Китая и Нового Времени».
§1 «Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре императорского Китая».
§2 «Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре середины XIX - начала XX вв.».
Глава 3: «Роль традиций в современной политической культуре Китая»
§ 1 «Традиции легизма и конфуцианства в политических взглядах и деятельности Мао Цзэдуна».
§2 «Новые и старые традиции в современной политической культуре КНР».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Идеология конфуцианства как отражение становления государственности в Китае2007 год, кандидат философских наук Прушенова, Елена Цырендашиевна
Политическое в трудах конфуцианцев и легистов2002 год, кандидат политических наук Викулин, Сергей Юрьевич
Современные культурные стратегии Китайской Народной Республики в практике международного взаимодействия2011 год, кандидат философских наук Распертова, Светлана Юрьевна
Конфуцианское учение в политической теории и практике КНР: 60-90-е гг. XX в.2004 год, кандидат исторических наук Мартынов, Дмитрий Евгеньевич
Конфуцианство и его влияние на социально-политическую жизнь современного Китая2011 год, кандидат политических наук Гэн Хайтянь
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая»
Актуальность темы исследования. Исторически сложилось так, что интерес к китайской цивилизации в целом и, конкретно - к политической культуре Китая никогда не угасал в научных кругах, особенно в нашей стране. Политические, социальные и экономические процессы в развитии нашего восточного соседа обращали на себя пристальное внимание не только из-за уникальности его культуры, но и благодаря тому геополитическому значению, которое оно занимает в мире.
Особенно актуально исследование политической культуры Китая сейчас, когда мы наблюдаем бурное развитие экономики этой страны. Интересен факт гармоничного сочетания традиционной политической культуры и новейших плодов мирового прогресса, исключительный опыт бережного сохранения национальной традиции при высоком развитии техники, все большей интеграции в мировую экономику и коммуникативную сеть.
Со времен эпохи просвещения цивилизация Китая была удивительным примером усвоения культурных и научных достижений Запада, что происходило без утраты собственной культурной самобытности. Весьма характерна для понимания Китая мысль, сформулированная Вольфгангом Бауэром: «Китай испытывает очень сильное влияние прошлого. Однако отношение к нему, стало сложнее. С одной стороны, многие проблемы, с которыми сегодня приходится сталкиваться современному Китаю, мало отличаются от тех проблем, с которыми имел дело старый Китай, с другой -наблюдается лихорадочное стремление освободиться от всего старого»1. Однако освобождение от старого отнюдь не означает его полного отрицания. Bauer W. The Chine and Hoping for the Happiness. The Paradise. The Utopian. The Ideals. New-York London. 1973. P.- 12.
Это лишь попытка осмыслить новое на базе традиционного. Такой подход особенно характерен политической культуре Китая, который сохраняет свою уникальность. Традиции, пришедшие из глубокой древности, и сегодня имеют актуальность, где особое место занимают легизм и конфуцианство.
Состояние научной разработанности исследования. Проблема политической культуры была рассмотрена такими зарубежными исследователями, как Г. Алмонд, С. Верба, J1. Пай, И. Розенбаум, Д. Элазар, У. Блюм, Р. Роуд, Д. Каванах, М. Дюверже, Р. Шварценберг, Е. Вятр, Д. Пол, Ч. Тэйлор, Р. Такер, А. Мейер, С. Уэлч, Л. Диттмер, Д. Истон, У. Митчелл, К. Дойч, Л. Халман, П. Эстэр и др. Этой теме также посвятили свои работы отечественные исследователи: В.О. Руковишников, И.А. Василенко, Ф.М. Бурлацкий, A.A. Галкин, К.С. Гаджиев, Д.В. Гудименко, Г.В. Каменская, М.М. Назаров и др.
В отечественной синологии проблемы государственного устройства, политики и власти в рамках изучения истории, философии и культуры Китая были рассмотрены в работах Ю.Л. Кроля, В.В. Малявина, И.А. Стручкевича, Л.С. Васильева, В.М. Крюкова, А.И. Кобзева, П.И. Конрада, С.Ю. Лепехова, О.Н. Бороха, М.Л. Титаренко, В.Г. Бурова, В.Ф. Феоктистова 2 и др.
Феоктистов В. Ф. Эволюция идейно-теоретической платформы Коммунистической партии Китая в 19761987 гг. М., 1991. 241 с. - ИВ. № 9 Маоизм и судьбы социализма в Китае. - ПДВ. 1977. №3; Кроль. ЮЛ. Сафропов М.В., Чебоксаров H.H. Древние китайцы: проблемы этногенеза. М. 1978; Гафропон М.В. Пространственные представления спорящих сторон в «В рассуждении о соли и железе» Хуань Куаня.(1 в. до н.э.), "«Государство и общество в Китае». - М., 1978: Кроль. Ю.Л.О концепции «Кмтай - варвары«.// Сб. «Китай: общество и государство». - М., 1973; Он же. Ханьское право и «ассоциативное мышление».- М., 1972; Он же. Рассуждения Сыма Цяня о «шести школах». // «Китай: история, культура и историография».-М. 1977; Он же. Сыма Цянь историк. - М„ 1970; Малявин В.В. Китай в XVI-XV1I веках: Традиция и культура. М.: Искусство, 1995. 288 е.: Он же. Конфуций. - М.: Молодая гвардия. 2001. - 357 е.; Он же. Молния в сердце. М.: Наталис, 1997. 365 с.; Стручкевич И.А., Васильев Л.С. Три модели возникновения и эволюции докапиталистических обществ. // «Вопросы истории», - М., - 1966,. - № 3. С. 124-145: Васильев Л.С'., Стручкевич И.А. Три модели возникновения и эволюции докапиталистических обществ. - «Вопросы истории», - М„ 1966. - №5.- С.201 239; Васильев Л.С. Аграрные отношения и община в древнем Китае. М„ 1961; Он же. Возникновение и формирование китайского государства. <<' Сб. ста гей: «Китай: история, культура и историог рафия». - М., 1977: Он же. Проблемы генезиса китайской мысли: (Формирование основ мировоззрения и менталитета). - М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1989. 309 е.; Он же. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М. 1976.; Он же. Традиция и проблемы социального прогресса в истории Китая./.'Сб. статей «Роль традиции в истории и культуре Китая». - М„ 1972.; Крюков В.М. Ритуальная коммуникация в древнем Китае. - М. - ИВ РАН, 1997. С. 298. Он же. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Ипь-Чжоу. - М.: Памятники исторической мысли, 2000.
С.464; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. - М. 1083; H.H. Конрад. Запад и восгок. Статьи. - М„ 1980: Он же. Избранные труды. - M.J977; Лемехов С.Ю. Роль Мадхьямнки в становлении восточной цивилизации. - У.-У. 2002 ; Ьорох О.Н. Современная китайская экономическая мысль. - М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН, 1998. 293 е.; Титаренко М.Л. Китай: цивилизация и реформы.
В.М. Крюков оценивает влияние ритуальной коммуникации в формировании древнекитайской цивилизации. М.В. Сафронов, H.H. Чебоксаров, Ю.Л. Кроль в коллективной монографии «Древние китайцы: проблемы этногенеза» исследуют проблемы формирования национального самосознания и культуры китайцев, затрагивая политическое развитие древнего Китая. В трудах J1.C. Васильева получила подробную разработку проблема формирования традиционных основ политической системы Китая. С.К). Лепехов затрагивает отдельные аспекты политической культуры в свете роли религиозной деятельности в Китае, отношения императорской власти к буддизму и их взаимоотношения. В.Г. Буров исследуя китайскую философию, показывает преемственность древнекитайской и современной философии в ракурсе общественных и политических процессов.
О политических традициях в современной политической жизни КНР писали ученые: В.Я.Сидихменов, М.В. Карпов, В.А. Богословский, С.Р. Белоусов, С.Л. Тихвитский, A.B. Меликсетов3.
Непосредственно роли традиций в политической культуре Китая посвящены работы нескольких отечественных исследователей. Кол лепи иная монография «Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР/Отв. ред. М.Л. Титаренко, Л.С. Переломов». Эта тема затрагивается в ряде статей и монографий Л.С. Переломова. Так в его работе «Конфуцианство и легизм» подробно рассматриваются взаимоотношения легизма и конфуцианства, их роль в становлении политической культуры. Специальное исследование проблемы традиции политической культуры КНР
М.: Республика. 1999. 256 е.; Он же. Россия и Восточная Азия: Вопросы международных и межнивили¡анионных отношений. - М.: Фабула: Кучково поле, 1994. 319 е.: Вуров B.C. «Современная китайская философия». - М. 1968 и лр.
Меликсетов A.B. Победа китайской революции: 1945 1949. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы. 1989; Силихменов В.Я. Эволюция представлений о социализме в КИР (1953-1994). - М., 1996. 166 е.; Он же. (ИБ: № 12). Социально-экономические и политические проблемы Китая в новое и новейшее время. Сб. Ст. / Отв. Ред 1'.Д.Сухарч\к. М.: Наука. Гл. Ред. Воет лит. 1991. 367 е.; Ьелоусов С.Р. Китайская версия "государственного социализма" (20-40-е гг. XX в.). - М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит. 1989. 222 с. Усов B.H. КНР от «большого скачка» к «культурной революции» (1960-1966 гг. ): В 2 ч. - М., 1998. 4. I. 221 е.; Косгяева A.C. Тайные общества Китая в первой четверти XX века. - M.: Изд. Фирма "Воет Jim." РАН. 1995, 240 с. : Алексеев НА. Нагорный A.A., Паркапский A.b. Американские китаеведы об -экономике и политике Китая сегодня и завтра. - М.: Наука. I л. Ред. Вост. Лит., 1989. 302 е.; Тихвинский С.Л. Путь Китая к объединению и независимости, 1898-1949. По материалам биографии Чжоу Эньлая. - М.: Изд фирма "Вост. Лит." РАН, 1996. 575 с. принадлежит H.A. Абрамовой4. В своей монографии «Политическая культура Китая. Традиции и современность» она утверждает, что «содержание и направленность процессов, происходящих в Китае, находятся в русле главных составляющих традиционной политической культуры», также проводит детальную разработку методологии исследования политической культуры КНР.
Также следует отметить работы по традиции в современной политической культуре и политической жизни КНР следующих зарубежных исследователей: Р. Соломона, J1. Пая, J1. Хуана, Р. Лифтона, И. Саари, Б. Шварц, В. Бауэра, X. Капура, Цзе Сюн5.
В китайской научной литературе отдельные аспекты политической культуры Китая рассматривают Фэн Юлань, Ян Юнго, Ван Хунин, Линь Шанлинь, Чжан Шаохуа, Oy Янцзин, Чжу Хуанхэ, Ан Цзингун, Ван Шаосинь, Сюй Датун, Чжан Синцзю, Ши Сюехуа, Лин Сунлэ.
В целом, оценивая степень изученности проблемы традиций легизма и конфуцианства в политической культуре Китая, необходимо отметить следующее. Хотя синологической наукой накоплен богатый материал по легизму и конфуцианству, а также достаточно разработана теория политической культуры Китая, до сих пор Hei комплексных исследований традиций легизма и конфуцианства в политической культуре Китая с начала ее формирования до ее современного состояния.
1 H.A. Абрамовой. Политическая культура Китая. Традиции и современность. - М., 2001; Она же. Методологические проблемы исследования Китая и пути их решения. - Чита. ЧитГТУ, 2001. Она же. Конфуцианство в Духовной культуре Китая: социально-политические Традиции и современность. - Чита: ЧшГТУ, 2001. Solomon R. Mao's Revolution and I he Chinese Political Culture. - I97l.-53lp. Communications Patterns and The Chinese Revolution// China and Ourselves'/ 1967. №32 p.88- 110; Huang I.J. The role ol" religion in CommunistChinese Society// Berkeley. Asian Survey vol. 1-9.1971 - №7,- P.603-708; Bauer W. The Chine and Hoping for the Happiness. The Paradise. The Utopian. The Ideals. New-York London. 1973: Hsiung J. C. Ideology and Practice, t he F.volution of Chinese Communism. New York. 1979; Huang L.J. 1'he role of religion in CommunistChinese Society// Berkeley Asian Survey vol. 1-9.1971 - №7,- P.603-708: l.ifton R. revolutionary Immortality. Mao Tse-tung and the Chinese Cultural Revolution. New York. 1968: Saari J. China's Scpccial modernity''' China and Ourselves - Boston. 1970.-p. 49-68: Schwartz B. The Reign of Virtue: Some Boat Perspectives on Leader and Party in the Cultural Revolution//I'he China Quaterly, 1968. - jV»35. p. 1-17: VVcicli S. Concept of Political Culture. - 1., 1993.
Цель диссертационной работы заключается в исследовании роли традиций легизма и конфуцианства в политической культуре Китая с начала ее формирования до ее современного состояния.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи: исследование формирования политической культуры в период
Чжоу;
- анализ взаимодействия легизма и конфуцианства как традиционных элементов политической культуры Китая;
- раскрытие роли традиций в политической истории императорского Китая, Нового и Новейшего Времени; выявление традиций в современной политической культуре Китая и их тигюлогнзация;
Объектом исследования является политическая культура Китая.
Предметом исследования - традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая.
Гипотеза исследования - в политической культуре Китая имеют -огромное значение традиции легизма и конфуцианства; их значимость сохраняется и в наши дни.
Теоретико-методологические основы исследования составили общенаучные методы познания: логический и исторический, аксиологический и компаративный, обобщения и абстрагирования, а также дедукции и индукции.
В диссертации также в качестве теоретических основ исследования политической культуры использовались груды H.A. Абрамовой, J1.C. Васильева, Л.С. Переломова и С.Л. Тихвинского.
Основные положения, выносимые на защиту: Основные принципы политической культуры Китая сформировались в древний период (У- ¡11 вв. до п.).) и на протяжении всей его исюрии оставались неизменными.
Легизм и конфуцианство играют направляющую и системообразующую роль в политической истории и политической культуре Китая.
Традиции философско-политических учений легизма и конфуцианства оказали большое влияние на формирование идейных убеждений и практическую деятельность реформаторов Китая в конце XIX в. - нач. XX в., а также Мао Цзэдуна.
На современную политическую культуру Китая оказывают влияние традиции трех уровней: а) исторические, наиболее универсальные, традиции старою Китая, оказывающие влияние на идеологию; б) исторические, связанные с практикой и методикой политической борьбы; в) социалистические, революционные традиции периода гражданской и антияпонской войны.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- осуществлен комплексный анализ формирования политической культуры Китая в эпоху Чжоу, выявлено, что конфуцианство и легизм составляют системобразующее начало политической культуры Древнего Китая;
- исследованы традиции легизма и конфуцианства в политической культуре Китая на всем протяжении его исторического развития, установлено, что их значимость сохраняется до наших дней;
- выявлены различные уровни традиций в современной политической культуре КНР, дана типологизация этих уровней.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и выводы диссертации могу! быть использованы для дальнейшего изучения проблем политической культуры Китая. Результаты исследования также могут найт и практическое применение при подготовке учебных пособий, семинаров и курсов по политологии, истории, истории философии, социальной философии.
Апробация работы: Основные положения диссертации докладывались автором на ежегодной научно-практической конференции преподавателей, научных сотрудников и аспирантов БГУ, посвященной 10-летию БГУ, г. Улан-Удэ, 2005; IV региональной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Научный и инновационный потенциал Байкальского региона глазами молодежи» (л Улан-Удэ, апрель 2005). По теме диссертации опубликованы 4 статьи.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, общего заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Философско-антропологические аспекты древнекитайских учений2008 год, кандидат философских наук Лиан Лиюй
Место конфуцианства в модернизации Китая: Конец XX-начало XXI в.2003 год, кандидат исторических наук Аллаберт, Анна Владимировна
Конфуцианство в странах Восточной Азии: исторический выбор и социальная практика: вторая половина XX в. - начало XXI в.2009 год, кандидат исторических наук Ткачева, Татьяна Олеговна
Историко-философская концепция китайского философа-прагматика Ху Ши: 1891-19622007 год, кандидат философских наук Киселев, Валерий Анатольевич
Экологическая культура Китая: традиции философского осмысления и поиск современных решений2003 год, кандидат философских наук Варакина, Маргарита Игоревна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Жамсаев, Михаил Батожапович
Заключение
В данной диссертационной работе было проведено исследование традиций легизма и конфуцианства в политической культуре Китая. В связи с чем было рассмотрено становление политической культуры Китая, выявлена роль традиций легизма и конфуцианства в формировании политической культуры Китая, их место в политической жизни КНР.
Для решения поставленной цели были решены следующие задачи:
- исследование формирования политических традиций Китая в древний период;
- рассмотрение взаимодействия и слияния легизма и конфуцианства;
- развитие традиции в период императорского Китая;
- выявление роли традиций в политической деятельности Мао Цзэдуна;
- определение основных элементов политической культуры Китая;
- анализ современной экономической и политической ситуации в КНР;
- выявление роли традиций в современной политической культуре КНР. Были сделаны следующие выводы:
1. Основные традиции политической культуры, сформировались в древний период истории Китая (в V- III вв. до н.э.). В ходе исторического развития они стали основой для концепции государства и системы управления государством. Это есть результат конкретных социально политических и экономических условий исторического развития древнего Китая.
2. Традиции философско-политических учений легизма и конфуцианства сыграли значительную роль в формировании идейных убеждений и практической деятельности Мао Цзэдуна как вербализация (т.е. многие традиционные элементы политической культуры Китая записаны в этих учениях) традиционных элементов политической культуры Китая. В этой роли дегизм и конфуцианство имеют направляющий (системообразующий) характер в политической жизни и в развитии политической культуры Китая.
3. На современный Китай оказывают влияние традиции трех уровней: исторические наиболее универсальные традиции старого Китая, которые определяют само направление развития философской мысли, историческая практическая традиция, связанная с методикой политической борьбы и распорядком политической жизни общества и революционная практическая традиция периода гражданской и антияпонской войны.
Комплексный анализ социально-политических условий формирования политической культуры Китая в эпоху Чжоу выявил основные сущностные компоненты становления политической культуры Китая и элементы традиционной политической культуры древнего Китая. Так же исследование традиций легизма и конфуцианства в их историческом развитии дало возможность оценить их роль в формировании политической.
Анализ традиционных течений китайской социально-философской мысли как элемента политической культуры выявил различные уровни традиций в современной политической культуре КНР.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Жамсаев, Михаил Батожапович, 2005 год
1. Agriculture and trade in China and India\ ED. BY T.N. SRINIVASAN Justin Yifu Lin, Yun-Wing Sung,\ San Francisco, California 1994
2. Bauer W. The Chine and Hoping for the Happiness. The Paradise. The Utopian. The Ideals. New-York London. 1973.
3. Hsiung J. C. Ideology and Practice. The Evolution of Chinese Communism, New York, 1979.
4. Huang L.J. The role of religion in CommunistChinese Society// Berkeley Asian Survey vol. 1-9.1971 №7.- P.603-708;
5. Lifton R. revolutionary Immortality. Mao Tse-tung and the Chinese Cultural Revolution, New York, 1968.
6. Saari J. China's Scpecial modernity// China and Ourselves/ Boston,1970,-p. 49-68.
7. Schwartz B. The Reign of Virtue: Some Boat Perspectives on Leader and Party in the Cultural Revolution//The China Quaterly, 1968. №35. - p. 1-17;
8. Solomon R. Communications Patterns and The Chinese Revolution// China and Ourselves/ 1967. №32 p.88- 110
9. Solomon R. Mao's Revolution and The Chinese Political Culture.1971,-531 p.;
10. Weich S. Concept of Political Culture. L., 1993.
11. Абрамова H.A. Политическая культура Китая и современность: Авторф. дис. . д-ра филос. наук. Улан-Удэ, 2003.
12. Абрамова Н.А. Политическая культура Китая. Традиции и современность М., 2001,
13. Абрамова Н.А. Традиционная культура Китая и межкультурное взаимодействие (социально-философский аспект) Чи та: Чипту, 1998. 303 с.
14. Алексеев НА., Нагорный А.А., Парканский А.Б. Американские китаеведы об экономике и политике Китая сегодня и завтра. М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1989.302 с.
15. Алимов H.A., Ермаков М.Е., Мартынов A.C. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая. М.: Изд. Дом "Муравей", 1998. 287 с.
16. Афоризмы старого Китая / Пер. С кит., сост., вступ. Ст. И примеч. В.В.Малявина, 2-е изд., испр. М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1991. 79 с.
17. Балюк М.А., Балюк И.А. Экономическая реформа в КНР: государство и рынок. М., 1996. 185 с. (ИБ; № 5).
18. Бамбуковые страницы: Антология древнекитайской литературы: Пер. С древнекит. / Сост., вступ. Ст., ст. Об авт. И коммент. И.С.Лисевича. М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН, 1994. 415 с.
19. Белоусов С.Р. Китайская версия "государственного социализма" (20-40-е гг. XX в.). М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1989. 222 с.
20. Богословский В.А. Тибет после Мао Цзэдуна: (Социально-экономическая политика в сельских районах Тибета в 1977-1987 гг.). М.: , 1996.102 с.
21. Бокщанин A.A. Современные историки КНР о проблемах феодализма в Китае. М.: ИВ РАН, 1998.140 с.
22. Борох О.Н. Современная китайская экономическая мысль. М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН, 1998. 293 с.
23. Бубенцов Е.В. Духовный мир и традиции китайского крестьянства. М., 1998. 101 с. (ИБ; № 7).
24. Бубенцов Е.В. Сельское хозяйство Китая в 80-е годы: динамика и проблемы развития. М., 1993. 165 с. (ИБ: № 12).
25. Ьуланжс 11., .Vi. . .lC.4; ^ j ^ /3. ; , ;
26. Буров В.Г. «Современная китайская философия» М.1968.
27. Вареное A.B. Древнекитайский комплекс вооружения эпохи развитой бронзы: Учеб. Пособие / Новосиб. Гос. Ун-т. Новосибирск, 1989. 91 с.
28. Васильев К. В. Истоки китайской цивилизации. М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН, 1998. 319 с.
29. Васильев J1.C. Аграрные отношения и община в древнем Китае.1. М., 1961.
30. Васильев Л.С. Огручкевич И.А. Три модели возникновения и эволюции докапиталистических обществ. «Вопросы истории», 1966, №5.
31. Васильев Л.С. «Некоторые особенности системы мышления, поведения и психологии в традиционном Китае». Стр. 52 -83
32. Васильев Л.С. Возникновение и формирование китайского государства. Сборник статей: «Китай: история, культура и историография».М., 1977.М
33. Васильев Л.С. Древний Китай. Т. 1. М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН, 1995.378 с.
34. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли: (Формирование основ мировоззрения и менталитета). М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1989. 309 с.
35. Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской цивилизации. М.,1976.
36. Васильев Л.С. Традиция и проблемы социального npoipecca в истории Китая. Сб. статей «Роль традиции в истории и культуре Китая». М., 1972.
37. Виноградов A.B. Формирование национальной концепции социалистического строительства в Китае (1976-1987 гг. ). М., 1991. 168 с. (ИБ. № 10).
38. Воронцов М.В. Судьба китайского Бонапарта. М.: Политиздат,1989.
39. Галенович Ю.М. Дэн Сяопин: личность, судьба, политика М.: Знание, 1989. 33 с.
40. Галенович Ю.М. О китайско-американских и китайско-российских отношениях в свете встреч Цзян Цзэминя с Б. Клинтоном (октябрь-ноябрь 1997 г.) И Б. Ельциным (ноябрь 1997 г.). М., 1998. 74 с. (ЭИ; № 6).
41. Галенович Ю.М. Противостояние: Пекин, Тяньаньмэнь, 1989. В 3 ч. М., 1995. Ч. 1. 121 с.;Ч. 2. 169 с.; Ч.З 88 с. (ИБ, № 6. 7, 8).
42. Го Шаотан (Крымов Д.Г.) Историко-мемуарные записки китайского революционера. М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1990. 384 с.
43. ГолыгинаК.И. "Великий предел": Китайская модель мира в литературе и культуре (I-XIII вв ) М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН, 1995. 363 с.
44. Гудошников Л. М., Асланов Р. М., Степанова Т.А. Политическая система Китайской Народной Республики (структура основных институтов власти). М., 1996. 92 с. (ЭИ, №1).
45. Делюсин Л.П. Политическая реформа и проблема демократии в Китае. М.: ИМЭПИ, 1993. 108 с.
46. Дикарев А.Д., Лукин A.B. Три путешествия по Китаю. М.: Молодая гвардия, 1989. 239 с.
47. Доменак Ж.-Л., Хуа Шанмин. Семейные отношения в Китае: Пер. С фр. М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1991. 215 с.
48. Ппов"" у ' трс^оч т. -1-2. М,. 1973.
49. Древнекитайская философия: В 2 т. / Сост. Ян Хиншун. М.: принт. 1994. Т. 1. 363 е.; Т. 2. 384с.
50. Древнекитайская философия: эпоха Хань / Сост. Ян Хиншун. М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1990. 523 с.
51. Думан Л.И. Внешнеполитические связи древнего Китая и истоки даннической системы. "Китай и соседи", М., 1970
52. Думан Л.И. Внешнеполитические связи древнего Китая с Сюнну в I-III вв. н.э. "Китай и соседи", М., 1970
53. Думан Л.И. К вопросу о социально-экономическом строе Китая в III веке до н.э. -1 веке н.э. "Вопросы истории" 1957 № 2
54. Думан Л.И. Очерки истории Китая М., 1940
55. Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой: Ст. и выступления: Пер. с кит. М: Палея, 1997. 479 с.
56. Егоров К.А. Китайская Народная Республика: Политическая система и политическая динамика (80-е годы). М.: : Наука. Изд. Фирма "Вост. Лит.", 1993.209 с.
57. Егоров К.А. Представительная система Китая: история и современность. М.: Спарк, 1998, 240 с.
58. Загорский A.B. Япония и Китай: Пути общественного развития в оценке японской историографии. М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1991. 192 с.
59. ЗенгерХ. Фон. Стратагемы: О китайском искусстве жить и выживать: Знаменитые тридцать шесть стратагем за три тысячелетия: Пер. с нем. М.: Прогресс : Культура, 1995. 380 с.
60. Зинин C.B. Протест и пророчество в традиционном Китае: Жанр яо с древности до XVII века н.э. М.: ИВ РАН, 1997. 227 с.
61. Иванов П.М. Матые партии Китая в борьбе за демократию (19281949 гг.). М.: Изд. Дом "Муравей", 1999. 387 с.
62. Иванчиков А.Г. Теоретические и практические аспекты привлечения иностранной технологии в КНР. М.: Наука, 1991.140 с.
63. Илюшечкин В.П. Дискуссионные проблемы до капиталистических обществ // Сб. Проблемы истории до капиталистических обществ М., 1968.
64. Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт системно-структурного анализа). М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986.
65. Искусство властвовать: План обогащения государства. План усиления армии. План успокоения народа (Ли гоу) (XI в.) / Пер. с кит. З.Г. Лапиной; О человеческом существе (Лю шао) (III в.) / Пер. с кит. Г.В. Зиновьева. -М.: Белые альвы, 2001. (Каноны).
66. История китайской философии: Пер. с кит. / Общ. Ред. И послесл. М.Л. Титаренко. М.: Прогресс, 1989. 552 с.
67. История Китая с древнейших времен до наших дней. М., 1974.
68. История Китая: Учеб. для студентов вузов. / Под ред. А.В.Меликсетова. М.: Изд-во МГУ, 1998. 732 с.
69. Калюжной Н.М. «Современные авторы КНР о категории до».
70. Карпов М.В. Экономические реформы и политическая борьба в КНР (1984-1989 гг.) / МГУ. ИСАА. М., 1997.
71. Карпов М.В. Экономические реформы и политическая борьба в КНР. (1984 — 1989). — М.: ИСАА при МГУ, 1997.
72. Кирмасов Б.А. XX век. Китай: молодежные организации в 20-30-е годы М.: Социум, 1993.101 с.
73. Китай: история в лицах и событиях / Под общ. Ред. С.Л.Тихвинского М.: Политиздат, 254 с.
74. Китайская культура 20-40-х годов и современность: Сб. Ст. / Отв. Ред. В.Ф.Сорокин М.: Наука. Изд. Фирма "Вост. Лит.", 1993. 262 с.
75. Китайская философия и современная цивилизация: Сб. Ст. / Междунар. Редсовет: М.Л.Титаренко и др. М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН, 1997. 192 с.
76. Классическое конфуцианство: переводы, статьи, комментарии А. Мартынова и И. Зограф. В 2 т. Т.1: Конфуций. Луньюй. спб.: Издательский Дом «Нева»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 384 с. - (Мировое наследие)
77. Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу) / Пер. С кит., вступ. Ст., коммент. И послесл. Л.С. Переломова. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 1992. (Памятники письменности Востока. XX)
78. Книга правителя области Шан (Шан цзюнь шу) / Пер. С кит., вступ. Ст., коммент. И послесл. Л.С.Переломова. 2-е изд., доп. М.: Ладомир, 1993.
79. Книга правителя области Шан перевод и комментарии Переломова Л.С. М. 1968.
80. Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и класическая Китайская философия. М., 1983.
81. Ковалев Е.Ф. Из истории влияния Октябрьской социалистической революции на Китай (1917-1923 гг.): В 2 ч. М., 1995. (ИБ; № 4, 5). Ч. 1. 194 с.; Ч. 2. 177 с.
82. Кондрашова Л., Корнейчук Н. КНР: Реформа и региональная экономическая политика. ИМЭПИ, 1998.152 с.
83. Конрад Н.И., Запад и восток. Статьи. М., 1980,
84. Конрад Н.И., Избранные труды.М., 1977.
85. Конфуцианство в Духовной культуре Китая: социально-политические Традиции и современность. Чита: ЧитГТУ, 2001.
86. Конфуций / Сост. В.В.Малявин. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 176 с.
87. Конфуций. Изречения. Изд-во МГУ М.-1992г.
88. Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения: Пер. С древнекит. / Сост., вступ. Ст., коммент. М.А. Блюменкранца. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998.658 с.
89. Коркунов И.Н., Ремыга В.Н. Экономическая реформа в КНР: первые десять лет. М.: Знание, 1989. 80 с.
90. Костяева А.С. Тайные общества Китая в первой четверти XX века. М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН. 1995. 240 с.
91. Кравцова М.: Е. История культуры Китая: Учеб. Пособие для вузов. Спб.: Лань, 1999. 415 с.
92. Крил Х.Г. Становление государственной власти в Китае. Империя 'Западная Чжоу / Пер. С англ. Р.В. Котенко. спб.: Издательская группа «Евразия», 2001. - 480 с.
93. Кроль Ю. J1. О концепции «Китай варвары».- Сб. «Китай: общество и государство». М,. 1973.
94. Кроль Ю. JI. Ханьское право «И ассоциативное мышление»,- М.,1972.
95. Кроль Ю.Л. Пространственные представления спорящих сторон и "В рассуждении о соли и железе" Хуань Куаня.(1 в. до н.э.), "Государство и общество в Китае" М., 1978.
96. Кроль Ю.Л. Рассуждения Сыма Цяня о "шести школах". «Китай: история, культура и историография».М., 1977.
97. Кроль Ю.Л. Сыма Цянь историк. М., 1970
98. Кроль Ю.Л., Сафронов М.В., Чебоксаров H.H. Древние китайцы: проблемы этногенеза101 .Крюков В.М. Ритуальная коммуникация в древнем Китае. М.: ИВ РАН, 1997. 298 с.
99. Крюков В.М. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М.: Памятники исторической мысли, 2000. - 464 с.
100. Кучера С. Древнейшая и древняя история Китая: Древнекаменный век. М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН, 1996. 432 с.
101. Кычанов Е.И. Император Великого Ся. Новосибирск: Наука,1991.160 с.
102. Кюзаджян Л.С., Т.Н. Сорокина. Влияние традиций на маоизм в оценке зарубежного китаеведения. Стр. 279-319.
103. Юб.Лепехов С.Ю. Роль Матхьямики в становлении восточной цивилизации.
104. Ли Чжисуй. Мао Цзэдун Записки личного врача: Пер. С англ.: В 2 кн. Минск: Интер-Дайджест; Смоленск ТОО "Эхо", 1996 Кн 1 381 е.; Кн 2.365 с.
105. Личность в традиционном Китае: Сб. Ст. / Отв. Ред. Л.П.Делюсин. М.: Наука. Изд. Фирма "Вост. Лит.", 1992. 327 с.
106. Ломанов A.B. Современное конфуцианство: Философия Фэн Юланя. М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН. 1996. 248 с.
107. Ю.Ломанов A.B. Судьбы китайской философской традиции во второй половине XX века: Фэн Юлань и его интеллектуальная эволюция. М., 1998. 155 с. (ИБ;№ 1).
108. Мазур Т.Г. Идеология служивого сословия: Автореф. Дис. . канд. Филос.наук. Улан-Удэ,2003.
109. Малявин В.В. Китай в XVI-XVII веках: Традиция и культура. М.: Искусство, 1995. 288 с.
110. Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 2001. - 357 с.1 14. Малявин В.В. Конфуций. М.: Молодая гвардия, 1992. 335 с.
111. Малявин В.В. Молния в сердце. М.: Наталис, 1997. 365 с.
112. Мамаева Н.Л. Гоминьдан в национально-революционном движении Китая (1923-1927). М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1991. 211 с.
113. Маомао. Мой отец Дэн Сяопин. Пер. С кит. М.: РУСС'ЛИТ, 1995.559 с.
114. Меликсетов A.B. Победа китайской революции, 1945-1949. М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1989. 181с.
115. Мсликсетов A.B. Победа китайской революции: 1945 — 1949. -М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989.
116. Мень A.B. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. Т. 3: У врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до н.э. М.: Ex libris, 1992. 238 с.
117. Методологические проблемы исследования Китая и пути их решения. Чита: ЧитГТУ, 2001,122.Мэн-цзы.
118. Наумов И.Н. Проблемы формирования и подъема уровня жизни населения КНР. М.: Наука. Изд. Фирма "Вост. Лит.", 1993. 300 с.
119. Никифоров В. П. Восток и всемирная история. М., 1975.
120. Общественные объединения Китайской Народной Республики, 80-е начало 90-х гг. В 2 т. / Отв. Ред. Ф.Б. Белелюбский, J1.M. Гудошников. М.: ИДВ, 1992. Т. 1. 155 е.; Т.2.187 с.
121. От магической силы к моральному императиву: Категория дэ в китайской культуре / Сост. И отв. Ред. JI.H. Борох, А.И. Кобэев. М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН, 1998. 422 с.
122. Очерки истории Китая Под ред. Шан Юэ М. 1958
123. Переломов Л.С. «Империя Цинь» М. 1962
124. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, судьба и учение. М., 1978
125. Переломов Л.С. «Конфуцианство и Легизм» М. 1981.13!. Переломов Л.С. Конфуций. Лунь юй: Исслед., пер. С кит., коммент.; Факсимильный текст "Лунь юя" с комментариями Чжу Си. М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН, 1998. 590 с.
126. Переломов Л.С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М;-: Наука. Изд. Фирма "Вост. Лит." , 1993. 440 с.
127. Переломов Л.С. Слово Конфуция. М.: Фабула, 1992.191 с.
128. Плешаков К. Гео-идеологическая парадигма: (Взаимодействие геополитики и идеологии на примере отношений между СССР, США и КНР в континентальной Восточной Азии, 1949-1991 гг.) / Рос. Науч. Фонд. Моск. Отд-ние. М., 1994. 107 с.
129. Портяков В.Я. Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина. М.: Изд. Фирма "Вост. Лит." РАН, 1998. 238 с.
130. Потапов М.А. Внешнеэкономическая политика Китая: проблемы и противоречия. М.: Буква, 1998. 318 с.
131. Г1очагина О.В. Модели семейной организации в Китае и на Филиппинах. М., 1997. 121 с. (ИБ; № 1).
132. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М.: Главная редакция восточно; тергнуры издательства «Наука», 1983. - 261 с.
133. Развитие производительных сил Китая / Отв. Ред. М.Л.Титаренко. М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1989. 246 с.
134. Разин H.A. «История военного искусства», т-1,2. С-Пб.2000.11 г. . i .-'"in — , Кн. 3.: Китай /
135. Отв. Ред. В.В.Зайцев. М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит., 1993. 207 с.
136. Рубин В.А. Личность и власть в древнем Китае: Избр. Труды. М.: Иголи, 1993.315 с.1/П Dr 1 г' . .-г,«. п Ум'тчц-»- TnvrfOB.
137. Рыбаков В. Истоки этической ориентированности традиционного китайского права. статья.
138. Салтыков Г.Ф. Традиции в современной китайской деревне
139. Иь; 11 х.1 > j «. . 1 о с. «и, ^ у.
140. Сергеев Г.И. От дибао до "Жэньминь жибао": путь в 1200 лет: (История средств массовой коммуникации Китая). М.: Иэд-во Ун-та дружбы народов, 1989. 225 с.
141. Сидихменов В.Я. Эволюция представлений о социализме в КНР (1953-1994). М., 1996. 166 с. (ИБ; № 12).
142. Социальная структура Китая, XIX первая половина ххв. / Отв. Ред. O.E. Непомнин, Н.И. Фомина. М.:. Наука. Гл. Ред вост. Лиг., 1990. 438 с.
143. Социально-экономические и политические проблемы Китая в новое и новейшее время. Сб. Ст. / Отв. Ред Г.Д.Сухарчук. М.: Наука. Гл. Ред. Воет лит., 1991. 367 с.
144. Стабурова Е.Ю. Политические партии и союзы в Китае в период Синьхайской революции. М.: Наука. Гл ред вост. Лит., 1992. 344 с.
145. Сыма Цянь «Исторические записки» М. 1972 1 -6 тома.
146. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 6 / Пер. С кит., коммент. И вступ. Ст. Р В Вягкина. М. Наука. Изд. Фирма "Вост. Лит.", 1992. 483 с. То же. Т. 7 М.: Изд. Фирма "Воет лит." РАН. 1996. 462 с.
147. Тер- Акопян Н. Б. Развитие взглядов Маркса и Энгельса на азитский способ производства и земледельческую общину. М., 1965
148. Тергицкий К. Китайцы: традиционные ценности в современном мире: В 2 ч. / МГУ. ИСАА. М., 1994. Ч. 1. 248 е.; Ч. 2. С. 249-347.
149. Тертицкий K.M. Китайские синкретические религии в XX веке. — М: Издательская фирма «Восточная литература» РАИ, 2000.
150. Титаренко МЛ. Китай: цивилизация и реформы. М.: Республика,1999. 256 с.
151. Титаренко M.JI. Россия и Восточная Азия: Вопросы международных и межцивилизационных отношений. М.: Фабула: Кучково поле, 1994. 319 с.
152. Тихвинский СЛ. Путь Китая к объединению и независимости, 1898-1949. По материалам биографии Чжоу Эньлая. М.: Изд фирма "Вост. Лит." РАН, 1996. 575 с.
153. Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР ! Отв. Ред. М.Л.Титаренко, Л.С.Переломов. М.: Наука. Изд. Фирма "Вост. Лит.", 1994. 327с.
154. Тридцать шесть стратагем: Китайские секреты успеха / Пер. С кит. И предисл. В.В.Малявина. М.: Белые альвы, 1998. 186 с.
155. Усов В.П. КНР от "большого скачка" к "культурной революции" (1960-1966 гг.): В 2 ч. М.,1998. Ч. 1.221 е.; Ч. 2. 241 с.(ИБ;№4;5).
156. Фань Вэнь- Лань «Древняя история Китая» М. 1958
157. Феоктистов В.Ф. Эволюция идейно-теоретической платформы Коммунистической партии Китая в 1976-1987 гг. М., 1991. 241 с. (ИБ; № 9).
158. Фэн Ю-Лань «Краткая история Китайской философии» СПб.1998
159. Фэн Юлань. Краткая история китайской философии: Пер. С англ. Спб.: Евразия, 1998. 373 с.
160. Хачатурян В.М. Древний Китай. История, быт, нравы. М.: СЛОВО/SLOVO, 2001. - 48 с.
161. Хаютина М.С. Институты "гостей" и "друзей" в Древнем Китае. (Эволюция социальных и политических явлений и соответствующей терминологии в периоды Западного Чжоу, Чуньцю и Чжаньго). Автореферат . к.и.н. (КСЛ, С).
162. Хуань Куань. Спор о соли и железе (Янь те лунь). Т. 1 / Пер. С кит., введ. И коммент. Ю.Л. Кроля. Спб.: Центр "Петербург, востоковедение", 1997.416 с.
163. Цзян Цзэминь. Реформа. Развитие. Стабильность: Ст. и выступления: Пер. С кит. М.: Палея, 1996. 447 с.
164. Чудодеев Ю. В., Каткова З.Д. Китай Япония: любовь или ненависть?: К проблеме эволюции социально-психологических и политических стереотипов взаимовосприятия (VII в. Н.э. - 20-е годы XX в.) / ИВ РАН М.: , 1995.232 с.
165. Чуев Н.И. Военная мысль в древнем Китае: История формирования военных теорий. М.: Любимая кн., 1999. 218 с.
166. Шицзин: Книга песен и гимнов / Пер. С кит. А. Штукина; Подгот. Текста и вступит. Ст. Н. Федоренко; Коммент. А. Штукина. М.: Худож. Лит., 1987.-351 с.
167. Этика и ритуал в традиционном Китае / Сборник статей. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1988. - 331 с.
168. Этническая история китайцев в XIX начале XX в. / М.В.Крюков и др. М.: Наука. Изд. Фирма "Вост. Лит.", 1993. 413 с.
169. Юань Кэ. Мифы древнего Китая / Пер. С кит., послесл. Б.Л. Рифтина. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987.-527 с.
170. Ян Юн-го «История Древнекитайской идеолог ии» М. 1957
171. Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь -Улан-Удэ, 1998.
172. Яншина Э.М. Боги и «чиновники» (по материалам древнекитайских памятников) «Китай: история, культура и историография».М., 1977. Стр. 124-131.
173. Мартынов A.C. Предисловие. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века//Сб.статей.М.,1982
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.