Средневековые святилища Европейского Северо-Востока VI - XIV вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.06, кандидат исторических наук Багин, Алексей Львович

  • Багин, Алексей Львович
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2000, Сыктывкар
  • Специальность ВАК РФ07.00.06
  • Количество страниц 297
Багин, Алексей Львович. Средневековые святилища Европейского Северо-Востока VI - XIV вв.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.06 - Археология. Сыктывкар. 2000. 297 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Багин, Алексей Львович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ СВЯТИЛИЩ,

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ.

ГЛАВА 2. ВЕЩЕВОЙ ИНВЕНТАРЬ СВЯТИЛИЩ.

Украшения.

Керамика.

Охотничье-промысловое и боевое вооружение элементы защитного доспеха.

Предметы быта.

Остеологические материалы.

ГЛАВА 3. КУЛЬТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ИЗОБРАЖЕНИЯ.

Граффити.

Литые культовые изображения.

Предметы со штампованными зооантропоморфными композициями.

Вотивные предметы.

ГЛАВА 4. ХРОНОЛОГИЯ И ПЕРИОДИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛОВ

Хронологические группы.

Внутренняя организация пространства памятников.

ГЛАВА 5. ЖЕРТВЕННЫЕ МЕСТА КАК КУЛЬТОВЫЕ

ПАМЯТНИКИ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Средневековые святилища Европейского Северо-Востока VI - XIV вв.»

Средневековая история Европейского Северо-Востока характеризуется сложными этническими, культурными и политическими процессами, распространением новых культурно-хозяйственных моделей, процессами консолидации предков современных коренных этносов. Важной частью этих процессов является их религиозный аспект, характеризующий духовную культуру средневекового населения и нашедший воплощение в святилищах. Святилища являются важными источниками для реконструкции языческой обрядности. Среди всей совокупности памятников, святилища занимают особое место, поскольку их материалы позволяют характеризовать как культурно-хозяйственный комплекс, так и мировоззрение древнего населения через обрядность. Кроме того, святилища, в силу своей культовой специфики, содержат более многочисленный и разнообразный инвентарь, чем все остальные типы археологических памятников региона.

Актуальность темы. В результате многолетних исследований святилищ, связанных с именами В.И.Канивца, А.М.Мурыгина и других исследователей, была накоплена значительная источниковая база. Однако эти материалы до сих пор не послужили основанием к самостоятельному исследованию, не систематизированы и не обобщены. Кроме того, в связи с развитием археологической науки в целом, некоторые разработки, проведенные в 60-70-х гг. нуждаются в корректировке на основе современных требований.

Целью работы является определение места святилищ в историко-культурной ситуации на ECB в эпоху средневековья как источников для реконструкции материальной и духовной культуры населения региона. Достижение этой цели предусматривает, во-первых, систематизацию и обобщение всего фонда источников, включая его классификацию и датировку, во-вторых, выявление специфических закономерностей функционального назначения предметов на святилищах.

Хронологические рамки работы охватывают \/1-Х1\/ вв. и определяются датировкой представленных материалов.

Территориальные рамки исследования включают обширный регион Европейского Северо-Востока, ограниченный с востока Уральским хребтом, с запада - Тиманским кряжем, с севера - Северным Ледовитым океаном, с юга - границами бассейнов рр.Печора и Вычегда.

Источники. В основу работы положены коллекции материалов и документация из раскопок и сборов из девяти святилищ (В.А.Русанова в Седьюсской пещере в 1908 г.; В.И.Канивца в Канинской, Уньинской, Адакских I и II пещерах, на Хэйбидя-Пэдарском жертвенном месте в 1959-71 гг.; А.М.Мурыгина в Эшмесской пещере и на Хэйбидя-Пэдарском жертвенном месте в 1982-87 гг.; В.А.Семенова и Е.Н.Рябцевой в Адакской I пещере в 1989 г.; К.С.Королева на Джуджыдъягском комплексе в 1974-77 гг.; Т.В.Истоминой на р.Лек-Ижман в 1989 г.; автора в Уньинской пещере в 1998 г.). материалы хранятся в Национальном музее Республики Коми, в Музее археологии и этнографии Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, в Государственном Эрмитаже, в Музее археологии и этнографии исторического факультета Сыктывкарского Государственного Университета им. 50-ти летия СССР. Основная источниковая база работы составляет более 14 500 единиц хранения.

Научная новизна работы заключается в систематизации материалов всех памятников, во введении в научный оборот ранее не публиковавшихся материалов старых и новых раскопок, в анализе всей совокупности информации. Впервые разработана классификация материалов всех святилищ. На основании датировок предметов и планиграфических наблюдений выделены хронологические комплексы предметов и объектов, по своим параметрам близкие к закрытым. Впервые предложены датировки для серий культовых предметов. Выделены специфичные и устойчивые элементы обрядности, которым приведены этнографические параллели.

Практическая значимость работы заключается в ее использовании в обобщающих трудах по проблемам средевековой истории ECB и России, при исследовании обрядности широкого круга средневековых культур Урала Полученные результаты также могут использоваться при создании экспозиций музеев в Республике Коми, в лекционной и экскурсионной работе. Диссертация непосредственно связана с тематикой Отдела археологии ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН и входит в программу изучения средневековой археологии Европейского Северо-Востока.

Апробация результатов исследований. Диссертация обсуждалась на заседаниях отдела археологии ИЯЛИ Коми НЦ УрО РАН, отдельные разделы работы и ряд основных положений докладывались автором на Всероссийской конференции "Археология Русского Севера" (1997 г.), полевом симпозиуме "Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии" (1996 г.), конференции "Февральские чтения" при Сыктывкарском Госуниверситете (1998 г.), на Международных конференциях «Российская археология: достижения XX и перспективы XXI в.» и «Коренные этносы севера Европейской части России на пороге нового тысячелетия: история, современность, перспективы» (2000 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Археология», 07.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Археология», Багин, Алексей Львович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эпоха средневековья Европейского Северо-Востока характеризуется значительными культурными и хозяйственными трансформациями, отразившимися в формировании новых археологически культур, распространении новых типов хозяйства, основанных на производящих отраслях. Эти процессы, в то же время, оказали незначительное воздействие на наиболее консервативный элемент духовной культуры - обрядность.

К настоящему моменту на Европейском Северо-Востоке известно десять средневековых святилищ, в том числе девять пещерных и одно открытое, расположенных в бассейнах рр.Печоры (Канинская, Уньинская, Седьюсская, Эшмесская, комплекс пещер у д.Адак, Арка) и в Болыиеземельской тундре (Хэйбидя-Пэдарское жертвенное место).

Материалы святилищ среди всех средневековых памятников региона характеризуются рядом специфических особенностей. Для святилищ характерно большое количество фаунистического материала, в десятки раз превосходящее по числу вещевые находки. Вещевые находки (около 1440 целых или реконструируемых изделий и не менее 3 500 их мелких обломков). Из целых предметов наиболее многочисленны боевое и промысловое оружие, элементы защитного вооружения (752 экз. или 52%) и украшения (414 экз. или 28,6%). В гораздо меньшей степени представлены культовые предметы (134 экз. или 9,2%), керамика (фрагменты не менее чем 91 сосуда, 8,3%) предметы быта (27 экз. или 1,9%).

Общая хронология представленных изделий укладывается в период VI-XIV вв. Классификации материалов святилищ и их планиграфический анализ указывают на консолидацию предметов и объектов в комплексы, по своим характеристикам близкие к закрытым. Выделенные комплексы, таким образом, можно датировать значительно точнее - по датировке наиболее молодой вещи и по монетным находкам. Это позволяет уточнить хронологию. В в Уньинской пещере выделены четыре комплекса: VIII в. (два) и конца XI в. (два), в Адакской пещере - VI-VIII вв. (два или три), XI в. и XII-XIV вв. (два), в Эшмесской пещере - один комплекс конца XI в. Наибольшее количество комплексов, а также многочисленность и разнообразие изделий в комплексах, приходится на VIII в. -четыре и конец(?) XI в. - семь комплексов. Коллекция Хэйбидя-Пэдарского жертвенного места также в целом датируется VI-XIV вв. с наиболее многочисленными сериями изделий VII, VIII и X-XI вв.

Выявленные комплексы включают, как правило, украшения (2-5 категорий), оружие (1-5 категорий), культовые предметы, в редких случаях керамику. Остальные изделия в составе комплексов единичны. Для комплексов раннего средневековья (VII и VIII вв.) наиболее характерны детали ременной гарнитуры (около 82% от общего количества украшений), костяные бесчерешковые наконечники стрел. В комплексах XI в. преобладают круглые подвески (ок. 72,2% от числа украшений), крупные бипирамидальные костяные наконечники. Комплексы XII-XIV в. включают, в основном, детали ременной гарнитуры и подвески (соответственно 52,9 и 27,5%), костяные черешковые наконечники стрел.

Полученные данные по происхождению инвентаря полностью соответствуют общевосточноевропейским тенденциям. В раннем средневековье преобладают предметы степного мира (а через него Ирана, Кавказа и Византии). Начиная с X-XI вв., с ростом производства Волжской Булгарии, возрастает и доля булгарских предметов в коллекциях святилищ. В развитом средневековье происхождение большинства предметов связано с территорией Древней Руси. Следует отметить, что только по материалам святилищ невозможны выводы о действительном уровне историко-культурных связей местного населения. Это обусловлено специфичным характером культовых мест и формирования коллекций предметов на них, поскольку вероятен отбор импортных, более «престижных» предметов.

На всех святилищах выявлены комплексы материалов, которые представляют собой скопления артефактов на ограниченных участках. В ряде случаев (Эшмесская, Уньинская пещеры) зафиксированы соответствующие им деревянные сооружения в виде небольших (в среднем 1,5-2,5 х 0,7-1,2 м) двух-трехвенечных срубов или рам. Форма и размеры скоплений, а также выбор их местоположения на площадках гротов пещер позволяют предполагать существование сходных сооружений и на остальных святилищах. Срубы с соответствующими им комплексами изделий, являются одной из специфических особенностей святилищ как культовых памятников, могут использоваться для создания хронологической шкалы в регионе.

Средневековые остеологические материалы из святилищ специфичны и нехарактерны для других категорий памятников, свидетельствуют о важнейшей роли животных в культах средневекового населения Европейского Северо-Востока. Одной из специфичных черт фаунистических коллекций святилищ является преобладание отдельных видов животных на отдельных памятниках: медведя в Канинской пещере, бобра в Эшмесской пещере, северного оленя в Уньинской пещере и на Хэйбидя-Пэдарском жертвенном месте. Виды приношения животных условно разделены на реальные, при которых приносилась хотя бы часть туши (пушные грызуны) и символические, с приношением только головы и конечностей (медведь, копытные, пушные хищники, хищники). Различия в способах приношения пушных животных объясняются, очевидно, тем, что пушные грызуны (бобр, заяц, белка) по археологическим и этнографическим материалам традиционно употреблялись в пищу. Находки костей мамонта, намеренно принесенных на святилища со стороны предполагают своеобразные сакральные действия, и возможное использование их для изготовления различных предметов, что характерно для культур Приполярья и Заполярья. Найденные кости человека предполагают вопрос о человеческих жертвоприношениях, отдельные упоминания о которых встречаются в этнографии обских угров. Состав костей человека (зубы, фаланги пальцев) не отличается от состава символически принесенных животных.

Планиграфическое расположение костных остатков и их состав по отделам скелета указывают на определенные регламентации, связанные с ними - приношение в «жертвенной позе», ориентация на предполагаемые и зафиксированные сооружения (оконтуривание их), скопления костей различных видов животных отдельно друг от друга. Есть основания предполагать, что состав животных на святилищах в определенной степени соответствует реальной добыче.

В этой связи важно то, что домашние животные составляют значительную часть коллекций (9-12% особей от сопоставимых). Это свидетельствует об относительно развитом скотоводстве у средневекового населения, оставившего святилища. Существуют некоторые косвенные свидетельства в пользу того, что средневековое население региона было знакомо и с оленеводством. Это подтверждается неизменно значительной долей костей северного оленя, а на ряде памятников и его статусом основного жертвенного животного. Кроме того, северный олень является одним из основных персонажей культовых изображений Х-Х1 вв. Различные типы оленеводства у населения Западной Сибири и Заполярья известны по крайней мере с рубежа I и II тысячелетий н.э.

Одной из наиболее выразительных особенностей святилищ являются культовые предметы и изображения. В составе коллекций рассматриваемых памятников присутствует 134 таких предмета (21 - в Канинской, 5 - в Уньинской, 5 - в Адакской, 9 - в Эшмесской пещере, 92 - на Хэйбидя-Пэдарском жертвенном месте). Из всей совокупности, к литым плакеткам относятся 75 экз., к граффити (предметам с гравировками) - 43 экз., штампованным изображениям - 8 экз., к вотивным предметам - 8 экз.

Датируемые граффити относятся к первой половине I тыс. н.э., к Х-Х1 вв. (наиболее многочисленные). Среди святилищ выделяется Хэйбидя-Пэдарское жертвенное место, на котором представлена самая значительная из зафиксированных раскопками серия литых плакеток (по мнению автора серия относится к Х-Х1 вв.). Основными персонажами культовых изображений являются животные, человек и различные мифологические зоо-, орнито- и антропоморфные образы. Сходство изобразительных традиций в культовом искусстве отмечается для всего периода железного века. Сами эти традиции, очевидно, связаны с западносибирскими таежными и тундровыми культурами, а распространение таких изображений как в первой половине I тысячелетия н.э., так и в Х-Х1 вв., свидетельствует об интенсификации их культурного влияния в регионе.

Культовые предметы на святилищах, за исключением Хэйбидя-Пэдарского жертвенного места, составляют достаточно незначительную часть коллекций (не более 9,2% от вещевых находок), что указывает на общую специфику культа и обрядности. Отражением этой специфики является тенденция к превращению утилитарных вещей (импортных и самодельных) в культовые посредством нанесения на них граффити, пробиванию отверстий для подвешивания или нашивания и т.д.

Анализ археологических материалов из исследованных святилищ позволяет сопоставить их с зафиксированными в этнографии современными культовыми памятниками обских угров. Это сходство заключается в организации специальных культовых наборов, состоящих из оружия, украшений, предметов быта, в способах организации внутреннего пространства святилищ (их зональность, выделение особо сакрализованных частей - мест обитания «хозяев» святилищ, способы создания объектов почитания и т.д.). Кроме того, для этнографически зафиксированной обрядности также характерно незначительное количество собственно культовых предметов и тенденция к превращению утилитарных предметов в культовые. Находят параллели в этнографии и отдельные предметы и объекты, характерные для археологических святилищ (большое значение в обрядности оружия, редкое использование вотивных предметов и т.д.), иногда вплоть до полной идентичности (модели луков, роговые лопаточки, ножи, используемые как наконечники стрел и др.).

Сопоставление материалов средневековых святилищ и культовых мест обских угров и ненцев указывают на близкое сходство, если не тождество, многих элементов обрядности, на их устойчивость во времени. В то же время, обрядность широкого круга традиционных культур Севера Евразии весьма сходна и редко характеризуется яркими этническими чертами. Поэтому прямое отождествление археологических материалов и данных по обским уграм и ненцам на данном этапе изучения преждевременно.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Багин, Алексей Львович, 2000 год

1. Азбелев П.П., 1993. Сибирские элементы восточноевропейского геральдического стиля // Петербургский археологический вестник. Вып. 3. СПб.

2. Амброз А.К., 1980. Бирский могильник и проблемы хронологии Приуралья в IV-VII вв. // Средневековые древности евразийских степей. М.

3. Амброз А.К., 1971. Проблемы раннесредневековой хронологии Восточной Европы // CA. №№ 2,3.

4. Андреев В.П., 1930. Остатки культу сядаев у самоедов // ИГРГО. T. LXII. Вып. 4. Л.

5. Археология Республики Коми. М.:ДиК, 1997.

6. Багин А.Л., 1998. Граффити из святилищ Европейского Северо-Востока // Северное Приуралье в эпоху камня и металла (МАЕСВ. Вып. 15). Сыктывкар.

7. Багин А.Л., Чеснокова H.H., 1997. Костяные наконечники стрел из Печорских пещерных святилищ (1-я пол. I тыс. н.э. 1-я треть II тыс. н.э.) // Проблемы истории России XVIII-XX вв. (научные чтения памяти проф. Ю.Д.Морголиса). Сыктывкар.

8. Белавин А.М. 1986. Городищенское городище на р.Усолке // Приуралье в древности и средние века. Устинов.

9. Беликова О.Б., Плетнева Л.М., 1983. Памятники Томского Приобья в V-VIII вв. Томск.

10. Буров Г.М., 1967. Археологические памятники Вычегодской долины. Сыктывкар.

11. Буров Г.М., 1967. Древний Синдор. М.

12. Васильев И.В., 1979. Проблемы формирования северо-самодийских народностей. М.

13. Васкул И.О., 1992. Хронология и периодизация памятников пьяноборской эпохи на Европейском Северо-Востоке. Сыктывкар. (Сер. препринтов «Научные доклады»/ РАН УрО КНЦ; Вып. 287).

14. Васкул И.О., 1996. Культовые памятники конца I тыс. до н.э. первой половины I тыс. н.э. на территории Европейского Северо-Востока // Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии. Тез. докл. полев. симпозиума. Пермь.

15. Викторова В.Д., 1970. Этапы развития фигурно-штампованной орнаментации на сосудах памятников р.Тавды // Проблемы хронологии и культурной принадлежности археологических памятников Западной Сибири. Томск.

16. Викторова В.Д., 1973. Ликинский могильник X-XIII вв. // ВАУ. Вып. 12. Свердловск.

17. Викторова В.Д., 1968. Памятники лесного Зауралья в X-XIII вв. // Уч. зап. ПГУ. №191.

18. Викторова В.Д., Кернер В.Ф., 1988. Памятники эпохи железа у озера Осиповского // Материальная культура древнего населения Урала и Западной Сибири (ВАУ. Вып. 19). Свердловск.

19. Гемуев И.Н., Сагалаев AM., 1986. Религия народа манси. Культовые места (XIX начало XX в.). Новосибирск.

20. Генинг В.Ф., 1972. Южное Приуралье в III-VIII вв. н.э. (проблема этноса и его происхождения) // Проблемы археологии и древней истории угров. М.

21. Генинг В.Ф., 1979. Могильник чепецкой культуры у д.Весьякар (IX-XII вв.) // Северныеудмурты в начале II тыс. н.э. Ижевск.

22. Генинг В.Ф., 1962. Мыдлань-Шай удмуртский могильник VIII-IX вв. // ВАУ. Вып. 3. Свердловск.

23. Генинг В.Ф., 1980. Опутятское городище металлургический центр харинского времени в Прикамье (2-ой пол. V - 1-й пол. VI вв. н.э.) // Памятники эпохи средневековья в Верхнем Прикамье. Ижевск.

24. Генинг В.Ф.,1962. Узловые проблемы изучения пьяноборской культуры // ВАУ. Вып. 4. Свердловск.

25. Генинг В.Ф., 1979. Хронология поясной гарнитуры I тыс. н.э. (по материалам могильников Прикамья) // КСИА. Вып. 158. М.

26. Генинг В.Ф., Голдина Р.Д., 1973. Курганные могильники харинского типа в Верхнем Прикамье// ВАУ, Вып. 12. Свердловск.

27. Генинг В.Ф., Зданович С.Я., 1987. Лихачевский могильник на р.Ишим памятник потчевашской культуры II Ранний железный век и средневековье Урало-Иртышского междуречья. Челябинск.

28. Голдина Р.Д., 1986. Исследование курганной части Бродовского могильника // Приуралье в древности и средние века. Устинов.

29. Голдина P.Q., 1985. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. Иркутск.

30. Голдина Р.Д., 1979. Хронология погребальных комплексов раннего средневековья в Верхнем Прикамье // КСИА. Вып. 158.

31. Голдина Р.Д., 1996. К вопросу о специализации жертвенных мест Приуралья // Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии. Полевой симпозиум. Тез. докл. Пермь.

32. Голдина Р.Д., Водолаго Н.В., 1990. Могильники неволинской культуры в Приуралье. Иркутск.

33. Голдина Р.Д, Кананин В.А., 1989. Средневековые памятники верховьев Камы. Свердловск.

34. Голдина Р.Д., Королева О.П., Макаров Л.Д., 1980. Агафоновский I могильник памятник ломоватовской культуры на севере Пермской области // Памятники эпохи средневековья в Верхнем Прикамье. Ижевск.

35. Голдина Р.Д., Ютина Т.К., 1987. Хронология погребальных комплексов Агафоновского II могильника (IX-XII вв.) II Погребальные памятники Прикамья. Ижевск.

36. Головнев А.В., 1995. Говорящие культуры: традиции самодийцев и угров. Екатеринбург.

37. Голубева Л.А., 1964. Огнива с бронзовыми рукоятями //. СА. №3.

38. Голубева Л.А., 1973. Весь и славяне на Белом озере. X-XIII вв. М.

39. Голубева Л.А., 1993. Семантика изображений на огнивах с бронзовыми рукоятями // Взаимодействие культур Северного Приуралья в древности и средневековье (МАЕСВ. Вып. 12). Сыктывкар.

40. Голубева Л.А., Кочкуркина С.И., 1991. Белозерская весь (по материалам поселения Крутик IX-X вв.).

41. Городцов В.А., 1937. Подчеремский клад// СА. №2.

42. Грибова Jl.С. Культовая бронзовая пластика Хэйбидя-Пэдары // Археолого-этнографические аспекты изучения Северного Приуралья /ТИЯЛИ. Сыктывкар. №33.

43. Гоибова Л.С., 1975. Пермский звериный стиль. М.

44. Гоязнов М.П., 1956. История древних племен Верхней Оби по раскопкам близ с. Большая Речка//МИА. Вып.48. М:Наука.

45. Гуслицер Б.И., Канивец В.И., 1960. Археологические находки в Канинской пещере на верхней Печоре // Сб. науч. Тр. / АН СССР, Коми фил. Сыктывкар, №8.

46. Гуслицер Б.И., Канивец В.И., 1965. Пещеры Печорского Урала. М.-Л.: Наука.

47. Даркевич В.П., 1976. Художественный металл Востока VIII-XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории Европейской части СССР и Зауралья. М.

48. Зуев В.Ф., 1947. Описание живущих в Сибирской губернии в Березовском уезде иноверческих народов Остяков и Самоедцев, сочиненное студентом Василием Зуевым // Материалы по этнографии Сибири XVIII века (1771-1772).

49. Зыков А.П. Вооружение обских угров в X-XIII вв. // Ранний железный век и средневековье Урало-Иртышского междуречья.

50. Иванов В.А., 1984. Вооружение и военное дело финно-угров Приуралья в эпоху раннего железа. М.

51. Иванов C.B., 1978. Элементы защитного доспеха в шаманской одежде народов Западной и Южной Сибири // Этнография народов Алтая и Западной Сибири. Новосибирск.

52. Иванов C.B., 1987. Скульптура народов севера Сибири XIX первой половины XX в. Л.Наука.

53. Иванова М.Г., 1982. Маловенижский могильник / /Средневековые памятники бассейна р.Чепцы. Ижевск.

54. Иванова М.Г., 1985. Городище Идна-кар // Материалы средневековых памятников Удмуртии. Устинов.

55. Иванова М.Г., 1992. Погребальные памятники северных удмуртов. Ижевск.

56. Иванова М.Г., 1979. Хозяйство северных удмуртов в конце IX начале XIII вв. н.э. // Северные удмурты в начале II тыс. н.э. Ижевск.

57. Истомина Т.В., 1998. Средневековый ритуальный комплекс Лек-Ижман II на р.Ижма // Северное Приуралье в эпоху камня, раннего металла и средневековья. Сыктывкар (МАЕСВ; Вып.15).

58. Истомина Т.В., 1999. Вотчинский могильник // Этнокультурные процессы в древности на Европейском Северо-Востоке (МАЕСВ. Вып. 16.). Сыктывкар.

59. Казанцева O.A., 1988. Красноярский могильник // Новые археологические памятники Камско-Вятского междуречья. Ижевск.

60. Канивец В.И., 1964. Канинская пещера. М.

61. Канивец В.И., 1962а. Первые результаты раскопок в Уньинской пещере И Материалы по археологии Европейского Северо-Востока (МАЕСВ. Вып. 1.). Сыктывкар.

62. Канивец В.И., 19626. Среднеазиатские и германские монеты на Северном Урале // Материалы по археологии Европейского Северо-Востока (МАЕСВ. Вып. 1.). Сыктывкар.

63. Канивец В.И., 1963. Археологические находки путешественника Владимира Русанова // ИФС. Сыктывкар. Вып. 8.

64. Карачаров К.Г., 1993. Хронология раннесредневековых могильников Сургутского Приобья // Хронология памятников Южного Урала. Уфа.

65. Кастрен М.А., 185. Этнографические замечания и наблюдения Кастрена о лопарях, самоедах и остяках, извлеченных из его путевых воспоминаний 1838-44 гг. // Этнографический сборник РГО. СПб. Кн. IV.

66. Кирпичников А.Н., 1971. Древнерусское оружие. Вып.З. Доспех, комплекс боевых средств // САИ. ВЫП.Е1-36.

67. Ковалевская В.Б., 1979. Поясные наборы Евразии IV-IX вв. Пряжки //САИ. Вып. Е1-2.М.

68. Комарова М.Н., 1954. Троицкий могильник//МИА. Вып. 24. М.

69. Косинцев П.А., 1996. Археозоологические критерии святилищ Урала и Западной Сибири // Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии. Тез. докл. полев. симпозиума. Пермь.

70. Косинцев П.А., Чаиркин С.Е., 1996. Археологические и археозоологические комплексы культовых пещер Урала // Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии. Тез. докл. полев. симпозиума. Пермь.

71. Кочкуркина С.И., 1973. Юго-Восточное Приладожье в X-XIII вв. Л.

72. Кочкуркина С.И., 1982. Древняя корела. Л.:Наука.

73. Кочкуркина С.И., Линевский A.M., 1985. Курганы летописной веси Х-начала XIII века. Петрозаводск.

74. Кирпичников А.Н., Коваленко В.П., 1993. Орнаментированные и подписные клинки сабель раннего средневековья // Археологический вестник. №2. СПб.

75. Королев КС., 1978. Джуджыд яг многослойный памятник на Вычегде // МАЕСВ. Вып. 7. Сыктывкар.

76. Королев КС., 1977. Поселение Шойнаты II на средней Вычегде // Археологические памятники Печоры, Северной Двины и Мезени (МАЕСВ. Вып.6.). Сыктывкар.

77. Королев К.С., 1985. Раннесредневековая керамика многослойного поселения Шойнаты III на средней Вычегде // Археологические памятники Северного Приуралья (МАЕСВ. Вып. 9). Сыктывкар.

78. Косарев М.Ф., 1974. Древние культуры Томско-Нарымского Приобья. М.

79. Косарев М.Ф. К вопросу о кулайской культуре // КСИА. Вып. 119.

80. Косинцев П.А., 1996. Археозоологические критерии святилищ Урала и Западной Сибири // Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии. (Полевой симпоз. Тез. докл.) Пермь.

81. Косинцев ПЛ., Чаиркин С.Е., 1996. Археологические и археозоологические комплексы культовых пещер Урала // Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии (Полев. симпоз. Тез. докл.). Пермь.

82. Кочкуркина С.И., 1973. Юго-Восточное Приладожье в X-XIII вв. Л.

83. Кочкуркина С.И., 1981. Археологические памятники корелы. Л.

84. Крупник И.И., 1989. Арктическая этноэкология. М:Наука.

85. Кулемзин В.М., 1986. Об изображении умерших у северных хантов // Проблемы этногенеза и этнической истории аборигенов Сибири. Кемерово.

86. Кулемзин В.М., 1984. Человек и природа в верованиях хантов. Томск: Изд. ТГУ. -192 с.

87. Кызлысов Р.Л., 1981. Культура древних уйгур (VIII-IX вв.) // Степи Евразии в эпоху средневековья (Археология СССР в 12-ти томах). М.

88. Лесман Ю.М., 1989. К датирующим возможностям декора новгородских ювелирных изделий XI-XIV вв. // Новгород и Новгородская земля. Новгород.

89. Лесман Ю.М., 1990. Хронология ювелирных изделий Новгорода (X-XIV вв.) // Материалы по археологии Новгорода. 1988. М.

90. Лещенко В.Ю., 1976. Использование восточного серебра на Урале // Художественный металл Востока VIII-XIII вв. Произведения восточной торевтики на территории Европейской части СССР и Зауралья. М.

91. Лещенко В.Ю., 1977. О ритуальном использовании сосудов с отверстиями // КСИА. Вып. 150. М.

92. Львова З.А., 1973. Бусы I Поломского могильника // СГЭ. Вып. 15. Л.

93. Мажитов H.A., 1990. Комплексы с монетами VIII в. из Бирского могильника // CA. №1. М.

94. Мажитов H.A., 1981. Курганы Южного Урала VIII-XIII вв. М.

95. Мажитов H.A., 1993. Материалы к хронологии средневековых древностей Южного Урала (VII-XH вв.) // Хронология памятников Южного Урала. Уфа.

96. Макаров H.A., 1989. О некоторых пермско-финских элементах в культуре Северной Руси (находки лунничных височных колец на Руси и в Скандинавии) // Новые исследования по этногенезу удмуртов. Ижевск.

97. Мальм В.А., Фехнер М.В., 1967. Привески-бубенчики // Очерки истории русской деревни (Тр. ГИМ. Вып. 43.). М.

98. Медведев А.Ф., 1966. Ручное метательное оружие. Лук и стрелы, самострел // САИ. Вып. Е1-36.

99. Мельничук А.Ф., Соболева Н.В., 1985. Селище Пеньки памятник харинского времени на р.Чусовой // Приуралье в древности и средние века. Устинов.

100. Минасян P.C., 1980. Четыре группы ножей Восточной Европы эпохи раннего средневековья //АСГЭ. Вып. 21. Л.

101. Могильников A.B., 1987. Угры и самодийцы Урала и Западной Сибири // Финно-угры и балты в эпоху средневековья (Археология СССР в 12-ти томах). М.

102. Молодин В.И., Бобров В.В., Равнушкин В.Н., 1980. Айдашинская пещера. Новосибирск.

103. Морозов В.М., 1986. Средневековые поселения и постройки Сургутского и Нижнего Приобья // Проблемы урало-сибирской археологии. Свердловск.

104. Мошинская В.И., 1965. Археологические памятники севера Западной Сибири // САИ. Вып. ДЗ-8. М.

105. Мошинская В.И., 1953. Городище и курганы Потчеваш // МИА. №35. М.

106. Мошинская В.И., 1953. Материальная культура Усть-Полуя // МИА. №35. М.

107. Мурыгин A.M., 1987. Древнее святилище в Эшмесской пещере // Материальная и духовная культура населения Европейского Северо-Востока /ТИЯЛИ. Вып. 39. Сыктывкар.

108. Мурыгин A.M., 1981. О некоторых традициях в раннесредневековой керамике Северного Приуралья // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск.

109. Мурыгин A.M., 1992. Печорское Приуралье: эпоха средневековья. М.

110. Мурыгин A.M., 1985. Поселения бичевницкого типа на Печоре и Вычегде и их место в истории североуральского населения // Археологические памятники Северного Приуралья (МАЕСВ. Вып. 9). Сыктывкар.

111. Мурыгин A.M., 1996. Средневековые святилища Печорского Приуралья // Святилища и жертвенные места финно-угорского населения Евразии. Тез. докл. полев. симпозиума. Пермь.

112. Новицкий Г., 1884. Краткое описание о народе остяцком. СПб. -116 с.

113. Овсянников В.В., 1990. К вопросу о защитном вооружении кочевников Южного Урала // Военное дело древнего и средневекового населения Северной и Центральной Азии. Новосибирск.

114. Овсянников О.В.,1990. Пустозерск первый Заполярный русский город (комплекс памятников IH-XIII вв.) // Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики. М.

115. Останина Т.И., 1988. Городище IV-V вв. у д.Чужьялово Удмуртской АССР // Новые исследования по древней истории Удмуртии. Ижевск.

116. Питулько В.В., Шестопалов М.М. Новые находки на Полярном Урале // КСИА, Вып.200. М.

117. Плетнева Л.М., 1981. О культурной и этнической принадлежности памятников Томского Приобья V-VIII вв. // Методологические аспекты археологических и этнографических исследований в Западной Сибири. Томск.

118. Полосьмак Н.В., 1987. Бараба в эпоху раннего железа. Новосибирск.

119. Полосьмак Н.В., Шумакова Е.В., 1991. Очерки семантики кулайского искусства. Новосибирск.

120. Пушкина Т.А., 1991. Торговый инвентарь из курганов Смоленского Поднепровья // Смоленск и Гнездово. М., г. С.226-243.

121. Религиозные верования: свод этнографических понятий и терминов. Вып. 5. М., 1993.

122. Розенфельдт Р.П., 1987. Коми-пермяцкие племена в IX-XI вв. Родановская культура // Финно-угры и балты в эпоху средневековья (Археология СССР в 12-ти томах). М.

123. Рындина Р.Л., 1963. Технология производства новгородских ювелиров // Новые методы в археологии. МИА. №117. М.

124. Рябцева Е.Н., Семенов В.А., 1990. Адакское пещерное святилище на р.Усе и проблемы освоения Полярного Урала // КСИА. Вып. 200. М.

125. Рябцева Е.Н., Семенов S.A., 1990. «Язык» вещей коми погребального обряда в контексте универсальных космологических представлений // Традиционная духовная культура народов Европейского Северо-Востока: ритуал и символ. Сыктывкар.

126. Савельева ЭЛ., 1962. Некоторые материалы по средневековой археологии вычегодского края // Материалы по археологии Европейского Северо-Востока (МАЕСВ. Вып. 1.). Сыктывкар.

127. Савельева ЭЛ., 1987. Вымские могильники XI-XIV вв. Л.

128. Савельева ЭЛ., 1985. Медальоны с изображением всадника на средневековых памятниках Европейского Северо-Востока // Материалы к этнической истории Европейского Северо-Востока. Сыктывкар.

129. Савельева ЭЛ., Чалышев В.И., 1964. Археологические находки в бассейне р.Кобры // ИКФВГО. Вып. 4. Сыктывкар.

130. Савельева ЭЛ., Кленов М.В., 1992. Пожегское городище / РАН. КомиНЦ УрО. Сер. Препринтов. «Науч. докл». Вып. 278. Сыктывкар

131. Седова М.В., 1981. Ювелирные изделия древнего Новгорода (X-XV вв.). М.

132. Семенов В.А., 1985. Городище Весьякар // Материалы средневековых памятников Удмуртии. Устинов.

133. Семенов В.А., 1982. Маловенижское городище Пор-Кар // Средневековые памятники бассейна р.Чепцы. Ижевск.

134. Смоляк A.B., 1991. Шаман: личность, функции, мировоззрение (нарды Нижнего Амура). М.

135. Соколова З.П., 1983. Социальная организация хантов и манси в XVIII-XIX вв. Проблем фратрии и рода. М.

136. Соловьев А.И., 1987. Военное дело коренного населения Западной Сибири. Эпоха средневековья. Новосибирск.

137. СлицынАЛ., 1906. Шаманские изображения //ЗРАО. Т. VIII.

138. Старостин П.Н., 1968. Макпашеевское II городище именьковской культуры. / ТКАЭ. Вып. IV (Тр. ПГУ. Вып. 191). Пермь.

139. Стефанова И.И., 1982. Концовский могильник // Средневековые памятники бассейна р.Чепца. Ижевск.

140. Сунгатов Ф.А., 1993. К вопросу о датировке Варнинского и Тольенского могильников // Хронология памятников Южного Урала. Уфа.

141. Тиваненко A.B., 1994. Древние святилища Восточной Сибири в эпоху раннего средневековья. Новосибирск.

142. Топоров В.Н., 1981. Об иранском влиянии в мифологии народов Сибири и Центральной Азии // Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье. М.

143. Троицкая Т.Н., 1978. Красный Яр 1 - памятник позднего железного века // Древние культуры Алтая и Западной Сибири. Новосибирск.

144. Троицкая Т.Н., 1979. К вопросу отюркизации населения Новосибирского Приобья во 2-й пол. I тыс. н.э. // Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий. Омск.

145. Троицкая Т.Н., 1990. Некоторые вопросы этнической истории лесостепного Приобья // Проблемы исторической интерпретации археологических и этнографических источников1. Западной Сибири. Томск.

146. Успенская A.B., 1967. Нагрудные и поясные привески // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. (Тр. ГИМ.) М.

147. Уткин Г.С., 1991. К вопросу о типологии культовых сооружений эвенков Нижней Тунгуски // Палеоэтнографические исследования на юге Средней Сибири. Иркутск.

148. Федорова Н.В., Зыков А.П., Морозов В.М., Терехова Л.М., 1991. Сургутское Приобье в эпоху средневековья // ВАУ. Вып. 20. Екатеринбург.

149. Хлобыстин Л.П., 1990. Древние святилища о.Вайгач // Проблемы изучения историко-культурной среды Арктики. М.

150. Хлобыстин Л.П., 1992. Древние святилища о.Вайгач // Древности славян и финно-угров. СПб.

151. ХомичЛ.В., 1966. Ненцы. М.-Л.:Наука

152. Худяков Ю.С., 1986. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Новосибирск.

153. Чернецов В.Н., 1953а. Бронза усть-полуйского времени // МИА. №35. М.

154. Чернецов В.Н., 19536. Усть-полуйское время в Приобье // МИА. №35. М.

155. Чернецов В.Н., 1957. Нижнее Приобье в I тысячелетии нашей эры // МИА. №58. М.

156. Чеснокова H.H. Классификация ванвиздинской керамики // Проблемы этногенетических исследований Еваропейского Северо-Востока. Сыктывкар, 1982.

157. Чеснокова H.H., 1983. Ванвиздинская археологическая культура. Автореф. Дисс.канд. Ист. Наук. Л.

158. Чеснокова H.H., 1988. Классификация и типологизация в изучении археологических источников (на материале финно-угорского изобразительного искусства). Сыктывкар.

159. Чеснокова H.H., 1993. Этнокультурные процессы эпохи раннего средневековья в бассейне р.Печоры // Проблемы культурогенеза и культурное наследие. Материалы к конф. Ч. II. Археология и изучение культурных процессов и явлений. Спб.

160. Чеснокова H.H., 1997. Археологические источники по истории освоения Припечорья в эпоху средневековья. Вещевой инвентарь (состав, датировки, импорт) // Вестник Сыктывкарского Госуниверситета. Вып. 2. Сер. 8. Сыктывкар.

161. Чиндина Л.А., 1978. Саровское городище // Вопросы археологии и этнографии Сибири. Томск.

162. Чиндина Л.А., 1984. История Среднего Приобья в эпоху раннего железа. Кулайская культура. Томск.

163. Чиндина Л.А., 1991. История Среднего Приобья в эпоху раннего средневековья (релкинская культура). Томск.

164. Ширин Ю.В., 1993. К истории «культовых мест» Западной Сибири // Археологические исследования в Среднем Приобье. Томск.

165. Щапова Ю.Л., 1956. Стеклянные бусы древнего Новгорода // МИА. №55. М.

166. Яковлев Я.А., 1984. Средневековое культовое литье Нарымского Приобья // ЗСЭС. Томск.источники

167. Истомина T.B., 1989. Отчет о работах Ижмо-Печорского и Сысольского отрядов экспедиции по охране памятников истории и культуры Коми АССР СГУ за 1988 г. -Сыктывкар. -Архив музея археологии и этнографии СыктГУ. Ф.2.Д.67.

168. Канивец В.И., 1960. Отчет о работах Печорского археологического отряда в 1959 г. Сыктывкар. -НА Коми НЦ УрО РАН. Ф.1. О. 13, Д.44,45,46,47.

169. Канивец В.И., 1961. Научный отчет о результатах исследований Печорского археологического отряда в 1960 г. -Сыктывкар. НА Коми НЦ УрО РАН. Ф.1. On. 13. Д.60,61. -47,73.

170. Фаунистические материалы из пещер Канинская, Уньинская и Первокаменная. Определения. 1960-1962 гг. -НА Коми НЦУрО РАН. Ф.1. Оп.13. Д.77,78.

171. Канивец В.И., 1968. Отчет о работах I Печорского археологического отряда в 1967 г.-Сыктывкар. -НА Коми НЦУрО РАН. Ф.1. Оп.13. Д.161,162.

172. Канивец В.И., Логинова Э.С., 1970. Отчет о работах I Печорского археологического отряда в 1969 г. -Сыктывкар. -НА Коми НЦ УрО РАН. Ф.1. Оп.13. Д.198,199.

173. Канивец В.И., 1971. Отчет о работах I Печорского археологического отряда за1970 г. Сыктывкар. -НА Коми НЦ УрО РАН. Ф.1. Оп.13. Д.22,23.

174. Канивец В.И., 1972. Отчет о работах I Печорского археологического отряда за1971 г. -Сыктывкар. -НА Коми НЦ УрО РАН. Ф.5.0п.2. Д.47,48.

175. Мурыгин A.M., 1988. Отчет о работах Северного археологического отряда в 1987 г. -Сыктывкар. -НА Коми НЦ УрО РАН. Ф.5. Оп.2. Д.392,393.

176. Мурыгин A.M., 1983. Отчет о работах Северного археологического отряда в 1982. -Сыктывкар. -НА Коми НЦ УрО РАН. Ф.5. Оп.2. Д.300,301.

177. Рябцева E.H., 1990. Отчет Приуральского археологического отряда экспедиции СГУ в 1989 г. -Сыктывкар. Архив Музея археологи и этнографии СыктГУ. Ф.2.Д.53.1. СОКРАЩЕНИЯ

178. АСГЭ Археологический сборник Государственного Эрмитажа

179. ВАУ Вопросы археологии Урала . ЗРАО - Записки Русского Археологического общества . ЗСЭС Западно-сибирский этнографический сборник . ИКФВГО - Известия Коми филиала Всероссийского

180. Географического общества . ИРГО Известия Русского Географического общества . ИФС - Историко-филологический сборник . КСИА - Краткие сообщения Института археологии РАН . КСИИМК - Краткие сообщения Института истории материальной культуры

181. МАЕСВ Материалы по археологии Европейского Северо-Востока

182. ЭСРГО Этнографический сборник Русского географического общества1 Канинсквя пещера2 ' Унытскт пещера3 Ушминская пещера4 Лакснйскзя тщора5 Шайтаисквя пещера

183. Чаньтнская пещера 7- Тшиая пещера8 Седьюсская пещера§ Эшмессхая пещера10.14 комплекс пещер у д. Аден15 -ХэВбидй-пэдареко® жерше.memo16 Лек-Ижман 17-Арт

184. Рт, I, Схеме рзстложтт святилищр.1НцоРА5 0 0 50 ИР 150 КОщ

185. Рис. 2. Канинская пещера, I общий вид; II - план грота

186. Рис. 3. Уньинская пещера I общий вид; II - шан раскопа1. Рис. 4. Эшмеская пещера

187. Рис, 6. Хэйбидя-Пэдарское жертвенное место Планы раскопокi

188. Рис. 8. Височные кольца 1,2,4-13 Хэйбидя-Пэдарское жертвенное место; 3 - Канинская пещера1.I1. Рис. 9. Гpиены1.3 Канинская пещера; 4 - Хэйбидя-Лз/Эарское жертвенное месток №№ 3-221,2- без масштаба (по Г.А. Чернову)

189. Рис. 10. Пластинчатые браслеты1.8,11-16,18-21 Хэйбидя-Пэдарское жертвенное место 9,10,17 - Канинская пещера; 22 - Адакская пещера 1-22 - медистый сплав

190. Рис. 19. Монеты, брактеаты, монетовидные подвески 1,4-6,13,14- Уньинская пещера; 2,7,9-12- Эшмесская пещера; 3,8 Адакская пещера; 15,16- Канинская пещера; 1-8,16- серебро; 9-12,15 - медистый сплав, оловянистый припай, серебро; 13,14- цветной металл

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.