Традиции и новации в народной художественной культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Солодовникова, Надежда Викторовна

  • Солодовникова, Надежда Викторовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Белгород
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 152
Солодовникова, Надежда Викторовна. Традиции и новации в народной художественной культуре: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Белгород. 2006. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Солодовникова, Надежда Викторовна

Введение.

Глава 1. Народная художественная культура как предмет философско-культурологического анализа.

1.1. К вопросу об определении понятия "народная художественная культура", ее традиций и новаций.

1.2. Структурно-функциональный анализ народной художественной культуры.

Глава 2. Взаимосвязь традиций и новаций в народной художественной культуре.

2.1. Диалектика народной художественной культуры.

2.2. Аксиологический аспект традиций и новаций в народной художественной культуре.

2.3. Современные проблемы сохранения и развития народной художественной культуры в России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции и новации в народной художественной культуре»

Актуальность исследования. В народной художественной культуре современной России, переживающей один из сложных и противоречивых этапов своей многовековой истории, очевидны два взаимодополняющих слоя - традиционные и инновационные образования во всей многоликости их жанровых, стилевых и функциональных элементов. В этой связи у культурологов, фольклористов, этнографов появляется всё больше вопросов: какие формы народной художественной культурп осваивать, возрождать и развивать - архаические или более поздние? Как определить, все ли они имеют эстетическую и нравственную ценность для современного российского общества? Что нужно для того, чтобы архаические формы не превратились в музейные реликвии, а органично вошли в жизнедеятельность человека, в духовную ткань жизни общества. Все это обусловливает необходимость уточнения структуры и функций народной художественной культуры, её традиционного и инновационного пластов в современной социокультурной среде.

Народная художественная культура недостаточно полно осмыслена в философском и культурологическом аспектах. До сих пор исследования в области архаического фольклора, художественной самодеятельности, фольклоризма, фольклора субкультур, неофольклора междисциплинарно слабо взаимосвязаны. Ученые, занимающиеся изучением архаичного фольклора, не всегда склонны признавать эстетические ценности художественной самодеятельности, фольклоризма, неофольклора, фольклора субкультур, в отличие от специалистов, изучающих более поздние формы народной художественной культуры (художественная самодеятельность, фольклоризм, неофольклор, фольклор субкультур) и нередко скептически настроенных в отношении богатой традициями фольклористики. Сегодня всё явственнее обнаруживается потребность в критическом переосмыслении предмета и методов исследования народной художественной культуры в целом. Для продуктивного решения этой проблемы необходим комплексный междисциплинарный синтез имеющихся научных знаний об архаичном фольклоре и знаний о более поздних, но исторически связанных с фольклором формах народного художественного творчества. Как представляется, такой подход способствует выявлению концептуальной целостности народной художественной культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Специального научного исследования, направленного на осмысление процесса взаимодействия традиций и новаций в народной художественной культуре в контексте философско-культурологического дискурса, до настоящего времени не проводилось. Наша работа базируется на основных достижениях философско-культурологической, фольклористической, этнографической, искусствоведческой мысли в изучении культуры, теории и истории народной художественной культуры, что предопределило обширную источниковедческую базу исследования, освоение методологий анализа и формирование на их основе собственных подходов к реализации поставленных задач. Фундаментальной основой осмысления народной художественной культуры как этнокультурного, полисоциального, полистадиального, ценностного и полифункционального явления, имеющего конкретно-исторический и социально-стратификационный характер, стали философские исследования К.С. и И.С. Аксаковых, М.М. Бахтина, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, JI.H. Гумилева, А.Ф.Лосева, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, А.С.Хомякова и др., посвященные проблемам духовной культуры, русского характера, национального самосознания.

Прослеживая диалектическую взаимосвязь традиций и новаций, а также рассматривая структуру и функции народной художественной культуры в их историческом измерении, мы опирались на логику осмысления и методы исследования:

- историков и культурологов эпохи Просвещения, в работах которых прослеживается понимание процесса развития народного искусства, чья оригинальность обусловлена традициями и природными условиями проживания этносов и народов (Д. Вико, И. Гердер, В. Гумбольдт и др.);

- зарубежных ученых - фольклористов XIX века (Ш.-С.Бен, Р.-С.Боггс, Дж.-JT. Гомм, Э. Карнейро, М.К. де Мартинес, J1. Мендьета, X. Нуньес, П. Сентив, Р.И. Санчес, А.Тейлор, Б. Хаковелья и др.);

- зарубежных ученых, исследования которых посвящены новаторству в искусстве (Н.И. Конрад, Д. Кроули, Т. Монро и др.);

- представителей зарубежной культурологи (Дж. Гусфилд, Ю. Кристева, Р. Такер, С. Эйзенштадт и др.);

- первых отечественных фольклористов начала XIX столетия (И.Е. Забелин, Н.И. Костомаров, A.B. Терещенко и др.); / представителей мифологической школы русской фольклористики середины XIX века (А.Н. Афанасьев, Ф.И. Буслаев, О.Ф. Миллер, A.A. Потебня);

- ученых, изучающих мифологическое пространство культуры XX в. (А. Генис, А.Я. Гуревич, Б.С. Ерасов, Ю.М. Лотман, В.М. Найдыш, В.П. Римский, A.B. Юревич и др.); представителей отечественной культурологии (В.Л.Абушенко, Н.С.Злобин, Л.Н.Каган, М.С.Каган, Д.С.Лихачев, Э.С.Маркарян, В.М. Межуев, Л.Н. Столович и др.);

- ученых, занимающихся изучением теории и истории народной художественной культуры (Т.И. Бакланова, П.Г. Богатырев, В.Е. Гусев, И.И. Земцовский, М.С. Каган, A.C. Каргин, В.Я. Пропп, Б.Н. Путилов, Б.М. и Ю.М.Соколовы, К.В. Чистов, В.И. Чичеров и др.);

- исследователей фольклора XX в. (В.П. Аникин, О.Д. Балдина, Э.В. Быкова, В.Е. Гусев, М.А. Некрылова, К.И. Рождественский, A.B. Руднева, В.М. Щуров и др.);

- российских ученых, работы которых посвящены новаторству в искусстве и неофольклору (В.М. Василенко, Н.В. Гончаренко, М.Ф. Овсянников и др.);

- отечественных исследователей художественной самодеятельности и любительства (О.Д. Балдина, Е.И. Григорьева, A.C. Кабанов, A.C. Каргин, Е.И. Максимов, Н.Г. Михайлова, Е.И. Смирнова, Ю.Е. Соколовский, Ф.А. Соломоник, В.И. Уральская, H.A. Хренов и др.).

Отдельные аспекты народной художественной культуры (песня, танец, костюм, празднично-обрядовая культура, декоративно-прикладное творчество) в социокультурном хронотопе нашли отражение в ряде научных исследований последних лет (О.И. Алексеева, Т.Е. Карпова, В.А. Котеля, Т.А. Митрягина, М.В.Рындина, О.Я. Жирова и др.).

Осмыслению проблем генезиса и эволюции народной художественной культуры Белгородского региона в историко-стадиальной многослойности её пластов, жанров, форм бытования; разработке концептуальных основ формирования и развития преемственной системы этнохудожественного образования на основе ценностей традиционной культуры, её научно-методического обеспечения посвящены труды М.С. Жирова. Богатый этнопедагогический потенциал традиций народной художественной культуры в России выявлен в исследованиях Г.Н. Волкова, В.А. Николаева, JI.A. Рапацкой, В.А. Сластенина, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и др.

Рассмотренный комплекс научных трудов свидетельствует о наличии достаточно разработанной теоретико-методологической базы ^осмысления феномена народной художественной культуры в контексте автономных исследований её составляющих, что создает методологическую основу для разработки проблемы взаимосвязи традиций и новаций в этом уникальном, самодостаточном, саморазвивающемся явлении.

Объект исследования - традиции и новации в народной художественной культуре.

Предмет исследования - процесс диалектического взаимодействия традиций и новаций в народной художественной культуре.

Целью исследования является осмысление процесса развития народной художественной культуры в контексте взаимосвязи традиций и новаций.

Для реализации поставленной цели выдвигаются следующие задачи:

- определить теоретико-методологические подходы изучения феномена народной художественной культуры, сопоставить основные концепции развития отечественной народной художественной культуры;

- проанализировать структурные компоненты народной художественной культуры, её социокультурные функции в современных условиях, предложить авторскую классификацию структуры и функций народной художественной культуры;

- предложить и обосновать новое концептуальное содержание понятий «народная художественная культура», «традиции» и «новации»

- определить эстетические, этические и моральные ценности традиций и новаций народной художественной культуры;

- исследовать диалектическую взаимосвязь традиций и новаций в эволюции народной художественной культуры;

- обозначить основные тенденции и проблемы развития народной художественной культуры и пути их решения в России.

Теоретико-методологические основы исследования.

Методологической базой диссертационной работы, чозволившей обосновать концепцию развития народной художественной культуры, выступили философско-культурологический, историко-философский подходы, системно-универсальный, феноменологический, структурно-функциональный, эмпирический и интегративный методы. Теоретическим основанием для понимания рассматриваемой проблемы стали труды П.Г. Богатырева, А.Я. Гуревича, В.Е. Гусева, И.И. Земцовского, A.C. Каргина, Д.С. Лихачева, Ю.М. Лотмана, В.Я. Проппа, Б.Н. Путилова, Ю.М. Соколова, М.С. Жирова; работы зарубежных ученых, посвященные новаторству в искусстве: Д. Кроули, Н.И. Конрада, Т. Монро, - и российских ученых: А.Н. Веселовского, Н.В. Гончаренко, М.Ф. Овсянникова и др. Методологическое значение для работы имели общетеоретические исследования Р-С. Боггс, Э. Карнейро, М.К. де Мартинес, Л. Мендьета, К. Нуньес, А. Повиньи, П. Сентив, Р-Й. Сачес, Б. Хаковелья.

Эмпирическую базу исследования составили данные, 'полученные автором в результате этнографических наблюдений, социологических исследований.

Научная новизна диссертационного исследования определяется целостным осмыслением феномена народной художественной культуры в контексте современных теоретических позиций философско-культурологического знания и может быть представлена следующими моментами:

1. Обосновано содержание понятия «народная художественная культура», под которым понимается сложная, иерархическая саморазвивающаяся система, включающая множество взаимосвязанных друг с другом элементов (фольклор, художественная самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор), объединяющим и цементирующим фактором среди которых выступает единство и борьба традиций и новаций.

2. Проведен комплексный структурно-функциональный анализ народной художественной культуры, предложена авторская классификация структуры и функций народной художественной культуры, развитие которой - на всех этапах ее истории - обусловлено диалектическим противостоянием традиций и новаций.

3. Осуществлен философско-культурологический анализ периодов развития народной художественной культуры: языческого, архаического, урбанистического, - в системе диалектической взаимосвязи традиций и новаций, а также социально-культурных аспектов бытования инфраструктуры, обеспечивающих единство и противоположность объектов нашего исследования.

4. Выявлены и проанализированы эстетические, этические и моральные ценности традиций и новаций в социокультурном хронотопе языческого, архаического, урбанистического периодов.

5. Определены основные тенденции и перспективы развития традиционных и новационных форм народной художественной культуры в современном социокультурном пространстве России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В ситуации дефинитивной неопределенности понятия «народная художественная культура» в современной научной литературе нами обосновано его концептуальное содержание, учитывающее диалектическую взаимосвязь традиционных пластов фольклора и новационных образований (художественная самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор), которая обеспечивает развитие народной художественной культуры, взаимодействие её слоев, пластов, форм и / видов, их взаимодополнение, взаимообогащение, постоянный переход друг в друга. Диалектическое единство и взаимосвязь традиций и новаций является объединяющим фактором, цементирующим народную художественную культуру как целостность в структуре культуры общества.

2. Народная художественная культура представляет собой сложную, иерархическую, самостоятельную, саморазвивающуюся, самодостаточную, оригинальную структуру, имеющую конкретно-исторический, социально-стратификационный характер и включающую в себя множество взаимосвязанных друг с другом элементов: архаичны^* фольклор, художественная самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор, а также творческие, социальные, психологические аспекты бытования инфраструктуры, обеспечивающие их создание и трансляцию в социум. Каждая из подсистем имеет вполне определенную образно-семантическую природу, жанрово-видовой состав, выразительные средства, формы социального функционирования.

3. Все существующие в современном социуме формы народной художественной культуры, включая элементы языческого и архаического фольклора, художественную самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор, сформировались в процессе длительной эволюции на основе единства и борьбы традиций и новаций. Новационные формы народной художественной культуры, появившиеся в разные исторические периоды её развития (языческий, архаический, урбанистический), диалектически взаимосвязаны с традицией. Под влиянием 'социальных факторов традиционные формы претерпевают определенную трансформацию: одни эволюционируют, не изменяя своей сущности, другие, являясь эталоном художественного творчества, сохраняются и продолжают питать массовое и элитарное творчество. Таким образом, появление новаций не означает отбрасывание или забвение традиций.

4. На всех стадиях общественно-исторического развития: от язычества до современности, - народная художественная культура оказывалась включенной в разнообразную социокультурную практику человека, адаптируя его к жизни, помогая в познании мира, природы, Самого себя. Народная художественная культура вбирала и передавала последующим поколениям нравственные законы бытия (любовь к труду, к ближнему, «не навреди, не убий» и пр.). Она моделировала взаимоотношения разных поколений, формировала ценности и идеалы личности, несла в себе селективные, нормативно-эвристические функции. Незыблема роль традиций народной художественной культуры в национальной самоидентификации и нравственной социализации нынешних россиян.

5. Поддержка, сохранение и развитие традиционной народной художественной культуры современного российского общества связаны с необходимостью объективного анализа этого процесса, его синхронизации и взаимодействия с другими социокультурными процессами в контексте: актуализации преемственности в историческом развитии страны и культур;

- формирования этнокультурной направленности образовательного пространства;

- разработки социально-значимых проектов и программ национально-этнического возрождения культур народов России.

Теоретическая и научно-практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования дают возможность использования его материалов по следующим направлениям:

- в научно-теоретических исканиях, посвященных процессам освоения, реконструкции и трансляции народной художественной культуры, как в методологическом, так и в содержательном аспектах; в теоретических изысканиях по расширению понятийно-категориального аппарата народной художественной культуры как науки;

- в исследовании конкретных феноменов народной художественной культуры в целом и (или) составляющих её структурных элементов; в процессе преподавания философии, культурологии, истории и теории народной художественной культуры, народного художественного творчества, а также при разработке учебных пособий, программ, тематических планов и спецкурсов по проблемам народной художественной культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись автором в рамках научной, профессиональной и методической деятельности. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в выступлениях на научных форумах различных уровней: «Народная художественная культура Белгородчины как основополагающий фактор образовательного процесса в Белгородском государственном институте культуры» (Белгород, 2002), «Социокультурная динамика региона (Белгород, 2003-2006), «Модернизация деятельности учреждений культуры» (Екатеринбург, 2004), «Модернизация культурно-досуговых учреждений» (Чебоксары, 2005).

Основные положения исследования отражены в 36 публикациях автора объемом 31,5 пл.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка, включающего 252 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Солодовникова, Надежда Викторовна

Заключение

Проблема исследования традиций и новаций народной художественной культуры является особо актуальной в настоящее время, когда повысился интерес к культурному своеобразию, что связано с масштабностью социальных процессов, расширением и углублением культурных контактов.

Так как мир, сотворенный человеком, создан в согласовании с объективными природными и социальными законами, то и народная художественная культура зарождается, распространяется, изменяется по тем же законам. В данной работе подтвердилось предположение о том, что каждому периоду в развитии народной художественной культуры - языческому, архаическому, урбанистическому - соответствует определенная формула традиций и новаций, которые находятся в диалектической взаимосвязи. Развитие народной художественной культуры происходит, таким образом, при котором появление новаций не отрицает традиционные ценности. Проблема традиций не может рассматриваться вне проблемы новаций. Старое и новое находятся в прямой коррелятивной зависимости.

В настоящее время всё ещё существуют проблемы в классификации структуры и функций народной художественной культуры. Не связанными между собой по-прежнему остаются фольклористика и исследования таких форм народной художественной культуры, как художественная самодеятельность, фольклоризм, неофольклор, фольклор субкультур. В данной работе рассмотрены и проанализированы классификации структуры и функций народной художественной культуры, составленные такими учеными, как П.Г. Богатырев, В.Е. Гусев, A.C. Каргин, М.А. Некрасова, К.В. Чистов и др. Мы предлагаем схему структуры народной художественной культуры, которая выглядит следующим образом: аутентичный фольклор, художественная самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор. Функции народной художественной культуры, на наш взгляд, это функции форм, которые входят в её структуру: аутентичного фольклора, художественной самодеятельности, фольклоризма, фольклора субкультур, неофольклора. Каждая форма имеет как традиционные функции, так и инновационные.

В различных дискуссиях, посвященных народной художественной культуре, ученые пытаются решить, какие формы народной художественной культуры - архаичные или более поздние (художественная самодеятельность, фольклоризм, фольклор субкультур, неофольклор) -имеют большую эстетическую ценность и право на существование в наши дни? Одними учеными не признаются эстетические ценности новаций, другие считают, что нет необходимости сохранять архаичный фольклор, что молодежи нужно другое творчество, более современное и отвечающее реалиям современного общества. Поэтому для поиска путей решения вышеуказанных проблем были рассмотрены эстетические, этические и моральные стороны всех форм народной художественной культуры. Проблема эстетических, этических и моральных ценностей традиций и новаций народной художественной культуры была актуальной на протяжении всех периодов её развития. Народная художественная культура по своей сущности есть не что иное, как мир воплотившихся ценностей различных поколений.

Ценности являются итогом исторического опыта человечества, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Но ценности подвижны. Каждое новое поколение утверждает свои ценности. Ценности могут возрождаться, обретать новое звучание в современных формах. Тем не менее, существуют и вечные ценности. На современном этапе выражаемые архаической культурой ценности языческого и земледельческого характера остаются актуальными и, трансформируясь, проникают во все слои народной культуры, включая ее самые современные формы: неофольклор, любительское творчество, художественную самодеятельность. Высочайший авторитет традиционной (земледельческой) культуры, эффективность в решении самых сложных социальных задач не только не позволили отбросить ее полностью с утверждением новаций в народной художественной культуре, но оставили как важный действующий фактор в новой истории. Фактор проникновения традиционного творчества в творчество инновационное часто подвергается критике. Видеть в этом влияние массовой культуры, упадка вкуса и эстетических запросов населения нет оснований. Причины - в самом народном творчестве, изменении его роли в повседневной жизни. Некоторые формы народной художественной культуры (художественная самодеятельность, фольклор субкультур) не ориентированы на создание шедевров искусства. Их социальной задачей является, прежде всего, удовлетворение личностных эстетических потребностей в творчестве, в приобщении к нему. Таким образом, можно сделать вывод, что в оценке этих форм народной художественной культуры необходимы две эстетические шкалы. Одна должна оценивать профессионализированный тип, другая - фольклорно-традиционный. Также необходимо учитывать реалии современного общества, которые предполагают иную систему ценностей, передачи, освоения и функционирования форм народной художественной культуры. Но при этом нужно не забывать о преемственности поколений, о воспитании молодого поколения в духе традиций, которые наследуют систему ценностей фольклора, вошедшего в мировую сокровищницу культуры.

В обществе постоянно идет поиск путей воспроизводства культурных традиций в быту и в народном сознании. Традиционные формы фольклора варьируются, обновляются, что дает фольклорным произведениям вторую жизнь, так как они соответствуют новым эстетическим, этическим и моральным ценностям современного общества. Сегодня существуют разные точки зрения на методы и способы сохранения сельской традиции в городе. Индустриализация и урбанизация повсюду создают новые экономические условия, в которые не укладывается традиционный фольклор, вызывают рождение новых видов бытовой музыки, форм их исполнительства, социальной среды их распространения. Поэтому необходимо взглянуть на все формы народной художественной культуры как на единую структуру, в которой все взаимосвязано, взаимообусловлено.

В настоящее время в обществе наметились пути развития народной художественной культуры. Разрабатываются программы сохранения и развития народной художественной культуры. Ряд учреждений культуры включен в реализацию таких программ. Заметно расширяется структура детских учреждений культуры и образования, занимающихся проблемами преемственности фольклора на уровне учебных заведений среднего и высшего звена. Открываются отделения, кафедры теории и истории народной художественной культуры. Тем не менее, есть еще нерешенные проблемы, связанные с восстановлением преемственности, с односторонним увлечением архаикой, с излишней модернизацией народного творчества в различных его обработках и стилизациях, ведущих к утрате национального своеобразия, проблемы этнохудожественного образования и проблемы национально-этнического возрождения культуры и народа России.

Для решения всех этих проблем необходимо признание эстетических ценностей всех форм народной художественной культуры и архаичных, и более поздних (художественной самодеятельности, фольклоризма, фольклора субкультур, неофольклора) в духовном возрождении общества, признание необходимости этнохудожественного образования, рассмотрение проблем народной художественной культуры наравне с проблемами национальной художественной культуры общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Солодовникова, Надежда Викторовна, 2006 год

1. Абрамян, Э.Г. Инновация и стереотипизация как механизмы развития этнической культуры / Э.Г. Абрамян // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван: АН Арм., 1978. - С. 91.

2. Авдеев, А.Д. Происхождение театра / А.Д. Авдеев. М.: Искусство, 1959.- 118 с.

3. Алексеева, Л .Я. От рабочих кружков к народным коллективам / Л.Я. Алексеева. -М.: Искусство, 1973. 64 с.

4. Алексеев, Э. Социальные аспекты изучения музыкального фольклора / Э. Алексеев. М.: Искусство, 1978. - 92 с.

5. Алпатов, М.В. Этюды по истории русского искусства / М.В. Алпатов. Т. 1, 2. М.: Искусство, 1976. - 287 с.

6. Андреев, Д. Роза мира / Д. Андреев. М.: Наука, 1993. - 606 с.

7. Аникин, В.П. Русский фольклор: Учеб. пособие / В.П. Аникин. М.: Высшая школа, 1987. - 284 с.

8. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. М.: Наука, 1957. - 183 с.

9. Артамонов, М. Культура и искусство Древней Руси / М. Артамонов. -М.: Искусство, 1975. 234 с.

10. Арутюнов, С.А. Механизмы усвоения нововведений в этнической культуре / С.А. Арутюнов // Методологические проблемы этнических культур: Материалы симпозиума. Ереван: АН Арм., 1978. - С. 87.

11. Арутюнов, С.А. Обычай, ритуал, традиция / С.А. Арутюнов. М.: Сов. этнография, 1982. -№ 2. - С. 15-18.

12. Асафьев, Б. Русская музыка / Б. Асафьев. Л.: Наука, 1968. - 340 с.

13. Багратиони-Мухранели, И. Л. Бал как форма культуры / И.Л. Багратиони-Мухранели // Традиционные формы досуга: история и современность. М.: ГРЦРФ, 1993. - С. 200.

14. Байбурин, А.К. О жизни вещей в народной культуре / А.К. Байбурин // Живая старина. 1995. -№ 3. - С. 5-9.

15. Байер, И. Художники и социализм / И. Байер. М.: Наука, 1966. - 218 с.

16. Бакланова, Т.И. Самодеятельное художественное творчество в СССР / Т.И. Бакланова. М: Искусство, 1986. - 543 с.

17. Банин, A.A. Русская инструментальная музыка фольклорной традиции / A.A. Банин. М.: ГЦЦРФ, 1997. - 325 с.

18. Барсук, В. Культурная деятельность / В. Барсук, В. Волков. М.: Искусство, 1981.-458 с.

19. Бахтина, В.А. Фольклор в современном мире / В.А. Бахтина. М: Искусство, 1991. - 319 с.

20. Белинский, В.Г. Статьи о народной поэзии / В.Г. Белинский // Полн. собр. соч.Т. 5. Статьи и рецензии. М.: Мол. гвардия, 1954. - С. 513.

21. Белов, В.И. Лад. Очерки о народной эстетике / В.И. Белов. М.: Искусство, 1982.-420 с.

22. Белый, А. Символизм как миропонимание / А. Белый. М.: Наука, 1994.-349 с.

23. Бердяев, H.A. Человек. Макрокосм и микрокосм / H.A. Бердяев // Русский космизм. -М.: Искусство, 1988. 508 с.

24. Бердяев, H.A. Кризис искусства / H.A. Бердяев. М.: СП Интерпринт, 1990.-48 с.

25. Бердяев, H.A. Смысл творчества / H.A. Бердяев //' Философия творчества, культуры и искусства. Т. 1. М.: Искусство, 1994. - 202 с.

26. Бердяев, H.A. Русская идея / H.A. Бердяев. М.: Искусство, 1996. - 542 с.

27. Бернштейн, Б.М. Традиция и социокультурные структуры / Б.М. Бернштейн // Советская этнография. 1982. -№ 2.

28. Благой, Д.Д. О традициях и традиционности / Д.Д. Благой. М.: Искусство, 1987. - 515 с.

29. Богатырев, П.Г. Вопросы теории народного искусства / П.Г. Богатырев. -М.: Искусство, 1971. С. 30-49.

30. Болотков, В.Х. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья / В.Х. Болотков, A.M. Кумыков. -М.: Наука, 1998.-247 с.

31. Борев, В.Ю. Культура и массовая коммуникация / В.Ю. Борев, A.B. Коваленко. -М.: Наука, 1986.-301 с.

32. Бромлей, Ю. В. Этнография / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1982. - 320 с.

33. Бромлей, Ю.В. История первобытного общества / Ю.В. Бромлей. М: Наука, 1987.-569 с.

34. Бромлей, Ю.В. Этнознаковые функции культуры / Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1991.-223 с.

35. Булатов, М.А. Категории философии и категории культуры / М.А. Булатов. Киев: Наук, думка, 1983. - 343 с.

36. Булатов, М.А. Диалектика и культура / М.А. Булатов. Киев: Наук, думка, 1984.-С. 215.

37. Бурякова, А. Народный танец: проблемы изучения / А. Бурякова. М.: Искусство, 1991. - 237 с.

38. Быкова, Э.В. Сопоставление критериев оценки художественой самодеятельности и профессионального искусства / Э.В. Быкова // Сб. НИИ культуры. Т. 110.-М., 1982.-С. 236.

39. Бычков, В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII веков /В.В. Бычков. М.: Искусство, 1992. - С. 594.

40. Валицкая, А.П. Проблемы средневековой народной культуры / А.П. Валицкая. М.: Искусство, 1985. - 238 с.

41. Веселовский, А.Н. Собр. соч. Т. l.-СПб.: Искусство, 1913. С. 368.

42. Веселовский, А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. М.: Искусство, 1972. - 154 с.

43. Власова, Б.Н. Традиция как социально-философская категория: Научные доклады высшей школы / Б.Н. Власова // Философские науки. -1980.-№ 4.-С. 23.

44. Воронин, А. Инновационные фильтры культуры / А. Воронин // Ориентиры культурной политики. М., 2001. - Вып. 10. - С. 74.

45. Воронов, В. Крестьянское искусство / В. Воронов // О крестьянском искусстве: Сб. М.: Сов. художник, 1972. - С. 350.

46. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного / Г.Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991 - 368 с.

47. Гацак, В. Фольклор: поэтика и традиции / В. Гацак. М.: Наука, 1982. -344 с.

48. Гацак, А. Проблемы историзма / А. Гацак. М.: Наследие, 1988. - 270 с.

49. Гачев, Г.Д. Образ в русской художественной культуре / Г.Д. Гачев. -М.: Искусство, 1981 295 с.

50. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира / Г.Д. Гачев. М.: Прогресс-традиция, 1988.-384 с.

51. Гачев, Г.Д. Национальный эрос и культура / Г.Д. Гачев. М.: Ладомир, 2002.-564 с.

52. Гегель. Г. Сочинения. Т. XII. / Г. Гегель. М.: Прогресс, 1938. - 589 с.

53. Гердер, И.Г. Народные песни / И.Г. Гердер. М.: Наука, 1975. - 349 с.

54. Гончаров, И.Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников / И.Ф. Гончаров. М.: Просвещение, 1978. - 160 с.

55. Горький, М. Преображение мира: Сб. ст. М.: Искусство, 1980. - 30 с.

56. Громов, Е.С. Природа художественного творчества / Е.С. Громов. М.: Просвещение, 1981. - 322 с.

57. Громыко, М. Мир русской деревни / М. Громыко. М.: Наука, 1991. -334 с.

58. Громыко, М.М. О воззрениях русского народа / М.М. Громыко, A.B. Буганов. М.: Наука, 2000. - 334 с.

59. Гросс, К. Введение в эстетику / К. Гросс. Киев; Харьков: Виша школа, 1899.-432 с.

60. Гумбольдт, В. О пределах государственной деятельности / В. Гумбольдт; пер. с нем. М.: Социум, 2003.

61. Гумилев, Л. От Руси до России / Л. Гумилев. М.: Прогресс, 1992. -334 с.

62. Гуревич, А.Я. Категория средневековой культуры / А .Я. Гуревич. М.: Искусство, 1972. - 350 с.

63. Гуревич, А.Я. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства / А.Я.Гуревич. М.: Искусство, 1990. - 395 с.

64. Гусев, В.Е. Эстетика фольклора / В.Е. Гусев. JL: Наука, 1968. - 319 с.

65. Гусев, В.Е. Виды современного фольклора славянских народов / В.Е. Гусев. М.: Наука, 1968. - 179 с.

66. Гусев, В.Е. Фольклор и социалистическая культура: к проблеме современного фольклоризма / В.Е. Гусев // Современность и фольклор: Статьи и материалы. М.: Наука, 1977. - С. 226.

67. Гусев, В.Е. Актуальные проблемы современной фольклористики /В.Е. Гусев. Л.: Наука, 1980. - 336 с.

68. Гусев, В.Е. Русская народная художественная культура: теоретические очерки / В.Е. Гусев. СПб.: Наука, 1993. - 329 с.

69. Гусев, В.Е. Жив ли фольклор / В.Е. Гусев // Живая старина. 1995. -№2.-С. 34.

70. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа / Н.Я. Данилевский. М: Книга, 1991.-573 с.

71. Декоративное искусство в СССР: Сб. ст. М.: Искусство, 1983. - 243 с.

72. Динцес, Л. Русская глиняная игрушка. Происхождение, путь исторического развития / Л. Динцес. М.: Мысль, 1936. - 272 с.

73. Дмитриева, H.A. Первобытное искусство / H.A. Дмитриева. М.: Искусство, 1971.- 16 с.

74. Дмитриев, С.С. Очерки истории русской культуры начала XX века / С.С. Дмитриев. М.: Книга, 1985. - 109 с.

75. Егоров, Б. Российское коллективное бессознательное / Б. Егоров. М.: Наука, 1993.-258 с.

76. Емельянов, Л.И. Методологические вопросы фольклористики / Л.И. Емельянов. -М.: Искусство, 1978. 457 с.

77. Ерасов, Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: Очерки общей истории / Б.С. Ерасов. М.: Наука, 1990. - 524 с.

78. Ерасов, Б.С. Социальная культурология / Б.С. Ерасов. М.: Аспект, 1994.-590 с.

79. Ерёмина, В.И. Миф, фольклор, литература / В.И. Ерёмина. JL: Наука, 1978.-248 с.

80. Жиров, М.С. Народная художественная культура Белгородчины / М.С. Жиров. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. - 265 с.

81. Жиров, М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры: Учеб. пособие / М.С. Жиров. -Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. 312 с.

82. Земцовский, И.И. Народная музыка и современность. К проблемам определения фольклора / И.И. Земцовский // Современность и фольклор: Статьи и материалы. -JL: Музыка, 1984. С. 185.

83. Земцовский, И.И. О современном фольклоризме. Традиционный фольклор в современной художественной жизни / И.И. Земцовский. Л.: Музыка, 1984.- 174 с.

84. Зоркая, Н. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 гг./Н. Зоркая.-М.: Наука, 1976.-303 с.

85. Иванов, В.В. Исследования в области славянских древностей / В.В. Иванов, В.Н. Топоров. М.: Худ. литература, 1974. - 501 с.

86. Ивлева, Л.М. Ряженье в народной культуре / Л.М. Ивлева. Л.: Рос. инт истории искусства, 1996. - 233 с.

87. История русской музыки: Уч.пос. Т. 2. - М.: Музыка, 1984. - 549 с.

88. Каган, М.С. Морфология искусства / М.С. Каган. Л.: Искусство, 1972. - 326 с.

89. Каган, М.С. Человеческая деятельность / М.С. Каган. Л.: Политиздат, 1976.-328 с.

90. Каган, М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган. Л.: Знание, 1978.-340 с.

91. Кандинский, В. О духовном в искусстве / В. Кандинский. М.: Гилея, 1985.-392 с.

92. Каргин, A.C. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика: Учеб. пособие / A.C. Каргин. М.: Высш. шк., 1988. - 270 с.

93. Каргин, A.C. Фольклор и кризис общества / A.C. Каргин, H.A. Хренов.-М.: ГРЦФ, 1993.- 195 с.

94. Каргин, A.C. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом прочтении / A.C. Каргин // Живая старина. 1995. - № 2. - С. 29.

95. Каргин, A.C. Народная художественная культура / A.C. Каргин. М.: Музыка, 1997.-287 с.

96. Карсавин, JI.O. Картины мира. Взаимосвязь искусств в художественной культуре XX в. / JI.O. Карсавин // Вопросы искусствоведения. М., 1993. -№ 2-3.

97. Кассирер, Э. Избранное. Опыт о человеке / Э. Кассирер. М.: Юристъ; Гардарика, 1998.-781 с.

98. Карпушин, В.А. Традиция в истории культуры / В.А. Карпушин. М.: Искусство, 1978. - 236 с.

99. Карпушин, В. А. Традиция в истории музыкальной культуры / В.А. Карпушин. Л.: ЛГИТМИК, 1989. - 184 с.

100. Карцовник, В.Г. Традиция в истории музыкальной культуры / В.Г. Карцовник. Л.: ЛГИТМИК, 1989. - 289 с.

101. Касьянов, К. О русском национальном характере / К. Касьянов. М.: Книга, 1994.-345 с.

102. Кларк, Дж.Г. Доисторическая эпоха / Дж.Г. Кларк. М.: Наука, 1953. -364 с.

103. Конрад, Н.И. Японская литература / Н.И. Конрад. М.; Наука, 1974. -316 с.

104. Кравцова, Н. Фольклор как искусство слова / Н. Кравцова. М.: Искусство, 1966. - 357 с.

105. Кроули, Д. Новаторство в африканском искусстве / Д. Кроули. Париж, 1968.- 195 с.

106. Крывелев И.А. Традиционные и новые обряды в быту народов СССР / И.А.Крывелев. М.: Искусство, 1981.-203 с.

107. Куликов, Ю.М. Культурологический аспект теории художественной самодеятельности / Ю.М. Куликов // Народное творчество и современность. Вопросы методологии изучения: Сб. статей. М.: Искусство, 1984. - С. 457.

108. Лазутин, С.Г. Поэтика русского фольклора / С.Г. Лазутин. М.: Высш.шк., 1989.-207 с.

109. Лапин, В.А. Русский музыкальный фольклор и история. Очерки и этюды /В.А. Лапин.-М.: Терра, 1995.-437 с.

110. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. СПб.: Наука, 1995. -478 с.

111. Леви-Стросс, К. Путь масок / К. Леви-Стросс. М.: Республика, 2000. -399 с.

112. Ленин, В.И. О литературе и искусстве / В.И. Ленин // Избр. произведения. -М.: Политиздат, 1979. С. 843.

113. Липец, Р. Этническая история и фольклор / Р. Липец. М.: Наука, 1977. -214 с.

114. Лихачев, Д.С. Прошлое в будущем: Статьи и очерки / Д.С. Лихачев. - Л.: Наука, 1985.- 575 с.

115. Лихачев, Д.С. Русское искусство от древности до авангарда / Д.С. Лихачев. М.: Искусство, 1992. - 438 с.

116. Лосев, А. История античной эстетики / А. Лосев. М.: Искусство, 1988. -459 с.

117. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. М.: Объединенное гуманит. изд-во, 1970. - 530 с.

118. Лотман, Ю.М. Механизмы культуры / Ю.М. Лотман. М.: Объединенное гуманит. изд-во, 1990. - 415 с.

119. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. М.: Объединенное гуманит. изд-во, 1992. - 398 с.

120. Луначарский, A.B. Статьи об искусстве / A.B. Луначарский. М.: Искусство, 1941.-391 с.

121. Луначарский, A.B. В мире музыки / A.B. Луначарский. М.: Искусство, 1971.-423 с.

122. Любимов, Л.Д. Искусство Древней Руси / Л.Д. Любимов. М.: Искусство, 1981. - 543 с.

123. Мазаев, А.И. Праздник как социально-художественное явление / А.И. Мазаев. -М.: Наука, 1978.-392 с.

124. Малевич, К. О новых системах в искусстве / К. Малевич. М.: Гилея, 1919.-398 с.

125. Малышев, Ю.В. Мысли вслух. Об эстетическом воспитании / Ю.В. Малышев. М.: Сов. композитор, 1969. - 135 с.

126. Малиновский, Б. Научная теория культуры / Б. Малиновски; пер. с англ. -М.: ОГИ, 1999.-205 с.

127. Манро, Т. Эволюция в искусстве / Т. Манро. Кливленд, 1963. - 442 с.

128. Маркарян, Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции / Э. Маркарян // Советская этнография. 1981. - № 2. - С. 45.

129. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. -М.: Наука, 1983.-80 с.

130. Маретин, Ю.В. Актуальные проблемы этнографии и современной зарубежной науки / Ю.В. Маретин. Л.: Наука, 1979. - 259 с.

131. Маркс, К. Об искусстве: в 2 т. / К. Маркс, Ф. Энгельс. М., 1957. - 629 с.

132. Мелетинский, Е.М. Миф и сказка / Е.М. Мелетинский // Фольклор и этнография. Л., 1970. - С.37.

133. Мелетинский, Е.М. Первобытные истоки словесного искусства / Е.М. Мелетинский // Ранние формы искусства. М.: Искусство, 1972. -С. 457.

134. Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе: Учеб. пос. /Е.М. Мелетинский. -М.: РГГУ, 2000. 170 с.

135. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Искусство, 1988. - 456 с.

136. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры / П.Н. Милюков. М.: Прогресс, 1972. - 527 с.

137. Михайлова, Н.Г. Художественная самодеятельность. Традиции, мастерство. Воспитание / Н.Г. Михайлова. М.: Искусство, 1985. - 346 с.

138. Михайлова, Н.Г. Самодеятельное художественное творчество / Н.Г. Михайлова // Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации: Сб. науч. трудов НИИ культуры. М.: Искусство, 1990.-С. 345.

139. Михневич, В. Извращение народного песнетворчества / В. Михневич //

140. Исторический вестник. М., 1880. - Т. 3. - С. 187.

141. Можнягун, С. О модернизме / С. Можнягун. М.: Наука, 1974. - 347 с.

142. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. М.: Искусство, 1972. -348 с.

143. Моль, А. Очерки истории культуры славян / А. Моль. М.: Искусство, 1996.-567 с.

144. Монгайт, А. Культура Древней Руси / А. Монгайт. М.: Искусство, 1966.-567 с.

145. Москвичев, Л.И. Преемственность поколений как социологическая проблема / Л.И. Москвичев. М.: Наука, 1993. - 267 с.

146. Муриан, В.М. Эстетический идеал / В.М. Муриан. М.: Искусство, 1966.-236 с.

147. Народная культура в современных условиях: Сб. статей. М.: Рос. инт культурологии, 2000. - 252 с.

148. Народное творчество на рубеже веков: Сб. статей. М.: ГРДНТ, 2001. -187 с.

149. Неклюдов, С.Ю. Ранние формы искусства / С.Ю. Неклюдов. М.: Искусство, 1972.-480 с.

150. Некрасова, М.А. Народное искусство как проблема коллективного и индивидуального: Традиции и новации / М.А. Некрасова // Проблемы народного искусства. М.: Изобр. искусство, 1982. - С. 136.

151. Некрасова, М.А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика / М.А. Некрасова. М.: Изобр. искусство, 1983. - 343 с.

152. Некрылова, А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища конца XVIII-XIX вв. / А.Ф. Некрылова. Л.: Искусство, 1984. - 191 с.

153. Немиро, О.В. Карнавалы и маскарады в России XVIII столетия / О.В. Немиро // Традиционные формы досуга: история и современность. -М.: ГРЦРФ, 1993.-С. 200.

154. Никифоров, А.И. Чукотские сказочники и русская сказка / А.И. Никифоров // Памяти В.Г. Богораза. М.; Л., 1937. - С. 48.

155. Новейший философский словарь- Минск: Изд-во В.М. Скакуна, 1999. -724 с.

156. Новые социальные движения и социокультурные эксперименты: сб. тр. -М.: Наука, 1989.-204 с.

157. Павлов, П.А. Массовое художественное творчество трудящихся / П.А. Павлов. М.: Сов. художник, 1976. - 263 с.

158. Панченко, A.M. Русская культура в канун петровских реформ / A.M. Панченко. Л.: Наука, 1984. - 342 с.

159. Панченко, A.M. О русской истории и культуре / A.M. Панченко. СПб.: Наука, 1999.-328 с.

160. Пелипенко, A.A. Культура как система / A.A. Пелипенко, И.Г. Яковенко. -М.: Наука, 1998.- 235 с.

161. Петров, М.К. Язык. Знак. Культура / М.К. Петров. М.: Наука, 1991. — 328 с.

162. Петрухин, В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. / В.Я. Петрухин. М.: Гнозис, 1995.-317 с.

163. Плахов, В.Д. Традиции и общество / В.Д. Плахов. М.: Мысль, 1976. -220 с.

164. Плеханов, Г.В. Искусство и литература / Г.В. Плеханов. М.: Гослитиздат, 1948. - 887 с.

165. Познанский, В.В. Очерки формирования национальной культуры. Первая половина XIX в. / В.В. Познанский. М.: Мысль, 1975. - 223 с.

166. Подболотов, Г.А. Культура на пороге Ш тысячелетия / Г.А. Подболотов. -СПб.: ЛГИТ, 1998.-143 с.

167. Преображенский, П. Реализм примитивных религиозных верований (к вопросу о происхождении религии) / П. Преображенский // Этнография. -1930. -№3.- С. 17.

168. Прокофьев, Ф.И. Художественное творчество масс в условиях развитого социализма / Ф.И. Прокофьев. Киев: Вищ. шк., 1978. - 351 с.

169. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность / В.Я. Пропп. М.: Наука, 1976.-325 с.

170. Путилов, Б.Н. Историко-фольклорный процесс и эстетика фольклора / Б.Н.Путилов. М.: Наука, 1975. - 468 с.

171. Путилов, Б.Н. Связи фольклора с древними представлениями и обрядами / Б.Н.Путилов // Фольклор и этнография. Д.: Наука, 1977. - С. 231.

172. Путилов, Б.Н. Народные знания. Фольклор. Народное искусство /Б.Н.Путилов. М.: Наука, 1991.-347 с.

173. Путилов, Б.Н. Фольклор и народная культура / Б.Н.Путилов. М.: Наука, 1994.- 166 с.

174. Разумный, В.А. Творчество народа и современность / В.А.Разумный. -М: Прометей, 1990.-286 с.

175. Рапацкая, JI.A. Русская художественная культура / Л.А.Рапацкая. М.: Просвещение, 1998. - 607 с.

176. Рапацкая, J1.A. Русская художественная культура конца XIX-начала XX в. /Л.А.Рапацкая. М.: Просвещение, 1998. - 608 с.

177. Рождественская, С.Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе / С.Б.Рождественская. М.: Наука, 1981. - 207 с.

178. Рождественская, С.Б. О народном искусстве в современном мире / С.Б.Рождественская. // Народное прикладное искусство. Актуальные вопросы развития. Рига, 1989. - С. 49.

179. Рождественский, Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное пособие / Ю.В.Рождественский. М.: Высшая школа, 1988. - 223 с.

180. Руднева, A.B. Русское народное музыкальное творчество: Очерки по теории фольклора / А.В.Руднева. М.: Сов. Россия, 1994. - 88 с.

181. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А.Рыбаков. М.: Наука, 1994.-785 с.

182. Семенов, В.Е. Искусство созидающее, искусство разрушающее /В.Е.Семёнов. СПб.: Лениздат, 1984. - 127 с.

183. Семенова, Т.О художественном пространстве в народном искусстве / Т.О.Семёнова // Вопросы искусствознания. 1993. - № 4. - С. 43.

184. Семеновский, В. Домашний быт и нравы крестьян во второй половине XVII века / В.Семеновский // Устои. М., 1882. - № 2.

185. Снегирев, И.М. Русские простонародные праздники / И.М.Снегирев. -М.: Советская Россия, 1990. 125 с.

186. Современный энциклопедический словарь по культурологии /Минск, 1999.-692 с.

187. Сорокин, В.А. Культура на перепутье / В.А. Сорокин, И.А. Зайцев. -М.: Наука, 1994.-389 с.

188. Соколов, К.Б. Субкультурная стратификация и городской фольклор / К.Б.Соколов // Традиционная культура: Науч. альманах. М.: ГРЦРФ, 2000. -С. 205.

189. Соколова, В.К. Весенне-летние календарные обряды / В.К.Соколова. М.: Наука, 1985,- 287 с.

190. Соколовский, Ю.Е. Коллектив художественной самодеятельности: Вопросы теории / Ю.В.Соколовский. М.: Сов. Россия, 1984. - 127 с.

191. Соловьев, В. Общий смысл искусства / В.Соловьев. М.: Искусство, 1990.-556 с.

192. Софокл. Трагедии/Софокл.-М.: Книга, 1958.-297 с.

193. Сохранение и возрождение фольклорных традиций: Сб. статей. М.: ГРЦРФ, 1993.-200 с.

194. Станюкович, Т. Народное декоративно-прикладное искусство. / Т.Станюкович // Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. СПБ.: Наука, 1987. - С. 197.

195. Степин, B.C. Научные революции в динамике культуры / В.С.Степин. -М.: Наука, 1987.-329 с.

196. Степин, B.C. Эпоха перемен и сценарии будущего / В.С.Степин. М.: Наука, 1996.-348 с.

197. Стернин, Г. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX вв. / Г.Стернин. М.: Наука, 1970. - 221 с.

198. Тезисы V Международного конгресса эстетики: Сб. тр. Амстердам, 1964.-234 с.

199. Тейлор, Э. Первобытная культура / Э.Тейлор. М.: Наука, 1989. - 568 с.

200. Токарев, С. А. Ранние формы фольклора / С.А.Токарев. М.:1. Искусство, 1990.-549 с.

201. Тэрнер, В. Символ и ритуал / В.Тэрнер. М.: Искусство, 1983. - 458 с.

202. Уральская, В. Народная хореография / В.Уральская., В.Соколовский. -М.: Искусство, 1972. 348 с.

203. Февр, Л. Бои за историю / Л.Февр. М.: Наука, 1991.-367 с.

204. Федотов, Г.П. Судьба и грехи России. Избранные труды по философии русской истории и культуры / Г.П.Федотов.- Т.2. СПб: Наука, 1991. - 568 с.

205. Филатов, В.П. Живой космос: Человек между силами земли и неба / В.П.Филатов // Вопросы философии. 1994. - № 2. - С. 57.

206. Философский словарь. М.: Книга, 1992. - 768 с.

207. Философский словарь. Минск: Изд-во В.М.Скакуна, 1999. - 765 с.

208. Фольклор и викторина: Народное творчество в век телевидения: Сб. ст. / Ред. Максимова. М.: Искусство, 1988. - 218 с.

209. Фольклор и художественная самодеятельность: Сб. ст. Л.: Искусство, 1968.-254 с.

210. Фольклор и этнографическая действительность: Сб. статей к 75-летию Б. Путилова / Ред. А. Байбурин. СПб.: Искусство, 1992. - 231 с.

211. Франк, С.А. Духовные основы общества / С.А.Франк. М.: Искусство, 1992.-334 с.

212. Франкфорт, Г.В. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека /Г.В. Франкфорт. М.: Наука, 1984. - 236 с.

213. Фрезер, Д. Фольклор в Ветхом Завете / Д.Фрезер. М.: Искусство, 1985. -258 с.

214. Фрезер, Д. Золотая ветвь / Д.Фрезер. М.: Искусство, 1990. - 584 с.

215. Фрезер, Д. Ценности культуры и современная эпоха / Д.Фрезер. -М.: Искусство, 1990. 457 с.

216. Фрезер, Д. Цивилизации и культуры / Д.Фрезер // Россия и Восток, цивилизационные отношения. М.: Искусство, 1994. - Вып.1.- С. 487.

217. Фрейд, 3. Психоанализ и русская мысль / З.Фрейд. М.: Институт психоанализа, 1994.-388 с.

218. Хаксли, О. Шутовской хоровод / О.Хаксли. М.: Амфора, 1936. -538 с.

219. Хренов, H.A. Мифология досуга / Н.А.Хренов. М., 1998.- 129 с.

220. Целевая программа развития культуры Белгородской области на 20002005 гг. Белгород: БГЦНТ, 2000. - 58 с.

221. Цицерон, М.Т. О поэтическом искусстве / М.Т.Цицерон. М.: Наука, 1975.-259 с.

222. Чернышев, A.A. Современная советская мифология / А.А.Чернышев. Тверь, 1992.-345 с.

223. Чистов, К.В. Традиционные и вторичные формы культуры // Расы и народы / К.В.Чистов. М: Наука, 1975. - 310 с.

224. Чистов, К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. / К.В.Чистов. Л.: Наука, 1986. - 220 с.

225. Чистов, К.В. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры / К.В.Чистов. М.: Наука, 1987. - 553 с.

226. Чистов, К.В. Культура Русского Севера / К.В.Чистов // : Сб. статей. Л.: Наука, 1988.-С. 220.

227. Чичеров, В.И. Зимний период русского народного земледельческого календаря XVI XIX вв. / В.И.Чичеров. - М.: АН, 1957. - 392 с.,

228. Чичеров, В.И. Вопросы теории и истории народного творчества. / В.И. Чичеров. М.: Советский писатель, 1959. - 310 с.

229. Шадриков, В.Д. Этническое мышление / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 1998.- 175 с.

230. Шацкий, Е. Утопия и традиция / Е.Шацкий. М.: Наука, 1990. - 350 с.

231. Шептулин, А.П. Категории диалектики / А.П.Шептулин. М.: Высш. школа, 1971.-279 с.

232. Шитов, И.П. Взаимодействие фольклора, самодеятельного и профессионального творчества / И.П.Шитов. М.: Искусство, 1964. - 239 с.

233. Шкаровская, Н.С. Народное самодеятельное искусство / Н.С. Шкаровская. Л.: Смысл, 1975. - 322 с.

234. Шкуратов, В.А. Психика. Культура. История / В.А.Шкуратов. Ростов:1. Наука, 1990. 259 с.

235. Шпенглер, О. Закат Европы / О.Шпенглер. М.: Наука, 1923. - 584 с.

236. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 1999. -384 с.

237. Энциклопедический словарь по культурологии. Ростов-н/Д: Феникс, 1997.-784 с.

238. Энштейн, М. Народ и ненарод. О национальном в современной России / М.Энштейн // Звезда. 1993. - № 1. - С. 48.

239. Этнические аспекты изучения современности: Сб. статей. Л.: Наука, 1980.- 456 с.

240. Этнография как источник реконструкции истории первобытного общества: Сб. статей / Ред. И.А. Першин. М.: Наука, 1979. - 56G с.

241. Юдин, А.В. Русская народная духовная культура / А.В.Юдин. М.: Высшая школа, 1993. - 331 с.

242. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г.Юнг. М.: Московский философский фонд «Медиум», 1991. - 253 с.

243. Юнг, К.Г. Феномен духа в искусстве и науке / К.Г.Юнг. М.: Московский философский фонд «Медиум», 1992. - 267 с.

244. Яков, А. Русская идея и 2000 год / А.Яков // Нева. 1990. - № 9.- С. 204.

245. Яковлев, Е.Г. Эстетическое сознание, искусство и религия / Е.Г.Яковлев. М.: Искусство, 1969. - 107 с.

246. Яковлев, Е.Г. Искусство и мировые религии / Е.Г.Яковлев. М.: Высшая школа, 1977.- 224 с.

247. Boggs, R.S. Folklore Classjfjcatjon / R.S. Boggs. 1949. - Y. XIII.

248. Carneiro, E. Classifjcagao decimal do folklore Brasilero: «Estudos e ensaios folcloricos em homenagem a Renato Almeida» / E. Carneiro. Rio de Janeiro, 1960.- 569 p.

249. Eisenstadt, S. Tradition, Change and Modernity / S. Eisenstadt. N.V., 1973,-354 p.

250. Gomme, G.L. Handbook of Folklore / G.L. Gomme. London, 1887. -170 p.

251. Kristeva, J. Postmodernism / J. Kristeva // Bucknell Review, 1980. -Vol. 25. № 2. - P. 136-141.

252. Nora, P. Between Memory and History: Les Lieux de Memoke / P. Nora. -N.Y.: Oxford, 1994.-289 p.

253. Tuker, R. Politikal Culture and Leadership in Soviet Russia / R. Tuker. N. Y, 1987.-246 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.