Теоретические основы правового регулирования финансовых отношений в исламском праве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат наук Новикова Рамиля Галимовна
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 215
Оглавление диссертации кандидат наук Новикова Рамиля Галимовна
Введение
Глава 1. Мировоззренческие истоки ислама и их влияние на правовую природу финансовых отношений
§ 1. Священные писания ислама в формировании основ правового регулирования
финансовых отношений
§ 2. Предмет и метод правового регулирования финансовых отношений на
начальном этапе развития исламского права
§ 3. Принципы правового регулирования финансовых отношений с позиций ислама: формирование и специфика воздействия
Глава 2. Правовое регулирование финансовых отношений в период доктринальной разработки исламского права
§ 1. Доктринальная разработка исламского права как фундамент формирования
правовых основ финансовых отношений
§ 2. Бюджетные отношения в контексте формирования исламской религиозно-
правовой доктрины
§ 3. Правовое регулирование валютных отношений в период расцвета исламской
доктрины права
§ 4. Правовая регламентация налоговых отношений на этапе доктринального развития исламского права
Глава 3. Наследие правовой доктрины ислама в сфере финансовых отношений на современном этапе
§ 1. Законодательная эволюция финансовой сферы исламских государств
§ 2. Роль исламской традиции права в развитии законодательства в области деятельности финансово-кредитных учреждений современных государств
Заключение
Список использованных источников
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Институт брака в праве исламских государств: историко-правовое исследование2016 год, кандидат наук Валько, Олеся Юрьевна
Политическое самоопределение исламского мира в условиях глобализации: политические доктрины и действия2007 год, кандидат политических наук Мухаметов, Ринат Мидихатович
Роль исламского фактора в мировой политике и международных отношениях2007 год, кандидат философских наук Султанов, Тагирлан Багадинович
Государственно-политические конфликты институтов российского и мусульманского права в процессах реализации социальной доктрины ислама2003 год, кандидат юридических наук Петров, Эдуард Александрович
Влияние институтов ислама на внутрикорпоративные отношения2012 год, кандидат социологических наук Горбачева, Анна Федоровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теоретические основы правового регулирования финансовых отношений в исламском праве»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы диссертационного исследования. Ислам и многоликость его правовых проявлений занимают все более заметное место в научных исследованиях. Изучаются не только общетеоретические вопросы становления и эволюции феномена исламского права, отличительной чертой которого является генетическая связь религии и права, но и научно-прикладные проблемы исследования механизмов его действия в разных сферах общественных отношений, в том числе в государствах с иными правовыми традициями.
Одной из таких научно-прикладных проблем является выявление особенностей становления и современных тенденций развития правового регулирования в сфере финансовых отношений с особыми принципами, запретительными средствами, механизмами налогообложения. В последние годы влияние исламского права на глобальный финансовый рынок усиливается, что отмечается многими международными организациями, научными и экспертными центрами. Но до настоящего времени углубленных исследований таких вопросов не было. Представленная диссертация этот пробел восполняет, что определяет ее научно-практическую значимость.
Правовое регулирование финансовых отношений современных государств с компонентами классического исламского права невозможно понять, если не обратиться к его истокам. Поэтому значительное внимание в диссертационном исследовании уделяется первым периодам в историко-правовой хронологизации исламской цивилизации (начало VII в. - середина XIII в.). Именно во времена миссионерской деятельности Пророка Мухаммада и становления исламской правовой доктрины были сформулированы основные начала современной правовой регламентации финансовых отношений большинства исламских государств с непременным отражением в законодательстве и правоприменительной практике непоколебимых религиозно-правовых принципов ислама. Несмотря на то, что следующий виток в развитии права ислама (формально вторая половина ХШ в. - первая половина XIX в.) характеризуется некоторым замиранием исламской правовой мысли, а также невзирая на
происходившие процессы рецепции европейского права в конце XIX - начале XX вв., ислам и его доктрина оказались настолько стойкими к требованиям времени, что основополагающие идеи исламского права остались неизменными и востребованными в XXI в. В последнее время основные положения исламской правовой доктрины находят все более полное отражение в финансовом законодательстве современных исламских государств. Стремительно развиваются банковские учреждения, в том числе в государствах с иными правовыми традициями.
Можно выделить следующие факторы и научные задачи, детерминирующие актуальность представленного диссертационного исследования:
- познавательный интерес вызывает недостаточно изученная первооснова правового регулирования финансовых отношений, где существующие правовые принципы и методы действовали еще четырнадцать веков тому назад и не потеряли свое значение в XXI в. Научное освоение классического исламского права и его наследия будет способствовать более глубокому пониманию не только финансового законодательства современных государств, но и многовековой жизни исламской цивилизации;
- происходящие процессы глобализации, обусловливающие смещение границ правовых систем современности, требуют не только поиска гармонизации, но и обновления юридической карты мира с учетом происходящих процессов конвергенции не только в экономическом, но и правовом поле;
- ислам является одной из традиционных религий Российской Федерации, которая вступает во взаимодействие с государствами различных правовых систем, включая исламские государства. С 2005 г. Российская Федерация является независимым наблюдателем Организации исламского сотрудничества, что создает дополнительные возможности к перспективному сотрудничеству в сфере совместной инвестиционной деятельности между Россией и странами исламского мира. Кроме этого, Российская Федерация является государством-участником наднационального объединения - Евразийского экономического союза (ЕАЭС), основной целью которого является экономическая интеграция, в частности по
обеспечению свободы движения капитала и созданию единого экономического пространства. Среди государств - участников ЕАЭС выделяется законодательство Казахстана и Кыргызстана, которое регламентирует деятельность исламских банков, а также предусмотрена подробная концепция развития финансово-правового сектора до 2020 г. Соответственно, предстоит решить комплекс вопросов: 1) согласованное регулирование финансовой сферы государств-участников Союза с целью введения единых правовых стандартов по гармонизации финансового законодательства - выработка межгосударственных публичных договоров, соглашений между корпорациями и компаниями; 2) при появлении объективной необходимости в создании и регламентации деятельности финансово-кредитных учреждений в России - нормативное закрепление в финансово-правовом поле Российской Федерации с учетом законодательного опыта вышеназванных государств;
- правовое регулирование финансовых отношений в исламской правовой системе предполагает междисциплинарные подходы к его научному познанию с применением методов разных наук: философии, теологии, истории, юриспруденции и экономики, что может способствовать более широкой кооперации разных научных направлений.
Хронологические рамки данного исследования охватывают не только охватывают не только историко-правовой период формирования основ правового регулирования финансовых отношений и их особенности в период миссионерской деятельности Пророка Мухаммада, включая период доктринальной разработки исламского права (период расцвета исламской правовой мысли), но и современный период, в котором наблюдается влияние основополагающих идей ислама на законодательство современных государств.
Степень научной разработанности проблемы диссертационного исследования. Правовое регулирование финансовых отношений с позиций классических основ ислама в правовой науке исследовано в недостаточной мере.
В отечественной и зарубежной научной литературе некоторые положения правового регулирования финансовых отношений затрагиваются
исследователями в работах, посвященных исламскому праву в целом, что обусловлено религиозной природой исламского права, которая изучалась авторами в рамках методологических проблем познания исламского права. В частности, научные труды Ф. Аттара, Б.Дж. Вайсса, Х. Бехруза, Л.В.С. Ван ден Берга, Н.В. Жданова, А.Л. Казем-Бека, Г.М. Керимова, Абу Юсуфа Й. б. И. аль-Куфи, Аль - Маудуди, А.А. Ан-Наима, Т. Набханий, С.М Прозорова, М.Б. Пиотровского, Л.Р. Сюкияйнена, Н.Е. Торнау, А.А.Б. Филипса, Абд ар-Рахмана Ибн Халдуна, Ф.И. Хачима, В.В. Цмая, М.Х. Шентюрка и др.
В юриспруденции есть немало работ, посвященных отдельным компонентам исламской правовой системы, в которых опосредованно поднимались вопросы финансовых правоотношений в доктринальный и современный периоды развития исламского права. В частности, в сфере конституционного развития ближневосточных государств особого внимания заслуживают труды А.С. Автономова, А.А. Нассера, Сапроновой М.А., Ф.И. Хачима, М.С.М. Юсуфа; в сфере действия гражданского права выделяются труды К.К Абдуллаевой, Р.И. Беккина, Д.Н. Горшунова, А.И Ионовой; механизму формирования и реализации права личного статуса посвящены труды В.В. Цмая; институты исламского права в сфере уголовного права, затрагивающие вопросы наказаний за противоправные деяния в финансовой сфре, рассмотрены В.Ю. Артемовым, Манна Аммар Абдуль Каримом и др. Также стоит отметить труды экономистов, в работах которых затрагиваются финансовые правоотношения с позиций ислама, к которым относятся исследования: Р.И. Беккина, Г.Ф. Газизуллина, А.Ю. Журавлева, А.В. Журавского, М.Э. Калимуллиной и др.
В историческом познании исламского правового регулирования финансовых отношений очень важны работы, посвященные истории жизни и деятельности Пророка Мухаммада, Ю.Б. Вахтина, В.Ф. Пановой, Сафи-ар-Рахмана аль-Мубаракфури, Хуссейна Саййиди, а также историко-правовые исследования разных этапов развития исламского общества и государства в трудах О.Г. Большакова, Г.Э. Грюнебаума, А. Массэ, В.И. Лафитского, Т.Ю. Ирмиряевой, Х. Кеннеди, Р. Шарля и др.
Особое значение для данного исследования имеют труды зарубежных и отечественных ученых по сравнительному правоведению, которые рассматривают исламскую правовую систему в рамках общей юридической карты мира, а именно труды А.С. Автономова, Л.Т. Бакулиной, Х. Бехруза, А.Р.Губайдуллина, Р. Давида, М.А. Дамирли, М.В. Захаровой, Х. Кетца, А.В. Кресина, Р. Леже, В.И. Лафитского, М.Н. Марченко, Х. Осакве, А.Х. Саидова, А.Ю. Соломатина, Ю.А. Тихомирова, Дж. Тойнби, Т.Я. Хабриевой, В.Е.Чиркина, Й. Шахта и др.
Работы указанных авторов создали прочный фундамент изучения исламского права, осветив многие общетеоретические и научно-прикладные проблемы, но углубленно вопросы правового регулирования финансовых правоотношений в исламской правовой системе в них не рассмотрены. На современном этапе существует потребность в углубленном научном познании классических основ исламского права в финансовой сфере и в разработке на его основе рекомендаций по совершенствованию современного законодательства и правоприменительной практики.
Объектом диссертационного исследования является правовая реальность, сложившаяся под влиянием основополагающих идей ислама в сфере финансовых отношений.
Предметом исследования выступает процесс формирования теоретических основ правовой регламентации финансовых отношений в исламском праве в VII-XIII вв. и их влияние на развитие современного законодательства и правоприменительной практики.
Целью диссертационного исследования выступает выявление и познание принципов, тенденций и особенностей правового регулирования финансовых отношений в исламском праве в их историческом развитии.
Заявленная цель предопределила решение основных задач диссертационного исследования:
- проанализировать основополагающие источники исламского права и доктринально-правовые разработки исламских правоведов, исследующих финансовые правоотношения;
- раскрыть историко-правовые предпосылки развития основ правового регулирования финансовых отношений;
- исследовать процесс правовой регламентации финансовых отношений в период доктринальной разработки исламского права;
- определить степень влияния основополагающих идей исламского права на развитие финансового законодательства современных государств;
- рассмотреть вопрос об определении природы правовых норм, регулирующих финансовые отношения в исламской правовой системе;
- определить роль исламского права как регулятора финансовых отношений в современном обществе с учетом существующих доктринальных разработок в теории права.
Методологическая основа и методы диссертационного исследования
С целью тщательного и углубленного исследования тематики данного научного изыскания был использован целый ряд универсальных, общенаучных и специально-юридических методологических подходов и методов, обусловливающих достижение поставленных целей и задач. В частности, использование цивилизационного подхода позволило выявить особенности исламской правовой системы в плане культурно-исторического развития, где одной из составляющих многогранности феноменологического характера исламской цивилизации выступает правовое регулирование финансовых отношений. Особое мировоззрение и поведение мусульман продиктовано религиозными догмами ислама и имеет значительное влияние на отношения в финансовой сфере, что позволяет не только характеризовать, но и в полной мере выявить потенциал исламской религиозно-правовой доктрины в законодательстве современных государств.
Применение герменевтического подхода способствовало раскрытию религиозно-правовых догм ислама, касающихся финансовых отношений,
поскольку основополагающие источники ислама содержат большое количество преданий, метафор и аллегорий, что обусловило применение особого подхода в исследовании правоотношений в данной сфере.
Аксиологический подход позволил исследователю показать роль существующих правовых ценностей ислама в сфере финансовых отношений, а также выявить их социальную направленность как средства удовлетворения интересов и потребностей общества.
Применение синхронного и диахронного сравнительно-правового (компаративистского) подхода в исследовании финансовых правоотношений позволило определить особенности исламского правового регулирования в сфере финансовых отношений в сопоставлении с другими правовыми системами современности, а также установить тенденции развития финансового законодательства и правоприменительной практики государств с исламской религиозно-правовой традицией.
Кроме того, всестороннему изучению проблематики данного диссертационного исследования способствовало использование в работе совокупности таких общенаучных методов как системно-функциональный, формально-логический, социологические методы, а также метод историзма, позволивший исследовать и изучить финансовые отношения в рамках исламского права в конкретно-исторических условиях в процессе его развития. Стоит отметить, что формально-логические приемы (дедукции, индукции, анализа, синтеза), позволили комплексно и всесторонне рассмотреть природу финансовых правоотношений в исламской правовой традиции.
Теоретической основой исследования являются труды ученых по различным отраслям современной юридической науки, таким как общая теория государства и права, сравнительное правоведение, всеобщая история государства и права, история политических и правовых учений, история государства и права зарубежных стран, финансовое, конституционное и административное право. Кроме того, в диссертационном исследовании проведен анализ научных
разработок в гуманитарных областях науки, таких как: история, философия, политология, религиоведение и др.
В частности, теоретико-методологической основой исследования являются труды зарубежных ученых прошлого и настоящего: Ф. Аттар, Х. Бехруз, Л.В.С. Ван ден Берг, Р. Давид, А.М. Исраилова, Х. Кетц, Абу Юсуф Й. б. И. аль-Куфи, Аль - Маудуди, А. Массэ, А.А. Ан-Наим, Т. Набханий, Х. Осакве, А.Х. Саидов, А. Смит, Дж.Тойнби, А.А.Б. Филипс, Абд ар-Рахман Ибн Халдун, Ибн Ханбал, Ф.И. Хачим, Р. Шарль, Й. Шахт, М.Х. Шентюрк и др.
Особое значение для данного исследования имеют труды отечественных ученых А.С. Автономова, Л.Т. Бакулиной, Р.И. Беккина, А.Б. Венгерова, М.В. Воронина, Н.А. Власенко, Ф.Ф. Гилемшина, О.Н. Горбуновой, Н.В. Жданова, М.В. Захаровой, Т.Ю. Ирмиряевой, Г.М. Керимова, Э. Кулиева, В.В. Лазарева, М.Н. Марченко, М.Н. Османова, А.В. Погодина, Ю.С. Решетова, Н.Г. Семилютиной, О.И. Семыкиной, Л.Р. Сюкияйнена, Ю.А. Тихомирова, Н.Е. Торнау, А.Ю. Хабутдинова, Т.Я. Хабриевой, В.В. Цмая, В.Е.Чиркина и др.
Эмпирической базой диссертации являются великие памятники исламского права - «Китаб аль-харадж» (VIII в.) и «Хидоя» (XII в.), которые на протяжении многих веков служили практическим руководством по регламентации финансовых отношений и настольной книгой в практической деятельности исламских судей. Кроме этого, изучались материалы современной правоприменительной практики исламских государств и государств других правовых традиций, в том числе решения Конституционного совета Франции, вынесенные по вопросам деятельности финансово-кредитных учреждений, включающей элементы исламской правовой доктрины в финансовой сфере.
Нормативная база исследования включает международно-правовые акты, конституции, а также законодательные и иные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу финансовой деятельности в современных исламских государствах, а также в государствах, в которых приверженцы ислама являются значимым большинством.
Научная новизна исследования состоит в том, данная диссертационная работа представляет собой первое в отечественной юридической науке монографическое исследование, комплексно рассматривающее процесс формирования основ правового регулирования финансовых отношений в исламском праве в VII-XIII вв., которые и сейчас оказывают значительное влияние на становление и развитие финансового законодательства современных государств. Научная новизна конкретизируется в том, что впервые:
- выявлена степень влияния религиозной догматики ислама на правовую природу финансовых отношений;
- исследованы методологические основы правового регулирования финансовой деятельности в классический период развития исламского права;
- проведен анализ правовой регламентации финансовых отношений в период доктринальной разработки исламского права;
- автор пришел к выводу о том, что религиозно-правовые нормы ислама выступают в качестве универсального регулятора финансового законодательства современных исламских государств вне зависимости от их национального состава;
- выявлены особенности становления и развития финансового законодательства современных государств, включающего положения доктрины ислама;
- сделан акцент на необходимости правового развития финансовых отношений с учетом положений доктрины ислама в государствах ЕАЭС и государств-участников СНГ.
Научная новизна находит свое непосредственное выражение в следующих основных положениях, выносимых на защиту:
1) в диссертационном исследовании предложена авторская хронологизация развития финансовых отношений в исламском праве с момента пророческой деятельности основателя религиозного учения ислама до современности, а также выделены их особенности на исторических этапах. В частности, хронологически процесс формирования и дальнейшего развития финансовых правоотношений представлен таким образом:
- первый этап (начало-середина VII в.) - начало формирования и становления финансовой системы как составляющего элемента исламской государственности, период разработки принципиальных идей и методов финансовых правоотношений (период пророческой деятельности Мухаммада и четырех праведных халифов);
- второй этап (вторая половина VII в. - середина XIIIв.) - время проведения значимых реформ в административном и финансовом управлении исламским государством, совпавшее с периодом начала доктринального развития исламского права, в результате которого финансово-правовая норма уже представляла собой установленное не только религиозной догматикой, но и санкционированное государством, правило поведения в общественных финансовых отношениях (период арабских династий);
- третий этап в истории развития исламского права и государства, хоть и занимает более длительный период времени с середины XIII в. и по XIX в., однако характеризуется некоторой статикой развития финансовых правоотношений;
- четвертый этап (со второй половины XIX века до конца ХХ в.) - рецепция европейского права при сохранении в финансовом законодательстве исламских государств значительных компонентов наследия правовой доктрины ислама;
- пятый этап (с конца ХХ века по настоящее время) - тенденция к ренессансу в исламских государствах классических моделей правового регулирования в сфере финансовых отношений с различной степенью интенсивности вовлечения религиозно-правовой доктрины ислама, а также к проникновению их отдельных элементов в финансовое законодательство государств других правовых традиций; 2) автором доказано, что правосознание мусульман, сопровождаемое наличием божественного императива по должному поведению в финансовой сфере, явилось особенностью финансово-правовой системы ислама, в которой первостепенное значение носили обязанности приверженцев религии, а права являлись производными. Автором обоснована необходимость классификации субъектов финансовых правоотношений, обусловленная дифференцированным подходом по
религиозному, территориальному и гендерному признаку субъектов, выступающая объективным условием воздействия религиозно-правовых норм ислама на финансовые отношения. Автор обосновывает обновленную трактовку
предмета финансово-правового регулирования, как общественных отношений по распределению и использованию финансовых ресурсов и материальных ценностей, которые создаются на основе или с учетом религиозных догматов ислама государственными образованиями, гражданами и объединениями граждан;
3) диссертационное исследование выявляет свойства императивного метода, который выступал в качестве основного метода исламского права в финансовых правоотношениях, посредством способов которого государство оказывало необходимое воздействие на волевое поведение участников данных отношений в целях желаемого их развития с учетом основополагающих идей ислама. В этом контексте, предлагается авторское видение способов правового регулирования финансовых отношений, действующих на общем и институциональном уровнях. В частности, нормы-регуляторы исламского права представляли собой симбиоз дозволенного и запрещенного, под воздействие которых подпадали все сферы жизнедеятельности мусульман, включая финансовые отношения. Это позволяет утверждать о наличии таких способов правового регулирования как «запрет» и «дозволение», так как основополагающие источники исламского права содержат нормы-дозволения (халал) и нормы-запреты (харам), которые носили превалирующий характер. Автором доказывается, что классические категории «гарар», «майсир», «риба», в определении статуса которых в научной литературе наблюдается размытость и вариативность точек зрения, относятся к системе религиозно-правовых запретительных мер в финансовых отношениях, поддерживаемых государством на институциональном уровне, так как наблюдается прямое исключение превентивных мер общего и частного характера путем установления прямого запрета на определенные действия финансового характера. Автором доказано, что под таковыми следует подразумевать: 1) «гарар» - запрет на совершение финансовых контрактов, содержащих в себе
неопределенность, 2) «майсир» - запрет на получение прибыли синергетически, 3) «риба» - самый строгий запрет на совершение финансовой деятельности, связанной с лихоимством, которое подразумевает создание материальных ценностей без вложения собственных средств либо собственного труда;
4) обоснованы и раскрыты принципы-регуляторы финансовых правоотношений, выработанных в период миссионерской деятельности Пророка Мухаммада и нашедших отражение в доктринальных разработках исламских ученых. Доказывается, что отличительной чертой правовой регламентации финансовых отношений с позиций ислама в сравнении с правовыми традициями других систем, выступает придание особой значимости принципу справедливости и принципу возмездности, что обусловлено наличием в правосознании мусульман присутствия божественного императива и закрепления идей божественного возмездия за нарушение и воздаяния за соблюдение божественных установок в финансовой сфере, что обеспечивало их многовековое действие;
5) аргументировано, что доктринальные разработки исламских правоведов-богословов представляли собой не только комплекс социальных норм, разработанных на основе положений главных источников ислама, а выступали практическим руководством по регламентации финансовых отношений в исламском государстве. Многие трактаты были составлены по приказу халифов и судей, которые представляют собой доктринальную основу правового регулирования финансовых отношений с позиций ислама, которые следует считать не только прогрессивным для той эпохи, но и актуальным по сей день в финансовых взаимоотношениях государства и общества;
6) установлено, что в период доктринальной разработки исламского права значительного развития в регламентации финансовых отношений достигли: бюджетная, валютная сфера, а также система налогообложения, которые являлись одним из значимых рычагов государственного управления, а именно:
- бюджетное устройство оказывало значительное влияние на политическую и хозяйственную жизнь исламского государства, которое с приходом арабских
династий уже характеризуется как разветвленная система, обрамленная рамками религии и права, где немалую роль играл аппарат по управлению финансами; -важным критерием налогообложения выступали религиозная принадлежность и резидентство субъектов, а также установление «нисаба» - в современном понимании - необлагаемого минимума, предусматривающего исключения из налогооблагаемой базы количественных характеристик имущества налогоплательщиков (жилье, скот и т.д.) в установленном исламской религиозно-правовой доктрине размере;
7) на основании проведенного анализа финансового законодательства государств (исламских и государств, в которых приверженцы ислама являются значимым большинством), включающего компоненты наследия правовой доктрины ислама, выявлено, что из всего массива исламской религиозно-правовой доктрины свое закрепление нашли следующие положения: о «закяте» - воспринимаемом в качестве «религиозного налога»; о ценных бумагах «сукук»; о «вакфах» -имущественном фонде социальной направленности. Кроме этого, прослеживается значительное влияние запретительного метода «риба» в деятельности финансово-кредитных учреждений. На этой основе, автором предложена градация стран в зависимости от степени восприятия финансовым законодательством современных государств положений доктрины ислама, а также дифференциация данных стран исходя из практической реализации механизмов указанных институтов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Исламская доктрина регулирования межгосударственных отношений2000 год, кандидат политических наук Хомушов, Хушмахмад Сафарович
Развитие исламских финансовых институтов в современных условиях2017 год, кандидат наук Магомедова, Юлдуз Джамалутдиновна
Современная социальная доктрина ислама2017 год, кандидат наук Аббясов, Рушан Рафикович
Эволюция социально-экономической доктрины ислама: Традиции и современность1994 год, кандидат философских наук Нуриахметова, Флюра Мубаракзяновна
Историческое развитие представлений о правах человека в шиитском исламе2010 год, кандидат исторических наук Асгар Сабери
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Новикова Рамиля Галимовна, 2016 год
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., с изменениями от 30 декабря 2008 г. // Российская газета. - № 483. - 21 января. - 2009.
2. Конституция Арабской Республики Египет от 11 сентября 1971 г. в ред. 1980, 2007 гг. - Т.1. Западная Азия. - Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. - 544с.
3. Конституция Республики Ирак от 15 октября 2005 г. - Т.1. Западная Азия. -Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. - 544с.
4. Конституция Объединенных Арабских Эмиратов от 2 декабря 1971г. Конституционная поправка №1 от 2 декабря 1996г. - Т.1. Западная Азия. -Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. - 544с.
5. Конституция Федерации Малайзия от 27 августа 1957 г. - Т.3. Дальний Восток. - Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. - 1040 с.
6. Основной низам о власти Королевства Саудовская Аравия от 1 марта 1992 г. - Т.1. Западная Азия. - Конституции государств Азии: в 3 т. / под ред. Т.Я. Хабриевой. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Норма, 2010. - 544с.
7. The Basic Law Of The Government KSA. URL: http://www.lexadin.nl/wlg/legis/nofr/oeur/lxwesau
8. Constitution of the Republic of Yemen, 1994. URL: http://www.al-bab. com/ yemen/ gov/ con94. htm
9. Закон Республики Казахстан от 31 августа 1995 года № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1500000599
10. Постановление Правительства Республики Казахстан от 31.07.2015 г. № 599 «Об утверждении Концепции государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года». URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1500000599
11. Закон Кыргызской Республики от 29 июля 1997 года N 60 «О банках и банковской деятельности в Кыргызской Республике» с изменениями от 28 марта 2009 года N 93 URL: http://finsabat.kg/?p=3584
12. Закон Республики Таджикистан от 26 июля 2014 года №1108 «Об исламской банковской деятельности».
URL: http ://base. spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=70095
13. «Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)», подписанный главами государств Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации. Вступил в силу 1.01.2015 в ред. от 8.05.2015.
URL: https ://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
14. Banking Act of UK, 1979.
URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1979/37/pdfs/ukpga_19790037_en.pdf
15. Banking Act of Malaysia, 1983.
URL: http://www.bnm.gov.my/index.php?ch=14&pg=17&ac=16&full=1
URL: http://www.agc.gov.my/Akta/Vol.%2013/Act%20623.pdf 17. Islamic Takaful Act of Malaysia, 1984.
URL: http://www.bnm.gov.my/index.php?ch=14&pg=17&ac=18&full=1
18. Zakat and contribution of Public and Closed Shareholding Companies in the State's budget of Kuwait, Law No. (46) 2006. URL: http://www.bakertillykuwait.com/PDF/Zakat-No-46-of-2006
19. Royal Decree of KSA No. 17/2/28/3321, dated 21/1/1370 H (2/11/1950) with amendments. URL: https://dzit.gov.sa/en/royal-decree
20. Usury (Interest) Free Banking Act of Bahrain, 1983. Закон Исламской Республики Иран «О банковской деятельности свободной от ростовщичества». URL: http://www.lexadin.nl/wlg/legis/nofr/oeur/lxweira.htm
21. Zakat Fund of Jordan. URL: http://www.zakatfund.net/cutenews/news.php
22. Zakat Fund Ordinance in Bangladesh, 1982. URL: http://bdlaws.minlaw.gov.bd/print_sections_all.php?id=622/
23. Zakat And Ushr Ordinance in Pakistan, 1980 (XVIII of 1980). URL:http://www.zakat.gop.pk/sites/zud.pitb.gov.pk/files/zakatushr1980.pdf
24. Zakat Regulations (by Law) Of The KSA. URL: https://dzit.gov.sa/en/home
25. Turkiye Bankacilik Kanunu 5411. Kabul Tarihi: 19.10.2005 // Resmi gazete. URL: http://www.resmigazete.gov.tr/eskiler/2005/11/20051101M1-1.htm
26. Turkiye Cumhuriyeti Anayasasi. Kanun No.: 2709 Kabul Tarihi: 7.11.1982. URL: https://www.tbmm.gov.tr/anayasa/anayasa_2011.pdf
27. Turkiye Cumhuriyet Merkez Bankasi URL: http://www.tcmb.gov.tr/
Монографии, учебная литература, сборники статей
28. Абу Йусуф ал-Куфи. Китаб ал-Харадж. Пер. с арабского и коммент. А. Э. Шмидта. - СПб.: Петербургское востоковедение. Памятники культуры Востока, 2001г. - 415 с.
29. Автономов А.С. Права человека, правозащитная и правоохранительная деятельность. - М.: Новое литературное обозрение, 2009. - 444 с.
30. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. - М.: РИОР; ИНФРА-М, 2012. - 476 с.
31. Автономов А.С. О соотношении понятий «исламский социализм» и «третий исламский путь». Современный ислам: политико-идеологические и социально-
экономические проблемы. Сборник научных трудов. Под ред. к.и.н. Хрусталёва М.А. - М.: Изд. МГИМО, 1990. - 107 с.
32. Аль-Газали М. Права человека в исламе. - М.: Андалус, 2006. - 168 с.
33. Алексеев С.С. Общая теория права / С.С. Алексеев. - М.: Велби; Проспект, 2008. - 576 с.
34. Аль - Бухари. Сахих аль-Бухари (свод хадисов имама аль-Бухари) № 30; Аль Бухари, Мухаммад (имам). Сахих (краткое изложение)/аль Бухари. - Казань: Дом печати, 2009. - 1063 с.
35. Аль - Маудуди. Исламская экономика и оберегание от грехов ар-риба (ростовщичества). - Казань: Иман, 1999. - 104 с.
36. Ан-Наим А.А. На пути к исламской реформации. Гражданские свободы, права человека и международное право. - М.: Музей и общественный центр им. А. Сахарова, 1999. - 283 с.
37. Аттар Ф. Наука об основах исламской юриспруденции. Перевод с турец. Т.Хабибуллин - М.: ООО «Издательская группа «САД», 2005. - 202 с.
38. Ашик М. Исламское право (общедоступное изложение фикха). Ат-тасхил ад-дури ли-масаил аль-Кудри. - Казань: Иман, 1999. - Ч.1. - 168 с.
39. Аутаев С.-Х., Исаев Э. Истина закята. - М.: Нур-седа, 2006. - 158 с.
40. Баишев Ж. Введение в исламское право: вопросы теории и практики. -Астана: ИД Азамат, 2004. - 68 с.
41. Бакулина Л.Т., Губайдуллин А.Р. теоретические основы сравнительного правоведения. - Казань: Казанский ун-т, 2014.- 164 с.
42. Баранов К.Х. Арабско-русский словарь: Ок.42000 слов. - М.: Рус. яз., 1985. - С. 558.
43. Бардвил В.А. Благотворительность в исламе. - Ч.1. - Петрозаводск: Скандинавия, 2005. - 54 с.
44. Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура: Учеб. пособие / Рос. Акад. гос. службы при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2001.- 75 с.
45. Большаков О. Г. История Халифата. - Т.1. Ислам в Аравии (570-633). — М.: Вост. лит. РАР, 2000. - 312 с.
46. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. - М.: ИД Марджани. - 2009. - 344с.
47. Бехруз Х. Исламские традиции права. - Одесса: Юридическая литература, 2006. - 296с.
48. Бехруз Х. Сравнительное правоведение. - Одесса: «Феникс», М.: «ТрансЛит», 2011. - 504 с.
49. Баунер Дж. Религии мира. — Лондон; Нью-Йорк; Сидней; Москва, 1997. -с.161.
50. Вайс Б.Дж. Дух мусульманского права. - М.: «Издательство «Диля», 2008. -320 с.
51. Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамов Абу Ханифы и Шафии. - М.: Наталис, 2005. -240 с.
52. Власенко Н.А. Теория государства и права: учебное пособие. 2-изд., доп. и испр./ Н.А. Власенко. - М.: Проспект, 2011. -416 с.
53. Власенко Н.А. Конкретизация в праве: природа и пути исследования // Конкретизация законодательства как технико-юридический прием нормотворческой, интерпретационной, правоприменительной практики. / под ред. д.ю.н. В.М. Баранова. - Нижний Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2008. - 1200 с.
54. Гайнутдин Р. Ислам в XXI веке, или как жить мусульманину по Корану в России: проповеди, прочитанные в Московской соборной мечети в 2006-2007 гг./ Р.Гайнутдин. - М.: Исламская книга, 2009. - 144 с.
55. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. Очерк истории (600—1258). -М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1986. - 216 с.
56. Гудратов О.Г., Гудратов Н.О. Мировые религии: ислам / Пер. с азерб. -Спб.: «Издательство «Диля», 2008. - 640 с.
57. Гражданское право: Учебник. - 3-е. изд./Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - Ч.1. - М.: Проспект, 1998.- 632 с.
58. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные системы современности / пер. с фр. В.А. Туманова. - М.: Междунар. отношения, 2009. - 456 с.
59. Делорм Ж. Основные события Средневековья / Ж. Делорм; Пер. с фр. Е.В. Шукшиной. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «АСТ», 2004. - 160 с.
60. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. - М.: Политиздат, 1990. - 286 с.
61. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. — М.: Междунар. отношения, 2003. - 568с.
62. Журавлев А.Ю. Теория и практика исламского банковского дела. - М.: Институт Востоковедения РАН, 2002. - 243с.
63. Иванов А.А. Теория государства и права. - М.: ЮНИТИ - ДАНА: Закон и право, 2009. - 351 с.
64. Ислам. Краткий справочник. - М.: Наука, 1983. - 159 с.
65. Ислам: Энциклопедический словарь. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. - 315 с.
66. Ислам в Европе / архимандрит Августин (Никитин). - Спб.: ЦСО, 2009. -656 с.
67. Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. Материалы VI Всероссийского семинара руководителей духовного управления мусульман./Составители М. Муртазин, Г. Нуруллина/. - М.: МИУ, 2004. - 143с.
68. Ирмиряева Т.Ю. История мусульманского мира. От халифата до блистательной Порты. — Челябинск.: Урал ltd, 2000. - 352 с.
69. История национальной государственности татарского народа и Татарстана / И.Р. Тагиров; авт. предисл. М.Ш. Шаймиев. - 2 - изд. - Казань: Татар. кн. Изд -во, 2008. - 457 с.
70. Йусуф М. Права человека в Исламе. - Спб.: Изд-во «ДИЛЯ», 2008. - 288 с.
71. Калимуллина М.Э., Беккин Р.И. Закят: практическое руководство. - М.: Исламская книга, 2010. - 160 с.
72. Кардави Ю. Дозволенное и запретное в исламе. - М.: Умма, 2007. - 352 с.
73. Кеннеди Х. Великие арабские завоевания. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО « Издательство «АСТ», 2010. - 475 с.
74. Кетц Х., Цвайгер Т.К. введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т.1. - М.: Междунар. отношения, 2000. - 480 с.
75. Керимов Г.М. Шариат: закон жизни мусульман. Ответы Шариата на проблемы современности. - СПб.: Издательство «Диля», 2010. - 512 с.
76. Козырин А.Н. Финансовое право и управление публичными финансами в зарубежных странах. - М.: ЦППИ,2009.- 182 с.
77. Коран / Пер. с араб. акад. И. Ю. Крачковского. — М.: Раритет, 1990. - 528 с.
78. Коран. Перевод с арабского и комментарии М.- Н.О. Османова. - Спб.: РАН, Институт востоковедения, 1992. - с.
79. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой - М.: РИПОЛ классик, 2006. - 582 с.
80. Лазарев В.В. Эффективность правоприменительных актов (вопросы теории). - Казань: Изд-во Казанского университета, 1975. - 210 с.
81. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория и государства и права: Учебник для Вузов. - М.: Спартак, 2000. -511с.
82. Лазарев В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. - М.: «Юрид. лит.», 1974. -184 с.
83. Ланд П. Ислам. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. - 192 с.
84. Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. - М.: Изд-во г-на Тихомирова М.Ю., 2003. - 376 с.
85. Лафитский В.И. Сравнительное правоведение в образах права. в 2 т. - М.: Статут, 2010. - 429 с.
86. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход. - М.: Волтерс Клувер, 2009. - 530 с.
87. Массе А. Ислам: Очерки истории. - М.: Крафт +, 2007. - 200с.
88. Маргинани Б. Хидоя: Комментарии мусульманского права: В 2 ч., 4 т. /Отв. ред., авт. предисл., вступит. ст. и науч. коммент. А.Х. Саидов. -М.:Волтерс Клувер, 2008. - Ч.1.Т. 1-2., 2008. - 807 с.
89. Маргинани Б. Хидоя: Комментарии мусульманского права: В 2 ч., 4 т. / Отв. ред., авт. предисл., вступит. ст. и науч. коммент. А.Х. Саидов. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - Ч.2.Т. 3-4., 2008. - 654 с.
90. Марченко М.Н. Источники права: Учеб. пособие. - М.: Проспект, 2009. -759 с.
91. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. - М.: Городец-Издат, 2002. - 1068 с.
92. Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. - М.: Зерцало, 2001. - 528 с.
93. Набханий Т. Экономическая система в исламе. - Бейрут - Ливан: Издательство «Дар - уль - Умма» - 381 с.
94. Насер Аль Али. Защита прав и свобод человека в арабских странах: Монография / Аль Али Насер. - М.: Кнорус, 2015. -192 с.
95. Нерцессянц В.С. Философия права. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 652с.
96. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: общая и особенная части: учеб.- практ. Пособие / К. Осакве. - М.: Дело, 2000. - 256 с.
97. Основы исламского вероучения / под ред. М.М. Мутаилова. - Махачкала: Северо-кавказкий университетский центр, 2009. - 362 с.
98. Павлов В.В. Исламские банки в современном мире 80-90 гг. / РАН. Ин-т Африки. — М.: XXI век-согласие, 2000. - 101 с.
99. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. - М.: Политиздат, 1991. -495с.
100. Постановления и рекомендации Совета исламской академии правоведения (фикха) - Фетвы. / пер. с араб. Муртазина М.Ф. - М.: Ладомир, 2003.- 279 с.
101. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С. С. Алексеева.
- М.: Юрид. Лит., 1987. - 448 с.
102. Рабинович П.М. Основы общей теории права и государства: Учеб. пособие.
- Харьков: Консум, 2005. - 320 с.
103. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. - М.: Юридическая литература,1993. - 254с.
104. Родионов М.А. Ислам классический. - Спб.: Петербургское востоковедение, 2001. - 256с.
105. Садагдар М.И. Основы мусульманского права. - М.: Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, 1968. - 154 с.
106. Саидов А.Х. Введение в основные правовые системы современности. — Ташкент: ФАН, 1988. - 217 с.
107. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение: Краткий учебный курс. - М.: Норма, 2007. - 368 с.
108. Саидов А.Х. «Хидоя» Бурхануддина Маргинани - уникальный юридический памятник ислама. Вступ. ст. к Маргинани Б. Хидоя. Комментарии мусульманского права. В 2 ч. Ч.1.т.1-11. - М.: Волтерс Клувер, 2008. - 815 с.
109. Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. -М.: «Юридическая литература», 1976. - 144 с.
110. Сахих аль -Бухари: (краткое изложение). - Казань: Дом печати, 2009.- 1062 с.
111. Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. - М.: Эксмо, 2007. - 960 с.
112. Сравнительное изучение цивилизаций: хрестоматия / Сост. Б.С. Ерасов. -М.: Аст Пресс, 1999. - 556с.
113. Сравнительное правоведение: национальные правовые системы. Т.3. Правовые системы Азии / под ред. В.И. Лафитского. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, 2013. -704 с.
114. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. - М.: Наука, 1986. - 256 с.
115. Тихомиров Ю.А. Тихомиров Ю.А. Интернационализация национального права. Московский юридический форум «Глобализация, государство, право, ХХ1 век»: по материалам выступлений. - М.: ОАО «Издательский дом «Городец»», 2004. - с.
116. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения - М.: Норма, 1996. -432с.
117. Тойнби А. Дж. Постижение истории: Сб. - М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
118. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения: [репринт. Изд. 1850 г.]. - М.: МНТПО «Адир», 1991. - 641 с.
119. Тэпс Д.С. История государства и права зарубежных стран: Учеб. пособие / СЗАГС. - Спб.: Изд-во СЗАГС, 2008. - 560 с.
120. Филипс А.А.Б. Эволюция фикха (исламский закон и мазхабы) / Пер. с англ. Т. В. Гончаровой. — К.: Ансар Фаундейшн, 2001. - 224 с.
121. Филоник А.О., Исаев В.А., Федорченко В.А. Финансовые структуры Ближнего Востока. - М.: Ин-т изуч. Израиля и Ближ. Востока,1996. - 164 с.
122. Фильштинский И.М. История арабов и Халифата (750-1517 гг.). - М.:АСТ, Восток-Запад, 2008. - 252с.
123. Финансовое право / под ред. проф. Горбуновой О.Н. - М.: Юристъ, 1996.528 с.
124. Финансы: учебник /отв.ред. В.В. Ковалев. - М.: Проспект, 2010. - 928с.
125. Хабриева Т.Я. Современные проблемы самоопределения этносов: сравнительно-правовое исследование. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2010. - 288 с.
126. Хамидуллах М. Ислам. - М.: ООО «Издательская группа «САД», 2008. -304с.
127. Хантигтон С. Столкновение цивилизаций / пер. с англ. Т.Велимеева, Ю. Новикова. - М.: АСТ, Мидгард, 2007. - 576 с.
128. Хассан Х.Х. Право на социальную защиту в Исламе. - Новосибирск: Экор, 1996. - 47 с.
129. Хафизова В.А. О вознаграждении за садака. - Казань: Изд-во «Давгат», 2011. - 42 с.
130. Хрестоматия по исламу / РАН. Ин-т востоковедения. - М.: Изд. вост. Лит., 1994. -238 с.
131. Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. - М.: Международные отношения,1998. - Т.1. - 480 с.
132. Ценностные ориентиры в экономической среде исламского мира: Сб. ст. / под ред. С.В. Пирогова. - М.: МАКС Пресс, 2009. - 148 с.
133. Чапра М.У. Цели исламской экономики. - Казань: Иман, 1993. - 19 с.
134. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. - М.: Юрайт, 2002. - 432 с.
135. Чиркин В.Е. Мусульманская концепция права // Мусульманское право (структура и основные институты). Сборник статей. - М.: Институт государства и права АН СССР, 1984. — 146 с.
136. Шарль Р. Мусульманское право / пер. с фр., ред. и пред. Е.А. Беляева.- М.: Изд. иностр. лит.,1959. - 143 с.
137. Шентюрк М.Х. Закят.- М.: «Издательство новый свет», 2008. - 222с.
138. Шумилов В.М. Международное финансовое право: учебник. -М.:Междунар. отношения, 2005. - 432 с.
139. Экономическая эффективность права: Материалы круглого стола V Международной школы-практикума молодых ученных юристов / отв.ред. Н.Г. Доронина. - М.:ИД «Юриспруденция», 2011. - 160с.
140. Яковец Ю.В. История цивилизаций: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1997. -352 с.
141. Якупов В. Благотворительность и социальная работа в Исламе. - Казань: Иман, 2004. - 41 с.
142. Янжул И.И. Основные начала финансовой науки: Учение о государственных доходах. - М.: «Статут», 2002. - 555 с.
143. El-Ashker A.A.F., Wibon R. Islamic Economics: a Short History. - LeidenBoston, 2006. —248 р.
144. Schacht Joseph. An introduction to Islamic Law. - Oxford: Clarendon Press, 1964. - 304 р.
Периодическая литература
145. Абдуллаева К.К. влияние мировых экономических тенденций на развитие мусульманского права // Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений: материалы междунар. конф. - Самара, 2001. -С.414-417.
146. Артемов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журн. рос. права - 2007. - №3. - С. 128-135.
147. Беккин Р.И. Бизнес по-мусульмански // Татарский мир. - 2003. - №18(28). -нояб. - С. 47-54.
148. Беккин Р.И. Некоторые аспекты правового регулирования экономических отношений в мусульманском праве // Междунар. право. - 2001. - № 3. - С. 240258.
149. Бехруз Х. Сравнительное изучение исламского права: вопросы методологии / Х. Бехруз // Международное право и проблемы интеграции. - Баку, 2006. - №2. -С.44-51.
150. Горшунов Д.Н. Частное право в мусульманской правовой семье. //Актуальные проблемы гражданского законодательства: вопросы теории и практики: Материалы общероссийской научно-практической конференции (заочной): 30 ноября 2006 г. / отв. ред. О.В. Белянская.- Тамбов, 2006.- С. 25
151. Денисов С.А. Изучение государственного права незападных цивилизаций // Проблемы сравнительного правоведения: Сб. научных докладов III Международной научной конференции «Компаративистские чтения» / отв. ред. А.В. Кресин, И.М. Ситарь. - Киев: Львов: ЛьвДУВС, 2011. - С. 142-144.
152. Журавлев А. Финансисты, чтущие Коран. // Отечественные записки. - 2003. - №5 (14). - С.382-390.
153. Захид З.И. Исламизация на рынке капитала (на примере Пакистана) // Вестник Финансовой академии при Правительстве РФ. - № 1 (17). - 2001. - С. 9096.
154. Керимов Г.М. Шариат: Запретное и дозволенное // Диспут. - 1992. - №1. -С. 198-210.
155. Кузнецова К.О. Современные тенденции и перспективы функционирования мировых валют и интересы России // Вопросы экономики и права. - 2012. - № 8. -С.220-224.
156. Основы ислама как религии. Справка. // Отечественные записки. - 2003. -№5 (14). - С.13.
157. Решетов Ю.С. - Правовое регулирование и смежные процессы. // Вестник экономики, права и социологии. - 2014.- №3. - С.162.
158. Сюкияйнен Л.Р. Исламское право: взаимодействие юридического и религиозного начал // ежегодник либертарно-юридической теории: вып.1./ под ред. В.А. Четвернина. - М.: Изд. дом ГУ - ВШЭ, 2007. - С. 184-203.
159. Сюкияйнен Л.Р. Исламское уголовное право: от традиционного к современному // Российский ежегодник уголовного права. - 2007. - №2. - С.571.
160. Сюкияйнен Л.Р. Диалог цивилизаций и мусульманское право // Глобализация, государство, право: Моск. Юрид. Форум: по материалам выступлений. - М.: , 2004. - С. 13-137.
161. Сюкияйнен Л.Р. Правовые основы исламской экономики: взаимодействие исламской и европейской правовых культур // Pax Islamica. - С. 163-180.
162. Тимонин А.Н., Байкова Л.И. Государство и цивилизация в исламском мире: Опыт историко-типологического характера // правовая политика и правовая жизнь. - 2005. - № 1. - С.154 - 165.
163. Фадеева И.Л. Формы владения и собственности в Европе и на Ближнем Востоке в древности и средневековье // Частная собственность на Востоке: Сб. ст. - М., 1998. - С. 64-93.
164. Шаляпин С.О. Религиозно-правовой элемент в правовых системах смешанного типа: архаизм или цивилизационная особенность?// Сравнительное правоведение: сб. науч. ст. / под ред. Ю.М. Шемшученко, А.В. Кресина. - Львов: Львовский государственный университет внутренних дел, 2012. - 620 с.
165. Явич Л.С. К вопросу о предмете и методе правового регулирования / Л.С. Явич // вопросы общей теории советского права: Сб. ст. / под ред. С.Н. Братуся. -М.: Госюриздат, 1960. - С. 44-66.
166. Ray N.D. The Medieval Islamic System Of Credit and Banking: Legal and Historical Consideration // Arab Law Quarterly. - 1997. - Vol. 12, №1. - P.65 - 67.
167. Behruz H. Comparative legal Research in an Era of Globalization / H. Behruz // Foundation of comparative law. Methods and typologies./ Edited by W. У. Butler, O. V. Kresin. London. :Wildy, Simmods & Hill Publishing - 2011. - p. 123-140.
168. Stephane Papi. Normes Islamiques Et Droit Interne En France: De Quelques Zones De Confluences. - Ed. Juridiques Associeesj droit et societe. - №88. - 2014/3. -р. 689 - 708.
Электронные ресурсы
169. Аляутдинов Ш. Кто платит закят? URL: http://umma.ru/zakyat/1528-napravleniya-realizaczii-zakyata
170. Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. Очерк истории (600—1258). URL: http ://www. gumer.info/bogoslov_Buks/Islam/ Grun/05 .php
171. Динар и дирхам. URL: http://sunnizm.ru/muamalat/11 -muamalat/102-dinar-i-
book.info/drugie-knigi-sayta/broshiuri/musulmanskoe-rukovodstvo-gosudarstvom 177. Рафиков И. Краткий путеводитель по исламским финансам, инвестициям и страхованию. URL: http://www.Ummahweb.net/p=2279
178. Сюкияйнен Л.Р. Исламское право в правовых системах мусульманских стран: от доктрины к законодательству. URL: http: www.hse.ru/data/224/371/1240/отчет
179. Мусульманское руководство государством. URL: http://islam-book.info/drugie-knigi-sayta/broshiuri/musulmanskoe-rukovodstvo-gosudarstvom
180. Хабибуллин Р. Исламское инвестирование, страхование и облигации. URL: http://www. Nursaba.ucoz.ru/publ/ 22-1-0-142.
181. Халиджи, джуман или динар? // Время новостей. - 15 января 2009. - №4. URL: http://www.vremya.ru/2009/4/5/220922.html.
182. Халифат - система правления в исламе. URL: http: www.Halifat.org /component/ option, com_frontpage /itemid,1/
183. Хисматулин А. А. «Китаб ал-харадж» Абу Юсуфа. URL: http://www.tawhiid.com /ru/forum/index.php?topic=766.0;wap2
184. Юсуф М. Дозволенное, запретное и сомнительное в исламе. URL:http:// www.podelice.ru /doc/29885/index-4500-3.html
185. Alrayan Bank. URL: http://www.alrayanbank.co.uk/
186. Kuveyt Türk Bank. Wie eine Koran-konforme Bank funktioniert. URL: http://www.wiwo.de/finanzen/geldanlage/kuveyt-tuerk-bank-wie-eine-koran-konforme-bank-funktioniert/11583314 .html
187. Christian Lorenz. Informal taxation systems - Zakat and Ushr as example for the relevance of parallel/semi-public dues. - 2013. Кристиан Лоренц. Неформальные системы налогообложения, 2013. URL: http://mpra.ub.uni-muenchen.de/51138/1/MPRA paper 51138.pdf
188. Huntington S.P. The Class Of Civilizations? // Foreign Affairs. - 1993. - Vol.72. - №3 - Р.22 - 28. URL: http://www. american-buddha.com/911.clashcivilizationshuntington.htm.
189. Maya El Kaliouby, Egypt Fatwa Orders Oil Money for the Poor, Middle East Times, July 31, 2008. URL: http://www.metimes.com/Politics/2008/06/15/egypt-fatwa-orders-oil-money-for_the_poo.htm.
190. Mohd Ali. Accounting Auditing And Taxation in Bahrain. URL: http://www.academia.edu/5536842/Accounting_in_bh
191. Muhammad Ismail. Zakat Practice in Pakistan. URL: http ://www. academia.edu/1007 8915/Zakat_Practice_in_Pakistan/
192. Nomani F. The Interpretative Debate of the Classical Islamic Jurists on Riba (Usury). URL: http://www.luc.edu/orgs/meea/volume4/NomaniRevised. Htm/
193. Russell Powell. Zakat: Drawing Insights for Legal Theory and Economic Policy from Islamic Jurisprudence. URL:http://digitalcommons.law.seattleu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1089&context =faculty.
194. Siddiqui M.A.M. Riba-Usury& Interest: Quran's Verdict is Clear. URL: http://www.financeinislam.com /article /11/1/180
195. Umer Chapra. The nature of Riba in Islam. Режим доступа: http: // financeinislam. com /article /11/1/154).
Авторефераты диссертаций
196. Артемов В.В. Основные институты мусульманского уголовного права: автореф. дис...канд. юр. наук: 12.00.01, 12.00.08 / Артемов Владислав Юрьевич. -М., 2008. - 27 с.
197. Воронин М.В. Основания проявления системности права: автореф. дис.канд. юр. наук: 12.00.01 / Воронин Максим Валерьевич. - Казань, 2013. - 27 с.
198. Исраилова А.М. Теоретико-правовые проблемы налогового права Кыргызской Республики: автореф. .д-ра юр. наук: 12.00.01. 12.00.14 / Исраилова Айганыш Мукашевна. - Б., 2011. - 30 с.
199. Цмай В.В. Право личного статуса. Механизм формирования и реализации в мусульманских странах. Исторический и теоретико-правовой анализ: автореф. ...д.ю.н.: 12.00.03 / Цмай Василий Васильевич. - Спб., 2000.
200. Хишам Абдель Маджит Раххал. Эволюция правовых систем арабских стран: автореф. дис...канд. юр. наук: 12.00.01 / Хишам Абдель Маджит Раххал. - М., 2002. - 27 с.
201. Ясин Камел. Источники мусульманского права: автореф. дис.канд. юр. наук: 12.00.01 / Ясин Камел. - Спб., 1999. - 17 с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.