Традиции европейской словесной культуры в дагестанской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Магомедова, Аминат Магомедовна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 152
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Магомедова, Аминат Магомедовна
Введение
Глава 1. Типология поэзии Востока и Европы и Дагестана.
Глава 2. Проникновение традиций европейской культуры и литературы.
Глава 3. Новые формы и пути литературного взаимодействия в конце XIX начале XX века.
Глава 4.Традиции европейской литературы в творчестве современных дагестанских писателей
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Проблема эволюции конфликта и национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа2007 год, доктор филологических наук Аджаматова, Нина Карамовна
Дагестанский фольклор в иноэтническом восприятии: Историко-функциональные аспекты в русской художественной, публицистической и научной литературе XIX века2002 год, кандидат филологических наук Хидирова, Эльмира Сиражудиновна
Образ Дагестана и дагестанцев в английской литературе: XVII - нач. XX века2005 год, кандидат филологических наук Агларова, Зарета Мамайхановна
Взаимосвязи национальных литератур в контексте эволюции культур: А. А. Бестужев-Марлинский и дагестанские фольклорно-литературные традиции2003 год, кандидат филологических наук Ильясов, Хизри Ильясович
Проза Расула Гамзатова: жанровые особенности2010 год, кандидат филологических наук Магомедова, Халимат Исламудиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Традиции европейской словесной культуры в дагестанской литературе»
Духовно-нравственное богатство Дагестана - это не только традиции, обычаи, особенности национального характера, но и все нравственные, интеллектуальные, эстетические ценности'мировой и, в частности, европейской культуры, обретённые им и отраженные в дагестанских литературах.
Поэтому интересующий нас аспект — отражение европейских традиций в художественном восприятии народов Дагестана.
При изучении культурного влияния необходимо учитывать не только источники влияния, пути его распространения, но и воспринимающую это влияние среду, в которой оседает преимущественно остро необходимое и смешивает чужое и своё, накладывая характерный отпечаток на заимствованные литературные идеи и художественные образы.
Такой средой оказался Дагестан со своей многонациональной культурой и многовековой традицией восприятия «чужой» культуры.
Поэтому одним из актуальных вопросов дагестанского литературоведения является изучение проблем проникновения, отражения и дальнейшего развития традиций европейской культуры в литературах Дагестана, так как дагестанская культура, как и культура любого народа, включает обязательное исследование её восприятия и взаимодействие с культурами других народов Взаимодействие разных художественных культур (в данном случае дагестанской и европейской), обусловленных исторически, традиционно и индивидуально, - можно выявить при исследовании европейской («вояж-ной») литературы, литературы периода русско-кавказской войны, литературы периода просветительства (конец XIX- начала XX в), литературы советского периода, литературы постперестроечного времени.
При этом необходимо обратить внимание на важную роль французских учёных и литераторов Гамба, Жермен, Бапст, М. Брюсе, А. Берже, английских - Кука, Вудруфа, Хенвея и др. \ польско-кавказской диаспоры, кавказской эмиграции в Европе2, русской классической и дагестанской литературы XIX и XX века, которые принимают активное участие в процессе «коррекции национального образа» (3. Казбекова) в литературе.
Европейская «кавказская» литература свидетельствовала о европейском культурном и научном миссионерстве, что представляет собой определенную и значительную часть мировой ориенталистики. Она выступает как грандиозная исследовательская субстанция, без которой сегодня невозможно представить не только историю, но и духовную, национальную индивидуальность Дагестана.
Интенсивное освоение традиций европейской литературы в художественной культуре Дагестана наблюдается в XIX и в XX вв. и совпадает с периодом дагестанского просветительства.
До этого времени средневековая арабо-мусульманская культура, которая, как свидетельствуют труды крупнейших востоковедов И.Ю. Крачковско-го, Н.И. Конрада, И.С. Брагинского и других, богаче по своему содержанию, чем западноевропейская, распространила свое влияние на необъятные пространства, на науку и технику, философию и законодательство, политические учения, историографию и искусство, и в своё время смогла оказать существенное влияние на художественные литературы других народов, в том числе и европейских.
Именно И.Ю. Крачковский и Н.И. Конрад доказали, что арабы и другие народы Востока, втянутые в орбиту их влияния, овладев и переработав многие культурные традиции Средиземноморья и древних цивилизаций Востока, познакомили с их достижениями еще в XI-XIII веках Запад и тем самым внесли свою лепту в культурный подъем Европы эпохи Возрождения.
Речь идёт о французских учёных и деятелей культуры (Гамба, Жермен, Бапст, М. Брюсе, Л. Бер-же и др.), которые изучали историю, письменные памятники, языки, религии, эпос, народов Кавказа и Дагестана. См.: Агларова З.М. Образ Дагестана и дагестанцев в английской литерагуре (XVIII -нач. XX века). Автореф. дисс. к.ф.н.- Махачкала,2005.С.8.
2 Казбекова 3. Дагестан в европейской литературе. Грани самопознания - Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994.
Как известно, что в XI и XII веках «во Франции, Италии, Испании. Англии основывались университеты, где процветала математика, медицина, физика, переданные западу арабским миром, а в Палермо, Клюни, Шартре изучались философия не только Аристотеля, но и Платона; Испания и Италия воспринимали также мысли арабских скептиков и материалистов».1
В' VII VIII вв. арабоязычная художественная культура начала проникать в Дагестан. Немного раньше, чем европейская культура,, дагестанская получила мощный восточный импульс для развития гуманистической направленности литературы. И мы попытаемся отстоять эту концепцию.
Однако этот процесс несколько растянут во времени из-за бесконечных завоевательных войн на территории Дагестана, сменой разных культур, религий, насаждённых в большинстве случаев насильственным путём, безжалостного уничтожения предыдущей культуры, что происходило до 30-х годов XX века, периода сталинских репрессий.
В дальнейшем в средние века наблюдалось наличие различных циклов развития, во время которых повторяются процессы художественного развития. И здесь осмысление опыта помогает проследить параллельное историческое движение ветвей художественной цивилизации. Это в свою очередь нацеливает на поиск общих закономерностей несхожих, но сопоставимых процессов.
Для нас теоретически существенно наблюдение академика Г.Г.Гамзатова, которое заключается в следующем: «методологические установки раскрепощают исследователя в оценке тех или иных возрожденческих проявлений в дагестанской литературе XIX в., специфических масштабов и оттенков этих признаков, обусловленных- историческим своеобразием национальной и зональной действительности».2
1 Голенищев-Кутузов И.Славянские литературы. Статьи и исследования./Сост. подгот. текста И.В. Голенищевой-Кутузовой. Вст. ст. Д.С. Лихачева.- М. «Худож. Лит.»,1973.С.102.
2 Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен Возрождения XVIII-XIX вв. - Махачкала: ДНЦ РАН, 2000. С. 167.
В конце XIX и начале XX века через благотворное посредство русской классической литературы в дагестанские литературы вновь начали проникать знакомые со времен средневековья гуманистические идеи, провозглашенные восточными поэтами, но уже осмысленные и отражённые в гениальных произведениях Петрарка, Данте, Шекспира, Байрона, Гёте, Шелли.
В это время в дагестанской литературе произошла своеобразная «циркуляция» художественных ценностей с результатом «нового качества» 1 художественно-эстетического объекта. Всё это основано на разности культурных, литературных и идеологических потенциалов, которые образуют современный международный диалог.
И это зависело не только от культурного уровня читателя, характера и своеобразия произведения, провозглашаемых в нём морально-эстетических ценностей, но и, от накопленных в литературе Дагестана, традиций.
Именно это предопределяет развитие ценностного и художественного сознания в литературе разных народов, когда проверенные опытом многих поколений (Запада и Востока, в том числе Европы и Дагестана) нравственные воззрения играют одинаково важную роль в развитии их художественных культур.
Дагестанские писатели, обращаясь к общепризнанным в мировой (и в частности европейской) литературе нравственным истинам, вновь и вновь открывают смысл ценности жизни, приобщая себя и своего читателя к общечеловеческим истинам.
Это мы обнаруживаем и в произведениях писателей современной дагестанской литературы, имеющей многовековой опыт взаимодействия с культурами разных народов, с системой «инонациональных» ценностей.
Для произведений дагестанцев характерен национальный колорит, в них отражаются связи дагестанских народов с вековыми традициями и обы
Казбекова 3 J1. Дагестанская советская литература за рубежом // Дагестан литературный: Сборник / Сост. Рагимова Н.Г. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. - С. 340. чаями, с историей и жизнью других народов. Это одна из характерных особенностей развития не только арабо-восточных, русских, но и европейских традиций в дагестанской литературе и благотворное влияние этих традиций на творчество многих современных дагестанских писателей.
Такое влияние может проявляться лишь в том случае, когда, для него подготовлена благоприятнаяз почва, когда оно соответствует надеждам и запросам новой среды, и переменам; уже происшедшим в данном обществе (или же в части этого общества) благодаря историческим, экономическим, социальным и культурным связям.
Всё это позволило исследователю 3. Казбековой рассмотреть дагестанскую литературу как форму диалога культурных взаимоотношений; которая заключает в себе «процесс взаимоотражения».
Европейское (и в первую очередь русское)? влияние, соединившись с целым рядом восточных и местных национальных особенностей, привело к восточно-европейскому синтезу, своеобразному сочетанию элементов восточной, европейской и дагестанской литературы, в/сложности которой необходимо разобраться;,
Дагестан испокон веков служил «естественным^ коридором» (А.-К. Ю. Абдуллатипов1), связывавшим Восточную Европу со странами Ближнего и Среднего Востока, и. играл важную роль в торговом и культурном обмене между ними.
Это наложило своеобразный отпечаток на традиции, обычаи, языки, литературу. В произведениях дагестанских писателей вшх реальных и вы
1 Абдуллатипов А.-К.Ю; Историякумыкскойлитературы(до 1917 года) Ч. Г—Махачкала: Изд-во ДИЦ РАН, 1995.-С. 7-8. Вэтой книге А.-.К. Ю. Абдуллатипов ссылаясь, на труды средневекового историка Захария Ритора И; исследования, ученых XX века М; И; Артамонова, М.Г. Магомедова и др. отмечает, что на территории Дагестана, в период существования гуннского государства, которое просуществовало около 500 лет, распространилось христианство и христианская! культура. В частности правитель Али Илетвер в VI веке принял христианство и заставил свой народ сделать то же самое. Первые письменные памятники свидетельствуют о том, что гуннское письмо было создано в VI веке армянским миссионером Кардостом (прожившего в Дагестане 14 лет), который выпустил на гуннском языке священное писание и другие церковные книги. Его дело было продолжено другим армянским миссионером Исраилом. Таким образом, первые письменные памятники этого периода говорят о проникновении в Дагестан христианской культуры и философии, которая так же сыграла немаловажную роль в духовной интеграции народов Дагестана. мышленных героях и их историях ощущается душа дагестанских народов, присущее им духовное родство и уважение к другим народам независимо от веры, языка, национальности и земли, где родился человек.
Очевидно, что «особенность развития дагестанской художественной культуры и литературы не только в ее многоязычии, но и в многократном прерывании ее естественного хода развития различными завоевательными походами, сменой разных вероисповеданий (христианского, мусульманского и т.д.) и культурами завоевателей (арабской, турецкой, татарской, персидской, русской), а также взаимодействием и взаимовлиянием культур и литератур Кавказа, России и Европы, т.е. все интеллектуальное мировое богатство, накопленное веками, значительно повлияло на развитие дагестанского мировоззрения и дагестанской литературы»1.
Своеобразные и запоминающиеся герои произведений дагестанских авторов доказывают, что национальные языки, традиции, обычаи, быт, культура и жизнь разных народов Дагестана, раскрытые в ходе авторского* повествования, выявляют их гуманистическое содержание.
Это становится особенно очевидным тогда, когда в литературе нашли отражение прогрессивные взгляды, идеи и гипотезы, способствующие движению общества к прогрессу через утверждение добра и гуманизма.
В этой связи мы считаем возможным сравнение мотивов творчества дагестанских классиков Е. Эмина, Й. Казака, О Батырая, Махмуда и др. с мотивами поэзии Низами, О. Хайяма, Насими, Петрарки, Шекспира и др.
На наш взгляд, несмотря на темпы формирования и специфики художественной образности, особенностей поэтического мышления, психологии восприятия и воспроизведения жизни такое приближение, большого и географически отдаленного количества литератур вполне оправдано, так как мы
1 Ахмедова Р.А. Духовная интеграция нардов Дагестана в современной литературе. — Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.С.17. будем обращать основное внимание на мотивы творчества поэтов Востока и Запада.
Современные научные проекты1 подтверждают то, что практический смысл такого сравнения «сводится к выявлению и характеристике сфер общения носителей цивилизаций в политических и идеологических областях жизни Запада и Востока, в конкретно-историческом и типологическом их осмыслении».2
Неоспорима роль русской классической литературы XIX века в духовном сближении литератур народов России и развитии европейских традиций в национальных литературах Дагестана. А.С. Пушкин М.Ю. Лермонтов, JI.H. Толстой и другие русские классики осмыслили творческое родство с культурами и литературами народов России, Кавказа, Дагестана и всего евразийского ареала.
Важным этапом- в жизни, народов Дагестана, осмыслении этических, социальных, эстетических, этнических и художественных ориентиров в сфере мировоззрения, искусства, литературного творчества стал рубеж XIX-XX веков и социально-эстетические потрясения, начавшиеся в 1905-1907 гг. и продолжившиеся вплоть до конца столетия, когда «перестройка. В литературах Дагестана «совершалась не эволюционным путем, а в виде скачка».3
Это время связано с развитием дагестанского просветительства, благодаря которому творчество А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого явилось посредником в процессе сближения дагестанской литературы и словесной культуры Европы.
В этом процессе важную роль сыграли переводы произведений русской классической литературы на национальные языки.
Мировоззренческие и творческие перемены, охватившие все регионы и большинство этносов, приобрели историческую масштабность и привели к
1 Гамзатов Г.Г., Шихсаидов А.Р. Восток и Запад в исторических судьбах дагестанской культу-ры//Вестник Дагестанского научного центра. - Махачкала,2005.-№ 22.
2 Там же. С. 153.
Пархоменко М. Многонациональное единство советской литературы. М.:Просвещение,1978.С.11. сочетанию социально-освободительных и национально-освободительных задач, становлению нового взгляда на прошлое и настоящее в национальных литературах. При этом не следует забывать об ускоренном процессе дагестанского просветительства в силу запоздалого буржуазного развития.
В Дагестане в этот период при сохранении связей с Востоком: имело место формирование антиклерикализма, богоборческих тенденций и активного интереса к России и Европе, что предопределило основные направления развития национальной литературы и способствовало развитию традиций европейской литературы в дагестанской поэзии и прозе.
Творческое взаимодействие русской, европейской и дагестанской культур дало толчок к развитию многообразия жанровой и стилевой структуры литературы Дагестана.
Известно, что во всеобщем интересе писателей разных регионов России к русской литературе дагестанская литература; заняла; особое место. Именно об этом свидетельствует переводческая деятельность дагестанских писателей-просветителей М.-Э. Османова, А. Акаева, Г. Гузуиова, Ю. Мур-келинского, Т. Бейбулатова, С. Габиева, Г. Саидова и др., что в значительной мере «модифицировало» географию эстетических и духовных интересов в области философии, литературы, эстетики, этики многонациональной культуры.
Творчество этих писателей-просветителей свидетельствует о том, что не: только Восток, но и Европа играли важнейшую роль; в развитии; как общественной мысли народов Дагестана^ так и традиций художественной литературы.
Коренные изменения, произошедшие в России, в начале XX столетия, предреволюционные и послереволюционные годы переориентировали все литературное движение в Дагестане, открыв новый этап в эволюции национальных литератур.
В становлении и развитии национальных литератур этого времени в условиях социального и национального кризиса значительную роль сыграла революционная ситуация и пробуждение гражданского самосознания.
Именно в этот период в Дагестане началось зарождение печати на родном и на русском языках: начались публикации газет, календарей, учебников, книг для чтения, словарей и т.д.
В этом процессе сыграли важную роль основатель первой типографии М. Мавраев, составители первых печатных книг в Дагестане, просветители М.-Э. Османов, А. Акаев, и др.
Они привнесли в издавна связанную с Востоком дагестанскую литературу национальную трансформацию европейских и русских демократических идей и традиций.
В итоге это привело не только к активному использованию русского языка на начальных этапах развития литературы в Дагестане, но и значительно содействовало развитию инонациональных традиций в дагестанской литературе, которая уже во второй половине XX века получила стремительное развитие.
Дагестанская литература сегодня уже прошла путь от провинциальной замкнутости к просветительству, от просветительства к самосознанию, от натурализма и наивного просветительского реализма к критическому реализму, соседствующему с романтизмом.
Можно сказать, что своеобразие развития дагестанской литературы конца XX века выражается в том, что она имеет огромный опыт поиска новых поэтических форм, межчеловеческих связей, опыт в утверждении непреходящих истин, нравственных идеалов, что и привело к исследованию культурного наследия европейских писателей.
Это выражено в произведениях многих дагестанских поэтов и прозаиков XX века: Н. Батырмурзаева, Т. Бейбулатова, Н. Ханмурзаева, Ю. Ге-реева, Э. Капиева, Р. Гамзатова, А. Аджаматова, А. Аджиева, М. Магомедова,
Ф. Алиевой, А. Абу-Бакара, М.-Р. Расулова, М. Атабаева, Б. Магомедова, А. Джачаева, X. Хаметовой, М. Ахмедовой, X. Алиева, и др.
Основным объектом нашего исследования явились произведения европейских и дагестанских авторов Шекспира, Петрарки, Вольтера, Гюго, П. Морриса, Я.Гордона, О. Батырая, Й. Казака, Е. Эмина, Али-Гаджи, Махмуда, Мунги Ахмеда, Э. Капиева, Р. Гамзатова, М.-Р. Расулова и др. Такой отбор существующего материала призван обозначить основную концепцию дагестанского восприятия традиций европейской литературы в её исторической и культурной эволюции.
Степень изученности проблемы. В своей работе мы опираемся на труды Аристотеля, Гегеля, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Весе-ловского, Г.В. Плеханова, Л.И. Тимофеева, М.Б. Храпченко, Д.Д. Благого, Г.И. Ломидзе, Ю.Н. Тынянова, А.Н. Соколова, Г.Н. Поспелова, Д.С. Лихачева, П.А. Николаева, В.Д. Сквозникова, П.Г. Выходцева, Р.Ф. Юсуфова, К.Д. Султанова, К.К. Султанова и др.
Тема развития традиций (восточных) в литературе не раз была объектом исследовательского внимания Ф. Майера, К. Залемана, Фицджеральда, А. Кристенсена, Е. Э. Бертельса, М. Болотникова, В.В. Бартольда, А.Н. Генко, И.Ю. Крачковского, В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, В.Б. Куделина, И.П. Петрушевского, Б.Я. Шидфара, С.Б. Морочника, И.С. Брагинского, В.И. Брагинского, Т. Ковальского, P.M. Алиева, М.Н. Османова и др.
Изучению связей дагестанской литературы посвящены труды Р.Ф. Юсуфова, Г.Г. Гамзатова, С.М. Хайбуллаева, А.-К. Абдуллатипова, Ч.С. Юсуповой, З.Н. Акавова, С.Х. Ахмедова, Г.Г. Ханмурзаева, A.M. Вагидова, К.Г. Ханмурзаева, Ш.А. Мазанаева, Г.Б. Мусахановой, З.А. Казбековой, 3.3. Гаджиевой, А.Алихановой, Р.А. Ахмедовой, М. Гусейнова, А.Т. Акамова, З.М. Агларовой, М. Ш.Чариновой, А. Гаджиевой, А. М. Муртузалиева и др.
Основные подходы в разработке европейско-дагестанских связей определены в ряде библиографических справочников, таких как: Козу беки й Е.И. «Опыт библиографии Дагестанской области» (1895); Полиевктов М.А. «Европейские путешественники XIII-XVIII по Кавказу» (1935); Сказина Е.В. «Литература о Дагестане на западноевропейских языках» (1964) и др., и фундаментальных исследований дагестанских и зарубежных историков и литературоведов: Юсуфов Р.Ф. «Русский романтизм начала XIX в. и национальные культуры» ( 1970), Юсуфов Р.Ф. «История литературы в культурфи-лософском освещении» (2005), Гамзатов Г.Г. «Кавказ и Дагестан в контексте русско-французских историко-культурных связей (XIX-начало ХХв.)» (1990), Гаджиев В.Г. «Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов XIII-XVIII вв.». (1992), Казбекова 3. Г. «Дагестан в "вояжной литературе"» (1992),Казбекова З.Г. «Дагестан в европейской литературе» (1994) и др.
Ещё в 70-е годы минувшего века, Р.Ф. Юсуфов предложил вариант типологического изучения литератур—от Северной Европы до Кавказа и Средней Азии, от Волги и Урала до Дальнего Востока, обратив внимание на то, что дагестанская литература, как тип образован в результате синтеза двух систем художественности - русско-европейского реализма XVIII-XX веков и песенно-эпической народно-литературной культуры, вынесенной из глубин истории дагестанских народов. Ещё в 70-е годы минувшего века, Р:Ф. Юсуфов предложил вариант типологического изучения литератур-от Северной Европы до Кавказа и Средней Азии, от Волги и Урала до Дальнего Востока.1 Одно из первых филологических исследований по проблеме европей-ско-дагестанских контактов вышедших в 1990 году принадлежит академику Г.Г. Гамзатову (Кавказ и Дагестан в контексте русско-французских историко-культурных связей XIX - начала XX в.).
Параллельное историческое движение ветвей художественной цивилизации нацеливает нас на поиск общих закономерностей непохожих, но сопоставимых процессов так как «Духовно-культурный процесс северного Кавказа отчётливо распадается на два периода-христианский, связывающий
Юсуфов Р.Ф. Единство, рожденное в борьбе и труде. - М:Наука,1972.С.327.
13 этот регион с Европой, и второй-приход арабов в VII-VII вв. и начало вытеснения исламом»1
З.Г. Казбекова в своих работах впервые определила методологический подход в исследовании' европейской «рецепции» Дагестана и подвергла анализу немецкий, французский и польский материал.
В диссертации З.М. Агларовой «Образ Дагестана и дагестанцев в английской литературе (XVII - нач. XX века )» (2005) предпринята попытка рассмотрения локальной культуры, в частности дагестанской, в видении европейских историков, географов и литераторов, в частности англичан Энтони Эдварда, Уильяма Пэрри, Кристофера Берроу, Джона Кука, Джорджа Фостера, Эдмунда Спенсера, Френсиса, Фишхью. Джона Эллиса, Джона Бедли и др. Автор данного исследования, подвергает анализу ряд английских сочинений, начиная с XVIII- века. Большой интерес дагестанских исследователей вызвало обращение дагестанских поэтов к форме сонета. В частности, исследованию сонета в дагестанской поэзии посвящены работы, Р.Б. Мусахановой, Ч.С. Юсуповой Г. Темирхановой, М. Ш. Чариновой."
Одним из аспектов европейского-влияния на развитие дагестанской литературы являются дагестано-турецкие культурные взаимоотношения, о чём свидетельствует книга A.M. Муртузалиева «Творчество Мурад-бей Мизанджи (X.-М: Амиров в контексте литературы,дагестанской диаспоры в Турции. 2 полоо вина XIX— нач. XX в.).
Своё исследовательское внимание вновь обращают на проблему «Восток Запад» литературоведы, историки, искусствоведы в новейшем научном проекте «Восток и Запад в исторических судьбах дагестанской' культуры» академик
Юсуфов Р.Ф. История литературы в культурфилософском освещении/Р.Ф. Юсуфов, Ин-т мировой литературы им. Л, М. Горького. -М: Наука, 2005 С.357.
2 Мусаханова Г.Б. Сонеты Расула Гамзатова. // Художественные искания современной дагестанской литературы: Сб. статей. — Махачкала, 1983; Юсупова Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии. - Махачкала, 1998; Темирханова Г.Сонет. // Современная лезгинская поэзия. - Махачкала, 1988; Чаринова М.О сонете в лакской поэзии. // XX столетие и исторические судьбы национальных художественных культур: Традиции. Обретения. Освоение. Материалы Всероссийской научной конференции. - Махачкала, 2003.
3 Муртузапиев A.M. «Творчество Мурад-бей Мизанджи (Х.-М. Амиров в контексте литературы дагестанской диаспоры в Турции второй половина XIX- нач.-. XX в.).- Махачкала,2004.
14
Г.Г. Гамзатов и профессор А.Р. Шихсаидов, а также А. Дж. Магомедов, А. М. Муртузалиев, К. Г. Ханмурзаев, З.К. Магомедова, П.М. Алибекова, 3. М. Агла-рова.1
В трудах дагестанских учёных в большей степени рассматриваются• проблемы связанные: с отражением Дагестана и дагестанской-культуры в культуре Запада. Мы же в своей диссертационнойфаботе обращаемся к обратному процессу, проникновению, восприятия; отражению и. дальнейшему развитию традиций европейской культуры в литературах Дагестана, которая остается наименее изученной' в=дагестанском литературоведении.
В диссертационной работе используются методы, предполагающие изучение литературы: сравнительно-исторический, культурно-исторический, культурно-философский,. сравнительно-системный, а также аналитический метод, который даёт возможность более полно изучить внутреннюю! организацию художественного произведения. Это позволяет наиболее полно раскрыть структурные и содержательные возможности литературного произведения:
Цель и задачи исследования. Проблем, стоящих перед исследователями дагестано-европейских литературных взаимосвязей, более;- чем достаточно. И все они актуальны, первостепенны. Мыже поставили задачу: более: полно и всесторонне изучить европейские традиции, отражённые в литературе Дагестана, осмыслить историю, закономерности, пути, этапы развития взаимосвязей и взаимообогащения дагестанской: и европейскойлитературы.
Наша работа призвана; учитывая:современный научный опыт, представить проблему проникновения и развития европейских традиций в: дагестанскую литературу,, исследовать» художественные особенности произведений современных дагестанских писателей;, в творчестве: которых наблюдается синтез литератур Востока и Запада (Э. Капиев, Р. Гамзатов, М.-Р. Расулов); рассмотреть жанровое обновление современной; дагестанской; литературы за счёт
1 Гамзатов Г.Г. Кавказ и Дагестан в контексте русско-французских историко-литературных свя-зей//Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала. 1990;Хамурзаев К.Г.Дагестан в лирике Пауля Флеминга Вестник ДГУ. Махачкала, 2001; художественных традиций европейской культуры. Это определяет характер нашего исследования и его цели:
1) осмыслить роль европейцев и «вояжной» литературы в проникновении и развитии традиций европейской культуры в дагестанской литературе;
2) показать роль русской классической литературы в проникновении и развитии традиций европейской культуры в дагестанской литературе;
3) определить характер отражения литературного героя и, в. частности образа Шамиля, в литературах Европы и Дагестана в разработке темы национальной свободы;
4) осознать значение деятельности дагестанских просветителей в процессе литературного взаимодействия Дагестана и Европы в конце XIX начале XX века.
5) уяснить важную роль словесной культуры Востока и Европы в развитии гуманистических мотивов творчества дагестанских поэтов XX века;
6) в,ходе литературоведческого анализа произведений современных дагестанских писателей раскрыть основы развития мотивов и идейно-художественного своеобразия творчества современных дагестанских писателей и роль европейского художественного опыта в эволюции современной дагестанской литературы.
Научная новизна. Тема развития традиций европейской литературы в литературах народов Дагестана еще не стала объектом специального исследования. Настоящая работа - это первый практический опыт на пути целенаправленного исследования проблем дагестано-европейских взаимосвязей. В поле данного исследования входит духовно-нравственный и национально-художественный опыт современной русской, дагестанской литературы. Новизна состоит в том, что мы впервые пытаемся системно проследить развитие дагестанского восприятия Европы и её словесной культуры.
Практическое значение данной работы состоит в том, что она может быть использована для написания литературоведческих работ и учебной литературы, а также может оказать методологическую помощь студентам и аспирантам филологических факультетов.
Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась в ДГУ на кафедре литератур народов Дагестана и Востока. Основные её положения отражены в статьях, тезисах, опубликованных в научных сборниках и литературных журналах.
Структура и объем работы. Данная диссертационная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения и библиографического списка использованной литературы. Структура работы подчинена логике исследования отражающего художественные особенности развития дагестанской литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Дагестанская публицистика XX века: формирование, развитие, тенденции2010 год, доктор филологических наук Магомедова, Зулейхат Кадиевна
Лезгинская национальная проза: История развития жанровой системы1999 год, доктор филологических наук Акимов, Курбан Халикович
Философская и любовная лирика Расула Гамзатова: Особенности мировосприятия лирического героя2006 год, кандидат филологических наук Черкесова, Патимат Сайпилавовна
Н. С. Тихонов в судьбах дагестанской литературы2002 год, кандидат филологических наук Мунгиева, Нина Зурабовна
Дагестано-русские литературные связи (до 1917 г.)2009 год, кандидат филологических наук Ибрагимова, Кизлар Маликовна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Магомедова, Аминат Магомедовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Традиции европейской культуры в литературе народов Дагестана, свидетельствующие о сложном процессе европейско-дагестанских связей, являются частью важной проблемы «Восток-Запад». Дагестанский национальный идеал, наполненный героикой и внешним эффектом и лишенный прагматики и эгоизма, преимущественно определяется этикой человеческих взаимоотношений.
Материал, исследованный нами выше, вполне убедительно демонстрирует объемность и многогранность европейской идеи в дагестанской литературе.
При этом мы говорили об одновременном функционировании «европейской идеи» в кавказской мусульманской культуре и о «дагестанской идее» в европейской культуре.
Определенную роль сыграла сама природа контакта, его направляющие и движущие силы. В данном диалоге активными, «берущими» оказываются ■ одновременно как дагестанская, так и европейская стороны. Речь идет о «функционировании» духовных ценностей, о том, как на самом деле раскрывается их гуманное содержание, так как любой писатель на планете, отражая жизнь своего народа, его оригинальность и самобытность, традиции, духовно-нравственные ценности, вносит свой вклад в развитие мировой литературы.
В связи с этим немаловажен вопрос исторической периодизации взаи-. мосвязей дагестанской литературы с литературами мира.
Нам удалось выделить и охарактеризовать четыре наиболее важные и значительные эпохи — древнюю, средневековую, новую и современную - и соответственно выделить пять исторических систем литературно-культурных взаимосвязей, которые проходила дагестанская культура, и в частности литература, в своем развитии.
1. Одна из исторических систем взаимосвязей относится к эпохе древних государств, существовавших на территории современного Дагестана: Гуннского государства, Кавказской Албании, Хазарского государства.
Вполне естественно, что в данный период дагестанское зеркало отражает европейский образ вместе с мощным наполнением мусульманской культурой, что происходило посредством восточных контактов и связей.
2. Другая историческая система взаимосвязей дагестанской литературы с литературами Запада складывается и получает развитие в феодальную эпоху.
Через арабские переводы, арабскую научную мысль (в первую очередь, но не исключительно), крепкие нити с Европой, с европейской античностью связывают научную, художественную деятельность таких выдающихся представителей восточной культуры, как Абу-Нувас, Аль Маари, Хатиб Тебризи, Низами Гянджеви, О. Хайям, Насими, Саади и др., которые были достаточно популярными в средневековом Дагестане. <>ч
Широкие международные, в том числе и литературные, связи, имел Дагестан впоследствии, в частности в период и раннего, и развитого, и позднего феодализма, который представляет собой богатейший материал для исследователя дагестано-европейских культурных, литературных взаимосвязей. f
Здесь мы обнаружили множество фактов, явлений, процессов для теоретиче- -ских размышлений и обобщений общетипологического порядка.
Черты " историко-типологического сходства между указанными явлениями обнаруживаются в идейном и психологическом, содержании, в мотивах и сюжетах, в поэтических образах и ситуациях, в особенностях жанровой композиции и художественного стиля, хотя весьма существенны и расхождения, обусловленные различиями социально-исторического развития.
Немало общего имеется между литературными явлениями Дагестана XVII - XVIII веков и европейского позднего Средневековья. Гуманизм в различных проявлениях всегда был присущ истории мировой литературы, национальным литературам, творчеству прогрессивных художников.
Факты свидетельствуют о том, что определяющими чертами исторического периода, называемого эпохой Ренессанса, являются пробуждение и бурное развитие общественной мысли, возвышение человека как высшего существа, противопоставление нравственной свободы и внутреннего мира личности существующем социальным нормам.
Именно поэтому европейский Ренессанс часто называют эпохой гуманизма. Эти свойства характерны и для литературы XII—XIV веков Средней Азии и Закавказья и позже Дагестана. Например, проявление гуманизма мы отчетливо наблюдаем, начиная с XII века, в произведениях Низами, Насими, Саади, Багдат Али, их традиции были продолжены дагестанскими поэтами в XV веке Уму Камалом и другими дагестанскими поэтами.
Крупнейшие художники XIV и XVI веков на Востоке и на Западе говорили о тоске, стараясь разбудить человека, освободить его желания и мечты от скорби, разрубить оковы, сковывающие его разум и силу.
Все гуманисты мировой литературы — Аль Маари, Ибн Сина, Фирдоуси, Саади, Хайям, Хафиз, Кул Гали, Низами, Физули, III. Руставели, Саят-Нова, Данте, Петрарка, Шекспир, Рабле, Сервантес - призывали человека к активным действиям, сталкивали его с существующим общественным порядком, бросали в самые сложные обстоятельства, любовались его умом, созидательной силой, воспевали вечные человеческие добродетели.
Дагестанские поэты О. Батырай, Е. Эмин, Й. Казак, Мунги Ахмед и др., призывающие человека понять природу и общество, поднимали свой голос во имя победы высоких общечеловеческих ценностей. Концепция человека и жизненная философия дагестанских поэтов XIX века, как и Насими, Данте, Шекспира, - это философия действия. Их герои, ищущие, думающие, охваченные страстью все познать, смотря вперед, им необходимо еще больше знаний для развития, а знание уже означает действие. Поэтому их лирические герои смелые и воинственные, как Гамлет и Фауст.
Наиболее характерные для философских взглядов, Азраки, Рудаки, Ун-сури, Низами, Хайяма, Петрарки, Хайяма, Шекспира.
Шекспира колебания между верою и неверием, между материализмом и идеализмом, которые значительно предопределили противоречивость основных мотивов их поэзии, неоднократно проявлялись в поэзии дагестанских классиков.
Субъективность, как известно, эволюционирует, изменяя'свои формы в пределах одной литературной эпохи. Поэтому существуют две проблемы: развитие субъективного-начала в целом и отражение в литературе миропонимания личности, стремящейся^ к, свободе мысли и чувства и воплощению в жизнь-возможностей, заложенных в ней самой, природой, то есть.к воплощению идеала гармонически развитой личности. Эти процессы развиваются во взаимосвязи и взаимодействии, причем первый процесс обгоняет по времени возникновениявторой.
3. Следующая историческая система взаимосвязей» дагестанской литературы с европейскими литературами охватывает XVII — начало XDGbb.
Дагестанская история, культура; современная действительность нашли отражение в путевых записках, художественных произведениях, эпистолярном творчестве европейских путешественников; ученых, писателей, общественных деятелей: А. Олеария, А. Дюма, Я'. Рейнеггса, Байера, Ю. Клапрота, Миллера и многих других. г«
Одним из путей1 взаимосвязей и типологических схождений является всё более возрастающий^ интерес европейцев.к литературам Кавказа; и в частности Дагестана, ещё в средние века, когда в периодической печати и в так называемой' «вояжной» литературе все больше появляется сведений о дагестанских писателях.
Кавказской «вояжная» литература, которая насчитывает до-пятисот сочинений- достаточно много внимания' обращает на Дагестан, с характерным для неё географическим, этнографическим, историческим, культурным, художественным- синтезом; явилась своеобразной формой познания мира и для народов Дагестана. Значение этой литературы для обогащения литератур её народов, в частности дагестанских, дополняется тем, что она носит функцию «национальной истории» как жанра, а также является свидетельством" развития европейских традиций в литературе, Дагестана. Так мы осмыслили роль европейцев, которые первыми сделали шаги к литературному диалогу и «во-яжной» литературы в проникновении и развитии традиций европейской культуры в дагестанской литературе.
4. В процессе развития европейских традиций в дагестанской литературе важное значение имеет историческая система взаимосвязей дагестанской литературы с европейскими литературами, охватывающая XIX — начало XX вв. Это период формирования буржуазно-демократических идей, порожденных кризисом феодализма, и проникновения капиталистических отношений, период национально-освободительных движений и русских буржуазно-демократических революций. В этой связи нам важно было определить характер отражения литературного героя в литературах Дагестана в разработке темы национальной свободы.
В это время дагестанская литература, развивая традиционные восточные связи, вступает в российско-европейские литературные взаимоотношения на буржуазно-просветительской идеологической почве. В этом процессе сыграли важную роль просветители М.-Э. Османов, Г. Алкадари, А. Акаев, А. Каяев.
Европейская литература о Дагестане к началу XIX в. принципиально меняет ориентацию своего восприятия, основой которого становится новая гуманистическая концепция. Это работало на идеализацию образа, в основе которого был европейский «мифологизм», с его ориентированностью более на легенду, чем на реальную действительность. Это еще одна, наряду с «во-яжной» литературой, грань как европейского восприятия национальной действительности, так и национального восприятия европейской культуры.
Европейская «кавказская» литература, став «одой свободе», когда Кавказская война, народ Кавказа и Шамиль стали героями Франции, в середине пятидесятых годов имела своеобразный резонанс в литературе Дагестана: она повлияла на развитие романтических тенденций в творчестве многих дагестанских поэтов (среди них особое место занимает Махмуд их Кохабросо и его поэма «Мариам»).
Важнейшее значение в процессе вхождения европейской традиции в дагестанскую литературу сыграло творчество русских классиков, которые, в свою очередь, были под влиянием Гюго (Пушкищ, Лермонтов, Бестужев-Марлинский, Полежаев). .
Пушкин, Лермонтов, Бестужев-Марлинский и кавказская литература — эта связь представляется-реальной и одновременно выявляющей европейский фактор в формировании историко-художественной концепции в дагестанской-литературе.
Процесс «взаимоотражения» сыграл огромную роль в проникновении и развитии европейской культурной традиции, в том числе и русской в литературы Дагестана. Это литература,.которая всегда* имела обратный адрес: Россия-Дагестан, Франция-Дагестан, Польша-Дагестан, Англия-Дагестан, Чехословакия-Дагестан и т.д.
Особая роль в развитии европейских традиций; в дагестанской литературе принадлежит журналу «Горцы Кавказа», выходившему на русском языке сначала в • Париже, затем в Варшаве, в нём публиковались произведения дагестанских поэтов;
Кавказская эмигрантская поэзия также имела большое значение в развитии литературного; диалога. Широко: освещая .деятельность «кавказской колонии в Варшаве», «союза студентов-кавказцев в Польше», «ориентали-стического кружка молодежи», организованного при Восточном институте в Варшаве, журнал сыграл значительную роль в развитии европейских традиций в дагестанской культуре.
5. В конце XIX - начале XX века;дагестанский народ, постепенно ста--новясь частью российского и общеевропейского суперэтноса, вбирает в свою культуру традиции^ европейской цивилизации. В этот период русская традиция обогащала системы национальных литератур Дагестана, вместе с тем они были подсистемами более сложного европейского единства, в котором русская культура и литература играла функцию посредника; Поэтому Петербург, Москва, Ставрополь, Харьков,' Киев стали основными культурными центрами для национальных литераторов. Важное значение в проникновении традиций европейской художественной культуры в дагестанскую литературу сыграла дагестанская интеллигенция, получившая образование в лучших университетах Европы: в Сорбрнне, Геттингене, Цюрихе (М.-Э. Османов, Д. Коркмасов, Г.-М. Амиров, Б. Далгат и др.).
6. И, наконец новая историческая система взаимосвязей приходится на период после Великой Октябрьской социалистической революции по настоящее время. Это — система взаимосвязей дагестанкой литературы с литературами народов СССР, основанная на идеологическом, эстетическом, художественном единстве и обозначаемая общим понятием «советская многонациональная литература».
Дагестано-европейские взаимосвязи (как и восточные) продолжаются и в XX веке, приобретая всё новые и новые формы и пути взаимодействия. В этой связи надо отметить достойный вклад в развитие этих взаимосвязей Т. Бейбулатова (переводы на родной язык произведений Шекспира «Отелло», «Ромео и Джульетта»), Шиллера («Коварство и любовь»), Лопе де Вега («Овечий источник»), Бичера Стоу («Хижина дяди Тома»). Переводческая деятельность Т. Бейбулатова сыграла важную роль и в творчестве самого писателя, в литературном наследии которого появились романтические поэмы «Хасбулат» и «Хаджимурат».
Об этом свидетельствуют и первые успешные опыты в создании жанра повести в творчестве Н. Батырмурзаева, басни в творчестве Гасана Гузунова, сатирических стихов в творчестве Мунги Ахмеда.
Особое место в системе взаимотражения занимает творчество Э. Капиева и Р. Гамзатова. Европейскому восприятию Э. Капиев оказался близок своим философским и нравственным миропорядком. Расулу Гамзатову принадлежит достойное место в ряду гениальных поэтов-мыслителей ушедшего столетия, которые не умещаются в пределы культуры одного народа, одной исторической эпохи, так как являются частью всей прогрессивной культуры человечества. Это произошло отчасти потому, что творчество поэта также вобрало в себя; традиции всей мировой культуры.
Сравнительный анализ форм европейского диалога в творчестве Расула Гамзатова, широко представленного за; рубежом, прежде всего, характеризуется* эстетикой художественного восприятия;.в том числе и европейской культуры. : Расул Гамзатов фокусирует в своём творчестве основные проблемы, развития общества; и литературы второй половины XX века. Европейская традиция в его творческом наследии может рассматриваться только в контексте развития тех процессов, которые происходили в: дагестанской; русской и европейской культуре:
Интерес Европы к литературам Дагестана; был связан с их художест-. венными достижениями: взращенный; на отечественных и мировых традици-, ях, оригинальный взгляд на мир дагестанских поэтов, пример конденсации образа и экспрессии, выработанный многовековой- культурной традицией. Поэтому сравнительное изучение поэзии Расула Гамзатова — наиболее благодатная почва для? выявления европейских традиций в дагестанской литера-■ туре. • Процессы активизации дагестанской литературы, вторжение ее в сопредельные сферы человеческой деятельности и в пределы общечеловеческого интеллектуального богатства стали очевидными; благодаря творчеству таких писателей,^как М.-Р. Расулов; Особенность его произведений «Ясновидящий дурак» и «Письма дилетанта» обусловлена'не только определенным переломным моментом в истории Дагестана;, но и выходом республики в новые условия международных связей и отношений.
Современные дагестанские писатели вступают в , открытый диалог с культурами разных народов (прежде всего европейских), продолжая; традиции писателей XIX - XX вв., выдвигают новые ориентиры для духовно? нравственного прогресса, что еще больше усиливают социальную значимость литературы, делают ее мощным средством духовного возрождения и единения людей. Это подтверждают то, что дагестанская литература к началу третьего тысячелетия занимает достойное место в контексте общечеловеческого, в том числе и европейского, художественного опыта.
Таким образом, восприятие и отражение европейской словесной культуры литературами Дагестана иллюстрирует то, что дагестанская литература как тип образован в результате синтеза русского и европейского реализма.
Содержательно-эстетический потенциал европейской традиции в дагестанской литературе не статичен. Процессы обогащения национальных литератур Дагестана зависят от уровня их восхождения к зрелости, к эпической широте и социально- психологической глубине художественного мышления.
Развитие национальных и инонациональных традиций сыграло свою заметную роль в активизации взаимодействия во внутринациональных идейно-художественных процессах литературной динамике в контексте европейского и всемирного влияния. у
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Магомедова, Аминат Магомедовна, 2008 год
1. Абрамович T.J1. Введение в литературоведение. - М.: Издательство «Просвещение», 1978.
2. Абакарова Ф.О. Очерки дореволюционной даргинской литературы. -Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1963.
3. Абакарова Ф.О. Очерки даргинской советской литературы (1917-1965). Махачкала: Даг ФАН СССР, 1969.
4. Абакарова Ф.О. Батырай. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.
5. Абдуллатипов А.-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года) 1 часть. Махачкала, 1995.
6. Абдуллатипов А.-К.Ю. Художественный мир Темирбулата Бейбулатова. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.
7. Агаев А.Г. Насими в контексте мировой литературы. //Азербайджанско-европейские литературные взаимосвязи. Сб. статей. /АН Азербайджанской ССР. Ин-т литературы им. Низами. Баку: Издательство «Элм», 1966.
8. Агларова З.М. Образ Дагестана и дагестанцев в английской литературе (XVIII -нач. ХХвека). Автореф. дисс. к.ф.н.- Махачкала,2005.
9. Али-Гаджи из Инхо. Советы мудрости. // Антология дагестанской поэзии С. 18.
10. Ю.Авторханов А. Кавказ. Кавказская война и имам Шамиль. // Кавказ (культ.-ист. сборник). Мюнхен, Изд. «Прометей», 1969.
11. П.Алиев С.М. Зарождение и развитие кумыкской литературы: Учебное пособие. Махачкала: Изд-во ДГУ, 1977.
12. Антология дагестанской поэзии. Т. 2. Махачкала, 1980.
13. Антология советской поэзии. Варшава, ПИВ, 1979.
14. Антология прозы и поэзии. Уланбатор, 1972.
15. Антология произведений советских поэтов — Будапешт, 1963.
16. Абуков К.И. Национальные литературы народов Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей. Махачкала, 1993.
17. Акавов З.Н. Диалог времен: История кумыкской литературы в зеркале современности. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1996.
18. Акбиев С.Х. Связь времен и дружба литератур. Махачкала, 1985.
19. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1998.
20. Акташи Мухаммед Аваби. Дербент-намэ. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990.
21. Алиев С.М. Зарождение и развитие кумыкской литературы: Учебное пособие. Махачкала: Изд-во ДГУ, 1977.
22. Арабская средневековая культура и литература: Сб. ст./ Сост., предисл. И.М. Фильштинский. -М.: Наука, 1978.
23. Арагон JL Советские литературы. Париж, 1955.
24. Ахмедова Р.А. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002.
25. Атабаев М. Высшая мера.- Махачкала, 2006.
26. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
27. Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.' Вагидов A.M. Социалистический реализм и развитие даргинской литературы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987.29
28. Вагидов A.M. Восхождение к единству: общесоюзный литературный процесс и своеобразие художественного опыта даргинской литературы. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1991.
29. Вагидов A.M. Поиск продолжается. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2000.о 1
30. Белая Г. А. Философско-этическая проблематика современной прозы // Гуманистический пафос советской литературы. М., 1982.
31. Берков Н.П. Проблемы исторического развития литератур. JL, 1981.
32. Bissel М. В. The American Indian in English Literature of the XVIII century. Jale studies in English, №68, 1925.
33. Барас-Бий. Гражданское и военное устройство при Шамиле. // Горцы Кавказа, 1932, №30.
34. Батыр-Бек Кулатты. Смерть имама Кази-Магомы и чудесное спасение имама Шамиля. //Горцы Кавказа, 1932, №32.
35. Братство горцев Кавказа в Лионе (во главе с кюринцем Абдул-Муталимом Бабасным).//Горцы Кавказа, 1933, №41.
36. BlacKwood. Schamyl and the war in Caucas. // Blackwood Magazin, 1855, febr; vol. 77.
37. Burns R. Selected Poems. Raduga. - M., 1983.
38. Бёрнс P. Стихотворения. Поэмы. Шотландские баллады. М., 1976.
39. Burns Robert. My hearts in the Highlands. // Стихотворения. M., 1982. Brzowskj K.Ognisty lew. Powiesc czerkieska. // Dziennik Lileracki, nr. 20-24.-Т. 1,1857.
40. Вердеревский E.A. Дункель-Веллин H. Шамиль в Париже и Шамиль поближе. Кавказ, 1854, №100.
41. Видаль JI. Нерусские авторы в советской литературе. — Телеэкспресс, 1975, №5.
42. Вольтер. Философские сочинения. — М.: Наука, 1989.
43. Bulowd-Andrzejkowicz М. Szkice Kaukazu. W-wa, 1859.
44. Wagner M. Der Kaukasus und das land der Kazaken im den Jahrcn 1843 bis 1846.-Berlin, 1848.
45. Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика. Национальные истоки. Генезис и развитие жанровых разновидностей. Поэтика. XIX в. Ч. 1. -Махачкала,
46. Гаджиев А.А. Проблема изучения азербайджанско-европейских литературных взаимосвязей. // Азербайджанско-европейские литературные взаимосвязи. Сб. статей. / АН Азербайджанской ССР. Институт литературы им. Низами. Баку: Издательство «Элм», 1966.
47. Гадамер Х.Г. Истина и метод. — М.: Наука, 1988.
48. Гамзатов Р. Стихотворения. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.
49. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане. Махачкала, 1978.
50. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. -М.: Наследие, 1996.
51. Гамзатов Г.Г. Формирование многонациональной литературной системы в дореволюционном Дагестане: истоки, традиции, своеобразие художественной системы. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.
52. Гамзатов Г.Г. Литература народов Дагестана дооктябрьского периода: типология и своеобразие художественного опыта. М.: Наука, 1982.
53. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление. Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1986.
54. Гамзатов Г.Г. Дагестанский феномен Возрождения XVIII-XIX вв. -Махачкала: ДНЦ РАН, 2000.
55. Гамзатов Г.Г., Шихсаидов А.Р. Восток и Запад в исторических судьбах дагестанской культуры//Вестник Дагестанского научного центра. -Махачкала,2005.-№ 22. С.152-165.
56. Гамзатов Г.Г. Кавказ и Дагестан в контексте русско-французских историко-литературных связей//Гамзатов Г.Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Махачкала. 1990;Хамурзаев К.Г.Дагестан в лирике Пауля Флеминга Вестник ДГУ. Махачкала, 2001.
57. Гамзатов Р. Стихотворения. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.
58. Гамзатов Р. Мой Дагестан. Конституция горца. / Сост. Г. Расулов. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000.
59. Гамзатов Р. Сонеты. — М.: Издательство «Советский писатель», 1873.
60. Gordon J. Kaukaz czyli ostanie dni Szamila. W-wa, 1904.
61. Голенищев Кутузов И. Славянские литературы. Статьи и исследования.- М.: «Худож. Лит»Д973. 480 с.
62. Gralewski М. Kaukaz Wspomnienia dwuiiastoletniej niewoli (opisanie kraju, ludnosc, zwyczaje i obyczajc). -Lwow, 1877.
63. Gibb A. History of Ottoman poetry. Vol.III. London, 1900-1901.
64. Горская эмиграция в Египте. // Горцы Кавказа, 1933, №37.
65. Гюго В. Избранные произведения. — М., Худ. лит., 1936.
66. Гегель Г.- В.Ф. Лекции по эстетике. // Соч.: В 14 т. Т.14. Кн.З. - М.: Изд-во соц. эконом, лит., 1958.
67. Гегель Г.-В.Ф. Эстетика. В 4 т. Т.З. - М.: Искусство, 1968.
68. Гюго В. Собр. соч.: В 15 т. Т.14.-М.: ГИХЛ, 1956.
69. Дагестанская литература во взаимодействии с литературами народов СССР / Сост. Гаджиева 3.3. Махачкала, 1985
70. Dubois de Monlpeureux Quelqucs notices sur les races caucasiennes par Lues a L' Asscmblee generale de la Socielc'dc geographic Ie 7.IV. 1837.
71. Дзанти Дз. Аварская песня // Горцы Кавказа, 1929, №67.
72. Дагестанские лирики. Л.: Советский писатель, 1961.
73. Дангулов С. Художники. -М., Сов. писатель, 1981.
74. Demokraia Polski;Dzennik Narodowy, Trzeci maj. Paris, 1840-1848;
75. Дравич А. Новый опыт и старые традиции. Новы коепжки, 1970.
76. Дюма А. Кавказ. Тбилиси, 1988.
77. Дюшен Э. Поэзия-Лермонтова в ее отношении к русской и'западноевропейской литературе. — Казань, 1914.
78. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
79. Зарев П. Октябрь и болгарская литература. Народная культура, 1977-С. 50.
80. Zablocki Lada. Poecje S.Petersburg , 1845.
81. Zaccon Pierre Schamyl le liberateur du Caucase. Paris:Gustaw Howard Editor, 1854.
82. Zielinski J. Fffendi Kapijew. Miesiec/nik lileracki. — W-wa, 1976, №3.
83. Идеи гуманизма в литературах Востока: Сб. ст. / Под ред. И.С. Брагинского.-М.: Наука, 1999.
84. Inglot М. Rosja i Rosjaniewoczach polskich kaukaczykow. Spoikania Lite-rackie (zhior). W-wa, 1973.
85. Jaworski J. Wspomnicnia Kaukazu. Poznan, 1877.88.«Кавказ» (газета). 1854, №95.
86. Кавказская эмиграция в Харбине. // Горцы Кавказа, 1933, № 37.
87. Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. III. СПб. 1892.
88. Казак И. Лирика. Стихотворения. Поэмы. Махачкала: ГУЛ, Дагестанское книжное издательство, 2001.
89. Казбекова 3. Дагестан в европейской литературе. Грани самопознания — Махачкала: Дагестанское книжное издательство, 1994.
90. Казбекова 3. Дагестан в "вояжной литературе". // Наш Дагестан. —1992, №2.
91. Kalinowski K.Pamietnik mojcj zolnierki na Kaukazie i niewoli u S/amila od roku 1844 do 1854. -W-wa, 1883.
92. Kapijew E. Notatki z frontu 1941-1944. Przel. Z. Fedecki. W-wa, Czytel-nik, 1963.
93. Kapijew E. Notatki z fronlu 1941-44. Tliim. Fedecki Z. W-wa, Czytelnik, 1977.
94. Kapijew E. Notatki z frontu 1941-44. Przel. Ziemowit Fedecki, 3 wyd W-wa, Czytelnik, 1984.
95. Kapijev E. Nedoconcena mozaika. Praha, Nase vojsko, 1970.
96. Kapijev E. Ostny hverd. Praha, Odeon, 1977.
97. Chinard Gilbert. L'Amerique et Ie rcvu exotigue dans la litierature francaise au XVII et au XVIII siectes. 1911.
98. Czego nie powiedzteli tepretycy. -Kuznica, 1949, №7.
99. Kubacki W. Malwy na Kaukazie. W-wa, 1969.
100. Конрад Н.И. Избранные труды. M, 1978.
101. Kalcnati. Rcisccr innerungcn, 1848, p. 18; Belanger Ch. Voyages aux Indcs 105.0ricnialcs par Ie Nord L' Europe les province du Caucasc. en 1826. Paris, 1938.
102. Юб.Краткая литературная энциклопедия / А.А. Сурков. Т.7.- Т.: Издательство «Советская энциклопедия», 1972. 107.Literatura Polska. - W-wa, 1984, Т. 1.
103. Лермонтов М. Письмо Лопухиной накануне сражения при Валерике. //
104. Автарханов А. Кавказ. Кавказская война и имам Шамиль. // Кавказ (культурно-исторический сборник). Мюнхен, Изд. «Прометей», 1969.
105. Ю.Манифестация единства Кавказа. // Горцы Кавказа, 1933, №40.
106. Марушикан О. О значении советской литературы. Ромшч-д, 1979.
107. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Проблемы национального и интернационального взаимодействия. — Махачкала: Даг. книгоиздат, 1998.
108. Мастерство Расула Гамзатова: Сб. статей. / Сост. и отв. ред. С.М. Хайбуллаев. Махачкала, 1986.
109. Meurice P. Schamyl. — Paris, 1954 (переиздана в 1856 и 1860 гг.).
110. Мусаханова Г.Б. Сонеты Расула Гамзатова. // Художественные искания современной дагестанской литературы: Сб. статей. Махачкала, 1983.
111. Муртузалиев A.M. «Творчество Мурад-бей Мизанджи (Х.-М. Амиров в контексте литературы дагестанской диаспоры в Турции второй половина XIX- нач-. XX в.).- Махачкала, 2004.
112. Мец А. Мусульманский ренессанс М., Наука, 1973.
113. Niewola Uczamila A.Z. List A.Z. Alencum. Wilno, 1850, №4.
114. Norwid C.Wiersze. W-wa, 1966.
115. Полковник генштаба Хурш. Военная операция в Дагестане в 1843 г. (Посвящается светлой памяти борцов за независимость имаму Нажмутди-ну и Узун-Хаджи). //, № 39.
116. Письмо Генерального секретаря Ком. партии Гаити Рене Теодора. /1985/. Семейный архив.
117. Поисковая система «Яндекс». Райт-Ковалева Р. Роберт Берне. М., 1965.231 .Полиектов М.А. Европейские путешественники по Кавказу. — Тифлис, 1935.
118. Polonais. Paris, 1855; Kronika emigracji Polskicj. - Paris, 1835-36.
119. Polocki W. Asian Tcmirow. Wypadek na Kaukaze. Т. I. (Wyjaiek z oh-ni/ow Kaukazu). Biblioteka Warszawska, 1841.
120. Прешак Ален. Советская литература. Париж, 1981.
121. Поэт из орлиного гнезда. // «Руде право», 1959, 1/XI.
122. Расул Гамзатов и современный литературный процесс: Сб."материалов к 70-летию поэта / РАН ДНЦ./ Сост. A.M. Абдурахманов, отв. ред. К.К. Абуков. Махачкала, 1995.
123. Расулов М.-Р. Ясновидящий дурак: Антиповесть. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994.
124. Сагадеев А.Н. Наследие ислама: история и современность. Предисловие. // Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М.: Наука, 1976.
125. Sollogub N. Le Caucase dans la question d'Orient. Reponse aux biographes parisiens d'Schamyl. Spt, 1855. P.39.
126. Ставропольские губернские ведомости, 1852, №32.
127. Стальский С. Избранные стихотворения. София, «Народная культура», 1960.о
128. Среди горской эмиграции (Нью-Иорская община). // Горцы Кавказа, 1933, №35-36.
129. Subeyda Schaply. Phases de la vie du Shamyi. // Les Montagnards du Gau-case. Paris, 1929, №4.
130. Султанов K.K. Литература в контексте культуры. // Известия СевероКавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. 1989, №1.
131. Szaniawski W. Mingrelia. Poemat z roku 1840. Dziennik Warszawski, №№. 272-275, 1855.
132. Sybilla Tulactwa Polskiego. Paris, 1833-35 гг.
133. Султан Али (Тавриз). Кумыкская литература. //Горцы Кавказа, 1933, №43.
134. Татарский ежегодник. Вильно: изд. Центр, сов. культ, просвет союза татар в Польской Республике, 1932, №8.
135. Наша колония в Персии. // Горцы Кавказа, 1933, №37.251 .Темирханова Г. Сонет. // Современная лезгинская поэзия. Махачкала, 1988. 4 ' 1 232.Урнов Д.М. Литературное произведение в оценке англо-американской «новой» критики: — М.: Наука, 1966.
136. Уотт У.М. Влияние ислама на средневековую Европу. М.: Наука, 1976.
137. Fairchild H.N. The noble savage. A study in romantic naturalism. 1928; Frans R-W.The English traveller and movement of ideas 1666-1732. Union studies published by University of Nebraska, 1935.
138. Хавжоко Жанбек. Посольство имама Шамиля на Зап. Кавказе в 1844 г. // Горцы Кавказа, 1932, №31.
139. Хавжоко Жанбек. Жизнь Хаджи Мурата и расхождение с версией Льва Толстого. // Горцы Кавказа, 1932, №52.
140. Ханмурзаев Н.К. Ирчи Казак и современная поэзия. Махачкала: Даг.кн. изд-во, 1997.
141. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность и развитие литературы. 4-е изд. -М.: Худож. лит., 1977.
142. Чаринова М. Ш О сонете в лакской поэзии. // XX столетие и исторические судьбы национальных художественных культур: Традиции. Обретения. Освоение. Материалы Всероссийской научной конференции. — Махачкала, 2003.
143. Чаринова М.Ш. Художественное своеобразие лирики Муэтдина Ча-ринова. -Афтореф. дисс. К.ф.н. Махачкала,2005.
144. Чернец JI.B. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтика). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
145. Шекспир У. Полное собрание сочинений в восьми томах. М: Государственное издательство, 1960. - Т. 8.
146. П1идфар Б. Я. Арабская философская лирика. // Теория жанров литератур Востока / Сост. И.В. Стеблева. М.: Наука, 1985.
147. Шекспир В. Избранные произведения. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1953.265 .Юсупова Ч.С. Али-Гаджи из Инхо: жизнь и творчество. Махачкала: ДНЦ РАН, 1997.
148. Юсупова Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии (1955-1900 гг.). -Махачкала: ДНЦ РАН, 1998.
149. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма. М.: Наука, 1988.
150. Юсупова Ч.С. Аварский романтизм: конец XIX начало XX века. -Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2000.
151. Юсуфов Р.Ф. Русский романтизм начала XIX в. и национальные культуры. -М.: Наука, 1970.
152. Юсуфов Р.Ф. История литературы в культурфилософском освеще-нии/Р.Ф. Юсуфов, Ин-т мировой литературы им. А, М. Горького. М: Наука, 2005.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.