Субстанциональные и интерсубъективные начала социального тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат наук Соколова, Дина Михайловна

  • Соколова, Дина Михайловна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Саратов
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 145
Соколова, Дина Михайловна. Субстанциональные и интерсубъективные начала социального: дис. кандидат наук: 09.00.11 - Социальная философия. Саратов. 2013. 145 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Соколова, Дина Михайловна

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Направления концептуализации социального в философии

общества

§ 1. Субстанциональный подход к исследованию природы социального и

его современные интерпретации

§ 2. Становление интерсубъективной модели социальности

Глава 2. Трансформации социального в глобализирующемся

мире

§ 1. Субстанциональные и интерсубъективные основания глобализации

§ 2. Виртуальность как альтернативная социальность информационного

общества

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Субстанциональные и интерсубъективные начала социального»

Введение

Актуальность диссертационного исследования. Социальные трансформации последних десятилетий ставят современную науку перед необходимостью поиска новых категорий, посредством которых станет возможным отразить всю многогранность общества, одновременно именуемого техногенным и информационным, обществом потребления и обществом знаний. В настоящий момент сущностные изменения касаются не столько форм организации общественной жизни, сколько самой природы социального. XXI век в очередной раз поставил под сомнение все существующие представления о взаимосвязи глобальной цивилизации и государства, общества и индивида, субъекта и объекта властных отношений, и в данной связи для описания реалий современного мира привычные модели социального мышления оказываются недостаточными, хотя эта проблема еще не получила должного внимания: «... абсолютное большинство людей видят современный мир все еще линейно-плоскостным, тогда как за последнее столетие он окончательно стал нелинейным и объемным»1.

Глубинные трансформации начал социального были вызваны двумя взаимосвязанными процессами: с одной стороны, стремительной глобализацией, пронизывающей все сферы общественной жизни - от экономической до культурной, а с другой — сопутствующей ей виртуализацией. Эти процессы привели к деформации существовавших ранее социальных порядков и зарождению новых. Среди них особое место занимает глобальный миропорядок, подчиняющий себе порядки локальные. Отдельного внимания заслуживают альтернативные социальные порядки, которые отныне существуют не только в институциональном пространстве, но и в виртуальной реальности, где находят свое воплощение. Далеко не слу-

1 Чумаков А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2006. С. 9.

чайно сеть Интернет все чаще называют «живым» примером иной социальности, устроенной на идеалах свободы, равенства и братства и принципиальном отрицании социальной иерархии. Однако было бы ошибочным полагать, что виртуализация протекает лишь на границе реального и виртуального миров, она охватывает все пласты общественной жизни и выражается в подмене существующих социальных явлений подобиями и образами, обладающими статусом мнимого бытия.

Выявление значения произошедших изменений и оценка их последствий невозможны без объяснения этих метаморфоз социального, а это возвращает нас к давнему философскому вопросу о том, что же представляет собой общество как особая реальность, иными словами, к онтологии. В современной социальной философии существует множество подходов к изучению социальной реальности. В субстанционализме социальное возводится в ранг абсолюта, особое внимание уделяется таким его свойствам как целостность, тотальность, непрерывность, преемственность между различными явлениями общественного бытия. При этом игнорируются механизмы его внутреннего развития. В философии интерсубъективности, напротив, абсолютизируется коммуникативная природа социального и остается невыясненным вопрос о том, в каких рамках протекают процессы коммуникации. Все это делает очевидной необходимость поиска новых подходов к рассмотрению социальной реальности.

Степень научной разработанности проблемы. В настоящее время появляется множество различных работ, посвященных анализу современности, в которых предпринимается попытка определить источник изменений, происходящих в обществе. Однако фундаментальные вопросы, касающиеся природы общественного бытия, остаются невыясненными.

В истории философии можно выделить два основных подхода к изучению социального. В рамках субстанционального подхода общество мыслится как нечто существующее объективно, трансцендентно по отношению к человеческому бытию и независимо от него. В противоположность этому интерсубъективным подходом утверждается представление об обществе как о становящейся реальности, рождающейся в актах непрерывной коммуникации. В современной филосо-

)

фии большей популярностью пользуется последний из вышеназванных подходов, предлагающий образ социального, соотнесенный не с онтологией бытия, а с онтологией становления. Изменчивость социального мира создает впечатление того, что он не имеет субстанциональной основы, а иллюзия соучастия в социальном творчестве всех входящих в общество индивидов не согласуется с, казалось бы, устаревшим представлением об обществе как о самостоятельной реальности, обладающей надындивидуальным характером. Однако так же, как производство си-мулякров, вопреки Ж. Бодрийяру, отнюдь не отрицает существования стоящих за ними реальных социальных феноменов, обнаружение интерсубъективной сущности социального еще не отменяет ее субстанциональных основ.

Если бы природа социального полностью объяснялась путем апелляции к социальным взаимодействиям, то общественное бытие потеряло бы оформлен-ность и приобрело черты фрагментарности, прерывности и эфемерности. В действительности же мы наблюдаем цельную и единую социальную реальность, что заставляет нас искать ее субстанциональное основание.

Основы субстанционального подхода к рассмотрению социальной реальности были заложены Г. В. Ф. Гегелем , впервые применившим понятие субстанции к анализу общественного бытия. Для Гегеля социальное - это одно из проявлений абсолютного духа, представляющего собой его субстанцию. В дальнейшем субстанциональное понимание социального нашло отражение в трудах К. Маркса3, О. Конта4, Г. Спенсера5, Э. Дюркгейма6, М. Бубера7. Общей чертой субстанциона-лизма явилось представление о социальном как о некой надындивидуальной реальности, обладающей объективной значимостью и не зависимой от индивидов. Промежуточную позицию в решении вопроса о сущности общественного бытия

2 Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. СПб.: Наука, 1993; Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990.

3 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический Проект, 2010.

4 Конт О. Дух позитивной философии. Слово о положительном мышлении. М.: Книжный дом: «ЛИБРОКОМ», 2011.

5 Спенсер Г. Синтетическая философия. М.: Ника-Центр, 1997.

6 Дюркгейм Э. Метод социологии. M.: Канон, 1995; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.

7 Бубер М. Два образа веры. М.: ACT, 1999.

занимает М. Вебер8, который связывает социальное с взаимодействиями, но сами взаимодействия трактует в основном субстанционально.

Среди отечественных ученых разработкой этой проблематики занимались В. С. Барулин9, Ю. К. Плетников10, В. П. Кузьмин11, В. Б. Устьянцев12 и др. В дальнейшем их идеи были переработаны в постсубстанционализме В. П. Барыш-кова13 и неосубстанционализме В. А. Кутырева14.

Своеобразное обновление субстанциональных представлений об обществе происходит в постинституционализме Д. Норта15, С. Г. Кирдиной16, О. Э. Бессоновой .

Философия постмодернизма, которую нельзя назвать цельным течением, не дает однозначного ответа на вопрос о природе общественного бытия. В ее рамках можно выделить целый ряд подходов к изучению социального. В трудах представителей постмодерного эссенциализма субстанциональное видение социальной реальности получает «второе рождение». Структуралисты, такие как Р. Барт18, К. Леви-Стросс19, Л. Альтюссер20 и др., несмотря на провозглашенную ими установку на преодоление субстанционализма, не отказываются от его основополагающих принципов, но фактически «открывают» новый вид субстанции - струк-01

туру. М. Фуко , представитель постструктуралистской философии, предлагает другую субстанциональную форму. Для него основой социального бытия являет-

8 Вебер М. Основные социологические понятия // Западноевропейская социология XIX - начала XX веков. М.: Изд-во Международного университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 455-491.

9 Барулин В. С. Соотношение материального и идеального в обществе. М.: Издательство политической литературы, 1977.

Плетников Ю. К. О природе социальной формы движения. М.: Изд. Моск. ун-та, 1971.

11 Кузьмин В. П. Принцип системности в методологии К. Маркса. M.: Политиздат, 1980.

12 Устьянцев В. Б. Проблема становления социального. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1982.

13 Барышков В. П. Аксиология личностного бытия / Под ред. В. Б. Устьянцева. М.: Логос, 2005.

14 Кутырев В. А. Человеческое и иное: борьба миров. СПб.: Алетейя, 2009.

15 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. M., 1997.

16 Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000; Кирдина С. Г. Теория институциональных матриц: в поисках новой парадигмы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. T. IV. № 1. С. 101-115.

17 Бессонова О. Э. Интегрально-институциональная парадигма цивилизационного развития как новая методология познания // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. T. XI. № 2. С. 15-32.

18 Барт Р. Мифологии. М.: Академический Проект, 2008.

19 Леви-Стросс К. Структурная антропология. M.: Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001.

20 Альтюссер Л. За Маркса. M.: Праксис, 2006; Dowling William С. Jameson, Althusser, Marx. An introduction to The Political Unconscious. New York: Cornell University Press, 1984.

21 Фуко M. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М.: Издательство «Прогресс», 1977; Фуко M. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М.: Издательство «Ad Marginem», 1999.

t

ся тело. Идеи М. Фуко находят отражение и в творчестве Ж.-Л. Нанси22, предлагающего заменить традиционную онтологию онтологией тела, хотя последний, безусловно, будучи последователем Ж. Делеза23 и Ж. Деррида24, абсолютизирующих разрывы и прерывности социального, тяготеет к коммуникативной традиции понимания социального. Эта традиция зародилась в недрах феноменологии. В работах Э. Гуссерля и А. Шюца были заложены ее методологические основы. Социальная феноменология, основывающаяся на них, до сих пор является авторитетным философским направлением. Среди его представителей можно выделить Н. М. Смирнову27, И. Д. Зайцева28 и др.

Представление о том, что социальные отношения носят интерсубъективный характер, нашли отражение в трудах сторонников течения постмодернизма, противостоящего постмодерному эссенциализму. В них социальное представляется метафорически (например, как «ризома» у Ж. Делеза, «облако» у Ж.-Ф. Лиота-ра29). Особенно часто к описанию социального применяется образ сети. Однако, с точки зрения 3. Баумана30, современное общество теряет структурированность и упорядоченность, в связи с чем его сложно назвать сетевым, поэтому для характеристики современности он вводит понятие «текучей современности», или «жидкого модерна».

Особый вклад в развитие интерсубъективных концепций социальности вне-ела аналитическая философия. Понятие «языковых игр» Л. Витгенштейна нашло применение во многих современных философских концепциях.

22 Нанси Ж.-Л. Сердце вещей // Топос. 2004. № 1 (8) С. 4-21; Нанси Ж.-Л. Corpus. М.: Издательство «Ad Marginem». 1999.

23 Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. Екатеринбург: У-Фактория, 2008; Делез Ж., Гват-тари Ф. Что такое философия? M.; СПб.: Академический Проект, 1998.

24 Деррида Ж. Позиции. М.: Академический Проект, 2007; Деррида Ж. Письмо и различие. M.: Академический Проект, 2000.

25 Гуссерль Э. Картезианские рассуждения. СПб.: Наука; Ювента, 1998.

26 Шюц А. Избранное: Мир, светящийся смыслом. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004.

27 См.: Смирнова H. М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании). М.: ИФ РАН, 1997.

28 Зайцев И. Д. Интерсубъективность как проблема социальной философии: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11.М., 2010.

29 Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н. А. Шматко М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

30 Бауман 3. Текучая современность. СПб.: Питер, 2008.

31 Витгенштейн Л. Голубая и коричневые книги: предварительные материалы к «Философским исследованиям». Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.

Интерсубъективное понимание социального, сформированное в философской феноменологии, и акцентуация на проблемах языка, свойственная современной философии, оказали большое влияние на формирование коммуникативной парадигмы социального, в развитие которой внесли вклад К.-О. Апель32 и его ученик Ю. Хабермас . Среди их последователей из числа представителей отечественной философии необходимо выделить А. В. Назарчука, предложившего рассмотреть процессы глобализации сквозь призму понятий «интерсубъективность» и «коммуникативность», что особенно актуально в контексте поставленной проблемы34.

Говоря о интерсубъективном подходе также нельзя обойти вниманием философию интеракционистов Ч. X. Кули , Дж. Г. Мида , для которых основным понятием является понятие интеракции, а социальное представляет собой нечто конструируемое в совокупности процессов взаимодействия.

В современной отечественной социальной философии интерсубъективный подход к анализу общественного бытия применяется достаточно широко. В рамках него можно выделить концепцию диспозиционно-коммуникативной социаль-

О

ности, представленную работами П. К. Гречко , И. А. Мальковской , В. А. Не-хамкина39, Н. А. Терещенко40 и др., и концепцию полисубъектной, или «другой» социальности, предлагаемую екатеринбургской философской школой в лице

А 1 А ^ А А

В. Е. Кемерова , Т. X. Керимова , Ю. И. Прохоренко , С. А. Азаренко и др.

32 Апель К.-О. Трансформация философии. M.: Логос, 2001.

33 Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. M.: Наука, 2006.

34 См.: Назарчук А. В. Государство в пространстве глобальных коммуникаций // Сократ. 2011. №3. С. 50-55; На-зарчук А. В. Идея коммуникации и новые философские понятия XX века // Вопросы философии. 2011. №5. С. 157165; Назарчук А. В. Этика глобализирующегося общества. M.: Directmedia Publishing, 2002.

35 Кули 4. X. Человеческая природа и социальный порядок. M.: Идея-Пресс, 2000.

36 Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов. M.: ИНИОН РАН, 2009.

37 Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы. M.: Российская полит, энциклопедия, 2009.

38 Мальковская И. А. Знак коммуникации: Дискурсивные матрицы. M.: Издательство ЛКИ, 2008; Мальков-ская И. А. Многоликий Янус открытого общества: Опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации. M.: Издательство ЛКИ, 2008.

39 Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы. M.: Российская полит, энциклопедия, 2009.

40 Терещенко Н. А. Социальная философия после «смерти социального». Казань: Казанский университет, 2011.

4,Кемеров В. Е. Общество, социальность, полисубъектность. М., 2012.

42 Керимов Т. X. Неразрешимости. М.: Академический Проект; Трикста, 2007; Керимов Т. X. Социальная гетероло-гия. Екатеринбург: Урал: Наука, 1999.

43 Прохоренко Ю. И. Субъектность в структурах социальной реальности: дис.... д-ра филос. наук: 09.00.11. Екатеринбург, 2003.

Азаренко С. А. Сообщество тела. М.: Академический проект, 2007.

t

В настоящее время в западной теоретической социологии зарождается идея о том, что популярный ныне коммуникативный подход сужает границы социального, не включая в него материальные объекты, в то время как последние в качестве товаров, технологий и объектов познания играют важную роль в современном обществе. Это направление представлено работами таких социологов, как К. Кнорр-Цетина45 (концепция объект-центричной социальности) и Б. Латур46 (концепция интеробъективности).

Таким образом, мы можем констатировать, что как субстанциональный, так и интерсубъективный подход к анализу социального, изучают общественное бытие только в одном отдельно взятом аспекте, и, следовательно, абсолютизация значимости одного из них представляется ошибочной. В данной ситуация становится очевидной необходимость методологического синтеза, который позволил бы преодолеть крайности обоих подходов, выделяющих один аспект социальной реальности в ущерб другому.

При построении целостной модели интерсубъективно-субстанциональной социальности и ее применении к анализу социальных процессов современности особое значение имело обращение к работам саратовской философской школы, посвященным разработке методологических оснований изучения философии общества и проблемам коммуникации (Л. И. Тетюев47, С. В. Тихонова48, Е. Ю. Стриганкова49), изучению социальной динамики и механизмов социальных трансформации (В. П. Рожков50, М. О. Орлов51), концептуализации понятий вир-

45 Кнорр-Цетина К. Социальность и объекты. Социальные отношения в постсоциальных обществах знания // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006.

46 Латур Б. Когда вещи дают сдачи: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 342-365; Латур Б. Об интеробъективности // Социология вещей. Сборник статей. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006.

47 См.: Тетюев Л. И. Границы жизненного мира: социальный аспект философской проблемы // Общество и человек в стратегиях инновационного развития. Саратов: Издательство «КУБиК», 2010; Тетюев Л. И. Идея коммуникативного разума в социальной философии Юргена Хабермаса // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. № 3 (15).

48 См.:Тихонова С. В. Коммуникационная революция сегодня: информация и сеть // Полис. 2007. № 3. С. 53-64.

49 См.: Стриганкова Е. Ю. Феномен общения в коммуникативной ситуации информационного социума // Вестник ПАГС. 2012. № 3 (32). С. 147-153.

50 Рожков В. П. Альтернативы мировоззренческого выбора. Опыт осмысления философского процесса в России. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012.

51 Орлов М. О. Социальная динамика: философско-методологические основания дискурсивного управления в условиях глобализации: дис.... д-ра филос. наук: 09.00.11. Саратов, 2009.

туальности и симуляции (В. В. Афанасьева ), анализу виртуального пространства культуры (Е. В. Листвина53, В. Н. Гасилин54, М. В. Шугуров55), рискам глобального социума (В. Б. Устьянцев, В. П. Барышков, Д. И. Заров56). Методологические основания для исследования современного общества представлены в работах С. Ф. Мартыновича, в которых выделяется три архетипа философствования - философия объективности, субъективности и интерсубъективности, при этом последний архетип определяется в качестве доминирующего на современном этапе развития общества .

Объект исследования - субстанциональные и интерсубъективные горизонты социального, понимаемые как первопричины и организующие принципы общественного бытия.

Предмет исследования — взаимодействие субстанциональных и интерсубъективных начал социального и социальная динамика их трансформаций.

Цель диссертационного исследования заключается в исследовании взаимосвязи субстанциональных и интерсубъективных начал социального и осмыслении трансформаций социального в глобализирующемся мире.

Задачи исследования:

1. концептуализация субстанциональных представлений об обществе в классической, неклассической и постнеклассической рациональности;

2. выявление основных этапов развития интерсубъективного подхода к изучению социальной реальности и оценка его эвристического потенциала;

52 См.: Афанасьева В. В. Симуляция // Виртуальное пространство культуры. Сборник научных статей / Под ред. Е. В. Листвиной. Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. С. 11—18; Афанасьева В. В. Тотальность виртуального. Саратов, 2005.

53 См.: Листвина Е. В. Виртуальный аспект социокультурной ситуации // Виртуальное пространство культуры. Сборник научных статей / Под ред. Е. В. Листвиной. Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. С. 86-92.

54 См.: Гасилин В. Н. Виртуальное пространство культуры // Виртуальное пространство культуры. Сборник научных статей / Под ред. Е. В. Листвиной. Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. С. 81-86.

55 См.: Шугуров М. В. Герменевтика иного // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 172-176.

56 См.: Заров Д. И. Цивилизационные аспекты общества риска // Ценности, риски, коммуникации в изменяющемся мире: Сборник научных трудов. Материалы шестых Аскинских чтений. Саратов: Издательство «КУБиК», 2012. С.26-31.

57 См.: Мартынович С. Ф. Философия - наука - практика как контекст глобального исследования и управления // Мартынович С. Ф., Орлов M. О., Данилов С. А., Иванов А. В. Управление социальной динамикой в условиях глобализации: парадигмы и методологии. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2009. С. 7-9.

3. построение авторской модели социальной реальности;

4. выявление субстанциональных и интерсубъективных оснований глобализации;

5. определение основных направлений виртуализации информационного общества с позиций концепции интерсубъективно-субстанциональной социальности.

Методологические и теоретические основания исследования. При рассмотрении субстанциональных и интерсубъективных воззрений, представленных в философии, используется историко-философский метод, позволяющий реконструировать историю развития названных подходов и выявить идеи, оказавшие определяющее влияние на разных этапах их становления. Обобщению и систематизации основных социально-философских онтологических построений, взятых в ретроспективе, способствует применение системного подхода, посредством которого становится возможным рассмотрение отдельных моделей как частей целостных социально-философских концепций (субстанциональная социальность в классической рациональности, интерсубъективная социальность в неклассической рациональности и интерсубъективно-субстанциональная социальность в постне-классической рациональности). Определению сущностных черт субстанционального и интерсубъективного подходов к концептуализации социального способствует обращение к компаративистскому анализу.

При конструировании интерсубъективно-субстанциональной концепции социальности широко применяется феноменологический метод, раскрывающий онтологические основания коммуникации, в процессе которой зарождаются социальные смыслы, представляющие собой подлинную субстанцию социального.

В рамках предлагаемой модели социальности постулируется равнозначность генетически взаимосвязанных субстанциональных и интерсубъективных начал социального. Для выявления их специфики и описания феноменов социальной реальности, носящих двойственный характер, заложенный противоречивостью онтологических оснований, применяется метод дуальных оппозиций. Сквозь призму отношений дуальных оппозиций рассматриваются следующие процессы и

феномены: «единое социальное пространство - плюрализация социальных пространств», «сжатие социального времени - множественность социальных времен», «неконвенциональные социальные смыслы - конвенциональные социальные смыслы», «глобальность - локальность», «глобализация - локализация», «реальность — виртуальность».

В работе применяются не только социально-философские методы анализа социального бытия, но и методологические установки социологии, политических наук, психологии, лингвистики. Иными словами, проблема концептуализации социального рассматривается в широком контексте достижений современного гуманитарного знания.

Научная новизна исследования концептуально представлена в следующих тезисах:

1. Впервые реконструирована история развития субстанционального подхода к анализу социальной реальности, выделены три модели ее осмысления с позиций субстанционализма: идеалистическое и материалистическое понимание социальной субстанции в классической рациональности, структуралистское понимание - в неклассической рациональности и постсубстанционализм постне-классической рациональности.

2. Выявлены основные этапы становления модели интерсубъективной социальности: феноменологическое осмысление социального, применение к анализу общественного бытия категорий аналитической философии, определение социального как интеракции, утверждение постмодернистской онтологии разрывов и различий, раскрытие коммуникативной сущности общества. Осуществлен критический анализ коммуникативного понимания социального.

3. Обоснована авторская концепция интерсубъективно-субстанциональной социальности, предполагающая рассмотрение социального с точки зрения признания двух его онтологических начал - интерсубъективного и субстанционального, взаимосвязанных между собой по принципу генетической связи.

4. Раскрыты субстанциональные и интерсубъективные основания глобализации, в качестве которых автор предлагает рассматривать принимающий различные формы социальный смысл как субстанцию социального и глобальные коммуникации как условие становления единого поля интерсубъективности в планетарном масштабе.

5. Определены основные направления виртуализации: десубстанциона-лизация социального, замещение реальности симулякрами, создание альтернативного социального пространства, наложение виртуальности на реальность.

Положения, выносимые на защиту:

1. Субстанциональный подход к изучению общества представляет собой первый исторически сложившийся способ мышления социального, получивший концептуализацию в рамках классической рациональности. В неклассической рациональности предпринимается попытка преодолеть субстанциональность в социально-философских построениях, однако фактически происходит отказ скорее от употребления понятия субстанции, чем отрицание его сущности, осуществляется переход от субстанции социального к осознанию субстанциональности социальных взаимодействий и процессов. В постмодернистской философии (усилиями ее отдельных представителей) производится поиск новых субстанциональных форм (субстанция-структура, субстанция-тело, субстанция-язык, субстанция-текст). Современная социальная философия утверждает необходимость полного исключения субстанциональных представлений из социально-философского дискурса, что представляется неправомерным. Субстанциональный подход способствует определению коммуникативных барьеров - тех социальных смыслов, относительно которых может быть достигнут консенсус, но реализация которых невозможна. Субстанциональность социального мира выражается в наличии информационной связки социального, существовании устойчивых архетипов коллективного бессознательного, воспроизводстве социальных, в том числе и институциональных, структур, порождающих социальные смыслы, определяющие положение индивида и иных социальных субъектов в пространстве общественного бытия.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Соколова, Дина Михайловна, 2013 год

Список литературы

1. Абрамов, Р. Н. Сетевые структуры и формирование информационного общества / Р. Н. Абрамов // Социальные исследования. - 2002. - № 3. - С. 133-140.

2. Августин Блаженный. О граде Божьем / Блаженный Августин. - М.: ACT, 2000. -1296 с.

3. Азаренко, С.А. Сообщество тела / С.А. Азаренко. - М.: Академический проект, 2007.-239 с.

4. Альтюссер, JI. За Маркса / JI. Альтюссер. - М.: Праксис, 2006. - 392 с.

5. Андреева, JI. А. Христианство и власть в России и на Западе / JI.A. Андреева // Общественные науки и современность. — 2001. - № 4. - С. 85-102.

6. Апель, К.-О. Моя интеллектуальная биография в контексте современной философии / К.-О. Апель // Философия без границ (Сборник статей): В 2 ч. - Ч. 1. - М.: Издатель Воробьев A.B., 2001. - С. 31^6.

7. Апель, К.-О. Трансформация философии / К.-О. Апель. - М.: Логос, 2001. -344 с.

8. Аттали, Ж. Карл Маркс: Мировой дух / Ж. Аттали. - М.: Молодая гвардия, 2008.-406 с.

9. Афанасьева, В. В. Симуляция / В. В. Афанасьева // Виртуальное пространство культуры. Сборник научных статей / Под ред. Е. В. Листвиной. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. - С. 11-18.

10. Афанасьева, В. В. Тотальность виртуального / В. В. Афанасьева. Саратов: Научная книга, 2005. - 103 с.

11. Ашкеров, А. По справедливости: эссе о партийности бытия / А. Ашкеров. -М.: Издательство «Европа», 2008. - 248 с.

12. Барт, Р. Мифологии / Р. Барт. - М.: Академический Проект, 2008. - 354 с.

13. Барулин, В. С. Соотношение материального и идеального в обществе / В. С. Барулин. — М.: Издательство политической литературы, 1977. - 144 с.

' > . : i . . . ! I S

131

14. Барышков, В. П. Аксиология личностного бытия / В. П. Барышков. — М.: Логос, 2005.-192 с.

15. Баталов, Э. Я. «Новый мировой порядок»: к методологии анализа / Э. Я. Баталов // Политические исследования. — 2003. -№ 5. - С. 25-37.

16. Бауман, 3. Текучая современность / 3. Бауман. - СПб.: Питер, 2008. - 240 с.

17. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман.. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

18. Бессонова, О. Э. Интегрально-институциональная парадигма цивилизаци-онного развития как новая методология познания / О. Э. Бессонова // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2008. - Том XI. - № 2. - С. 15-32.

19. Бехманн, Г. Современное общество: общество риска, информационное общество, общество знаний / Г. Бехманн. - М.: Логос, 2012. - 248 с.

20. Бодрийяр, Ж. Америка / Ж. Бодрийяр. - СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2000. - 123 с.

21. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального / Ж. Бодрийяр. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. - 96 с.

22. Бодрийяр, Ж. Соблазн / Ж. Бодрийяр. - M.: Ad Marginem, 2000. - 306 с.

23. Бубер, М. Два образа веры / М. Бубер. - M.: АСТ, 1999. - 592 с.

24. Бурдье, П. Практический смысл / П. Бурдье. - СПб.: Алетейя, 2001. - 562 с.

25. Бурдье, П. Социальное пространство поля и практики / П. Бурдье. — М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. — 288 с.

26. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. - M.: Socio-Logos, 1993. - 336 с.

27. Быченков, В. М. Институты: сверхколлективные образования и безличные формы социальности / В. М. Быченков. - М.: Российская академия наук, 1996. -976 с.

28. Ваттимо, Дж. Постмодерн: прозрачное общество? / Дж. Ваттимо. — М.: Издательство «Логос», 2002. - 128 с.

I

I

29. Вахштайн, В. Социология вещей и «поворот к материальному» в социальной теории / В. Вахштайн // Социология вещей. Сборник статей / Под. ред. В. Вахштайна. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. С. 7-40.

30. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Западноевропейская социология XIX — начала XX веков. - М.: Изд-во Международного университета Бизнеса и Управления , 1996. - С. 455-491.

31. Витгенштейн, Л. Голубая и коричневые книги: предварительные материалы к «Философским исследованиям» / Л. Витгенштейн. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 256 с.

32. Вульф, К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал / К. Вульф. - СПб.: Интерсоцис, 2009. - 164 с.

33. Гайденко, П. П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века / П. П. Гайденко. - М.: Республика, 1997. - 495 с.

34. Гасилин, В. Н. Виртуальное пространство культуры / В. Н. Гасилин // Виртуальное пространство культуры. Сборник научных статей / Под ред. Е. В. Листвиной. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. - С. 81-86.

35. Гаспарян, Д. Э. Социальность как негативность / Д. Э. Гаспарян. М.: КДУ, 2007.-256 с.

36. Гегель, Г. В. Ф. Лекции по философии истории / Г. В. Ф. Гегель. — СПб.: Наука, 1993.-480 с.

37. Гегель, Г. В. Ф. Философия права / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1990. - 524 [2] с.

38. Гезалов, А. А. Трансформация общества в эпоху глобализации (социально-философский анализ) / А. А. Гезалов. - М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.-288 с.

39. Гоноцкая, Н. В. Связи: Философское исследование взаимопонимания / Н. В. Гоноцкая. -М.: Издательство ЛКИ, 2010.-160 с.

40. Гречко, П. К. Диспозиционно-коммуникативный подход / П. К. Гречко // Вопросы социальной теории. 2008. Т. II. Вып 1 (2). С. 345-355.

41. Гречко, П. К. Новая социальность: опыт интерпретации / П. К. Гречко // Вопросы социальной теории. — 2009. - Т. III. — Вып. 1 (3). - С. 302-317.

42. Гречко, П. К. Социальное: диспозиционно-коммуникативная парадигма исследования / П. К. Гречко // Вопросы социальной теории. - 2008. - Т. II. — Вып. 1 (2).-С. 112-132.

43. Грицанов, А. А. Социальная реальность: осмысление основных парадигм // Вопросы социальной теории. 2008. - Т. II. - Вып. 1 (2). - С. 133-147.

44. Гуссерль, Э. Картезианские рассуждения / Э. Гуссерль. - СПб.: Наука; Ювента, 1998.-315 с.

45. Гюнтер, Г. Жанровые проблемы утопии и «Чевенгур» А. Платонова / Г. Гюнтер // Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы. М.: Прогресс, 1991. - С. 252-276.

46. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия? / Ж. Делез, Ф. Гваттари. — М.; СПБ.: Академический Проект, 1998. - 261 с.

47. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип / Ж. Делез, Ф. Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2008. - 678 с.

48. Деррида, Ж. Письмо и различие / Ж. Деррида. - М.: Академический Проект, 2000.-495 с.

49. Деррида, Ж. Позиции / Ж. Деррида. - М.: Академический Проект, 2007. -160 с.

50. Джеймисон, Ф. Постмодернизм и общество потребления / Ф. Джеймисон // URL: http://www.ruthenia.ru/logos/number/2000_4/10.htm. (дата обращения: 15.06.2012).

51. Джеймисон, Ф. Реально существующий марксизм / Ф. Джеймисон // Логос. - 2005. - № 3 (48). - С. 208-246.

52. Дюркгейм, Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1995.

53. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда / Э. Дюркгейм. - М.: Канон, 1996.-432 с.

54. Дьяков, А. В. Феликс Гваттари: Шизоанализ и производство субъективности / А. В. Дьяков. - Курск: Изд-во Курск, гос. ун-та, 2006. - 246 с.

» I, М , . ' Л s ' 1 '

J

134

55. Дьяков, А. В. Философия пост-структурализма во Франции / А. В. Дьяков. -Нью-Йорк: Издательство «Северный крест», 2008. -364 с.

56. Жижек, С. «Матрица» или две стороны извращения / С. Жижек // Искусство кино. - 2000. - № 6. URL: http://kinoart.ru/archive/2000/06/n6-articlel6 (дата обращения: 10.10.2012).

57. Жижек, С. Добро пожаловать в пустыню Реального / С. Жижек. — М.: Фонд «Прагматика культуры», 2002. - 160 с.

58. Жижек, С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом / С. Жижек. - М.: Издательство Европа, 2009. - 336 с.

59. Зайцев, И. Д. Интерсубъективность как проблема социальной философии: автореф. дис.... канд. филос. наук: 09.00.11 / Зайцев Илья Дмитриевич. — М., 2010. -42 с.

60. Иванов, Д. В. Виртуализация общества / Д. В. Иванов. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2000. - 96 с.

61. Иванов, Д. В. Гламурный капитализм: логика «сверхновой» экономики / Д. В. Иванов // Вопросы экономики. - 2011. — № 7. — С. 44-61.

62. Иванов, Д. В. Постиндустриализм и виртуализация экономики / Д. В. Иванов // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1. — № 1. - С. 83-93.

63. Иноземцев, В. JL, Караганов, С. А. О мировом порядке XXI века / В.Л.Иноземцев, С. А. Караганов // Россия в глобальном мире: 2000-2011: Хрестоматия в 6 томах / Рос. совет по межд. делам [под общ. ред. И.С. Иванова]. - М.: Аспект Пресс, 2012. - Т. 1. - С. 562-576.

64. Канетти, Э., Московичи, С. Монстр власти / Э. Канетти, С. Московичи. -М.: Алгоритм, 2009. - 240 с.

65. Кастельс, М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. - Екатеринбург: У-Фактория, 2002. - 324 с.

66. Касториадис, К. Воображаемое установление общества / К. Касториадис. — М.: Издательство «Гнозис», Издательство «Логос», 2003. — 480 с.

i Iiis I I

135

67. Кемеров, В. E. Знание - социальная связь / В. Е. Кемеров // Знание в связях социальности. - Екатеринбург: УрГУ, 2003. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/fD0/s00/z0000912/st000.shtml (дата обращения: 10.05.2013).

68. Кемеров, В. Е. Общество, социальность, полисубъектность / В. Е. Кемеров. — М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2012. - 252 с.

69. Кемеров, В.Е. Полисубъектная социальность и проблема толерантности / В. Е. Кемеров // Толерантность и полисубъектная социальность: Материалы конференции. Екатеринбург, 18-19 апреля 2001. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001.-С. 12-19.

70. Кемеров, В. Е. Проблема социального и динамика методологии /

B. Е. Кемеров // Социальное: содержание, смысл, поиск в современном культурно-историческом пространстве и дискурсе: материалы Международной научно-практической конференции / науч. ред. А.Б. Лебедев. - Казань: Казан, ун-т, 2011. -С. 40-48.

71. Керимов, Т. X. Гетерология и концепция дифференциальной социальности / Т. X. Керимов // Социальное: содержание, смысл, поиск в современном культурно-историческом пространстве и дискурсе. - Казань: Казан, ун-т, 2011. - С. 48-56.

72. Керимов, Т. X. Неразрешимости / Т. X. Керимов. - М.: Академический Проект; Трикста, 2007. - 218 с.

73. Керимов, Т. X. Проблемы толерантности и социальная гетерология / Т. X. Керимов // Толерантность и полисубъектная социальность: Материалы конференции. Екатеринбург, 18-19 апреля 2001. - Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2001.-С. 19-28.

74. Кимелев, Ю. А. «Субъект» и «субъективность» в современной западной социальной философии / Ю.А. Кимелев. - М.: ИНИОН РАН, 2006. - 95 с.

75. Кирдина, С. Г. Институциональные матрицы и развитие России /

C. Г. Кирдина. - М.: ТЕИС, 2000. - 213 с.

76. Кирдина, С. Г. Теория институциональных матриц: в поисках новой парадигмы / С. Г. Кирдина // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2001. - Том IV. — № 1.-С. 101-115.

77. Кнорр-Цетина, К. Социальность и объекты. Социальные отношения в постсоциальных обществах знания / К. Кнорр-Цетина // Социология вещей. Сборник статей. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - С. 267-306.

78. Козловски, П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития / П. Козловски. - М.: Республика, 1997. - 240 с.

79. Конт, О. Дух позитивной философии: Слово о положительном мышлении / О. Конт. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011. - 80 с.

80. Корниенко, А. А., Корниенко, А. В. Становление коммуникативно-информационного общества и трансформация статуса знания / А. А. Корниенко,

A. В. Корниенко // Известия Томского политехнического университета. — 2011. -Т. 319. -№ 6. — С. 138-142.

81. Кузьмин, В. П. Принцип системности в теории и методологии К. Маркса /

B. П. Кузьмин. - М.: Политиздат, 1980. - 312 с.

82. Кули, Ч. X. Человеческая природа и социальный порядок / Ч. X. Кули. — М.: Идея-Пресс, 2000. - 320 с.

83. Кутырев, В. А. Человеческое и иное: борьба миров / В. А. Кутырев. — СПб.: Алетейя, 2009. - 264 с.

84. Латур, Б. Когда вещи дают сдачи: возможный вклад «исследований науки» в общественные науки / Б. Латур // Социология вещей. Сборник статей. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - С. 342-365.

85. Латур, Б. Об интеробъективности / Б. Латур // Социология вещей. Сборник статей. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - С. 169-199.

86. Лаццарато, М. Предприятие и неомонадология / М. Лаццарато // Логос. -2007.-№4(61).-С. 168-198.

87. Леви-Стросс, К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. - М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001. - 512 с.

88. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар / Пер. с фр. Н.А. Шматко - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.-160 с.

89. Листвина, Е. В. Виртуальный аспект социокультурной ситуации / Е. В. Листвина // Виртуальное пространство культуры. Сборник научных статей / Под ред. Е. В. Листвиной. Саратов: Издательский центр «Наука», 2008. - С. 8692.

90. Лурье, Д. А. Проблемы виртуализации современного общества и их социологическое осмысление / Д. А. Лурье // Философия и общество. - 2009. - № 4. - С. 164-168.

91. Мальковская, И. А. Знак коммуникации: Дискурсивные матрицы / И. А. Мальковская. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 240 с.

92. Мальковская, И. А. Многоликий Янус открытого общества: Опыт критического осмысления ликов общества в эпоху глобализации / И. А. Мальковская. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 280 с.

93. Мальковская, И. А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор зарубежных теорий) / И. А. Мальковская // Социологические исследования. -2007.-№2.-С. 76-93.

94. Мамчур, Е. А. Еще раз о предмете социальной эпистемологии / Е. А. Мамчур // Эпистемология и философия науки. - 2010. - Т. XXIV. - № 2. - С. 44-53.

95. Марков, Б. В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры / Б. В. Марков. - СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. — 304 с.

96. Маркс, К., Энгельс, Ф. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс // Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический Проект, 2010. - С. 380-472.

97. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года / К. Маркс // Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. - М.: Академический Проект, 2010. — С. 303-358.

К ! М ЯМ

138

98. Маркс, К. Капитал. Критика политической экономии. - Т.1. - Процесс производства капитала. - М.: Издательство политической литературы, 1988. — 891 с.

99. Мартынович, С. Ф., Орлов, М. О., Данилов, С. А., Иванов, А. В. Управление социальной динамикой в условиях глобализации: парадигмы и методологии / С.Ф. Мартынович, М. О. Орлов, С. А. Данилов, А. В. Иванов. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2009. - 350 с.

100. Мартынович, С.Ф. Современная философия науки: контекст образования / С.Ф. Мартынович // Философия науки в информационном обществе: Актуальные проблемы. Материалы Первой межвузовской научной конференции. — Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2010. — С. 6-53.

101. Маффесоли, М. Околдованность мира или божественное социальное / М. Маффесоли // СОЦИО-ЛОГОС. -М.: Прогресс, 1991. - С. 274-283.

102. Меняющаяся социальность: новые формы модернизации и прогресса. — М.: ИФРАН, 2010.-280 с.

103. Мид, Дж. Г. Избранное: Сб. переводов / Дж. Г. Мид. - М.: ИНИОН РАН, 2009. - 290 с.

104. Мирошниченко, А. Когда умрут газеты / А. Мирошниченко. - М.: Книжный мир, 2011.-224 с.

105. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире / Под ред. П. Бергера, С. Хантингтона. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 379 с.

106. Моисеева, А. П., Мазурина, О. А., Перепелкин, О. А. Виртуализация как социальная трансформация и коммуникация / А. П. Моисеева, О. А. Мазурина, О. А. Перепелкин // Известия Томского политехнического университета. — 2010. — Т. 316.-№ 6.— С. 141-146.

107. Морозов, Д. Реальность виртуальных городов / Д. Морозов // Российское экспертное обозрение. - 2006. - № 2 (16). - С. 36-37.

108. Морозов, С. И. Человек и государство в глобальном мире / С. И. Морозов // Человек в современных философских концепциях: в 2 т. Т. 1. Волгоград: ПРИНТ, 2004.-С. 720-723.

109. Назарчук, А. В. Государство в пространстве глобальных коммуникаций / А.В. Назарчук // Сократ. - 2011. - №3. - С. 50-55.

110. Назарчук, А. В. Идея коммуникации и новые философские понятия XX века / А. В. Назарчук // Вопросы философии. - 2011. - №5. - С. 157-165.

111. Назарчук, А. В. Философское осмысление диалога сквозь призму коммуникативного подхода / А. В. Назарчук // Вестник МГУ. - Серия 7. - Философия. -2010.-№1.-С. 51-71.

112. Назарчук, А. В. Социальное время и социальное пространство в концепции сетевого общества / А. В. Назарчук // Вопросы философии. - 2012. - №9. — С. 5666.

113. Назарчук, А. В. Этика глобализирующегося общества / А. В. Назарчук. — М.: Directmedia Publishing, 2002. - 381 с.

114. Нанси, Ж.-Л. Corpus / Ж.-Л. Нанси. - М.: Издательство «Ad Marginem». 1999.-256 с.

115. Нанси, Ж.-Л. Непроизводимое сообщество / Ж.-Л. Нанси. — М.: Водолей, 2009.-208 с.

116. Нанси, Ж.-Л. Сердце вещей / Ж.-Л. Нанси // Топос. - 2004. - № 1 (8). - С. 421.

117. Неклесса, А. И. Внешняя политика нового мира: движение к нестандартной системе мировых связей / А. И. Неклесса / Россия в глобальном мире: 2000-2011: Хрестоматия в 6 томах. -М.: Аспект Пресс, 2012. - С. 681-700.

118. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. об-ществ.-науч. фонд; Преде, научно-ред. совета В. С. Степин. - М.: Мысль, 2000 -2001. URL: http://iph.ras.ru/elib/2149.html (дата обращения: 10.10.2012).

119. Новые идеи в социальной философии. - М.: ИФ РАН, 2006. - 324 с.

120. Норт, Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. - М.: Начала, 1997. - 190 с.

121. Орлов, М. О. Диалог культур России и Китая в условиях глобальной динамики: дискурсивный аспект / М. О. Орлов // Традиции России и Китая в

глобализирующемся мире (опыт анализа культурно-философского процесса). -Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2012. - С. 144-158.

122. Орлов, М. О. Социальная динамика: философско-методологические основания дискурсивного управления в условиях глобализации: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Орлов Михаил Олегович. - Саратов, 2009. - 306 с.

123. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс. Дегуманизация искусства. Бесхребетная Испания / X. Ортега-и-Гассет. - М.: ACT, 2008. - 347 с.

124. Отрешко, Н.Б. Картины социального мира в современной социальной теории / Н.Б. Отрешко // Вопросы социальной теории. - 2009. - Т. III. - вып. 1 (3). -С. 123-140.

125. Павенкова, М. В. Виртуализация институтов / М. В. Павенкова // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. — СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 139-142.

126. Перов, Ю. В., Сергеев, К. А. «Философия истории» Гегеля: от субстанции к историчности / Ю. В. Перов, К. А. Сергеев // Гегель Г. В. Ф. Лекции по философии истории. — СПб.: Наука, 1993. - С. 5-53.

127. Плетников, Ю. К. О природе социальной формы движения / Ю. К. Ппетни-ков. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1971. - 247 с.

128. Познание в социальном контексте. - М.: ИФ РАН, 1994. - 174 с.

129. Природа социальной реальности: многообразие подходов (материалы дискуссии) // Вопросы социальной теории. - 2009. - Т. III. - Вып. 1 (3). - С. 196-226.

130. Прохоренко, Ю. И. Субъектность в структурах социальной реальности: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Прохоренко Юрий Иванович. - Екатеринбург, 2003.-449 с.

131. Радаев, В. В.Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы / В. В. Радаев // Журнал социологии и социальной антропологии. -2001. - Т. IV. - № 3. - С. 110-130.

132. Разлогов, К. Загадки эпохи Интернета / К. Разлогов // Свободная мысль. -2007.-№5.-С. 111-116.

133. Резник, Ю. М. Понятие «социальное» в современной философии и науке / Ю. М. Резник // Вопросы социальной теории. - 2008. - Т. И. - Вып. 1 (2). - С. 88111.

134. Рейнгольд, Г. Умная толпа. Новая социальная революция / Г. Рейнгольд. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 416 с.

135. Рикявичюс, JL, Буткявичене, Э. Концепция общности (gemeinschaft/ community) и ее специфика в виртуальном пространстве / Л. Рикявичюс, Э. Буткявичене // Социологические исследования. - 2007. - № 7. - С. 3-11.

136. Рожков, В. П. Альтернативы мировоззренческого выбора. Опыт осмысления философского процесса в России / В. П. Рожков. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2012.-176 с.

137. Рожков, В. П. Социализация в методологических параметрах деятельност-ного подхода / В. П. Рожков // Социализация молодежи от традиции к инновациям / М. О. Орлов, С. А. Данилов, Д. А. Аникин и др. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. 2011.С. 38-56.

138. Розин, В. М. Предпосылки и особенности античной культуры / В. М. Розин. М.: ИФ РАН, 2004. - 297 с.

139. Ромашко, С. Пространство диалектики. Коммуникативная среда мегаполиса / С. Ромашко // Российское экспертное обозрение. - 2006. - № 2 (16). - С. 51-54.

140. Сакс, Д. Цена цивилизации / Пер. с англ. А. Калинина; под ред. В.Ю. Григорьевой / Д. Сакс. - М.: Издательство Института Гайдара, 2012. - 350 с.

141. Сергеев, В. М., Казанцев, А. А. Структуры мирового порядка: историческая типология / В. М. Сергеев, А. А. Казанцев // Россия в глобальном мире: 20002011: Хрестоматия в 6 томах. -М.: Аспект Пресс, 2012. - Т. 1. - С. 605-621.

142. Следзевский, И. В. «Пограничье без границ». Глобальная неопределенность мира и ее отражение в знании и культуре / И. В. Следзевский // Социокультурное пограничье как феномен мировых и российских трансформаций: Междисциплинарное исследование. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2008. - С. 11-99.

143. Смирнова, Н. М. От социальной метафизики к феноменологии «естественной установки» (феноменологические мотивы в современном социальном познании) / Н. М. Смирнова. - М.: ИФ РАН, 1997. - 222 с.

144. Соколова, Р. И. Российское государство в эпоху глобализации (психодуховные аспекты) / Р. И. Соколова // Судьба государства в эпоху глобализации. — М.: ИФ РАН, 2005. - С. 102-160.

145. Соловей, И. В. Философские смыслы поля политики / И. В. Соловей. -Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. - 248 с.

146. Социальная философия: Словарь / Сост. и ред. В. Е. Кемеров, Т. X. Керимов. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. -624 с.

147. Социальная эпистемология: идеи, методы, программы / Под редакцией Т.И. Касавина. - М.: «Канон+» РООИ Реабилитация, 2010. - 712 с.

148. Социальное: истоки, структурные профили, современные вызовы. — М.: Российская полит, энциклопедия, 2009. - 440 с.

149. Социальные знания и социальные изменения. - М.: ИФ РАН, 2001. — 284 с.

150. Социоанализ Пьера Бурдье. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2001. — 288 с.

151. Спенсер, Г. Синтетическая философия / Г. Спенсер. - М.: Ника-Центр, 1997. -513 с.

152. Спиридонова, В. И. Глобализация и национальное государство / В. И. Спиридонова // Судьба государства в эпоху глобализации. - М.: ИФ РАН, 2005. — С. 5—47.

153. Стриганкова, Е. Ю. Феномен общения в коммуникативной ситуации информационного социума / Е. Ю. Стриганкова // Вестник ПАГС. - 2012. - № 3 (32). -С. 147-153.

154. Сыродеева, А. Мир малого. Опыт описания локальности / А. Сыродеева. -М.:ИФРАН, 1998.-124 с.

155. Терещенко, H.A. Социальная философия после «смерти социального» / H.A. Терещенко. - Казань: Казанский университет, 2011. - 368 с.

156. Тетюев, JI. И. Границы жизненного мира: социальный аспект философской проблемы / JI. И. Тетюев // Общество и человек в стратегиях инновационного развития. - Саратов: Издательство «КУБиК», 2010. - С. 115-117.

157. Тетюев, JI. И. Идея коммуникативного разума в социальной философии Юргена Хабермаса / JI. И. Тетюев // Поволжский торгово-экономический журнал. 2010. №3 (15).-С. 71-78.

158. Тихонова, С. В. Коммуникационная революция сегодня: информация и сеть / С. В. Тихонова // Полис. - 2007. - № 3. - С. 53-64.

159. Тихонова, С. В. Социальная мифология в коммуникационном пространстве современного общества: дис. ... д-ра. филос. наук: 09.00.11 / Тихонова Софья Владимировна. — Саратов, 2009. - 374 с.

160. Тоффлер, А. Футурошок / А. Тоффлер. СПб.: Лань, 1997. - 464 с.

161. Трахтенберг, А. Интернет как пространство утопии / А. Трахтенберг // Свободная мысль. - 2007. - № 6. - С. 121-127.

162. Устьянцев, В. Б. Риски глобализации в жизненном пространстве России и Китая / В. Б. Устьянцев // Традиции России и Китая в глобализирующемся мире (опыт анализа культурно-философского процесса). — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2012. - С. 139-143.

163. Устьянцев, В. Б. Проблема становления социального / В. Б. Устьянцев. -Саратов: Издательство Саратовского университета, 1982. — 174 с.

164. Уэбстер, Ф. Теории информационного общества / Ф.Уэбстер; Пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной; Под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 400 с.

165. Федотова, В. Г., Колпаков, В. А., Федотова, H. Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации / В. Г. Федотова, В. А. Колпаков, H. Н. Федотова. — М.: Культурная революция, 2008. - 608 с.

166. Фейгин, В. И. Конец эры «бумажной нефти» / В. И. Фейгин / Россия в глобальном мире: 2000-2011. - М.: Аспект Пресс, 2012. - Т. 2. - С. 811-822.

167. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы / М. Фуко. - М.: Издательство «Ad Marginem». 1999. - 480 с.

168. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / М. Фуко. - М.: Издательство «Прогресс», 1977. - 488 с.

169. Хабермас, Ю. Вовлечение Другого. Очерки политической теории / Ю. Хабермас. - СПб.: Наука. - 417 с.

170. Хабермас, Ю. Между натурализмом и религией. Философские статьи / Ю. Хабермас. - М.: Издательство «Весь мир», 2011. - 336 с.

171. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. - СПб.: Наука, 2001. - 377 с.

172. Человек в экономике и других социальных средах / Рос. акад. наук, Ин-т философии; Отв. ред. В. Г.Федотова. -М.: ИФ РАН, 2008. - 195 с.

173. Чумаков, А. Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст / А. Н. Чумаков. - М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2006. - 516 с.

174. Чумаков, А. Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. 2-е изд., перераб. и доп. / А. Н. Чумаков. - М.: Проспект, 2011. - 432 с.

175. Шматко, Н. А. Плюрализация социального порядка и социальная топология / Н. А. Шматко // Социологические исследования. - 2001. — № 9. — С. 14-19.

176. Шугуров, М. В. Герменевтика иного / М. В. Шугуров // Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Са-мойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С. 172-176.

177. Шюц, А. Избранное: Мир, светящийся смыслом / А. Шюц. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. - 1056 с.

178. Эйдман, И. Интернет-общество будущего/ И. Эйдман // Свободная мысль. -№5.-С. 117-130.

179. Элиас, Н. Общество индивидов / Н. Элиас. - М.: Праксис, 2001. - 336 с.

180. Юровицкий, В. Эволюция денег: денежное обращение в эпоху изменений / В. Юровицкий. -М.: ГроссМедиа, 2004. - 496 с.

181. Язык, знание, социум: Проблемы социальной эпистемологии. - М.: ИФ РАН, 2007.-180 с.

182. Яковец, Ю. В. Глобальные экономические трансформации XXI века / Ю. В. Яковец. -М.: Экономика, 2011.-382 с.

183. Dowling William С. Jameson, Althusser, Marx. An introduction to The Political Unconscious. - New York: Cornell University Press, 1984. - 143 p.

184. Jacoby W., Meunier S. Europe and the management of globalization // Journal of European Public Policy. - 2010. - 17:3. - pp. 299-317.

185. Kontinen, T., Onodera, H. Citizenship, Civil Society, and Development: Interconnections in a global World / T. Kontinen, H. Onodera // Journal of Civil Society. -Vol. 8. - No. 4. - Desember. - 2012. - pp. 327 -331.

186. Latour B. Spheres and networks: two ways to reinterpret globalization. A lecture at Harvard University Graduate School of Design // Harvard Design Magazine 30, Spring/Summer. - 2009. - pp. 138-144.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.