Старость как этическая проблема тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.05, кандидат философских наук Дубровская, Татьяна Юрьевна
- Специальность ВАК РФ09.00.05
- Количество страниц 126
Оглавление диссертации кандидат философских наук Дубровская, Татьяна Юрьевна
Введение.
Раздел I. Методологические аспекты этического изучения старости.
Раздел II. Феномен старости.
§ 1. Морально-психологические аспекты старости.
§ 2. Старость: изменение социальных ролей.
Раздел III. Духовно-нравственный потенциал старости.
§ 1. Нравственный мир старости.
§ 2. Способы и возможности самореализации людей пожилого возраста.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Мир старости как форма социокультурного текста1999 год, доктор социологических наук Елютина, Марина Эдуардовна
Особенности эмоционально-нравственной сферы личности на поздних этапах онтогенеза2004 год, кандидат психологических наук Сахарова, Татьяна Николаевна
Роль ценностных ориентаций в социализации пожилых и старых людей: Социально-философский аспект1999 год, кандидат философских наук Бутуева, Зинаида Арсентьевна
Феномен старости в современном обществе: социально-культурная и личностная экспликация2009 год, кандидат философских наук Дьяченко, Лиана Инсафовна
Культурный потенциал "третьего возраста"2005 год, кандидат культурологии Игнатьева, Наталья Викторовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Старость как этическая проблема»
Старость издавна была предметом специального размышления и научного анализа. Уже Цицерон посвятил старости отдельный трактат (150 г.)'; с точки зрения старости и отношения к старости написан Монтенем один из самых кратких его опытов - "О возрасте" (1580 г.)2; темой старости опосредствованы рассуждения о смерти и смертности, болезни, возрасте, мужестве и достоинстве многих мыслителей; проблема старости в контексте медико-биологического и социально-антропологического анализа оказалась центральной в фундаментальной работе И.И.Мечникова "Этюды оптимизма" (1907 г.)3. Собственно говоря, благодаря работам этого замечательного русского ученого с конца девятнадцатого столетия систематические научные и прикладные исследования старости и старения сложились в отрасль биологии и медицины - геронтологию.
Развитие этой науки осуществлялось в трех основных направлениях - экспериментальном, клиническом и социальном. В 1938 г. в Киеве была созвана первая в мире конференция по проблемам старости и профилактики преждевременного старения. В конце пятидесятых годов в Москве был создан академический институт геронтологии. В этот же период значительное число аналогичных исследовательских центров было создано за рубежом. Проблемы геронтологии освещаются более, чем в 20 журналах, издаваемых в Европе и США.
В 1945 г. вышла первая в советской социальной геронтологии фундаментальная работа^. В последующие годы появилось много работ, посвященных разным социальным аспектам старения - продолжительности жизни представителей различных профессиональных групп, привлечению пен
Цицерон. О старости // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974. С. 730.
2Монтенъ. Опыты. Т. 1-11. М., 1979. С. 288-300.
3Мечников И.И. Этюды оптимизма. М., 1987.
Френкель З.Г. Удлинение жизни и активная старость. Л., 1945. сионеров в общественное производство, профессиональной работоспособности и профилактики преждевременного старения, тенденциям в расселении многопоколенных семей, потребностям пожилых людей в различных типах жилища, психологии и психофизиологии престарелых и т.д. Вместе с тем, активно разрабатывались философские проблемы геронтогенеза, биосоциальной детерминации и гетерохронности старения, влияния общественного и научно-технического прогресса на продолжительность творческой деятельности и жизни человека - в первую очередь в трудах психологов, социальных психологов и социологов, например, Б.Г.Ананьева, Т.В.Карсаевской, А.Т.Шаталова и др., а также биологов и медиков, например, И.В.Давидовского, В.Н.Никитинского, В.В.Фромкис, Д.Ф.Чеботарева и др.
Характерно, что в двадцатом веке старость стала предметом именно естественнонаучного знания и предметом специальных медицинских методик по продлению жизни, по предотвращению старения и дряхления организма, по сохранению функциональной активности человека в старости. Несправедливо было бы отрицать, что в этом направлении достигнуты значительные результаты. Вместе с тем, естественнонаучное и медико-"техническое", а также социально-производственное освоение проблем, связанных с старением, показывает недостаточность подхода к человеку как к организму только или ресурсу только, и соответственно, к старости как к исключительно физико-психическому или социально-дисфункциональному явлению. Проблему старости невозможно решать как проблему физической и интеллектуальной немощи, игнорируя социальные аспекты этого возраста. Однако если с 60-х годов идеи социальной геронтологии получают все большее понимание и распространение, то гуманитарные проблемы старости во многом еще ждут своего исследователя и последовательной разработки как в теоретическом, так и, что существенно важно, в прикладном планах.
В данном диссертационном исследовании предпринимается попытка рассмотрения старости как социально-нравственного феномена - по возможности во всей полноте его жизнедеятельностных, социальных и ценностных определений. При таком подходе старость рассматривается как нравственная проблема, причем нравственная проблема в контексте жизненного опыта конкретного индивида. Биологический аспект старости (как дожить до старости, что нужно, чтобы старость из возможности стала реальностью) и социально-психологический ее аспект (как выжить в старости) при таком подходе оказываются снятыми и принимаются во внимание как необходимые условия, предваряющие собой возможность обнаружения и обретения смысла старости - для чего продолжать жить, каков смысл этого возраста, каковым должно быть его нравственное содержание, чтобы старость стала полноценным этапом жизненного пути.
Актуализация этической проблематики старости, конечно, приходит в противоречие с сложившимися стереотипами восприятия старости как предмета специального анализа, а также и понимания этики как теоретического знания о нравственности и самой нравственности как особой сферы ценностно-мотивационных оснований выбора, разрешения конфликтов (в том числе внутриличностных), принятия решения и т.п. Это не случайно, поскольку тема старости, будучи "занятой" в других отраслях знания, главным образом биомедицинского цикла, остается невостребованной в этике. (При этом следует признать, что в художественной литературе экзистенциальные измерения жизни человека в старости отражены разнообразно; и в этом смысле художественная литература представляет собой исключительный источник гуманитарного исследования интересующего нас феномена). Органичность проблематики старости для этики как практической философии нуждается в дополнительном осмыслении именно в силу того, что этика, в особенности сциентистски ориентированная (а таковой по преимуществу и была советская этика) в ее современных исследовательских установках и приоритетах фактически не знает специфических, в особенности прикладных, проблем, связанных с нравственной жизнью индивида как биографически и темпорально развивающейся личности.
В истории культуры старость встречает как подчеркнуто уважительное, так и пренебрежительное отношение. Первобытные мифы, легенды, сказания, героический эпос, пословицы, обрядовая поэзия и т.д., изобилующие образами долгожителей, позволяют в исторической ретроспективе воссоздать некоторые реальные процессы жизни родового и патриархального обществ, характерной чертой общественной жизни которых были высокий социальный статус и моральный авторитет стариков. Положение старейшего как главы рода, хранителя хозяйственного, культурного, религиозного, морального опыта, знаний обеспечивало ведущую роль стариков во всех сфера жизни общества и закреплялось в традиции. Традиции, представляя собой способ аккумуляции и трансляции коллективного опыта и духовных ценностей в виде формализованных действий и представлений, выступают регулятивным механизмом жизнедеятельности. На их основе развивается и укореняется в быту изощренный этикет почитания старших.
В индийской традиции старость рассматривалась как тот завершающий этап жизненного пути, когда человек после странствий в поисках мудрости возвращается в мир в качестве наставника; предшествующие же старости периоды жизни характеризовались иначе: цветущий, зрелый, законодательный, гражданский возрасты, годы наибольшей активности, мастерства, творческих сил и т.д. В китайской традиции старость пользовалась особым уважением. Если мужчина или женщина в древнем Китае достигали старости, к ним относились с подчеркнутым почетом; если они сохраняли хорошее здоровье, старость, несомненно, воспринималась как лучшее время жизни. Как считали даосские врачи, долгая жизнь была свидетельством гармонии в данном человеке жизненных сил инь и ян и его близости к окончательному единству, увековечивающему все на земле и на небе. Долголетие было не просто подвигом времени, но и примером для всех, как должна быть прожита жизнь. Пифагор называл старость "зимой жизни"; Цицерон - "выпитой чашей". Но чаще всего старость непосредственно ассоциировалась с болезнями и дряхлостью. Эта двойственность вполне объяснима: старость, с одной стороны это - опыт, мудрость, результат и свидетельство особого жизненного предначертания дожившего до преклонных лет индивида; но с другой стороны, человека ничего другого не ждет в старости, кроме страданий, сознания собственной тягости другим или же, того хуже, брошенности всеми. Старость-мудрость и старость-немощь - таковы два образа, задающие диалектику ценностного восприятия этого возраста.
С усложнением и партикуляризацией хозяйственно-экономической и политической жизни старики утрачивают безусловное влияние в общественной жизни. Но в вопросах духовной жизни, в первую очередь в религиозных и моральных, их авторитет остается незыблемым, а почтительное отношение к старшим - нерушимым законом. Социально-экономическая действительность более поздних эпох, динамизм индустриального развития общества, потребовав переориентации на такие качества личности, как энергичность, деловитость, способность воспринимать новое, инициативность в противовес опыту предшественников, внесли важные коррективы в традиционное отношение к старикам, дезавуировав их ценностное значение как социокультурных феноменов и уничтожив социальную престижность старости и морально-психологическую комфортность существования стариков. Однако несомненно, что в целом конституирование ценности старости относится к неоспоримым достижениям культурного развития человечества.
В специальной литературе существует множество определений старости, и они так или иначе коррелируют как с культурно-типологическими различиями в восприятии старости, так и с разнообразием трактовок старости массовым сознанием. В медико-биологическом и социально-гигиеническом плане сопоставление различных возрастных классификаций дает чрезвычайно пеструю- картину в определении границ старости. Они колеблются в широких пределах от 45 до 70 лет. Ученые ставят вопрос о соотношении хронологического возраста старости с его социальными характеристиками. Эта проблема приобрела особенную актуальность в связи с существенными изменениями в образе жизни в индустриально развитых странах с середины нашего столетия, изменениями, выразившимися в резком повышении жизненного уровня, в значительном улучшении медицинского обслуживания и реальном повышении возможностей наукоемкой медицины в борьбе с так называемыми болезнями пожилого возраста. В результате в настоящее время в развитых странах относительно многочисленная категория пожилых людей стала представлять собой беспрецедентный исторический феномен и заняла невиданное ранее место в возрастной структуре населения. Сейчас 65-летний человек как правило является в социальном, психологическом и биологическом отношении гораздо моложе, чем его ровесник 100 лет назад, а значит, активнее и амбициознее.
В России в целом складывается иная картина. Если на рубеже веков доля лиц 60 лет и старше составляла 6,9% и оставалась таковой примерно до 50-х годов, то сегодня люди пенсионного возраста составляют в среднем по стране 18%, а в западных и центральных регионах - 30-40% населения^. Проблемы пожилых и старых людей в современной России приобрели особую остроту в последние три-восемь лет, поскольку с распадом советского строя и экономическим кризисом страны в первую очередь оказались сокращенными социальные программы, в частности, направленные на медицинское и социальное обеспечение пенсионеров. В нравственно-психологическом плане происходящие в России суровые перемены особенно тяжело переживаются пожилыми и старыми людьми, поскольку ухудшение материального и социального положения как правило опосредствовано для них потерей локальной, субкультурной, национальной идентичности и трудностью ресоциализации в новых условиях. Все это выдвигает как перед социальными геронтологами, так и социальными учеными, и моральными философами задачу специального и углубленного изучения старости как возрастного и социально-функционального феномена, в частности, в контексте ценностных, духовно-этических изменений в современном обществе.
Следует отметить, что особенности этического подхода к старости не исчерпывается этической интерпретацией и этической ассимиляцией результатов художественного, психологического, социального и философского анализа биографии как истории жизнедеятельности человека. Этический подход к старости заключается в освоении этого феномена в контексте нравственной жизни человека, в осмыслении старости как ценностно и нормативно определенного, биографически завершающего этапа жизненного пути человека. С точки зрения нравственной динамики индивидуальной жизни, особый интерес представляют такие моменты, как развертывание человеком своего нравственного мира (как в его мировоззренческих, идеальных представлениях, так и в его практических воплощениях), форми
-'Демографические перспективы России (ИСЭП Госкомиздата Росс™). Республиканское информационное издание. 1993. рование смысложизненных ориентации и их совершенствование в процессе деятельностной самореализации. Этот подход и предполагается реализовать в настоящем диссертационном исследовании.
Важнейшим предметом нашего исследования являются ценностная иерархия и морально-психологическое самочувствие человека на склоне лет. Воздействие объективной ситуации старости и объективных характеристик индивида на его деятельность, социальное поведение, способы и избранные пути самореализации в старости опосредуются субъективными, личностными качествами. И это также составляет предмет нашего анализа. При этом для определения старости ведущими оказываются социальная роль и значение человека в определенной системе общественных отношений. Понятия "старик" и "старость", отражая прежде всего, момент социального бытия человека, предстают как своего рода общественное отношение и именно благодаря доминированию в содержании этих понятий социокультурной, а не биологической компоненты вписываются в конкретную императивно-ценностную структуру морального сознания в качестве именно нормативных представлений. В обыденном мнении старость и ассоциируется с возрастом, с "пенсией". Как ясно из предыдущего, для этика более существенным в данном феномене будет понятие активности. Однако, и об этом свидетельствует опыт обыденного сознания, для него мера активности старого человека весьма существенна: хотя бы быть в силах обслуживать себя - в престарелости. Причем по отношению к пожилому возрасту речь идет не столько о физической и даже социальной активности (чрезмерная внешняя энергичность в старости представляется неуместной, сомнительной по своему содержанию; от старого человека ожидается "степенная" активность"). С этической точки зрения существенными будут такие компоненты активности, как самосознательность, рефлексивность по отношению к себе и к своей текущей жизни, осмысленность жизни. Если корректно говорить о "прекрасной старости", то речь, по-видимому, идет как раз об этих моментах жизни в старости. И отношение к старости как к феномену и как к конкретному индивиду во многом зависит от того значения, которое она приобретает в системе социально-моральных ценностей общества и каким образом она переживается в опыте жизни данного человека.
Таким образом, целью данной диссертационной работы является старость в ее нравственных определениях.
Реализация этой цели потребовала решения таких исследовательских задач, как: анализ методологических проблем и понятийного аппарата нравственно-этического изучения старости; анализ основных социально-этических аспектов жизненного пути личности и возрастной динамики нравственного мира личности; анализ нравственно-психологических аспектов жизни людей в пожилом и старом возрасте и изменения их социальных ролей; реконструкция нравственного мира старости; рассмотрение основных тенденций в способе и характере реализации людей пожилого возраста.
Методология настоящего исследования имеет комплексный характер и задана, с одной стороны, актуальностью этико-аксиологического анализа старости, а с другой - спецификой принципиально междисциплинарного подхода к этому феномену.
Исходными в исследовании социально-нравственных аспектов старости являются понятия возраста (в его медико-биологических, социальных и этико-духовных определениях) и жизненного пути личности (как развернутой в пространстве и времени индивидуальной биографии, осуществления личностью своих способностей, ожиданий и программ), соотношение которых опосредствовано понятием возрастных различий, позволяющим понять и описать изменения в ценностных ориентациях и способах жизнеосуществления личности на протяжении ее жизни. Старость в этом отношении представляет собой совершенно особенный этап в жизненном пути человека: это возраст завершения, подведения итогов, "верификации" прожитого и окончательного испытания переживавшихся ожиданий, надежд, реализованных жизненных программ. Но, вместе с тем, это время перехода и, желает осознавать это человек или нет, - бытия к смерти.
Исследование старости потребовало освоения значительного материала наук, о человека', выработанных в них понятийного аппарата и концептуальных схем и затем их этического переосмысления. С позиций этического анализа старости были проанализированы исходные понятия возраста и жизненного пути личности, а также такие, как "жизненный план", "жизненная программа", "жизненная ситуация", "социальная активность", "социально-возрастная роль" и др. Предпринятый в диссертации этико-аксилогический подход старости рассматривается: а) как способ ненатуралистического осмысления старости, б) как средство реконструкции и объяснения формирующихся в старости ценностных ориентации, в) как основа дескриптивного прояснения реальных моделей (образов) жизнетворчества (или жизнепровождения) в старости.
В диссертации уделяется значительное внимание анализу современных исследований в области геронтологии и психологии личности, а также собственно моральной философии.
Структура диссертации обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех разделов (при этом второй и третий разделы состоят из двух параграфов каждый), заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Этика», 09.00.05 шифр ВАК
Старость как культурно-исторический феномен: Опыт филос. исслед.1995 год, Коротчик, Надежда Анатольевна
Педагогическое сопровождение старения2005 год, кандидат педагогических наук Гогицаева, Ольга Урузбековна
Социокультурная динамика отношения к старости2004 год, кандидат социологических наук Смолькин, Антон Александрович
Социальное конструирование старости в современном обществе2005 год, доктор социологических наук Чеканова, Элла Евгеньевна
Философско-антропологический анализ старости2008 год, кандидат философских наук Христенко, Ольга Владимировна
Заключение диссертации по теме «Этика», Дубровская, Татьяна Юрьевна
Заключение
Проведенный в диссертации этический анализ старости позволяет нам сделать следующие теоретические и этико-прикладные выводы: первое, при всей своей значимости результаты частно-дисципли-нарното изучения жизненного пути человека недостаточны для гуманитарного осмысления феномена старости. Этика, критически переосмысливая эти результаты, использует их в качестве эмпирического материала и концентрируется на исследовании ценностного содержания сознания и образа жизни старого человека во всей возможной полноте их личностных проявлений.
Второе, собственно частно-дисциплинарные исследования показывают (впрочем, лишь подтверждая обычные наблюдения), что у старых людей снижены самооценка, все более усиливается чувство своей малоцен-ности, неуверенности в себе, недовольство собой; преобладают различные тревожные опасения одиночества, беспомощности, обнищания, смерти. Снижение интереса к внешнему миру и способности воспринимать новации сочетается с преувеличенным интересом к прошлому и переоценкой прошлого. Изменения такого рода создают характерный облик старика и делают всех стариков в какой-то степени схожими друг с другом.
Третье, старость является не только био-психическим (психо-фи-зиологическим), но и нравственно-психологическим феноменом. Временные рамки старости условны и существенно варьируются в зависимости от субкультурных и индивидуальных различий. Для определения старости ведущими оказываются социальная роль и статус человека в определенной системе общественных зависимостей и культурных связей. Старость, отражая, прежде всего, момент социального бытия личности, предстает как общественное отношение и именно благодаря доминированию в содержании этого понятия социокультурного, а не биологического, компонента вписывается в структуру морального сознания в качестве определенного ценностного представления.
Четвертое, отношение к старости зависит от того действительного места, которое занимает старость как ценностно-этический феномен в массовом сознании и той роли, которая ей обеспечивается в системе социальных и культурных институтов общества.
Пятое, снижение ценностного статуса старости в индустриальном и постиндустриальном обществах противоречит реальным нравственным и духовным потребностям социума, в особенности в условиях существенного постарения населения. Общество должно приспосабливаться к старению населения, пересматривая сложившиеся нормы, связанные с пожилыми людьми, по-новому определяя их место в социальной структуре и роль в системе общественных отношений. Тем самым могли бы быть созданы и условия для продления периода активной социальной деятельности в старости и удовлетворения потребностей старых людей с учетом интересов других возрастных групп.
Шестое, нравственный мир старости выражается через такие компоненты, как: а) социальный статус людей пожилого и старого возраста, их возможности так или иначе реализовать себя в значимых для окружающих и общества формах активности, а также тот образ жизни, который имеют возможность вести старики; б) мировоззренческие основания образа жизни, наиболее полно отражающиеся в различных образах старости; в) изменение в восприятии старым человеком своего жизненного времени (увеличение пространства прошлого - сужение пространства будущего) и, стало быть, г) перемены в механизмах нравственного долженствования, д) усиливающаяся тенденция отрыва личностных представлений и смысло-жиз-ненных ориентаций от реальности; е) отношение к смерти.
Седьмое, характер общения в старости во многом обусловлен неизбежным в старости (большим или меньшим) моральным одиночеством. В силу того, что само одиночество предопределено необходимым отказом человека от привычных занятий (во всяком случае в их привычном масштабе и формах), сложившихся референтных групп, естественной утратой человеком родных и близких людей, оно может преодолеваться лишь частично, временно и во многом на компенсаторной основе.
Восьмое, важным средством разрешения возникающих в старости нравственно-психологических коллизий является творческое отношение человека к своему образу жизни и его одухотворение. Творчество противостоит иллюзорным формам обретения смысла и жизнеутверждения в старости.
Девятое, не романтизируя старость, следует учитывать что этот возраст имеет и свои положительные моменты социально-нравственного порядка. Однако для того, чтобы они реализовались, необходим ряд субъективных и объективных условий. Во-первых, от самого человека, его психологического настроя и морально-волевой стойкости зависит сохранение многих важнейших жизненных проявлений, удовлетворенность различными сторонами жизни. Одним из важнейших условий поддержания высокого уровня активности и оптимистического мироощущения на поздних этапах жизненного пути является способность к ясному сознанию и целенаправленному решению проблем, характерных для этого возраста. Во-вторых, необходимы известные объективные условия, чтобы одухотворенная старость могла быть спокойной. Речь идет о гуманистически ориентированной социально-экономической, здравоохранительной и культурной политике государства в отношении пожилых и старых людей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Дубровская, Татьяна Юрьевна, 1995 год
1. Абульханова-Славская К.А. Диалектика человеческой жизни М., 1977
2. Абульханова-Славская К.А. Развитие личности в процессе жизнеде-ятельности//Психология формирования и развития личности. М., 1981
3. Абхазское долгожительство. М., 1987
4. Августин А. Исповедь. М., 1991
5. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. М., 1973
6. Айриям А.П. Социальные аспекты геронтологии. Ереван, 1989
7. Александрова М.Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 1974
8. Алексеевич Г. С. К вопросу об эмоциональной жизни людей пожилого и старческого возраста/Шроблемы личности. М., 1970
9. Альбедиль М.Ф. Регламентация поведения в связи с четырьмя стадиями жизни в индуизме//Этнические стереотипы поведения. М., 1985
10. Амбрумова А.Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике//Научные и организационные проблемы суици-дологии. М., 1981
11. Амосов Н.М. Книга о счастье и несчастьях. М., 1984
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969
13. Ананьев Б.Г О проблемах современного человекознания. М.,1977
14. Андреева Д.А. О понятии адаптации: исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузах//Человек и общество. Л., 197315
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.