Стилевые направления историзма в ювелирных украшениях английских мастеров на международных промышленных выставках 50-70-х годов XIX века. Типология, особенности формообразования и декорирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Иванова, Людмила Валерьевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 200
Оглавление диссертации кандидат наук Иванова, Людмила Валерьевна
Введение
Глава I. Проблема атрибуции английских ювелирных украшений XIX века
1.1. Историография клеймения английских ювелирных украшений
1.2. Опробование и порядок клеймения ювелирных украшений в Англи в XIX веке
1.3. Историография изучения английских ювелирных украшений, представленных на международных выставках 50-70-х годов XIX века
Глава II. Ювелирные украшения английских мастеров на всемирной промышленной выставке 1851 года
Глава III. Ювелирные украшения английских мастеров на всемирных промышленных выставках 60-х годов XIX века
3.1. Английские ювелирные украшения на всемирной промышленной выставке 1862 года
3.2. Английские ювелирные украшения на всемирной промышленной выставке 1867 года
Глава IV. Ювелирные украшения английских мастеров на всемирных промышленных выставках 70-х годов
Глава V. Эволюция стилевых направлений историзма в английском ювелирном искусстве 50-70-х годов XIX века
Заключение
Библиография
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Ювелирное искусство Франции конца XIX - начала XX века. Ведущие мастера2020 год, кандидат наук Рассохина Светлана Вячеславовна
«Египетский стиль в европейских ювелирных украшениях середины XIX – первой трети XX века: контекст, методика, стилистика»2018 год, кандидат наук Ефимова Алина Алексеевна
Западноевропейское ювелирное искусство эпохи историзма на материале Всемирных выставок2015 год, кандидат наук Прыгов Вадим Игнатьевич
Ювелирное искусство Москвы конца XIX-начала XX века2006 год, кандидат искусствоведения Иванова, Надежда Юрьевна
Искусство петербургских ювелиров второй половины XVIII столетия1984 год, кандидат искусствоведения Кузнецова, Лилия Константиновна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Стилевые направления историзма в ювелирных украшениях английских мастеров на международных промышленных выставках 50-70-х годов XIX века. Типология, особенности формообразования и декорирования»
Введение
Актуальность исследования. Время правления королевы Виктории (1837 - 1901), так называемый «викторианский» период, считается эпохой процветания и благоденствия Англии, когда переживает расцвет художественная промышленность, в том числе, ювелирное искусство.
В это время ювелирам был доступен широкий спектр материалов, внедрены новые усовершенствованные инструменты, оборудование, опубликовано большое количество справочной литературы (тематические энциклопедии, технологические пособия, альбомы археологических находок и т.п.). Англия стала своеобразной художественно-промышленной мастерской мира, не случайно именно здесь была проведена первая международная выставка. Кроме того, повысившийся материальный достаток населения, колониальная политика, интерес королевы Виктории к ювелирным украшениям (именно в этой области она была законодательницей мод) - все это создало благоприятные условия для расцвета ювелирного искусства.
Ювелирные украшения викторианской эпохи 50-70-х годов можно назвать для своего времени классическими, поскольку для них характерен такой признак классического произведения, как максимальная адекватность в выражении духа эпохи1.
«Викторианское» искусство по-прежнему актуально сегодня и вновь привлекает внимание художников, дизайнеров, модельеров всего мира. Не случайно в 2015 году в осенних коллекциях ведущих домов моды (Valentino, Louis Vuitton, Prada, Balenciaga, Givenchy) была представлена одежда и аксессуары в «викторианском стиле». Это свидетельствует о непреходящей художественной ценности произведений «викторианского» периода и о том, что они могут служить эталоном и образцами для дальнейшего прогрессивного развитие современного искусства, в том числе ювелирного.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что настала необходимость серьезного научного исследования законов формообразования, принципов декорирования, технико-технологических особенностей ювелирных украшений историзма, поскольку и сегодня наблюдается повышенный интерес к художественным стилям прошлого. Актуальность избранной темы обусловлена также и тем, что она еще не получила достаточно серьезного научного исследования в российском искусствознании.
Степень научной разработки темы. Ювелирное искусство периода историзма привлекло внимание российских исследователей, начиная с последней трети XX века, но они обращались в первую очередь к собственному историческому наследию. Однако, изучение английского искусства эпохи историзма и, в частности, ювелирного становится объектом изучения отечественных искусствоведов только в начале XXI века, пока еще на уровне отдельных статей.
На сегодняшний день известно несколько публикаций2, посвященных английским ювелирным украшениям периода историзма. Указанные статьи имеют обзорный характер. В серии статей можно выделить работы Г.Н. Габриэль о «викторианском» ювелирном искусстве, но в них рассмотрены лишь украшения из серебра и алюминия с использованием недрагоценных материалов (шотландского агата, гагата, раковины, панциря черепахи, волос). Одной из последних работ российских специалистов, имеющих прямое отношение к теме настоящего исследования, является защищенная в 2015 году кандидатская диссертация Прыгова В.И. «Западноевропейское
2 Габриэль Г. Н. Английское ювелирное искусство Викторианской эпохи.//Русский ювелир. - М., 2014. -№ 3. - С. 47-53.
Габриэль Г.Н. Викторианская эпоха и ее отражение в ювелирном искусстве.// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства.- СПб, 2014. - № 3 (19). - С. 107-112. Габриэль Г. Н. Историзм в ювелирном искусстве. Взгляд из эпохи постмодернизма. Сборник статей третьей научно-практической конференции «Цитата, реплика, заимствование». - СПб, 2009. - Вып. 3 (Т. 186). - С. 72-76.
ювелирное искусство эпохи историзма на материале Всемирных выставок»3. Основное внимание автор сосредоточил на художественном серебре (вазах, кубках, чайно-кофейных сервизах, шкатулках, табакерках). Поскольку тема заявлена широко, то английские ювелирные украшения упоминаются в общем контексте отдельных исторических направлений без их подробного художественного анализа. Рассматривая английское ювелирное искусство, автор упоминает лишь несколько ювелирных компаний (Джон Брогден, Филлипс Браверс, Гаррард), которые выставляли своих изделия на выставках 50-70-х годов.
В зарубежной научной литературе, начиная с 1951 года по 2010 год, появилось достаточно много работ иностранных исследователей, (в основном английских), посвященных «викторианским» ювелирным украшениям. Однако в указанной литературе рассмотрены не только ювелирные украшения английских мастеров, но также те, что создавались в «викторианский» период французскими, итальянскими и американскими мастерами. При этом золотые украшения английских мастеров, представленные на выставках 50-70-х годов XIX века до настоящего времени никогда не становились объектом самостоятельного исследования и не рассматривались с точки зрения стилевой эволюции художественных направлений историзма.
Среди работ зарубежных авторов наибольший интерес для нас представляет опубликованное в 2010 году исследование хранителя изделий из драгоценных металлов Британского музея Джуди Рудо (Rudoe J.) и ведущего английского исследования английских ювелирных украшений Шарлотты Гир (Gere C.) «Ювелирные украшения в эпоху королевы Виктории» (Jewellery in the age of Queen Victoria). В нем имеется глава «Международные выставки» (The international exhibitions), в которой авторы рассматривают ювелирные изделия, представленные как английскими, так и
иностранными мастерами на выставках с 1851 по 1901 годы. Однако, поскольку в исследование авторов вошел широкий круг наиболее значимых объектов, созданных как английскими, так и иностранными мастерами, изделия описаны лишь в общих чертах без подробного формально-стилевого и технико-технологического анализа.
В этой связи в российском искусствознании особенно остро ощущается отсутствие серьезных монографических работ, связанных с исследованием западноевропейского ювелирного искусства периода историзма и английского ювелирного искусства в частности.
Цель исследования: на основе культурно-исторического и искусствоведческого анализа показать национальное своеобразие и проследить стилевую эволюцию английского ювелирного искусства 50-70-х годов XIX века на примере ювелирных украшений английских мастеров, представленных на международных выставках 50-70-х годов XIX века, поскольку в их формах и декоре с наибольшей полнотой отразились характерные процессы стилеобразования историзма.
В соответствии с поставленной целью определены задачи исследования:
1. Описать систему опробования и клеймения английских золотых ювелирных украшений в XIX веке.
2. Рассмотреть развитие ювелирного искусства Англии 50-70-х годов XIX века в культурно-историческом контексте, который во многом определил стилевые предпочтения английских мастеров указанного исторического этапа.
3. В рамках общей стилистики историзма выявить характерные для каждого периода художественные направления и проследить их эволюцию на протяжении 50-70-х годов XIX века.
4. Собрать фактический материал из имеющихся источников: каталогов, отчетов и описаний выставок, периодических изданий, а также музейных коллекций, систематизировать его и провести художественно-
стилевой анализ конкретных памятников с выявлением исторических прототипов и установлением особенностей формообразования и декорирования.
5. На основе технико-технологического анализа конкретных памятников рассмотреть их конструктивные особенности, использованные материалы, физические и декоративные возможности.
Источниковедческой базой исследования стали подлинные золотые ювелирные украшения, хранящиеся в музеях, частных коллекциях, а также представленные на международных аукционах. Важными источниками являлись английские периодические издания 50-70-х годов XIX века. Среди главных можно назвать:
«Официальный описательный и иллюстрированный каталог» (Officiai Descriptive and Illustrated Catalogue) (1851) и «Иллюстрированный отчет о международной выставке» (The illustrated record of the International Exhibition (1862). В них кратко была представлена общая информация о выставках, участниках и основных предметах их экспозиции. При этом в указанных источниках (отчетах) несмотря на то, что их название содержит слово «иллюстрированный», изображений предметов было мало.
«Иллюстрированный отчет о международной выставке» (1862 г.) -издание, которое содержало отдельную главу, посвященную изделиям из драгоценных металлов и ювелирным украшениям. В ней, помимо беглого анализа наиболее выразительных предметов, также содержались заметки автора о последних технико-технологических достижениях английского ювелирного искусства в области сплавов и огранки камней.
«Отчеты ремесленников, избранных комитетом, назначенным советом Сообщества искусств» (Reports of artisans selected by a committee appointed by the council of the Society of Arts) (1867, 1873) отражали основные новаторские идеи английских и иностранных ювелиров и черты, характерные для их творчества.
«Популярный гид к Международной выставке» (The popular guide to the International exhibition) (1851 год, 1862 год) и «Отчеты о классах на Парижской международной выставке» (Reports on the classes of the Paris international exhibition) (1867 г.) также содержали дополнительную информацию об изделиях английских мастеров, представленных на выставках.
«Отчеты жюри» (Reports by the juries) сообщали информацию о награждении наиболее выдающихся мастеров медалями. В них также в общих чертах описывались изделия, за которые ювелирам были присуждены награды.
Важными для исследования явились специальные статьи, опубликованные в периодических изданиях времени проведения выставок. Так в журнале «Иллюстрейтид Лондон Ньюз» (The Illustrated London News) за 1862 год имелась серия статей под названием «Ювелирные украшения на международных выставках» и «Женский взгляд на международную выставку»; в газете «Зе Квин, зе ледис ньюспейпа» (The Queen the lady's newspaper) за 1867 год была опубликована статья «Парижская выставка», в этом же журнале за 1872 год имеется статья «Ювелирные украшения на международной выставке». Из указанных статей помимо общих сведений о выставках можно было почерпнуть дополнительную информацию об изделиях, представленных на выставке, их общих характеристиках.
Особую ценность для решения задач исследования представляли издания, содержащие графический материал, изображающий предметы из экспозиции английских ювелиров. Основными источниками графического материала для настоящего исследования являлись:
- иллюстрированные приложения к «Арт Джорнал» (1851, 1862, 1867, 1871, 1872), посвященные международным выставкам и публикуемые под названием «Иллюстрированный каталог Арт Джорнал» (The Art Journal illustrated catalogue). В подобных каталогах каждому мастеру (компании) выделялся один (максимум два) печатных листа, где изображались наиболее
привлекательные на взгляд составителей каталога изделия. В текстовом материале, в общих чертах и очень дозированно давалась информация об объектах экспозиции (могли называться использованные в изделии драгоценные камни, иногда определялась стилистика изделия);
- периодические издания XIX века, издаваемые в период проведения выставок: «Иллюстрейтит Лондон Ньюс», «Зэ Квин, зэ ледис ньюспейпа» (Illustrated London News, The Queen, the lady's newspaper);
- специальные журналы, выпускаемые в исследуемый период для ювелиров и мастеров по металлу, как, например, «Зэ Джувелла, Голдсмитс и Вотчмейкерс» (The Jewellers, Goldsmiths and Watchmakers Monthly Magazine) - ежемесячный журнал для ювелиров, золотых дел мастеров и часовых дел мастеров.
Предметом исследования является эволюция стилевых направлений историзма в период его наивысшего расцвета (50-70-х гг. XIX века) в английском ювелирном искусстве викторианской эпохи с определением стилеобразующих признаков, конструктивных и технологических приемов, особенностей формообразования, декорирования ювелирных украшений английских мастеров.
Объектом исследования являются ювелирные украшения ведущих английских мастеров и компаний, представленные на выставках 50-70-х годов XIX века, выполненные из золота с использованием драгоценных камней «высшей категории» (бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды, опалы, бирюза, жемчуг) и «более низкой категории» (аметисты, топазы, гранаты, аквамарины, гиацинты, хризопразы, карнелианы, ониксы и т.п.).
Хронологические рамки работы - 50-70-е годы XIX века выделены в викторианской эпохе, поскольку именно эти десятилетия явились наиболее ярким этапом в развитии стиля историзм в английских ювелирных украшениях, а также временем активной выставочной деятельности ведущих английских ювелиров и компаний.
Нижней временной границей исследования является 1851 год - год проведения первой Всемирной выставки в Лондоне, явившейся «иллюстрацией мирового экономического и промышленного превосходства Англии»4 и прелюдией к периоду социальной стабильности, длящемуся до конца 70-х годов XIX века. Завершается работа 1878 годом, поскольку именно в этот период английские мастера демонстрируют утрату интереса к участию в международных выставках (только одна английская ювелирная компания принимала участие в Парижской выставке 1878 года). В этот же период Англия вступает в промышленный кризис и череду войн в Южной Африке (1879 - война с зулусами, 1880 - первая Бурская война). Кроме того, в 80-е годы идет оформление нового стиля модерн и актуальными становятся идеи Джона Рескина и Уильяма Мориса, а в ювелирных украшениях появляется стиль «Артс энд Крафтс» (Arts & Crafts). И хотя, особенно в буржуазной среде, исторические стили остаются популярными, но в их формах и декоре продолжают эксплуатироваться уже найденные в предыдущие десятилетия приемы.
Научная новизна исследования. Данная работа является первым в России опытом научного исследования ювелирных украшений английских мастеров расцвета историзма с выявлением характерных стилевых признаков и использованных технико-технологических приёмов. Впервые переведен на русский язык, научно проанализирован, систематизирован и введен в научный оборот богатый графический и фактологических материал, собранный из различных английских источников в библиотеках Лондона (Национальной библиотеке искусств, Британской библиотеке, библиотеке Компании Голдсмитс, библиотеке пробирного офиса Бирмингема).
На его основе, а также на основе исследования натурного материала, прослежена стилевая эволюция английского ювелирного искусства по периодам и выявлены ведущие стилевые направления формы, мотивы,
техники декорирования в золотых ювелирных украшениях, представленных на всемирных выставках 50-70-х годов XIX века.
Научный анализ широкого ряда ювелирных украшений осуществлен с учетом конкретных исторических прототипов, выявленных в результате исследования научных изданий XIX века об исторических эпохах прошлого, которыми могли пользоваться английские ювелиры в это время.
Обнаруженные в ходе исследования документальные источники позволили выявить новые имена английских мастеров, участвовавших в международных промышленных выставках 50-70-х годов XIX века, определить их стилевые предпочтения, применяемые творческие методы при создании своих произведений ювелирного искусства.
В настоящем исследовании изложены результаты корректной атрибуции (определен год изготовления и название компании, в экспозиции которой такое украшения было представлено) ряда ювелирных изделий, иллюстрации которых были приведены в работах современных английских историков ювелирного искусства.
Впервые в отечественном искусствознании подробно описывается система клеймения, которая применялась Лондонским пробирным офисом и офисами провинциальных городов в Англии в XIX веке в отношении ювелирных украшений из золота, которые могли быть опробованы и оклеймлены добровольно по инициативе заказчика, либо изготовителя.
Методика исследования. Для выделения общих стилевых признаков, определения места и роли золотых ювелирных украшений в общей стилистике викторианской эпохи 50-70-х годов XIX века использовались следующие взаимосвязанные общенаучные и специальные методы:
исторический подход - принцип познания вещей и явлений в их становлении и развитии, в органической связи с порождающими их условиями5;
комплексный подход, включающий методы системного анализа: историко-культурный, формально-стилевой, технико-технологический, иконографический и сравнительного анализа. Автором были подобраны исторические аналоги, которые были доступны английским ювелирам в рассматриваемый период. В результате их художественного анализа и сравнения с конкретными произведениями, используя метод сравнительного анализа, были выявлены общие черты в типологии, формах, орнаментальных мотивах, технологии изготовления и декорирования ювелирных изделий;
системный подход - методологическое направление в науке, в основе которого лежит исследование сложноорганизованных объектов как систем. Как общенаучный метод познания системный подход включает в себя системно-компонентный, системно-структурный и системно-функциональный аспекты, ориентированные на изучение качественно новых интегративных (эмерджентных) свойств, которые имеются у системы в целом, но отсутствуют у ее компонентов (элементов, частей, подсистем) в отдельности6.
Внутренними системообразующими факторами, обусловливающими специфические стилевые особенности ювелирных изделий рассматриваемой исторической эпохи, являются их компоненты (элементы, части) и структура, т.е. способ взаимосвязи составных компонентов.
Внешними системообразующими факторами, влияющими на возникновение и развития таких искусственных систем, как ювелирные изделия определенной эпохи, являются окружающая среда, а также пространство и время7.
6 Садовский В.Н. Система // Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2008. - С. 604; Садовский В.Н. Системный подход // Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2008. - С. 606; Прокудин Ю.А. Диалектика бытия. - СПб., 2011. - С. 107; Кузнецов Ю.В., Мелякова Е.В. Теория организации: учебник для бакалавров. - М., 2012. С. 121; Горелов А.А. Основы философии. Учебник. - 11-е изд. - М.,
2012. - С. 154; Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: Учебник. Изд. 12-е. - Ростов-на- Дону, 2011. - С. 304.
Большое влияние на специфические стилевые особенности ювелирных изделий оказывает социальная среда (совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования людей8), культура и мода данного исторического периода, а также личность создателя таких изделий.
Практическая ценность диссертации заключается в возможности использования ее материалов и выводов сотрудниками музеев в выставочной деятельности и каталогизации английских ювелирных украшений, для экспертизы и атрибуции английских ювелирных изделии 50-70-х годов XIX века, а также в творческой практике художников-ювелиов и реставраторов. Работа может быть интересна художникам по костюмам театра и кино для достоверной передачи стиля эпохи. Материалы могут быть использованы в учебных программах художественных, исторических и театральных ВУЗов.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации отражены в статьях:
1. Исторические реминисценции в ювелирных украшениях английских компаний на всемирной промышленной выставке 1851 года (Вестник МГХПА Декоративное искусство и предметно-пространственная среда № 2, 2015);
2. К вопросу о пробирном надзоре в Англии и истории Компании Голдсмитс (Вестник МГХПА Декоративное искусство и предметно-пространственная среда № 3, 2015);
3. Клеймение золотых английских ювелирных украшений XIX века и вопросы атрибуции (Вестник МГХПА Декоративное искусство и предметно-пространственная среда № 1, 2016 часть 2);
8 О том, что социальная среда, пространство и время в качестве внешнего системообразующего фактора оказывает влияние на возникновение и развитие искусственных систем свидетельствуют название и содержание следующих научных работ: Антонова С.Г. Книга по искусству. Внешние доминантные системообразующие факторы: автореферат...доктора филологических наук.- М., 1992; Кучина А.В. Социокультурная среда эпохи как фактор становления личности художника: Феномен М.С. Щепкина: автореф.. .кандидата культурологи. - М., 2009; Нефедов Е.А. Пространство и время как сюжетообразующие элементы фильмов: Автореф. дис. канд. искусствоведения. М., 2007; Валуйцева И.И. Время как металингвистическая категория. М., 2006.
4. Античное стилевое направление в английских ювелирных украшениях. По материалам международной выставки искусств и художественной промышленности 1862 года (Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, Грамота № 3 (65) 2016, часть 1);
5. История становления и развития «гольбейновского» стилевого направления (Вестник МГХПА Декоративное искусство и предметно-пространственная среда № 4, 2016).
А также излагались в докладе на Всероссийской конференции в Екатеринбурге «Английские ювелирные украшения из золота на Всемирной промышленной выставке 1851 года. Стилевые направления, техники, материалы» //Художественный металл в России и Европе в Х1Х-ХХ веках. Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции. 14-15 апреля 2015 г. - Екатеринбург, 2015. - С. 30-31.
Результаты исследования опробованы в лекцих спецкурса МГХПА им. С.Г. Строганова «История художественного металла», читаемого для художников и реставраторов.
Положения, выносимые на защиту:
- существующая в Англии в XIX веке система клеймения золотых ювелирных украшений не была обязательной, а, следовательно, в большинстве случаев не может помочь в их атрибуции, поэтому на первый план выходят косвенные признаки, определяющие особенности формообразования, декорирования, технического исполнения ювелирных украшений;
- художественные и технико-технологические особенности английских ювелирных украшений выявлены в работе при анализе эволюции стилевых направлений историзма, наиболее ярко проявившихся в украшениях, представленных на международных выставках 50-70-х годов - времени
расцвета историзма в английском ювелирном искусстве и активной выставочной деятельности ювелирных фирм Англии;
- на основе привлеченного фактологического материала, а также большого количества литературных источников в ювелирных украшениях удалось выявить главные стилевые направления историзма, связанные с особенностями национального менталитета и наиболее значимыми для Англии историческими событиями;
- в технико-технологическом аспекте, наряду с использованием традиционных для исторических прототипов технологических приемов и конструкций, английские ювелиры, в соответствии с требованием времени, вводили удобные замки, швензы, широко использовали бриллианты, расписные эмали. Характерная для XIX века тенденция к унификации проявляется в широком применении разборных трансформирующихся конструкций, а также в замене некоторых дорогостоящих и трудоемких техник менее дорогими и трудоемкими.
Структура диссертации обусловлена кругом исследуемых проблем. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии, приложения и альбома иллюстраций.
Глава I. Проблема атрибуции английских ювелирных украшений XIX века.
1.1. Историография клеймения английских золотых ювелирных украшений XIX века.
Тема клеймения английских изделий из золота, хоть и попала в поле зрения российских исследователей еще в конце XIX века, но в их работах она была освещена лишь в общих чертах. Имеется только одна монография, посвященная опробованию и клеймению изделий из золота и серебра в зарубежных странах, исследователя К. Загаевского «О клеймахъ и о наложении клеймъ на золотыя и серебряныя изделия», опубликованная в 1895 году. В своей монографии автор в общих чертах рассказывает об истории пробирного надзора в Англии, Франции и других зарубежных странах, приводит список основных клейм, налагаемых на золотые и серебряные изделия в XIX веке Лондонским пробирных офисом и некоторыми офисами провинций. В отношении некоторых клейм, К.Загаевский приводит краткие исторические справки.
К вопросу пробирного надзора и клеймения в отношении изделий из драгоценных металлов в Англии обращалось большое количество зарубежных исследователей, в первую очередь английских. Начиная с 60-х годов XIX века было выпущено много трудов, посвященных рассматриваемой теме, которые остаются актуальными по сей день.
Обзор работ зарубежных авторов следует начать с фундаментальной работы Вилльяма Чафферса «Клейма на золотых и серебряных изделиях» (Hallmarks on gold and silver plate), первое издание которого было опубликовано в 1863 году. Данное исследование подробнейшим образом рассказывает об истории пробирного надзора в Англии, Шотландии и Ирландии, порядке опробования и клеймения золотых и серебряных изделий. Автор также в хронологическом порядке приводит фрагменты законов, регулирующих систему пробирного надзора и клеймения, подробно рассказывает о каждом из клейм, демонстрирует, как форма клейма и
изображение внутри клейма менялись, начиная со средних веков до конца XIX века.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
История и традиции фирмы "Болин" в ювелирном искусстве XIX - начала XXI века2017 год, кандидат наук Осипова, Мария Андреевна
Ювелирная фирма Сазиковых. К проблеме историзма в русском искусстве XIX века2009 год, кандидат искусствоведения Волдаева, Вероника Юрьевна
Стиль модерн в ювелирных украшениях: дизайн, материалы и технология2023 год, кандидат наук Сильянова Елена Александровна
Методы художественного проектирования ювелирных украшений. Становление и развитие2017 год, кандидат наук Тимохина, Анастасия Владиславовна
Технико-технологические и художественные особенности московской скани конца XVIII - начала XX вв.2008 год, кандидат искусствоведения Чавушьян, Данил Макартычевич
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Иванова, Людмила Валерьевна, 2016 год
Библиография :
1. Барг М.А. Эпохи и идеи становления историзма. Мысль. - М., 1987. - 348 с.
2. Банк А.В. Искусство Византии в собраниях СССР. Каталог выставки т. 1-3. Советский художник. - М., 1977. - 525 с.
3. Беннет Д. Маскетти Д. Ювелирное искусство. Иллюстрированный справочник по ювелирным украшениям. Арт-Родник. -М., 2010. - 494 с.
4. Бреполь Э. Теория и практика ювелирного дела. Соло. - Харьков, 2000. - 528 с.
5. Бондарь И.В. Древнее золото. Orfevrerie ancienne. Искусство. -М., 1975. - 205 с.
6. Власов А.Г. Стили в искусстве. т. 1-3. АОЗТ «Кольна». - СПб., 1995-1997. - 1872 с.
7. Вострикова О. Викторианская эпоха в декоративном искусстве Англии//Юный художник. - М., 2005. - № 2. - С. 22-26.
8. Виппер Б.Р. Английское искусство. Краткий исторический очерк. Издательство Государственного музея искусства им. А.С. Пушкина. - М., 1945. - 104 с.
9. Габриэль Г. Н. Английское ювелирное искусство Викторианской эпохи./ /Русский ювелир. - М., 2014. - № 3. - С. 47-53.
10. Габриэль Г.Н. Викторианская эпоха и ее отражение в ювелирном искусстве.// Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства.- СПб., 2014. - № 3 (19). - С. 107-112.
11. Габриэль Г. Н. Историзм в ювелирном искусстве. Взгляд из эпохи постмодернизма. Сборник статей третьей научно-практической конференции «Цитата, реплика, заимствование». - СПб., 2009. - Вып. 3 (Т. 186). - С. 72-76.
12. Дайфри У. Греческое золото: ювелирное искусство классической эпохи V-IV века до н. э. Славия. - СПб., 1995. - 270 с.
13. Докучаева Е. Е. История художественного металла. Древний мир Учебно-методическое пособие. МГХПА им. С.Г. Строганова. - М., 2010. -269 с.
14. Дукельская Л. А. Искусство Англии XVI-XIX веков Очерк-путеводитель. Искусство. - Л., 1983. - 120 с.
15. Ерофеев. И.А. Очерки по истории Англии. 1815-1917. ИМО. - М., 1959. - 264 с.
16. Зуйкова Т., Пивоваров А. Особенности ювелирного искусства Британии в Викторианскую эпоху // Ювелирное искусство и материальная культура: Тезисы докладов участников XIV коллоквиума.//Издательство Государственного Эрмитажа. - СПб., 2005. - С. 36-38.
17. Иванов А.А. Ювелирные изделия Востока. Древний и средневековый периоды. Коллекция Особой кладовой отдела Востока Государственного Эрмитажа. Искусство. - М., 1984. - 216 с.
18. Иконников А.В. Историзм в архитектуре. Стройиздат. - М., 1997. - 559 с.
19. Калашник Ю.П. Галерея драгоценностей Эрмитажа. Издательство Государственного Эрмитажа. - СПб., 2006. - 64 с.
20. Киреева Е. В. История костюма Европейские костюмы от античности до XX века. - М., 1970. - 165 с.
21. Лал К., Дак А. Классическое индийское декоративное и ювелирное искусство. Аврора. - Л., 1987. - 246 с.
22. Лопато М.Н. Формирование и развитие школы ювелирного искусства Петербурга XVIII-XIX века. Докт. дисс. РГПУ им. А.И. Герцена. -СПб., 2006. - 375 с.
23. Лопато М., Петрова Т. Историзм в России: Стиль и эпоха в декоративном искусстве 1820-1890-х годов. Славия. - СПб., 1996. - 432 с.
24. Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов, т. 1-4, Академия моды. - Москва, 1993-2001. - 1553 с.
25. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. «Азбука-классика». - СПб., 2004. - 318 с.
26. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н.Г., Ульянова Б.Л. Государственный исторический музей, Москва. Шедевры ювелирного искусства. Аврора. - Л., 1986. - 344 с.
27. Прыгов В.И. Западноевропейское ювелирное искусство эпохи историзма на материале Всемирных выставок. Канд. дисс. МГУ им. М.В. Ломоносова. - Москва, 2015. - 205 с.
28. Савельев Ю. Р. Искусство историзма и государственный заказ. Совпадение. - М., 2008. - 399 с.
29. Соболев Н.Н. Английская художественная промышленность XVI-XVIII веков. Московское высшее художественно-промышленное училище Строгановское. - М., 1962. - 56 с.
30. Травельян Д. М. История Англии от Чосера до королевы Виктории. Русич. - Смоленск, 2005. - 624 с.
31. Уильямс Д., Огден Д. Греческое золото. Ювелирное искусство классической эпохи V-IV века до н.э. Славия. - СПб., 1995. - 272 с.
32. Хофмейстер Б. Историзм и модерн. Государственный Эрмитаж. -Л., 1986. - 88 с.
33. Шаталова И.В. Стили ювелирных украшений. Издательский дом «6 карат». - М., 2004. - 154 с.
34. Adam R., Adam J. The works in architecture of Robert and James Adam, Esquires, Vol. 1-3. Dordan, E. Thezard fils. - London-Paris, 1902. - 144 с.
35. Armstrong N. Victorian Jewellery. Macmillan Publishing Co. - New-York, 1976. - 158 с.
36. Artisans' reports upon the Vienna Exhibition 1873 Manchester. Simpkin and Marshall, - London, 1973. - 506 с.
37. Bayet C. L'Art Byzantine. A.Quantin, Imprimeur-editeur, - Paris, 1883. - 320 с.
38. Bell J. Collecting Victorian Jewelry: Identification and Price Guide. Krause Publications. - New-York, 2004. - 400 c.
39. Benjamin J. Starting to collect Antique Jewellery. Antique Collectors Club. - Suffolk, 2008. - 192 c.
40. Bonomi J. Nineveh and its palaces. H.G. Bohn. - London, 1857. -
580 c.
41. Bradford E. English Victorian jewellery. Country Life Limited. -London., 1959. - 141 c.
42. Burke L. The language of flowers. G. Routledge& Co. - London., 1856. - 95 c.
43. Bury S. Jewellery. The International Era 1789-1861 vol. I-II. Antique Collectors Club Ltd. - Suffolk, 1991. - 862 c.
44. Cassell P. The International Exhibition of 1862. Cassell's illustrated Exhibitor. - London, 1862. - 292 c.
45. Catalogue of the works exhibited in the British section of the exhibition. Paris universal exhibition. Chapman and hall. - London, 1855. - 507 c.
46. Catalogue official des Exposansts Recompenses par le jury international. E. Dentu, Libraire-Editeur. - Paris, 1867. - 773 c.
47. Catalogue of the British section with statistical introductions and an appendix in which many of the objects exhibited are more fully described. Spottiswoode and Co. - London, 1867. - 1440 c.
48. Chaffers W. Hallmarks on gold and silver plate employed in the assay offices of England, Scotland and Ireland, ninth edition. Reeves and Turner. -London, 1905. - 370 c.
49. Cogevan G. & Badets Y. The Spectacular Second Empire 1852-1870. Skira, Les Editions du Musee d'Orsay. - Paris, 2016. - 320 c.
50. Clark W.M. The Cristal Palace and its contents. W.M. Clark. -London, 1852. - 416 c.
51. Clifford H. Gold power and allure. The Goldsmiths Company. -London, 2012. - 168 c.
52. Colling J. Gothic ornaments, being a series of examples of enriched details and accessories of the architecture of Great Britain. George Bell. - London, 1848. - 402 c.
53. Cooper D. & Battershill N. Victorian Sentimental Jewellery. A.S. Barnes & Co. - New York, 1973. - 128 c.
54. Culme J. The Directory of Gold and Silversmiths, Jewellers and Allied Traders, 1838-1914, vol. I-II. Antique Collectors' Club Ltd . - London, 1987. - 895 c.
55. Cunnington W.C. English women's clothing in the nineteenth century. Faber and Faber Ltd. - London, 1937. - 460 c.
56. Dalton O.M. Byzantine art and archaeology. Clarendon press. -London, 1911. - 758 c.
57. Dalton O. M. A guide to early Christian and Byzantine antiquities. Oxford University Press. - London, 1921. - 242 c.
58. Davidov C. Collecting Victorian Jewelry. KP Books. -London, 2004. - 400 c.
59. De Castro P. Law and practice of Hall-marking gold and silver wares, 2nd edition. The technical press Ltd. - London, 1935. - 372 c.
60. Deeley W. G. Jewellery with diamonds and precious stones. Reports of artisans of the Society of Arts to visit the Paris Universal Exhibition 1867. Bell and Daldy. - London. - 1867. - P. 36-47.
61. Dickinsons' Comprehensive Pictures of the Great Exhibition of 1851. Dickinson Brothers. - London, 1852. - 230 c.
62. Dormer W. The Jewellers, Goldsmiths and Watchmakers. William Dormer. - London, 1862. - 252 c.
63. Dove Antony B.L. Mourning rings from 1750-1915 An outline history, based around a special Loan Exhibition of Mourning Rings at the Chelsea Antiques Fair. Antique Collecting. - London, 1991. - 13 c.
64. Dove Anthony B.L. Some observations on Gold and its Hallmarks. Antique Collecting. - London, 1986. - 11 c.
65. Emanul H. Diamonds & Precious stones. J.C. Hotten. - London, 1867. - 266 c.
66. Evans J. A history of jewellery 1100-1870. Dover Publications, Inc. -New-York, 1970. - 432 c.
67. Evans H.C., Wixom W.D. The glory of Byzantium. Art and culture of the middle Byzantine Era a.d. 843-1261. The Metropolitan museum of Art. - New-York, 1997. - 601 c.
68. Exposition universelle de 1878 a Paris Catalogue official de la section anglaise by George E. Eyre. Spottiswoode and Co. - London, 1878. - 393 c.
69. Extracts from Arts of Parliament for preventing frauds in gold and silver wares and presenting the standards appointing for wrought plate with notes and observations thereon. The Goldsmiths Company Archives, vol. G. II. 2. -London, 1773. - 272 c.
70. Eyre G. E., Spottiswoode W. Medals and Honorable Mentions awarded by the International juries, 2nd edition. George Edward Eyre and William Spottiswoode. - London, 1862. - 505 c.
71. Flower M. Victorian Jewellery. Cassell & Company Ltd. - London, 1951. - 271 c.
72. Gee G. E. The Goldsmiths's handbook. Crosby Lockwood. - London, 1881. - 342 c.
73. Gere C., Rudoe J. Jewellery in the age of Queen Victoria. British Museum Press. - London, 2010. - 552 c.
74. Gere C. Victorian Jewelry design. Henry Regnery Company. -Chicago, 1972. - 250 c.
75. Gibbs J. W. B Designs for Gothic ornaments & furniture, after the ancient manner, for ecclesiastical and domestic purposes, for the use of architects, and workers in metal, stone, wood, etc. George Bell. - London, 1854. - 114 c.
76. Gibbs W. The handbook of Architectural ornament illustrating and explaining the various styles of decoration employed in the Great Exhibition of 1851. Atchley&Co Publishers. - London, 1851. - 123 c.
77. Hare S.M. Touching Gold & Silver 500 Yeasrs of Hallmarks. The Goldsmiths Company. - London, 1978. - 131 c.
78. Hinks P. Nineteenth Century Jewelry. Faber&Faber. - London, 1975.
- 120 c.
79. Hinks P. Victorian Jewellery A Complete Compendium of Over Four Thousand Pieces Jewellery. Studio Editions. - London, 1995. - 207 c.
80. Hunt R. Synopsis of the contents of the Great Exhibition of 1851. Spicer Brothers, and W. Clowes& Sons. - London, 1851. - 104 c.
81. Irish University Press of British Parliamentary Papers Select Committee reports and other papers on silver and gold wares with proceeding minutes of evidence appendices and indices 1817-94. Irish University Press. -Ireland, 1971. - 102 c.
82. Jackson C. J. English goldsmiths and their hallmarks a history of the Goldsmiths and Plate Workers of England, Scotland and Ireland. Macmillan&Co. Ltd. - London, 1905. - 747 c.
83. Jordan R, Victorian architecture, Harmondsworth. Penguin Books. -London, 1966. - 278 c.
84. Jones O. The gramma of ornament. Day& Son. - London, 1856. -
178 c.
85. Kessier H. & Chabannne L. High society. The portraits of Franz Xaver Winterhalter. Arnoldshe art publisher. - Paris, 2016. - 256 c.
86. Knowles E. 1000 years of the decorative arts. Miller's Publications. -London., 1998. - 256 c.
87. Kossak S. Indian court painting 16th-19th century. The Metropolitan Museum of Art. - New-York, 1997. - 154 c.
88. Layard A. H. A popular account of discoveries at Nineveh and Babylon. John Muray. - London, 1851. - 464 c.
89. Layard A. H. Nineveh and its remains vol. I-II. Spottiswoode&Shaw.
- London, 1849. - 1030 c.
90. Layard A. H. The monuments of Nineveh. John Muray. - London, 1849. - 762 c.
91. Leighton G. C. The jewellery of the International Exhibition// The illustrated London news. - London., 1862. - Vol. XL. - P. 584-585.
92. Leighton G. C. The lady's glance at the International Exhibition // The illustrated London news. - London., 1862. - Vol. XL. - P. 664-665.
93. Macleod R. Style and society: architectural ideology in Britain, 18351914. RIBA Publications. - London, 1971. - 144 c.
94. Mason S. Jewellery Making in Birmingham 1750-1995. Harper& Row. - London, 1998. - 224 c.
95. Marshall F. H. Catalogue of the Jewellery Greek, Etruscan and Roman in the departments of antiquities of British Museum. Willam Clowes&Sons Ltd., -London, 1911. - 618 c.
96. Maskelyne N. Jewellery and Precious stones Class 36 Reports on the classes of the Paris International Exhibition prepared by Order of the Committee of Council of Education.// The illustrated London news. - London., 1867. -Vol LI. -P. 354-356.
97. McDermott E. The Popular Guide to the International Exhibition of 1862. London. W.H. Smith and Son. - London, 1862. - 324 c.
98. Menkes S. The royal jewels. Grafton books. - London, 1985. - 212 c.
99. Meyer F.S. A handbook of ornament. The American book Publishing Company. - New-York, 1920. - 570 c.
100. Mira L.A. Joies per a la vida colleccio Lazaro Galdiano. Fundacio Caixa de Girona. - Girona, 2003. - 250 c.
101. Munn G. Tiaras: A history of splendor. Antique Collectors Club. -London, 2001. - 432 c.
102. Newman H. An illustrated Dictionary of Jewelry. Thames& Hudson. -London, 1987. -352 c.
103. Official Descriptive and Illustrated Catalogue of the Great Exhibition of the works of industry of all nations 1851, vol. I - III. Spicer Brothers, Wholesale stationers, W. Clowes & Sons, Printers. - London, 1851. - 1563 c.
104. Ogden J. Age & Authenticity, the materials & techniques of the 18& 19 century goldsmiths. National association of Goldsmiths. - London, 1999. - 152 c.
105. Pevsner N. An outline of European architecture. J. Murray. - London, 1948. - 336 c.
106. Phillips C. Jewels and Jewellery. Victoria and Albert Museum. -London., 2000. - 160 c.
107. Ridgway M., Priestley P.T. The compendium of Chester Gold & Silver Marks 1570-1962. Antique Collectors Club. - Suffolk, 2004. - 600 c.
108. Prideaux W.S, Summary of Act of Parliament and Charters. The Goldsmiths' Company Archives, vol. G. II. 2. - London, 1878. - 113 c.
109. Prideaux W.S. Memorials of the Goldsmiths' Company, vol. II. Eyre&Spottiswoode. - London, 1897. - 442 c.
110. Pugin A. Gothic ornaments, selected from various ancient buildings, both in England and France, during the years 1828, 1829, and 1830. Henry G. Bohn. - London, 1854. - 164 c.
111. Routledge G. A Guide to the Great Exhibition. George Routledge and Co. - London, 1851. - 268 c.
112. Reddaway T.F. The early history of the Goldsmiths' Company 13271509. Edward Arnold. - London, 1975. - 378 c.
113. Reports by the Juries on the subjects in the thirty classes into which the exhibition was divided. William Clowes & Sons. - London, 1852. - 1024 c.
114. Reports of artisans of the Society of Arts to visit the Paris Universal Exhibition 1867. Bell and Daldy. - London. - 1867. - 728 c.
115. Shaffner P. and Owen W. The illustrated record of the International Exhibition of the industrial arts and manufactures, and the fine arts of all nations in
1862. The London printing and publishing Company Ltd. - London and New York, 1862. - 444 c.
116. Scarisbrick D. Ancestral Jewels. Andre Deutsch Ltd. - London, 1989.
- 191 c.
117. Scarisbrick D. Jewellery of Britain 1066-1837. Michael Russell Publishing Ltd. - Norfolk, 1994. - 486 c.
118. Scarisbrick D. 'The Devonshire Parure' in Archaeologia// The Society of Antiquaries of London. - 1986. - Vol. 108. - P. 239-254.
119. Schlumberger G. L'epopee Byzantine a la fin du dixieme siècle. Troisieme partie. Hachette& Cie, Paris, 1905. -844 c.
120. Silk J. The buried city of the east Nineveh: a narrative of the discoveries of Mr. Layard and M. Botta at Nimroud and Khorsabad. Office of the national illustrated library. - London, 1851. - 340 c.
121. Smith W. The masterpieces of the Centennial International Exhibition vol. II. Gebbie&Barrie. - Philadelphia, 1873. - 521 c.
122. Snodin M. Design and the Decorative arts: Britain 1500-1900 r.r. V&A Publications. - London., 2001. - 488 c.
123. Snowman A. K. The Master Jewelers. Thames & Hudson Ltd. -London, 2002. - 262 c.
124. Spelz A. Styles of ornament: exhibited in designs and arragned in historic order with descriptive text. E.Weyhe. - New-York, 1910. - 680 c.
125. Steegman John, Victorian taste: a study of the arts and architecture from 1830-1870. Nelson's University. - London, 1970. - 338 c.
126. Streeter. E. W. Precious stones and gems. Champan& Hall. -London, 1877. - 347 c.
127. Studnitz A. Gold: or legal regulations for the standard of gold& silver wares in different countries of the world with notes and additions by Edwin W. Streeter. Chatto&Windus. - London, 1877. - 184 c.
128. Tait H. Jewelry 7 000 years. British Museum Press. - London., 2007.
- 256 c.
129. Tennenbaum S., Zapata J. The Jeweled Menagerie. Thames & Hudson. - London, 2001. - 216 c.
130. The Art-Journal. - London, 1851, 1855, 1862, 1867, 1871, 1872, 1873, 1876, 1878.
131. The Art-Jounal Illustrated Catalogue of the Great exhibition 1851. Bradbury & Evant. - London, 1851. - 432 c.
132. The Art Journal Illustrated catalogue of the International exhibition of 1862. James S. Virtue. - London, 1862. - 324 c.
133. The Art Journal Illustrated Catalogue to the Paris International Exhibtion of 1867. James S. Virtue. - London, 1867. - 365 c.
134. The Art Journal Illustrated Catalogue to the International Exhibtion of
1871. James S. Virtue. - London, 1871. - 165 c.
135. The Art Journal Illustrated Catalogue to the International Exhibtion of
1872. James S. Virtue. - London, 1872. - 167 c.
136. The Englishwoman's domestic magazine, an illustrated journal. Ward, Lock & Tyler. - London, 1867.
137. The Illustrated London News. - (jan to june, july to sept.) 1851, 1855, 1862, 1867, 1871, 1872, 1876.
138. The Jewellers, Goldsmiths and Watchmakers Monthly Magazine № 110. William Dormer 21 Warwich square. - London, 1862. - 253 c.
139. The lady's newspaper. - London, 1847, 1848, 1856.
140. The popular guide to the international exhibition of 1862 by Edward McDermott. W.H. Smith and Son. - London, 1862. - 328 c.
141. The Queen, the lady's newspaper. - London, 1862, 1867, 1872, 1876.
142. Virtue S. J. The Art Journal Illustrated catalogue of the International exhibition of 1862. James S. Virtue. - London, 1862. - 324 c.
143. Ward J. Historic ornament treatise on decorative art and Architectural ornament// Chapman and Hall. - London, 1909. - 436 c.
144. Wigley T. B. The art of the Goldsmith and Jeweller: a treatise on the manipulation of gold in the various processes of goldsmiths's work, and the
manufacture of personal ornaments. For the use of students and practical men. Charles Griffin and Company Ltd. - London, 1898. - 248 c.
145. Worsaae J.J.A. Nordiske Oldsager Det Kongelige Museum I Kjobenhavn. Kittendorff& Aagaards Forlag. - Kjobenhavn, 1859. - 214 c.
146. World of fashion. - London, 1832-1850.
147. Wyatt M.D. The Byzantine& Romanesque Court in the Crystal Palace. Bradbury& Evans. - London, 1854. - 135 c.
148. https://www.archive.org
149. https://www.assayofficelondon.co.uk/
150. https://www.bonhams.com/
151. http://www.britishmuseum. org/
152. http://www.christies.com/
153. http://www.kunstmuseumbasel.ch/de/home/
154. http://www.louvre.fr/en
155. http://www.metmuseum.org/
156. https://www.nationalgallery.org.uk/
157. http://www.npg.org.uk/
158. http://www.sothebys.com/en.html
159. www.tate.org.uk/
160. https://theassayoffice.co.uk/
161. https://www.thegoldsmiths.co.uk/
162. https://www.vam.ac.uk/
Приложение «Характерные особенности ювелирных изделий на выставках 50-70-х годов XIX века»
Выставка 1851 года
Главные стилевые направления «Барочно-рокайльное»; «Ассирийское» («ниневийское»); «Готическое»; «Ренессансное»; «Восточное».
Типология изделий Тиары: в форме венка из цветов; Ожерелья: в виде цепи из звеньев в форме четырехлепестковой розетки с крестом в центре; трехрядное из белого жемчуга с центральной частью из ряда карбункулов в золотых рамах; трехрядное жемчужное со вставками в виде бриллиантовых цветов, веточек или банта, которые могли отстегиваться. Корсажные броши: в форме букета из цветов; в виде арабской плетенки с подвесом; в форме вертикальной решетки с флоральными элементами. Броши: в форме небольшого букета с длинными бриллиантовыми подвесами; из двух соединенных элементов в виде веточек лавра с карбункулами в центре; овальной формы с карбункулом и рамой в виде плетеной ленты; овальной формы с мотивом подвязки и камеей; в форме картуша с листьями вьюнка; в форме картуша с фигуративными элементами и остроконечными подвесами; в форме кольца, переплетенного с бантом, сердцевидной формы, обрамленной лентой; в форме готической арки с фигуративными элементами. Браслеты: замкнутый из плетеного дрота с подвеской; в виде ленты с тремя розетками; в форме решетки в «гольбейновском стиле»; ажурный с элементами в виде гротесков и масштабно выделенным центром; браслет-цепь из овальных звеньев с масштабно выделенным центром; браслет-цепь из звеньев в форме петель, украшенных эмалью; браслет-цепь из полукруглых звеньев с портретной миниатюрой в центре; плетеные браслеты. Серьги: в форме пятилепестковой розетки с заостренными лепестками; в виде колец с вертикальным прямоугольным подвесом. Кольца: кольца-печатки по старинным образцам; кольца с драгоценными камнями (с одним крупным или крупным, окруженным мелкими камнями преимущественно бриллиантами). Шпильки, пуговицы с драгоценными камнями.
Орнаментальны е мотивы Цветы и растения: роза, анемон, гвоздика, фуксия, ландыш, незабудка, колокольчик, вьюнок, шиповник, плющ, виноградная лоза; Бант, лента, узел; подвязка; Квадрифолий; Маскароны; Арабская плетенка;
Материалы и драгоценные камни Бриллианты белые и розовые (круглой формы); Рубины (круглой, грушевидной, ромбовидной формы); Изумруды; Сапфиры; Белый «восточный» жемчуг (круглой, грушевидной формы); Топазы розовые (овальной формы);
Опалы (в т.ч. огненные); Карбункулы (овальной, круглой, полукруглой, цилиндрической формы); Бирюза (в небольших изделиях, например пуговицах, булавках).
Техники декорирования Гравировка; Эмалирование (расписная эмаль, эмаль по гильошированной поверхности, выемчатая эмаль - в изделиях готического стиля) с использованием зеленого, красного, синего, голубого, белого и черного цветов; Чернь.
Конструктивн ы е и композиционные особенности Изделия данного периода часто имеют ассиметричную композицию с большим количеством взаимосвязанных между собой элементов. Массивные тиары, корсажные броши, ожерелья, украшенные бриллиантами, имели способность к трансформации: изделие можно было разобрать, а его отдельные части носить в качестве самостоятельных украшений. Бриллианты в таких изделиях устанавливались в двойные оправы, верхняя часть которой была выполнена из серебра, а нижняя из золота. Небольшие бриллиантовые броши «ботанического» стиля часто дополняли длинными бриллиантовыми подвесами с остроконечным завершением. В некоторых изделиях было использовано характерное для 50-х годов сочетание бриллиантов и гранатов-альмандинов огранки кабошон. Поверхность изделий в форме банта, узла или ленты часто была декорирована гравированным узором. Эмаль часто использовалась в изделиях «ботанического» направления для выделения отдельных элементов одним цветом (листьев, цветов). В изделиях других направлений эмалью одного цвета могла покрываться вся поверхность изделия (рама-обрамление броши, браслет).
Мастера и компании Хант и Роскель; Ж. В. Морель и Ко; Роландс и Сан; Вотерстон и Брогден; Ричард Аттенбороу; Филлипс Бразерс; Гаррард и Ко.; Гасс С. Х. и Д.
Выставка 1862 года
Главные стилевые направления «Античное»; «Готическое»; «Ренессансное» («гольбейновское») «Барочно-рокайльное»; «Восточное».
Типология изделий Тиары (диадемы): из звезд, ассирийских розеток, с камеями и инталиями в «гольбейновском» стиле. Ожерелья: подвижной конструкции с подвесами в форме плодов граната и трилистников; в виде плетеного золотого шнура с подвесами в форме сосудов с круглым туловом; в виде плетеного золотого шнура с сердцевидными и овальными подвесами с камеями; двухрядное из черного жемчуга с бриллиантовой розеткой в центре; двухрядное из белого жемчуга с подвеской в форме креста. Подвески: овальной формы с бантом и подвесом в нижней части;
овальной формы с венком из листьев и бантом, овальной формы в «гольбейновском» стиле, овальной формы с геометрическим узором из драгоценных камней; овальной формы со звездой и пятью жемчужными подвесами; овальной формы с камеей и гирляндой из цепочек в нижней части, из двух сердец с бантом и короной; круглой формы с меандровым узором. Медальоны: овальной формы с крестом.
Броши: круглой формы с подвесами из цепочек и кисточкой; с бахромой из цепочек; круглой формы с центром выделенным камнем огранки кабошон, розеткой, либо фигуративным элементом; овальной формы в центром выделенным кабошоном, либо камеей; овальной формы с меандровым узором и крестом в центре; овальной формы с дельфином и раковиной; миндалевидной формы; в виде маски льва; в форме картуша с портретом Шекспира; в форме картуша с опалами; из двух овальных медальонов со звездой; в форме сердца, обрамленного венком из листьев и ягод, и увенчанного бантом; в форме восьмилепестковой готической розетки.
Браслеты: с втулками из трех круглых медальонов с коралловым центром; в форме широкой гибкой ленты с одной, либо тремя розетками; двухстворчатый средней ширины с подвесом в форме колокольчика; двухстворчатый средней ширины с овальным подвесом, спускающимся на кисть, широкий двухстворчатый с центром в виде четырехлистника со звездой; из плоских прямоугольных звеньев с круглым аметистовым центром; ажурный из узких сквозных звеньев с масштабно выделенным центром в «гольбейновском» стиле; в виде манжета, в виде ремня с пряжкой.
Серьги: в форме колокольчика; из двух овальных медальонов со звездой, либо розетками в центре, дополненными снизу остроконечными подвесами; круглой формы с ромбовидным подвесом в «гольбейновском» стиле.
Орнаментальны е мотивы
Гранат;
Амфора;
Львиная маска;
Дельфин;
Бабочка;
Звезда;
Розетка (из 4-х, 6-ти, 8-ми лепестков);
Колокольчик;
Крест;
Ягоды, цветы; Бант;
Кисти, бахрома; Ремень.
Меандр, жемчужник, ионик.
Кельтская плетенка.
Арабеска_
Материалы, драгоценные камни
Бриллианты белого цвета, фантазийных цветов (черного, желтого,
розового, зеленого);
Рубины;
Изумруды;
Жемчуг белый (круглой, сердцевидной форм и грушевидной формы для подвесов;
Черный жемчуг; Карбункулы; Оникс; Аметист (огранки кабошон); Кораллы традиционного красного цвета, а также неаполитанские кораллы цветов от белого до жадеитово-черного; Лава; Раковина редкого розового цвета.
Техники декорирования Литье; Тиснение; Зернь; Филигрань; Лиможская эмаль (для имитации камей); Эмаль по рельефу; Инкрустация камней кабошонов золотыми звездами; Резьба по камню (горный хрусталь), раковине, лаве и кораллу.
Конструктивны е и композиционные особенности Большинство брошей и подвесок «античного» стилевого направления имели круглую, либо овальную форму с центом, выделенным камнем огранки кабошон, скульптурным элементом, либо камеей. Камеи в некоторых образцах заменяли имитациями из более дешевых материалов (раковины, лавы, коралла, эмали). Рама обрамление таких изделий была декорирована зернью и филигранью. Многие браслеты данного направления имели конструкцию с втулками. Для ожерелий «античного» стилевого направления была характера подвижная конструкция, образованная подвесами разнообразной формы. Новым мотивом, который становится отличительным признаком английских ювелирных украшений 60-х годов, являлась звезда, которую часто использовали в изделиях в качестве основного, либо дополнительного элемента. Круглые броши «восточного» стилевого направления часто были дополнены в нижней части цепочками, к которым иногда крепилась кисточка. Некоторые подобные образцы были украшены бахромой из цепочек с остроконечными завершениями. Конструктивным новаторством английских ювелиров и модной тенденцией, заявленной на выставке 1862 года, стало дополнение нижней части браслетов подвесками, спускающимися на кисть руки, прием, характерный для исламских ювелирных украшений. Впервые в некоторых изделиях «восточного» направления использован узор «шахматной доски», выложенный из камней двух разных цветов (напр. бирюзы и бриллиантов). В композицию некоторых подвесок и брошей «барочно-рокайльного» стиля включался бант, который украшал верхнюю часть изделия, либо располагался в нижней части, композиционно соединяя основной объем изделия с подвеской грушевидной формы. Стилеобразующими признаками «гольбейновских» украшений стали: использование в декоре плетеного или решетчатого узора в виде розетки, полихромных эмалей в декорировании элементов и бриллиантов или других драгоценных камней в квадратном или ромбовидном касте.
Мастера и Ховел и Джеймс;
компании Лондон и Райдер; Роберт Филлипс; Ламберт и Ко.; Виддовсон и Вейл; Ричард А. Грин; Ричард Аттенбороу; Джозеф Ангел; Гарри Эммануэль; Роланд и Сан; Ч. Ф. Ханкок; Паркер и Стоун; Р. С. Гаррард.
Выставка 1867 года
Главные «Античное»;
стилевые «Восточное»;
направления «Византийское»; «Скандинавское»; «Ренессансное»; «Неоклассицизм».
Типология Тиары: из пальметт и листьев ланцевидной формы.
изделий Ожерелья: в виде плетеной цепи с метрическим рядом амфоровидных подвесок; в виде круглой цепи с геральдическими элементами и камеями; из бусин-пронизок цилиндрической формы с плоскими широкими лепестками. Подвески: овальной формы с кабошоновым центром в «гольбейновском стиле»; круглой формы с бантом, звездой и длинными подвесами, в форме квадрофолия; в форме египетского сосуда; каплевидной формы с бантом и звездой; яйцевидной формы с восточным узором и пятью жемчужными подвесами; в форме креста с наконечниками в виде звезд, в форме креста с наконечниками в виде розеток; круглой, ромбовидной и каплевидной форм с фигуративными элементами в стиле «Чиллини»; с камеей в ажурной раме; с фигуративными элементами и маскароном в ажурной раме. Медальоны: овальной формы с монограммой, плетеным орнаментом, растительным орнаментом, индийским орнаментом, египетскими мотивами, двумя сердцами, увенчанными «узлом влюбленных» на гильяшированной эмалевой поверхности. Броши: дисковидной формы со скандинавским узором; круглой формы с треугольными боковыми элементами; круглой с гирляндами из цепочек и кеглевидными подвесами; в форме квадрифолия; миндалевидной формы с надписью «в память о»; треугольной формы с арабесковыми элементами, розеткой и жемчужными подвесами; в форме ладьи. Браслеты: из квадратных пластин на шарнирах с этрусским узором; двухстворчатый браслет с масштабно выделенным центром прямоугольной формы, двухстворчатый браслет с зигзагообразным краем и подвесами семечковидной формы, в виде широкой подвижной ленты с меандровым узором и ромбовидными элементами с мотивом звезды. Серьги: круглой формы с мотивом звезды и длинными подвесами; в форме амфоры с крыльями.
Орнаментальны Амфора;
е мотивы Скарабей; Лотос; Папирус; Изображение фараона; Крест; Звезда; Маскароны; Объемные фигуративные элементы; Херувимы, Путти; Меандр Ладья; Четырехлистник; Пальметта.
Материалы и драгоценные камни Бриллианты; Жемчуг белый (грушевидной и круглой форм); Рубины; Агаты (для камей).
Техники декорирования Филигрань; Зернь; Эмаль (по рельефу, расписная, лиможская); Резьба по камню (камеи).
Конструктивны е и композиционные особенности Особенностью изделий «античного» стиля является их композиционное построение на основе принципа метрического ряда однотипных по форме и декору элементов. В изделиях «ренессансного» стилевого направления отмечена тенденция перехода стиля «Гольбейн» к стилю «Чиллини». Украшения становятся более пластичными, сложными по абрису и своей композиционной структуре, включая большее количество декоративных элементов. Они становятся более ажурными. Мастера дополняют свои изделия новыми элементами: маскаронами, скульптурными изображениями, украшают большим количеством подвесок (часто пять жемчужных подвесов украшали нижнюю часть изделия). Изделия «античного», «скандинавского», «египетского», «византийского», направления «неоклассицизм» часто выполнены полностью из золота, в их декоре мало драгоценных камней. Конструктивной особенностью брошей «неоклассического» стилевого направления является наличие в них треугольных и трапецевидных боковых элементов.
Мастера и компании Филлипс Бразерс; Джон Брогден; Гарри Эмануэль; Ховел и Джеймс; В. Д. Рандел; Вотерстон и Сан.
Выставки 70-х годов
Главные стилевые направления «Античное»; «Восточное»; «Средневековое»; «Барочно-рокайльное»; «Ренессансное»; «Неоклассицизм».
Типология Ожерелья: в виде длинной цепи из круглых и прямоугольных звеньев
197
с подвесом Y-образного силуэта; в виде длинной цепи из звеньев в виде восьмерок и подвеской в форме «русского креста» с луковичными завершениями рукавов; в виде двойного плетеного шнура с подвесами круглой и V-образной форм; из ряда: круглых и пирамидальных, пирамидальных и треугольных подвесов, подвесов П-образного силуэта, подвесов в виде стебля растения с круглым и семечковидным завершением, лотосовидных подвесов с жемчужным краем; двухуровневое: в виде гирлянды из цепочек с тремя подвесами в форме ассирийских пальметт, в виде гирлянды из цепочек с пятью подвесами треугольной и ромбовидной форм; в виде гирлянды из бриллиантовых листьев и розеток с крупным ромбовидным подвесом в центре; из меандровых и шипообразных элементов; в виде жгута с подвесами в виде листьев плюща.
Подвески: овальной, сердцевидной форм, в форме креста (кельтского, латинского), щита, квадрифолия; в виде перевернутого месяца и круглой подвеской со звездой в центре; в ажурной раме с круглым или овальным центром и гирляндой из трех цепочек в нижней части. Медальоны: (свадебные, помолвочные, памятные): овальной формы с цветами (звезда Вифлиема, незабудки, колокольчики, розы, жасмин), растениями (плющ, шиповник), символами (бабочка, два сердца с «узлом влюбленных», факел, крылья), первыми буквами имени; траурные медальоны миндалевидной формы с растениями (тис), символами (урна, амфора с фонтаном воды), надписью («в память о»). Броши: круглой формы с сюжетным изображением и рамой декорированной филигранью; миндалевидной формы с Медузой-Горгоной; в форме волюты с камеей и круглым подвесом, прямоугольной формы с сюжетным изображением; в форме щита с бантом и камеей в центре; из элементов круглой и овальной формы с подвесом в виде полумесяца.
Браслеты: с втулками и масштабно выделенным овальным или круглым центром (в виде квадрифолия либо с мужским оглавым изображением); на шарнирах (из 7-ми прямоугольных звеньев с узором из пальметт и сюжетных изображений в греческом стиле, из 7-ми квадратных звеньев с индивидуальным декором в «византийском» стиле); двухстворчатые браслеты (с овальной камеей в центре, с овальными кабошонами, расположенными по периметру изделия, с круглым масштабно выделенным центром с изображением фараона, с изображением венков из цветов, растений, с надписью на латинском «дружба», с конусовидной нижней частью); широкий двухстворчатый: со сценами ассирийских барельефов, с четырехлистником, с фигуративным элементом в центре); широкий браслет, имитирующий ремень с пряжкой.
Серьги: серьги-кольца с полой фигуративной фронтальной частью, с подвесом в виде амфоры; серьги-подвески (с розеткой и тремя длинными подвесами, с головкой овна и тремя длинными фигуративными подвесами, с головкой овна и полуциркульным элементом с пятью кеглевидными подвесами); на замочке-крючке с треугольной рамой, украшенной изображением сфинкса, бабочкой; на замочке-крючке в виде голубя на раковине с подвесами, имитирующими поток воды; в форме башенок с остроконечными подвесами; из двух розеток с остроконечными лепестками, соединенных между собой.
Орнаментальны е мотивы Ассирийский бык; Амфора, меандр, овы, пальметта Герои античной мифологии (Нептун, Зевс, Медуза-горгона и т.п.); Сердце; Овен; Перевернутый месяц; Бант; Звезда; Ангел, херувимы; Квадрифолий; Лотос; Сфинкс; Изображение фараона; Грифоны; Скарабей; Крест (кельтский, латинский, русский), плетенка Голубь; Раковина; Листья вьюнка; Маскарон; Горящий факел; Бабочка; Цветы («звезда Вифлеема», незабудки, анютины глазки, роза, жасмин, колокольчик, ирисы).
Материалы и драгоценные камни Бриллианты; Рубины; Изумруды; Жемчуг белый (круглой формы мелкий и крупный) грушевидной формы; Жемчуг розовый (круглой и грушевидной форм); Розовый опал; Бирюза (появляется новой пирамидальной формы); Зеленый оникс.
Техники декорирования Филигрань; Зернь; Эмаль (лиможская для имитации камей; расписная; выделение эмалью разных цветов орнаментов, либо отдельных элементов); Резьба по камню.
Конструктивн ы е и композиционные особенности В изделиях прослеживается геометризм форм: (представлены украшения в форме круга, квадрата, овала, ромба, треугольника, пирамиды, квадрифолия) и тенденция к графичности и заострению элементов (наличие шипообразных элементов, а также подвесок треугольной и ромбовидной форм в ожерельях, применение конструкции серег с треугольной рамой). В ряде ожерелий использованы подвесы новых оригинальных силуэтов: ^-образный, V-образный, П-образный). Ожерелья часто имеют форму гирлянд из цепочек; в браслетах использована двухстворчатая конструкция. Новаторство проявилось в новом способе огранки бирюзы -пирамидальном.
Мастера и компании Ричард Грин; Эдвин Стритер; Джон Брогден;
Вайт и Кембл;
Ханкок;
Хант и Роскель;
Брайт и Сан;
Т.Дж. Брегг.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.