Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Кабурнеева, Елена Олеговна

  • Кабурнеева, Елена Олеговна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 183
Кабурнеева, Елена Олеговна. Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2011. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Кабурнеева, Елена Олеговна

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы становления и развития педагогических традиций в системе хореографического образования

1.1. Понятие «педагогическая традиция» в хореографическом образовании

1.2. Особенности интеграции образования и воспитания как теоретическое основание становления педагогических традиций хореографического образования

1.3. Культурно-историческая специфика становления педагогических традиций хореографического образования

ГЛАВА II. Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России и их адаптация в современных условиях

2.1. Организационные условия становления педагогических традиций хореографического образования

2.2. Методические условия становления и развития педагогических традиций хореографического образования

2.3. Принципы становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России»

Актуальность, темы; исследования- становления и развития педагогических, традиций* хореографического образования в России обусловлена высокой значимостью преемственности в. системе выработки специальных знаний;, умений и навыков; формирующих специфическую» традицию, призванную связывать поколения; творцов искусства и культуры. В условиях реформирования системы отечественного образования в целом и в сфере искусства в частности, когда основные культурные ценности и идеалы подвергаются переоценке и переосмыслению; представляется необходимым« обращение к тем исторически сложившимся педагогическим традициям хореографического образования, которые, с одной; стороны, должны быть сохранены, а с другой^ - адаптированы к новым условиям российской, культурной; , экономической! и политической реальности.

Иедагогика хореографического образования является одной из; самых специфических в общей педагогике; истории; педагогики- и образования: Специфика хореографического, образования в том, что она наиболее полно несет в себе аутентичность связи искусства и обучения, искусства и-воспитания:, отличаясь., крайне жесткими; длительными и трудоемкими методами формирования личности артиста балета1 или артиста классической хореографии, что требует также и постоянного^ совершенствования художественно-выразительных средств воздействия ;на аудиторию. В отличие от большинства других видов образования; хореографическое образование в России предъявляет и исключительно высокие требования к физическим возможностям учащихся, студентов;

Поэтому формирование педагогической традиции хореографического образования представляет собой особый интерес для теории и истории педагогики, где под воздействием объективных факторов, условий и технологий передачи мастерства; развития* целостного вида искусства в контексте передачи опыта, достигнуты успехи мирового уровня.

Становление и развитие> педагогических традиций отечественного-хореографического образования имеет уже достаточно глубокую историю - в конце восемнадцатого века были предприняты первые шаги к созданию* российской хореографической педагогики. С тех пор- отечественная педагогическая традиция хореографического образования в России последовательно развивалась, накапливая аутентичные наработки, которые особенно ярко и полно воплотились в деятельности ведущих учебных хореографических учреждений России - Московской государственной академии хореографии, Академии русского балета им. А.Я.Вагановой в Санкт-Петербурге, Пермского, Новосибирского, Воронежского и др. хореографических училищ.

Эффективность сохранения и развития педагогической традиции в условиях современного общества обеспечивается и определяется глубиной' тех культурных ценностей и устоев, которые в рамках данной традиции существуют. Вот почему в проекте федерального закона «О внесении изменений, в Закон РФ «Об образовании» и в федеральный закон « О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Концепции, развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, одобренной распоряжением правительства РФ от 25 августа 2008 года № 1244-Р, подчеркивается, что высочайшие достижения российской культуры опираются в первую очередь на уникальную систему подготовки творческих и педагогических кадров в сфере культуры и искусства. Особую актуальность в этом процессе приобретает задача сохранения педагогических традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства.

Фундаментальные основы* педагогических традиций хореографического образования; в России определяются повышенными интеллектуальными, этическими ш социальными требованиями::^ личности^ педагогам как: субъекта: учебно? - воспитательного процесса и, еш' профессиональной сценической деятельности.

В данном контексте становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России в современных реалиях рассматривается как один из важнейших ресурсов.развития общества- как ведущий фактор социального и культурного процесса.

В: свете вышеизложенного вполне закономерна актуализация»данной темы диссертационного исследования;

Поскольку каждая педагогическая традиция^ хореографического образования по своей сути обладает признаком системности; а также способностью интегрироваться в культурную среду на всех уровнях, оказывая опосредованное влияние на каждый элемент учебного процесса, то сформировать личность, выпускника адекватного, адаптивного времени возможно лишь на базе основных и; специальных мотивов и психологических установок. В хореографическом образовании«: это предполагает знание истоков педагогических традиций этого вида искусства, умения и навыки формировать новое на основании классического, вбирая-: опыт предшественников, ориентируясь в профессиональной деятельности на великие имена.

В этой связи особенно актуальным становится адаптация требований Болонского процесса к модернизации хореографического образования в России; его интеграции идет при: сохранении исторических основ организации, сохранении культурно-исторического значения, перспектив его развития в современных условиях.

Научная проблема, исследования вытекает из противоречия между требованиями современного общества к сохранению и развитию педагогических традиций хореографического, образования» в России, способного эффективно? осуществлять, подготовку артистов; балета, и недостаточным« теоретическим* и технологическим обеспечением! процесса становления/ . профессионала^ способного ' управлять^ своим интеллектуальным? ш эмоциональным« потенциалом* в соответствии; с возникшими или поставленными» новыми задачами« и потребностями? практики.

Степень научной?разработанности; проблемы. Проблема традиции в образовании была впервые квалифицированно поставлена великим русским педагогом К. Д. Ушинским. Идеи накопления опыта и педагогической рефлексии способствовали развитию научного интереса к проблемам традиций в образовании, получив свое продолжение в деятельности многочисленных теоретиковш ¡историков педагогики^

Методологическая специфика исследования исторической динамики образования закономерно вскрывает основы комплексных историко-педагогических исследований; выполненные с: позиций различных теоретических подходов. Ее принципы раскрываются« в. исследованиях A.A. Велика, Б.М. Бим-Бада, Г.Б. Корнетова, М.Б. Богуславского, В.А. Сластенина, В.Д. Ширшова и других авторов;

Большое внимание проблемам становления педагогических традиций высшей школы, перспективам их развития уделено в грудах А.Я. Вагановой, C.G. Холфиной, М.Ф; Иваницкого, H.PIl Базаровой, В;И; Мёй, Н.И. Тарасова, B.C. Костровицкой, A.A. Писарева, Р.В. Захарова; С.Н. Головкиной; A.M. Мессерера, Т.И. Васильевой, П.А. Пестова, H.I1 Серебренникова; Н;А. Вихревой, Е.П: Валукина, Г.Н. Прибылова, A.B. Никифоровой, Б.Я. Брегвадзе, JI.M. Лариной, О.В. Жадиной, Н.В. Соковиковой, Т.Б. Нарской, А.П. Кириллова, Л.И. Ярмолович и др.

В нашем исследовании мы также опирались на труды, в области теории и истории хореографического образования в России, дающие оценку педагогической реальности. Они являются важным источником изучения процесса становления, и развития хореографического образования вРоссии.

Существенная роль в осмыслении педагогических традиций-хореографическое образования в России» по праву принадлежит исследованиям в области философии, образования; носящим, в значительной мере прогностический характер. Осознание'необходимости, анализа глобальных задач развития хореографического образования' получило отражение в, публикации целого ряда работ, посвященных изучению современного положения школы и возможных перспектив ее дальнейшего развития. Этим проблемам посвящены исследования B.C. Гершунского, В.Н. Гончарова, В.А. Дмитриенко, Э.Д. Днепрова, О.В. Долженко, H.A. Люрья, В.Б. Миронова, Ф.Т. Михайлова, А.Г. Пашкова, B.Mt Розина; Н.С. Розова, А.И. Субетто, В.Ю. Троицкого, В.Н. Филиппова, В.Д. Шадрикова, П.Г. Щедровицкого:

Хореографическая педагогика всегда испытывала влияние смежных сфер - искусствоведения, культурологии и т.д., в связи с чем значительная часть исследований в области хореографии носят междисциплинарный характер. Примером тому служат работы таких авторов, как Г.Ф. Богданова, H.F. Есаулова, Ю. Зорич, В.М. Красовской и т.д.

Поэтому важным представляется использование потенциала общепедагогических исследований, посвященных изучению важнейших проблем формирования оптимальных организационно - педагогических условий образовательного процесса как системы - работ Э.Б. Абдуллина, В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.С. Батракова, В.П. Беспалько, Б.М. Бим-Бада, A.A. Бодалева, В.В. Гузеева, В.А. Кан-Калика, М.В. Кларина, Е.А. Климова, А.В: Мудрика, В.И. Панова и других, сформировавших целостные теоретические представления- о специфике организации педагогического процесса в учебных заведениях различного типа и уровня.

Теоретически значимыми являются труды, обобщающие становление1 педагогических традиций, хореографического образования: это* работы А .Я: Вагановой, ШИ. Тарасова, Р.В. Захарова, К.Я. Голейзовского, Ф.В'. Лопухова, A.M. Мессерера, П'.А. Пестова, С.Н. Головкиной,1 H.A. Вихревой, Е.П. Валукина, Н.В. Соковиковой, В.И. Уральской, М.К. Леоновой и др.

Исследование художественно-творческих аспектов художественного, в том числе и хореографического - образования нашли отражение в трудах А.Ю.Бутова, А.Д. Жаркова, Л.С.Жарковой, A.C. Каргина, И.А. Липского, С.М. Оленева, Д.В. Поля, B.C. Садовской, Т.К. Солодухиной, Е.В. Утина, Т.В. Христидис, В.М. Чижикова, В.В. Чижикова, H.H. Ярошенко.

Важнейшим материалом возникновения педагогических традиций хореографического образования« в России являются профессиональные труды артистов балета. История^ становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России показывает, что мировая практика является базовым основанием обеспечивающим средоточие идеи, мысли, движения, целенаправленности, содействующих созданию гениальных работ. Здесь огромный вклад артистов Большого театра в Москве, Мариинского в Санкт-Петербурге, Театра оперы и балета в Перми и т.д. Великая Галина Уланова внесла в балет смысловое содержание и тем самым открыла новый путь в становлении и развитии педагогических традиций хореографического образования в России, внеся в учебно-творческий процесс традицию смыслотворчества.

Особая роль и огромное влияние на становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России принадлежит профессорско-преподавательскому составу Московской государственной академии хореографии и ее ведущим педагогам: A.A. Алферову, В.В. Анисимову, Е.П. Беловой, Г.В. Беляевой, Е.А. Бобровой, А.Г. Богуславской, И.А. Борзенко, H.A. Вихревой,

И:А. Ворониной, Т.А. Гальцевой, А.Н. Головко, Ю.Н. Григоровичу, JI.A. Коленченко, Г.К. Кузнецовой, Т.А. Кулешовой, В.Н. Куликовой, M.JI. Лавровскому, М.К. Леоновой, Н.В. Литварь, З.А. Ляшко, В.А. Майниеце; A.A. Меланьину, Т.П. Павловой, Т.В. Пуртовой; Н.И. Ревич, И.Ю: Сыровощ В:А'. Тейдер, H.Mt Толстой, Е.К. Фарманянц, Н.П. Яценко, H.A. Ященковой и др.

На сегодняшний день практически отсутствуют работы обобщающего историко-педагогического исследования, выявляющего и рассматривающего процесс становления и развития педагогических традиций в системе российского хореографического образования на широкой социально-культурной основе.

Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых показывает, что рассматриваемая проблема с учетом выявленных противоречий предоставляется актуальной в связи с отсутствием методологии, теории и технологий, обеспечивающих становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России.

Актуальность проблемы, низкая степень ее разработанности определили тему нашего диссертационного исследования «Становление и развитие педагогических традиций хореографического образования'в России».

Объектом настоящего исследования является* система хореографического образования в России.

Предмет исследования - процесс становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России.

Хронологические границы исследования - период с момента зарождения институциализированного хореографического образования в России (конец 18-го века) по настоящее время. На хронологических границах исследования также отражается объективная необходимость рассмотрения данного периода в широком историческом контексте, определяемом функциональной ролью исторических предтеч педагогических явлений рассматриваемого времени.

Цель исследования: теоретическая разработка и научное осмысление процесса становления, и развития педагогических традиций хореографического образования в России и^ использование потенциала современной дидактики в повышении на этой основе результативности* в подготовке артистов балета.

Исходя из цели были определены задачи исследования: осуществить анализ процесса развития хореографического образования в России как системы; раскрыть специфику системы профессионального хореографического образования в России, выявив и обосновав структурные компоненты преподавания;

- проанализировать основные тенденции развития современного хореографического образования в России в связи с влиянием на него Болонского процесса; выявить исторические истоки и процесс становления' основополагающих педагогических традиций российской хореографической школы; определить основные черты и особенности развития педагогических традиций хореографического образования в России;

- обобщить исторический материал исследования и сформировать выводы о специфике исторической динамики становления педагогических традиций хореографического образования в России; сформировать концептуальное представление о системе педагогических традиций российского хореографического образования, значимых для их адаптации в современной образовательной ситуации.

Методологическую основу исследования составили:

- основные положения философии познания о ведущей роли деятельности в развитии личности артиста балета, о диалектическом единстве теории и практики;

- философские взгляды мыслителей нашрироду творчества (Платон, Н.А. Бердяев, Г.В. Гегель, И. Кант, К. Юнг, И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг и др.);

- философские взгляды культурологов (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Й. Хейзинга и др.}о дидактическом характере сознания.

Методологическая концепция исследования формировалась на основе синтеза методологических оснований классических и современных историко - педагогических работ. Исследование опирается на принципы историзма и единства исторического и логического, научности, объективности, плюрализма, на идеи взаимосвязанности и взаимообусловленности политических, социальных, экономических, культурных, педагогических и иных объективных и субъективных факторов, обеспечивающих развитие^ хореографического образования в России.

Теоретической базой исследования явились следующие теоретические положения: о деятельности и общении как» ведущих, факторах в хореографическом образовании (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, JI.C. Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.); об образовательной среде как комплекс условий организации учебно-творческого процесса в вузах и хореографических училищах; об инновационных технологиях обучения как факторе оптимизации образовательного процесса.

Методы исследования включают в себя методы формальной и диалектической логики: анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, актуализацию, систематизацию, классификацию, терминологические и иные методы, характерные для системных изысканий в истории педагогики и образования.

В историческом аспекте в теоретико-методологическую? базу исследования» входят . конкретно-исторический подход, сравнительно -исторический подход, сравнительно-сопоставительный историко-педагогический анализ, конструктивно генетический подход,, историко-струкгурный подход, исгорикогретроспективный метод, метод актуализации и обобщения, исторических фактов, метод исторического моделирования; источниковедческие методы,, изучение ш обобщение педагогического опыта и т.д. Исследование опирается-, на историко-педагогические методы: изучение педагогических фактов прошлого, обобщение историко-педагогического опыта; теоретический: анализ; исторической и педагогической литературы по изучаемой проблеме.

Источниковая база исследования включает в себя следующие группы материалов:

- опубликованные источники - теоретические исследования в: области теории ш истории педагогики и образования, работы в области истории хореографического образования, теории и истории культуры и т.д. (монографии, статьи; материалы конференций и т.д.), нормативно-правовые источники в области образования, охватывающие рассматриваемый период и его исторический контекст; учебные и учебно-методические публикации, словарно-справочные источники и публикации в глобальной сети;

- неопубликованные источники: - архивные материалы Московской государственной академии хореографии и РГАЛИ, а также частных архивов и документохранилищ. В их- числе документы, связанные с развитием, хореографического образования, труды отечественных и. зарубежных историков, педагогов и деятелей образования^ характеризующие особенности хореографического искусства в России; раскрывающие специфику хореографического образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- впервые была предпринята- попытка создания единой концепции1 становления и развития * педагогических традиций^ российского хореографического образования твоспитания, в свете, которошроссийское хореографическое образование восходит к. двуединой традиции совмещения; интеграции институтов светского образования^ и нравственного, эстетического воспитания;

- даны-определения понятийно-терминологического-аппарата, в-том числе понятий: «становление и развитие педагогических традиций хореографического образования в России», «педагогические традиции», «педагогическое взаимодействие учителя и ученика», «педагогическая субъективность», «образовательная среда хореографического, вуза и училища», «механизм становления, динамика становления4 и, развития педагогических традиций хореографического образования в России»; доказано, что специфика педагогической традиции хореографического образования в России характеризуется, педагогическими принципами, определяющими кардинальные дидактические основы: принцип единства традиционного и инновационного, ориентация на антропологические корни педагогического -процесса и их принципы, характерные для хореографической педагогики;

- создана научная концепция становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России, обеспечивающая освоение каждым учащимся или студентом профессиональных знаний, умений и навыков артистов балета, осмысление и принятие непреходящих ценности искусства и культуры как механизмов рефлексии^ и взаимодействия с другими людьми; раскрыта специфика системы становления и развития педагогических традиций^ хореографического образования в России, что позволяет реализовать на практике идею трансформации социально значимых хореографических ценностей в личностные через их предметное воплощение. г

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем: - выявлена историческая специфика институциализированных и неинституциализированных форм хореографического образования, в России; разработана теория процесса становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России, в основу которых положено соединение вектора целей, вектора состояния (в который входит и вектор педагогической деятельности) и вектор ошибок. Данная теория является совокупностью возможностей творческих действий (либреттистов, балетмейстеров, композиторов, музыкантов, художников, артистов балета), обеспечивающих целостность процесса формирования профессионала в условиях вуза, училища, мотивированности на саморазвитие и самосовершенствование; теоретически обоснована трансформация принципов в формировании педагогической традиции хореографического образования в России; создана теоретическая модель становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России в оптимальных психолого - педагогических условиях и культурно-образовательной среде вуза, училища, которая содержит следующие компоненты: принципы становления; механизм становления педагогических традиций хореографического образования, механизм развития педагогических традиций, объединяющий в себе культурно-творческие и педагогические компетенции преподавателей и талант учащихся как сложное сочетание целостных ориентаций и отношений субъектов учебно- творческого процесса.

Практическая^ значимость исследования определяется возможностью применения теоретических и, методологических выводов, полученных в его результате, в деятельности научных и педагогических структур системы образования> по- формированию стратегии развития5 хореографического образования'.в нашей стране. Результаты исследованиям применимы, при - разработке концептуальных ориентиров образовательной политики федерального- и регионального- уровней в области развития« хореографического образования; они позволяют определять концептуальные приоритеты содержания профессиональной подготовки артистов балета, педагогов хореографии и балетмейстеров.

Материалы исследования могут быть использованы также в процессе обучения в качестве пособия в лекционных курсах по истории отечественного хореографического образования.

Достоверность, и обоснованность результатов исследования обеспечены его теоретической базой, исходными верифицированными методологическими позициями, доказавшими свою эффективность, в системе современной отечественной хореографической педагогики; опорой на фундаментальные труды, научные концепции и методологию^ в области педагогики, истории педагогики и образования, философии, психологии, культурологии; совокупностью использованных методов, адекватных целям и задачам исследования, значительное место среди которых занимают источниковедческие; а также подтверждением концептуальной непротиворечивости положений и выводов диссертации основным положениям современной педагогической науки в становлении и развитии педагогических традиций хореографического образования в России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. История педагогики призвана вносить свой вклад в дальнейшее развитие методологии и теории становления и развития педагогических традиций хореографического^ образования в России, что представляет собой составную часть целостного базиса и воплощает в этом смысле историко-методологические функции.

Здесь история педагогики; с одной стороны, представляет собой историю идей и педагогических традиций в хореографическом образовании и воспитании, а с другой, - педагогическую традицию в хореографическом образовании нельзя рассматривать вне контекста развития всей системы хореографического образования.

2. Педагогические традиции - это средства избирательной фиксации и трансляции наиболее значимого социально-деятельностного опыта в образовательных системах. Педагогические традиции хореографического образования в России на протяжении всего времени своего существования характеризовались накоплением и концентрацией художественного и творческого уникального потенциала высокого искусства хореографии, передового в мире.

В педагогической традиции российского хореографического образования школа как социальный институт—это самостоятельный художественно-педагогический механизм, организационно-методическая, учебная и идейная система, наиболее эффективно сохраняющая, накапливающая и транслирующая педагогические традиции в новое конкретно-историческое измерение.

3. Специфика хореографической культуры периода зарождения классического танца в нашем понимании определила отдельные направления учебно-воспитательной работы в сфере хореографического образования в России, сформировала педагогические требования к развитию академической культуры танцовщика. Цель хореографического училища - сформировать основу, фундамент профессиональной культуры артиста балета.

Общекульт.урные тренды нации и конкретно-исторические условия функционирования хореографического* образования« взаимосвязаны, причем, развитие1 педагогических традиций прямо пропорционально уровню,' светской' культуры и распространению высокого искусства в обществе. Хореографическое образование в России представляет1 собой? качественно» своеобразный конгломерат элитарного^ художественного, образования, суммирующий > педагогические традиции хореографии; способный обеспечивать поддержание достойного уровня- подготовки артистов балета.

4. Выявление исторических основ организации и содержания педагогических традиций отечественного хореографического образования по стреле времени-позволяет приблизиться к пониманию его культурно-исторического значения, перспектив его развития в современных условиях. Полнота исторического обоснования достигается за счет объединения многообразия процессов. Поэтому хореографическое образование в силу своей специфики стремится как можно полнее охватить горизонты индивидуального развития каждого начинающего артиста балета, сообразно представлениям эпохи об идеале субъекта культуры.

Артист балета обучается и воспитывается не в одиночку: воспитание в коллективе занимает особое место среди целей образовательного хореографического учреждения. Поэтому педагогические традиции формирования его умений, необходимых для реализации творческих способностей, зависит от партнера при обучении дуэтно-классическому танцу и в перспективе на сцене.

5. Обучение хореографическому искусству требует от педагога и балетмейстера широких знаний в различных отраслях и жанрах искусства - живописи, музыки, скульптуры, архитектуры, костюма и т.п. Постоянное стремление к обновлению танцевальных форм и стилей сочетается с обязательной опорой на традиции классического танца. Поэтому ведущей педагогической традицией хореографического образования можно сформулировать как единство новаторства и традиций в сочетании с традициями интегрированного освоения всех видов искусства.

Все функционирующие школы- хореографии - Московская, Санкт-Петербургская, Пермская, Новосибирская, Воронежская и т.д. - обладают собственными педагогическими принципами, сводящимися к единству традиционности и новаторства; обязательности межпредметных связей, системному единству научно-исследовательской, учебной и творческой деятельности; применению индивидуализации, личностно-ориентированного и антропологического подходов, полимодальной наглядности обучения и непрерывности процесса формирования личности артиста балета.

Апробация работы осуществлялась в следующих формах в: выступлениях автора на семинарах и научно-практических конференциях, проводимых Московской государственной академией хореографии, по вопросам методики преподавания хореографических дисциплин, специфики обучения на различных уровнях образовательных программ, реализации профессиональной практики в образовательных учреждениях; в выступлениях на кафедре классического танца Московской государственной академии хореографии, на всероссийских научно-практических конференциях;

- на международных научно-практических конференциях;

- публикации тезисов, статей (см. список авторских публикаций в конце автореферата);

- процессе преподавательской деятельности, отчетных концертов и спектаклей учащихся ГОУ Центр Образования №1601;

- диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите кафедрой классического танца Московской государственной академии хореографии и кафедрой культурно-досуговой деятельности Московского государственного университета культуры и искусств.

Структура диссертационного исследования отражает решение основных аспектов изучаемой проблемы и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Кабурнеева, Елена Олеговна

Заключение

История русского классического балета неразрывно связана с такими крупнейшими образовательными учреждениями отечественной хореографической педагогики, как Московская государственная академия^ хореографии, Академия русского балета имени А.Я.Вагановой в Санкт-Петербурге, хореографические училища в Перми, Воронеже, Новосибирске и др., которые на протяжении многих лет своего функционирования неизменно служат целям последовательного развития отечественной педагогики искусств, интеграции и сохранения традиций классического танца. Однако за время своего существования система хореографического образования в России претерпела многочисленные изменения, которые качественно трансформировали ее роль в становлении художественно-педагогических традиций русского балета.

Устойчивость педагогических традиций в системе хореографического образования как ведущего элемента определяется не только временным параметром, сколько их ценностно-ориентированным потенциалом. Изучение педагогических традиций хореографического образования в России позволило выявить ценностно-ориентированный потенциал искусства балета в конкретно исторический период развития общества и определить те области культуры, которые особенно значимы для страны в данный период. Применительно к хореографической педагогике, можно утверждать, что повышенное внимание к этой отрасли педагогических наук в последнее время не случайно: культура, искусство балета как наиболее элитное в мировой классификации вид искусства позволяет формировать гармонично развитую, полноценную личность, обладающую высоким духовным потенциалом. Именно поэтому изучение проблем педагогических традиций в педагогике искусства балета в целом и в хореографическом образовании в частности, становится важной прикладной задачей« сохранения и развития педагогических традиций хореографического.образования в России;

В педагогической; традиции; хореографического? образования . в России» на протяжении; всего времени« существования, его-институциализированных форм; наблюдалась .тенденция? постепенного; отказа от образовательного подхода; связанного с доминантой! знаниевогоь компонента!; в педагогическом процессе, в пользу расширения- как номенклатуры педагогических методов и приемов, так и роли процессов развития качеств личности, выходящих за рамки рационального познания. Сфера- искусства, к которой относится педагогика хореографии, определяет необходимость полномасштабного, комплексного; и гармоничного развития личности артиста балета; в связи с чем» уже на протяжении многих лет в отечественном хореографическом, образовании; нарастают тенденции многомерной интеграции: внутрипредметной, образования и воспитания, интеграции подходов к постановке образовательного и воспитательного процессов. Хореографическое образование/ в силу своей специфики стремится как можно; полнее охватить горизонты индивидуального развития каждого начинающего артиста балета сообразно представлениям эпохи, в связи с чем хореографическое образование в России становится; показательным отражением; как приоритетов педагогической мысли, так и; культурно-исторических реалий каждого периода своего становления;

Можно утверждать, что существует особое культурно-историческое явление - отечественная школа хореографического образования. Это явление, не только теснейшим образом взаимосвязано; с культурой; нации, но и поднимает ее на новые высоты, определяет существование как одного из направлений высокого искусства - классический танец, так и предъявляет жесткие требования к педагогическим условиям своего существования, развивает педагогическую науку и практику. Формируя. личность будущего: артиста-балета; балетмейстера или педагога, школа как хореографическая система формирует его сознание, профессиональные и личностные качества.

Рассматривая становление:: художественно! - педагогических традиции» отечественной! балетной? школы? в культурно - историческом? контексте; можно» констатировать, что хореографическое: образование? в России- представляет собой качественно своеобразный конгломерат элитарного художественного образования^, суммирующий: педагогические: традиции хореографического образования, способный- обеспечивать поддержание достойного уровня подготовки артиста балета. Педагогические традиции хореографического образования по мере своей институциализации: приобретают форму школы - самостоятельной педагогической системы, обеспечивающей организационно-методический; учебный и идеологический аспекты сохранения, развития и трансляции хореографической традиции.

Хореографическое образование в:нашей стране на. протяжении всего времени- своего существования активно» развивалось, накапливая и укрепляя художественно-педагогические традиции классического? танца. Организационная составляющая педагогических традиций хореографического образования в России может быть представлена такими, характерными, признаками, как укрепление институциализации образования, расширение номенклатуры программ профессионального хореографического образования и обеспечение четкой аутентичности профессиональной подготовки, соответствующей статусу «школы» как носителя педагогических традиций.

На материалах произведенного рассмотрения можно утверждать, что педагогические традиции хореографического образования в- России развиты исключительно высоко, и не, требуют трансформации в соответствии с социально-экономическими трендами современности. В сложных условиях реформирования образовательной системы России, отечественная хореография продолжает сохранять свои художественно-педагогические традиции, которые можно выразить такими принципами, как единство традиционности и новаторства, обязательность межпредметных связей, системное единство научно-исследовательской, учебной и творческой деятельности, применение индивидуализации, личностно-ориентированного и антропологического подходов, полимодальная наглядность обучения и непрерывность процесса формирования личности артиста. Синтез названных педагогических принципов и определяет неповторимое качественное своеобразие становления и развития педагогических традиций хореографического образования в России.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Кабурнеева, Елена Олеговна, 2011 год

1. Абдуллин Э.Б. Активные методы педагогического общения и его оптимизация /под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.

2. Абульханова-Славская К. А. и др. Акмеология вчера, сегодня, завтра // Практическая психология и психоанализ. 1997. - N1. - С. 12- 27.

3. Аверьянова Г.Д. К проблеме воспитания познавательной активности и самостоятельности учащихся в педагогической теории и практике средней школы России 30 50-х годов XIX века // В кн.: Вопросы истории и педагогики. - М., 1972.

4. Агеев B.C. Стереотипизация как механизм социального восприятия // Общение и оптимизация совместной деятельности. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 157 с.

5. Азаров Ю.П., Азарова Л. Н. Трансцендентальная педагогика. Ч. 1. Общие проблемы методологии и теории содержания педагогики высших ценностей. — М. 2001

6. Аксиологические приоритеты в сфере образования и воспитания (История и современность) // Материалы XVIII сессии Науч. совета РАО по пробл. ист. образования и воспитания. Октябрь 1997 г. / Под ред. З.И. Равкина. М.: ИТОП РАО . 1997 . - 370 с.

7. Алпатов М. В. Всеобщая история искусств в 3 т. М., 1948-1955.

8. Алферов A.A. Педагогические условия использования видеотехники в процессе обучения классическому танцу. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2004.

9. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казанского университета, 1998. - 298 с.

10. Ю.Андрианова И.А., Зубкова Л.Г.

11. Апостолов А. Г. Школа, образование и учебная книга в России в . ХУПвекс// Сов. педагогика. 1974. - № 4. - С. 103- 119- V

12. Т2.Ариарский М. А. Методика "погружения" в специальность. Санкт-. Петербург: Санкт- Петербургский- гос. ун-т культуры и искусств, 2007. - 247 с.

13. Арнольдов А. И. Цивилизация грядущего столетия:, культурологические размышления. М. Грааль, 1997. - 326 с.

14. Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. - 237 с.

15. Арнольд овА. И. Путь к храму культуры (образование как социокультурный феномен). М.: Грааль, 2000. - 107 с.

16. Аронов А. А. Золотой век русского меценатства. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та культуры, 1995. - 112 с.

17. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Под ред. Е. А. Медведева и др. М., 2001. - 248 с.

18. Архангельский С. И., Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебно методическое пособие. -М.: Высшая школа, 1980 . - 368с.

19. Асмус В. Ф. Античная философия. М. - Высшая школа, 1976.

20. Ахизер А. С, Козлова. Н. Н., Матвеева С. Я. Модернизация в России и конфликт ценностей. М.: ИФРАН, 1994. - 248 с.

21. Ахизер А. С., Ильин А. С Российское государство: истоки, традиции, перспективы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1997. - 382 с.

22. Бабанский 10. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М., Просвещение, 1982. 192 е.,23 .Базарова Н. П. Классический танец/ Н. П. Базарова. JI.: Искусство, 1984.-200 с. : ; •

23. Базарова Н. П., Мей В. 11. Азбука классического танца. 2-е изд. Л., Искусство; 1984.

24. Балет. Энциклопедия. М., Советская энциклопедия, 1981. 623 с.

25. Баткин Л: М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.:Наука, 1989. - 270 с.

26. Бахрушин»Ю. А. История русского балета. 3-е изд. М. 1977.

27. Бахрушин Ю. А., Косоруков В. Балет. М.: Советский художник, 1966. -84 с.

28. Безрукова ВС. Интеграционные процессы в педагогической теории и практике / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1994. — 84 с.

29. Белявский М. Т. Школа и система образования в России в конце XVIII века/ Вестник МГУ (Историко философская серия). - 1959. -№2.-105 с.

30. Беляева-Челобитько Г.В. История хореографического искусства России и зарубежных стран. М., 2002:

31. Бенин В Л. Педагогическая культурология. Курс лекций. Уфа 2004. С. 95.

32. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

33. Берестова Л.И. Новые образовательные технологии в учебном процессе // Инновации в образовании. 2003. - № 2. С. 76- 78.

34. Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М., ВШ, 1998. 144 с.

35. Бим-Бад Б. М. Антропологическое основание теории и практик современного образования. М., 1994.

36. Бим-Бад Б. М. Педагогическая антропология. М., 1993.

37. Блазис К. Танцы вообще, балетные знаменитости и национальные танцы. М., 1964.

38. Блок Л. Д. Классический танец. История и современность. М., Искусство, 1987. 556 с.

39. Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова Под ред. Н. К. Гончарова. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.- 183 с.

40. Богачёва Ю. В. Мир танца. Начало пути. Образовательная программа. М. ЦРТДЮ им. Косарева, 2003. 32 с.

41. Богданов Г. Ф. Работа над танцевальной речью. Учебно -методическое пособие. М., ВЦХТ, 2006. 160 с.

42. Богданов Г. Ф. Самобытность русского танца. М., МГУК, 2003. 222 с.

43. Богданов-Березовский В. Статьи о балете. Л., 1962.

44. Боголюбов В. И. Педагогические технологии. — Пятигорск, 1997. -396с.

45. Богословский М. М. Русское общество и наука при Петре Великом. -Л., 1926. 28 с.

46. Богуславский М. В. Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения. М., 2000.

47. Богуславский М. В. Очерк истории отечественного образования XIX-XX веков. М., 2002. - 92 с.

48. Богуславский М. В. Развитие общего и среднего образования: проблемы и решения. Из истории образовательной педагогики 20- х годов XIX века. М., 1994.

49. Богуславский М. В. Российское образование на переломе эпох. Ростов/Дон: Изд-во Ростов гос. пед. ун-та, 2002. 242 с.

50. Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. Научно-педагогические парадигмы: история и современность // Современные проблемы историко педагогической науки. - Т. 1 . - М., 1994.

51. Богуславский М. В., Корнетов Г. Б. О педагогических парадигмах // Магистр . 1992 . - № 5 . - С. 15- 21.

52. Борзов А. А. Народно-сценический танец. Программа для хореографических училищ по специальности 0506 «Артист балета». М., 2004.

53. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора: Учеб. пособие. М., 2000. - 162с.

54. Борисоглебский М. В. Материалы по истории русского балета / М. В. Борисоглебский. Т. 1- 2. Л., 1938- 1939.

55. Бочарникова Е. В. Московское хореографическое училище/Е. В. Бочарникова. -М., 1971.

56. Бочарникова Е. В., Габович М. М. Балетная школа Большого театра. М., 1957.

57. Булкин А. П. Социокультурная динамика образования. Исторический опыт России. Дубна, 2001.

58. Бутов А. Ю. Становление традиций российского образования и воспитания (XVIII XIX века): Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - М., 2005.

59. Бутов А. Ю. Традиции российского образования: диалог культур и педагогическая реальность. М.: Московский философский фонд, 2001.-412 с.

60. Бэкон Ф. Сочинения. М., 1977- 1978. - Т. 1, 2.

61. Ваганова А. Я. Основы классического танца. 9-е изд. СПб., Лань, 2007. 192 с.

62. Вазем Е. О. Записки балерины Санкт- Петербургского Большого театра. 1867- 1884. Л.; М., 1937.

63. Валукин Е. П. Задачи высшей школы в воспитании педагогов -хореографов и балетмейстеров. Психолого педагогические аспекты обучения студентов театральных вузов. М., ГИТИС, 1996. Вып. 3.

64. Валукин Е. П. К изучению роли советской хореографической школы в становлении балетных трупп мира. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе. М., ГИТИС, 1980.

65. Валукин Е. П. Образцы классического наследия «Советский балет», 1984. № 4.

66. Валукин Е. П. Система мужского классического танца. М., ГИТИС, 1999. 456 с.

67. Ванслов В. В. Балеты Григоровича и проблемы хореографии. М., 1971.

68. Ванслов В. В. Статьи о балете. Музыкально эстетические проблемы балета. Л., Музыка, 1980. - 192 с.

69. Васильева Т. И. Тем, кто хочет учиться балету. М., ГИТИС, 1994. -160 с.

70. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М.: Высшая школа, 1991. - 204 с.

71. Вершловский С. Г. Традиции как социально педагогический феномен//В сб.: Традиции и современность в образовании. - СПб, 1996.-Ч. 1.-С. 12- 15.

72. Взаимодействие и синтез искусств /Ред.: Д. Д. Благой, Б. Ф. Егоров и др. Л.: Наука, 1978. - 269 с.

73. Власова В. Б. Об исторических типах традиционной ориентации // Советская этнография. 1981. № 35.

74. Власова В. Б. Традиция как социально-философская категория// Философские науки. 1980. - № 4. - С. 36

75. Волынский А. Л. Книга ликований. М., АРТ, 1992. 297 с.

76. Волынский А. Л. Статьи о балете. СПб., Гиперион, 2002. 400 с.

77. Все о балете. М. - Л. Музыка, 1966. - 455С.

78. Всемирный историко-педагогический процесс: концепции, модели, историография / Под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. М., 1996.

79. Вульфсон Б. Л. Западное европейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели // Педагогика, 1994. № 2. — С. 103 112.

80. Вульфсон Б. Л. Сравнительная педагогика. Воронеж: НПО МОДЕК, 1996. - 256 с.

81. Выготский JI. С. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000:-416 с.

82. Выготский Л. С. Педагогическая психология/ Под ред. В. В. Давыдова. М: Педагогика - Пресс, 1999. - 536 с.

83. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. / Под ред. В. Г. Кинелева. М., 1995

84. Гаврилин А. В. Развитие теории и практики гуманистических воспитательных систем в отечественной педагогике: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 1997 -352 с.

85. Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного /Пер. с нем. /Г. Г. Гадамер. -М.:Искусство, 1999. 367 С.

86. Гаевский В. Г. Дивертисмент. М., Искусство, 1981. 383с.

87. Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982.-250 с.

88. Гачев Г. Д. Содержательность художественных форм. Эпос. Лирика. Театр. М.: Просвещение, 1968. - 303 с.

89. Гваттерини М. Азбука балета. Пер. с итальянского. М., БММ АО, 2001.-240 с.

90. Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1940.-Т. 1.-292 с.

91. Гершунский Б. С. Философия образования XXI века. М.: Современник, 1998 . - 608 с.

92. Гессен СИ. Основы педагогики: введение в прикладную философию. -М, 1995.

93. Глушковский А. Воспоминания балетмейстера. Л.; М., 1940.

94. Головкина С. Н. Уроки классического танца в старших классах/ С. Н. Головкина. М.:Искусство, 1989. - 160 с.

95. Григорьев С. Л. Балет Дягилева, 1909 1929. М., APT СТД РФ, 1993.-383 с.

96. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии. М.: Педагогика, 1996. - 256 с.

97. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени / /Исследования и материалы: Сб. науч. тр. / Под ред. Н. И. Салимовой, Б. Г. Безрогова. М.: Изд- во. АПН СССР, 1990. - 200 с.

98. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX -90- е годы XX века) / Под ред. М. В. Богуславского, 3. И. Равкина. М., 1998.

99. Гуренко Е. Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. Новосибирск, 1985. - 86 с.

100. Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. М. , 1958.

101. Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика. М., 1957. - 618 с.

102. Данилов М. А., Скаткин М. Н. и др. Дидактика средней школы: Уч. пособие для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1975.

103. Демидов А. П. Золотой век Юрия Григоровича. М., Алгоритм, Эксмо, 2007. 400 с.

104. Джуринский А. Н. Педагогика: история педагогических идей. -М.: Педагогическое общество России, 2000 . 352с.

105. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. М., 2004.

106. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика. М., Академия, 1998.- 159 с.

107. Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности / Под. ред. В. Д. Шадрикова. Саратов: Изд-во саратовского ун-та, 1989. — 220 с.

108. Дмитренко В. А., Люрья Н. А. Образование как социальная система, тенденция и перспективы развития. Красноярск: Изд-во КГУ, 1989. - 182 с.

109. Днепров Э. Д. Современная реформа образования в России: исторические предпосылки, теоретические основания, этапы подготовки и реализации: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. - СПб, 1994.

110. Добринская Е. И. О переосмыслении отечественной философско-мировоззренческой традиции в образовании / /В сб.: Традиции и современность в образовании. СПб., 1996. - 4. 1. - С. 2427.

111. Доватор Р. Л. Разработка К. Д. Ушинским проблем средней общеобразовательной школы России: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - М., 1974.

112. Догорова Н. А. Становление и развитие педагогических систем в хореографической культуре: от 17 до начала 20 века.

113. Долженко О. В. Очерки по философии образования. М., 1995.

114. Дьюи Дж. Педагогика и психология мышления. М.: Совершенство, 1997.

115. Дьянченко В. К. Организационная структура процесса обучения и ее развитие. — М.: просвещение, 1989. 134 с.

116. Егоров С. Ф. Российское образование: история и современность. М., 1994.

117. Егоров С. Ф. . Теория образования в педагогике России начала XX века: Ист. пед. оч. - М.: Педагогика, 1987. - 150 с.

118. Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1994.

119. Елютин В. П. Высшая школа СССР за 50 лет (1917 1967). М., 1967.

120. Есаулов И. Г. Письма к Ж. Ж. Новерру. Введение в эстетику классической хореографии. Ижевск, МСА, 1988. - 301 с.

121. Жукова А. В. Классический балет и модерн танец в Японии. М. Прометей, 2006. 77 с.

122. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992года №3266- 1.

123. Захаров Р. В. Вопросы воспитания балетмейстеров в театральном вузе. М., Искусство, 1989. 89 с.

124. Захаров Р. В. Записки балетмейстера. М. . Искусство, 1976. -351 с.

125. Захаров Р. В. Искусство балетмейстера. М., Искусство, 1954. -428 с.

126. Захаров Р. В. Сочинение танца. М. Искусство, 1989. 256 с.

127. Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно ориентированное профессиональное образование // Педагогика. - 2002. - №3. - С. 1621.

128. Зинченко В. П. Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое знание. Самара: 1998. - 216 с.

129. Зорич Ю. Магия русского балета. Пермь, ИПК Звезда, 2004. -304 с.

130. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX века. М., 1991.

131. Иванова Ю. В. Категория «традиция» с точки зрения современной философии / / Традиции и инновации в системе образования. Материалы науч. практ. конф. - Чита, 1997. - Ч. 1. - С. 56- 60.

132. Идеи эстетического воспитания: Антология. В 2 томах. М.: Искусство, 1973.

133. Из истории педагогической мысли России (1941 1985 гг.). В 2-х Т. -М., 1993.

134. Институт Русского балета (архив МГАХ). Буклет. Токио, 1998.

135. История образования и педагогической мысли / Латышина Д. И. . М.: Гардарики, 2003.

136. История образования и педагогической мысли / Торосян В. Г. . -М.: Владос, 2003.

137. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. / Под ред. 3. И. Васильевой. М.: Академия, 2001 . - 416с.

138. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Пискунов А. И. . М.: Сфера. 2004.

139. История педагогики на пороге XXI века: историография, методология, теория. Ч. 1. Историографические и методологические проблемы историко педагогической науки / Под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. - М., 2000.

140. История художественного образования в России. Выпуск 1- 2 . СПб: Композитор, 2007.

141. Кан-Калик В. А., Ковалев Г. А. Педагогическое общение как предмет теоретического и прикладного исследования // Вопросы психологии. 1985, № 4, с. 9- 17

142. Карп П. М. О балете. М., Искусство, 1969. 224 с.

143. Карсавина Т. П. Театральная улица: воспоминания. М., Центрополиграф, 2004. 317 с.

144. Касавин И. Т. Традиция в структуре познавательного процесса: Автореф. Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук. — М., 1989.

145. Касимов А. А. Основы русского народного танца. М., МГИК, 1994. 320 с.

146. Кауфман С. И. Большой балет. Взгляд изнутри. М. ЦПУ Радуга, 2008. 207.

147. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. -М., 1994.

148. Кларин М. В. Педагогические технологии в учебном процессе. -М., 1989.-324 с.

149. Классики хореографии. М.; Л.: Искусство, 1937. - 300 с.

150. Классический танец; Примерная программа для специальности 0506, хореографическое искусство. М., Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Научно-методический центр по художественному образованию, 2005. 32 с.

151. Классический танец. Программа для хореографических училищ. М., Валент, 1995. 38 с.

152. Классическое наследие, Вариации из балетов русских хореографов/М.:Союзтеатр, 1989; -40 С.

153. Клименко Т. К. Взаимосвязь традиций и инноваций в системе профессионально-педагогической подготовки // Традиции и инновации в системе образования: Материалы науч. практ. конф. -Чита, 1997.-Ч. 1.-С. 38-42.

154. Коваленко Т.В. Эволюция интенсивности художественной жизни: театр и драматургия России и западной Европы 15-20 века. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Краснодар, 2007.

155. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.

156. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения. В 2 томах. М.: Педагогика, 1982. - Т. 1. - 856 с; Т. 2. - 576 с.

157. Компань Ш. Танцевальный словарь, содержащий в себе историю, правила и основания танцевального искусства/ Ш. Компань. М.:Университетская типография, 1790. - 437С.

158. Корнетов Г. Б. Проблема базисных педагогических традиций // Свободное воспитание. Вып. 2. 1993.

159. Корнетов Г. Б. Историко-педагогическое познание на пороге XXI века: перспективы антропологического подхода. М.Владимир, 1998 . - 48с.

160. Корнетов Г. Б. Объект и предмет историко-педагогических исследований // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. Вып. 16 . М., 2002.

161. Корнетов, Г. Б. Всемирная история педагогики. Учебное пособие. М.

162. Костровицкая В. С. 100 уроков классического танца. Л., Искусство, 1981. 262 с.

163. Костровицкая В. С., Писарев А. Школа классического танца. Л., Искусство, 1976. 272 с.

164. Красовская В. М. Анна Павлова. Л. М., Искусство, 1964. - 220 с.

165. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. М., Искусство, 1979.

166. Красовская В. М. История русского балета/ В. М. Красовская. Л., 1978.

167. Красовская В. М. Профили танца: Сборник. СПб., Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 1999. 400 с.

168. Красовская В. M. Русский балетный театр второй половины Х1Хв. / В. M. Красовская. JI. М. 1963.

169. Красовская В. М. Русский балетный театр начала 20 века в 2 т. Л., Искусство, 1971. 2 т.

170. Красовская В. М. Русский балетный театр от возникновения до середины XIX в. / В. М. Красовская. Л. М. 1958.

171. Кребер А.Л. Конфигурации культурного роста // Избранное: Природа культуры М.:, 2004. - С. 7 - 800.

172. Кузнецова А. Г. Совершенствование процесса обучения на основе личностно-ориентированного подхода: Метод, рекомендации. Хабаровск: ХК ИППК ПК, 1996.

173. Кулагин П. Г. Идея межпредметных связей в истории педагогики // Советская педагогика, 1964, № 12.

174. Кшесинская В. Воспоминания. М.: Центрополиграф, 2005. -415 с.

175. Лабковская Г. С. Вопросы эстетического воспитания. М: Педагогика, 1987. - 105 с.

176. Лавровский Л. М. Документы. Статьи. Воспоминания/ Л. М. Лавровский

177. Латынина Д. Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (X начало XX в): Уч. пособие - М.: Форум, 1998.

178. Леонова М.К. Из истории Московской балетной школы (1945-1970).-М. 2008.

179. Леонтьев А. И. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М: Педагогика, 1983. - 3I8C.

180. Лифарь С. Мемуары Икара. Пер. с фр. Беляевой Г. С. М., Искусство, 1995. 358 с.

181. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей в России в XIX и XX веках. Самара, 1997.

182. Лихачев Б. Т. Методологические основы педагогики. Самара, 1998.- 199 с.

183. Лихачев Б. Т. Педагогика. М. .: Юрайт, 2001.

184. Лихачев Д. С. Культура Руси эпохи образования русского национального государства (конец XIV начало ХУ1 веков). - М.: Госпилитиздат, 1946. - 160 с.

185. Лихачев Д. С. Наука и просвещение в России до XVIII века. //В кн.: История Академии наук СССР (1724 1808). - М. - Л., 1958. - Т. 1.-С. 13- 19.

186. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1991. - 339 с.

187. Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И. Основы характерного танца/ А. В. Лопухов, А. В. Ширяев, А. И. Бочаров. -СПб. М. - К.:Лань, 2006. - 344 с.

188. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.

189. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVII начало XIX веков). - СПб: Искусство, 1997.-398 с.

190. Лотман Ю. М. Воспитание души. СПб.: Искусство - СПб, 2003.-275 с.

191. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. - 704 с.

192. Лоусон Дж. Учебник для юных танцовщиков. Токио. Дайсюкан, 1995.

193. Македонская И. В. Размышления о драматическом искусстве в классическом балете/И. В. Македонская. М.: МГАХ, 2002. — 99 с.

194. Маркарян, Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. № 2. С. 78-96.

195. Марченко Т. А. Театр воспитывает. М.: Педагогика, 1976. -128 с.

196. Маслоу А. Г. Мотивация и личность/А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.

197. Межуев В. М. Между прошлым и будущим: Избр. Социально -философская публицистика// РАН; Ин-т философии. М., 1996. - 150 с.

198. Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. 96 с.

199. Меньшиков В. М. Российская школа в контексте европейского образования (Историко теоретический анализ): Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук(13. 00. 01). -М.: МПГУ им. В. И. Ленина, 1996.

200. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. М., Искусство, 1990. 265 с.

201. Мессерер А. Уроки классического танца. СПб., Лань, 2004. -400 с.

202. Мессерер С. Суламифь. Фрагменты воспоминаний. М., Олимпия Пресс, 2005.

203. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. М., 1994.

204. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Г. С. Сухобской. -М.: Педагогика, 1981. — 136 с.

205. Монахов Е. Г. Формирование эстетической культуры воспитанников интернатных учреждений средствами спортивного бального танца. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Новокузнецк, 2005.

206. Мориц В. Э., Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И. Методика классического тренажа / В. Э. Мориц, Н. И. Тарасов, А. И Чекрыгин.- М. Л.¡Искусство, 1940. - 360 с.

207. Мосолов В. А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности). Курс лекций. СПб.: ЦИПК РР и СТО, 1996 .-212 с.

208. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. М.: Пед. об-во России, 2001.-320 с.

209. Мухина С. А. Соловьева А. А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. Ростов на Дону, 2004.

210. Надеждина Е. Н. Большой балет. М., Знание, 1964. 54 с.

211. Национальные ценности образования: история и современность / Под ред. 3. И. Равкина. М., 1996.

212. Непрерывное дополнительное художественное образование в области хореографии. Сборник примерных учебных программ. Улан-Удэ. ВСГАКИ, 2007. 270 с.

213. Никифорова А. В. Советы педагога классического танца. СПб., Искусство, 2002. 201 с.

214. Новерр Ж. Ж. Письма о танце/ Ж. Ж. Новерр. Л. -М.:Искусство, 1965. - 374 с.

215. Новиков А. Н. Профессиональное образование в России: (Перспективы развития). М., 1997.

216. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. М., 2000.

217. Образование: идеалы и ценности (историко теоретический аспект) / Под ред. 3. И. Равкина. М., 1995.

218. Орлова Э. А. Динамика городской культуры в условиях ускорения социально-экономического развития: Диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук.- М., 1987.

219. Очерки по истории школы и педагогической мысли народов СССР / Отв. ред. Э. Д. Днепров. М.: Педагогика, 1992.

220. Панов В. И. Психологические аспекты построения образовательных технологий как условие оптимизации развития // Мир психологии. 2004. - № 1(37). - С. 33- 44.

221. Пасютинская В. М. Волшебный мир танца. М., Просвещение, 1985.-223 с.

222. Пахтер М., Лендри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные ценности в пер. с англ. М.:Классика- 21 в., 2003.

223. Педагогика: Учебное пособие. М., Академия, 1998. 246 с.

224. Пестов П. А. Уроки классического танца. М., Вся Россия, 1999. 428 с.

225. Пирогов Н. И. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982. - 496 с.

226. Пискунов А. И. Методы педагогических исследований. М., 1980.

227. Плахов В. Д. Традиции и общество: опыт философско -социологического исследования. М., 1982. - 183 с.

228. Плетенева И. Ф. Становление и развитие высшего педагогического образования в России XIX в.: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук.- М., 1997.

229. Прибылов Г. Н. Методическое пособие по классическому танцу для педагогов-хореографов младших и средних классов. М., АО Галерея, 1999. 63 с.

230. Пряникова В. Г., Равкин 3. И. История образования и педагогической мысли. Учебник справочник. М. 1995.

231. Розин В. М. Философия образования. Кострома: Изд-во ЮГУ, 1999. - 283 с.

232. Розов Н. С. Философия гуманитарного образования: ценностные основания и концепция базового гуманитарного образования в высшей школе. М., 1993.

233. Романюк, Л. В. Гуманистические традиции отечественной педагогики второй половины XIX — начала XX вв. М.: Национальный институт бизнеса.

234. Ромм В. Секреты танцев Древней Греции/В. Ромм. -Новосибирск: ТРИНА, 1999. 156 с.

235. Российская педагогическая энциклопедия / Ред. кол. В. В. Давыдов (гл. ред.) и др.- В 2-х т. М.: Большая российская энциклопедия - М., 1999.

236. Рыжаков, М. В. Российская система образования: состояние и перспективы / М. В. Рыжаков, А. А. Кузнецов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2007. — №1. - С. 3- 20.

237. Садовская В. С. Педагогические основы формирования культуры быта. М., 1966. - 103 с.

238. Сафронова Л. Н. Уроки классического танца. СПб., Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. 192 с.

239. Сборник статей Московской государственной академии хореографии о театре, балете и музыке. Выпуск 10. М., 2007. 108 с.

240. Сергеева С. В. Частное образование в России (последняя четверть XVIII первая половина XIX вв.) / С. В. Сергеева. - Пенза: Изд-во ПГПУ, 2000 . - 159 с.

241. Силкин П. А. Педагогическая диагностика детей для обучения искусству танца. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. СПб.,2008.

242. Скаткин М. А. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). М: Педагогика, 1986. - 150 с.

243. Сластенин В. А. Педагогика. М., 1997.

244. Сластенин В. А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя / Педагогическое образование и наука. 2005. - № 3 - С. 37 -42.

245. Слонимский А. И. Советский балет. М. Л., Искусство, 1950. -366.

246. Слонимский Ю. И. Путь характерного танца/ Ю. И. Слонимский

247. Смирнов И. П. Человек образование - профессия - личность. М., 2002.

248. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. -Минск: Современное слово, 2001 . 928 с.

249. Соколов-Каминский А. А. Советский балет сегодня. М., Знание, 1984. 112 с.

250. Соллертинский И. И. Статьи о балете. Л., Искусство, 1973. -206 с.

251. Соловьев В. С. Сочинения в 2-х томах. М.: Правда, 1989.

252. Стуколкина Н. Уроки характерного танца/Н. Стуколкина. -М.:ВТО, 1972.-398С.

253. Суриц Е. Я. Хореографическое искусство 20- х гг. Тенденции развития. М., Искусство, 1979. 360 с.

254. Суханов И. В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

255. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по эстетике. — М.: Педагогика, 1990. 303 с.

256. Сычев-Михайлов М. В. Из истории русской школы и педагогики XVIII века. АПН РСФСР, 1960. - 255 с.

257. Там, где рождается танец, М., 1977.

258. Тарасов Н. И. Классический танец: школа мужского исполнительства. М. Искусство, 1971. 493 с.

259. Тейдер В. А. Александр Лапаури. М., 1980.

260. Традиции и инновации в системе образования: Материалы научно-практической конференции. В 2- х ч. Чита, 1997.

261. Трайнев И. В. Конструктивная педагогика: Учеб. пос. / Под общей ред. В. Л. Матросова. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 320 с.

262. Троицкий В. Ю. Пути русской школы. М.: Свет отечества, 1994. - 96 с.

263. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. - 351 с.

264. Уральская В. К проблемам современной балетной хореографии. Сборник статей. М., НИИ Культуры, 1974.

265. Уральская В. Природа танца. М., Советская Россия, 1991.

266. Устинова Т. А. Лексика русского танца. М.: Балет, 2006. -208С.

267. Ушаков М. М. Общественно педагогическая деятельность и педагогические взгляды Д. И. Тихомирова. - М., 1961. - 24 с.

268. Ушинский К. Д. Собр. соч. В 11 томах / Под ред. А.:М. Еголина, Е. Н. Медынского, В. Я. Струминского. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1948- 1952.

269. Холфина С. С. Воспоминания мастеров Московского балета. М., Искусство, 1990. 377 с.

270. Хореография. Примеры для чтения/СПб.¡Театральное училище Л. И. Гершунова, 1899. 55 с.

271. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики. / Сост. М. И. Анисов. М., 1972.

272. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. С. Ф. Егоров. -М., 1986.

273. Художественная культура и гармоническое развитие личности /под. ред. Ю. У. Фохта Бабушкина. — М.: Наука, 1987. - 222 с.

274. Художественная культура и эстетическое развитие личности /под. ред. Мазепы В. И. Киев: Наук, думка, 1989. - 292 с.

275. Художественная культура: Понятия и термины. Сост. Л. Н. Дорогова. М.: Знание, 1978. - 208 с.

276. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения /Отв. ред. Б. С. Мейлах. Л.: Наука, 1982. - 286 с.

277. Худяков С. Н. История танцев. Петроград: Петроградская газета, 1915.-460С.

278. Цорн А. Я. Грамматика танцевального искусства и хореографии/А. Я. Цорн. Одесса, 1890. - 346С. Шевелев И. ILL, Марутаев М. А.,

279. Чистякова В. В. В мире танца. Л.; М., Искусство, 1964. 132 с.

280. Чуткерашвили Е. В. Развитие высшего образования в СССР. М.: Высшая школа, 1961.

281. Шереметьевская Н. Е. Длинные тени. Записки историка балета и театрального критика. М., Редакция журнала «Балет». 2007. 448 с.

282. Шиянов Б. Н. Развитие личности в обучении: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. М.: Сфера, 1999. - 223 с.

283. Шмелев И. А. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии. М.: Стройиздат, 1990. - 343 с.

284. Щукина Г. И. Роль деятельности в учебном- процессе — М.: Просвещение, 1986. 176 с.

285. Энциклопедия «Балет». М.: Советская энциклопедия, 1981. -623 с.

286. Юдина Н. П. Педагогическая традиция: опыт концептуализации: Монография. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 2002.

287. Юрьева М. Н. Профессионально педагогическое взаимодействие субъектов в процессе подготовки педагога -хореографа в ВУЗе: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13. 00. 08. - Тамбов, 2001.

288. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» /Виды искусства и их взаимодействие. М.: ИХО РАО, 2001.-210 с.

289. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. / Под ред. Ю. Н. Кулюткина и Г. С. Сухобской. -М.: Просвещение, 1986. - 160 с.

290. Яркин С. П. Цель и средство в управлении малой группой // Учеб. метод, пособие. — Барнаул: БГПУ, 1989. - 173 с.

291. Adshead-Lansdale, Janet, and June Layson, eds. Dance History: An Introduction, 2nd ed. London/New York: Routledge, 1994.

292. Bentley, Toni. "The Heart and Sole of a Ballerina's Art: Her Toe Shoes" Smithsonian (June 1984) vol. 15.

293. Buckroyd, Julia. The Student Dancer: Emotional Aspects of the Teaching and Learning of Dance. London: Dance Books Ltd., 2000.

294. Cohen, Selma Jeanne. Dance as a Theatre Art: Source Readings in? Dance History from 1581 to the Present. Hightstown, NJ: Princeton Book Company, 1992. .3 07. Farrell, Suzanne. Holding on to the Air: An Autobiography. New

295. York: Summit Books, 19901 308: Flint, Vi vi, and Knud' Arne Jurgensen. Bournonvillë Ballet;

296. Technique: Fifty Enchantments. Eondon: Dance Books Ltd:, 1992. 3 09. Franklin, Eric N. Dance Imagery for Technique and Performance.

297. Champaign, IL: Human Kinetics, 1997. 310: Grieg, Valerie. Inside Ballet Technique: Separating Fact from Fiction in the Ballet Class.Hightstown, NJ: Princeton Book Company, 1994.

298. Haskell; Arnold. The Russian Genius in Ballet. New York: Pergamon, 1963.

299. Hill, Lorna. La Sylphide: The Life of Marie Taglioni. New York: Evans, 1967.

300. Kaye Elizabeth, with Clive Barnes. American Ballet Theatre: A 25 Year Retrospective.Kansas City. MO: Andrews McMecl, 1999. . ;

301. Levine, Ellen. Anna Pavlova: Genius of the Dance. New York: Scholastic, 1995.

302. Martins Peter, and the New York City Ballet. The New York City Ballet Workout. New York: William Morrow & Company, 1997.

303. Moore, Lillian. Artists of the Dance. New York: Bloom, 1969.

304. Paskevska, Anna. Both Sides of the Mirror: The Science and Art of Ballet, 2nd ed; Hightstown, NJ: Princeton Book Company, 1992.

305. Sachs, Curt. World History of the Dance. New York: Norton, 1963 ;

306. Schorer, Suki. Balanchine Pointe work. Society of Dance History Scholars, 1995.

307. Smith, Marian. Ballet and Opera in the Age of Giselle. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2000.

308. Sorell, Walter. The Dance Has Many Faces. Chicago: A Cappella Books, 1992.

309. Warren, Gretchen Ward. The Art of Teaching Ballet: Ten Twentieth Century Masters. Gainesville, FL: University Press of Florida,1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.