Тибетские институты власти и цинская система администрирования: особенности взаимодействия, середина XVII - конец XVIII вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Люлина, Анастасия Геннадьевна

  • Люлина, Анастасия Геннадьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 174
Люлина, Анастасия Геннадьевна. Тибетские институты власти и цинская система администрирования: особенности взаимодействия, середина XVII - конец XVIII вв.: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 2016. 174 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Люлина, Анастасия Геннадьевна

Оглавление

Введение

Глава 1. Тибето-китайские отношения в начале правления династии Цин

§ 1.1. Тибетский буддизм и институт Далай-ламы к сер. XVII в.:

формирование принципа «чой йон»

§ 1.2. Монастыри Гелуг и монашество

§ 1.3. Тибетские институты власти при Далай-ламе V

§ 1.4. Визит Далай-ламы V ко двору императора Шуньчжи

§ 1.5. Тибетский буддизм при императорском дворе: культы Манджушри и

Авалокитешвары

Глава 2. Политические институты Цин по урегулированию дел в Тибете: причины создания и особенности функционирования

§ 2.1. Далай-лама VI и политический кризис в Тибете

§ 2.2. Гражданская война в Тибете 1727-1728 гг.: причины и

последствия

§ 2.3. Положение Панчен-ламы V при императорах Канси и

Юнчжэне

§ 2.4. Цинские институты власти при Далай-ламе VII

Глава 3. Отношения между Тибетом и Цин в кон. XVIII в.: от патронажа к

протекторату

§ 3.1. Далай-лама VIII и Панчен-лама VI: преемственность принципа «чой-йон»

§ 3.2. Роль Цинов в военно-политической кампании против гуркхов 1788 -

1792 гг

§ 3.3. Институт жеребьевки из «золотой вазы»

§ 3.4. Статус Тибета в цинской системе администрирования в кон. XVIII

в

§ 3.5. Статус Далай-ламы в цинской системе администрирования в конце

XVIII в

Заключение

Список сокращений, принятых при цитировании и ссылках на источники и

литературу

Список источников и

литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тибетские институты власти и цинская система администрирования: особенности взаимодействия, середина XVII - конец XVIII вв.»

Введение

Актуальность темы настоящей диссертации обусловлена рядом факторов.

Тибет после преобразований Далай-ламы V (1617-1682) представлял собой теократическую монархию с преобладанием религиозных институтов власти. Тибетский буддизм и духовный глава сангхи Далай-лама являлись ядром вновь образовавшегося тибетского государства. Одной из особенностей тибетских институтов власти было специфическое положение членов правительства от служащих-монахов до высших тулку (инкарнированных лам), относящихся к элите тибетского общества. Разного рода связи и отношения, в т.ч. дипломатические, строились на принципе «чой-йон» - отношениях «духовный наставник - светский покровитель». Взаимный интерес лидеров одной из школ тибетского буддизма (Гелуг) и императоров новоутвержденной династии Цин (1644-1911), обусловленный стремлением каждой стороны к расширению сферы своего влияния в Центрально-азиатском регионе, стимулировал образование между ними религиозно-политического союза. Данный союз являлся уникальным конструктом, сочетающим одновременно взаимное признание политических интересов сторон, и столкновение буддийской этики наставничества и китайской конфуцианской дипломатической теории, согласно которой Поднебесная является центром мира, а добродетель императора распространяется на все иноземные варварские народы. На протяжении полутора веков отношения по типу «чой-йон» (как союз и как принцип взаимоотношений) между Далай-ламами, Панчен-ламами и цинскими императорами играли важную роль в процессе развития тибето-цинских отношений. Вопрос статуса монархов по отношению друг к другу стал

одним из основных, повлиявших на изменение трактовки данного принципа к концу XVIII в.

При дворе императора Цяньлуна (1736-1796) тибетский буддизм процветал, религиозно-политический союз между Цин и Тибетом получил новое развитие, подкрепленный культами бодхисаттв Манджушри (воплощение - император) и Авалокитешвары (воплощение - Далай-лама). Однако именно Цяньлун в трактате «Ламашо» разграничил статусы обоих правителей в пользу императорской власти. Это событие, вместе с введением императором жеребьевки из «золотой вазы» при выборе высших инкарнаций, символизировало китайский суверенитет над законами тибетского буддизма и переход к усилению административного контроля Цинов в Тибете.

События сер. XVII в. - XVIII в., в т.ч. произошедшие в Тибете при участии династии Цин, стимулировали трансформацию всех сфер жизни тибетцев. Политический кризис при Далай-ламе VI (1683-1706), последующие Кукунорское восстание (1723-1725) и Гражданская война в Тибете (1727-1728), джунгарская угроза (и вторжение их в Тибет) способствовали привлечению внимания Цинов к тибетским институтам власти и управления, и в частности, к институту Далай-ламы. Серьезные изменения в политической структуре Тибета произошли после Тибето-непальской войны (1788-1792), когда Цины утвердили систему администрирования в регионе во многом благодаря воздействию на институт тулку. Она была представлена цинскими наблюдателями (амбани), Советом министров (Кашаг), военными гарнизонами, инкарнированными регентами, соответствующими законодательными актами и постановлениями. Эти нововведения изменили структуру тибетской системы власти Ганден Пходранг. Фигуры Далай-ламы, Панчен-ламы и регентов стали тремя опорами цинской власти в регионе в конце XVIII в.

Необходимость цинского присутствия в Тибете обуславливалась и той консолидирующей и умиротворяющей ролью, которую играли тибетский буддизм и Далай-лама для монгольских народов. Таким образом, цинский патронаж над Тибетом (поддержка и покровительство власти Далай-ламы), номинально установленный после визита Далай-ламы V ко двору императора Шуньчжи в 1652 г. и подкрепленный религиозно-политическим союзом «чой-йон», сменился протекторатом (частичная зависимость Тибета от Цинской империи, ограничение суверенитета во внутренних делах) только в конце XVIII в. Этот переходный процесс сопровождался усилением административного контроля Цинов в регионе через институт тулку, изменением трактовки принципа отношений «чой-йон» и уточнением статуса Далай-ламы и императора по отношению друг к другу.

Углубленное рассмотрение истории развития тибетских институтов власти, аспектов буддийской дипломатии и этических норм, ставших ключом к формированию специфических религиозно-политических отношений между лидерами ведущей школы тибетского буддизма Гелуг и императорами Цин в период сер. XVII - кон. XVIII вв., позволит уточнить содержание и характер тибето-цинских отношений, и этапы их развития. Изучение влияния Цинской системы администрирования на институты власти Тибета позволит нам не только определить особенности их взаимодействия, но и выявить новые дискурсы в их дальнейшем сосуществовании. Рассматриваемые аспекты тибето-цинских отношений данного периода, в конечном счете, повлияли на присоединение Тибета к КНР в середине ХХ в. и на возникновение существующих проблем статуса Тибета и Далай-ламы XIV.

В то же время, несмотря на наличие целого ряда исследований по отдельным событиям и личностям Тибета изучаемого периода, в отечественной и зарубежной науке еще не осуществлено исследование

специфики взаимодействия тибетских институтов власти и цинской системы администрирования, и роли религиозно-этического аспекта в тибето-цинских отношениях.

Степень разработанности темы.

В отечественной историографии тибето-цинских отношений период сер. XVII - кон. XVIII вв. мало изучен по сравнению с более поздним временем. Специфика тибетских институтов власти и некоторые особенности их взаимодействия с цинской администрацией в историческом контексте рассмотрены в единичных работах. Возможно, это связано со сложностями изучения китайских источников, изданных до середины XX в. (то есть до реформы письменности в КНР), а также с труднодоступностью тибетских источников. В целом, в исследованиях прослеживается существенный уклон в собственно историю тибето-китайских отношений, при этом выделяется ХХ в.

Наряду с общими работами о роли династии Цин в религиозно-политической жизни Тибета, есть публикации, исследующие отдельные институты (институт амбаней, институт «золотой урны»), законодательные акты, ключевые события и личности. Значительное количество изданий посвящено комплексному исследованию Тибета, внимание уделено и тибето-монгольским отношениям изучаемого периода.

В отечественной литературе к числу ранних капитальных трудов следует отнести книгу Н.Я. Бичурина «Описание Тибета в нынешнем его состоянии» 1 , написанную на основе перевода сочинений китайских чиновников о путешествиях в Тибет в 1786 г. по служебным делам (ЕЩП □ wëizang ^Ы 'Картографическое описание Центрального и Западного Тибета'), а также текстов «Собрания уложений династии Цин».

1 Бичурин Н.Я. Описание Тибета в нынешнем его состоянии. Пер. с китайского. СПб.: Типография Императорского воспитательного дома, 1828.

Комментарии автора о своей работе выражают основное ее значение: «Хотя сведения, собранные здесь, не можно почесть полными: но равным образом нет в них ни недостатка, ни излишества. План основателен, порядок ясен. Тот неправо будет судить, кто скажет, что сведения сии маловажны. Еще никогда Китай, не соединял в себе столько Царств, не имел столь пространных пределов, как при настоящей Династии»2. «Описание Тибета» представляет большую ценность в плане изучения реографии Тибета, нравов и обычаев местных жителей. Н.Я. Бичурин стал первым российским китаеведом, который не только на основе маньчжурских источников изучил положение Цинской империи, но по династийным историям описал сопредельные с ней страны и регионы. «Порядок требовал прежде осмотреть Тибет, Тюркистан и Монголию, - писал Н. Я. Бичурин, - т.е. те страны, которые издавна находятся в тесных связях с Китаем, и через которые самый Китай имеет связи с Индиею, Среднею Азиею и Россиею. Надлежало прежде обозреть географическое положение и политическое состояние помянутых стран и отсюда вывести политические виды Китая на оные» . В это же время вышел двухтомный перевод С.В. Липовцова с маньчжурского языка «Уложения Китайской палаты внешних сношений»4 (Лифаньюань цзэли) - сборника законов, регламентирующего отношения Китайской империи с внешними зависимыми и независимыми государствами. Г. Цыбиков в 1899 - 1902 гг. предпринял экспедицию в Центральный Тибет. В это время в Тибете действовал режим ограниченного

2 Бичурин Н.Я. Описание Тибета в нынешнем его состоянии. Пер. с китайского. СПб: Типография Императорского воспитательного дома, 1828.

URL:

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumentv/China/Bicurin/Opis Tibeta nynes sost/pred.htm (дата обращения 06.07.2016)

3 [Бичурин Н. Я.] Иакинф. Статистическое описание Китайской империи. С приложением географической карты на пяти страницах. В двух частях. Ч. 2. СПб., 1842.

4 Уложение Китайской палаты внешних сношений. Пер. с маньчжурского С. Липовцов. СПб: Типография Департамента народного просвещения, 1828.

доступа для иностранцев, что было утверждено цинским правительством и лхасскими властями. Г. Цыбиков получил разрешение на въезд в Тибет наряду с другими буддистами - выходцами из стран Азии5. Для диссертанта важны исторические, политико-религиозные и иные соображения и наблюдения о жизни тибетского монашества и монастырей, которые Г. Цыбиков изложил в труде «Буддист-паломник у святынь Тибета» 6 , опубликованном Русским Географическим обществом в Петрограде. Другой его труд - «О Центральном Тибете» 7 содержит не только отчеты о путешествиях, но и переводы с комментариями «Ламрим Ченмо» («Большое руководство к этапам Пути Пробуждения») Чжэ Цонкапы.

В середине прошлого века выходят значимые работы А.И. Вострикова

8 9

по тибетской исторической литературе и труды Ю.Н. Рериха .

Основные результаты тибетологических исследований ко второй половине XX в. представлены в монографии Е.И. Кычанова и Л.С. Савицкого «Люди и боги Страны снегов»10. Большой вклад в исследование статуса и политического положения Тибета в изучаемый в диссертации период, на основе подробного лексического и морфологического анализа китайских источников, сделал А.С. Мартынов11. По его мнению, отношения Китая периода Цин с Тибетом, как и с другими странами, устанавливались, исходя из концепции «хуа-и» (Китай - варвары) и принципа статусности

5 Индусы Сарат Чандра Дас, Наин Сингх, японец Екай Кавагуци. См. Цыбиков Г. Буддист-паломник у святынь Тибета. Петроград, 1919. С. 7-8.

6 Цыбиков Г.Ц. Избранные труды в двух томах. Т. 1: Буддист-паломник у святынь Тибета. Новосибирск, 1991.

7 Цыбиков Г.Ц. Избранные труды в двух томах. Т. 2: О Центральном Тибете, Монголии и Бурятии. Новосибирск, 1981.

Востриков А.И. Тибетская историческая литература. М., 1962.

9 Рерих Ю. Н. Тибет и Центральная Азия: статьи, лекции, переводы. Самара: Издательский дом «Агни», 1999; Рерих Ю.Н. Монголо-тибетские отношения в XVI и начале XVII вв. // Монгольский сборник (экономика, история и археология). М., 1959.

10 Кычанов Е.И., Савицкий Л.С. Люди и боги Страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры. М., 1975.

11 Мартынов А.С. Статус Тибета в XVП-XVШ веках в традиционной китайской системе политических представлений. М., 1978.

правителей, что прослеживается в цинских источниках. Автор справедливо отмечает, что Тибет вообще мало интересовал маньчжуров в плане постепенного завоевания или поглощения в состав империи вплоть до конца XVIII в., когда начался тибето-непальский конфликт (1788 г.); все важнейшие социальные и экономические сферы жизни страны находились за пределами маньчжурских интересов 12. Диссертант согласен с такой точкой зрения.

В связи с тем, что монгольские народы сыграли ключевую роль в становлении тибето-цинских отношений, нельзя не упомянуть работы представителей Калмыцкого института гуманитарных исследований по истории монголов и ойратов периода Цинской империи. В статьях В.П.

13

Санчирова раскрывается не только вклад ойратов-хошутов в историю и культуру Тибета, но и затрагиваются основные вопросы политики Цин в Центрально-азиатском регионе. История и особенности культуры Тибета с привлечением китайских источников подробно изложены в сводной монографии «История Тибета с древнейших времен до наших дней» Е.И. Кычанова и Б.И. Мельниченко14.

Только в начале XXI в. появились работы, в которых с учетом новых данных рассматривается роль Далай-лам и Панчен-лам в истории тибето-китайских отношений и в целом роль ламаистской церкви в Китае. В 2001 г. вышла монография Е.Л. Беспрозванных «Лидеры Тибета и их роль в тибето-китайских отношениях XVII - XVIII вв.», а в 2005 г. учебное пособие

12 Там же. С. 226-227.

13 Санчиров В.П. Теократия в Тибете и роль Гуши-хана в ее окончательном утверждении // Ламаизм в Калмыкии. Элиста, 1977. С. 15-26; Санчиров В.П. Ойраты в Цинской империи в конце XVIII в. // V Международный конгресс монголоведов. Улан-Батор, сент. 1987. С. 117-126.

14 Кычанов Е.И., Мельниченко Б.И. История Тибета с древнейших времен до наших дней. - М.: Восточная литература. 2005.

«Тибето-китайские отношения в XVII - XVIII вв.»15, где уделяется особое внимание роли политических и религиозных лидеров Тибета в формировании тибето-китайских отношений, исследуются цинские законодательные акты конца XVIII в. и их значение для тибетского общества16.

Роль отдельных лам традиции Гелуг в распространении учения в Тибете и среди кочевников (ойратов) рассмотрена в монографии Б.У. Китинова «Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов

17

(XIII-XVII вв.)» . Исследователь, опираясь на источники на тибетском и европейских языках, также приводит детальное описание ключевых событий тибето-китайских отношений. В связи с этим особое значение для нашей работы (применительно к XVII в.) имеет первая глава монографии, предоставляющая подробный разбор тибетских, монголоязычных и китайских источников.

Среди трудов российских тибетологов необходимо отметить статьи тибетолога и синолога И.Р. Гарри. В своей работе диссертант использовал

материал из ее статей о монастырях и монастырской системе Тибета

18

изучаемого периода .

15 Беспрозванных Е.Л. Лидеры Тибета и их роль в тибето-китайских отношениях XVII -XVIII вв. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001; Беспрозванных Е.Л. Тибето-китайские отношения в XVII - XVIII вв. Волгоград: Издательство ВолГУ, 2005.

16 Беспрозванных Е.Л. Институт «Золотой урны» в Тибете: китайское вмешательство в религиозную традицию // Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. Выпуск 11. 2006. С. 50-60; Беспрозванных Е.Л. «Уложение китайской Палаты внешних сношений» о новых принципах управления Тибетом // Вестник ВолГУ, Серия 4, Всеобщая история.2008. №2. С. 38-51.

17 Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.) / Под общ. ред. Бонгард-Левина. Москва: Товарищество научных изданий КМК, 2004.

18 Гарри И.Р. Лхасские святыни // Вестник БНЦ СО РАН. 2012. № 1 (5). С. 219-228; Гарри И.Р. Восстановление монастырской системы Тибета: проблемы и перспективы // Улан-Удэ: Вестник БГУ, 2009. С. 19-22; Гарри И.Р. Тибетский храм Джокхан // Новый исторический вестник. Специальный выпуск. М.: Изд-во РГГУ, 2012. С. 54-64.

В 2010 г. вышла капитальная работа С. Л. Кузьмина «Скрытый Тибет»19, в которой автор обращается к малоизученным сторонам истории тибетского народа. В последних статьях С.Л. Кузьмина прослеживается идея, имеющая важное значение для уточнения положения Тибета и его лидеров в системе политических институтов КНР - Китайская Народная

Республика не может рассматриваться в качестве наследницы ресурсов и

20

достояния империи Цин . Для нашего исследования интерес представляет статья «Отношения «наставник - покровитель» и проблема статуса Тибета» 21 , в которой изучаются основы взаимоотношений правителей Тибета с императорами династий Юань, Мин и Цин.

Монография «Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве буддизма»22 Ю.И. Елихиной предоставляет собой ценное исследование истории, идеологии и искусства тибетского буддизма. Материал о роли культов бодхисаттв Авалокитешвары (воплощение -Далай-ламы Тибета) и Манджушри (воплощение - императоры Цин) в укреплении государственности Тибета и Китая помог диссертанту уточнить соответствующие вопросы в процессе исследования. Почитание правителей в качестве воплощений бодхисаттв подготовило почву для нового, этического уровня трактовки религиозно-политического союза монархов, к которому обращается диссертант в своем исследовании.

19 Кузьмин С.Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации. СПб: издание

А.Терентьева, 2010.

20

Дмитриев С.В., Кузьмин С.Л. Империя Цин как Китай: анатомия исторического мифа// Восток (ОШБШ). 2014. №1. Сс. 5-17.

21 Кузьмин С.Л. Отношения «наставник - покровитель» и проблема статуса Тибета // Наука и буддизм: материалы научн. конф. с участием иностранных ученых / Учреждение РАН «Институтт монголоведения, буддологии и тибетологии». Улан-Удэ: Издательство Бурятского университета, 2012. С. 261 - 273.

22 Елихина Ю.И. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве буддизма. СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-история, 2010.

Отдельного внимания заслуживает книга В.Л. Успенского о высшем

23

тибетском монашестве при императорском дворе в Пекине . Автор в основном опирается на монгольские и японские источники и исследования. М.А. Солощева в своей диссертации и статьях подробно рассматривает политику Цин в отношении Тибета в периоды правления императоров Канси (1662 -1722) и Юнчжэна (1723-1735)24. Правовые аспекты статуса Тибета XX века отражены в работах В.С. Кузнецова25, В.Н. Руденко26 и А.С.

27

Клинова .

Большая часть указанных работ, касающихся темы диссертационного исследования, была написана представителями трех основных центров тибетологии в России: Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН в г. Улан-Удэ, кафедра Монголоведения и тибетологии Восточного факультета СПбГУ и Отдел Центральной и Южной Азии Института восточных рукописей РАН в Санкт-Петербурге. В целом, в работах отечественных авторов немного обращений к китайским источникам и современной китайской историографии.

23

Успенский В.Л. Тибетский буддизм в Пекине. СПб., 2011.

24

Солощева М.А. Политика империи Цин в отношении Тибета в период правления императора Юнчжэна (1723-1735 гг.). Диссертация на соискание ученой степени к.и.н. СПб., 2014; Солощева М.А. Поиски легитимного преемника Далай-ламы VI. Тибетология в Санкт-Петербурге. Сборник статей. Выпуск 1. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2014. С. 60-68; Солощева М.А. Кукунорский мятеж 1723-1724 гг. и его значение для истории Тибета/ Вестник СПбГУ. Серия 13. 2013. Вып. 1. С. 58-67.

25 Кузнецов В.С. Ламаистский Тибет и китайское государство (1950-1959):история взаимодействия двух культур / Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Ин-т востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. М.: Вост. лит., 2002. С. 126-144.

26 Руденко В.Н. Жеребьевка из Золотой Урны - институт публичного права Китая (с приложением документов об избрании духовных лидеров тибетского буддизма) // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской Академии наук. Екатеринбург. Изд-во УрО РАН. 2007. Вып. 7. С. 284-309.

27 Клинов А.С. Политический статус Тибета и позиция ведущих мировых держав: 1914 г. - конец XX в. : автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.03 / Кубан. гос. унт. Краснодар, 2001; Клинов А.С. К вопросу о перспективах выхода Тибета из состава Китая // Историческая и социально-образовательная мысль. Краснодар, 2012. № 1 (11). С. 44-46.

Работы зарубежных авторов на английском языке по исследуемому вопросу можно условно сгруппировать по следующим темам исследований: политическая структура и религия Тибета; история тибето-цинских отношений и вклад в их развитие императоров Цин и Далай-лам; отдельные религиозно-политические институты и идеи в рамках тибето-цинских отношений.

Первая группа представлена такими фундаментальными исследованиями, как «Религия Тибета» британского тибетолога Ч. Бэлла, бывшего специальным послом в Лхасе и встречавшегося с Далай-ламой XIII; в эту группу следует отнести и статьи индийских исследователей

28 29

тибетского языка и культуры С.Ч. Даса и Р. Рахула . Среди комплексных работ по истории Тибета отметим книгу британского тибетолога Х.

30

Ричардсона «Тибет и его история» .

Среди работ второй группы по вопросу взаимоотношений между императорами Китая и Далай-ламами, а также значения тибетского буддизма для тибето-китайского диалога, выделяется ряд публикаций. Статья американского дипломата и востоковеда, соавтора политики «открытых дверей» США в отношении Китая У. Рокхилла «Далай-ламы

31

Лхасы и их отношения с маньчжурскими императорами Китая» до сих пор остается одной из наиболее полноценных работ по нашей теме исследования. Автор, опираясь на тибетские и китайские источники, приводя обширные цитаты и ценные комментарии, излагает события в Тибете с начала правления династии Цин. У. Рокхилл считает, что китайский протекторат был установлен в Тибете с 1720 г., когда Цины

28

Das S.Ch. Contributions on the Religion, History etc. of Tibet // Journal of Asiatic Society of Bengal. V. 11. Calcutta, 1882. Р. 1-75.

29

Ram Rahul. The Government and Politics of Tibet. Delhi: Vikas Publications, 1969.

30

Richardson H. Tibet and Its History. Oxford University Press, 1962.

31 Rockhill W. W. The Dalai Lamas of Lhasa and Their Relations with the Manchu Emperors of China. 1644-1908// T'oung Pao. Second Series, 1910. Vol. 11, No. 1. P. 1-104.

изгнали джунгар из Тибета и «привезли» Далай-ламу VII. Книга итальянского исследователя истории Гималаев Л. Петеха «Китай и Тибет в

32

начале XVIII в.» также дает подробное описание политических событий

33 34 35

указанного периода. Работы С. Группера , Дж. Хэвиа , Ю. Исихамы , Д. Фаркуара36 и З. Ахмада37 также важны для темы исследования. Наиболее авторитетные статьи этих и других авторов по данному периоду вошли в

38

состав второго тома трехтомного собрания по истории Тибета А. Маккея . В этой группе представлены и некоторые китайские исследования на английском языке, например «Тибетские контакты цинского двора:

39

Джанджа-хутухта Ролби-Дорджэ и император Цяньлун» Вана Сянъюня , «Размышления о Тибете» Вана Лисюна40 и «История Тибета» Чень

Цинъина41.

К третьей группе исследований мы отнесем статьи, в которых изучаются собственно институты и понятия тибетского буддизма, имеющие отношение к нашей теме. Например, это работа «Идея Буддийского

32

Petech L. China and Tibet in the early 18th century. History of the Establishment of Chinese protectorate in Tibet / T'oung Pao. Leiden, 1950.

3 Grupper S.M. Manchu Patronage and Tibetan Buddhism during the First Half of the Ch'ing Dynasty // J. Tibetan Society. 1984. № 4. P. 47-75.

34 Hevia J. Lamas, Emperors, and Rituals: Political Implications in Qing Imperial Ceremonies // J. International Assoc. Buddhist Studies. 1993. № 16 (2). P. 243-278.

35 Ishihama Y. New Light on the "Chinese Conquest of Tibet" in 1720 (based on the new Manchu sources) // Tibetan Studies, PIATS VII, 1997. P. 419-426; Ishihama Y. A study of the seals and titles conferred by the Dalai Lamas // Tibetan Studies, 1992. № 2. P. 501-515.

36 Farquhar D.M. Emperor as Bodhisattva in the governance of the Ch'ing Empire // Harvard J. Asiatic Studies, 1978. № 38 (1). P. 5-34.

37

Ahmad Zahiruddin. Sino-Tibetan relations in the 17th century. Roma: Instituto Italiano per il Medio ed Esteremo Oriente, 1970.

38

The History of Tibet. The Medieval Period: 850 - 1895. The development of Buddhist Paramountcy / Ed. by Alex McKay. London, New York, 2003.

39

Wang Xiangyun. The Qing Court's Tibet Connection: Lcang skya Rol pa'i rdo rje and the Qianlong Emperor // HJAS. 2000. Vol. 60. № 1. P. 125-63.

40 Wang Lixiong. Reflections on Tibet // New Left Review. London, 2002. No. 14, MarchApril. P. 79-111.

41 Chen Qingying. Tibetan History. Beijing: China Intercontinental Press, 2006.

правительства в Тибете, Монголии и Цин в начале XVII в.» Ю. Исихамы , в которой автор на основе тибетских, маньчжурских и монгольских источников выявила общий подход лидеров каждой страны к трактовке и использованию понятия Буддийское правительство во внешней политике. Публикация буддолога Д. Руэгга о семантике и значении понятия «чой-йон»43 стала первой в своем роде работой по выявлению истоков этого принципа (тиб. mchod-yon, «наставник-покровитель») и его связи с традиционными для буддийских народов Центральной Азии понятиями «yon mchod /mchod gnas /yon gnas». Отметим также работы чешского востоковеда Й. Колмаша о тибето-цинских отношениях44 и статью о реинкарнациях тулку и их собственности в Тибете М. Голдштейна45.

Ввиду появления новых материалов по тибетологии в последние годы, прежде всего в Китае, исследование представленных вопросов нуждается в уточнениях и дополнениях. В этой связи необходимо отметить труд немецкого тибетолога П. Швигера «Далай-лама и император Китая: политическая история тибетского института реинкарнации»46. В своем исследовании политической и социальной истории Тибета автор монографии помещает в центр внимания эволюцию традиционного тибетского института тулку (перерождений) с XVII по XIX вв. в связи с

42

Ishihama Y. The Notion of Buddhist Government Shared by Tibet, Mongol and Manchu in the early seventeenth century /Ed. Christopher Cuppers. Lumbini: Lumbini International Institute, 2004.

43 Ruegg D. Seyfort. Mchod yon, yon mchod and mchod gnas /yon gnas: on the historiography and semantics of a Tibetan religio-social and religio-political concept // The History of Tibet. Ed. by Alex McKay. London; New York: Routledge Curzon, 2003. Vol.2. P. 362-372.

44 Josef Kolmas. Tibet and Imperial China: a survey of Sino-Tibetan relations up to the end of the Manchu Dynasty in 1912. Canberra: Centre of Oriental Studies, The Australian National University, 1967; Josef Kolmas. A Chronology of the Ambans of Tibet // Tibetan Studies. PIATS V, Vol. 2. 1992. P. 541-558.

45 Melvyn C. Goldshtein. The Circulation of Estates in Tibet: Reincarnation, Land and Politics // The Journal of Asian Studies. Cambridge: Association for Asian Studies. Vol. 32, No. 3, 1973, P. 445-455.

46 Schwieger P. The Dalai Lama and the Emperor of China: A Political History of the Tibetan Institution of Reincarnation. New York: Columbia University Press, 2015.

попытками императоров Цин его контролировать. П. Швигер использует агиографические тексты тибетских архивных материалов, что позволяет создать уникальную картину тибетской структуры власти, на разных исторических этапах испытывавшей внешнее влияние монгольских и маньчжурских правителей. По нашему мнению, его вывод об институте тулку (а именно - Далай-ламы и Панчен-ламы) как основном рычаге цинского влияния в регионе является обоснованным.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Люлина, Анастасия Геннадьевна, 2016 год

Литература

- на русском языке:

Беспрозванных, Е.Л. Лидеры Тибета и их роль в тибето-китайских отношениях XVII - XVIII вв. / Е.Л. Беспрозванных. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001. - 356 с.

Беспрозванных, Е.Л. Тибето-китайские отношения в XVII - XVIII вв. / Е.Л. Беспрозванных. - Волгоград: Издательство ВолГУ, 2005. - 120 с.

Беспрозванных, Е.Л. Институт «Золотой урны» в Тибете: китайское вмешательство в религиозную традицию / Е.Л. Беспрозванных // Вестник ВолГУ. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. -2006. - Выпуск 11. - С. 50-60.

Беспрозванных, Е.Л. «Уложение китайской Палаты внешних сношений» о новых принципах управления Тибетом / Е.Л. Беспрозванных // Вестник ВолГУ, Серия 4: Всеобщая история. - 2008. - №2. - С. 38-51.

Востриков А.И. Тибетская историческая литература / А.И. Востриков. - М.: Издательство восточной литературы, 1962. - 429 с.

Гарри И.Р. Восстановление монастырской системы Тибета: проблемы и перспективы / И.Р. Гарри. - Улан-Удэ: Вестник БГУ, 2009. - С. 19-22;

Гарри И.Р. Лхасские святыни / И.Р. Гарри // Вестник БНЦ СО РАН. -2012. - № 1 (5). - С. 219-228;

Гарри И.Р. Тибетологические исследования в Китайской Народной Республике / И.Р. Гарри // Восток. Афро-азиатские общества: история и современность. - М., 2005. - №1. - С. 176-183.

Гарри И.Р. Тибетский храм Джокхан / И.Р. Гарри // Новый исторический вестник. Специальный выпуск. - М.: Изд-во РГГУ, 2012. - С. 54-64.

Дмитриев, С.В. Империя Цин как Китай: анатомия исторического мифа / С.В. Дмитриев, С.Л. Кузьмин // Восток (ОШЕШ). - 2014. - №1. - С. 5-17.

Дугаров, Р.Н. «Дэбтэр-Чжамцо» - источник по истории монголов Куку-нора / Р.Н. Дугаров. - Новосибирск: Наука, сибирское отделение, 1983. - 95 с.

Елихина, Ю.И. Культы основных бодхисаттв и их земных воплощений в истории и искусстве буддизма / Ю.И. Елихина. - СПб.: Филологический факультет СПбГУ; Нестор-история, 2010. - 292 с.

История буддизма и бон в Тибете / Библиотека Берзина А. (электронный ресурс). -

URL: http://studybuddhism.com/web/x/nav/group.html 677264862.html (дата обращения 07.07.2016)

Китинов, Б.У. Буддийская культура: от возможностей «мягкой силы» до потенциала Лумбини / Б.У. Китинов // Азия и Африка сегодня, 2015. -№7. - С. 53-57.

Китинов, Б.У. Священный Тибет и воинственная степь: буддизм у ойратов (XIII-XVII вв.) / Б.У. Китинов; под общ. ред. Бонгард-Левина. - М.: Товарищество научных изданий КМК, 2004. - 190 с.

Клинов, А.С. К вопросу о перспективах выхода Тибета из состава Китая / А.С. Клинов // Историческая и социально-образовательная мысль. -Краснодар, 2012. - № 1 (11). - C. 44-46.

Клинов, А.С. Политический статус Тибета и позиция ведущих мировых держав: 1914 г. - конец XX в. / Анатолий Сергеевич Клинов; автореферат дис. ... доктора исторических наук : 07.00.03 / Кубан. гос. ун-т. - Краснодар, 2001. - 41 с.

Кузнецов, В.С. Ламаистский Тибет и китайское государство (19501959): история взаимодействия двух культур / В.С. Кузнецов // Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Ин-т востоковедения; сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. - М.: Восточная литература, 2002. - С. 126-144.

Кузьмин, С.Л. Отношения «наставник-покровитель» и проблема статуса Тибета / С.Л. Кузьмин // Наука и буддизм: материалы научной конференции с участием молодых ученых. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2012. - С. 261-273.

Кузьмин, С.Л. Скрытый Тибет. История независимости и оккупации / С.Л. Кузьмин. - СПб: издание А.Терентьева, 2010. - 544 с.

Кычанов, Е.И. История Тибета с древнейших времен до наших дней / Е.И. Кычанов, Б.Н.Мельниченко. - М.: Восточная литература, 2005. - 351 с.

Кычанов, Е.И. Люди и боги Страны снегов. Очерк истории Тибета и его культуры / Е.И. Кычанов, Л.С. Савицкий. - М.: Наука, 1975. - 304 с.

Мартынов, А.С. Государственное и этическое в императорском Китае / А.С. Мартынов // Этика и ритуал в традиционном Китае. Сборник статей. -М.: Наука, 1988 (электронный ресурс). - URL: http://china-history. ru/books/item/fP0/s00/z0000001/st010. shtml (дата обращения 12.06.2016)

Мартынов, А.С. Традиция и политика в период Цяньлун / А.С. Мартынов // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики. М.: Наука, 1982. - С. 207-230.

Мартынов, А.С. Статус Тибета в XVII-XVIII веках в традиционной китайской системе политических представлений / А.С. Мартынов. - М. Наука. 1978. - 284 с.

Мелихов, Г.В. «Дацин личао шилу» как исторический источник / Г.В. Мелихов // Страны Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Проблемы истории и экономики. - М., 1969. - С. 58-79.

Намсараева, С.Б. Институт наместников цинского Китая в Монголии и Тибете в XVIII веке: дис. ...канд. ист. наук: 07.00.03. / Саяна Баировна Намсараева; Институт Востоковедения РАН. - М., 2003. - 249 с.

Васильев, В.П. Приведение в покорность монголов при начале Дайцинской династии (из «Шэн у цзи») / В.П. Васильев // Потанин Г.Н. Очерки Северо-западной Монголии. Вып. 3. - СПб., 1883. - С. 305-337.

Рерих, Ю. Н. Тибет и Центральная Азия: статьи, лекции, переводы / Ю.Н. Рерих. - Самара: Издательский дом «Агни», 1999. - 368 с.

Руденко, В.Н. Жеребьевка из Золотой Урны - институт публичного права Китая (с приложением документов об избрании духовных лидеров тибетского буддизма) / В.Н. Руденко // Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской Академии наук. -Екатеринбург: Изд-во УрО РАН. - 2007. - Вып. 7. - С. 284-309.

Санчиров В.П. Теократия в Тибете и роль Гуши-хана в ее окончательном утверждении / В.П. Санчиров // Ламаизм в Калмыкии. -Элиста, 1977. - С. 15-26.

Свидетельствуют факты // Архив ТАР (официальный сайт Посольства КНР в РФ). - URL: http://ru.china-embassy.org/rus/ztbd/xzzt/bczs/t69958.htm (дата обращения 02.04.2016)

Скрынникова, Т.Д. Основные тенденции в развитии ламаистской церкви Халхи XVII-нач. XX в. / Т.Д. Скрынникова // Источниковедение и историография истории буддизма. - Новосибирск, 1986. - С. 73-85.

Солощева, М.А. Поиски легитимного преемника Далай-ламы VI / М.А Солощева // Тибетология в Санкт-Петербурге. Сборник статей. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2014. - Выпуск 1. - С. 60-68.

Солощева, М.А. Кукунорский мятеж 1723-1724 гг. и его значение для истории Тибета / М.А Солощева // Вестник СПбГУ. Серия 13. - 2013. -Выпуск 1. - С. 58-67.

Солощева, М.А. Политика империи Цин в отношении Тибета в период правления императора Юнчжэна (1723-1735 гг.): дисс. ... канд. ист. наук:

07.00.03. / Мария Алексеевна Солощева; СПб. Государственный университет. - СПб., 2014. - 221 с.

Тибет. Правда, основанная на фактах. - Дхарамсала-Москва: Департамент информации и международных отношений Центральной тибетской администрации Его Святейшества Далай-ламы, 1993. -120 с.

Турман, Р. Зачем нам Далай-лама? Его «деяние истины» в интересах Тибета, Китая и всего мира / Роберт Турман; пер. с англ. Н. Иноземцевой. -М.: Фонд «Сохраним Тибет», 2012 - 312 с.

Успенский, В.Л. О государстве Гуши-хана / В.Л. Успенский // Тибетология в Санкт-Петербурге. Сборник статей. - СПб.: Петербургское Востоковедение, 2014. - Выпуск 1. - С. 52-59.

Успенский, В.Л. Тибетский буддизм в Пекине / В.Л. Успенский. -СПб.: Студия НП-Принт, 2011. - 368 с.

Цыбиков Г.Ц. Буддист-паломник у святынь Тибета/ Г.Ц. Цыбиков / Избранные труды в двух томах. - 2-е изд. - Новосибирск: «Наука». Сиб. отделение, 1991. - Т. 1. - 256 с.

- на английском языке:

Ahmad, Z. Sino-Tibetan relations in the 17th century / Zahiruddin Ahmad. -Roma: Instituto Italiano per il Medio ed Esteremo Oriente, 1970. - 345 p.

Ardley, J. The Tibetan Independence Movement: political, religious and Gandhian perspective / Jane Ardley. - London, New York: Routledge Curzon, 2003. - 224 p.

Bell, Ch. The Religion of Tibet / Charles Bell. - New Delhi: Asian Educational Services, 1992. - 236 p.

Chen Qingying. Tibetan History. - Beijing: China Intercontinental Press, 2006. - 181 p.

Dava Norbu. China's Tibet Policy. - Richmond: Curzon Press, 2001. - 470

p.

Das, S.Ch. Contributions on the Religion, History etc. of Tibet / Sarat Chandra Das // Journal of Asiatic Society of Bengal. - Calcutta, 1882. - Vol. 11. - P. 1-75.

Farquhar, D.M. Emperor as Bodhisattva in the governance of the Ch'ing Empire / David M. Farquhar // HJAS, 1978. - Vol. 38, № 1. - P. 5-34.

Goldshtein, M.C. The Circulation of Estates in Tibet: Reincarnation, Land and Politics / Melvyn C. Goldshtein // The Journal of Asian Studies. -Cambridge: Association for Asian Studies, 1973. - Vol. 32, No. 3. - P. 445-455.

Grupper, S.M. Manchu Patronage and Tibetan Buddhism during the First Half of the Ch'ing Dynasty / Samuel M. Grupper // JTS, 1984. - № 4. - P. 4774.

Hevia, J.L. Lamas, Emperors, and Rituals: Political Implications in Qing Imperial Ceremonies / James L. Hevia // JIABS, 1993. - Vol. 16, № 2. - P. 243278.

Hevia, J.L. Cherishing Men from Afar: Qing Guest Ritual and the Macartney Embassy of 1793 / James L. Hevia. - Durham and London: Duke University Press, 1995. - 292 p.

Ishihama, Y. A study of the seals and titles conferred by the Dalai Lamas / Yumiko Ishihama // Tibetan Studies, PIATS V, 1992. - P. 501-515.

Ishihama, Y. New Light on the "Chinese Conquest of Tibet" in 1720 (based on the new Manchu sources) / Yumiko Ishihama // PIATS VII, 1997. - P.419-426.

Ishihama, Y. The Notion of Buddhist Government (chos srid) Shared by Tibet, Mongol and Manchu in the early Seventeenth century / Yumiko Ishihama // The Relationships between Religion and State (chos srid zung 'brel) in Traditional Tibet / Ed. Christopher Cuppers. - Lumbini: Lumbini International Institute, 2004. - P. 15-32.

Ishihama, Y. On the Dissemination of the belief in the Dalai-lama as a Manifestation of the Bodhisattva Avalokitesvara / Yumiko Ishihama // The History of Tibet. The Medieval Period: 850 - 1895. The Development of Buddhist Paramountcy / Ed. by Alex McKay. - London, New York, 2003. - P. 538-553.

Ishihama, Y. The Conceptual framework of the dGa'-ldan's war based on the beye dailame wargi amargi babe necihiyeme toktobuha bodogob I bithe, "Buddhist Government" in the Tibet-Mongol and Manchu Relationship / Yumiko Ishihama // Tibet and Her Neighbours: A History / Ed. by A. McKay. - London, 2003. - P. 157-165.

Kapstein, M.T. The Tibetans / Matthew T. Kapstein. - Oxford: Blackwell Publishing, 2006. - 384 p.

Kapstein, M.T. The Seventh Dalai Lama Kalsang Gyatso / Matthew T. Kapstein // The Dalai Lamas: A Visual History / Ed. Martin Brauen. - London: Serindia, 2005. - P. 103-115.

Kitinov, B.U. Shakur Lama: the Last Attempt to build Buddhist State / Baatr U. Kitinov// Buddhism in Mongolian History, Culture and Society / Ed. by Vesna A. Wallace. - New York: Oxford University Press, 2015. - P. 37-52.

Kolmas, J. Tibet and Imperial China: A Survey of Sino-Tibetan Relations Up to the End of the Manchu Dynasty in 1912 / Josef Kolmas. - Canberra: The Australian National University, 1967. - 81 p.

Kolmas, J. A Chronology of the Ambans of Tibet / Josef Kolmas // Tibetan Studies, PIATS V, 1992. - Vol. 2. - P. 541-558.

Komatsubara, Y. The Political relationship between Tibet and the Qing Dynasty in the Latter Half of the Eighteenth Century and the Nineteenth Century: an Analysis How Bka'-blon was chosen / Yuri Komatsubara // Journal of Research Institute: Historical Development of the Tibetan Languages. - Meiji University, 2014. - Vol. 51. - P. 201-217.

Laird, T. The Story of Tibet: Conversations with the Dalai Lama / Thomas Laird. - New York: Grove Press, 2006. - 497 p.

Lessing, F.D. Yung-Ho-Kung, an Iconography of the Lamaist Cathedral in Peking: With Notes on Lamaist Mythology and Cult / Ferdinand D. Lessing. -Stockholm, 1942. - 182 p.

Mote, F.W. Imperial China 900-1800 / Frederick W. Mote. - Harvard University Press, 2003. - 1106 p.

Mullin, G.H. The Fourteen Dalai lamas: A Sacred Legacy of Reincarnation / Glenn H. Mullin. - New Mexico, Santa Fe: Clear Light Publishers, 2001. - 555 p.

New Qing Imperial History: The Making of Inner Asian Empire at Qing Chengde / Ruth W. Dunnell, Mark C. Elliott, Philippe Foret, James A Millward. -London and New York: Routledge, 2004. - 288 p.

Petech, L. China and Tibet in the early XVIIIth century: history of the Establishment of the Chinese Protectorate in Tibet / Luciano Petech. - Leiden: Brill, 1972. - 309 p.

Petech, L. Notes on Tibetan History of the Eighteenth century / Luciano Petech // T'oung Pao, Second Series. - Leiden: Brill, 1966. - Vol. 52, № 4/5. - P 261-292.

Petech, L. The Dalai-Lamas and Regents of Tibet: A Chronological Study / Luciano Petech // T'oung Pao, Second Series. - Leiden: Brill, 1959. -Vol. 47. - P. 368-394.

Rahul, R. The Government and Politics of Tibet / Ram Rahul. - Delhi: Vikas Publications, 1969. - 160 p.

Richardson, H.E. Tibet and Its History / Hugh E. Richardson. - Oxford University Press, 1962. - 308 p.

Richardson, H.E. The Dalai-lamas / Hugh E. Richardson // The History of Tibet. The Medieval Period: 850 - 1895. The Development of Buddhist Paramountcy / Ed. by Alex McKay. - London, New York, 2003. - 554-566 p.

Rockhill, W.W. The Dalai lamas of Lhasa and Their Relationship with the Manchu Emperors and China, 1644 - 1908 / Rockhill W. William // T'oung Pao, Second Series. - Leiden: Brill, 1910. - Vol. 11, № 1. - Р. 1-104.

Rossabi, M. Khubilai Khan: His life and times / Morris Rossabi. -Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1988. - 322 p.

Ruegg, D.S. Mchod yon, yon mchod and mchod gnas / yon gnas: on the historiography and semantics of a Tibetan religio-social and religio-political concept / David S. Ruegg // The History of Tibet. Ed. by Alex McKay. - London, New York: Routledge Curzon, 2003. - Vol.2. - P. 362-372.

Schwieger, P. The Dalai Lama and the Emperor of China: A Political History of the Tibetan Institution of Reincarnation / Peter Schwieger. - New York: Columbia University Press, 2015. - 342 p.

Shakabpa, W.D. Tibet. A Political History / Tsepon W.D. Shakabpa. - New York: Potala Publications, 1984. - 369 p.

Sinha, N.C. Chos Srid Gnyis Ldan (на англ.) / Nirmal C. Sinha // Bulletin of Tibetology, 1968. - Vol. 5, № 3. - Р. 13-27.

Sperling, E.H. Tibet's Foreign Relations in the Epoch of Fifth Dalia Lama / Elliot H. Sperling // Lhasa in the Seventeenth Century: The Capitals of the Dalai Lamas / Ed. Françoise Pommaret. - Leiden: Brill, 2003. - P. 119-132.

The History of Tibet. The Medieval Period: 850 - 1895. The development of Buddhist Paramountcy / Ed. by Alex McKay. - London, New York, 2003. -789 p.

Tsering Topgyal. The securitization of Tibetan Buddhism in Communist China // Politics and Religion in Contemporary China. - London, 2012. - V. 6, №2. - P. 217-249.

Tseten Dorjee. Tibetan art of divination (электронный ресурс) // Tibetan Bulletin. 1995. March-April.

URL: http://www.tibet.com/Buddhism/divination.html (дата обращения 06.03.2016)

Tucci, G. Tibetan Painted Scrolls / Giuseppe Tucci. - Roma: Libreria dello Stato, 1949. - Vol. 1. - 327 p.

Wang Furen, Suo Wenqing. Highlights of Tibetan History. - Beijing: New World Press, 1984. - 206 p.

Wang Lixiong. Reflections on Tibet // New Left Review. - London, March-April 2002. - № 14. - P. 79-111.

Wang Xiangyun. The Qing Court's Tibet Connection: Lcang skya Rol pa'i rdo rje and the Qianlong Emperor // HJAS, 2000. - Vol. 60, № 1. - Р. 125-163.

Ya Hanzhang. Biographies of the Tibetan Spiritual Leaders Panchen Erdenis. - Beijing: Foreign Language Press, 1987. - 350 p.

Yeshi Choedon. Review of Socio-Political Development of Tibet (6001950) // Bulletin of Tibetology. - Gangtok-Sikkim: Sikkim research Institute of Tibetology, 1996. - № 1. - P. 21-29.

- на китайском языке:

Ван Цзявэй, Нимацянцзан. Чжунго Сицзан дэ лиши дивэй (Исторический статус Тибета Китая). - Пекин: Учжоу чуаньбо чубаньшэ, 2003. - 331 с.

Го Цин. Лунь циндай чжуцзан дачэнь дэ лиши цзоюн (К вопросу об исторической роли института амбаней при династии Цин) // Сицзан яньцзю, 1998. - № 2. - С. 55-61.

Ди Фубао. Лиян сюэгун ичжи фасянь «Пиндин Цинхай гаочэн тайсюэбэй») Стела «На покорение Цинхая», обнаруженная на руинах Лиянского колледжа// Дуннань вэньхуа: Вэньу яньцзю (Культура Юго-

Востока: исследование памятников). - Лиян: Лиянши вэньу гуаньли баньгунши, 2006. - №5. - С.76-78.

Дэн Жуйлин. Юань мин ляндай чжунъян юй сицзан дифан дэ гуаньси (Отношения между центральным и тибетским правительствами во время династий Юань и Мин) - Пекин: Чжунго цзансюэ чубаньшэ, 1989. - 93 с.

ИОКПТ - Юань и лай си цзан ди фан юй чжун ян чжэн фу гуань си янь цзю (Исследование отношений китайского правительства с Тибетом начиная с династии Юань) / Дордже Цетен, Дэн Жуйлин, Чэн Цинъин, Чжан Юн, Чжу Циюань. - Пекин, 2005. - 1331 с.

Лю Шэнци. 1727-1728 нянь вэйцзан чжаньчжэн цяньхоу цин чжунъян дэ чжицзан фанцэ (Политика правительства Цин в Уй-Цзане накануне и после Гражданской войны 1727-1728 гг.) // Миньцзу яньцзю, 2004. - № 1. -С.92-101.

Ляо Цзугуй, Чень Цинъин. Цин чао цзиньпин чэцянь чжиду цзици лиши ии (Жеребьевка из Золотой вазы в период правления династии Цин и ее историческое значение) // Цзанчуань фоцзяо, хофо чжуаньши чжиду яньцзю луньвэньцзи (Сборник статей по изучению тибетского буддизма и системы реинкарнации тулку) / Гл. ред. Га Дава Цайжэнь. - Пекин: Чжунго цзансюэ чубаньшэ, 2007. - С. 235-251.

Тан Чжан-жу. Вэй Цзинь Нань Бэй чао ши лунь цун (Сборник статей по истории династий Вэй, Цзинь, Южных и Северных династий). - Пекин: Шанъу иньшу гуань, 2010. - 454 с.

Фэн Чжи. Ци ши Далай лама гасан цзяцо дэ чжэнцзяо е цзи (Достижения Далай-ламы VII Кэлсанг Гьяцо в области политики и религии) // Чжунго цзансюэ, 1989. - № 3. - С.62-76.

Фэн Чжи. Цин «Кан цян шэн ши» цэ фэн далай юй чжицзан дэ цзедуань син тэдянь пиншу (Особенности дарования титулов Далай-ламам

императорами Канси и Цяньлуном и управления Тибетом) // Сицзан яньцзю, 2004. - № 4. - С. 13-21.

Фэн Чжи. Люэлунь уши баньчань цзай канюн чжицзанчжун дэ лиши цзоюн (Историческая роль Панчен-ламы V во время правления цинских императоров Канси и Юнчжэна) // Чжунго цзансюэ, 2005. - №1. - С.40-47.

Хуан Вэйчжун. Цзанчуань фоцзяо дэ хофо чжуаньши чжиду (Система реинкарнации живых будд в тибетском буддизме) // Цзанчуань фоцзяо, хофо чжуаньши чжиду яньцзю луньвэньцзи (Сборник статей по изучению тибетского буддизма и системы реинкарнации тулку). Гл. ред. Га Дава Цайжэнь. - Пекин: Чжунго цзансюэ чубаньшэ, 2007. - С. 420-437.

Дао Вэй Цай Жанцзя (Дава Церинг). Ганьдань Почжан шици сицзан дэ чжэнчжи чжиду вэньхуа яньцзю (Исследование политического устройства Тибета в период Ганден Пходранг): дисс. ... доктора ист. наук: 07.00.07 / Миньцзу сюэ юй шэхуэй сюэ сюэюань, 2007. - 152 с.

Дао Вэй Цай Жанцзя (Дава Церинг). Сицзан Ганьдань Почжан дифан чжэнцюань дэ вэньшу данъань чжиду цзуншу (Обзор официальных документов и архивов в период Ганден Пходранга) // Чжунго цзансюэ, 2014. - №3. - С.107-112.

Цзинь Лэй. Люши баньчань эрдэни Баньдань Иси (Панчен-лама VI Палден Еше) // Цзанчуань фоцзяо, хофо чжуаньши чжиду яньцзю луньвэньцзи (Сборник статей по изучению тибетского буддизма и системы реинкарнации тулку). Гл. ред. Га Дава Цайжэнь. - Пекин: Чжунго цзансюэ чубаньшэ, 2007. - С. 293-317.

Чжан Хушэн. Юй чжи хуэйюань мяо бэй ханьвень бэйвэнь сяочжу -цзянь шо ци ши да лай ла ма и цзю хуэй юань сы (Высочайше сочиненная надпись на китайском языке на стеле из монастыря Хуэйюань и перемещение Далай-ламы VII в монастырь Хуэйюань) // Чжунго цзансюэ,1994. - № 3. - С.91-100.

Чжан Юнь, Ду Эньшэ. Цзанчуань фоцзяо хофо гауньли дэ лиши динчжи юй чжиду чуансинь (История администрирования системы тулку в тибетском буддизме) // Цзанчуань фоцзяо, хофо чжуаньши чжиду яньцзю луньвэньцзи (Сборник статей по изучению тибетского буддизма и системы реинкарнации тулку). Гл. ред. Га Дава Цайжэнь. - Пекин: Чжунго цзансюэ чубаньшэ, 2007. - С. 189-204.

Чжоу Жуньнянь. Бэйцзин Юнхэгун ючжи «Лама шо» бэйвэнь сяолу каоцюань (Комментарии к императорскому эпиграфу «Лама шо» на стеле в Юнхэгуне (электронный ресурс) / Сянган баолянь ченьсы. URL: http://hk.plm.org.cn/gnews/201141572011415228787.html (дата обращения 02.12.2015)

Чжоу Цян. Цун «чжу цзан да чэнь» чжиду кань цинчао дуй сицзан дэ тунчжи чжэнцэ (Политика династии Цин в Тибете в аспекте института амбаней) // Чунцин гуншан дасюэ, 2011. - №1. - Р.138-141.

Ю Миньчжун, А Гуй. Циньдин маньчжоу юаньлю као (Высочайше утвержденное исследование происхождения маньчжуров). - Шэньян: Ляонин миньцзу чубаньшэ, 1988. - 386 с.

Ян Цзямин. Циндай сицзан цзюньши чжиду (Военная система управления Тибетом в период правления династии Цин). - Тайбэй: Таншань чубаньшэ. 1996. - 214 с.

Я Ханьчжан. Далай-лама чжуань (Биографии Далай-лам). - Пекин: Хуавэнь чубаньшэ, 1999. - 389 с.

Словари, справочники и вспомогательные материалы Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. - М.: Наука, 1980. - 320 с.

Брокгауз А.Ф., Ефрон И.А. Новый энциклопедический словарь (электронный ресурс) / Под общ. ред. акад. К.К. Арсеньева. 1913. - 480 с. URL: http://www.vehi.net/brokgauz/ (дата обращения 03.06.2016)

Доронин, Б.Г. Китай XVII-XVIII веков. Проблемы историографии и источниковедения. Учеб. пособие / Б.Г. Доронин. - Л.: ЛГУ, 1988. - 177 с.

История Китая. Учебник / Под редакцией А.В. Меликсетова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. - 736 с.

Никитина Т.Н. Грамматика древнекитайских текстов / Т.Н. Никитина. - Л., 1982. - 148 с.

Филонов С.В. Теория и практика перевода (вэньянь): учебно-методическое пособие / С.В. Филонов. - Благовещенск: Амурский государственный университет, 2007. - 52 с.

Чжунго лиши да цыдянь. Цин ши. (Большой Словарь Китайской Истории. Период Цин). Т.1-6. - Шанхай: Шанхай цышу чубаньшэ, 2010.

Яхонтов С.Е. Древнекитайский язык / С.Е. Яхонтов / Ред. Г.П. Сердюченко. - М.: Наука, 1965. - 115 с.

Das S. Ch. Tibetan-English Dictionary / Sarat Ch. Das. - Calcutta: Motilal Banarsidass Publ., 2004. - 1353 p.

Powers J., Tampleman D. Historical Dictionary of Tibet / John Powers, David Templeman. - Lanham-Toronto-Plymouth: Scarecrow Press, 2012 г. - 832 p.

Wang Yuanfei. China CCP regulation for Religion [электронный ресурс] // Minzuzhongguo - Democratic China, 24.12.2011. -URL: http://minzhuzhongguo.org/ArtShow.aspx?AID=24688 (дата обращения 06.12.2015)

Zhang Boshu. Xizang wenti de genben chulu (Чжан Бошу. Истоки тибетского вопроса) [электронный ресурс]. - Beijing, 2008. -URL: http://www.epochtimes.com/gb/8/4/30/n2100239.htm (дата обращения 06.12.2015)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.