Народная культура кубанского казачества: культурологический анализ современного состояния тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Сабирова, Альмира Муллануровна

  • Сабирова, Альмира Муллануровна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2009, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 203
Сабирова, Альмира Муллануровна. Народная культура кубанского казачества: культурологический анализ современного состояния: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Краснодар. 2009. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Сабирова, Альмира Муллануровна

Введение3 стр

ГЛАВА 1. Общетеоретические проблемы народной культуры: ее сущность и структура

1.1. Особенности народной культуры и анализ ее определений

1.2. Основные виды народной культуры, их региональные особенности и динамика развития

ГЛАВА 2. Проблемы сохранения и развития народной культуры кубанского казачества на современном этапе

2.1. Проблема преемственности в народной культуре кубанских казаков

2.2. Особенности взаимодействия народной культуры с профессиональным искусством и массовой культурой на региональном уровне

2.3. Этносоциальные аспекты развития традиционной культуры кубанского казачества

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народная культура кубанского казачества: культурологический анализ современного состояния»

Актуальность темы исследования. Последние десятилетия российской действительности стали временем серьезных испытаний для многих сфер жизнедеятельности людей, и культура в этом перечне занимает одно из первых мест. Отрицание прежних идеалов, ценностей, разрушение устоявшегося мировоззрения болезненно сказались на людях, создав ситуацию культурного шока, и последствия этой «шоковой терапии» не преодолены до сих пор. Рыночные отношения, став одним из главных рычагов прогресса в экономике, послужили причиной регресса в культуре, ибо коммерческий интерес далек от духовных ценностей, не имеющих ничего общего с бизнесом. На этих «культурных развалинах» идеологических парадигм необходимо было опереться на такие идеалы в культуре, которые были бы неподвластны политическим вихрям и выражали бы сущностную основу бытия человека, его этнические корни, и такие ценности могла нести в себе праматерь всех культур — традиционная народная культура. Эта востребованность народной культуры с ее тысячелетними традициями вызвала движение ее возрождения, особенно в регионах России, где в народе еще сохранилась связь с традициями прошлого, и одним из таких регионов стала Кубань.

Не секрет, что за последние 90 лет народная культура и Кубани, и России в целом претерпела многое — от периода жесткого давления и запрещения некоторой ее части до периода «замаливания грехов» и возвеличивания, и в этих перипетиях многое в народной культуре было утрачено, от многого люди были отучены. Вернуть эти традиции, обычаи в повседневную жизнь, дающие человеку чувство укорененности, этнической самоидентификации, возможность противостоять глобальным тенденциям «массовизации» культуры и многое другое является актуальной задачей культурной политики. Об этом прямо говорится и с самых высоких трибун — так, на специальном заседании Государственного Совета РФ, состоявшемся 26 декабря 2006 года, традиционная народная культура была представлена как национальная идея государства, как особая парадигма его развития. Однако возрождение традиционной народной культуры сопровождается рядом проблем, одной из которых является ее недостаточная изученность в культурологическом и социологическом плане. До сих пор в представлениях многих людей традиционная народная культура связывается исключительно с крестьянством, мало изученными остаются ее современные городские формы, с расширением коммуникационных возможностей развиваются новые формы традиционных жанров народной культуры (интернет-фольклор), которые также требуют своего осмысления. С утратой естественных форм преемственности, связанные с семьей, общиной, эти функции трансляции культурного опыта приходится брать на себя иным социальным институтам, и этот аспект также содержит в себе много нерешенных вопросов. Требуют своего постоянного изучения проблемы взаимосвязей народной культуры с профессиональным искусством и массовой культурой в условиях их динамичного развития, и в рамках данной проблемы дискуссионными продолжают оставаться вопросы вторичных форм народной культуры. Региональной особенностью развития народной культуры являются вопросы возрождения кубанского казачества, восстановления его базовых традиций, и этот процесс также сопряжен с различного уровня проблемами, требующими своего решения. Это вопросы социального определения казачества, его комплексного возрождения и развития, где осуществляется тесная взаимосвязь его базовых элементов — сословных и этнокультурных, вопросы адаптации к современным социокультурным реалиям, актуализация наиболее значимых компонентов традиционной культуры казачества, вопросы развития образования казачьей направленности. Указанные вопросы представляют собой ряд проблем, решение которых имеет серьезное теоретическое и практическое значение и является существенным вкладом в процесс оптимизации современных проблем традиционной народной культуры.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблемы функционирования народной культуры носят системный, многоаспектный характер, и их изучение, соответственно, связано- с использованием теоретических и практических разработок и достижений в. различных отраслях социогуманитарного знания. Особое место в научных изысканиях по данной проблематике занимает культурологический аспект, интегрирующий многие достижения смежных отраслей знания по этим вопросам.

К проблемам народной культуры, разработке различных ее направлений обращались такие исследователи как С. А. Арутюнов, М. К. Асанбеков, А. К. Байбурин, М. М. Бахтин, В. Д. Бабуева, А. О. Бороноев, Ю.

B. Бромлей, М. М. Громыко, А. Я Руревич, В. П. Даркевич, К. Жигульский, М. М. Забылин, Л. К. Зязева, А. С. Каргин, А. В. Костина, Г. Г. Котожеков, Р: С. Лаво, Д. С. Лихачев, Н. Г. Михайлова, Л. И. Михайлова, М! О. Мнацаканян, М. А. Некрасова, А. Ф. Некрылова, М. Ю. Новицкая, Т. М: Разина, С. Б. Рождественская, В. М. Розин, Н. И. Савушкина, А. Д. Тлеуж, №. А Хренов, В.

C. Цукерман' и другие. В трудах данных ученых объектом* рассмотрения и изучения» стали народная* художественная культура (А. С. Каргин, Г. Г. Котожеков, Л. И. Михайлова, Д. С. Лихачев, М. А-. Некрасова, Т. М. Разина, С. Б. Рождественская, В. С. Цукерман)1, современное состояние и современные проблемы народной культуры (Н. Г. Михайлова, В. М. Розин, М. Ю*. Новицкая, Н. А. Хренов)", праздничные и ритуально-обрядовые элементы народной культуры (А. К. Байбурин,. К. Жигульский, А. Ф. Некрылова)3, проблемы народной культуры Средневековья (М. М. Бахтин, В. П. Даркевич,

1 Каргин Л. С. Народное художественное творчество: Структура. Формы Свойства. - М., 1990; Котожеков Г. Г. Художественная культура народов СССР: Диалектика развития. - М., 1984; Михайлова Л. И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности развития. - М., 2001; Лихачев Д. С. Русское искусство от древности до авангарда. - М., 1992; Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика. - М., 1983; О профессионализме народного искусства. - М. 1985; Рождественская С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе. — М.,1981; Цукерман В. С. Народная культура как социальное явление. Днсс. докт. фнлос. наук. - Челябинск, 1984.

2 Народная культура в современных условиях / Отв. ред. Н. Г. Михайлова. - М., 2000; Розин В. М. Феномен сетевого фольклора/Традиционная культура, № 3,2007; Новицкая М. Ю. Возродить утраченное? О мерах по сохранению и развитию традиционной культуры / Традиционная культура, № 2, 2007; Хренов Н. Л. Традиционная культура и цивилизационная идентичность /Традиционная культура, № 2, 2007.

3 Байбурин А. К. Ритуал: старое и новое / Историко-этнографические исследования по фольклору. — М., 1994; Жигульский К. Праздник и культура: праздники старые и новые. — М., 1985; Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII — начало XX -го вв. — Л., 1988;

А. Я. Гуревич)1, взаимодействие народной культуры с массовой (А. В. Костина), этнографический анализ культуры (С. А. Арутюнов, Ю. В. о

Бромлей, М. М. Громыко, М. М. Забылин) , этнические аспекты в традиционной культуре отдельных народов (М. К. Асанбеков, В. Д. Бабуева, Л. К. Зязева, А. Д. Тлеуж, Р. С. Лаво и другие)4, основы этнической психологии (А. О. Бороноев, М. О. Мнацаканян, С. А. Арутюнов и другие)5.

Важной составляющей в изучении народной культуры является фольклор, который в международной интерпретации отождествляется с народной культурой в целом. В этой области проделана весьма значительная работа, в результате полевых исследований накоплен обширный материал, составляющий эмпирическую базу науки. Особый вклад в развитие фольклористики внесли такие ученые как Э. Е. Алексеев, В. П. Аникин, П. Г. Богатырев, В. А. Василенко, В. Е. Гусев, К. С. Давлетов, Л. И. Емельянов, И. И. Земцовский, А. С. Каргин, В. Я. Пропп, Б. Н. Путилов, Ф. А. Рубцов, И. В. Суханов, В. К. Соколова, К. В. Чистов, В. М. Щуров6 и другие. Важнейшей проблемой современной фольклористики является определение границ

1 Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. - М„ 1965; Даркевич В. П Народная культура Средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX - XVI вв. - М., 1988; Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. - М., 1981.

2 Костина А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. — М., 2006.

3 Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. - М., 1989; Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. — М., 1983; Громыко М. М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII - XIX вв./ Русские: семейный и общественный быт. - М., 1989; Забылин М. М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. — Рига, 1991.

4 Асанбеков М. К. Традиции и обычаи в динамике образа жизни сельского населения Киргизии. Автореф. дисс. .канд. социол. наук. - М., 1993; Бабуева В. Д. Традиционная народная культура бурят. Автореф. дисс. . канд. культурологии. — Улан- Удэ, 2006; Зязева Л. К. Традиционная русская культура как основа формирования национального самосознания молодого поколения. Автореф. дисс. канд. культурологии,— СПб, 2004; Лаво Р. С. Культурные архетипы этнического самосознания ассирийцев. Автореф. дисс. . канд. культурологии. - Краснодар, 1999; Тлеуж А. Д. Этнокультурные архетипы адыгского народа: опыт философско-культурологического осмысления. Автореф. дисс. докт. фнлос. наук. Краснодар, 2007.

5 Бороноев А. О. Основы этнической психологии. - СПб, 1991; Мнацаканян М. О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. — М., 2004.

6 Алексеев Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры. — М., 1988; Аникин В. П. Русский фольклор. -М., 1987; Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. — М., 1971; Василенко В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х- XX вв. — М., 1974; Гусев В. Е. Фольклор в художественной самодеятельности/Фольклор и художественная самодеятельность. — Л., 1968; Давлетов К. С. Фольклор как вид искусства. - М., 1966; Емельянов Л. И. Современная художественная самодеятельность и проблемы фольклористики / Фольклор и художественная самодеятельность. — Л., 1968; Земцовский И. И. Социалистическая культура и фольклор / Народная музыка СССР и современность. — Л., 1982; Каргин А. С.

11ароднос художественное творчество. — М., 1990; Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. — СПб., 1996; Путилов Б. Н. Фольклор и художественная самодеятельность. — Л , 1968; Рубцов Ф. А. Статьи по музыкальному фольклору. - Л - М., 1973; Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. — М., 1976; Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов. - М., 1979; Чистов К. В. Фольклор. Текст. Традиция: Сб. ст. — М., 2005; Щуров В. М. Песня, традиция, память. - М., 1987. фольклора, совокупности жанров и подвидов народного творчества, включенных в область.ее исследования.

Изучение региональной народной культуры было положено в Х1Х-ом веке такими известными исследователями как Ф. А. Щербина, М. А. Дикарев, Е. Д. Фелицын, А. Д. Бигдай, А. Е. Пивень, Г. М. Концевич, П. П. Короленко, И. Д. Попко, К. Т. Живило, JI. К. Розенберг, А. Д. Ламонов, Е. Передельский и другими. Особое место в исследовании народной культуры славян Кубани и ее проблем занимают труды современных кубанских ученых - Н. И. Бондаря, В. И. Чурсиной, И. И. Горловой, А. Hi Манаенкова., В. И. Лях, В П. Громова, Н. Г. Недвиги, В. Н. Ратушняка, О. В. Матвеева, В. Н. Мальцева, А. В. Сопова, М. В. Семенцова, М. Ф. Титоренко, С. А. Жигановой, Н. Ф. Диановой, Н. А. Гангур, С. Ю. Капышкиной, Н. А. Корсаковой, H.A. Тернавского1 и других. Они внесли значительный вклад в изучение различных аспектов традиционной культуры кубанского казачества, разрабатывая отдельные ее направления. Однако очень важным представляется изучение традиционной культуры как целостной системы, а не только отдельных ее проявлений, и в этом отношении существующих разработок явно недостаточно. К таким немногим работам следует отнести труды Н. И. Бондаря, И. И. Горловой, А. И. Манаенкова. В. И. Лях, В. И. Чурсиной, Н. А. Тернавского, Н. Г. Недвиги, изучающих традиционную культуру кубанского казачества как целостное, системное явление, и среди них можно выделить монографию В. И. Чурсиной «Народная культура славян Кубани (конец XVIII-ro — начало ХХ-го века)»,

1 Бондарь Н. И. Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. - Краснодар. 1999; Чурсина В И. Народная культура славян Кубани (конец XVIII — начало XX вв.). - Краснодар, 2003; Горлова И. И., Манаенков Л. И., Лях В. И. Культура кубанских станиц. 1794 — 1917 гг. Исторический очерк. — Краснодар, 1993; Недвига Н. Г. Кубанское казачество: религия, образ жизни и культура (по документам конца XVIII - начала XX вв.). - Краснодар, 1997; Матвеев О. В. Слово о кубанском казачестве. - Краснодар 1995; Мальцев В. Н. Культура кубанского казачества' проблемы формирования и функционирования / Проблемы развития казачьей культуры. - Майкоп, 1997; Сопов А. В. Становление казачества / Проблемы изучения и развития казачьей культуры. — Майкоп, 2000; Семенцов М. В. К вопросу о классификации народных знании на примере «детской» медицины кубанских казаков / Традиционная культура и дети. — Краснодар, 1994; Куракеева (Титоренко) М. Ф. Верхнекубанские казаки: быт, культура, традиции (XIX- нач. XX вв.). -Черкесск, 1999; Жиганова С. Л. Песенные традиции Кубани и дети / Традиционная культура и дети. — Краснодар, 1994; Гангур Н. Л. Народное декоративно-прикладное искусство восточнославянского населения Кубани. Лвтореф. дисс. канд. истор наук. - Краснодар, 2002; Бабенко И., Капышкина С. Узоры подсказала природа / Народное творчество, № 2, 1998; Тернавскнй Н. Л. Культура кубанского казачества в конце XVIII -го начале XX -го вв.: общие черты, этнические и региональные особенности. Дисс. канд. истор. наук. — Краснодар, 2004.

1, I сборник избранных трудов Н. И. Бондаря «Традиционная культура кубанского казачества», совместный труд И. И. Горловой; А. И. Манаенкова, В. И. Лях «Культура кубанских станиц. 1794-1917гг. Исторический очерк», диссертационное исследование Н. А. Тернавского «Культура кубанского казачества в конце ХУШ-го - начале ХХ-го вв», Н. Г. Недвиги «Кубанское казачество: религия, образ жизни и культура». Данные работы внесли серьезный вклад в изучение традиционной- культуры кубанских казаков, однако в задачи исследования таких авторов как В. И. Чурсина, И. И.4 Горлова, А. И. Манаенков,' В. И. Лях, Н. Г. Недвига, Н. А. Тернавский не входило рассмотрение современных проблем функционирования народной культуры, и названные работы носят, по преимуществу, ретроспективный характер. Труды

H. И. Бондаря достаточно глубоко освещают современные проблемы развития народной культуры казаков. Кубани, однако данные исследования не выведены на монографический уровень, а выполнены в виде статей. Кроме этого, в указанных работах не затрагиваются? отдельные проблемы, имеющие важное теоретическое и практическое значение (проблемы преемственности-, соотношения и. взаимодействия народной культуры с профессиональным искусством и массовой культурой и другие). Это обстоятельство предполагает недостаточную изученность темы- исследования, и ее разработанность на монографическом уровне.

Цель исследования - проанализировать современное состояние народной культуры кубанского казачества в культурологическом плане.

Задачи исследования:

I. Определить и проанализировать сущностные свойства народной культуры, на основе которых сформулировать понятие данного феномена.

2. Рассмотреть основные виды народной культуры кубанского казачества, выявив их характерные черты и особенности функционирования как в прошлом, так и в настоящем.

3. Проанализировать проблему преемственности в народной культуре кубанского казачества, заключающейся в изменении субъектов ее трансляции, выявив основные факторы данных преобразований.

4. Выявить проблемные аспекты взаимодействия народной культуры казаков Кубани с профессиональным искусством и массовой культурой.

5. Рассмотреть основные проблемы, связанные с возобновлением-и развитием традиционной культуры кубанского казачества.

Объект исследования — традиционная народная- культура казаков Кубани в современном социокультурном измерении.

Предмет исследования, — проблемы функционирования народной культуры кубанского казачества на современном этапе.

Теоретико-методологические основы диссертационного исследования. Теоретическую базу формирования? и развития основных концептов исследования составили положения, заложенные в трудах отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих как общие, так и специфические особенности развития народной культуры и выявляющих проблемные зоны ее функционирования на современном этапе.

Методологической основой диссертационного исследования послужили философский и культурологический подходы, предполагающие включенность в изучение рассматриваемой проблемы различных отраслей социогуманитарного знания и обеспечивающих комплексность и системность исследования. Интегративность подхода позволила обратиться в процессе работы над диссертацией к таким методам как структурно-функциональный (К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ф. Барт, Ж. Деррида и др.), аксиологический (А. Тойнби, М. Вебер, Р. Бенедикт, К. Клакхон, П. А. Сорокин, М. М. Бахтин, Л. С. Выготский и др.), историко-культурологический (Ф. Бродель, М. Блок, А. Тойнби, Л. Февр, П. А. Сорокин, П. Н. Милюков и др.), сравнительно-культурологический (О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский и др.), семиотический (Б. Барт, У. Эко, А. Ф. Лосев, Ю. М. Лотман, Б. Ф. Егоров, В. Н. Топоров, 3. Г. Минц и др.), социологический (П. А. Сорокин, С.

Хантингтон и др.), этнографический (Л. Морган, Ф. Боас, Б. Малиновский, Е. Эванс-Причард, Ю. В. Бромлей, С. И. Руденко, Н. Н. Чебоксарови др.).

Применение структурно-функционального метода позволило изучить и выявить проблемные аспекты взаимодействия народной культуры с профессиональным искусством и массовой культурой, функциональные изменения различных видов народной культуры; аксиологический метод способствовал выявлению и определению базовых ценностей народной культуры казаков Кубани; историко-культурологический анализ дал возможность проследить исторические этапы становления традиционной культуры кубанских казаков; сравнительно-культурологический метод способствовал выявлению и сопоставлению различных видов материальной и духовной культуры кубанского казачества в прошлом и настоящем, а также определению сущностных особенностей народной и массовой культуры. Семиотический метод дал возможность проанализировать знаково-символическую функцию традиционной культуры; с помощью социологического метода были выявлены полисоциальный характер народной культуры, предложено авторское видение этносоциальной проблемы казачества; с помощью этнографического метода выявлены этническое своеобразие кубанского казачества, его восточнославянские корни, интегративный характер этничности и другое.

Кроме указанных методов в работе были использованы и другие методы познания - аналитический, диалектический, эмпирический, описательный, классификационный. Важное место в раскрытии вопросов, связанных с функционированием образовательной сферы как источника современных форм трансляции народной культуры занимает метод включенного наблюдения, использование различных видов опроса - интервьюирование, анкетирование.

Научная новизна работы заключается в следующем:

- проанализировано состояние традиционной культуры кубанского казачества на современном этапе и выявлены важнейшие проблемы ее сохранения, изучения и развития;

- с учетом современных социокультурных реалий дано уточненное понятие «народной культуры»;

- рассмотрены основные виды народной культуры кубанского казачества в их динамике;

- проанализированы различные аспекты взаимодействия народной культуры с профессиональным искусством и массовой культурой применительно к традиционной культуре казаков Кубани.

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что разработанные в.ней положения, сделанные выводы и рекомендации позволяют дополнить и углубить существующую научную базу по данной проблематике и дать импульс новым научным изысканиям в области сохранения и развития народной культуры.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в разработке региональных культурных проектов, учтены при формировании учебных образовательных программ, создании учебного материала по кубановедению и иным дисциплинам для классов и школ казачьей направленности. Содержащийся в диссертации материал может быть использован в учебной практике вузов при изучении культурологии, социологии. Данные диссертационного исследования также могут послужить основой для прогнозирования путей развития народной культуры в регионе и стране, что позволит выстраивать оптимальную культурную политику по возрождению и развитию традиционной народной культуры.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Народная культура является основополагающей в общей системе культуры и обладает такими устойчивыми характеристиками как традиционность, этничность, полисоциальность и включенность в нее духовной и материальной основ жизнедеятельности людей. В современной социокультурной ситуации такие свойства народной культуры как коллективность творчества, непрофессиональный характер, синкретичность ее видов становятся менее значимыми и не относятся к числу ее безусловных свойств. С учетом существующих в литературе высказываний можно дать следующую уточненную формулировку данного понятия: народная культура — это совокупность духовной и материальной сферы жизнедеятельности людей, основанных преимущественно на традициях и выражающих этническое своеобразие народа, его различных социальных слоев.

2. Сохранение и развитие духовного и материального наследия в народной культуре кубанского казачества тесно связано с преемственностью. В современных условиях наблюдается минимизация роли семьи, общины, а также Кубанского казачьего- войска в преемственном процессе и передача трансляционных функций иным социальным институтам (образование, средства массовой информации, сфера досуга, музеи, концерты, выставки, фестивали и т. д.). Данная трансформация обусловлена такими факторами как урбанизация, глобализация, расширение средств коммуникации и трансляции культурного опыта, а также идеологизация культуры.

3. Взаимодействие народной культуры с профессиональным искусством как частью элитарной культуры в настоящее время* приобретает все более интенсивный характер. Особенностью профессионального искусства является опора на индивидуально-личностное начало, на самовыражение художника, и этот аспект все больше актуализируется в народной культуре кубанских казаков. Образцы народного творчества в обработке профессионалов обретают новую жизнь на сцене. С исчезновением аутентичной среды бытования народного искусства вторичные формы фольклора становятся естественным продолжением жизни народной культуры, адаптированной к ново.й среде. Приобретая новые качества, народные песни, танцы, инструментальная музыка и т. д. неизбежно теряют элементы аутентичности, но, осуществленная на высоком профессиональном уровне эта трансформация оправданна, ибо позволяет актуализировать, раскрыть потенциальные возможности образцов народного творчества, сохранить базовые ценности традиционной культуры. Поэтому важнейшей проблемой такой синтезации культур является бережное отношение к фольклору, подчеркивание, а не нивелирование ее сущностных свойств, и ярким образцом такого взаимодействия является творчество Кубанского казачьего хора. Взаимосвязь народной культуры с профессиональным искусством осуществляется преимущественно по следующим направлениям: целостное влияние народной культуры на профессиональное искусство без конкретных заимствований; включение цитат из народного творчества в произведения профессиональных авторов; сценические формы фольклоризма; популяризация авторских сочинений, приобретающих статус «народных»; формирование и развитие особого пласта культуры промежуточного уровня (постфольклор, промежуточная культура, примитив, наивное искусство и другие). Последний аспект взаимодействия характеризуется такими проблемами как малоизученность в культурологическом плане, множественность определений данного феномена, размытость границ ее функционирования, недостаточная изученность ее современных форм.

4. Сопоставление народной и массовой культур обнаруживает следующую взаимосвязь: так же как и народная культура, массовая обращена ко всем слоям населения и универсальность народной культуры в прошлом заменяется универсальностью массовой в настоящем. Заимствования массовой культуры из народной осуществляются на самых разных уровнях: от опоры на архетипы коллективного бессознательного до языка, стилистики и жанров народной культуры. Несмотря на такую «преемственность», сущность этих двух культур принципиально различна и отличается по целям, задачам, способам воплощения, ценностным ориентациям, устойчивости традиций, по субъекту и объекту этих культур и т. д. Так, основными особенностями массовой культуры являются: ее коммерческий характер; производство продукции массовой культуры индустриальным способом для потребляющего большинства; облегченный и быстротечный характер «ценностей» массовой культуры; в отличие от народной культуры, субъект и объект этой культуры не совпадают. «Массовизация» народной культуры кубанского казачества приобретает достаточно очевидный характер и осуществляется преимущественно в сфере декоративно-прикладного творчества, фольклора, праздников и обрядов, народной медицины, материальных видах культуры. 5. Социальная природа казачества имеет двойственный характер, который нельзя рассматривать вне исторического контекста. С одной стороны, казаки, обладая самобытной культурой, языковыми отличиями, самоназванием, собственной территорией, укладом жизни, являются субэтническим образованием. С другой, казаки долгое время являлись служилым сословием в царской России, и данное обстоятельство нельзя игнорировать при определении социальной сущности казачества. Более того, эта сословность обрела черты ментальности, архетипичности и стала составной частью традиционной культуры. Упразднение в советское время сословных различий привело к нивелированию этого элемента в традиционной культуре казаков, переходу его в латентное состояние, и который вновь актуализировался в процессе возрождения казачества, однако дореволюционный уровень I востребованности казачества как военного сословия в настоящее время не достигнут.

Апробация результатов исследования. Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования заслушивались и обсуждались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях, нашли свое отражение в 6 публикациях в виде научных статей, а также использовались в учебном процессе по курсу культурологии.

Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих 5 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Сабирова, Альмира Муллануровна

Заключение

В результате проведенного исследования можно обобщить и сформулировать ее итоги в виде следующих положений, выводов и рекомендаций.

Традиционная народная культура является наиболее древним пластом культуры из всех ныне существующих культур и субкультур, и ее сущность отражается в таких базовых характеристиках как традиционность, этничность, полисоциальность и включенность в нее материальных и духовных основ жизнедеятельности людей.

Традиционность подразумевает собой передачу культурного опыта и достижений предыдущих поколений настоящему и последующим. Иногда традиции в силу различных причин прекращают свое естественное, открытое бытование и переходят в латентные формы. В дальнейшем под воздействием особых резонанс - факторов (Э. Е. Алексеев) они могут вновь возобновляться, переходя из скрытых форм в открытые. Такая возобновляемость традиций относима к наиболее устойчивым и глубоким ее образцам. Традиционность как свойство народной культуры обладает такими качествами как непрерывность, неразрывность (в очевидных и неочевидных формах), преемственность, вариативность, адаптивность, интегративность и устойчивость.

Этничность - это свойство народной культуры, определяющее ее принадлежность тому или иному народу и выражающее специфические особенности, язык, характер, темперамент, философские концепции, менталитет народа. Ее основу составляет архетипы, являющиеся ядром, «центральной зоной», логико-смысловым центром всей народной культуры, ее глубинными пластами. Обладая устойчивостью, этничность, тем не менее, способна взаимодействовать, вбирать в себя этнические особенности других культур.

Полисоциальность народной культуры выражает принадлежность этой культуры такому социальному образованию как «народ», включающему самые различные слои этноса. Долгое время народная культура была в сущности крестьянской, земледельческой культурой, которая позже стала дополняться субкультурами различных социальных слоев городского населения (рабочих, купечества, интеллигенции, мещан, студентов) и в настоящее время город является движущей силой развития народной культуры.

Включенность в традиционную культуру различных сфер жизнедеятельности людей, объединенных в духовный и материальный пласты, определяет ее сущность как культуры, ее культуротворческую направленность. Таким образом, с учетом указанных характеристик и на основании' существующих в литературе определений народную культуру можно обозначить как «совокупность духовной и материальной сфер жизнедеятельности людей, основанных преимущественно на традициях и выражающих этническое своеобразие народа, его различных социальных слоев».

Разграничение видов народной культуры на духовный и материальный пласты носит в некоторой степени условный характер, что обусловлено синкретичным характером народной культуры в прошлом. В настоящее время происходит все большая дифференциация видов народной культуры и активизируются процессы синтезации с другими культурами (массовой, элитарной). К духовной сфере можно отнести следующие виды народной культуры: религиозные верования (языческие и православные), фольклор, народные праздники и обряды (семейные, календарные, производственные), народную педагогику, народную медицину. К основным видам материальной сферы - жилище (постройки и внутренний интерьер), одежду (народный костюм), народную кухню. Такие виды народной культуры как художественно-прикладное творчество (народные ремесла) и народная медицина, обладающие бифункциональностью, включены нами в духовную практику народа.

Проблема преемственности народной культуры заключается в трансформации механизма её функционирования: практическом исчезновении из этого процесса семьи, общины, в которых традиционно происходило приобщение к культурным ценностям народа и передача этих трансляционных функций иным социальным институтам (школа, художественная самодеятельность, СМИ, Интернет и т. д.). Такая трансформация обусловлена рядом внешних и внутренних факторов. К внешним факторам следует отнести общемировые процессы, которые не обошли стороной и Россию: урбанизация и глобализация общества, расширение коммуникативных возможностей — появление наряду с устной формой преемственности письменного и экранного способа коммуникации. К внутренним причинам относятся различные идеологические надломы и смены политических режимом в стране, которые ведут к отрицанию и разрушению культурных ценностей, войны, миграции, неблагоприятные демографические ситуации, которые способствуют уменьшению числа носителей народных традиций, разрежению социокультурной среды.

Формирование и развитие профессионального искусства тесным образом связано с народной культурой — ее генезис происходил в недрах традиционной культуры, формируясь в пласт народной художественной культуры. На Руси народная культура долгое время являлась универсальной для всех слоев общества и лишь с выходом на историческую арену дворянства и интеллигенции в эпоху Петра Первого элитарное искусство начинает развиваться как самостоятельное явление.

Взаимодействие народной культуры и профессионального искусства осуществляется преимущественно по следующим направлениям: целостное влияние народной культуры на профессиональное искусство как часть элитарной культуры без конкретных заимствований, вследствие чего произведения профессиональных авторов приобретают особый дух народности»; заимствования в профессиональной авторской деятельности образцов народного творчества (цитат) для осуществления собственных творческих замыслов; воплощение на сцене средствами профессионального искусства образцов фольклора с частичной его переработкой; заимствования народной культурой образцов профессионального творчества, вследствие чего авторские произведения широко бытуют как народные; формирование особого пласта культуры, занимающего промежуточное положение между элитарной и народной, а позже и массовой культурами, и не имеющего на сегодняшний день четкого определения («примитив», третья культура, постфольклор, промежуточная культура, наивное искусство и др.).

Становление массовой культуры происходит на рубеже XIX - XX веков с развитием средств массовой коммуникации. Сущность массовой культуры заключается в обращенности ее. к массовому сознанию и формировании «массового человека». «Масса» как общность имеет древние корни (бои гладиаторов, Олимпийские игры Древней Греции и другое) и представляет собой- «ситуативно возникающие (существующие) социальные общности, вероятностные по своей природе, гетерогенные по составу и статистические по формам выражения» (Б. А. Грушин). Считая массовую культуру преемницей народной, отмечают общность некоторых базисных принципов их функционирования: обращенность ко всем слоям населения, массовость (А. С. Каргин), опору на архетипы коллективного бессознательного (А. В. Костина), доступность и т. д., и предполагают, что универсальность (но не глобализм по JI. И. Михайловой) народной культуры в прошлом заменяется на универсальность массовой культуры в настоящем.

Народная и массовая культуры являются принципиально различными культурами, и эти отличия заключаются в следующем: в глубокой традиционной истории народной и практическом отсутствии таковой у массовой; «всеядности» и легковесности массовой культуры и многовековом отборе и кристаллизации всего лучшего в традициях народной культуры; динамичной смене ценностных ориентаций в массовой культуре и консерватизме, устойчивости этих ценностей в народной; в традиционной культуре субъектом и объектом культуры является народ, массовую культуру творит профессиональное меньшинство, а потребителем является динамичная и нестабильная масса; прагматичность, рационализм массовой культуры противостоит духовности народной.

Определение кубанского казачества в социальном плане носит двойственный характер, объединяя в себе черты субэтноса и сословия. Как субэтнос казачество обладает всеми этнографическими определителями: собственной территорией, самобытной культурой и языком, самоназванием, этнической историей, особым хозяйственно-бытовым укладом жизни. Рассмотрение казачества как сословия носит исторически обусловленный характер и представляет неразрывную связь, единство с традиционной культурой казаков. До Октябрьской революции эта сословность носила юридический характер и опиралась на менталитет казачества, поэтому юридическое упразднение сословности не смогло до конца уничтожить, этот элемент в культуре, в определенной степени сохранив дух и характер казачества* его ментальные особенности как воинов. Об этом также свидетельствуют современные процессы возрождения казачества, где важное место занимает восстановление Кубанского казачьего войска.

К проблемам возрождения и развития казачества можно отнести следующие: недостаточная реализация • потенциальных возможностей казачества как воинов в современных условиях; развитие казачества преимущественно в рамках общественного движения; возрождение казачества в тесной взаимосвязи с традиционной народной культурой; развитие и улучшение качества образования казачьей направленности, включающее увеличение классов и школ данного профиля, разработкой образовательных программ и учебно-методической литературы; преодоление разногласий и противоречий в среде казачества.

Таким образом, проведенное нами исследование позволяет сделать вывод, что народная культура в современных условиях является не уходящим в небытие пластом культуры, а ее важнейшим компонентом, позволяющим в современной ситуации унификации культур противостоять тенденциям обезличивания и стандартизации, подчинения коммерческому интересу массовой культуры. Ее жизненность заключается в присущих ей имманентных свойствах — традиционности, этничности, в ее обращенности ко всем социальным слоям народа, вовлеченности в ареал ее бытования всех сфер жизнедеятельности людей, и это позволяет ей выживать в сложнейших условиях. Ее адаптивные свойства проявляются в освоении современных форм бытования, активном взаимодействии с другими культурами и субкультурами, и эта интеграция народной культуры с профессиональным и массовым искусством в ее лучших образцах способствует ее возрождению и развитию.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Сабирова, Альмира Муллануровна, 2009 год

1. Алексеев, Э. Е. Фольклор в контексте современной культуры Текст. / Э. Е. Алексеев. М.: Советский композитор, 1988. - 236 с.

2. Алексеева, JI. Я. От рабочих кружков к народным коллективам Текст. / JI. Я. Алексеева. М.: Искусство, 1973. - 178 с.

3. Аникин, В. П. Русский фольклор Текст. / В. П. Аникин. — М.: Высшая школа, 1987. — 284 с.

4. Арнольдов, А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию Текст. / А. И. Арнольдов. -М.: Изд-во МГИК, 1992.- 237 с.

5. Арутюнов, С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие Текст. / С. А. Арутюнов. М.: Наука, 1989. - 247 с.

6. Ахиезер, А. С. Социально-культурные проблемы развития России: философский аспект Текст. / А. С. Ахиезер. М.: РАН ИНИОН, 1992. - 82 с.

7. Ашин, Г. К. Современные теории элиты: критический очерк Текст.- М.: Международные отношения, 1985. 256 с.

8. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса Текст. / М. М. Бахтин. — М.: Художественная литература, 1965. 527 с.

9. Бердяев, Н. А. Судьба России Текст. / Н. А. Бердяев. — М.: Философ, общество СССР, 1990. 240 с.

10. Белинский, В. Г. Полное собрание сочинений в 13 томах. Т. 5. Текст. / В. Г. Белинский. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1954. -863 с.

11. Белов, В. И. Избранные произведения: в 3-х томах. Т. 3. Лад: Очерки о народной эстетике; Пьесы. Текст. / В. И. Белов. М.: Современник, 1984. - 478 с.

12. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства Текст. / П. Г. Богатырев. — М.: Искусство, 1971. — 543 с.

13. Бондырева, С. К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества Текст. / С. К. Бондырева, Д. В. Колесов. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 280 с.

14. Бороноев, А. О. Россия и русские: характер народа и судьба страны Текст. / А. О. Бороноев, П. И. Смирнов. — СПб.: Лениздат, 1992. -142 с.

15. Бромлей, Ю. В. Очерки теории этноса Текст. / Ю. В. Бромлей. -М.: Наука, 1983. 410 с.

16. Василенко, В. М. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве X — XX вв. Текст. / В. М. Василенко. — М.: Советский художник, 1974. — 294 с.

17. Воронов, В. С. О крестьянском искусстве: Избранные труды Текст. / В. С. Воронов. — М.: Советский художник, 1972. — 350 с.

18. Гачев, Г. Д. Национальные образы мира. Космо Психо - Логос Текст. / Г. Д. Гачев. - М.: Изд-во Прогресс, 1995. - 479 с.

19. Головинский, Г. Л. Композитор и фольклор: Из опыта мастеров XIX XX веков. Очерки Текст. / Г. Л. Головинский. — М.: Музыка, 1981.-279 с.

20. Гордеев, А. А. История казаков в 2 частях. Ч. 2. Текст. / А. А. Гордеев. М.: Страстной бульвар, 1991. - 256 с.

21. Горлова, И. И. Культура кубанских станиц (1794 -1917 гг.) Текст. / И. И. Горлова, Манаенков А. И., В. И. Лях. — Краснодар: Южная звезда, 1993.- 129 с.

22. Громыко, М. М; Мир русской деревни Текст. / М: МЁ Громыко; -М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с.

23. Грушин, В. А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования Текст. / В. А. Грушин. М.: Политиздат, 1987. - 368 с.

24. Гумилев, Л: Н. Этногенез и биосфера Земли; Текст. / Л. Н. Гумилев. М.: Айрис - пресс, 2007. - 556 с.

25. Гуревич, А. Я. Проблемы средневековой культуры Текст. / А. Я. Гуревич.- М:: Искусство, 1981.- 359 с.

26. Гусев, В. П. Русская народная художественная культура: теоретические очерки Текст. / В. Е. Гусев. — СПб.: СПИТМиК, 1993. -110 с.

27. Гусев, В. ,Е. Эстетика фольклора Текст. / В. Е. Гусев. Л:: Наука, 1967.-318 с.1.28; Давлстов, К. С. Фольклор, как вид искусства Текст. / К. С.

28. Давлетов. М.: Наука, 1966. - 364 с. 1.29: Данилевский, Н. Я. Россия и Европа Текст. / Н. Я; Данилевский; -СПб.: Изд-во Глаголь, 1995:- 552 с.

29. Даркевич, В. П. Народная культура Средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX — XVI вв. Текст. / В. П. Даркевич. — М.: Наука, 19881 341 с.

30. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда; Метод социологии Текст. / Э. Дюркгейм. — М.: Наука, 1991. 572 с.

31. Еремина, В. И. Фольклор и ритуал Текст. / В. И. Еремина. Л.: Наука, 1991.-207 с.

32. Жигульский, К. Праздник и культура: праздники старые и новые. Размышления социолога Текст. / К. Жигульский. — М.: Прогресс, 1985.- 336 с.

33. Забылин, М. М. Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия Текст. / М. М. Забылин. — Рига: Корд, 1991. 607 с.

34. Захарченко, В. Г. Песни станицы Кавказской Ноты. / В. Г. Захарченко. Краснодар: Советская Кубань, 1993. - 336 с.

35. Захарченко, В. Г. Народные песни Кубани Ноты. / В. Г. Захарченко. Вып. 2. Песни черноморских казаков. — Краснодар: Советская Кубань, 1997.-586 с.

36. Земцовский, И. И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды Текст. / И. И. Земцовский. Л.: Советский композитор, 1977. - 176 с.

37. Иванов, Д. В. Виртуализация общества Текст. / Д. В. Иванов. — СПб., 2002.

38. Иконникова, С. Н. История культурологических теорий Текст. / С. И. Иконникова. — СПб.: Питер, 2005. 474 с.

39. Итс, Р. Ф. Введение в этнографию >Текст. / Р. Ф. Итс. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.- 168 с.

40. Каган, М. С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике Текст. / М. С. Каган. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. - 766 с.

41. Каргин, А. С. Народное художественное творчество: Структура. Формы. Свойства Текст. / А. С. Каргин. М.: Музыка, 1990. - 142 с.

42. Каргин, А. С. Фольклор и кризис общества Текст. / А. С. Каргин, Н. А. Хренов. — М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1993. — 164 с.

43. Костина, А. В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества Текст. / А. В. Костина. М.: Ком. Книга, 2006.-352 с.

44. Куракеева, М. Ф. Верхнекубанские казаки: быт, культура, традиции (XIX нач. XX вв.) Текст. / М. Ф. Куракеева. - Черкесск:

45. Карачаево-Черкесский институт гуманитарных исследований, 1999. 279 с.

46. Лебон, Г. Психология народов и масс Текст. / Г. Лебон. — СПб.: Макет, 1995.-316 с.

47. Лихачев, Д. С. Русское искусство от древности до авангарда Текст. / Д. С. Лихачев. М.: Искусство, 1992. - 407 с.

48. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура Текст. / А. Ф. Лосев. -М.: Политиздат, 1991. 542 с.

49. Лях, В. И. Просвещение и культура в истории кубанской станицы Текст. / В. И. Лях. Краснодар: Советская Кубань, 1997. - 448 с.

50. Лях, В. И. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования Текст. / В. И. Лях, Денисов Н. Г. -Краснодар: б/и, 1997. 156 с.

51. Лях, В. И. Музыкальное искусство Кубани. Лекции и инструментарий учебного курса Текст. / В. И. Лях. Краснодар, 2006. - 236 с.

52. Малевич, К. С. Собрание сочинений в 3 томах. Т. 1 Текст. / К. С. Малевич. М.: Гилея, 1995. - 396 с.

53. Маркарян, Э. С. Теория культуры и современная наука Текст. / Э. С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. - 284 с.

54. Маркарян, Э. С. Очерки теории культуры Текст. / Э. С. Маркарян. -Ереван, 1969. 226 с.

55. Массовая культура и массовое искусство: «За» и «против» Текст. -М.: Гуманитарий, Академия гуманитарных исследований, 2003. -511 с.

56. Матвеев, О. В. Слово о кубанском казачестве / О. В. Матвеев и истории православной церкви / С. В. Шептун. Краснодар: Советская Кубань, 1995. - 460 с.

57. Матвеев, О. В. Очерки истории форменной одежды кубанских казаков (конец ХУШ-го в. — 1917 г.). Традиционный костюмвосточнославянского населения Кубани Текст. / О. В. Матвеев, Фролов Б. Е. Вып. 1. Краснодар: Крайбибколлектор, 2000. - 236 с.

58. Межуев, В. М. Культура-и история Текст. / В. М. Межу ев. М.: Политиздат, 1977. - 197 с.

59. Миллер, О. Опыт исторического обозрения русской словесности Текст. / О. Миллер. СПб., б / изд. - 369 с.

60. Михайлова, JI. И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции, закономерности социодинамики Текст. / JI. И. Михайлова. М.: Вузовская книга, 2001. - 264 с.

61. Мнацаканян, М. О. Интегрализм и национальная общность Текст. / М. О. Мнацаканян. М., 2001.

62. Народные песни казаков. Из репертуара Кубанского казачьего хора Ноты. /Сост. Г. М. Концевич. Краснодар: Советская Кубань, 2001.

63. Недвига, Н. Г. Кубанское казачество: религия, образ жизни и культура (по документам конца XVIII начала XX вв.) Монография Текст. / Н. Г. Недвига. - Краснодар: Изд-во Кубанского гос. мед. института. 1997. - 318 с.

64. Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры. Теория и практика Текст. / М. А. Некрасова. — М.: Изобразит, искусство, 1983. 344 с.

65. Некрылова, А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец XVIII-ro — начало ХХ-го вв. Текст. / А. Ф. Некрылова. -JI.: Искусство, 1998. 213 с.

66. Носов, Н. А. Виртуальная психология Текст. / Н. А. Носов. М., 2000.

67. Пивень, А. Е. Торба смеха и мешок хохота Текст. / А. Е. Пивень —

68. Краснодар: Советская Кубань, 1995. 224 с. 1.70: Пидаль, Р. М. Избранные произведения Текст. / Р. М. Пидаль.- М., 1961.

69. Померанцева, Э. В. О русском фольклоре Текст. / Э. В. Померанцева.-М.: Наука, 1977. 119 с.

70. Попко, И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту: очерки края, общества, вооруженной силы и службы Текст. / И. Д. Попко. Краснодар: Советская Кубань, 1998. - 192 с.

71. Пропп, В. Я. Фольклор и действительность Текст. / В. Я. Пропп. -М.: Наука; 1976. 325 с.

72. Путилов, Б. Н. Фольклор и народная культура Текст. / Б. Н. Путилов. СПб.: Наука, 1994. - 236 с.

73. Разлогов, К. Э. Коммерция и творчество: враги или союзники? Текст. / К.Э. Разлогов. М.: Искусство, 1992. - 271 с.

74. Ребенок в мире культуры Текст. /Под ред. Р. М. Чумичевой. -Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. 558 с.

75. Рождественская, С. Б. Русская народная художественная традиция в современном обществе Текст. / С. Б. Рождественская. М.: Наука, 1981.-206 с.

76. Розенберг, Л. К. Среди кубанцев Текст. / Л. К. Розенберг. -Екатеринодар: Изд-во И. Ф. Бойко, 1905. 267 с.

77. Русские: семейный и общественный быт Текст. / Отв. ред. М. М. Громыко, Т. А. Листова. М.: Наука. 1989. — 336 с.

78. Савельев, Е. П. Древняя история казачества Текст. / Е. П. Савельев. М.: Вече, 2002. - 464 с.

79. Савушкина, H. И. Русский народныйj театр Текст. / Н. И. Савушкина. -М.: Наука, 1976. 149 с.

80. Сказания русского народа, собранные И. П. Сахаровым Текст. / Вступ. статья, подготовка текста В. П. Аникина. М.: Художественная литература, 1989.- 397 с.

81. Соколова, В. X. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев, белорусов Текст. / В. X. Соколова. М.: Наука, 1979. -285 с.

82. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика Текст. / П. А. Сорокин. М.: Астрель, 2006. - 1176 с.

83. Смольская, Е. П. Массовая культура: развлечение или политика? Текст. / Е. П. Смольская. М.: Мысль, 1986. - 146 с.

84. Суханов, И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений Текст. / И. В. Суханов. М.: Политиздат, 1976. - 216 с.

85. Традиции в современном обществе: Исследования этнокультурных процессов Текст. / Отв. ред. JI. М. Дробижева. М.: Наука, 1990. -246 с.

86. Турыгин, В.В. Кубанская кухня Текст. / В.В. Турыгин. -Краснодар: Советская Кубань, 1998. 158 с.

87. Фадеев, Р. А. Кавказская война Текст. / Р. А. Фадеев. М., 2003.

88. Федотов, Г. П. Судьба и грехи России в 2-х томах. Т.2 Текст. / Сост. В. Ф. Бойков. СПб: София, 1991-1992. - 352 с.

89. Флиер, А. Я. Культурогенез Текст. / А .Я. Флиер. М., 1995.

90. Чебоксаров, H. Н. Народы, расы, культура Текст. / H. Н. Чебоксаров, И. А. Чебоксарова. М.: Наука, 1985. - 270 с.

91. Человеческий капитал современного российского села (взаимодействие бизнеса и власти по его сохранению и развитию): Монография Текст. /Под ред. 3. Т. Голенковой, А. А. Хагурова. -Краснодар: Куб ГАУ, 2006. 398 с.

92. Чурсина, В. И. Народная культура славян Кубани (конец ХУШ-го -начало ХХ-го вв.) Текст.,/ В. И. Чурсина. Краснодар: Типография, 2005. - 260 с.

93. Чурсина, В. И. Фольклор славян Кубани. Историко-культурологический анализ Текст. / В. И. Чурсина. Краснодар: Типография, 2003. - 262 с.

94. Шаров, А. Д. Народ творец социалистической культуры. О роли народных масс в развитии художественной культуры социалистического общества Текст. /А. Д. Шаров. - Киров: Книжное издательство, 1958.- 128 с.

95. Шептун, С. В. Из истории православной церкви на Кубани Текст. / О. В. Матвеев. Слово о кубанском казачестве; С, В. Шептун. Из истории православной церкви на Кубани. Краснодар: Советская Кубань, 1995. - 460 с.

96. Шестаков, В. П. Мифология XX века. Критика теории и практики буржуазной «массовой» культуры Текст. / В. П. Шестаков. М.: Искусство, 1988. - 222 с.

97. Велик, А. А. Культурология: Антропологические теории культур Текст. / А. А. Велик. М.: Российский гос. гуманитарный ун- т, 1998. -241 с.

98. Драч, Г. В. Культурология Текст. / Г. В. Драч. Р н / Д: Феникс, 2003.- 160 с.

99. Каргин, А. С. Народная художественная культура: Курс лекций для студентов высших и средних учебных заведений культуры и искусства. Учебное пособие Текст. / А. С. Каргин. М.: Гос. Респуб. центр русского фольклора, 1997.-288 с.

100. Костина, А. В. Культурология: Учебник Текст. / А. В. Костина. М.: КНОРУС, 2006. - 320 с.

101. Кравченко, А. И. Культурология: Учебник Текст. / А. И. Кравченко.- М.: Проспект, 2005. 288 с.

102. Мареева, Е. В. Культурология: теория культуры: Учеб. пособие для вузов Текст. / Е. В. Мареева. М.: Экзамен, 2003. - 192 с.

103. Мнацаканян, М. О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учеб. пособие для вузов Текст. / М. О. Мнацаканян. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 367 с.

104. Народная культура в современных условиях: Учеб. пособие Текст. / Отв. ред. Н. Г. Михайлова. М.: Рос. ин-т культурологии, 2000. — 219 с.

105. Трехбратов, Б. А. История Кубани: Учеб. пособие Текст. / Б. А. Трехбратов. Краснодар: Краснодарское книжное издательство, 2000. -437 с.3. Статьи

106. Аверин, М. Казачество служилое сословие Текст. / М. Аверин // Станица. - 1996. - № 5. - С. 10-12.

107. Бабенко, И. Узоры подсказала природа Текст. / И. Бабенко, С. Капышкина//Народное творчество. — 1998. № 2. - С.13-15.

108. Бондарь, Н. И. Традиционная духовная культура кубанского казачества Текст. / Н. И. Бондарь // Традиционная культура и дети. -Краснодар: Изд-во Краснодарского экспериментального центра развития образования. 1994. С. 5-38.

109. Бондарь, Н. И. Узловые проблемы казачества Текст. / Н. И. Бондарь // Проблемы развития казачьей культуры: материалы научно-практической конференции 7 июня 1997 г. п. Тульский Майкоп, 1997. -С. 11-16.

110. Бондарь, Н. И. Модель традиционной культуры кубанского казачества Текст. / Н. И. Бондарь // Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар: КГТНОУ «Кубанский казачий хор», 1999. - С. 26-43.

111. Бондарь, Н. И. Кубанское казачество (этносоциальный аспект) Текст. / Н. И. Бондарь // Традиционная культура кубанского казачества. Избранные работы. Краснодар: КГТНОУ «Кубанский казачий хор», 1999.-С. 52-71.

112. Воронин, В. В. Проблемы преподавания «Истории и культуры казачеств» в школе Текст. / В. В. Воронин // Проблемы развития казачьей культуры: материалы научно-практической конференции 7 июня 1997 г. п. Тульский. Майкоп, 1997. - С. 56-58.

113. Гаврюшенко, Н. Н. Традиционная народная культура и музыкальная пропедевтика Текст. / Н. Н. Гаврюшенко // Традиционная культура и дети. Краснодар: Изд-во Краснодарского экспериментального центра развитияюбразования. 1994.- С. 263-269.

114. Гавриляченко, Е. Э. Новая фольклорная волна и молодежное фольклорное движение Текст. / Е. Э. Гавриляченко // Традиционная культура. 2007. - № 4. - С. 11- 22.

115. Горлова, И. И. Поэтика модернизма в пейзажной живописи художников русского авангарда Текст. / И. И. Горлова, М. И. Шипельский // Социально-гуманитарные знания. Доп. выпуск. 2008: —. №4.-С. 126-130.

116. Гофман, А. Б. Дилеммы подлинные и мнимые, или о культуре массовой и немассовой Текст. / А. Б. Гофман // Социс. 1990. - № 3. - С. 106-111.

117. Громыко, М. М. Семья и община в традиционной духовной культуре русских крестьян XVIII XIX вв. Текст. / М. М. Громыко // Русские: семейный и общественный быт. - М.: Наука, 1989. — С. 7-24.

118. Гусев, В. Е. Фольклор в художественной самодеятельности Текст. / В. Е. Гусев // Фольклор и художественная самодеятельность. — Л.: Наука, 1968.-С. 44-62.

119. Гусев, В. Е. Фольклоризм как фактор становления национальных культур Текст. / В. Е. Гусев // Формирование национальных культур в странах Центральной и Юго-восточной Европы. — М.: Наука, 1977.

120. Русева, С. М. Проблемы' традиционности' современной русской свадьбы Текст.,/ С. М. Гусева // Русские: семейный и общественный'быт. -М.: Наука, 1989. С. 221-229.

121. Емельянов, Л. И. Современная художественная самодеятельность и проблемы фольклористики Текст. / Л. И. Емельянов // Фольклор и художественная самодеятельность. — Л.: Наука, 1968. С. 20-44.

122. Жиганова, С. А. Песенные традиции Кубани и дети. Колыбельные песни Текст. / С. А. Жиганова // Традиционная культура и дети. -Краснодар: Изд-во Краснодарского экспериментального центра развития образования. 1994. С. 108-142.

123. Земцовский, И. И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии: опыт этномузыковедческой постановки вопроса Текст. / И. И. Земцовский // Актуальные проблемы современной фольклористики. Сборник статей и материалов. — Л.: Музыка, 1980. — С. 36-50.

124. Земцовский, И. И. Социалистическая культура и фольклор Текст. / И. И. Земцовский // Народная музыка СССР и современность. Л.: Музыка, 1982.

125. Земцовский, И. И. Музыкальная самодеятельность Текст. / И. И. Земцовский // Музыкальная культура Ленинграда за 50 лет. — Л.: Музыка, 1967.

126. Иванов, А. Г. Реабилитация казачества: процесс реализации социального права Текст. / А. Г. Иванов // Проблемы изучения и развития казачьей культуры. Майкоп, 2000. - С. 27-30.

127. Изюмов, А. И. Жилище семиреченских казаков Текст. / А. И. Изюмов // Проблемы изучения и развития казачьей культуры. — Майкоп, 2000. С. 35-38.

128. Каргин, А. С. Городской фольклор: реальность, нуждающаяся в новом прочтении Текст. / А. С. Каргин // Живая старина. 1995. - № 2.

129. Каргин, А. С. Интернет и фольклор — технология и традиция Текст. / А. С. Каргин, А. В. Костина // Традиционная культура. 2007. - № 3. — С. 4-15.

130. Коваленко, Т. А. Менталитет дворянской культуры ХУШ-го века Текст.«/ Т. А. Коваленко // Общественные науки и современность. 1997. - №5.-С. 108-117.

131. Коган, Л. Н. Народная культура в историческом развитии системы культурьь Текст. / Л. Н. Коган // Изучение истории культуры как системы. -Новосибирск, 1983.

132. Кондратьева, С. Н. Художественная самодеятельность и фольклор (к проблеме народного хора) Текст. / С. Н. Кондратьева // Народное творчество. Вопросы теории и практики развития художественной самодеятельности и фольклора. — М.: б/изд.,1974. — С. 5-68.

133. Креминская, В. Ю. Некоторые проблемы изучения семьи в контексте социализации Текст. / В. Ю. Креминская // Традиционная- культура идети. Краснодар: Краснодарский экспериментальный! центр; развития; образования, 1994. - С. 63-73:.

134. Кринко, Е. Ф. Бунтарь или государственник: образ казачества в учебной литературе Текст. / Е. Ф. Кринко, Т. П: Хлынина // Проблемы изучения и развития казачьей культуры. Майкоп, 2000. — С. 4-14.

135. Костина, А. В. Массовая культура и культура народная: диалог или конкуренция? Текст. / А. В. Костина// Первый Всероссийский конгресс фольклористов. Сборник докладов. Т 1. М-., 2005.

136. Куракеева, М: Ф. Изучение и пропаганда казачьей культуры в условиях Карачаево-Черкесской республики Текст. / М. Ф. Куракеева // Проблемы изучения и развития казачьей культуры. Майкоп, 2000. - С. 30-33.

137. Курьер ЮНЕСКО. 1985. - № 5. - С. 23-27.3;46. Лонге-Маркс, Ф. Урбанизация и традиционная культура в Дагестане Текст. / Ф. Лонге-Маркс // Культура традиции — образование: Ежегодник. - М.: Российский институт культурологии, 1993. — С. 104-113.

138. Мальцев, В; Н. Культура кубанского казачества: проблемы формирования и функционирования Текст. / В Н. Мальцев // Проблемы развития казачьей культуры: материалы научно-практической конференции ^ июня 1997г. п. Тульский. -Майкоп, 1997. — С. 7-11.

139. Межу ев, В. М. Национальнаякультура и современная цивилизация Текст. / В. М. Межуев //Освобождение духа. М.: Политиздат, 1991. - С. 255-272.

140. Михайлова, Н. Г. Традиционная народная культура и тенденции глобализации Текст. / Н. Г. Михайлова//Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира. Материалы III

141. Международной научной конференции. Вып. 3. Электронная культура и, новые гуманитарные технологии» XXI'века. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. - С. 117-122.

142. Новицкая, М. Ю. Возродить утраченное? О мерах по сохранению и развитию традиционной культуры. Текст. / М. Ю. Новицкая // Традиционная культура. 2007. - № 2. - С. 13-16.

143. Петрова, А. А. Слово в экранной культуре: виртуальность вербального Текст. / А. А. Петрова // Традиционная культура. 2007. -№ 3. - С. 22-30.

144. Путилов, Б. Н. Вариативность в фольклоре как творческий процесс Текст. / Б. Н. Путилов // Историко- этнографические исследования по фольклору: Сборник статей памяти С. А. Токарева. М.: Восточная литература, 1994. - С. 180-198.

145. Путилов, Б1 Н. Фольклор и художественная самодеятельность Текст. / Б. Н. Путилов // Фольклор и« художественная самодеятельность. — Л.: Наука, 1968.- С. 5-20

146. Путилов, Б. Н. О процессе жанрообразования в фольклоре Текст. / Б. Н. Путилов // Актуальные проблемы современной фольклористики. — Л.: Музыка, 1980. С. 5-17.

147. Пугачева, Н. Г. Культура Кубани: проблемы, состояние, перспективы Текст. / Н. Г. Пугачева // Сбережение народа: традиционная народная культура. Материалы научно-практической конференции 8-9 июня 2007 г. Краснодар: ООО РИЦ Мир Кубани, 2007. - С. 5-9.

148. Розин, В. М. Феномен сетевого фольклора Текст. / В. М. Розин // Традиционная культура. 2007. - № 3. - С. 15-22.

149. Румянцева, Г. В. Традиционная одежда: костюм и функции Текст. / Г. В. Румянцева // Проблемы развития, казачьей культуры: материалы научно-практической конференции 7 июня 1997 г. п. Тульский. — Майкоп, 1997.-С.-46-50.

150. Сопов, А. В. К вопросу о происхождении казачества Текст. / А. В. Сопов // Проблемы развития казачьей культуры: материалы научно-практической конференции 7 июня 1997 г. п. Тульский. Майкоп, 1997. — С. 17-20.)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.