Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Кужельная, Ираида Прокофьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.01
- Количество страниц 196
Оглавление диссертации кандидат философских наук Кужельная, Ираида Прокофьевна
В в е д е н и е
Глава I. Оптимизм и пессимизм в свете марксистское. ленинской методологии
§ I. Методологические принципа анализа. оптимизма и пессимизма
§ 2. Анализ оптимизма и- пессимизма как'' системных образований
Глава П. Системность оптимистических и пессимистических' состояний сознания общества
§ I. Оптимистические и пессимистические состояния сознания общества как. диалектический процесс
§ 2. Оптимизм и пессимизм как система ценностных состояний сознания общества
Глава Ш. Оптимизм и пессимизм как состояния духовной сферы образа жизни
§ I. Отражение диалектики материальной и духовной жизнедеятельности в оптимистических и пессимистических состояниях образа жизни
§ 2. Исторический оптимизм советского народа как отражение целостности социалистического образа жизни . 14
3 а к л ю ч е н и е
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Социально-классовая сущность пессимизма1984 год, кандидат философских наук Лебедев, Вадим Зиновьевич
Социальный оптимизм и пессимизм как философская антропогема2002 год, доктор философских наук Боташева, Шерифат Хиссаевна
Диалектико- материалистическая концепция смысла жизни1984 год, кандидат философских наук Малыгин, Георгий Степанович
Первая мировая война в русской прозе 1920-1930-х гг.: Историософия и поэтика1998 год, доктор филологических наук Фоминых, Татьяна Николаевна
Сравнительный анализ коммунистического и христианского нравственных идеалов личности (методологический аспект)1984 год, кандидат философских наук Нияковская, Елена Павловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оптимизм и пессимизм как системные явления сознания общества»
Актуальность теш исследования» К проблеме оптимизма-пессимизма в настоящее время обращаются философы, социологи, представители частных наук, партийные и государственные деятели.
Особенности переживаемого человечеством исторического периода, отмеченного "небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно-:, противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма /65, с. 7/, повысил идеологическое, теоретическое и практическое значение этой старой философской проблемы, наполнив ее новым социальным содержанием.
Являясь объектом идеологической борьбы, проблема оптимизма-пессимизма как кардинальная проблема мировоззрения задевает интересы класса, различных социальных групп, политических партий, отдельных личностей. В настоящее время стало очевидным, что буржуазия, пытаясь "отвратить людей от социализма" /60, с. 9/, убить веру в достижимость, реальность коммунистических идеалов, специально отравляет сознание масс ядом пессимизма, который в связи с этим превращается в "опасное социальное явление" /157, с. 4/.
В критические переломные исторические эпохи, эпохи кризисов и революционных преобразований не все социальные группы способны остаться на позициях исторического оптимизма, не впасть в отчаяние, связанное с потерей веры в прогресс, разум, возможности человека. В то же время превращение борьбы за мир в жгучую проблему современности усилило потребность человечества в историческом оптимизме, в активизации борьбы с пессимизмом, который в политике
- 4 сегодняшнего буржуазного мира приводи! к пассивному ожиданию неизбежного, к готовности мириться с деятельностью агрессивных империалистических кругов.
Оптимизм и пессимизм - это проблема двух образов жизни -капиталистического и социалистического.
Ее теоретическое значение определяется возрастающим влиянием субъективного фактора на социальное развитие и функционирование общественного организма в различных социально-экономических системах и в связи с этим необходимостью разработки проблем духовной жизни общества, исследования различных состояний общественного и индивидуального сознания.
Теоретическое значение данной проблемы определяется также необходимостью осмысления фундаментальных тенденций общественного прогресса, выяснения жизнеспособности общественных систем, как социальных оснований оптимизма, пессимизма, а также необходимостью критики современных теорий цивилизаций и образов жизни.
Практическое значение данной проблемы отвечает целям и задачам коммунистического строительства, требующего философских обобщений достижений реального социализма, предполагающих исследования роли общественного, социалистического оптимистического сознания в процессе научного руководства развитием общества.
Отражение в Программе, других партийных документах Коммунистической партии Советского Союза различных аспектов теоретического и практически-воспитательного значения оптимизма в деле коммунистического созидания свидетельствует о превращении формирования оптимистического сознания советских людей в важную партийно-политическую задачу /56; 58, с. 87, 91; 60, с. 80; 61, с. 440; 65, с. 73 и др./. Отмечая, что "социализм - это общество социального оптимизма" /61, с* 440/, что "социальный оптимизм, уверенность каждого
- 5 человека в завтрашнем дней" являются новыми качествами жизни трудящихся, фундаментальными ценностями социализма /65, с. 73/, что "этот оптимизм рожден всей историей Советской страны, сознанием нашей силы, правильности избранного пути" /70, с. 18 /, Коммунистическая партия отводит историческому оптимизму важную роль в реализации задач партии по формированию нового человека, гармонической, целостной личности коммунистического типа, определении ее жизненных планов и программ, повышении ее политической активности, развитии творческой энергии. При этом партия исходит из того, что оптимизм советских людей "не самоуверенность баловней судьбы", что он связан с трудовой активностью, верой в силу труда /60, с. 80/, что он требует активно-преобразовательного отношения человека к действительности, учета трудностей и противоречий коммунистического строительства, что "нет ничего пошлее самодовольного оптимизма" /28, с. 355/«
Таким образом, актуальность проблемы оптимизма-пессимизма определяется и тем, что она должна удовлетворять требования коммунистического воспитания, призванного формировать у советских людей оптимистическое мировоззрение и связанного с социальным анализом состояний сознания общественных групп, личности, с учетом системной природы как сознания общества, так и самого процесса воспитания.
Степень разработанности проблемы. Принципиальное решение проблема оптимизма-пессимизма получила в трудах К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина,в философско-социологической системе анализа общественного сознания.В последние годы советские философы проделали большую работу по изучению, систематизации и дальнейшему развитию марксистско-ленинских положений о социальной сущности оптимизма и пессимизма.
Анализ научной литературы показывает, что данная проблема исследуется прежде всего в социологическом аспекте. Значительным вкладом в ее изучение явились кандидатские диссертации В.й.Синю-тина /206/, Е.М.Решетниковой /194/, Н.Г.Володиной /102/.
Советские философы проследили отражение проблемы оптимизма-пессимизма как в истории общественной /206/, так и в истории философской мысли /194/, были реализованы попытки определить место оптимизма и пессимизма среди явлений духовной жизни общества /102/, рассмотреть оптимизм и пессимизм в качестве элементов мировоззрения /100/.
Особое значение в исследовании оптимизма и пессимизма приобретает единство в понимании сущности данных понятий, которое связано с выработкой однозначного употребрения самих терминов "оптимизм" и "пессимизм". Такое единство еще полностью не сложилось. Среди философов, исследующих данную проблему, общепризнанным является положение о том, что эта проблема относится к философскому знанию. Эта позиция четко просматривается в диссертационных работах Е.М.Решетниковой /194/, Н.Г.Володиной /102/,этой точки зрения придерживаются исследователи гносеологического, экономического /154/, а также аксиологического /99/ аспектов оптимизма и пессимизма. Однако оптимистическое и пессимистическое сознание является предметом исследования не только марксистско-ленинской философии, но и частнонаучного знания: прогностики, педагогики, медицины, биологии, социальной генетики, экономики и т.д.; философских наук: эстетики, этики, научного атеизма, научного коммунизма.
Сложность, многогранность и междисциплинарный характер понятий оптимизма и пессимизма являетоя причиной разнообразных наименований последних: гносеологический, эконометрический, экономический, этический, обыденный, эсхатологический, эвдемонический, антрополо
- 7 гический, импульсивный, теологический и т.д.; многие из них не отпо личаются научной строгостью, в силу отсутствия у них однорядковых оснований не поддаются какой-либо систематизации.
Нам представляется плодотворной попытка советских философов устранить пестроту и "обеднение11 понятий "оптимизм11, "пессимизм" путем определения их философского статуса /194-, 102/. Осмысление философской природы оптимизма и пессимизма привело к необходимости исследования теоретико-познавательных, социальных корней оптимизма и пессимизма, анализа их социального, гносеологического содерка-ния. Это послужило одной из причин выделения отдельных аспектов оптимизма и пессимизма. Ф.О.Кузнецов, связав понятия оптимизма и пессимизма с идеей развития научного познания, выделил гносеологический оптимизм как компонент социального оптимизма /154/, В.И.Си-нюхин выделил и исоледовал морально-этический аспект оптимизма /206/, рассмотрел пролетарский, социалистический оптимизм как нравственную ценность /207/, А.П.Павельев исследовал экологический пессимизм /180/.
Однако поскольку исследователями оптимизма и пессимизма не решен до конца вопрос об основаниях оптимизма и пессимизма, различные аспекты последних не позволяют зачастую "уловить" мировоззренческую и методологическую функции данных понятий, без использования которых из частнонаучного знания об оптимизме и пессимизме трудно исключить биологизаторский подход* Последний вызывается абстрактным подходом к человеку и связанными с ним трудностями соотнесения биологических и социальных оснований оптимизма и пессимизма, с которыми сталкивались их домарксистские исследователи, в том числе И.ИЛйечников /169/, и с которыми не могут справиться современные буряуазные исследователи оптимизма и пессимизма. В связи с этим важным вкладом в развитие проблемы оптимизма-пессимизма
- 8 являются работы советских философов И.Д.Панцхава, Б.Г.Ананьева, С.С.Батенина, И.Т.Фролова, К.Е.Тарасова и Е.К»Черненко /181, 77, 84, 230, 219/ по проблеме человека, работы Г.Л.Смирнова, Б.Е.Кемерова, С.М.Ковалева, Г.Е.Глезермана по проблеме личности /210, 141, 145, ПО/, а танке работы П.Ландесмана и В.Согомонова /157/, Т.Т.Тимофеева /220/, Т.И.Ойаермана /178/, А.А.Павельева/180/, посвященные критике современных буржуазных концепций оптимизма и пессимизма.
Разработке проблемы оптимизма-пессимизма способствуют также исследования концепций будущего, закономерностей социального, научно-технического, нравственного прогресса, анализ социальных прогнозов* Особо в этом плане следует отметить исследования А.Цип-ко, проследившего связь между теориями прогресса и историческим оптимизмом /238, 239/, а также работы Т.Т.Тимофеева /220/, Л.В.Боброва /88/, В.В.Косолапова и В.А.Лисичкина /151/, М.ПЛЙчедлова /171, 172/.
В связи с усиливающимся теоретическим интересом к проявлениям оптимистического и пессимистического сознания в условиях общественной социалистической системы авторы многих работ, отражающих проблемы духовной жизни в условиях социалистического образа жизни, мировоззрения, коммунистического воспитания непосредственно или опосредованно затрагивают вопросы, связанные с выяснением оснований и особенностей пессимизма в условиях развитого социализма, роли исторического оптимизма в управлении духовным развитием личности коммунистического типа/Г53,158, 222, 87, 241, 98, 228, 218,^37, 177, 236, 126, 212, 170 и другие/. В этом плане привлекают внимание работы С.И.Попова, который рассматривает реальный социализм в качестве источника социального оптимизма, анализируя идеологию исторического оптимизма, исследует связь между глобальными проблемами человечества и современным буржуазным пессимизмом, показывает
- 9 место оптимизма в идеологической борьбе, роль его в реализации гуманистических идеалов коммунизма /187, 188, 189, 190/.
Вместе с тем остается неисследованным ряд полохений. Прежде всего еще весьма скромно представлена методология исследования оптимизма, пессимизма, не учтены многие марксистско-ленинские принципы анализа их как словно-динамических явлений сознания общества* В связи с этим из поля зрения исследователей выпал системный характер оптимизма, пессимизма, обусловленный как системностью самого сознания, так и системностью общества в целом. Это, в свою очередь, не позволило заметить многоуровневую детерминацию оптимистического и пессимистического сознания, связанную с целой системой социальных факторов, включающих не только экономические обстоятельства, но такве социально-психологические, культурные и другие причины, влияющие на формирование оптимистических и пессимистических состояний сознания*
Нам представляется, что проблема оптимизма-пессимизма, как философская проблема, интегрирующая различные аспекты человеческого бытия, требует системного подхода, связанного с теоретическим осмыслением эффективности и ценности человеческой визни, детерминированной комплексом взаимодействующих социальных явлений, что становится возмовным на основе, исследуемой в настоящее время советскими философами, марксистско-ленинской системой трактовки социальной действительности. Эта трактовка, нашедшая свое воплощение не только в закономерностях общественно-экономических систем, но и в установлении системной зависимости мевду сферами материальной и духовной визни общества, в открытии феномена двойственной качественной определенности социальных явлений /156, с. 25/ позволяет диалектически соединить социально-экономические, духовные и социально-психологические аспекты оптимистического, пессимистича
- 10 ского сознзяия и представить эти аспекты в виде единой проблемы.
В условиях развитого социализма высокая степень интеграции общественных процессов, при которой "все связано со всем", когда решение одной проблемы зависит от решения множества других, а сами проолемы приобретают системный, комплексный характер /82, с.18-19/, оптимизм, пессимизм особенно требуют системных характеристик.
Необходимость осмысления особенностей действия общесоциологического закона возвышения человеческих потребностей в условиях развитого социализма требует исследования системной взаимосвязи исторического оптимизма с потребностями социального существования, выявления параметров социальной удовлетворенности советских людей. Это приводит к необходимости определения социального критерия оптимистического и пессимистического сознания, анализа его взаимосвязи с социальными показателями, жизненной позицией общественного зубъекта. Такой анализ позволяет осмыслить исторический оптимизм зоветского народа как единство теоретического и практического от-зошения к действительности, рассмотреть его связь с революционной тактикой, требующей изменения как общественного бытия, так и реформы общественного сознания.
Цель и задачи работы. Цель исследования состоит в выявлении зистемной природы оптимистического и пессимистического сознания.
Реализация указанной цели определила решение таких задач:
- уточнить философское содержание понятий оптимизма и песси-яИзма;
- проанализировать оптимизм и пессимизм, с одной стороны, как зложную динамическую социальную систему, а с другой - как состояния юзнания общества;
- рассмотреть социальную детерминацию оптимистического и песси-шстического сознания, его связь с социальной активностью, верой, -бевдениями, степенью социальной удовлетворенности субъекта;
- II
- выяснить сущность диалектической взаимосвязи оптимизма, пессимизма и образа жизни;
- определить место исторического оптимизма в практике коммунистического строительства.
Сущность проблемы определила логику исследования, которая требовала, во-первых, выявления методологических основ анализа оптимизма, пессимизма, способствующих научному решению проблемы, во-зторых, определения системных характеристик оптимизма, пессимизма, з том числе системного качества и комплексного критерия, в-третьих, шализа оптимистических и пессимистических состояний как диалекти-геского процесса с исторически-классовой детерминацией, в-четвертых, рассмотрения оптимизма и пессимизма в виде ценностных состоя-шй сознания общества, в том числе нравственных состояний, в-пятых, исследования исторического оптимизма и исторического пессимизма сак состояний духовной сферы образов жизни и в связи с этим обосно-1ания положения о связи исторического оптимизма советского народа > социальной целостностью, гармоничностью советского образа жизни.
Данная логика определила црименение таких принципов марксист-¡ко-ленинской философии, как принципа: детерминации сознания и его [ктивности, принципа отражения, реализованного в социальном аспек-е, принципов объективности, партийности, историзма, социальной начимости, целостности, принципа системности как методологическо-о средства диалектического и исторического материализма.
Методология и источники исследования. Методологией настоящего ¿следования является диалектико-материалистическое решение про-лемы сознания; главную роль при этом играли следующие его положе-ия: положение об общественной природе и функциях сознания, поло-ение о сознании как процессе, исторически возникшей форме и родукте совокупной деятельности общественных индивидов, положение б активно-созидательной роли сознания, положение о системности
- 12 сознания и о том, что само сознание выступает в качестве общественной подсистемы, на которую расцространяются определения и ка-гегории, характеризующие общественную систему.
Теоретической и методологической основой исследования являются труды К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, а также содержащиеся в документах КПСС и Советского государства, трудах деятелей Коммунистической партии и Советского правительства идеи и установки э'тносительно формирования у советских людей социального оптимизма, уверенности в завтрашнем дне как нового качества жизни трудящихся ласс, как фундаментальных ценностей социализма.
В диссертации используются работы советских философов, социологов, психологов, педагогов, этиков, рассматривающих проблемы формирования сознания, состояний сознания у различных социальных рруш и личности, а также данные социологических исследований по шализируемой проблеме.
Научная новизна результатов исследования заключается в сле-хующем:
- оптимизм и пессимизм представляют собой сложные социологи-1еские системы ценностных состояний;
- социальным основанием этих состояний является диалектика )бщественного прогресса, критерием - система таких социальных показателей, как социальная активность, социальная удовлетворенность I вера;
- в качестве субстрата оптимизма и пессимизма выступает вера;
- в отличие от имеющихся в философской литературе точек зре-1ия оптимизм и пессимизм рассмотрены как один из элементов струк-?уры сознания общества, который характеризует состояния сознания;
- оптимизм и пессимизм выступают существенной чертой, состо-шием конкретно- исторического типа образа жизни;
- исторический оптимизм советского народа отражает целостность советского общества и сознания советских людей, в то время как исторический пессимизм отражает "разорванность" буржуазных общественных отношений и буржуазного сознания.
Практическое значение работы заключается в том, что
- обоснованное автором положение о целесообразности использования исторического оптимизма в качестве методологического принципа исследования различных сторон социального бытия, и в первую очередь образа жизни, может быть применено в прогностических и футурологических концепциях будущего, в модв' лях социальных систем, а также в социологических исследованиях, связанных с выяснением и измерением жизнеспособности цивилизаций, предполагающей определенную степень оптимизма народов этих цивилизаций;
- результаты исследования могут быть использованы частно-научным знанием об оптимизме и пессимизме для преодоления натуралистической или только психологической интерпретации этих явлений сознания, для осмысления механизма возникновения оптимистических и пессимистических состояний личности;
- выводы исследования имеют определенное значение, для критики современных буржуазных концепций оптимизма, пессимизма, и в этом плане могут быть использованы в практике идеологической борьбы;
- положения исследования, связанные с анализом роли исторического оптимизма в социальной практике коммунистического строительства, могут явиться методологическим основанием для рекомендаций по формированию оптимистического мировоззрения в системе коммунистического воспитания, материалы диссертации могут быть использованы партийными, комсомольскими, профсоюзными и другими общественными организациями в их практической деятельности по оптимизации процесса формирования у советских людей активной жизненной позиции, включающей оптимистическую установку жизни, социальную уверенность, духовное равновесие;
- результаты исследования, связанные с анализом социального критерия оптимистического и пессимистического сознания, могут быть учтены в воспитательной работе среди студенческой молодежи с целью целенаправленного формирования оптимистического состояния ее сознания, что может найти отражение при составлении планов идейно-воспитательной работы, при разработке методических пособий для кураторов академических групп;
- теоретические вывода и отдельные положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе при изучении программ курсов марксистско-ленинской философии, научного коммунизма, основ научного атеизма, марксистско-ленинской этики, марксистско-ленинской эстетики.
Апробация работы» Основные положения проведенного исследования были представлены на научно-теоретической конференции "Формирование научного мировоззрения в условиях развитого социализма" /Минск, ИПК, 1980/, на Всесоюзном семинаре "Диалектика и этика" /Алма-Ата, 1981/, на республиканской конференции "Наука и мировоззрение" /Харьков, 1982/, а также на теоретических семинарах кафедр философии ХГУ, ХПИ, кафедры этики, эстетики и научного ате
- 15 изма ХПИ в 1980 - 1983 гг., на теоретических конференциях преподавателей ХПИ в 1981 - 1983 гг. Результаты исследования использовались автором при чтении лекций для студентов по марксистско-ленинской этике в темах:"Социалистическая революция и нравственность. Критерий коммунистической морали", "Моральные принципы социализма, их научное обоснование", "Кризис буржуазной морали и критика современных буржуазных и ревизионистских этических концепций", при чтении лекций по курсу научного атеизма в темах "Религия как социальное явление", "Атеизм и общественный прогресс", "Научный атеизм о мире, обществе и человеке", а также при чтении лекций для руководителей семинаров пропагандистов, лекторов, политинформаторов в доме политического просвещения харьковского обкома партии Украины, при чтении спецкурсов по теории и практике коммунистического воспитания, проблемам социалистического образа жизни в университете марксизма-ленинизма при Харьковском обкоме Компартии Украины. Основные положения диссертации изложены в четырех научных статьях.
Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК
Единство гуманизма и атеизма. Методология и практика1984 год, доктор философских наук Маслова, Алла Гавриловна
Атеизм в развитом социалистическом обществе (сущность, формы и функции научного атеизма )1984 год, кандидат философских наук Дударенок, Светлана Михайловна
Влияние взаимодействия общества и природы на общественное сознание1984 год, кандидат философских наук Микляев, Виктор Анатольевич
Прогностическая функция идеологии1984 год, кандидат философских наук Волкогонова, Ольга Дмитриевна
Специфика мировоззренческого содержания искусства1984 год, кандидат философских наук Попович, Николай Дмитриевич
Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Кужельная, Ираида Прокофьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате исследования автор пришел к выводу о том, что научное решение проблемы оптимизма - пессимизма, позволяющее анализировать оптимистическое и пессимистическое сознание в качестве реальности и понятий, лежит в рамках системного подхода, органически включающего принципы марксистско-ленинской методологии.
Решение проблемы выступает в виде осознания системной природы оптимизма, пессимизма как понятийных образований и как явлений сознания.
Новизна результата исследования заключается в рассмотрении оптимизма и пессимизма в качестве системных явлений сознания общества, отражающих системность общественного бытия, и в качестве состояний духовной сферы образов жизни. Она связана с выяснением детерминации оптимистического и пессимистического сознания системой таких факторов, как общественное бытие, под которым понимается не просто совокупность "заданных" субъекту условий и обстоятельств, а прежде всего процесс взаимодействия субъекта с объективным миром, предполагающий революционное преобразование как самого мира, так и реформу сознания; как уровень развития субъекта сознания, проявляющийся в его социальной активности, связанной с его потребностями и мотивами; как ценности, морально-этические нормы, идеалы, формирующиеся историческим типом социальных отношений; как совокупность условий деятельности, позволяющая субъекту
- 169 сознания реализовать свои идеалы, достигать гармонии сознания и поведения.
Основные положения, выдвигаемые и обосновываемые в данной диссертационной работе, можно сформулировать следующим образом:
1. Оптимизм и пессимизм являются системными понятийными образованиями, познание которых связано с многоуровневой системой методологических принципов и категорий.
2. Оптимизм и пессимизм являются социологическими системами состояний сознания, связанными с исторической динамикой сознания общества, отражающей общественный прогресс.
3. Субстратом, т.е. внутренней основой оптимистических состояний сознания является вера как диалектическое единство знания, понимания, оценки, убеждения и действия.
4. Система таких социальных показателей, как социальная активность, вера, социальная удовлетворенность, выступающих способами реализации оптимистических, пессимистических состояний сознания, является комплексным критерием оптимизма, пессимизма.
5. Оптимизм и пессимизм выступают в виде состояний духовной сферы образов жизни, в которых проявляется диалектика материальной и духовной жизнедеятельности общественного субъекта.
6. Формирование оптимистического сознания советского народа детерминировано становящейся целостностью, однородностью, гармоничностью общества развитого социализма, а также системой идеологической и воспитательной работы, проводимой Коммунистической партией.
Б результате данного исследования автор пришел к выводу о том, что в процессе общественно-исторической эволюции с возрастанием степени целостности общества возрастает и степень исторического оптимизма, который, превращаясь в необходимый и. важнейший показатель общественно-исторического прогресса, начинает выступать в качестве условия существования и развития социальных связей людей.
• Таким образом, исследование оптимизма, пессимизма подтверждает выдвинутое К.Марксом положение о том, что человеческое сознание формируется в процессе практической деятельности людей, их активного воздействия на мир, подтверждает вытекающее из марксистско-ленинской теории познания признание активного начала сознания.
Исследование оптимизма, пессимизма обосновывает марксистско-ленинское положение о том, что условием жизнеспособности общества является не только совершенствование производства, но и внутреннее духовное равновесие,.социальная удовлетворенность, социальная уверенность людей.
Поскольку проблема оптимизма - пессимизма требует выяснения предельно общих оснований, связанных с ориентацией человека в мире, не каждый теоретический фрагмент ее имеет непосредственные онтологические референты, не все ее положения могут давать непосредственные практические результаты. И в то же время ее исследование в условиях общества развитого социализма требует практических рекомендаций по использованию теоретического, методологического, воспитательного потенциала данной проблемы.
Теоретическое значение проблемы оптимизма - пессимизма связано с тем, что при помощи ее становится возможным проникнуть не только в суть мировоззрений, в суть общественного и индивидуального сознания, но и в систему различных общественных отношений, связанных с определенным типом производства, материальной и духовной жизнедеятельностью, удовлетворением социальных потребностей.
- 171
Нам представляется, что дальнейшее теоретическое исследование проблемы должно идти по пути более углубленного анализа взаимосвязи оптимизма и пессимизма с социальными показателями, что позволит уточнить способы реализации оптимистических, пессимистических состояний сознания в условиях буржуазного и социалистического образов жизни, расширить представление о критерии оптимистических и пессимистических состояний. При этом теоретический анализ оптимизма и пессимизма должен опираться на конкретно-социологические исследования общественного и индивидуального сознания, учитывающие психологические особенности, вид деятельности и уровень потребностей различных социальных групп общества.
О методологических возможностях проблемы оптимизма - пессимизма говорит уже тот факт, что понятия "исторический оптимизм", "исторический пессимизм" связаны с сопоставлением противоположных друг другу систем - капитализма и социализма по таким параметрам и показателям, которые характеризуют гуманистический потенциал этих систем, степень их жизнеспособности, возможности прогрессивного развития.
По нашему мнению, повышение значимости исторического оптимизма в жизнедеятельности людей, превращение его в один из социальных индикаторов состояния общества в целом дает основание рассматривать исторический оптимизм в качестве методологического принципа исследования различных сторон социального бытия, в том числе и образа жизни. В качестве такого принципа он все больше утверждается в системе коммунистического воспитания, без него не может существовать современное моделирование глобальных процессов, прогностика как наука о будущем /151, с. 22/, Современные модели общественного развития, создаваемые в буржуазном обществе, учитывают оптимизм в качестве социального параметра прогрессивности об
- 172 щества. В связи с этим советские философы, социологи ставят проблему адекватного отражения в глобальной модели реальных движущих сил исторического процесса, что становится возможным только при марксистском, социально-классовом оптимистическом подходе к будущему человечества. В данном случае, как было отмечено за Круглым столом журнала "Вопросы философии", проблема оптимизма - пессимизма в оценке перспектив человечества "выступает в конкретной ее постановке как "проблема поиска и полного развертывания таких управляющих воздействий", которые бы адекватно отражали диалектику социально-экономического развития, "включая диалектику замены одного типа общества другим", "которые обеспечили бы превращение в действительность возможностей изменения социально-экономических структур и механизмов в направлении социализма" /124, с. 100/.
Связанный с ориентацией на будущее принцип оптимизма как раз и требует учета и выявления социальных возможностей капитализма и социализма, учета перспективы самого оптимистического сознания.
Таким образом, использование оптимизма в виде методологического принципа исследования образов жизни позволяет сделать вывод о том, что одним из итоговых показателей жизнедеятельности и перспектив развития социальных систем становится возможность обеспечения ими исторического оптимизма и что утверждение исторического пессимизма в качестве доминанты сознания современного буржуазного общества является показателем истощения социальных сил этого общества.
Автор данного исследования пришел также к выводу о том, что принцип оптимизма требует выявления закономерностей взаимосвязи оптимистического, пессимистического сознания со всеми сферами жизнедеятельности, не только с материально-производственной, но и с социально-политической, правовой, семейно-бытовой и т.д. Исходя
- 173 из принципа оптимизма, осмысление образов жизни должно проводиться не только с позиций их-перспективы, но и с позиций обеспечения ими удовлетворенности субъекта своей жизнедеятельностью, его веры в преобразующую силу деятельности, творческие способности человека, Этот принцип предполагает учет субъективных условий жизнедеятельности социального субъекта, выявление связи оптимистических и пессимистических состояний сознания с "концепцией жизни", включающей мировоззрение, ценностные установки, мотивы.
Таким образом, принцип исторического оптимизма в условиях развитого социализма играет определенную роль в методологическом обосновании управления социальными процессами, в том числе и формообразованием сознания общества. В связи с повышением социального, политического и методологического значения системного значения синтеза прогностических знаний, обеспечивающих предвидение результатов практической деятельности, планирование социально-экономических процессов жизни общества, возросла роль оптимизма как системного образования в системе этих знаний, что повышает не только его теоретическую, но и политическую значимость. Однако истинность этого оптимизма в свою очередь зависит от всесторонности и научности прогнозов экономического, научно-технического, социального, культурного, а также международного политического развития. Она определяется прежде всего тем, насколько данные прогнозы учитывают и верно отражают закономерности социалистического строительства, тенденции научно-технического прогресса. При нарушении такой адекватности возникает возможность пессимистического сознания.
Воспитательный потенциал данной проблемы заключается в том, что формирование оптимистического сознания в условиях советского общества должно включаться в содержательную структуру пол'итического, трудового, нравственного воспитания советского народа, связанную с прогнозированием духовной жизни общества и личности, с научно обоснованными социально-экономическими, моральными оценками общественной жизни. В связи с этим задачи по формированию оптимизма должны быть отражены как в текущих, так и долгосрочных планах партийных, комсомольских комитетов, в планах социального развития трудовых коллективов. При этом, по нашему мнению, формирование исторического оптимизма должно тесно увязываться с принципами коммунистического воспитания, суть которых отражена в философской литературе /210, с. 185-191/. К числу таких принципов в первую очередь следует отнести принцип воспитательного воздействия, требующий постоянную занятость внимания, чередование эмоций, необходимость духовных переживаний, что разрушает пессимистическую доминанту сознания. Исходя из указанного принципа, формирование оптимистического сознания должно предполагать включение человека в систему общественной деятельности, в процессе которой он должен выходить за пределы ситуации, разрывать наличные отношения, реализовать сомнения, вырабатывать веру и убеждения. Поскольку даже высокая развитость социализма не означает его беспроблемности, субъект оптимистического сознания должен находиться в "проблемном" соотношении с действительностью, которое требует не только осмысления, но и преобразования последней, способности оказывать революционное сопротивление всему косному, отживающему, мешающему прогрессивному развитию общества.
Следовательно, в качестве основного критерия оптимизма коллектива, личности должны выступать их практические дела, активная жизненная позиция, при этом оптимизм должен воплощаться в результатах деятельности на благо социалистического общества. В советской философской литературе обращается внимание на связь социального оп
- 175 химизма в условиях развитого социализма с настойчивым проведением в жизнь принципов коммунистического воспитания, позволяющих уменьшить диспропорции между ожиданиями и претензиями отдельных людей и реальностью социалистического общества /226, с. 38/.
Формирование исторического оптимизма советских людей должно увязываться с принципами научного управления формированием личности, в число которых входит принцип адекватности развития личности потребностям общества. Одной из социальных потребностей общества развитого социализма является личность с оптимистическим мировоззрением как проявлением действенного отношения к закономерным процессам объективной действительности. Таким образом, практическое значение исследуемой проблемы связано также с теорией личности, ориентирующейся на социальные типы личности. В данной работе не ставилась задача анализа формирования оптимистического сознания с учетом типологии личности. Такая задача может быть поставлена и решена в последующих исследованиях оптимизма, пессимизма.
Формирование оптимизма советских людей должно быть также связано с реализацией такого методологического принципа воспитательного процесса, как обязательность охвата всеобщим воспитательным воздействием населения. В советской философской литературе отмечено, что "важнейшей целью и результатом научного воспитания в условиях зоциалистической цивилизации является массовое распространение со-доального оптимизма, жизнерадостности, веры в лучшее будущее" /172, !. 224/. Благодаря наличию единой перспективы, последовательному [роведению в жизнь единых нравственных норм и принципов стали возможным общие оптимистические настроения, переживания советских людей :о поводу событий государственного значения. Этому способствует озможность сознательного использования законов общественного раз-ития, которая всегда связана с чувством перспективы. Одну из задач
- 176 коммунистического воспитания партия видит в необходимости "всемерно поддерживать все новое, передовое, перспективное" /62, с. 359/, В этом отношении для формирования оптимистического сознания определенное методологическое значение представляет система перспективных целей, на воспитательную роль которых обратил внимание А.С.Макаренко, выдвинувший идею сочетания близких, средних и дальних перспектив, соединения их с повседневными практическими делами, формированием оптимистического мироощущения, "завтрашней" радости /165, с. 74-80/. Реализация трудовыми коллективами своих полномочий в планировании экономического и социального развития, в разработке перспективных и текущих планов, предусмотренная Законом СССР о трудовых коллективах /66, с. 5/, должна явиться одним из оснований формирования оптимистического сознания членов этих коллективов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что усложнение социальной действительности привело к усложнению оптимистического сознания советского общества, что в настоящее время для обоснованной уверенности, обоснованной оптимистической ориентации необходим учет целой системы социальных факторов. Это требует связи принципа исторического оптимизма с теорией социализма, учета ее социологических, экономических, политических аспектов. Такая связь должна проявляться при поисках оснований оптимизма, стоящих за каждой из конкретных целей развития социализма, при анализе детерминированности оптимистической доминанты сознания советского народа законодательной силой Конституции СССР, нравственными устоями общества и т.д.
В результате исследования автор пришел к выводу о том, что социальное измерение оптимизма и пессимизма при социализме тесно связано с отмеченной в советской философской литературе особенно
- 177 стью социализма как системы. Эта особенность проявляется в том, что социализм представляет собой такой исторический этап, для которого главной специфической задачей выступает решение социальных проблем, в связи с чем все явления имеют особое социальное измерение /156, с. 209/. Следовательно, целесообразность оптимизма в условиях социализма определяется тем, как он служит делу коммунизма, последним определяется социальная роль исторического оптимизма, который удовлетворяет такую социальную потребность общества, как формирование у советских людей веры в коммунизм, силу труда, человеческую деятельность.
Таким образом, настойчивая воспитательная работа по превращению обыденного оптимистического сознания в теоретически осознанную мировоззренческую позицию советских людей превращает в подчиненный, снимаемый момент сознания пессимистическое отношение к действительности, которое, говоря словами К.Маркса, "может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой" /7, с. 90/.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кужельная, Ираида Прокофьевна, 1984 год
1. Маркс К, Письма из з^-иЛл¿6сл^,у-с^Ат.¿'¿¿^-¿^-Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. I, с. 371-381.
2. Маркс К. К критике гегелевской философии права.Введение.-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. I, с. 414-429.
3. Маркс К. Нищета философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 65-185.
4. Маркс К. Британское владычество в Индии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 9, с. 130-136.
5. Маркс К. Предисловие "К критике политической экономии".-Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 13, с. 1-167.
6. Маркс К. Замечания на книгу А.Вагнера "Учебник политической экономии".- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 19, с. 357-385.
7. Маркс К. Капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23, с. 5-784.
8. Маркс К. Капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. I, с. 3-505.
9. Маркс К. Капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 25, ч. 2, с. 3-486.
10. Ю. Маркс К. Капитал.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 26, ч. 2, с. 3-658.
11. Маркс К. Людвигу Кугельману II июля 1868 г.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 32, с. 460-462.
12. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 41-174.
13. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 3-508.- 179
14. Маркс К. Тетради по истории эпикурейской, стоической и скептической философии.- К.Маркс и Ф.Энгельс. Из ранних произведений. М. : Политиздат, 1936, с. 101-215.
15. Маъх ^. с/ел. с/^г.^¿-¿¿Ьс^с/гли^ Оыоногпс^1957-1958,- К.Маркс и Ф.Энгельс об искусстве.
16. Составил МихЛифшиц. М. : Искусство, 1976, т. I, с. 164-165. »
17. Энгельс Ф. Анти-Дюринг.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 5-338.
18. Энгельс Ф. Диалектика природы.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 20, с. 343-626.
19. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 269-317.
20. Энгельс Ф. Боргиусу 25.1.1894.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 174-177.
21. Ленин В.И. По поводу так называемого вопроса о рынках.- Полн. собр. соч., т. I, с. 67-122.
22. Ленин В.И. Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов.- Полн. собр. соч., т. I, с. 125-346.
23. Ленин В.И. Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве /отражение марксизма в бураку азной литературе/.- Полн. собр. соч., т. I, с. 347-534.
24. Ленин В.И. К характеристике экономического романтизма.- Полн. собр. соч., т. 2, с. 119-262.- 180
25. Ленин В.И. От какого наследства мы отказываемся.- Полн. собр. соч., т. 2, с. 505-550.
26. Ленин В.И. О смешении политики с педагогикой.- Полн. собр. соч., т. Ю, с. 355-358.
27. Ленин В.И. Революция учит.- Полн. собр. соч., т. II, с. 133143.
28. Ленин В.И. Борьба пролетариата.- Полн. собр. соч., г. II, с. 386-387.
29. Ленин В.И. Предисловие к русскому переводу писем К.Маркса.-Полн. собр. соч., т. 14, с. 371-379.
30. Ленин В.И. Памяти графа Гейдена.- Полн. собр. соч., г. 16, с. 37-45.
31. Ленин В.И. Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905 1907 годов.- Полн. собр. соч., т.16, с. 193-413.
32. Ленин В.И. По поводу двух писем.- Полн. собр. соч., г. 17, с. 290-307.
33. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм.- Полн. собр. соч., т. 18, с. 7-384.
34. Ленин В.И. Объявление об издании "Рабочей газеты".- Полн. собр. соч., т. 19, с. 400-415.
35. Ленин В.И. Л.Н.Толстой.- Полн. собр. соч., т. 20, с. 19-24.
36. Ленин В.И. Л.Н.Толстой и его эпоха.- Полн. собр. соч., т. 20, с. 100-104.
37. Ленин В.И. О характере и значении нашей полемики с либералами.- Полн. собр. соч., т. 21, с. 359-365.
38. Ленин В.И. Рабочий класс и неомальтузианство.- Полн. собр. соч., т. 23, с. 255-257.
39. Ленин В.И. Карл Маркс.- Полн. собр. соч., т. 26, с. 43-93.- 181
40. Ленин В.И. О национальной гордости великороссов.- Полн. собр. соч., т. 26, с. 106-110.
41. Ленин В.И. Воззвание к войне.- Полн. собр. соч., т. 27, с. 1-4.
42. Ленин В.И. Философские тетради. Конспект книги Фейербаха "Лекции о сущности религии?- Полн. собр. соч., т. 29, с. 41-64.
43. Ленин В.И. Философские тетради. Конспект книги Гегеля "Наука логики".- Полн. собр. соч., т. 29, с. 77-218.
44. Ленин В.И. О брошюре Юниуса.- Полн. собр. соч., т. 30, с. 1-16.
45. Ленин В.И. Империализм и раскол социализма.- Полн. собр. соч., т. 30, с. 163-179.
46. Ленин В.И. доклад о революции 1905 года.- Полн. собр. соч., т. 30, с. 306-328.
47. Ленин В.И. Война и революция.- Полн. собр. соч., т. 32, с. 77-102.
48. Ленин В.И. Несчастный мир.- Полн. собр. соч., т. 35, с. 382383.
49. Ленин В.И. Седьмой экстренный съезд РКП/б/.- Полн. собр. соч., т. 36, с. 43-57.
50. Ленин В.И. О государстве.- Полн. собр. соч., т. 39, с. 64-84.
51. Ленин В.И. Детская болезнь "левизны" в коммунизме.- Полн. собр. соч., т. 41, с. 3-104.
52. Ленин В.И. О продовольственном налоге.- Полн. собр. соч., т. 43, с. 205-245.
53. Конституция /Основной Закон/ Союза Советских Социалистических Республик. М. : Правда, 1977.- 46 с.
54. Программа Коммунистической партии Советского Союза.- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС, г. 8. М. : Политиздат, 1972, с. 196-305.
55. Материалы ХХП съезда КПСС. М. : Политиздат, 1962. -453 с.
56. Материалы ХХ1У съезда КПСС. М. : Политиздат, 1971. -318 с.
57. Материалы ХХУ съезда КПСС. М. : Политиздат, 1976. -254 с.
58. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М. : Политиздат, 1981.220 с.
59. Постановление ЦК КПСС о 60-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. 31 января 1977 г.- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС, г. 12. М. : Политиздат, 1978, с. 425-446.
60. Постановление ЦК КПСС о дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы. 26 апреля 1979 г.- КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК КПСС, т. 13. М. : Политиздат, 1981, с. 352-368.
61. Продовольственная программа СССР на период до 1990 года и меры ее реализации.- Материалы Майского Пленума ЦК КПСС 1982 г. М. : Политиздат, 1982.- 109 с.
62. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 22 ноября1982 г. М. : Политиздат, 1982.- 29 с.
63. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня1983 года. М. : Политиздат, 1983.- 80 с.
64. Закон Союза Советских Социалистических Республик о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями. 17 июня 1983 г. М. : Политиздат, 1983.- 16 с.
65. Андропов 10.В. Шестьдесят лет СССР. Доклад на совместном засе- 183 дании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 декабря 1982 г. М. : Политиздат, 1982.- 29 с.
66. Андропов Ю.В. Учение Карла Маркса и некоторые вопросы социалистического строительства в СССР.-М. : Политиздат, 1983.- 31 с.
67. Андропов Ю.В. Выступление на встрече в ЦК КПСС с ветеранами партии 15 августа 1983 года.- Всегда в строю. М. : Политиздат, 1983, с. 6-15.
68. Зимянин М.В. Партия революционного действия. Доклад на торжественном заседании в Москве, посвященном 80-летию Второго съезда РСДРП, 29 июля 1983 года.- Коммунист, 1983, № 12, с. 318.
69. Щербицкий В.В. ХХУ съезд КПСС о совершенствовании социалистического образа жизни и формировании нового человека.-М. : Политиздат, 1977,- 255 с.
70. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни.-М. : Мысль, 1977.- 224 с.
71. Абульханова-Славская К.А. Соотношение индивидуального и общественного как методологический принцип психологии личности.
72. В кн.: Теоретические проблемы психологии личности. М. : Наука, 1974, с. 34-82.
73. Аверинцев С. Судьба. Философская энциклопедия, т. 5.- М. : Советская энциклопедия, 1967, с. 158-159.
74. Адамович Л. Болезнь века.- Ковно, кружок студентов, 1912.- 44 с.
75. Александров А.Д. Научный поиск и религиозная вера.- М. : Политиздат, 1974.- 63 с.
76. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.- Изд. Ленинград, ун-та, 1968.- 339 с.
77. Анищенко А.Н. Структура общественного сознания.- М. : Высшаяшкола, 1973.- 86 с.
78. Анчел Ева. Мифы потрясенного сознания.- М. : Политиздат, 1979.175 с.
79. Арефьева Г.С. Социальная активность.- М. : Политиздат, 1974.228 с.
80. Аристотель. Метафизика. Соч. в 4-х томах, т. I.- М. : Мысль, 1976.- 448 с.
81. Афанасьев В.Г. Системность и общество,- М. : Политиздат, 1980.- 368 с.
82. Бандзеладзе Г.Д. Этика. Опыт изложения системы марксистской этики.- Тбилиси; Сабгота Сакартвело, 1970.- 465 с.
83. Батенин С.С. Человек в его истории.- Л. : Изд-во Ленинград, ун-та, 1976.- 295 с.
84. Бердяев Н. Смысл истории. Опыт человеческой судьбы.- Берлин, 1923.- 320 с.
85. Благоразумов Н.В. Два противоположных воззрения на жизнь, оптимизм и пессимизм.- М. : оттиск из журнала "Духовные чтения", 1890.- 8 с.
86. Блюмкин В. О чертах нравственного сознания человека развитого коммунистического общества.- В сб.: Нравственный прогресс и личность. Вильнюс : Минтис, 1976, с. 145-150.
87. Бобров Л. Фундамент оптимизма.- М. : Молодая гвардия, 1976.205 с.
88. Большаков А. Этюд в защиту пессимизма.- С.-Петербург : тип. "Грамотность", 1913,- 32 с.
89. Большая энциклопедия.- С.-Петербург, 1904, т. 15.91. Буева Л.П. Личность и её социальная деятельность.- В кн.: Очерки методологии познания социальных явлений. М. : Мысль, 1970, с. 160-213.- 185
90. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение.- №. : Мысль, 1978.216 с.
91. Бурдина А.И. Общественное сознание как проблема диалектического и исторического материализма.- М. : Высшая школа, 1979.175 с.
92. Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерий.- М. : Знание, 1980.- 63 с.
93. Быховский Б.Б. Къеркегор.- М. : Мысль, 1972.- 224 с.
94. Быховский Б.Э. Шопенгауэр.- М. : Мысль, 1975.- 200 с.
95. Бухалов Ю.Ф. Проблема практики и ее гносеологические функции.-В кн.: Диалектический материализм. М. : Высшая школа, 1975,с. 90-113.
96. Бычко Л.В. Критика философских основ буржуазного мировоззрения.- В сб.: Диалектический и исторический материализм философская основа коммунистического мировоззрения. К. : Наукова думка, 1977, с. 94-103.
97. Василенко В.О. Оптимззм 5 песимззм як аксеологзчнз елементи свзтогляду.- У зб.: Людина i свзтогляд. Khïb : Вид-во АН УРСР, 1963, с. 48-77.
98. Василенко В.О. Цзннзсть 5 оцзнка.- Khïb : Наукова думка, 1964.160 с.
99. Вейн А. Мозг и творчество.- Наука и жизнь, 1983, te 4,c.II5-I20.
100. Володина Н.Г. Социальные и гносеологические основы оптимизма.-Дис. . канд. философ, наук.- Кнзань, Госуниверсигет, 1971.185 с.
101. Вольтер Ф. Философские повести.- Библиотека всемирной литературы. Серия первая,т.49. М.: Худ. литература, I97I,c. 325-611.
102. Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине: К.Цеткин из записной книжки.- В пяти томах, т. 5. М. : Политиздат, 1979, с. 38-61.- 186
103. Галкин A.A. Германский фашизм.- М. : Наука, 1967.- 397 с.
104. Гегель Г. Наука логики. Соч., т. I.- М.-Л. : Соцэкгиз, 1930.699 с.
105. Гегель Г. Наука логики. Соч., г. 5.- М.-Л. : Соцэкгиз, 1937.695 с.
106. Гегель Г. Лекции по эстетике. Соч., т. 14.- М. : Соцэкгиз, 1958.- 440 с.
107. Гендин A.M. Общественно-психологические аспекты социального целеполагания.- Философские науки, 1983, № 5, с. 70-78.
108. Глезерман Г.Е. Рождение нового человека. Проблемы формирования личности при социализме.- М. : Политиздат, 1982.- 255 с.
109. Горький A.M. О цинизме.- Собр. соч. в 30-ти томах, т. 24. М. : ГИХЛ, 1953, с. 5-19.-112. Горький A.M. О писателях-самоучках.- Собр. соч. в 30-ти томах, т. 24. М. : ГИХЛ, 1953, с. 99-137.
110. ИЗ. Горький A.M. Еще раз об истории молодого человека XIX столетия.- Собр. соч. в 30-ти томах, г. 26. М. : ГИХЛ, 1953, с. 304316.
111. Горький A.M. Пролетарский гуманизм.- Собр. соч. в 30-ти томах, т. 27. М. : ГИХЛ, 1953, с. 233-241.
112. Грузенберг С. Пессимизм как вера и миропонимание. Опыт критического анализа и классификации основ и видов пессимизма.- М., 1908,- 65 с.
113. Демидов В.И. Категория "состояние" в истории и марксистской философии.- Саранск : Мордовск. гос. ун-т, 1975.-102 с.
114. Деменчонок Э.В., Семенов Ю.Н. Критика современной буржуазной концепции общественного прогресса.- Вопросы философии, 1979, № 12, с. I0I-II3.
115. Денисов В.В. Социология насилия.- М. : Политиздат, 1975.-212 с.- 187
116. Диалектика развития социалистического общества.- М. : Мысль, 1980,- 276 с.
117. Дилегенский Г.Г. Потребности личности и общество.- Коммунист,1975, Ус 6, с. 71-82.
118. Дилегенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей.-Вопросы философии, 1976, N2 9, с. 30-43.
119. Дилегенский Г.Г. Проблемы теории человеческих потребностей.-Вопросы философии, 1977, К® 2, с. III-I23.
120. Дилегенский Г.Г. Кризис капитализма и проблема потребностей.-Вопросы философии, 1982, №2, с. 95-102.
121. Духовный кризис современного буржуазного общества. Материалы круглого стола.- Вопросы философии, 1976, Ш 2, с. 75-115.
122. Духовное производство.- М. : Наука, 1981.- 352с.
123. Журавлев В.В. Проблемы духовной жизни развитого социализма.-М. : Высшая школа, 1980.- 175 с.
124. Замошкин Ю.А. Личность в современной Америке.- М. : Мысль, 1980.- 248 с.
125. Значительная тема научных исследований.- Коммунист, 1978, № 12, с. 3-6.
126. Иванов В. Влияние научно-технической революции на нравственное формирование личности в условиях развитого социализма.-В сб.: Нравственный прогресс и личность. Вильнюс : Минтис,1976, с. 85-95.
127. Иванова Н.Я. Проблема смысла бытия человека.- В сб.: Человек и мир человека. Киев : Наукова думка, 1977, с. 267-302.
128. Иванова Н.Я. Смысл бытия человека.- В сб.: Диалектический и исторический материализм философская основа коммунистического мировоззрения. Киев : Наукова думка, 1977, с. 77-79.
129. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л. :- 188
130. Изд-во Ленинград, ун-та, 1974.- 762 с.
131. Каган М.С. Человеческая деятельность /Опыт системного анализа/.- М. : Политиздат, 1974.- 317 с.
132. Кант И. Опыт некоторых рассуждений об оптимизме.- Соч. в б-ти томах, т. 2. М. : Мыслв, 1964, с. 39-49.
133. Кант И. Критика чистого разума.- Соч. в 6-ти томах, т. 3. М. : Мысль, 1964.- 756 с.
134. Кант И. Основы метафизики нравственности.- Соч. в 6-ти томах, т. 4/1. М. : Мысль, 1964, с. 221-310.
135. Каро Е. Пессимизм в XIX веке.- М. : тип. Л.Ф.Снегирева, 1893.372 с.
136. Каменский П.В. Старое средство.- Харьков : тип. В.С.Бирюкова, 1890.- 32 с.
137. Кветной М.С. Человеческая деятельность: сущность, структура, типы.- Саратов : Изд-во университета, 1974.- 224 с.139а.Кедров Б.М., Келле В.!., Фролов И.Г. Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи.- Вопросы философии, 1979, № 2, с. I66-I7I.
138. Келлер Е. Оптимизм.- С.-Петербург : Спб. об-во попечения слепоглухонемых в России, 1910.- 50 с.
139. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл.- М. : Политиздат, 1977.- 255 с.
140. Кириллова Н.В. Общественно-политическая активность студенчества и ее структура, условия проявления и развития.- Дис. . канд. философ, наук.- Харьков, госуниверситет, 1970.- 280 с.
141. Кикнадзе Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание.- М. : Мысль, 1968.- 147 с.
142. Ковалев С.М. Формирование социалистической личности.- М. : Мысль, 1980.- 228 с.
143. Ковалев А.Г. Психология личности.- М. : Просвещение, 1970.391 с.
144. КовалеваЕ.Е., Иванов В.И., Пахомов Б.Я., Иванова А.А. Новая техника и проблема безопасности человека.- Вопросы философии,4 1981, № 5, с. 49-59.
145. Коган Л.Н. Духовные потребности и деятельность личности.-Философские науки, 1976, № I, с. 9-16.
146. Козырева А.К. Вера и знание.- В кн.: Социальная психология и философия. Л. : Гос. пед. ин-т, 1971, с. 132-145.
147. Коммунистические идеалы и становление личности студента.-Харьков : Вища школа, изд-во при Харьков, ун-те, 1977.- 193 с.
148. Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию.- К. : Науко-ва думка, 1966.- 275 с.
149. Косолапов В.В., Лисичкин В.А. Критика буржуазных концепций будущего.- М. : Мысль, 1978.- 165 с.
150. Косолапов Р. Вклад ХХ1У, ХХУ и ХХУ1 съездов КПСС в разработку теоретических и политических проблем развитого социализма и перехода к коммунизму.- Коммунист, 1982, № 5, с. 54-67.
151. Косуха П.1.Песим13м социальна фзлософ^я pefliriï.- Khïb : т-во "Знания" УРСР, 1969.- 48 с.
152. Кузнецов Б.Г. Философия оптимизма.- М. : Наука, 1972.- 359 с.
153. Кузнецов О.Н., Лебедев В.И. Личность в одиночестве.- Вопросы философии, 1971, № 7, с. II4-I26.
154. Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса.- М. : Политиздат, 1980.- 312 с.
155. Ландесман П., Согомонов Ю. Спор с пессимизмом. Злоключения массового буржуазного сознания.- М. : Политиздат, 1971.- 199 с.
156. Ландесман П.А., Согомонов Ю.В. Мировоззренческие основания морального сознания.- Вопросы философии, 1979, fâ II, с. II3-I26.
157. Левыкин И.Т., Дридзе Т.М., Орлова Э.Н., Рейзема Я.В. Основы комплексного исследования социалистического образа жизни.- 190
158. Вопросы философии, 1981, № II, с. 51-63.
159. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М. : Изд-во Москов. ун-та, 1972,- 575 с.
160. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М. : Политиздат, 1977.- 304 с.
161. Лисовский В.Т. Актуальные проблемы нравственного воспитания будущих специалистов.- В сб.: Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов.- Л. : Изд-во Ленинград, ун-та, 1978, с. 19-39.
162. Льюс Д. Наука, вера и скептицизм.- М. : Прогресс, 1966.- 232 с.
163. Луначарский A.B. Упадочное настроение среди молодежи /есенин-щина/.- Собр. соч. в 8-ти томах, т. 2. М. : ГИХЛ, 1964, с. 342347.
164. Макаренко A.C. Методика организации воспитательного процесса.-Собр. соч. в 7-ми томах, т. I. М. : АПН РСФСР, 1958, с. 9тЮ0.
165. К.Маркс: философия исторического оптимизма и революционного действия. Передовая.- Вопросы философии, 1983, tä 5, с. 3-23.
166. Материалисты древне^ Греции.- М. : Госполитиздат, 1955.- 239 с.
167. Меринг Ф. На философские и литературные темы.- Минск : Изд. Белтрестпечать, 1923.- 131 с.
168. Мечников И.И. Этюды оптимизма.- М. : Наука, 1964.- 294 с.
169. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого ПЯ".- М.: Политиздат, 1976.- 287 с.
170. Мчедлов М.П. Образ жизни и идеологическая борьба.- М. : Знание, 1976.- 64 с.
171. Мчедлов М.П. Социализм становление нового типа цивилизации.-М. : Политиздат, 1980.- 263 с.
172. Нестеренко А.Д. Структура убеждения личности.- Дис. . канд. философ, наук.- Харьков, Госуниверситет, 1979.- 168 с.- 191
173. Нешев К. Этика счастья.- М. : Знание, 1982.- 60 с.
174. Ницше Ф. Так говорит Заратустра.- М. : Москов. книгоиздательство, 1909.- 175 с.
175. Обуховский К. Психология влечений человека.- М. : Прогресс, 1972.- 247 с.
176. Овчинников B.C. Мировоззрение как явление духовной жизни общества /опыт анализа понятий/.- Л. : Изд-во Ленинград, ун-та, 1978.- 99 с.
177. ОЦзерман Т.И. Исторический материализм и идеология "технического" пессимизма,- М. : Знание, 1976.- 64 с.
178. Ойзерман Т.И. Духовный кризис современного буржуазного общества. Заседание круглого стола.- Вопросы философии, 1976,2, с. 76-115.
179. Павельев A.A. Социальный оптимизм и экологический пессимизм.-М. : Мысль, 1977.- 91 с.
180. Панцхава И.Д. Человек, его жизнь и бессмертие.- М. : Мысль, 1966.- 327 с.
181. Парыгин Б.Д. Общественное настроение.- М. : Мысль, 1966.327 с.
182. Петросян М.Н. Некоторые вопросы теории личности при социализме.- В кн.: Личность при социализме. М. : Наука, 1968, с. 143161.
183. Платон. Государство.- Соч. в 3-х томах, т. 3/1. М. : Мысль, 1971, с. 89-454.
184. Плеханов Г.В. О книге Иванова-Разумника.- Соч., т. ХХП. М. : Госиздат. 1928, с. 344-346.
185. Плеханов Г.В. О материалистическом понимании истории.- Избранные философские произведения в 5-ти томах, т. 2. М. : Госполитиздат, 1956, с. 236-266.187188189190191192193194195196197198199200- 192
186. Попов С.И. Социализм и гуманизм.- М. : Политиздат, 1974.295 с.
187. Поршнев Б.Ф. Современные проблемы социальной психологии.- Политическое самообразование, 1968, № 2, с. 43-50. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история.- М. : Наука, 1966.- 213 с.
188. Ребрин В.А. Методологические проблемы социалистического общественного сознания.- Новосибирск : Высшая парт, школа, 1974.169 с.
189. Решетникова Е.М. Понятие оптимизма и пессимизма в истории философской мысли. Дис. . канд. философ, наук.- Иркутск, Госуниверситет, 1969.- 190 с.
190. Роль общественности в управлении производством /опыт конкретносоциологического исследовани/.- Харьков : Изд-во Харьков, ун-та, 1968.- 239 с.
191. Рубина Л.Л. Советское студенчество /социологический очерк/.-М. : Мысль, 1981.- 205 с.
192. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.- М. : Изд-во АН СССР, 1959.- 354 с.
193. Руткевич М.Н. Социалистический образ жизни и его развитие.-Вопросы философии, 1975, № ¡ЕЕ, с. 46-58.
194. Садовский В. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ.- М. : Наука, 1974.- 279 с. Семенов B.C. Проблема противоречия в условиях социализма.- 193
195. Вопросы философии, 1982, № 2, с. 17-32.
196. Свидерский В.И. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и в познании.- М. : Соцэкгиз, 1962.- 275 с.
197. Свидерский В.И. Некоторые вопросы диалектики изменения и развития.- М. : Мысль, 1965.- 288 с.
198. Симанов А.Л. Понятие "состояние" как философская категория.-Новосибирск : Наука, Сиб. отделение, 1982.- 125 с.
199. Симонов П.В. Эмоции и воспитание.- Вопросы философии, 1981, 1ё 5, с. 39-48.
200. Симонов П.В. Детерминизм и свобода выбора.- В сб.: Методологические проблемы физиологии высшей нервной деятельности.- М. : Наука, 1982, с. 88-122.
201. Синютин В.И. Проблема оптимизма в марксизме.- Дис. . канд. философ, наук.- Л. : Госуниверситет, 1966.- 294 с.
202. Синютин В.И. Нравственная сущность оптимизма.- М. : Знание, 1979.- 61 с.
203. Синютин В.И. Диалектика пролетарского оптимизма. Опыт анализа понятий.- Л. : Изд-во Ленинград, ун-та, 1983.- 174 с.
204. Словарь по этике.- М. : Политиздат, 1981.- 430 с.
205. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического типа личности.- №. : Политиздат, 1973.- 415 с.
206. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание.- М. : Политиздат, 1972.301 с.
207. Соколов В.М. Нравственный мир советского человека. Опыт социологического анализа нравственных проблем современника.- М. : Политиздат, 1981.- 278 с.
208. Социальная психология.- М. : Политиздат, 1975.- 315 с.
209. Сохань Л.В. Духовный прогресс личности и коммунизм.- К. : Наукова думка, 1966.- 262 с.215216217218219220221222223224225226.227228- 1ЭЦ~
210. Сохань Л.в., Кириллова М.В. О жизненной программе личности.-Научный коммунизм, 1982, № I, с. 91-96. Старченко А.А. Анализ категории "убеждение".- Философские науки, 1979, 5, с. Н-22.
211. Тимофеев Т.Т. Философия исторического оптимизма / к критике антимарксистских доктрин/.- М. : Знание, 1975.- 64 с. Титаренко А.П. Антиидеи, /Опыт социально-этического анализа/.-М. : Политиздат, 1976.- 399 с.
212. Титаренко А.П. Основные показатели нравственного прогресса и проблема его критерия,- В сб.: Нравственный прогресс и личность. Вильнюс : Минтис, 1976, с. 15-25.
213. Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие.- М. : Наука, 1964.- 399 с.
214. Толстых В.И. Образ жизни. Понятие, реальность, проблемы.- М. : Политиздат, 1975.- 183 с.
215. Федосеев П.Н. Диалектика современной эпохи.- М. : Наука, 1978.656 с.
216. Федосеев П.Н. Единство и взаимодействие естественных и общественных наук.- Коммунист, 1982, Ш 7, с. 30-39. Философская энциклопедия, г. 4,- М. : Сов. энциклопедия, 1967.591 с.
217. Формирование духовного мира человека и НТР /методологические- 195 проблемы анализа духовного мира человека развитого социалистического общества.- М. : Изд-во ун-та, 1977,- 220 с»
218. Фролов И.Т. Прогресс науки и будущее человека.- М. : Политиздат, 1975.- 223 с.
219. Фролов И.Т. Перспективы человека.- М. : Политиздат, 1978.336 с.
220. Фролов И.Т. Актуальные философские и социальные проблемы науки и техники.- Вопросы философии, 1983, №6, с. 16-26.
221. Хаджийский И. Избранные произведения.- М. : Мысль, I98I.-332 с.
222. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.- М. : Наука, 1966.451 с.
223. Уледов А.К. О состоянии общественного сознания.- Вопросы философии, 1966, №2, с. 26-36.
224. Уледов А.К. Структура общественное сознания.- М. : Мысль, 1968.- 323 с.
225. Уледов А.К. Духовная жизнь общества.- М. : Мысль, 1980.- 270 с. '.37. Целикова О.П. Нравственная целостность личности.- М. : Наука,1983.- 158 с.
226. Ципко А. Оптимизм истории.- М. : Молодая гвардия, 1976.- 190 с. :39. Ципко А. О содержании общественного прогресса.- В кн.: Диалектика прогресса, диалектика жизни.- М. : Знание, 1983, с. 7-21.
227. Чапек К. Средство Макрополуса.- Соч. в пяти томах, т. 3. М. : ГИХЛ, 1958, с. 187-270.
228. Человек и мир человека. /Категории "человек" и "мир" в системе научного миропонимания/.- К. : Наукова думка, 1977.- 337 с.
229. Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание.- К. : Изд-во Киевск. ун-та, 1970.- 173 с.
230. Чиж В.Ф. Биологическое обоснование пессимизма.- Казань : Типо-лит. ун-та, 1895.- 128 с.- 196
231. Шаров Ю.Н. Проблемы формирования духовных потребностей личности.- Новосибирск: Изд-во ун-та, 1970,- 275 с.
232. Швейцер А. Культура и этика.- М. : Политиздат, 1973.- 343 с.
233. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория.- М. : Наука, 1973.- 247 с.
234. Шиллер Ф. Статьи об эстетике.- Л. : Аса'Лемза, ф-ка книги "Кр. пролетарий", 1935.- 671 с.
235. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека.- Собр. соч. в 7-ми тт.- М. : ГИХЛ, 1957, с. 251-358.
236. Шинкарук В.И. Введение. Философия и мировоззрение.- В сб.: Человек и мир человека.- К. : Наукова думка, 1977.- 337 с.
237. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление.- М. : Типогр. А.Н.Мамонтова и К0, 1888.- 504 с.
238. Шопенгауэр А. Две основные проблемы этики.- Полн. собр. соч., т. 4.- М. : Типогр. Вильде, 1910, с. 1-256.
239. Шорохова Е.В. Психологический аспект, проблемы личности.
240. В кн.: Теоретические проблемы психологии.личности.- М. : Наука, 1974, с. 3-33.
241. Шпенглер 0. Закат Европы, том I.- М.-Петроград : Изд-во Л.Френкеля, 1923.- 445 с.
242. Штракс Г.Н. Социальное противоречие.- М. : Мысль, 1977.- 158 с.
243. Энциклопедический словарь русского библиографического института "Гранат". Том 30.- М. : Бр. А. и И.Гранат и К0, 1917.
244. Якуба Е.А. Приобщение к практической деятельности как условие развития общественной активности студентов.- В сб.: Актуальные проблемы теории и практики нравственного воспитания студентов.- Л. : Изд-во ун-та, 1977, с. 53-57.
245. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии.- М. : Политиздат, 1974.- 445 с.
246. Ярошевский М.Г. История психологии.- М. : Мысль, 1976.- 447 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.