Татарская национальная культура как евразийский феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Бадретдинов, Рамил Бурханович

  • Бадретдинов, Рамил Бурханович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Казань
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 147
Бадретдинов, Рамил Бурханович. Татарская национальная культура как евразийский феномен: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Казань. 2006. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бадретдинов, Рамил Бурханович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Евразийство как социокультурное явление.

§ 1. Предпосылки к возникновению «первой волны» евразийских учений

§2. Сущность евразийства на современном этапе

ГЛАВА ВТОРАЯ. Татарская национальная культура как воплощение евразийской модели.

§ 1. Источники влияния культуры Востока на татарскую национальную культуру

§2. Особенности влияния западной и русской культуры на развитие татарской национальной культуры

§3. Становление татарской национальной культуры как синтеза культур Востока и Запада.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Татарская национальная культура как евразийский феномен»

Проблема татарской национальной культуры, источников ее исторического развития, состояния на современном этапе и перспективы дальнейшего развития является одной из актуальнейших. Культура народа - это прежде всего совокупность духовных ценностей (некоторые авторы, занимающиеся проблемами культуры, на первое место ставят деятельность людей по созданию духовных ценностей, отодвигая на второй план или вообще игнорируя ценностную природу культуры. Деятельностный аспект культуры весьма важен, но его не надо сводить, как это делают некоторые авторы, к деятельности по производству ценностей духовной жизни общества, этот аспект предполагает и деятельность людей по их потреблению). В данной работе упор сделан на анализ поэтапного развития татарской национальной культуры через призму евразийского учения, где доминирующее значение принадлежит тому, какими ценностями Востока и Запада обогащалась татарская национальная культура, которая во второй половине XX века стала явлением мирового значения.

Актуальность темы исследования определяется важностью теоретического анализа именно поэтапного развития татарской культуры. Она детерминируется также необходимостью непосредственного и тщательного изучения причин, сущности, а также особенностей такого явления в отечественной научной мысли, как евразийское учение. Последнее в силу ряда объективных и субъективных причин, было отлучено от внимания научной общественности. Возвращение же этого учения в лоно отечественной научной мысли, несомненно, обострило внимание к нему со стороны научных сил. Однако оценка евразийского учения представителями различных мировоззренческих, идеологических и даже нравственных ориентаций, была неодинаковой, поэтому и в интерпретации указанного учения выявились серьезные противоречия. Данное обстоятельство не могло не отразиться на повышении актуальности темы диссертационного исследования.

В самом деле, при абсолютной очевидности интеллектуальной мощи лидеров евразийского учения (Н.Трубецкого, П.Савицкого и др.), некоторые их современники пытались отказать им именно в этом качестве. Евразийцы своими доводами против искажения истории Руси (России) и созданием новой, более правдивой ее историографии, произвели среди так называемой «белой эмиграции» (российских ученых, эмигрировавших в начале 20-х годов XX в. на Запад) эффект разорвавшейся бомбы. Некоторыми представителями белой эмиграции теоретические исследования евразийцев унизительно (для них) были охарактеризованы лишь как «эмоциональные», т.е. лишенные логики, серьезности и т.д., и потому категорически отвергнуты.

Такие же характеристики можно было отметить и в выступлениях некоторых представителей «второй волны» евразийства, возникшей в начале 90-х годов прошлого столетия.

Конечно, в работах лидеров евразийства не все приемлемо (например, метафизическое отрицание ими культуры европейского Запада). Однако то, что они на основе обширного эмпирического материала раскрыли искаженность освещения некоторых периодов российской истории и обосновали подлинность положения вещей на Руси, касающихся этих периодов, было совершенно новым словом в отечественной историографии. Не выразить к этому своего отношения ученому, занятому исследованием проблемы евразийства никак нельзя. Противоречия в трактовке указанных, а также некоторых других исторических явлений свидетельствует о значительной актуальности взятой нами проблемы.

Актуальность темы исследования определяется и теми конъюнктурными философствованиями некоторых авторов, которые, вопреки фактам, пытаются приспособить евразийское учение, родившееся в начале 20-х годов прошлого века в среде ученых так называемой «белой эмиграции», к событиям в России, сегодняшнего дня, утверждая, что суть евразийства (далее выстраиваются установки властей современной России) не что иное, как «управление по вертикали», «идеологизация управления» и т.д., т.е. все то, что у России на современном этапе может быть и наболевшее, но это к евразийскому учению, рожденному в среде белой эмиграции в 20-х годах XX века, никакого отношения не имеет.

Наконец, еще одна проблема, которая нуждается в научном разрешении. Это якобы способность евразийства (как территориального фактора в жизни народов России) объединить эти народы в идеологическом ракурсе. Здесь (о силе географического, территориального фактора), думается, делаются такие натяжки, которые совершенно далеки от реальности.

Словом, в оценке евразийства как социокультурного явления на сегодня имеется столько неувязок, натяжек, искажений, праздных умозаключений, что ученому, избравшему эту проблему для исследования, не сказать критического слова никак не приходится.

Степень разработанности проблемы

Проблема евразийства, рассматриваемая во множестве аспектов в отечественной теоретической литературе занимает большое место. Она берет начало в 20-х годах предыдущего века и представляет собой попытку внести ясность в российскую историографию, которая, будучи достаточно богатой в смысле объема всего творческого наследия, характеризуется рядом белых пятен, касающихся отдельных периодов истории, а также искажениями некоторых, значительных исторических событий прошлого, деятельности отдельных исторических личностей Руси и сложившегося в XVI в. российского государства.

Довольно подробное описание событий жизни русского, а также других евразийских народов дается в сочинениях В.Н.Татищева1, Н.М.Карамзина2, С.М.Соловьева3, В.О.Ключевского4 и ряда других авторов.

См.: Татищев В.Н. История Российская, т. 1-7,- М.,Л,-1962-1968.

2См.: Карамзин Н.М. Сочинения, т. 1-9,- 3 изд.- М., 1820; он же: Избранные сочинения, т. 1-2,- М., 1964.

3См.: Соловьев С.М. История России с древнейших времен, кн. 1-15,- М., 1959-1966.

4 См.: Ключевский В.О.Сочииеиия, т. 1-8,- М„ 1956-1959.

Среди исследований ученых советского периода можно выделить работы Б.Д.Грекова, М.Н.Тихомирова, А.М.Сахарова, Л.В.Черепнина и др.

Однако непосредственное отношение к евразийской теории имели, конечно, основатели этого учения, «евразийцы первой волны» Н.С.Трубецкой1, П.Н.Савицкий2, Алексеев Н. Н.3 и др.

Исследования, посвященные евразийской тематике можно было бы дополнить рядом сочинений А.Лурье, П.Сувчинского и других. Особо выделяются труды Л.Н.Гумилева4, который, хотя он не был представителем «первой волны евразийства» (основные свои работы, имеющие непосредственное отношение к евразийской проблеме он написал и издал несколькими десятилетиями позже), внес значительный вклад в развитие данного теоретического учения.

Работы лидеров евразийства, которые печатались в 20-х годах прошлого века в издательствах белоэмигрантов, имели довольно активный отклик со стороны своих современников, являвшихся так же эмигрантами из России.

Ряд авторов поддержал евразийские идеи, однако и негативных оценок учениям евразийцев со стороны белоэмигрантской печати было немало.

С критической оценкой евразийских теорий выступил ставший к тому времени известным в Европе русский фидософ Н.А.Бердяев, который, отвергая те новшества, вносимые в русскую историографию евразийцами, в См.: Трубецкой Н.С. Исход к Востоку// Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России.- М.: Рус.кн., 1992; он же: Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока,- М.: Аграф, 2000; он же: Мы и другие // Наш современник,- 1992.- № 2; он же: Вавилонская башня и смешение языков // Евразийский временник,- Берлин,- 1925,-кн. III. 2

См.: Савицкий П.Н. Степь и оседлость// Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. - М.: Наука, 1993; Он же: Два мира // На путях утверждения евразийцев.- Прага, 1922; он же: Континент «Евразия» - М.: Аграф, 1997; он же: Евразийство //Русская идея. В 2-х т. Т.1.- М.: Республика, 1994.

3 См.: Алексеев H.H. Русское западничество // Путь,- 1929.- №15; он же: Духовные предпосылки евразийской культуры//Евразийская хроника. Вып. 2.- Берлин, 1935.

4 См.: Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации.- М.: Прогресс. Фирма «Пания»: Центр экол. просвещения и развития, 1993; он же: Если Россия будет спасена, то только через евразийство // Начала.-1992.-№4. особенности П.Н. Савицким и Н.С.Трубецким, охарактеризовал их концепции как надуманные, «больше эмоциональные, нежели интеллектуальные»1.

С острой критической статьей по основным позициям евразийцев выступил А.Кизеветтер . Критическая оценка течению была дана также Н.А.Ильиным3, С.П.Мамонтовым4, С.С.Хорунжий5 и другие.

Представители «второй волны» евразийства, возникшей в начале 90-х годов прошлого века, внесли большой вклад в возвращение в наследие народа целого пласта историко-философских учений белоэмигрантов начала 20-х годов. Публикация некоторых сочинений Н.С.Трубецкого, П.Н.Савицкого, Л.Н.Гумилева и других вызвала огромный интерес к проблеме, что нашло отражение в публикациях в периодической печати, на научных конференциях, в материалах творческих обсуждений евразийских проблем и т.д.

Эти выступления многообразны как по идеологическому направлению, содержанию идей, так и по теоретическому уровню, и также в дельнейшего развития еразийского учения дальше, обогащения его новыми положениями и концепциями.

Их можно подразделить на ряд групп:

1) Выступления, в принципе одобряющие евразийские учения, внесшие вклад в устранение допущенных искажений в российской историографии 6 и другие.

2) Публикации с критикой евразийских учений, не находя в них позитивного начала, якобы не имеющих практического значения на современном этапе7 и другие.

1 См.: Н.А.Бердяев. Восток и Запад // Путь.-1990.-№29; Он же: О евразийцах // Путь,- 1925,- №1; он же: Евразийцы// Панорама-форум.-1997.- №1.

2 См.: Вандалковская М.Р. Историческая наука Российской эмиграции: евразийский соблазн. - М.: Памятники ист. мысли, 1997.

3 См.: Ильин Н.А.Идейный оползень//Новое время,- 1925.-7 августа.

4 См.: Мамонтов С.П. Евразийство. Большевики и современная Россия// Цивилизация и культура. Вып.1, Россия и Восток.- М.- 1994.

5 См.: Хорунжий С.С. Карсавин, евразийство и ВКП // Вопросы философии,- 1992,- №2.

6 Пащенко В.Н. Социальная философия евразийства. - М. -2003.

7 Мяло К. «Русский вопрос в евразийской перспективе» // Евразийская перспектива. М. - 1994; Сиземская И.Н. Евразийство: «за» и «против». Материалы «Круглого стола». Вопросы философии. - 1995, №6.

3) Вместе с якобы одобрением евразийских учений выхолащивание их сути и главного содержания1.

4) Стремление приспособить евразийское учение к реалиям России на современном этапе, тем самым полное искажение сути этого учения2.

5) Попытки идентифицировать русскую национальную идею (идеологию) с евразийскими учениями.

6) Выстраивание иллюзий относительно достижения единства всех народов на территории России - Евразии на основе единства территории, предавая забвению идеологическое единство населяющих Россию народов на современном этапе3.

Все эти кривотолки свидетельствуют о том, что, несмотря на очень большую активность в обсуждении проблем евразийства на современном этапе, они нуждаются в тщательном исследовании и всесторонней, глубокой разработке.

Кроме того, среди множества публикаций по проблемам евразийства, недостает работ о соотношении идей евразийства с национальными культурами народов России. В представленной работе татарская национальная культура впервые исследуется через призму евразийских учений.

Целью диссертационного исследования является обоснование того, что татарская национальная культура является евразийским феноменом, моделью евразийской культуры.

Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:

- раскрыть сущность эволюционного евразийства;

- выявить противоречия процесса развития евразийства как учения;

- конкретизировать влияния культур Востока и Запада на татарскую национальную культуру;

- выявить особенности становления татарской национальной культуры, как одной из моделей синтеза культур Востока и Запада.

1 В.Аксючиц, Звезда Поволжья - 2005, № 11

2 Евразийство // Новейший философский словарь. - Минск, - 2001

3 Дугин А.Г. «Третья столица Евразии» // Евразийская идея и современность. М. 2002

Объект исследования - татарская национальная культура. Предмет исследования - татарская национальная культура как евразийский феномен.

Методологической основой диссертации послужили философские, историологические, культурологические и социологические концепции отечественных, а также ряда зарубежных исследователей, внесших вклад в научную разработку проблем культуры, национального в жизни и культуре народов Востока и европейского Запада.

Данное исследование опирается на ряд научных подходов и принципов: на парадигмальный подход, который базируется на том, что система теоретических, методологических принципов, принятых в качестве образца решения научных задач, верна на определенный период времени и предполагает исследования механизмов и способов, обеспечивающих влияние евразийства на татарскую национальную культуру; на принцип компартивности, то есть сравнение и выявление общего и особенного в рациональности как ценности культур древности, нового и новейшего; принцип генерализации—анализ различных научных исследований и точек зрения, завершающихся синтезом. На принцип исторического-логического в их диалектическом единстве, позволяющий раскрыть историческое развитие рациональности и современное ее состояние в культуре.

Эмпирической базой исследования явились труды отечественных ученых разных времен и эпох о культуре народов Востока и европейского Запада, а также конкретные явления татарской национальной культуры конца XIX - второй половины XX веков. Научная новизна работы:

1. Развитие национальной культуры в первые в теории и истории культуры рассмотрено через призму евразийских учений;

2. систематизированы представления о сущности и эволюции еврзийства;

3. анализируются различные точки зрения на евразийство, которые выразились: в абсолютизации роли географического фактора в жизни народов России; в возникновении иллюзии о единстве народов, населяющих европейскую и азиатскую части России во всех сферах совместной жизнедеятельности; в попытке приспособить евразийские учения к сложившимся реалиям российского общества на современном этапе;

4. обоснована модель татарской национальной культуры как синтеза культур Востока и Запада. Положения выносимые на защиту:

- феномен евразийства - философское учение рассматривающий татарскую национальную культуру как симбиоз культур Востока и Запада;

- возможность применения идей евразийства к анализу становления татарской национальной культуры;

- обоснование татарской национальной культуры как евразийского феномена.

Практическая значимость диссертации в том, что эмпирический материал, представленный в ней автором, а также выводы и положения, изложенные им в этой работе, могут быть использованы: а) при разработке программ национальной политики на федеральном и региональном уровнях; б) в качестве теоретико-прикладного материала в лекционных курсах по философии, истории и культурологии; в) в спецкурсах для студентов вузов; г) в учебно-воспитательном процессе в образовательных учреждениях, а также в учреждениях культуры РФ и РТ.

Апробация работы. Основные выводы и положения диссертации нашли отражение в выступлениях на Всероссийской научной конференции «Современные социокультурные процессы: проблемы, тенденции, новации» -11-12 апреля 2006 г. г. Казань, проведенной в Казанском государственном университете культуры и искусств; в межвузовских аспирантских чтениях «Молодежь, наука, культура: исследования и инновации»; в тезисах докладов на этих конференциях. В Вестнике КГУКИ: материалы межвузовских аспирантских чтений «Молодежь, наука, культура: исследования и инновации». По материалам исследования была издана монография «Татарская национальная культура как модель евразийской культуры». 2006. - 120с. Основные результаты исследования были размещены в Интернет-журнале МГУКИ «Культура и общество». Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Бадретдинов, Рамил Бурханович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Завершено исследование генезиса и современного состояния татарской национальной культуры через призму евразийской теории на современном этапе.

Еще недавно (полтора-два десятка лет тому назад) отечественная наука как бы не замечала существования в анналах исторических исследований этого весьма интересного, уникального по своему содержанию учения. Мир ученых не знал о его лидерах, об их отношении к известным в истории России философским теориям, как славянофильство и западничество. Для многих, кто интересуется историей России, ее философской наукой в прошлом, первые публикации сочинений Н.С.Трубецкого. П.Н.Савицкого. И.А.Ильина, Н. Алексеева и других в конце 80-х - начале 90-х годов явились «открытием Америки» на российской земле.

Замалчивание отечественными властями, их средствами массовой информации о евразийцах и их учениях оказалось не только по причине неких ошибок - эмигрирования этими учеными за пределы образовавшегося СССР в станы Запада, но и по более веской причине, а именно - раскрытия ими искажения отечественными историками на протяжении веков подлинной истории русского государства, его истоков и генезиса, игнорирования ими роли государственной системы монгольских завоевателей в рождении и развитии государственности Руси, превращении ее в последующем в Российскую империю.

В диссертации показываются и стремления евразийцев раскрыть теснейшую связь этнической общности русского народа, складывавшегося на основе славянских племен, с этническими общностями туранцев, в особенности тюркских народов, что евразийцами рассматриваются как важная предпосылка для единения русского народа с тюркскими народами. Евразийские лидеры в обосновании своих суждений и заключений поднимают огромный пласт эмпирических данных об исторических событиях до и после нашествия монголов под предводительством Чингисхана и Батыя, о которых (т.е. событиях) официальная историческая наука России осознанно замалчивала, а если воспроизводила, то лишь в мрачных тонах.

Евразийское учение в первозданном виде не было идеальным, лишенным каких-либо недостатков. В сущности, по многим своим позициям оно примыкало к славянофильству, хотя отнюдь не был его повторением. «Славянофильская закваска» в учении евразийцев выражала себя в негативном отношении ко всему западному. Направляя свое учение против евроцентризма в науке и культуре, евразийцы культуру европейского Запада (без учета позитивных сторон последнего) сводили лишь к эгоцентричности. В этом заключалось непонимание евразийцами существа западноевропейской культуры, средоточие в ней как отрицательных, так и значительных позитивных моментов.

Евразийцы «Второй волны», сложившись в конце 80-х - начале 90-х годов XX в., вернув в достояние российской научной мысли удивительно оригинальное учение, совершили своеобразный подвиг в отечественной науке. Однако, с другой стороны, многие представители «Второй волны» показали и свою теоретическую некорректность в оценке ряда явлений, касающихся как самого евразийского учения, так и трактовки национального вопроса в России на современном этапе.

Евразийцы «Второй волны», первозданному евразийскому учению выражают разные по направлению и содержанию позиции. Представители одной группы, отрицая позитивную роль империи Чингисхана в формировании государственной системы России, настаивают на защите официально утвердившихся положений о генезисе российского государства, согласно которым ордынский период в истории Руси якобы сыграл лишь негативную роль, а глава империи Чингисхан по-прежнему оценивается лишь как разрушитель. Представители другой, противоположной группы, стремясь раскрыть позитивную, созидательную роль ордынцев в истории России, делают упор на обоснование единства всех евразийских народов, доходя до утверждения о том, что в евразийстве якобы заключена сама русская национальная идея.

В работе подвергается критике крайности в толковании евразийства обеими группами, где представители первой группы, по сути дела, настаивают на защите и сохранении тех искажений истории русских и тюркских народов, которые (т.е. искажения) формировались в исторической литературе Руси (России) на протяжении веков.

Представители второй группы, абсолютизируя роль географического (территориального) фактора в жизни народов России, выражают иллюзии о единстве народов, населяющих европейскую и азиатскую части России по всем вопросам совместной жизнедеятельности.

Однако в данном утверждении мало доказательного. Подлинным источником единства всех народов России может служить лишь идеология, которая, раскрывала бы стратегическую цель страны и населяющих ее народов, которая вполне устраивала бы их во всем (социально-политическом, экономическом, правовом, культурном и др.) отношениях. Но некоторые авторы вместо раскрытия позитивных идей, заключенных в евразийских учениях, идут на поиски путей приспособления евразийского учения к сложившимся реалиям российского общества на современном этапе. Понятно, что такие инициативы с подлинной наукой ничего общего не имеют.

В данном исследовании на основе широкого эмпирического материала обосновано теоретическое положение о том, что татарская национальная культура на протяжении веков формировалась как воплощение евразийской модели. Причем, как это показано, она прошла ряд исторических этапов - этап доминанты Востока, этап начала формирования евразийского симбиоза и этап доминанты культуры прогрессивной западной Европы.

Мы, не делая свои умозаключения путем голых рассуждений, показывает конкретные источники в последнем параграфе второй главы диссертации на конкретном материале обосновывается становление татарской национальной культуры как гармоничного синтеза Востока и Запада, как модели евразийской культуры.

Однако исследование проблемы евразийской культуры нуждается в дальнейшем продолжении, тщательном теоретическом анализе ряда других аспектов. Известно, что ничто не стоит на месте, все находится в движении, развитии, преобразованиях, В этом смысле и татарская национальная культура в конце XX - начале XXI веков испытала ряд изменений, трансформаций. С одной стороны, это усиление влияния Востока, заключающееся в исламизации духовной жизни татарского населения. За последние 10-15 лет в Татарстане воздвигнуты тысячи мечетей, создана краса и гордость всех татар - мечеть Кул Шариф на территории Казанского Кремля, стали функционировать медресе с религиозным обучением детей, открыт Исламский университет для подготовки мусульманских священнослужителей и т.д. Можно полагать, что число верующих среди татар выросло, хотя религиозные обряды выполняются далеко не всеми верующими.

Вместе с этим внутри верующих мусульман возникла борьба за определение путей дальнейшей исламизации населения. По данному вопросу тяжба разгорается между теми, кто придерживается неизменных требований Корана, утвердившихся в Аравии - родине этой священной книги, и - теми, кто ратует за «татаризированное» прочтение Корана, учитывающего национальные особенности условий жизни местного населения. Кроме того, рекламируется так называемый европеизированный ислам, ориентированный на внедрение в священное учение тех принципов и установок, которые могли бы быть приняты представителями мусульманского учения в странах Западной Европы.

В духовной жизни татарского населения стало заметным и влияние американской культуры. Здесь следует оговориться в том плане, что американизация культуры происходит в силу усиления данной тенденции в первую очередь в культуре русского населения. Американизация русской культуры идет с широким охватом всех ветвей современной культуры - науки, искусства (театра, эстрады и т.д.), а также быта. Эта тенденция в значительной мере коснулась и жизни татар. Говоря обобщенно, такая «западнизация» татарской культуры в целом имеет негативную направленность, она не может быть поставлена в один ряд с тенденцией европеизации, имевшей место, начиная с конца XIX века, кончая с 80 годами XX века.

Это новое явление в татарской евразийской культуре, надо признать, выходит из рамок общей тенденции позитивного влияния европейского Запада. Оно нуждается в тщательном анализе его социально-политических и морально-мировоззренческих причин, в исследовании дальнейшей перспективы данного влияния, скажем больше - в дальнейшей судьбе всей татарской евразийской культуры. Но, как полагает автор диссертации, это может составить предмет самостоятельного исследования, в котором должны быть выявлены не только причины возникновения данного явления, но и - пути избавления от наносного, вредного, очищения евразийской культуры от тех негативов, которые могут служить лишь помехой для ее дальнейшем развитии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бадретдинов, Рамил Бурханович, 2006 год

1. Абдуллин, Я.Г. Ислам - духовно-идеологическая основа татарской культуры / Я.Г. Абдуллин // Очерки по истории татарской культуры. - Казань: «Фикер», 2001.- 616с.

2. Абдуллин, Я.Г. Татарская просветительская мысль/Я.Г.Абдуллин.- Казань: Татар, кн. изд-во, 1976.- 320 с.

3. Абросенко, К.П. Рост культуры советского общества /К.П.Абросенко.- М.: Наука, 1958.-267с.

4. Айдаров, С.С. Архитектурное наследие Казани /С.С.Айдаров.- Казань, 1978.-123с.

5. Аксючиц, В. Соблазн евразийства/ В. Аксючиц // Звезда Поволжья.- 2005.-№11.- С.14-17.

6. Акчура, М. Милли койлэребэз турында /М.Акчура //Вакыт.- 1915.- № 1407.

7. Алексеев, Н.Н Русское западничество/ Н.Н. Алексеев // Путь.- 1929.-№15.-С. 15-26.

8. Алексеев, Н.Н. Духовные предпосылки евразийской культуры/ Н.Н. Алексеев // Евразийская хроника.- Вып.11.- Берлин.-1935.- С.13-28.

9. Амирханов, Р.А. Казанские медресе в начале XX в./ Р.А.Амирханов //Совет мэктэбе.- 1979.- №7.- С.57-58.

10. Амирханов, Р.А. Татарская национальная идеология/Р. А. Амирханов// Панорама-Форум.- 1999.-№ 1.- С.27-38.

11. Амирханов, Р.А. Татарский народ и Татарстан в начале XX в./ Р.А. Амирханов.- Казань, 2005.- 150с.

12. Арабо-татарско-русский словарь заимствований (арабизмы и фарсизмы в языке татарской литературы). Казань, 1995.13. Арнольдов, А.И. Культура и современность. Диалектика процесса культ.консолидации соц. стран /А.И.Арнольдов.- М.: Мысль, 1973.- 159с.

13. Арсланов, М.Г. Татарское режиссерское искусство (1906-1941)/М.Г.Арсланов.- Казань: Татар, кн. изд-во, 1992.- 333с.

14. Артановский, С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. Философ.-методол. анализ соврем, зарубежных концепций/ С.Н. Артановский.- Л.: «Просвещение», 1967.- 268с.

15. Ахундов, М.Ф. Избранные философские произведения/ М.Ф.Ахундов.- М.: Соцэкгиз, 1963.- 360с.

16. Бадретдинов, Р.Б. Татарская национальная культура как модель евразийской культуры/ Р.Б.Бадретдинов.- Казань: РИЦ «Школа», 2006.- 120с.

17. Баллер, Э.А. Преемственность в развитии культуры /Э.А.Баллер.-М.: Наука, 1984.- 158с.

18. Беляев, Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье/ Е.А.Беляев.- М.: Наука, 1965.- 280с.

19. Бенигсен, А. Мусульмане в СССР/ А.Бенигсен.- Париж, 1983.-45с.

20. Бердяев, Н.А. Восток и Запад / Н.А. Бердяев // Путь.-1990.-№29.- С.43-51.

21. Бердяев, Н.А. Евразийцы/ Н.А. Бердяев // Панорама-Форум.- 1997.- №1.-С.23-31.

22. Бердяев, Н.А. Евразийцы/ Н.А. Бердяев // Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн //Панорама-Форум.- 1997.- №1.- С.22-29.

23. Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма/ Н.А. Бердяев,- М.: Наука, 1990.- 220с.

24. Бердяев, Н.А. О евразийцах / Н.А. Бердяев // Путь,- 1925.- №1. -С.27-34.

25. Большая советская энциклопедия (БЭС): Т. 13, 24,30.- М.- 1973-1977.

26. Бурнаш, Ф. Избранные произведения/Ф.Бурнаш: в 2 т./ Казань: Татар.кн.изд-ва, 1959.-т.1.-416с.

27. Вайда-Сайдашева, Т.К. Звуки времени/ Г.К.Вайда-Сайдашева.- Казань: Татар.кн.изд-во, 1991.- 126с.

28. Валеев, М.Ф. К вершинам науки. О развитии наук в Татарстане / М.Ф.Валеев.- М.,1975,- 176с.

29. Вандалковская, М.Г. Историческая наука российской эмиграции «евразийский соблазн»/ М.Г.Вандалковская.- М.: Памятники ист. мысли, 1997.-349с.

30. Варшавский, B.C. Незамеченное поколение/В.С.Варшавский.- М.:ИНЭКС, 1992,- 388с,

31. Вернадский, Г.В. Начертание русской истории/Г.В.Вернадский//Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов.- СПб: Лань, 2000.- 318с.

32. Вилента, И.В. Идея самобытности России в исторической концепции евразийцев/ И.В.Вилента // Вестник МГУ. Сер. 8, История.- 1998.- №1.-С.46-54.

33. Вишневецкий Н.Г. Из эстетики и практики музыкального евразийства/Н.Г.Вишневецкий//Евразийское пространство: Звук, слово, образ.-М.: Языки славян, культуры.- 2003.-581с.

34. Воронцова Л. Татарское евразийство: евроислам плюс европрославие/ Л.Воронцова, С.Филатов// Дружба народов.- 1998.-№8.-http://magazines.russ.ru/druzhba/l 998/8/voron-pr.html

35. Выступление Фарита хазрат Салмана на съезде «Евразия», 2001г. // Звезда Поволжья.-2001,-№19.-С.5.

36. Гаман, О.В. Перспективы нового Евразийского союза: «за» и «против»/ О.В.Гоман //Социальная теория и современность. Вып. 18. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против».- М., 1995.- С. 175.

37. Гарифуллин, Д. Мэдрэсэлэр миллэтне яшэткэн/ Д.Гарифуллин// Мэгариф.-1996.- № 6.- С.35-36.

38. Гессан, С.И. Евразийство /С.И.Гессан //Современные записки.- 1925.- кн. XXV.-C.3-17.

39. Гизатов, К.Т. Евразийская теория и социально-экономическая перспектива России/ К.Т.Гизатов // Диалог,- 2001.- № 5.- С.26-32.

40. Гизатов, К.Т. Национальная идеология. / К.Т.Гизатов: в 2 т. М., 1999.- Т.1.-199с.; Т.2.- 212с.

41. Гизатов, К.Т. Национальная идея и национальная идеология в России/ К.Т.Гизатов// Диалог.- 2001.-№ 5.- С.45-51.

42. Гизатов, К.Т. Национальное и интернациональное в советском искусстве/ К.Т.Гизатов,- Казань: Татар, кн. изд-во, 1982.- 272с.

43. Гильманов Г.Г. Татарские мифы / Г.Г. Гильманов: в 2т.- Казань,1996.

44. Гиренок, Ф. Новые дикие/ Ф.Гиренок// Евразийская перспектива.- М., 1994.-С.111-120.

45. Гиршман, Я.М. Пути развития татарской советской музыки/ Я.М.Гиршман // Музыкальная культура Советской Татарии.- М.: Музгиз, 1959,- 215с.

46. Греков, Б.Д. Золотая Орда (Очерк истории Улуса Джучи в период сложения и расцвета в XII-XIV вв.) /Б.Д.Греков, А.Я.Якубовский.- JL: Госполитиздат, 1941.-207с.

47. Гумилев, А.Н. Если Россия будет спасена, то только через евразийство /А.Н.Гумилев // Начала,-1992,- №4,- С.55-58.

48. Гумилев, JI.H. Была ли Орда игом? /А.Н.Гумилев //Панорама-Форум.- 1997.-№1.-С. 17-29.

49. Гумилев, JLH. Из истории Евразии /А.Н.Гумилев.- М: Искусство, 1993,- 80с.

50. Гумилев, J1.H. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации/А.Н.Гумилев.- М.: Прогресс. Фирма «Пания»: Центр экол. просвещения и развития, 1993.- 576с.

51. Гумилев, JT.H. Степь и оседлость /А.Н.Гумилев // Гумилев JI.H. Черная легенда: Друзья и недруги великой степи.- М.: Айрис-Пресс, 2003.-564с.

52. Давидович, В.Е. Сущность культуры / В.Е.Давидович, Ю.А. Жданов.-Ростов-на-Дону, 1979.- 179с.

53. Даль, В. Толковый словарь/ В. Даль: 4 т.- М.: Гослитиздат 1935.- Т.З.- 576с.

54. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа/ Н.Я.Данилевский.- М.: Книга, 1991.-573с.

55. Дугин, А.Г. Евразийская платформа/ А.Г.Дугин// Независимая газета.- 2000.15 ноября.

56. Дугин, А.Г. Третья столица Евразии/ А.Г.Дугин// Евразийская идея и современность,- М.: РУДН, 2002,- С.229- 234.

57. Дугин, А.Г.Основы геополитики/ А.Г.Дугин.- М.: Арктогея-центр, 2000.-301с.

58. Евразийская идея и современность,- М.: РУДН, 2000.- 272с.

59. Евразийское пространство: Звук, слово, образ.- М.: Языки славян, культуры, 2003.- 582с.

60. Евразийство. Опыт систематического изложения // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России.- М.: Рус.кн., 1992.- 427с.

61. Евразийство,-Париж.- 1992.-46с.

62. Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов.- М.: Наука, 1992.64. Ерасов, Б.С. Выбор России в евразийском пространстве/Б.С.Ерасов.- М.,2003.-136с.

63. Жданова, Г.В. Перспективы евразийского проекта/ Г.В. Жданова// Евразийская идея и современность.- М.: РУДН, 2002.- С. 178-185.

64. Жэлэлов, Ф. Бер гасырлык корэш/ Ф. Жэлэлов // Мэгариф,- 1996,- №2.-С.

65. Закиев, М,3. Торки-татар этногенезы/ М.З.Закиев.- Казань: «Фикер», 1998.-624с.

66. Закиров, А. «Темные закоулки» российской истории (Преступления империи)/ А.Закиров// Исхаков Д.М. Татары: (популярный очерк? этнической истории и демографии).- Наб.Челны: Газ.-кн. изд-во «Камаз», 1993.-С.51-61.

67. Земцовский, И.И. Звучащее пространство Евразии/ И.И.Земцовский// Евразийское пространство: Звук, слово, образ.- М.: Языки славян, культуры, 2003,- 582с.

68. Зюсс, Э. Лик Земли/ Э.Зюсс.- Т. 1-3.- 1883-1909.

69. Игнатов, А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности/ А.Игнатов //Вопросы философии.- 1995.-№6.- С.71-82.

70. Изгоев, А.С. Рожденное в революционной смуте (1917-1932)/ А.С.Изгоев,-Париж,- 1932,- 80с.

71. Изобразительное искусство Советского Татарстана.- Казань: Таткнигоиздат, 1957.-48с.

72. Ильин, В.В. Евразийство/ В.В.Ильин // Ступени.- 1992.- №2.- С.3-15.

73. Ильин, В.В. Русский народ: проблема сохранения и укрепления Российской государственности/ В.В. Ильин // Русский вопрос: проблемы национальной и международной безопасности.- М.,1995.- С. 4.

74. Ильин, И.А. Идейный оползень/ Н.А. Ильин // Новое время.- 1925.- 7 августа.

75. Ильин, И.А. Самобытность или оригинальничанье? // Начала.- 1992.- № 4.-С.61-62.

76. Иностранцев, К.А. Хунну и гунну (Разбор теорий о происхождении народа хунну китайских летописей, о происхождении европейских гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов)/ К.А.Иностранцев.- JL: Гос. Акад. тип., 1926,- 152с.

77. Иордан, М.В. О русско-восточном согласии. Популярная этнография (этническая история татарского народа)/ М.В.Иордан, С.В.Червонная.- Казань: Татар, кн. изд-во, 2005.-159с.

78. История музыки народов СССР: в 5 т.- Т.1.- М.: «Советская энциклопедия».-436с.

79. История России с древности до наших дней.- М.: Высш.шк.,1996.- 417с.

80. История советского драматического театра: в 6 т.- М.: '«Советская энциклопедия».- 1966- 1971.

81. Исхаков, Д.М. Татары: (популярный очерк этнической истории и демографии)/ Д.М.Исхаков.- Наб.Челны: Газ.-кн. изд-во «Камаз», 1993.- 64с.

82. Исхакый, Г. Мэктэп-мэдрэсэ мэсэлэсе /Г.Исхакый// Мирас.- 1998.- №2.-С.21.

83. Каганский, B.JI. Кривда и правда евразийства (смысл и статус евразийской концепции пространства России). Статья 2. Правда евразийства? /В.JI.Каганский //Общественные науки и современность.- 2003,- № 5.- С.46-50.

84. Капустин, Б.Г. Россия и Запад: пути к миру миров/ Б.Г.Капустин // Цивилизации и культуры. Вып.1, Россия и Восток. Цивилизационные установки.- М., 1994.- С.17-23.

85. Карамзин, Н.М. Избранные сочинения / Н.М. Карамзин.- Т. 1-2.- М., 1964.

86. Карамзин, Н.М. История государства российского/ Н.М.Карамзин.- М.: Изд-во «Эксмо», 2005.- 1024с.

87. Карамзин, Н.М. Сочинения/ Н.М. Карамзин.- Т. 1 -9.- 3 изд.- М., 1820.

88. Кара-Мурза, С.Г. Манипуляция сознанием /С.Г.Кара-Мурза.- М.: Эксмо-Пресс, 2001.- 831с.

89. Карсавин, Л.П. Уроки отреченной веры /Л.П.Карсавин// Евразийский временник,- Берлин.- 1925.- кн. IV.- С.35-39.

90. Кизеветтер А. Евразийство/ А.Кизеветтер // Русский экономический сборник.- 1925.-№3.- С.41-46.

91. Кизеветтер А. Евразийство/ А.Кизеветтер// Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн», М.: Памятники ист. мысли, 1997.- 349с.

92. Кильдебаки, X. Музыка вэ ислам/ X Кильдебаки.- Уфа: Шорык, 1909.- 36с.

93. Ключевский, В.О. Курс русской истории. Соч. в 9 т./ В.О.Ключевский.- Т. 1.-М., 1987,- 1989с.

94. Кляшторный,. С.Г. Государство и народы евразийских степей. Древность и средневековье/С.Г.Кляшторный, Т.Н.Султанов.- СПб: Петербургское востоковедение, 2000.-307с. >

95. Ковалев, С.М. Социализм и культурное наследие/ С.М Ковалев.- М.: Мысль, 1987,-285с.

96. Кожинов, В.В. Историософия евразийства/ В.В.Кожинов // Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн.- М.: Наука, 1993.- 367с.

97. Кожинов, В.В. О «евразийской» концепции русского пути/ В.В.Кожинов.-М.: Эксмо-Пресс, 2001.- 511с.

98. Коръэн тэфсире.-Казань: Татар.кн.изд-во, 1992.- 684с.

99. Культурная жизнь современного Татарстана / История Татарстана XX век 1917-1995., ч. IV. Издательство: «Хэтер», 1998. 844 с.

100. Культурология. XX в.- СПб: Университетская книга, 1997.- 630с.

101. Кургинян, С. Содержание нового интеграционизма. Модели евразийского государства и их соответствия интересам России // Независимая газета.- 1997.7 июля.

102. Лавров, С. В. Предисловие /С.В.Лавров //Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации.- М.: Прогресс. Фирма «Пания»: Центр экол. просвещения и развития, 1993.- 576с.

103. Леви-Стросс, К. Социальная антропология/ К.Леви-Стросс.- М.: Наука, 1985.-192с.

104. Лотман, Ю.М. К проблеме типологии культур/ Ю.М.Лотман.- Тарту, 1967.-271с.

105. Лурье, А. Кризис искусства/А.Лурье// Евразия: Еженедельник по вопросам культуры и политики.- 1928.- №4.- С.24-28.

106. Лурье, А. Пути русской школы/ А.Лурье // Числа.- Париж, 1983.- кн. 7,8.109.- Лурье, С.В. Российская империя как этнокультурный феномен /С.В.Лурье.-М.: Аспект-Пресс, 1998.-445с.

107. Люкс Л.К. Россия между Западом и Востоком// Л.К.Люкс// Вопросы философии.- 1994.- №6.- С.71-75.

108. Люкс, Л.К. К вопросу об истории идейного развития «первой» русской эмиграции // Вопросы философии.- 1992.- №9.- С. 13-21.

109. Макаров, Г.М. Домбра татар Среднего Поволжья/ Г.М.Макаров// Страницы истории татарской музыкальной культуры.- Казань: ИЯЛИ, 1991.-132с.

110. Мамонтов, С.П. Евразийство. Большевизм и современная Россия /С.П.Мамонтов// Цивилизации и культуры. Вып.1, Россия и Восток.- М, 1994.-С.206-211.

111. Маркарян, Э.С. Очерки теории культуры/Э.С.Маркарян.- Ереван: Изд. АН Арм. ССР, 1969.- 228с.

112. Маслин, М.А, Неоевразийство о судьбе России / М.А.Маслин.- М.: Изд-во МГУ, 1988.-207с.

113. Межуев, В.М. Культура и история /В.М.Межуев.- М.: Политиздат, 1977.-199с.

114. Монасыпов, Ш.Х. Развитие татарского профессионального скрипичного искусства на рубеже XIX вв./ Ш.Х.Монасыпов// Страницы истории татарской музыкальной культуры.- Казань: ИЯЛИ, 1991.-132с.

115. Музыкальная энциклопедия: в 5 т.- М.: «Советская энциклопедия», 1974.-Т.2.- 608с.

116. Мурадян, И.М., Манукян, С.А. «Третий путь» евразийских наций и ираношиитская революция/И.М.Мурадян, С.А.Манукян.- Ереван, 1997.- 117с.

117. Мяло, К. Русский вопрос и евразийская перспектива/К.Мяло// Евразийская перспектива.- М., 1994.- С. 98-104.

118. Нафигов, Р.И. Формирование и развитие передовой татарской общественно-политической мысли /Р.И.Нафигов.- Казань, 1964.- 103с.

119. Нигметзянов, М. Народная музыка // Татары Среднего Поволжья и Приуралья.- М.: Наука, 1967.- 538с.

120. Нижников, С.А. Евразийство в контексте истории Российской мысли/ С.А.Нижников// Евразийская идея и современность.- М.: РУДН, 2002.- С. 132145.

121. Николаева, Н.А. История славянской и евразийской мифологии/ Н.А.Николаев, А.А.Сафронов.- М., 1999.- 3 Юс.

122. Новейший философский словарь.- Минск: Скакун, 1999.-877с.

123. Омельченко, Н.А. Исход к Востоку: евразийство и его критика/Н.А.Омельченко // Евразийская идея и современность.- М.:РУДН, 2002.-272с.

124. Орлов, А.С. Основы курса русской истории/ А.С.Орлов, В.А. Георгиев, А.Ю.Полунов, Ю.Я. Терещенко М.: Простор, 1988.- 734с.

125. Орлова, Н.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива /Н.Б.Орлова.- М., 1998.- 147с.

126. Панарин, А.С. Евразийский проект в постиндустриальную эпоху/А.С.Панарин // Социальная теория и современность. Вып. 18. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против».- М., 1995.- С.25-28.

127. Пащенко, В.Я. Социальная философия евразийства /В.Я.Пащенко.- М., 2003. -368с. ;

128. Первые советские школы для татарских девочек на татарском языке // Совет мэктэбе.- 1977.- №2.-С.17-19.

129. Покровский, М.Н. Русская история/ М.Н.Покровский.- М., 1920.- Т. 1.- 526с.

130. Рахимкулова, • М., На примере университетов /М.Рахимкулова, Л.Хамидуллин//Казан утлары.- 1992,- №7,-С.137-139. '

131. Рыбаков, С. Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта/ С.Рыбаков//Записи имп. Академ, наук.по ист.-фил. отд.- СПб, 1897.- Т.2.-№2.-С.5-10.

132. Рэми, И. Истэлэклэр /И.Рэми,- Казань, 1965.-58с.

133. Савицкий П. Н. Евразийский временник.- Берлин,- 1923.- кн. III.- С.3-14.

134. Савицкий, П.Н. Географический обзор России-Евразии. /П.Н.Савицкий// Континент Евразия.- М.: Аграф, 1997.- 330с.

135. Савицкий, П.Н. Два мира /П.Н.Савицкий // На путях утверждения евразийцев.- Прага.- 1922.- С. 14-18с.

136. Савицкий, П.Н. Евразийство /П.Н.Савицкий // Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн.- М.: Наука, 1993.- 367с.

137. Савицкий, П.Н. Евразийство /П.Н.Савицкий // Русская идея: в 2 т.- М.: Республика, 1994.-Т.1.- 494с.

138. Савицкий, П.Н. Континент «Евразия» /П.Н.Савицкий.- М.: Аграф, 1997.-461с.

139. Савицкий, П.Н. Степь и оседлость. /П.Н.Савицкий//Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн.- М.: Наука, 1993.- 367с.

140. Сайфуллина, Г.Р. Вопросы песенного фольклора на страницах татарской дореволюционной печати /Г.Р.Сайфуллина II Страницы истории татарской музыкальной культуры.- Казань: ИЯЛИ, 1991.-132с.

141. Салитова, Ф.Ш. Очерки по истории татарской музыкальной культуры / Ф.Ш.Салитова.- Казань: Каз. гос. пед. ун-т, 1997.- 119с.f

142. Семенов B.C. Интеллигенция и развитие социалистической культуры.- М., 1968,- 135с.

143. Семушкин, А.В. Идеологические пределы евразийской метафизики /А.В.Семушкин // Евразийская идея и современность.- М.: РУДН, 2002.-С.121-128.

144. Семушкин, А.В. Прошлое и настоящее евразийской цивилизации/А.В.Семушкин // Вестник РУДН. Сер. Философия.- 1988,- №1.-С.22-30

145. Сендеров, В.А. Неоевразийство: реальности, опасности, перспектива/

146. B.А.Сендеров // Вопросы философии.-2004.- № 6.- С.31-38.

147. Сиземская, И.Н. Евразийство: «за» или «против»/ И.Н.Сиземская.- Казань, \991A60c.

148. Соловьев С.М. История России с древнейших времен: кн. 1-15.- М., 19591966.

149. Соловьев, С.М. Сочинения: в 18 кн.- кн. 2: История России с древнейших времен.- Т. 3-4./С.М. Соловьев.- М.: Мысль, 1988.- 765с.

150. Степун, Ф.А. Россия между Европой и Азией /Ф.А.Степун //Новый журнал.-1962.- кн.69.- С.249-260.

151. Страницы истории татарской музыкальной культуры.- Казань: ИЯЛИ, 1991.-132с.

152. Струве, П.Б. Прошлое, настоящее и будущее /П.Б.Струве// Русская мысль.-1922.- KH.I-II.

153. Сувчинский, П. К преодолению революции/ П.Сувчинский // Россия между Азией и Европой: евразийский соблазн.- М.: Наука, 1993.- 367с.

154. Татар совет эдэбияты тарихы: Очерклар.- Казань: Татар, кн. изд-во, 1960.-824с.

155. Татарская литература XIX в.- Казань: Татар.кн.изд-во, 1957.- 654с.

156. Татищев В.Н. История Российская/ В.Н.Татищев.- М.Д- Т.1-7.-' 1962-1968.

157. Толпегин, А. Евразийские фантазии /А.Толпегин // Диалог.- 2000.- № 91. C. 19-29.

158. Трубецкой, Н. С. Об истинном и ложном национализме /Н.С.Трубецкой // К проблеме русского самосознания.- Берлин, 1927.- С. 16-22.

159. Трубецкой, Н.С. Вавилонская башня и смещение языков /Н.С.Трубецкой // Евразийский временник.- Берлин, 1925.- кн. III.- С. 105-113.

160. Трубецкой, Н.С. Исход к Востоку /Н.С.Трубецкой// Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России.- М.: Рус.кн., 1992.-427с.

161. Трубецкой, Н.С. Мы и другие /Н.С.Трубецкой // Наш современник.- 1992.-№2.- С.161-172,

162. Трубецкой, Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока/Н.С.Трубецкой.- М.: Аграф, 2000.- 554с.

163. Трубецкой, Н.С. О туранском элементе в русской культуре /Н.С.Трубецкой // К проблеме русского самосознания // Панорама-Форум.- 1997.- № 1.- С.3-15.

164. Тукай, Г. Народная литература / Г.Тукай // Избранное.- М.: «Сов.Россия», 1975.- 175с.

165. Фаминицын, А.С. Домбра и сродные ей музыкальные инструменты русского народа/А.С.Фаминицын,- СПб, 1891.- 18с.

166. Фасеев, К.Ф. Борьба двух мировоззрений в национальном вопросе /К.Ф.Фасеев.- Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1999.- 115с.

167. Флоровский, Г.В. Евразийский соблазн /Г.В.Флоровский //Современные записки.- 1928.- кн. XXXIV.- С.16-19

168. Франк С. Биография П.Н. Струве /С.Франк.- М.: Журнал «Горизонт», 1990.-210с.

169. Фукс, К. Казанский татары /К.Фукс.- Казань, 1991.- 240с.

170. Хайретдинов, А. Научные информативные данные о Мусе Бигиеве /А.Хайретдинов.- Казань, 2003.- 101с.

171. Хайруллин, 3. Из музыкального прошлого /З.Хайруллин, Я.М. Гиршман //

172. Вопросы татарской музыки.- Казань: Каз гос. консерв., 1967.- 48с.- *

173. Хакимов, Р. Где наша Мекка? /Р.Хакимов.- Казань, 2003.- 64с.

174. Хакимов, Р. Кто ты, татарин? /Р.Хакимов.- Казань, 2002.- 48с.

175. Хакимов, Р. Метаморфоза духа. /Р.Хакимов.- Казань, 2005,- 136с.

176. Хакимов, Р. Россия и Татарстан у исторического перекрестка /Р.Хакимов // Панорама-Форум.- 1997.-№1.- С. 15-18

177. Хакимов, X. Татары Среднего Поволжья и Приуралья /Х.Хакимов.- М.: Наука, 1967.- 538с.

178. Халитов, Р. К изучению татарского народного инструментария /Р.Халитов// Музыка и современность.- Казань: АН СССР Каз. филиал, 1980.- 160с.

179. Хасанов, Х.Х. Революционер-интернационалист /Х.Х.Хасанов.- Казань: Татар, кн. изд., 1981.- 210с.

180. Хисамов, Н.Ш. Поэма «Кыйсса-и-Юсуф» Кул Гали /Н.Ш.Хисамов.- Казань: ГУП ПИК «Идел-Пресс», 2001.- 216с.

181. Хисамутдинов, Г.М. Просвещение и культура/ Г.М.Хисамутдинов// Татары Среднего Поволжья и Приуралья.- М.: Наука, 1967.- 538с.

182. Хорунжий, С.С. Карсавин, евразийство и ВКП /С.С.Хорунжий // Вопросы философии.- 1992.- №2.- С.78-84.

183. Худяков, М. Мусульманская культура в Среднем Поволжье /М.Худяков.-Казань, 1922.-21с.

184. Червонная, С. Искусство Татарии /С.Червонная.- М.- Изобразительное искусство, 1978.- 286с.

185. Чесноков, Г.Д. Евразийство и проблемы современной России /Г.Д.Чесноков // Социальная теория и современность. Вып. 18. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против».- М., 1995.- С.25-28.

186. Шевченко, В.Н. К современным спорам вокруг евразийской идеи /В.Н.Шевченко// Социальная теория и современность. Вып. 18. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против».- М., 1995.- С. 17-25.

187. Шишкин, Н.И. История города Касимова с древнейших времен /Н.И.Шишкин.- Рязань, 1891,- 204с.

188. Юзеев, А.Н. Ислам и национальная идентичность казанских татар/ А.Н. Юзеев // Религия и идентичность в России.- М.: Изд. Фирма «Восточная литература» РАН, 2003.- С. 162.

189. Юзеев, А.Н. Мировоззрение Ш. Марджани и арабо-мусульманская философия /А.Н. Юзеев.- Казань: ИЯЛИ, 1992.- 156с.

190. Юсупов, В.Т. Верования и их пережитки /В.Т.Юсупов // Татары среднего Поволжья и Приуралья.- М.: Наука, 1967.-53 8с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.