Татарские печатные календари: становление и развитие: Вторая половина XIX - начало XX вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Зайни, Резеда Локмановна

  • Зайни, Резеда Локмановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2004, Казань
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 176
Зайни, Резеда Локмановна. Татарские печатные календари: становление и развитие: Вторая половина XIX - начало XX вв.: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Казань. 2004. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Зайни, Резеда Локмановна

ВВЕДЕНИЕ.з

I ГЛАВА. ИСТОРИЯ ПЕЧАТАНИЯ ТАТАРСКИХ КАЛЕНДАРЕЙ.п

1.1. Предпосылки возникновения татарских календарей.п

1.2. Появление первых периодических настольных и настенных календарей.

1.3. Развитие календарной литературы в начале XX века.

1.4. Типологическая характеристика календарей.

II ГЛАВА. ТЕМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ КАЛЕНДАРЕЙ.бз

2.1. Особенности материалов по истории, географии и астрономии.

2.2. Основные принципы размещения материалов на экономические и юридические темы.

2.3. Эффективность материалов практического значения.

2.4. Проблема национального самоопределения в календарях.

III ГЛАВА. ЖАНРОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ КАЛЕНДАРЕЙ.Ю

3.1. Роль календарей в формировании газетно-журнальных жанров в татарской публицистике.

3.2. Вклад календарей в дело популяризации произведений литературы и устного народного творчества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Татарские печатные календари: становление и развитие: Вторая половина XIX - начало XX вв.»

Первое средство массовой информации на татарском языке появилось лишь в сентябре 1905 года. До этого цензурные органы всячески противостояли изданию национальных газет и журналов. Только попытка государственного переворота 1905 года помогла татарскому народу завоевать свободу печати.

Борьба за создание национальной печати имеет свою историю. В 1808 году профессор И.И.Запольский выступил с предложением о выпуске газет на русском и татарском языках. Через год последовало разрешение на издание газеты только на русском языке. В 1854 году студент Казанского университета М.Г.Никольский вновь поднял вопрос об издании татарской газеты. Его предложение также было отвергнуто. В 1862 году с проектами издания татарской газеты выступили К.Насыри и руководитель литотипографии в Казани М.Яхин, в 1864-1965 годах - П.Пашино, В.Курочкин, в 1880-1890 годах - Г.Ильяси, Ш.Ахмеров, Х.Максуди, К.Мутыги, О.С.Лебедева и др., но все эти просьбы оказались тщетными. Имена этих личностей упоминаются в трудах М.Х.Гайнуллина [38], А.Г.Каримуллина [64; 65].

Возникает вопрос: чем же до появления собственных газет утолялась жажда татарского населения в средствах массовой иьформации? Ответом на такой вопрос является то обстоятельство, что с 40-х годов XIX века стали издаваться настольные календари на татарском языке.

Актуальность исследования. Несмотря на то, что издание календарей на татарском языке, как и у многих других народов, рассматривается началом национальной периодической печати, а их авторы и составители по праву считаются основателями национальной журналистики, на сегодняшний день отсутствует опыт жанрового, тематического и целостного исследований календарной литературы на татарском языке второй половины XIX - начала XX веков. Необходимость изучения становления и развития календарей на татарском языке, определения их роли в формировании газетно-журнальных жанров в татарской публицистике и возможность эффективного использования результатов в процессе составления современных календарей обусловило выбор темы нашей диссертации актуальным с научно-теоретической и социокультурной точек зрения.

Состояние изученности проблемы и темы. Данный вопрос был частично освещен в ряде публикаций В.Беркутова, Дж.Валиди, Г.Габдульганеевой, М.Х.Гайнуллина, А.Г.Каримуллина, Н.Ф.Катанова, М.Магдеева, З.Г.Мухаметшина, Р.М.Нуруллиной, Г.Рахима, М.Гали, Ф.Урманчеева, Д.Хайруллиной, Х.Х.Хасанова, Е.И.Чернышева.

Исследованием календарной деятельности татарских просветителей еще в дореволюционный период начал заниматься Н.Ф.Катанов. Известно, что он не только сотрудничал с К.Насыри,, но и дал высокую оценку его деятельности, кроме того, многое сделал для ознакомления с его произведениями и русских читателей [150, 6.52-57].

Он периодически публиковал в журнале «Деятель» библиографические сведения об изданных в типографии Казанского университета книгах на татарском языке, среди которых были настенные и настольные календари. На страницах «Деятеля» были помещены сведения о настенном календаре Ф.Халиди на 1896-1897 [68, с.98], 1902 [73, с.228-230], 1903 [73, с.230-232], 1904 годы [73, с.234-236], о его настольном календаре на 25 лет [70, с.439-441], настенном календаре на 1903-1904 годы, составленном Имамутдином, сыном Шарифзяна [73, с.232-234], настенном календаре Абдулвали и Мухаммедвали Ахмадуллиных на 1904 год [73, с.236-237], а также настенного календаря Х.Максуди на 1899 год [69, с. 145-146].

В них Н.Ф.Катанов не только рассказывает о содержании указанных календарей, останавливается на тираже изданий, в некоторых случаях указывает их источники, но и делает краткие выводы о значении и назначении того или иного материала. Надо отметить, что в случаях отсутствия в библиотеках Казани некоторых календарей мы обращались именно к этим библиографическим сведениям.

После Октябрьской революции 1917 года, в русле исследований литературной деятельности татарских писателей, поэтов и драматургов, начинает уделяться внимание и календарной деятельности просветителей. В ряде публикаций были затронуты некоторые аспекты календарной деятельности К.Насыри.

Дж.Валиди изучил особое литературное явление, имеющее переводно-календарный характер. В статье «Переводно-календарная литература» он выделил общие особенности, присущие представителям этого нового явления: все они среднее мусульманское образование получили в Казани; были знакомы с турецкой литературой; хорошо знали русский язык, хотя и не учились в специальных учебных заведениях. Вместе с тем ученый считает, что составители и издатели календарей К.Насыри, Ф.Халиди, Ш.Рахматуллин не стремились к свободомыслию [22].

В частности, К.Насыри он характеризует более как переводчика и переписчика, нежели писателя. Хотя в то же время пишет: «.Насыров своими сочинениями заложил основы новой татарской литературы и возбудил интерес к светскому знанию. Ему принадлежит и честь составления первого на татарском языке календаря. И потому некоторые не без основания называли его татарским Ломоносовым» [22, с.42].

Г.Рахим при изучении литературной деятельности К.Насыри заострил внимание на его желании издавать газету на татарском языке. В статье «К.Насыйриныц тэржемэи хэле» («Биография К.Насыри») автор обоснованно выделяет календари из общего потока его произведений и останавливается на наиболее характерных материалах календарей [122, 6.62-63].

Е.И.Чернышев в статье «К истории татарской периодической печати в России. Проект журнала «Файда» («Польза»)» отметил, что в XIX веке у татар не выходил ни одно подобие журнала, кроме календарей, но и они «конечно, не могли заполнить той пустоты, которая ощущалась всей либеральной и радикальной частью татарской буржуазии, вышедшей на борьбу и с татарским консерватизмом, и с русским самодержавием» [159, с.2].

М.Х.Гайнуллин подробно изучил творчество К.Насыри [33; 34; 35; 36; 37; 38] и в своих исследованиях отметил календарную деятельность К.Насыри. Ученый назвал календари К.Насыри изданиями полужурнального характера. Он также отметил календарную деятельность автора настенных календарей Ф.Халиди [39, 6.548-549].

М.Гали в статье «Календарьлар» («Календари») придерживается мнения, что при отсутствии у татар газет и журналов календари К.Насыри занимали их пустующее место. Для нас имеет значение и тот факт, что М.Гали, кроме материалов другого содержания, отмечает в них наличие литературной критики и рецензий на новые книги. Например, в календаре на 1885 год, пишет он, К.Насыри поместил критическую статью под названием «Эттефтиш вбттехакем» («Расследование и рассуждение»), направленную против статьи Ш.Марджани, который, в свою очередь, очень критично отнесся к книге Х.Муслими «Тэварихе Болгария» («История Булгарии»). К.Насыри, подробно проанализировав статью Ш.Марджани, подвергает резкой критике самого Ш.Марджани. А в другой рецензии, помещенной в календаре на 1883 год, К.Насыри отрицательно отзывается о плохом качестве бумаги, на которой печатались книги [40, 6.163-166].

В 80-е годы XX века начинается более детальное изучение творчества издателей календарной литературы второй половины XIX - начала XX веков.

Некоторые сведения по истории первых татарских печатных календарей содержит один из разделов книги В.Беркутова «Бизменнерде - вакыт» («Тайны измерений и мер»). Автор перечисляет составителей этих календарей и указывает годы их изданий [12].

Определенный вклад в исследование татарских календарей внес А.Г.Каримуллин: им проведена работа по определению первого печатного календаря на татарском языке: это был календарь, изданный в 1841 году Р.Амирхановым в Казани [80; 83; 85]. Автор также затрагивает вопросы тематического содержания и функциональной направленности календарей К.Насыри. Ученый считает, что по тематике и форме подачи материалов календари К.Насыри соответствуют программе газеты «Тац йолдызы» («Утренняя звезда»), которую он жхотел издавать, но так и не смог получить разрешение. Таким образом, А.Г.Каримуллин доказывает, что эти календари в то время в определенной степени исполняли роль газеты для татар. Итак, «.первые шаги татарской журналистики начинаются календарями К.Насыри», - заключает ученый свое исследование [82].

Д.К.Хайруллина в тезисах доклада «Каюм Насыйри Ьам татар телендэге беренче басма календарьлар» («Каюм Насыри и первые печатные календари на татарском языке») делает краткий экскурс в прошлое календарей, останавливаясь на том мнении, что история татарской периодической печати начинается именно с календарей К.Насыри. Д.Хайруллина пишет о календарях К.Насыри: «История татарской периодической печати начинается именно с этих календарей. Читая эти календари, татарский народ знакомился со своей страной, городами, осваивал научно-общественные стороны жизни и получал краткую информацию о своей литературе, фольклоре, истории». Автор также называет фамилии других издателей календарей на татарском языке. [155, 6.6365].

Х.Х.Хасанов в статье «Формирование татарской буржуазной нации» затрагивает вопрос об участии и роли календарной деятельности К.Насыри в повышении культуры татарского населения. Он придерживается мнения, что К.Насыри заложил основы татарской периодической печати. Х.Х.Хасанов отмечает: «Он (Каюм Насыри - Р.З.) начал выпускать календари журнального типа, в которых помещались весьма полезные сведения по самым разнообразным отраслям науки» [151, с. 138].

М.Магдеев в образной форме отметил, что «не один татарин выучился грамоте специально для того, чтобы читать его календари с народными преданиями, приметами весны, лета, с расписанием поездов и пароходов, с указанием стоимости пуда шерсти или говяжьего сала в Мензелинске, Арске, Елабуге, Бугульме» [86, с.82]. М.Магдеев указывает практическое значение календарей: «Он [календарь] стал семейным чтением - здесь, кроме чисто календарного материала», было много научных, агрономических и прочих сведений для крестьян, кустарей, шакирдов. Многое открыли для себя читатели календарей Каюм-бабая. Увидели они, например, собственноручно выполненные издателем карты мира, европейской части России и Казанской губернии». Подчеркивая значимость календарей К.Насыри для нашего народа, М.Магдеев подчеркивает, что «календари эти заслуживают специального исследования» [86, с.85].

В исследованиях Ф.Урманчеева рассматриваются произведения устного народного творчества, представленные в них, а именно - два бейта [141].

Краткие наблюдения, относящиеся к становлению татарской периодической печати, сделал в статье «Беренче карлыгачлар» («Первые ласточки») Ф.И.Агзамов. Он отмечает: «Будет уместно считать календари К.Насыри первенцем татарской -v периодической, печати, а его самого — зачинателем татарской периодической печати. Другие народы так и делают. Изучающий историю эстонской журналистики ученый Ю.М.Пээгель считает календари первенцами и спутниками эстонской журналистики. По его мнению, календари в течение многих лет издавались одними и теми же составителями и представляли собой серию, похожую на журнал, г их содержание было созвучно с материалами ранних газет и журналов; они исполняли задачи газет - просвещали и информировали» [169, 6.6].

Г.Габдельганеева в статье «Типографская деятельность Казанского университета по печатанию востоковедческих книг», анализируя деятельность Казанского университета по опубликованию тюркских и восточных произведений, указала, что календари К.Насыри заложили основы татарской справочно-библиографической литературы и способствовали развитию татарской научно-популярной литературы [30].

Р.Нуруллина, хотя и не ставит перед собой задачу изучения календарного творчества Х.Максуди, замечает, что он является автором первого татарского настенного календаря [110].

В монографии «Татарча вакытлы матбугат тарихыннан (1905-07 елларда демократии газеталар)» («Из истории татарской печати (демократические газеты 1905-07гг.)» Р.Нуруллина отмечает решающую роль татарских календарей К.Насыри, которую они сыграли в развитии публицистического мышления до того, как возникла татарская периодическая печать. Ученая эти календари называет изданиями журнального типа. Она выдвигает предположение, что эти календари, по сути дела, являлись площадкой, в которой началось формирование татарских газетно-журнальных жанров. Р.Нуруллина также называет К.Насыри первым татарским журналистом [111].

З.Г.Мухаметшин при изучении творческого наследия Ф.Халиди остановился и на его календарях. Отмечая его первенство в составлении настенных календарей, он подчеркнул, что эти издания придерживались в основном литературного направления [102, 6.47-71].

Между тем, эти работы освещают лишь отдельные моменты огромного календарного наследия.

Вследствие того, что календарная деятельность татарских просветителей второй половины XIX - начала XX веков до сих пор не ставилась в центр научных исследований, основная цель диссертационного исследования заключается в раскрытии влияния процесса становления и развития татарских календарей на формирование татарской журналистики, на распространение научных знаний и на популяризацию фольклорных произведений. Цель достигается:

- через определение роли календарей как одного из факторов подъема культурного уровня общества; выявлением основных направлений распространения авторами календарей научных и просветительских идей;

- изучением тематического содержания и жанрового многообразия календарей.

Источниками нашего исследования являются татарские печатные настольные календари Р.Амирханова на 1841 год, К.Насыри на 1871-1875, 1877,

1879-1885, 1888-1894, 1896 годы, Ш.Рахматуллина на 1891-1897, 1899-1901 годы, Ш.Шагидуллина («Заман») на 1903, 1908-1909, 1912-1913, 1915-1916 годы, М.Кадермати («Машварат») на 1914-1917 годы, К.Баширова («Шарык») на 1915-1916 годы, 25-летний календарь Ф.Халиди, а также настенные календари Ф.Халиди на 1903, 1911-1912, 1914 годы, Х.Максуди на 1898, 1899 годы, издательств братьев Каримовых на 1910, 1911 годы, «Сабах» на 19101911 годы, «Миллят» на 1912-1914 годы, «Каримов, Хусаинов и К» на 1912 год, С.И.Строганова на 1908-1910 годы, Ф.С.Аль-Сатмыша на 1902 год, издание медресе «Мухаммадия» на 1903 год, литотипографии И.Н.Харитонова на 1905 год, а также настольные календари на 1867, 1882, 1884, 1886, 1887, 1888/89, 1894, 1902, 1903 годы без конкретно указанных авторов или составителей. Мы постарались охватить большинство календарей, вышедших в данный период. Но, к сожалению, не все издания календарей дошли до наших дней. Поэтому мы опираемся также на некоторые публикации Н.Ф.Катанова в журнале «Деятель».

Произведения устного народного творчества, такие как приметы, пословицы, предания, притчи и анекдоты, а также стихотворения в настоящей работе представлены в авторском переводе с татарского на русский язык.

Хронологические рамки исследования охватывает период с 1841 по 1917 годы - с выхода первого печатного календаря на татарском языке до Октябрьской революции, вследствие которой исследованные календари прекратили свое существование.

Предметом исследования явились материалы, опубликованные в татарских календарях второй половины XIX — начала XX вв.

Тема диссертационной работы требует комплексного подхода, поэтому исследование велось на стыке истории литературы и журналистики. Комплексный подход определил и методику исследования, в основу которой положен принцип целостности и историзма: содержание материалов, представленных в календарях, определяется контекстом литературной и общественной жизни эпохи.

Исследование велось на основе таких эмпирических и теоретических методов, как наблюдение, сравнение, анализ-синтез, аналогия.

Научная новизна диссертации состоит в системном исследовании татарских настенных и настольных календарей второй половины XIX - начала XX веков. В ней проанализированы их тематическое и жанровое содержание, отслежено своеобразие становления татарской публицистики в календарных изданиях. Намечены основные направления распространения календарями научных и просветительских идей.

Научно-практическая значимость работы. Наблюдения и выводы диссертации могут быть использованы в лекционном вузовском курсе по истории татарской журналистики, на практических занятиях и семинарах в преподавании татарской литературы в средних учебных заведениях. Материалы диссертации могут быть использованы при написании трудов и составлении учебно-методических разработок по истории татарской журналистики.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации получили отражение в докладах на итоговых научных конференциях студентов и аспирантов Казанского государственного университета (2000, 2001, 2002), используются в учебном процессе в преподавании курса истории татарской журналистики. По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Поставленные задачи определили и логическую структуру работы, особенностью которой является сочетание в каждой главе теоретического и конкретно-исторического аспектов исследования выдвинутой проблемы. Диссертация состоит из Введения, трех Глав, Заключения, Списка использованных источников и научной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Зайни, Резеда Локмановна

Заключение

Ввиду того, что деятельность татарских просветителей второй половины XIX - начала XX веков по изданию календарей до сих пор не ставилась в центр научных исследований, в данной работе была поставлена цель системно проанализировать содержание календарей, составленных и опубликованных в данный период, исследовать их типологические особенности, тематическую направленность, а также практическую пользу для читателя. Календарное наследие составляет целую эпоху в истории татарской литературы и журналистики.

1. Комплексный анализ тематического и жанрового аспектов татарских календарей второй половины XIX - начала XX веков позволил определить специфику этого явления в истории татарской публицистики и литературы. Татарские календари следует отнести к виду издания, отличающегося от других его видов периодичностью, а также характером содержащейся информации. Если газеты публикуют официальные и оперативные материалы, а журналы более склоняются к глубокому анализу общественных явлений, то в календарях органично переплетаются научно-популярная, художественная, фольклорная литература, а также публицистика, которые в большинстве случаев носят справочно-библиографический характер. Но, несмотря на это различие, в первое время, когда не существовали газеты и журналы на татарском языке, календари удачно сыграли роль первых средств массовой информации.

2. Первые татарские печатные календари еще не отличались оригинальностью содержания. Они включали в себя, кроме календарных материалов, лишь информацию о проводимых в России ярмарках. Надо отметить, что вышедшие в 1841, 1851, 1853, 1854, 1855, 1861, 1867 и 1868 годах первые татарские печатные настольные календари еще не могут считаться первенцами периодической печати, так как они не обладали ее основной характеристикой - периодичностью. В 1871 году появился календарь К.Насыри, который выходил ежегодно в течение четверти века. Хотя он и не первый человек среди татар, взявшийся за издание календарей, но он первый, кто придал своим календарям основную черту, • характерную для газет и журналов - периодичность. В конце XIX века стали появляться первые отрывные (настенные) календари. Их авторами являются Ф.Халиди и Х.Максуди. Если самые первые их календари содержали лишь традиционные календарные материалы, то в последующих изданиях составители стали помещать полезные советы и произведения малых литературных жанров. Первые настенные календари Х.Максуди и Ф.Халиди служили некоторым образцом для их последователей.

3. Начало XX века было обусловлено появлением принципиально новых настольных календарей на татарском языке. Новшество календарей «Заман» Ш.Шагидуллина, «Машварат» М.Кадермати, «Шарык» К.Баширова, издававшихся в начала XX века, выражается в формате изданий и в наличии в них рекламных объявлений, иллюстраций и фотографий. Эти календари становятся научно-популярными, информационно-справочными, а также развлекательными иллюстрированными изданиями для массовой аудитории. В это же время календари становятся традиционным изданием издательских домов, а их составление — неотъемлемой частью книгоиздательского дела. Календари занимали достойное место среди изданий национальных издательств братьев Каримовых, «Сабах», «Миллят». Важен и тот факт, что издательства выпускали по 2 или 3 вида календарей.

4. Татарские печатные календари, появившись в последнем десятилетии первой половины XIX века, развивались во второй половине XIX - начала XX веков. Главным типом системы календарей на татарском языке вначале был настольный календарь, модель которого складывается из материалов о правилах пользования почтой, телеграфом, железной дорогой, о новых законах России и правилах торговли. Это были универсальные по своему содержанию календари. Татарская календарная деятельность развивалась очень интенсивно. В начале XX века резко возросло количество изданий, появились новые типы. Вскоре стали печататься настенные типы этих изданий, а далее выделились специализированные календари. К разряду универсальных календарей относятся настольные календари К.Насыри и Ш.Рахматуллина, настенный календарь братьев Каримовых, а к разряду специализированных - календари t

Шарык» К.Баширова, «Заман» Ш.Шагидуллина, С.Строганова. Характер материалов, помещенных в календарях «Шарык» К.Баширова, «Заман» Ш.Шагидуллина, а именно сведения о денежных средствах, мерах измерения, средствах передвижения по стране, показывают, что они были рассчитаны на специальную аудиторию торговцев и предпринимателей. А анализ материалов календарей С.И.Строганова доказывает, что он имел специализированное медицинское тематическое направление.

По целевому назначению татарские календари делятся на научно-популярные (например, календари К.Насыри), справочные (календари Ш.Рахматуллина), популярно-практические (календари Ф.Халиди, Х.Максуди, С.Аль-Сатмыша, братьев Каримовых, «Сабах», «Миллят»), рекламные (календари С.И.Строганова).

5. В последние десятилетия XIX - начале XX веков календарная периодика стала одним из важнейших каналов формирования общественного сознания, что было связано с процессами, происходившими в России. Календари первого десятилетия XX века чутко реагировали на новые явления в общественной жизни татарского народа, а также на события, происходящие в России и мире. Они призывали своих читателей получить достойное образование и воспитание, хотели довести до них необходимость изменения общественного устройства, учили открыто смотреть на новые явления и стать активными их участниками. Новые идеи, вдохновляющие татарских просветителей, передавались народу вначале через литературные произведения и календари, только затем - через газеты и журналы.

6. Хотя печатная реклама была ещё новым явлением в конце XIX века, татарские коммерсанты очень быстро поняли её необходимость и эффективность. Можно с уверенностью отметить, что до появления газет и журналов на татарском языке татарская реклам? нашла себе место в календарях.

7. При всем разнообразии тематического направления главной задачей печатных календарей было распространение знаний среди читателей, что выражалось в подборе и размещении ь календарях материалов определенного содержания. На страницах календарей давались публикации по истории России и Казанской губернии, экономической географии и страноведению, астрономии, медицине, химии и технологии, агрономии и ветеринарии. Составители календарей знакомили читателей с научным познанием мира, они наблюдали, классифицировали,- давали описания, . передавали результаты экспериментальных исследований, приводили теоретические объяснения, а также учили применять эти знания в повседневной жизни.

8. Одна из задач выпуска календарей заключалась также в популяризации литературных и фольклорных произведений.

9. Татарская печать прошла путь, сходный с развитием русской прессы или печати других стран Европы и Америки. Но развитие татарской прессы происходило в иных условиях, чем у других народов. Своеобразие татарской периодики состоит в том, что в' XIX веке ввиду отсутствия возможности издавать газеты и журналы на татарском языке, просветители избрали иной путь и взялись за издание настольных, а затем и настенных календарей. Именно с календарей и начинается татарская периодическая печать. Среди материалов календарей на татарском языке второй половины XIX - начала XX веков выделяются такие публицисти^ескиТ-е жанры, как заметка, некролог, корреспонденция, статья, а также фотозаметки и зачатки фоторепортажа, что дает почву утверждать: в конце XIX - начале XX веков возникла календарная журналистика на татарском языке. Составители этих календарей внесли свой вклад в развитие публицистических жанров на татарском языке. Надо выделить и тот ' факт, что даже после появления национал: шх газет и журналов календари не переставали играть роль периодической печати.

-ч.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Зайни, Резеда Локмановна, 2004 год

1. Абдуллин Я.Г.' Место Каюма Насыри в истории татарскойобщественной мысли / Я.Г.Абдуллин // Выдающийся*просветитель-демократ / Ред. Э.^.Вагапов. Ред. кол. А.Н.Кононов, М.К.Мухарямов, М.Х.Гайнуллин и др. Казань, 1976. —С. 47-59.

2. Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий (на примере специальных журналов) / А.И.Акопов. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 1985. - 96 с.

3. Алексеев А. Из истории русских календарей / А.Алексеев // Альманах библиофила. Выпуск 16. М.: Книга, 1984. - С. 124146.I

4. Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать в годыпервой русской революции (1905-1907 гг.) / Р.У.Амирханов. -Дис. канд. исторических наук: Казань, 1978. - 193 с.

5. Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать (1905-1907 гг.) / Р.У.Амирханов. -М.: Наука, 1988. 191 с.

6. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток Запад» (на примере развития русской культуры) / Р.У.Амирханов. - Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. - 240 с.

7. Анекдот // Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века. М.: Аграф, 2001. - С.32-34.

8. Бекасов Д.Г. Корреспонденция, статья жанры публицистики. Учеб.-мет. Пособие / Д.Г.Бекасов. - М.: Изд-во Московского унта, 1972.-76 с.

9. Ю.Беляков Ю.Г. Русский народный месяцеслов / Ю.Г.Беляков. -Ярославль: Верхне-Волжское книжное изд-во, 1990. 64 с.

10. Бережной А.Ф. Царская цензура и борьба большевиков за свободу печати (1895-1914) / А.Ф.Бережной. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967.-288 с.

11. Беркутов В.М. Бизменнэрдэ вакыт (Тайны измерений и мер) / В.М.Беркутов. Казан: Тат. кит. нэшр., 1992. - 80 б.

12. Берлин Я.А. История книги. Культурно-исторический очерк / Я.А.Берлин. С-Пб., Изд-во Поповой О.Н., 1906. - 100 с.

13. Бетгер Е.К. Из истории книжного дела в Узбекистане / Е.К.Бетгер // Известия АНУзССР. 1951. - №2. - С.75-78.

14. Боголюбов К.М. Советские журналы / К.М.Боголюбов. М.: Госполитиздат, 1958. - 79с.

15. Болгар, Казан тешми теллэрдэн: Риваятьлэр Ьэм легендалар (Булгар, Казань на языках: Предания и легенды). - Казан, Мэгариф, 2001. - 109 6.

16. Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов / А.Г.Бочаров// Вестник Московского университета. 1973. - №3. - С. 25-36.

17. Бюхер К. Происхождение газеты / К.Бюхер // История печати: Антология: T.II / Сост. Я.Н.Засурский, Е.Л.Вартанова. М.: Аспект Пресс, 2001. - С. 8-27.

18. Башири 3. Замандашларым белен очрашулар. (Язучы истэлеклэре) (Встречи с современниками (Воспоминания писателя)) / З.Бэшири. Казан, Тат. кит. нешр., 1968. - 291 б.

19. Вагапов Г. Русско-татарская азбука. (2-е изд.) / Г.Вагапов. -Казань, 1856. 24 с.

20. Вагапов Г. Самоучитель для русских по-татарски и для татар по-русски / Г.Вагапов. Казань, универ. типография, 1864. - 96 с.

21. Валиди Дж. Переводно-календарная литература // Очерк истории образованности и литературы волжских татар (до революции 1917 г.). Выпуск 1 / Дж.Валиди. М.- Петроград, Государственное изд-во, 1923. -С. 41-43.

22. Володомонов Н.В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее / Н.В.Володомонов. М.: Наука, 1974. - 64 с.

23. Волчек Г. Иллюстрация в газете и журнале / Г.Волчек. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1956. 70 с.

24. Ворон Н.И. Жанры советской фотожурналистики: Учеб. пособие для вузов по спец. «Журналистика» / Н.И.Ворон. М.: Высшая школа, 1991. - 80 с.

25. Ворошилов В.В. Журналистика. Учебник. 3-е изд. / В.В.Ворошилов. С-Пб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001. - 447 с.

26. Ворошилов В.В. История журналистики России: конспект лекций / В.В.Ворошилов. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2000. -64 с.

27. Временные правила о повременных изданиях. Казань: Лито-типография И.Н.Харитонова, 1906. -59 с.

28. Габделкаюм Насыйри // Шура. 1912. - N21. - Б.641-645.

29. Газетные жанры. М.: Политиздат, 1971. - 184 с.

30. Газеты и журналы на татарском языке. (1905-1985) / Сост. Р.М.Нуруллина. Казань, 1989. - 94 с.

31. Гайнуллин М.Х. Видный татарский ученый и писатель / М.Х.Гайнуллин // Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри / Ред. Э.А.Вагапов. Ред. кол. А.Н.Кононов, М.К.Мухарямов, М.Х.Гайнуллин и др. Казань, 1976. - С.23-33 .

32. Гайнуллин М.Х. Каюм Насыйри: Тормыш Ьвм ижат юлы. Тууына 150 ел тулу уцае белен (Каюм Насыри: Жизненный и творческий путь. По случаю 150-летия со дня рождения) / М.Х.Гайнуллин. Казан: Тат. кит. нвшр., 1975. - 35 б.

33. Гайнуллин М.Х. Каюм Насыйри (Тормышы Ьвм ижат юлы) (Каюм Насыри (Жизнь и творчество)) / М.Х.Гайнуллин // Насыйри К. Сайланма всврлер (Избранные произведения). -Казан, 1953. Б.7-50.

34. Гайнуллин М.Х. Каюм Насыри и просветительское движение среди татар / М.Х.Гайнуллин. Казань: Таткнигоиздат, 1955. — 95 с.

35. Гайнуллин М.Х. Каюм Насыров в документах / М.Х.Гайнуллин // Каюм Насыри. Материалы научных сессий, посвященных 120-летию со дня рождения. Казань: Татгосиздат, 1948. - С.116-128.

36. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века / М.Х.Гайнуллин. Казань, Тат. кн. изд-во, 1983. - 352 с.

37. Гайнуллин М.Х. Татар одвбияты. XIX йез. Тулыландырылган икенче басма. Югары уку йортлары очен (Татарская литература. XIX век. Дополненное второе издание. Для высших учебных заведений) / М.Х.Гайнуллин. Казан, Таг. киг. нвшр., 1968.- 691 б.

38. Гали М. Календарьлар (Календари) / М.Гали // Каюм Насыйри. Сайланма эсэрлвр (Избранные произведения). Казан: Татгосиздат, 1945. - Б. 163-166.

39. Гарэпче-татарча-русча алынмалар сузлеге (Арабско-татарско-русский словарь заимствований). Казан: Тат. кит. нвшр., 1965. -854 6.

40. Гафуров В.З. Развитие полиграфии и печати в Татарии / В.З.Гафуров, З.З.Мифтахов. Казань: Изд-во КГУ, 1977. - 268 с.

41. Гаффарова Ф.Ю. ЭхмэдЬади Максуди (Ахматхади Максуди) / Ф.Ю.Гаффарова. Казан, 2002. - 52 б.

42. Гаффарова Ф.Ю. Ьади Максуди Ьэм «Йолдыз» газетасы (Ахматхади Максуди и газета «Йолдыз») / Ф.Ю.Гаффарова // ШэЬри Казан. 1993.-2 окт.

43. Гумеров Д.Т. Каюм Насыри передовой мыслитель татарского народа XIX века / Д.Т.Гумеров // Вопросы философии. - М.: Правда. - 1950. - №1. - С. 188-199.

44. Гучкова И.А. Календарь / И.А.Гучкова // Книга: Энциклопедия. -С.268.

45. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства / К.С.Давлетов. М.: Наука, 1966.-365 с.

46. Давлетшин К.Д. Из мудрости веков / К.Д.Давлетшин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1990. - 123 с.

47. Емельянов А.И. Обзор содержания татарско-мусульманской неповременной печати за 1913 год / А.И.Емельянов. Казань: Центральная типо1 рафия, 1914. - 29 с.

48. Жирков Г.В. Эпоха Петра Великого: основание русской журналистики / Г.В.Жирков. СПб.: Роза мира, 2003. - 206 с.

49. Законы о печати. Настольная справочная книга. М.: Тип-ия Т.Рис, 1873. - 204 с. 1- 69 с. (приложение).

50. Западов А.В. Тип издания как научная проблема и практическое понятие / А.В.Западов, Е.П.Соколова // Вестник Московского университета. 1976. - №2. - С.49-59.

51. Зэбиров Г.Г. Максуд баба Ьем Максудилар (Максуд-баба и Максудовы) / Г.Г.Зэбиров. Казан: Таг. киг. нэшр., 2000. -158 б.

52. Идельсон Н.И. История календаря / Н.И.Идельсон. Л.: Научное книгоизд-во, 1925. - 176 е.: ил.

53. Из татарской мусульманской печати. Казань: Типолитография Императорского ун-та, 1908. - 8 с.

54. Исламов Ф. Бездэ ачылган сэлэт (Талант, раскрытый у нас) / Ф.Исламов // ШэЬри Казан. 2003. - 4 гыйнв.

55. Исэнбэт И. Мэкальлэребез турында (О наших пословицах) // Татар халык мэкальлэре. 3 томда (Татарские народные пословицы. В трех томах) / Н.Исэнбэт. Казан: Тат. кит. нэшр., 1959.- 1 т.-5-258 б.

56. Ишаев И. Габделкаюм эфэнде Насыйри хакында хатирэлэр (Воспоминания о Габдулькаюме Насыри) / Н.Ишаев // Шура. -1912.-N22.-694 б.

57. Календарь в культуре народов мира: Сборник статей / Отв.ред. Н.Л.Жуковская, С.Я.Серов. Предисл. С.Я.Серова. М.: Наука, Изд. фирма «Восточная литература», 1993. - 272 е.; илл. + прил.

58. Календарь для всех на 1869 год. С-Пб.: Генкель, б.г. - 644 с.

59. Камал М. Габделкаюм эфэнде Насыйри хакында хикэялэр (Рассказы о Габдулькаюме Насыри) / М.Камал // Шура. 1912. -№23. - Б.719.

60. Каримуллин А.Г. Издательская деятельность Каюма Насыри и проект газеты «Тац йолдызы» / А.Г.Каримуллин // Выдающийся просветитель-демократ / Ред. Э.А.Вагапов. Ред. кол. А.Н.Кононов, М.К.Мухарямов, М.Х.Гайнуллин и др. Казань, 1976.-С. 175-183.

61. Каримуллин А.Г. Татарская книга начала XX в / А.Г.Каримуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1974. - 319 с.

62. Каримуллин А.Г. Татарская книга пореформенной России: Исследование / А.Г.Каримуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1983. - 320 с.

63. Каримуллин А.Г. У истоков татарской книги (от начала возникновения до 60-х г. XIX в.) / А.Г.Каримуллин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1971. - 224 с.

64. Каталог книг, отпечатанных в типографии императорского Казанского университета. С 1800 по 1886 год. Составитель -А.Соловьев, указатель и каталог восточного отдела Н.Ф.Катанов. Казань, 1896. - 435 с.

65. Катанов Н.Ф. Материалы к изучению казанско-татарского наречия. Ч. 1-2 / Н.Ф.Катанов. Казань: типолитография унив-та. -168+113 с.

66. Катанов Н.Ф. Восточная библиография / Н.Ф.Катанов // Деятель. 1899. - N2. - С.98.

67. Катанов Н.Ф. Восточная библиография / Н.Ф.Катанов // Деятель. 1899. -N3. - С.145-146.

68. Катанов Н.Ф. Восточная библиография / Н.Ф.Катанов // Деятель. 1899. - N10. - С.439-441.

69. Катанов Н.Ф. Казано-татарское предание об озере Кабан и о благочестивом старце Касим / Н.Ф.Катанов // Деятель. 1899. -N11. - С.475-476.

70. Катанов Н.Ф. Исторические песни казанских татар. Текст, транскрипция и перевод / Н.Ф.Катанов. Казань, 1899. - 36 с.

71. Катанов Н.Ф. Обзор казанско-татарских отрывных календарей за последние 3 года (1902-1904) / Н.Ф.Катанов // Деятель. 1904. -№6.-228-237 с.

72. Киселева Л.И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XV вв. Кодикологический и книговедческий аспекты / Л.И.Киселева. Ленинград: Наука (Ленинградское отделение), 1985.-304 с.

73. Книга: Энциклопедия / Гл. ред. В.М.Жарков; редкол.: И.Е.Баренбаум, А.А.Беловицкая, А.А.Говоров и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 800 е.: илл.

74. Корконосенко С.Г. Основы журналистики: Учебник для вузов / С.Г.Корконосенко. М.: Аспект Пресс, 2001. - 287 с.

75. Круглый год. Русский земледельческий календарь. Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф.Некрыловой. М.: Правда, 1991. - 496 с.

76. Кукляшев С. Татарская хрестоматия / С.Кукляшев. Казань, 1859.- 122 с.

77. Кэримуллин Э.Г. Без тарихта эзлебез. (Мы не пыль на ветру) / Э.Г.Кэримуллин. Казан: Милли китап, 2000. - 464 б.

78. Кэримуллин Э.Г. Беренче басма календарь (Первый печатный календарь) / Э.Г.Керимуллин // Социалисток Татарстан. 1981. — 30 гыйнв.

79. Кэримуллин Э.Г. Казан татар матбагачылыгы тарихыннан (Из истории казанского татарского книгопечатания) / Э.Г.Керимуллин // Казан утлары. 1968. - №7. - Б.134-146.

80. Кэримуллин Э.Г. Каюм Насыйри календарьлары (Календари Каюма Насыри) / Э.Г.Кэримуллин // Эйдэ халыкка хезмэткэ. (Куренекле татар публицистлары) (На службе народу (Известные татарские публицисты). Казан: Тат. кит. нэшр., 1985.- 11-26 б.

81. Кэримуллин Э.Г. Тарихка бер сэяхэт. Татар телендэ календарь чыгарыла башлауга 145 ел (Путешествие в прошлое. Началу издания первых татарских календарей - 145 лет) / Э.Г.Кэримуллин // Яшь ленинчы. - 1986. - 25 гыйнв.

82. Кэримуллин Э.Г. Татар басма китабына 270 ел (Татарской печатной книге - 270 лет) / Э.Г.Кэримуллин // Китапка хитаб. -Б.9-21.

83. Кэримуллин Э.Г. 90 тугел, э 120 ел (Не 90, а 120 лет) / Э.Г.Кэримуллин // Совет эдэбияты. 1961. - №3. - Б.154-155.

84. Магдеев М. Каюм бабай / М.Магдеев // Наука и религия. 1975. - N2. - С. 82-86.

85. Макаренко А.А. Сибирский народный календарь / Под ред. А.С.Ермолова; Страховая корпорация «Славия», Страховая компания «Славия-Ермак» / А.А.Макаренко. Новосибирск: Наука. Сиб. изд. фирма, 1993. - 164,(3)с.

86. Малов Е.А. Сведения о мишарях. Этнографический очерк / Е.А.Малов. Казань, 1885. - 79 с.

87. Махмутов Х.Ш. Место Каюма Насыри в истории татарской фольклористики / Х.Ш.Махмутов // Выдающийся просветитель-демократ / Ред. Э.А.Вагапов. Ред. кол. А.Н.Кононов, М.К.Мухарямов, М.Х.Гайнуллин и др. Казань, 1976. — С. 147154.

88. Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (1905-1914) / С.Я.Махонина. М.: Изд-во МГУ, 1991. - 205,(2) с.

89. Мироненко Н.С. Страноведение: Теория и методы. Учебное пособие для вузов / Н.С.Мироненко. М.: Аспект Пресс, 2001. -268 е.: ил.

90. Михайлова С.М. Казанский университет в духовной культуре народов Востока России. XIX век / С.М.Михайлова. Казань: Изд-во КГУ, 1991.-360 с.

91. Михайлова С.М. Каюм Насыри и востоковедение в Казанском университете / С.М.Михайлова // Выдающийся просветитель-демократ / Ред. Э.А.Вагапов. Ред. кол. А.Н.Кононов, М.К.Мухарямов, М.Х.Гайнуллин и др. Казань, 1976.—С.60-68.

92. Михайлова С.М. Традиции взаимовлияния культур народов Поволжья / С.М.Михайлова, О.Н.Коршунова. Казань: Фэн, 1997.- 112 с.

93. Мицнуллина Л.Ж^. Татар календарьлары тарихыннан: Татар календаре чыга башлауга 160 ел (Из истории татарских календарей: Началу издания татарского календаря 160 лет / ЛД.Мицнуллина // Казан утлары. - 2001. - №7. - Б. 166-170.

94. Морозов С. Фотоиллюстрации в газете. В помощь редакционным работникам / С.Морозов. М.: Госкиноиздат, 1939.- 135 с.

95. Москвина Л.П. Формирование и деятельность марийской национальной интеллегенции в конце XIX начале XX вв.: Дис. . канд. ист. наук / Л.П.Москвина. - Йошкар-Ола, 1988. - 286 с.

96. Мухамедзянов P.M. Специфика татарских фольклорных жанров: Учебное пособие / Р.М.Мухамедзянов. — Уфа: Башкирский университет, 1989. 84 с.

97. Мухарямов М.К. Каюм Насыри и его эпоха / М.К.Мухарямов // Выдающийся просветитель-демократ Каюм Насыри / Ред. Э.А.Вагапов. Ред. кол. А.Н.Кононов, М.К.Мухарямов, М.Х.Гайнуллин и др. Казань, 1976. - С. 12-22.

98. Мэхмугов X. Каюм Насыйри Ьэм татар фольклористикасы (Каюм Насыри и татарская фольклористика) / Х.Мэхмутов // Фольклор жанрларын анализлау (Анализ фольклорных жанров). Казан: КДУ нэшр., 1986. - Б.14-22.

99. Мэжитов Ж^.М. Мэкальлэр (Пословицы) / Ж^.М.Мэжитов // Фольклор жанрларын система итеп тикшеру (Анализ фольклорных жанров как системы). Казан: КДУ нэшр., 1987. -Б.70-142.

100. Мехэммэтшин З.Г. Фатих Халидинец ижат мирасы (Творческое наследие Ф.Халиди) / З.Г. Мехэммэтшин. Казан: Тац- Заря, 2001.- 160 6.

101. Насыйри К. Кырык бакча (Сорок садов) / К.Насыйри. Казан, 1880.-58 б.

102. Насыйри К. Сайлаима эсэрлэр (Избранные произведения) / К.Насыйри. Казан: Татгосиздат, 1953. - 418 б.

103. Насыйри К. ФэвакиЬ бль-желэсэ филь-бдэбият (Плоды бесед о литературе) / К.Насыйри. Казан, 1884. - 615 б.

104. Насыров К. Образцы народной литературы казанских татар / К.Насыров. Казань, 1896. - 54 с.

105. Немировский E.J1. Иоганн Гутенберг / Е.Л.Немировский. -М.: Наука, 1989.-320 с.

106. Нессельштраус Ц.Г. Немецкая первопечатная книга: Декорировка и иллюстрации / Ц.Г.Нессельштраус. С-Пб.: Аксиома, РХГИ, 2000. - 272 с.

107. Никольский В.К. Из истории газеты. Очерк / В.К.Никольский. Казань, 1901. - 36 с.

108. Нуруллина P.M. Беренчелэрнец берсе. (Ьади Максудиныц тууына 125 ел тулу уцае белен) (Первый из первых. По случаю 125-летия со дня рождения Хади Максуди) / Р.М.Нуруллина. -Ватаным Татарстан. 1993. - 1 окт.

109. Нуруллина P.M. Татарча вакытлы матбугат тарихыннан (1905-07 елларда демократик газеталар) (Из истории татарской периодической печати (демократические газеты 1905-07гг.) / Р.М.Нуруллина. Казан, 2002. - 71 б.

110. Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней: Учебник / А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева и др. -М.: Проспект, 1999. 544 с.

111. Панкратов Ф.Г. Рекламная деятельность: Учебник для студ. высш. и ср. спец. уч. зав-ий / Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина, В.Г.Шахурин. М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетин», 1998. - 244 с.

112. Петров К.К. Возникновение чувашской журналистики / К.К.Петров. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1983. - 72 с.

113. Петрухин А.И. Мировоззрение и фольклор / А.И.Петрухин. — Чебоксары: Чувашское кн. ид-во, 1971. 224 с.

114. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие / Е.П.Прохоров. М.: Изд-во РИП-Холдинг, 2002.-322с.

115. Прутцков Г.В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Учебное пособие по курсу «История рарубежной журналистики. Введение в мировую журналистику» / Г.В.Прутцков. М.: Омега-Jl, ИМПЭ им. А.С.Грибоедова, 2003.- Т.1.-416 с.

116. Пятьсот лет после Гутенберга. 1468-1968. Статьи. Исследования. Материалы / Под ред. Е.С.Лихтенштейна,

117. A.А.Сидорова. М.: Наука, 1968. - 416 с.

118. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил / В.В.Радаев. -М.: ГУ-ВШЭ: ИНФРА-М, 2001. 203 с.

119. Русская печать и цензура в прошлом и настоящем. Статьи

120. B.Розенберга и В.Якушкина. М.: Изд-во М. И С. Собашниковых, 190^. - 250 с.

121. Рами И.Г. Эдэби сузлек (элеккеге чор татар едэбияты Ьэм меданияте буенча кыскача белешмалек) (Литературный словарь (краткий справочник по татарской литературе и культуре прошлых времен)) / И.Г.Рэми, Р.Н.Даутов. Казан: Тат. кит. нэшр., 2001.-399 б.

122. Фольклор жанрын система итеп тикшеру (Анализ фольклорных жанров как системы). Б. 155-161.

123. Саламон JI. Всеобщая история прессы / Л.Саламон. С-Пб.: Книгоиздательское товарищество «Улей», 1909. - 176 с.

124. Салихов P.P. Общественно-реформаторская деятельность татарской буржуазии Казани (вторая половина XIX начало XX вв): Дис. . кандидата исторических наук / Р.Р.Салихов. -Казань, 1997.- 192 с.

125. Салихов P.P. Республика Татарстан: Памятники истории и культуры татарского народа (конец XVIII начала XX веков) / Р.Р.Салихов, Р.Р.Хайрутдинов. - Казан: Фест, 1994. - 280 с.

126. Свердлова Л.М. Купечество Казани: дела и люди / Л.М.Свердлова. Казань: Матбугат йорты, 1998. - 168 е.: ил.

127. Система средств массовой информации России: Учеб. Пособие дял вузов / Я.Н.Засурский, М.И.Алексеева, Л.Д.Болотова и др.; Под. ред. Я.Н.Засурского, М.: Аспект Пресс, 2003.-259 с.

128. Смирнов В.Д. Мусульманские печатные издания в России / В.Д.Смирнов // Записки Восточного отделения Императорского русского археологического общества. 1888. - Т. III. - С.97-114, 395-398.

129. Стрельцов Б.В. Основы публицистики. Жанры: Учеб.пособие / Б.В.Стрельцов. Минск: Университетское, 1990. - 240 с.

130. Татарско-русский словарь Н.Остроумова. Казань: Православное миссионерское общество, 1892. - 246 с.

131. Татар теленнэн русчага Ьэм рус теленнэн татарчага тэржемэ легать яки словарь Татарско-русский и русско-татарский словарь) / Ш.Рэхмэтуллин. Казан, 1893. - 72 б.

132. Татар эдэбияты тарихы. Алты' томда (История татарской литературы. В шести томах). Казан: Тат. кит. нэшр., 1985. - 21. Ф том. 576 б.

133. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход / А.А.Тертычный. М.: Гендальф, 1998.-256 с.

134. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие / А.А.Тертычный. М.: Аспект Пресс, 2000. - 312 с.

135. Толмачев А. Календарь / А.Толмачев // БСЭ. — М., 1973. -Т.П.- С. 200.

136. Тен тэгъбире (Сонник) / Ш.Рэхмэтуллин. Казан, 1901.-556.

137. Урманче Ф.И. Татар халык ижаты (Татарское устное народное творчество) / Ф.И.Урманче. Казан: Мэгариф, 2002. — 335 б.

138. Ученова В.В. Беседы о журналистике. 2-е изд., испр. и доп. / В.В.Ученова. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 205 е., ил. -(Эврика).

139. Ученова В.В. От вековых корней / В.В.Ученова. М.: Советская Россия, 1985. - 176 с.

140. Фахрутдинов Р.Г. Вклад Каюма Насыри в исследование истории и археологии казанских татар / Р.Г.Фахрутдинов // Выдающийся просветитель-демократ / Ред. Э.А.Вагапов. Ред. кол. А.Н.Кононов, М.К.Мухарямов, М.Х.Гайнуллин и др. — Казань, 1976. —С. 155-162.

141. Фахрутдинов P.P. Татарское либерально-демократическое движение в конце XIX начале XX вв.: идеология и политическая программа: Дис. . канд. ист. наук / Р.Р.Фахрутдинов. - Казань, 1996. - 214 с.

142. Фукс К.Ф. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях / К.Ф.Фукс. Казань, 1844; Краткая история города Казани. — Казань, 1905. Репринтное воспроизведение с приложением Предисловия Н.Ф.Катанова к изданию 1914 г.-Казань, 1991.-210 с.

143. Фэйзуллин С. Насыйри hoM аньщ есэрлере (Насыри и его произведения) / С.Фэйзуллин // Совет эдэбияты. 1945. - №3-4. - Б.80-82.

144. Хаков В. Терки теллер буенча куренекле галим, тарихчы Ьэм этнограф Н.Ф.Катанов (Выдающийся ученый по тюркским языкам, историк и этнограф Н.Ф.Катанов) / В.Хаков // Фэнни Татарстан. 2002. - №2. - 52-57 б.

145. Хасанов X.X. Влияние первой российской революции на развитие татарской культуры / Х.Х.Хасанов // Развитие культуры Татарии в дооктябрьский период. Казнь, 1988. - Б.99-116.

146. Хатипов Ф. Мэзвк жанры турында (О жанре анекдотов) / Ф.Хатипов // Эпик жанрлар (Эпическно жанры). Казан: Тат. кит. нэшр., 1962. - Б. 19-47.

147. Хренов JI.C. Время и календарь / Л.С.Хренов, И.Я.Голуб. -М.: Наука, 1989.- 128 с.

148. Хэбибуллик М.М. " Илчегв улем юк: Роман (Посол неприкосновенен: Роман) / М.М.Хэбибуллин. Казан: Тат. кит. нэшр., 1990.- 384 6.

149. Хэйруллина Д.-1С. Каюм Насыйри Ьем татар телендэ беренче басма календарьлар (Каюм Насыри и первые печатные календари на татарском языке) / Д.К.Хэйруллина // Тезисы докладов III научной конференции молодых ученых. Казань, 1974.-Б. 63-65.

150. Черепахов М.С. Заметка и корреспонденция / М.С.Черепахов. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1954. 58 с.

151. Черепахов М.С. Возникновение периодической печати в России / М.С.Черепахов. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1955. -33 с.

152. Чернышев Е.И. Восточная печать в эпоху реакции XX века / Е.И.Чернышев. Казань: Гажур, 1925. - 105 -130 с.

153. Чернышев Е.И. К истории татарской периодической печати в России. Проект журнала «Файда» («Польза») / Е.И.Чернышев. -Казань: Татполиграф, 1930. 128 с.

154. Шикун А.Ф. Методология, методы и психология научного исследования: Учебное пособие / А.Ф.Шикун, Х.И.Лейбович. -Тверь, 1995.-39 с.

155. Шур Я. И. Рассказы о календаре / Я.И.Шур. М.: Госполитиздат, 1962. - 216 с.

156. Язбердыев А. Из истории библиографирования национальной печати народов Среденей Азии второй половины XIX и первой четверти XX веков / А.Язбердыев. Ашхабад: Ылым, 1974. — 218 с.

157. Якимович Ю.К. Мир печати. Популярный иллюстрированный словарь-справочник / Ю.К.Якимович; Науч. ред. В.П.Смирнова. -М.: Дограф, 2001. -295 с.

158. Якимов О.Д. Очерки истории печати Якутии (От формирования предпосылок для возникновения печати до февраля 1917 года) / О.Д.Якимов. Выпуск первый. М.: Гендальф, 1998. - 168с.

159. Ярми X. Макаль Ьам айтемнар турында (О пословицах и поговорках) / Х.Ярми // Татар халык макальларе Ьам айтемнаре. Казан: Тат. кит. нашр., 1960. - Б.3-11.

160. Ярми X. Хужа Насретдин мэзэклэре (Анекдоты Ходжа Насрутдина) / Х.Ярми // Хужа Насретдин мазакларе. Казан: Тат. кит. нашр., 1962. - Б.3-9.

161. Яхин А.Г. Система татарского фольклора. Монография / А.Г.Яхин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1984. - 200 с.

162. Яхин Т. Дэфге-эль-нэсэл минассаби вэ сабият, ягъни яшь ир балалардан вэ яшь кыз балалардан ялкаулыкны жибэрэ торган хикэялэр (Рассказы о том, как победить в мальчиках и девочках лень) / Т.Яхин. Казан, 1900. - 204 б.

163. Эгъзамов Ф.И. Беренче карлыгачлар (Первые ласточки) / Ф.И.Эгъзамов // Эйдэ халыкка хезмэткэ. (Куренекле татар публицистлары) (На службе народу (Известные татарские публицисты). Казан: Тат. кит. нэшр., 1985. - 3-10 б. - Б.3-10.

164. Эхмэтжанов М. Татар кулъязма китабы (Татарская рукописная книга) / М.Эхмэтжднов. Казан: Тат. кит. нэшр., 2000. - 269 б.: табл.

165. Ж|амалетдик И.Л. Календарьларыбыз сыйфатлы булсын! (Пусть наши календари будут качественными!) / ИЛ.ЙСамалетдин // Идел. 1999. - №10. - Б.40-41.

166. Жэгърэфия гомумия (Общая география) / Ш.Рэхмэтуллин. -Казан, 1905. 102 б.1. Источники

167. Настольный календарь Р.Амирханова на 1841 год. — Казань. К.Н. Настольные календари Каюма Насыри на 1871-1875, 1877, 1879-1885, 1888-1894, 1896 годы.-Казань.

168. Ш.Р. Настольные календари Шигабутдина Рахматуллина на 18911897, 1899-1901 годы. - Казань.

169. Настольные календари Шарафутдина Шагидуллина «Заман» на 1903, 1908-1909, 1912-1913, 1915-1916 годы. - Оренбург, Казань.

170. М. Настольные календари Мингазутдина Кадермати «Машварат» на 1914-1917 годы. - Казань.

171. Ш. Настольные календари Камиля Баширова «Шарык» на 1915 год.- Казань.

172. Ф.Х., 1899. 25-летний настольный календарь Ф.Халиди. - Казань. Ф.Х. - Настенные календари Фатиха Халиди на 1903, 1911-1912, 1914 годы. - Казань.

173. Х.М. Настенные календари Хади Максуди на 1898, 1899 годы.1. Казань.

174. Б.К. Настенные календари издательств братьев Каримовых на 19101911 годы. - Казань.

175. С. Настенные календари издательского дома «Сабах» на 1910-1911 годы. - Казань.

176. М-т Настенные календари издательского дома «Миллят» на 19121914 годы. - Казань.

177. К., X. и К. Настенные календари издательского дома «Каримов, Хусаинов и К» на 1912 год. - Оренбург.

178. С.И.Строганов Настенные календари С.И.Строганова на 1908-1910 годы. - Москва.

179. Ф.С.Аль-Сатмыш Настенный календарь Ф.С.Аль-Сатмыш на 1902 год. - Казань.

180. М-ия Календарь медресе «Мухаммадия» на 1903 год. - Казань.

181. И.Н.Харитонов Календарь на 1905 год, отпечатанный в литотипографии И.Н.Харитонова.

182. Настольные календари на 1867, 1882, 1884, 1886, 1887, 1888/89, 1894, 1902, 1903 годы.

183. М.Ш.Салихов 12-летний календарь М.Ш.Салихова. - Казань, 1887.31 б.

184. Адрес-календарь Торгово-промышленный адрес-календарь мусульман Восточного Приуральского края Ш.Шагидуллина. - СПб., 1900.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.