Структура архитектурного пространства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, доктор архитектуры Шубенков, Михаил Валерьевич

  • Шубенков, Михаил Валерьевич
  • доктор архитектурыдоктор архитектуры
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 375
Шубенков, Михаил Валерьевич. Структура архитектурного пространства: дис. доктор архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2006. 375 с.

Оглавление диссертации доктор архитектуры Шубенков, Михаил Валерьевич

Введение

ГЛАВА

Представления о принципах построения архитектурных объектов

1.1. Естественные законы существования архитектуры

1.2. Среда обитания

1.3. Исторический опыт изучения проблемы

1.4. Утилитарные свойства пространства

1.5. Пространственная ориентация

1.6. Архетипы пространственного формообразования

1.7. Архитектурное пространство

1.8. Дискретные свойства архитектурного пространства

1.9. Структурный метод исследования естественных свойств архитектурного пространства

1.10.Архитектурная система и архитектурная структура 85 Основные выводы по главе

ГЛАВА

Опыт исследования структурных свойств архитектурного пространства

2.1. Объект и модель.

2.2. Свойства пространственной связанности

2.3. Структурно-топологические свойства пространственной формы

2.4. Геометрические свойства архитектурного пространства

2.5. Свойства целостности архитектурных систем

2.6. Фазы развития пространственных структур 214 Основные выводы по главе

ГЛАВА

Структурная архитектоника

3.1. Основные положения нового научного направления

3.2. Концепция структурогенеза пространственной формы

3.3. Структурная нормативность пространственного формообразования

3.4. Структурирование архитектурного пространства и компьютерные технологии

3.5. Виртуальная реальность и структурные свойства пространства

3.6. Компьютерные генеративные системы как инструмент архитектурного формообразования 287 Основные выводы по главе 3.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Структура архитектурного пространства»

Сегодня в области архитектурной деятельности происходят серьезные преобразования, касающиеся не столько очередной смены стилистических художественных направлений, сколько характера используемых методов в решении профессиональных задач. На смену традиционным средствам, приемам и методикам архитектурного проектирования, обучения профессии, исследованиям и профессиональной критике приходят новые методы, основанные на информационно-технических возможностях компьютерных технологий. Смена идеологий профессиональной деятельности сопровождается революционным переосмыслением всех традиционных ценностей и их отбором для дальнейшего использования. Все, что по разным причинам не вписалось в новые идеологии, отторгается и может быть безвозвратно утрачено.

В чем же проблема современного перехода на компьютерную методологию? Одной из главных причин является преимущественно гуманитарная основа традиционных архитектурных концепций, их слабая естественнонаучная теоретическая обоснованность в определении и описании архитектурных сущностей.

Компьютерная инновационная волна, основанная на информационно-цифровых технологиях, приемлет только формальные категории, т.е. те, которые опираются на математические описания. Переход на новые, еще только складывающиеся архитектурные методы происходит по «мостикам», обеспечивающим «конвертацию» традиционных архитектурных ценностей и их адаптацию в новых условиях профессиональной деятельности. Подобные процессы происходят не только в архитектуре, но и родственных ей областях -языке, музыке, танце, одежде. В частности, с развитием вычислительной техники в языке и музыке в 1950-1980-х годах были проведены исследования по формализации и выявлению законов их построения как символических детерминированных систем, подчиняющимся единым законам их построения и функционирования. Эти исследования развились в общую теорию формальных языков, ставшую основой для компьютерного программирования. Именно эти исследования позволили разработать в последующем текстовые редакторы, программы машинного перевода с иностранных языков, музыкальные автоматы-синтезаторы, музыкальные симуляторы и другие компьютерные устройства, заполнившие сегодня весь мир и вошедших в жизнь практически каждого человека. Эти естественнонаучные исследования в областях, традиционно считавшихся исключительно гуманитарной сферой человеческого творчества, открыли новые горизонты развития данных культурных явлений. В этих областях появились новые профессиональные сферы деятельности: лингвистика, формальная грамматика, системотехника языка, музыкальное программирование и другие.

В сложившейся ситуации в интересах архитектурной профессии необходимо проведение исследований по отысканию системообразующих факторов в строении архитектуры как искусственно созданной пространственной среды человека. Необходимо развитие естественнонаучного направления изучения законов существования архитектуры.

Архитектура охватывает область материальной культуры, связанную с формированием искусственной среды. Одной из наиболее существенных функций архитектуры является реализации различных форм человеческой деятельности. Для этого архитекторы создают искусственные пространства и расчленяют их на части. «Все искусство и умение строить - писал Леон Батиста Альберти - состоит в членении». В данной работе мы и будем рассматривать закономерности этого членения.

Традиционно решением задач формирования материальной среды занимается «строительная наука» во всем разнообразии предметов своей деятельности. Но для того, чтобы дать задание строителю необходима предварительная работа архитектора. Недостаточно дать концепцию эстетического образа объекта, информацию о применяемых строительных материалах, технологиях возведения здания и конструктивных приемах, обеспечивающих прочность и устойчивость строений. Необходимо эти строения (здания, комплексы, города) предварительно спроектировать, как целое, а затем расчленить на составляющие. Эти составляющие оснастить проемами, коридорами, лестницами, открытыми и изолированными пространствами и т.д. Архитекторы в своей профессиональной деятельности основную часть времени затрачивают на решение именно этих задач, но делают это, главным образом, интуитивно, руководствуясь личным опытом и традиционными приемами, складывающимися тысячелетиями. Пришло время обобщить эти приемы в новых условиях развития профессии.

Исследования в области проектирования объектов архитектуры и дизайна, проведенные в России и за рубежом за последние тридцать лет1, показывают, что сложилась некая теоретическая основа, касающаяся принципов расчленения и взаимодействия пространств искусственно создаваемого окружения. Однако полноценной теории, изучающей механизмы членения пространств, все еще не существует. Особенно ценна разработка теории членения пространства при переходе от традиционных методов проектирования к компьютерным. Наблюдаемые сегодня изменения в профессиональной сфере убеждают, что в ближайшем будущем именно компьютерное проектирование станет основой архитектурной деятельности. Исследованию основ теории членения пространства посвящена данная работа. В этом заключается ее актуальность.

На пути создания новой теории стоит проблема определения механизмов, которые обеспечивают условия физического существования

1 Исследования подобного рода не ограничиваются пространством, получившие распространение в области физических наук, в языкознании, музыке, экономике, психологии, социологии, географии и др. Их развитие была основана на развитии идей структурализма, определивших рождение кибернетики и генетики, и появлении цифровых полупроводниковых технологий. архитектурных явлений. Эта проблема присуща не только архитектуре, но и другим феноменам культуры: словесности, изобразительному искусству, дизайну. Они формируют духовный мир людей, но существуют в мире реальном и подчиняются его естественным законам.

Подход к исследованию архитектурных явлений с позиций изучения физических (естественных) условий их существования дает возможность более глубоко понять причинно-следственные механизмы их возникновения и научно обосновать закономерности устойчивого проявления.

Таким образом, центральным вопросом исследования является возможность выявления в архитектурных объектах их геометрико-пространственных характеристик, которые приданы им в силу общих, независящих от воли людей, требований к условиям существования материальных объектов в реальном пространстве.

Главный вопрос определяет и проблему: в рамках традиционной архитектурной науки, главным образом, опирающейся на исторический и искусствоведческие исследовательские приемы и методы, существует проблема объяснения явлений, которые сложились не только в рамках культуры, но и вне ее,- того, что обусловлено не волей людей, а общими физическими законами существования материальных объектов. По этой причине архаические сооружения, сложившиеся в древности и репродуцируемые до сегодняшнего дня, или археологические находки, не имеющие восстановленного исторического контекста своего происхождения, не «вписываются» в схему последовательного развития архитектурной истории. Эти объекты составляют группу фактов, не укладывающиеся в традиционные теоретические представления, и не могут быть объяснены с помощью имеющихся приемов и средств традиционного научного исследования.

Директивные установки государственных программ экономического развития общества на поиски путей энергосбережения и эффективности использования материалов, конструкций и человеческих ресурсов, нацеливают на поиск решения этих задач и в сфере архитектуры.

Обычной работой архитектора является отбор вариантов решения пространственной формы проектируемого объекта. Происходит рефлексия интуитивного поиска решения комплексной задачи по определению формы объекта, адекватной его внешнему окружению. Традиционным методом проектирования российских архитекторов является тот, которому учат в большинстве высших архитектурных школ, а именно -композиционный метод. В основе композиционного метода заложено представление об архитектурном объекте как художественном произведении, которое трактуется как система, состоящая из основных элементов и частей, находящихся во взаимодействии и соподчиненности, обладающая свойством единства и целостности, обусловленной содержанием художественного произведения. «. разнообразные приемы и способы организации художественного произведения являются отражением объективно существующих многообразных закономерностей самой жизни, понятых и прочувствованных в длительном художественном опыте человека, многократно проверенных и уточненных» [1.155]. В законах единства и целостности композиции получили свое отражение и воплощение природные принципы организации объектов окружающего мира. Эти композиционные начала, присущие природным формам, получили эстетическое освоение и закрепились в опыте искусства в ходе социально-исторической практики [1.155].

Сегодня открылись новые технологические возможности в разработках новых концепций архитектурного формообразования, основанные не только на субъективном художественном опыте человека, но и освоении технологий искусственного эволюционного морфогенеза. Такого рода методы уже получили развитие в генетике, кибернетике, кристаллографии, молекулярной химии и обычно связаны с имитацией естественно-природных закономерностей структурирования форм живой и неживой природы в виртуальной среде компьютеров.

Автор ставит целью сформулировать описательную модель, которая бы объясняла процессы архитектурного формообразования. Модель должна быть, с одной стороны, материальна и рациональна, с другой стороны, предусматривать возможность описания непрерывности процессов эволюции и метаболизма архитектурной формы подобно тому, как это происходит в природе. Предшествующие попытки построения механических моделей на основе компьютерных технологий обычно сводились к операциям повтора форм, их последовательным трансформациям, что по сути не предусматривает процессов создания принципиально новых форм, а связано с фенотипичным их преобразованием. В работе сознательно используются термины из смежных научных областей - языкознания, биологии, генетики, физики нелинейных процессов, математики, характеризующие разные способы описания физических процессов. В некотором смысле сама роль архитектуры рассматривается не как «каталитическая» деятельность по созданию статичных «предпочтительных» форм, выбранных из ряда возможных, а создание объектов, способных подобно живым формам активно взаимодействовать с окружающей средой, трансформироваться и кардинально изменяться благодаря заложенным в них структурным механизмам. По аналогии с природой, в которой мы наблюдаем естественные процессы выработки прототипов форм (роды, типы, семейства животных и растений, виды кристаллов и т.д.), которые складывались в результате эволюционных механизмов отбора. В архитектурном формообразовании мы исследуем проявление схожих механизмов. Их наличие подтверждает архаическая архитектура (так называемое народное жилище), которые мы можем наблюдать в русских северных деревнях, в районах Африки, Южной и Центральной Америки, куда еще не проникла европейская цивилизация, центральном Китае и других местах, где сохранилась самобытная древняя культура строительства по прототипам.

Архитектура - это тоже форма жизни, только искусственная, и в ней неизбежно проявляются естественные законы существования в окружающем нас трехмерном мире, основанном на общих для всех принципах структурогенеза.

Пространство, форма и структура - это основные понятия для всех архитектурных концепций, связанных с попытками описания архитектурного феномена. И нам не избежать этих категорий, но их рассмотрение увязано с тем, что они отражают архитектурные сущности в рамках парадигмы архитектурного структурогенеза пространственной формы, в аспекте осуществления этого искусственного формообразования на основе компьютерных технологий имитации и симуляции реальных процессов в виртуальной среде, где они могут быть ускорены и опробованы.

Процесс искусственной генерации архитектурных форм в виртуальной среде компьютера позволяет алгоритмически «захватить» все поле теоретически возможных трансформаций формы, среди которых необходимо осуществить эволюционный отбор. Первоначально техника генерации решений была выработана в технических областях для решения инженерных задач. Технические возможности компьютеров и программное обеспечение открыло перспективы постановки задач и для более сложных объектов, таких как архитектурные, во всей сложности их взаимодействия с искусственным пространственным окружением. Опыт уже имеющих место исследований в этом направлении подсказывает, что архитектурное формообразование может вестись в рамках концепции «генетических алгоритмов», подобно тому, как строится структура ДНК с фиксацией критериев, которые могли бы отсеивать конфликтные (по определенным параметрам) формы, сужая поле «правильных» и исключая конфликтные из последующих процессов морфологических и метаболических преобразований. В этом смысле компьютер становится уже не только помощником в рамках методологии CAD, но и мощнейшим инструментом генерации реально возможных архитектурных форм.

Методологический аппарат исследования

Объектом исследования являются антропогенная среда и законы ее архитектурно-пространственного построения.

Предмет исследования - структурные закономерности пространственного формообразования архитектурных объектов, определяющие их целостность и возможность существования в качестве архитектурно-пространственных систем.

Цель - обоснование нового направления архитектурно-теоретических исследований структурных закономерностей, определяющих пространственное построение архитектурных объектов.

Гипотеза - предположение существования общих принципов структурной организации пространственной формы архитектурных объектов как системы дискретных пространственных элементов, соединенных по определенным правилам. Эти принципы можно развернуть в систему правил конструирования формы и отобразить в образах геометрии и топологии, что открывает доступ к компьютерным возможностям формообразования. Допускается возможность существования такого вида структур, которые, при неограниченном разнообразии вероятностных конфигураций, составлены из минимума элементарных составляющих.

Сформулированные цель и гипотеза определяют задачи исследования:

1) выявление физических принципов построения пространственной формы архитектурных объектов;

2) определение методов изучения физического строения пространственной формы архитектурных объектов;

3) анализ геометрических условий пространственного формообразования архитектурных объектов с целью определения механизмов их проявления;

4) исследование понятия пространственной связанности в ее взаимосвязи со структурной организацией архитектурных объектов;

5) выявление геометрических и структурно-топологических закономерностей пространственного построения архитектурных объектов;

6) рассмотрение возможностей параметрического описания геометрических и топологических свойств пространственной формы архитектурных объектов в условиях внедрения в архитектурную деятельность компьютерных технологий;

7) определение основных направлений применения структурных закономерностей строения архитектурного пространства при обучении основам архитектурной деятельности и в практическом проектировании.

Методологической базой исследования послужили работы в области языкознания (Ф. Де Соссюра, В.Я. Проппа), современной архитектурной теории (И.Г. Лежавы, И.Ш. Шевелева, B.JI. Глазычева, Ф. Стидмана, JI. Марча), современных методов компьютерного проектирования (Дж. Фрейзера, В. Митчелла).

Исследовательский подход определяется системно-структурным анализом пространственного строения архитектурных объектов с учетом взаимодействия элементов, составляющих объект. При этом сам архитектурный объект рассматривается как целостное образование.

Логика изложения данного исследования основана на методах изучения закономерностей естественного строя архитектурных объектов и использования синергетических методов исследования такого рода моделей. В диссертации показано, что архитектурных объект, сведенный к своей структурной сущности, может быть рационально понят с помощью законов структурализма.

Используемые методы исследования основаны на привлечении системно-структурного анализа, графоаналитического метода, методов формализации и моделирования, объединенных в рамках системно-структурного подхода.

Основные положения работы выносятся на защиту и включают:

1) разработку принципов формализации и моделирования пространственного строения архитектурных объектов на основе вычленения в составе целостного пространственного образования его составных частей и определения условий их взаиморасположения и взаимосвязей;

2) выявление и исследование геометрических условий пространственно-планировочного формообразования и структурно-топологических закономерностей циркуляционного взаимодействия пространственных составляющих в составе целостных архитектурных образований; определение продуктивных методов геометрического и топологического анализа закономерностей пространственного строения объектов;

3) рассмотрение возможностей параметрического описания геометрических и структурно-топологических свойств пространственной формы архитектурных объектов;

4) формирование эвристической модели описания геометрического и структурно-топологического строения пространственной формы архитектурных объектов с целью использования выявленных закономерностей архитектурного формообразования при компьютерных методах решения задач архитектурного проектирования, обучении и прикладных исследованиях.

Изложенные положения позволяют считать данное исследование новым направлением в области архитектуры и градостроительства, которое может быть охарактеризовано как естественнонаучное изучение структурно-геометрических и структурно-топологических закономерностей архитектурного формообразования.

Практическая значимость диссертации определяется новым подходом к изучению структуры пространственной формы архитектурных объектов, определением новых способов параметрического описания, моделирования, анализа и синтеза пространственного формообразования, а также в определении направлений применения современных компьютерных технологий в архитектурном проектировании и обучении.

Внедрение и апробация работы. Теоретические положения диссертации внедрены в ряд практических проектных работ. Отдельные положения вошли в программу обучения основам архитектурного проектирования, в курсовые и дипломные проекты студентов, магистерские и кандидатские диссертации, выполненные в Московском архитектурном институте. Основные положения исследования были опубликованы в учебном пособии «Структурные закономерности архитектурного формообразования», ряде статей и изложены на конференциях, семинарах и научных совещаниях в Москве, Токио, Эссене, Брауншвейге, Стамбуле, Белостоке, внедрены в программы целевых научных исследований НИИТАГ РААСН по темам: «Градостроительный потенциал» (2002-2005 гг.) и «Геометрические закономерности в архитектурном формообразовании» (2005-2006 гг.).

Границы исследования определены рассмотрением естественных (физических) характеристик строения пространственной формы архитектурных объектов и не касаются культурологических аспектов восприятия архитектуры.

Структура работы. Диссертация состоит из двух томов. Первый том включает текстовую часть диссертации и состоит из введения, трех глав, заключения, словаря терминов, списка используемой литературы. Второй том включает иллюстративную часть, состоящую из 36 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Шубенков, Михаил Валерьевич

Основные выводы исследования

1. Предложено новые направление в области архитектуры и градостроительства, которое может быть определено как структурная архитектоника и охарактеризовано как естественнонаучное изучение геометрических и структурно-топологических закономерностей архитектурного формообразования.

2. Установлена актуальная необходимость развертывания исследований возможностей формализации и математизации свойств, определяющих строение архитектурных объектов, с целью определения путей преемственного формирования новых методологий в сфере архитектурной деятельности, основанных на современных компьютерных технологиях.

3. Выявлены и исследованы геометрические и структурно-топологические условия пространственного формообразования архитектурных объектов на основе продуктивных методов графоаналитического и геометрического анализа структурных особенностей их строения.

4. Определены приемы и методы параметрического описания структурных характеристик и разработана эвристическая модель описания структурной организации пространственной формы архитектурных объектов в качестве дополнительного инструмента для использования в прикладных исследованиях, практическом проектировании и обучении.

5. Введено понятие структурной нормативности, характеризующее возможности установления стандарта для форм пространственной организации архитектурных объектов.

На основе обобщения современных методов структурно-генеративного моделирования и виртуального проектирования предложены новые формы реализации индивидуальных творческих методов архитекторов.

Словарь терминов

Алгоритм - последовательность действий, выполнение которых необходимо для достижения конкретной цели.

Архитектурный феномен - предметы окружающей среды, которые человек использует в качестве вместилища своей деятельности.

Архитектурные универсалии - общие свойства архитектурных объектов, характеризующие их принадлежность к архитектурной системе.

Архитектурная система (от греч. systema - целое, составленное из частей; соединение) - множество разного рода архитектурных элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Это связанная совокупность фактов средового окружения человека и лежащих в ее основе механизмов строительства и проектирования архитектурных объектов. Архитектурная система - целое, составленное из частей; соединение, множество разного рода архитектурных элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, и образующих определенную целостность, единство.

Архитектурная структура - абстрактная сеть соотношений различных частей архитектурного феномена и, в частности, соотношение частей элементов архитектурных объектов, т.е. их пространственная организация. Структура (от лат. structura - строение, расположение, порядок), - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Употребляя словосочетание архитектурная структура не следует путать понятия система и структура. Система - это реальный феномен, объект, рассматриваемый как совокупность связанных определенным образом частей.

База данных - совокупность данных, представленных в формализованном виде, удобном для интерпретации или обработки.

Бифуркация - синергетическое понятие, характеризующее состояние структурной организации объекта, при которой происходит качественный переход от одной структуры к другой.

Геометрия - раздел математики, занимающийся изучением свойств различных фигур (точек, линий, углов, двухмерных и трехмерных объектов), их размеров и взаимного расположения. Геометрию условно разделяют на планиметрию и стереометрию. В планиметрии фигуры рассматриваются на плоскости, а в стереометрии рассматриваются пространственные фигуры.

Гомеоморфизм - свойство геометрических фигур, определяющее переход одной фигуры в другую при топологических преобразованиях. Окружность и граница квадрата гомеоморфны, т.к. их можно перевести друг в друга топологическими преобразованиями (т.е. изгибанием и растяжением без разрывов и склеиваний). Сфера и поверхность куба также гомеоморфны.

Граф - математический объект, состоящих из множества вершин (точек) и множества ребер (связей), соединяющих пары вершин.

Дополнительности принцип - одно из основных положений целостного подхода (синергетического), предусматривающего необходимость рассмотрения качеств, формально взаимоисключающих и дополняющих друг друга одновременно, как мысль и чувство, физическое и духовное, как способность анализировать гармонию окружающего мира и чувственно его воспринимать. Эти категории всегда будут находиться во взаимоисключающем и одновременно дополнительном соотношении.

Интерфейс - способ общения проектировщика и компьютера.

Изоморфизм - соответствие (отношение) между объектами, выражающее тождество их структуры (строения). Логический изоморфизм - аналогия, теоретически доказывающая непротиворечивость искомого.

Моделирование - представление исследуемых процессов в форме упрощенных аналогов, наглядно отображающих механизмы действия этих процессов.

Морфология в архитектуре - часть архитектурной системы, объединяющая элементарные пространственные компоненты как носители синтаксических (структурных) значений, их структурные классификации, закономерности их существования и формообразования.

Морфологическая классификация архитектурных систем -классификация архитектурных систем по особенностям их морфологии (главным образом структуры исходных пространственных элементов и их сочетаний).

Структура зависимостей - формальное представление пространственно-планировочной ситуации в виде иерархии компонентов, между которыми установлено отношение зависимости.

Структура представлений - система правил, основанная на учете возможных окружений каждого исходного архитектурного пространства (локума).

Структурная архитектоника - совокупность воззрений на архитектуру и методы ее исследования, в основе которых лежит понимание архитектуры как системы с четко выделяемыми структурными элементами (пространственными первичными единицами, их видами и пр.) и стремление к строгому (приближающемуся к точным наукам) описанию строения архитектурных объектов. Структурная архитектоника характеризует особое внимание к структуре архитектуры как к сети отношений (противопоставлений) между элементами архитектурной системы.

Синергетика - научное направление, изучающее связи между элементами, которые образуются в открытых (развивающихся) системах, благодаря наличию обменных процессов объекта с его окружением. В таких системах наблюдается согласованное поведение подсистем, в результате чего возрастает степень их упорядоченности.

Структурогенез - процесс формообразования, обусловленный предопределенной последовательностью изменения структурных характеристик строения объекта.

Сущность архитектурная - свойства пространственной формы, присущие только архитектурным объектам.

Топология - раздел математики, занимающийся изучением свойств фигур (или пространств), которые сохраняются при непрерывных деформациях, таких, например, как растяжение, сжатие или изгибание. Непрерывная деформация - это деформация фигуры, при которой не происходит разрывов (т.е. нарушения целостности фигуры или склеиваний (т.е. отождествлений ее точек). Такое геометрическое свойство связано с положением, а не с формой или величиной фигуры. Типология в отличие от геометрий имеет неметрический характер. Раньше она носила название «анализ ситус» (анализ положения).

Циркуляция в архитектуре (от лат. circulatio - круговращение) -движение людей и предметов в пространстве с целью обеспечения процессов жизнедеятельности.

Пространственная форма - «пустотное» содержание архитектурного объекта, определяемое геометрическими, структурно-топологическими и системно-структурными свойствами его строения. Пространственная форма характеризуется не материально-физическими характеристиками, а структурой отношения определяющих ее корпусных элементов, т.е. комплексом их реляционных отношений.

Формообразование - образование «грамматических» форм архитектурных объектов. Трактовка процесса построения форм как генеративного развития системы, представленной заданной дискретными элементами, находящимися в определенных отношениях друг с другом.

Пространство архитектурное - абстрактная локализация места (вместилища, помещения) в составе искусственно созданных или приспособленных естественных объектов, условно выделенная из общего пространственного континуума. Противопоставляется пространству естественному (природному), локализованному в составе естественных объектов, созданных без участия человека.

Русло - синергетическое понятие, характеризующее явление родственного структурного строения формы архитектурного объекта, предопределяющее и его сходное поведение.

Формализация - способ изоморфического отображения интересующих исследователя свойств объекта.

Флуктуация - характеристика процессов изменения характеристик строения объекта, осуществляемых в рамках одной и той же его структурной организации. Флуктуация свойственна динамическим физическим системам, таким как организмы, механизмы и т.д.

Основа структурного метода - выявление структуры как относительно устойчивой совокупности отношений; признание методологического примата отношений над элементами в системе; частичное отвлечение от развития объектов (примат синхронии над диахронией).

Список имен иностранных авторов

1. Арида - Arida

2. Бенедикт М. - Benedikt М.

3. Биггс Р.С. - Biggs R.S.

4. Биерманн В. - V. Biermann

5. Бон P.-Bon R.

6. Бонта Ж.Х. - Bonta J.H.

7. Бродбент Р. - Broadbent R.

8. Гаррисон - Garrison

9. Геро Ж. - Gero J. Ю.Гилис Й. - Gieles J.

11 .Грахам П. - Graham Р.

12.Голомб С. - Golomb.S.

13.Вальтман М. - Waltman М.

14.Диллон A. Dillon А.

15.Добсон Майлс - Dobson Miles

16.Дюранд Б. - Durand В.

17.Квиджано Томас - Quijano Tomas

18.Конг Гари - Kong Gary

19.Конинг - Koning

20.Кришнамурти Бемис - Krishnamurti Bemis. 21 .Крюгер М.Ж. - Kruger M J.

22.Кузин Дж. - Cousin J.

23.Лефевр Николя - Lefever Nicola

24. Лунной P.- Lunnon R.

25.Марбл Д.- Marble D.

26.Марч Л.-MarchL.

27.Матела Л. - Matela L.

28.Миттчел В.Ж. - Mittchel W.J.

29.Нагасака Иширо -Nagasaka Ichiro

30.Новак M. - Novak M.

31 .Портогези Паоло - Portoghesi Paolo

32.Пуглиз M. - Pugliese M.

33.Растоджи Манит - Rastogi Manit

34.Риа X.-ReaH.

35.Рой R.L.-Roe R.L.

36.Симьюлер Ст.- Seemuller St.

37.Соду Целестино - Soddu Celestino

38.Соуфес - Soafes

39.Спеллер T.X. - Speller Th.H.

40.Стефан Аль-Зуби M.C. - Srephfan Al-Zubi M.Sc.

41.Стидмен Ф. - Steadman Ph.

42.Стини Ж. - Stiny J.

43.Сьюзерленд И. - Sutherland I.

44.Табор A. - Tabor A.

45.Тисси Д. - Tissy D.

46.Тиль Ф. - Tule Ph.

47.Тсенк Ж.П. - Tseng J.-P. 48 Ли И. - Chee I.

49.Чинг Френсис Д.К. - Ching Francis D.K.

50.Флемминг У. - Flemming U.

51.Фрю К. - Frew К.

52.Цеччи Елена - Cecchi Elena

53.Халаби В. - Halabi W.

54.Халфен Ж.-HalfanJ.

55.Хомски Ноам - Chomsky Noam бб.Эйзенбер - Eizenber 57.Эрль А. - Earl А.

Заключение

В диссертации предложена продуктивная типология структур пространственной организации архитектурных объектов на основании выделения описания их геометрического, топологического и целостно-элементного проявления. За внешне простой по выражению формой организации архитектурного пространства, сводимой к членению целого на части, соединенные по определенным закономерностям, скрываются фундаментальные свойства архитектуры, из исследования которых следуют многочисленные формально-логические и практические следствия. Причина этого явления связана с тем, что структурные свойства пространства архитектурных объектов лежат в основе проявления общих закономерностей феномена архитектуры. Они обеспечивают процессы реализации механизмов архитектурного формообразования.

Единство всего сущего и его различных проявлений должно обуславливать сближение, взаимопроникновение естественнонаучного и гуманитарного подходов к познанию мира. Феномен нелогической компоненты мышления заключается в проявлении интуитивных, близких к художественному творчеству, приемов в познании истины. Современная картина мира должна строиться на базе парадигмы естественной и гуманитарной культур, целостного взгляда на мир

Необходимо формирование такого типа мышления и методов познания, которые позволяют выявить фундаментальные закономерности и универсальные принципы, управляющие процессами в окружающем мире. Им соответствуют достижения естественных наук. Однако сейчас становится все более очевидной необходимость целостного восприятия и объяснения мира на основе не только естественнонаучного метода познания, но и гуманитарного подхода.

Поэтому с точки зрения гуманитарного образования, как компонента общечеловеческой культуры, важно включить в него понятия, представления и методологию естественных наук, показать, зачем нужна гуманитариям физика, утвердить в общественном сознании необходимость естественного образования, включив его в систему современной культуры.

Архитектура, музыка, язык, изобразительное искусство - это базовые символические системы человеческой культуры. Их развитие определяет духовное развитие самой цивилизации. Но сами они развиваются по-разному и по-разному складывается судьба научных исследований в этих областях97.

97 30 лет назад перед лингвистами была поставлена задача создания механизма, обеспечивающего автоматический перевод текстов с разных языков. В Америке, Англии, Фраиции и СССР были созданы институты, открыто щедрое финансирование научных исследований. До конца эта задача не решена и сегодня, но сама идея машинного перевода стимулировала развитие исследований в теоретическом и прикладном языкознании во всем мире. Появились теории формальных грамматик, большое внимание стало уделяться моделированию языка, и отдельных его аспектов, языковой и мыслительной деятельности, вопросам языковой формы и количественных распределений лингвистических явлений. Возникли новые направления

В архитектурной области не возникло актуальных прикладных задач, которые бы позволили сосредоточить научные и финансовые ресурсы на глубинном естественнонаучном изучении архитектурного феномена, как это произошло в языкознании. В чем то архитектура от этого выиграла, задержавшись в лоне высокого искусства. В чем-то проиграла, пожиная плоды отставания в переходе на новые методологии компьютерного проектирования. Основной стимул к развитию исследований естественного строя архитектуры заключается в следующем:

Во-первых, - собственно научный стимул, определяющий комплексность и сложность моделирования архитектурных объектов с использованием физических категорий.

Во-вторых, - социально-экономический стимул, обусловленный возрастающей ролью самой практики компьютерного проектирования, как необходимого условия интеграции архитектурных решений и инженерно-технических разработок.

На современном этапе развития обществу предстоит решить ряд вопросов, связанных с совершенствованием пространственной организации систем архитектурных и градостроительных объектов. Определяется задача поиска таких форм пространственной организации, которые бы соответствовали уровню социального и экономического развития общества и обеспечивали его дальнейшее развитие. Такие процессы находят свое отражение в содержании предмета архитектурной и градостроительной деятельности, которая тесно связана с конструированием все более сложных по своей геометрической и коммуникационной организации объектов. лингвистической науки - вычислительная, математическая, инженерная, статистическая, алгоритмическая и ряд других отраслей прикладного и теоретического языкознания.

Список литературы диссертационного исследования доктор архитектуры Шубенков, Михаил Валерьевич, 2006 год

1. Отечественные источники

2. Абелъсон Р. Структуры убеждений. Язык и моделирование социального взаимодействияМ., 1987.

3. Авдотьин J1.H. Технические средства в архитектурном проектировании. -М.:Стройиздат, 1986.

4. Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977.

5. Азгалъдов Г.Г. Квалиметрия в архитектурно-строительном проектировании. М., 1989.

6. Альберты JI.-Б. Десять книг о зодчестве. В 2-х тт.: Пер. В.П. Зубова, -М.: Издательство Всесоюзн. акад. архит., 1935.

7. Апресян Ю.Д. Идеи и методы современной структурной лингвистики. -М.: Наука, 1966.

8. Афанасьев В.Г. Проблемы целостности в философии и биологии. М., 1964.

9. Барр Ст. Россыпи головоломок. М., 1978.

10. Барт Р. Структурализм как деятельность.//Статья в Интернете, 2004.

11. Барщ М.О., Лисициан М.В., Симонов Г.А. Архитектурное проектирование жилых зданий. -М.,1972.

12. Бектаев К., Пиотровский Р.Г. Математические методы в языкознании. Ч. 1.-Алма-Ата, 1973.

13. БержК. Теория графов и её приложения. -М.: ИЛ, 1962.

14. Блумфилд Л. Язык. -М., 1968.

15. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. РБО. М., 2001.

16. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука: тектология. -М.,1968.

17. Божко Ю.Г. Архитектоника и комбинаторика формообразования. -Киев, 1991.

18. Бондарко А. В. Теория морфологических категорий. Л., 1976.

19. Бондаренко И.А. Градостроительное мышление Средневековой Руси: традиции и идеалы: Дисс. в форме научного доклада. М., 1997.

20. Бондаренко И.А. Формирование градостроительной структуры средневековой Москвы. Архитектурно-градостроительное развитие Москвы./Сб. "Архитектурное наследство. Вып. 42-М.: НИИТАГ, 1997.

21. Бондаренко И.А. Архитектура в условиях разрушения геоцентрической картины мира: Сб.: Архитектура в истории русской культуры. Выпуск 6. Переломы эпохи. М., 2005.

22. Бондаренко И.А., О роли мастеров-иноземцев в традиционной культуре Руси: Сб.: Архитектурное наследство, 43. -М., 1999.

23. Брайнес С.Н., Свечинский В.Б. О соотношении принципов централизации и децентрализации в биологических системах управления. / В сб.: "Бионика", Научный Совет по комплексной проблеме "Кибернетика". М., 1973, Т. 3

24. Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. В 2-х тт. М.-Л.,1935.

25. Брэм А.Э. Жизнь животных. В 3-х тт.: Под ред. Н.С.Понятского. М.-Л., 1930.

26. Булыгина Т. В. Проблемы теории морфологических моделей. М., 1977.

27. Бунин А.В., Савренская Т. Ф. История градостроительного искусства. -М.: Стройиздат, 1979.

28. Буров А. Об архитектуре. -М.: Госстройиздат, 1960.

29. Вартанян ОМ. Теоретические основы динамического структурного формообразования в архитектуре.: Дисс. на соискание степени доктора архитектуры. М., 1989.

30. Варшавский В.И. Коллективное поведение автоматов. М.: Наука, 1973.

31. Варшавский В.И., Мараховский В.Б. и др., Однородные структуры. Анализ. Синтез. Поведение. -М.: Энергия, 1973.

32. Варшавский В.И., Поспелов Д.А. Оркестр играет без дирижёра: Размышления об эволюции некоторых технических систем и управления ими. -М.: Наука, 1984.

33. Вейгелъ Г. О философии математики: Пер. с немецкого А.П. Юшкевича, пред. С.А. Яновской. -М.-Л.: Гостехтеоретиздат,1934.

34. Вейль Герман. Симметрия. М.: Наука, 1968.

35. Витгенштейн JI. Философские работы: 4.1. М., 1994.

36. Витрувий. Десять книг об архитектуре: Пер. Петровского Ф.А. М.: Изд-во всесоюзной архитектуры, 1936.

37. Выготский JI.C. Мышление и речь. М., 1999.

38. Галиулин Р.В. Кристаллографическая картина мира. Успехи физических наук. Т. 172, М, 2002.

39. Геккель Э. Красота форм в природе: Перевод В.М. Догель, СПб.: "Просвещение", 1907.

40. Глазычев B.JI. Зарождение зодчества. -М.: Стройиздат, 1983.

41. Глазычев B.JI. Социально-экономическая интерпретация городской среды. М.: Наука, 1984.

42. Глазычев B.JI. Архитектура: Энциклопедия М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.

43. Глазычев B.JI. Дизайн как он есть. М., 2006.

44. Глазычев B.JI. Проект и время: Сб.: Проблемы дизайна-2. М., 2004.

45. Глазычев B.JI. Обновление как постоянство: Сб.: Проблемы дизайна-З.-М., 2005.

46. Глисон Г. Введение в дескриптивную лингвистику. М., 1959.

47. Гнедич П.П. История искусств. В 3-х тт. -М.ЮЛМА-ПРЕСС, 2004.

48. Гика М. Эстетика пропорций в природе и искусстве. М.: ВАА, 1936.

49. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию. М., 2004.

50. Григорьев Э.П. Теория и практика машинного проектирования объектов строительства. М., 1974.

51. Дарвин Чарльз. О происхождении видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь. Соч. в 3-х тт.- М., 1939.

52. Завадский К.М. К проблеме прогресса живых и технических систем.: -В сб. "Теоретические вопросы прогрессивного развития живой природы и техники". -JI.: Наука, 1970.

53. Зарипов Р.Х. Машинный поиск вариантов при моделировании творческого процесса. -М.: Наука, 1983.

54. Засорина JI.H. Введение в структурную лингвистику. М., 1974.

55. Звегинцев В. А. Язык и лингвистическая теория. М., 1973.

56. Зейтун Ж. Организация внутренней структуры проектируемых архитектурных систем. М.: Стройиздат, 1984.

57. Зигель К. Структура и форма в современной архитектуре. М., 1965.

58. Зубков Г.Н. Примениние моделей и методов структурного анализа в градостроительстве.-М.: Стройиздат, 1984.

59. Кант И. О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира: Соч. в 8-ми тт.-М., 1964. Т. 2

60. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука: Соч. в 8-ми тт. М., 1964. Т. 3

61. Касееич В. Б. Морфонология. JL, 1986.

62. Кияненко КВ. Социальные основы архитектурного формирования жилой среды. Учебное пособие. Вологда, ВоТУ, 199.

63. Комарова Л., Краснлъников Н. В. Проблемы современной архитектуры. В журнале "Современная архитектура". -М., 1929, №5.

64. Кокстер Г.С.М. Введение в геометрию (гл. Золотое сечение и филотаксис). М.: "Наука", 1966.

65. Коган Л.Б. Городская структура и пространство: проблема "центральности": В кн.: Развитие городской культуры и формирование пространственной среды. - М., 1976.

66. Коган Л.Б. Культура и город // Архитектура СССР, 1973. № 1

67. КубряковаЕ. С. Основы морфологического анализа. -М., 1974.

68. Кузнецов О. П., Адельсон-Велъский Т. М. Дискретная математика для инженера. М., 1988.

69. Кулаков Ю, Владимиров Ю., Карнаухов А. Введение в теорию физических структур и бинарную геометрофизику. М.: "Архимед", 1992.

70. Кун Т. Структура научных революций. М., 1977.

71. Кудрин В.И. Исследование технических систем как сообществ-техноценозов. М, 1976.1\.Ланге О. Введение в эонометрику. -М,1982.

72. Лакофф Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. Язык и моделирование социального взаимодействия. М., 1987.

73. Лайонз Дж. Введение в теоретическую лингвистику. М., 1978.

74. Лебедев Ю.С. Трансформация в архитектуре и живой природе. Архитектура и бионика. -М., 1990.

75. Jleeu-Cmpocc К. Структурная антропология. М., 1986.

76. Лежава И.Г. Структурные особенности формирования архитектурных объектов.: В сб.: Города и системы расселения. М., 1985. -№6.

77. Лежава И.Г. Функция и структура формы в архитектуре.: Дисс. на соискание ученой степени доктора архитектуры. М.: МАрхИ, 1987.

78. Лежава И.Г., Шубенков М.В. Проблема выявления пространственных инвариантов в архитектурных объектах.: В сб.: Города и системы расселения. М., 1985. - №6.

79. Лейбип В.М. Словарь "Современной западной философии". М., 1991.

80. Линч К. Образ города: Пер. Глазычева B.JI. М.: Стройиздат, 1982.

81. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве: Пер. Глазычева B.JI. -М: Стройиздат, 1985.

82. Лосев А.Ф. Символ и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995.

83. Лосев А.Ф. Хаос и структура. "Мысль"-М, 1997.

84. Лотман Ю.М. О метаязыке типологических описаний культуры. Труды по знаковым системам. IV. Ученые записки ТГУ (Тартуский государственный университет), 1969, вып. 236.

85. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М.: Искусство, 1970.

86. Лотман Ю.М. Семиотика кино. -М.: Искусство, 1973.

87. Лотман Ю.М. О разграничении лингвистического и литературоведческого понятия структуры. // Вопросы языкознания. 1963. -№3

88. Любищев А.А. Проблемы формы, систематики и эволюции организмов. -М.: Наука, 1982.

89. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М., 1974.

90. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х тт. М., 1990.

91. Ноткип И. Структура и симметрия.: В кн.: Системные исследования. -М., 1969.

92. Мандельброт Б. Теория информации и психолингвистика. Теория частот слов. Математические методы в социальных науках. М., 1973.

93. Мартине А. Принцип экономии в фонетических изменениях. М., 1960.

94. МасловЮ. С. Введение в языкознание. М., 1987.

95. Мастера архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1972.

96. Мастера советской архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1975, т.2.матические методы в языкознании. - М., 1990.

97. Мельчук И. А. Опыт построения лингвистических моделей "Смысл -Текст".-М. 1974.

98. Мельчук И. А. Опыт разработки фрагмента системы понятий и терминов для морфологии (к формализации языка лингвистики).// Семиотика и информатика, 1975. Вып. 6.

99. Al-Zubi Stephan М. Sc. Active Shape Structural Model. // Dissertation zum Erlangung des akademischen Grades, Otto-von-Guericke-Universitat, Magdeburg, 2004.

100. Alexander C. Notes on the Synthesis of Form. Harvard: Harvard University Press, 1964.

101. Alexander C. A City is not a Tree // Design. Feb, 1966.

102. Alexander C. The Man-Made Object. New York, 1966.

103. Alexander C. A Pattern Language, which Generates Multi-Service Centers. -New York, 1968.

104. Alexander С., Hirshen S., Ishikawa S. Coffinj. Houses generated by Patterns. Berkeley,: CES, 1969.

105. Alexander C. A. City is not a Tree. // Architectural Forum. -N-Y., 1965.

106. Alexander C. The Environment. // Japan Architect, 1970, № 165.

107. Apps P. Architectural design and the problem of evaluation. // In: The Architecture of form, Cambridge: Cambridge University Press, 1976.

108. Veronica Biermann and others. Architectural theory from the renaissance to the present. TASCHEN, 2003.

109. Arida Saeed. VW Beetle Grammar. MIT 4.201 Computational Design final project, 2002.

110. Block C.J., Krishnamurti R. The counting of rectangular dissections. // Environment and Planning. В 5, 1978.

111. Bon R. Presentation to the Morphology Group mimeograph. Department of City and Regional Planning. Harvard University, Cambridge, MA, 1971.

112. Bon R. An Introduction to Morphometric Analysis of Spatia. Phenomena on a Micro-environmental Scale masters thesis. Department of City and Regional Planning, Harvard University, Cambridge, MA. 1972.

113. Bon R. Allometry in the topologic structure of architectural spatial systems. Ekistics 215 October issue, 1973. 2.15. BontaJ. P. Architecture and Its Interpretations. London, 1979.

114. Bonta J. Notes for a Theory of Meaning in Design. In: Sign, Symbols and Architecture. Ed. by Broadbent G., Bunt R., Jencks Ch. New York, 1980.

115. Bybee J.L. Morphology. A study of the relation between meaning and form. Amsterdam, 1985.

116. Cagan J, Mitchell W. A grammatical approach to network flow synthesis Formal Methods for CAD, IFIP YC5/WG5.2 Workshop, Tallinn, Estonia, June IFIP Transition 3 B-18173-189/FONT>, 1994.

117. Cagdas G. A shape grammar: the language of traditional Turkish houses Environment and planning B: Planning and Design, 23:4/FONT>, 1996a.

118. Canter D. Psychology and the Built Environment. New York, 1974.

119. Carlson C,McKelwey R., Woodbury R. An introduction to structures and structure grammars. Environment and planning B: Planning and Design 18 417426,1991.

120. Chermayeff S., Alexander C. Community and Privacy. Toward a New Architecture of Humanism. New York. 1964.

121. Collins, G. R. and C.C. Camill., Sitte and the Birth of City Planning, Random House. 1965.

122. Cousin J. Topological organisation of architectural space. // Architectural Design, 1970.-№40.

123. Derbyshire, M. Geometric representation of outline design. In: The Architecture of form. Cambridge University Press, 1976.

124. Dober, R. Universities in the United States of America, in Brawne. M., ed., University Planning and Design, Lund Humphries. London, 1967.

125. Doxiadis C. Eristic. An Introduction to the Science of Human Settlements. -L. Hutchinson, 1968.

126. Drew Ph. Third Generation. The Changing Meaning of Architecture. NY., 1972.

127. Duarte J.P. Democratised Architecture: Grammars and Computers for Siza's Mass Housing in Proceedings of the International Conference on Enhancement of Computational Methods in Engineering and Science. Macau, Elsevier, Press, 1999.

128. Ducla Soarces, Goncalo. BMV Grammar. MIT: 4.201 Computational design final project, (2002)

129. Earl C.F. Joints in two- and three-dimensional rectangular dissections. Environment and Planning. В 5,1978.

130. Earl C.F. March L. Architectural applications of graph theory. London, 1979.

131. Earl C.F. A note on the generation of rectangular dissections" Environment and planning B: Planning and Design 4 241-246., 1977.

132. Francis D.K.Ching. Architecture: form, space and order. -N-Y., 1979.

133. Flemming U. More then the sum of parts: the grammar of Queen Anne houses. // Environment and planning.V.14, 1987. № 3.

134. Flemming U. Wall representations of rectangular dissections and their use in automated space allocation. // Environment and planning. V.5, 1978.

135. Fletcher, Sir Banister. A history of Architecture. 18-th ed/ Revised by J.C.Palmes. New York, 1975.

136. Frampton, K. Notes on Soviet Urbanism, in Lewis, D., Urban Structure, -London.: Elek, 1968.

137. Francis D.K. Ching. Architecture: Form, Space and Order. By Litton Educational Publishing, Inc. 1979

138. Gips J. Shape Grammars and Their Uses: Artificial Perception, Shape Generation and Computer Aesthetics Basel: Birkhauser, 1975.

139. Gould P. Man against His Environment: A Game Theoretical Framework. // Annals of the Association of American Geographers. 1963.

140. Grunbaum В., Shephrd G.C. The Eighty One Types of Isohedral Tilings in the Plane. Math. Proc. Cambridge: Cambridge Phil. Soc., 1977.

141. GuidoniE. Primitive Architecture. N.Y., 1977.

142. Hall E. Hidden Dimension. Garden City. N.Y.: Doubleday, 1964.

143. Hall E. The Silent Language. N.Y.: Doubleday, 1959.

144. Hanno-Walter Kruft. Geschichte der Architekturtheorie. Von der Antike bis zur Gegenwart. Verlag C.H.Beck-Munchen, 1991.

145. Hardy A. C. Environmental Design of Buildings. // Science Journal. Sept. 1966.

146. Harris B. New Tools of Planning, Journal of the American Institute of Planners. May 1965

147. Hawkes, D. Modelling the environmental performance of built forms. // In: The Architecture of form. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.

148. Hecht, S. Form and Growth in Fishes. //Journal of Morphology. 1912.

149. Hiller В., Hanson J. The Social Logic of Space. Cambridge: Cambridge University Press, 1984.

150. Hiller В., Leaman A., Stansall P., Bedford M. "Space syntax". // Environment and Planning. B, 1976. №3.

151. Holden A. Shapes, Space and Symmetry. N.Y.: Columbia University Press. 1971.

152. Howkes, D. U. Types, norms and habit in environmental design. // In: The Architecture of form. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.

153. Jones O. The Grammar of Ornament. L.: Bernard Quaritch, 1910.

154. Knight T. W. Infinite patterns and their symmetry. // Languages in Design 3 (in press) 1997.

155. Knight T. W. Designing a shape grammar: Problems of predictability. // Artificial Intelligence in Design Eds J S Gero, F Sudweeks (Kluwer, Dordrecht) 1998

156. Knight T. W. Shape grammar: Six type. Environment and planning B: Planning and Design, № 26,1999.

157. KoningH, Eizenberg J. The language of the prairie: Frank Lloyd Wright's prairie houses. // Environment and planning B: Planning and Design, 1981. № 8.

158. Krier Rob. Architectural Composition. London, 1991.

159. Lezhava I., Shubenkov M., Khazanov M., Mullagildin R., Plets M., Dumenton G., Moldavskaya L. Vologda-Sibstream. Proposals for the International Competition of Sustainable Urban Systems Design. Tokyo, 2003.

160. Loeb A.L. Space Structures. Reading, Mass.: Addison-Wesley, 1976.

161. Lynch, K. and Rodwin, L. A Theory of Urban Form // Journal of the American Institute of Planners. Nov. 1958.

162. Lynch K. The Possible City, Internal Structure of the City. N.Y., 1971.

163. March L. A Boolean description of a class of built forms. // In: The Architecture of form. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.

164. March L. ed. The Architecture of Form. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.

165. March L. Heavens on Earth, Cambridge: Cambridge Review, April 1966.

166. March L. Homes Beyond the Fringe. // R.I.B.A. Journal, Aug. 1967.

167. March L. Towards a Garden of Cities, the Listener, March, 1968.

168. March L. and Steadman, P. The Geometry of Environment. // R.I.B.A. Publications. 1971.

169. March L. The smallest interesting world. // Environment and planning B: Planning and Design. C., 1996.

170. March. Babbage's miraculous computation revisited // Environment and planning B: Planning and Design. C., 1996. - №23.

171. March L., Architectonics of proportion: a shape grammatical depiction of classical theory.// Environment and planning B: Planning and Design. C., 1997.

172. March L. Architectonics of proportion: a shape grammatical depiction of classical theory. // Environment and planning B: Planning and Design. C., 1999.

173. March L., Stiny G. Spatial systems in architecture and design: some history and logic. // Environment and planning B: Planning and Design. C., 1985.

174. MackeyA.L. Generalised Crystallography. Zagreb, 1975.

175. Martin L. and March L. Study of a Building Type. // Architectural Design. Dec. 1964.

176. Matthews P.H. Morphology. Cambridge, 1991.

177. MinskyM. The Society of Mind. -N. Y., etc., 1986.

178. Mitchell W.J., Steadman Ph., Ligett R.S. Synthesis and optimization of small rectangular floor plans. // Environment & planning. International journal for the science of architecture and design. 1976. №3.

179. Mitchell W.J. The Logic of Architecture. Cambridge: MIT Press, MA. 1989.

180. Mitchell W.J. Functional grammars: an introduction. Cambridge: MIT Press, MA. 1991.

181. Mitchell W.J., Liggett R. S., Tvan T. The Art of Computer programming: a Structured Introduction for Architects and Designers N.Y.: Van Nostrand Reinhold. 1987.

182. Mitchell W.J. City of Bits: Space, Place, and the Infobahn. Cambridge: The MIT Press, 1989.

183. Norberg-Schuls Chr. System Logique de Г Architecture. Bruxelles, 1974.

184. Norberg-Schuls Chr. Intentions in Architecture. L., 1965.

185. Paris comme Forme Urbaine . Un Atlas des Traces Parisiens. Ed. par Bresler H., Castex J. Paris: IF A, 1983.

186. Prinz, Dieter. Stadtebau. Band 1,2.- Stuttgart, Berlin, Kon: Kolhamme, 1999.

187. Rappoport Am. Human Aspects of Urban Form. Oxford: Pergamon, 1977.

188. Robinson, С. M. City of Planning. Putnam. 1916

189. Robson, В. T. Urban Analysis. Cambridge: Cambridge University Press. 1969

190. RudofskyB. Architecture without Architects. N.Y., 1964.

191. Soddu Celestino. The design of morphogenesis. An experimental research about the logical procedures in design processes. (DEMETRA Magazine, 1994).

192. Spencer A. Morphological theory: An introduction to word structure in generative grammar. Oxford, 1992.

193. Steadman Ph. Graph theoretic representation of architectural arrangement. I I In.: The architecture of form. Ed. By L. March, London, 1973.

194. Steadman Ph. The Evolution of Designs: Biological Analogy in Architecture and the Applied Arts. Cambridge: Cambridge University Press, 1979.

195. Steadman Ph. Graph-theoretic representation of architectural arrangement. // In: The Architecture of form. Cambridge: Cambridge University Press, 1976.

196. МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ (ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)1. На правах рукописи УДК.

197. ШУБЕНКОВ Михаил Валерьевичкандидат архитектуры

198. СТРУКТУРА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

199. Диссертация на соискание ученой степени доктора архитектуры

200. Специальность 18.00.01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция архитектурного наследия

201. Том 2 Иллюстративная часть1. Москва 2006

202. МОСКОВСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ институт (ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ)

203. СТРУКТУРА АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА

204. Естественнонаучные аспекты исследования

205. Специальность 18.00.01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия

206. Представления о принципах построения архитектурных объектова

207. Естественные законы существования архитектуры Среда обитания

208. Исторический опыт изучения проблемы Утилитарные свойства пространства Пространственная ориентация Архетипы пространственного формообразования Архитектурное пространство

209. Дискретные свойства архитектурного пространства

210. Структурный метод исследования естественных свойств архитектурного пространства Архитектурная система и архитектурная структура

211. Опыт исследования структурных свойств архитектурного пространствао1. Объект и модель

212. Свойства пространственной связанности

213. Структурно-топологические свойства пространственной формы Геометрические свойства архитектурного пространства Свойства целостности архитектурных систем Фазы развития пространственных структур1. Структурная архитектоникао

214. Компьютерные генеративные системы как инструмент архитектурного формообразования021. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТf

215. Объект исследования антропогенная среда и законы ее архитектурно-пространственного построения.

216. Предмет исследования структурные закономерности пространственного формообразования архитектурных объектов,определяющие их целостность и возможность существования в качестве архитектурно-пространственных систем.

217. Цель обосновать новое направление архитектурно-теоретических исследований структурных закономерностей, определяющих пространственное построение архитектурных объектов.

218. Выявить геометрические и структурно-топологические закономерности пространственного построения архитектурных объектов.

219. Рассмотреть возможности параметрического описания геометрических и топологических свойств пространственной формы архитектурных объектов в условиях внедрения в архитектурную деятельность компьютерных технологий.

220. Определить основные направления применения структурных закономерностей строения архитектурного пространства в обучении основам архитектурной деятельности и практическом проектировании.

221. Исследовательский подход определяется системно-структурным анализом пространственного строения архитектурных объектов сучетам взаимодействия элементов, составляющих объект. При этам сам архитектурный объект рассматривается как целостное образование.

222. Логика изчожения данного исследования основана на методах изучения закономерностей естественного строя архитектурных объектов и использовании синергетических методов исследования такого рода моделей.

223. В диссертации показано, что архитектурных объект, сведенный к своей структурной сущности, мажет быть рационально понят с помощью законов структурализма.

224. Используемые методы исследования основаны на привлечении системно-структурного анализа, графоаначитического метода, методов формализации и моделирования, объединенных в рамках системно-структурного подхода.

225. Основные положения работы выносятся на защиту и включают:

226. Разработку принципов формализации и моделирования пространственного строения архитектурных объектов на основе вычленения в составе целостного пространственногообразования его составных частей и определения условий их взаиморасположения и взаимосвязей.

227. Рассмотрение возможностей параметрического описания геометрических и структурно-топологических свойств пространственной формы архитектурных объектов.

228. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ПОСТРОЕНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ

229. ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ1.й этап (1920-1930 гг.)

230. ОБРАЩЕНИЕ К БАЗОВЫМ СУЩНОСТЯМ АРХИТЕКТУРЫ1. РАЦИОНАЛИЗМ

231. Н.А. Лазовский, В К;:-п ск-1н 11. Докучаев

232. КОНСГРУК1ИВИЗМ Л Веснин, М Гннсоург И Крэсилышклв

233. ТВОРЧЕСКИЕ МЕТОДЫ МАСТЕРОВ

234. Матрицы простого мышления" "проектный ииГа ЕГТЙЧ1ТНЗН рованные срслсгвз проектирования объекте» строительства" (АСПОС) Ашоркгтыы проектирования ("кяаргирогра^ы". системы авгори шрованного гтрпсьтнрова н ня"| CAI ЕР)

235. Л. Н Лвлтьии, Л Д r>poHep,'J II Григорьев, АЭ Гутмов. Н Н Ноткин, Е.П Kaciarapnn, И И Рстинский.Л . I Ромм, Л . Н Японский

236. Ж. Хнльфаи, ДТиссн, Ф Тн.и, К Цкшш, Чж1. И Фридман1. Э Григорьев1. Ж Зейтунм-ш••• щmm т *3.й этап (1980-е г.)1. СТРУКТУРАЛИЗМ

237. Семиотические меголы исследования в области языкознания.

238. Поиск естественно-прйодных основ архитектурного пропорционирования

239. Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, В.Я. Пропп, Ю.М. Лотман, В.В Иванов, А.И. Берг В .Л. Глазычев, А.В. Боков, Ж.Х. Бонта, А.И. Иконников, И.Г. Лежава, О.И. Явенн, Г Станишсв;Р. Бролбент;А.В. Крашенинников, К. Линч, Кр. Норбсрг-Шульц, У.Эко,

240. Б.Г. Бархин, А. В. Степанов, BJ1. Хаит, И.А. Бонларенко, И.Г., А.В. Иконников, А.В. Рябушин, И. Азизян, Г.Раппапорт.

241. И.А. Галимов, А.Д. Логвиненко, ЕЛ. Беляева, М. Гика, А. Емельянов, Ф.Беляева; Ф.Эткинс, Ю.С. Лебедев, О.М. Вартанян, В.Ф. Колейчука ш

242. М. Сенешаль. Алгоритмы танца.1. J. J. i. Г

243. А. Боков. Геометрия архитектурной формы.Г1. Р. Крие.1. Кр. Александр. Паттерны.исходное r-'.-'ivi пространство.

244. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ1. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД

245. Прикладное изучение геометрического построения архитектурных объектов

246. И. Г. Лежака, И.А. Бондаренко, А.В. Боков, В. Л. Глазычев, А.Э. Гутнов, СО. Хан-Магомедов, И.Ш. Шевелев, Е. С. Пронин, Н.Д. Кострикин, Ж. Зейтун, ф. Стидчан, С. Эрль, Л.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.