Тайноведение как культурно-исторический феномен современной России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Устинов, Сергей Геннадьевич

  • Устинов, Сергей Геннадьевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Тюмень
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 185
Устинов, Сергей Геннадьевич. Тайноведение как культурно-исторический феномен современной России: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Тюмень. 2006. 185 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Устинов, Сергей Геннадьевич

Введение.

Глава 1. Происхождение, современное состояние и признаки тайноведческих концепций.

1.1. Тайноведение, его понятие, виды, происхождение и эволюция.

1.2.Современность как контекст изучения тайноведения.

Глава 2. Базовые парадигмы и идейный строй современного тайноведения

2.1. Основные принципы учения Блаватской.

2.2. Гностицизм и «логика» жизненного пути человека у К.Кастанеды

2.3. Связь теософской парадигмы Е.П.Блаватской с наукой и христианской религией XIX века.

Глава 3. Роль и место тайноведения в духовной культуре России IX-XXI веков

3. Зарождение и особенности тайного знания в древней и средневековой Руси.

3.2. Тайноведение в культуре России XVIII - XX веков.

3.3. Тайноведение как явление российской культуры в конце XX начале XXI века.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Тайноведение как культурно-исторический феномен современной России»

Актуальность темы исследования. Осмысление и анализ тайповедения, укорененность его в культуре и востребованность этого феномена социумом, представляет собой одну из важнейших проблем становления современной культуры. Думается, что очевидное обострение в наши дни внимания к разным видам тайноведения напрямую связано с кризисом классической рациональности Просвещения и пересмотром сложившейся научной картины мира.

XIX и XX века дали огромный толчок человечеству в раскрытии духовного и интеллектуального потенциала, благодаря которому стали возможны качественные прорывы в науке и дальнейшее развитие культуры. Это, прежде всего, научно-техническая революция, преобразившая весь мир. Однако в 60-х гг. XX в. мировой проект модерна, который ассоциировался с идеей прогресса, вступил в полосу кризиса. Например, начались такие процессы, как глобализация, тотальное распространение массовой культуры, появилась ощутимая угроза мирового терроризма. К признакам кризиса модерна можно отнести и всплеск тайноведения во всем многообразии его форм, являющегося темой данного диссертационного исследования, и его распространение по миру.

Со второй половины XX века мир вступил в фазу, которую в ряде философских и культурологических концепций принято называть постмодернизмом. Постмодернизм - это конец целого периода европейской цивилизации - Нового Времени, это возможность обратиться к тем ценностям и идеям, на отрицании которых базируется современная цивилизация, в том числе и к тайноведению.

В нашей работе состояние общественной культуры европейских стран конца XX - начала XXI века оценивается как постмодернистское. Данный эпитет, как представляется, достаточно точно указывает на перемены в современном нам мире, на то, что его отличительной чертой сегодня являются не столько новые технологии, сколько смена мировоззренческих установок, которая заключается в вытеснении модернистского способа мышления иными умонастроениями. Будучи состоянием западного менталитета, постмодернизм распространяется и на самосознание постсоветской России. В данном контексте уместно привести известную фразу Б.Парамонова: «.Россия - постмодернистская страна» [133. с. 12].

Бурное возрождение «тайных знаний» и их большое влияние на мировоззрение россиян, неосознанная потребность в оккультных и эзотерических представлениях большого числа людей, претензии современного тайноведения на особый тип научного знания представляют, на наш взгляд, одну из важнейших практических проблем современной культуры. Свидетельством тому множество возникших за последние годы сект и организаций оккультно-мистического характера, в бум изданий соответствующего содержания на издательском рынке, появление большого числа целителей, колдунов к экстрасенсов, нарастающая тенденция пересмотра научной картины мира и включения в нее внерациональных элементов.

Тайные знания и основанные на них технологии последние десять лет активно внедряются и в стратегию управления массовым сознанием - через СМИ, и в конкретную административную управленческую практику. Сайентологи, в частности, создали свою систему обучения управленческих кадров, основанную на идеях создателя секты Рона Хаббарда. Данную систему обучения прошли в числе прочих некоторые высшие российские должностные лица. С 1989 года секта устанавливает контакты с российскими политиками. Berliner Zeitung в марте 1998 года сообщала о том, что С.Кириенко еще до назначения его премьер-министром посещал курсы сайентологии. Крупные специалисты во многих отраслях опасались в то время давления со стороны сайентологов [62, с. 195].

Возникает вопрос, как и почему тайноведение - знание, носящее явный религиозный оттенок, - возродилось в массовом масштабе в бывшей атеистической стране? Какими особенностями современного сознания обусловлена актуализация этого явления? Какие изменения условия повлияли на масштабность его распространения в культуре России?

Степень разработанности проблемы.

Проблематика тайноведения в теории и истории культуры затрагивает целый комплекс различных направлений: философских, научных, религиозных социальных, историко-культурных, психологических, и др. Поэтому изучение тайноведения оказывается достаточно многоаспектным.

Проблема тайноведческих идей и деятельности оккультно-мистических объединений, их роли и влияния в обществе, на протяжении веков была предметом внимания различных мыслителей, начиная с Пифагора и заканчивая современными исследователями эзотеризма. Однако тайноведение как линия в развитии культуры, альтернативная доминирующим и легитимным взглядам, институтам и формам познания, с современных культурфилософских позиций, по нашему мнению, осмыслено явно недостаточно. Особенно это относится к духовной культуре современной России. Причины уклонения науки от всестороннего обсуждения данной темы, главным образом, связаны с идеолого-мировоззренческим характером, как науки, так и самой темы.

Тайноведение является естественным противником религии в понимании её российских адептов, что неоднократно отмечалось Архиерейскими соборами РПЦ, и даже Съездом Всемирного совета церквей 1995 года, поэтому его объективное исследование было всегда затруднено в рамках религиозно-ориентированных гуманитарных наук и долгое время встречало и встречает противодействие со стороны соответствующих клерикальных кругов. Что касается атеистически ориентированной гуманитарной науки в России, то за редчайшим исключением (Е. Парнов. «Трон Люцифера») на протяжении всех лет Советской власти она избегала глубокого изучения тайноведения из опасений либо быть обвиненной в религиозности, либо огрубить и исказить предмет под влиянием коммунистической установки. Исследования подобного рода, как будет отмечено далее, велись только в 30-х гг. XX века в учреждениях НКВД.

В целом, европейская наука, будучи картезианской, по существу, игнорировала, например, паранормальные явления и попытки их изучения и научного конституирования, как не отвечающие сложившейся во времена модерна научной картине мира. Внимание к ним изначально маркировалось как непроходимая глупость. И лишь в последние годы данная проблема стала приобретать научный статус, в силу развития и оформления культурологии. Появилась возможность исследования не паранормальных, конечно, явлений, а самого тайноведения как реально существующего культурного процесса, воссоздающегося и воспроизводящегося наперекор давлению как клерикальных, так и научно-академических кругов, и пытающегося создать свою субкультуру.

К исследованию феномена эзотеризма обращались ученые из различных отраслей знания: философы, этнографы, психологи, историки, теологи, физики, и даже математики [160]. Анализу и творческому осмыслению подвергались рациональные и иррациональные способы мышления, системы знания о человеке и окружающей его Вселенной. Д.Фрезер и Б.Малиновский - основатели социальной антропологии впервые с научных позиций подошли к изучению и анализу первобытных верований и магии.

Оккультные феномены в славянском язычестве, эзотерическая традиция средневековой Руси и ее влияние на культурную жизнь России были рассмотрены в трудах Е.Аничкова, А.Афанасьева, Ф.Буслаева, Д.Зелеиина, С.Максимова, Б.Рыбакова, И.Сахарова и др.

Феномен тайноведения в русской культуре с точки зрения религиозной философии рассматривался Н.Бердяевым, С.Булгаковым, В.Зеньковским, Н.Лосским, А.Лосевым, В.Розановым, В.Соловьевым, Н.Трубецким, П.Флоренским и некоторыми другими мыслителями.

Эзотерические мотивы явно прослеживаются в творчестве писателей и поэтов серебряного века: А.Блока, К.Бальмонта, А.Белого, В.Брюсова, М.Волошина, З.Гиппиус, М.Кузьмина, Л.Минцловой. Хорошо аргументированную монографию, посвященную этой стороне их творчества, выпустил исследователь тайноведения в русской литературе начала ХХ-го века Н.Богомолов.

В различных видах эзотеризм всегда присутствовали в мировоззрении масонства и составлял основу его доктрины. Следует отметить, что эта проблематика разработана наиболее полно. Из исследований, посвященных анализу масонских орденов в России, назовем работы ряда отечественных исследователей: из досоветских трудов особого внимания заслуживают работы Б.Башилова, В.Иванова, В.Лонгинова, А.Селянинова, А.Соколовской, В.Шмакова и др., с позиций советской науки эту проблему рассматривали А. Аврех, Л.Замойский, Е. Парнов, А.Старцев, Е.Черняк, И.Яковлев.

В конце XX - начале XXI века в связи с всплеском массового интереса к эзотерическим, оккультным феноменам и их носителям появляется целый ряд новых работ, написанных в обстановке творческой свободы, с различных методологических позиций. Речь идет о трудах таких авторов, как Н.Боголюбов, Ю.Воробьевский, М.Назаров, А.Никитин, А.Острецов, О.Платонов, А.Серков, О. Соловьев и др.

Деятельность эзотериков, мистиков, и оккультистов после Октябрьской революции 1917г., таких, как А.Барченко, А.Кондиайн, Г.Мебес, Н. и Е.Рерихи, Г.Бокия и др., подверглась серьезному осмыслению и анализу в трудах современных исследователей А.Андреева, А.Никитина, А.Первушина, О.Шишкина, Л.Юзефовича. Жизни и эзотерическим исканиям Е.П.Блаватской посвящены работы ее последовательницы, одной из основательниц Русского Теософского общества Е.Писаревой.

Современные объединения тоталитарного и оккультно-мистического характера подверг критическому разбору и анализу известный российский специалист по сектоведению А.Дворкин.

Н.В. Ковтун исследуя, в том числе и эзотерические аспекты утопического сознания, в своём труде «Русская литературная утопия второй половины XX века», преимущественное внимание уделяется вопросу о соотношении «рационального» и «иррационального» начал в формировании отечественной утопической традиции, выявлению характера связи утопии и эзотерических практик. Важнейшие вопросы монографии - вопросы взаимовлияния утопии и масонства, утопии и древнего гностицизма, до сих пор не становившиеся предметом самостоятельного критического анализа.

Теоретик эзотеризма XX века Рене Генон в своих исследованиях и трудах разработал один из современных видов тайноведения - эзотерический традиционализм и оказал серьезное влияние на таких современных российских эзотериков, как Е.Головин, А.Дугин, Ю.Мамлеев и др., чье мнение следует также принимать во внимание, чтобы избежать чрезмерной односторонности.

Среди работ, посвященных анализу феномена тайноведения, важное место занимают труды ученых в области теории культуры, (И.Бескова, В.Визгин, В.Розин, Г.Ионас и др.). Вопрос об истине как единстве многообразия рассматривал Ю.В.Ларин.

Ряд исследователей рассматривают эзотерическую и философскую мысль в общих рамках всемирно-исторического процесса. Среди них -современный российский индолог В.К.Шохин. Его сравнения Индии и Европы, Индии и Китая являются частью новой стратегии историко-философского исследования, призванной открыть основания единства человеческого мышления.

Активный интерес к вопросам тайноведения проявляют зарубежные авторы, среди которых Ж.Бержье, М.Байджент, Р.Вильнев, С.Грофф, А.Дарол, М.Маромарко, Р.Лей, Л.Повелье, Б.Рассел, Т.Равенскрофт, И.Регардье, М.Серрано, Э Канселье, В.Жерсон, М.Холл, Ю.Эвола, С Ютен и др. Рассматриваются различные аспекты тайноведения, характеризуются разные его виды и формы, они становятся богатым материалом для творческого осмысления, рассматриваемого социокультурного феномена.

Большой резонанс вызывают литературные произведения с использованием эзотерических мотивов (Г.Гессе, Ж.-П.Сартр, У.Эко, У.Голдинг и др.) или напрямую на оккультно-мистические темы (П.Коэльо, Д.Браун и др.). В России эзотерические мотивы можно отметить в творчестве Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, М.А.Булгакова, В.Пелевина и др., не говоря уж о таких авторах, как С.Лукьяненко, об экранизации его сочинений,' о текстах многих музыкальных групп и т.д.

Однако следует отметить, что авторы во всех вышеупомянутых трудах изучали главным образом отдельные аспекты и тенденции развития тайноведения. На основании анализа степени изученности этого вида духовной культуры можно сделать следующий вывод: требуется более комплексный подход к тайноведению как культурно-историческому феномену, применительно к духовной жизни России конца XX- начала XXI века.

Источниками реконструирования тайноведческих парадигм как культурно-исторических феноменов наряду с научной и публицистической литературой послужили собственно эзотерические, оккультные, гностические и пр. тексты прошлого и настоящего.

Источники, характеризующие предмет исследования.

При анализе литературы и источников, посвященных тайноведению, прежде всего, следует выделить многочисленные работы мистиков и эзотериков. Это в первую очередь труды легендарного Гермеса-Трисмегиста, составившие так называемый «Герметический корпус», а так же сочинения гностиков и неоплатоников: Валентина, Василида, Маркиона, Плотина, Прокла, Ямвлиха и их духовных наследников, творивших в средние века: Я. Беме, Альберта Великого, Джона Ди, А.Неттесгеймского, Р.Луллия, Парацельса, Э.Сведенборга, М.Экхарта и др.

Однако современное представление о тайноведении сформировали такие известные эзотерики, как Е.П.Блаватская, А.Безант, А.Бейли, Е. и Н.Рерихи, Г.Гурджиев, П.Успенский, Р.Штайнер, Д.Андреев, А.Кроули, К.Кастанеда и др.

Ряд изданий носит энциклопедический характер, например «Энциклопедия оккультизма», «АУМ (Синтез мистических учений Востока и Запада)», «Масонство в его прошлом и настоящем» (Под ред. С.П. Мельгунова и Н.П.Сидорова), Мэнли П.Холл «Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии», Г.Шустер «Тайные общества, союзы и ордена», «Словарь эзотерических терминов (Сост. А. Вуль.)», Энциклопедия мистицизма, Энциклопедия «Мистики XX века», Энциклопедия символов, знаков, эмблем. Сост. В. Андреева и др., Магия Запада, Энциклопедия мудрецов, мистиков и магов: От Адама до Юнга.

Из более свежих публикаций особую ценность представляет сборник документального характера «Мистические общества и ордена в Советской России». Материалы книги, публикация, вступительные статьи, комментарии, указатели подготовлены А.Л.Никитиным.

Заслуживают большого внимания антологии под редакцией И.Т. Касавина: «Знания за пределами науки: мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях 1-14 веков» и «Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре 13-19 вв.»

В ходе проведения настоящего исследования мы использовали также отечественные и зарубежные периодические издания, в которых печатаются материалы тайноведческого характера. Это, в частности, такие журналы, как «Восхождение», «Милый Ангел», «Наука и религия», «Орион», «Путь к себе», «Розенкрейцер», «Элементы». В данной работе также была использована литература, связанная с общим обзором религиозных систем, в частности работы А. Гарнака, К. Каутского, Э. Ренана и др.

Объектом исследования выступает современная российская культура.

Предметом исследования является тайноведческое пространство в культуре современной России и его предпосылки.

Цель исследования - определение места и роли тайноведения в современной российской культуре.

Исследование продвигается к цели посредством решения следующих задач:

Г) Обоснование философско-методологических подходов к познанию тайноведения и определение понятия тайноведения. Описание происхождения и эволюции тайноведения.

2) Вычленение основной идеи теософии Е.П.Блаватской и анализ её влияния на тайноведческие взгляды современной России.

3) Определение основной идеи философско-литературного гностицизма К.Кастанеды как наиболее популярной сегодня формы тайноведческих взглядов Запада, влияющих на российскую культуру.

4) Выявление взаимодействия тайноведения с наукой и религией на примере теософии Е.П.Блаватской.

5) Описание исторических и регионально-культурных предпосылок формирования и распространения тайноведения в России.

6) Характеристика воздействия тайноведческих идей на индивидуальное и массовое сознание современного социума и в целом на духовную культуру современности.

Теоретические и методологические основы исследования

Современное тайноведение рассматривается нами как проявление постмодернистского состояния культур европейского типа. Этим обусловлено наше обращение к концепциям западной постмодернистской философии, включенной в непосредственно переживаемую эпоху, и в первую очередь к метафоре ризомы Ж. Делеза.

Представляется, что постмодернизм как состояние является интеллектуальной формой выражения в философии, искусстве, литературе, религии, науке, политике и т.д., той качественной трансформацией культуры, которую А.В.Павлов применительно к России называет межцивилизационной эпохой». Поэтому идея межцивилизационного качества современной культуры, восходящего к ойкуменальности природы человека, выступает основным методологическим принципом нашего исследования.

Тайноведение, с нашей точки зрения, способ и форма отношения человека с непознанным в его собственной природе, альтернативные науке, искусству и традиционной религии, хотя и связанные с ними. Поэтому оно априорно для любых типов человеческого разума и беспрестанно воспроизводит эзотерическую субкультуру, являющуюся то потенциалом культуротворчества, то источником распада культуры. Поскольку непознанное в человеческой природе в последние десятилетия распознается как «бессознательное», то для нашего исследования имеют методологическое значение идеи создателей и теоретиков психоанализа З.Фрейда, З.Фромма, К. Г.Юнга, и в первую очередь идея индивидуального, коллективного и исторического бессознательного.

Анализ источников требует, чтобы значения и смыслы этих текстов были поняты в контексте современного эзотеризма как его предпосылки. Отсюда необходимой для данной работы становится герменевтика. Герменевтика привлекается нами и для построения самой структуры работы, поскольку история мирового и российского тайноведения рассматривается в диссертации как основная предпосылка понимания его современного состояния в конкретном культурном, регионе - в России.

Изучение и сопоставление в контексте современности ряда традиций, сложившихся в разных цивилизациях, потребовало применения компаративных методологических приемов.

Данные методологические ориентиры позволяют выявить в разных эзотерических традициях параллели и различия, которые, в свою очередь помогают создать теоретическую и концептуальную модель исследуемого феномена.

Научная новизна исследования.

1. Сформулировано понятие тайноведения как тайноведческого пространства, определены его место и роль в культуре современной России.

2. Выявлены истоки и историко-культурные этапы эволюции тайноведения в России. Показана связь западноевропейского и русского эзотеризма и отличительные особенности последнего.

3. Установлены принципиальные отличия и сходство эзотеризма с другими формами культуры, такими, как наука, религия, мифология.

4. Реконструированы основные идеи эзотеризма на примере теософии Е.П.Блаватской и К.Кастанеды и их последователей.

5. Показана связь между массовым всплеском эзотеризма в России в конце прошлого века и вступлением современных культур в состояние постмодерна и в межцивилизационую эпоху.

Основные положения, выносимые на защиту.

1 .Предлагается понятие тайноведческого пространства, обозначающего весь круг оппозиционных науке и рациональной философии форм и результатов познания.

2. Утверждается, что неизбежность существования тайноведения в любую историческую эпоху обусловлена ойкуменальиой природой рационального мышления, которое, с одной стороны, не владеет с абсолютной полнотой ни самим собой, ни окружающим миром, а с другой стороны, стоит перед необходимостью практического преобразования неисчерпаемой реальности для продолжения человеческого и общественного существования.

3. Утверждается, что эзотеризм в целом деструктивен, так как напелен на разрушение сложившейся системы ценностей, обеспечивающей целостность культуры и человеческого мировоззрения. Вместе с тем, он выражает собою творческий потенциал мышления и способен ставить перед наукой, и особенно перед философией, новые проблемы.

4. На примере теософии Е.П.Блаватской, К. Кастам еды и их последователей утверждается, что эзотерическая картина мира характеризуется следующими признаками: а) Мир - един, объективен и существует независимо от человеческого сознания и помимо него, и он бесконечно больше того, что рациональное сознание способно о нем знать. б) Непосредственно за пределами и человеческого, и общественного сознания существует нечто, обладающее собственным мышлением и способное влиять на человеческую и общественную жизнь. Это «нечто» представляет собою многообразие «сил», персонифицированных в виде своеобразных «сверхличностей». Взаимодействие между этими сверхличностями составляет рисунок мировых законов и правил, которые человеку необходимо соблюдать для успешной жизни. в) По воле этих сверхличностей (Е.Блаватская) или по своей воле (К.Кастанеда) человек способен «узнать» эти мировые правила либо в форме «научного» знания (Е.Блаватская), либо путем самонастройки своего сознания и бессознательного (К.Кастанеда). г) Существуют люди, обладающие таким сверхзнанием и способные ему научить. Овладению этими «сверхзнаниями» помогает объединение учеников вокруг учителей в более или менее организованные союзы, в которых воспроизводится собственная субкультура со своей системой ценностей, крайне оппозиционная культуре и общественной системе ценностей.

5. Учения, возникающие на базе таких ценностей, либо категорически отрицают любое развитое монистическое мировоззрение в научном или в религиозном его виде, либо переосмысляют монизм и интерпретируют его под раннегностическим, а то и «де-монистическим» углом зрения. Причем плюрализм эзотерических концепций не является плюрализмом естественного диалога и полилога разных взглядов или культур, идущего в условиях многообразной современности. Напротив, это - плюрализм, возникающий при разрушении исторически сложившегося монизма. Сегодня этот плюрализм образуется вследствие распада классической рациональности Просвещения и перехода культуры в состояние постмодерна. В России он обусловлен распадом советского типа рациональности.

6. Современный эзотеризм неправомерно разыскивает свои истоки в раннеисторических, первобытных языческих и мифологических взглядах человечества. Он интерпретирует первобытное язычество под углом зрения господствующих в современности типов рациональности (под углом науки -Е.Блаватская, под углом философии бессознательного - К. Кастам еда). Поэтому эзотеризм является «миметической субкультурой». Осуществляя такую интерпретацию, современный эзотеризм «досоздает» недостающие ему элементы мировоззрения и является не столько наследием прошлого, сколько творчеством новых форм язычества, характерных для современности, и, следовательно, может быть идентифицирован как «неоязычество».

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Устинов, Сергей Геннадьевич

Заключение.

Подводя итог нашему исследованию тайноведения, можно сказать следующее.

Эта форма гносеологического отношения к неизвестному прежде всего сущностно определяется ойкуменальностью человеческого бытия. Именно поэтому тайноведение оказывается продуктом рефлексии индивидом тех свойств его внутренней природы, что не затронуты господствующим типом рациональности и воспринимаются интуитивно, как непосредственная данность индивиду всей целостности его внутреннего мира. Как такой продукт, оно становится интенцией целостного внутреннего мира в единстве его и рациональных, и внерациональных аспектов на внешнюю реальность, в какой акцентируются лишь свойства, не умещающиеся в рамках общепринятой философской, научной или религиозной картине мира.

Поэтому тайноведение всегда субкультурно, всегда оппозиционно господствующему типу рациональности и создаваемой им культуре. И всегда стремится этому господствующему типу подражать. Это - своеобразный мимесис. Говорить о рационализованности тайноведения можно лишь по отношению к способу построения учений и концепций, но не по отношению к их постулатам, целям и результата, так как постулат - непознанное в природе индивида, переживаемое лишь в мистическом опыте, цель -непознанное во внеиидивидуальной природе. Тайноведение, - это попытка рационально-технологического владения одной непостижимостью другой непостижимости.

Вместе с тем, историческое и регионально-культурное изменение господствующего типа рациональности меняет и образцы для подражания, а значит, побуждает к изменению и тайноведение. Оно непрерывно и спонтанно выбрасывает меж собою не связанные квазирациональные идеи, создавая вокруг рациональности некую туманную «ауру», привлекающую внимание. В высокоинтеллектуальных кругах такая «аура» может восприниматься как своеобразная эвристика, побуждающая к творчеству, познанию и рациональному объяснению. Влияние же этой «ауры» на малоинтеллектуальные и необразованные слои населения крайне деструктивно и в психологическом, и в социологическом, и в культурологическом аспектах. Может быть, именно это понимали старые адепты тайноведения в свойственной им интуитивной манере, понимали и стремились сохранить свое знание в тайне от широких масс народа.

Предпосылками тайноведческого тумана в современной России являются сугубо российская его история и синтезированная с нею в ходе межкультурного диалога, усвоенная история западного и восточного тайноведения. Чрезвычайно важным условием современного распространения тайноведческих идей в России является переживаемая ныне межцивилизационная эпоха, а условием распространения таких идей в других культурах европейского типа оказывается постмодернизм, как их нынешнее состояние. Межцивилизационная эпоха оборачивается распадом еще недавно целостного и устойчивого личного представления о мироустройстве, напрямую сталкивает человека с таинственностью мира и пробуждает его любопытство а вместе с ним и попытку определиться по отношению к этой тайне, восстановить целостность мировоззрениям

Эзотеризм можно считать социальной субкультурой только в смысле его распространенности. Он не формирует своих социальных институтов и существует только на уровне межличностного и межгруппового диалога. Институциональному его конституированию препятствует беспредметность данного явления, как в естественнонаучном, так и в гуманитарном смысле, как в религиозном плане, требующем обязательного оформления объекта веры религиозной традицией и его закрепления массово признанной церковной организацией, так и в философском плане. Вероятно, если бы он сумел конституироваться институционально, то сам бы стал господствующим типом рациональности, по отношению к которому появился бы свой эзотеризм. Так происходило на закате Средних Веков с зарождающейся наукой, чрезвычайно эзотеричной по отношению к господствующему схоластическому богословию.

Однако то, что произошло с наукой, сумевшей найти и отстоять свое, и чрезвычайно влиятельное место в культуре, вряд ли может произойти с каким либо из тайноведческих учений. Этому препятствует их беспредметность. В этом смысле современное тайноведение очень похоже на огромную свалку произвольных идей, где, как и во всякой мусорной куче, вполне может найтись и жемчужное зерно, но только одно или два. И никак не может получиться, чтобы весь мусор этой свалки состоял из отборного жемчуга.

Современный эзотеризм существует как переосмысление под углом зрения личного мистического опыта всех непосредственно переживаемых тайн жизни: как тайн пограничных состояний, так и тайн древнего народного опыта, и тайн Вселенной, и загадочности поведения Правительств, и угрожающей таинственности экономических процессов. Мистический опыт-личен, поэтому современному эзотеризму не удастся достичь уровня социального института и стать снованием какой-либо цивилизации, если ему не удастся политическими средствами принудить большинство населения к единому оккультному миропониманию. Впрочем, как показывает опыт Германии или СССР 30-х гг. XX в., это почти возможно, и такая перспектива настораживает.

Осмысление новых тайн и переосмысление старых, чья недавно понятная рациональная интерпретация перестает быть удовлетворительной, в силу подражательного характера эзотеризма всегда происходит по какому-либо образцу. Таким образцом для него выступает господствующий тип рациональности, сегодня представленный в науке, в немногих традиционных религиях и в западноевропейской философии - по ним он и выстраивает свои многочисленные учения.

Период конца XX - начала XXI века проходит под знаком широкой распространенности эзотерики, поэтому без преувеличения можно сказать, что «тайнознание» становиться элементом массового сознания, массовой культуры (всевозможные направления «поп-культуры» - от художественного до музыкального - даже сделали своим творческим кредо всякого рода эзотерическую символику, метафоры и специфические сюжеты). Это обстоятельство вновь заставляет говорить о «свободе эзотерики» - на этот раз не под углом зрения ее конфронтации с общепризнанными положениями философии, науки и традиционных религий, а с точки зрения ее способности при определенных условиях нанести вред физическому и психическому здоровью человека, провоцировать активность экстремистских групп. Эзотерические представления проникают в различные области культуры и науки: в экологию, психологию, медицину, искусство.

Однако эзотеризм как феномен культурной жизни выступает и в положительном качестве - как форма разрешения противоречия между теоретическим и обыденным сознанием. На базе большого разнообразия своих форм и видов он создает семиотические системы, специфическим образом регулирующие отношения людей, задают им смысловые системы координат, которые могут носить открытый или скрытный характер. Рациональный и мифологический типы мышления могут соседствовать, активно взаимодействовать, хотя это взаимодействие часто протекает противоречиво и может порождать немалые напряжения и конфликты.

Проведенная нами классификация и характеристика основных форм, видов и уровней эзотеризма позволила выявить иерархию их соотношения и историческую преемственность, помогла разграничить предметную область эзотеризма и других областей культуры, определить понятие и границы эзотеризма в общекультурном пространстве и выявить точки соприкосновения с научным, философским знанием и религиозным опытом.

В разработанной нами концепции эзотеризма обоснованы следующие причины его распространения в духовной культуре современного Российского общества.

Интерес к эзотеризму и мистике порожден травмами массового сознания, нанесенными индустриальной революцией, мировыми войнами, усложнившимися условиями бытия, и во многом связан с крахом веры в прогресс, возможность рациональной организации жизни, государства и общества. И в первую очередь он обусловлен началом межцивилизационной эпохи.

Место и роль эзотеризма в общественном сознании определяются силой притягательности его идей, затрагивающих самые сущностные вопросы человеческого бытия, являющихся важной частью системы ценностей культуры любого общества, а также его влиянием на политику, искусство, религию и философию.

Современное индивидуальное сознание не способно включить в себя все стандарты образования, квалифицированности, все те обширные многовековые сведения, требующие систематизации для создания единой модели современной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Устинов, Сергей Геннадьевич, 2006 год

1. Аврех, А. Я. Масоны и революция / А. Я. Аврех. М.: Политиздат, 1990. -324 с.

2. Агриппа, Г. К. Оккультная философия / Г. К. Агриппа. М.: Золотой век, 1993,- 115 с.

3. Андреа, В. Химическая свадьба Христиана Розенкрейца / В. Андреа // Наука и религия. 1991. - № 2. - С. 1.2-34; № 3. - С. 42-45; № 4. - С. 50-53.

4. Андреев, А. И. Время Шамбалы / А. И. Андреев. СПб.: Нева; М.: OJTMA - ПРЕСС Образование, 2002. - 352 с.

5. Андреев, Д. Л. Роза мира / Д. Л. Андреев. М.: МИР Урании, 1999. - 608 с.

6. Аппиньянези, Р. Знакомьтесь: Постмодернизм. / Р. Аппиньянези; пер. с англ. В. Правосудова. СПб.: Академический проект, 2004. - 176 с.

7. Ашкеров, А. Мораль, разум, глобализация. Против Хабермаса / А. Ашкеров //Сумерки глобализации: настольная книга антиглобалиста. СПб.; М.: Изд-во ACT, 2004. - 348 с.

8. Афанасьев, А. Н. Мифология Древней Руси / А. Н. Афанасьев. М. : Изд-во Эксмо, 2006.- 608 с.

9. АУМ. Вып. 1: Синтез мистических учений Запада и Востока. М.: ТЕРРА, 1990.-267 с.

10. Балабуха, А. Естествознание в мире мифов / А. Балабуха // Оккультные силы СССР: «Спецслужбы России». СПб.: Северо - Запад, 1998. - 688 с.

11. Баландин, Р. К. Наркоцивилизация / Р. К. Баландин. М.: Изд.-во ЭКСМО, 2003.-448 с.

12. Бадж, Э. А. Уоллис. Египетская книга мертвых / Э. А. Бадж. М. : ЭКСМО, 2004. - 768 с.

13. Байгушев, А. Сатанинские признания закулисного человека / А. Байгушев. М.: Б-ка журн. Молодая гвардия, 1996. - 477 с.

14. Барт, Р. Мифологии. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / Р. Барт. -М.: Прогресс, Универс, 1994. 616 с.

15. Башилов, Б. История русского масонства / Б. Башилов. М.: Наш современник, 1995. - 240 с.

16. Безант, А. Древняя мудрость / А. Безант. Магнитогорск: Амрита, 1994. -553 с. ?

17. Бейли, А. Трактат о белой магии, или Путь Ученика / А. Бейли. М.: Амрита-Русь, 2005.- 592 с.

18. Бейджент, М. Эликсир и камень / М. Бейджент, Р. Ли. М.: Эксмо, 2004. -416с.

19. Бердяев, Н. А. Собрание сочинений. Т. Ш. Теософия и антропософия в России. Типы религиозной мысли в России / Н. А. Бердяев. Париж: YMCA-Press, 1989. - 714 с.

20. Бердяев, Н. А. Русская идея / Н. А. Бердяев // Византизм и славянство. Великий спор. М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. - 736 с.

21. Бердяев, Н. А. Философия свободного духа / Н. А. Бердяев. М.: Республика. 1994.-480 с.

22. Бержье, Ж. Тайная война оккультных сил / Ж. Бержье. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 138 с.

23. Блаватская, Е. П. Разоблаченная Изида. В 2 т. Т.1: Наука / Елена Петровна Блаватская. М.: Золотой век, 1993. - 780 с.

24. Блаватская, Е. П. Разоблаченная Изида. В 2 т. Т.2: Теология / Елена Петровна Блаватская. М.: Золотой век, 1993. - 797 с.

25. Блаватская, Е. П. Тайная доктрина. В 3 т. Т. 1: Космическая эволюция / Елена Петровна Блаватская. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 880 с.

26. Блаватская, Е. П. Тайная доктрина. В 3 т. Т. 2: Антропогенезис / Елена Петровна Блаватская. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 944 с.

27. Блаватская, Е. П. Тайная доктрина. В 3 т. Т. 3: Эзотерическое учение / Елена Петровна Блаватская. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 752 с.

28. Богданов, А. А. Вопросы социализма: работы разных лет / А. А. Богданов. М.: Политиздат, 1990. - 479 с.

29. Богомолов, Н. А. Русская литература начала XX века и оккультизм / Н. А. Богомолов. М.: Новое литературное обозрение, 2000. - 560 с.

30. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 1995,- 168 с.

31. Брачев, В. С. Масоны и власть в России / В. С. Брачев. М. : ЭКСМО, 2003.- 640 с.

32. Браун, Д. Код да Винчи: роман / Дэн Браун ; пер. с англ. Н. В. Рейн. М. : Изд-во ACT, 2005.- 542 с.

33. Бриер, Б. Древнеегипетская магия / Б. Бриер ; пер. с англ. В. Симакова. -М. : КРОН ПРЕСС, 2000. - 381 с.

34. Булгаков, С. Н. Карл Маркс как религиозный тип / С. Н. Булгаков // Наш Современник, 1990. -№ 11.-С. 137- 148.

35. Бут, М. Жизнь мага: биография Алистера Кроули / М. Бут ; пер. с англ. Н. Макаровой. Екатеринбург: Ультра. Культура, 2004. - 672 с.

36. Вандерхилл, Э. Мистики XX века: энциклопедия / Э. Вандерхилл. М. : МИФ - ЛОКИД, 1996. - 522 с.

37. Варшавский, Е. Оккультизм оглашенное тайноведение / Е. Варшавский // АУМ. Вып. 3: Синтез мистических учений Запада и Востока. - М. : ТЕРРА, 1990. -С. 156- 167.

38. Великие арканы таро. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 784 с.

39. Вернадский, В. И. Научная мысль, как планетное явление / В. И. Вернадский. -М.: Наука. 1991.-271 с.

40. Вильнёв, Р. Шабаш и колдовство / Р. Вильнёв. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. -272 с.

41. Виндельбанд, В. Платон / В. Виндельбанд. Киев: Зовшшторгвидав Украши, 1993,- 176 с.

42. Воробьевский, Ю. Путь в Апокалипсис: Точка Омега / Ю. Воробьевский. -М., 1999.- 396 с.

43. Гадамер, X. Г. Истина и метод: основы филос. герменевтики / X. Г. Гадамер; пер. с нем. ; общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988.- 704 с.

44. Гальковский, Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси / И. М. Гальковский. Киев, 1913. - 348 с,

45. Гарнак, А. В. Возникновение церковного догмата / А. В. Гариак // Раннее христианство. Т. 2. М.: ФОЛИО, 2001. - 510 с.

46. Гендель, М. Космоконцепция розенкрейцеров или мистическое христианство / М. Гендель. М.: Литан, 2002. - 557 с.

47. Генон, Р. Кризис современного мира / Р. Генон. М.: АРКТОГЕЯ, 1992. -160 с.

48. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада / сост., коммент., пер. с др.- греч., лат., англ., нем., польск. К. Богуцкого.- Киев : PORT ROYAL, 2003. - 624 с.

49. Гёррес, Й. Магия как основа мира / Й. Гёррес // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XIII-XIX вв. М. : Канон +, 1999. -864 с.

50. Гессе, Г. Сиддхартха / Герман Гессе; пер. с нем. М.: День, 1990. - 175 с.

51. Гебироль, Ибн Источник жизни / Ибн Гебироль // Знания за пределами науки. Мистицизм, герметизм, астрология, алхимия, магия в интеллектуальных традициях I-XIV вв. / под. ред. И. Т. Касавина. М.: Республика, 1996. -445 с.

52. Говард, М. Когда приходит рассвет. Жизнь и труды Елены Петровны Блаватской / М. Говард; пер., с англ. Екатеринбург: Урал LTD, 1999,- 438 с.

53. Головин, Е. Сентиментальное бешенство рок-н-ролла / Е. Головин. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Nox, 1997. - 152 с.

54. Г.О.М.: курс энциклопедии оккультизма.- Киев: София LTD, 1994. 400 с.

55. Гроф, С. За пределами мозга / С. Гроф ; пер. с англ. А. Андрианова, Л. Земской, Е. Смирновой ; под общ. ред. А. Дегтярева. 3-е изд. - М. : Ин-т Трансперсон, психологии, Изд-во Ин-та Психотерапии, 2000. - 504 с.

56. Грофф, С. Революция сознания: Трансатлантический диалог / С. Грофф, Э. Ласло, П. Рассел; пер. с англ. М. Драчинского. М.: Изд-во ACT и др., 2004.-248 с.

57. Гудрик-Кларк, М. Оккультные корни нацизма / М. Гудрик-Кларк. М: Яуза, Эксмо, 2004.-576 с.

58. Гурджиев, Г. Встречи с замечательными людьми. Взгляды из реальною мира / Г. Гурджиев. Минск : Кузьма, 2000. - 640 с.

59. Даль, В. Русское колдовство / В. Даль, и др.. М.: Эксмо, 2002. - 800 с.

60. Даниэль, О. Познавая себя. Подход к теософии / О. Даниэль. М.: Амрита-Русь, 2004.-112 с.

61. Дарол, А. Тайные общества / А. Дарол. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 304 с.

62. Дворкин, А. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования / А. Дворкин; изд-во братства во имя Св. князя Александра Невского. Н. Новгород: изд-во братства во имя Св. князя Александра Невского, 2000.-693 с.

63. Декомб, В. Тождественное и иное / Винсент Декомб // Декомб В. Современная французская философия. М.: Весь Мир, 2000. - 344 с.

64. Демин, В. Н. Тайны русского народа. В поисках истоков Руси / В. Н. Демин. М.: Вече, 2000. - 560 с.

65. Делёз, Ж. Переговоры / Ж. Делёз / пер. с франц. В. Ю. Быстрова. СПб.: Наука, 2004. - 232 с.

66. Делёз, Ж. Логика смысла / Ж. Делёз; пер. с фр. Фуко М. М. : Раритет ; Екатеринбург : Деловая книга, 1998. - 480 с.

67. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида; пер. с фр. и вступ. ст. Наталии Автономовой. М.: Ad Marginem, 2000. - 510 с.

68. Дугин, А. Поп культура и знаки времени / Александр Дугин. - СПб.: ТИД Амфора, 2005.-495 с.

69. Дугин, А. Конспирология / А. Дугин. М.: АРКТОГЕЯ, 1992. - 136 с.

70. Дягилев, Ф. М. Становление науки и ее методологии / Ф. М. Дягилев. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1998. -358 с.

71. Жерсон, В. Нацизм тайное общество / В. Жерсон. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.-235 с.

72. Жизнь в единении с природой. Система естественного оздоровления Учителя Иванова. Киев, 1992. -232 с.

73. Замойский, Л. П. Масонство и глобализм. Невидимая империя / Л. П. Замойский. М.: ОЛМА - ПРЕСС, 2001. - 383 с.

74. Зеленин, Д. Очерки русской мифологии / Д. Зеленин // Русское колдовство. -М.: Изд-во ACT, 1998.- 512 с.

75. Зелигманн, К. История магии и оккультизма / К. Зелигманн; пер. с англ. А. Блейз. М.: КРОН - ПРЕСС, 2001. - 576 с.

76. Ианте, X. Основы Эзотерической Философии / X. Ианте. М.: Амрита-Русь, 2004,- 112 с.

77. Ильин И. А. Аксиомы религиозного опыта / И. А. Ильин. М.: Харвест, 2006.- 589 с.

78. Ильин, И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа / И. П. Ильин; науч. ред. А. Е. Мохов. М.: Интрада, 1998. -255 с.

79. Ильин, И. П. Постмодернизм: словарь терминов / И. П. Ильин. М.: Интрада, 2001.- 384 с.

80. Истоки тайноведения: справочник по оккультизму. Симферополь: Таврия, 1994.-445 с.

81. Ейтс, Ф. А. Джордано Бруно и герметическая традиция / Ф. А. Ейтс // Герметизм и формирование науки. М., 1993. - 354 с.

82. Йонас, Г. Гностицизм (Гностическая Религия) / Г. Йонас. СПб.: Лань, 1998.-383 с.

83. Кальвайт, X. Шаманы, целители, знахари. Древнейшие учения, дарованные самой жизнью / X. Кальвайт. М.: Совершенство, 1998. - 224 с.

84. Канселье, Э. Алхимия. Несколько очерков по Герметической символике и Философской Практике / Э. Канселье; пер. с франц. Веков К. А. ; предисл. О. Фомин. М.: Энигма, 2002. - 448 с.

85. Кара-Мурза, С. Г. Манипуляция сознанием / С. Г. Кара-Мурза. М.: ЭКСМО - Пресс, 2001. - 832 с.

86. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство / А. Камю; пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

87. Кастанеда, К. Учение дона Хуана. Отдельная реальность. Путешествие в Икстлан / К. Кастанеда; пер. с англ. Киев: София Ltd, 1992. - 736 с.

88. Кастанеда, К. Сказки о силе. Второе кольцо силы / К. Кастанеда ; пер. с англ. Киев: София Ltd, 1992. - 608 с.

89. Кастанеда, К. Дар Орла / К. Кастанеда; пер. с англ. Киев: София Ltd, 1992.

90. Кемеров, В. Е. Эзотеризм: современный философский словарь / В. Е. Кемеров; под общ. ред. В. Е. Кемерова. 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академ, проект, 2004. - 864 с.

91. Кин, С. Интервью с Карлосом Кастанедой / С. Кин ; пер. с англ. Киев : София Ltd, 1992.- 781с.

92. Крэнстон А. Блаватская. Жизнь и творчество основательницы теософского движения /А. Крэнстон; пер. с англ. Рига: Лигатма, 1999. - 736с.

93. Клизовский, А. И. Основы миропонимания Новой Эпохи / А. И. Клизовский. Минск: Мога-Н-Вида-Н, 1997.- 816 с.

94. Клизовский, А. Правда, о масонстве / А. Клизовский. Рига : Виеда, 1990. - 158с.

95. Ковтун, Н. В. Русская литературная утопия второй половины XX века: монография / Н. В. Ковтун. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2005. - 536 с.

96. Козловски, П. Культура постмодерна / П. Козловски. М.: Республика. 1997. - 239с.

97. Колесов, Е. Н. Тринадцать врат. История эзотерических учений от Адама до наших дней. (Практическая эзотерика) / Е. Н. Колесов. М.: Росткнига, 1999.-256 с.

98. Корочкин, JT. И. Из истории становления философии биологии / Л. И. Корочкин // Философия биологии: вчера, сегодня, завтра. М,: Наука, 1996. -С.233-235.

99. Косарева, Л. М. Проблема герметизма в западных исследованиях генезиса науки / Л. М. Косарева // Косарева Л. М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. М., 1997. - С. 151-164.

100. Костомаров, Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. В 3 т. Т. .1 / Николай Иванович Костомаров. Ростов н/Д. : ФЕНИКС, 1995.- 640 с.

101. ЮККроули, А. Книга Тота / А. Кроули; пер. с англ. Киев : Янус ; СПб. : ЭКСЛИБРИС, 2001. - 240 с.

102. Кулаков, А. Е. Религии мира / А. Е. Кулаков. М.: Изд-во ACT, 1998. -432 с.

103. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. М. : Изд-во ACT, 2003. -365 с.

104. Курносов, Ю. В. Тайные доктрины вчера и сегодня / Ю. В. Курносов. -М.: ИНТЕЛЛЕКТ, 1996. 256 с.

105. Ларин Ю. В.Истина как единство многообразия. / Сб. Теория и экология разума. Вып. 1. Тюмень: Союз научных и инженерных организаций Тюменской области, 1991. с. 185 188.

106. Леви, Э. Учение и ритуал / Э. Леви. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 704 с.

107. Лиотар, Ф. Состояние постмодерна / Ф. Лиотар. СПб.: Алетейя, 1998. -197 с.

108. Лосев, А. Ф. История античной философии. / Алексей Федорович Лосев. -М.: Мысль, 1989.-204 с.

109. Лосский, И. О. Обоснование интуитивизма. Избранное / Н, О. Лосский. -М.: Правда, 1991.-619 с.

110. Максимов, С. В. Крестная сила. Нечистая сила / С. В. Максимов // Русское колдовство. М.: Изд-во ACT, 1998. - 512 с.

111. Малевин, Л. Магия Запада / Л. Малевин. М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. -712 с.

112. Малиновский, Б. Магия, наука и религия / Б. Малиновский. М. : Рефл-бук, 1998.-304 с.

113. Мамлеев, Ю. В. Россия вечная / Ю.В. Мамлеев. М.: АиФ - Принт, 2002. -336 с.

114. Манифест. Позиция Братства Розы и Креста. М.: Д.О.М.Р.К, 2001.-32 с.

115. Маньковская, Н. Эстетика русского постмодернизма // Корневище О. А. Книга неклассической эстетики М.: Российская Академия Наук Институт философии, 1999. -303 с.

116. Мирандола, П. Речь о достоинстве человека / П. Мирандола // История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: в 5 т. Т. 1. М.: Наука, 1962.-с. 506-514.

117. Морамарко, М. Масонство в прошлом и настоящем / М. Морамарко. М.: Прогресс, 1989.-304 с.

118. Назаров, М. Тайна России. Историософия XX века / М. Назаров. // Русская идея: альманах. Вып. 6. М., 1999. - 736 с.

119. Никитин, А. Л. Мистики, розенкрейцеры и тамплиеры в советской России: исследования и материалы / А. Л. Никитин. М.: Аграф, 2000.- 352 с.

120. Никитина, Н. К вопросу о русских колдунах / Н. Никитин // Русское колдовство. М.: Изд-во ACT, 1998. - 512 с.

121. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра / Ф. Ницше // Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1990. - 829 с.

122. Норт, Гэри Марксова религия революции. Возрождение через хаос / Гэри Норт. Екатеринбург, 1994. - 307 с.

123. Нойегард, О. Полдень магов. Оккультная перестройка мира / О. Нойегард. М.: Форум, 2004. - 589 с.

124. Ноэль, Дэвид. Мистики и маги Тибета / Дэвид Ноэль. М. : София, 1997. -253 с.

125. Острецов, В. М. Масонство, культура и русская история: историко-критические очерки / В. М. Острецов. М., 1998. - 512 с.

126. Павлов, А. В. Российский сюжет. Ч. 1 / А. В. Павлов // Социум и власть. -2004.-№4.-с. 87-96.

127. Павлов, А. В. Российский сюжет. Ч. 2 / А, В. Павлов // Социум и власть. -2004.-№ 5.-с. 86-91.

128. Павлов, А. В. Философствующие современники / А. В. Павлов Филологический дискурс. Вып. 3. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2002. - С. 1 5-23.

129. Павлов, А. В. Современная первобытность / А. В. Павлов, В. Т. Галкин. Тюмень: Изд-во ТОГИРРО, 1999. - 133 с.

130. Палама, Григорий. В защиту священно-безмолвствующих / Григорий Палама // Добротолюбие, Т.5. Сергиев Посад: Изд-во Свято-Троицкой лавры, 1992. - с. 289-299.

131. Панарин, А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке / А. С. Панарин. М.: Эксмо, Алгоритм, 2004. - 640 с.

132. Папюс Оккультизм. Магия и гипноз / Папюс. М.: ACT, 1999. - 560 с.

133. Парамонов, Б. М. Конец стиля / Б. М. Парамонов,- СПб.: Алетейя; М.: Аграф, 1997.-449 с.

134. Парнов, Е. И. Трон Люцифера: критические очерки магии и оккультизма / Е. И. Парнов. 2-е изд, доп, - М. : Политиздат, 1991. - 302 с.

135. Патласов, С. А. Современность как принцип философского сознания: автореф. дис. . канд. филос. Наук / Патласов С.А. Тюмень, 1998,- 18 с.

136. Первушин, А. И. Оккультные войны НКВД и СС / А. И. Первушин,- М.: Эксмо; Яуза, 2003.- 576 с.

137. Первушин, А. И. Оккультный Сталин/ А. И. Первушин,- М.: Эксмо; Яуза, 2006.- 368 с.

138. Платон Тимей / Платон // Платон Собр. соч. В 4 т. Т. 3. М. : Мысль, 1994.-654 с.

139. Платон Законы / Платон // Платон Собр. соч. В 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994.- 654 с.

140. Платонов, О. А. Терновый венец России. Тайная история масонства. 1731-2000 / О. А. Платонов. М.: Русский Вестник, 2000. - 911 с.

141. Повель, Л. Утро магов / Луи Повель, Жак Бержье; пер. с фр. Киев: София Ltd, 1994. -480 с.

142. Поснов, М. Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним / М. Э. Поснов. Киев, 1917.- 825 с.

143. Покровский, И. Перуново заклятье / И. Покровский // Из Глубины: сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Москов. Ун-та, 1990. -295 с.

144. Равенскрофт, Т. Копье судьбы / Т. Равенскрофт. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.- 352 с.

145. Ребисс, К. История розенкрейцерства от истоков до наших дней / К. Ребисс // Розенкрейцер. 2002. - № 1. - С. 6-11; № 2. - С. 4-10; 2003. - № 5. -С. 2-7.

146. Рерих, Е. И. Сердце. Кн. 3 / Е. И. Рерих // Рерих Е. И. Агни Йога. СПб., 1993.

147. Рерих, Е. И. Сокровенное Знание. Теория и практика Агни Йоги / Е. И. Рерих; сост. М. Мусина, Н. Ковалева. М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2003,- 800 с.

148. Ржешевский, С. Деспот, факир, учитель / С. Ржешевский // Путь к себе. -1992. -№ 10.-С. 8.

149. Розанов, В. В. Уединенное / В. В. Розанов; сост., вступ. ст., коммент., библиогр. А. Н. Николюкина. М,: Политиздат, 1990. - 543 с.

150. Розин, В. М. Путешествие в страну эзотерической реальности: избранные эзотерические учения / В. М. Розин. М.: УРСС, 1998. - 376 с.

151. Россия на рубеже веков / Рос. независ, ин-т соц. и нац. М.: РОССГ1ЭН. -2000.- 447 с.

152. Рыбаков, Б. А. Язычество древней Руси / Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1987.- 782 с.

153. Садуль, Ж. Сокровище алхимиков / Ж. Садуль. М. : КРОН-ПРЕСС, 2000.-320 с.

154. Сед, Ж. Тайна катаров / Жерар де Сед. М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. 268- с.

155. Селезнев, Г. П. Обращение к участникам Международной общественно-научной конференции / Г. П. Селезнев // Духовный образ России в философско-художественном наследии EI. К. Рериха и Е. И. Рерих : сборник материалов конф. (8 окт. 1996, г. Москва).

156. Селянинов, А. Тайная сила масонства / А. Селянинов. М. : Русский Вестник, 1999.-349 с.

157. Семенова, М. Мы славяне!: популярная энциклопедия / М. Семенова. -СПб.: Азбука, 1998.- 560 с.

158. Семека, А. В. Русское масонство в XVIII в. / А. В. Семека // Масонство в его прошлом и настоящем. Т. I / под ред. С. П. Мельгунова, Н. П. Сидорова. -М.:С. П. ИКПА, 1991.-255 с.

159. Серрано, М. Воскрешение героя / М. Серрано. М.: Русское слово, 1994. -64 с.

160. Симаков, М. Математика и магия / М. Симаков. М.: НОУ Луч, 2003. -357 с.

161. Скворцов, JT. В. Метаморфоза эзотеризма / Л. В. Скворцов // Человек: образ и сущность (гуманитарные аспекты). Эзотеризм. История и современность. М.: ИНИОНРАН, 1994. - С. 12-18.

162. Славяно-Арийские Веды Саньтии Веды Перуна. Сага об Инглингах. -Омск : Изд-во АРКОР, 1999. 256 с.

163. Соловьев, О. Ф. Русские масоны: От Романовых до Березовского / О. Ф. Соловьев. М.: Эксмо, Яуза, 2004. - 512 с.

164. Старцев, В. И. Русское политическое масонство начала XX века / В. И. Старцев. СПб, 1996.-478 с.

165. Трубина, Е. Г. Посттоталитарная культура: «все дозволено» или «ничего не гарантировано»? / Е. Г. Трубина // Вопросы философии. 1993. - № 3. - с. 23-27.

166. Туссен, С. Этический идеал розенкрейцеров в двенадцати добродетелях / С. Туссен. СПб.: Петровский парк, 2001. - 88 с.

167. Федоров, Н. Ф. Философия общего дела. Сочинения / И. Ф. Федоров ; общ. ред. А. В. Гулыга ; вступ. ст., примеч. и сост. С. Г. Семеновой. М. : Мысль, 1982.- 711 с.

168. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: лекции / Зигмунд Фрейд. М,: Наука, 1989.-456 с.

169. Флоренский, П. Макрокосм и микрокосм / Г1. Флоренский // Богословские труды. М., 1983. - № 24. - С. 246 - 263.

170. Флоренский, П. А. Записка о христианстве и культуре / П. А. Флоренский // Флоренский П. А. Сочинения: в 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1996. -877 с.

171. Франк, С. Л. Непостижимое / С. Л. Франк // Франк С. Л. Сочинения. -М.: Правда, 1990. -607 с.

172. Фромм, Э. Душа человека / Эрих Фромм. М.: Республика, 1992. - 430 с. - (Мыслители XX века).

173. Фрезер, Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии / Джеймс Джордж Фрезер. М.: ACT, 1998. - 784 с.

174. Фрер, Ж.-К. Сообщества Зла, или Дьявол вчера и сегодня / Жан-Клод Фрер. М.: Аграф, 2000. - 272с. - (XX век + ; Междисциплинарные исследования).

175. Фуко, М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / Мишель Фуко. М.: Магистериум Касталь, 1996. - 447 с.

176. Фуко, М. Слова и вещи : археология гуманитарных наук / Мишель Фуко. 2-е изд. - СПб, : АКАД, 1994. - 405 с.

177. Хаббард, Р. Саентология / Рон Л. Хаббард. М.: Нью Эра, 1998. - 206 с.

178. Хабермас, Ю. Философский дискурс современности / Ю. Хабермас. -Франфурт: Suhrkamp, 1985. с. 270.

179. Хайдеггер, М. Время и Бытие / М. Хайдеггер. М.: Республика, 1993. -445 с.

180. Халин С. М. Метапознание: Некоторые фундаментальные проблемы / С. М. Халин. Тюмень: Мандр и К, 2005. 144 с.

181. Холл, Мэнли. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии / Мэнли Холл. М.: Эксмо; СПб.: Терра, 2003. - 960 с.

182. Шамбаров В. Е. Оккультные корни Октябрьской революции / В. Е. Шамбаров. М.: Алгоритм; Эксмо, 2006. - 480с.

183. Шапошникова, Л. В. Доклад на конференции «Космическая эволюция человечества в свете энергетического мировоззрения Живой Этики» / Л. В. Шапошникова// Пути восхождения. М.: Сфера, 1995. -448 с.

184. Шишкин, О. Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж / О. Шишкин. -М.: ОЛМА ПРЕСС, 2000. - 400 с.

185. Шохин, В. К. Гностицизм, гнозис, теософия: проблемы религиоведческой компаративистики/ В. К. Шохин //Культурология. XX век : дайджест. Альфа и омега культуры. М.: ИНИОНРАН, 1998. - С. 49.

186. Штейнер, Р. Теософия / Р. Штейнер. М.: ЭКСМО, 2002. - 896 с.

187. Шустер, Г. Тайные общества, союзы и ордена. Т. 1 / Георг Шустер; пер. с нем. СПб.: 1997.-521 с.

188. Шюре, Э. Великие посвященные / Э. Шюре. Калуга, 1914. - 419 с.

189. Чаша Востока. Письма Махатм / пер. с англ. 3-е изд., с изм. - Рига; М.; Минск: Лигатма; Mora - Н, 1995. - 328 с.

190. Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М.: Юристь, 1996. - 336 с,

191. Черняк, Е. Б. Пять столетий тайной войны / Е. Б. Черняк. М. : Международные отношения, 1991. - 560 с.

192. Уильяме, Д. Л. Пересекая границу. Психологическое изображение пути знания Карлоса Кастанеды Электронный ресурс. / Дональд Ли Уильмс. -Электрон, текстовые дан. Воронеж: НПО МОДЭК, 1994. - Режим доступа: URLZapFilosOO.htm.

193. Усманова, А. Р. Ризома. Постмодернизм: энциклопедия / А. Р. Усманова. -Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1040 с.

194. Ушаков, Д. Из «Материалов по народным верованиям великороссов» // Д. Ушаков // Русское колдовство. М.: Изд-во ACT, 1998. - 512 с.

195. Эвола, Ю. Языческий империализм / Ю. Эвола. М: Русское слово, 1992. - 112 с.

196. Эзотеризм: энциклопедия. Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2002,- 1040 с.

197. Эко, У. Имя розы. / Умберто Эко; пер. с итал. Е. А. Костюкович. СПб.: Симпозиум, 2004. - 638 с.

198. Элиаде, М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре / М, Эли аде; пер. с англ. Киев: София; М: ИД Гелиос, 2002. - 224 с.

199. Юнг, К. Г. Сознание и бессознательное: сборник / Карл Густав Юнг; пер. с англ. СПб.: Университетская книга; М.: ACT, 1997. - 544 с.

200. Юнг, К. Г. Тэвистокские лекции: исследование процесса индивидуации / Карл Густав Юнг. М.: ACT; Канон +, 1998. - 384 с.

201. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.