Судьба и творчество советского оперного певца в эпоху тоталитаризма тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат искусствоведения Панчук, Алина Алентиновна

  • Панчук, Алина Алентиновна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 203
Панчук, Алина Алентиновна. Судьба и творчество советского оперного певца в эпоху тоталитаризма: дис. кандидат искусствоведения: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ярославль. 2006. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Панчук, Алина Алентиновна

Введение.

Глава 1. Проекция «культа личности» Сталина на художественную сферу

1.1. Культурный контекст «культа личности» Сталина.

1.2. Государственный академический Большой театр СССР как социокультурный феномен советской эпохи.

Глава 2. «Культ певца» в социальном и художественном аспектах

2.1. Формирование «культа певца» в ГАБТе.

2.2. М. Д. Михайлов (1893 - 1971).

2.3. И. С. Козловский (1900 - 1993).

2.4. С. Я. Лемешев (1902 - 1977).

2.5. В. А. Давыдова (1906 - 1993).

2.6. Н. Д. Шпиллер (1909 - 1995).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Судьба и творчество советского оперного певца в эпоху тоталитаризма»

Данное диссертационное исследование посвящено рассмотрению судьбы и творчества советских оперных певцов в эпоху тоталитаризма. Наш исследовательский интерес связан с жизнью Государственного академического Большого театра СССР в 30 - 50-е годы, поскольку судьба этого творческого коллектива отражает характерные черты исторической драмы, участниками которой были: с одной стороны, известные оперные певцы, дирижеры, создатели спектаклей, с другой - авторы идеологической доктрины, партийное руководство, как идеологи «нового искусства». Но была и третья сторона: те, кому предназначался продукт творческой деятельности, - зрители (слушатели), которые под воздействием создаваемых образов и эталонов воспринимали, впитывали, а иногда и преодолевали стереотипы тоталитарной культуры в практике своей жизнедеятельности.

Таким образом, актуальность исследования, проделанного на материале недавнего, мало изученного и односторонне оцениваемого прошлого искусства нашей страны, определяется вниманием к характерным особенностям творческого процесса, администрирования, репертуарной политики, атмосферы, царившей в театре указанного периода. По нашему мнению, выдвижение исполнителя на первый план во время репетиционного периода, в ходе представлений, привело к формированию определенной модели взаимоотношения и между членами коллектива, и при публичной репрезентации театра - «культу певца». Варианты трансформации этой модели существуют и по сей день, причём в советском искусстве они отличались от модели певца-кумира, сложившейся на Западе. Отсюда, прежде всего, вытекает актуальность нашего исследования.

Оперный певец в СССР 1930 - 1950-х годов, используя вербальные средства выразительности (слово, звук), инструментарий вокального исполнительства (тембровую окраску и силу голоса, выразительность интонирования, нюансировку звука), новые возможности расширения аудитории (вследствие распространения радиовещания и выступлений на разных сценических площадках), становился медиатором между властью и народом, оттесняя на этом поприще даже традиционно первостепенных в своём значении писателей и публицистов. Кроме того, солисты оперы «выигрывали» право первенства и внутри театра (в своего рода соревновании между оперной и балетной труппой), поскольку балет оставался искусством элитарным, а функции, размах и значение оперных постановок, как и отдельных номеров в правительственных концертах, позволяли соотносить оперу с массовыми действами - демонстрациями, праздниками, шествиями.

В традиции русской культуры Большой театр являлся эталоном художественности, исполнительского мастерства, притягательным для публики объектом поклонения. В годы Советской власти этот статус был сознательно усилен идеологами от культуры. Первенство утверждалось априори, безоговорочно и навсегда. Таким образом, рассматривая историю ГАБТа, процессы, происходящие внутри театра, мы можем говорить о тенденциях, характерных для многих театральных коллективов, созданных и существовавших по единому образцу - образцу первого по своему значению театра страны.

Судьба оперного певца в этом привилегированном храме искусства, тем не менее, в отдельных случаях складывалась трагически. С одной стороны, он был обласкан вниманием, почестями, наделён редкими для обыденной жизни страны возможностями; с другой стороны, его творчество всецело было подчинено тоталитарному канону, уже сложившемуся в своих основных характеристиках к 1930-м годам: существовали репертуарные ограничения, наряду с классической музыкой певец должен был исполнять народные песни, его частная жизнь должна была быть (или должна была представляться публике) продолжением сценического эталонного образа. К эстетическим эталонам изучаемого периода в искусстве оперных певцов отнесем доступность музыкального материала массовому зрителю, отсутствие разнообразия в стилевой манере исполнения музыки композиторов разных национальных школ и эпох, предпочтение, отдаваемое русским композиторам, частую повторяемость одних и тех же произведений (например, оперы «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Соловья» А. Алябьева). Таким образом, актуальность работы определяется многоаспектным изучением судеб и творчества певцов ведущего оперного театра страны, существовавших согласно, а иногда и вопреки своему времени.

Особо отметим, что некоторые особенности социокультурной среды исследуемого периода перекликаются с современной ситуацией, частично отражая взаимоотношения между учреждениями культуры и властными структурами. Как известно, сегодня наряду с коммерциализацией искусства и лишь декларативно обозначенным принципом возрождения и сохранения культурных памятников (к которым отнесен и Большой театр), доминируют принципы тоталитарной эпохи: получение привилегий, в первую очередь - эксклюзивного финансирования - по принципу близости к власть предержащим; системная безответственность за судьбы творцов; низкое качество менеджмента в сфере искусства, а также лишь формальное признание классического искусства как национального достижения. Таким образом, актуальность нашему исследованию придаёт не только обозначившаяся в последние годы ретро-мода на «все советское», но и извечный драматический лейтмотив русской культуры «художник и власть».

Цель работы - выявление типологической общности индивидуальных судеб и художественно-творческой деятельности ведущих певцов Большого театра в социокультурном контексте тоталитарного общества.

Поэтапная реализация данной цели определила следующие задачи исследования: - вычленить из мемуарной и исследовательской литературы как доминантные, так и локальные свидетельства воплощения атмосферы художественной жизни 1930 - 1950-х годов в СССР;

- актуализировать представления о специфике влияния властных структур на развитие тенденций в искусстве названного периода;

- систематизировать представления о репертуарной политике творческого коллектива ГАБТа в данный период с учётом предпочтения, отданного постановкам классических и советских опер на сцене главного театра страны;

- проанализировать предпосылки возникновения «культа певца» как производного от культа личности первого лица государства;

- сформулировать основные критерии привилегированной группы артистов, представив творчество певцов как своего рода элиты Большого театра;

- выявить индивидуальные особенности ведущих певцов, творческая состоятельность которых определялась, прежде всего, вокальными данными, исполнительским мастерством, работоспособностью, а не только формальным признанием со стороны государственной власти и общественного мнения.

Объектом исследования является художественная жизнь СССР в 1930 - 1950 годы, представленная через призму деятельности певцов Большого театра.

Предметом исследования стали судьбы выдающихся (по определению - главных) певцов Большого театра: М. Михайлова, И. Козловского, С. Лемешева, В. Давыдовой, Н. Шпиллер.

Предмет и объект исследования определены проблемой исследования, включающей в себя такие аспекты, как

- место и роль Большого театра в системе иерархических ценностей советской эпохи;

- опыт государственного влияния на творческую жизнь театра, утверждение его статуса, роли и функций как главного театра страны; роль И. Сталина в судьбе данного театра и олицетворение высокой державности в культурном опыте ГАБТа СССР;

- внутренняя жизнь театра в контексте культуры повседневности;

- причины и способы поддержания популярности оперного певца как демиурга культурной жизни страны;

- личные аспекты певческого творчества и связь индивидуальной судьбы певца с социальным статусом творческого коллектива.

Научная гипотеза основывается на предположении о том, что:

- творческий коллектив и отдельные его представители становятся зависимыми от личных пристрастий государственных деятелей, в чём парадоксально и продуктивно проявляется патернализм государства в отношении искусства;

- сопричастность личных судеб и творчества солистов ГАБТа судьбе творческой интеллигенции СССР в 1930 - 1950-е гг. позволяет моделировать сценарные эталоны взаимоотношений художника и власти;

- личные судьбы творцов претерпевают изменения в силу причастности их к кругу «государственных муз» (Г. Плеханов) и становятся воплощением специфического, не только художественного, но и социокультурного феномена, обозначаемого нами как «культ певца».

Методология исследования была избранна в соответствии с предметом и объектом исследования и основана на научной рефлексии предшествующей традиции анализа художественной практики отдельных вокалистов и художественных коллективов в сфере оперного искусства.

Таким образом, методология нашего исследования предполагает следующие подходы:

Искусствоведческий подход с привлечением традиционных методов герменевтического анализа при описании и интерпретации исполнительской манеры, вокального мастерства, репетициониого процесса, элементов поэтики оперных спектаклей (А. Гозенпуд, Е. Трошева, JI. Данилевич, Е. Зарубин, М. Львов, А. Шавердян).

Культурно-антропологический подход с элементами методов качественной социологии (биографический метод) при рассмотрении частных биографий как социальных стратегий жизни определённой социальной группы (в нашем случае - театральной элиты); методов репрезентологии повседневной жизни (квартирный вопрос, финансовое положение, достаток, «знаки отличия», бытовое поведение, внешние контакты), спектаклей (К. Аймермахер Г. Андреевский, Ю. Борев, М. Геллер, Е. Громов, Т. Злотникова, И. Касавин В. Ражников, А. Черных).

Социокультурный подход с привлечением методов «культурной истории» (cultural studies) при определении дефиниций «культ певца», «театральная элита». А также при соотношении этих понятий с инструментарием тоталитарной политики в сфере искусства 30 - 50-х годов. В работе используются приемы теоретического моделирования с привлечением методов сравнительного, типологического и функционального анализа судьбы ГАБТа как культурного текста, а так же контекста поставленных в нём конкретных спектаклей (Т. Адорно, С. Бойм, Б. Гройс, Л. Гудков, X. Гюнтер, Б. Дубин, Е. Ермолин, И. Кондаков, В. Папреный, В. Толстой, А. Якимович).

Степень разработанности проблемы.

Тема диссертации предопределила обращение к весьма обширному и разнообразному кругу литературы. Приходится констатировать тот факт, что при обилии фактологических материалов, связанных с изучаемой эпохой, нет научно-исследовательской рефлексии по поводу изучаемых нами явлений вокального искусства. Отсутствуют монографические работы о дирижёрах С. Самосуде, Н. Голованове, А. Мелик - Пашаеве,

A. Пазовском, певцах С. Лемешеве и И. Козловском, Г. Нэлеппе, Н. Шпиллер, а так же ряде других. Поэтому мы опирались на достаточно немногочисленные мемуарные и специально найденные нами в периодических изданиях критические источники (отзывы, рецензии, интервью) соответствующего периода.

Проблема исследования разработана, хотя это сделано не столько исследователями, в научном, а в историко-мемуарном плане, в силу чего нами использовались:

- документальные свидетельства: постановления, законы, правительственные документы;

- фактологические источники: воспоминания дирижёров К. Кондрашина, А. Мелика-Пашаева, С. Самосуда; режиссёров Г. Ансимова, Б. Покровского; певцов М. Александровича, Г. Вишневской, И. Иванова, Б. Кравейшвили, В. Кудрявцевой-Лемешевой, С. Лемешева, И. Петрова, М. Рейзена, Л. Собинова; изучены также дневники современников, не принадлежавших к числу музыкантов: Е. Булгаковой,

B. Вернадского, Ю. Олеши, М. Пришвина, К. Чуковского;

- искусствоведческие работы музыковедов: Б. Асафьева, В. Богданова-Березовского, А. Гозенпуда, Е. Грошевой, Л. Данилевича, М. Львова, А. Ларина, А. Шавердяна; театроведов Э. Бочарниковой, В. Зарубина, С. Левика;

- работы о специфике деятельности творческой личности, в частности, психологии художественного творчества: Л. Закса, Т. Злотниковой, Л. Максименкова, М. Мануйлова, Б. Менцеля;

- исследования тоталитаризма как культурного феномена XX века следующих авторов: Н. Амрекулова, X. Арендт, Р. Арона, И. Ачильдиева,

К. Гаджиева, М. Геллера, Б. Гройса, X. Гюнтера, JI. Джрназяна, Е. Добренко, В. Кантора, М. Капустина, В. Петрушина, Г. Почепцова, В. Эггелинга;

- работы по социологии культуры советского периода: Л. Бакши, Э. Баталова, А. Богдановой, Т. Беловой, П. Вайля, А. Гениса, И. Голомштока, Е. Громова, Л. Гудкова, В. Дмитриевского, Б. Дубина, Е. Ермолина, Вс. Задерацкого, Л. Ионина, Т. Коржихиной, 3. Паперного, Н. Хренова, Т. Череднеченко, М. Чудаковой, А. Якимовича;

- работы по истории культуры повседневности 20 - 50-х годов: Г. Андреевского, С. Бойм, Е. Зуйковой, Н. Лебиной, И. Утехина, А. Черных;

- фрагменты художественных текстов М. Булгакова, И. Ильфа и Е. Петрова, Ю. Нагибина, Ю. Трифонова, А. Рыбакова.

Научная новизна исследования определяется интегративным (искусствоведческим, с опорой на идеи социологии искусства, социологии культуры, психологии творчества) подходом к творческой личности певца первого, по официальному признанию, оперного театра государства. Судьба и творчество каждого изученного певца представлена как индикатор, отражающий степень культурных изменений в рамках ценностного анализа действительности. Новизной отличается осуществленный в работе опыт соединения искусствоведческого анализа оперного репертуара и творчества конкретных певцов с выявлением социокультурного контекста формирования «культа певца» в тоталитарном обществе.

Теоретическая значимость определяется

-обоснованием и детальным изучением дефиниции «культ певца»;

-формированием проблемного поля личностных и художественных интенций оперных певцов как создателей художественных образов, и как носителей характерных черт людей конкретной исторической эпохи;

-фиксацией моделирующих представлений о личности как гражданине в художественном коллективе как государстве.

Практическая значимость исследования.

Материал исследования может использоваться для изучения советского вокального исполнительства, развития оперного театра в России. Выводы автора могут быть использованы критиками и журналистами, пишущими о музыкальном театре, а так же специалистами по вопросам культуры и преподавателями историко-культурных курсов в гуманитарных вузах.

Положения, выносимые на защиту:

1. Изучение творческого опыта ГАБТа в советскую эпоху наиболее продуктивно может быть осуществлено при интегративном подходе на основе искусствоведческого анализа оперных постановок с привлечением исторических, социологических, культурологических позиций, которые позволяют определить качественные характеристики как деятельности театра, так и советского искусства тоталитарного периода.

2. Судьба ГАБТа заслуживает особого внимания не только вследствие аксиологической значимости театра в контексте национальной художественной традиции, но и как пример создания идеологического эталона, по образцу которого был организован творческий процесс и в других коллективах страны.

3. Сложившаяся иерархия отношений в театре, позиционирование певца и его публичная роль как демиурга сцены свидетельствует о формировании в 30 - 50-е годы XX века «культа певца».

4. «Культ певца» явился моделью личностного сценарного поведения зеркально совпавшего с утвердившимся к тому времени «культом вождя».

5. Анализ жизненного пути и творческой деятельности солистов ГАБТа, представленных в диссертации, свидетельствует о том, что, с одной стороны, оперное искусство в указанный период переживает расцвет, с другой, - ведущие певцы оказываются в сложной с социально-психологической точки зрения, ситуации заданности и регламентации стиля и образа своей жизни.

6. Методика преподавания и формирование парадигмы творческого развития оперного певца, сложившиеся в советскую эпоху, легли в основание современных тенденций вокального искусства. Исследование характерных особенностей искусства оперных певцов советского периода позволяет экстраполировать понимание проблем прошлой эпохи в дальнейшее изучение оперного искусства конца XX - начала XXI вв.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Панчук, Алина Алентиновна

Заключение

В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:

Факт проявления патернализма государства в отношении искусства при тоталитаризме на примере Большого театра отразился в зависимости личных пристрастий государственных деятелей и работы творческого коллектива, его отдельных представителей.

В 30-50-е годы XX века оперное искусство превратилось из искусства элитарного в искусство массовой культуры.

Проанализировав судьбу и творчество ярких представителей -солистов Большого театра мы обосновали возникновение «культа певца» как зеркального отражения отношений художника и власти.

В данном исследовании мы доказали, что участие в правительственных концертах составило важную и порой решающую роль в творчестве артистов. Становясь не просто «звёздами», но одновременно лучшими представителями своих классов, сословий, артисты превращались в привилегированную группу деятелей искусств.

В советском государстве, где провозглашалось «равенство», произошла поляризация экономической жизни. На одном её полюсе концентрировались все блага и льготы: огромные квартиры, машины, «щедрый стол, пайки, особые лечебницы» (14. С. 55).

Основные тенденции в сфере вокального искусства 1930 - 1950-х гг. обозначили проблемы вокального исполнительства, которые сохранились до наших дней:

Малый срок обучения оперных и концертных певцов привёл к исчезновению преемственности поколений по отношению к русской вокальной школе XIX.

Возникла «силовая» манера пения, которая ограничивает возможности певца- артиста в исполнении произведений различной исполнительской школы.

Нами отмечается, что традиции исполнения некоторых классических произведений становились эталонными, несмотря на то, что их интерпретация расходилась с замыслом композиторов, то есть, по внехудожественным причинам.

Закрепление статичного поведения вокалиста на оперной сцене долгое время воспринималось как необходимое состояние для певца.

Доминирование певца во время спектакля, и в период репетиционного процесса привело к некоему исчезновению оперных дирижёров.

Культ певца», возникший в эпоху Сталина, был связан со значимыми фигурами, такими как И. Козловский, М. Рейзен, Н. Шпиллер и др. В отличие от сегодняшней ситуации в искусстве, когда инспирируются певцы, творимые как идолы (Н. Басков, JI. Казарновская), наблюдается снижение качественного уровня оперных певцов, которые предлагаются публике как объекты культа.

На современном этапе развития отсутствие вокальной школы стало определённым недостатком советских певцов. Особенно этот факт стал актуальным в конце XX века, когда «открылась» дорога на мировую сцену. Отличаясь хорошими большими голосами, певцам из России не хватает музыкальной культуры, владения исполнительскими стилями, знания языков. Артисты не готовы к продюссированию и фандрайзингу своего творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Панчук, Алина Алентиновна, 2006 год

1. Агамиров Aii. Памяти великого певца (об И. С. Козловском) // Московские новости. - 1994. - № 3. - 2 - 9 января. - С. 3.

2. Александрович М. Я помню. М.: Прогресс, 1992. - 239 с.

3. Амрекулов Н. Тайна культа личности и её разоблачение: эпоха сталинизма, логика её развития и изживания / АН Казах. ССР, Ин т философии и права. - Алма-Ата: Голым, 1991. - 240 с.

4. Андреевский Г. В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху 192030-е гг. М.: Молодая гвардия. - 2003. - 573 с.

5. Анкета Л. В. Собинова//Сов. артист. 1935. -№31 (50). -23.10.

6. Ансимов Г. Царевна Лебедь в океане бурь (О Н. Д. Шпиллер) // Культура.- 1995.-4.03.

7. Антонов-Овсеенко А. Сталин без маски. М.: СП Вся Москва, 1990.-573 с.

8. Антонов-Овсеенко А. Театр Иосифа Сталина. М.: Грэгори - Пэйдж, 1995. -377 с.

9. АрендтХ. Истоки тоталитаризма: Пер. с англ.-М.: ЦентрКом, 1996.-672 с.

10. Арон Р. Демократия и тоталитаризм: Пер. с франц.-М.: Текст, 1993.-301с.

11. Асафьев Б. Большой театр. М.: Изд. ГАБТ СССР, 1947. - 323 с.

12. Асафьев Б. «Иван Сусанин» // Правда. 1945. - 25.05.

13. Асафьев Б. Опера как бытовое явление // Музыка и революция. 1926. -№ 11.-С.7-11.

14. Ачильдиев И. Идол: Очерк социологии культа личности // Юность. 1989.- № 10.-С. 50 59.

15. Бажанов Б. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. М.: Терра: Кн. лавка-РТР, 1997.-430 с.

16. Бакши Л. Попытка прощания. Несколько тезисов о музыке тоталитарной эпохи // Муз. академия. 1992. - № 1. - С. 40 - 46.

17. Баталов Э. Культ личности и общественное сознание / Суровая драма народа: учёные и публицисты о природе сталинизма. М.: Политиздат, 1989.-С. 14-28.

18. Бегиашвили И. Путь большой певицы (О В. А. Давыдовой). Тбилиси: Хелобнеба, 1977.-310 с.

19. Белова Т. На переломном рубеже (о противостоянии в определении путей развития культуры в начале 20-х годов) // Вестник Московского ун та. Сер. 12. Социально - полит, исследования, 1990. - № 4. - С. 49 - 57.

20. Богданов-Березовский В. Советская оперная культура // Театральный альманах. Кн.2/4 М.: ВТО, 1946. - С. 79 - 124.

21. Богданова А. Музыка и власть: Постсталинский период. М.: Наследие, 1995.-432 с.22. «Большой концерт». Цветной муз. фильм. Реж. В. П. Строева // Вечерняя Москва. 1951. -21.11. -№ 273. - С. 3.

22. Большой театр / Сост. Абрамский И. М.: Музгиз, 1958. - 566 с.

23. Большой театр: Великие имена. К 225 -летию ГАБТа М.: РИК Русанова, 2001.-432 с.

24. Бонч-Бруевич В. В. И. Ленин в Петрограде и в Москве (1917-1920). М.: Госполитиздат, 1956.

25. Борев 10. Сталиниада: мемуары по чужим воспоминаниям с историческими притчами и размышлениями автора. М.: Книга, 1991. -431 с.

26. Бочарникова Э. Большой театр: краткий исторический очерк. М.: Моск. рабочий, 1987. - 190 с.

27. Браудо Евг. Музыка в Москве / Печать и революция. 1925. - Кн. 4. - С. 160 - 162.

28. Булгаков М. Дьяволиада; Роковые яйца; Собачье сердце; Мастер и Маргарита; Повести и роман. Архангельск: Сев. - Зап. кн. изд-во, 1989. -607 с.

29. Бурлацкий Ф. Вожди и советники. М.: Политиздат, 1990. - 383 с.

30. Бэлза И. «Золотая легенда»: к 75-летию В. А. Давыдовой // Муз. жизнь. -1981.-№ 19.-С. 15-16

31. Бэлза И. «Иван Сусанин» в Большом театре // Сов. искусство. 1945. -6.02.-№6 (938).-С. 3.

32. Васильев А., Холопов Б. Сталин. Тень не уходит // Дружба народов.1991.-№3.-С. 167- 179.

33. Васильев В. Сергей Лемешев. Жизнь. Творчество. Окружение. М.: Алгоритм, 2003. - 224 с.

34. Васильева Л. Кремлёвские жёны: факты, воспоминания, документы, слухи, легенды и взгляд автора. М.: Вагриус, 1995. - 461 с.

35. Вернадский В. Коренные изменения неизбежны. Из дневников 1941 года //Литературная газета. 1988. - 16.03. - С. 13.

36. Вишневская Г. Галина. М.: Горизонт и СП Слово, 1991. - 574 с.

37. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) -ВКП(б), ВЧК-ОГПУ-НКВД о культурной политике. 1917 1953 / Под ред. акад. А. Н. Яковлева; Сост. А. Артизов, О. Наумов. - М.: МФД, 1999. - 872 с. - (Россия XX век. Документы.)

38. Вокруг Сталина: Историко биографический справочник. Авторы -составители Торчинов В. А., Леонтюк А. М. - СПб.: «Филологический факультет Санкт - Петербургского гос. унив - та», 2000. - 608 с.

39. Воронский А. Искусство видеть мир: Портреты. Статьи. М., Советский писатель, 1987. - 704 с.

40. Гааль Э. «Травиата» в филиале Большого театра // Сов. искусство. 1937. -17.10.-С. 5.

41. Гаджиев К. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии.1992.-№2. -С. 3-25.

42. Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека. М.: МИК, 1994. - 335 с.

43. Гендлин Jl. За Кремлёвской стеной СПб: Водолей, 1994. - 384 с. (Исповедь любовницы Сталина. - Минск: «Кшч», 1994. - 399 с.)

44. Гозенпуд А. Русский советский оперный театр (1917 1941). Очерк истории. - Л.: Музгиз, 1963. - 440 с.

45. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994. - 294 с.

46. Гольденвейзер А. «Травиата» // Известия. 1937. - 9.10.

47. Городинский В. Вера Давыдова //Сов. женщина. 1947. - № 2. - С. 46 - 49.

48. Городинский В. «Ромео и Джульетта» Премьера в филиале Большого театра//Сов. искусство. 1945.-21 .12. -№ 51 (983). - С. 2.

49. Графов Э. «Ложусь в постель, а там Сталин» //Лит. газета.-1991. - 23. 10.

50. Григорьев Л. Империя трёх королей (о Л. Паваротти, П. Доминого, X. Каррерасе) //Муз. жизнь. 1996. - № 1. - С. 44 - 46.

51. Гройс Б. Утопия и обмен. М.: Знак, 1993. - 374 с.

52. Громов Е. Сталин: власть и искусство. М.: Республика, 1998. - 495 с.

53. Грошева Е. Большой театр Союза ССР. М.: Музыка, 1978. - 396 с.

54. Грошева Е. Последние из магикан (М. Рейзен, И. Шпиллер) Образ чистой красоты / Поел. Ю. Корева, С. Рыбаковой // Муз. академия. 1996. - № 1. -С. 162 - 166.

55. Гюнтер X. Железная гармония. (Государство как тотальное произведение искусства) // Вопросы литературы. 1992. - вып. 1. - С. 27 - 41.

56. Данилевич Л. Книга о советской музыке. М.: Государственное музыкальное издание, 1962. - 444 с.

57. Дарский И. «Пел я сладостною скрипкой.» (И. С. Козловский) // Вестник. -№ 18 (251).-2000.-29.08.

58. Дедков И. О миражах и кошмарах / Власть, культура, народ. О духовной жизни в 30-е годы. Свободная мысль, 1992. - № 2. - С. 89 - 93.

59. Джрназян Л. Культ и раболепие // Социологические исследования. 1988. - № 5. - С. 64-71.61. «Длинны дороги войны» (к 85-летию И. С. Козловсого). Беседу вела Е. Пухова // Огонёк. 1985. -№ 13.-С. 15.

60. Дневник Елены Булгаковой / Гос. б-ка СССР им. В. И. Ленина; Сост., текстол. подгот. и коммент. В. Лосева и Л. Янковской. М.: Изд-во «Кн. палата», 1990. - 400 с.

61. Добренко Е. «Правда жизни» как формула реальности // Вопросы литературы, М.: 1992. Вып. № 1. - С. 4 - 26.

62. Елагин Ю. Музыкальные услады вождей /Югонёк-1990.- № 40.-С. 21-24.

63. Елагин Ю. Укрощение искусств. Нью - Йорк: Изд - во им. Чехова, 1952. -434 с.

64. Ендржевский В., Осипов Э. М. Михайлов. -М.; Л.: 1951. 56 с.

65. Жид А. Подземелья Ватикана. Возвращение в СССР/ сост., вступ. статья Л. Н. Токарева. Пер. с франц. М.: Московский рабочий, 1990. - 640 с.

66. Житомирский Д. На пути к исторической правде // Муз. жизнь. 1988. - № 13. - С. 3-5.69. «Жму вашу руку, дорогой товарищ.» Переписка Максима Горького и Иосифа Сталина // Новый мир. 1998.-№ 9.-С. 156 - 178.

67. Задерацкий Вс. Восток Запад: музыкально - творческий процесс в тоталитарных и посттоталитарных цивилизациях // Общественные науки и современность. - 1994. - № 4. - С. 159 - 166.

68. Зарубин В. Большой театр: Первые постановки опер на русской сцене. 1825 1993 гг. - М.: Эллис Лак, 1994. - 320 с.

69. Золотухин В. Мой Лемешев // Сов. музыка. 1982. - № 8. - С. 72 - 76.

70. Зуйкова Е. М. Быт при социализме. М.: Изд-во Московского ун-та. -1986.-240 с.

71. Иванов И. Жизнь артиста. М.: Сов. Россия, 1978. - 288 с.

72. Иванова Т. Мои современники, какими я их знала: Очерки. М.: Сов. писатель, 1984. - 439 с.

73. Иконников А. Советская архитектура реальность и утопия / Художественные модели мироздания. XX век. Кн. 2. - М.: Наука, 1999. - С. 91 - 120.

74. Ильф И. и Петров Е. Собр. Соч. в 5-ти тт. Т. 3. М. ГИХЛ, 1961. - 543 с.

75. Ильф И. и Петров Е. Собр. Соч. в 5-ти тт. Т. 5. М.: ГИХЛ, 1961. - 743 с.

76. Каган С. Кремлёвский волк: пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. - 304 с.

77. Казанцева Н. Гордость оперной сцены (О С. Я. Лемешеве) // Сов. музыка. 1976.-№ 6.-С. 44-48.

78. Канн Е. «Леди Макбет Мцепского уезда» // Веч. Москва. 1935. - 27.12.

79. Капустин М. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М.: Издательство «Новости» (ИАН), 1990. - 594 с.

80. Карпов В. Расстрелянные маршалы: тайная любовь вождя. М.: Вече, 2000.-477 с.

81. Касавин И. Т. , Щавелев С. П. Анализ повседневности. М.: Канон+, 2004. - 432 с.

82. Кино: Энциклопедический словарь / Гл . редактор С. И. Юткевич; Редкол.: Ю. С. Афанасьев, В. Е. Баскаков, И. В. Вайсфельд и др. М.: Сов. энциклопедия, 1987. - 640 с.

83. Киселёв Г. Трагедия общества и человека. Попытка осмысления опыта советской истории. М.: Наука, 1992. - 118 с.

84. Коваль М. «Борис Годунов» в Большом театре // Сов. музыка. 1949. - № 4.-С. 20 -26.

85. Кожевникова Н. Большой театр не хочет умирать // Неделя. 1991. - № 42. - С. 14 - 15.

86. Кожевникова Н. Народный артист. Последнее интервью с С. Я. Лемешевым // Огонёк. 1977. - № 28. - С. 12 - 13.

87. Кожевникова Н. Работник оперы: творческий портрет дирижёра Н. С. Голованова//Сов. культура. 1991. - 19.01. - С. 15.

88. Козаржевский А. О музыкальной жизни Москвы в 1930 1940 годы // Московский журнал. - 1996,- № 5. - С. 27 - 36.

89. Колодезников В. Юбилей патриарха оперной сцены (к 90-летию со дня рождения И. С. Козловского) // Сов. музыка. 1990. - № 8. - С. 139.

90. Кондаков И. В. Сталин // Культурология. XX век. Энциклопедия. Т. 2 -СПб.: Университетская книга; ООО «Алетейя», 1998. - 447 с.

91. Кондрашин К. Залог совершенствования мастерства // Сов. артист. 1952. -31.12.

92. Корев С. «Дубровский» на сцене филиала ГАБТ // Сов. искусство. 1936. -23.04.-С. 3.

93. Коржихина Т. Извольте быть благонадёжным, (об отношении власти к обществу) М.: РГГУ, 1997. - 372 с.

94. Коткина И. Знаменитые спектакли (1776 2001). (О «Борисе Годунове») / Большой театр. - 2001. - № 1. - Вкладыш.

95. Кравейшвили Б. Незабываемое. Записки певца. Тбилиси: Мерани, 1970.- 292 с.

96. Краморев Н. Романсы Чайковского в исполнении Н. Д. Шпиллер // Сов. артист. 1939. - 11.04. -№ 17 (276). - С. 3.

97. Кристи Г. Некоторые вопросы оперной режиссуры / О культуре оперного спектакля. Сборник статей. М.: ВТО, 1956. - 111 с.

98. Кузнецова А. Народный артист. Страницы жизни и творчества И. С. Козловского. М.: Сов. Россия, 1964. - 205 с.

99. Кузнецова А. Повесть о народном артисте, (о М. Д. Михайлове) М.: Моск. рабочий, 1964. - 302 с.

100. Куманёв В. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции / АН СССР, Отделение истории. М.: Наука, 1991. - 295 с.

101. Курганов О. Дело Хинта. Ночь у Сталина. Навстречу гибели. Избранное.- М.: Сов. писатель Олимп, 1992. - 656 с.

102. Лакшин В. А. Н. Островский. М.: Искусство, 1976. - 527 с.

103. Лебина Н. Б., Чистиков А. Н. Обыватель и реформы: Картины повседневной жизни горожан в годы НЭПа и хрущевского десятилетия. -СПб: Дмитрий Буланин 2003. - 339 с.

104. Левик С. Четверть века на сцене русской оперы. М.: Искусство, 1970. -536 с.

105. Лемешев С. Неудачная перелицовка (новая постановка «Травиаты») // Сов. артист. 1936. - 25.04. - № 20 (80). - С. 3.

106. Лемешев С. Песне хороших исполнителей // Сов. музыка. - 1961. - № 8. -С. 34-36.

107. Лемешев С. Путь к искусству. М.: Искусство, 1968.-311 с.

108. Лемешев С. Статьи Воспоминания. Письма / Ред. сост. Е. Трошева. - М .: Сов. композитор, 1987. -400 с.

109. Ленин В. И. Полное собр. соч., 5-издание. Т. 54.-М.: Политиздат. 863 с.

110. Литаврина М. МХАТ, тридцатые и мы // Москва.-1988.-№ 10.-С. 158 -171.

111. Литвин А. Досье на артиста: (об организации слежки за С. Лемешевым, 1942 г.) // Родина. 1993. - № 4. - С. 74 - 77.

112. Лотман Ю. Культура и взрыв. М.: Гнозис: Прогресс, 1992. - 270 с.

113. Луначарский А. В мире музыки. Статьи и речи. М.: Сов. композитор, 1971.-540 с.

114. Львов М. Клака в Большом театре // Сов. искусство. 1936. - 23. 09.

115. Львов М. По вокальным концертам (А. И. Алексеев, Н. Д. Шпиллер, В. Р. Сливинский)//Сов. икусство. 1938. - 30.01. -№ 12 (418). - С. 4.

116. Львов М. С. Я. Лемешев. М.; Л.: Музгиз, 1947. - 52 с.

117. Львов М. Русские певцы. М.: Музыка, 1965. - 264 с.

118. Максакова М. Доклад об основных проблемах вокального искусства. Вокальное искусство в советской опере. Совещание в доме актёра // Вечерняя Москва. 1941. - 29.05. - № 125.

119. Максименков J1. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция, 1936 1938. -М.: Юрид. книга, 1997. - 317 с.

120. Мандельштам Н. Воспоминания // Юность. 1988. - № 8. - С. 34-61.

121. Мануйлов М. «Покрустово ложе» для муз (о цензуре 1948 1951 гг.) // Муз. жизнь. - 1990. - № 8. - С. 26 - 28.

122. Марасанов Вера Давыдова, http: // www. bolshoi. net/ stars/ davidova. htm.

123. Марьямов Г. Кремлёвский цензор: Сталин смотрит кино. М.: Конфедерация союзов кинематографистов «Киноцентр», 1992. - 128 с.

124. Мелик-Пашаев А. Воспоминания. Статьи. Материалы / Сост. Р. Глезер, М. Шмелькина, А. А. Мелик-Пашаев. М.: Музыка, 1976. - 303 с.

125. Менцель Б. Всё бельканто трудящимся или опера сталинской эпохи / Соцреалистический канон. Сборник статей под общей редакцией X. Гюнтера и Е. Добренко СПб.: Академический проект, 2000. - С. 980 - 998.

126. Микоян С. «Аскетизм» вождя. Размышления о некоторых сюжетах из жизни Сталина // Огонёк. 1989. - № 15. - С. 28 - 30.

127. Моисеев И.: Злые толстяки всё-таки буржуи (беседу записала Т. Рассказова) // Сегодня. - 1994. - 22.04.

128. Мчедлидзе Р. «Вы что, беседовали со Сталиным о его любви к Давыдовой?» // Сегодня. 1994. - 12.05.

129. Набоков В. Лекции по русской литературе. М.: Независимая Газета, 1998.-440 с.

130. Нагибин Ю. Переулки моего детства. Рассказы. М.: Современник, 2000. -416с.

131. Наталия Дмитриевна Шпиллер. Фотоальбом / Ред. сост. М. Агин. М.: Изд - во РАМ им. Гнесиных, 2001. - 24 с.

132. Наталия Шпиллер: Нельзя жить без родной земли: (Беседа с нар. арт. РСФСР, певицей Н. Д. Шпиллер. Записали В. Колосова, Р. Чёрный) // Сов. культура. 1991.-8.03.-С. 11.

133. Нежданова А. Материалы. Исследования / Ред. сост. В. А. Васина -Гросман. -М.: Искусство, 1967. - 543 с.

134. Несгоревшие письма Твардовских (1930 1935 гг.) // Знамя. - 1997. - № 10.-С. 144 - 177.138. «Не миновала и меня чаша сия.» Воспоминания Г. П. Смидовича о 1920 1940 - х гг. // Исторический архив. - 1997. - № 2 .- С. 165 - 179.

135. Нестьев И. Новое прочтение классики // Театр. 1951. - № 5. - С. 52 - 66.

136. Никулин JI. Старая и новая Москва в художественной литературе. М.: Московский рабочий, 1947. - 64с.

137. Норцов П. Слагаемые таланта (о Н. Д. Шпиллер) // Сов. культура. 1976. -7.05. - С. 5.

138. Олеша Ю. «Мы должны оставить множество свидетельств.» Дневники. Вступление и публикация В. Гудковой //Знамя.-1996. № 10. - С. 155 - 181

139. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений. М.: «Автор», 1991. -351 с.

140. Осмыслить культ Сталина /Под ред. X. Кобо.-М.: Прогресс, 1989.-650 с.

141. Пазовский А. Дирижёр и певец. М.: Музгиз, 1959. - 157 с.

142. Паперный В. Культура два. М.: Новое литературное обозрение, 1996. -382 с.

143. Парин А. Знаменитые спектакли (1776 2001). (Об «Иване Сусанине») / Большой театр. - 2001. - № 1. - Вкладыш.

144. Парин А. О пении, об опере, о славе: Интервью, портреты, рецензии. -М.: Аграф,-480 с.

145. Певцы Большого театра. Выпуск первый. Владимир: ООО Фолиант, 2001.-239 с.

146. Перегудов А. Помочь молодняку! //Сов. артист.-1935,- 5.03. № 8. - С. 3.

147. Петров И. Четверть века в Большом.: Жизнь. Творчество. Размышления.: Литературная запись А. С. Курцман: М.: Композитор, 1997. - 320 с.152. «Пиковая дама» на сцене Большого театра // Сов. артист. 1936. - 6.09. -№ 37 (97).

148. Платонов О. Тайная история России. XX век. Эпоха Сталина. М.: Московитянин, 1997. - 320 с.

149. Покровский Б. Ступени профессии. М.: ВТО, 1984. - 343 с.

150. Полякова JI. Насущные проблемы оперного исполнительства / Муз. исполнительство. Выпуск 6. М.: Музыка, 1970. - С. 71 - 90.

151. Поплавский Г. Сергей Яковлевич Лемешев. (К 75-летию) // Театр. -1977.-№7.- С. 61 -64.

152. Попов Ин. «Музыка радость и боль моя.» (К 90-летию со дня рождения И. С. Козловского) // Муз. жизнь. - 1990. - № 6. - С. 1 -3.

153. Почепцов Г. Тоталитарный человек. Очерк тоталитарных символизма и мифологии. Киев: Глобус, 1994. - 154 с.

154. Пришвин М. Дневник писателя 1930 г. /Юктябрь.-1989.-№ 7.-С. 140-182.

155. Пришвин М. 1931 1932 годы // Октябрь. - 1990. - № 1. - С. 146 - 180.

156. Пришвин М. «Жизнь стала веселей.» из дневника 1936 г. // Октябрь. -1993. -№ 10. С. 3-21.

157. Пришвин М. Дневник 1937 г. // Октябрь. 1994. - № 11. - С. 144 - 171.

158. Пришвин М. Дневник 1937 г. // Октябрь. 1995. - № 9. - С. 155 - 171.

159. Пришвин М. Дневник 1938 г.//Октябрь. 1997. - № 1. - С. 107 - 136.

160. Пушнова Н. Валентина Серова. Круг отчуждения. М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - 384 с.

161. Рабинович Д. «Хованщина» // Сов. искусство. 1939.-9.12.-№ 86. -С. 2.

162. Радзинский Э. Сочинения в 7-ми тт. Т. 2-М.: Вагриус. Сор. 1998.-638 с.

163. Ражников В. Кирилл Кондрашин рассказывает. М.: Сов. композитор, 1989.-238 с.

164. Режим личной власти Сталина: К истории формирования: (Материалы семинара, 1988) / Под ред. Ю. С. Кукушкина. М.: Изд. МГУ, 1989. - 157 с.

165. Рейзен Марк. Автобиографические записки. Статьи. Воспоминания. -М.: Сов. композитор, 1980. -303 с.

166. Речь председателя Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР тов. П. М. Керженцева на театральной дискуссии после статей в «Правде» о формализме и натурализме // Сов. искусство.-1936. 5.04.-С. 2.

167. Римский Корсаков Н. «Садко». - М.: Изд. ГАБТ СССР, 1935.-С. 18 - 20.

168. Ронненсон «Мазепа» // Сов. артист. 1936 г. - 3 февраля. - № 7 (67)

169. Русский соловей: Вера Фирсова. Воспоминания. Владимир, 1996.-224с.

170. Рыбаков Ан. Дети Арбата: Роман. М.: Сов. писатель, 1987. - 480 с.

171. Рыбаков Ан. Тридцать пятый и другие годы: Роман. Кн. 1. М.: Сов. писатель, 1989. -288 с.

172. Рыбакова JT. К 85-летию со дня рождения Н. Д. Шпиллер // Программа спектакля «Фауст». М.: ГАБТ. - 1994. - 4.12.

173. Рыбин А. Рядом со Сталиным в Большом театре: (Записки военного коменданта).- Б. М.: 199-.-79 с.

174. Рыбин А. Рядом с И. В. Сталиным // Социологическое исследование. -1988.-№3.-С. 83 104.

175. Рыбин А. Фальсификация: (На книгу JI. Гендлина «Исповедь любовницы Сталина: Воспоминания о В. А. Давыдовой») // Независимая газета. 1992. -2.10.-С. 8.

176. Рядом с Лемешевым / Сост. В. Н. Кудрявцева Лемешева. - М.: Музыка, 2002. - 208 с.

177. Самосуд С. Статьи, воспоминания, письма / Сост. О. Данскер. М.: Сов. композитор, 1984. -231 с.

178. Самосуд С. Патриотическая опера//Известия. 1939. - 16.02.

179. Серов В. Не Басковым единым. // Большой театр. 2001. - № 8. -Декабрь. - С. 5.

180. Слово имеет рабочий зритель// Сов. артист. 1935. - 11.01. - С. 4.

181. Собинов J1. Т. 1: Письма, высказывания. -М.: Искусство, 1970. 792 с.

182. Собинов J1. Т. 2: Статьи, речи. Письма к Собинову. М.: Искусство, 1970.- 551 с.

183. Станиславский К. Моё гражданское служение России. Воспоминания. Статьи. Очерки. Речи. Беседы. Из записных книжек / Сост., вступительная стат. и коммен. М. Н. Любомудрова. М.: Правда, 1990. - 656 с.

184. Станиславский реформатор оперного искусства: Материалы и документы / Сост. Г. Кристи, О. Соболевская. Ред. Ю. Калашников. - М.: Музыка, 1985. - 384 с.

185. Таранов Е. Город коммунизма // Слово. 1997. - № 7 - 8. - С. 53 - 54.

186. Театр (Журнал, посвящён 175-летию Большого театра). 1951. - № 5.

187. Толстой В. XX век. Итоги и кануны / Художественные модели мироздания. XX век. Кн. 2. М.: Наука, 1999. - С. 5 - 20.

188. Тоталитаризм. Из истории идеологий, движений, режимов и их преодоления. М.: Памятники исторической мысли, 1996. - 540 с.

189. Тоталитаризм как исторический феномен. М.: Философское общество СССР, 1989.-395 с.

190. Три интервью с И. С. Козловским: «Я счастлив у людей проснулась совесть.» // Муз. жизнь. - 1990. - № 5. - С. 8 - 9.

191. Трифонов Ю. Дом на набережной: Роман, дневники. М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, Изд-во ЭКСМО - МАРКЕТ, 2000. - 608 с.

192. Угрюмов Н. Мученица нашего времени // Сов. музыка. 1989. - № 8. - С. 78 - 90.

193. Успенский В. Тайный советник вождя: Роман исповедь. - М.: Воениздат, 1992. - 527 с.

194. Учимся писать рецензии // Сов. артист. 1935. - 13.04. - № 12. - С. 2.

195. Фабисович Б. Театральные портреты. М.: ВТО, 1977. - 327 с.

196. Фейхтвангер JT. Москва 1937. М.: Захаров, 2001. - 160 с.

197. Филиппов Б. Актёры без грима. М.: Сов. Россия, 1971. - 383 с.

198. Филиппов Б. Иван Семёнович Козловский и его партнёры // Театр. -1985. -№ 2.-С. 108-110.

199. Финн П. Аранович С. Я служил в аппарате Сталина или песни олигархов. Сценарий документального фильма // Искусство кино. 1991. -№ 10.-С. 88 - 98.

200. Хентова С. Д. Шостакович. Жизнь и творчество: Монография в 2-х книгах. Кн. 1. JT.: Сов. композитор, 1985. - 544 с.

201. Чайковский П. Полное собрание сочинений. Литерат. произведения и переписка. Т XV Б. Том подготовлен К. Ю. Давыдовой и Г. И. Лабутиной. -М.: Музыка, 1977.-384 с.

202. Чередниченко Т. Муз. статистика: Lamento // Неприкосновенный запас. -1998.-№2.-С. 62 -65.

203. Чередниченко Т. Типология советской массовой культуры. Между «Брежневым» и «Пугачёвой». М.: РИК Культура, 1993. - 256 с.

204. Черных А. И. Становление России советской. 20-е годы в зеркале социологии. М.: Памятники ист. Мысли. - 1998. - 280 с.

205. Чудакова М. Без гнева и пристрастия: Формы и деформации в литературном процессе 20 30-х годов // Новый мир. - 1988. - № 9. -С. 257.

206. Чуев Ф. Сто сорок бесед с Молотовым: Из дневника Ф. Чуева. М.: Терра, 1991.-604 с.

207. Чуковский К. Дневник 1930 1969. - М.: Сов. писатель, 1997. - 544 с.

208. Чулаки М. Я был директором театра. М.: Музыка, 1994. - 135 с.

209. Шавердян А. Большой театр Союза ССР. М.: Музгиз, 1952. - 228 с.

210. Шарашидзе Т. Театр или музей? // Сов. артист. 1935. - 5.03. - С.З.

211. Шостакович Дм. Три вопроса-один ответ//Красная газета.-1935. 14.01.

212. Шпиллер Н. Наша общая забота//Сов. музыка.-1981.-№ 11. С. 55 - 59.

213. Шпиллер Н. Тревоги и чаяния Большого: взгляд изнутри: (О состоянии оперного искусства: Беседа с Н. Д. Шпиллер. Записала С. Рыбакова) // Сов. музыка, 1988. - № 11. -С. 26 -32.

214. Экскурсионный справочник по Москве. М., 1938 г.

215. Эпштейн Е. Трагический соловей (Об Евгении Мравиной) // Муз. жизнь. 1988. -№13. -С. 22.

216. Якимович А. Конец века, искусство и мысль / Художественные модели мироздания. XX век. Кн. 2. М.: Наука, 1999. - С. 283 - 294.1. Список источников

217. Архитектура СССР: науч. поп. журнал. / АН. М., 1933 - 1951 г.

218. Большая советская энциклопедия. 1-е изд. Главный редактор О. Ю. Шмидт. М.: «Советская энциклопедия», 1926 - 1931 гг.

219. Вечерняя Москва: ежедн. газета. М. - 1936, 1941, 1851 гг.

220. Известия: ежедн. газета. М.

221. Из истории советской архитектуры. Документы и материалы. Т. 1, 1926 1932, М.: Наука, 1970.

222. Искусство кино: журнал. М.

223. Литературный Ленинград: журнал. Л. - 1936. - № 39.

224. Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. Для студентов вузов: в 2 т. Т. 2 / Под ред. А. Ф. Киселёва, Э. М. Щагина. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1990. - 448 с.

225. Полетаев В. Е. На путях к новой Москве. М.: Московский рабочий, 1961.234. Правда: ежедн. газета. Л.

226. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Сборник документов за 50 лет. М., 1967 г.

227. Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР, 1924 1937 г. (Первая цифра при ссылке обозначает номер выпуска, вторая - номер статьи).

228. Собрание постановлений и распоряжений правительства СССР. (Первая цифра при ссылке обозначает номер выпуска, вторая -номер статьи)

229. Советская архитектура: сборник/М,- 1951 г.-№1.

230. Советский артист: газета / ГАБТ. М. - 1935 - 1936, 1938 - 1939.

231. Советское искусство: газета / М. 1936-1940, 1945, 1948 - 1949, 1953.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.