Тема Смерти в японской массовой культуре тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Мунипов, Алексей Юрьевич
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 192
Оглавление диссертации кандидат культурологии Мунипов, Алексей Юрьевич
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ОСОБЕННОСТИ
ЯПОНСКОГО ПУТИ.
Массовая культура: проблема языка.
Японская массовая культура: история вопроса.
Исследования японской массовой культуры.
ГЛАВА 2. БОЯЗНЬ ОСКВЕРНЕНИЯ В ЯПОНСКОЙ МАССОВОЙ
КУЛЬТУРЕ. понятие скверны в японской культуре.
Обычаи. Одержимость чистотой.
Осквернение и божественный кризис в "Кодзики".
Скверна и боязнь мутаций в японском масскульте.
ГЛАВА 3. БОЯЗНЬ ЖЕНЩИНЫ. образ женщины-демона.
Дьявольская сущность женщины в буддизме и синтоизме.
Культ Матери в японской культуре. материнское и демоническое.
ГЛАВА 4. ПОТЕРЯННОЕ ДЕТСТВО И КУЛЬТ СМЕРТИ. взросление как трагедия. образ бисёнен и культ смерти.
ГЛАВА 5. ФИЛЬМЫ О ЯКУДЗА И ПУТЬ ВОИНА. якудза как идеальная жертва. сюжет и построение якудза-фильма. якудза-нигилисты. нихирисуто: эстетика насилия.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Проблемы развития манга и аниме в художественной культуре Японии второй половины XX - начала XXI века2015 год, кандидат наук Леонов, Владимир Юрьевич
Роль образов европейской художественной культуры в японской манге2024 год, кандидат наук Магера Юлия Александровна
Медиакоммуникационные особенности японских комиксов манга2013 год, кандидат филологических наук Проханов, Дмитрий Михайлович
Трансформация морально-этической самооценки самурайского сословия в период Токугава: 1603 - 18682012 год, кандидат исторических наук Гамалей, Максим Сергеевич
Использование комиксов при обучении японскому языку студентов второго курса языкового вуза2009 год, кандидат педагогических наук Авдеева, Екатерина Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тема Смерти в японской массовой культуре»
Данная работа посвящена особенностям репрезентации темы Смерти в японской массовой культуре последнего времени (с 80-х годов 20 века по настоящее время). Анализу подвергаются преимущественно кинофильмы, а также мультипликация (анимэ) и комиксы (манга), однако задействованы примеры и из других жанров - театральные пьесы, телепостановки, повести, поп-музыка и т.д.
Этот период выбран не случайно: начало восьмидесятых -это отправная точка нового интереса Запада к японской массовой культуре. К этому времени японское кино - самый популярный и единственный мало-мальски известный на Западе того времени жанр японского масскульта -находилось в глубоком затяжном кризисе, отмечаемом многими кинокритиками. Классическое японское кино перестало интересовать широкого западного зрителя; внутренний рынок Японии также находился в упадке. Из-за специфики японского кинорынка, фактически монополизированного тремя крупными компаниями, диктующими правила игры, молодым режиссерам было практически невозможно проявить себя. Испытывая нехватку молодой крови, кинорынок впал в состояние стагнации. Потеря интереса со стороны была настолько заметна, что Марк Шиллинг, составитель самого полного англоязычного справочника по современному японскому кино, охватывающего как раз большую часть интересующего нас периода, начал предисловие с риторического вопроса: "Разве все лучшие японские фильмы не были сняты десятилетия назад? Разве японское кино не умерло?"1.
Это было заметно даже в абсолютных цифрах. Количество выпускаемой кинопродукции, по сравнению с шестидесятыми, снизилась более чем вдвое, доля собственных фильмов упала до 46.6 процентов и продолжала падать: Голливуд наступал. Отсутствие хотя бы одного серьезного режиссера, могущего, в глазах зрителя, занять место Ясудзиро Одзу, Акира Куросава или Кэндзи Мидзогути, становилось критическим.
И в это же время случилось событие, которое послужило катализатором нового интереса Запада к японскому масскульту: американское телевидение закупило для показа два популярных японских анимэ-сериала: "Космический корабль Ямато" и "Макросе". Они получили новые названия ("Star Blazer" и "Robotech" соответственно), подверглись значительной переработке и цензурным вырезкам, но и в таком виде зародили серьезный интерес к японской мультипликации. Этот интерес был поддержан и развит двумя важными тенденциями: широким распространением недорогих видеоплееров и большим количеством программ по обмену студентами, которые Америка, а вслед за ней и другие страны Европы, запустили в начале восьмидесятых на волне интереса к японскому экономическому чуду. Почти каждый студент, вернувшийся домой, привез с собой Mark Schilling. Contemporary Japanese Film. Weatherhill, 2000., c.3. видеокассеты с популярными анимэ, и вскоре интерес стал настолько велик, что повсеместно стали открываться маленькие компании, занимающиеся покупкой, дубляжом и выпуском самых интересных анимэ для западного рынка.
Последствия новой анимэ-революции трудно переоценить. Ведь анимэ и манга - самые популярные и развитые области японской массовой культуры. Ни в одной стране мира мультипликация и комиксы не добились такого всепобеждающего успеха. По количеству выпускаемых анимационных сериалов Япония занимает первое место в мире. Профессия аниматора куда престижнее (и в смысле славы, и в смысле заработка) профессии кинорежиссера. Что касается комиксов, то, по разным подсчетам, на манга приходится от 40 до 60 процентов печатной продукции, * выпускаемой в Японии. Современное манга характеризует строгое возрастное и тендерное деление, обилие жанров и художественных приемов. "Именно комиксы и анимация составляют основную "пищу для ума" юных японцев, формируют их мироощущение и самооценку", резюмирует Борис Иванов во "Введении в японскую анимацию"2. Можно без преувеличения сказать, что из всех искусств для Японии важнейшими являются анимэ и манга.
Позже, к середине девяностых, на кинофестивалях всего мира разразился бум "новой японской волны", или же "нового японского бита", как его назвали критики. Его ледоколом послужили фильмы Такэси Китано, к началу 21 века ставшего самым популярным на Западе японским режиссером. Стал заметен успех и независимых режиссеров, преимущественно пришедших из телевидения, рекламы, иногда - из порнобизнеса. На волне всеобщего интереса к Японии на Западе стали завоевывать признание прочие проявления японской массовой культуры. Сегодня огромно влияние и популярной японской музыки, и произведенных в Японии видеоигр, и японской кухни, и японского дизайна (как сдержанного минимализма, находящего применение в архитектуре и интерьерах, так и своеобразной китче вой эстетики, породившей волну подражаний и стилизаций по всему миру). Таким образом, начиная с восьмидесятых, Запад заново открыл для себя новую японскую культуру.
Впервые сталкиваясь с ней, неискушенный западный зритель впадает в состояние своеобразного шока, вызванного принципиальной невозможностью реакции на непознаваемый в этическом смысле продукт. В японских фильмах и анимэ положительных героев зачастую нельзя отличить от отрицательных; режиссеру ничего не стоит в финале убить главного героя. Основа основ голливудской продукции -хэппи-энд - здесь сплошь и рядом подвергается самому решительному отрицанию: японские герои снова и снова умирают, иногда даже в середине фильма или мультипликационного сериала, и почти всегда - в конце, причем смерть их обыкновенно бессмысленна и ничего не решает. Но в первую очередь зрителя шокировала, пугала, отвращала и равно притягивала небывалая смесь гротеска и
2 Борис Васильев. Введение в японскую анимацию. Всероссийский фонд развития жестокости, насилия, возведенного в абсолют, и какой-то почти детской наивности. Кровавые подробности характерны Даже для продукции, изначально предназначавшейся для детей. Что это - пародия? Китч? Насколько серьезны японские режиссеры и аниматоры, снимающие такое? Каковы границы японского юмора и японской же искренности? И более всего поразительно было то, что, как очень скоро выяснялось, самые жестокие и шокирующие примеры были вовсе не маргинальными образцами или авангардистскими выходками режиссеров, а самым расхожим мейнстримом.
Ян Бурума, один из главных современных исследователей японской массовой культуры, приводит множество примеров, суть которых западному человеку показалась бы совершенно неприемлемой. "Фотографии немилосердно связанных ♦ обнаженных женщин, регулярно появляющиеся в самых многотиражных японских газетах; сцены пыток, весьма обычные для японского телевидения, даже для детских передач; садо-мазохистская порнография, открыто продающаяся на главных улицах и толпы клерков, спокойно листающих эти журналы по дороге на работу"3 - вот лишь немногие детали, неизменно ошеломляющие всякого путешественника, прибывающего в Японию. Фраза о детских передачах не случайна: когда, в конце восьмидесятых, Америка впервые закупила главный японский мультипликационный хит "Принцесса Мононоке", он получил рейтинг РО-13 за имеющиеся в нем сцены насилия - к кинематографии, 2001., с. 3
3 Ian Bunima. Behind the Mask: on Sexual Demons, Sacred Mothers, Transvestites, Gangsters and Other Japanese Cultural Heroes. New York: Pantheon Books, 1984., с 220. примеру, одному из героев довольно жестоко отрывали руки. Американским детям до 13 запрещено было идти на этот мультфильм без сопровождения взрослых; у японских детей такой проблемы не было. В Японии "Принцесса Мононоке" собрала серьезную кассу и стала лидером проката. Из приведенных примеров также понятно, что в Японии весьма своеобразные цензурные правила: так, мягкое порно составляет внушительную долю от общего числа выпускаемых картин в год (тенденция, которую кинокритик Тадао Сато объяснял особенностью японской аудитории - в кино ходит молодежь и холостяки) и демонстрируется в общедоступных кинотеатрах, эротические журналы, в том числе весьма откровенные и шокирующие, разрешено продавать в общественных местах, а к насилию и жестокости на экране цензоры и публика относятся с гораздо большим спокойствием, чем на Западе. Нельзя сказать, чтобы продукция, свободно продающаяся на улицах Токио, была много откровенней того, что можно купить в магазинчиках Амстердама или на Таймс-Сквер в Лондоне; даже наоборот. Но она не вызывает общественного неприятия: все это -часть обычной, повседневной жизни японца, не изгнанная (в отличие от западных городов) в резервации с затемненными стеклами. Здесь не притворяются, будто бы секс и насилие интересует только малочисленных, погрязших в грехе извращенцев: эти фантазии не считаются греховными, и уж тем более никто не полагает, будто бы они - удел одиночек.
Конечно, эти, столь необычные для западного зрителя образцы массовой культуры, невозможно рассматривать вне контекста. Кровавые, казалось бы, непредсказуемые и страшные вещи, происходящие на экране или на страницах комиксов, на деле являются глубоко ритуализированными, формальными, связанными определенными, и очень строгими ограничениями и условностями. Но чтобы понять это, осознать и выявить корни своеобразной, одновременно жестокой и чарующей эстетики японского масскульта, нужно рассматривать его во всей полноте и, что еще важнее, в исторической перспективе. Несмотря на техногенную ауру современной Японии, ее поп-культура основана на архаичных архетипах, пронизывающих все японское общество на протяжении всей ее многовековой истории, и вновь и вновь повторяющихся в самых разных жанрах. Несомненно, это характерно для любой массовой культуры, и все же в Японии репетитивность сюжетов, образов и героев и « специфика их представления особенно важна.
Без сомнения, в таком анализе ключевой окажется именно тема Смерти и ее представление в массовой культуре. Исследователи, такие как Артур Кестлер, Дональд Ричи, Рут Бенедикт, Ян Бурума, Морис Пинке и др., поочередно обращали внимание на то, что коротко сформулировал Юкио Мисима в комментариях к трактату "Хагакурэ". "Японцы - это люди, которые в основе своей повседневной жизни всегда осознают смерть. Японский идеал смерти ясен и прост, и в этом смысле он отличается от отвратительной, ужасной смерти, какой она видится людям Запада"4. Именно это ощущение, преломившись через призму массовой культуры,
4 Юкио Мисима. Хагакурэ Нюмон // Книга Самурая. Евразия, 2000., с.З. дало то разнообразие эстетических приемов и жанровых особенностей, которое и является предметом данного исследования. Мы убеждены, что именно тема Смерти является тем смысловым стержнем, который скрепляет их воедино, и, анализируя различные аспекты архаичного сюжета об уязвимости мира живых перед миром мертвых, иными словами, о бытовании жизни перед лицом смерти, можно многое понять и постичь в японской массовой культуре. В ходе такого анализа выявляются ключевые культурные архетипы, равным образом существующие и в мультипликации, и в комиксах, и в кино, и в театральных постановках.
Выбрав в качестве временного отрезка последние двадцать лет, мы попытались заполнить лакуну, существующую в российской и, в целом, мировой японистике. Действительно, новейшая японская массовая культура, в силу того, что интерес к ней возник сравнительно недавно, также недавно стала объектом серьезных исследований и публикаций на Западе (это, конечно же, не относится к Японии; краткий обзор библиографии японских исследований массовой культуры составляет вторую часть первой главы данной работы).
С сожалением вынуждены отметить, что в России интересующийся данной темой читатель практически не сможет найти посвященных ей работ. По большей части, это разрозненные рецензии на фильмы текущего кинорепертуара, иногда, впрочем, достаточно основательно описывающие особенности и тенденции развития "новой японской волны". Это, конечно, связано еще и с тем, что удельный вес японской кинопродукции в России составляет, по сравнению с продукцией американской или европейской, ничтожно малую цифру. Нельзя, однако, не отметить, что в последнее время интерес к ней растет, и пропорционально растет и поток нового японского кино - как на кинофестивалях, так и в рамках специализированных фестивалей японского кино, ежегодно проводящихся под патронажем японского посольства. Отечественный зритель уже хорошо знаком с творчеством Такэси Китано (все фильмы которого были недавно целенаправленно изданы на лицензионном видео); не случайно одна из немногих вдумчивых работ, пытающихся проанализировать особенности японского масскульта, посвящена как раз фильмам этого режиссера (речь о статье Сергея Кузнецова "Понять якудза или конец насилия", опубликованную в журнале "Искусство кино"5). Наконец, стараниями столичных арт-хаусных продюсеров, он познакомился с последними работами другого "независимого" режиссера, Такаси Миике. Некоторые лапидарные сведения о других японских режиссерах последних двадцати лет можно найти в справочнике "Кино Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки. Режиссерская энциклопедия"6.
Что до анимэ и манга, то единственной на сегодняшний день публикацией на русском языке, посвященной этой теме,
5 Сергей Кузнецов. Понять якудза или конец насилия // Искусство кино, №10 1999, с.39.
6 Кино Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки. Режиссерская энциклопедия. Материк, 2001. является книга Бориса Васильева "Введение в японскую анимацию"7, представляющее собой компилятивный и достаточно подробный экскурс в историю жанра и содержащий, в частности, краткие биографии самых известных режиссеров (теме манга в ней уделено лишь столько места, сколько необходимо для понимания особенностей развития анимэ). Симптоматично, что "Введение" - это плод любительского интереса, выросший из интернет-сайта www.anime.ru: именно в Интернете сконцентрированы все русскоязычные ресурсы, посвященные анимэ и манга. Представляющие собой обширные коллекции любительских рецензий и биографических сведений, они, конечно, не могут заменить серьезных аналитических работ. В целом же можно констатировать, что существование анимэ и манга по-прежнему игнорируется отечественными исследователями и лишь изредка упоминается в связи с кинофильмами (хотя влияние анимэ на современное японское кино и на "новую волну" в частности огромно и достойно служить темой для отдельного исследования). Впрочем, и само японское кино, как уже было сказано, остается на обочине исследовательского интереса.
Между тем, японскую массовую культуру необходимо рассматривать исключительно во всей ее полноте, поскольку взаимопроникновение самых разных жанров и заимствование архетипических сюжетов для Японии является особенно значимым; необходимо также анализировать ее в ретроспекции, поскольку она исключительно исторична и все
7 Борис Васильев. Введение в японскую анимацию. Всероссийский фонд развития новые формы массовых развлечений являются лишь слепками с древних образцов. Данная работа также пытается погрузить японскую культуру в соответствующий контекст и дать краткий обзор социального и психологического фона, ей свойственного, и потому опирается на результаты последних психологических и социологических исследований реципиентов японского масскульта.
Между тем принципиальная репетитивность и глубокая внутренняя архаичность объекта нашего исследования может сослужить пытливому наблюдателю хорошую службу: в отсутствии современных публикаций, анализирующих новейшие его образцы, можно обратиться к классическим киноведческим работам - ведь многие из зафиксированных в них тенденций продолжают оставаться актуальными и по сей день (это, в частности, позволило и нам время от времени обращаться к примерам, появившимся до 1980-го года, как наиболее ярко обнажившим тенденции, впоследствии получившим особенное развитие). В частности, любой интересующийся японским кино не может пройти мимо книг Инны Гене, виднейшего специалиста по данному вопросу. Так, книга "Бросившие вызов"8, посвященная японскому кино шестидесятых, подробно описывает ту эстетику, построенную на дихотомии "красота-жестокость", которая по-прежнему характерна и для фильмов, упомянутых в нашей работе; анализ знаменитой "Империи чувств" Нагиса Осима содержит положения, применимые и к тем фильмам девяностых, которые затрагивают отношения мужчины и женщины (тем кинематографии, 2001 более, что за истекший период в Японии появилось несколько римейков "Империи"). А в книге "Меч и Хиросима"9, посвященной теме войны в японском киноискусстве, отдельную ценность представляет глава, посвященная репрезентации кодекса бусидо - самурайской системе этических установлений, по-прежнему влияющей на японскую культуру (чему, в частности, посвящены главы 4 и 5 нашего исследования). Нельзя не упомянуть и работу Ростислава Юренева "Послевоенное кино Японии"10, которая, хотя и останавливается на начале 1980-х, подробно показывает путь, которое прошло японское киноискусство. Отдельную ценность представляет переведенная на русский язык работа японского кинокритика Тадао Сато "Currents of Japanese Cinema"11 (в русском переводе - "Кино Японии"), где описаны важные для данного исследования типы японских героев (татеяки, нимаиме, нигилисты) и пути развития фильмов про якудза. Посвященная крайне идеологическому кино шестидесятых-семидесятых, работа Тадао Сато сегодня и сама может служить объектом исследования - как классический пример "левой" критики.
Можно отметить, что за последнее время на русском языке появилось достаточное количество книг, посвященных собственно японской жизни и традиционной японской культуре, благодаря которым и контекст, и корни японского масскульта стало изучать гораздо проще. Это, в частности, многочисленные книги, посвященные самурайской этике:
8 Инна Гене. Бросившие вызов. Москва, Искусство 1989
9 Инна Гене. Меч и Хиросима. Тема войны в японском киноискусстве. Искусство, Москва 1972
10 Ростислав Юренев. Кино Японии послевоенных лет. ВГИК Москва 1993 переведен важнейший самурайский трактат "Хагакурэ" Ямамото Цунэтомо12 и "Книга пяти колец" Миямото Мусаси13, работы Инадзо Нитобэ "Бусидо: Дух Японии"14, Уинстона Кинга "Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая"15, Пола Варли "Самураи"16 и др. Вышла книга А.Р. Басова "Самурай"17 и В. Тарновского "Самураи. Рыцари Дальнего Востока"18. Заслуживает внимания сборник эссе "Удар солнца, или Гири-чувство чести"19. Вышло два новейших исследования, посвященных синтоизму, системе традиционных японских верований: "Синто. Япония" А. А.
20
Накорчевского в 2000-м году, и двухтомная антология "Синто - путь японских богов"21 в 2002-м. В серии "Мир японской жизни" опубликованы объемные работы, посвященные японской литературе, театру, поэзии, дзуйхицу, а также эстетическим и этическим ценностям в японской культуре22.
Что касается западных исследований, то тут дело обстоит намного лучше. На волне интереса к японскому масскульту вышло немало книг, как аналитических, так и популяризаторского или справочного толка. Одним из наиболее полных введений в проблематику является Tadao Sato. Currents in Japanese Cinema. Kodansha International, 1982.
12 Ямамото Цунэтомо. Хагакурэ // Книга Самурая. Евразия, 2000.
13 Чэйни Д., Миямото Мусаси. Честь самурая: Путь меча // Книга пяти колец. Спб: IVCT, 1993
14 Инадзо Нитобэ. Бусидо: Дух Японии. Киев: София, 1997.
15 УинстонКинг. Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая. Евразия, 1999
16 Пол Варли. Самураи. Гиперион, 1999.
17 Басов А. Р. Самурай. М. : Интердиалект^, 2000.
18 В. Тарновский. Самураи. Рыцари Дальнего Востока. Слово/Slovo, Германия-Россия, 1997
Удар солнца или Гири-чувство чести. - М. : Рос. гос. б-ка; СПб. : Лет. сад, 1999.
20 А. Накорчевский Синто. Япония. Петербургское востоковедение, 2000
21 Синто - путь японских богов. Гиперион, 2002.
22 Золотой фонд японской литературы. Мир по-японски / Золотой фонд японской литературы. Японская поэзия / Золотой фонд японской литературы. Японские дзуйхицу / Золотой фонд японской литературы. Японский театр. Северо-Запад, 2000 хрестоматия "Справочник по массовой культуре"23, где каждому из важных направлений (кино, комиксы, спорт, бонсай, караоке, туризм, etc) посвящено емкое эссе, кратко освещающее историю вопроса и нынешнее его состояние. Не меньшим авторитетом пользуется и "Энциклопедия японской массовой культуры"24 киноведа Марка Шиллинга, автора уже упоминавшегося справочника по современному японскому кино, его же перу принадлежит "Фан-гид по сумо"25. Из других работ подобного толка отметим сборник эссе "Миры японской массовой культуры: тендер, смена границ и глобальные культуры"26, посвященный широкому выбору тем, от особенностей соревнований сумо и караоке-баров до женских журналов, манга, футбола и утренних телепередач; сквозь призму этих тем авторы анализируют особенности тендера в Японии, влияние глобализации и консьюмеризма и быстро меняющиеся границы японской идентичности. Достойны внимания также сборники "Современная Япония и массовая культура"27, "Japan Pop!: погружаясь в мир японской массовой культуры"28, и "Грани Японии: инсайдерский взгляд на японскую поп-субкультуру"29, посвященные сходному набору тем.
До недавнего времени лучшим, и, по сути, единственным трудом, посвященный японскому кино последних двадцати
23 Handbook of Japanese Popular Culture. Greenwood press, 1988
2J Mark Schilling. The Encyclopedia of Japanese Pop Culture. Weatherhill, 1997.
25 Mark Schilling. Sumo: A Fan's Guide. The Japan Times, 1999 i6The Worlds of Japanese Popular Culture : Gender, Shifting Boundaries and Global Cultures.
Cambridge University Press, 1998.
11 Contemporary Japan and Popular Culture. University of Hawaii Press, 1996.
S Japan Pop!: Inside the World of Japanese Popular Culture. M.E.Sharpe, 2000 M Japan Edge: The Insider's Guide to Japanese Pop Subculture Cadence Books, 1999. лет, оставался справочник "Современное японское кино"30 Марка Шиллинга: он содержал как короткие рецензии на большинство заметных фильмов, так и некоторое количество интервью с молодыми японскими режиссерами. В конце прошлого года вышло еще одно издание, "Токиоскоп: спутник любителя японского культового кино"31, в котором значительное место отведено новейшим фильмам, не упомянутым у Шиллинга (так, целая глава отведена творчеству Такаси Миике и анализу его последних фильмов "Кинопробы" и "Живым или Мертвым"; подробно анализируется и "Королевская битва" Киндзи Фукасаку). Отдельные главы посвящены якудза-фильмам, фильмам катастроф, порнофильмам (pink movies) и т.д. Последней теме посвящена и книга Джека Хантера "Эрос в аду: секс, кровь и безумие в японском кинематографе"32: благодаря его исследованию зафиксирован маргинальный пласт, прежде лишь поверхностно касаемый критиками.
Первый серьезный западный труд, посвященный исключительно манга, вышел в 1983-м году: это работа Фредерика J1. Шодта "Манга! Манга! Мир японских комиксов"33, впервые погружающая манга в контекст современной Японии и анализирующий специфические для данной культуры образы и архетипы. В 1996-м вышло продолжение: "Мечты о Японии: труды по современной l> Mark. Schilling Contemporary Japanese Film WeatherhiU, 2000
31 Patrick Macias TokyoScope: The Japanese Cult Film Companion. Cadence Books, 2001
32 Jack Hunter Eros in Hell: Sex, Blood & Madness in Japanese Cinema (Creation Cinema Collection Vol. 9). Creation Pub Group, 1999. Frederik L Schodt. Manga! Manga!: The World of Japanese Comics. Kodansha International, 1988 манга"34; обе этих книги уже считаются классическими. Отдельный интерес для исследователей представляют эротические манга: отметим две работы, названия которых красноречиво свидетельствуют о содержании. Первая, авторства Шарон Кинселлы, называется: "Манга для взрослых: культура и власть в современном японском обществе"35 и представляет собой анализ изменений в социальной и политической структуре Японии, рассмотренный через призму развития индустрии комиксов -от дешевого эквивалента масс-медиа для маргиналов до главной формы общественных коммуникаций, поддержанной ведущими бизнес-корпорациями и национальными институтами. Другая, авторства Анне Аллисон, называется "Разрешенные и запрещенные желания: матери, комиксы и цензура в Японии"36 и затрагивает еще одну важную тему -тему сексуальности и отношений матери и ребенка в Японии, опять-таки на материале комиксов. Характерно, что обе работы написаны женщинами и во многом заданы рамками левого феминистского дискурса - в анализе тендерных особенностей японской культуры они преимущественно опираются на труды Маркса, Фрейда и Лакана.
Поскольку анимэ распространено и пользуется гораздо большим успехом, чем комиксы (ввиду трудности их распространения и перевода), то и книг, посвященных анимэ, гораздо больше. Самыми подробными справочниками по
34 Frederik L Schodt. Dreamland Japan: Writings on Modern Manga. Stone Bridge Press, 1996
M Sharon Kinsella. Adult Manga: Culture and Power in Contemporary Japanese Society. University of Hawaii Press, 2000.
36 Anne Allison. Permitted and Prohibited Desires: Mothers, Comics, and Censorship in Japan. Cambridge University Press, 1998. анимэ можно считать "Полный анимэ-гид" Триши Ледукса и Дуга Ранни37, а также объемный труд "Энциклопедия анимэ: гид по японской анимации начиная с 1917 года" Джонатана Клементса и Хелен Маккарти38, содержащий информацию по более чем двум тысячам фильмов. Существует несколько научных работ, посвященных вычленению и анализу специфически японских сюжетов и образов. Такова, например, книга Жиля Пуатра "Спутник анимэ: что японского
39 в японской анимации , суть которой ясна из заглавия. "Спутник" составлен в виде глоссария и содержит более чем 500 статей. Классическим анализом, рассчитанным на широкого читателя, можно считать работу "Самурай из открытого космоса: как понять японскую анимацию"40 Антониа Леви, затрагивающую ключевые особенности анимэ-стиля, а в сущности - японской культуры в целом. 4
Любая из упомянутых работ неизменно выходит от частных наблюдений, касающихся выбранной темы (будь то манга, сумо или фильмы ужасов) к широким обобщениям, оказывающимся одинаковыми для образцов самых разных жанров. Тем примечательней оказываются работы, авторы которых изначально ставили своей целью выявление самых характерных, архетипических черт японской культуры, и -шире - японского общества, используя в качестве иллюстраций самый разный материал. Первой, и крайне
37 Trish Ledoux, Doug Ranney. The Complete Anime Guide: Japanese Animation Film Directory & Resource Guide. Tiger Mountain Pr, 1997.
38 Jonathan Clements, Helen McCarthy. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917. Stone Bridge Press, 2001.
39 Gilles Poitras. The Anime Companion: What's Japanese in Japanese Animation. Stone Bridge Press, 1999. удачной попыткой такого подхода стало классическое антропологическое исследование "Хризантема и меч"41 Рут Бенедикт. Написанное в 1945-м году, оно основывалось прежде всего на многочасовых интервью с японцами, но также охватывало и некоторые образцы массовой культуры -и выводы, сделанные автором, по-прежнему актуальны. Нельзя обойти и известную работу Ролана Барта "Империя знаков", рассматривающая японскую культуру с точки зрения семиологии. Но, вероятно, самым значительным анализом такого рода стала книга Яна Бурумы "Японское зеркало" (в первом издании она называлась "Под маской: касательно сексуальных демонов, священных матерей, трансвеститов, гангстеров, бродяг и других японских культурных героев"42). Именно анализ традиционных сюжетов самых разных жанров, вычленение упомянутых культурных типажей сделало книгу Бурумы одним их важнейших трудов по анализу японской массовой культуры. Можно сказать, что наша работа развивает многие положения, сформулированные Бурумой, но на новом материале ("Японское зеркало" вышло в 1984-м, и оперирует преимущественно материалом до 1980-го года). В свою очередь Бурума, анализируя традицию "трагических" японских героев, сражающихся за заранее проигранное дело, опирается на работу Айвана Морриса "Благородство поражения: трагические герои в истории Японии"43, посвященных героической традиции принесения себя в
J" Antonia Levi. Samurai from Outer Space: Understanding Japanese Animation. Open Court Publishing Company, 1996
41 Ryth Benedict. The Chrysanthemum and the Sword. Patterns of Japanese Culture. Charles e. Tuttle со. London, 1977
42 Ian Buruma. Behind the Mask: on Sexual Demons, Sacred Mothers, Transvestites, Gangsters and Other Japanese Cultural Heroes. New York: Pantheon Books, 1984.
4i Ivan Morris. The Nobility of Failure: Tragic Heroes in the History of Japan, London, 1975 жертву. Мы также затрагиваем эту тему в главах четвертой и пятой, однако, в основном, основываемся на методологии, разработанной Рене Жираром в его трудах ("Насилие и священное"44, "Козел отпущения" и др), посвященных десакрализации механизмов жертвоприношения в разных культурах. Выводы, сделанные Жираром, оказываются крайне важными в избранной нами теме.
Что же касается непосредственно проблематики Смерти в японской массовой культуре, то работ, посвященных именно этой теме, практически нет. Единственным исключением является давний труд французского философа Мориса Пинке "Добровольная смерть в Японии"45, рассматривающий всевозможные аспекты японской суицидальной традиции; некоторые любопытные наблюдения можно найти в узкоспециальной работе Хикару Судзуки "Цена смерти"46, посвященной японской индустрии ритуальных услуг. Однако исследование, подобное исчерпывающей книге Джонатана Доллимора "Смерть, желание и потеря в западной культуре"47 или же классической работе Филиппа Ари "Западное отношение к смерти: от средних веков до настоящих дней"48, но посвященное культуре японской, пока не написано. Наша работа есть лишь первый шаг в этом направлении.
44 Рене Жирар. Насилие и священное. Новое Литературное Обозрение, 2000.
45 Maurice Pinquet. Voluntary Death in Japan. Polity Press, 1993.
46 Hikaru Suzuki. The Price of Death: The Funeral Industry in Contemporary Japan. Stanford University Press; 2001
41 Jonathan Dollimore. Death, Desire and Loss in Western Culture. Routledge, 1998
48 Philippe Aries. Western Attitudes Towards Death: From the Middle Ages to the Present. Marion
Boyars Publishers, 1981.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Духовная культура воинского сословия Японии: традиции и современность2011 год, кандидат культурологии Голомша, Андрей Васильевич
Философско-культурологические основания института самурайства2006 год, кандидат философских наук Богомазова, Наталия Леонидовна
Формирование школы монтажной выразительности в японском документальном кино 1930-х - 1950-х годов: творчество Камэи Фумио2017 год, кандидат наук Фёдорова, Анастасия Александровна
Категория бытия - небытия в пространстве культурного диалога Запада и Востока (на примере аниме)2019 год, кандидат наук Липаева Дарья Евгеньевна
Диффузия культуры как предмет социально-философского исследования (на примере диффузии Анимэ в России)2016 год, кандидат наук Наймушина Анна Николаевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Мунипов, Алексей Юрьевич, 2002 год
1. Р. Самурай. М. : Интердиалект+, 2000.
2. Варли, Пол. Самураи. Гиперион, 1999.
3. Васильев, Борис. Введение в японскую анимацию. Всероссийский фонд развития кинематографии, 2001., с. 3
4. Гене, Инна. Бросившие вызов. Москва, Искусство, 1989
5. Гене, Инна. Меч и Хиросима. Тема войны в японском киноискусстве. Искусство, Москва, 1972
6. Жирар, Рене. Насилие и священное. Новое Литературное Обозрение, 2000.
7. Золотой фонд японской литературы. Мир по-японски / Золотой фонд японской литературы. Японская поэзия / Золотой фонд японской литературы. Японские дзуйхицу / Золотой фонд японской литературы. Японский театр. Северо-Запад, 2000
8. Кинг, Уинстон. Дзэн и путь меча. Опыт постижения психологии самурая. Евразия, 1999
9. Кино Азии, Африки, Австралии, Латинской Америки. Режиссерская энциклопедия. Материк, 2001.М Юкио Мисима. Хагакурэ Нюмон // Книга Самурая. Евразия, 2000., с. 303
10. Кодзики. Записки о деяниях древности. Свиток 1 / СПб, Кристалл, 2000.
11. Кузнецов, Сергей. Понять якудза или конец насилия // Искусство кино, №10, 1999, с.39.
12. Леви-Строс, Клод. Печальные тропики. М: ТОО «Инициатива», 1999.
13. Мисима, Юкио. Хагакурэ Нюмон // Книга Самурая. Евразия, 2000.
14. Накамура, Юдзиро. Зло и Грех в японской культуре. Иностранная Литература, №3 1999.
15. Накорчевский, А. Синто. Япония. Петербургское востоковедение, 2000
16. Нитобэ, Инадзо. Бусидо: Дух Японии. Киев: София, 1997.
17. Синто путь японских богов. Гиперион, 2002.
18. Тарновский, В. Самураи. Рыцари Дальнего Востока. Слово/Slovo, Германия-Россия, 1997
19. Удар солнца или Гири-чувство чести. М.: Рос. гос. б-ка; СПб. : Лет. сад, 1999.
20. Цунэтомо, Ямамото. Хагакурэ // Книга Самурая. Евразия, 2000.
21. Чэйни Д., Миямото Мусаси. Честь самурая: Путь меча // Книга пяти колец. Спб: IVCT, 1993
22. Юренев, Ростислав. Кино Японии послевоенных лет. М: ВГИК, 1993
23. Adams, Kenneth Alan, Hill, Lester, Jr. The Phallic Female In Japanese Group-Fantasy. Journal of Psychohistory № 25, 1997.
24. Allison, Anne. Nightwork: Sexuality, Pleasure, and Corporate Masculinity in a Tokyo Hostess Club. Journal of Asian Studies №54, 1995.
25. Allison, Anne. Permitted and Prohibited Desires: Mothers, Comics, and Censorship in Japan. Cambridge University Press, 1998.
26. Aries, Philippe. The Hour of Our Death. New York: Alfred A. Knopf, 1981.
27. Aries, Philippe. Western Attitudes Towards Death: From the Middle Ages to the Present. Marion Boyars Publishers, 1981
28. Averbuch, Irit. The Gods Come Dancing: A study of the Japanese Ritual Dance of Yamabushi Kagura. East Asia Program, Cornell University, Ithaca, New York, 1995.
29. Baudrillard, Jean. Symbolic Exchange and Death. London: Sage Publication, 1993.
30. Bauman, Zygmunt. Mortality, Immortality and Other Life Strategies. Cambridge: Polity Press, 1992.
31. Benedict, Ryth. The Chrysanthemum and the Sword. Patterns of Japanese Culture. Charles e. Tuttle co. London, 1977
32. Benjamin, Walter. Illuminations. New York: Shocken Books, 1969.
33. Bestor, Theodor S. Lifestyles & popular culture in urban Japan // Handbook of Japanese Popular Culture, Greenwood Publishing Group, 1988.
34. Bix, Herbert P. Hirohito and the Making of Modern Japan, New York: HarperCollins, 2000.
35. Bock, Audie. Japanese Film Directors. Kodansha International, 1978
36. Broderick, Mick. Hiroshima, Nagasaki and the Nuclear Image in Japanese Film. Film Quarterly №51, 1998.
37. Budo, Yuzan. The Code of the Samurai. Rutland : Tuttle, 1988.
38. Buruma, Ian. A Japanese mirror : Heroes and Villains of Japanese Culture. London : J. Cape, 1984.
39. Buruma, Ian. Behind the Mask: on Sexual Demons, Sacred Mothers, Transvestites, Gangsters and Other Japanese Cultural Heroes. New York: Pantheon Books, 1984.
40. Caudill, William and Plath, David. Who Sleeps With Whom: Parent-Child Involvment in Urban Japanese Families // Japanese culture and behaviour. Selected readings. University of Hawaii Press, 1982. C. 247
41. Cherry, Kitredge. What Japanese Words Say About Women. Kodansha international, 1987
42. Clements, Jonathan, McCarthy, Helen. The Anime Encyclopedia: A Guide to Japanese Animation Since 1917. Stone Bridge Press, 2001.
43. Coleman, Samuel. Japanese Science: From the Inside, London: Routledge, 1999.
44. Contemporary Japan and Popular Culture. University of Hawaii Press, 1996.
45. Dale, Peter N. The Myth of Japanese Uniquesness. Croom Helm, 1986.
46. Desser, David. Eroc Plus Massacre. An introduction to the Japanese New Wave Cinema. Indiana University Press, 1988.
47. Dissanayake, Wimal. Cinema and Cultural Identity: Reflections on Films From Japan, India and China. Journal of Asian Studies №48, 1989.
48. Doi, Takeo. The anatomy of dependence. The key analysis of japanese behaviour, 1973.
49. Doi, Takeo. The anatomy of self: the individual versus society, m.d. 1985
50. Dollimore, Jonathan. Death, Desire and Loss in Western Culture. Routledge, 1998
51. Douglas, Mary. Purity and Danger: An Analysis of Concepts of Pollution and Taboo. Routledge, 2001
52. Dower, John. Japanese Cinema Goes to War. in Japan in War and Peace New York: New Press, 1993.
53. Dower, John. War Without Mercy: Race and Power in the Pacific War. London: faber and faber, 1986.
54. Duus, Peter. Feudalism in Japan, 3rd ed., New York: McGraw-Hill, 1992.
55. Essays On Japan. 1983-1987. Bunrikaku 1988
56. Essays On Japanology. 1978-1982. Bunrikaku 1983
57. Freeman, Laurie Anne. Closing the Shop: Information Cartels and Japan's Mass Media, Princeton, NJ: Princeton University Press, 2000.
58. Freud, Sigmund. Our Attitude Towards Death // Civilisation, Society and Religion. The Pelican Freud Library, vol.12. Harmondsworth: Penguin, 1985.
59. Fukutake, Tadashi. Japanese Social Structure. Its evolution in the Modern Society. University of tokyo press, 1982.
60. Gluck, Carol. Japan's Modern Myths. Princeton: Princeton University Press, 1985.
61. Gorer, Geoffrey. Pornography of Death // Grief and Mourning in Contemporary Britain. London: Gresset Press, 1965., c.72.
62. Guest, Harry. Japan: A Perspective // The Second World War in Fiction. London: Macmillan, 1984, pp. 206-218.
63. Hamerow, Theodore S. Reflections on History and Historians. Madison: University of Wisconsin Press, 1987
64. Handbook of Japanese Popular Culture. Greenwood press, 1988
65. Hicks, George. The Comfort Women, New York: W. W. Norton & Co., 1995.
66. Hidaka, Rokuro, The Price of Affluence: Dilemmas of Contemporary Japan, Tokyo: Kodansha International, 1984.
67. Himmelfab, Gertrude. The new history and the old. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1987.
68. Hunter, Jack. Eros in Hell: Sex, Blood & Madness in Japanese Cinema (Creation Cinema Collection Vol. 9). Creation Pub Group, 1999.
69. Ikei, Nozoma. Bonsai no Shakaigaku. Kyoto: Seikai Shisosha, 1978.
70. Inagaki, Taruho. A Thousand One-Second Stories. Sun & Moon Press, 1998.
71. Ishihara, Shintaro. The Japan that Can Say No, Ezra F. Vogel, foreword, New York: Simon & Schuster, 1991.
72. Iwao, Sumiko, The Japanese Woman: Traditional Image & Changing Reality, New York: Free Press, 1993.
73. Japan Edge: The Insider's Guide to Japanese Pop Subculture. Cadence Books, 1999.
74. Japan Pop!: Inside the World of Japanese Popular Culture. M.E.Sharpe, 2000
75. Japanese Culture and Behaviour. Selected readings. University of hawaii press, 1982
76. Japanese Eroticism: A Language Guide to Current Comics. Houston, Texas: Yugen Press, 1993
77. Japanese Film, vol 1-27. Unijapan film.
78. Johnson, Sheila K. The Japanese Through American Eyes, Stanford: Stanford University Press, 1991.
79. Kaplan, David E., Dubro, Alec. Yakuza: The Explosive Account of Japan's Criminal Underworld. MacMillan Publishing Company, 1987
80. Kato, Hidetoshi. A Comparative Study of City life. Tokyo, Gakushuin Daigaku Toyo Bunka Kenkyusho, 1978.
81. Kato, Hidetoshi. Japanese Popular culture Reconsidered // Handbook of Japanese Popular Culture, Greenwood Publishing Group., c. 314.
82. Kawai, Hayao. Boseishakai Nihon no Byori. Tokyo, 1976.
83. Kimbal, Arthur G. I. Crisis and Identity in Contemporary Japanese Novels. Tokyo: Charles E. Tuttle, 1972.
84. King, Winston. Zen and the way of the sword: arming the Japanese psyche. Oxford university Press, 1995
85. Kinsella, Sharon. Adult Manga: Culture and Power in Contemporary Japanese Society. University of Hawaii Press, 2000.
86. Kitamura, Takaniwa. Kiyu Shouran 1830; nepen3fl. Tokyo: Yoshikawa Kobunkan.
87. Kon, Wajirou. Kon, Wajirou Shou. Tokyo: Domesu Shuppan, 1971-1972.
88. Lafleur, William. Karma of Words: Buddhism and the literary arts in medieval Japan, University of California Press, Berkeley, 1983.
89. Lebra, Takie Sugiyama. Japanese patterns of behavior. Hawai Press, 1976
90. Lebra, Takie Sugiyama. Organised deliquency: Yakuza as a cultural example // Japanese patterns of behavior. University of Hawai Press. 1976. c. 169
91. Ledoux, Trish, Ranney, Doug. The Complete Anime Guide: Japanese Animation Film Directory & Resource Guide. Tiger Mountain Pr, 1997.
92. Levi, Antonia. Samurai from Outer Space: Understanding Japanese Animation. Open Court Publishing Company,1996
93. Macias, Patrick. TokyoScope: The Japanese Cult Film Companion. Cadence Books, 2001
94. Matsuri. Festival and Rite in Japanese Life. Institute for Japanese Culture and Classics, Kokugakuin university. 1988
95. McCormack, Gavan. The Emptiness of Japanese Affluence, Armonk, NY: M. E. Sharpe, 1996.
96. McDonald, Keiko. From Book to Screen: Modern Japanese Literature in Film. Monumenta Nipponica 55, no. 3, 2000.
97. McGregor, Richard. Japan Swings: Politics, Culture and Sex in the New Japan. Sydney, Australia: Allen and Unwin Pty. Ltd.
98. McVeigh, Brian J. The Nature of the Japanese State: Rationality and Rituality, London: Routledge, 1998.
99. Mellon, Joan. The Waves at Genji's Door: Japan through its Cinema. New York: Pantheon, 1976.
100. Minory, Sonoda. Festival and sacred trangression // Matsuri. Festival and Rite in Japanese Life. Institute for Japanese Culture and Classics, Kokugakuin university. 1988, c.33
101. Mishima, Yukio. Tanizaki Junichiro // Bungei Tokuhon, Tokyo, 1977.
102. Misima, Yukio. Onnagata // Death in Midsummer and Other Stories. London, N.Y., 1976.
103. Miyamoto, Masao, Straightjacket Society, Tokyo: Kodansha International, 1994.
104. Moloney, James Clark,m.d. Understandind the Japanese Mind. Charles e. Turtle co,1968
105. Morris, Ivan. The Nobility of Failure: Tragic Heroes in the History of Japan, London, 1975
106. Nagatsuka, Ryuji. J'tais un kamikaz: Les chevaliers de vent divin. Paris, 1972
107. Napier, Susan Jolliffe. Anime: From Akira to Princess Mononoke: Experiencing Contemporary Japanese Animation. Palgrave Macmillan, 2001.
108. Nathan, John. Mishima. Boston: Little, Brown, 1974.
109. Natsume, Soseki. Kokoro and Selected Essays. Boston: Madison Books, 1992.
110. Noletti, Arthur. Reframing Japanese Cinema: Authorship, Genre, History. Indiana University Press. 1992.
111. Ooka, Shohei. Nobi Fires on the Plain, 1951. trans. Ivan Morris Tokyo: Charles E. Tuttle, 1992
112. Oshima, Nagisa. Cinema, Censorship and the State. Journal of Asian Studies №52, 1993.
113. Ozawa, Ichiro. Blueprint for a New Japan, Tokyo: Kodansha International, 1994.
114. Pinquet, Maurice. Voluntary Death in Japan. Polity Press, 1993.
115. Poitras, Gilles. Anime Essentials: Every Thing a Fan Needs to Know. Stone Bridge Press, 2000
116. Poitras, Gilles. The Anime Companion: What's Japanese in Japanese Animation. Stone Bridge Press, 1999.
117. Raz, Aviad E. Riding the black ship : Japan and Tokyo Disneyland. Cambridge, Mass. : Harvard University Asia Center, 1999.
118. Raz, Jacob. Audience and Actors: A Study of their Interaction in Japanese Traditional Theatre , E.J.Brill, Leiden, 1983.
119. Rethinking Popular Culture: Contemporary Perspectives in Cultural Studies. University of California Press, 1991
120. Richie, Donald. Japanese Cinema: An Introduction. Oxford University Press, 1990
121. Richie, Donald. Japanese Movie. Kodansha International, 1982.
122. Richie, Donald. Some Aspects of Popular Japanese Culture. Tokyo, 1981.
123. Richie, Donald. The Films of Akira Kurosawa. University of California Press, 1984
124. Rico, Paul, Ricoeur, Paul. Symbolism of Evil. Beacon Press, 1969
125. Robertson, Jennifer. Takarazuka : Sexual Politics and Popular Culture in Modern Japan. Berkeley : University of California Press, 1998.
126. Russell, Catherine. Narrative Mortality: Death, Closure, and New Wave Cinemas. University of Minnesota Press, 1994
127. Saikaku, lhara. Nanshoku Okagami // Comrade Loves of the Samurai. Tokyo, 1972
128. Saikaku, lhara. The Great Mirror of Male Love. Stanford Univesity Press, 1991
129. Sakuta, Keichi. Haji no bunka saiko. Tokyo: Chikuma Shobo, 1967.
130. Sato, Tadao. Currents in Japanese Cinema. Kodansha International, 1982.
131. Sato, Tadao. Nihon Eiga Shisoshi. Tokyo, 1970.
132. Schilling, Mark. Contemporary Japanese Film. Weatherhill, 2000
133. Schilling, Mark. Sumo: A Fan's Guide. The Japan Times, 1999
134. Schilling, Mark. The Encyclopedia of Japanese Pop Culture. Weatherhill, 1997.
135. Schodt, Frederik L. Dreamland Japan: Writings on Modern Manga. Stone Bridge Press, 1996
136. Schodt, Frederik L. Manga! Manga!: The World of Japanese Comics. Kodansha International, 1988
137. Schwartz, Barry. Vertical Classification. Chicago: University of Chicago Press, 1981.
138. Scott-Stokes, Henry. The Life and Death of Yukio Mishima. New York: Farrar, Straus & Giroux, 1974.
139. Shikitei, Samba. Ukiyoburo. 1809. nepen3fl. Tokyo, 1957.
140. Singer, Kurt. Mirror, Sword and Jewel. London, 1973.
141. Smith, Patrick. Japan: A Reinterpretation, New York: Vintage Books, 1998. Paperbound.
142. Standish, Isolde. Myth and Masculinity in the Japanese Cinema: owards a Political Reading of the Tragic Hero.' Japanese Studies 21, no. 3, 2001
143. Stronach, Bruce. Television and new japan society // Handbook of Japanese Popular Culture, Greenwood Publishing Group, 1988, c.127
144. Sugimoto, Naoji. Nihon no Sumai no Genryu. Tokyo, 1984.
145. Suzuki, Hikaru. The Price of Death: The Funeral Industry in Contemporary Japan. Stanford University Press, 2001
146. Takada, Kuri. Sakaba no Shakaigaku. Kyoto, 1983.
147. Tanemura, Suehiro. Taiji Ga Mitsutyu Suru Toki // Nihon Dokushu Shimbun, January 1966
148. Tanizaki, Kawabata, and Mishima. Honolulu: University of Hawaii Press, 1979.
149. The Kojiki : Records of Ancient Matters. Rutland: Tuttle, 1982.
150. The Nihongi: Chronicles of Japan from the Earliest Times to AD 697. Rutland : Tuttle, 1972.
151. The Taiheiki : a Chronicle of Medieval Japan. Rutland : Tuttle, 1979.
152. The Worlds of Japanese Popular Culture : Gender, Shifting Boundaries and Global Cultures. Cambridge University Press, 1998.
153. The Culture of Anima: Supemature in Japanese life. Cosmo public, 1985
154. Traditional Japanese Theatre: An Anthology of Plays. Columbia University Press, New York, 1998
155. Tsunoda, Tadanoby. The Japanese brain. Uniquiness and Universality. Taishukan publishing company, 1985.
156. Tsurumi, Shunsuke. A Cultural History of Postwar Japan.1945-1980. KPI Limited 1987.
157. Vogel, Ezra. Japan's New Middle Class, 2nd ed. Berkeley: University of California Press
158. Vos, George de. The Relation of Guilt Towards Parents to Achievement Among the Japanese // Japanese Culture and Behaviour. Selected readings. University of hawaii press, 1982. c. 80
159. Whiting, Robert, Tokyo Underworld: The Fast Times and Hard Life of an American Gangster in Japan, New York: Pantheon, 1999.
160. Whittier, John Treat. Contemporary Japan and Popular Culture. University of Hawaii Press, 1996.
161. Williams, Raymond. Keywords. New York, Oxford University Press, 1976
162. Wolfe, Peter. Yukio Mishima. New York: Continuum, 1989.
163. Wolferen, Karel van. The Enigma of Japanese Power, New York: Vintage Books, 1990.
164. Wordsfor, Key. Understanding Japanese Culture. Japan times, 1991.
165. Yamanouchi, Hisaaki. The Search for Authenticity in Modern Japanese Literature. Cambridge: Cambridge University Press, 1978.
166. Yamazaki, Masakazu. Individualism and the Japanese. And alternative approach to cultural comparison. Japan echo, 1994.
167. Yanagito, Kunio. Meiji Taisho. Tokyo, 1931.
168. Yanagito, Kunio. Minzokugaku Nyumon. Tokyo: Toyodo, 1947
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.