Теоретический анализ формирования убеждений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Савчук, Валерий Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат философских наук Савчук, Валерий Владимирович
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ФИЛОСОФСКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ
УЕЕВДЕНИЕ"
§ I. Содержание понятия "убеждение": аспекты и уровни анализа
§ 2. Соотношение понятий "убеждение", "мнение", "вера"
§ 3. Понятие "убеждение" как историко-философская проблема1.
ГЛАВА ГГ. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ
УБЕЖДЕНИЙ.
§ I. Проблема превращения знаний в убеждения
§ 2. Роль убеждений в развитии познания
ГЛАВА ПГ. СОЦИАЛЬНО-КЛАССОВАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ УЕЕ1ЩНИЙ
§ I. Общесоциологический анализ формирования убеждений . . . . ►.
§ 2. Психологические и социально-психологические аспекты формирования убеждений
§ 3; Взаимосвязь материальных условий жизни и идеологических процессов в формировании коммунистической убежденности в условиях социализма
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Диалектическое единство знаний и убеждений в политическом сознании общества развитого социализма1984 год, кандидат философских наук Веретюк, Александр Алексеевич
Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества1984 год, кандидат философских наук Кужельная, Ираида Прокофьевна
Понимание, его роль в процессе познания и формирования научного мировоззрения1985 год, кандидат философских наук Малиновская, Камилла Васильевна
Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма )1984 год, кандидат философских наук Дударенок, Светлана Михайловна
Атеистическая убежденность как нравственная ценность1984 год, кандидат философских наук Балычева, Марина Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретический анализ формирования убеждений»
Одной из важнейших задач коммунистического строительства является задача воспитания нового человека. В центре этой большой и I сложной задачи стоит формирование у всех советских людей коммунистического мировоззрения, основой и деятельным ядром которого выступает коммунистическая убежденность.
Разработка методологических вопросов, связанных с формированием убеждений, создание теории, отражающей реальный процесс этого формирования, а также условия и факторы, его обусловливающие,- важнейшая задача философской науки. Проблема сознательного и целенаправленного формирования коммунистических убеждений в современных условиях чрезвычайно сложна и многопланова. "Мы многого добились,-, подчеркнул в своем выступлении на Июньском /1983 г./ Пленуме ЦК КПСС К.У.Черненко, - в осуществлении цели, которой никто, кроме коммунистов, никогда не ставил, - формировании идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты. Но основания для самоуспокоенности нет. Ибо по мере нашего продвижения вперед постоянно возрастают не только возможности для всестороннего развития личности, но и требования к ней со стороны общества.связи с этим трудно найти проблемы, более актуальные, чем те, которые связываются с осуществлением процесса формирования коммунистической убежденности в условиях развитого социализма, т.к. от нее прямо зависят темпы совершенствования нашего общества и, в конечном счете, коммунистического строительства.
I. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983 г. М., 1983, с.35
Актуальность теоретического анализа формирования убеждений обусловливается также тем, что созидание и утверждение социалистичесг-ких форм духовной культуры происходит в противоборстве с возросшей идеологической и пропагандистской активностью современного международного империализма, в борьбе с мелкобуржуазной психологией, потребительской моралью, религиозностью и прочими негативными явлениями, живущими еще в психологии отдельных групп, в нравах, обычаях и привычках, имеющих многовековую историю своего существования. Дальнейшая научная разработка диалектико-материалистического понимания природы формирования убеждений в значительной степени способствует научному подходу к воспитанию, снижению в нем доли стихийных процессов и открывает новые возможности связи науки с практикой коммунистического строительства, методологического влияния философии на конкретные области обществоведения.
Значение теоретического анализа формирования убеждений важно для развития марксистско-ленинской философии еще и потому, что исследования в таких ее разделах, как социология и психология познания, требуют расширения традиционного инструментария рефлексии над познанием (объект, субъект, истина и т.д.) за счет таких понятий, как убеждение, мнение, вера.
Вопросы, связанные с определением природы и механизмов формирования убеждений, а также структуры, функций и критериев их глубины и подлинности, активно разрабатываются в различных науках: педагогике, этике, психологии, логике, социологии, научном коммунизме, правоведении, научном атеизме и в ряде других наук. В каждой из них убеждение трактуется сообразно с задачами, предметом и методами соответствующей науки. Вследствие чего возникли проблемы, связанные с общефилософским анализом данного феномена. Попытка решить эти проблемы была предпринята в недавно вышедших работах советских исследователей*, И хотя в них накоплен богатый материал, относящийся к убеждению и процессам его формирования, однако уровень разработок в этой области недостаточен и требует дальнейших исследований.
Вместе с тем, обзор состояния проблемы приводит нас к выводу, что к настоящему времени в целом можно считать преодоленными две крайности. Во-первых, преодолена чрезмерная психологизация убеждений, рассматривавшихся только как феномен психики, как твердая уверенность в чем-то. Во-вторых, обоснована ошибочность отождествления истинного, доказанного знания и убеждения (логическим следствием чего являлся вывод о совпадении процесса познания и обучения с процессом формирования убеждений).
Ряд ведущих советских философов: В.Л. Василенко, В.Г. Иванов, П.В. Копнин, Т.И. Ойзерман, А.Г. Спиркин, В,И. Шинкарук, - анализируя мировоззрение, вычленяют убеждение как важнейшую его характеристику. В их работах определена специфика мировоззренческих убеждений, показано отличие убеждений в области специально научного знания и мировоззренческих убеждений, коммунистические убеждения на основании их характеристик выделены среди: других видов мировоззренческих убеждений. Однако ряд вопросов связи мировоззрения и убеждений остается дискуссионным. Дальнейшего изучения требует не только
I. См.: Смирнов Л.А. Убеждение как философская категория. Калинин, 1973; Старченко А.А. Анализ категории "убеждение". - Философские науки, 1979, № 5; Чалин М.Л. "Философская вера" и феномен убежденности. - Философские науки, 1974, № I; Зеленов Л.А. О структуре убеждений. В кн.: Формирование коммунистической убежденности у советской молодежи. Горький, 1974. вопрос отличия коммунистических убеждений от всех предшествующих видов убеждений, но и вопрос гос ггреемственности, связи.
Процесс формирования убеждений рассматривается в большинстве случаев в сфере идейно-воспитательной и пропагандистской работы^". Однако практически отсутствуют исследования, обобщающие осмысление процесса формирования убеждений в различных науках, мало освещены вопросы детерминации убеждений потребностями и интересами личности^ микрогруппы, коллектива. Недостаточно представлен анализ формирования убеждений в единстве объективных и субъективных моментов. Современная научная и общественная практика требует тщательного исследования реального многоуровневого и противоречивого процесса формирования убеждений личности в современных условиях.
Основной целью работы является комплексное исследование процесса формирования убеждений. Теоретический анализ подчинен всецело конкретным и актуальным задачам формирования у советских людей коммунистической убежденности.
Цель исследования реализуется в ходе решения следующих задач:
1. Проследить развитие представлений о природе убеждений в истории философии, дать их критическую оценку. В ходе критического анализа выявить способы осмысления в домарксистской философии гносеологической обусловленности и социальных предпосылок убеждений. Выделить принципиальные позиции марксистского подхода к решению социальной обусловленности формирования убеждений.
2. Выявить содержание понятия "убеждение". Используя диалекти-ко-материалистический метод восхождения от абстрактного к конкрет
I. См. работы: В.В. Абрамова, А.И. Бурдиной, С.С. Вишневского, Г.Е. Глезермана, В.И. Глумина, С.М. Ковалева, В.И. Мишина, А.И. Надольного, В.Н. Фомина, Г.М. Штракса и др. ному, отразить соотношение различных уровней методологического абстрагирования при философском осмыслении проблемы убеждений (убеждение как общее понятие, специально научные и мировоззренческие убеждения, коммунистическая убежденность). Выявить специфические особенности каждого класса убеждений.
3. Определить специфику убеждений, соотнося их с такими феноменами, как мнение и вера. Рассмотреть гносеологическую природу убеждений в соотношении со знаниями. Раскрыть гносеологический аспект превращения знаний в убеждения.
4. Исследовать процесс социально-классовой обусловленности формирования убеждений личности.
5. На материале современных психологических и социально-психологических исследований рассмотреть психологический механизм формирования убеждений. Проанализировать возможности убеждения как способа социально-психологического воздействия.
6. Исследовать реальные трудности и противоречия формирования коммунистической убежденности в условиях развитого социализма. Используя результаты анализа гносеологической природы, социально-классовой обусловленности и психологического механизма формирования убеждений, предложить рекомендации по совершенствованию целенаправленного управления процессом воспитания коммунистической убежденности.
Методологической и идейно-теоретической базой исследования послужили труды классиков марксизма-ленинизма, партийные и государственные документы. В диссертации обобщаются и используются результаты анализа убеждений, полученные в домарксистской философии, а также в работах советских и зарубежных философов, психологов, социологов.
Главная отличительная особенность диссертации заключается в том, что в ней исследуется процесс формирования убеждений как комплексная проблема обществознания. В работе сопоставлены различные аспекты и уровни, анализа убеждений и выявлена их взаимосвязь;
- В диссертации детально анализируется связь знаний и убеждений, процесс превращения знаний в убеждения и влияние последних на познание. Автор выдвигает и обосновывает положение о том, что знание и убеждение различаются главным образом но функциональному признаку: если преобладающей функцией знания выступает отражение, то в убеждении основное значение приобретает оценка^
- Диссертант показал недостаточность теоретического анализа формирования убеждений в рамках какого-нибудь одного подхода (логического, гносеологического, социологического к психологического), а также несостоятельность сведения убеждения к истинному знанию или к субъективной уверенности. В работе доказывается, что причины и механизмы формирования убеждений можно вскрыть лишь на основе понимания их как способа, формы активного отношения общественного человека, к окружающей действительности.
- Автор вскрывает реальные методологические трудности анализа социально- классовой обусловленности формирования убеждений личности и обосновывает необходимость учета процессов формирования общественного мнения в теории формирования убеждений.
- Диссертантом рассмотрена взаимосвязь реальных жизненных условий и идеологических процессов в формировании коммунистической убежденности. Вскрыты некоторые субъективные и объективные причины возникновения негативных убеждений в условиях социализма и намечены пути их преодоления.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования дают возможность более обоснованно и эффективно управлять процессом формирования коммунистической убежденности в современных условиях. Выводы и основные положения диссертации, могут быть использованы в практике идеологической борьбы и политико-воспитательной работы. Наряду с этим материалы исследования рекомендуются для использования в преподавании некоторых разделов диалектического и исторического материализма ("Философия, ее предмет и роль в обществе", "Сознание, его происхождение и сущность", "Роль народных масс и личности в истории. Личность и общество"), а также в процессе преподавания научного коммунизма, основ научного атеизма и ряда других научных дисциплин.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Иедологические потребности в условиях развитого социалистического общества1984 год, кандидат философских наук Стрельцова, Маиса Михайловна
Политическая культура личности в условиях развитого социализма1984 год, кандидат философских наук Даушеева, Сауле Калиевна
Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект)1984 год, кандидат философских наук Нияковская, Елена Павловна
Единство гуманизма и атеизма. Методология и практика1984 год, доктор философских наук Маслова, Алла Гавриловна
Диалектико- материалистическая концепция смысла жизни1984 год, кандидат философских наук Малыгин, Георгий Степанович
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Савчук, Валерий Владимирович
- 170 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге исследования выделим некоторые результаты и наметим перспективы дальнейших разработок, которые, по нашему мнению, открывают новые возможности в изучении процессов формирования убеждений.
Теоретический анализ убеждений требует исследования реальных условий их формирования и функционирования. Специфика понятия "убеждение" выявляется в первой главе диссертации посредством соотнесения его с однопорядковыми понятиями, "мнением" и "верой". Отражая определенный этап процесса познания, убеждение является диалектическим единством изменчивости и устойчивости, сомнения и веры. Постоянно изменяющееся взаимодействие этих полюсов и есть бытие убеждения как гносеологической категории. Однако было бы неверно полагать, что убеждение находится между мнением и верой, выступая простой их суммой, берущей у первого элемент здравого скептицизма, у второй - уверенности. Убеждение качественно отличается от мнения и веры как местом в процессе познания, так и отношением к его результату - знанию.
Теоретическое исследование формирования убеждений предполагает последовательное использование генетического метода: рассмотрение истории осмысления формирования убеждений. Приведенный историко-философский анализ показывает, что несмотря на большие достижения мыслителей античности, средневековья, Нового времени, немецкой классической философии, романтиков в осмыслении природы убеждений, а также отдельные идеи, объясняющие определенные аспекты формирования убеждений, в домарксистской философии так и не было решено основное противоречие между убеждениями свободной суверенной личности и идеологическими требованиями господствующего класса.
- 171
I j
Противоречие теоретического и практического разума, научно обоснованных мировоззренческих убеждений личности и идеологических требований находит свое принципиальное разрешение только в теории марксизма, сознательно выражающей позицию пролетариата, интересы которого совпадают с объективным ходом исторического процесса.
Во второй главе - "Гносеологические предпосылки (формирования убеждений" - выясняется диалектическая взаимообусловленность знаний и убеждений в процессе познания, ' гносеологические предпосылки и механизмы возникновения убеждений. На основе достижений советских философов развивается идея о решающем значении оценки в процессе формирования убеждений. Знание оценивается гносеологическими критериями, мировоззренческими и общекультурными ценностями, а также практикой. Раскрывается содержание каждой группы ценностей.
Наличие определенных знаний, их обоснованность фактическим материалом и средствами логики представляет собой лишь условие превращения их в действительные убеждения людей. Убеждения в своей -основе, кроме логической аргументации, имеют определенные", но не всегда очевидные интересы, которые подчас осознаются в превращенных формах, но всегда определяют иерархию в совокупности знаний, объединяют их вокруг главенствующих идей. Нет необоснованных, незаинтересованных и эмоционально неокрашенных убеждений. Превращение ненаучных убеждений в научные, сближение индивидуальных и общественно-значимых убеждений - это непростая задача. Отказ от превращенных форм, иллюзий не может происходить без осознания их в этом качестве. Осознание и обоснование подлинных общественных и индивидуальных интересов осуществляется в философии.
Формирование и закрепление убеждений невозможно вне субъективной активности и глубокой заинтересованности личности, работы ее самосознания. Следовательно, само убеждение необходимо рассматривать как результат взаимодействия рациональных, эмоциональных, нравственных, идеологических и т.п. элементов сознания и духовной жизни человека в целом. Введение всех этих факторов в число детерминант убеждений существенно продвигает вперед наше понимание процессов их формирования и функционирования.
Единство и взаимообусловленность знаний и убеждений требует исследования не только того, как знания "превращаются" в убеждения, но и влияния последних на процесс познания.
Результатом теоретической рефлексии над процессом познания является вывод о том, что этот процесс включает многократность превращений менее глубоких знаний в определенное (еще недостаточно обоснованное и стойкое) убеждение, и что само это убеждение становится самостоятельным исходным пунктом познания.
С целью выяснения влияния убеждений на процесс познания в диссертации анализируется литература по проблемам истории и методологии науки. Осмысление влияния убеждений на выбор объекта, средств и сам процесс познания представляет лишь незначительную часть их реального познавательного потенциала. Теоретическое воспроизведение влияния убеждений на процесс познания происходит за счет анализа факторов, считавшихся ранее чем-то внешним, сопутствующим познанию, но собственно к его предпосылкам и непосредственным участникам не относившихся, а именно: нравственных, эстетических, обыденных, религиозных и прочих ценностных форм знания, историко-культурного контекста, фактов индивидуальной биографии ученого, организации научной деятельности, научной политики и многого другого. Конкретизация убеждения как ценностно-познавательной установки, тлеющей в своей основе слитый воедино комплекс психологических состояний (ожиданий, предрасположений, желаний, стимулов, мотивов), - следующий перспективный путь исследования предпосылок научного познания.
Третья глава - "Социально-классовая и психологическая обусловленность формирования убеждений" - представляет собой попытку соединения результатов анализа формирования убеждений в различных аспектах с проблемами формирования коммунистической убежденности в условиях социализма. В этой главе логико-гносеологический подсравнивается ход к изучению формирования убеждений^ социологическим. Если первый позволяет выявить гносеологические корни ошибочных, иллюзорных убеждений и описать структуру формирования всякого убеждения, абстрагируясь от предметного содержания, идеологической направленности, а также от конкретно-исторического содержания, то социологический подход дает объяснение объективной детерминации убеждений определенными классовыми интересами и потребностями. 3 социологическом анализе на первый план выступает изучение социальной функции, роли того или иного вида убеждения в социальной системе. Вместе с тем отмечаются методологические трудности при попытке концептуального отражения формирования убеждений в единстве общих фундаментальных понятий социологии и понятий, отражающих внутренний мир личности. Отсутствие жесткой необходимой связи между ними заставляет искать опосредствующие звенья. С этой целью проанализированы понятия "социальный" и "личный" опыт, "социальный тип личности" и рассмотрена продуктивность их для научного описания механизма взаимодействия общества и личности. Ограниченность социологического подхода заключается в том, что в его рамках невозможно отобразить весь сложный комплекс субъективно-личностных механизмов формирования убеждений, так как эти механизмы включают одновременно процессы переубеждения, внутренней борьбы, коррекции уже тлеющихся взглядов, установок, убеждений.
Психологические механизмы формирования убеждений рассматриваюIй* ся автором в связи с потребностями и интересами личности. Убеждение в психологии: определяется как главный мотив поведения, как устойчивое деятельностно-волевое ядро личности. Различая осознанные и неосознанные, естественные и созданные обществом потребности, автор использует раскрытый К.Марксом социально-экономический механизм развития и усложнения структуры потребностей для обоснования положения об их глубокой диалектической связи в процессе формирования убеждений.
Психологическая сторона формирования убеждений раскрывается с использованием таких понятий, как "условный рефлекс", "установка" и "социальная установка". Если условный рефлекс указывает на пси-, хо-физиологический механизм, лежащий в основе формирования убеждений, то понятия "установка" и "социальная установка" позволяют описать общепсихологический и, что особенно важно, социально-психологический механизм исследуемого процесса. 3 работе подробно анализируются возможности убеждения, выступающего в данном случае одним из видов социально-психологического воздействия, наряду с внушением, заражением и подражанием.
Важной представляется проблема теоретического отражения формиг рования убеждений в единстве объективные обстоятельств, определя ющих господствующий тип убеждений, и субъективной активности индивида. Возможный путь решения этой проблемы автор видит в использовании диспозиционной концепции социального поведения, предложенной В.А.Ядовым, позволяющей вычленить в структуре различных ситуаций поступки и действия, которые предопределяются тем или иным видом убеждения. h
Другой важной проблемой выступает объединение в единой теории убеждений, понимаемых, с одной стороны, как процесс психологического, воспитательного и пропагандистского воздействия, а с другой, - как его результат, T'.'ev высший психологический регулятив соци^ ального поведения. Единство "процессуальных" и "статичных" характеристик убеждения может быть схвачено, если рассматривать его как аспект деятельноетного отношения. Перевод социально-значимых знаний, идей в личные убеждения в психологическом и социально-психологическом аспекте предстает в виде перевода ценностей общественного сознания в самосознание и самооценку индивида. Марксистская трактовка становления личности как саморазвития его своего бытия дает возможность рассматривать убеждение в качестве идеальной (психологической) стороны и формы ее деятельностных способностей. Убеждение, выступая идеальной побудительной стороной деятельности, активности личности, и по форме, и по содержанию складывается в процессе реализации этой активности. В этом случае имеются основания для вычленения единой логики процесса формирования убеждений и их функционирования.
Развитие социальной практики и теоретические исследования в области противоречий социализма обращают внимание обществоведов на соотношение жизненных условий и внутреннего мира личности, общественного и индивидуального сознания, знаний и убеждений. Формирование негативных (мелкобуржуазных, религиозных, потребительских) мировоззренческих установок и убеждений имеет основание не только в, так называемых, пережитках прошлого; но и в самих условиях реального социализма, его противоречиях, трудностях, имеющихся диспропорциях и конфликтах. В результате проведенного исследования нами выдвигается и обосновывается вывод о том, что корни негативных убеждений при социализме лежат не в природе самого человека и не в природе социализма самого по себе, а в возможности (в каждом конкретном случае реализующейся особым образом и имеющей особые причины и условия) появления в системе производственных отношений интересов, противоречащих идеалам социализма.
Если к формированию коммунистической убежденности подходить не только с позиций должного, т.е. рассматривать характеристики, которыми должна обладать коммунистически убежденная личность, а исходить из существующей реальности, то необходимо выявлять не только факторы, благоприятствующие целям коммунистического воспитания, но и препятствующие ему. Последние, как известно, не могут быть устранены лишь пропагандистскими усилиями, воспитанием, а требуют целого комплекса мер, включающих и преобразование материальных условий жизнедеятельности на основе целенаправленной экономической политики партии и государства, и меры правового и административно- хо зяйственного во здействия.
Дальнейшим условием развития теории формирования убеждений и коммунистической убежденности, по мысли автора, было бы включение в нее вопросов, связанных с формированием общественного мнения. Как отмечено ранее (см. § 2.1.), мнение - необходимая ступень формирования убеждения. Нераздельность проблем, стоящих перед теоретиками в ходе формирования коммунистической убежденности и общественного мнения в условиях социализма, проистекает из общности целей воспитания и пропаганды: вносить сознательность в духовную самодеятельность масс, поднимать их сознание до уровня научного марксистско-ленинского мировоззрения и, в конечном счете, сформировать идейно убежденную, гармонически развитую личность, сознательно строящую жизнь по законам социальной справедливости. Привлечение и использование результатов исследования оценочных, аналитических и конструктивных функций общественного мнения в теории формирования убеждений позволит детально понять механизм возникновения стихийных, обыденных убеждений и, что особенно важно, дает надежное основание для превращения обыденных убеждений в научные.
На основе ленинских идей о внесении революционной идеологии в массы и обобщения практики современной идеологической и политико воспитательной работы в третьей главе намечается ряд объективных и субъективных условий, выполнение которых способствует повышению эффективности воспитания коммунистической убежденности в условиях социализма.
В завершении исследования необходимо подчеркнуть, что в нем проделана лишь часть работы, конечная цель которой - выявление теоретических основ научного прогноза путей и способов формирования коммунистической убежденности в условиях развитого социалистического общества. Анализ различных аспектов и многообразных проблем формирования убеждений приводит к выводу о необходимости интеграции усилий различных наук, изучающих человека, на основе марксистско-ленинской философии (диалектического и исторического материализма).
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Савчук, Валерий Владимирович, 1984 год
1. Маркс К.' К критике политической экономии. Предисловие.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 13, с. 5-9.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология.: Соч., т. 3, с. 7 -- 544.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии.: Соч., т. 4, с. 419 459.
4. Маркс К. Экономические рукописи 1857 1859 годов.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I - П.
5. Энгельс Ф. Маркс и Родбертус. Предисловие к первому немецкому изданию К.Маркса "Нищета философии".: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2Г, с. 180 194.
6. Энгельс Ф. Письмо А.Руге, 26 июля 1842 г.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 27, с. 365 366.
7. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве (отражение марксизма в буржуазной литературе).: Полн. собр. соч., 5-е изд., т. I, с. 347 534.
8. Ленин В.И. Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения.: Полн. собр. соч., т. 6, с. I 192.
9. Ленин В.И. Основной тезис против эссеров.: Полн. собр. соч., т. 7, с. 51 55.
10. Ленин В.И. Первоначальный вариант статьи "Очередные задачи Советской Власти".: Полн. собр. соч., т. 36, с. 127 164.
11. Ленин В.И; 0 государстве. Лекция в Свердловском университете1. июля 1919 г.: Полн. собр. соч., т. 39, с. 64 84.
12. Ленин В.И. *УШ Всероссийский съезд Советов.: Полн. собр. соч., т. 42, с. 89 199.
13. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. M.s Политиздат, 1981. 222 с.
14. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14 15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. - 80 с.
15. Материалы внеочередного Пленума ЦК КПСС, 13 февраля 1984 г. М.: Политиздат, 1984. 32 с.
16. Абеляр П. История моих бедствий. М.: Изд-во АН СССР, 1959. -- 256 с.
17. Абульханова К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980. 358 с.
18. Абульханова К.А. О субъекте психологической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. 288 с.
19. Ананьев Б.Т. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1968. 339 с.
20. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. 416 с.
21. Аристотель. Сочинения. В 4-х томах. Т. 2. Ред. З.Н.Микеладзе. М.: Мысль, 1978. 687 с.
22. Артамонова Г.В. Условия формирования коммунистической убежденности личности. В кн.: Диалектика социального развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974, с. 276 283.
23. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. унта, 1979. 149 с.
24. Бабенко В.В. Марксистско-ленинская философия и мировоззренческие убеждения человека. Киев.: Одесса, Вища школа, 1979. 143 с.
25. Бартон В.М., Дубинин И.И. О философском содержании категорий "знание" и "убеждение". В кн.: Проблемы философии.: Киев,1979, вып. 47, с. 103 НО.
26. Батенин С.С. Человек в его истории. Л.: Изд-во Ленинград, унта, 1976. 295 с.
27. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство,1980. 455 с.
28. Белинский В.Г." Избранные сочинения. М.: Гос. изд-во худож. лит-ры, 1948. 672 с.
29. Бехтеров В.М. Роль внушения в общественной жизни. СПб.: Издание К.Л.Риккера, 1898. 53 с.
30. Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
31. Брутян Г.А. Аргументация. Ереван.: Изд-во АН Арм. ССР, 1984. -- 105 с.
32. Бунге М. Интуиция и наука. Пер. с англ. Е.И.Пальского. М.: Прогресс, 1967. 187 с.
33. Букин В.Р., Ерунов Б.А. На грани веры к неверия: Философско-психологический очерк. Л.: Лениздат, 1974. 163 с.
34. Бурд1на АЛ., Надольний 1.Ф. Формування Комун1стично1 1дей-ност! особи. Ки1в.: Вид-во Ки1вск. ун-ту, 1970. 128 с.
35. Бутенко А.П. Переход человека от предыстории к истории и развитие человека.: Вопросы философии, 1980, № 7, с. 113 115.
36. Бутенко А.П. Социалистический образ жизни: проблемы и суждения. М.: Наука, 1978. 365 с.
37. Василенко ВЛ. Людина I св1тогляд. Ки1в.: Пол1твидав 7кра1ни, 1974. 262 с.
38. Введенский А. О видах веры в ее отношении к знанию.: Вопросы философии и психологии, 1894, кн. 22/1, с. 55 81.
39. Вишневский С.С. Воспитание коммунистической убежденности. М.: Мысль, 1983. 189 с.
40. Волкогонов Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. М.: Знание, 1974. 64 с.
41. Ворожцов В.П. Убеждения ученого как необходимый элемент научного познания. В кн.: Методология науки и научный прогресс. Новосибирск.: Наука, 1981, с. 65 74.
42. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и развитие первых научных программ. М.: Наука, I98G. 567 с.
43. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. В 3-х томах. Т. I Ш. М.: Мысль, 1970 - 1972.
44. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. I Ш. М.: Мысль, 1974 - 1977.
45. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т. М.: Мысль, 1975, 1977.
46. Герцен А.И. Былое и думы. Части 1-8. М.: Правда, 1983, с.
47. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека (Проолема формирования личности при социализме). М.: Политиздат, 1982. 255 с.
48. Градовский А. Возрождение Германии и Фихте старший.: Беседа, 1871, кн. 7 (май), с. 52 109.
49. Грошевой Ю.М. Проблемы формирования судейского убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков.: Высш. школа, 1975.- с.
50. Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. Проблема методологии исследования общественного сознания. М.: Политиздат, 1967.- 400 с.55.- Давидович В.Е. Теория идеала. Ростов-на-Дону.: Изд-во Ростовск. ун-та, 1983. 184 с.
51. Данем Б. Герои и еретики (политическая история западной мысли). М.: Прогресс. 504 с.
52. Декарт Р. Избранные произв. М.: Госполитиздат, 1950. 712 с.
53. Диалектика научного познания (Очерк диалектической логики). Рук. автор, кол. Д.П.Горский. М.: Наука, 1978. 479 с.
54. Древнегреческая литературная критика. Отв. ред. 0. А.Фрай~берг. М.: Наука, 1975. 480 с.
55. Дубинин И.И. Убеждение как объект философского анализа: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Минск.: 1979. 26 с.
56. Духовное производство. Социально-философский аспект проблемы духовной деятельности. М.: Наука, 1981. 352 с.
57. Ерунов Б.А. Мнение в системе человеческого познания. JT.: Лениздат, 1973. 181 с.
58. Жукова А.И. Превращение теоретических знаний в убеждения -важный фактор идеологического воспитания. Изв. АН.Каз. ССР« Сер. обществ, наук, Алма-Ата.: 1980, $ 13, с. 73 78.
59. Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 119 с.
60. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке (Опыт анализа ценностных и политичееких ориентации). М.: Мысль, 1980. ~ 246 с.
61. Зенков В.Н. Воспитание убеждения и некоторые проблемы их формирования. В кн.: Вопросы воспитания политической убежденности и социалистической сознательности в свете решений
62. ЮСУ съезда КПСС. Ifc: 1977, с. 39 57.
63. Зимняя И.А. Психологические основы лекционной пропаганды. М.: Знание, 1981. 64 с.
64. Иванов В.Г. Физика и мировоззрение. Л.: Наука, 1975". 118 с.
65. Иванов В.IV, Лезгина М.Л. Детерминация научного поиска. Л.: Наука, 1978. 205 с.
66. Идеалы и нормы научного исследования. Ред. составит. В.С.Степин. Минск.: Изд-во Белорус, ун-та, 1981. - 431 с.
67. Идеологический процесс и воспитание личности (Сборник статей). Пер. с болг. А.В.Федотова. Общ. ред. и предисл. В.А.Се-верцева. М-: Прогресс, 1980. 328 с.
68. Идейно-воспитательная работа на селе в современных условиях. Из опыта парторганизаций Украины. Отв. ред. Л.М.Кравчук. Киев.: Политиздат Украины, 1980. 299 с.
69. Ильенков Э.В. Искусство и коммунистический идеал: Избр* статьи по философии и эстетике. М.: Искусство, 1984. 349 с.
70. Калинов В.В* Значение организации трудовой деятельности для формирования системы убеждений личности. В кн.: Психологические механизмы регуляции социального поведения. М.: Наука, 1979, с. 321 331.
71. Кант.И. Сочинения. В 6-ти т. Т. 3. Ред. Т.И.Ойзерман. М.: Мысль, 1964. 799 с.
72. Кант И. Сочинения. В 6-ти т. Т. 4, ч. I и 2. Ред. В.Ф.Асмус. М.: Мысль, 1965, ч. I. 544 е., ч. П. - 478 с.
73. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. 709 с.
74. Келле В.!., Ковальзон М.Я. Теория и история (Проблемы теории исторического процесса); М.: Политиздат, 1981. 288 с.
75. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. 255 с.
76. Киссель М.Я. Гегель и современный мир. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1982. 152 с.
77. Киссель М.А. Судьба старой дилеммы (Рационализм и эмпиризм в буржуазной философии XX века). М.: Мысль, 1974. 279 с.
78. Клаус Г. Сила слова. Гносеологический и прагматический анализ языка. М.: Прогресс, 1967. 215 с.
79. Ковалев С.М. Формирование социалистической личности. М.: Мысль, 1980. 298 с.
80. Кобляков В.П. Роль философии в формировании нравственных убеждений.- В кн.: Духовное становление человека. Л.: Знание, 1972, с. 31 49.
81. Козлова Н.Н., Межуев В.М., Толстых В.И. Общественное сознание: результаты и перспективы исследования»: Вопросы философии. 1977, 10, с. 147 157.
82. Козырева А.К. Вера и знание. 7ч. записки Ленинград, пед. ин-та. Л.: 1971, т. 444, вып. I, с. 132 146.
83. Колодный А.Н. Атеистическая убежденность личности. Киев.: Изд-во Киевск. ун-та', Вища школа. 1983. 152 с.
84. Копнин П.В. Философские идеи В.И.Ленина и логика. М.: Наука, 1969. 483 с.
85. Коробейников B.C. Пирамида мнений (Общественное мнение: природа и функции). М.: Молодая гвардия, 1981. 222 с.- 185 1 i
86. Косолапов Р.И. Социализм: К вопросам теории. 2-е изд., испр.и доп. М.: Мысль, 1979. 598 с.
87. Крымский С.Б. Научное знание и принципы его трансформации. Киев.: Наукова думка, 1974. 207 с.
88. Кун Т. Структура научных революций. Изд. второе. М.: Прогресс, 1977. 300 с.
89. Лебедев Э.В. Знания и убеждения, их соотношения и роль в формировании личности (Лекция). Севастополь.: Сев. высш. воен.-морск. инж. училище, 1975. 28 с.
90. Левичева В.Ф., Щербина В.§. Материальное и идеальное в общественном производстве (Экономико-философский анализ). Л.: Издво Ленинград, ун-та, 1984. 175 с.*
91. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.; Наука, 1980.- 357 с.
92. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд. второе. М.: Политиздат, 1977. 304 с.
93. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 2-е доп. изд. М.: Мысль, 1965. 572 с.
94. Линицкий П. Чем различается вера от знания.: Вера и разум, 1889, № 10, кн. 2-я, а. 389 411.
95. Лисовский В.Т. Воспитывать убежденность. Л.: Знание, 1971.- 48 с.
96. Лихачев Б.Т. Теория коммунистического воспитания (Опыт методологического исследования). М.: Педагогика, 1974. 496 с.
97. Лурье С.Я. Демокрит (Тексты, переводы, исследования). Л.: Наука. 664 с.4 1
98. Любутин К.Н. Проблема субъекта и объекта в классической немецкой и марксистско-ленинской философии. М.: Высш. школа,198I. 264 с.
99. Ляшенко Н.Ф. Общесоциологический анализ понятия "убеждение" (личностный аспект). Автореф. дис. . канд. филос. наук. Киев.: 1983. 23 с.
100. Ляшенко Н.Ф. Лен1нський анал1з переконань I 1х роль у процесс! формування комун1стично1 св1домост1»: В1сник Ки1всько-го ун-ту. Питания ф1лософськ1х наук. 1980, № 12, с. 60 65.
101. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. (Латинская патристика). М.: Мысль, 1979. 431 с.
102. Малкей М. Наука и социология знания. М.: Прогресс, 1983. -- 253 с.
103. Мамардашвили М.К., Анализ сознания в работах Маркса.: Вопросы философии, 1968, }$ 6, с. 12 23.
104. Мамардашвили М.К., Соловьев Э.Ю., Швырев B.C. Классика и современность: две эпохи- в развитии буржуазной философии.
105. В кн.: Философия и наука: Критические очерки буржуазной философии. М.: 1972, с. 28 95.
106. Мамчур Е.А. Ценностные факторы в познавательной деятельности ученого.: Вопросы философии, 1979, № 9, с. 61 72.
107. ПО. Манышев Ю.Г. Убеждение и знание, их общие черты, различия и соотношения. В кн.: Проблемы научного коммунизма и философии. Красноярск.: Изд-во Красноярск. ун-та;, 1968, вып. I, с. 201 225.
108. Марьевский Н.С. Общественное мнение: процесс формирования. В кн.: Вопросы теории и методов идеологической работы. М.: Мысль, 1977, с.
109. Махонько В.И. Логико-гносеологический анализ понятия убеждения: Автореф. дис. . канд. филос. наук. Киев.: 1977. 21 с.
110. Мельвиль Ю.К. Пути буржуазной философии XX века (критические очерки). М.: Мысль, 1983. 247 с.г
111. Мерлин B.C. Очерк психологии личности. Пермь.: Кн. изд., 1959. 173 с.
112. Мертон Р.К. Социальная структура и аномия. В кн.: Социология преступности. (Современные буржуазные теории). М.: Прогресс, 1966, с. 399 413.
113. Методологические проблемы историко-научных исследований.
114. Отв. ред. И.С.Тимофеев. М.: Наука, 1982. 360 с.t
115. Микешина Л.А. Ценностные ориентации субъекта и формы их отражения в научном познании.: Философские науки, 1982, № 6, с. 52 62.
116. Момов В.М. Человек, мораль, воспитание (Теоретико-методологические проблемы). М.: Прогресс, 1975. 163 с.
117. Назарова Н.С. О формировании коммунистической убежденности.: Научный коммунизм, 1981, № 3, с. 43 48.
118. Наука и нравственность. Составит, книги В.И.Толстых. М.: Политиздат, 1971. 440 с.
119. Наумова Н.Ф- Проблема человека в социологии.: Вопросы философии, 1971, № 7, с. 59 69.
120. Носков А.П., Яновский Р.Т. Два уровня сознания и политические убеждения. Новосибирск.: Наука, 1974. 94 с.
121. Ойзерман Т.И* Проблемы историко-философской науки. Изд. второе. М.: Мысль, 1982. 301 с.
122. Ойзерман Т.И. Основы теории историко-философского процесса. М.: Наука, 1983. 286 с.
123. Орлов В.П. Убеждений личности ядро индивидуального сознания. В кн.: Вопросы эффективности партийной пропаганды и политической информации. М.: Мысль, 1974, вып. П, с. 39 - 56.
124. Остряков В.В., Степонавичус А.И. Социально-политические факторы формирования коммунистической сознательности трудящихся. М.: Мысль, 1977. 160 с.а
125. Печенев В.А. Социалистический идеал и реальный социализм. М.: Политиздат, 1984. 367 с.
126. Писарев Д.И. Избр. филос. произведения. М.: Госполитиздат, 1949. 719 с.
127. Платон. Сочинения. В 3-х томах. Под общ. ред. А.Ф.Лосева и В.Ф.Асмуса. М.: Мысль, 1968 1972.
128. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.-216 с.
129. Подкорытов Г.А. Творческий скептицизм как одно из средств научного познания.: Вестник ЛГУ, 1976, вып. 3, К 17, с. 78 86.
130. Подкорытов Г.А. Теория, метод, практика. В кн.: Материалистическая диалектика. В 5-ти т. Т. 2. Субъективная диалектика. Отв. ред. тома В.Г.Иванов. М.: Мысль, 1982, с. 165 174.
131. Подкорытов Г.А. Историзм как метод научного познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1967. 190 с.
132. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. 232 с.
133. Проблемы формирования коммунистического мировоззрения. Под ред. М.Н.Алексеева и Н.Г.Огурцова. Минск.: Народная асвета, 1975. 207 с.
134. Психологические механизмы регуляции социального поведения. Отв, ред. М.И.Еобнева, Е.В.Шорохова. М.: Наука, 1979., « 335 с.
135. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Отв. ред. Е.В.Шорохова, М.И.Еобнева. М.: Наука, 1976. 368 с.
136. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М.: Изд--во иностр. литературы, 1957. 555 с.
137. Резник Г.М. Внутреннее убеждение при оценке доказательств. М.: Юрид. лит., 1977. 118 с.
138. Рубинштейн С.JI. Основы общей психологии. Изд. второе. М.: Учпедгиз, 1946. 704 с.
139. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984.- 140 с.
140. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности:. Под ред. В.А.Ядова. Л.: Наука, 1979. 264 с.
141. Самсонов P.M. Социальная психика и идеология. (Некоторые социально-психологические механизмы превращения идей в убеждения). Ереван.: Айастан, 1970. 219 с.
142. Сафаров Р.А. Общественное мнение и государственное управление. М.: Юрид. лит., 1975. 255 с.
143. Сафронов Б.В., Дорогова Л.Н. Мир человека. (Методологические вопросы формирования духовного мира личности). М.: Мысль, 1975. 206 с.
144. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984. 161 с.
145. Смирнов Г.А. Убеждение как философская категория. Калинин.: Изд-во Калининск. ун-та, 1973. 139 с.
146. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности. Изд. 2-е, дополн. М.: Политиздат, 1973.- 415 с.
147. Смирнов К.Н. Знания, убеждения, жизнь (Диалог с молодым современником). М.: Политиздат, 1977. 144 с.
148. Социальная природа познания (Теоретические предпосылки и проблемы). Редкол. Н.В.Мотрошилова (отв. ред.) и др. М.: Наука, 1979. 280 с.
149. Социальная структура социалистического общества и всестороннее развитие личности. Отв. ред. Л.П.Буева. М.: Наука, 1983. 231 с.
150. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972.- 303 с.
151. Старченко А.А. Анализ категории "убеждение".: Философские науки. 1979, № 5, с. II 22.
152. Тард Г. Законы подражания. СПб.: Издание Ф.Павленкова, 1982. 374 с.
153. Теория личности. Под ред. В.Ф.Сержантова. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1982. 184 с.
154. Томсон Д. Дух науки. М.; Знание, 1970. 175 с.
155. Тугаринов В.П. Философия сознания. М.: Мысль, 1971. 199 с.
156. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси.: Изд-во АН Груз. ССР, 1961. 210 с.
157. Уледов А.К. Структура общественного сознания. (Теоретико-социологическое исследование). М.: Мысль, 1968. 324 с.
158. Федоркина А.П. Убеждения советских людей как фактор социалистического образа жизни.: Вестник Московск. ун-та, теория научного коммунизма. 1976, К 4, с. 42 47.
159. Федотова В.Г. Критика социокультурных ориентаций в современной буржуазной философии: сциентизм и антисциентизм. М.: Наука, 1981. 192 с.
160. Федотова В.Г. Понимание в системе методологических средств современной науки. В кн.: Объяснение и понимание в научном познании; М.: Изд-во ин-та филос. АН СССР, 1982, с. 87 120.
161. Философия и ценностные формы сознания. (Критический анализ буржуазных концепций природы философии). Отв. ред. Б.Т.Григорян. М.: Наука, 1978. 348 с.
162. Философия эпохи ранних буржуазных революций. Ред. кол. Т.И.Ойзерман (рук. авт. кол.) и др. М.: Наука, 1983. 583 с.
163. Филиппов В.Н. Проблемы превращения знаний в убеждения: (Методологический аспект). Автореф. дис. . канд. филос. наук. Барнаул.: 1978. 21 с.
164. Фихте И.Г. Ясное, как солнце сообщение широкой публике о подлинной сущности новейшей философии (попытка принудить чи-тетелей к пониманию). М.: Государств, соц.-экон. изд-во, 1937. 107 с.
165. Фомин В.Н. Формирование коммунистической убежденности личности. Киев.: Наукова думка, 1983. 107 с.
166. Формирование идейной убежденности молодежи. Сборник научных трудов. Отв. ред. Е.Б.Бычков, А.И.Попов. М.: Изд-во Высшей коме, школы при ЦК BJTKCM, 1982. 126 с.
167. Формирование коммунистической убежденности у советской молодежи. Ред. кол. Доброхотов В.Я., Мишин В.И. (отв. ред.) и др. Горький.: Изд-во Горьковск. ун-та, 1974. 178 с.
168. Ципко А.С. Некоторые философские аспекты теории социализма. М.: Наука, 1983. 216 с.
169. Чалин М.Л. Философская вера и феномен убежденности.: Философские науки. 1974, № I, с. 78-86.
170. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М.: Мысль, 1973. 215 с.
171. Школьник Г.И; Проблемы формирования коммунистических убеждений. : Советская педагогика. 1976, К 4, с. 58 64.
172. Штракс Г.М. О превращении философских знаний в убеждения. М.: Изд-во Московск. ун-та, 1971. 28 с.
173. Щербакова Г.В. Проблема соотношения знаний и убеждений. В кн.: Проблемы социальных исследований. Томск.: Изд-во Томск, унта, 1972, с. 89 101.
174. Эвристическая и методологическая функции философии в научном познании. Под. ред. В.А.Асеева, Г.А.Подкорытова. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1980. 200 с.
175. Ядов В-.А. О диспозиционной регуляции социального поведения. В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975, с. 89 106.
176. Cutttv><5 С** flrilosoplrtcaA beUefs- be r&tvonaAtyquart, Oxford, \<&2, vo\.B,nU,l&o. Hemp<AsKi M. Ra,c\o^hosc pc^etc^vv-Studio "flb^o -WW, s.2l-3e.
177. Eistee R. ЙЬегг-е uq i<v>9: W<5rterbucW d<2<* pVu\osopV*ischev> Be9rtWe . becUn, ^ЗО, S 292 -2 93 .8>2>. Marc\S2-ews.V:\ W. Slowo nv;ter^euw ^oc2.wocv\e^ $*uAa Ftfozrftozhe . №7, л/ 4, 102 .4, НЙКОАОЬ ИД. уверение w сосали*1. С©срця, lUptu^T, 244 с.
178. VU H.-O. Zev>4\er. ^er^uvxg 2lu frage* desйЬегг-еи gungsbegctff s u^dl Wetta^sAaulHpe*bAduig.-J)eiA$cke ZeVtscKcrfl ?йг tte^T 1.1976, S.&66-&67. IfeG. PnsvKs^s \M. Zuw^ fcegrtff w йЬесгеипд \
179. ZertschrtfY filr VU©s«pV>le. U*ft2>. S.2fc€>-292>.1&7. M.3. Perbu^.s\ow ^xvd WumAw ^ciioni ft. rev*
180. Сг(Цие of 5ocul \^luev%ce "fteoctes feelvncwt (P^) г puW. Co., я**,©, p.3W-36e J&&* Szactlo T. Pcze\corv^*U . Wa^sz^wsk ^ l<367, 2o8 £ . Л 9 * Oku^ В . 2um begri-ff " Deutsche
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.