Типология "романа о романе" в русской и французской литературах 20-х годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.08, кандидат филологических наук Суслова, Инга Валерьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.08
- Количество страниц 168
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Суслова, Инга Валерьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1. «Роман о романе» как жанровое образование.
ГЛАВА 2. Лирический «роман о романе» М.Пруста («В поисках утраченного времени») и О.Мандельштама («Египетская марка»).
ГЛАВА 3. Идеологический «роман о романе»
А.Жида («Фальшивомонетчики») и К.Вагинова («Труды и дни Свистонова»).
ГЛАВА 4. Роман-манифест В.Шкловского («Zoo») и
А.Бретона («Надя»)
ГЛАВА 5. Национальное своеобразие французского и русского «романа о романе».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
"Текст в тексте" в русском романе 1930-х годов1999 год, кандидат филологических наук Трубецкова, Елена Геннадиевна
Творчество К.К. Вагинова как метатекст2010 год, кандидат филологических наук Шиндина, Ольга Викторовна
Романы Ю.К. Олеши "Зависть" и "Три Толстяка" как метапроза2013 год, кандидат филологических наук Комия Митико
Творчество А. Роб-Грийе 1965-2001 годов и стратегия обновления романа2008 год, кандидат филологических наук Савельева, Ирина Владимировна
Романы М. Бютора 1950-х годов (теория и практика)1985 год, кандидат филологических наук Александрова, Ирина Федоровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Типология "романа о романе" в русской и французской литературах 20-х годов XX века»
В последние десятилетия чрезвычайно возрос интерес к литературной (само) рефлексии [Анцыферова 2004: 44]. Этот интерес, прежде всего, обусловлен постмодернистскими поисками - возникает необходимость их анализа и систематизации. «Роман о романе» соотносится с «новейшими парадигмами мировой литературы» как модернистский этап в развитии метапрозы [Мирошниченко 2001: 4, 13]. Всеобъемлющее понятие «метапроза», размывающее границы жанров, заставляет по-новому осмыслить жанровую природу «романа о романе», что определяет актуальность предлагаемого исследования.
В русском литературоведении термин роман о романе (акцент на содержании) часто неотличим от близкого ему роман в романе (акцент на форме) [Андреев 1968: 18], хотя наиболее адекватно изучаемое формально-содержательное явление можно было бы обозначить словосочетанием роман романа. Учитывая существующую традицию, мы употребляем термин «роман о романе» в значении формально-содержательной категории, когда определенное жанровое содержание находит соответствующую форму выражения. Во французском литературоведении термины le roman dans le готап («роман в романе»), le roman dii готап («роман о романе», или «роман романа»), le roman du romancier («роман о романисте») могут применяться к одному и тому же произведению, хотя акцентируют разные его стороны [Keypour 1980: 170]. Теоретическая неопределенность терминов объясняет их отсутствие в существующих энциклопедиях и словарях.
Говорить об этимологии или авторстве термина «роман о романе» вряд ли имеет смысл, так как он очень «естественен» - точно и просто определяет называемое. Одно из самых ранних его употреблений в отечественном литературоведении находим в работе М.Бахтина «Слово в романе» (1934-1935), посвященной анализу стилистического своеобразия романного (художественно-прозаического) слова: «.самокритика слова -существенная особенность романного жанра <.>. Уже в «Дон-Кихоте» дано испытание литературного романного слова жизнью, действительностью. <.> Рядом с прямым романом даются фрагменты «романа о романе» (классический образец, конечно, - «Тристрам Шенди»).» [Бахтин 1975: 223-225].
С 1970-х гг. в трудах ученых тартуско-московской семиотической школы формируются подходы к «роману о романе» как результату изменения «семиотической концепции литературного моделирования» [Сегал 1981: 153] и «метатексту». Анализируя роман В.Набокова «Дар» как «своего рода производственный роман, роман о труде и жизни писателя» (кстати, сравнивая его с «Фальшивомонетчиками» А.Жида), Ю.Левин в статье 1977 г. подчеркивает: «Метатекст актуализирует проблему ситуации создания данного текста.» [Левин 1998: 298]. Д.Сегал в фундаментальной работе «Литература как охранная грамота» (1981) рассматривает истоки «романа о романе» в русской литературе XIX в. (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский) и в прозе В.В.Розанова, чтобы исследовать «единство структуры» таких различных прозаических и поэтических произведений, как «Египетская марка» О.Мандельштам, «Труды и дни Свистонова» К.Вагинова, «Форель разбивает лед» М.Кузмина, «Мастер и Маргарита» М.Булгакова, «Дар» В.Набокова, «Доктор Живаго» Б.Пастернака, «Поэма без героя» А.Ахматовой, а также «Pale Fire» / «Бледное пламя» В.Набокова и «Пушкинский Дом» А.Битова. «Все указанные вещи трактуют тему создания литературного произведения, они посвящены творческому процессу, понимаемому как часть жизни, иногда как ее заместитель, иногда как ее творец, а иногда - как ее устранитель. Равным образом, все вышеперечисленные вещи трактуют тему писателя и писания, некоторые из них включают в себя - цитатно или путем описания - тексты, о создании которых повествуется <.>. Во всех интересующих нас текстах наблюдается одно общее композиционно-структурное ядро: принципиальный отказ от программирующей ориентации на читателя, направление моделирующей функции текста на автора и самозамыкание текста, внутри которого создается эффект "двойной экспозиции", "зеркал" [Сегал 1981: 151, 161].
Сегодня «роман о романе» занимает важное место в вузовском курсе русской прозы XX в. и характеризуется с опорой на положения М.Бахтина и Д. Сегал а: «Роман о романе трактует тему создания литературного произведения, воспроизводит сам творческий процесс и подразумевает открытое вмешательство автора-повествователя, его размышления по поводу собственного текста, обсуждение структурных особенностей повествования ("обнажение приема", по терминологии В.Шкловского).» [Скороспелова 2003: 174]. Как наиболее известные образцы называются: «Мы» Е.Замятина, «Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза» В.Шкловского, «Вор» Л.Леонова, «Египетская марка» О.Мандельштама, «Труды и дни Свистонова» К.Вагинова, «Художник неизвестен» В.Каверина, «Дар» В.Набокова, «Доктор Живаго» Б.Пастернака. Автор учебного пособия Е.Скороспелова рассматривает «роман о романе» как жанровую модификаг(ию романа о худоэюнике. Под ее руководством выполнено специальное исследование «романа о романе» в русской прозе 1920-х гг., в котором как его отдельные жанровые разновидности рассматриваются вышеназванные произведения Е.Замятина, О.Мандельштама, К.Вагинова и В.Каверина [Ли Хъенг-Сук 1997].
Роман о романе» - один из терминов, определяющих жанровое выражение литературного самосознания. Сущностной особенностью «романа о романе» является его исключительная сосредоточенность на проблемах романа и романного творчества. Наиболее близки к «роману о романе» (а зачастую и дополняют, комментируют его) термины «the self-begetting novel» («самопорождающий роман») [Kellman 1980], «the novel about writing» («роман о писании»), «the work-in-progress», «the poioumenon» [Fowler 1982: 123]; «metafiction» («метапроза») [Hutcheon 1984, 1988; Waugh 1984, Imhof 1986], «метароман»; «self-conscious fiction» («самосознающая проза»), «self-reflexive fiction» [Federman 1988], «творческая (литературная) рефлексия» [Бак 1999: 4-5], «роман саморефлексии» [Струков 2000: 19-20]; «интровертный роман» (Д.Флетчер, М.Брэдбери, П.Мэлби) [см. Мирошниченко 2001: 10], «нарциссистский роман» [Медарич 1997: 456-462], «зеркальный роман» (Ж.Нива) [см. Липовецкий 1994: 72], «автотематический роман» [Корпала-Киршек 1991: 30]; «роман творения» [Бочкарева 2000: 22] и другие.
Роман о романе» («роман в романе», «самопорождающий роман») традиционно связывают с французской литературой, с творчеством А.Жида и М.Пруста. Во французской литературной критике второй половины XX в. «роман о романе» актуализируется в связи с проблемами «нового романа». В рецензии на роман Н.Саррот «Портрет неизвестного» (опубликован в 1948 г.) Ж-П.Сартр определил его как « le roman d'un roman qui пе se fait pas, qui nepeutpas se faire.» [Sartre 1956: 7] - «роман о романе, который не делается и не может быть сделан», «роман, оспаривающий роман», «антироман» [Андреев 1968: 4]. «Классическим» примером «романа о романе», сопоставимым с романами М.Пруста и М.Бютора, считаются «Золотые плоды» (1963) Н.Саррот: «"Золотые плоды" - это одновременно и название романа некоего Брейе. Этот роман и является главным героем», а история формирования мнений, хвалы и хулы вокруг этого романа в романе составляет основное содержание произведения Саррот. В книге нет сюжета и персонажей. О подобной книге принято говорить, что автор в ней также отсутствует» [Еремеев 1974: 41-42].
Сами авторы «нового романа» становятся его теоретиками. Н.Саррот в эссе «Эра подозрения» (1956) со ссылкой на «самые значительные произведения нашего времени» (от «В поисках утраченного времени» и «Топей») замечает: «Сегодня нас захлестывает все нарастающая волна литературных произведений, по-прежнему претендующих на звание романа, в котором заняло почетное место, узурпировав роль главного героя, некое расплывчатое, неуловимое и невидимое существо, некое анонимное "я", все и ничто, чаще всего лишь отражение самого автора. Окружающие его персонажи, лишенные собственного существования, всего лишь виденья, грезы, кошмары, иллюзии, отблески, модальности или дополнения этого всевластного "я" [Саррот 2000: 197-198]. А.Роб-Грийе в отношении «Драмы» (1965) Ф.Соллерса, лидера «нового нового романа» заявляет, что в этой книге нет ничего, «кроме романиста и его бумаги, романиста, который пишет роман, который будет ничем иным, как романом о романе, который не удается написать.» [цит. по: Андреев 1968:12]. Р.Барт в программной статье, посвященной этому произведению, указывает на традицию: «Сервантес и Пруст создали книги, где встреча с миром происходила в процессе поиска истинной Книги; они справедливо полагали, что, имея перед глазами модель писаного текста (рыцарских романов или желанной книги), то есть письмо как таковое, и, не сосредоточиваясь в то же время на той истории, которая непосредственно предстает перед читателем, они смогут попутно создать целый мир - и притом самый что ни на есть реальный. Точно так же, осуществляя замысел, сугубо литературный по своему характеру, повествователь у
Соллерса, тем не менее, проделывает свой путь в чувственном мире <.> однако мир этот способен быть живым <.> лишь постольку, поскольку повествование, сделав зло и смерть достоянием той самой истории, которую предстоит создать - и которая так и не создается, - само окажется лишь воплощенным вопросом: что же такое историяЪ [Барт 1986: 141].
Если «новый роман» оспаривал роман традиционный, претендуя на роль науки о литературе, точнее - о романе (его часто сравнивают с русской формальной школой), то «новый новый роман» отличают непомерные амбиции (сопоставимые с амбициями сюрреалистов): он стремился стать наукой о культуре, революционным проектом. Теоретик «нового нового романа» Жан Рикарду «многократно заявлял, что роман -не описание приключений, а приключение описаний» [Строев 1995: 406]. Таким образом, «роман о романе» - это и роман, оспаривающий роман (антироман), и роман, моделирующий процесс его создания (метароман). В 1966 г. Р.Барт рассуждает о «процессе обмена, взаимопроникновения и консолидации <.> внутри двойственной - поэтической и критической -функции письма»: «.дело не только в том, что отныне многие писатели сами занимаются критикой, но и в том, что нередко их творчество как таковое начинает свидетельствовать об обстоятельствах ее рождения (Пруст) или ее отсутствия (Бланшо). <.> книга оказывается захваченной с тыла тем самым человеком, который ее пишет.» [Барт 1989: 346-347].
Суммируя разные подходы к «роману о романе» в литературоведении XX столетия, его можно определить как традицию метапрозы [Мирошниченко 2001:4] и одну из основных характеристик современного искусства [Бютор 2000: 95], жанр [Таганов 1993: 62] и субжанр [Fowler 1982:123], разновидность романа творения [Бочкарева 2004: 37] и жанровую модификацию романа о художнике [Скороспелова 2003: 172]. Мы предлагаем вариант жанровой типологии собственно «романа о романе», исходя из представлений о нём как о самостоятельной «активной жанровой тенденции», что определяет новизну нашего исследования. В «романе о романе» явственно обнаруживается жанровая концепция, т.е. «некий тип "миросозидания", в котором определённые отношения между человеком и действительностью выдвигаются в центр художественной Вселенной и могут быть эстетически постигнуты и оценены в свете всеобщего закона жизни» [Лейдерман 1982: 22, 127]. «Роман о романе» характеризуется рядом устойчивых признаков, важнейшие из которых: оригинальная структура («роман в романе»), особый тип сюжета (история романа - процесс его создания и восприятия), особый тип героя (романист и роман) и принципиальная незавершаемость.
Актуализация «романа о романе» в 20-е гг. XX в. обусловлена «семиотической программой литературной действительности России после революции» [Сегал 1981: 153], а в Европе - эпохой модернизма, «культурной революцией» и новой волной «кризиса романа», заявленного еще в 70-е гг. XIX века.
В русской литературе 20-х гг. XX в. дискуссия вокруг судеб и перспектив жанра очень активна. Например, Н.Берковский в статье «За прозу» (1928) так комментирует «кризис романа»: «В литературе кризис материала, обнищание сырьем. Списывается не только композиция, не только метод - списывается тематика.» [Берковский 2003: 136]. Характерна полемика Лефа и РАППа в связи с проблемами романа. РАПП отстаивает «организацию материала под знаком смысла», учебу у классиков социального романа. Леф, пропагандируя внимание к факту, к документу, «воспрещает всякие романы». По мнению В.Шкловского, близкого в 20-е годы к позициям Лефа, роман - «опытный, но умирающий жанр», он «существует, но как существует свет погасшей звезды» [Шкловский 1990: 322-323]. Характерны и размышления О.Мандельштама в статье «Конец романа» (1928): «На протяжении огромного промежутка времени форма романа совершенствовалась и крепла, как искусство заинтересовывать судьбой отдельных лиц <.> Мера романа -человеческая биография или система биографий. <.> Ныне европейцы выброшены из своих биографий, как шары из бильярдных луз <.> Человек без биографии не может быть тематическим стержнем романа, и роман, с другой стороны, немыслим без интереса к отдельной человеческой судьбе <.> Современный роман сразу лишился и фабулы, то есть действующей в принадлежащем ей времени личности, и психологии, так как она не обосновывает уже никаких действий» [Мандельштам 1991а: 266269]. Таким образом, «гибель романа» объясняется обнищанием материала (Берковский), кризисом формы (Шкловский), падением акций личности в истории (Мандельштам).
Во Франции полемика по поводу «кризиса романа» также обнаружила разные позиции. Ф.Мориак в статье «Роман» (1925) писал: «Хотя роман и не умер, не признавать, что он переживает кризис, было бы заблуждением.» [Мориак 1989: 517]. Главная причина кризиса -исчерпанность, «сглаженность» романных конфликтов. Спасение романа Мориак как католический писатель видел в стремлении полнее и глубже узнать человека: «Самый порочный из людей подобен плату святой Вероники, и задача художника - сделать видимым для всех изможденный лик Христа, запечатленный в нем» [Там же: 536]. Известно категорическое и агрессивное отрицание романа сюрреалистами как жанра буржуазного, исчерпавшего пределы своих возможностей: «К великому счастью, дни психологической литературы с романической интригой сочтены. Я все больше убеждаюсь, что удар, от которого ей не оправиться, был нанесен Гюисмансом» [Бретон 1994:193-194]. А.Барбюс в статье «Роман» (1932) писал: «Ныне, в первой трети XX века, мы дошли до такой стадии, когда общепринятая формула романа уже немного приелась и устарела. <.> Стареющий жанр, у которого есть, разумеется, уязвимые места, превратится, в конце концов, в карикатуру на самого себя. <.> Неизбежная эволюция жанра поведет не к вытеснению романа из романа, а к дальнейшему урезыванию доли романического элемента» [Барбюс 1978:31-33]. Таким образом, французские писатели мотивируют кризис жанра исчерпанностью романных конфликтов (Мориак), традиционным психологизмом (Бретон), устаревшей формулой романа (Барбюс).
Итак, «кризис романа», переживаемый литературой в 20-е гг. XX века - явление объцеевропейское. «Роман о романе», исследующий феноменологические особенности жанра, обновляющий старые формы, выполнял охранительную, разрушительную и созидательную функции. Многие исследователи утверждают, что феноменологический пафос «пронизывает мышление начала XX века» [Петрова 2001: 60].
М.Липовецкий назвал 10-30-е гг. XX в. «относительно кратким периодом расцвета русской метапрозы», т.к. русский модернизм был прерван [Липовецкий 1995: 231]. По словам другого исследователя, «.нормативизм постепенно вытеснял собственно реалистическую тенденцию. Шел, увы, закономерный процесс культурной аннигиляции <.>. Шло формирование и активное внедрение в жизнь монистической концепции советской литературы» [Голубков 2001:184]. Во французской литературе XX в. традиция «романа о романе» не прерывается («самопорождающий роман» Ж.-П.Сартра, М.Бютора, С.Беккета, творчество Л.Арагона и др.); она имеет глобальный характер и участвует в формировании масштабных проектов, таких как структурализм, школа «нового» и «нового нового романа»: «.между Прустом и нынешними «антироманистами» устанавливается прямая связь, основанная на определенном восприятии действительности, на определенном отношении искусства к действительности» [Андреев 1968: 20].
Основная цель предлагаемой диссертации - исследовать типологию «романа о романе» во французской и русской литературах 20-х гг. XX в. В связи с этим предполагается решить следующие задачи:
- теоретически углубить и практически обосновать устойчивые содержательные и формальные признаки «романа о романе» как жанрового образования; исходя из представления о многогранной природе творчества, выделить и описать три типа «романа о романе», особенно актуальные для литературного процесса 20-х гг. XX в.;
- попытаться выявить национальную специфику «романа о романе» в русской и французской литературах изучаемого периода.
Выбор основного материала для анализа обусловлен поставленными задачами. Используя для доказательства предлагаемой концепции широкий спектр произведений разных исторических периодов и национальных литератур, мы сосредоточиваем внимание на следующих наиболее репрезентативных текстах: «В поисках утраченного времени» (1913-1927) М.Пруста и «Египетская марка» (1928) О. Мандельштама-, «Фальшивомонетчики» (1925) А.Жида и «Труды и дни Свистонова» (1929) К. Вагинова; «Надя» (1928) А.Бретона и «Zoo. Письма не о любви, или Третья Элоиза» (1923) В.Шкловского.
Методология нашего исследования опирается на традиционный для русского литературоведения историко-типологический подход к сравнительному изучению разнонациональных явлений. «Само слово "типология" указывает на то, что задачей исследования является обнаружение общего (сходных тем или художественных структур) в безбрежном мире романов» [Павлова 1982: 3].
Теоретико-методологическую основу диссертации составили труды, обосновывающие/исследующие:
- историческую поэтику романа (М.М.Бахтин, В.В.Кожинов, Г.В.Косиков, А.Д.Михайлов и др.);
- принципы сравнительного литературоведения (А.Н.Веселовский, В.М.Жирмунский, Н.Г.Неупокоева, А. Дима, Д.Дюришин др.);
- типологию литературных жанров (JI.В.Чернец, Н.Л.Лейдерман, Н.Д.Тамарченко, А.Я.Эсалнек, В.И.Тюпа, А.Фаулер и др.);
- психологию творческого процесса (Л.С.Выготский, В.М.Петров, Я.А.Пономарев, А.Г.Маслоу).
В теоретическом обеспечении диссертации особое значение имеют труды учёных московско-тартуской семиотической школы - Ю.М.Лотмана, Ю.И.Левина, Д.М.Сегала и др., а также идеи и концепции ведущих французских теоретиков «нового романа», постструктурализма и постфрейдизма - М.Бютора, Р.Барта, Ж.Дерриды и др. Использование в работе элементов и терминологии структурного и постструктурного анализа подчиняется общим представлениям о целостности художественного произведения и индивидуальности художественного мира писателя.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. В 20-е годы XX столетия в русской и французской литературах создаются классические образцы «романа о романе», общими типологическими чертами которых являются: особый тип героя (романист и роман), особый тип сюжета («история» романа, процесс его создания и восприятия), творческий хронотоп, бесконечная композиция и особая структура («роман в романе»).
2. Акцентирование разных сторон творческого процесса обусловливает специфику отношений автора и героя, героя и создаваемого им мира, характера повествования и композиционные особенности. Их изучение позволяет выделить основные типы «романа о романе», условно обозначенные нами: лирический (синтетическая интуиция), идеологический (аналитизм, рациональность), манифестальный (открытая декларативность творческого акта).
3. Национальная специфика французского и русского романа о романе» проявляется в концепции писателя и писания, в решении темы страдания романиста. «Роман о романе» - жанровый код, который в концентрированном виде содержит в себе опыт национального романного мышления.
Теоретическая значимость исследования состоит в углублении и конкретизации теоретических представлений о «романе о романе», его положения и выводы могут быть использованы для дальнейшего исследования специфики модернистской и постмодернистской метапрозы.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее главные идеи положены в основу вузовского специального курса, а отдельные положения могут быть использованы при чтении общих курсов по теории и истории русской и зарубежных литератур.
Апробация главных положений и разделов исследования состоялась на международных научных конференциях: «Шешуковские чтения» в Московском педагогическом государственном университете (2005), «Иностранные языки и литературы в контексте регионального высшего образования и науки» в Пермском государственном университете (2006); на межвузовских научно-практических конференциях факультета современных языков и литератур Пермского госуниверситета и филологического факультета Соликамского педагогического института (2004). Теоретические выводы и литературоведческий анализ отдельных произведений используется при чтении лекционного курса «История зарубежной литературы XX века», на спецсеминаре «Принципы и функции авторской рефлексии в зарубежном романе XX века», а также при руководстве курсовыми и дипломными работами студентов ПГУ.
Основные положения работы изложены в одиннадцати публикациях.
Структура исследования обусловлена методологией типологического анализа. Работа состоит из Введения, пяти глав и Заключения. В первой главе исследуется общая типология «романа о романе» как жанрового образования. Три следующие главы посвящены внутренней типологии «романа о романе» и содержат сопоставительный анализ французских и русских романов каждого из выделяемых нами типов (лирический, идеологический, роман-манифест). В отдельную пятую главу вынесены заключительные размышления о национальном своеобразии русского и французского «романа о романе».
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория литературы, текстология», 10.01.08 шифр ВАК
Роман о художнике как "Роман творения", генезис и поэтика: На материале литератур Западной Европы и США конца ХVIII - ХIХ вв.2001 год, доктор филологических наук Бочкарева, Нина Станиславовна.
Структура образа-персонажа в романе К. Вагинова "Козлиная песнь"1999 год, кандидат филологических наук Левенко, Александр Бориславович
Роман Хабиба Алиева "Батырай": комплексный анализ2011 год, кандидат филологических наук Магомедшапиева, Нурият Камалудиновна
Поэтика метаромана: "Дар" В. Набокова и "Фальшивомонетчики" А. Жида в контексте литературной традиции2008 год, кандидат филологических наук Зусева, Вероника Борисовна
Романы Мишеля Бютора: Пробл. жанра1995 год, кандидат филологических наук Васильева, Ольга Анатольевна
Заключение диссертации по теме «Теория литературы, текстология», Суслова, Инга Валерьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Роман о романе» как самостоятельный жанр актуализируется в 20-е гг. XX века, именно в это десятилетие появляются ставшие классическими образцы, позволившие составить устойчивый комплекс жанровых черт. По типу миросозидания, характеру создаваемой формулы мира «роман о романе» можно отнести к разряду онтологических жанров. Его содержательные стратегии - анализ метафизической природы романного творчества, созидательных, преобразующих мир возможностей. Творчество сопоставимо с категориями Бытие, мышление. Ведущая функция этого жанра - «охранная грамота» культуры.
Значимыми жанровыми параметрами «романа о романе» являются:
- образ героя-писателя, обусловленный особой системой отношений автора и героя;
- сюжет как история создания романа и связанный с ней «творческий» хронотоп [Бахтин 1975];
- бесконечная композиция создающая необходимую иллюзию незавершаемости творческого процесса. «. бесконечность творения - это всего лишь бесконечность духа. <.> художник завершает своё творение лишь в то мгновение, когда умирает, никогда так и не познав его» [Бланшо 2002: 12,13];
- особая повествовательная структура «роман в романе».
Два типа «романа о романе» условно выделяемые нами как лирический и идеологический обусловлены характером решения проблемы соотношения бессознательного и сознательного начал в творческом процессе. Различия в творческой концепции определяют существенные различия в поэтике романов: тип героя и характер повествования, особенности сюжета и композиции. Однако эстетическая доминанта жанра сохраняется.
Лирический тип «романа о романе» ярко реализуется в творчестве М.Пруста и О.Мандельштама. Этим авторам присуще понимание природы творчества как интуитивной, бессознательной, что требует особого внимания к внутреннему миру человека. И в «Поисках утраченного времени», и в «Египетской марке» формируется концепция творческой личности, обусловленная способностью человека к восприятию и субъективной интерпретации окружающей действительности, потому здесь повествование строится на принципах импрессионистической эстетики -вещное, чувственное восприятие мира, привлечение живописного начала, тенденция к синтезу живописи и литературы. Для этой типологической разновидности характерен рефлектирующий герой, переживающий открывшуюся тайну бытия, чрезвычайно остро переживающий факт собственного существования, экзистенциальные мотивы подчеркивают трагический характер рефлексии. Здесь основное повествование ведется от первого лица. Однако личность биографического автора может распределяться между разными персонажами романа. В лирическом «романе о романе» реализуется традиция романтического романа о художнике, акцентировавшего созерцательную, трансцендентную природу творчества. Тема детства как предыстория эмоционального мира личности здесь весьма значима. Сюжет этого типа романа - становление внутреннего мира героя как становление романа: «.я чувствовал, как во мне набухает это произведение, которое я нес в себе как нечто драгоценное и очень хрупкое.» [Пруст 2000: 364]. Кольцевая композиция (конец романа есть его начало) непосредственно связана с идеей «самопорождения» романа.
Идеологический тип «романа о романе» демонстрируют произведения А.Жида («Фальшивомонетчики») и К. Вагинова («Труды и дни Свистонова»). Здесь со всей очевидностью реализуется идея сознательной, рациональной природы творчества. Герой романа данного типа - идеолог и аналитик, носитель определённо мировоззрения -обладает системным взглядом на мир, имеет к миру и ситуации в мире определенное оценочное отношение. Автобиографическое начало, присущее «роману о романе» в целом, в данном типе не исключено, однако здесь принцип отстранения акцентирован в большей степени, нежели в лирическом романе. Герой имеет полное имя, отличное от имени автора, приметы собственной биографии, но самое важное - идеология героя отлична от идеологии автора. Автор судит своего героя сам и предоставляет его суду других персонажей, суду читателя.
Наличие направляющей идеи и оценочное отношение к миру формируют дискутивное, полемическое начало. Проблемы творчества в идеологическом «романе о романе» дискутируются через проблемы добра и зла. Важной приметой этого типа романа является наличие фантастических мотивов, тема дьяволиады, ироническое и сатирическое начала. Основной сюжет - преобразование/совершенствования мира (понимаемого прежде всего как мир людей и идей) посредством произведения искусства - романа. «Матрешечная» (зеркальная, геральдическая) композиция и вложенные (имплицитные) тексты позволяют реализовать эффект отстранения, наблюдения идеи со стороны. Идеологический тип «романа о романе» развивает традицию европейского просветительского романа, также фундаментальной является традиция Ф.М.Достоевского.
Стремление к программности, к декларированию эстетической мысли определяет эпохи активного эстетического поиска, эпохи борьбы за будущее искусства. С этой тенденцией (к программной и теоретической определённости) литературы начала XX века связан ещё один тип «романа о романе» - манифесталъный. Роман-манифест - особый вид прозы, его природа синтетична. Собственно художественное начало здесь сопровождает и иллюстрирует теоретические и программные резолюции. Грань между документом и Творением не всегда устойчива и различима. Манифесты выстраивают стратегии будущего литературы, исполнены идеалистического пафоса.
Манифестальный роман ярко представлен в творчестве Андрэ Бретона («Надя») и Виктора Шкловского («Zoo»), лидеров виднейших модернистских школ в искусстве XX века - сюрреализма и формализма. В пределах одного типа «романа о романе» постулируется и иррациональное начало акта творчества (сюрреализм), и рациональное (формализм). В обоих романах, имеющих статус программных документов, выносится категорический приговор традиционной литературе, формулируются параметры литературы новой. Фокусом литературной традиции, возможностей литературы и самой ее природы избирается жанр романа и «книги». Герой-повествователь романа-манифеста - не литератор и не романист. Он - теоретик и критик. Концепция отстранения в этом типе повествования принципиально иная. «Антироманист», человек, стоящий за пределами жанра, рассуждает о романе и предлагает радикально новую его концепцию. Биографическое начало в данном случае акцентировано и документировано, повествование ведется от первого лица и от собственного имени автора. Модернистский роман-манифест продолжает традицию манифестирования эстетических идей в жанре романа.
Заметим, что границы между выделяемыми типами ни в коей мере не являются непроницаемыми. Речь идет о преобладании тенденций -акцентировании той или иной стороны романного творчества. Так, например, манифестация (правда, в полифоническом или пародийном контексте) присуща идеологическому «роману о романе». С другой стороны, идея органического самозарождения частично объединяет рассмотренные образцы лирического и идеологического типа и созвучна (по принципу парадокса) сюрреалистическому приёму автоматического письма. Кроме того, конкретные художественные произведения трудно целиком уложить в «прокрустово ложе» какой-либо типологии. Несомненно «Доктор Живаго» Б.Пастернака развивает лирический тип «романа о романе», хотя имя героя и не совпадает с именем автора, а «Египетская марка» близка типу «роман - манифест». К наиболее распространенному в исследуемый период в России идеологическому типу «романа о романе» можно отнести такие произведения, как «Мы» Замятина, «Вор» Леонова, «Мастер и Маргарита» Булгакова.
Предложенная типология представляется универсальной для литературного процесса начала XX столетия. Исследуемые типы «романа о романе» со всей очевидностью обнаруживаются в двух национальных литературах. Выявленные типологические схождения, в свою очередь, акцентируют национальное своеобразие, присущее «роману о романе». Исходя из представлений об онтологической природе жанра, его «концентрированном» характере, мы делаем заключение: «роман о романе» через призму проблем романа и романного творчества воплощает ведущие идеи национального самосознания. Самый значимый аспект -сформированная традицией концепция писателя и писания. Французской литературной традиции изначально свойственна идея эгоцентризма творца и соответственно идея творения как пути к прояснению собственной сущности. В русской литературе закрепляется концепция писателя-сподвижника, пророка, для которого художественное произведение (роман) - прежде всего слово, способное изменить мир.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Суслова, Инга Валерьевна, 2006 год
1. Августин Аврелий. Исповедь / Августин Аврелий. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий: пер. с латин. Составление и аналитические статьи В.Л. Рабиновича. М.: 1992, Республика. С.8-258.
2. Аверит^ев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции / С.С. Аверинцев. М., 1996. 446 с.
3. Аверинцев С.С. Судьба и весть О. Мандельштама / С.С Аверинцев // Мандельштам О.Э. Сочинения в 2-х тт. М.: Худож. лит. 1990. Т. 1. С.5-64.
4. Андреев Л.Г. Импрессионизм / Л.Г. Андреев. М.: Изд-во МГУ, 1980. 250 с.
5. Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век / Л.Г. Андреев. М.: GELEOS, 2004. 414 с.
6. Андреев Л.Г. Марсель Пруст / Л.Г. Андреев. М.: Высшая школа, 1968. 96 с.
7. Андреев Л.Г. Порывы и поиски двадцатого века / Л.Г. Андреев. // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986. С. 3-18.
8. Андреев Л.Г. Сюрреализм / Л.Г. Андреев. М.: Высшая школа, 1972.231 с.
9. Анцыферова О.Ю. Литературная саморефлексия в творчестве Генри Джеймса / О.Ю. Анцыферова. Иваново. Ивановский государственный университет, 2004. 466 с.
10. Арбазино А. Послесловие 1977 года к «Собратьям итальянцам» / А. Арбазино // Называть вещи своими именами. М.: Прогресс, 1986. С.214-224.
11. Бак Д.П. Творческая рефлексия в литературном произведении: природа и функции / Д.П. Бак. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1990.
12. Балашов Н.И. Дадаизм и сюрреализм / Н.И. Балашов // История французской литературы в 4-х тт. Т.4. М., 1963.
13. Балашова Т.В. Культ женщины / Т.В. Балашова // Бретон А. Безумная любовь. М., 2006. С. 182-189.
14. Баранова Е.Г. Проблема автора в раннем творчестве Жида (1891-1902). Автореф. дис. . канд. филол. наук / Е.Г. Баранова. М., 1999. 16 с.
15. Барбюс А. Роман / А. Барбюс: пер. с фр. С. Брахман // Писатели Франции о литературе. М., 1978. С. 29-36.
16. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт: пер. с фр., вст. ст. Г. Косикова. М., 1994. 616 с.
17. Барт Р. Драма, поэма, роман / Р. Барт: пер. с фр. Г. Косикова и И. Стаф // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М.: Прогресс, 1986. С.133-150.
18. Батай Ж. Литература и зло / Ж. Батай: пер. с фр. и коммент. Н.В. Бунтман и Е.Г. Домогацкой. М.: Изд-во МГУ, 1994. 165 с.
19. Бахтнн М.М. Вопросы литературы и эстетики: Исследования разных лет / М.М. Бахтин. М., 1975. 502 с.
20. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М. Бахтин. М.: Советский писатель, 1963. 363 с.
21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М., 1979. 423 с.
22. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. 336 с.
23. Бенъкович М.А. Роман JI. Леонова «Вор» и проблема художественного единства / М.А. Бенькович // Филологические науки 1967. № 1. С 3-17.
24. Бербер О.В. «Магия слова» в художественном мире К. Вагинова / О.В. Бербер // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. М., 1988. С 31-32.
25. Бергсон А. Собр. соч. в 4 т. / А. Бергсон. М., 1992. Т. 1. 327с .
26. Берковский Н. Борьба за прозу / Н. Берковский // Критика 19171932 гг. М., 2003.
27. Берковский Н. О прозе Мандельштама / Н. Берковский // Текущая литература. М.: Федерация, 1930. С. 155-181.
28. Бланшо М. Пространство литературы / М. Бланшо. М., 2002.281.
29. Блауберг И.И. Философия жизни / И.И. Блауберг // Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 327-329.
30. Блюм А., Мартынов П. Петроградские библиофилы / А. Блюм, П. Мартынов //Альманах библиофила. М., 1977. Вып. 4.
31. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска: Художественные поиски современной советской прозы / А.Г. Бочаров. М., 1982. 423 с.
32. Бочаров С.Г. Пруст и поток сознания / С.Г. Бочаров // Критический реализм XX в. и модернизм. М.: Наука, 1967. С. 194-234.
33. Бочаров С.Г. О художественных мирах / С.Г. Бочаров. М.: Сов. Россия, 1985. 296 с.
34. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина / С.Г. Бочаров. М., 1974. 207 с.
35. Бочаров С.Г. Сюжеты русской литературы / Бочаров. М., 1999.627.
36. Бочкарева Н.С. Роман о художнике как «роман творения»: генезис и поэтика / Н.С. Бочкарева. Пермь, 2000. 252 с.
37. Бочкарёва Н.С. Роман о художнике как «роман творения» в литературах Западной Европы и США конца XVIII-XIX вв.: генезис и поэтика. Автореф. дисс. д. филол. наук / Н.С. Бочкарёва. М., 2001.
38. Бреннер Ж. Моя история французской литературы / Ж. Бреннер: пер. с фр., коммент. О. Тимашевой. М.: 1994. 352 с.
39. Бютор М. Роман как исследование / М. Бютор: пер. с фр., вст. ст., комм. Н. Бунтман. М.: Изд-во МГУ, 2000. 208 с.
40. Валери П. Об искусстве / П. Валери. М.: Искусство, 1993. 506 с.
41. Вейдле В. Умирание искусства / В. Вейдле // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991. С.268-292.
42. Веселоеский А.Н. Историческая поэтика / А.Н. Веселовский. М.: Высшая школа, 1989. 406 с.
43. Вирмо А., Вирмо О. Мэтры сюрреализма. Компактэнциклопедия / А. Вирмо, О. Вирмо: пер. с фр. Т. Евдокимовой, Ф. Перовской, Г. Копелевой. СП-б.: Академический проект, 1996. 288 с.
44. Владимирова КГ. Условность, созидающая мир: Поэтика условных форм в современном романе Великобритании / Н.Г. Владимирова. Великий Новгород, 2001. 189 с.
45. Возникновение русской науки о литературе. М.: Наука. 1975.
46. Вулис А.В. Литературные зеркала / А.В. Вулис. М.: Советский писатель, 1991. 480 с.
47. Выготский J1.C. Психология искусства: анализ эстетической реакции/Л.С. Выготский. М: Лабиринт, 1993. 413 с.
48. Гаспаров М. Л. О русской поэзии / М.Л. Гаспаров. СПб.: Азбука, 2001. 476 с.
49. Герасимова А.Г. Труды и дни К. Вагинова / А.Г. Герасимова // Вопросы литературы. 1989. № 12. С.131-166.
50. Герасимова А.Г. ОБЭРИУ (проблема смешного) / А.Г. Герасимова//Вопросы литературы. 1988. №4. С. 48-79.
51. Гинзбург Л. Я. О лирике / Л.Я. Гинзбург. Ленинградское отделение: Советский писатель, 1974. 407 с.
52. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе / Л .Я. Гинзбург. Л.: 1971. 464 с.
53. Гинзбург Л.Я. Человек за письменным столом / Л.Я. Гинзбург. Л.: Советский писатель, 1989. 608 с.
54. Голубков М.М. Русская литература XX в.: После раскола / М.М. Голубков. М.: Аспект Пресс, 2001. 267 с.
55. ГракЖ. Андрэ Бретон: разные грани писателя / Ж. Грак: пер. с фр. //Иностранная литература. 1996. № 8. С. 246-249.
56. Гусев В.И. Ранние формалистские тенденции в теории словесного творчества / В.И. Гусев // Русская наука о литературе в конце XIX начале XX века. М., 1982. С. 234-249.
57. Давыдов С. «Тексты-матрёшки» Владимира Набокова / С. Давыдов. Мюнхен, 1982. 253 с.
58. Делёз Ж. Логика смысла / Ж. Делез. М., 1995. 298 с.
59. Дима А. Принципы сравнительного литературоведения / А. Дима: пер. с румынск. М.: Прогресс, 1977. 229 с.
60. Дмитриев А.С. Предисловие / А.С. Дмитриев // Избранная проза немецких романтиков. В 2 т. М., 1979. Т. 1. С. 3-30.
61. Дмитриенко А.Л. К публикации ранних текстов К. Вагинова / А.Л. Дмитриенко //Русская литература. 1997. № 3. С. 190-197.
62. Днепров В. Идеи времени и формы времени / В. Днепров. Л.: Советский писатель, 1982. 598 с.
63. Дюришин Д. Теория сравнительного литературоведения / Д. Дюришин: пер. со словац. М.: Прогресс, 1979. 320 с.
64. Егорова О. Цикл как жанровое явление в прозе орнаменталистов / О. Егорова // Вопросы литературы. 2004. № 3. С. 113130.
65. Еремеев Л.А. Французский «новый роман» / JI.A Еремеев. Киев. Наукова думка, 1974. 223 с.
66. Еремеев Л.А. Французский литературный модернизм. Традиции и современность / Л.А. Еремеев. Киев. Наукова думка, 1991. 117 с.
67. Ермакова М.Я. Романы Достоевского и творческие искания в русской литературе XX века / М.Я. Ермакова. Горький. Волго-Вятское книжное издательство, 1973. 319 с.
68. Ерофеев В. Русский метароман Набокова, или в поисках потерянного Рая / В. Ерофеев // Вопросы литературы. 1988. № 10. С. 125160.
69. Жанровые разновидности романа в зарубежной литературе XVIII-XX веков / Рук. авт. коллектива М.П. Мудесити. Киев; Одесса, 1985. 148 с.
70. Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. / Ж. Женетт. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1998. Т. 1. 472 с.
71. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение: Восток и запад / В.М. Жирмунский. Л.: Наука. Ленингр. отд-е. 1979. 493 с.
72. Жолковский А.К. Блуждающие сны и другие работы / А.К. Жолковский. М., 1994. 427 с.
73. Затонский Д. Искусство романа и XX век / Д.Затонский. М.: Художественная литература, 1973. 535 с.
74. Зенкин С. Приключения теоретика. Автобиографическая проза В. Шкловского / С. Зенкин // Дружба народов. 2003. № 12. С. 170-183.
75. Иванов В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры: В 2 т. / В.В. Иванов. М.: Языки русской культуры, 2000. Т.2. 879 с.
76. Ильин И.А. Одинокий художник / И.А. Ильин. М.: Искусство, 1993. 347 с.
77. Ионеско Э. Как всегда об авангарде / Э. Ионеско // Как всегда - об авангарде: Антология французского театрального авангарда: сост., пер. с франц., коммент. С. Исаева. М., 1992. С. 129-134.
78. Искржицкая И.Ю. Идеи культуры в творчестве О. Мандельштама / И.Ю. Искржицкая // Историческое развитие форм художественного целого в классической русской и зарубежной литературе. Кемерово, 1991. С.68-79.
79. Карфидова И. В поисках утраченной целостности (проблема героя и читателя в «Египетской марке» О. Мандельштама) / Н. Карфидова //На пути к произведении. Самара, 2005. С. 130-141.
80. Кирнозе З.И. Французский роман XX века / З.И. Кирнозе. Горький, 1977. 351 с.
81. Колейное В.В. Происхождение романа / В.В. Кожинов. М.: Советский писатель, 1963. 440 с.
82. Компанъён А. Демон теории / А. Компаньён: пер. с фр., вступ. ст. С. Зенкина. М., 2001. 334 с.
83. Корман Б. О. Проблема автора в художественном творчестве Ф.М. Достоевского и типология русского реалистического романа / Б.О. Корман // Типологический анализ литературного произведения. Кемерово 1982. С. 19-30.
84. Корпала-Киршек Э. Русская советская литература как интегральная часть общеевропейского культурного процесса / Э. Корпала
85. Киршек // Идейно-художественное многообразие советской литературы 6080 годов. М., 1991. С.28-31.
86. Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и роман Нового времени) / Г.К. Косиков // Проблема жанра в литературе средневековья. Вып. 1. М., 1994.
87. Крусанов А.В. Русский авангард 1907-1932. В 3-х т.т. / А.В. Крусанов. М., 2003. Т.2. 805 с.
88. Крючков В.П. «Щелкунчик» О.Э. Мандельштама как динамическая интертекстема / В.П. Крючков // Русская литература. 2002. № 4.
89. Кузьмина С.Ф. Достоевский в восприятии Мандельштама / С.Ф. Кузьмина // Жизнь и творчество Мандельштама. Воронеж, 1990. С. 382393.
90. Курилов А.С. Литературоведение в России XVIII века / А.С. Курилов. М.: Наука, 1981. 264 с.
91. Курова КС. Сочинитель Фирсов и его герой в романе Леонова «Вор» / К.С. Курова // Русская литература. 1970. № 4. С. 165-171.
92. Лагутина И.Н. Символическая реальность Гете: поэтика художественной прозы: Дис. . докт. филол. наук / И.Н. Лагутина. М., 1997.
93. Леблан Р. В поисках утраченного жанра / Р. Леблан // Вопросы литературы. 1998. № 4.
94. Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика / Ю.И. Левин. М., 1998. 824 с.
95. Левин Ю.И. О некоторых особенностях поэтики позднего Мандельштама / Ю.М. Левин // Жизнь и творчество О.Э. Мандельштама. Воронеж, 1990. С. 406-416.
96. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра / Н.Л. Лейдерман. Свердловск, 1982. 256 с.
97. Лейдерман Н.Л. Русская литературная классика 20 в. Монографические очерки / Н.Л. Лейдерман. Екатеринбург, 1996. 308 с.
98. Лейтес Н.С. Конечное и бесконечное. Размышления о литературе XX века мировидение и поэтика / Н.С. Лейтес. Пермь, 1992. 121 с.
99. Лейтес Н.С. Роман как художественная система / Н.С. Лейтес. Пермь, 1985. 79 с.
100. Леонтьева А.Ю. Особенности романной структуры «Египетской марки» О.Э. Мандельштама: Культурологические аспекты: автореф. дис. . канд. филол. наук /А.Ю. Леонтьева. М. 1992. 16 с.
101. Лессинг ЭТ. Лаокоон, или о границах живописи и поэзии / Э.Г. Лессинг. М.: Художественная литература, 1957. 519 с.
102. Летучева Л. С., Тамарченко Н.Д. К проблеме границ между героем и автором в современном зарубежном романе («Назову себя Гантенбайн» М. Фриша) / Л.С. Летучева, Н.Д. Тамарченко // Художественный текст и литературный жанр. Махачкала, 1980. С.73-82.
103. Ли Х-С. «Роман о романе» в русской прозе 1920-х гг. и его жанровые разновидности: дис. . канд. филол. наук / Х-С. Ли. М., 1997. 170 с.
104. Липовецкий М.Н. Разгром музея. Поэтика романа А.Битова «Пушкинский дом» / М.Н. Липовецкий // Новое литературное обозрение. 1995. № 11. С. 230-244.
105. Липовецкий М.Н. Эпилог русского модернизма (Художественная философия творчества в «Даре» Набокова) / М.Н. Липовецкий//Вопросы литературы. 1994. Вып. 3. С. 72-95.
106. Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Под ред. А.С. Дмитриева. М.: Изд-во МГУ, 1980. 639 с.
107. Литературоведческий энциклопедический словарь. М., 1987.
108. Лихачёв Д. С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев //Вопросы литературы. 1968. № 8. С. 74-87.
109. Лихачёв Д.С. Историческая поэтика русской литературы / Д.С. Лихачев. СПб.: Алетейя, 1997. 508 с.
110. Лотман Ю.М. Об искусстве / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство -СПб, 1998. 702 с.
111. Лотман Ю.М. О семиотическом механизме культуры // Ю.М. Лотман. Избранные статьи. В 3 т. Т.З. Таллин: Александра, 1993. 496 с.
112. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» /Ю.М. Лотман // Лотман М.Ю. Пушкин. СПб:. Искусство СПб, 1995. С. 391763.
113. Лотман Ю.М. Текст в тексте / Ю.М. Лотман // Учёные записки тартуского государственного университета. Труды по знаковым системам, вып. 14. Тарту, 1981. С. 65-75.
114. Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте / М.К. Мамардашвили. М.: AdMarginem, 1995. 547 с.
115. Манн Т. Искусство романа / Т. Манн // Собр. соч.: в 10. М.: Художественная литература, 1961. Т. 10. С. 277-278.
116. Маркович В.М. Тема искусства в русской прозе эпохи романтизма / В.М. Маркович // Искусство и художник в русской прозе первой половины 19 века. Л., 1989.
117. Маслоу AT. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1997. 432 с.
118. Медарич М. Владимир Набоков и роман XX столетия / М. Медарич // Владимир Набоков: Pro et Contra. СПб., 1997.С. 456-462.
119. Медведев П.Н. Формализм и формалисты. JL: Изд.писателей в Ленинграде, 1934.208 с.
120. Мирошниченко О. С. Поэтика современной метапрозы: автореф. дис. . канд. филол. наук / О.С. Мирошниченко. Ростов -н/Д, 2001. 25 с.
121. Мирошниченко О.С. Поэтика современной метапрозы: дис. . канд. филол. наук / О.С. Мирошниченко. Ростов -н/Д, 2001. 205 с. В работе оформляется следующим образом: Мирошниченко 2001 а.
122. Монтенъ М. Опыты. Избранные главы / М. Монтень: пер. с фр., сост., вступ., ст. Г. Косикова. М.: Правда, 1991. 656 с.
123. Мориак К. Пруст / К. Мориак. М.: Независимая газета, 1999.288 с.
124. Мориак Ф. Роман // Ф. Мориак. Дорога никуда. М., 1989. С. 517-537.
125. Моруа А. В поисках Марселя Пруста / А. Моруа. Спб.: Лимбус Пресс, 2000. 382 с.
126. Московская Д. С. «Частные мыслители» 30-х годов: поставангард в русской прозе / Д.С. Московская // Вопросы философии. 1993. №8. С. 97-104.
127. Мотылёва Т.Н. Роман свободная форма / Т.Л. Мотылева. М., 1982. 399 с.
128. Мочулъский К.В. Кризис воображения: статьи, эссе, портреты / К.В. Мочульский. Томск: Водолей, 1999. 416 с.
129. Набоков В.В. Лекции о Дон Кихоте / В.В. Набоков. М.: Независимая газета, 2002. 327 с.
130. Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе / В.В. Набоков. М.: Независимая газета, 1998. 512 с.
131. Неупокоева ИТ. История всемирной литературы: Проблемы системного и сравнительного анализа / И.Г. Неупокоева. М.: Наука, 1976. 359 с.
132. Huifiue Ф. Рождение трагедии из духа музыки / Ф. Ницше // Ницше Ф. Соч.: в 2 т. М., 1990. Т. 1.
133. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры / X. Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991. 588 с.
134. Очерки по истории русского литературоведения. Проспект. М, 1953.
135. Павлова Н.С. Типология немецкого романа 1900-1945 / Н.С. Павлова. М.: Наука, 1982. 276 с.
136. Парамонов Б.М. Моцарт в роли Сальери / Б.М. Парамонов // Звезда. 1991. №8. С. 214-218.
137. Парамонов Б.М. Ной и хамы / Б.М. Парамонов // Звезда. 1995. №10. С. 199-205.
138. Пас О. Немые стихотворения и говорящие предметы / О. Пас // Иностранная литература. 1996. № 8. С. 249-254.
139. Пас О. Четыре эссе о поэзии и обществе / О. Пас // Вопросы литературы. 1992. № 1. С. 234-256.
140. Петров В.М. Рефлексия в истории художественной культуры. Ее роль и перспективы развития / В.М. Петров // Исследование проблем психологии творчества. Иваново, 1983. С. 313-325.
141. Петрова Н.А. Литература в неантропоцентрическую эпоху. Опыт О. Мандельштама / Н.А. Петрова. Пермь 2001. 311 с.
142. Петрочук О. Футуризм / О. Петрочук // Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987. С. 112-130.
143. Пикон Г. Сюрреализм 1919-1939 / Г. Пикон. М., 1995.
144. Пирамишвили ОД. Теоретические проблемы изобразительного искусства. Категория завершенности в искусстве и теория «Non fmito» / О.Д.Пирамишвили. Тбилиси, 1973. 201 с.
145. Писарева О. Поэтика лирического романа («Доктор Живаго» Б.Пастернака) / О. Писарева // Поэтика русской советской прозы. Уфа. Башкирский ун-т. 1991. С.34-45.
146. Поварцов С. Сюжет о Шкловском / С. Поварцов // Вопросы литературы. 2001. №5. С. 44-70.
147. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса (вместо введения) / Я.А. Пономарев // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983. С. 3-26.
148. Разумова А. Путь формалистов к художественной прозе / А. Разумова//Вопросы литературы. 2001. № 3. С. 131-150.
149. Розанов В.В. Уединённое / В.В. Розанов. М.: Политиздат, 1990.543 с.
150. Ронен О. Осип Мандельштам / О. Ронен // Литературное обозрение. 1991. № 1. С. 3-18.
151. Рымаръ Н.Т Современный западный роман: Проблемы эпической и лирической формы / Н.Т. Рымарь. Воронеж, 1978. 128 с.
152. Рымаръ Н,Т. Введение в теорию романа / Н.Т. Рымарь. Воронеж, 1989. 268 с.
153. Сартр Ж-П. Владимир Набоков «Отчаяние» / Ж-П. Сартр // В.В. Набоков: Pro et contra. СПб., 1997. С.268-271.
154. Сегст ДМ. Литература как охранная грамота / Д.М. Сегал // Slavica Hierosolymitana: Juerosalem, 1981. Vol. V-VI. С. 151-244.
155. Седых O.M. Философия времени в творчестве О.Э. Мандельштама/ О.М. Седых //Вопросы философии. 2001. № 5. С. 103-127.
156. Сервантес и всемирная литература. М.: Наука, 1969. 299 с.
157. Скороспелова Е.Б. Русская проза XX века: от А. Белого («Петербург») до Б. Пастернака («Доктор Живаго») / Е.Б. Скороспелова. М., 2003. 360 с.
158. Смирнов И.П. Роман тайн «Доктор Живаго» / И.П. Смирнов. М.: НЛО, 1996. 208 с.
159. Строев А.Ф. Новый роман / А.Ф. Строев // Французская литература 1945-1990-е гг. М, 1995. С. 394-407.
160. Струве Н. Судьба Мандельштама / Н. Струве // О.Э. Мандельштам. Собр. соч. в 4-х тт. М, 1991. Т.3-4. C.XXII XXXIV.
161. Струков В.В. Художественное своеобразие романов П. Акройда (к проблеме британского постмодернизма) / В.В. Струков. Воронеж, 2000.
162. Сурова О.Ю. Человек в модернистской культуре / О.Ю. Сурова // Зарубежная литература второго тысячелетия. 1000-2000. М., 2001. С.221-291.
163. Таганов А.Н. Формирование художественной системы М. Пруста и французская литература на рубеже XIX-XX веков / А.Н. Таганов. Иваново, 1993.
164. Тамарченко Н.Д. Типология реалистического романа: На материале классических образцов жанра в русской литературе XIX в. / Н.Д. Тамарченко. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. 195 с.
165. Тименчик Р.Д. Текст в тексте у акмеистов / Р.Д. Тименчик // Текст в тексте. Труды по знаковым системам. Тарту, 1981. С. 65-75.
166. Толмачев М.В. М. Пруст. К вопросу о кризисе французского модернистского романа 1920-х гг.: Автореф. дис. . канд. филол. наук / М.В. Толмачев. М., 1965.
167. Л.Д. Троцкий. М.: Политиздат, 1991. 400 с.
168. Турбин В.Н. Поэтика романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» / В.Н. Турбин. М.: Изд-во МГУ, 1996.
169. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Ю.Н. Тынянов. М.: Наука, 1977. 574 с.
170. Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция / Ю.Н. Тынянов. М.,2002.
171. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения /
172. B.И. Тюпа. Красноярск, 1987. 220 с.
173. Фрэнк Д. Пространственная форма в современной литературе / Д. Фрэнк // Зарубежная эстетика и теория литературы. М.: Изд-во МГУ, 1987.
174. Фрейдин Г. Сидя на санях: Осип Мандельштам и харизматическая традиция русского модернизма / Г. Фрейдин // Вопросы литературы. 1991. № 11. С. 9-31.
175. Фуко М. История безумия в классическую эпоху / М. Фуко. М., СПб., 1997. 576 с.
176. Хализев В.Е. Жанровые предпочтения формалистов и М.М. Бахтина / В.Е. Хализев // Филологические науки. 2006. № 2. С. 3-12.
177. Хализев В.Е. Спор о русской литературной классике в начале XX века / В.Е. Хализев // Русская словесность. 1995. № 2.
178. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е. Хализев. М., 1999.
179. Ханзен-Лёве О.А. Русский формализм / О.А. Ханзен-Лёве. М., 2001. 669 с.
180. Хоружий С. С. Человек и искусство в мире Джеймса Джойса /
181. C.С. Хоружий // Вопросы философии 1993. № 8. С. 46-57.
182. Чернег\ Л.В. Литературные жанры / Л.В. Чернец. М.: Изд-во МГУ, 1982. 192 с.
183. Чудаков А.П. Слово-вещь-мир. От Пушкина до Толстого / А.П. Чудаков. М., 1992.
184. Чудаков А.П. Два первых десятилетия / А.П. Чудаков // Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М., 1990. С.3-32.
185. Шайтанов И. Проблемы жанровой поэтики / И. Шайтанов // Литературоведение на пороге XXI века. М., 1998. С. 47-72.
186. Шенъе-Жандрон Ж. Сюрреализм / Ж. Шенье-Жандрон: пер. с фр. С. Дубина. М.: НЛО, 2002. 416 с.
187. Шиндина О.В. О карнавальной природе романа Вагинова «Козлиная песнь» / О.В. Шиндина // Анна Ахматова и русская культура начала XX века. М., 1989. С. 94-97.
188. Шиндина О.В. Театрализация повествования в романе Вагинова «Козлиная песнь» / О.В. Шиндина // Театр 1991. № 11. С. 161-171.
189. Эйхенбаум Б.М. О литературе. Работы разных лет / Б.М. Эйхенбаум. М.: Советский писатель, 1987. 408 с.
190. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах / У. Эко: пер. с англ. А.Глебовой. СПб, SYMPOSIUM, 2002. 285 с.
191. Энгелъгардт Б.М. Избранные труды / Б.М. Энгельгардт. СПб. 1995. 328 с.
192. Этитейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии /М.Н. Эпштейн. М.: Советский писатель, 1988. 416 с.
193. Эсалнек А.Я. Типология романа / А.Я. Эсалнек. М.: Изд-во МГУ, 1991. 157 с.
194. Ямполъский М. История культуры как история духа и естественная история / М. Ямпольский // НЛО. 2003. № 59.
195. Cahiers Marsel Proust. Т. 7 Etudes proustiennes II. Paris: Gallimard, 1975. P. 11-117.
196. Chenieux-Gendron J. Le Surrealisme et le roman, 1922-1950 / J. Chenieux-Gendron. Lausanne, L'Age d'homme, 1983. 396 p.
197. Fawler A. Kings of Literature: An Introduction to the Theory of Genre and Modes / A. Fawler. Oxford, 1982. 123 p.
198. Federman R. Self-Reflexive Fiction / R. Federman. Columbia,1988.
199. Henry A. Proust Romancier: le tombeau egyptien / A. Henry. Paris: Flammarion, 1983.
200. Holheim W.W. Les Faux-Monnayeurs, roman d'artiste / W.W. Holheim I I Lettres Modernes. Andre Gide: Sur Les Faux-Monnayeurs, par c.m. Paris: Minard, 1987. P. 87-93.
201. Hutcheon L. Narcissistic Narrative: The Metafictional paradox / L. Hutcheon. L., N.Y., 1984.
202. Hutcheon L. A Poetics of Postmodernism : Histori, Theory, Fiction / L. Hutcheon. L., 1988.
203. Imhof R. Contemporary Metafiction: A poeto-logical study of metafiction in English since 1939 / R. Imhof. Heidelberg, 1986.
204. Kellman S. The Self-Begetting Novel / S. Kellman. N.Y., 1980.
205. Keypour N.D. Andre Gide: Ecriture et reversibilite dans Les Faux-Monnayeurs / N.D. Keypour. Montreal 1980. 257 p.204. binder L. Le roman du roman / L. Linder // Andre Gide 5: sur Les F-M par c.m. 1975 (4) № 439-444.
206. Marti E. Les Faux-Monnayeurs roman, mise en abime, repetition / E. Marti // Lettres Modernes. Andre Gide: Sur Les Faux-Monnayeurs, par c.m. Paris: Minard, 1987. P. 95-117.
207. Megay J.N. Bergson et Proust: Essai de mise au point de la question de l'inflience de Bergson sur Proust / J.N. Megay. Paris: I. Vrin, 1976. 502 p.
208. Moulenes A-M., Paty J. Les Faux-Monnayeurs ou l'oeuvre sans objet / A-M. Moulenes, J. Paty // Andre Gide: sur Les F-M par c.m. 1975 (4) № 439-444.
209. Moutote D. Reflexions sur Les Faux-Monnayeurs. Paris, 1990. 2141. P
210. Piroue G. Proust et la musique du devenir / G. Piroue. Editions Denoel, 1960. 280 p.
211. Sartre J-P. Preface de roman / J-P. Sartre // Sarraute N. Portrait d'un inconnu. Paris: Gallimard, 1956. P. 7-15.
212. Tadie J-Y. Proust et le roman. Essai sur les formes et techniques du roman dans A la recherche du Temps Perdu / J-Y. Tadie. Paris: Gallimard, 1971. 461 p.
213. Thibaudet A. Reflexions sur le roman / A. Thibaudet. Paris : Gallimard, 1938. 261 p.
214. Waugh P. Metafiction : The Theory and Practice of self-conscious fiction. L.,N.Y, 1984.
215. Аксаков КС. Вальтер Эйзенберг / К.С. Аксаков // Искусство и художник в русской прозе первой половины 19 века. JI, 1989.
216. Арагон Л. Гибель всерьёз / JI. Арагон: пер. с фр. Н. Мавлевич, М, Кожевникова. М, 1998. 399 с.
217. Битов А.Г. Пятое измерение: На границе времени и пространства / А.Г. Битов. М, 2002.
218. Бретон А. Безумная любовь / А. Бретон: пер. с фр. Т. Балашовой. М, 2006.
219. Бретон А. Второй манифест сюрреализма / А. Бретон: пер. с фр. С. Исаева// Антология французского сюрреализма. М, 1994. С.290-343.
220. Бретон А. Звезда кануна / А. Бретон // Бретон А. Безумная любовь. М, 2006. С. 93-166.
221. Бретон А. Манифест сюрреализма / А. Бретон: пер. с фр. J1. Андреева и Г. Косикова // Называть вещи своими именами. Программные выступления мастеров западно-европейской литературы XX века. М. 1986. С. 40-72.
222. Бретон А. Надя / А. Бретон: пер. с фр. Е. Гальцовой // Антология французского сюрреализма. М.: ГИТИС, 1994. С. 190-244.
223. Бретон А. Однажды там будем / А. Бретон. Пер. с фр. Е. Гальцовой // Антология французского сюрреализма. М.: ГИТИС, 1994. С.351-355.
224. Бретон А. Явление медиумов / пер. с фр. С. Исаева // Антология французского сюрреализма. М.: ГИТИС, 1994. С. 61-67.
225. Бретон А., Супо Ф. Магнитные поля / А. Бретон, Ф. Супо. Пер. с фр. Е. Гальцовой // Антология французского сюрреализма. М.: ГИТИС, 1994. С. 12-59.
226. Булгаков М.М. Мастер и Маргарита / М.М. Булгаков. Пермь, 1988. 399 с.
227. Бютор М. Изменение / М. Бютор // М. Бютор Изменение, А. Роб-Грийе В лабиринте, К. Симон Дороги Фландрии, Н. Саррот Вы слышите их? / пер. с фр. М., 1983. С. 26-236.
228. Вагинов К.К. Козлиная песнь / К.К. Вагинов. М.: Современник, 1991.С. 12-161.
229. Вагинов К.К. Монастырь Господа нашего Аполлона // Вагинов К. К. Козлиная песнь: Романы. М.: Современник, 1991. С. 481-490.
230. Вагинов К.К. Труды и дни Свистонова // Вагинов К.К. Козлиная песнь: Романы. М.: Современник, 1991. С. 162-261.
231. Вергилий Буколики. Георгики. Энеида / Вергилий. Пер. с латинского С. Шервинского, С. Ошерова, примечания Н. Старостиной. М.: Художественная литература, 1971. С.29-61.
232. Газданов Г. Вечер у Клэр. Романы и рассказы / Г. Газданов. М.: Современник, 1990. 591 с.
233. Гоголь Н.В. Авторская исповедь / Н.В. Гоголь // Собр. соч.: в 8 т. М.: Правда, 1984. Т. 7. С. 430-467.
234. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями / Н.В. Гоголь // Собр. соч.: в 8 т. М.: Правда, 1984. Т. 7. С. 181-391.
235. Гюисманс Ш-Ж. Гиенна огненная / Ш-Ж. Гюисманс: пер. с фр. Э. Бабаевой. М.: Крон-Пресс, 1993. 240 с.
236. Гюисманс Ш-Ж. Наоборот / Ш-Ж. Гюисманс: пер. с фр. И. Карабутенко // Гюисманс Ш-Ж Наоборот, Монтерлан А. Девушки. М, 1990. С.15-155.
237. Данте Алигьери. Новая жизнь / Алигьери Данте. Коммент. С.Аверинцева, А. Михайлова. М, 1985.
238. Дидро Д. Жак-фаталист и его хозяин / Д. Дидро Монахиня. Племянник Рамо. Жак-фаталист и его хозяин: пер. с фр. Г.Ярхо. М.: Всемир. лит, 1973. С. 181-472.
239. Жид А. Дневник «Фальшивомонетчиков» / А. Жид // Собр. соч.: в 4 т. Л, 1936. Т. 3. С. 349-390.
240. Жид А. Если зерно не умрет / А. Жид: пер. с фр. Е. Гречановой; Коммент. С. Зенкина //Собр. соч.: в 7 т. М.: ТЕРРА Книжный клуб, 2002. Т.7. С. 5-295.
241. Жид А. Плохо скованный Прометей / А. Жид: пер. с фр. М. Ваксмахера; Коммент. С. Зенкина // Собр. соч.: в 7 т. М.: ТЕРРА -Книжный клуб, 2002. Т.7. С. 283-335.
242. Жид А. Подземелья Ватикана / А. Жид: пер. с фр. М. Лозинского. СПб, Азбука, 2000. 318 с.
243. Жид А. Топи / А. Жид: пер. с фр. И. Сабовой, сост., вступ., ст. В. Никитина; Коммент. С. Зенкина, И. Сабовой // Собр. соч.: в 7 т. М.: ТЕРРА Книжный клуб, 2002. Т. 7. С. 107-175.
244. Жид А. Фальшивомонетчики. Тесные врата / А. Жид: пер. с фр. В. Никитина. М.: Прогресс, 1991. С 271-586.
245. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное / Аввакум // Древняя русская литература: Хрестоматия. М., 1988. С.396-404.
246. Золя Э. Творчество / Э. Золя // Собр. соч.: В 18 т. М., 1957. Т.11.
247. Каверин В.А. Художник неизвестен / В.А. Каверин // Собр. соч. В 8 т. М.: Художественная литература, 1980. Т.2. С.7-106.
248. Кузмин М.А. Форель разбивает лед / М.А. Кузмин // Избранные произведения. Л.: Художественная литература, 1990. С.283-294.
249. Леонов Л.М. Вор / Л.Н. Леонов. М.: Советский писатель, 1979.633 с.
250. Лесков Н.С. Детские годы / Н.С. Лесков // Собр. соч.: В 11 т. М., 1957. Т.5. С.279-450.
251. Мандельштам О. Э. Египетская марка / О.Н. Мандельштам. Собр. соч.: в 4 тт., М.: Терра-Терра, 1991. Т.2. С. 3-42.
252. Мандельштам О.Э. Конец романа / O.Q. Мандельштам. Собр., соч. в 4-х тт., М.: Тера-Терра, 1991. Т.2. С. 266-269. В работе оформляется следующим образом: Мандельштам 1991а.
253. Мандельштам О.Э. О природе слова / 0.31. Мандельштам. Собр., соч. в 4-х тт., М.: Терра-Терра, 1991. Т. 2. С. 241-259. Мандельштам 19916.
254. Мандельштам О.Э. Слово и культура / О.Э. Мандельштам. Собр., соч. в 4-х тт., М.: Терра-Терра, 1991. Т.2. С. 222-227.Мандельштам 1991в.
255. Мандельштам О.Э. Утро акмеизма / 0.3. Мандельштам. Собр., соч. в 4-х тт, М.: Терра-Терра, 1991. Т.2. С. 320-325.Мандельштам 1991г.
256. Мандельштам О.Э. Четвертая проза / O.D. Мандельштам. Собр., соч. в 4-х тт, М.: Терра-Терра, 1991. Т.2. С. 177-192. Мандельштам 1991д.
257. Мандельштам О.Э. Шум времени / О.Э . Мандельштам. Собр., соч. в 4-х тт, М.: Терра-Терра, 1991. Т.2. С. 45-108.Манделыитам 1991е.
258. Набоков В.В. Дар / В. Набоков Дар. Романы. Свердловск, 1990. С. 263-588.
259. Нерваль Ж. де. Дочери огня: Новеллы; Стихотворения / Ж. де Нерваль: пер. с фр. Н. Жирмунской. Л.: Художественная литература, 1985. 448 с.
260. Нерваль Ж. де. Путешествие на Восток / Ж. де Нерваль: сокр. пер. с фр. М. Таймановой. М, 1986.
261. Нурисье Ф. Украденный роман / Ф. Нурисье: пер. с фр. Л.Н. Токарева. М.: Текст, 2002. 143 с.
262. Паскаль Б. Мысли / Б. Паскаль: пер. с фр. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 368 с.
263. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго / Б.Л. Пастернак. Пермь, 1990.584 с.
264. Пиранделло Л. Шесть персонажей в поисках автора / Л. Пиранделло // Избранные произведения: пер. с ит. М, 1994. С.431-489.
265. Поэзия франг^узского сюрреализма: Антология: пер. с фр, сост., предисл, коммент. М. Яснова. СПб.: Амфора. 2004.
266. Пришвин М. Журавлиная родина /М.М. Пришвин // Собр. соч.: В 8 т. М, 1983. Т.З.
267. Пруст М. Против Сент-Бёва: статьи и эссе / М. Пруст: пер. с фр. Т.В.Чугуновой. М, 1999. 222 с.
268. Пруст М. Содом и Гоморра / М. Пруст: пер. с фр. Н.М. Любимова. М.: Республика, 1993. 496 с.
269. Пруст М, У Германтов / М. Пруст: пер. с фр. Н.М. Любимова. М.: Художественная литература, 1980. 647 с.
270. Пруст М. Беглянка/М. Пруст: пер. с фр. Н.М. Любимова. М.: КРУС, 1993. 336 с.
271. Пруст М. Обретённое время / М. Пруст: пер. с фр. А. Смирновой. СПб.: ИНАПРЕСС, 2000. 384 с.
272. Пруст М. Пленница / М. Пруст: пер. с фр. Н.М. Любимова. М.: Художественная литература, 1992. 432 с.
273. Пруст М. По направлению к Свану / М. Пруст: пер. с фр. Н. Любимова. М.: Художественная литература, 1973. 464 с.
274. Пруст М. Под сенью девушек в цвету / М. Пруст: пер. с фр. Н.М. Любимова. М.: Художественная литература, 1976. 554 с.
275. Руссо Ж-Ж. Исповедь / Ж-Ж. Руссо Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя / Ж-Ж. Руссо: пер. с фр. Д. Горбова. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1961. Т.З. С. 9-568.
276. Руссо Ж-Ж. Юлия, или Новая Элоиза / Ж-Ж. Руссо: пер. с фр. Н. Немчимовой, А. Худадовой. М.: Худож. лит., 1968. 774 с.
277. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа ташкентцы / М.Е. Салтыков-Щедрин. Собр., соч. в 10. М., 1988. Т. 3.
278. Саррот П. Тропизмы. Эра подозрения / Н. Саррот: пер. с фр. Вступ. ст. А. Таганова. М., 2000. 448 с.
279. Саррот П. Золотые плоды / Н. Саррот: пер. с фр. Р. Райт-Ковалёвой. М.: Прогресс, 1969. 127 с.
280. Сартр Ж-П. Слова / Ж-П. Сартр // Избранные произведения: пер. с фр. М., 1992. С. 365-479.
281. Сартр Ж-П. Тошнота / Ж-П. Сартр // Избранные произвеления:пер. с фр. М, 1992. С. 17-176.
282. Стерн Л. Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентельмена / JI. Стерн: пер. с англ. А.А. Франковского. М.: ACT: ЛЮКС, 2005. 589 с.
283. Стерн Л. Письма Йорика к Элизе / Л. Стерн // Сентиментальное путешествие по Франции и Италии: пер. с англ. А.А. Франковского. СПб.: Лимбус Пресс, 1999. С. 283-306.
284. Фильдинг Г. История Тома Джонса, Найдёныша / Г. Фильдинг: пер. с англ. М.: Художественная литература, 1973. 879 с.
285. Хаксли О. Контрапункт. О дивный новый мир. Рассказы / О. Хаксли: пер. с англ. Г. Анджапаридзе. М.: Радуга, 2000. 624 с.
286. Шкловский В.Б. Zoo, или Письма не о любви / В.Б. Шкловский. Собр., соч.: в 3 т. М.: Художественная литература, 1973. Т. 1. С. 163-230.
287. Шкловский В.Б. Сентиментальное путешествие / В.Б. Шкловский. М, 1990.
288. Шкловский В.Б. Гамбургский счёт: Статьи воспоминания -Эссе (1914-1933) / В.Б. Шкловский. М.: Советский писатель, 1990. 544 с.
289. Шкловский В.Б. О теории прозы / В.Б. Шкловский. М.: Советский писатель, 1983. 384 с.
290. Шкловский В.Б. Техника писательского ремесла / В.Б. Шкловский. М, 1927.
291. Шлегелъ Ф. Люцинда / Ф. Шлегель // Избр. проза немецких романтиков: в 2 т. М, 1979. Т.1.
292. Элиот Т.С. Бесплодная земля. Избранные стихотворения и поэмы / Т.С. Элиот: пер. с англ. А. Сергеева. М, 1971.
293. Эренбург ИТ. Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников. / И.Г. Эренбург // Собр. соч. в 9. М, 1962. Т. 1.
294. Aragon L. Anicet ou le panorama / L. Aragon. Paris : Gallimard, 1936. 197 p.
295. Breton A. L1 amour fou / A. Breton. Paris: Gallimard, 1980. 138 p.
296. Breton A. Nadja / A. Breton. Editions Gallimard, 1964.181 p.
297. Gide A. Journal des Faux- Monnayeurs / A. Gide. Paris: Gallimard 1927. 148 p.
298. Gide A. Les Faux-Monnayeurs / A. Gide. Paris: Gallimard, 1995.380 p.
299. Nerval G.de. Aurelia. Pandora / G. de Nerval. Paris : Flammation, 1998.97 р.
300. Proust M., Gide A. Lettres / M. Proust, A. Gide. Bruxelles, 1988.129 p.
301. Proust M. A la recherche du Temps Perdu / M. Proust. Paris: Gallimard, 2000. 2408 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.