Евразийство как явление культуры XX века. Историография и методология исследования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Кутыева, Эльмира Рафаиловна

  • Кутыева, Эльмира Рафаиловна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 182
Кутыева, Эльмира Рафаиловна. Евразийство как явление культуры XX века. Историография и методология исследования: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2005. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Кутыева, Эльмира Рафаиловна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЕВРАЗИЙСТВА.

1.1. Системно-синергетический подход в исследовании социокультурных систем и евразийства.

1.2. Методология исследования евразийства.

ГЛАВА II. ЭМИГРАЦИЯ В ПОИСКАХ ИНОГО ПУТИ РАЗВИТИЯ РОССИИ. ИСТОРИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ДВИЖЕНИЯ, ЕГО ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ.

2.1. Теоретические основы и составные части евразийской идеологии.

2.1.1. Евразийская культурология.

2.1.2. Евразийская историософия.

2.1.3. Идеологический концепт евразийства.

2.2. Евразийские взгляды Л.Н.Гумилева.

ГЛАВА III. КРИТИКА ЕВРАЗИЙСТВА: ОТ ОБЩЕСТВЕННОСТИ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ ДО СЕГОДНЯШНЕГО ДНЯ. ПРИЧИНЫ РАЗНОГОЛОСИЦЫ И ПУТИ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ КОНЦЕПЦИИ.

3.1. История критики евразийской идеологии.

3.1.1. Оценка евразийской концепции современниками течения.

3.1.2. Изучение евразийства зарубежными исследователями.

3.2. Возрождение евразийской идеи и ее перспективы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Евразийство как явление культуры XX века. Историография и методология исследования»

Актуальность темы исследования.

В XXI век человечество вступило с осознанием феномена глобализации и противоречивости этого общемирового процесса. Одной из характеристик стало системное представление о процессе глобализации в формировании единого экономического, политического, культурного пространства в контексте множества проблем, которые ставят под угрозу существование планеты. Глобализация выступает как процесс усиления взаимозависимости, взаимосвязанности разных стран, культур, обществ. Отрицательным проявлением глобализации в культурной сфере является распространение и пропаганда западной/американской шкалы ценностей: рационализма, индивидуализма, принципа полезности и личной выгоды и т.д. Характерными проявлениями вестернизации становятся унификация, культурная нивелировка по стандартам массовой культуры, экономизация культуры, утрата многообразия. И, как следствие, стремление к локализации, осознание различия культур, рост национализма, религиозный фундаментализм, «война всех против всех».

Еще в начале XX века основатель евразийства князь Н.С. Трубецкой в статье «Об истинном и ложном национализме» отвергал стремление к «общечеловеческой культуре», полагая, что подобного рода действия приведут к доминированию материальных ценностей или навязыванию уклада жизни «одной этнографической особи» другим этносам, где опыт эгоцентричного общества становится источником общечеловеческих ценностей \

В конце XX века в отечественном обществоведении с особой остротой встают проблемы национальной и культурной идентификации России в свете набирающего темпы процесса глобализации. Политическая ситуация в России,

1 Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме/Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - М.: Наука,1993. С.36-47 сложившаяся после распада СССР, послужила поводом для постановки вопроса о дальнейшем развитии нашей страны в условиях идеологического вакуума.

Выбор пути повлек за собой процесс ценностного пересмотра национального наследия и обращение к истокам. Разрешение многовекового вопроса «европейская» или «азиатская» Россия, или существует третий путь? вновь начинает беспокоить обществоведов России. В контексте попыток самоидентификации России, особый интерес представляет разработанная русскими эмигрантами в 20-е годы XX века концепция евразийства, не признаваемая до недавнего времени. Уникальное географическое положение страны и ее «месторазвитие» (по определению евразийцев), история взаимоотношений «европейского» и «азиатского» в культуре России стало предметом изучения ученых-эмигрантов.

Реалии постсоветского пространства предполагают восстановление тех экономических, политических и культурных связей, которые были нарушены с распадом СССР между республиками и осмысление необходимости интегративных процессов не только в Евразии, но и в мировом континууме.

Тенденция к интеграции на территории бывшего СССР возникла в результате перестановки политических сил в мире и после распада советского монолита. Появляется ряд субрегиональных объединений, таких как ЕврАзЭС, Союз Белоруси и России, ЦАЭС, ГУУАМ. Общая тенденция появилась дискретно, реализовалась на нескольких интеграционных «ядрах» и локализовалась на разных уровнях.

Актуальность темы исследования обусловлена и тенденцией теоретического осмысления сложившейся ситуации в России и в мире, что является важной задачей современной философии и культурологии. Без сомнения, эвристическими возможностями для решения такого рода проблем обладает системно-синергетическое мышление, которое способно наиболее адекватно оценить «движение от хаоса, господствовавшего в мире в XX веке, в направлении, отвечающем зову аттрактора из третьего тысячелетия» В этой

1 Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. Книга вторая. - СПб.: Изд-во «Петрополис», 2003. С.304 связи закономерным будет применение системно-синергетического подхода в анализе евразийства, как системного явления, которое приобретает новое звучание в критические периоды истории России.

Степень разработанности проблемы

Евразийское учение сразу после первых публикаций получило первые отзывы публицистов, как в эмигрантской среде в 20-30-е г.г., так и в Советской России. В критическом плане рассматривались идеи евразийства на философском семинаре в институте Красной профессуры в 1927-1928 г.г., где обсуждались статьи из первых коллективных сборников евразийцев «Исход к Востоку», «На путях», сочинения Н.С.Трубецкого. Результат работы семинара -коллективный труд «Против новейшей критики марксизма», вышедший в свет в 1929 году. После целого ряда «разгромных» формулировок и обвинений в реакционности евразийское течение стало запрещенной темой в советской историографии.

В середине 70-х годов вышла книга казахского поэта, публициста О.Сулейменова «Аз и Я»1. Автор поднял ряд «евразийских» вопросов, связанных со значимостью тюркского влияния на русскую культуру, историю, язык. В академической среде «Аз и Я» вызвала огромный резонанс, появились л отрицательные отзывы и обвинения в инакомыслии .

Всплеск интереса к оппозиционному эмигрантскому течению возник на волне политических изменений в России в середине 80-х годов XX века, когда эмигрантское наследие становится объектом изучения. Первые исследования (в статьях Д.П.Шишкина и А.В.Гусевой ) евразийства в середине 80-х годов

1 Сулейменов О. Аз и Я: Книга благонамеренного читателя. - Алма-Ата: «Жазуши», 1975. 303с.

2 Дмитриев Л., Творогов О. «Слово о полку Игореве» в интерпретации О.Сулейменова// Русская литература. 1976. №1. С.251-258; Кузьмин А. Точка в круге, из которой вырастает репей// Молодая гвардия. 1975. №12. С.270-280; Лихачев Д.С. Гипотезы или фантазии в истолковании темных мест «Слова о полку Игореве»// Звезда. 1976. №6. С.203-210; Селезнев Ю. Мифы и истины// Москва. 1976. №6. С.203-210

3 Гусева А.В. Концепция русской самобытности у евразийцев: критический анализ. Рукопись депонирована в ИНИОН АН СССР. Л., 1986. 25 е.; Шишкин Д.П. Историософия евразийства и русский консерватизм второй половины XIX века// Из истории философской мысли России второй половины XIX — начала XX века. М., 1984. С.69-83. обозначили ряд вопросов евразийской проблематики и анализировали течение с менее жестких политических позиций.

С возникновением необходимости смены цивилизационной парадигмы в 90-х годах XX века и с поиском альтернативной идеи, способной интегрировать постсоветское пространство, возрастает интерес к историческому наследию России. Многие позиции евразийства совпали с проблемами России конца XX века: критическая социально-политическая ситуация, идентификация русской культуры между Востоком и Западом, Европой и Азией, способность противостояния набирающему темпы процессу вестернизации («европеизации», американизации). В 90-х годах некоторые аспекты евразийской тематики обсуждались на страницах ведущих философских журналов «Вопросы философии», «Философские науки» и в журнале «Новый мир».

В российской историографии решался спектр формальных вопросов. Например, дата возникновения евразийства. В данной проблеме выделяются две тенденции. Первой придерживается ряд авторов (В .Я.Пащенко, С.М.Половинкин, Л.В.Пономарева, А.В.Соболев и др.), считающих временем возникновения евразийства выход в свет в 1920 году в Софии книги князя Н.С.Трубецкого «Европа и человечество». В книге нет термина «евразийство», нет специфического анализа социально-политических явлений России с позиций течения, но работа Трубецкого закладывает определенного рода методологический фундамент, в ней сформулированы принципы и модели социально-исторического исследования, применимые к отношениям культур и цивилизаций.

Другую позицию представляет большая часть исследователей феномена евразийства (М.Г.Вандалковская, И.В.Вилента, Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская, М.И.Толстой, Р.А.Урханова и др.). Они считают временем возникновения течения август 1921 года, когда в Софии вышел коллективный труд основоположников нового идейного направления под названием «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». Именно в этом сборнике появился термин «евразийство» и предложены основные принципы нетрадиционного анализа исторического развития России и дальнейшей модернизации социально-политической жизни в пореволюционной стране.

Относительно причин кризиса и распада евразийства исследователи движения так же придерживаются различных мнений. Л.И.Новикова и И.Н.Сиземская считают, что завершение работы газеты «Евразия» в сентябре 1929 года послужило началом конца евразийского движения в целом. С.М.Половинкин причиной распада движения считает крушение надежд, связанных с НЭПом, соответственно в 1929 году евразийство уже распалось. Еще одной из причин распада некоторые исследователи (В.И.Керимов) считают исчерпание основных идей и резкую поляризацию движения.

Различные точки зрения высказываются и по поводу даты прекращения деятельности евразийства. Самая распространенная точка зрения - евразийство прекратило свое существование с началом Второй мировой войны. Хотя некоторые авторы полагают, что оно прекратило свою деятельность намного раньше. В.И.Керимов отмечает, что это произошло в 1937 году, а С.М.Половинкин относит дату распада на более ранний срок - 1929 год: «Это было его концом, ибо движение не могло полноценно существовать без его создателей: Н.С.Трубецкого, П.Н.Савицкого, Н.Н.Алексеева, В.Н.Ильина, Г.В.Флоровского»1. П.Н.Савицкий, один из идейных вдохновителей евразийства, связывал распад движения с кончиной летом 1938 года Н.С.Трубецкого и началом Второй мировой войны.

Разную оценку получило и само определение феномена евразийства. Одни исследователи (М.Г.Вандалковская, И.В.Вилента, Л.И.Новикова, И.Н.Сиземская, В.Я.Пащенко, В.И.Дурновцев, О.В.Манихин и др.) рассматривают евразийство как общественно-политическое течение русского послеоктябрьского зарубежья, оформившееся в 20-е годы XX века. Другие исследователи (А.В.Водолагин, О.И.Генисаретский, В.И.Керимов, Л.В.Пономарева, Н.И.Толстой и др.) определяют евразийское движение как

Половинкин С.М. Евразийство и русская эмиграция//Трубецкой Н.С. История, культура, язык. М., 1995. С.762 хронологически и идейно более широкое духовное течение, акцентируют его метафизические аспекты.

Идейные истоки евразийства. Большинство исследователей считает, что возникновение евразийства было исторически предопределено, так как ему предшествовали мощные традиции русской и мировой культуры. Можно выявить ряд «предъевразийских» принципов в работах ряда выдающихся мыслителей, писателей, ученых, естествоиспытателей, историков, философов, что может служить подтверждением глубины истоков евразийства. Сами евразийцы ссылались на Гоголя, Достоевского, славянофилов как на своих предшественников. Некоторые исследователи истоков евразийского движения находят гораздо более ранних предшественников. Так, согласно точке зрения Н.И.Толстого, истоки евразийства можно обнаружить уже в XVI веке в Польше, в движении сарматистов. Работа польского историка Матвея Миховского «Трактат о двух сармациях» сообщает о существовании двух сармаций -европейской и азиатской. Европейская сармация - это современная ему Польша и прилегающие к ней земли, а азиатская - это Московия1. Другой исследователь - С.М.Половинкин - самым отдаленным источником, упоминаемым самими евразийцами, считает «Послания старца Филофея» (первая треть XVI века) . Также существует мнение, на которое указывает И.Б.Орлова3, что первым государственным деятелем, на практике реализовавшим евразийские идеи, был князь Александр Невский. На подобный факт указывает Г.В.Вернадский, считавший Александра Невского одним из мудрых политиков, сумевших оградить православие Руси от латинства римского папы и от мусульманства Орды4. В.Н.Ильин - один из активных участников евразийского движения — считает, что истоки Евразийства восходят к полемике М.Л.Магницкого (17781855) и НМ.Карамзина, в которой Магницкий отстаивал точку зрения о

1 Толстой Н. Истоки евразийства// Евразийская перспектива. М., 1994. С. 134.

2 Половинкин С.М. Евразийство и русская эмиграция// Трубецкой Н.С. История, культура, язык. М., 1995. С.731.

3 См. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация: историческая ретроспектива и перспектива.-М., 1998; Орлова И.Б. Современные цивилизации и Россия. - М., 2000.

4 Вернадский Г.В. Два подвига св.Александра Невского/ Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. М.: «Беловодье», 1997. С. 227-249 спасительном значении монголо-татарского ига, отгородившего Россию от Европы и тем самым способствовавшем сохранению и чистоте христианской православной веры1.

В исследованиях, сравнивающих взгляды славянофилов и евразийцев, выделяются три точки зрения. Во-первых, «евразийским народом является именно и только русский народ; остальные населяющие Россию народы - это в основе своей либо европейские, либо азиатские, обретающие черты лишь в «магнитном поле» России»2. Следовательно, эта точка зрения не разрывает связь между евразийством и славянофильством. Во-вторых, исследователи не исключают евразийство из состава славянофильских идей. Придерживаясь мнения Г.Флоровского, эти авторы считают что евразийство - это «соблазн», поэтому евразийцы отвергают не только западничество, но и «славянофильскую альтернативу»3. В-третьих, некоторые исследователи придерживаются мнения, что евразийцы увидели в славянофильстве высшее достижение русской социальной философии.

Отношение же самих евразийцев к наследию славянофилов было двойственным, тогда как к западничеству - однозначно негативным. П.Н.Савицкий отмечает, что евразийцы «в целом ряде идей являются продолжателями мощной традиции русского философского и исторического мышления», к которому можно отнести и славянофилов. Как продолжатели ряда славянофильских идей, евразийцы широко используют понятие «соборность», идеи органического единства, объемлющего церковь, общество и человека. Кроме того, поиск альтернативы советской власти и социализму при понимании невозможности восстановления монархического строя и неудовлетворенности европейским капитализмом побудил евразийцев сохранить славянофильскую идею особенного развития России и искать основания не в синтезе с Западом, а в синтезе с Востоком. Таким образом, это стало вариантом романтического

1 Цит.по С.Половинкин. Евразийство/ Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М.,1995. С. 172

2 Кожинов В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1997. С.284-285.

3 Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Россия между Европой и Азией. Евразийский соблазн. М., 1993. С.16. сознания, но опирающегося на объективную географическую, историческую и ментальную связь с Востоком.

Одним из спорных моментов в изучении евразийского движения является вопрос о влиянии О.Шпенглера на создание этого учения. Ряд критиков евразийства пытается изобразить представителей евразийства как апологетов Шпенглера - автора знаменитого труда «Закат Европы». Хотя дата возникновения замысла книги князя Н.С.Трубецкого и работа над книгой «Европа и человечество» происходила почти за десять лет до выхода в свет в конце 1918 года «Заката Европы» Шпенглера. Евразийцы были знакомы с творчеством Шпенглера (об этом свидетельствуют упоминания о нем в евразийских источниках), но это относится уже к середине 20-х годов, когда основные «формулировки» евразийцев были опубликованы.

Евразийской тематике в конце XX - начале XXI века посвящен целый ряд монографических исследований1.

В настоящее время ведутся научные исследования в диссертациях в различных аспектах - философском, историософском, историческом, политическом2.

1 Омельченко Н.А. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917 года, большевизме и будущих судьбах российской государственности (историко-политический анализ).- СПб., 1996; Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн».-М.,1997; Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья.-М.,1998; Доронченков А.И. Эмиграция «первой волны» о национальных проблемах и судьбе России.-СПб.,2001; Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива.-М.,1998; Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории.-М.,1999; Пушкин С.Н. Историософия евразийства.-СПб., 1999; Пащенко В.Я. Идеология евразийства.-М.,2000; Пащенко В.Я. Социальная философия евразийства. - М.: Альфа-М, 2003; Тимонин Е.И. Исторические судьбы русской эмиграции (1920-1945-е гг.).-Омск, 2000; Хилтухина Е.Г. Философия всеединства в контексте проблемы «Восток-Запад» русских мыслителей.-Улан-Удэ, 2002; Хоружий С.С. О старом и новом.-СПб.,2000 и др. 2

Абдуразаков Р.А. Атлангизм и евразийство как концептуальные основы внешней политики России 1991-1997 гг. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Махачкала, 1998; Вилента И.В. Концепция истории России в научном наследии евразийцев. Дисс.канд.историч.наук. М.,1996; Гарлик А.И. Идеи евразийства в контексте современного развития России. Дисс.канд.филос.наук. Улан-Удэ, 2000; Гогохия Е.А. Русская революция 1917 года в идейно-политическом наследии евразийцев (1921-1931 гг.). Дисс.канд.историч.наук. М.,1999; Горяев А.Т. Евразийство как явление культуры России: Историко-философский аспект. Дисс.канд.филос.наук. М.,1993; Губбыева 3.O. Историософская концепция евразийства. Дисс.канд.филос.наук. М.,1995; Данилов С.И. Социальная философия евразийства: истоки, сущность, современное состояние. Дисс.канд.филос.наук, М.,1994; Жданова Г.В. Евразийство в современных исследованиях. Философские аспекты. Дисс.канд.филос.наук. М., 2002; Игнатова С.В. Историко-философский анализ евразийского учения. Дисс.канд.филос.наук.М,, 1995; Колесниченко Ю.В. Концепция личности в философии евразийств. Дисс.канд.филос.наук. М.,1994; Кривошеева Е.Г. Пореволюционное течение — евразийство (1921-1932). Дисс.канд.историч.наук, М.,1995; Урханова Р.А. Евразийство как идейно-политической течение в русской культуре XX века. Дисс.канд.филос.наук. М., 1992; Шатилов А.Б.

Особое место в изучении евразийского наследия занимают исследования зарубежных авторов. В 1990 г. в США вышла в свет книга М.Раева «Зарубежная Россия: история культуры русской эмиграции (1919-1939)»1. В книге автор дает характеристику двум концепциям - традиционной позитивистской и евразийской, сформировавшейся в эмиграции, отдавая предпочтение первой.

М. Бассин в труде «Россия между Европой и Азией. Идеологическое построение географического пространства»2 исследовал историю вопроса о дихотомии европейской и азиатской составляющих территории и культуры России и определил пространство России как единый природно-географический регион, опираясь на труды Ламанского «Три мира Азийско-Европейского материка» (1892) и евразийцев 1920-х годов.

Немецкий исследователь JL Люкс в ряде статей обнаружил сходство между евразийскими мыслителями и западными представителями консервативной революции, утверждая тем самым, что евразийство - не русское явление, что евразийская идеология отражала социально-политические процессы Западной Европы, а не России.

О заимствовании евразийских идей у западных коллег пишут и У. Лакёр и П. Серио. Например, П.Серио находит много общего между евразийством и немецкой классической философией, с взглядами католических консервативных мыслителей - Жозефа де Местра и Бональда4.

Индийский исследователь евразийства Мадхаван К. Палат считает, что евразийская идеология способна заполнить идеологический вакуум, установившийся после распада Советского Союза5

Евразийство как феномен политической культуры. Двадцатые годы XX века. Дисс.канд.политич.наук. М., 1999.

1 RaefFM. Russia abroad: A cultural history of the Russian emigration (1919-1939). N.Y.; Oxford, 1990

2 Bassin M. Russia between Europe and Asia. The ideological construction of geographical space?// Slavic Review, 1991

3 Люкс Л. К вопросу об истории идейного развития «первой русской эмиграции»//Вопросы философии, 1992, №9; Он же. Евразийство//Вопросы философии, 1993, №6; Он же. Россия между Западом и Востоком: Сборник статей. М., 1993; Он же. Евразийство и консервативная революция. Соблазн антизападничества в России и Германии//Вопросы философии, 1996, №3

4ЛакёрУ.Черная сотня. Происхождение русского фашизма.М.:Текст,1994;8ег^ Patrik.N.S.Trubetzkoy.L'Europe et Phumanite.Ecrits Linguistiques et paralinguistiques.Liege,"Mardaga",1996

5Мадхаван К. Палат. Евразийство - идеология будущего России/ Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940 г.г.-М., 1994. С.80-87

Оценка политического значения евразийского течения свойственна работе немецкого исследователя Отто Босса ("Die Lehre der Eurasier: Ein Beitrag zur russichen ideengeschichte des XX Jahrhunderts". Wiesbaden, 1961,si30).

С развитием информационных технологий многие видные ученые и политики публикуют свои статьи о евразийстве в Интернете (Э.А.Баграмов, Н.А.Назарбаев, И.Б.Орлова, А.С.Панарин, Г.Селезнев, Г.Осипов и др.).

Краеугольным камнем в изучении евразийства является вопрос о перспективности евразийского проекта. Сторонникам евразийского проекта развития России (Э.Баграмов, А.Г.Дугин, Б.Ерасов, В.В.Кожинов, В.В.Малявин, А.С.Панарин, В.Я.Пащенко, И.Б.Орлова, Г.Д.Чесноков и др.) импонирует желание сохранить уникальный союз азиатской и европейской культур, сохраняя оппозицию Западу. Противники евразийского проекта (О.В.Гаман, А.Игнатов, К.Г.Мяло, игумен Иоанн (Экономцев), Сендеров и др.) отмечают разные причины невозможности его осуществления. Прежде всего, речь идет об идеализации азиатского начала в культуре России, что может препятствовать проникновению западной культуры и движению к рыночной экономике. По мнению православных исследователей, евразийство содержит антиправославную тенденцию и, придерживаясь ее, Россия в дальнейшем пойдет по пути усвоения исламского и буддистского факторов, сознательно исключая фактор православный (что совершенно противоречит утверждениям классиков евразийства).

В 90-х годах XX века произведена попытка найти практическое применение евразийской идее на территории уже бывшего СССР. Идея Н.А.Назарбаева о создании Евразийского Экономического союза (ЕврАзЭС) возникла в контексте общей тенденции экономической интеграции на уровне субрегиональных объединений. В ключе интеграции евразийского пространства в Санкт-Петербурге 27 марта 1992 г. начинает свою работу Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств (МПА), в состав которой вошли главы парламентов Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана, России. Среди множества политических партий России появляются партии, использующие евразийскую идеологию — «Евразия» (21 апреля 2001г.), «Евразийская партия — Союз патриотов России» (27 апреля 2002г.).

В этот же период в среде гуманитариев юга России появляется концепция «Кавказ - вторая Евразия»1. Аргументация концепции строится на мнении о самодостаточности культурной, духовной и ментальной в кавказском регионе. Евразийский характер региона основывается на анализе географических, исторических особенностей, полиэтнического состава, поликонфессионализма. Все характеристики Кавказа указывают на необходимость считать регион связующим звеном Европы и Азии.

Таким образом, в исследовании феномена евразийства рассмотрено множество аспектов и подходов. Но системного, затрагивающего современные глобализационные процессы и тенденции интеграции ранее оппозиционных полюсов Запада-Востока и Севера-Юга, до сих пор не было. Не было равностороннего анализа и оценки евразийства как определенной концепции развития России.

С целью представить евразийство как закономерный интеграционный процесс на территории России в условиях глобализации, диссертант изучил труды ученых, исследующих глобализационные процессы в различных сферах деятельности человечества: М.С.Кагана, О.Н.Астафьевой, В.Н.Сагатовского, У.Бека, В.В.Михеева, Р.Робертсона, И.Валлерстайна, Н.Н.Моисеева, А.И.Уткина, А.Панарина, С.Хантингтона, К.Шахназарова, М.Чешкова, К.Х.Делокарова, Ф.Д.Демидова, Г.Г.Пирогова и др.

Цель исследования состоит в системном представлении феномена евразийства, способного преодолеть острые противоречия современного социокультурного процесса в условиях глобализации.

1 Давидович В.Е. Кавказ - вторая Евразия?// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1988. №2. С.51-52; Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Учебная лекция по регионоведению. /Отв.ред. Ю.Г.Волков. - Майкоп: РИПО «Адыгея», 1999.

Задачи исследования:

1. Обозначить методологические позиции изучения евразийства, исходя из принципов системно-синергетического мышления;

2. Проанализировать становление и исторические предпосылки возникновения и развития евразийской философии в начале XX века;

3. Выявить черты сходства и различия между философией классиков евразийства и современными проявлениями евразийства;

4. Выявить причины разноголосицы в современной оценке евразийства и обозначить пути ее преодоления;

5. Проанализировать онтологические позиции глобализации, ее внутренние противоречия;

6. Сопоставить идеи евразийства с современным глобализационным процессом.

Объект исследования. Социокультурная и геополитическая ситуация на территории СССР и России в XX веке.

Предмет исследования. Евразийство как феномен культуры XX века.

Гипотеза исследования состоит в предположении, что евразийство способно примирить два различных мира - Восток и Запад и стать одним из «спасительных» путей развития России в XXI веке.

Методология исследования. Евразийство должно стать предметом осмысления в контексте культуры России. Необходимо выявление общетеоретических и практических оснований евразийской идеологии, исторических закономерностей возникновения и развития, степени проявления феномена в современном социокультурном процессе. Методологической основой данной работы стал один из наиболее перспективных подходов современной научной мысли - системно-синергетический подход, включающий принципы историзма и познания целостности изучаемых систем, а также комплекс методов, соответствующий цели, задачам, предмету и объекту исследования: сравнительно-исторический; теоретический анализ философской, культурологической, исторической, социологической литературы по теме исследования; синхронический метод, который позволил изучить состояние мировой культуры в начале XX века и определить причины возникновения евразийства в этот период, диахронический метод — проследить развитие евразийской идеи в XX веке. Культурный континуум современности рассматривается диссертантом с позиций междисциплинарного подхода.

Для разработки методологических оснований работы были изучены труды отечественных и зарубежных ученых различных областей знания: П.К.Анохина, С.Аршинова, О.Н.Астафьевой, А.А.Богданова, И.В.Блауберга, В.П.Бранского

B.В.Васильковой, М.С.Кагана, С.П.Капицы, Е.Н.Князевой, С.П.Курдюмова, Г.Г. Малинецкого, А.П.Назаретяна, С.Д.Пожарского, И.Пригожина, МИ.Сетрова, Стенгерс, Г.Хакена, В.П.Шалаева, А.И.Уемова, Э.Г.Юдина1 и др.

С целью представить евразийство как закономерный интеграционный процесс на территории России в условиях глобализации, диссертант изучил работы ученых, исследующих глобализационные процессы в различных сферах деятельности человечества: О.Н.Астафьевой, У .Бека, И.Валлерстайна, К.Х.Делокарова, Ф.Д.Демидова, М.С.Кагана, В.В.Михеева, Н.Н.Моисеева, Р.Робертсона, А.Панарина, Г.Г.Пирогова, В.Н.Сагатовского, А.И.Уткина,

C.Хантингтона, М.Чешкова, К.Шахназарова и др.

1 См.: Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. - М.: Наука, 1980; Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука: [В 2 кн.] - М.: Экономика, 1989; Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. - М.: Эдиториал УРСС, 1997; Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. - СПб.: Изд-во СПб. Акмеологической Академии, 2000; Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. - СПб.: Политехника, 2001; Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. - СПб., 1999; Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2 кн. - СПб.: Петрополис, 2003; Капица С.П., Курдюмов С.П. Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. - М.: Эдиториал УРСС, 2003; Князева Е. Одиссея научного разума. Синергетическое видение научного прогресса. -М.: ИФРАН, 1995; Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: (Синергетика, психология и футурология). - М.: ПЕР СЭ, 2001; Николис Г. Познание сложного: Ведение. - М.: Мир, 1990; Пригожин И.Р. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. - М.: Эдиториал УРСС, 2003; Хакен Г. Синергетика. - М.: Мир, 1985; Шалаев В.П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире. - Йошкар-Ола, 1999 и др.

Научная новизна диссертационного исследования. В итоге разработки темы исследования:

• Предпринята попытка раскрыть сущность евразийства в его историко-культурном, социально-философском, политическом аспектах;

• Проведен сравнительный анализ евразийства и ряда современных концепций, альтернативных в выборе путей развития России;

• Проведен анализ глобализационных процессов в мировом континууме и намечены определенные тенденции роли России в обозначенном процессе.

Положения, выносимые на защиту:

1) Процесс эволюции евразийской концепции протекал по законам, которые синергетика называет нелинейным развитием. В одно и то же время вырабатывались различные варианты трактовки отношений Европы и Азии, «европейского» и «азиатского» компонентов в культуре России;

2) Эволюция евразийской концепции протекала, с одной стороны, под влиянием социокультурных и политических процессов, которые происходили в СССР в постреволюционный период, и которые в полной мере были осмыслены евразийцами. С другой стороны, - под влиянием идеального состояния взаимоотношений «европейского» и «азиатского» компонентов в историческом и культурном развитии России, сыгравшем роль аттрактора в представлении евразийцев;

3) Евразийская концепция в том виде, каком разрабатывалась классиками евразийства, вступила в определенную связь с трактовкой отношения «европейского»-«азиатского» внутри страны и при советской власти, и при демократических преобразованиях России конца XX века;

4) Изучение истории евразийства представляет интерес а) для понимания характера развития идеологии русской эмиграции; б) для понимания связи евразийской идеологии с реальными процессами, которые протекали в Советском Союзе во взаимоотношениях славянских и восточных республик, и внутри самого русско-белорусско-украинского ареала; в) для выработки политики взаимоотношений России и стран СНГ, поскольку эта политика последовательно не сложилась и изучение истории евразийства может оказать в этом помощь; г) для органичного вступления России в процесс глобализации при сохранении ее культурной идентичности.

Научно-практическая значимость работы. Итоги и материалы исследования могут послужить основой для подготовки спецкурсов по истории российской эмиграции, истории русской философской и политической мысли. Некоторые аспекты исследования могут стать основой для осуществления некоторых политических изменений на территории Евразии. Апробация работы

Основные положения диссертации включены в материалы пяти конференций «Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века» (Санкт-Петербург, 2001), «Общечеловеческие ценности и профессиональное становление личности. Международная научная конференция молодых ученых» (Смоленск, 2001), «Русская философия. Концепции. Персоналии. Методика преподавания. VII Санкт-Петербургский симпозиум историков русской философии» (Санкт-Петербург, 2001), «Философия в глобальном мире. Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященная 45-летию Российского Университета Дружбы Народов» (Москва, 2005), «IV Российский философский конгресс: Философия и будущее цивилизации» (Москва, 2005). Некоторые аспекты диссертационного исследования обсуждались на семинаре Центра современной философии и культуры («СОФИК») Санкт-Петербургского государственного университета. Структура диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Кутыева, Эльмира Рафаиловна

Заключение

Обращение исследователей к проблемам эмиграции было стимулировано социально - политическими переменами в России в конце XX века. Появилась необходимость смены былой парадигмы развития, приведшей государство к распаду. Евразийство в полной мере могло бы стать модернизационной парадигмой, способной интегрировать народы бывших союзных республик. При этом идеология евразийства оценивает уникальность каждого народа на территории Евразии, а русская культура по своей сути - культура евразийская, в развитии которой приняли участие многие народы.

Для дальнейшего развития России необходима идентификация ее как евразийской цивилизации, народы которой объединены общей исторической и культурной традицией. В начале XXI века остро встают проблемы идентификации России в мировом культурном, политическом, экономическом пространстве в контексте набирающего темпы процесса глобализации. При этом процесс глобализации имеет множество внутренних противоречий. Позитивный момент глобализации - рассмотрение глобализационных процессов как этапа в формировании единого экономического, политического культурного пространства. При этом одной из немаловажных причин объединяющегося мира становится общая тенденция стремления к безопасности планетарного будущего. Отрицательный момент глобализации -следующая вслед за интеграцией — унификация культурной идентичности по единому западному шаблону. Евразийство как стратегический императив и как общекультурная идеология способна сохранить уникальное полиэтническое и поликонфессиональное пространство России - Евразии.

В диссертационном исследовании евразийство становится предметом осмысления в культуре России, которой необходимо выявление его общетеоретических и практических оснований, исторических закономерностей возникновения и развития, степени проявления феномена в современном социокультурном процессе. Методологическим основанием подобного исследования становится наиболее перспективное направление научной мысли конца XX - начала XXI века - системно-синергетический подход. Этот подход учитывает в исторической форме бытия закономерности процессов развития сложных систем, процессы их самоорганизации. В изучении евразийской концепции синергетика дает шанс системного видения развития (саморазвития) идеологии, закономерности ее изменений, внутреннюю мотивированность, влияние внешних факторов на развитие системы евразийских взглядов.

Евразийская концепция возникает в критические исторические моменты, когда страна находится на грани кризиса. Таких этапов было несколько: во-первых, время реформаторства 60 - 70-х г.г. XIX в., когда ставились проблемы путей экономического, политического и культурного развития общества. В этот период появляются концепции Н.Данилевского, К.Леонтьева, которые явились предтечей классического евразийства. Во-вторых, период трех русских революций, становление советской власти, эмиграция, породившая множество течений и направлений русской эмигрантской мысли, в том числе и классические формы евразийской мысли. В-третьих, последнее десятилетие XX в., после краха коммунистического режима, крушения ценностей нескольких десятилетий, возрождается евразийская идеология, которая ставит цель интеграции бывших союзных республик (в этот период появились евразийские политические партии Дугина, Ниязова, программа Евразийского экономического союза (ЕАС) Н.Назарбаева, проводится ряд саммитов ЕАС, организуется Ассамблея государств-участников ЕАС в Санкт-Петербурге).

Евразийство как течение эмигрантской мысли XX в. возникло в контексте разочарования европейской интеллигенции в могуществе западной цивилизации после Первой мировой войны, революций в России и ряда освободительных войн во многих странах Востока и интереса к Востоку и особенностям его культуры; в контексте революционных перемен в России и внешней политики молодого государства, направленной на восточные страны; в контексте эмигрантской интеллектуальной среды, тщательно изучающей проблемы обновленной родины и проблемы русского национального самосознания, возникает целостная система взглядов, учитывающая евроазиатское происхождение России - Евразийство.

Идеология евразийства состоит из целого ряда компонентов, находящихся в определенной взаимообусловленности. Слагаемые этого комплекса - личность, культура (симфоническая культуро-личность), государство и месторазвитие. Связующим звеном в евразийской концепции является православие. В своем замысле и проявлении евразийство представляет собой целостную программу, включающую историко-культурный, социально-философский, политический и правовой аспекты, но не выявляющую их различие.

Основной поток дискуссий на евразийскую тематику пришелся на 20-е годы XX века. Практически вся мыслящая эмиграция высказала свое мнение о евразийстве. Одно из главных обвинений евразийства (это обвинение прозвучало от большинства эмигрантов) - апологетика большевизма.

Эволюция евразийской концепции протекала под влиянием тех процессов, которые происходили в это время в СССР. Политическая жизнь молодого государства была строго оценена евразийцами. С одной стороны, евразийцы формально были близки к большевизму в «отвержении не только тех или иных политических форм, но и всей той культуры, которая существовала в России непосредственно до революции и продолжает существовать в странах Романо-германского запада, и в требовании коренной перестройки всей этой культуры. Евразийство сходится с большевизмом и в призыве к освобождению народов Азии и Африки, порабощенных колониальными державами»1. Да и практическая политика советской России на восточных рубежах была положительно оценена евразийцами, поскольку то состояние взаимоотношений европейского и азиатского на территории единого евразийского государства в этот исторический период играл, говоря языком синергетики, роль аттрактора в представлении евразийцев. То есть видением идеальных будущих взаимоотношений европейского и азиатского компонентов на территории

1 Трубецкой Н.С. Мы и другие/ Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. - M., 1993. С.85

России-Евразии. Этот немаловажный аргумент стал причиной амбивалентного отношения евразийцев к большевизму, когда она отрицаема как порождение европейской культуры и является утверждением европейского коммунизма на русской почве и ее восточная политика, осуществляемая в СССР, является идеалом в евразийской концепции.

Евразийская концепция в том виде, каком разрабатывалась классиками евразийства, вступила в определенную связь с трактовкой отношения Европы-Азии внутри страны и при советской власти, и при преобразованиях России, которые начались в середине 80-х годов XX века и продолжаются до сегодняшнего дня. Если при советской власти советская идеология к евразийству относилась, в большинстве своем, принципиально отрицательно (хотя рад положений и совпадал), то после краха советской власти понятие «евразийство» приобрело официальный статус и стало употребляться как официальный термин, например, в создании Евразийского Экономического Союза, Евразийской политической партии.

Появилась возможность объективного анализа евразийства, не осложненного тем, что теория родилась в эмигрантской среде. Но и после реабилитации евразийства единой оценки течения нет, поскольку у анализирующих евразийство философов, культурологов, социологов, политологов понимание отношений Запада - Востока, Европы - Азии различно. Следовательно, есть сторонники европейского понимания «русскости» с отрицательным отношением к элементам азиатским.

В России интерес к евразийству стал возрастать с изданием ранее запрещенных текстов теоретиков евразийства. Исследовательский круг евразийской тематики расширился - от узкого идеологического до изучения философских, этнологических, географических, лингвистических, исторических, политических проблем в евразийской концепции.

Из сделанных выше обобщений вытекают следующие практические рекомендации:

1. Поскольку культура в целом и культура каждого народа является сложной многокомпонентной системой и соотношения между компонентами системы должны различаться. Дальнейший анализ должен показать рассмотрение конкретного проявления этих особенностей в России. Например, рассмотрение религиозного вопроса на территории России, где, наряду с доминированием православия, существуют другие религиозные конфессии в азиатском регионе страны.

2. На основе теоретических разработок проблемы соотношения европейского и азиатского компонентов в контексте России выработать практические рекомендации для государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами межнациональных взаимоотношений. Кроме того, использовать наработки в данной области при написании учебных пособий для студентов и учащихся.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Кутыева, Эльмира Рафаиловна, 2005 год

1. Аверинцев С. Несколько мыслей о «евразийстве» Н.С.Трубецкого. Опыт беспристрастного взгляда// Новый мир. 2003. №2

2. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. - 263с.

3. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М.: «Аграф», 1998. - 640с.

4. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. -М., 1970.-28с.

5. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999

6. Антощенко А.В. Споры о евразийстве// О Евразии и евразийцах. -Петрозаводск, 1997.

7. Астафьева О.Н. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. М.: Изд-во МГИДА, 2002.-295с.

8. Астафьева О.Н. Эвристические возможности синергетики. Автореферат на соискание ученой степени д.ф.н. М., 2002.

9. Бицилли П.М. Два лика евразийства// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. -М.: «Наука», 1993. С.279-291

10. Богданов А.А. Тектология: (Всеобщая организационная наука). В 2 кн. М.: Экономика, 1989.

11. Босс О. Учение евразийцев// Начала. 1992. №4. С.89-98

12. Бранский В.П. Социальная синергетика и теория наций. Основы этнологической акмеологии. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской Акмеологической Академии, 2000. - 108с.

13. Бушуев С.В История государства Российского: Историко-библиографические очерки. М., 1994

14. Вандалковская М.Г. Историческая наука российской эмиграции: «евразийский соблазн». М., 1997.

15. Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). Серия: «Мир культуры, истории и философии». СПб.: Изд-во «Лань», 1999. - 480с.

16. Вернадский Г.В. Два подвига св. Александра Невского// Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. М.: «Беловодье», 1997. С.227-249

17. Вернадский Г.В. История России: Монголы и Русь. Тверь: ЛЕАН, М.: Аграф, 1997. - 480с.

18. Вернадский Г.В. Монгольское иго в русской истории// Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. М.: «Беловодье», 1997. С.250-264

19. Вернадский Г.В. Начертание русской истории. Б.м.: Евразийское Книгоиздательство, 1927.

20. Вернадский Г.В. Русская историография. М;: «Аграф», 1998. - 448с.

21. Вилента И.В. Концепция равенства культур в наследии евразийства// Россия и Запад: диалог культур. Материалы II международной конференции 28-30 ноября 1995. М., 1996

22. Водолагин А.В., Данилов С. Метафизическая ось евразийства. Тверь, 1994

23. Византизм и славянство. Великий спор. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 736с. (Серия «Антология мысли»).

24. Волкогонова О.Д. Образ России в философии Русского Зарубежья. М.: «Российская политическая энциклопедия», 1998. - 325с.

25. Волновые процессы в общественном развитии/ В.В.Василькова, И.П.Яковлев, И.Н.Барыгин и др. Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1992.

26. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков/ Составитель Н.Г.Федоровский. М.: Логос. - 752с.

27. Геллер М. Россия и Евразия// Русская мысль. 1991. 13 сентября

28. Гиренок Ф. Новые дикие// Евразийская перспектива. М., 1994

29. Глобалистика: Энциклопедия/ Гл. ред. И.И.Мазур, А.Н.Чумаков; Центр научных и прикладных программ «Диалог». М.: ОАО Изд-во «Радуга», 2003.-1328с.

30. Гомаюнов С.А. Композиционный метод в историческом познании. М., 1994. - 143с.

31. Гумилев Л.Н. Историко-философские сочинения Н.С.Трубецкого (заметки последнего евразийца)// Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык./ Сост. В.М.Живова; Вступительная статья Н.И.Толстого и Л.Н.Гумилева. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. С.31-54

32. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М.: «Сварог и К», 1998. - 336с.

33. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. — М.: ООО «Изд-во ACT», 2004. 606с.

34. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. -528с.

35. Гусева А.В. Концепция русской самобытности у евразийцев: критический анализ. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР. Л., 1986

36. Давидович В.Е. Кавказ вторая Евразия?// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1988. №2. С.51-52

37. Делокаров К.Х., Демидов Ф.Д. В поисках новой парадигмы. Синергетика. Философия. Научная рациональность. М.: РАГС, 1999.

38. Доронченков А.И. Эмиграция «первой волны». О национальных проблемах и судьбе России. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2001. -216с.

39. Дугин А. Основы геополитики. Геополитическое будущее России. Мыслить Пространством. М., 1999. - 928с.

40. Дука О.Г. Эпистемологический анализ теорий и концепий исторического процесса с позиций вероятностного подхода (на примерах российской историографии): Монография. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2001. — 219с.

41. Евразийство в контексте современности. Сборник статей. СПб.: Изд-во «Скиф», 1995.-41с.

42. Евразийство: Опыт систематического изложения (Формулировка 1926 г.)// Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Русская книга, 1992. С.347-415

43. Евразийство: Опыт систематического изложения (Формулировка 1927г.)// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология.-М.: «Наука», 1993. С.217-229

44. Евразийство: за и против, вчера и сегодня. Материалы «круглого стола»// Вопросы философии. 1995. №6

45. Евразийская перспектива, Материалы Международного конгресса. «Культура и будущее России». М., 1994. - 216с.

46. Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве// Общественные науки и современность, 1994. №2. С.57-67

47. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Пособие для студентов ВУЗов. В 2 частях. М.: «Аспект Пресс», 1994.

48. Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. М.: Наука, 2002. - 524с.

49. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Учебная лекция по регионоведению./ Отв.ред. Ю.Г.Волков. Майкоп: РИПО «Адыгея», 1999.-40с.

50. Жданова Г.В. Евразийство в современных исследованиях. Философские аспекты. Автореф.на соик.уч.ст.к.ф.н. — М., 2002. 27с.

51. Жданова Г.В. Перспектива евразийского проекта// Евразийская идея и современность/ Под ред. Н.С.Кирабаева, А.В.Семушкина, С.А.Нижникова. М.: РУДН, 2002. С.174-193

52. Зеньковский В. Русские мыслители и Европа. Критика европейской культуры у русских мыслителей. Париж: YMKA-PRESS, 1955. С.145-167

53. Иванов О.П., Малинецкий Г.Г. Методология исследования глобальных проблем современности/ Синергетика. Труды семинара. Том 2. Естественнонаучные, социальные и гуманитарные аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1999. С. 54-70

54. Игнатов А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности// Вопросы философии, 1995. №6. С.49-64

55. Игумен Иоанн (Экономцев). Опасности евразийской идеологии// Евразийская перспектива. М., 1994

56. Илларионнов С.И., Никулина О.В., Рукосуев Г.Н. Евразия-геостатический ориентир России. (Выбор XXI века).-М.: Русская книга, 2001.-176с.

57. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие: уч.пособие. М.: Издателская корпорация «Логос», 2000. - 432с.

58. Иорданский В. Евразийская перспектива: реальность или мираж?// Россия на новом рубеже. М.: «Апрель - 85», 1995. С. 259-286

59. Исаев И. Геополитические корни авторитарного мышления. Исторический опыт евразийства// Дружба народов, 1993. №11. С.139-149

60. Исаев И. Евразийство: идеология государственности// Общественные науки и современность, 1994, №5. С.42-55

61. Исход к Востоку. Сборник статей евразийцев. М., 1997

62. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. В 2 кн. СПб.: ООО изд-во «Петрополис», 2003.

63. Каган М.С. Синергетика и культурология// Синергетика и методы науки. -СПб.: «Наука», 1998. С. 201-219

64. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416с.

65. Кантор В. Русский европеец как явление культуры (философско-исторический анализ). М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. - 704с.

66. Карсавин Л.П. Основы политики// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М.: Наука, 1993. С. 174-216

67. Карсавин Л.П. Философия истории. СПб, 1993

68. Ключников С. Восточная ориентация русской культуры// Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. М.: «Беловодье», 1997. С.5-70

69. Князева Е.Н. Саморефлективная синергетика// Вопросы философии, 2001. №10. С.99-113

70. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. - 236с.

71. Князева Е., Курдюмов С. Синергетика в контексте диалога Востока и Запада// Россия и современный мир. Проблемы. Мнения. Дискуссии. События. -М., 1995.

72. Кожинов В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1997.

73. Лавров С.Б. Завещание великого евразийца// Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М.: «Сварог и К», 1998. С.301-312

74. Лавров С.Б., Лавров А.С. Предисловие// Вернадский Г.В. Начертание русской истории. М.: Айрис-пресс, 2002.

75. Ларюэль М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи/ Пер. фр. Т.Н.Григорьевой. М.: Наталис, 2004. - 287с.

76. Люкс Л. Евразийство// Вопросы философии. 1993. №6

77. Люкс Л. Евразийство и консервативная революция. Соблазн антизападничества в России и Германии// Вопросы философии. 1996. №3

78. Люкс Л. К вопросу об истории идейного развития «первой русской эмиграции»//Вопросы философии. 1992. №9.

79. Люкс Л. «Особые пути» пути в никуда - о крахе особых путей России и Германии в XX веке// Вопросы философии. 2001. №12

80. Люкс Л. Россия между Западом и Востоком: Сборник статей. М., 1993

81. Маслин М.А. Неоевразийство о судьбе России// Евразийская идея и современность/ Под ред. НС.Кирабаева, А.В.Семушкина, С.А.Нижникова. М.: РУДН, 2002. С. 205-215

82. Мельников Ю.Н. Исследование сложных систем. М.: МЭИ, 1983. - 44с.

83. Мир России Евразия: Антология. М., 1995.

84. Михеев В.В. Глобализация и азиатский регионализм: вызовы для России. М.: РАН. Институт Дальнего Востока, 2001. - 224с.

85. Мосолова Л.М. Теоретические основания исследования истории культуры регионов РоссииII Истоки региональных культур: Сборник научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2000. С.4-15

86. Мяло К. Между Западом и Востоком. Опыт геополитического и историософского анализа. М.: изд. Соловьев, 2003. - 224с.

87. Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 19941997. М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997.-480с.

88. Назаретян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. (Синергетика исторического прогресса). — М.: «Наследие», 1996. 184с.

89. Назаретян А.П. Синергетика в гуманитарном знании: предварительные итоги// Общественные науки и современность. 1997. №2. С.91-98

90. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории: Синергетика, психология и футурология. М.: ПЕР СЭ, 2001. -239с.

91. Нижников С.А. Евразийство в контексте истории российской мысли// Евразийская идея и современность/ Под ред. Н.С.Кирабаева, А.В.Семушкина, С.А.Нижникова. М.: РУДН, 2002. С. 131-140

92. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Вступительная статья// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М.: «Наука», 1993. С.3-23

93. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории: Курс лекций. М.: Аспект Пресс, 1999. - 399с.

94. Нысанбаев А. Жить мирно можно и нужно// Известия. 2003. 28 мая. С.11.

95. Омельченко Н.А. В поисках России: общественно-политическая мысль русского зарубежья о революции 1917 года, большевизме и будущих судьбах российской государственности ( историко-политический анализ). СПб.: Изд-во РХГИ, 1996. 560с.

96. Омельченко Н.А. Споры о евразийстве// Политические исследования. 1992. №3

97. Орлова И.Б. Евразийство история и практика// Назарбаев Н.А. Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997. - М.: Фонд содействия развитию социальных и политических наук, 1997. — С.457-476

98. Орлова И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М., 1998.

99. Орлова И.Б. Современные цивилизации и Россия. М., 2000

100. Очирова Т. Геополитическая концепция евразийства// Общественные науки и современность. 1994. №1. С.47-55

101. Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование. М.: Алгоритм, 2002. - 352с.

102. Панарин А.С. Евразийский проект в индустриальную эпоху// Социальная теория и современность. Евразийский проект модернизации России: «за» и «против». М., 1995.

103. Панарин А.С. Реванш истории: россиская стратегическая инициатива в ХХГ веке. М.: Издательская корпорация «Логос», 1998. -392с.

104. Панарин А. С. Россия в Евразии; геополитические вызовы и цивилизационные ответы// Вопросы философии, 1994. №12

105. Панарин А.С. К реконструкции «Второго мира»// Иное. Хрестоматия нового российского самосознания. М.: Аргус, 1995.

106. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим»// Вопросы философии, 1996. №1

107. Пащенко В.Я. Идеология евразийства. Автореф. на соиск.уч.ст.д.ф.н. М., 2000

108. Пащенко В.Я. Идеология евразийства. Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.ф.н. М., 2000

109. Пащенко В Л. Идеология евразийства. М., 2000.

110. Пирогов Г.Г. Глобализация и цивилизационное многообразие мира (Часть 1: Россия и Запад в процессе глобализации). М.: БФРГТЗ «Слово», 2002. - 402с.

111. Покровский ELE. Конвергенция» глобализация и конфликт (по мотивам П.Сорокина)/ Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. Материалы международного научного симпозиума. — М.-СП6., 1999. С.210-224

112. Половинкин С. Евразийство/ Русская философия. Малый энциклопедический словарь. -М., 1995. С.172-178

113. Половинкин С.М. Евразийство и русская эмиграция// Трубецкой Н.С. История, культура, язык. М., 1995.

114. Пономарева JI.B. Вокруг евразийства: споры в русской эмиграции// Евразийская идея и современность/ Под ред. Н.С.Кирабаева, А.В.Семушкина, С.А.Нижникова. -М.: РУДН, 2002. С.30-37

115. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Русская книга, 1992. - 432с.

116. Пушкин С.Н. Историософия евразийства. СПб., 1999. 118с.

117. Россия и Запад: диалог культур. Материалы II международнойконференции 28-30 ноября 1995 г. М., 1996

118. Русская душа. Тысяча лет отчечественного любомудрия./ Сост. И авт.

119. Вступ. Статьи С.В. Перевезенцев. М.: Роман-газета, 1994. - 240с.

120. Рязановский Н.В. Возникновение евразийства// Звезда. 1995. №2

121. Савицкий П.Н. Географический обзор России-Евразии// Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997

122. Савицкий П.Н. Евразийство// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М.: Наука, 1993. С.100-113

123. Савицкий П.Н. Идеи и пути евразийской литературы// Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. Сборник трудов евразийцев. М.: «Беловодье», 1997. С.369-388

124. Савицкий П.Н. Степь и оседлость// Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. -М.: «Наука», 1993.

125. Сагатовский В.Н. Есть ли выход у человечества? (Критика образа жизни). СПб.: «Петрополис», 2000. - 148с.

126. Сагатовский В.Н. Русская идея: продолжим ли прерванный путь? СПб., 1994

127. Сетров М.И. Методологические принципы теории организации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. JL, 1973. - 38с.

128. Синергетика. Труды семинара. Том 3. Материалы круглого стола «Самоорганизация и синергетика: идеи, подходы, перспективы». М.: Изд-во МГУ, 2000. - 368с.

129. Соболев А. О евразийстве как культуроцентричном мировоззрении// Россия XXI. Общественно-политический и научный журнал. 2000. №1. С.70-91

130. Соболев А.В. Полюса евразийства. Л.Карсавин, Г.Флоровский// Новый мир. 1992. №1

131. Сулейменов О. Аз и Я. Книга благонамеренного читателя. Алма-Ата: Жазуши, 1975.

132. Тимонин Е.И. Исторические судьбы русской эмиграции (1920-1945-е годы). Омск: Изд-во СибАДИ, 2000. - 300с.

133. Толпегин А. О понятии «Евразия» у евразийцев 20-х годов// Евразия. 1995. №1(3)

134. Толстой Н. Истоки евразийства// Евразийская перспектива. М., 1994

135. Трубецкой Н.С. Верхи и низы русской культуры (этическая основа русской культуры)// Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. -М.: Русская книга, 1992. С.330-346

136. Трубецкой Н.С. Вступительная статья к сб. «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев»// Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М.: Русская книга, 1992. С.312-316

137. Трубецкой Н.С. Европа и Человечество// Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 1999.

138. Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана// Трубецкой Н.С. История, культура, язык. -М., 1995.

139. Трубецкой Н.С. Об истинном и ложном национализме// Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М.: Аграф, 1999. - С. 103-118

140. НЗ.Флоровский Г.В. Евразийский соблазн// Россия между Европой и Азией:

141. Евразийский соблазн. Антология. М: «Наука», 1993. С.237-265 144.Хилтухина Е.Г. Философия Всеединства в контексте проблемы «Восток-Запад» русских мыслителей. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2002. - 198с.

142. Черкасов НА. Евразийская интеграция: проблемы и перспективы. -СПб.: СПбГУЭФ, 2000. 36с.

143. Чиняева Е.В. Русские интеллектуалы в Праге: теория евразийства/ Русская эмиграция в Европе (20-30-е годы XX века). М.: ИВИ РАН, 1996. С.177-198

144. Шалаев В.П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире. Йошкар-Ола, 1999. -272с.

145. Шилин К.И., Пирогов B.JL, Тоненкова М.М., Шефель С.В. Евразийская социология будущего: экософские основания, М., 1999. - 30с.

146. Шишкин Д.П. Историософия евразийства и русский консерватизм второй половины XIX в.// Из истории философской мысли России вт. пол. XIX -нач. XX в.в. Рукопись деп. в ИНИОН АН СССР. М., 1984. С.69-83

147. Шубарт В. Европа и душа Востока. Frankfurt, 1947.

148. Шляпентох Д. Идеология евразийства// Клио: Издательство «Нестор», СПб., 2003. С.26-28

149. Янов А. Русская идея и 2000-й год. New-York: Liberty publishing house, 1988.

150. Bassin M. Russian between Europe and Asia .// Slavic Review, V 50, 1991, №1.

151. Raeff M. Russian Abroad: A Cultural history of the Russian Emigration, 1919-1939.-NY, Oxford, 1990.

152. Utechin S. Russian political thought: a concise history. London, 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.